Этнический состав поволжья. Из истории народов поволжья

Среднее Поволжье представляет собой особую этнографическую область Восточной Европы, расположенную на стыке Европы и Азии. Народы, населяющие Поволжье, имеют много общего как в экономическом и историческом развитии, так и в происхождении, культуре, быте.

К народам Поволжья относятся: МОРДВА, МАРИЙЦЫ, УДМУРТЫ, ЧУВАШИ, КАЗАНСКИЕ или ПОВОЛЖСКИЕ ТАТАРЫ и БАШКИРЫ. Правда, башкиры включены в число народов Поволжья условно; фактически они занимают среднее положение между народами Средней Азии и Поволжья и в культурном отношении тяготеют как к тем, так и к другим.

Цель настоящей работы - дать насколько возможно полное сравнительное описание традиционного хозяйства и бытового уклада народов Поволжья в XVII - первой половине XX веков.

Хозяйство.

Основу хозяйства народов Среднего Поволжья во все времена составляло земледелие, служившее главным источником их существования. В XIX - начале XX веков оно было преобладающим занятием у мордвы. У марийцев, татар и удмуртов земледелие в значительной степени дополнялось и другими, неземледельческим занятиями. У башкир до XVII века традиционным типом хозяйства было полукочевое скотоводство. А у марийцев до XVI века преобладающими занятиями были охота и рыбалка.

Но у всех народов Среднего Поволжья, важнейшей отраслью земледелия было полеводство. Оно имело полунатуральный характер и отличалось очень низкой продуктивностью, например, урожайность зерновых на территории Чувашии не превышала 40-45 пудов с десятины1. Повсеместно преобладало общинное землепользование. Община регулировала все земельные отношения крестьян-общинников. Она производила переделы земли, лугов и других угодий. Уравнительное подушное распределение земли приводило к тому, что крестьянское хозяйство получало надел в виде небольших, расположенных в разных местах участков. В XIX веке у финно-угорских народов под влиянием русского населения господствовала трехпольная система, при которой вся пахотная земля делилась на три части (три поля). Первое поле предназначалось под озимые культуры, второе засевалось яровыми культурами, а третье под пар, то есть вообще не засевалось и чаще всего использовалось для выгона скота. На следующий год паровое поле вскапывалось под озимь, озимое засевалось яровыми культурами, а яровое оставалось. В течение трех лет происходила смена всех полей. В южных районах выращивалась также пшеница, горох, конопля; последняя выращивалась на приусадебных участках и была основной технической культурой народов Поволжья. Картофель появился в Поволжье, в середине прошлого столетия, но не получил широкого распространения и возделывался в качестве огородной культуры.

Наиболее распространенным пахотным орудием у всех народов Поволжья была соха русского типа. Основная часть сохи (россоха) представляет собой деревянную вогнутую лопасть с двумя выступами в нижней части. На них надевались железные сошники. В лесном Заволжье (в основном у мордвы) в конце XIX века в качестве пахотного орудия получала распространение однолемешная соха-косуля с вертикально укрепленными железным резцом и большим деревянным отвалом. Для вспашки луговых и залежных земель финно-угорские народы использовали двухколесный плуг-сабан, близкий по своей конструкции к татарским, башкирским и чувашским сабанам. Все его детали делались из дерева. Исключение составляли железный резец и лемех. Сабан был тяжелым пахотным орудием и требовал для упряжи несколько лошадей. Поэтому он использоваться очень редко. В капиталистический период сабан, описанный в XVIII веке П.Рычковым2 и И.Лепехиным3, исчез из употребления, его место заняла соха.

Основным районом применения сабана в среднем Поволжье являлась полоса лесостепная и степная, также отмечалось использование в южных районах Марийской и Удмуртской республики.

Для рыхления почв, представляющего следующий этап их обработки, использовались деревянные бороны разных конструкций. Повсеместное распространение имели рамочные бороны, изготовлявшихся из деревянных брусьев, брусья скреплялись в раму, в которую вставлялись два-три продольных (реже поперечных) бруса. Боковые брусья выступали вперед, ими прикрепляли бороны к упряжке. Зубья рамных борон делались из дуба или березы. С конца XIX века стали делать бороны с железными зубьями.

Сев проводился вручную. Сеятель равномерно разбрасывал семена по полю, беря их из круглого лубяного или берестяного лукошка, которое висело у него на груди. Для удобства перед посевом поле разбивалось на равные полосы, границы которых обозначались бороздами, соломой, комьями земли.

Запахивание семян производился боронами или специальными сохами без полиц.

Урожай собирался при помощи серпов и кос. Рожь, пшеницу, ячмень, полбу обычно убирали серпами, только при очень плохих урожаях использовались косы. Овес, горох и некоторые другие культуры чаще косились косами-литовками с прикрепленными к ним специальными граблями. В процессе уборки хлеб связывался в снопы и тут же укладывался на поле различными способами в небольшие склады (суслоны, кресты, бабки). После просушки на открытом воздухе необмолоченные снопы перевозили на специальных телегах на гумно4 и укладывали в большие конусообразные клади - скирды. Для предохранения хлеба от сырости и мышей скирды ставили на специальные приподнятые над землей на 20-50 см помосты, которые делались из жердей и бревен. Этот способ укладки был описан еще в конце XVIII века известным естествоиспытателем и географом П.С.Палласом в труде ""Путешествие по различным провинциям Российского государства"". Он писал: ""Хлеб вяжут они в снопы и ставят в круглые остроконечные скирды на четырех перекладинами связанных и корою устланных столбах, отчего мыши и гнилость самого нижнего снопа повредить не могут"". В центре помоста обычно ставили жердь, вокруг которой укладывали снопы. Их клали колосьями внутрь. Сверху скирд накрывался обмолоченными снопами. Хлеб в скирдах мог храниться по несколько лет. Подобный тип скирда был характерен для всех народов Поволжья. Даже название скирда звучало почти одинаково на всех языках. Например, русские называли его кабан, татары - кибен, чуваши - хубэн.

Общность типа скирда и его наименования говорит о том, что он, вероятнее всего, заимствован от древних булгар, с приходом которых обычно связывается начало плужного земледелия в крае. В южных частях края, особенно в Заволжье, скирды ставили редко, хлеб молотили полностью сразу после уборки. Почти не встречалось там и приспособлений для сушки снопов - их сушили в поле или на току.

Молотили преимущественно вручную цепами. Обмолот зерновых культур проводился осенью, а иногда зимой. Молотьбе обычно предшествовала сушка снопов с помощью разных приспособлений. Наиболее распространенными среди них были ямные шиши. Они представляли собой конус из большого числа длинных жердей. Конус ставился над ямой, в которой устанавливалась печь-каменка4. У мордвы были известны безъямные шиши. Сушка проводилась теплом костра, разводившегося внутри конуса. Шиши были очень опасны, так как при неосторожном обращении часто возникали пожары.

В отдельных районах Среднего Поволжья финно-угорскими народами использовался способ молотьбы при помощи лошадей. Он применялся у удмуртов, живущих в южной части республики, у мордвы Самарской области, Татарии и Башкирии и у некоторой части марийцев. Для обмолота снопы расстилались на току, и по ним гоняли лошадей, которые копытами выбивали зерно из колосьев. Этот способ молотьбы был описан еще во второй половине XVIII века известным русским путешественником, географом и этнографом И.И.Лепехиным. В своем труде "" Дневные записки путешествия… по разным провинциям Российского государства"" он писал: " Особливый способ, молотить, который не где в других местах не употребляют, состоит в том, что сию работу отправляют лошади.

Сзади гумна утверждают столб, на верхней зазубрине которого кладут движущееся деревянное кольцо; к кольцу привязывают веревку, а к веревке двух лошадей рядом. Около столба, расстояние на сажень, кладут развязанные снопы так, чтобы лошади всегда ходили по оным. Лошадей гоняют вокруг столба, которые своими копытами топча колоса, тут же отправляют должность, какие отправляют цепы".

Способ конной молотьбы был, вероятно, заимствован финно-угорскими народами у своих тюрко-язычных соседей, у которых он был распространен значительно шире.

Размол зерна в XIX - начале XX века проводился на водяных и ветряных мельницах. У удмуртов и северных татар преобладали водяные мельницы, у мордвы и башкир - ветряные шатрового типа, у остальных народов края применялись как те, так и другие.

Неотъемлемую часть хозяйства составляло животноводство. Однако оно не имело самостоятельного значения и являлось своеобразным дополнением к земледелию. Причиной этого являлась в основном недостаточная кормовая база.

Тем не менее, все народы Среднего Поволжья имели в своих хозяйствах: лошадей, коров, овец, свиней, разводили кур, гусей, уток. Наибольшее значение в крестьянских хозяйствах имела лошадь, представлявшая основную тяговую силу. Поэтому кормили и содержали лошадей лучше, чем других животных. Уход за лошадьми у татар был более тщательным, чем у соседних народов5. Местные породы лошадей были малорослыми и слабосильными. В то же время, они отличались неприхотливостью, что при плохой обеспеченности кормами имело важное значение. Особую известность своей неприхотливостью и выносливостью получила лошадь "вятка", выращенная удмуртами, местной селекции, и романовская овца, дававшая шерсть и овчину.

Одним из древнейших занятий у народов Среднего Поволжья была охота. Издавна она носила товарный характер. Шкурки пушных зверей, в изобилии добывавшиеся на территории края, являлись основным средством торговых обменов с другими народами. Ими уплачивались дани, ясачные оклады, а позднее подати и налоги. У удмуртов, марийцев и мордвы широко были распространены пассивные способы охоты. У татар и башкир - активные. Ставились всевозможные ловушки, капканы, сети, силки, устраивались западни. При активной охоте использовались копья, рогатины, ножи. В качестве оружия дальнего боя до конца XIX века применялись луки и стрелы. В зависимости от назначения, стрелы имели деревянные, костяные или железные наконечники. В этнографическом музее Казанского университета экспонируются стрелы с тупыми деревянными и костяными наконечниками, применявшиеся марийцами при охоте на белку.

В XIX веке среди охотников получает распространение огнестрельное оружие, однако оно не вытеснило традиционных орудий и способов охоты, которые продолжают использоваться параллельно с ружейной охотой. Объектами охотничьего промысла были лоси, медведи, волки, лисы, рыси, куницы, выдры, бобры, белки, зайцы. В больших количествах добывалась птица: рябчики, тетерева, глухари, различные виды уток и куликов. Вырубка лесов и хищническое истребление зверей и птиц привело к сокращению ареала промысловой охоты у финно-угорских народов Среднего Поволжья. В условиях интенсивно развивающегося капитализма промысловый характер охоты сохраняется лишь в левобережной части края у удмуртов, а также у луговых и восточных марийцев.

Древнейшей формой хозяйственной деятельности у народов Среднего Поволжья являлось также и рыболовство. Большое количество рек, речек и других водоемов способствовало широкому распространению этого промысла. В отличие от охоты, рыболовство носило потребительский характер. Оно служило подспорьем в обеспечении крестьянских семей продуктами питания. Для личных нужд ловля рыбы производилась либо в одиночку, либо небольшими группами односельчан. Лишь для немногих рыболовство являлось основным занятием. Рыбаки и рыботорговцы арендовали рыбные угодья у крестьянских общин, городов, монастырей. Ловили частиковую (лещ, щука, сом, язь, судак, окунь и др.) и осетровую (стерлядь, осетр, белуга). Выловленная рыба продавалась скупщикам или сбывалась на местных рынках. Ценные сорта рыбы, особенно сурскую стерлядь, вывозили в Петербург, Москву, Нижний Новгород и другие города. Техника и орудия рыбной ловли у финно-угорских народов края не имели каких-либо существенных отличий от способов рыбной ловли, применявшихся у других народов Поволжья. Рыбу ловили на удочки, подпуска, переметы. Применяли неводы, плавные сети, бредни. Широко использовались снасти-самоловы (ванды, морды, жаки). Практиковался также древний способ добычи рыб при помощи остроги (при лучении). В зимнее время проводили подледный лов черпалками, самоловами и другими способами. В период весеннего паводка в озерных протоках, соединяющих озера с реками, а также в устьях небольших рек устраивались "сетные запоры", запруды, преграды из плетня, еловых веток и т. п.

Немалое внимание уделялось бортевому пчеловодству. Например, удмуртские семьи имели по несколько десятков бортей в лесу. Для различия, их помечали семейными знаками (пус). На рубеже XVIII века борти с пчелами стали вырезать и перевозить домой, затем их заменили ульи-колоды, которые ставили на приусадебных участках. Так постепенно удмурты перешли к пасечному пчеловодству. В общем, все народы Поволжья меду уделяли большое внимание, ведь еще в XVII веке мед и воск вывозили на продажу.

Большое значение в жизни народов края имели домашние и кустарные промыслы. Во второй половине XIX - начале XX века, несмотря на интенсивное распространение в поволжской деревне товарно-денежных отношений, крестьянские хозяйства сохраняли полунатуральный характер. Значительная часть инвентаря и предметов потребления изготовлялись собственными силами в рамках семейных коллективов. Наиболее распространённым домашним производством являлось ткачество. Производством тканей занимались почти в каждом доме. Ткани изготовлялись из конопли, реже льна, и шерсти. Ткачество было исключительно женским занятием. Участие мужчин в этом производстве ограничивалось только посевом волокнистых культур. Получение волокна из конопли представляло длительный и чрезвычайно трудоёмкий процесс. Уборку конопли производили в два приема. В конце июля выдергивали посконь (мужские особи растений) и некоторую часть зеленца (женские особи с недозревшими семенами), а в конце августа убирали матерку (женские особи с созревшими семенами). Из поскони и зеленца получалось более качественное волокно, идущее на изготовление тонких холстов. Из матерки, как правило, ткались грубые холсты, полога. После уборки и обмолота стебли конопли замачивались в стоячих водоемах в течение 2-5 недель. Затем их сушили на открытом воздухе или в банях и мяли на специальных мялках для того, чтобы отделить волокно от кострики (внутренней не волокнистой части стебля). Полученное таким образом волокно толкли в ступах, трепали при помощи деревянных ланцетовидных трепалок или гладких круглых палок и, наконец, расчесывали щетками, изготовленными из свиной щетины. У марийцев для этих целей нередко употреблялись чесалки, сделанные из шкурок ежей.

В презентации собран материал проекта по теме «Мы – представители народов Поволжья». Здесь Вы познакомитесь с целью, задачами и гипотезой проекта, выводами.

Мы живем на красивой реке Волга. Наша Волга считается одной из самых крупных рек мира. Поэтому и территория Поволжья занимает вдоль реки огромную площадь. Поволжье - многонациональный край. Мы постарались рассказать о народах Поволжья, ведь мы их представители.

Народы Поволжья разные, но они имеют много общего как в экономическом и историческом развитии, так и в происхождении, культуре, быте. Национальные костюмы, пословицы, общие ценности, праздники, традиционные ремесла, лучшие представители Поволжья. Приглядитесь друг к другу повнимательнее и вы найдёте много общего, подумайте на досуге о том, как вы относитесь к другим людям. Помните, что разрушить стену непонимания может даже одно сказанное слово.

Вывод: мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!

С защитой проекта учащиеся Винайкин А. (1 В кл.) и Аюпов И. (3 А кл.) выступали на областном конкурсе в сфере туризма и краеведения на Кубок «АБВГД» (Ассоциации больших волжских географических диковинок), где заняли 1 место в номинации «Народы Поволжья».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Здравствуйте! Сыелах сунатап! Исэнме! Шумбрачи! Салам!

Проект Мы – представители народов Поволжья муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа № 66» Презентацию по теме проекта подготовила Ж.В. Лифановская, учитель начальных классов Ульяновск 2015 год

«Поволжский край, моя земля Родимые просторы! У нас и реки и поля Холмы, леса и горы Народы, как одна семья Хотя язык их разный, Но дружбой мы своей сильны, И мы живем прекрасно!» Цель нашей работы Познакомиться с народами Поволжья.

Задачи: Исследовать национальный состав класса, Ульяновской области. Познакомиться с пословицами разных народов. Узнать о быте и обычаях основных народов Поволжья. Лучшие представители народов Поволжья.

Гипотеза Нужно знать традиции и обычаи не только своего народа, но и всех народов, населяющих нашу необъятную Родину. И тогда нам с Вами будет легче понимать друг друга и не оскорблять чувства собственного достоинства людей других национальностей.

Исследование национального состава классов По результатам опроса учащихся 3 А класса только 1 татарин (Аюпов Ильнур), а остальные – русские. У Мордвинова Артура мама татарка, а папа русский. Проведя опрос учеников 1 В класса, мы выяснили, что в нашем классе: 23 человека - русские, 4 человека – татары. Но есть семьи, где родители разных национальностей, например, у Винайкина Александра мама русская, а папа мордвин, у Тазировой Амины мама русская, а папа татарин. И это доказывает нам, что люди разных национальностей живут дружно не только как соседи, проживающие на одной улице или в одном городе, а могут создавать семьи, воспитывать детей.

В Ульяновской области проживают представители более 100 национальностей. Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года, национальный состав Ульяновской области следующий: Русские - 901 272 (73,6 %) Татары - 149 873 (12,2 %) Чуваши - 94 970 (7,7 %) Мордва - 38 977 (3,2 %) Украинцы - 10 484 (0,9 %) Азербайджанцы - 5 006 (0,36 %) Другие национальности - 20 164 (1,6 %)

При этом с гордостью говорим, что в Ульяновской области равно свободно живётся всем народам, что здесь людей не делят по этническим и религиозным признакам. В нашей жизни мы очень дорожим такими отношениями, радуемся успехам каждой ульяновской семьи.

Поволжье Народы, селившиеся вдоль берегов реки Волги: МОРДВА, МАРИЙЦЫ, УДМУРТЫ – финно- угры, ЧУВАШИ, КАЗАНСКИЕ (ПОВОЛЖСКИЕ) ТАТАРЫ.

Мы живем с вами на красивой реке Волга. Наша Волга считается одной из самых крупных рек мира. Поэтому и территория Поволжья занимает вдоль реки огромную площадь. Поволжье - многонациональный край. Мы хотим рассказать о народах Поволжья, ведь мы их представители.

Народы, населяющие Поволжье, имеют много общего как в экономическом и историческом развитии, так и в происхождении, культуре, быте. Вдоль стен у всех народов устраивались лавки. Днем они служили местом для сидения, а ночью для сна. Поэтому лавки были очень широкие, добротные. Над лавками по стенам избы устраивались полки, на которых хранились различные вещи (мелкая утварь, инструменты). Лавка напротив двери называлась мужской, а по боковой стене - бабьей. На этой лавке женщины занимались прядением, ткачеством. В красном углу обычно стоял стол, висел киот с иконами. Это место завтрака, обеда и ужина всей семьи. В красный угол сажали почетного гостя. Здесь же совершались свадебные и похоронные обряды.

Русские Мордва Татары Чуваши

Что для жизни нужно? Солнце! Что для дружбы нужно? Сердце! Что для сердца нужно? Счастье! Что для счастья нужно? Мир!

Народы Поволжья гостеприимные, трудолюбивые люди. Труд они считают главным делом своей жизни. Пословицы и поговорки разных народов Без труда и зайца не поймаешь. (татарская) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. (русская) Что посеешь, то и взойдет. (чувашская)

У каждого из нас есть общие ценности, которые помогают всем нам жить, и становиться лучше. Как гласит Христианство: “Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними” В Исламе этот смысл звучит так: “Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого”

Вывод: У разных национальностей много пословиц и поговорок, в которых высмеивается зло и жадность, восхваляется честность, смелость и дружба. Имеются однотипные пословицы и поговорки.

Краткая историческая справка заселения края татарами Происхождение татар является сложным и спорным. Непосредственными же предками татар являются булгары. В XV – XVI вв., в период существования татарских феодальных княжеств, на территории Поволжья происходило формирование отдельных групп татар: казанских, татар-мишарей, астраханских. На территории Ульяновской области проживают преимущественно татары-мишари.

Обычаи и праздники Значительная часть традиционных народных праздников татар связана с этапами годового цикла хозяйственной деятельности и существовавшими в прошлом общинными отношениями. К таковым относятся сабантуй (праздник плуга), жыен (встреча, народное гуляние), урак эсте (жатва), каз эмэсе, мал эмэсе, тупа эмэсе (помощь в заготовке птицы, мяса, изготовлении сукна).

Православные праздники Рождество Христово - праздник рождения Иисуса Христа, спасителя мира, с пришествием которого люди обрели надежду на милосердие, доброту, истину и вечную жизнь. Православная церковь отмечает Рождество Христово по юлианскому календарю 7 января.

Пасха - праздник праздников, самый главный православный праздник. В этот день душа словно переполняется светлой радостью, этому оказывает содействие и природа, которая сбросила оковы зимнего сна и в единой гармонии с Вселенской радостью встречает воскресшего Христа.

Масленица Этот праздник олицетворяет пробуждение природы от зимнего сна, означает начало полевых работ. И по сей день живёт как проявление надежды на год урожайный.

Вывод: Проанализировав праздники разных народов, мы пришли к выводу, что традиции праздников связаны с одинаковыми событиями природных явлений.

Традиционные ремёсла народов Поволжья Ткачество

Изготовление инвентаря и утвари, плетение лаптей, изготовление войлочных шляп, валенок. Плетеночный промысел Веревочный промысел Кожевенно-обувной промысел.

Вывод: Народы, населяющие Поволжье, имеют много общего как в экономическом и историческом развитии, так и в происхождении, культуре, быте.

Лучшие представители народов Поволжья. Дружба и сплочённость всех народов стала важным источником победы над врагами в Великой Отечественной войне. За мужество и героизм звания Героя Советского Союза на фронтах войны были удостоены 11600 человек: русские - 8160 человек; украинцев было 2069 человек, белорусов 309, татар 161, евреев 104, казахов 96, грузин 90, армян 90, узбеков 69, мордвин 61, чувашей 44, азербайджанцев 43, башкир 39, осетин 32, марийцев 18, туркмен 18, литовцев 15, таджиков 14, латышей 13, киргизов 12, удмуртов 10, карелов 9, эстонцев 8, калмыков 8, кабардинцев 7, адыгейцев 7, адыгейцев 6, абхазцев 5, якутов 3, молдаван 2. Все нации и народности нашей страны внесли свой вклад в победу над врагом, продемонстрировав великую силу единого сплочённого многонационального государства.

Герои Советского Союза И.С. Полбин, Г.П. Карюкин, А.К. Абдразаков, З.С. Хусаинов

Мы имеем разные национальности и исповедуем разную религию, но при всем этом, живем в одном многонациональном государстве. Сколько знаменитых людей разных национальностей – ученых, поэтов, писателей, композиторов – стали гордостью государства. известный чувашский просветитель И.Я.Яковлев, выдающийся скульптор XX века, С. Д. Нефёдов, известен всему миру под именем Эрьзя, русские писатели Н.М.Карамзин и И.А.Гончаров, из Симбирской татарской общины вышли известные в своё время фамилии купцов Акчуриных, религиозных деятелей Гафаровых, общественных деятелей Бахтеевых и другие.

Памятники великим представителям народов Поволжья Памятник Мусе Джалилю Залилов Муса Мустафович (литературный псевдоним Муса Джалиль) - татарский поэт. Памятник И.Я. Яковлеву Иван Яковлевич Яковлев – основоположник новой чувашской письменности.

Памятника Гончарову И.А. Ива́н Алекса́ндрович Гончаро́в - русский писатель; член-корреспондент Петербургской академии наук по разряду русского языка и словесности Памятник Пластову А.А. Аркадий Александрович Пла́стов - советский живописец. Народный художник СССР.

Памятник Д. А. Разумо́вскому Дми́трий Алекса́ндрович Разумо́вский (16 марта 1968 года, г. Ульяновск, СССР - 3 сентября 2004 года, г. Беслан, Северная Осетия – Алания - Россия) - российский военнослужащий, начальник отделения Управления «В» («Вымпел») Центра специального назначения ФСБ Российской, подполковник, погибший при освобождении заложников во время теракта в Беслане. Посмертно удостоен звания Героя Российской Федерации.

Вывод: У каждого народа есть свои герои, все они совершали подвиги ради нашей общей родины, и мы должны помнить героические подвиги многонационального народа России и передавать эту память из поколения в поколение. Одна из лучших духовных традиций многонационального народа России – помнить о подвигах героев и чтить память погибших за Родину.

Прощение, милосердие, сотрудничество, сопереживание, уважение прав других, взаимопонимание и уважение, сострадание и теплота сердец, принятие другого таким, какой он есть. Всё это способно объединить наши народы в любых испытаниях и бедах. Приглядитесь друг к другу повнимательнее и вы найдёте много общего, подумайте на досуге о том, как вы относитесь к другим людям. Помните, что разрушить стену непонимания может даже одно сказанное слово. Вывод: мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!

В результате нашей работы мы пришли к выводам: Быт и обычаи основных народов Поволжья имеют много общего Взаимопонимание и уважение, сострадание и теплота сердец, способны объединить наши народы в любых испытаниях и бедах. Одна из лучших духовных традиций многонационального народа России –помнить о подвигах героев и чтить память погибших за Родину. Все выводы подтверждают нашу гипотезу.

Спасибо за внимание!


Подробности Создано 13.08.2013 14:02

Русские, татары, чуваши, мордва

Русские

Русские - самая многочисленная группа населения города Ульяновска. Русские - представители славянской группы индоевропейской языковой семьи. Заселение симбирской полосы из различных регионов происходило не одновременно, причем поселенцы прибывали из различных регионов Русского государства, преимущественно с верховьев Волги и центральных районов. Ранее всего (в первой половине XVII века) оказались заселенными крайние северо-западные земли Симбирского Поволжья вдоль оборонительных черт.

Остальные земли были освоены во второй половине XVII века и в XVIII веке. В заселении принимали участие "служилые люди" московского правительства, монастыри, крестьяне и др.

Основным занятием русских Симбирского Поволжья было земледелие. Сеяли озимую рожь, из яровых – овёс, гречиху, полбу, просо, ячмень, пшеницу, горох. Из технических культур – лён, и коноплю. Издавна занимались русские и огородничеством. Второй отраслью сельского хозяйства было животноводство. В крестьянских хозяйствах разводили лошадей крупный рогатый скот, свиней, овец, коз, домашнюю птицу.

Новая географическая среда и соседство с нерусскими народами наложили отпечаток на материальную культуру русских Симбирского Поволжья. Так русские восприняли элементы традиционной культуры местного населения: от татар и чувашей местоположение печи (отступая от задней стены), вмазанные в печь котлы, некоторые блюда (салму, катык и другое); от финно-угорских народов – хозяйственную постройку – подвал, некоторые элементы одежды.

В свою очередь, славянская культура оказала на жизнь нерусских народов Симбирского края. Русские принесли более передовые методы ведения хозяйства – систему трёхполья, более совершенные земледельческие орудия (соха русского типа) и приспособления для сушки снопов – срубный овин.

По вероисповеданию русские были православными христианами. Широко ими отмечались древние праздники: святки, масленица, семик-Троица.

Народное изобразительное искусство представлено резьбой, росписью, вышивкой, тканьем, плетением кружев. Характерная черта русского изобразительного искусства – орнаментальность. Один из древнейших видов орнамента – геометрический. Наиболее частые мотивы – ромб, розетка, круг. В этих узорах много общего с орнаментом нерусских народов Среднего Поволжья. Разнообразным было устное народное творчество.

В русский женский комплекс одежды входили холстовая рубашка, она ещё называлась «рукава» и сарафан. В бедных семьях будничные сарафаны шили из крашеного холста, праздничные – из китайки (плотная хлопчатобумажная ткань синего цвета). В богатых семьях праздничные сарафаны шили из шёлка, плиса и бархата. Сарафаны носили обязательно подпоясанные. В народе пояс считался оберегом, использовался в обрядах, был ритуальным. На поясе также гадали о замужестве. Девушки, желавшие выйти замуж, искали в лесу две такие осины, которые можно было перевязать одним поясом, и если находили, то считали, что желание их о замужестве сбудется. Поверх сарафана одевали душегрейку – «епанечки». Они повторяли форму сарафана, только значительно короче его. В Симбирской губернии бытовала ещё одна форма женской безрукавной одежды – корсетка. Её одевали поверх сарафана и рукавов. Корсетка – это жилетка со сборками, без рукавов. Носили её преимущественно в Радищевском районе. Этот вид одежды заимствован от украинцев и южных великорусов. В качестве праздничных женских головных уборов отмечены разнообразные кокошники. Их носили замужние женщины до рождения первого ребёнка. Наиболее распространённым был кокошник с закруглённым верхом, имеющий вид полумесяца. Для орнамента использовали бисер, фольгу, стекло, перламутр и речной жемчуг. В орнаменте использовали изображения птиц, растительные мотивы. Кокошник, как правило, передавался от матери к дочери. Дополнением к русскому женскому костюму были распространены стеклянные красные круглые бусы, «янтарь», бисер.

Татары

Татары - представители тюркской группы алтайской языковой семьи. В этническом составе татарского населения имеются различные компоненты: древние тюркские (пришедшие из азиатских степей в I тыс. н.э.), булгарские, кипчакские, и другие тюркоязычные племена, а также некоторые финно-угорские и славянские. В Симбирском крае выделяют локальные группы татар: буинские, симбирские, карсунские, хвалынские (Старокулаткинского, Павловского, Николаевского районов) и татары заволжских районов.

Нынешние татары до XIX века предпочитали называть себя "боргарлы", "казанлы" или "мослеман" (мусульмане). Лишь в XX столетии слово "татары" окончательно превратилось в самоназвание народа. Среди татар Среднего Поволжья выделяются две основные этнические группы: казанские татары и мишари.

Несмотря на диалектальные и территориальные различия, татары являются единой нацией с единым литературным языком, единой культурой – фольклором, литературой, музыкой, религией, национальный духом, традициями и обрядами.

Традиционная пища татар – мясная, молочная и растительная – супы, заправленные кусочками теста (токмач-лапша, чумар), каши, хлеб из кислого теста, лепёшки – кабартма. Национальные блюда – бялеш с разнообразной начинкой, чаще из мяса (перемяч), нарезанного кусочками и смешанного с пшеном, рисом или картофелем, сдоба из пресного теста широко представлена в виде бавырсака, кош теле, эчпочмак, губадия, катыклы салма, чакчак. Лакомством считается вяленный гусь (каклаган каз). Молочные продукты – катык, сметана, творог. Напитки – чай, айран (тан).

Несмотря на то, что предки казанских татар, жили на территории Симбирской губернии задолго до основания Симбирска, закрепление за татарами местных земель началось с заселения служилыми татарами Московского государства Симбирского края.

На территории города Ульяновска проживают татары, исповедующие Ислам.

Первый мусульманский молитвенный дом в Симбирске был построен в 1853 году на средства купца К.А. Акчурина. На улице Лосевой (ныне ул. Федерации). Спустя десятилетие после пожара 1864 года на средства Т.К. Акчурина была построена мечеть. Мусульмане города Ульяновска продолжают поддерживать и развивать лучшие традиции ислама. Это выражается и проявляется в различных сторонах жизни, начиная от воспитания детей, уважительного отношения к старшим до проведения ярких национальных праздников. При этом важнейшим стрежнем их мировоззрения остается уважение к другим религиям и культурам.

Чуваши

Чуваши - представители тюркской группы алтайской языковой семьи. Само название народа "чуваш", производят от булгарского племени сувар, суваз. Начало чувашскому этносу положили тюркоязычные племена булгар и сувазов, а также финно-угорские племена марийцев. Булгары и сувазы, переселившись после разгрома Волжской Булгарии монголо-татарами на правобережье Волги, смешивались с племенами "горных" марийцев и сформировали группу чувашей-вирьялов (верховых), живущих ныне в северо-западных районах Чувашии. В то же время, тюркоязычные племена сувазов, поселившись в центральных и южных районах современной Чувашии, образовали группу анатри (низовые). Анатри больше сохранили черт традиционной культуры и антропологический тип своих тюркоязычных предков и по культурным особенностям имеют значительное сходство с татарами. В культуре же вирьялов проявились черты финно-угорских предков - "горных" марийцев.

До вхождения в состав Русского государства чуваши Ульяновского Поволжья были язычниками. В язычестве их существовала система многобожия с верховным богом Тора. Боги делились на добрых и злых. Каждому занятию людей покровительствовал свой бог. Языческий религиозный культ был неразрывно связан с циклом земледельческих работ, с культом предков.

В XVIII-XIX веках большая часть чувашей была крещена. Языческая вера в чистом виде перестала существовать, и все же двоеверие оставалось. Крестились и венчались в церкви, но языческие древние имена носились рядом с христианскими.

Прикладное искусство у чувашей представлено резьбой по дереву, вышивкой, тканьём. Чувашская вышивка отличалась разнообразием швов, декоративностью, богатством узоров.

Развито было и устное творчество. Популярными являлись лирические, трудовые, обрядовые песни, широко распространено хоровое пение. Старинными музыкальными инструментами были дуда, волынка, гусли.

Большую роль в подъёме и развитии культуры, в образовании чувашей сыграла Симбирская чувашская школа, организованная в 1868 году просветителем чувашского народа И.Я.Яковлевым при активном содействии и поддержке И. Н. Ульянова.

В 1870 году, благодаря И.Я. Яковлеву, появилась чувашская письменность на основе русской графики, стали создаваться учебники для чувашских школ, появилась литература на родном языке.

Мордва

Мордовские племена - автохонное (коренное) население междуречья Оки, Суры, Средней Волги. Мордва делится на две основные группы: эрзю, занимавшую в прошлом левобережье р. Суры, и мокшу, обитавшую в бассейне р. Мокши. В Ульяновской области проживает преимущественно мордва - эрзя.

По языковой группе мордва относится к волжской ветви финно-угороской группы уральской языковой семьи.

Преобладающим типом семьи у мордвы, как и у других народов Ульяновского Поволжья, со второй половины XIX века была малая патриархальная семья. Но сохранялись и большие, неразделённые семьи по 20 и более человек. Во главе крестьянских семей стоял отец – «большак», пользующийся неограниченными полномочиями и властью.

Основное традиционное занятие мордвы - пашенное земледелие (озимая рожь, полба, просо, лён, конопля). Заметную роль играли животноводство (крупный и мелкий рогатый скот), бортничество, позднее - пчеловодство. Были развиты отхожие промыслы, в основном на сельскохозяйственные работы.

Традиционное жилище - двух- или трёхраздельная изба со среднерусской планировкой, у мокши иногда - с западным вариантом южнорусской.

Основа традиционного женского костюма мордвы - рубаха из белого холста (панар), богато украшенная вышивкой, в которой преобладали красные, чёрные, синие тона с вкраплениями жёлтого и зелёного. У эрзянок бытовала обрядовая рубаха, сплошь покрытая вышивкой. Её надевали девушки в день совершеннолетия и на свадьбу. Верхняя распашная одежда - типа халата из белого холста (эрзя - руця, мокша - мышкас, плахон). Мокшанки носили белые холщовые штаны (понкст) длиною до щиколоток. Верхняя одежда - род кафтана (сумань), шубы. Женский костюм дополнялся множеством украшений из металла, бисера, монет, раковин. Специфическое нагрудное украшение - застёжка, закалывающая ворот панара (сюлгам). У эрзи она имела форму незамкнутого овала, у мокши была трапециевидной. Своеобразно набедренное украшение эрзянок пулагай (пулай, пулакш, пулокаркс), с богатой вышивкой, позументом, шерстяными кистями, металлическими бляхами. Впервые его надевали в день совершеннолетия.

Разнообразны женские головные уборы: типа сороки, полотенца, покрывала, высокие, на твёрдой основе. Распространённым головным убором девушек была налобная повязка, вышитая или обшитая бисером и позументом. Старинная обувь - лапти (мокша - карьхть; эрзя - карть) косого плетения. Ноги обёртывали белыми и чёрными онучами. Некоторые элементы традиционной одежды сохраняются, особенно у мокши: пожилые женщины иногда носят панар, чаще в качестве обрядовой одежды (на свадьбу, похороны, поминки). Модифицированные формы традиционной женской одежды продолжают бытовать. Мужская народная одежда, основными частями которой были белая рубаха и штаны из холста, вышла из употребления к 20 веку.

Традиционная пища состояла в основном из продуктов земледелия: кислый хлеб (кши); пироги с различной начинкой, чаще с кашей; блины из пшеничной, пшённой, гороховой муки, лапша, салма (кусочки теста в форме шариков, сваренные в воде). Мясные блюда (мокша жареное мясо с луком - щеням, эрзя жареное мясо и ливер с приправами - селянка) были в основном праздничными и обрядовыми. Напитки - пуре (из мёда), брага (поза), квас.

У мордвы имелось немало традиционных обычаев и обрядов, которые сопровождались приуроченными к ним кушаньями. На крестины варили молочную пшённую кашу, считавшуюся, подобно яйцам, символом плодородия. Каждый участник крестин, отведав её, поздравлял родителей с прибавлением в семье и выражал пожелание новорождённому прожить столько лет, сколько крупинок каши в горшке. К свадьбе пекли главный пирог - лукш из кислого ржаного теста или пшеничной муки с начинкой в 7-12 слоев.

Мордовские народные праздники приурочены к земледельческому календарю. Торжественным и многолюдным был летний праздник вельозкс, посвящённый покровительнице села (Вель-ава). В наши дни отмечается праздник отдалённого или малого села, а в некоторых местах - праздник традиционной мордовской кухни.

Верующие мордва - православные. Но в духовной культуре заметны черты и древнего язычества. В дохристианских религиозных верованиях мордвы обращает на себя внимание большое количество женских божеств.

Считалось, что боги могут наделать много бед и неприятностей, если вовремя не умилостивить, не задобрить их, поэтому в честь божеств на предполагаемых местах их обитания, т. е. в лесах, на полях, у рек, в жилищах, хозяйственных постройках, устраивались моления (озкст), на которых произносились молитвы (озномат) и совершались жертвоприношения.

Каждый праздник сопровождался целенаправленным молением, с исполнением того или иного комплекса магических обрядов. Моленья могли быть общественными и семейными, когда имелись в виду интересы отдельной семьи. В одних молениях участвовали только мужчины, в др. - только женщины, в третьих - те и другие вместе. Семейные моления совершались старшими в доме, чаще хозяйкой дома, а на общественных молениях для совершения обрядов и произнесения молитв каждый раз выбирались особые старики и старухи - инятят и иньбабат (от ине - великий, великая, атя - старик, баба - бабушка). При произнесении молитв обращались на восток. Для дохристианских верований и обрядов мордвы не было характерно поклонение идолам.

Верховный бог в дохристианских верованиях мордвы именовался Шкай, Нишке. В связи с христианизацией название это было перенесено на христианского бога. Хотя мордва считается наиболее христианизированным народом Поволжья, она до сих пор сохранила в своих верованиях некоторые остатки "язычества", часть из которых синкретизировалась с православием.

В фольклоре развита обрядовая поэзия: календарная и семейная (причитания невесты, "корильные" и величальные песни на свадьбе); песни - семейно-бытовые, эпические (о Литове - девушке, похищенной богом, о Тюште, культурном герое и вожде, заступнике народа), исторические; сказки о богатырях, дохристианских божествах, животных. Бытуют лирические протяжные песни, частушки, пословицы, поговорки.

Традиционные костюмы народов Поволжья, как и абсолютно все национальные одежды, отражают региональную и социальную принадлежность человека. Волга - река длинная, и по мере продвижения вдоль ее берегов можно наблюдать возникающую разницу в национальных одеяниях.

Связующее звено

Национальных костюмов обусловили в первую очередь обычаи и традиции народов Поволжья, которые складывались под действием окружающей среды и погодных условий. Характерной чертой для каждого является отделка. Орнамент, уходящий корнями в доисторические времена, недаром называют письменами из прошлого. Вера пращуров в начертанные обереги создавала узоры, принадлежащие только этому племени или народности, и передавалась из века в век. Так возникали дошедшие до нас орнаменты, служащие, как вышивка и меха, своеобразным определителем принадлежности костюма определенному народу. Но как самая длинная река Европы соединяет все народы Поволжья, так и основная часть национального костюма - рубашка (особенно женская) - является общей и характерной чертой для всех национальных костюмов народов этих территорий.

Общее для всех

Итак, традиционные костюмы народов Поволжья имеют один общий признак. Советский археолог и этнограф Борис Алексеевич Куфтин называл его «туникообразным покроем»: рубашки всех этносов Поволжья не имеют плечевых швов. Конечно, и у других народов, например у древних римлян или японцев, отсутствовали плечевые швы. Объяснялось это в первую очередь примитивностью условий, в которых надо было красить или разрисовывать одежду, или чем-то другим, но не отметить тот факт, что при разности национальных нарядов такая общая для всех костюмов деталь существовала, нельзя. Одинаковыми, очевидно, были и материалы, из которых одежда шилась, - конопля и лен. Можно предположить, что и дробленый перламутр находили применение во всех поволжских костюмах. В основном же традиционные костюмы народов Поволжья: мордовский, чувашский, татарский, народов Среднего и Самарского Поволжья - отличаются друг от друга.

Эрзя и мокша

Для сравнения рассмотрим сначала Каждый народ, его возникновение, история очень разнообразны. Мордва, делящаяся на два субэтноса (мокша и эрзя, имеющие свои языки), является финно-угорским народом. Только треть проживает в Мордовии, остальные - в сопредельных областях и по всей России. Исповедуют в основном православие, но есть молокане и лютеране. И все это из века в век формировало национальные одежды и отражалось в них. Надо сказать, что водные артерии долгое время были единственными торговыми дорогами, связывающими соседей. Общаясь между собой, народы Поволжья заимствовали друг у друга обычаи, нравы, рецепты национальных кухонь, знакомились с традициями, перенимали элементы нарядов и украшений.

Различия в костюмах даже внутри одного этноса

Так и формировались традиционные костюмы народов Поволжья. Мордовский женский наряд замысловат, а мужской - прост и удобен. Можно отметить, что мокшанки национальный костюм носят постоянно, а эрзянки - только по праздникам. И это не единственное отличие даже в национальном костюме одного народа. Общим и абсолютным для них является белый цвет холста, покрой рубахи, присутствие в украшениях монет бисера и раковин, а также отделка нарядов вышивкой. Одежда мужчин незамысловата и очень напоминает русский костюм - рубаха навыпуск, штаны, заправленные в онучи. Панар и понкст (рубаха и штаны) на каждый день изготавливались из конопли, праздничные - изо льна.

Обязательные детали

Неотъемлемой частью костюма был кушак, или каркс, которым всегда подпоясывали рубаху. Ему придавалось большое значение. Изготавливался он, как правило, из кожи, имел пряжку, простую в виде кольца или всячески украшенную.

На пояс подвешивалось или оружие, или орудия труда, по поясу отличали воинов. Поверх рубахи летом мордовские мужчины надевали легкую белую распашонку (мушкас - у мокши, руця - у эрзи), зимой - чапан, напоминающий русский армяк, прямого кроя, с длинными рукавами, большим запахом и широким воротом, или отрезную в талии овчинную шубу. Самым распространенным головным убором были валяные шапки (белые или черные) с небольшими полями, позднее, как и у русских, фабричные картузы, зимой - шапки-ушанки или малахаи. На ногах были лапти с портянками или онучами, по праздникам - сапоги. Просто и удобно. А вот для того чтобы нарядить мордовскую женщину, требовалось несколько часов и две-три помощницы.

Уникальные особенности

Традиционная белая рубаха, украшенная вышивкой, у мокшан была короче, и поэтому к ней обязательно добавлялись штаны. Богато расшитый пояс у эрзян заменялся пулайем - набедренным украшением из бисера, блесток, бус, цепочек. Впервые девушка-эрзянка надевала его в день совершеннолетия и не снимала до старости. В дни больших праздников поверх всего этого надевался с красными кисточками, под который по бокам подтыкались богато украшенные полотенца. Назывался он сэлге пулогай. А у мокшанских женщин поясным украшением служили кеска руцят, надетые сразу по несколько штук и тоже очень богато украшенные. Таким образом, видно, что традиционные костюмы народов Поволжья даже в рамках одного народа имели существенные различия. И по их внешнему виду и манере носить можно было безошибочно определить приблизительный возраст женщины, социальное положение и национальную принадлежность.

Верхняя одежда

Поверх всего вышеперечисленного мордовские женщины надевали разновидность сарафана - кафтонь-крда. Иногда надевали распашную одежду руцю, напоминающую безрукавку длиной выше колен. И покроем и цветом у субэтносов они разнились, как и онучи. Головные уборы были сложными сооружениями, отражающими возраст, семейное и социальное положение. Для них не жалели никаких украшений. Демисезонной одеждой была сумань, как и у мужчин. Зимой женщины носили овчинные шубы с большим количеством оборок под отрезной талией. Обувь от мужской не особо отличалась. И, конечно же, женщины носили украшения, мокшанки к традиционным кольцам, бусам, браслетам добавляли нагрудники. Можно добавить, что в XIX веке в мордовский женский костюм был добавлен фартук. На примере национального костюма этого этноса видно, что женская одежда народов Поволжья по количеству вещей, замысловатости и многообразию украшений и дополнений значительно превосходит мужской костюм, да и женские наряды других народностей куда как проще мордовских.

Яркие детали

Тюркоязычный народ (второй по численности в РФ) татары разделяется на три этнотерриториальных группы, одной из которых является волго-уральская. Все они отличаются друг от друга, в том числе и национальной одеждой. Сравнивая традиционные костюмы народов Поволжья, татарский можно выделить сразу. Ему присущи заостренные кверху головные уборы округлой формы, шаровары с широким шагом, бешметы и очень красивая обувь из тисненой кожи или расшитого бархата. Характерны и широкие рубахи, казакины и камзолы в талию. Прямые кафтаны синего цвета с рукавами, разрезанными от плеча, или чекмени, напоминают древнюю тюркскую одежду. Это говорит о том, что яркий индикатор национальной принадлежности человека, которым является традиционный костюм, пройдя долгий путь исторического развития, сохранил память о далеких предках.

Характерная черта костюма

Общей чертой одежды всех татар считается ее трапециевидная форма (спина всегда приталивалась) и наличие как в мужском, так и в женском костюме рубахи (кулмэк) и штанов (ыштан). Женская рубаха отличалась только длиной - порой она доходила до щиколотки. Татарская рубаха отличалась от других туникообразных рубах, входящих во все традиционные костюмы народов Поволжья, шириной и длиной (у мужчин она доходила до колен) и воротником-стойкой.

У женщин под рубахой, у которой, как правило, был глубокий вырез, всегда находился нагрудник. Богатые татарки имели рубахи из дорогих привозных тканей. Штаны отличались тем, что для мужчин они шились из полосатых тканей (пестряди), для женщин - из однотонных.

Изящная простота

Верхняя одежда: казакин, бешмет и чекмень - была запашной, с цельной приталенной спиной. У мужчин был еще и чапан для посещения мечети. Обязательным атрибутом являлся пояс. И верхняя женская одежда отличалась от мужской только украшениями, для которых использовали мех, позумент, вышивку и декоративную строчку. Рассматривая традиционные костюмы народов Поволжья (татарский, к примеру), можно сделать следующий вывод: и мужской, и женский костюмы не очень замысловаты, что не делает их менее красивыми. Отличаются они друг от друга декоративными деталями и рубахой, которая в некоторых вариантах напоминает, скорее, Главной особенностью национальной одежды любого этноса является то, что она тесно связана с жизнью этого народа, формировалась веками и создавалась всей этнической общностью.

Костюм Самарского Поволжья

Национальная одежда народов Самарского Поволжья у бедных и богатых одна и та же. Отличается она качеством изготовления, красотой материалов, дороговизной декора. В Самаре кроме русских, украинцев живут чуваши и очень много татар. Поэтому и традиционные костюмы жителей Самарского Поволжья не очень отличаются. Так, широкая женская рубаха кулмэк, лежащая в основе национального костюма самарских татарок, делится на три вида. Первая из них ничем не отличается от описанной выше рубахи - широкая, прямая, схожая с мужской. Она имеет основное прямое полотнище и два боковых, расширяющихся книзу, прямой, обшитый ленточками разрез на груди. Рукава дополняли ластовицы, по низу подола шел волан. Все кулмэки были длинными. У рубахи второго вида воланы поднимались до бедер, талии, иногда до груди. Кулмэк третьего вида больше напоминал

Тонкости костюмов этой территории Поволжья

Обязательной принадлежностью женского туалета был камзол, который надевался поверх кулмэка и шился из тяжелых тканей. Отличительной чертой являлась тесная связь нагрудно-шейных украшений с головным убором. Пожилые женщины носили своеобразный, богато украшенный тамбурной вышивкой головной платок - орпэк. По манере ношения платка можно было определить, к какой татарской группе принадлежит женщина: к самарским или казанским татарам. Костюм мужчин Самарского края мало отличался от одежды других народов Поволжья. Разве что боковые клинья кулмэка были более широкими, в результате чего напоминали Поверх рубахи надевался недлинный камзол с короткими рукавами, последним был казакин. В этом районе мужчины-мусульмане носили богато вышитые бисером тюбетейки, орнамент на них был растительный.

Отличительные черты костюмов Среднего Поволжья

Национальные костюмы народов Среднего Поволжья перекликаются с вышеперечисленными нарядами, потому что проживают здесь русские, чуваши, мордва и татары. Для женской одежды характерна все та же рубаха. Носили ее с сарафаном разных покроев или с понёвой - шерстяной юбкой с богато украшенным подолом. Завершающей деталью был шугай - короткий теплый пиджачок. Роль кофточки, надеваемой поверх рубахи, выполнял навершник, коротай, шулпан или нарукавники. Мужской костюм был прост, а потому удобен: рубаха с кушаком, порты в полоску, заправленные в обувь. Зимой - теплый свободный кафтан.

Отсутствие разительных отличий

Не имели разительных отличий традиционные костюмы народов Поволжья. Чувашский тоже не особо отличался, разве что названиями деталей. Все та же туникообразная рубаха у чувашей именовалась секе, а штаны с широким шагом - йем. У женщин секе, украшенная красивой вышивкой, носилась с напуском на талии, а поверх рубахи надевался запон (фартук). Характерными были украшения из металлических блях и монет. Тухья, головной убор девушек, отличалась своеобразием: форма у нее была конусообразной, дополняли ее тика (украшение, спускающееся на лоб) и наушники с тесемками. Платки татарок Среднего Поволжья назывались туттар. Надо отметить, что именно головные уборы, особенно женские, отличали традиционные костюмы народов Поволжья. Чувашский мужской костюм разнился с другими в основном цветом штанов: они всегда были белыми, вышивка на рубаке вдоль выреза могла быть треугольной формы. Верхняя одежда декорировалась аппликацией и вышивкой. Орнамент украшал грудь, шел по запаху и подолу. Белый прямоспинный халат шупар имел очень узкие рукава.

Населяют поволжские регионы России не только русские люди. В Поволжье проживают к тому же еще несколько народностей, которые считаются в этой местности коренными. Ведь в незапамятные давние времена эти земли входили в состав Половецкой степи, государств Золотая Орда и Волжская Великая Булгария .

На среднем Поволжье компактно проживают татары , потомки татар Казанского ханства. Сегодня они имеют в составе России автономию в виде автономной республики Татарстан с центром в городе Казани. Южнее татар на Среднем Поволжье проживает много чувашей и мордвинов . Еще одно, устаревшее название мордвинов в России – это черемисы.

Если вспомнить Владимира Ленина, вождя большевиков во время революции 1917 года, то в роду его отца, педагога Ильи Ульянова встречалось немало чувашей. Небольшие раскосые глаза широкие скулы, темные волосы – Илья Ульянов выглядит на портрете как типичный чуваш. В Российской империи их называли «инородцами».

Автономная в составе Российской Федерации Республика Мордовия строго к Волге выхода не имеет, но граничит с Ульяновской области Среднего Поволжья. То же самое касается и автономной Республики Чувашии.

Уже в Самарской области встречается небольшой процент казахов среди населения. Но в целом эта национальность для Поволжья не характерна. На нижнем Поволжье, на Саратовщине и Астраханщине казахов побольше. Это логично, потому что культура казахов и калмыков похожа между собой. А Автономная Республика Калмыкия и тюркоязычный Казахстан здесь совсем рядом.

Астраханщина вообще, наверное, самый многонациональный регион России. Здесь много и татар . Потому равных по уникальности астраханской кухне, например, нет. Как ей устояться в рамках чего-то одного, когда вокруг столько обычаев и традиций?

Волгоградская область – это вотчина казаков . Казаки – по паспорту русские, но особые русские. Казак, когда его спрашивают, какой он национальности, может ответить не «я русский», а «я казак».

Это вольница России еще с тех времен, когда вся она находилась под крепостным ярмом: а на юге России, в низовьях Волги, на Дону и на Кубани казаки жили свободно, не служили ни панам, ни господам. Со временем, конечно, царская власть Петербурга дотянулась и до этих краев, казаков начали призывать на царскую службу. Но гордый дух и память о вольном житье тут сохранились.

Немало в Поволжье и украинцев , однако, они в основном рассеяны по областям. Чуть компактнее ни проживают на юге Поволжья. Культура их почти одинакова с русскими, разве что говор украинцев мягок и певуч, а фигурки чуть пополнее: украинцы традиционно любят покулинарить и покушать.

На юге Поволжья расположена Республика Калмыкия, национальная автономия калмыцкого народа , народа кочевых скотоводов, всадников и охотников. У калмыков особая кухня и традиции: особое место в ней занимает мясо и молоко.