Сладкое Лобзание (Гликофилусса), чудотворная икона Пресвятой Богородицы на. Сладкое лобзание

Среди почитаемых ликов Божией Матери особенно выделяется образ «Сладкое лобзание», написанный, по преданию, святым Лукой. Эта чудотворная икона не раз проявляла чудеса исцеления.

Славится своими чудесами. Образ «Сладкое лобзание» не единожды спасал верующих от голода и болезней. Поклониться иконе, которая находится на Афоне, стремятся многие паломники, однако во многих городах и селах России есть списки с иконы. Они также обладают даром исцеления и нередко проявляли чудеса, излечивая смертельно больных прихожан.

История и описание иконы Божией Матери «Сладкое лобзание»

Образ Богоматери прославился своими способностями во времена царствования императора Греции Феофила. Во время борьбы с иконами святыню было приказано сжечь, однако благочестивая женщина, в чьем владении был образ, решила пойти на хитрость. Икона была пущена в море, а затем, через много лет, вновь была обретена без видимых повреждений. Выбросило лик Богоматери на берег перед Афонским монастырем. На месте, где нашли икону, из-под земли начал бить чудотворный источник, к которому устремились паломники со всего света.

Особо прославился образ во время немецкой оккупации. В монастыре преподобного Филофея, где принимали мирян и раздавали им скромную пищу, запасы провианта подходили к концу. Братия решила закрыть двери для прихожан, однако благочестивый старец Савва отговорил их. Он продолжал свое богоугодное дело, несмотря на заканчивающиеся запасы. В день, когда пищи не осталось, к берегу причалил корабль. Богоматерь не оставила людей без своего покровительства, и церковнослужители выменяли у моряков зерно на дрова. После этого знаменательного события не осталось сомнений в том, что чудотворный лик оберегает православных людей от невзгод и дарует спасение.

По преданию, эта икона является одной из семидесяти образов, вышедших из-под кисти апостола Луки. Она написана с двух сторон. На одной из них Богоматерь нежно целует сидящего на коленях младенца Иисуса. На обратной стороне иконы изображено Распятие.

В чем помогает чудотворный образ «Сладкое лобзание»

Верующие молятся перед иконой Божией Матери, прося у нее все, чего им недостает для счастливой праведной жизни:

  • крепкого здоровья, как физического, так и душевного;
  • избавления от мук;
  • укрепления в православной вере;
  • прощения греховных деяний;
  • помощи в делах насущных;
  • укрепления семейных связей;
  • защиты и помощи в воспитании потомства;

Все, что у вас есть на душе, вы можете рассказать перед образом. Высшие Силы обязательно услышат вас и помогут справиться с трудностями. Будьте честны перед собой, и тогда вы получите покровительство Богородицы.

Где находится чудотворный образ

  • Московская область, Ленинградский район, Ильинская церковь в Дыдылдине;
  • Московская область, Щелковский район, церковь Рождества Пресвятой Богородицы;
  • Филофеевский монастырь на святой горе Афон.

Дата почитания

Почитание иконы Божией Матери происходит в понедельник Светлой седмицы, поэтому каждый год дата меняется. В этот день верующие возносят молитвы Деве Марии, прося у нее защиты и покровительства от различных бед. В этот день совершается крестный ход, а также водосвятный молебен.

Молитва перед иконой «Сладкое лобзание»

«Пречистая Дева, прими молитвы искренние раба Божьего (имя), на Твое покровительство уповающего. Спаси и сохрани, Владычица, разум мой чистым и здоровье крепким. Избави от мук и мыслей негативных. Помоги справиться с трудностями да прими меня под свою защиту божественную. Не откажи советом в час трудный, прими благодарности в минуту радости. Молитвами Твоими да пребудет с нами сила Господа нашего Всемогущего. Не остави чад своих на поругание и растерзание силам дьявольским. Аминь».

Существует великое множество святых ликов с изображением Божией Матери. Каждая икона обладает уникальной способностью защищать верующих от бед, болезней и негатива. Если вам нужна поддержка Высших Сил , искренне помолитесь, где бы вы ни находились. Желаем вам счастья и здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и

30.04.2018 05:18

Иконы в православном мире имеют огромное значение и историю, уходящую корнями в глубокое прошлое. Икона...

Икона «Сладкое лобзание» (по-гречески Гликофилусса) прославилась в царствование Греческого императора-иконоборца Феофила (829-842).

Один из приближенных императора, Симеон, подражал своему повелителю в ненависти к иконам. Жена же его Виктория втайне чтила иконы и имела у себя во внутренних покоях икону Богоматери, которой и поклонялась. Муж с негодованием смотрел на это и, наконец, потребовал от жены икону, чтобы ее сжечь. Верующая женщина решилась расстаться с заветной святыней, но не предавать ее в руки мужа.

Она пустила ее в море.

Через неизвестное число лет эта самая икона явилась на берегу моря пред афонским Филофеевским монастырем. Игумен и братия с радостью и честью приняли ее и внесли в соборный храм монастыря. Место явления иконы названо «Агиасмою». В Светлый понедельник ежегодно сюда из обители совершается крестный ход.

Нельзя не упомянуть здесь об одном назидательном чудесном случае, бывшем в 1830 году. В это время в Филофеевский монастырь пришел из Адрианополя один богомолец. Здесь в обители он случайно заговорил с экклесиархом. Последний в искренней беседе рассказал богомольцу о различных чудесах Божией Матери и сообщил также о том, каким образом явилась на берегу моря пред Афонской Филофеевской обителью Ее икона Сладкое лобзание.

Богомолец с любопытством о всем расспрашивал экклесиарха, внимательно выслушивал его рассказы и, по-видимому, все близко принимал к сердцу. Экклесиарх шел навстречу его желаниям. Но каково же было его изумление, когда его собеседник в конце концов выразил свое сомнение в истинности всего рассказанного, а повествование инока о чудесном явлении иконы Божией Матери Гликофилуссы счел за простую басню, которой может поверить разве только ребенок.

Экклесиарх задумался. Он не ожидал ничего подобного. Несомненно, что в душе богомольца были посеяны злые семена, и они отравляли его христианское настроение. Может быть, он был уже близок к полному падению. Ведь от отрицания благодеяний, оказанных роду человеческому Богоматерью, и от сомнений в чудесном явлении Ее святого образа всего лишь один шаг к сомнению и в чудесах вообще, а в частности, и чудесах Спасителя рода человеческого...

Видя близкую гибель своего собеседника, экклесиарх пытался рассеять его дух сомнения, но богомолец упорно отрицал все его слова и доводы. Так глубоко он пал.

И не доводы инока убедили богомольца: он был возвращен в число искренних последователей Христа Самой Царицей Небесной.

В тот же день над ним самим совершилось чудо, и из него он мог убедиться в чудесной силе Пречистой Девы. Идя по верхнему этажу дома, он оступился и начал падать вниз. Тут он воскликнул: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» и спустился на землю без всякого вреда...

Икона Сладкое лобзание прославлена и другими чудесами. Она стоит в соборном храме обители и изображает Богоматерь лобзающей Предвечного Младенца. Икона имеет в высоту 1 аршин 12 вершков, а в ширину 1 аршин 3 1/2 вершка. Есть церковное предание, что она одна из 70-ти икон, написанных евангелистом Лукой.

В скиту русского афонского Пантелеймоновского монастыря есть снимок с чудотворной иконы «Гликофилусса».

Икона Елизаветы Чудотворицы была написана в конце XIX века. Сейчас она находится на попечительстве в соборе Иоанно-Предтеченского монастыря. Данная святыня была перевезена сюда 6 января 2002 года из храма святых апостолов Павла и Петра, который находится близ реки Яузы. Также оттуда в монастырь были перевезены и другие святыни: древний образ Святого Пророка, Крестителя и Предтечи Господня Иоанна вместе с обручем, а также образ игумении Константинопольской, расположенной на иконе.

Где хранится икона

Многих верующих людей интересует вопрос: «Где хранится икона святой Елизаветы?» Знаменитый для большинства верующих храм святых апостолов Павла и Петра не подвергся гонениям после революции в первой половине XX века и проработал на протяжении всего существования Советского Союза. Благодаря стараниям служителей церкви, многие ценные святыни были сохранены в первозданном виде до наших дней, в том числе и икона мученицы Елизаветы. В 90-х годах прошлого века была открыта и освящена Ивановская обитель, туда перевезли несколько христианских святынь из храма святых апостолов Павла и Петра. Туда же была отправлена и знаменитая икона Елизаветы.

После развала Советского Союза одним из первых был восстановлен и открыт для прихожан Храм преподобной мученицы Елизаветы Федоровны. Это радостное событие случилось в 1995 году. Туда была перевезена одноименная икона. Не так давно икону мученицы Елизаветы отреставрировали и поместили ее в Соборе святого Иоанна Предтечи, который находится на территории Иоанно-Предтеченского монастыря.

В женском монастыре Ионанна-Предтеченского был построен храм в честь святой Елизаветы Чудотворицы. Средства на возведение постройки были выделены согласно завещания покойной благотворительницы Елизаветы Зубачевой-Макаровой. Женщина была названа в честь одноименной великомученицы. Благословил открытие храма святой Филарет Московский.

Описание иконы

Теперь о том как выглядит икона святой Елизаветы. Данная святыня была выполнена на цинке, как и множество подобных икон, создаваемых в то время художниками. Образ игуменьи выполнен в мягких розовых, зеленоватых и голубых оттенках. Святая изображена в полный рост. Она стоит на берегу водоема, за которым виднеются невысокие холмики. На голове у женщины надет платок красного цвета. Таким же цветом окрашена и земля под ее ногами. Тело святой Елизаветы (на фото иконы в статье это видно) прикрывает зеленая мантия. Над головой Елизаветы изображены синие небеса.

На изображении отсутствуют символы игуменской власти, однако молитвенно-сосредоточенный лик великомученицы и сдержанный мягкий облик являют нашему взору непрестанное молитвенное обращение и предстояние к Господу и к его духовной власти. Изображенная на иконе Елизавета словно просит защиты у Всевышнего для тех, кто молит ее о помощи.

Правая рука у мученицы согнута и прижата к груди в области сердца. Это символизирует, что вся ее любовь обращена к Богу и людям. В левой руке у святой находится свиток с молитвой обо всех просящих благословения перед ней. Изображенная на иконе великая княгиня Елизавета просит у Всевышнего прощения людских грехов и спокойствия после того, как души умерших отправятся на страшный суд.

Живописная святыня имеет следующие размеры:

  • высота – 71,12 см;
  • ширина – 13,34 см.

Спасение иконы во время революции

Икона св. Елизаветы была написана для нового собора. Монастырь близ собора проработал недолго, после чего был закрыт в 1918 году, когда в России началась революция. На территории, прилегающей к священной христианской постройке, был организован концлагерь, однако бесстрашные служители церкви даже под страхом смерти продолжали службу. Благодаря их стараниям прихожане посещали собор для обращений к Богу вплоть до 1927 года.

Чтобы спасти святую икону Елизаветы от осквернения, в 1923 году ее перевезли в храм святого Иоанна Предтечи. Разместили реликвию в главном алтаре под стеклом, обрамленным чеканной золотой каймой.

В результате действий нового правительства России Собор святого Иоанна Предтечи был закрыт в 1927 году. Монахи покинули здание, забрав церковную утварь и икону преподобномученицы Елизаветы, и отправились в Серебрянники для продолжения своей службы Богу.

Гонимые властями священнослужители и паломники нашли свое пристанище в храме святой Троицы. После того как закрыли и это священное место, икону Елизаветы (на фото в статье вы можете ее увидеть) передали священникам, которые проводили молебны в храме святых Петра и Павла.

Сохранившиеся документы о жизни святой

Чудом и особым даром называют верующие открытие полной истории жизни святой Елизаветы. Сохранился лишь один документ – флорентийская рукопись, откуда можно узнать обо всех жизненных страданиях великомученицы. Ценную реликвию обнаружили в середине XX века, а спустя несколько десятков лет было выпущено первое издание о житие святой. Его написал и отправил на печать в типографию католический ученый и агиограф, член конгрегации болландистов Франсуа Алькеном.

Кто такие болландисты

Общество болландистов – это монахи, имеющие ученые степени. Они посвятили свою жизнь исследованиям древних документов, чтобы выяснить подробности жизни святых, когда-то живших в Европе. Создателем этого древнего общества является Иоанн Болланд, который организовал его в 1643 году.

Великий дар Елизаветы

Многие верующие в Бога люди интересуются тем, каково значение иконы святой Елизаветы и в чем заключалась ее помощь людям. Почти 20 лет назад ученый-историк А. Виноградов с греческого на русский язык перевел житие святой Елизаветы. После этого Иоанно-Предтеченский монастырь выпустил печатное издание этого текста в 2002 году. Согласно выпущенной книге, Елизавета Чудотворица является покровительницей женского монашества. При жизни она умела исцелять людей от многих болезней и недугов. Женщина была сосудом Святого Духа, из которого выходят благодать, помогающая дарить добро и исцеление от мук. Даже сейчас, по словам священнослужителей, целование иконы святой Елизаветы помогает людям избавиться от многих болезней.

В Житие написано, что дочь, подаренная родителям самим Богом, умела помогать верующим, обремененным скорбью и муками от болезни. Еще до зачатия родители придумали будущей святой имя Елизавета. В юном возрасте девушка получила статус настоятельницы в обители святого Георгия, который был построен в Константинополе. До нее место игумении там занимала тетка по отцу. Настоятельницей великомученица стала благодаря святому Геннадию, который в то время был патриархом Константинопольским.

Многим верующим становится интересно: в чем помогает икона Елизаветы людям? Благодаря смирению женщины, ее искренней вере и монашеской жизни по строгим заповедям Божьим, у нее с раннего возраста появился дар исцеления. Девушка справлялась с самыми страшными болезнями, мучившими окружающих ее людей, также она умела изгонять бесов, видела откровения и предсказывала будущее. Поклонясь святой иконе в церкви сейчас, страждущий избавится от мук и обретет душевный покой.

Предсказания Елизаветы

Еще в чем помогает икона святой Елизаветы? Монахиня обладала даром предвидения. Так, при жизни она предсказала страшный пожар в Константинополе, который был быстро потушен благодаря силе молитв, обращенных к Господу. Также женщина смогла избавить один из домов города от большого змея, погубившего немало человеческих жизней.

Особую помощь святая оказывала дамам, которые страдали от обильных и непрекращающихся женских кровотечений. Также женщина могла исцелять людей от слепоты. В преддверии смерти ангелы оповестили монахиню о скорой кончине. После этого провидения она начала активно готовиться к своему последнему дню жизни, делая наставления окружающим. Многие женщины приходят к иконе помолиться во время проблем со здоровьем, связанным с зачатием ребенка.

Чудеса после смерти святой

Многие хотят узнать ответ на вопрос о том, каково значение иконы Елизаветы в церкви. После смерти святая мученица продолжила творить чудеса, помогая исцелять людей и изгонять бесов. Святая Елизавета Чудотворица, которая является покровительницей Иоанно-Предтеченской обители, молится за души верующих людей по сей день.

Женщина, причисленная к лику святых церковью, еще до своего зачатия в утробе матери была связана духовным родством со святым Пророком Иоанном. Их единение произошло после смерти, после возрождения двух храмов святой Елизаветы и святого Иоанна-Предтечи.

Официальная биография великомученицы

Святая мученица великая княжна Елизавета Федоровна родилась в семье Людвига IV. Ее мать, принцесса Алиса, приходилась дочерью английской королеве Виктории. Всего в семье было 7 детей. Одна из дочерей, которую звали Александрой, достигнув совершеннолетия, стала российской императрицей.

Дочки герцога Людвига IV воспитывались в семье согласно старинным английским традициям. Воспитанием занималась мать, которая установила для девочек строгий распорядок времяпрепровождения. Несмотря на высокий титул главы семейства, семья старалась жить скромно, еда у них была самая обыкновенная, что и у простых граждан страны. Прислуги у Людвига не было, а всю работу по дому выполняли его дочки. Они убирали в доме, топили камин, стирали белье, готовили пищу. Святая Елизавета впоследствии говорила, что дома ее научили всему, что необходимо уметь самостоятельной женщине.

Мать девочек старалась воспитывать своих чад на основе христианских заповедей, вкладывая в их сердца любовь к ближним, учила помогать нуждающимся людям. Родители Елизаветы Федоровны бо́льшую часть своего имущества раздавали на благотворительные нужды. Кроме того, мать часто возила дочерей по госпиталям, приютам для бездомных людей, а также в дома для престарелых и инвалидов. Туда женщины отвозили огромные букеты цветов и раздавали их окружающим.

Увлечения Елизаветы

Будущая великомученица с самого детства обожала природу. У нее был дар к живописи, именно поэтому она все свое свободное время проводила за холстом и с кистью в руках. Чаще всего девушка рисовала цветы. Также она обожала слушать классическую музыку. Все знавшие будущую великомученицу родственники и знакомые подчеркивали ее религиозность и любовь к ближним. Девушка старалась во всем походить на святую Елисавету Тюрингенскую, в честь которой она носила свое имя.

Горе в семье

В 1873 году в семье Людвига IV произошло несчастье – упав с коня насмерть разбился трехлетний сын Фридрих прямо на глазах у своей матери. Убитых горем родителей спустя 3 года после трагедии настигла новая беда – в их родном городе началась страшная эпидемия дифтерита. Тогда заболели все братья и сестры святой Елизаветы. В то нелегкое время матушке приходилось проводить несколько бессонных ночей подряд над кроватями своих детей, чтобы хоть как-то облегчить их страдания. Несмотря на все усилия родителей, их четырехлетняя дочь Мария вскоре скончалась, вслед за ней умерла и герцогиня Алиса, которой едва исполнилось 35 лет.

В то нелегкое время детство у Елизаветы закончилось, она обратилась к Богу с молитвами. Свою жизнь девочка решила полностью посвятить вере. Будучи еще ребенком, она всеми силами старалась утешить своих горячо любимых родителей, а младшим братьям и сестрам как могла заменяла мать, которой было сложно одной управиться со всеми домашними делами.

Убийство мужа

5 февраля 1905 года муж Елизаветы Федоровны, князь Сергей Александрович, был убит бомбой террориста Ивана Каляева. После трехдневного траура вдова отправилась в тюрьму для встречи с преступником. Там она заявила, что не держит зла за причиненное ей горе, и подарила мужчине Библию. Далее княгиня отправилась к императору Николаю II с просьбой о помиловании террориста, однако оно было сразу же отклонено.

Участие в строительстве храмов

10 февраля 1909 года княгиня, которая вот уже 4 года не снимала траур и проводила практически все свое время в молитвах, собрала 17 сестер для организации строительства храма. Она сняла свой траурный наряд и облачилась в монашеское одеяние.

Первый храм на средства Елизаветы Федоровны был построен и освящен 9 сентября 1909 года. Официальное открытие здания было приурочено к празднованию Рождества Пресвятой Богородицы. Вскоре был построен и второй храм, который был разработан архитектором А. Щусевым. Росписью стен и потолка в новом здании занимался художник М. Нестеров.

Еще один православный храм, благодаря усилиям княгини, был построен в городе Бари (Италия). В его стенах теперь хранятся мощи Святого Николая Мир Ликийского.

Благотворительная деятельность святой

В конце 1909 года Елизавета принимала больных в Марфо-Мариинской больнице при монастыре, пыталась помочь им избавиться от страданий. Ее работа заканчивалась глубокой ночью. После этого она усердно молилась, а сну уделяла лишь 3 часа в сутки. Если тяжелобольной человек метался по кровати или стонал, она не отходила от него, проводя с ним несколько суток подряд. Пациенты, которые излечились, покидая стены медучреждения, не могли скрыть слез, расставаясь с доброй и ласковой матушкой Елизаветой, настоятельницей монастыря.

Убийство Елизаветы Федоровны

В начале 1918 года княгиню и ее приближенных насильно переправили по железной дороге в город Пермь, где заключили под стражу. После нескольких месяцев заключения женщину перевели на окраину Алапаевска, где она сидела в неволе еще около полугода. Все свое время настоятельница монастыря проводила в молитвах. Чувствуя близкую кончину, она готовилась к смерти, прощаясь со своими друзьями-сокамерниками и прося у Всевышнего прощения для людей.

В ночь на 5 июля 1918 года монахиню вместе с другими членами императорской семьи бросили в глубокую шахту рудника. Великомученица упала не на дно ямы, как рассчитывали мучители, а на выступ глубиной около 15 метров. Рядом с ней позже нашли при раскопках тело Иоанна Константиновича. Женщина после падения с высоты получила множественные переломы и сильные ушибы. Несмотря на полученные увечья она и здесь пыталась облегчить страдания ближнего своего. Ее тело нашли со сложенными для крестного знамения пальцами.

Захоронение останков монахини

Тело настоятельницы Марфо-Мариинской обители в 1921 году было вывезено из РСФСР на святую землю в Иерусалим, там его поместили в усыпальнице храма святой Марии Магдалины.

В 1981 году Русская православная церковь приняла решение канонизировать всех новомучеников, находящихся за границей, для этого приходилось скрывать их могилы. Чтобы проделать такую операцию, в Иерусалиме была создана специальная комиссия, которой руководил архимандрит Антоний (до крещения носил имя Граббе). В то время он был начальником Русской духовной миссии.

Все гробницы мучеников выставили перед Царскими вратами. В этот момент произошло чудо: когда архимандрит Антоний по промыслу Божьему остался наедине возле покойников, вдруг неожиданно послышался шум. Один из многочисленных гробов затрясся, запаянная крышка у него начала открываться. Из каменной усыпальницы как живая вылезла покойная Елизавета. Она подошла к ошарашенному священнику и попросила благословения. После того как отец Антоний благословил святую, она вернулась на свое место, не оставив при этом после себя ни единого следа. Крышка гроба за ней захлопнулась.

Когда пришло время распаковывать каменные усыпальницы святых, священники стали свидетелями очередного необъяснимого чуда. Во время открытия каменного гроба с телом княгини помещение церкви наполнилось приятным запахом. Позже священнослужители будут рассказывать, что из усыпальницы сильно веяло жасмином и медом. При осмотре тела мученицы оказалось, что оно почти не разложилось.

. Именуется так потому, что Богоматерь изображена на ней лобзающей младенца Христа, принадлежит, по преданию, к одной из 70 икон, писанных евангелистом Лукой. Находится в Филофеевском монастыре на Афоне.

Икона прославилась во времена иконоборства . Она принадлежала благочестивой женщине Виктории, жене некоего Симеона Патрикия. Виктория, с опасностью для жизни, чтила и хранила ее у себя в комнате. Муж потребовал, чтобы она сожгла икону , но Виктория предпочла лучше пустить ее в море — и пустила. Икона явилась на берегу пред Филофеевским монастырем. Игумен и братия внесли ее в соборный храм. С тех пор и доныне в понедельник Пасхи совершается из монастыря крестный ход на место явления иконы. Чудеса и поныне совершаются от сей иконы.

Попечение иконы Божией Матери Гликофилусы об обители преподобного Филофея

Во время немецкой оккупации запасы пшеницы в монастыре преподобного Филофея были на исходе, и отцы решили прекратить принимать посетителей. Один благочестивый старец отец Савва, узнав об этом, опечалился и начал упрашивать совет старцев обители не делать этого, потому что этим они опечалят Христа и монастырь лишится благословения. Он привел множество примеров из Священного Писания, в том числе историю вдовицы из Сарепты Сидонской и пророка Илии (см. 3Цар.17), и его, наконец, послушались. Однако по прошествии какого-то времени старца стали донимать укорами, говоря:

Мука закончилась. Что теперь будет? Старец им отвечал:

Отцы мои, то немногое, что еще осталось, доедим вместе с народом, а Божия Матерь нас не оставит.

В кладовых монастыря оставалось лишь двадцать пять окад пшеницы и больше ничего, и монахи начали довольно язвительно выговаривать отцу Савве:

Отец Савва, пшеница закончилась, что теперь будет?

Но благочестивый и исполненный веры старец на это отвечал:

Не теряйте надежды на Гликофилусу. Замесите оставшиеся двадцать пять окад, испеките из них хлеб и раздайте его братии и мирянам, а Бог, как Благий Отец, позаботится о всех нас.

Когда у них закончился последний хлеб, то не успели они даже проголодаться, как к пристани монастыря причалил корабль, шедший из Кавалы, и капитан предложил обменять пшеницу, которую он вез, на дрова. Монахи, видя очевидный Промысл Божией Матери, Которая, как Добрая Мать, позаботилась о Своих детях, прославили Бога. Конечно, больше всех славил Бога и благодарил Божию Матерь отец Савва, всегда воссылавший Ей благодарения самой своей святой жизнью.

После этого он напоминал отцам: "Разве я не говорил вам, что Божия Матерь нас не оставит?"

Избранной от всех родов Пречистей Деве Владычице, источающей неоскудныя милости всему миру и сугубо стране нашей Российстей; похвальная восписуем о Ея чудесах, явлениях и чудотворных иконах. Ты же, Обрадованная, не отрини наших песнопений, но приими их и подаждь радость нам, зовущим ти:

Архистратиг Михаил и вся небесныя силы песнословят Тя, Владычице, Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, сущую Богородицу; и мы грешнии на земли, подобяся сим бесплотным силам, и радуяся первым глаголом радости, принесенным Тебе Архангелом Гавриилом и праведною Елисаветою, купно с ними из глубины сердца нашего вопием Ти:
Радуйся, Благодатная.
Радуйся, яко Господь с Тобою.
Радуйся, Благословенная в женах.
Радуйся, обретшая благодать у Бога.
Радуйся, яко Дух Святый найде на Тя, и сила Вышняго осени Тя.
Радуйся, заченшая во чреве, рождшая Сына и нарекшая имя Ему Иисус.
Радуйся, яко рожденное Тобою Свято есть и наречеся Сын Божий.
Радуйся, яко благословен Плод чрева Твоего.
Радуйся, Мати Господа нашего.
Радуйся веровавшая, еже совершитися глаголенным ти от Господа,
Радуйся, яко возрадовася при сих приветствиях дух Твой о Бозе Спасе Твоем.
Радуйся, Пречистая Дево, все мирная Славо и Радосте!

Разум человеческий не может постигнути, како Сам Господь вселися в девственную утробу Твою и како Ты пребыла еси Девою и по рождестве Сына Твоего, преклонялся пред велиею тайной воплощения Бога Слова, радостно вопием Тебе, заимодавшей Ему плоть Твою, питавшей Его млеком и носившей Его руками Своими, Ангельскую песнь: аллилуиа.

Во вся дни жития Твоего на земли от сретения Тобою во храме праведного Симеона, прорекшаго Ти, яко оружие пройдет душу Твою. Всякая в мире сама радость вся печали бысть причастна, до утра перваго дне по субботе, егда, Ты паки услышала глас Ангела, рекшаго тебе: "Радуйся, Благодатная, Твой Сын воскресе тридневен от гроба". И мы с ним радостным гласом приносим Ти хваления наша:
Радуйся, Прородительнице вечнаго Царя,
Радуйся, израстившая нам плод живота.
Радуйся, верная раба Господня,
Радуйся, яко блажат Тя вси роди.
Радуйся всех нас при кресте Сына Твоего усыновившая.
Радуйся, всегда матернюю любовь к нам являющая.
Радуйся, веры христиан вожделенная Помощнице.
Радуйся, яко за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего.
Радуйся, Присноблаженная и Пренеорочная,
Радуйся, во славе небесной одесную Бога пребывающая.
Радуйся, чистотою сияющая паче солнца,
Радуйся, Пречистая Дево, всемирная Славо и Радосте.

Како многообразно Ти, Пречистая Владычице, укрепляла еси род человеческий в вере в Бога и Сына Твоего? Колико даровала еси Ты нам чудотворящих икон твоих? Коль множицею ты являлась и вьявь и в сонниих подвижником благочестия? Кто может исчислити вся чудеса твоя? Кий глагол может ести тебе достойную похвалу? Кто не ублажит тебя, Пресвятая Дево? Кии уста умолчат, егда о тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Ангельский собор и человеческий род! Не умолчим и мы никогда, Богородице, силы Твоя глаголати недостойнии, и вопием о Тебе Богу: аллилуиа.

Святии Игнатий Богоносец и Дионисий Ареопагит, взирающе на Тя, Пречистая Владычице, не обретоша словес описати Твой сияющий лик, и Твою божественную благодать и силу, и паства не сокрушашеся, яко не вси возмогоша зрети Тя, Небесная Дево. Ты же от любви к верующим в Сына твоего повелела еси Святому Апостолу и евангелисту Луце изображити образ Твой честный с Богомладенцем и Сыном Твоим, да вси языцы и колена земная, взирая нань, имут во вся веки возноситеся мыслию к Самой Тебе, преблагословенная Владычице: и мы грешнии, преклоняюще колена пред сим образом, взываем Ти, Всепетая:
Радуйся, рекшая к сему первописанному образу: "С ним благодать Моя и сила пребудет".
Радуйся, даровавшая его стране нашей Российстей во град святый Владимир.
Радуйся, яко днесь сим образом светло красуется славнейший град Москва.
Радуйся сию иконою благодать и милость нас сугубо дарующая.
Радуйся, чудотворно изобразившая Лик Свой во храме Твоем во граде Лидде.
Радуйся, Апостолов и всех верных сим чудом обрадовавшая.
Радуйся, поклоняющимся Тебе пред сим образом чудеса источившая.
Радуйся, научившая Апостолов взывати к Тебе: "Пресвятая Богородице, помогай нам!"
Радуйся, посетившая при жизни Твоей на земле Святую гору Афонскую и избравшая сие место в удел Свой.
Радуйся, пославшая равноапостольную Нину просвятити жребий Твой земной, страну Иверскую.
Радуйся, светлое пророческое сбытие и Апостолов похвало.
Радуйся, Пречистая Дево, всемирная Славо и Радосте!

Кондак 4

Егда враг рода человеческаго возведе на христиан гонения и предаде телеса верующих на мучения и смерть, коль краты являлася еси ты укрепительнице их в сем подвиге, наставницею в вере Христовой, подательницею им силы и премудрости. И ныне сии Святии мученицы, претерпевшия велия мучения, Христовы невесты: Екатерины, Варваро и иныя, сопутствуют Тебе в Твоих посещениих избранников Божиих Аллилуиах на земли, и вопиют о Тебе Богу песнь: аллилуиа.

Благоверный и равноапостольный князь Владимир, приведый ко Христу людей земли Российской, по крещении Своем сооруди первый храм во граде Киеве в честь Пречистаго Рождества Твоего, Владычице мира, и даяще десятину стяжаний Своих на украшение Его. И от тех дней до ныне Ты, Преблагословенная, изливавши неустанно сугубую благодать над страною нашею и даруеши ей велия милости Твоя. И яко особый дар Твоего благоволения и Твоего избрания града Киева в удел Себе, чудесно даровала еси ему чудотворный образ "Успения" Твоего и повелела еси соорудити Тебе храм во обители Святых Антония и Феодосия. Кто изочтет множество людей, кои преклоняху со слезами колена своя пред Пречистым образом сим? Кий град и кая весь не ведет о сих многочудесных образех и обители? Кто повесть вся чудеса, у сего образа явленныя? Не таим Твоих благодеяний, Пречистая, и мы, со умилением взываем Ти:
Радуйся, Обрадованная, во успении Твоем нас не оставляющая.
Радуйся, восприемлемая от земли дланьми Сына Твоего.
Радуйся, ко превышним возшедшая, наслаждаешися славы Его.
Радуйся, уверившая чрез Апостола Фому о Твоем с плотию на небеса восхождении.
Радуйся, престоле Господень огнезрачный, вознесенный от земли в Царствие небесное.
Радуйся, в видении показавшая образ великий Церкви Киево-Печерския,
Радуйся, Сама давшая мощи Святых мучеников и злато для созидания ея.
Радуйся, вручившая и Святую икону "Успения" Твоего Своими руками Святым здателям.
Радуйся, чудеса показавшая на место храма Твоего с огнем небесным очистившая место сие.
Радуйся, ангелоподобное пение иноков похвалы пред Твоею чудотворною иконою "Успения" приемлющая.
Радуйся, скорбь всех притекающих к Тебе в радость претворяющая.
Радуйся, пречистая Дево, всемирная Славо и Радосте!

Видяще, Всенепорочная, с высоты небеснаго жилища Своего, идеже с Сыном Твоим во славе пребывавши, скорбь рабов Твоих во граде Казани, яко гневнаго ради Божия посещения вера Христова поругана бысть агарянским зловерием, благоволила еси явити икону Свою чудесы к прославляющи, да утверждаемы знаменьми Твоя благодати христолюбивые люди верно вопиют Тебе: Радуйся, Заступнице усердная рода христианского, и Творцу всех Богу: аллилуиа.

Хотящи явити токи чудес всем скорбящим, печальным, обидимым и заблудшим, даровала еси, Всемилостивая Владычице, сугубую благодать Твоим чудотворным иконам, именуемые: "Всех скорбящих Радосте", "Утоли моя печали" и "Взыскание погибших". Все море слез пред ними пролито в скорбех и печалех сущими? Какая душа не притекала к Тебе в житии своем, припадающе к сим иконам твоим? Чьи скорби Ты не претворила еси на радость? Кому из погибающих, но молящихся Тебе, Ты не простерла еси руку помощи? Благодарим Ты, Всепетая, за вся милости, грешному роду человеческому дарованные, и всею душею вопием Ти умильно:
Радуйся, благодатная Богородице Дево, всех скорбящих радосте!
Радуйся, Мати милосердия!
Радуйся, скорая Помощнице сущим в бедах и напастех.
Радуйся, Радосте наша, избави нас от всякаго зла в утоляющая наша печали!
Радуйся, Твоим представительством временная наша скорби разрушающая.
Радуйся, явлением икон сих знамения благодати в Церкви являющая.
Радуйся, сими яко столпом огненным, мрак греха отгоняющая.
Радуйся, прославившая икону Твою, именуемую "В скорбех и печалях утешение".
Радуйся, восхваляемая в обителей на Афоне и в земли нашей пред образом Твоим "Отрадо и Утешение"!
Радуйся, Пречистая Дево, всемирная Славо и Радосте!

Всем верным утешительно есть взирати на икону Твою, изреченную Тобою "Скоропослушнице", поклонятися Тебе пред Нею, не токмо во обители Дохиарстей, но и во многих градех и весех страны нашея, взывая Ти: Радуйся, всеблагая Скоропослушнице, прошения наша во благо исполняющая, и поя со умилением сердечным Сыну Твоему, Христу Богу нашему: аллилуиа.

Сила Вышняго осеняет с верою и благоговением прибегающих к Твоему Всечестному Покрову, Пречистая Владычице, и от лет древних до ныне Ты покрываеши Своим омофором весь род христианский, и наипаче страну нашу Российскую, и многия обители в ней созданныя. И люди православныя, взирающе на Твою икону, на ней же Ты со Архангелы, Ангелы, Предтечею, Богословом и всех Святых ликом ходатайствуеши о нас пред Господом, преклонше колена и главу Своя, взывают Ти умильно:
Радуйся, Радосте наша, покрывающая нас от всякаго зла честным твоим омофором.
Радуйся, святых обителей Христовых Покров и спасение.
Радуйся, Святых храмов и алта рей первейшее украшение.
Радуйся, благословение домов и семейств благочестивых.
Радуйся, верных пастырей Церкви бодрость и вразумление.
Радуйся, богобоязненных иноков и инокинь наставнице.
Радуйся, явных подвижников благочестия явное укрепление.
Радуйся, тайных среди мира рабов Божиих тайное вразумление.
Радуйся, и нас обнаженных добрых дел не оставляющая Своим Покровом и благодатию.
Радуйся, крепкая заступнице сущих в плену и изгнании.
Радуйся, неусыпающая попечительнице во узах и темницех седящих.
Радуйся, Пречистая Дево, всемирная Славо и Радосте!

Видяще рыбарие над пучиною вод носимую невидимою силою и светом подобно солнцу сияющую Твою, Богомати, Тихвинскую икону, возопиша ко Господу: "Яви нам сей Божественный дар; не скрый сокровища, имже надеяхомся душевную нищету нашу обогатити: отри слезы и рыдания наша"... и получив желаемое, вси возопиша Тебе, Пречистая: "
Радуйся, Владычице, милоситвая о нас пред Богом Заступнице", Сыну же Твоему и Богу поя песнь Ангельскую: аллилуиа.

Кий верный, посетив град Москву, не поклонится, Госпоже Богородице, пред Пречистыми иконами Твоими "Иверския" и "Боголюбивыя"? Кто не умилится, видя в полунощи множество людей, коленопреклоненно сретающих Твою "Иверскую" икону? Кто изочтет день и ночь лобызающих во дни празднества Твой "Боголюбивый" образ? Не отступи от нас во вся дни нашея жизни, Мати Всемилостивая, и услыши наше пение Тебе приносимое:
Радуйся, Благая Заступнице, двери райския нам отверзающая.
Радуйся яко вси благоговейныя люди Московстии пред пречистым Твоим "Иверским" образом.
Радуйся, яко день и ночь Твоя икона сия приносится в дома скорбящих и болящих.
Радуйся, яко чудодействовавшая сим образом еще на пути Его с Афонския горы в землю Российскую.
Радуйся, повелевшая благочестивому Мануилу дати выкуп неверным, возбранявшим шествие Святыя иконы в страну Русскую.
Радуйся, яко после же сугубо ему сей выкуп отдавшая.
Радуйся, яко и многия списки и с иконы сея прославившая великими чудесы.
Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, надеждо и прибежище наше!
Радуйся, явившаяся князю Андрею, рекшия волю Твою и на месте явления Твоего повелевшая соорудити обитель иноческую во имя Рождества Твоего.
Радуйся, изображенная на иконе Твоей, еже во граде Москве, с первосвятители Московскими, блаженными, преподобными и мученицами.
Радуйся, прославившая чудесы Своими "Боголюбивыя" иконы во градех Угличе, Туле и иных.
Радуйся, Пречистая Дево, всемирная Славо и Радосте!

Возсия нам, яко пресветлая заря, чудотворная икона Твоя "Нечаянный Радости", пред Нею же людие во гресех, бедах, скорбех и озлоблениих суще, многажды с верою в молитве колена преклоняют, взывая: "
Радуйся, нечаянную радость верным дарующая, и получившая милость Твоя, вопиют о Тебе Богу: аллилуиа.

Благовестник Твой Архангел Гавриил по Божию повелению дивным явлением научи нас на земли восхваляем Тя такожде, яко же Ангели воспевают Тя на небеси, даровав песнь сию: Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего. И мы от дней тех, взывая Тебе выну, Всепетая, сию, Ангелом принесенную, песнь, взываем Ти такожде:
Радуйся, христианом помощнице и милосердая о грешных предстательнице.
Радуйся, превысшая всех сил Небесных...
Радуйся, даровавшая Святей горе Афонстей, чрез многия иконы Твоя, чудотворения, благословения и вразумления.
Радуйся, пророчество святаго Саввы освященнаго через икону Твою "Млекопитательница" исполнившая.
Радуйся, моления иноков Афонских пред образом Твоим "Предвозвестительница" и изобилие елея для храма Своего давшая.
Радуйся, игуменство в Хилендарском Монастыре иконою Твоею "Троеручица" приявшая.
Радуйся, восхваляемая пред образами Твоими "Вразумившая экклесиарха" и "Герондиса", еже есть старица.
Радуйся, именуемая "Акафистная", рекшая от иконы Твоея старцу, чтущему Ти акафист: "Радуйся и ты, старче Божий".
Радуйся, икону Свою "Одигитрия" чудесно преносившая двакраты из обители Ватопедской во обитель Ксенофскую.
Радуйся, дивная чудеса явившая на Афоне от иконы "Закланная" и "Ктиторская".
Радуйся, дщерь царя Плакидию воспитавшая, яко жену, от посещения обителей Афонских и милостиво ей сей грех оставльшая.
Радуйся, Пречистая Дево, всемирная Славо и Радосте!

Во дни Светлыя Пасхи, егда Церковь радостно поет о Воскресении Христовом, воспоминаем мы, Пречистая, и о Твоих чудесех, ихже ради написашася иконы Твоя "Живоносный Источник" и "Прозрение очес" и чудесно сохранися от рук иконоборца Твой образ "Сладкое лобзание", и благодаряще Воскресителя душ и телес наших, поем Ему радостно песнь: аллилуиа.

Витии многовещаннии не возмогут при всей любви к Тебе, Владычице, достойно наименовать Ти, Пречистая, и от избытка сердца именуют иконы Твоя многими радостными имени, каковыя приими и от нас ныне:
Радуйся, "Цвете Неувядаемый", и "Благодатное Небо".
Радуйся, "Блаженное чрево" и "Звездо Пресветлая".
Радуйся, "Радосте ангелов" и "Три радосте".
Радуйся, милостивая и "Милующая".
Радуйся, "Недремлющее око" и "Подательнице ума".
Радуйся, "Призри на смирение" и "Ключу разумения".
Радуйся, "Умягчение злых сердец" и "Спасительница утопающих".
Радуйся, "Непорочная Дево" и "Помоще в родах".
Радуйся, "Споручнице грешных" и "Целительнице".
Радуйся, "Слово плоть бысть" и "Прежде рождества и по рождестве Дево".
Радуйся, "Всеблаженная" и "Седмистрельная".
Радуйся, Пречистая Дево, всемирная Славо и Радостей

Проповедит Новград преславное заступление Твое, Пречистая Владычице, како во дни нашествия врагов сильных и вооруженных, от Твоея святыя иконы "Знамения", помощь Твою благодатную людем Твоим явила еси, враждебные полки со страхом вспять обративши, град же Твой цел и невредим от них сохраньше; да вси вопиют благодаряше Тебе: Радуйся, владычице, знамение милости Твоея нам являющая, и Спасителю Богу поя: аллилуиа.

Силою Всевышняго действующи, Владычице Преблагая, силу естества огненнаго укрощавши Святою иконою Твоею "Неопалимая купина" и многия чудеса содеваеши Ю во Вселенней. Такожде исчести не может разум человеческий всех благодеяний Твоих источаемых от чудотворных икон Твоих, иже пребывают на Почаевской горе, в Ченстохове, в веси Ахтырки, от именуемых "Феодоровская", "Толгская" и иных, ихже не леть есть воспомянути. Не таим Твоих благодеяний, Всеблагословенная, и в радости сердечной вопием Тебе сицевыя хвалы:
Радуйся, Благодатная Купино неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая,
Радуйся, Похвало Почаевская, надеждо наша и утешение.
Радуйся, Мати Божия, Предстательнице и Заступнице наша усердная, даровавшая нам икону "Обнорскую".
Радуйся, Софие, еже есть Премудрость Божия, создавшая Себе храмы во градех: Киеве, Новеграде и иных.
Радуйся, чудотворно окончившая писание иконы Твоея "Знамение" в Серафимо-Понетаевской обители.
Радуйся, во Святую Киево-Братскую обитель в чудотворней иконе Своей "Киево-Братской" пришедшая и до сих пор в ней пребывающая.
Радуйся, обитель инокинь собравшая окрест Твоея чудотворныя иконы, яже в "Козелщанах".
Радуйся, даровавшая утешение градем Одессе и Херсону, икону Твою "Касперовскую".
Радуйся, освятившая град Вильну образом Твоим "Острабрамская". Пред ним же всяк благочестивый преклоняет колена своя.
Радуйся, "Нерушимая стено" и "Спорительнице хлебов".
Радуйся, "Взыграние" и "Плачущая".
Радуйся, Пречистая Дево, всемирная Слава и Радосте!

Благочестивые пастырие и людие всякую седьмицу восхваляют Тя, Пречистая, яко "Одигитрию" - Путеводительницу; и несть кому исчислити Твоя иконы сии по всем странам христианским Тебе, Пречистая, сооруженныя. Наипаче других восхваляет Ти благодарный град Смоленск, его же спасла еси от ига татарскаго, давши дивное повеление гласом Твоим воину Меркурию сразиться со врагом; да всяк язык взывает Тебе: "Радуйся, Всеблагая Одигитрие, всемирное чудо и слышание, и поет Сыну Твоему хвалебную песнь: аллилуиа.

Кий глас изобразит радость избранников Божиих, егда Ты по любве Своей к ним являл ася еси им на земли, укрепляя, утешая и наставляя. В ти часы небо соединяшеся с землею, и свет, паче солнечнаго, осияваше убогая келии преподобных. И мы грешнии, воспоминая сие и причащаяся духовной сей небесной радости угодников Божиих, во смирении вопием Ти:
Радуйся, повелевшая Богослову, преподати учение о Святей Троице Светителю Григорию Неокессарийскому.
Радуйся, наставившая в Гефсимании преподобнаго Досифея на пост и молитву, и призвавшая его во иночество.
Радуйся, спасшая ученика преподобнаго Павла Препростаго от адских мучений, двакраты явившися преподобному и научивши Его молитве об усопших.
Радуйся, обрадовавшая Коему Маюмскаго, рекши ему, коль приятна Тебе составленная им песнь: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим.
Радуйся, со апостолы Петром и Иоанном яве посветившая преподобнаго Сергия Радонежскаго и ученика Его Михея.
Радуйся, многажды являвшаяся преподобному и Богоносному Серафиму Саровскому и давшая ему повеление об устройстве Твоего последняго жребия на земли Серафимо-Дивееской обители.
Радуйся, в день Благовещения посетившая его со Апостолом Иоанном и Предтечею, и двенадесятью девами-мученицами, и возвестившая ему о скором преселении его в небесныя обители.
Радуйся, благословившая при сем и смиренную монахиню Дивеевскую Евпраксию.
Радуйся, в дивных сониях являвшаяся святителю Кириллу Александрийскому, Петру Афонскому, Роману Сладкопевцу и многим иным святителем и преподобным.
Радуйся, сладким Твоим гласом, исходящим от Святыя иконы Твоея Едесския, введшая во храм Алексия человека Божия.
Радуйся, таковым гласом наставившая на путь покаяния преподобную Марию Египетскую.
Радуйся, Пречистая Дево, всемирная Славо и Радосте!

Благодать сугубую источавши ти, Пречистая, от иконы Твоея "Умиление" во обители Серафимо-Дивеевской пребывающей; пред Нею же избранник Божий и Твой, предстатель Божий и Твой предстатель за землю Русскую, преподобный Серафим денно и нощно молящеся Тебе, именуя Тя "Радостию всех радостей" и поя Тебе в пустыннем затворе Своем песнь: "Всемирную славу от человек прозябшую". С ним же купно и мы восхваляем Тя, Пречистая Владычице, сими же словами, и приносим Богу Ангельское пение: аллилуиа.

Поюще Твоя неисчетныя милости, чудеса и явления, всему миру дарованныя Тобою, припадающе к Тебе во умилении сердца вашего, благодарим Тя, Пречистая Владычице, хвалим Тя, поем и превозносим имя Твое, и молим Тя, не отвержи и впредь от нас лица Твоего, заступи, защити и спаси всех нас во гресех погибающих: умири нашу жизнь, настави заблуждающихся на путь правый, воспитай в духе благочестия чад наших, укрепи наших пастырей, соблюди нас в чистой вере, да уста наша выну восхваляют Тя. Высшую небес и чистшую светлостей солнечных, таковыми гласы:
Радуйся, Невесто неневестная и Царица Цариц.
Радуйся, Небесный Кивоте и носило Слова Божия.
Радуйся, горлице Богогласная и голубице кроткая и тихая.
Радуйся, неизмеримое глубине и неизреченная тайна.
Радуйся, несведомое чудо и источнице святыни.
Радуйся, девствующих чистото и матерей тихое веселие.
Радуйся, младенцев охранительнице и вдов защито.
Радуйся, болящих здравие и пленных избавление.
Радуйся, труждающихся благое покоище и ненадеющихся надеяние.
Радуйся, Едина наша надежда в жизни по отшествии нашем от земли.
Радуйся, на мытарствах нас защищающая и на страшном суде Христовом наша Заступнице.
Радуйся, Пречистая Дево, всемирная Славо и Радосте!

О, Пречистая Дево, Владычице небеси и земли! Приими от всея души нашея возносимое Тебе сие хвалебное пение и сподоби нас грешных в вечных селениих зрети Тя, нашу всемирную Славу и Радость всех радостей, поя Тебе и о Тебе Богу песнь великую, в Вышних трегубо песнословимую: аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1).

Молитва ко Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии, общая

Приими, всеблагомощная, пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся святаго тела Его и Пречистыя крове Его. Темже блаженная еси в родех родов, Богоблаженная, херувимов светлейши и серафимов честнейши сущая. И ныне, всепетая пресвятая Богородице, не престай молящися о нас недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди: яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков.

Согласно давней традиции, игумения монастыря, матушка Георгия (Щукина) и сестры встретили у расположенного за пределами обители источника Божией Матери принесенную из Троицкого собора Русской Духовной Миссии в Иерусалиме чудотворную икону Благовещения Пресвятой Богородицы.
После молебна под звон колоколов и церковных песнопений многолюдный крестный ход с чудотворным образом направился в Казанский храм Горненской обители. Перенос иконы и крестный ход возглавил специально приглашенный иерарх Иерусалимского Патриархата митрополит Вострский Тимофей. В крестном ходе приняли участие архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий , архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин, начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Исидор и многие паломничающие на Святой Земле православные священнослужители.

Весь путь крестного хода, символизирующего путешествие Божией Матери из Назарета и Ее восхождение в Горний град Иудов, был украшен на территории обители зеленой травой и цветами.
Так как празднование выпало на Светлую Седмицу, чудотворную икону покрыли розовым одеянием до пола, наподобие монашеской мантии, и поставили вместе с укрепленным у ее основания игуменским жезлом в центре Казанского храма. Здесь икона будет пребывать в продолжение трех месяцев - до праздника Рождества Иоанна Предтечи в воспоминание того события, что именно на такой срок Пресвятая Богородица гостила в Горнем граде у праведной Елисаветы.
Чудотворная икона займет в храме игуменское место, и будет называться Игуменией Горненской обители. Место же земной настоятельницы обители будет находиться рядом с иконой. Монашествующие и паломники в этот период берут благословение сначала у святыни и лишь затем у священников и матушки Георгии.
Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, возглавивший вечернее богослужение, по его завершении на площади перед храмом от имени епархии передал в дар Горненскому монастырю две большие иконы в киоте – «Образ Пречистой Богородицы Абалакской» и «Собор святых в земле Сибирской просиявших», написанные в иконописных мастерских Тобольска. Эти иконы будут украшать внутреннее убранство стоящего на возвышенности величественного собора во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших, являющегося с 2007 года архитектурной доминантой Горненской обители.

Начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Исидор и игумения Георгия в своем ответном слове сердечно поблагодарили владыку Димитрия за ценные иконы, а певчие Тобольской семинарии и Горненской обители исполнили духовные песнопения.
Свое впечатление о прошедшем празднике, называемым в женском монастыре «Вторым Благовещением», выразил архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин : «Этот праздник, хотя и не превосходит по своему значению Пасху Христову, в лучах которой мы сейчас радостно купаемся, но он приносит и добавляет все православным верующим еще больше радости. И я тоже лично вместе со всеми радуюсь, что прибыл сюда, чтобы встречать Пресвятую Богородицу, Которая более двух тысяч лет назад предприняла путешествие из Назарета в Горнюю страну. Этот праздник входит в сердце и душу и приносит нам бесконечную радость».

Справка


Встреча Марии и Елизаветы, Посещение Марии (лат. Visitatio Mariae) - встреча Девы Марии и праведной Елизаветы, состоявшаяся несколько дней спустя после Благовещения; описана в Евангелии от Луки (Лк.1:39-56).
Согласно Евангелию от Луки, узнав при Благовещении от архангела Гавриила о том, что её немолодая бездетная двоюродная сестра Елизавета наконец-то беременна, Дева Мария немедленно отправилась из Назарета навестить её в «город Иудин» (Лк.1:39). Евангелие описывает встречу так:

Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.
- Лк.1:41-45

Икона целования Божией Матери праведной Елизаветой на стене храма.


Таким образом, Елизавета стала первым человеком, провозгласившим Богоматери её будущее. Cлова приветствия Елизаветы вошли в состав известной христианской молитвы, называемой в православии Песнь Пресвятой Богородице, а в католицизме Радуйся, Мария. В ответ Дева Мария произнесла величественный благодарственный гимн, начинающийся со слов «Величит душа Моя Господа» (Лк.1:46-55), известный в западной традиции как Магнификат.

Согласно Евангелию, Мария прожила в доме Захарии и Елизаветы около трех месяцев и вернулась в Назарет незадолго до рождения Иоанна Крестителя.

Икона Благовещения и игуменский посох Божией Матери, находящиеся в монастыре в праздник Целования.


Согласно православному и католическому преданию местом встречи был дом Захарии и Елизаветы в селении, которое сейчас называется Эйн Карем и является западным пригородом Иерусалима. На месте этого дома построена католическая Церковь Посещения и основан францисканский монастырь. Чуть выше по склону, примерно в двадцати метрах от Церкви Посещения, за оградой, располагается подземный храм в честь Иоанна Крестителя русского Горненского монастыря.