Что означает облачение патриарха. Заметки о символике и истории церковной утвари

Церемония передачи патриарху Кириллу символов посоха

Жезл и Посох.

Патриарший жезл является внешним отличительным знаком Патриаршего сана. Жезл патриарха - это посох с рукояткой. Разновидностью жезла, употребляемого вне богослужения, является посох. Жезл служит «знаком власти над подчиненными и законного управления ими». Также жезл является символом апостольского преемства.
Архипастырский жезл имеет также сулок (четырехугольный вдвое сложенный плат). Только Святейший Патриарх Московский и всея Руси может употреблять за богослужением жезл без сулка и входить с ним в алтарь через Царские врата.(Из "Положения о наградах Русской Православной Церкви").
Одна из святынь Русской Православной Церкви - посох митрополита Петра, который в 1308 году Константинопольский Патриарх Афанасий вручил свт. Петру, посвящая его в архиерейский сан. Деревянный посох митрополита Петра хранится как музейный экспонат в Оружейной палате Московского Кремля.


Посох митрополита Петра (ХIV век). Посох митрополита Петра является непременным атрибутом интронизаций предстоятелей РПЦ. Посох передавали в руки Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II - в день его интронизации 10 июня 1990 года. Во время интронизации Патриарха Кирилла (16-го Патриарха), состоявшейся 1 февраля 2009 года Посох митрополита Петра также был привнесен из Оружейной палаты в Храм Христа Спасителя.
Отметим, что посох вручается каждому епископу при посвящении. В древние времена Византийскому Патриарху посох передавал сам император. Первоначально, епископский жезл, подобно пастушескому посоху, имел изогнутую верхнюю частью. Позже верхняя часть посоха приобрели форму, напоминающую якорь, с верхней перекладиной, концы которой были слегка загнуты вниз. Корабль (ковчег) - символ христианства, а якорь - символизирует надежду на Бога.
Каждая из частей посоха имеет и символическое, и функциональное назначение. Латинская поговорка об архиерейском посохе гласит:
«Загнутый верх привлекает, собирает;
прямая часть правит, держит;
наконечник казнит»

Митрополит Петр (ум. 1326) - митрополит Киевский и всея Руси, первый из митрополитов Киевских, имевших (с 1325 г.) постоянное местопребывание в Москве. Именуется Ратенским.

Канонизирован Русской церковью как святитель, память совершается:

24 августа (7 сентября),
5 (18) октября (Собор Московских святителей),
21 декабря (3 января),
третья неделя по Пятидесятнице (Собор Галицких святых).

Патриарх Константинопольский Афанасий I с Синодом возвёл на Киевскую и всея Руси митрополию Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезённые Геронтием. По возвращении на Русь в 1308 году митрополит Петр в течение года пребывал в Киеве, но беспокойства, угрожавшие этому городу, заставили его, по примеру предшественника его, Максима, жить во Владимире на Клязьме, куда он и переехал в 1309 году.

В 1325 году святитель Пётр по просьбе великого князя Ивана Даниловича Калиты (1328-1340) перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.

По желанию и совету святителя Петра великий князь Иван Данилович Калита заложил в 1326 году, августа 4-го, в Москве на площади первую церковь каменную во имя Успения Пресвятой Богородицы. «Если ты», - сказал святитель великому князю, - «успокоишь старость мою и возведешь здесь храм Богоматери, то будешь славнее всех иных князей, и род твой возвеличится, кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плещи врагов наших». Святой митрополит собственными руками построил себе каменный гроб в стене этого храма и желал видеть строительство оконченным, но церковь Успения была освящена после кончины святителя, в 1327 году, 4 августа.

21 декабря 1326 года святитель Петр отошёл к Богу. Святое тело Первосвятителя было погребено в Успенском соборе в каменном гробу, который он сам приготовил.


"Всеоружие Божие "- это и есть прообраз церковных одежд и их символическое значение. Одеяние священников свидетельствует об их принадлежности к Царству Христовой Церкви. Самым ярким воплощением этой принадлежности является одеяние патриарха. Роскошное облачение Патриарха, его красота, великолепие вышивки по бархату и парче, золотое шитье и драгоценные камни, является символом той предстоящей жизни, к которой должен стремиться каждый христианин. А каждая часть одеяний имеет свою историю, свое значение и особое назначение.

Особенности Облачения Патриарха.

До XVII века облачение патриарха значительно отличалось от одеяния рядового архиерея. Но на Московском соборе 1675 года (при патриархе Иоакиме) был пересмотрен "Архиерейский чиновник" (служебник) и изданы постановления, направленные против роскоши в одежде духовенства. С того времени и до наших дней, современное богослужебное облачение Патриарха Московского и всея Руси, принципиально, почти ничем не отличается от облачения рядового архиерея. Тем не менее, отличия сохранились во внебогослужебном облачении. Патриарх, не за богослужением, как правило, одет в чёрную рясу, голова покрыта белым куколем. В руке Патриарха посох, а на груди панагия с образом Божией Матери. Патриарх может быть облачен в длинную мантию зелёного цвета. Эти одеяния - знаки патриаршего достоинства. По патриаршему одеянию можно понять, что перед нами не просто священник или епископ, а Предстоятель нашей Церкви.
Отметим, что в повседневной жизни патриарх носит светскую одежду.

Основные Части Облачения Патриарха.

Облачение Патриарха, кроме обычных священнических одежд, состоит из специального архиерейского одеяния. В небогослужебные дни патриарха облачается в черную рясу.

Ряса.


РЯСА - повседневная верхняя одежда монахов и священнослужителей всех степеней. Это длинная одежда до пола, с широкими, ниже ладоней, рукавами. Как правило, ряса бывает чёрного цвета и застёгивается на вороте и на поясе.

Куколь.

Голова Патриарха покрывается белым куколем. КУКОЛЬ (с латинского "капюшон" ) - повседневный головной убор Патриарха. Но некоторые богослужения Патриарх совершает в куколе.

Жезл и Посох.


Патриарший жезл является внешним отличительным знаком Патриаршего сана. Жезл патриарха - это посох с рукояткой. Разновидностью жезла, употребляемого вне богослужения, является посох. Жезл служит «знаком власти над подчиненными и законного управления ими ». Также жезл является символом апостольского преемства.
Архипастырский жезл имеет также сулок (четырехугольный вдвое сложенный плат). Только Святейший Патриарх Московский и всея Руси может употреблять за богослужением жезл без сулка и входить с ним в алтарь через Царские врата.(Из "Положения о наградах Русской Православной Церкви") .
Одна из святынь Русской Православной Церкви - посох митрополита Петра, который в 1308 году Константинопольский Патриарх Афанасий вручил свт. Петру, посвящая его в архиерейский сан. Деревянный посох митрополита Петра хранится как музейный экспонат в Оружейной палате Московского Кремля.

Посох митрополита Петра является непременным атрибутом интронизаций предстоятелей РПЦ. Посох передавали в руки Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II - в день его интронизации 10 июня 1990 года . Во время интронизации Патриарха Кирилла (16-го Патриарха), состоявшейся 1 февраля 2009 года Посох митрополита Петра также был привнесен из Оружейной палаты в Храм Христа Спасителя.
Отметим, что посох вручается каждому епископу при посвящении. В древние времена Византийскому Патриарху посох передавал сам император. Первоначально, епископский жезл, подобно пастушескому посоху, имел изогнутую верхнюю частью. Позже верхняя часть посоха приобрели форму, напоминающую якорь, с верхней перекладиной, концы которой были слегка загнуты вниз. Корабль (ковчег) - символ христианства, а якорь - символизирует надежду на Бога.
Каждая из частей посоха имеет и символическое, и функциональное назначение. Латинская поговорка об архиерейском посохе гласит:
«Загнутый верх привлекает, собирает;
прямая часть правит, держит;
наконечник казнит».

На посохе Патриарха Московского Филарета (Федор Никитич Романов - отец первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича), было написано: "(жезл) правления, наказания, утверждения, казнения ".

К верхней части посоха прикрепляется сложенный вдвое четырехугольный плат - СУЛОК (от русского диалекта - суволок ). Сулок появился в Русской Церкви с середины XVII в. Назначение сулка - оберегать руки священнослужителя от жестоких морозов на Руси. Нижний платок предохраняет руку от прикосновения к металлическому жезлу на морозе, а верхняя часть сулка защищает от внешнего холода.

Только Святейший Патриарх Московский и всея Руси может употреблять за богослужением жезл без сулка и входить с ним в алтарь через Царские врата. (Из "Положения о наградах Русской Православной Церкви" )
Сулки становились произведением церковного искусства, а иногда и Высочайшим пожалованием иерарху. Постепенно к ним стали относиться бережнее, чем к посоху. А иподиаконы - посошники, носящие архиерейский посох во время службы, не дерзали касаться сулка рукой.

Панагия.


На груди Патриарха располагается панагия - отличительный знак Патриарха. Панагия - это медальон на длинной цепочке с иконой Богоматери (Панагия с греческого – "Всесвятая" ) Обращаясь так к "Всесвятой " Богородице, Православная церковь признает Её превосходящей своей близостью к Богу всех, даже ангелов.

Поверх рясы Патриарха надевается мантия. МАНТИЯ (с греческого "покрывало", "плащ" ) - это длинная, до земли накидка без рукавов, с застёжкой на вороте. Мантия Патриарха имеет зеленый цвет. В мантию зеленого цвета облачают Патриарха при интронизации.
В старые времена подобную одежду носили люди свободных профессий - философы, учителя, врачи. Позже мантия стала одеждой монахов. В настоящее время это одеяние и епископа, и простого монаха.
Если мантия Патриарха всегда имеет зеленый цвет, то цвет богослужебных одеяний зависит от праздника, в который совершается богослужение.

"Великий" Параман.



Патриарший "Великий" параман надевается поверх подрясника только перед богослужением, он больше обычного монашеского - и потому называется "Великим". Великий параман - символ отречения от всего, что не есть патриаршее служение, символ готовности быть верным Богу до конца, через предание себя в послушание Его воле по образу Того, Кто «смирил себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной » (Флп. 2:8 ).
ПАРАМАН - это четырёхугольник из ткани с изображением креста. По углам к нему пришиты завязки: ленты или шнурки. Надевается он таким образом, что четырёхугольник оказывается на спине, а завязки образуют на груди крест.
Вместе с поясом, параман стягивал свободные одежды, чтобы было удобней двигаться во время богослужения. Параман присутствовал еще в монашеском одеянии, как знак сораспятия Христу.

Киевский " и "Московский и всея Руси ". Позже им стал Патриарх.
2. Сколько весит богослужебное одеяние . Богослужебная одежда допетровских Патриархов весила более 16 кг . Современное же облачение Патриарха, несмотря на внешнюю представительность, весит 3 - 4 кг.

Источники информации.

Http://azbyka.ru/dictionary/09/ruban_tserkovnaya_ierarhiya-all.shtml
- http://ria.ru/infografika/20090127/160258303-ig.html#ixzz2jj0A75rv РИА Новости
- https://mospat.ru/ru/documents/church-award/hierarchical-awards/ Положение о наградах Русской Православной Церкви
- http://stal-nevsky.ru/?page_id=2428
- http://www.bogoslov.ru/en/text/376191.html Особенности богослужебного облачения патриарха на Руси
- http://www.vazhemonastery.ru/page14.php ОБЛАЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВЕНСТВА
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Цвета_богослужебных_облачений

Одна из главных святынь Русской Православной Церкви, символ российских первосвятителей — посох митрополита Петра. Деревянный посох (ХIV век) хранится как музейный экспонат в Оружейной палате Московского Кремля. Дважды эта святыня из Оружейной палаты передавали в руки Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II — в день его интронизации 10 июня 1990 года и на богослужение по случаю 70-летия со дня рождения. Андрей Андреевич Золотов, профессор, занимавший пост заместителя министра культуры СССР (февраль 1990 по февраль 1992 года), советник главного редактора РИА «Новости» , заслуженный деятель искусств, член-корреспондент Российской академии художеств в интервью РИА «Новости» рассказал об уникальной акции — передаче посоха Патриарху Алексию в 1990 году.

— Андрей Андреевич, в 1990 году Вам выпала честь участвовать в передаче посоха митрополита Петра патриарху Алексию в день его интронизации. Расскажите, что это за посох и чем он так примечателен?

— Это посох митрополита Петра, который он получил из рук патриарха Константинопольского Афанасия. После революции, как и многие церковные ценности, он попал в музеи Кремля, где и хранится по сей день, это ценный музейный экспонат.

— Как он хранится?

— Под стеклом, где поддерживается специальный температурный режим, как и положено храниться музейному экспонату.

— В каких случаях посох выносился или передавался кому-либо из Оружейной Палаты?

— Он никогда и никому не выдавался, в выставочных экспозициях не участвовал. По крайней мере мне неизвестно, чтобы он выносился до данного случая в 1990 году. Если бы традиция передачи посоха была, то Патриарх мог бы сослаться на это, однако ничего подобного не было. Речь шла об уникальной акции.

— Значит, все было не просто?

— Да, сложности были. В то время я был заместителем министра культуры Советского Союза (февраль 1990 по февраль 1992 года). На момент избрания митрополита Алексия Патриархом в моем ведении были музеи — Третьяковская галерея, музей Изобразительных искусств имени Пушкина, Эрмитаж, музеи Кремля и ряд других музеев, библиотека им. Ленина тоже. Министром в ту пору был Николай Николаевич Губенко.

Когда стала готовиться церемония интронизации, то поступило официальное обращение от Патриарха Московского и всея Руси в министерство культуры СССР выдать посох митрополита Петра Патриарху, на церемонию интронизации, чтобы он провел церемонию с посохом в руках.

— Как вы расценили такую необычную просьбу?

— Это символизировало и высоту церемонии и преемственность. Фактом является то, что такое обращение от Патриарха поступило и на рассмотрение было передано мне, как человеку в министерстве отвечающим за музей. Я сразу понимал, что это вопрос непростой. Вопрос о взаимоотношении Церкви и музеев еще только вступал в свою горячую пору и вопрос о передаче церковных ценностей из музеев Церкви горячо обсуждался, но это был первый период — восстановление отношений. Тогда было и горячее желание Церкви вернуть себе целый ряд реликвий, равно как и устойчивое нежелание музеев отдавать это. Объяснялось это тем, что речь идет о художественных ценностях, общенародных, а в музее они имеют достойный уровень хранения.

— Каким же образом вы разрешили противоречие?

— Я понимал, что мне предстоит принять сложное решение, что оно не будет однозначно воспринято моими коллегами-искусствоведами, это мое предположение подтвердилось. Я хотел пойти навстречу просьбе Патриарха, и как должностное лицо я считал, что это было бы правильно. Я был знаком с патриархом еще как с митрополитом Ленинградским и Новгородским. У меня был счастливый случай не один раз общаться с ним в этом качестве. В то время Алексий был народным депутатом СССР, и в целом ряде каких-то общественных мероприятий, общественно-политических, в которых он участвовал, участвовал и я.

Он был большим почитателем искусства, — мы с ним друг другу экзаменов не устраивали, — но ощущение подлинности в искусстве и ощущение подлинности в культурном процессе ему было безусловно свойственно.

— Как отреагировал музей на такую просьбу?

— Реакция музеев Кремля была сугубо отрицательная. Нет, нельзя, не можем, не положено и т.д. Так что первый тур переговоров прошел безрезультатно. Но тем не менее надо было принимать решение, и я принял это решение и нашел для него такую определенную форму. Я пригласил к себе Ирину Александровну Родимцеву (в то время — директор музея-заповедника «Московский Кремль» — прим. ред.) в министерский кабинет и рассказал, что понимаю сложность этого вопроса, но предложил посмотреть на это по-другому — давайте скажем так, что данный экспонат музея будет демонстрироваться на публике в день интронизации патриарха, и демонстрировать его будет не сотрудник ваш, а сам патриарх.

— Неужели все так и решилось?

— Решение было принято, эта формулировка не была ею отвергнута, и посох был передан с условием, что он будет возвращен, патриарх дал подтверждение. Первоначально шла речь, что на один день — на день интронизации.

— А вы были на интронизации? Расскажите ваши впечатления!

— Я был приглашен на интронизацию и на последующий прием в Даниловом монастыре. Среди почетных гостей я стоял едва ли не в алтаре и все очень близко наблюдал. Также мне посчастливилось — я поздравлял Патриарха с интронизацией вторым из лиц государства. После чего мое волнение за посох, за экспонат было велико. Тем более, что в прессе уже все стало известно, естественно было подумать о том, не похитят ли его, не случится ли с ним чего.

Я помню, как один из митрополитов, который состоял в сослужении, так залюбовался этим посохом и сказал: «Боже, какой же он простой!»

Он действительно простой, там никаких особых украшений, деревянный, из мягкого дерева.

Затем последовала просьба Патриарха о том, чтобы утреннюю службу можно было бы провести тоже с этим посохом. Это не входило в нашу первоначальную договоренность, но я сходу сам принял решение.

— С интронизации посох оставался у Патриарха? До следующего дня?

— Да, до следующего дня посох был у Патриарха. Но здесь была своя история.

— Какая же, расскажите!

— Давайте сейчас по фактам. Службу он тоже провел с ним, и затем посох был возвращен в музей. Фактом является то, что на просьбу новоизбранного Патриарха министерство культуры СССР пошло навстречу и удовлетворило его просьбу, а конкретную реализацию этой просьбы осуществлял я. Затем посох оставался у Патриарха до утра и утреннюю службу он провел с ним, после чего посох был возвращен в музей.

— Разве было дано разрешение на хранение посоха вне музея?

Когда Патриарх вышел из храма, направляясь в Данилов монастырь, он передал посох одному из служителей. Меня охватило беспокойство, когда я увидел церковного служителя, уносящего музейный экспонат. Я последовал за молодым человеком. Он вышел в притвор — я за ним, он стал подниматься по лестнице — я за ним. Так мы поднялись на верхний этаж, в ризницу, где служитель подошел к шкафу, на котором висел амбарный замок, открыл его и поставил туда посох. Когда я увидел, что музейный экспонат был поставлен среди облачений, другой церковной утвари, вот так под амбарный замок, а в музее он хранился при определенной температуре! — я заволновался.

— Ситуация интересная, как же Вы вышли из положения?

— Как я уже говорил, я был приглашен на торжественное празднование в Даниловом монастыре. Там, когда это стало возможным, я подошел к Его Святейшеству и тихонечко попросил перенести посох в свой сейф. Патриарх Алексий все понял. Через 20 минут посох был у него, он положил его в сейф, где до утра он и оставался.

Надо сказать, что Патриарх об этом помнил. И при наших последующих встречах, а они имели место, он меня узнавал и очень тепло приветствовал, о чем-то спрашивал. Этот факт, который он со мной ассоциировал, не был им забыт.

То, что он сделал для Церкви, для людей в целом — это трудное воссоединение с Русской Зарубежной Церковью, он сумел и церковную жизнь возвысить, он сумел сделать церковную жизнь как бы знамением современной жизни русского общества.

Сегодня себе уже нельзя представить государство Россию без понимания того, что Церковь влияет на атмосферу жизни общества — это был великий деятель не только Русской Православной Церкви, но и великий деятель России.

Справка

Архиерейский жезл — знак архипастырской власти епископа над церковным народом, подобной той, которую имеет пастух над стадом овец. В жезле (посохе) олицетворяется странничество, проповедничество, пастырство как символ мудрого руководства.

Жезл епископа — это посох с рукояткой. В древности назначение посоха было вполне определенным: его брали с собой в путь, когда надо было преодолеть пешком большое расстояние. Такими посохами пользовались и пастухи, и монахи. Длинный посох не только облегчал подъем в гору, но и помогал погонять овец.

Один из основных символов раннего христианства — пастырь, т. е. пастух. Он пасет, знает и любит своих овец, заботится о них и поэтому стадо слушается его. В древности Христа часто изображали в виде Пастуха с посохом, несущего на плечах заблудившуюся овцу. Поэтому и священническое, и епископское служение называется пастырским. Возможно, посохами пользовались и ученики Христа — апостолы, призванные проповедовать по всему миру радостную весть о Сыне Божием.

Епископский жезл, или посох, таким образом, с одной стороны, воплощает идею странничества, проповедничества, а с другой — является символом пастырства, мудрого руководства и власти.

Посох вручается каждому епископу при посвящении. Византийскому патриарху его передавал сам император. Вначале форма епископского жезла была подобна пастушескому посоху — с изогнутой верхней частью. Затем появились посохи с верхней перекладиной, концы которой были слегка загнуты вниз, что делало их похожими на якорь. Дело в том, что еще один очень распространенный символ христианства — это корабль. Он означает Церковь, которая в мире подобна надежному кораблю, с чьей помощью мы можем переплыть неспокойное море нашей жизни. Якорь этого корабля — надежда на Бога.

Жезл, которым епископ пользуется во время богослужения, издревле было принято украшать драгоценными камнями, узорами, инкрустациями. Повседневные посохи епископов гораздо скромнее. Обычно это длинные деревянные палки с набалдашником из резной кости, дерева, серебра или другого металла. Такое отличие существует потому, что по каноническим правилам епископам и другим священнослужителям запрещается в быту украшать себя дорогими и яркими одеждами и предметами. Торжественность и пышность уместны только за богослужением.

Особенностью русских архиерейских жезлов является сулок — два платка, вложенных один в другой и привязанных к жезлу у верхней перекладины рукояти. Сулок возник из-за русских морозов, во время которых приходилось совершать крестные ходы. Нижний платок при этом должен был предохранять руку от прикосновения к холодному металлу жезла, а верхний ‑ от внешнего холода.

Есть мнение, что благоговение пред святыней этого символического предмета побуждало русских иерархов не касаться его обнаженной рукой, так что сулок может считаться также знамением божией благодати, покрывающей человеческие немощи епископа в великом деле управления Церковью и в пользовании богодарованной властью над ней.

Сегодня жезл без сулка — исключительная привилегия Патриарха. Также особенностью Патриаршего богослужения является право Патриарха входить с жезлом в алтарь через Царские Врата, тогда как другие архиереи, входя в алтарь, отдают жезл иподиакону, который держит его в руках, стоя справа от Царских Врат.

Одна из главных святынь Русской Церкви, символ российских первосвятителей — посох митрополита Петра. Деревянный посох митрополита Петра (ХIV век) хранится как музейный экспонат в Оружейной палате Московского Кремля. Он является непременным атрибутом интронизаций предстоятелей РПЦ. Дважды этот раритет из Оружейной палаты передавали в руки Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II — в день его интронизации 10 июня 1990 года и на богослужение по случаю 70-летия со дня рождения.

http://www.patriarch-detyam.ru

В наше время по повседневной одежде трудно понять, кем человек работает. Форма требуется только для определённых профессий, например для врачей или военных. Чтобы в случае необходимости вы сразу видели, к кому обратиться. Но есть и другие люди, увидев которых, вы всегда поймёте, кто они – это священнослужители.

Их одежда совсем не похожа на нашу с вами. Когда-то – в Римской империи -она была вполне обычной. Со временем одежда изменилась, но в Церкви сохранился её древний вид, освящённый традицией.

Такая верность установленным традициям, связь с прошлым, свойственна не только церковным людям. Во многих странах, например, с любовью продолжают носить старинные парадные военные формы, а на судебных заседаниях судьи появляются в длинных чёрных одеждах и даже в париках.

Особая одежда говорит о принадлежности священнослужителей к иному Царству – Царству Христовой Церкви. Ведь Церковь, хотя и проходит свое странствие и служение в мире, тем не менее глубоко отлична от него по природе своей. В сознании христиан служители Божии всегда и везде должны быть теми, кем они являются перед Богом и Церковью.

Если мы посмотрим на Патриарха не за богослужением, обычно он одет в чёрную рясу, на голове – белый куколь, в руке – посох, на груди – образ Божией Матери – панагия. Так же на Патриархе может быть длинная мантия зелёного цвета.

Что-то из этой одежды и предметов имеет право носить только Патриарх. Это знаки патриаршего достоинства. По ним мы можем понять, что перед нами не просто священник или епископ, а Предстоятель нашей Церкви.

Ряса

Ряса – повседневная верхняя одежда монахов и священнослужителей всех степеней. Это длинная, до пола, одежда с широкими, опускающимися ниже ладоней рукавами. Как правило, ряса бывает чёрного цвета и застёгивается на вороте и на поясе.

Слово “ряса” в переводе с греческого значит “вытертая”, “лишённая ворса”, “поношенная” одежда. Именно такую, почти нищенскую, одежду носили в Древней Церкви монахи. Из монашеской среды ряса вошла в обиход всего духовенства. Свободная длинная одежда с широкими рукавами была распространена на Востоке и является традиционной национальной одеждой многих народов и поныне. Такая одежда была распространена и в Иудее времен земной жизни Спасителя. О том, что Христос Сам носил похожую одежду, свидетельствует церковное предание и древние изображения

Мантия

Мантия – длинная, спускающаяся до земли накидка без рукавов, с застёжкой только на вороте. Надевается поверх рясы.

Слово “мантия” в переводе с греческого значит “покрывало”, “плащ”. В древности такую одежду носили бродячие философы, учителя, врачи. Впоследствии мантия стала монашеской одеждой. Теперь её носят и епископ, и простой монах.

У простых монахов мантия может быть только чёрного цвета. А епископская, или архиерейская, мантия со временем приобрела ряд отличий и теперь служит знаком епископского достоинства. Она просторнее и длиннее обычной монашеской. У епископов она бывает фиолетового цвета, а у митрополитов – голубого. Цвет патриаршей мантии – зелёный.

На епископской мантии спереди, вверху у плечей и внизу у подола нашиваются “скрижали” – прямоугольники с отделкой по краям и крестами или иконами внутри верхних прямоугольников. В нижних скрижалях могут стоять инициалы епископа. Скрижалями называются каменные доски, на которых были высечены десять заповедей, данных Богом еврейскому народу. Эти заповеди стали основанием ветхозаветной религии, приняли их и христиане. Скрижали на мантии означают, что епископ, управляя Церковью, должен руководствоваться заповедями Божиими.

По всей ширине мантии проходят три широкие двухцветные полосы, называемые “источниками”, или “струями”. Они символически изображают учение, истекающее из Ветхого и Нового Заветов, проповедовать которое – обязанность епископа.

Архиерейская мантия надевается во время торжественных процессий, при входе в храм и в определённых случаях на богослужении. Вообще же, при облачении в богослужебные одежды, мантия снимается.

Куколь

Куколь – повседневный головной убор Патриарха, в котором он совершает и некоторые богослужения.

Куколь, или кукуль, – латинское слово, означает оно “капюшон”. Такие островерхие шапочки, иногда доходящие до плеч или пришитые к плащу, были повсеместно распространены в Римской империи. Куколи именно такой формы носили первые египетские монахи. Поскольку похожие шапочки надевали и на младенцев, то они напоминали монахам о детском незлобии и простоте, которым надо подражать.

Куколь Патриарха белого цвета, он имеет форму круглого колпака, обтянутого наметкой – белой тканью, ниспадающей на спину и плечи. Наметка разделяется на три части. Они, вероятно, произошли из обычая монахов завязывать концы покрывала под подбородком в холодную погоду, а также так снимать головной убор в храме на молитве, чтобы куколь висел на спине и не занимал рук.

Куколь с наметкой, которая двумя нижними концами охватывает шею спереди, а третьим спускается на спину, оказывается очень похож на воинский шлем с бармицей. Образ монаха-воина, облачённого в доспехи для битвы, соответствует исконному пониманию христианского монашеского подвига как внутренней духовной борьбы с силами зла.

На лобной стороне и передних концах куколя вышиты изображения шестикрылых серафимов, на вершине патриаршего куколя находится крест. Белый цвет – это символ невещественного Божественного света и душевной чистоты. А образы серафимов – ангелов, стоящих ближе всего к Богу, – показывают верховное положение Патриарха в нашей Церкви. Может быть поэтому появилось выражение: “Патриарх – ангел Церкви”.

Панагия – медальон на длинной цепочке с небольшой иконой Богоматери. Это отличительный нагрудный знак всякого епископа. Одно из наименований Богоматери – Всесвятая, по-гречески – “Панагия”. Называя так Богоматерь, Церковь признает Её высшей всех святых, превосходящей Своей близостью к Богу даже ангелов.

Такие небольшие иконки или другие знаки носили на груди ещё в древности. Это были образы Богоматери, Иисуса Христа, иногда – просто крест на шнурке. Часто икону рисовали на маленькой коробочке, куда вкладывали какую-нибудь святыню, и носили тоже на груди. Отсюда греческое название “энколпион”, что буквально значит “нагрудник”, или “наперсник” (по-славянски “перси” – грудь). В наше время панагия представляет собой образ Богоматери, чаще всего круглой или овальной формы, с различными украшениями.

Со временем панагия становится обязательной частью облачения епископов. Она возлагается при посвящении в епископский сан вместе с нагрудным крестом. Патриарху, чтобы выделить его среди остальных епископов, полагается носить две панагии и крест. Но сразу три нагрудных знака Патриарх носит только во время богослужения, обычно на груди у Патриарха мы можем видеть одну панагию.

Епископские крест и панагия являются знаками высшей власти в Церкви. Эти образы духовно означают, что спасение людей в Церкви осуществляется через крестный подвиг Иисуса Христа и заступничество Богоматери.

Епископский жезл или посох

Жезл епископа – это посох с рукояткой. В древности назначение посоха было вполне опредёленным: его брали с собой в путь, когда надо было преодолеть пешком большое расстояние. Такими посохами пользовались и пастухи, и монахи. Длинный посох не только облегчал подъём в гору, но и помогал погонять овец.

Один из основных символов раннего христианства – пастырь, т. е. пастух. Он пасёт, знает и любит своих овец, заботится о них и поэтому стадо слушается его. Образ пастуха прочно вошёл в христианскую жизнь. В древности Христа часто изображали в виде Пастуха с посохом, несущего на плечах заблудившуюся овцу. Поэтому и священническое, и епископское служение называется пастырским. Возможно, посохами пользовались и ученики Христа – апостолы, призванные проповедовать по всему миру радостную весть о Сыне Божием.

С древних времён известен также и жезл. Он являлся символом власти или почётного положения (вспомните царский скипетр – знак верховной власти). Такой жезл – это короткая украшенная палка.

Епископский жезл, или посох, таким образом, с одной стороны, воплощает идею странничества, проповедничества, а с другой – является символом пастырства, мудрого руководства и власти.

Посох вручается каждому епископу при посвящении. Византийскому Патриарху его передавал сам император. Вначале форма епископского жезла была подобна пастушескому посоху – с изогнутой верхней частью. Затем появились посохи с верхней перекладиной, концы которой были слегка загнуты вниз, что делало их похожими на якорь.

Дело в том, что ещё один очень распространенный символ христианства – это корабль. Он означает Церковь, которая в мире подобна надёжному кораблю, с чьей помощью мы можем переплыть неспокойное море нашей жизни. Якорь этого корабля – надежда на Бога.

Жезл, которым епископ пользуется во время богослужения, издревле было принято украшать драгоценными камнями, узорами, инкрустациями. Повседневные посохи епископов гораздо скромнее. Обычно это длинные деревянные палки с набалдашником из резной кости, дерева, серебра или другого металла. Такое отличие существует потому, что по каноническим правилам епископам и другим священнослужителям запрещается в быту украшать себя дорогими и яркими одеждами и предметами. Торжественность и пышность уместны только за богослужением.

Особенностью русских архиерейских жезлов является сулок – два платка, вложенных один в другой и привязанных к жезлу у верхней перекладины рукояти. Сулок возник из-за русских морозов, во время которых приходилось совершать крестные ходы. Нижний платок при этом должен был предохранять руку от прикосновения к холодному металлу жезла, а верхний – от внешнего холода.

Великий параман

Параман представляет собой четырёхугольник из ткани с изображением креста. По углам к нему пришиты завязки: ленты или шнурки. Надевается он таким образом, что четырёхугольник оказывается на спине, а завязки образуют на груди крест.

Параман – очень древняя часть монашеского одеяния. У первых монахов это были просто сплетённые из шерстяных нитей перевязи, которые завязывались так же крестообразно. Вместе с поясом параман стягивал свободные одежды, чтобы было удобней двигаться во время работы. Параман напоминает о Кресте, который взял на себя инок, пожелав следовать за Христом. Его носят все монахи под повседневной одеждой. Патриарший параман больше, чем обычный, и потому называется великим. Он одевается Патриархом поверх подрясника только перед богослужением.

Предносной крест

Патриарший предносной крест – это художественное изображение Распятия Христа, прикреплённое к древку. Во время богослужения его носят перед Патриархом.

Крест – самый главный христианский символ. Знак победы жизни над смертью, напоминающий христианам о подвиге Христа ради нашего спасения. С первых дней истории христианской Церкви крест использовался на богослужениях. Его изображали на священных книгах, церковной утвари, одеждах священнослужителей, устанавливали на куполах храмов и монастырей.

Обычай носить крест перед Патриархом возник в глубокой древности. Начиная с IV века в Иерусалиме, Константинополе, Риме и других важнейших городах христианского мира большое значение имели богослужебные шествия по городу с остановками на городских площадях, с совершением служб в тех или иных городских церквях (в зависимости от праздника). Наиболее торжественные из шествий возглавлялись Патриархами, и тогда перед ними носили большие украшенные кресты. Впоследствии предносной крест стал неотъемлемой частью Патриаршей службы вообще. Обычай носить крест во время любых богослужебных шествий, а не только Патриаршей службы, сохранился и доныне – недаром сами эти шествия принято называть “крестными ходами”.

Жезл епископа - это посох с рукояткой. В древности назначение посоха было вполне опредёленным: его брали с собой в путь, когда надо было преодолеть пешком большое расстояние. Такими посохами пользовались и пастухи, и монахи. Длинный посох не только облегчал подъём в гору, но и помогал погонять овец.

Один из основных символов раннего христианства - пастырь, т. е. пастух. Он пасёт, знает и любит своих овец, заботится о них и поэтому стадо слушается его. Образ пастуха прочно вошёл в христианскую жизнь. В древности Христа часто изображали в виде Пастуха с посохом, несущего на плечах заблудившуюся овцу. Поэтому и священническое, и епископское служение называется пастырским. Возможно, посохами пользовались и ученики Христа - апостолы, призванные проповедовать по всему миру радостную весть о Сыне Божием.

С древних времён известен также и жезл. Он являлся символом власти или почётного положения (вспомните царский скипетр - знак верховной власти). Такой жезл - это короткая украшенная палка.

Епископский жезл, или посох, таким образом, с одной стороны, воплощает идею странничества, проповедничества, а с другой - является символом пастырства, мудрого руководства и власти.

Посох вручается каждому епископу при посвящении. Византийскому Патриарху его передавал сам император. Вначале форма епископского жезла была подобна пастушескому посоху - с изогнутой верхней частью. Затем появились посохи с верхней перекладиной, концы которой были слегка загнуты вниз, что делало их похожими на якорь.

Дело в том, что ещё один очень распространенный символ христианства - это корабль. Он означает Церковь, которая в мире подобна надёжному кораблю, с чьей помощью мы можем переплыть неспокойное море нашей жизни. Якорь этого корабля - надежда на Бога.

Жезл, которым епископ пользуется во время богослужения, издревле было принято украшать драгоценными камнями, узорами, инкрустациями. Повседневные посохи епископов гораздо скромнее. Обычно это длинные деревянные палки с набалдашником из резной кости, дерева, серебра или другого металла. Такое отличие существует потому, что по каноническим правилам епископам и другим священнослужителям запрещается в быту украшать себя дорогими и яркими одеждами и предметами. Торжественность и пышность уместны только за богослужением.

Особенностью русских архиерейских жезлов является сулок - два платка, вложенных один в другой и привязанных к жезлу у верхней перекладины рукояти. Сулок возник из-за русских морозов, во время которых приходилось совершать крестные ходы. Нижний платок при этом должен был предохранять руку от прикосновения к холодному металлу жезла, а верхний - от внешнего холода.