Национальная одежда.

Давно я не писала о Сванети и вот сейчас решила рассказать о сванских шапках.

Сванская шапка это очень нужная вещь в условиях сурового горного климата.
Зимой в ней тепло, а летом прохладно.
Издавна горцы были известны тем, что держали большие стада баранов, поэтому вопрос выбора материала для шапки никогда не стоял.
Сванская шапка еще была хороша тем, что из нее можно было пить воду в дороге. Кроме того, сваны говорят, что ношение шапки помогает снять головную боль и нервное напряжение. Такое универскильное изделие имеет древнее происхождение. Тогда форма шапки отличалась от той, которую мы привыкли видеть сейчас. Шапка была более вытянутая (куполообразная) с длинными полями, которые зимой защищали от ветра и снега, а летом от солнечных лучей.
Шапки в те времена делали не так как сейчас. Со времененм все меняется, усовершенствуется и упрощается, но вместе с этим теряется колорит изделия.
Я расскажу о старинном способе изготовления сванской шапки.
Сванские шапки бывают трех цветов (соответствуют цвету шерсти барана). Черные, белые и серые. Сервый цвет получается путем смешения шерсти черного и белого цвета.
У свана должно быть 3 шапки:
Черные шапки обычно носили, когда в семье было горе.
Серая была для повседневного ношения.
Белая надевалась на праздник.
Сванская шапка стоила не дешево, потому что на ее изготовление уходило много времени и сил.
Сначала с барана состригается шерсть. Затем она стирается и сушится. На сушку шерсти требовалась 1 неделя.
Дальше шерсть чещется. Но для этого в те времена использовали не такие чески http://pics.livejournal.com/svaneti/p ic/0002zrqa/ , приспособление называлось лабдзгына(сванское название). Это деревянное изделие около 60 см в высоту. На верху железные штыри. Объяснить процесс, не показывая его, почти не реально. Скажу только, что это довольно опасное действие и женщины часто ранили руки штырями. На расчесывание шерсти уходило 2-3 дня.
Стираную и чесаную шерсть выкладывали в круги толщиной 10 см. Полотно скручивали в рулон и при помощи тяжелой деревянной палки валяли ногами. Процесс этот занимал 4-5 дней.
Когда материал становился тонким и плотным, его надевали на деревянную балванку и деревянным молотком придавали форму. Стягивали веревками и оставляли сохнуть минимум на 2 недели.
Не снимая с балванки шапку брили и обрезали лишнее снизу. Затем снимали, обшивали низ шапки и делали крест из веревочки.
Раньше еще делали веревочку, которя шла с макушки шапки до плеч, ее использовали для фиксации шапки на голове, чтобы она не слетала. Сейчас уже этот элемент не делают.
Первый раз надевая шапку ее освещали, читали молитвы, для того, чтобы хозяин шапки был здоров и счастлив.
В изготовлением шапок занимались только женщины, самые умелые и уважаемые. Но женщинам строго запрещалось надевать шапку, это могли воспринять как оскорбление.
К шапке относились очень бережно и всегда складывали так, чтобы она не упала. А если шапка падала, говорили что это к несчастью.
Сванская шапка была дорогим подарком. Если человеку дарили шапку, это означало, что его очень уважают и доверяют.
Иногда шапки передавались по наследству, особенно шапки махши (властвующие персоны, главы кланов, старейшины).
Когда первый раз надеваешь шапку она кажется колючей, кажется, что в ней жарко. Но когда ее носишь постоянно, это совершенно не чувствуется. Потому-то наверное старики-сваны носят сванские шапки не снимая.
Настоящую сванскую шапку сейчас можно редко купить в Сванети. В 20 веке одной из самых известных мастериц в Сванети была Екатерина Пирцхелани.

Народная одежда абхазов как нельзя лучше характеризует творчество народа, его искусство и эстетические предпочтения. Глухой ворот, длинные рукава, туго перехваченный поясом стан - таков в идеале костюм абхазов последних полутора столетий, представляющий собой предмет национальной гордости.
Формирование основных компонентов одежды абхазов восходит к глубокой древности. Вплоть до настоящего времени сохранились такие элементы одежды, как войлочная плащ-бурка, туникообразная рубаха, ноговицы. По составу и форме абхазский народный костюм был похож на одежду генетически родственных абхазам народов: черкесов, адыгейцев, кабардинцев.
Сырьем для изготовления одежды служили лен, шерсть, шелк и хлопок. Материал для одежды, обуви и головных уборов - шкуры животных, войлок, домотканое сукно, льняное полотно, а в более позднее время - привозные фабричные ткани.
Искусство ткачества восходит к древнейшему периоду. Подготовка, обработка, выделка сырья для тканых изделий, предметов домашнего обихода и одежды были делом рук самой абхазки. Абхазская женщина славилась не только как искусная рукодельница, пряха, кружевница и ткачиха, она обладала также мастерством обработки и выделки шкур для сафьяна. Абхазка «обшивала буквально с ног до головы всю семью» и могла на глаз, без мерки отлично подогнать по талии черкеску или бешмет.

Мужская одежда
Традиционными элементами мужской одежды в середине XIX-начале XX вв. были рубаха и штаны из тонкого льняного полотна домашней выделки. В конце XIX века начали носить укороченные, до колена, рубахи с накладными карманами на груди. Поверх штанов надевали суконные либо сафьяновые ноговицы, плотно охватывавшие икры ног. С 1920-1930 гг. начали носить штаны типа полугалифе, слегка расширенные в боках.
Верхней одеждой начала XX века была черкеска. Черкеска дворян отличалась от крестьянской богатством украшений, качеством материала и длиной. Характерная особенность черкески - нашивные карманы с мелкими отделениями для трубочек (газырницы), в которых сохранялись заряды пороха. В качестве праздничного костюма черкеску носили как в сельской местности, так и среди горожан вплоть до 1990-х годов.
Важным элементом мужской одежды был бешмет. Кроем он был схож с короткой черкеской: плотно прилегал к стану до талии и затягивался на плетеные пуговицы. Бешмет совмещал в себе функцию нательной и верхней одежды.
В зимний период верхняя одежда дополнялась буркой - войлочным плащом. Различали два вида абхазской бурки - короткая бурка колоколообразной формы длиной выше колена и трапециеобразная бурка с узкими прямыми неширокими плечами, расклешенная в полах. Бурка была приспособлена для наездничества, являясь непременным походным снаряжением горца-кавказца.
Пояс, изготовленный из коровьей кожи, - неотъемлемая часть мужского костюма. Им подпоясывали как распашную, так и глухую одежду. Пояса надевали поверх черкески, бешмета либо рубахи. Различались праздничные и бытовые пояса. Традиционная мужская одежда абхазов не мыслилась без соответствующего снаряжения холодным либо огнестрельным оружием. Это были кинжал в ножнах, пистолет в кобуре за поясом, сабля либо нож.

Женская одежда
Абхазская женская одежда конца XIX - начала XX вв. характеризовалась разнообразием украшений и используемого материала. Различалась будничная, праздничная и ритуальная одежда. Одежда также дифференцировалась в соответствии с возрастом и семейным положением женщины. Женский костюм представлял собой переплетение древних и поздних видов одежды. Материалом для традиционного костюма служили изделия домашнего производства из шерсти, льна, позже - хлопка и шелка.
Составляющими компонентами женского костюма были рубахи, платья, кафтанчики, безрукавки и длинные штаны. Женщины носили головные уборы - разной формы косынки, шали, шапочки и обувь - сафьяновые чувяки, сапожки, позже - туфли на каблучках.
Многофункциональным элементом одежды была рубаха. Будучи нательной, она являлась и верхней одеждой, так как в ней допустимо было выйти за пределы дома и усадьбы. Возможные цвета - красный, белый, оранжевый, также использовались ткани в полоску либо мелкий цветочек. Рубаха-платье шилось с высоким стоячим воротником, небольшим прямым разрезом ворота, скрепленным пуговицей, и прямыми рукавами, собранными у запястья в сборку.
В конце XIX - начале XX вв. абхазки носили штаны двух типов. Первый тип - традиционного покроя штаны, схожие с мужскими. Второй тип - шаровары, сшитые из двух цельных кусков ткани. Цвет шаровар был символичен: белые надевала девушка, красные - женщина, синие - вдова. К середине XX века штаны укоротились до колен, их заправляли в чулки.
Самыми различными типами были представлены платья абхазок. Еще один вид традиционной женской одежды - кафтанчик из домотканого сукна или бархата с различными видами кроя. В качестве верхней одежды абхазки надевали безрукавку с небольшим овальным вырезом на груди.

Обувь
В XIX - XX вв. повсеместное распространение в быту абхазской деревни имела кожаная обувь на мягкой либо твердой подошве. Выделка и шитье обуви из сыромяти была обязанностью мужчин, а выделка и шитье из сафьяна - женщин.
Среди абхазских крестьян имели повсеместное распространение постолы. Это была домашняя обувь, а также ее носили пастухи и охотники. Постолы как женская обувь уже со второй половины XIX века стала вытесняться сафьяновой обувью, а также туфлями кустарного производства.
Выходной обувью и мужчин, и женщин служили чувяки из сафьяна. В 1920 - 1930-х годах широкое распространение в абхазской деревне получила кожаная обувь на твердой подошве. Достоянием зажиточных слоев населения были мужские и женские сафьяновые сапожки. Ноговицы - специфический элемент мужского костюма - надевались поверх узких штанов, плотно охватывая икры ног.
Наряду с постолами, чувяками, сапожками женщины носили обувь на деревянной подошве. В начале XX века женской домашней обувью была вязанная крючком обувь с глубоким выемом впереди. Уже в середине XX века традиционная обувь уже полностью исчезла из быта, ее заменила обувь кустарного и фабричного пошива.

Головные уборы
Головные уборы - наиболее консервативная часть одежды абхазов. Материалом для их изготовления служили шкуры домашних животных, войлок и сукно. Во всех типах традиционных головных уборов неизменной остается островерхая форма, которая была характерна для абхазов и адыгейцев. Традиционным и исконным является башлык - головной убор с капюшоном и длинными концами, украшенный плетеной тесьмой, тонкой полоской кожи либо галуном. В 1920-х годах появились овальные войлочные шапки с небольшими полями и плетеные шапки из соломы и полой травы.
Одинарный треугольный большой платок был у абхазок основным видом головного убора. Другим видом до начала XX века был шарф, который накидывался на голову либо завязывался на затылке. Также абхазки носили различных форм домотканые платки из шелка, шерсти или хлопка. Уже в 1920-х годах девушки надевали шапки-береты. В настоящее время лишь в среде старшего поколения продолжают сохраняться различные виды платков и косынок.

Украшения
Украшения одежды абхазов были обусловлены многовековыми традициями, сложившимися на протяжении истории народа. Украшения выступали в едином ансамбле с особенностями материала, покроя и гаммы цветов костюма. Абхазы отдавали предпочтение съемным украшениям из серебра, бронзы, золота, кости, рога, дерева. Одним из основных украшений женского костюма были разных форм застежки из серебра или бронзы. Среди зажиточных слоев были распространены женские пояса разных видов.

СУХУМ, 23 июл - Sputnik, Астанда Ардзинба. В последнее время интерес к традиционной абхазской одежде в республике возрастает как среди женщин, так и среди мужчин, родители часто покупают национальные костюмы и своим маленьким детям, рассказала в интервью Sputnik модельер детского традиционного костюма Эсма Чолокуа.

По ее словам, большим спросом пользуются не только традиционные костюмы, но и стилизованная одежда.

"Людям нравится, они заказывают и для повседневной жизни, и на торжественные мероприятия, а мы шьем с удовольствием. Число заказов ко Дню флага значительно увеличивается. Я выбираю ткань в зависимости от фасона платья. Для девочек можно придумать массу моделей, а для мальчиков вариантов меньше, это всегда черкеска, шаровары, блузка и башлык", — отметила Чолокуа.

Художник-модельер Мадина Чанба отметила, что разнообразие национальных костюмов достигается не столько за счет кроя и фасона одежды, сколько за счет тканей, отделки и аксессуаров.

"Орнамент костюма в старину рассказывал о социальной принадлежности его обладателя. У каждой фамилии были свои родовые знаки, изображения которых использовали при пошиве одежды. Большое значение имел пояс и застежки, которые раньше всегда были металлические, они говорили о статусе и происхождении человека, сейчас пуговицы зачастую плетут сами мастера", — отметила Чанба.

По ее словам, княжеский костюм и традиционная одежда крестьян отличались в большей степени фурнитурой, но не фасоном. Князья шили одежду из бархата, парчи и кружев, простые крестьяне могли себе позволить лишь лен или хлопок, которые украшались вышивкой, добавила она.

1 / 4

© Фото: предоставлено Эсмой Чолокуа

В настоящее время модельеры часто используют готовые аппликации, однако ручная вышивка делает костюм ценней, считает художник-модельер. В этом году, по ее словам, у девушек популярно использовать атрибуты мужского традиционного костюма.

"В своей новой коллекции я создала платья, где используются мужские ремни, газыри, и даже кинжалы. Девушкам нравится это носить. Среди новинок и стилизованные под традиционный костюм пиджаки, удобные для офисной работы", — отметила Чанба.

© Sputnik Астанда Ардзинба

Современный Государственный флаг Абхазии был утвержден сессией Верховного Совета Республики Абхазия 23 июля 1992 года после принятия решения о прекращении действия Конституции Абхазской АССР 1978 года и восстановлении Конституции ССР Абхазии 1925 года.

Ежегодно в честь празднования Дня флага в республике проходят торжественные и массовые мероприятия. Один из основных атрибутов праздника - абхазский национальный костюм, в который в этот день облачаются многие жители страны.

Страна души – Абхазия – именно так отзываются туристы о курортах этого государства, с богатой культурой и традициями. Свежий воздух, горы, потрясающего вида пейзажи, гроты, горные озера, пещеры – природа этой страны поистине удивительна, почему и привлекает путешественников. Теплый климат, Черное море, атак же возможность безвизового въезда делают Абхазию заманчивым курортом.

Транспорт

Городской общественный транспорт в Абхазии развит только в столице государства, городе Сухуми. Здесь курсируют автобусы, троллейбусы и маршрутки. Несколько автобусных маршрутов функционируют в курортных местечках Пицунде и Гаграх.

В других городах и поселках общественный транспорт в широком его понимании отсутствуют. Здесь можно найти маршрутные такси, курсирующие между городами.

Стоимость проезда в Абхазии довольно дешевая, по сравнению с ценами на проезд в городах России. Проезд в автобусе будет составлять 5 рублей, проезд в маршрутном такси – 10 рублей. Троллейбусы курсируют по Сухуми с тарифом в 3 рубля.

Электричество на территории страны

Напряжение в электрической сети в Абхазии идентично Российскому, и составляет 220 вольт с переменным током в 50 Герц. В поездку в Абхазию желательно брать с собой необходимые бытовые приборы, такие, как фен, мини утюг, электрическая бритва. Так как они могут понадобиться, если турист будет отдыхать в недорогой гостинице или на съемной квартире.

Как правило, в крупных и дорогих гостиницах, все необходимые для комфортного отдыха бытовые приборы, имеются в номерах, либо их можно взять на ресепшене.

Праздники в Абхазии


28 Августа – Нанхуа. Этот религиозный праздник посвящен Успению Пресвятой Богородицы, а по-абхазски праздник называется Нанхуа. В этот день абхазы – христиане устраивают в своих домах поминальную трапезу. Христианство в Абхазии тесно переплелось с язычеством, поэтому христианскими святынями, посвященными Богородице и Христу часто связаны с предметами язычества, в особенности с священными камнями, пещерами, где проводились языческие обряды.

25 Октября – Курбан-Байрам – праздник жертвоприношения. Мусульманский праздник жертвоприношения отмечается ежегодно и в Абхазии. Абхазы называют этот праздник на свой манер – Курбанныхуа. Этот день во всей Абхазии является не рабочим днем. Христиане этот день не отмечают, зато абхазы – мусульмане начинают отмечать День жертвоприношения с самого утра. Надев чистую или новую одежду, мусульмане отправляются в мечеть, где проводят несколько часов в молитвах, после чего отправляются на жертвенный обряд. После обряда готовят пышный обед и разделяют трапезу со всеми верующими мусульманами.

11 Декабря - Международный день гор. Абхазия благодаря своему географическому положению неотрывно связана с горами, поэтому здесь международный день гор, несомненно, прижился. Этот день не является пышным праздником или выходным днем, но все любители гор 11 декабря совершают путешествие по окрестностям. Зачастую этот день с размахом отмечают скалолазы, спелеологи, устраивая соревнования по завоеванию горных вершин.

Национальная одежда в Абхазии

Национальная одежда Абхазии является частью культуры этой страны. У каждого абхазца в гардеробе находилось три пары костюмов, один для повседневной носки, второй для праздничных церемоний, а третий был необходим для всевозможных ритуалов, от религиозных праздников, до похорон.

Традиционным видом одежды у мужчин была черкеска – плотный длинный тулуп, с поясом. Праздничные вариации черкески предполагали богатую вышивку. Под черкеску надевали рубаху с плотно застегнутым воротом, штаны. На ноги надевали обувь из сафьяна или кожи, икры прикрывали гетрами, а на колени надевали наколенники. Традиционно мужской костюм дополняли меховой шапкой.

У каждого всадника была бурка – накидка из войлочного материала. Бурка имела очень высокие плечи, которые позволяли сделать образ всадника величественным.

Женский наряд был более сложным. Девушки и женщины носили две нижние юбки (чтобы сделать образ наряда более пышным), рубаху, платье, а поверх всего надевали длинный или короткий кафтан. Обязательно девушки подпоясывались ремнем, который являлся настоящим произведением искусства. В качестве головного убора использовались либо косынка, либо меховая шапка, на подобие мужской.

Национальная кухня в Абхазии

В рацион каждого абхазца входят злаковые, овощи, фрукты, большое количество молочных продуктов, а так же мясо. Абхазы делают ставку на блюда, содержащие много витаминов, микроэлементов. Благодаря здоровому питанию многие абхазы носят титул долгожителей.

Традиционно, вместо хлеба в Абхазии употребляют мамалыгу. Своего рода, мамалыга это кашица из кукурузной крупы, которую готовят на молоке, ореховом масле или с сыром.

Кукурузная мука играет большую роль в национальной кухне Абхазии. Из нее готовят лепешки, чебуреки с сыром, хлебцы. Из кукурузной муки так же готовят и халву по особому рецепту.

Пшеничную муку, как правило, используют для приготовления пирожков, сырных пирогов, а так же для приготовления сладостей.

Из мясных деликатесов можно выделить мясо молодого ягненка или козленка, жаренное на вертеле или сваренное в молоке.

Традиционными повседневными мясными блюдами являются жареные куры на вертеле, на печи, с аджикой, мятой, орехами. Абхазы любят не только жареное мясо, но вареное, обильно сдабривая его различными соусами, преимущественно аджикой, и ореховым соусом. В качестве пикантной добавки добавляют мяту.

Самая популярная приправа национальной абхазской кухни – аджика. Это густой, похожий на пасту соус. Отличается аджика особой остротой. Готовится из красного перца, чеснока, сушеных и свежих пряностей.

Очень популярны в Абхазии сыры. Бурдючный сыр, сыр с мятой, кисломолочный сыр и многие другие сорта, которые употребляются в большом количестве.

Излюбленным напитком Абхазии является кислое молоко – ахарцвы. Как правило, его едят с медом. Абхазы утверждают, что этот напиток – лучшее средство утолить жажду, в особенности в жаркий период.

Абхазы не особо жалуют спиртное, в особенности мусульмане. Но из алкогольных напитков абхазы предпочитают водку под названием «ча-ча», на основе винограда.

Религия и обычии страны

В Абхазии из года в год меняется национальный состав, еще в период СССР в этой стране проживало большое количество русских, сейчас этнический состав изменился. Русских в Абхазии на данный момент всего 10% всего населения.

Абхазы проповедуют две основные религии, в стране около 60% христиан, и 16% мусульман. Остальные приверженцы язычества, иудаизма и прочих религий.

Абхазы с трепетом относятся к своей культуре, обычаям и традициям. Здесь почитают святыни, национальные праздники. Большая часть построек представляет собой архитектурные памятники, а горные пещеры изобилуют реликвиями.

Даже находясь за праздничным столом, абхазы стараются не разговаривать громко, чтобы всем было комфортно общаться. Если произносят тост, то все присутствующие приподнимаются со своих стульев.

Абхазы мужчины – любвеобильны, но проявляют уважение к местным женщинам, которые по традиции, обычно, всегда состоят при своем муже.

В Абхазии не принято проявлять эмоции на людях, целоваться или обниматься – здесь это считается аморальным поведением. Нежности по отношению друг к другу можно проявлять только в собственном доме.

Правила поведения в Абхазии

Посещая курортную Абазию, туристам следует быть аккуратными, так как здесь часто случаются кражи. Не следует оставлять кошельки и сумки даже в ресторанах на столе и отлучаться. По вечерам крайне не рекомендуется употреблять алкогольные напитки в компании малознакомых людей, и тем более соглашаться идти в гости – это самый распространенный способ краж.

Отдыхающим не стоит проявлять свои эмоции на людях, обниматься и целоваться, так как подобные действия перечат традициям данной страны и окружающие будут неодобрительно комментировать происходящее.

Женщинам, находящимся вне курортной зоны не следует носить открытые наряды, так как это будет привлекать нежелательное внимание со стороны абхазских мужчин. Знаки внимания могут доходить до навязчивости и даже преследования.

К персоналу отелей и гостиниц следует относиться доброжелательно, не проявлять высокомерия и необоснованного недовольства, так как в конечном итоге постоялец может обнаружить, что его номер и вовсе не убирали.

К туристам абхазы в целом относятся крайне дружелюбно и уважительно, зачастую это обусловлено тем, что финансовая составляющая страны зависит от того, сколько тратят на отдыхе туристы. Хотя в большинстве районов Абхазии весьма радушно принимают туристов из России.

Развлечения в Абхазии

Развлечений в Абхазии хватает. Не смотря на то, что в первую очередь, в Абхазию приезжают ради живописных местечек, гор, свежего воздуха, туристы приезжают отдохнуть на побережье. Пляжный отдых – самое распространенное развлечение. Самые известные курорты черноморского побережья – Гагра, Пицунда, Сухуми. На пляжах можно придаваться как неспешному и «ленивому» отдыху, так и заниматься активными видами водного отдыха.

В Абхазию так де приезжают и благодаря бальнеологическим курортам. Минеральные воды, лечебные источники – отличный способ совместить приятное с полезным. Минеральные источники Гагры привлекают тех, кто желает улучшить свои сердечнососудистые заболевания, болезни суставов, заболевания кожи и проч.

Курорт Гудаута ждет туристов, кто желает улучшить свое самочувствие. На этом курорте оптимальней всего проходить профилактику легочных заболеваний, заболеваний нервной системы.

В курортном Сухуме можно пройти оздоровительные курсы в грязелечебницах. Местная лечебная грязь изобилует витаминами и микроэлементами, столь полезных для здоровья.

В качестве развлечения туристы могут заняться активными видами отдыха, к примеру, горным туризмом. Можно отправиться в горы, организовав пеших поход, или верхом на лошадях. При желании можно освоить дельтаплан, спрыгнуть с парашютом и полюбоваться красотами природы с высоты птичьего полета.

Разница во времени

Если вы являетесь жителем Москвы, то отправляясь в курортную Абхазию, вам не придется испытывать на себе процесс адаптации смены часовых поясов. Разница во времени между Абхазией и Москвой равна 0. Часовые пояса абсолютно идентичны, поэтому туристы не будет испытывать ни малейшего дискомфорта. Для тех туристов, кто не помнит, какова разница между Москвой их родным городом, напоминаем:

Москва – Санкт – Петербург 0 часов
Москва - Новосибирск +3 часа
Москва – Екатеринбург +2 часа
Москва – Владивосток +7 часов
Москва – Краснодар 0 часов
Москва – Сочи 0 часов

Время перелета до Абхазии

Выяснить, сколько лететь до Абхазии оказалось довольно сложно. В Абхазии есть два аэропорта, в городе Сухуми и Гудауте. Аэропорт столицы Абхазии практически не функционирует. Здесь не производятся международные рейсы с 1992 года. Можно сказать, что аэропорт закрыт для посетителей. А аэропорт в городе Гудауте функционирует лишь в масштабах страны, производит перелеты на вертолетах в близлежащие деревни.

Максимально комфортным видом транспорта, на котором можно добраться до курортной Абхазии остается железнодорожный транспорт. По прибытию в Москву – столицу России, можно купить билет на поезд Москва – Сухум, ехать придется около 40 часов.

Национальная одежда Абхазии является частью культуры нашей страны. У каждого абхазца в гардеробе находилось три пары костюмов, один для повседневной носки, второй для праздничных церемоний, а третий был необходим для всевозможных ритуалов, от религиозных праздников, до похорон.

Традиционным видом одежды у мужчин была черкеска - плотный длинный тулуп, с поясом. Праздничные вариации черкески предполагали богатую вышивку. Под черкеску надевали рубаху с плотно застегнутым воротом, штаны. На ноги надевали обувь из сафьяна или кожи, икры прикрывали гетрами, а на колени надевали наколенники. Традиционно мужской костюм дополняли меховой шапкой.

У каждого всадника была бурка - накидка из войлочного материала. Бурка имела очень высокие плечи, которые позволяли сделать образ всадника величественным.

Женский наряд был более сложным. Девушки и женщины носили две нижние юбки (чтобы сделать образ наряда более пышным), рубаху, платье, а поверх всего надевали длинный или короткий кафтан. Обязательно девушки подпоясывались ремнем, который являлся настоящим произведением искусства. В качестве головного убора использовались либо косынка, либо меховая шапка, на подобие мужской.