Большой ли праздник казанская божья матерь. Казанская икона Божьей Матери: история

Православные христиане с почитанием относятся к иконе Божьей матери. Это объясняется многочисленными чудесами, которые связаны с чудотворной иконой. В честь казанской иконы построены одноименные храмы и церкви. А в церковном календаре явление иконы отмечено праздничными датами, одна из которых припадает на 21 июля – день перового явления в Казани.

21 июля – праздник Казанской иконы Божьей матери, история чудесного явления

История чудесного явления иконы произошла в 1579 году. Вера христиан была еще не настолько крепка, чтобы противиться испытаниям. Немилостивое испытание выпадает на плечи казанских жителей.

Лучи палящего солнца не способны пробить столбы пыли и пепла. Страшный пожар, полыхающий здесь неделю, безжалостно уничтожил церковь Николы.

Пламя охватило и Казанский Кремль. Как ни старались мужики, не удалось потушить – и зарево стояло над градом многие часы. Ужас охватил женщин и малышню. что будет, если не получится остановить стихию и пламя перебросится на дома. Ведь совсем скоро зима, и никак не успеть отстроить новое жилище.

А противники церкви ехидно усмехались, что ж ваш бог допустил пожар – не уберег своего храма. И многие усомнились в вере. Может это знак недовольства Бога, что люди обратились к Христу.

Старания были напрасными – и пожар все же смог уничтожить многие дома. Началось строительство.

Некогда горевать, да и помощи ждать не от кого.

Совсем скоро холода – и работа закипела в ускоренных темпах. В заботах проходили и дни погорельца Даниила Онучина.

А вот дочери стрельца Матроне совсем непонятны были родительские хлопоты. Девятилетняя девчушка и рада была, что мать с отцом не запрещают интересных забав. И было малышне, чем увлечься.

Целый день проводили исследовательские раскопки на пожарище. То камешек интересный найдется, то стеклышко диковинное. Только к вечеру, угомонившись, Матрона прибегала домой и быстро засыпала.

Но одной ночью проснулась девчушка от необычного сна.

Сама Дева Мария приходила к ней, озарив ярким светом. И рассказывала, где на пожарище найти икону чудотворную. Испугалась девчушка – и не понять, то ли сон то был, то ли видение.

Уставшие родители заругались на дочь. Сны не все от Бога, а видения бывают только у святых. Так что остался необычный сон Матроши без внимания.

Но видение повторяется на следующую ночь, и через день. Решили все же родители проверить, а вдруг неспроста Матрона каждую ночь видит Богородицу.

И отправились Матрона с матерью на пожарище в указанное место. Начали копать. Еще немножко, еще и, о чудо, что это, неужели икона. Достали они сверток, а там действительно, икона Божьей Матери.

Как же икона оказалась в земле? Скорее всего, таким способом первые христиане спасли икону от посягательств иноверцев.

Весть о находке быстро облетела соседние селения. И поспешили священники к чудесному месту.

Архиепископ Иеремия принял икону и велел перенести в храм святого Николая.

Проведя молебен, икону переносят Крестным ходом в первый православный храм города Казань – Благовещенский собор.

Чудотворная сила иконы проявилась еще в пути. Два слепца из Казани Никита и Иосиф прозрели во время Крестного хода. И поспешили к иконе вереницы страждущих, и даже те, кто еще вчера усмехался, усомнившись в вере.

Просили паломники икону вернуть здоровье, благости для великих дел, помощи в ответственных событиях.

Сам Иван Грозный был настолько поражен историей обретения иконы, что тут же велел начать строение Казанского собора и женского монастыря.

Именно в этом монастыре Матрона и ее мать в последствии приняли монашеский постриг.

Чудеса иконы Казанской Божьей Матери

Икона Божьей Матери является путеводительницей, и многие православные нашли свой путь благодаря святому образу.

С иконой Казанской ополчение выступило в сторону Москвы в Смутные времена и смогло освободить град от самозванцев.

В 1636 году в Москве был возведен самый знаменательный храм – Казанский собор. Именно в тот храм позже перенесли чудотворную икону.

Петр I со своими воинами впредверии важной битвы – Полтавского сражения обращался именно к иконе Казанской Богоматери, которая находилась в селе Каплуновка.

В войне с Наполеоном солдаты шли в бой с образом Казанской Божьей Матери. Именно 22 октября в день празднования явления Казанской иконы была одержана крупная победа над французами после ухода тех из Москвы. День начался со снегопада и сильных морозов, что стало одной из причин таяния армии противника.

Но не только воинам и освободителям указывает путь святой образ. Именно этой иконой благословляют молодых на совместную жизнь родители. Многие чудеса связаны с иконой, ставшей любимой на Руси.

Празднование чудотворной иконы Казанской Божьей матери

Прежде всего, с этого дня в селениях начиналась уборочная.

Но для деревень и городов, где икона была престольной, 21 июля был праздничным и нерабочим днем.

Трудиться в такой день было грешно.

Поэтому организовывали праздничные гуляния, на которые собирались и жители соседних деревень. Обязательны были угощения и песни под гармонь.

Пели коротенькие песенки и частушки. Молодежь устраивала танцы на улицах. Праздник мог продолжаться и несколько дней.

Издавна на Руси славится образ Богоматери, а празднества, связанные с ним, не случайно имеют особое сакральное значение для всего православного люда. Поэтому, одним из самых любимых и почитаемых в народе считается праздник Казанской иконы Божией Матери (или праздник Казанской Божьей Матери, в просторечии).

Этой иконой по сей день родители благословляют новобрачных и которая указывает верный путь (или правильное решение) всем сомневающимся. Эта удивительная икона также обладает многими целительными свойствами, но наиболее она известна многочисленными случаями исцеления верующих от слепоты и других проблем со зрением.

Праздник отмечают дважды в году: 21 июля и 4 ноября , ведь с каждой датой связана именно своя история.

Кстати, само возникновение и настоящая судьба этой чудодейственной иконы, дарящей и физическое, и духовное прозрение, до сих пор окутаны тайной. Но, обо всем по порядку!..

21 июля – летний праздник Казанской иконы Богородицы

Началась эта вереница удивительных событий после ужасного пожара, произошедшего в Казани летом 1579 года, который оставил без крова многих казанцев. Среди погорельцев оказалась и дочь местного стрельца девятилетняя (по некоторым источникам – одиннадцатилетняя) Матрена (или Матрона) Онучина, которой вдруг явилась во сне Богоматерь, указавшая девочке место, где находится под землей Ее икона.

Поскольку никто из взрослых всерьез не воспринял детские слова, в третьем сновидении Пречистая Дева разгневалась на Матрену, угрожая ей скорой гибелью, если та не выполнит Ее поручение. Тут уж перепуганные девочка с матерью отправились с вестью к местным градоначальнику и архиепископу, но те лишь отмахнулись от назойливых посетительниц.

Что делать?.. Пришлось Онучиным самим начать раскопки на пепелище в указанном во сне месте, где икона и была выкопана Матреной собственноручно и выглядела на удивление свеженаписаной.

Как попала она в землю – первая тайна Казанской иконы. Возможно, была она там укрыта от сторонников Магомета каким-нибудь православным еще до взятия Казани Иоанном Грозным, но это лишь предположения, не более…

В этот раз «отцы города» не оплошали и тут же прибыли на место, после чего крестным ходом перенесли чудесную икону (через расположенную вблизи церковь Св. Николая) в первый православный храм Казани – Благовещенский собор. И вот тут-то (буквально по дороге) Казанская Богородица начала проявлять чудеса исцеления, первые из которых коснулись местных слепцов Иосифа и Никиты.
На месте чудесной находки чуть позже был заложен женский монастырь, первой в котором приняла постриг Матрена Онучина, ставшая Маврой (Марфой), в будущем – его игуменья. Последовала за дочерью и мать Матрены.

4 ноября – осенний праздник Казанской иконы Богородицы

Вскоре список с чудотворной иконы был отправлен Иоанну Грозному в Москву (откуда он впоследствии в 1737 году попал в Санкт-Петербург и был помещен в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, на месте которой позже был возведен Казанский собор).

Интересно, что у историков нет точных фактов, касающихся судьбы подлинника, ибо некоторые из них утверждают, что в Москву был отправлен именно он, а не список. Достоверно известно лишь, что чудотворных списков изготовлено было два.

Один из списков Казанской иконы Богоматери был внесен в освобожденную от поляков Москву 22 октября (4 ноября) 1612 года Дмитрием Пожарским, возглавлявшим народное ополчение. Это радостное событие и дало начало «осенней Казанской», которая долгое время отмечалась на государственном уровне.

В 1636 году этот образ Пречистой Девы был помещен в возведенном на Красной площади Казанском соборе (сегодня икона находится в Богоявленском соборе). К покровительству Казанской иконы Богоматери русские правители обращались на пороге всех переломных исторических событий (и накануне Полтавской битвы, и перед разгромом французов в 1812 году).

Последняя тайна Казанской иконы Божьей Матери (ФОТО)

В 1904 году среди русского православного мира вдруг разнеслась ужасная новость: в Казани похищена и уничтожена знаменитая икона Богородицы. Это преступление взял на себя некто Стоян-Чайкин, скончавшийся позже в Шлиссельбургской крепости, который совершил это кощунство, чтобы доказать всем «несвятость» иконы.

Обвинение основывалось на найденных в квартире вора драгоценностях с оклада и показаниях девятилетней (случайность ли?) дочери его сожительницы, якобы видевшей, как Чайкин с подельником Комовым рубили иконы и сжигали их в печи.

Там действительно были найдены потом несколько петель, жемчужин, гвоздиков и остатки материи. Но была ли сожжена тогда именно похищенная из храма Казанская икона Богоматери – точно не известно…

Так был потерян след этой святыни… Некоторые считают, что подлинник иконы находится в Москве (а в огне погиб список), другие – что в Санкт-Петербурге, а третьи – что настоящая икона находится на сохранении у старообрядцев.

Очень хочется верить в бессмертие реликвии!.. Но, быть может, не менее важно для всех нас хранить ее в своем сердце?..

Празднование Казанской иконы Божьей Матери установлено совершать два раза в год: 8/21 июля - в честь ее чудесного обретения и 22 октября/4 ноября в честь избавления Москвы и Руси от польского нашествия.

4 ноября/22 октября - «Осенняя Казанская».
В октябре 1612 года русское ополчение во главе с Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским освободило Москву от польско-литовских захватчиков. Перед решающей битвой русские молились перед Казанским образом Божией Матери. Победа была одержана благодаря заступничеству Богородицы, поэтому в честь ее иконы установили праздник. Сначала он был только московским и казанским, а в 1649 году стал отмечаться во всей Руси. До Октябрьской революции этот день (4 ноября по новому стилю) был нерабочим. С 2005 года традиция восстановлена, государственный праздник назван «Днем народного единства» и является выходным.

8/21 июля - «Летняя Казанская».
День обретения Казанской иконы Божией Матери празднуется с XVI века. Икона была чудесным образом явлена людям в 1579 году, после того как практически половина Казани была уничтожена пожаром.

История становления праздника подробно изложена в разделе «События из истории иконы». 8 июля и 4 ноября в церкви совершается одна и та же служба. Кондак звучит следующим образом: «Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, - скорой помощнице, готовому и теплому спасению, - к покрову Девы. Ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от всяких бед и зол, благонравныя и богобоящияся рабы Своя». Таким образом, о Казанской иконе Божией Матери говорят как о защитнице Русской земли. Богородица хранит нас и благословляет.

С большим почтением относится к чудотворной Казанской иконе Божией Матери русский народ. Она есть в каждом городе во многих церквах и домах. Через этот образ Богородица становится Помощницей и Целительницей. С душевной бедой или физическим недугом обращаются к ней православные, и происходит чудо. Недаром Россия называется Богородичной, более 500 икон Божией Матери явили себя как чудотворные.
В день празднования Казанской иконы Божией Матери архимандрит Кирилл (Павлов) говорил о том, что нужно обращаться с молитвой к Царице Небесной, которая помогает нам идти по пути к спасению. Она всегда заступается за нас, не забывает нас, бережет и спасает от зла. Богородица ходатайствует в молитвах за нас пред Богом. Она видит всех: тех, кому угрожает опасность от врагов, кого одолевают скорбь и болезни.
Любя весь человеческий род, Она замечает каждую нашу слезу, всякую беду и просто вздох и непрестанно молит Своего Божественного Сына и Господа о милости к людям и избавлении их от всякого зла. Если вдруг случилась беда, нужно вспомнить об этом и позвать Матерь Царицу Небесную, и она тотчас придет и поможет.

История и значение иконы Казанской Божией Матери

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579). 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это - знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский.

Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским († 1174; память 4 июля). Волга - главный водный путь страны - стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Явились первые мученики - святые Петр и Стефан (память 24 марта). Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви и вскоре просияли своими архиепископами: святителем Гурием († 1563; память 5 декабря) и святителем Германом († 1567; память 6 ноября).

Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери.

Трудно шло дело проповеди Евангелия в покоренном царстве среди закоренелых мусульман и язычников. Пресвятая Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, еще в земной Своей жизни разделявшая со святыми Апостолами благовестнические труды, видя старания русских миссионеров, не замедлила послать им Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.

28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан. «Вера Христова, - говорит летописец, - сделалась притчею и поруганием». Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства.

Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор - первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца - Иосиф и Никита.

Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.

В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский († 1612; память 17 февраля). Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани». С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих. Рукопись «Повести» - автограф Святейшего Патриарха Ермогена - целиком воспроизведена в факсимильном издании: Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятыя Богородицы. С предисловием А. И. Соболевского, М., 1912.

Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Не случайно Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы (празднование 7 июля) и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница. Много раз «Матушка Казанская» указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.

В год явления ее в Казани (по другим источникам двумя годами позже) начался знаменитый поход «за Казань» (за Уральские горы) блаженного Германа, казачьего атамана Ермака Тимофеевича Повольского († 1584), увенчавшийся присоединением Сибири. Благодатной энергии, излученной чудотворным образом, было достаточно, чтобы за несколько десятков лет русские землепроходцы-миссионеры прошли на восток, «встречь солнца» многие тысячи километров и в праздник Покрова в 1639 году вышли в первое плавание по Тихому океану, благовествуя спасение окрестным народам.

Православные воины и миссионеры шли на восток, отступники бежали на запад. Волной самозванцев и «воровских людей» старались затопить Русь в начале ХVII столетия иезуиты. Промыслом Божиим в период польского нашествия (1605-1612), который народ назвал «Смутным временем», Русскую Церковь возглавлял великий исповедник Православия - священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор «Сказания» о ней и Службы ей.

В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за Святую веру и Отечество, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите... везде говорите моим именем». Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский.

Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия.

Огромные трудности испытывали русские войска: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия. В осеннюю непогоду двинулось русское воинство на штурм Москвы, находившейся в руках поляков.

Трехдневный пост и усердная молитва пред Казанской иконой Божией Матери приклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля). Ночью келлия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена».

Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня - Кремль.

В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.

По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.

В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским.

В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1721 году Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург, где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор.

В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.

Казанский собор в Петербурге строился с 1801 по 1811 год - как бы специально для того, чтобы стать храмом-памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года. Иконостас главного алтаря тонкой чеканной работы, исполнен из ста пудов серебра: из них сорок пожертвованы храму донскими казаками, отбившими в 1812 году это серебро у французов. Стены собора украшены трофеями, взятыми у французов в 1812 году. Вражеские знамена склонились у священной гробницы погребенного в соборе князя Михаила Кутузова-Смоленского, спасителя Отечества. Бронзовые изваяния Кутузова и Барклая де Толли стоят перед храмом у концов колоннады, полукругом обнявшей соборную площадь...

В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, взывая: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего... всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим».

Благодатным осенением расположились иконы Пречистой Богородицы по лицу нашей Отчизны, воистину образуя Небесный покров. Ее неустанным ходатайством ниспосланный Божественным Сыном, принесшим Себя в жертву для спасения человечества. Древний Владимирский святой образ Богородицы хранит и благословляет наши северные пределы, Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли сияет лучами неизбывной благодати чудотворный Казанский образ Пречистой нашей Матери.

Казанская икона Богородицы является одной из самых почитаемых на Руси. Празднование совершается два раза в год – 8/21июля и 22 октября/4 ноября. Иконография образа представляет собой тип «Одигитрия» («Путеводительница»).

История обретения чудотворного образа Богоматери уходит во времена захвата Казани Иоанном Грозным в 1552 г. После продолжительной осады и успешного штурма города, Казанское ханство было окончательно присоединено к Руси. Через год была учреждена Казанская епархия, и началось обращение язычников и мусульман в христианство. В 1579 г. в городе случился страшный пожар, испепеливший часть кремля и прилегающую к нему территорию города. В связи с этим магометане стали поговаривать, что русский Бог немилостив к людям и наказал их огнем. Тогда для укрепления православной веры была явлена великая милость Божия – обретение чудотворного образа Божией Матери.

Девятилетней Матроне, дочке стрельца Онучина, дом которого был полностью уничтожен огнем, во сне явилась Богородица и открыла, что под развалинами дома находится Ее чудотворный образ. На слова ребенка о чудесном явлении никто не обращал внимания. Матерь Божия явилась Матроне еще два раза, указала точное местонахождение иконы на пепелище и повелела сообщить архиепископу и градоначальникам, чтобы они извлекли из земли Ее чудотворный образ. Наконец, мать девочки начала копать землю в указанном ей месте, но иконы там не было. Стоило только самой Матроне взять заступ, как чудотворная икона Богородицы была обретена. Великолепный образ, завернутый в ветхий суконный рукав, был ясен и светел, как будто написан только что.

После чудесного обретения икона была перенесена в церковь Николы Тульского, а затем в Благовещенский собор. Священник Никольской церкви Ермолай, будущий Патриарх Московский Ермоген, стал первым автором тропаря и службы Казанскому образу Богоматери. Также он стал свидетелем чудес, совершившихся во время крестного хода с иконой: по дороге и во время торжеств обрели зрение несколько слепцов.

Осеннее празднование иконы связано с освобождением Москвы от поляков в 1612 г. Во время Смуты, когда столица Руси была занята неприятелем, список с чудотворной Казанской иконы был передан князю Дмитрию Пожарскому. После усердной молитвы русских воинов перед образом Пречистой стало известно о том, что находившемуся в Кремлевских стенах в заточении архиепископу Элассонскому Арсению явился осиянный светом преподобный Сергий Радонежский и возвестил, что назавтра Москва будет в руках ополчения Пожарского и Россия будет спасена. Такая духовная поддержка придала сил русскому воинству, и на следующий день 22октября/4 ноября защитникам Отечества удалось освободить Китай-город от поляков, которые затем сами сдали ополчению Кремль. Иноземцы были изгнаны. Духовенство торжественно вышло навстречу победителям с московскими святынями, во главе которых несли образ Казанской иконы Божией Матери. В память освобождения Москвы и России от поляков установлено празднование иконы 22 октября/4 ноября, а в память чудесного обретения Казанского образа Пречистой – 8/21июля.

В наши дни 4 ноября является в России государственным праздником – днем народного единства, который приурочен к победе над польскими интервентами в 1612 г.

Казанский собор на Красной площади

В самом сердце России, на Красной площади возвышается величественный Казанский собор. Он был построен по приказу князя Дмитрия Пожарского для Казанской иконы Божией Матери ориентировочно в 1625 г. Сначала это была небольшая деревянная церковь, потом каменный храм, к которому со временем пристроили третий ярус и колокольню. В 1936 г. храм был полностью уничтожен. Второе рождение состоялось в 1990–1993 гг., когда по инициативе Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры собор был отстроен вновь и освящен 4 ноября 1993 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Тропарь Иконе Божией Матери Казанская

Заступнице усердная, / Мати Господа Вышняго, / за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, / и всем твориши спастися, / в державный Твой покров прибегающим. / Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, / иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, / предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею/ и сокрушенным сердцем, / пред пречистым Твоим образом со слезами / и невозвратно надежду имущих на Тя, / избавления всех зол, / всем полезная даруй / и вся спаси, Богородице Дево: / Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.

Анна Котова

Из слова приснопамятного архимандрита Кирилла (Павлова)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные братия и сестры, сегодня мы с вами торжественно молитвенно вспоминаем и прославляем явление милости Божией Матери православной державе Российской, выразившееся в чудесном избавлении нашего дорогого Отечества в 1612 г. от нашествия иноплеменников.

Наши предки, русские люди, любили Богоматерь и питали особенную, глубокую веру в небесное предстательство Ее о роде христианском и всегда обращались к Ней с усердной молитвой в своих скорбях и бедствиях. Хотя целые страны считали Пресвятую Деву своей Покровительницей и чтили Ее, но в нашем Отечестве имя Матери Божией было окружено особым почитанием – неизмеримо большим, нежели где бы то ни было еще, и Богоматерь ни на какую другую землю не излила столько Своей благодати и милости, сколько на Землю Русскую. Практически во всяком русском городе непременно есть источник благодати Богоматери – Ее чудотворные иконы, в которых восхотела Она дать людям небесный залог Своей любви и послужить Утешением для страждущего человечества. Народ наш любил называть Богоматерь особыми именами, приличествующими Ее небесному покровительству и милосердию, и Матерь Божия не оставляла тщетной его веру, но подавала скорую помощь каждому просящему и Отечеству нашему в целом.

Особенно памятно избавление нашей земли милостью Божией Матери от владычества поляков в 1612 г. В ту скорбную пору, когда царский род на Руси совсем было пресекся, в нашем Отечестве стали происходить беспорядки, которые и привели к полному безначалию. Этим поспешили воспользоваться поляки: они захватили в свои руки Москву и с ней – до половины царства русского. Опасаясь так навсегда и остаться под властью ига польского, русские люди встали на защиту своего Отчества, возложив при том упование на Небесную Заступницу, к Которой и обратились с горячей мольбою о помощи в борьбе против врага. Войска взяли с собой икону Божией Матери, именуемую Казанскою и, предводительствуемые Ею, приблизились к Москве. Был объявлен пост, весь народ и воины три дня постились и горячо молились пред чудотворной иконой Царицы Небесной о даровании им победы. И Пренепорочная Владычица услышала молитву их и Своим предстательством испросила у милостивого Сына и Господа Своего помощь и одоление на врагов русским людям. Явившийся ночью в сонном видении томившемуся в заточении у поляков греческому архиепископу Арсению Преподобный Сергий Радонежский сказал Владыке, что Господь по молитвам Матери Своей и святителей московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа на следующий же день низложит захватчиков и первопрестольный град российский возвратит в руки русских людей.

Ободренные этим известием воины наши 22 октября с Казанской иконой Божией Матери без особого труда взяли Москву и освободили Отечество от иноплеменников. Таким образом, и страна, и Церковь были избавлены от иноземного порабощения. Благоговея пред Небесною Помощницей, благодарное воинство и все граждане столицы в следующий же воскресный день совершили молебное пение ко Пресвятой Богородице, спасшей русское государство. Крестным ходом, неся Казанскую икону, прошли они до самого Лобного места, причем в воротах Кремля встретил их святитель Арсений с другой святыней – сохраненным им в плену чудотворным Владимирским образом Богоматери. А чтобы память спасительного заступления Пресвятой Богородицы за Отечество наше не ослабела от времени, вскоре единодушно положено было совершать ежегодно торжественное воспоминание о чуде Ее в настоящий день, 22 октября.

Как видим, дорогие братия и сестры, основной причиной спасения страны от погибели явилась твердая православная вера наших предков. Когда надежды на человеческие силы уже не было, тогда все истинные сыны Церкви и Отечества возложили на себя трехдневный пост и молились к Богоматери пред чудотворной Ее Казанской иконой. И молитва их была услышана. Кроме того, с самых древних времен народ русский отличался простой, благоговейной верой и искренней, сердечной любовью к Господу Иисусу Христу. В этой вере нашей и в любви к Сыну Приснодевы Марии и кроется причина особенной к нам Ее милости. Какая мать останется равнодушной к тому, кто будет выказывать, кто обнаружит явные знаки участия и любви к ее детям? Благоговейная вера, крепкая любовь к Сыну Божию, Господу нашему Иисусу Христу, несомненно, и на небе доставляет особенную радость Пречистой Его Матери. И отсюда происходит то, что заступление и помощь Ее изливается на всех, кто издревле свято чтит и исповедует Господа Иисуса Христа, благоговейно поклоняется Ему и с любовью повинуется устроенной Им на земле Церкви.

К чему же обязывает нас воспоминание о чудесной помощи Матери Божией нашей Земле Русской? Чем ближе, чем милостивее и внимательнее к нам Матерь Божия, тем надо осторожнее относиться к своему поведению и к своей вере. Чем больше дается, тем больше будет и взыскано с нас. Кто, как не народ Божий, народ еврейский, видел над собой столь явную, столь чудесную помощь Божию? Вся его история от начала до конца проникнута, наполнена описаниями чудного, непосредственного руководства Божия. Но в то же время как много, как тяжко потерпел он, этот избранный народ Божий, за свое многократное отступление от истинного Бога, за свои частые измены вере праотцев! Почему? Потому что того требует правосудие и величие Божие: Господь не может оставить безнаказанным ни одного проступка, оскорбляющего достоинство Его святого Закона. «Уйдем отсюда», – раздалось в самом Святилище иудейского Храма, и вскоре мерзость запустения явилась на месте святе и останется там, по слову Господню, до конца века – после того, как народ еврейский не уверовал в Единородного Сына Божия.

Возблагодарим же, дорогие, Господа и Пречистую Его Матерь за столь великие благодеяния, явленные к утверждению и возвеличению Отечества нашего, приведенного к своей славе путем тяжких испытаний единственно десницею Божией. Будем дорожить, братия и сестры, святым союзом с Господом Иисусом Христом и Его Пречистой Матерью, избравшей нашу землю Своим достоянием. Господь Иисус Христос и Матерь Его ревнуют по нас любовью. Будем помнить, Кто наша Заступница, Кто наша помощь и надежда, и не порвем с Ней союза своего, но утвердим его верой, жизнью своей и упованием.

Помышляя, что православные христиане составляют достояние Сына Ее и пользуются особым покровительством Ее, не будем забывать вместе с тем и того, что истинное свойство православных христиан в том, собственно, и состоит, чтобы во всем последовать Христу как единственному Законодателю и бесконечно любить Его как единственного нашего Спасителя. Надо крепко держаться того пути, которым шли наши православные предки, который указал нам Иисус Христос, который указывает и святая Церковь. Этот путь Господь начертал нам в Своем Святом Евангелии, и его мы должны свято хранить и соблюдать. Отступим мы от этого пути, от этого завета со Христом, отступит от нас и наша Заступница, Царица Небесная, потому что в союзе с врагами Сына Своего, попирающими Его учение, Его заповеди, Его Кровь заветную, быть Она не может, как и Христос, Сын Ее, не может быть в союзе с велиаром.

Помолимся же сегодня Царице Небесной, чтобы Она Сама утвердила нас на спасительном пути, ибо Она всегда готова ходатайствовать о нас, только бы мы прибегали к Ее предстательству с теплой и усердной молитвой, с твердой верой и упованием. И тогда Она ни за что не отступит от нас Своим благосердием, но присно будет сохранять и спасать нас от всякого зла. Вознесем Ей горячие молитвы от всего своего сердца, с умилением воззовем к Ней: Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго!

Каждый год 4 ноября верующие отмечают великий православный праздник, посвященный Казанской иконе Божией Матери. В этот день особенной силой обладают молитвы, прочтенные перед святыней Богородицы. Они способны творить настоящие чудеса.

Молитва первая:

«О, Святая Богородица! С надеждой и светлыми чувствами к Тебе несу я молитву свою. Не отворачивай взор Свой от молящихся к Тебе. Услышь слова наши, о милостивая Дева. Помолись перед Господом и перед Сыном Своим Иисусом Христом за ошибки наши и деяния грешные. Да не дай стране нашей пасть в бою за свободную жизнь. Не позволяй солдатам умирать на войне в битвах кровавых и бесчестных. Убереги дома наши от злых духов и ссор. Не позволяй нам предаться скорби, печали и унынию. Подари нам силы двигаться вперед и проживать жизни наши в здравии, счастье и радости. Наполни наши сердца любовью, верностью и храбростью! И не покидай нас никогда, о Пресвятая Дева! Да восхвалим мы Великое Имя Твое. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Молитва вторая:

«О, великая Матерь Божия, Защитница и Благодетельница христиан. Ты — Царица душ небесных и Владычица человечества, живущего на земле грешной. Ты молишься за нас, благодаря Тебе Господь дарит нам покаяние и благословение Свое. Услышь и сейчас молитвы наши, ибо молимся Тебе перед Твоим Образом Святым. Не оставь души наши без света и теплоты Твоей! Наполни сердца наши добродетелью. Отгони прочь от жизней наших злобу и коварство, ложь и ненависть. Стань оберегом для детей наших, озари их жизненный путь праведностью. В Тебе прибежище наше. О, Пречистая Дева, Тебя восславляем, перед Тобой колени преклоняем, Тебе молимся и Тебя, Великая Заступница, почитаем. Не оставь же нас без помощи. Исцели от болезней душевных и недугов телесных. Наставь на путь истинный. Не покидай в минуты страшные. В Тебе защита наша, в тебе дорога наша в Царствие Божие. Никогда мы имя Твое воспевать и славить не перестанем. Да пребудет на все воля Господа. Отныне и во веки веков. Аминь. Аминь. Аминь».

В этот светлый праздник в честь великой Казанской иконы Божией Матери у каждого человека есть шанс встать на верный путь и изменить свою жизнь в лучшую сторону , обретя поддержку Богородицы, впустив Ее в свое сердце. Достаточно лишь вознести искренние молитвы перед ликом Святой Девы, наполнив каждое слово добром, любовью и верой. Мы желаем вам светлого и чистого праздника, берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и