Полифония кратко. Полифония и ее разновидности

Виды полифонии

Различают несколько видов полифонии: гетерофония, подголосочная, имитационная, разнотемная полифония.

Гетерофония (от греч. eteros - другой и ponn - звук) - вид многоголосия, возникающий при совместном (вокальном, инструментальном или смешанном) исполнении мелодии, когда в одном или нескольких голосах происходят отступления от основного напева. Отступ ления могут быть вызваны естественными различиями исполнительских возможностей человеческих голосов и инструментов, а также фантазией исполнителей. Хотя достоверные письменные памятники, иллюстрирующие историю развития гетерофонии, отсутствуют, следы гетерофонного происхождения народного многоголосия сохранились повсюду. Примеры гетерофонии.

Органум из трактата "Musicaenchiriadis" Хукбальда


Танцевальная песня 13 века (из собрания X. И. Мозера "TцnendeAltertьmer")

Литовская народная песня "Austausrelй, teksaulelй" («Занимается зорюшка»)

Для гетерофонии характерны унисонные (октавные) окончания, параллельное движение голосов (терциями, квартами и квинтами), преобладание синхронности в произношении слов. Выразительные возможности гетерофонии использовал И.Стравинский в балетах «Весна священная» и «Петрушка».

Подголосочная полифония - вид многоголосия, свойственный русской, украинской, белорусской народной музыке, а также ориентированным на фольклор произведениям профессионального музыкального искусства. При хоровом исполнении песен в медленном и умеренном движении (лирические протяжные и свадебные, медленные хороводные, казачьи) происходит" ответвление от основного напева и образуются самостоятельные варианты мелодии - подголоски (подводка, дишкант, горяк и другие). Признаки подголосочной полифонии: переменное количество голосов (обычно 3, встречается 5 и более), свободные включения и выключения голосов, обилие перекрещиваний, использование имитаций (неточных), унисонные и октавные окончания, одновременное произношение слогов текста. Примеры подголосочной полифонии.

Песня из сборника Е. В. Гиппиуса и З. В. Эвальд "Песни Пинежья"

Песня из сборника А. М. Листопадова "Песни донских казаков"

Выразительные возможности подголосочной полифонии использовали Мусоргский в «Борисе Годунове» (пролог), Бородин в «Князе Игоре», С. С. Прокофьев в «Войне и мире» (солдатские хоры), М. В. Коваль в оратории «Емельян Пугачев» (хор крестьян).

В композиторском творчестве выделяются два основных вида полифонии - имитационная и неимитационная (разнотемная, контрастная). Имитационная полифония (от латинского - «подражание») - проведение одной и той же темы поочередно в разных голосах. Приемы имитационной полифонии разнообразны. Например, фрагмент из мессы Г.Дюфаи « Avereginacaelorum»

В разнотемной полифонии одновременно звучат разные, иногда контрастные мелодии. Как, например, в первой части Симфонии №5 Д.Д.Шостаковича

Разграничение на имитационную и разнотемную полифонию условно в силу большой текучести, свойственной полифонической музыке. При сочетании мелодии в обращении, увеличении, уменьшении и в ракоходном движении различия мелодий по горизонтали усиливаются и приближают имитационную полифонию к контрастной:

Выполните задания

1. Определите вид полифонии:

а)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «Общее фортепиано» является важным звеном музыкально-педагогического процесса воспитания учащихся инструменталистов. Занятия в рамках данного предмета прививают навыки игры на инструменте, чтения с листа, игры в ансамбле, аккомпанемента, расширяют возможности бытового любительского музицирования, создавая условия для более широкой вовлеченности в музыкальную культуру.

Основной формой учебной и воспитательной работы в классе является урок, как индивидуальное занятие педагога с учеником.

Развитие техники чтение нот с листа

Работа над беглостью пальцев на материале разнообразных упражнений и этюдов

Работа над полифонией, крупной формой, пьесой

Игра в ансамбле

Необходимо воспитывать у учащихся сознательное отношение к художественному замыслу исполняемого произведения, при изучении, ознакомлении и чтении с листа систематически работать над системой музыкально-исполнительских приемов на учебно-вспомогательном (гаммы, арпеджио, аккорды и этюды) материале.

Предлагаемые репертуарные списки отражают как академическую направленность репертуара, так и возможность индивидуального подхода к каждому ученику, позволяют разнообразить репертуар по стилю, форме, содержанию, активно вводить современную музыку, в том числе и джазовые сочинения.

Степень успеваемости учитывается на контрольных занятиях (2раза в год), экзаменах (4 и 6 года обучения) и выступлениях в открытых тематических концертах:

I полугодие (кроме 1 года обучения) – 2-3 разнохарактерные пьесы (возможен один ансамбль)

II полугодие – 3 разнохарактерных произведений (из них возможен один ансамбль)

ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО КЛАССАМ

В течение учебного года учащиеся должны изучить:

1 класс – 15-20 произведений, пьесы песенного и танцевального характера, с элементами полифонии, этюды, ансамбли.

2 класс – 10-12 разнохарактерных произведений

3 класс – 4 этюда, 4 разнохарактерных пьесы, одно произведение крупной формы, 1-2 произведения полифонического стиля, 2 ансамбля.

4 класс – 4 этюда, 4 разнохарактерных пьесы, 1-2 произведения полифонического стиля, одно произведение крупной формы, 2 ансамбля.

5 класс – 4 этюда, 4 разнохарактерных пьесы, 1-2 произведения полифонического стиля, одно произведение крупной формы, 2 ансамбля

6 класс – 4 этюда, 4 разнохарактерных пьесы, 1-2 произведения полифонического стиля, одно произведение крупной формы, 3-4 ансамбля

7 класс – 2 этюда, одно произведение полифонического стиля, одно произведение крупной формы, 2 пьесы, аккомпанемент к двум песенным мелодиям, 2 ансамбля.

ГОДОВЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Ознакомление с построением гамм, арпеджио и аккордов.

I полугодие – до и соль мажоры и ля и ми миноры, гаммы двумя руками на одну октаву, арпеджио и аккорды отдельно каждой рукой

II полугодие – фа и си-бимоль мажоры, миноры ре и соль двумя руками на одну октаву, арпеджио и аккорды каждой рукой отдельно.

I полугодие – диезные мажорные и минорные гаммы до двух знаков при ключе двумя руками на две октавы, арпеджио и аккорды двумя руками на две октавы.

II полугодие аналогично бемольные гаммы.

I полугодие – диезные мажорные и минорные гаммы до трех знаков в прямом движении, аккорды, короткое арпеджио, хроматическая гамма двумя руками.

I полугодие – диезные мажорные гаммы и минорные до четырех знаков в прямом виде, аккорды, короткое арпеджио, доминантсептаккорд, хроматическая гамма двумя руками.

II полугодие - аналогично бемольные гаммы.

I полугодие – диезные мажорные гаммы и минорные до пяти знаков в прямом виде, аккорды, короткое арпеджио, доминантсептаккорд, хроматическая гамма двумя руками. 11 видов арпеджио от ноты до.

II полугодие – аналогично бемольные гаммы. 11 видов арпеджио от ноты соль.

РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК

Класс

Этюды

А.Балаж «Игра в солдатики»

Б.Барток F-dur, С-dur

Г.Беренс соч.70 № 8, 12, 15, 16, 24-29, 37, 41

И.Беркович «Маленькие этюды» № 10-19, 23

А.Гедике соч.32 № 2, 3, 24

Соч.36, № 13,14, 22

Соч.46 № 11, 18, 20

Е.Гнесина «Азбука» № 1-3, 7, 9-13, 15, 19

А.Жилинский № 9-12, 15-17, 22-24

С.Майкапар а-moll

А.Николаев С-dur

Г.Окунев «Отражение в воде», «Маленькие лиги», «Легато и стаккато»,

«Этюд в двух вариантах», «Веселый молоток»

А.Пирумов «Этюд»

К.Черни соч.139 по выбору

Л.Шитте соч.108 № 1-9, 13, 14, 17, 18, 20

Соч.160 № 1-19, 21, 22

Пьесы и ансамбли

« Фортепианная игра» /редакция Николаева/ М.1987 г.

Раздел I № 1-62, 72-78

« Музыкальные картинки» /Л.Хереско/

В.А.Моцарт «Весенняя»

«Первые шаги маленького пианиста» /сост.Т.Взорова, Г.Баранова,

А.Четверухина 1-83/

Ансамбли

И.Беркович « Маленький рассказ», «Мелодия», «Игра»

З.Левина «Тик-так»

М.Красев «Колыбельная»

«Выйду ли я на реченьку»

А.Александрова «Игра в перегонки»

В.Витлин «Дед Мороз»

С.Прокофьев «Болтунья»

«Здравствуй, гостья зима»

Татарская народная песня

«Шуточная»

«Малыш за роялем» /сост.И.Лещинская, В.Попроцкий/

М.сов.композитор 1989 г.

Часть II, часть III № 1-15, 20-23, 28, 36, 38, 42, 43

Ансамбли № 25, 43, 45, 57, 59

Калинска сост./А.Бакулов, К.Сорокин/М.сов.композитор 1988

Выпуск 1, часть I раздел I

Ансамбль Сарауэр «Чешская народная песня»

«Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей

Часть I № 1-63

Ансамбли № 1-11

«Музыка для детей» /сост.К.Сорокин/ М.сов.композитор 1983 г.

Выпуск 1 часть I «Перепелочка»

Д.Тюрк «Веселый Ваня»

Д.Кабалевский «Песенка»

Я.Степовой «Пчелка»

Б.Кравченко «Упрямый козлик», « Марш»

З.Кодей «Пьеса»

Х.Нейзидлер «Голландский танец»

А.Балтин 3 пьесы

Ю.Слонов «Вальс»

А.Холминов «Дождик»

В.Волков «Солнечный зайчик»

А.Парусинов «Марш»

Д.Кобалевский «Свет и тени», «Ежик», «Резвушка», «Маленькая полька»

Ансамбли

К.Сорокин «Скворец», «Многие лета»

«В музыку с радостью» /сост.О.Геталова и Визная/ композитор

Санкт-Петербург 2004 г.

«Первая встреча с музыкой» /А.Артоболевская/ М.сов.композитор 1985 г.

«Дразнилка»

Филипп «Колыбельная»

А.Руббах «Воробей»

Ансамбль «Вальс собачек»

«Живем мы на горах»

Класс

«В музыку с радостью» /сост.О.Геталова, И.Визная/ композитор

Санкт-Петербург 2004 г.

Разделы 2-3

«Фортепианная игра» /ред.Николаева/ М.1978 г.

Раздел I № 63-71, 79

Раздел II № 101-104

«Музыкальные картинки» /Л.Хереско/

«Маленький барабанщик»

Д.Шостакович «Песня о встречном»

Словацкая народная песня

В.Золотарев «Ехал казак за Дунай»

«Слети к нам тихий вечер»

С.Прокофьев «Петя», «Кошка»

Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей

/сост.С.Ляховицкая, Л.Баренбойм/ М.1970 г.

Часть I № 64-79

Ансамбли № 12-20, 22-24

Музыка для детей /сост.К.Сорокин/ М.1983 г.

Э.Сигмейстер «Кукушка танцует»

Э.Арро «Казачок»

А.Пирумов «Юмореска»

К.Вильтон «Сонатина»

Х.Раухвергер «Грустная песенка», «Веселая песенка»

Т.Хренников Две пьесы

К.Орф «Пьеса»

Е.Голубев «Колыбельная»

Д.Скарлатти «Менуэт»

С.Майкапар «В садике»

А.Гедике «Заинька»

А.Александров «Новогодняя полька»

Г.Телеман «Граве»

Р.Раутио «Танец»

Ю.Слонов Две пьесы

Х.Раухвергер «Финская песня»

Ансамбли

К.Сорокин «Украинская колыбельная»

Л.Бетховен «Немецкий танец»

М.Равель «Павана спящей красавицы»

«Малыш за роялем» /сост.И.Лещинская, В.Попроцкий/ М.1989 г.

Часть III № 33, 47-49, 51-55, 62-66, 70-81, 107-109

Ансамбль № 69

«Калинка» /сост.А.Бакулов, К.Сорокин/ М.1988 г.

Выпуск 1, часть I, раздел II

От Радионова «Белорусская баллада» до 3-го раздела стр.58

Ансамбли

Хагогортян «Танец»

«У ворот, ворот»

«Степная кавалерийская»

М.Глинка «Славься»

«Первая встреча с музыкой» /А.Артоболевская/ М.1990 г.

Стриборг «Вальс петушков»

В.Моцарт «Менуэт», «Вальс»

Л.Бетховен «Немецкий танец»

Д.Штейбельт «Адажио»

А.Гречанинов «Мазурка»

Ансамбль Калинников «Киска»

Класс

Полифонические произведения

И.С.Бах «Волынка», «Менуэт» d-moll

Д.Скарлатти «Ария» d-moll

В.Моцарт «Паспье», «Марш»

А.Корелли «Сарабанда» e-moll

Л.Моцарт «Менуэт» d-moll

К.Перселл «Ария», «Менуэт» G-dur

А.Гедике «Инвенция» d-moll, «Фугато» G-dur

С.Майкапар «Канон» g-moll


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22

Материал из Юнциклопедии


Полифони́я (от греческого πολυ - «много», φωνή - «звук») - вид многоголосной музыки, в котором одновременно звучат несколько самостоятельных равноценных мелодий. В этом её отличие от гомофонии (от греческого «гомо» - «равный»), где лишь один голос является ведущим, а другие его сопровождают (как, например, в русском романсе, советской массовой песне или танцевальной музыке). Главная особенность полифонии - непрерывность развития музыкального изложения, текучесть, избегание периодически четкого разделения на части, равномерных остановок в мелодии, ритмических повторов сходных мотивов. Полифония и гомофония, обладая своими характерными формами, жанрами и приемами развития, тем не менее взаимосвязаны и в операх, симфониях, сонатах, концертах органически переплетаются.

В многовековом историческом развитии полифонии выделяются два этапа. Строгий стиль - полифония эпохи Возрождения. Она отличалась суровым колоритом и эпической неторопливостью, распевностью и благозвучием. Именно эти качества присущи сочинениям великих мастеров-полифонистов О. Лассо, Дж. Палестрины. Следующий этап - полифония свободного стиля (XVII–XX вв.). Она внесла огромное разнообразие и свободу в ладоинтонационное строение мелодии, обогатила гармонию и музыкальные жанры. Полифоническое искусство свободного стиля нашло свое совершенное воплощение в творчестве И. С. Баха и Г. Ф. Генделя, в произведениях В. А. Моцарта, Л. Бетховена, М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича.

В композиторском творчестве выделяются два основных вида полифонии - имитационная и неимитационная (разнотемная, контрастная). Имитация (от латинского - «подражание») - проведение одной и той же темы поочередно в разных голосах, чаще на разной высоте. Имитация называется точной, если тема повторяется полностью, и неточной при наличии некоторых изменений в ней.

Приемы имитационной полифонии разнообразны. Возможны имитации в ритмическом увеличении или уменьшении, когда тема переносится в другой голос и длительность каждого звука увеличивается или укорачивается. Встречаются имитации в обращении, когда восходящие интервалы обращаются в нисходящие и наоборот. Все эти разновидности использованы Бахом в «Искусстве фуги».

Особый вид имитации - канон (от греческого «правило», «норма»). В каноне подражанию подвергается не только тема, но и её продолжение. В форме канона пишутся самостоятельные пьесы (каноны для фортепьяно А. Н. Скрябина, А. К. Лядова), части больших произведений (финал сонаты для скрипки и фортепьяно С. Франка). Многочисленны каноны в симфониях А. К. Глазунова. Классические образцы вокального канона в оперных ансамблях - квартет «Какое чудное мгновенье» из оперы «Руслан и Людмила» Глинки, дуэт «Враги» из оперы «Евгений Онегин» Чайковского.

В неимитационной полифонии одновременно звучат разные, контрастные мелодии. Русская и восточная темы соединяются в симфонической картине «В Средней Азии» А. П. Бородина. Широкое применение контрастная полифония нашла в оперных ансамблях (квартет в последней картине оперы «Риголетто» Дж. Верди), хорах и сценах (встреча Хованского в опере «Хованщина» М. П. Мусоргского, картина ярмарки в опере «Декабристы» Ю. А. Шапорина).

Полифоническое сочетание двух мелодий после своего первоначального появления может быть дано в новой комбинации: голоса обмениваются местами, т. е. мелодия, звучащая выше, оказывается в нижнем голосе, а нижняя мелодия - в верхнем. Такой прием называется сложным контрапунктом. Он применен Бородиным в увертюре к опере «Князь Игорь», в «Камаринской» Глинки (см. пример 1).

В контрастной полифонии чаше всего соединяются не более двух разнохарактерных тем, но встречается совместное звучание трех (в увертюре к опере «Мейстерзингеры» Р. Вагнера) и даже пяти тем (в финале симфонии «Юпитер» Моцарта).

Важнейшая из полифонических форм - фуга (от латинского - «бегство»). Голоса фуги как бы вступают вдогонку друг за другом. Краткая, выразительная и легко узнаваемая при каждом своем появлении тема - основа фуги, её главная мысль.

Сочиняется фуга на три или четыре голоса, иногда на два или пять. Основной прием - имитация. В первой части - экспозиции все голоса поют поочередно одну и ту же мелодию (тему), как бы подражая друг другу: сначала вступает один из голосов без сопровождения, а затем следуют второй и третий с тем же напевом. При каждом проведении темы ей сопутствует мелодия в другом голосе, называемая противосложением. В фуге есть участки - интермедии, где тема отсутствует. Они оживляют течение фуги, создают непрерывность перехода между её разделами (Бах. Фуга соль минор. См. пример 2).

Вторая часть - разработка отличается разнообразием и свободой строения, течение музыки становится неустойчивым и напряженным, чаще появляются интермедии. Здесь встречаются каноны, сложный контрапункт и другие приемы полифонического развития. В заключительной части - репризе вновь возобновляется первоначальный устойчивый характер музыки, цельные проведения темы в основной и близких тональностях. Однако свойственная полифонии текучесть, непрерывность движения проникает и сюда. Реприза короче других частей, в ней нередко происходит ускорение музыкального изложения. Такова стретта - своеобразная имитация, в которой каждое последующее проведение темы вступает раньше, чем она заканчивается в другом голосе. В некоторых случаях в репризе происходит уплотнение фактуры , возникают аккорды, добавляются свободные голоса. Непосредственно к репризе примыкает кода, подводящая итог развитию фуги.

Существуют фуги, написанные на две и крайне редко на три темы. В них темы иногда излагаются и имитируются одновременно или же каждая тема имеет свою самостоятельную экспозицию. Полного расцвета фуга достигла в творчестве Баха и Генделя. Русские и советские композиторы включали фугу в оперную, симфоническую, камерную музыку, в кантатно-ораториальные сочинения. Специальные полифонические произведения - цикл прелюдий и фуг написали Шостакович, Р. К. Щедрин, Г. А. Мушель, К. А. Караев и другие.

Из других полифонических форм выделяются следующие: фугетта (уменьшительное от фуги) - маленькая, скромная по содержанию фуга; фугато - подобие фуги, часто встречающееся в симфониях; инвенция; полифонические вариации, основанные на многократном проведении неизменной темы (в этом случае в других голосах проходят сопровождающие мелодии: пассакальи Баха, Генделя, 12‑я прелюдия Шостаковича).

Подголосочная полифония - форма русской, украинской, белорусской народной многоголосной песни. При хоровом пении происходит ответвление от основного напева песни и образуются самостоятельные варианты мелодии - подголоски. В каждом куплете звучат все новые красивые сочетания голосов: они, сплетаясь между собой, то расходятся, то вновь сливаются воедино с голосом запевалы. Выразительные возможности подголосочной полифонии использовали Мусоргский в «Борисе Годунове» (пролог), Бородин в «Князе Игоре» (хор поселян; см. пример 3), С. С. Прокофьев в «Войне и мире» (солдатские хоры), М. В. Коваль в оратории «Емельян Пугачев» (хор крестьян).

Следует уточнить, что полифония - это такой вид многоголосия, который основывается на сочетании, а также развитии нескольких мелодических линий, являющихся полностью самостоятельными. Другим названием полифонии является ансамбль мелодий. В любом случае это термин музыкальный, а вот полифония в мобильных телефонах достаточно популярна и постоянно завоевывает новые рубежи.

Основное понятие полифонии

Полифония подразумевает под собой определенное многоголосие, причем количество подобных голосов может быть совершенно различным и колебаться в пределах от двух до бесконечности. Но на самом деле несколько десятков голосов являются стандартным количеством, и этот вариант наиболее распространен.

Сейчас мы уже не можем представить себе телефон, который был бы необходим только для звонков. На данный момент мобильный может полностью олицетворять его владельца. Кроме всего прочего, от этого же телефона владелец будет требовать очень многого - чем больше функций, тем лучше. Именно поэтому полифония сейчас пользуется спросом. Удивительно, но мобильные телефоны по своей мощности сейчас намного «сильнее», чем даже первые компьютеры.

Разница полифонии и монофонии

Сейчас возможности наших мобильных телефонов почти неограниченные, а раньше вопрос просто о необходимости существования полифонии заставлял людей задуматься. Это происходило из-за того, что они не до конца отдавали себе отчет в том, что именно такое она из себя представляет.

Монофонический телефон может в определенный момент воспроизводить только одну ноту или же голос, а вот полифонический за это же время может одновременно сочетать до нескольких десятков различных нот и голосов.

Именно поэтому наиболее удачным вариантом объяснения будет сравнение полифонии и монофонии. Представьте себе в голове звучание оркестра и игру солиста. Чувствуется разница? Так вот, полифония - это оркестр с его причудливыми переплетениями мелодий от различных музыкальных инструментов. Именно полифония может создать полноценный качественный звук и удовлетворить желания даже самого требовательного меломана.

Полифонические мелодии - требования и форматы

Главным требованием является наличие хотя бы одного мощного динамика. Ну и, конечно же, это касается того, чтобы в мобильном телефоне было достаточно свободной памяти. Сейчас наличие подобного считается для нас как нечто само собой разумеющееся. Тем более что для лучшего звучания мелодии можно использовать еще и наушники, например, вакуумные.

Сейчас существует множество сайтов, которые могут предложить вам закачать парочку подобных музыкальных произведений из раздела "мелодии полифония". Обычными типами файлов в таком случае являются midi, mmf, wav, а также amr.

Историческое начало развития полифонии

Удивительно, что полифония на телефон не «пришла» бы, если бы не гениальные творения Иоганна Себастьяна Баха.

Именно благодаря ему еще в 16-17 веках подобное многоголосие смогло достигнуть пика своей популярности. Именно этот композитор создал классическое определение полифонии как мелодии, в которой все голоса одинаково выразительные, а также важные.

Виды полифонии

В дальнейшем в полифонии возникли определенные особые жанры. Это касается некоторых полифонических вариаций - чакона, а также пассакалья, инвенции и пьесы, которые использовали приемы имитации. Вершиной полифонического искусства считается фуга.

Фуга представляет собой многоголосую полифоническую мелодию, которую сочиняли, следуя особым и достаточно строгим законам. Один из таких законов гласит, что в основе этого музыкального произведения должна лежать яркая и очень хорошо запоминающаяся тема. Чаще всего можно встретить трехголосную либо же четырехголосную фугу.

Музыкальная полифония - это не просто звучание оркестра, важно, чтобы он играл одну мелодическую линию. При этом совершенно не имеет никакой разницы, сколько людей будут участвовать в подобном оркестре.

Очень часто бывает так, что, когда несколько людей поет одну мелодию, то каждому хочется внести в нее что-то от себя и придать ей некоторый оттенок индивидуальности. Именно поэтому мелодия может как бы «расслаиваться» и превращаться из одноголосия в многоголосие. Такая его форма появилась достаточно давно и называется гетерофонией.

Другим и тоже древней формой многоголосия считается ленточная. Она представлена таким музыкальным произведением, в котором несколько голосов параллельно выполняют одну и ту же мелодию, но на разных частотах - то есть один поет несколько выше, а другой ниже.

Первые телефоны с полифонией

Первый телефон с полифонией появился в 2000 году, им стал знаменитый Panasonic GD95. Тогда это был грандиозный прорыв в области техники, а сейчас для нас является нормальным, если у телефона есть в арсенале хотя бы несколько полифонических мелодий.

Именно Восточная Азия стала первопроходцем в этой области и совершенно не прогадала. Полифония - это то, что уже сейчас не вызывает особого удивления, ведь она завоевала весь мир. После появился уже GD75, который как раз был в состоянии показать всем людям, что полифония является достаточно полезным инструментом. Именно эта модель очень долгое время была в топе всех продаж.

Полифония - это усовершенствование, к которому стремилось большинство производителей. Именно поэтому в дальнейшем, появилась новинка и от компании Mitsubishi, которая смогла продемонстрировать всей публике новую модель мобильного телефона Trium Eclipse. Именно он смог качественно и, главное, достаточно громко воспроизводить трехтональные мелодии.

Только после этого в подобную гонку инноваций включилась Европа и Франция смогла рассказать всему миру о мобильном телефоне, который мог поддерживать воспроизведение восьмитональной полифонии. Единственное, что не понравилось искушенным меломанам, так это то, что звучала она недостаточно громко.

Полифония - это также и то, к чему стремилась компания Моторола, но пришла к этому достаточно поздно. Она смогла представить модель T720, которая поддерживала подобный музыкальный формат. А вот знаменитая компания "Нокиа", которая популярна и в наше время, выбрала тогда путь усовершенствования характеристик своих телефонов, в частности, это касается музыкальных характеристик, с помощью использования файлов MIDI.

Как вы видите, полифония прошла достаточно долгий и ветвистый путь совершенствования и, как бы странно это не звучало, впервые появилась именно в классических музыкальных произведениях. А вот новой ступенью в ее развитии стал именно 2000 год - именно тогда она впервые появилась на мобильном телефоне и завоевала сердца многих почитателей музыки.

Приобщение к миру полифонической музыки - непременное условие гармонического развития музыканта любой специальности, в том числе пианиста. Изучение творчества Баха - одна из труднейших проблем музыкальной педагогики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкально-хоровая школа имени Г. Струве»

Доклад

«Полифонические произведения И.С. Баха в младших классах»

Составил:

Преподаватель

МОУДО «ДМХШ им. Г. Струве»

Кулешова С.С.

г. Железногорск

2016 г.

Подлинное приобщение к миру полифонической музыки, вершиной которой является творчество И.С.Баха, - непременное условие гармонического развития музыканта любой специальности, в том числе пианиста.

Общепризнано, что изучение Баха – одна из труднейших проблем музыкальной педагогики. Действительно, многие препятствия стоят на пути к выразительному и стилистически верному исполнению музыки великого композитора.

Судьба баховских сочинений оказалась необычной. Не оценённый при жизни и вовсе забытый после своей смерти, автор их был признан как гениальный композитор спустя по меньшей мере три четверти века. Но пробуждение интереса к его творчеству произошло уже в резко изменившихся культурно-исторических условиях, в период бурного развития фортепианной музыки и господства в ней романтического стиля. Не случайно произведения композитора интерпретировались в это время с позиций, абсолютно чуждых его искусству. Модернизация творчества Баха на манер романтической музыки 19 века стала почти узаконенным явлением. Дань этой традиции отдал К.Черни и многие другие музыканты. Новое отношение к творчеству Баха, ознаменованное стремлением освободить его от чужеродных примесей и передать его подлинный облик, сложилось только в конце 19 века. С тех пор изучение музыкального наследия композитора было поставлено на прочный фундамент научно-исторического анализа.

Искусство Баха выросло на основе устойчивых традиций и подчинено строгой системе законов и правил. Но это не означает, что сочинения композитора не нуждаются в оригинальной, индивидуальной трактовке. Стремление по-новому исполнить Баха, если оно выражается в поиске стилистически верных красок, можно только приветствовать. Природа клавирных сочинений Баха такова, что без активного участия интеллекта выразительное их исполнение невозможно. Они могут стать незаменимым материалом для развития музыкального мышления, для воспитания инициативы и самостоятельности ученика, более того,- ключом к пониманию иных музыкальных стилей.

Начальные годы обучения в детской музыкальной школе оказывают такое глубокое воздействие на ученика, что период этот справедливо считается решающим и самым ответственным этапом в формировании будущего пианиста. Именно здесь воспитывается интерес и любовь к музыке, в том числе и к полифонической.

Лучшей путеводной нитью в мире музыки для ребёнка является песня: первоклассник охотно поёт знакомые песни, с интересом слушает пьески, которые играет ему педагог. Мелодии детских и народных песен в легчайшем одноголосном переложении для фортепиано – самый доходчивый по своему содержанию учебный материал для начинающих. Песни следует выбирать простые, но содержательные, отличающиеся яркой интонационной выразительностью, с чётко выраженной кульминацией. Затем постепенно привлекаются и чисто инструментальные мелодии. Таким образом, с первых шагов в центр внимания ученика ставится мелодия, которую он с начала выразительно поёт, а затем учится так же выразительно «петь» на фортепиано. Певучее исполнение одноголосных песен-мелодий в дальнейшем переносится на сочетание двух таких же мелодий в лёгких полифонических пьесах. В естественности этого перехода – залог сохранения интереса к полифонии в будущем. Полифонический репертуар для начинающих составляют лёгкие полифонические обработки народных песен подголосочного склада, близкие и понятные детям по своему содержанию. В таких пьесах ведущий голос, как правило, верхний, нижний же (подголосок) лишь дополняет, «раскрашивает» основной напев. Примером могут служить пьесы: «Ах ты, зимушка-зима», « На горе, горе». Здесь можно познакомить учащихся с необходимыми приёмами работы над полифонией (ученик играет один голос, педагог - другой, один голос поётся, другой исполняется на фортепиано). Играя с педагогом в ансамбле попеременно обе партии, ученик не только отчётливо ощущает самостоятельную жизнь каждого из них, но и слышит всю пьесу целиком в одновременном сочетании обоих голосов.

Работая над подголосочным видом полифонии, ученик с первых лет обучения параллельно знакомится с миниатюрами танцевального жанра композиторов 17-18в. Репертуар для этого можно найти в сборниках лёгких старинных пьес под редакцией Н.Юровского, в сборнике под редакцией С. Ляховицкой. В пьесах такого жанра используются приёмы контрастной полифонии, что делает их популярными в педагогическом репертуаре. Изложение обычно двухголосное, основную мелодию ведёт верхний голос, всегда разнообразный по артикуляции, ритму, интонациям. Нижний голос менее выразителен в интонационном отношении, но имеет самостоятельную линию. Эти коротенькие пьесы отличаются изяществом и законченностью. Они воспитывают чувство стиля, вырабатывают осмысленное исполнение штрихов, самостоятельность рук, готовят учеников к более сложной классической полифонии. В качестве примеров таких пьес можно привести следующие: Б. Гольденвейзер «Пьеса», Ж. Арман «Пьеса», Н. Дауге «Колыбельная». Пьесы старинных композиторов включены в различные Школы и Хрестоматии. Не следует проходить мимо этих маленьких шедевров. На них ученик делает шаг к исполнению более сложных полифонических пьес И.С.Баха.

Дальнейшее знакомство учеников с контрастной полифонией продолжает бесценный сборник пьес из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». Сборник состоит из разных по жанру пьес (менуэты, полонезы, марши) и ориентирован по степени трудности на 2-3 классы ДМШ. Пьесы отличаются богатством и разнообразием мелодий, ритмов, различны по настроению. Особенно хочется выделить менуэты. Одни из них грациозны, жизнерадостны, другие задумчивы, печальны, иные отличаются гибкими, напевными мелодиями. Все пьесы сборника помогают вырабатывать у учеников осмысленное, выразительное исполнение штрихов, добиваться контрастной характеристики голосов, достигать единства формы. Прежде чем начать прохождение пьес, хорошо бы познакомить ученика с историей создания сборника, применительно к детскому восприятию рассказать о старинных танцах – где, когда их танцевали, как в мелодических оборотах отразились те или иные движения танцующих (глубокие поклоны, приседания, реверансы). Следует отметить, что все танцы построены на бытовом материале и предназначались для учебных целей. Необходимо помнить, что именно на таких пьесах строится основательная, последовательная подготовка к пониманию баховских мелодий, интонаций, штрихов. Поэтому педагогам следует серьёзно отнестись к изучению этого сборника.

Что должен знать педагог.

  1. Задавая пьесу, педагог должен быть уверен, что она по силам ученику, что он поймёт её смысл.
  2. Прежде чем дать задание разбирать пьесу, необходимо проверить аппликатуру, штрихи, фразировочные лиги.
  3. Сыграть несколько раз пьесу. Раскрыть её содержание, определить характер, направить внимание ученика на различие мелодических линий в партии правой и левой руки. Затем объяснить фразировку и артикуляцию каждого голоса. После этого начать разбирать текст в классе. Без разбора на уроке, без детального разъяснения задавать самостоятельный разбор пока не целесообразно.
  4. На следующем уроке проверяется разбор первой половины пьесы. Педагог обращает внимание на точное и выразительное исполнение штрихов, певучесть звука.
  5. Одновременное звучание двух голосов ученик должен услышать в ансамблевой игре с педагогом, что даёт возможность воспринимать пьесу целиком.
  6. Не торопиться соединять две руки. Ученик должен грамотно и свободно играть каждый голос.
  7. Как бы хорошо не играл ученик пьесу, он должен проигрывать отдельно каждый голос, иначе зачастую рельефность голосов исчезает.

Пройдя ряд пьес из «Нотной тетради», ученик знакомится с простейшими проявлениями полифонического мышления. Здесь начинает формироваться слуховая база, налаживается координация рук. На начальном этапе главное не спешить, двигаться постепенно, так как только последовательное усложнение текста развивает мастерство. Каждое задание должно быть посильно и понятно ученику. Желательно продуманно, индивидуально подбирать полифонический репертуар, это часто играет решающую роль в развитии интереса к полифонии. Необходимо помнить, что работа над полифонией должна вестись систематически, а не от случая к случаю, и не забывать о методах работы над ней.

Работая над полифонией Баха, педагог должен рассказать о существовании различных редакций. Надо понимать, что ни одна из них не является обязательной для исполнения. Указания редакторов должны рассматриваться как один из возможных вариантов трактовки текста. Из редакций «Нотной тетради» можно отметить следующие: А.Лукомский. «И.С.Бах. Двенадцать маленьких пьес». Достоинством её являются лиги, отмечающие разнообразие штрихов, хорошая аппликатура. Редакция Л.И.Ройзмана – единственное полное советское издание «Нотной тетради». Главное его достоинство – точный авторский текст, почти все исполнительские указания верно отражают характер творчества Баха. Каждая пьеса снабжена словесными пояснениями. И главное достоинство этой редакции – помещённая в сборнике таблица расшифровки встречающихся в пьесах сборника мелизмов, которую И.С.Бах вписал в тетрадь сыну Вильгельму Фридеману. Редакция Б.Бартока – венгерское издание тринадцати пьес из «Нотной тетради», где далеко не всё можно рекомендовать. Несмотря на отличную фразировку, редактор несколько романтизирует характер пьес. Редакция И.А.Браудо – замечательное пособие для изучения музыкального языка И.С.Баха. В его «Полифоническую тетрадь» входит восемь танцев. В них динамически обозначен каждый голос, цезуры между фразами, мотивами обозначены чёрточкой, аппликатура удобна. Все мелизмы расшифрованы в конце сборника, там же даны разъяснения по каждой пьесе. Темпы, указанные к каждой пьесе, обозначены по метроному.

При работе над полифонией Баха учащиеся часто встречаются с мелизмами, этим неотъемлемым атрибутом музыки 17-18 веков, в которой орнаментика была важнейшим художественно-выразительным средством. О том, какое принципиальное значение придавал ей Бах, свидетельствуют его предисловия к собственным сочинениям. В них он помещал таблицы с расшифровкой мелизмов. При взгляде на таблицу бросаются в глаза три момента: 1) исполнять мелизмы Бах рекомендует (за отдельными исключениями) за счёт длительности основного звука; 2) все мелизмы начинаются с верхней вспомогательной ноты (кроме перечёркнутого мордента); 3) вспомогательные звуки в мелизмах исполняются на ступенях диатонической гаммы, не считая тех случаев, когда знак альтерации указан самим композитором – под знаком мелизма или над ним. Лишь обстоятельно изучив основные приёмы исполнительства 17-18 веков, можно найти в результате и свою собственную стилистически верную трактовку мелизмов.

В заключении хочется сказать, что творчество Баха по самой своей природе непосредственно обращено к нашей интеллектуальной сфере. Для понимания полифонических произведений композитора нужны специальные знания, нужна рациональная система их усвоения. И от того как педагог преподнесёт эти знания, какие методы в работе над полифонией он будет использовать, зависит восприятие учеником этого непростого стиля в музыке. Изучение пьес из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» это первая ступень на пути к более сложным произведениям Баха, таким как «Маленькие прелюдии и фуги», «Инвенции и симфонии», «Хорошо темперированный клавир».

Список используемой литературы.

  1. Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика. М.: Издательский дом «Классика – XXI», 2007. – 192 с.
  2. Как научить играть на рояле. Первые шаги / Сост.: С.В. Грохотов. М.: Издательский дом «Классика – XXI», 2006. – 220 с.
  3. Как исполнять Баха / Сост.: М.С. Толстоброва. М.: Издательский дом «Классика – XXI», 2007. – 208 с., ил.
  4. Калинина Н. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. 2-е изд., испр. Л.: Музыка, 1988. – 160 с., нот.