Цвет облачения на усекновение главы иоанна крестителя. Облачения священнослужителей

О духовной символике цвета – архимандрит Назарий (Омельяненко), преподаватель литургики КДАиС.

– Отче, объясните, пожалуйста, почему священник то в желтом, то в белом, то в голубом, а ещё – зеленом, красном?.. Имеет ли каждый цвет свое символическое значение? Сколько всего используется цветов в богослужебных облачениях?

– Согласно Церковному Уставу, во время богослужений в Православной Церкви используется 7 цветов. Каждый цвет имеет символическое значение. К примеру, в служениях Католической Церкви применяются 5 цветов, но их использование отличается от православной традиции.

Золотой

– Начнем с золотого или желтого. В каких случаях используют этот цвет в облачении?

– Золотистый, желтый цвет сопровождает великие Господские праздники, воскресенья. Также в облачении этих цветов совершаются будничные богослужения. Золотая или желтая цветовая гамма выражает сияние славы Божией.

Белый

– А белый цвет что символизирует?

– Это цвет торжества и радости. Он применяется на двунадесятые Господские праздники, Пасху (на утрене), на праздники бесплотных Сил и дни памяти святых-девственников, подчеркивая чистоту их подвига.

Красный


– А о чем нам говорит красный цвет? В какие дни используют красные облачения?

– Красный цвет в Русской Православной Церкви особенный. До патриарха Никона в червленом цвете совершались богослужения всех Господских праздников. Он считался самым торжественным. Сейчас красный цвет используется за богослужением Пасхи, в Пасхальный период попразднства, в дни памяти мучеников.

Синий

– Цвет небесный, синий цвет,
Полюбил я с малых лет.
В детстве он мне означал
Синеву иных начал...

Вспомнились строки стихотворения в переводе Б. Пастернака.

Голубые одеяния должны означать что-то очень трогательное и нежное. По-моему, их надевают в Богородичные праздники. Так ли это?

– Да, действительно, голубой или синий цвет – цвет небесной чистоты. Именно поэтому его используют во время богослужений Богородичных праздников.

Фиолетовый

– Фиолетовый цвет имеют епископские и архиепископские мантии, а в какие особые дни еще применяют этот цвет?

– Кроме епископских мантий, фиолетовый цвет используется за богослужением в воскресные дни Великого поста. Также традиционно в фиолетовым служат на праздник Воздвижения Креста.

Зеленый

– Зеленый цвет используют на Троицу. С чем это связано? И в какие еще дни можно увидеть священников в зеленых облачениях?

– Совершать богослужение в День Святой Троицы и на Вход Господень в Иерусалим в зеленых облачения является практикой нашей Церкви, поскольку именно этот цвет символизирует благодать Святого Духа. Также в зеленом цвете облачений совершаются службы на праздники в честь преподобных и Христа ради юродивых.

Черный

– Черный цвет – цвет поста и покаяния?

– Черный цвет – будничный цвет Великого поста и Страстной седмицы. В черных облачениях совершается Литургия Преждеосвященных Даров, в то время как полную Литургию в таком цвете служить не принято.

– Может быть, используются еще цвета, о которых я не упомянула?

– Иногда применяются определенные оттенки цветов: не строго желтый, а оранжевый, не красный, а багровый и т. д. Выбирая богослужебный цвет, священник всегда ориентируется на основную гамму из 7 цветов, при этом используя их оттенки или комбинации.

– Должны ли прихожане тоже стараться одеваться в соответствующие цвета?

– Иногда в приходах существует практика, когда благочестивые христиане, в основном женщины, пытаются подобрать часть своего гардероба под богослужебный цвет (хотя бы платок). Это является лишь благочестивой традицией, которая не противоречит Уставу, а значит, имеет право на существование.

Беседовала Наталья Горошкова

Что обозначает цвет облачения у священника? Почему цвет облачений меняется в зависимости ото дня? Какой цвет полагается священнику на службу в Рождество? На Пасху? В другие праздники? Цвета облачений: рассказываем главное, что нужно знать.

Богослужебное облачение

Богослужебное облачение разнообразно и зависит от сана священника, священник ли это вообще (может быть диакон, например, или пономарь), а также - от тех или иных моментов служб.

Подробно о том, из чего состоит богослужебное облачение священника, мы обязательно раскажем. Но если говорить сейчас в самых общих чертах, то его отличает внешняя торжественность, и без него - надетым частично или полностью - священник не может совершать богослужение или некоторые Таинства. Например, священник не может служить или исповедовать без епитрахили.

В зависимости ото дня, когда проходит служба, облачение свящнника может быть разных цветов: желтым, красным, голубым, фиолетовым, черным, белым или зеленым. Другие цвета не используются.

Цвет облачений священников - что обозначает?

Набор цветов, которые используются в храме, сложились в Церкви традиционно - за два тысячелетия. Причем облачаются в разные цвета не только священник, но и все, кто сослужат ему - диаконы, алтарники, пономари. Также в зависимости ото дня меняется цвет облачения престола и, по возможности иные, детали в устройстве храма (например, на Пасху в некоторых храмах лампады меняют на красные - в цвет этого Праздника).

Что означает цвет облачения священника? С одной стороны, каждый цвет действительно приобрел свое символическое значение в Церкви и с этой точки зрения установились некоторые негласные правила. Например, все Богородичные праздники священники служат в голубом, а Пасхальные дни - в красном.

С другой стороны, цвет облачений - это именно традиция, а не догмат, поэтому в тех или иных случаях, в зависимости от храма, принципы выбора цвета могут незначительно отличаться. Но в общих чертах правила формирования цвета облачений священника одинаковы всюду и выглядят так:

Голубое облачение священника

Полагается для Богородичных праздников. Например: Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября) или Успение Пресвятой Богородицы (28 августа). Или в день празднования особо чтимых Богородичных икон.

(Кстати, если у храма купол голубого цвета, то он тоже, скорее всего, освящен в честь Богородичного праздника. Хотя в целом, для куполов в отношения цвета каких бы-то ни было правил нет вообще… См. текст: )

Белое облачение священника

Предназначается для праздников Рождества Христова (7 января), Богоявления Господня (18 января), Вознесения Господня (дата зависит от дня Пасхи), Преображения Господня (19 августа) и Обрезания Господня (14 января).

В белое священники, диаконы и алтарники облачаются также в дни Рождества Иоанна Предтечи, апостола Иоанна Богослова, а кроме того в дни памяти бесплотных сил, дев и девственников.

Погребрение, как правило, также совершается в белых облачениях, а не черных - потому что смерть в христианстве - это не трагическое событие, а наоборот - светлое, ибо душа уходит в Вечность.

Белые ризы используются и во время совершения Таинств Крещения и Венчания.

Фиолетовое облачение священника

Предназначается для праздников Креста Господня. Например - Воздвижение Креста Господня (27 сентября).

Кроме того, в фиолетовое священники облачаются во врем Великого Поста в Воскресные дни и дни Больших Праздников. Например - в День Торжества Православия, который празднуется в первое воскресение Поста.

Красное облачение священника

В красное священнослужители облачаются в дни памяти мучеников. Кроме того - это цвет Пасхальной седмицы. Хотя в ходе самого пасхального богослужения принято, что священники попеременно надевают облачения разных цветов, а встречают само Воскресение Христово и первую весть «Христос воскресе!» провозглашают в белом.

В Великий Четверг - последний четверг перед Пасхой - священник тоже облачаются в красный (память о Крови, данной Христом своим ученикам на Тайной Вечери) - но в красной темного оттенка, чтобы он не был Пасхальным.

Зеленый цвет облачений

Зеленые облачения предназначаются для праздников Святого Духа (51-й день после Пасхи), Святой Троицы (50-й день после Пасхи), Входа Господня в Иерусалим (за неделю до Пасхи) и кроме того - в дни памяти юродивых, подвижников и .

Черный цвет облачений

Черный цвет облачений полагается для постов. Причем, в некоторые дни это может быть не только черный, но темно-синий или темно-зеленый. Однако в Великий пост - особенно в Страстную Седмицу - облачение исключительно черное.

Исключением для «постных» облачений являются Большие Праздники или Воскресные дни, когда священники тоже облачаются в фиолетовое облачение или в черное, но с золотой или цветной отделкой.

Желтое или золотистое облачение священника

Желтый цвет - апостолов, пророков, святителей и иных служителей Церкви.

Кроме того в этот цвет священник может облачаться в небогатых или сельских приходах в те дни, для которых у него нет облачений соответствующего цвета.

Про облачение священника можно сказать еще то, что шьется оно, как правило, из шелка или парчи.

При этом, облачение на узоре может быть самым разнообразным. Например, «минималистичным», как это:

Или наоборот - с изысканным узором, как вот это:

Однако выбор узора, в отличие от цвета облачения, совершенно не несет в себе правил и целиком и полностью зависит от вкусов тех, кто шьет и того, кто это облачение приобретает.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Для участия в Богослужении, дьяконы облачаются в следующие одежды: стихарь, орарь и поручи.
Стихарь – длинная одежда без разреза спереди и сзади, с отверстием для головы и широкими рукавами. Стихарь знаменует чистоту души. Право ношения стихаря может быть дано и псаломщикам, и прислуживающим в храме мирянам.
Орарь – длинная широкая лента из той же материи, что и стихарь. Знаменует благодать Божию, которую диакон получил в таинстве Священства. Носится диаконом, протодиаконом, иеродиаконом и архидиаконом на левом плече, поверх стихаря.
Поручи – узкие нарукавники, стягивающиеся шнурками. Стягивают рукава стихаря у диакона и подризника у священников и епископов. Представляют собой широкие полосы из плотной материи с изображением креста. Поручи напоминают узы (веревки) на руках Спасителя во время Его страданий.

Облачение Священника.

Для исправления Богослужения, священник облачается с такие одеяния, как, подризник, епитрахиль, пояс, поручи, фелонь (или риза), набедренник.
Подризник – род стихаря, предназначенный для облачения священника и архиерея. Подризник представляет собой длинную до пят одежду с узкими рукавами светлого (белого, желтого) цвета. Архиерейский подризник имеет гамматы, или источники – ленты, стягивающие рукава у запястья, которые рассматриваются как символическое изображение потока крови из прободенных рук Иисуса Христа. Подризник напоминает хитон (нижнюю одежду), в которой ходил по земле Иисус Христос.
Епитрахиль – длинная лента, огибающая шею и двумя концами спускающаяся вниз. Знаменует двойную, по сравнению с диаконом, благодать, подаваемую священнику дл свершения таинств. Епитрахиль надевается поверх подризника или рясы. Без епитрахили священник или архиерей не могут священнодействовать. На епитрахили нашивается семь крестов. Шесть спереди (по три на каждой половине), в знак того, что священник может совершать шесть таинств. Еще один крест, седьмой, находится на шее и символизирует то, что священник принял свое священство от епископа и подвластен ему, и несет на себе бремя служения Иисусу Христу.
Пояс надевается поверх епитрахили и подризника. Пояс напоминает полотенце, которым опоясывался Иисус Христос, когда омывал ноги своим ученикам на Тайной Вечери.
Риза (Фелонь) – верхняя одежда священника, надеваемая поверх других одежд. Одежда длинная, широкая, без рукавов, с отверстием для головы и большим вырезом спереди, доходящим до пояса, для свободного движения рук. Верхние оплечья фелони твердые и высокие. Задний, верхний край фелони имеет вид усеченного треугольника или трапеции и возвышается над плечами священнослужителя.
Своим видом фелонь напоминает багряницу, в которую был обличен страждущий Иисус Христос и толкуется как одежда истины. Поверх ризы на груди священника находится наперсный крест.
Набедренник – четырехугольный плат, привешиваемый на ленте через плечо за два угла на правом бедре. Выдается священникам Русской православной церкви в качестве награды за усердную, продолжительную службу. Символизирует меч духовный.

Облачение Епископа (Архиерея).

Епископ (архиерей) облачается во все одежды священника: подризник, епитрахиль, пояс, поручи. Только риза заменяется саккосом, а набедренник палицею. Кроме того, одеваются омофор, митра, панагия.
Саккос – верхнее одеяние епископа, заменяющее ризу и имеющее то же символическое значение – багряницу Спасителя. По покрою представляет собой длинную просторную одежду (обычно не сшитую по бокам) с короткими широкими рукавами и вырезом для головы. Из-под саккоса видны и подрясник, и епитрахиль.
Палица – четырехугольный плат, привешиваемый за один угол, сверх саккоса на левом бедре. В символическом значении палица, как и набедренник, имеет тот же смысл духовного меча, то есть Слова Божия, которыми всегда должен быть вооружён пастырь. Но по сравнению с набедренником, палица принадлежит к более высокому уровню, так как символизирует ещё и край полотенца, которым Иисус Христос отирал ноги ученикам.
Омофор – длинный, широкий, лентообразный плат, украшенный крестами. Возлагается на плечи епископа таким образом, что, охватывая кругом шею, одним концом спускается спереди, а другим сзади (великий омофор). Без омофора епископ не может совершать никакой службы. Омофор надевается поверх саккоса и символизирует овцу, заблудшую и принесенную добрым пастырем на плечах в дом (Лк.15:4-7 ), то есть спасение Иисусом Христом человеческого рода. А облачённый в него епископ изображает собой Христа Доброго Пастыря, который взял заблудшую овцу на плечи и отнёс её к незаблудшим (то есть ангелам) в дом Отца Небесного.
Панагия – небольшой круглый образ Спасителя или Божьей Матери, украшенный цветными камнями. Носится на груди, поверх саккоса.
Орлец – небольшой круглый коврик с изображением орла, подкладываются во время богослужения под ноги епископу. Означает, что епископ должен, подобно орлу, возноситься от земного к небесному. Духовный смысл орлеца с изображением города и парящего над ним орла указывает прежде всего на небесное происхождение и достоинство епископского сана. Становясь повсюду на орлец, архиерей как бы все время покоится на орле, то есть орёл как бы постоянно носит на себе епископа.

Облачение Священнослужителей (Видео).

Знаки Пастырской Власти.

При богослужении епископы употребляют жезл или посох , как знак высшей пастырской власти. Посох дается также архимандритам и игуменам, как начальникам монастырей.

Головные Уборы.

Голову священнослужителей во время богослужения украшают митра, или камилавка. Для более повседневных нужд используется скуфья.
Митра – головной убор епископа, украшенный небольшими образками и цветными камнями. Знаменует собой терновый венец, который был возложен на голову Иисуса Христа. Митра украшает священнослужителя, поскольку он во время богослужения изображает Царя Христа, и одновременно напоминает о терновом венце, которым был коронован Спаситель. В православной церкви при надевании митры на архиерея читается молитва: «Положи, Господи, на главу твою венец и от камений драгих… » как и при совершении таинства брака. По этой причине, митра понимается также как образ золотых венцов, которыми венчаются праведники в Царствии Небесном на брачном пире сочетавания Иисуса Христа с Церковью.
В Русской православной церкви до 1987 года митру с крестом носили не все архиереи, а только архиепископы, митрополиты и патриархи. По представлению патриарха Пимена Священный Синод на своём заседании 27 декабря 1987 года определил, что митру с крестом имеют право носить все архиереи. Следует отметить, что в некоторых дохалкидонских церквах (в частности, армянской и коптской) митру с крестом носят иподиаконы.
Разновидностью православной митры является митра-корона, имеющая над нижним пояском зубчатый венец (как правило из 12 лепестков). Митра-корона до XVIII века была основным типом митры.

Камилавка - это высокий цилиндрический с расширением кверху головной убор фиолетового цвета, почетная награда православных священников.
Скуфья - повседневный головной убор православных духовных лиц всех степеней и званий. Представляет собой небольшую круглую чёрную, мягко складывающуюся шапочку; складки надетой скуфьи образуют вокруг головы знамение креста.
В древнерусской церкви скуфью носили, по древнему обычаю греческой церкви, не только священники, но и диаконы для прикрытия головы, на маковке которой выстригался небольшой круг (гуменце).
Фиолетовая бархатная скуфья даётся представителям белого духовенства как награда - вторая после набедренника. Значение награды скуфья получила с 1797 года.

Повседневные Одеяния.

Основными повседневными одеяниями духовенства и монашества всех степеней являются подрясник и ряса.
Подрясник – нижнее одеяние, представляет собою длинное, до пят, с наглухо застегнутым воротом одеяние с узкими рукавами. У монашествующих подрясник должен быть черного цвета. Цвет подрясников белого духовенства черный, темно-синий, коричневый, серый и белый для лета. Материал: сукно, шерсть, сатин, лен, чесуча, реже шелковые ткани.
Ряса – верхнее одеяние с длинными, ниже ладоней, широкими рукавами. Наиболее распространенный цвет рясы - черный, но могут быть рясы темно-синего, коричневого, белого, реже кремового и серого цвета. Материалы для ряс те же, что и для подрясников. И подрясники, и рясы могут быть на подкладке. Для обихода существуют рясы, представляющие собою демисезонные и зимние пальто. Это рясы первого вида, с отложным воротником, отороченным черным бархатом или мехом. Зимние рясы-пальто делаются на теплой подкладке.
Все богослужения, кроме литургии, совершаются священником в подряснике и рясе, поверх которых надеваются особые богослужебные одеяния (ризы). При служении литургии, а также в особых случаях, когда по Уставу священник должен быть в полном богослужебном облачении, ряса снимается и поверх подрясника надевается подризник и другие ризы. Диакон служит в подряснике, поверх которого надет стихарь. Епископ совершает все богослужения в подряснике, на который надеваются особые святительские ризы. Исключение составляют лишь некоторые молебны, литии, келейные и другие священнослужения епископа, когда он может служить в рясе или рясе и мантии, поверх которых надета епитрахиль.
Таким образом, повседневные одеяния духовенства являются обязательной основой и богослужебных облачений.



Цвет богослужебных одеяний символизирует праздники, события, дни памяти, в которые совершается богослужение. Перечислим эти цвета:
- Золотой (жёлтый) всех оттенков (Царский цвет).
Дни памяти пророков, апостолов, святителей, равноапостольных, прочих служителей Церкви, а также благоверных царей и князей и на Лазареву субботу (иногда также служат в белом).
Золотые ризы используются на воскресных богослужениях, а также в большинство дней года, если не совершается чья-либо память.
- Белый (Божественный цвет).
Праздники: Рождества Христова, Богоявления, Сретения, Преображения и Вознесения, на Лазареву субботу (иногда также служат в жёлтом), бесплотных небесных сил, а также при начале пасхального богослужения. Белые облачения, символизируют свет, воссиявший от гроба Иисуса Христа при Его Воскресении.
Белые ризы используются при совершении таинства крещения, венчания и на заупокойных богослужениях, а также при облачении новопоставленного в священный сан.
- Голубой (цвет Высшая чистоты и непорочности).
Богородичные праздники: Благовещение, Ризоположение, Успение, Рождество Пресвятой Богородицы, Покров, Введение, дни памяти Богородичных икон.
Голубой цвет различных оттенков, вплоть до синего, имеют мантии митрополитов.

Фиолетовый или тёмно-красный.
Крестопоклонная неделя Великого поста; Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня; Воздвижение Креста Господня.
Фиолетовый цвет имеют епископские и архиепископские мантии, а также наградные скуфии и камилавки.
- Красный, Тёмно-красный, Бордовый, Багряный.
Цвет праздников и дней памяти мучеников. Великий Четверг.
При Пасхе - радость Воскресения Христова. В дни памяти мучеников - цвет крови мучеников.
- Зелёный (цвет животворения и вечной жизни) .Disqus

Также для проведения богослужений и для повседневного ношения используют разные одеяния. Одеяния для богослужений выглядят роскошно. Как правило, для пошива такого облачения используют дорогую парчу, которую украшают крестами. Существует три типа священства. И каждому соответствует свой тип облачения.

Диакон

Это самый низший чин священнослужителя. Диаконы не имеют права самостоятельно совершать таинства и богослужения, но они помогают епископам или священникам.

Облачения священнослужителей-диаконов, проводящих богослужение, состоят из стихаря, орари и поручи.

Стихарь представляет собой длинную одежду, не имеющую сзади и спереди разрезов. Для головы проделано специальное отверстие. Стихарь имеет широкие рукава. Эта одежда считается символом чистоты души. Такое облачение присуще не только диаконам. Стихарь могут носить и псаломщики, и те миряне, которые просто регулярно прислуживают в храме.

Орарь представлен в виде широкой ленты, как правило, выполненной из такой же ткани, что и стихарь. Это одеяние является символом Божьей благодати, которую диакон обрел в Священнотаинстве. Орарь надевается на левое плечо поверх стихаря. Его могут надевать также иеродиаконы, архидиаконы и протодиаконы.

В облачение священника входят также поручи, предназначенные для стягивания рукавов стихаря. Выглядят они как зауженные нарукавники. Этот атрибут символизирует веревки, которыми были обвиты руки Иисуса Христа, когда Его распяли на кресте. Как правило, поручи выполнены из той же ткани, что и стихарь. На них также изображаются кресты.

Во что облачен священник?

Одежда священника отличается от одеяний простых служителей. Во время проведения богослужения на нем должны находиться следующие одеяния: подрясник, ряса, поручи, набедренник, пояс, епитрахиль.

Подрясник надевают только священники и архиереи. Наглядно все это можно увидеть на фото. Одежды могут несколько отличаться, но принцип сохраняется всегда.

Подрясник (подризник)

Подрясник - это своеобразный стихарь. Считается, что подрясник и рясу носил Иисус Христос. Такие одеяния - символ отрешенности от мира. Монахи в древней церкви носили такую почти нищенскую одежду. Со временем она вошла в обиход и всего духовенства. Подрясник - это длинное, до пят мужское платье с узкими рукавами. Как правило, цвет у него либо белый, либо желтый. Подрясник архиерея имеет специальные ленты (гамматы), которыми стягиваются рукава в районе запястья. Это символизирует ручьи крови, льющиеся из продырявленных рук Спасителя. Считается, что именно в таком хитоне всегда ходил по земле Христос.

Епитрахиль

Епитрахилью называют длинную ленту, которую наматывают на шею. Оба ее конца должны спускаться вниз. Это символ двойной благодати, которая предоставляется священнику для проведения богослужений и священных таинств. Епитрахиль надевают поверх подрясника или рясы. Это обязательный атрибут, без которого священники или архиереи не имеют права проводить священные обряды. На каждой епитрахили должно быть нашито семь крестов. В порядке расположения крестов на епитрахили также заложен определенный смысл. На каждой половине, которая спускается вниз, расположено по три креста, которые символизируют количество таинств, совершаемых священником. Один находится посредине, то есть на шее. Это символ того, что епископ передал священнику благословение совершать таинство. Также это указывает на то, что служитель взял на себя бремя служить Христу. Можно заметить, что облачение священника - это не просто одежда, а целая символика. Поверх подрясника и епитрахили надевается пояс, который символизирует полотенце Иисуса Христа. Он носил его на поясе и использовал при омовении ног своих учеников на Тайной Вечере.

Ряса

В некоторых источниках ряса называется ризой или фелонью. Это верхняя одежда священника. Ряса выглядит как длинное широкое платье без рукавов. В ней имеется отверстие для головы и большой вырез спереди, который практически достигает пояса. Это позволяет священнику свободно двигать руками во время совершения таинства. Оплечья ряса жесткие и высокие. Верхний край сзади напоминает треугольник или трапецию, которая находится над плечами священника.

Ряса символизирует багряницу. Еще ее называют одеждой истины. Считается, что именно ее носил Христос. Поверх рясы священнослужитель носит

Набедренник является символом духовного меча. Его выдают священнослужителям за особые усердия и продолжительную службу. Надевается он на правое бедро в виде ленты, переброшенной через плечо и свободно опускающейся вниз.

Поверх рясы священник также надевает наперсный крест.

Одежда архиерея (епископа)

Одеяния архиерея схожи с теми, во что облачается священник. Он также носит подрясник, епитрахиль, поручи и пояс. Однако рясу архиерея называют саккосом, а вместо набедренника надевается палица. Помимо этих одеяний, архиерей также облачен в митру, панагию и омофор. Ниже находятся фото одежды епископа.

Саккос

Это одеяние носили еще в древнеиудейской среде. В то время саккос производился из самого грубого материала и считался одеждой, которую носили в скорби, покаянии и посте. Саккос выглядел как кусок грубой ткани с вырезом для головы, полностью покрывающий спереди и сзади. По бокам ткань не сшивается, рукава широкие, но короткие. Через саккос проглядывают епитрахиль и подрясник.

В XV веке саккосы носили исключительно митрополиты. С момента утверждения патриаршества в России их начали носить и патриархи. Что же касается духовной символики, то это одеяние, так же, как и ряса, символизирует багряницу Иисуса Христа.

Палица

Облачение священника (архиерея) неполноценно без палицы. Это плат, по форме напоминающий ромб. Его привешивают за один угол на левое бедро поверх саккоса. Так же, как и набедренник, палица считается символом духовного меча. Это Божье слово, которое всегда должно быть на устах у служителя. Это более значимый атрибут, нежели набедренник, так как он символизирует еще и небольшой отрез полотенца, которое использовал Спаситель для омовения ног своим ученикам.

До конца XVI века в Русской православной церкви палица служила атрибутом только епископов. Но с XVIII века ее начали выдавать в качестве награды архимандритам. Богослужебное облачение архиерея символизирует семь выполняемых таинств.

Панагия и омофор

Омофором называют длинную ленту ткани, украшенную крестами.

Его надевают на плечи так, чтобы один конец спускался спереди, а другой - сзади. Архиерей не может совершать службы без омофора. Носится он поверх саккоса. Символично омофор представляет овцу, которая заблудилась. Добрый пастырь принес ее в дом на своих руках. В широком смысле это означает спасение Иисусом Христом всего человеческого рода. Архиерей, облаченный в омофор, олицетворяет Спасителя Пастыря, который спасает заблудших овец и на своих руках приносит их в дом Господа.

Поверх саккоса также надевается панагия.

Это круглый значок, обрамленный цветными камнями, на котором изображен Иисус Христос или Божья Матерь.

К облачению епископа можно также отнести орлец. Коврик, на котором изображается орел, подкладывается под ноги епископу во время службы. Символично орлец говорит о том, что епископ должен отречься от земного и возвысится к небесному. Архиерей должен повсюду становиться на орлец, таким образом всегда находясь на орле. Другими словами, орел постоянно носит на себе архиерея.

Также во время богослужения епископы используют символизирующий высшую пастырскую власть. Жезлом также пользуются архимандриты. В этом случае посох указывает на то, что они являются настоятелями монастырей.

Головные уборы

Головной убор священника, проводящего богослужение, называется митра. В повседневной жизни священнослужители носят скуфью.

Митра украшается разноцветными камнями и образами. Это символ тернового венца, возложенного на голову Иисуса Христа. Митра считается украшением головы священника. Одновременно она напоминает терновый венец, коим была покрыта голова Спасителя. Надевание митры - это целый ритуал, при котором читается специальная молитва. Ее же читают во время венчания. Поэтому митра является символом золотых венцов, которые надеваются на голову праведникам в Небесном Царствии, присутствующим в момент сочетания Спасителя с Церковью.

До 1987 года Русская православная церковь запрещала носить ее всем, кроме архиепископов, митрополитов и патриархов. Священный синод на заседании в 1987 году разрешил носить митру всем архиереям. В некоторых церквях допустимо носить ее, украшенную крестом, даже иподиаконам.

Митра бывает нескольких разновидностей. К одной из них относится корона. У такой митры над нижним поясом находится венец из 12 лепестков. До VIII века такой тип митры носили все священнослужители.

Камилавка - головной убор в виде цилиндра фиолетового цвета. Для повседневного ношения используется скуфья. Этот головной убор носится независимо от степени и звания. Выглядит он как небольшая круглая шапочка черного цвета, которая легко складывается. Ее складки вокруг головы образуют

Бархатную скуфью с 1797 года выдают представителям духовенства в качестве награды, так же, как и набедренник.

Головной убор священника еще называли клобуком.

Черные клобуки носили монахи и монахини. Выглядит клобук как цилиндр, расширенный кверху. На нем закреплены три широкие ленты, которые спадают на спину. Клобук символизирует спасение через послушание. Иеромонахи также могут носить черные клобуки во время богослужения.

Одеяния для повседневного ношения

Повседневные облачения также символичны. Основные - ряса и подрясник. Служители, ведущие монашеский образ жизни, должны носить черный подрясник. Остальные же могут облачаться в подрясник коричневого, темно-синего, серого или белого цветов. Подрясники могут быть изо льна, шерсти, сукна, сатина, чесучи, иногда из шелка.

Чаще всего ряса выполнена в черном цвете. Реже встречаются белые, кремовые, серые, коричневые и темно-синие. Подрясник и ряса могут иметь подкладку. В обиходе бывают рясы, напоминающие пальто. Они дополнены бархатом или мехом на воротнике. Для зимы шьют рясы на теплой подкладке.

В рясе священник должен проводить все богослужения, за исключением литургии. Во время литургии и других особых моментов, когда Устав заставляет священнослужителя облачаться в полное богослужебное одеяние, священник снимает ее. На подрясник в этом случае он надевает ризу. Во время службы на диаконе также надета ряса, поверх которой надевается стихарь. Епископ поверх нее обязан носить различные ризы. В исключительных случаях на некоторых молебнах епископ может проводить службу в рясе с мантией, на которую надевается епитрахиль. Такая одежда священника - обязательная основа богослужебного облачения.

Какое значение играет цвет облачения священнослужителя?

По цвету одеяния священнослужителя можно говорить о различных праздниках, событиях или днях памяти. Если священник облачен в золотой цвет, то это означает, что богослужение проходит в день памяти пророка или апостола. Также могут почитаться благочестивые цари или князья. На Лазареву субботу священник также должен облачаться в золотой или белый цвет. В золотой ризе можно увидеть служителя на воскресном богослужении.

Белый цвет - символ божественности. Одеяния белого цвета принято надевать на такие праздники, как Рождество Христово, Сретение, Преображение, а также в начале богослужения на Пасху. Белый цвет - это свет, исходящий от гроба Спасителя при Воскрешении.

В белую ризу священник облачается, когда проводит таинство крещения и венчания. Во время обряда посвящения в сан также надеваются белые одеяния.

Голубой цвет символизирует чистоту и непорочность. Одежду этого цвета надевают во время праздников, посвященных Пресвятой Богородице, а также в дни почитания икон Божьей матери.

Митрополиты также носят мантии голубого цвета.

В Великого поста и на праздник Воздвижения Великого Креста священнослужители облачаются в рясу фиолетового или темно-красного цвета. Епископы также надевают фиолетовые головные уборы. Красный цвет ознаменовывает почитание памяти мучеников. Во время богослужения, проводимого на Пасху, священники также облачены в красные одеяния. В дни памяти мучеников этот цвет символизирует их кровь.

Зеленый символизирует вечную жизнь. В зеленые одеяния облачаются служители в дни памяти различных подвижников. Такого же цвета мантии у патриархов.

Темные цвета (темно-синий, темно-красный, темно-зеленый, черный) в основном используются в дни скорби и покаяний. Также в темных одеяниях принято ходить в период Великого поста. В праздничные дни во время поста могут использоваться одеяния, украшенные цветной отделкой.

Для совершения богослужений священнослужители облачаются в особые священные одежды. Каждому чину священнослужителей назначено свое облачение, причем высший чин всегда имеет облачение низших чинов. Священные одежды изготовляются из парчи или другой какой-либо пригодной для этого материи и украшаются крестами.
Одежды диакона составляют: стихарь, орарь и поручи.

Стихарь – длинная одежда без разреза спереди и сзади, с отверстием для головы и с широкими рукавами. Стихарь полагается и для иподиаконов. Право ношения стихаря может быть дано и алтарникам, псаломщикам, а также прислуживающим в храме мирянам. Стихарь знаменует чистоту души, которую должны иметь лица священного сана.

Орарь – длинная широкая лента из той же материи, как и стихарь. Она носится диаконом на левом плече, поверх стихаря. Орарь знаменует благодать Божию, которую диакон получил в таинстве Священства.

Поручами называются узкие нарукавники, стягивающиеся шнурками, охватывающие только запястье. Поручи напоминают священнослужителям, что они, совершая Таинства или участвуя в совершении Таинств, выполняют это не собственными силами, а силою и благодатью Божией. Поручи напоминают также узы (веревки) на руках Спасителя во время Его страданий.

Домашняя одежда диакона составляют подрясник (полукафтанье) и ряса.

Облачение священника составляют: подризник, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь (или риза).

Подризник – это тот же самый стихарь в несколько измененном виде.

Отличается он тем, что делается из тонкой белой материи, и рукава у него узкие со шнурками на концах, которыми они затягиваются на руках. Белый цвет подризника напоминает священнику, что он должен всегда иметь чистую душу и проводить беспорочную жизнь. Кроме того, подризник напоминает собою еще и тот хитон (нижнюю одежду), в которой ходил на земле Иисус Христос.

Епитрахиль – тот же орарь, но только сложенный вдвое так, что, огибая шею, он спускается спереди вниз двумя концами, которые для удобства сшиты или чем-нибудь соединены между собою. Епитрахиль знаменует особенную, двойную сравнительно с диаконом, благодать, подаваемую священнику для совершения Таинств. Без епитрахили священник не может совершать ни одного богослужения, как и диакон – без ораря.

Пояс надевается поверх епитрахили и подризника и знаменует готовность служить Господу, а также Божественную силу, которая укрепляет священнослужителей в прохождении их служения. Пояс напоминает и то полотенце, которым препоясался Спаситель при омовении ног ученикам Своим на Тайной Вечери.

Риза , или фелонь , надевается священником поверх других одежд. Одежда эта длинная, широкая, без рукавов, с отверстием для головы сверху и с большым вырезом впереди для свободного действия рук. Своим видом риза напоминает ту багряницу, в которую был облечен страждущий Спаситель. Ленты, нашитые на ризе, напоминают потоки крови, которые текли по Его одеждам. Вместе с тем, риза напоминает священникам и об одежде правды, в которую они должны быть облечены, как служители Христовы.

Поверх ризы, на груди у священника находится наперсный крест , который они также носят и на своей домашней одежде поверх подрясника и рясы.

За усердную, продолжительную службу священникам даются в награду набедренник , носимый на поясе или бедре, представляет собой четырехугольный слегка продолговатый плат, привешиваемый на ленте через плечо за два угла на правом бедре и означающий меч духовный.

На голове во время богослужения священники носят головные украшения – скуфьи – небольшие шапочки из материи, или камилавки – высокие бархатные шапки, которые даются как награда или отличие.

Епископ (архиерей) облачается во все одежды священника: подризник, епитрахиль, пояс, поручи, только риза (фелонь) у него заменяется саккосом, а набедренник палицею. Кроме того, епископ надевает омофор и митру.

Саккос – верхняя одежда епископа, похожая на укороченный снизу и в рукавах диаконский стихарь, так что из-под саккоса у епископа видны и подризник и епитрахиль. Саккос, как и риза у священника, знаменует собою багряницу Спасителя.

Палица – это четырехугольный квадратный плат, привешиваемый за один угол, поверх саккоса на правом бедре. В награду за усердную службу право носить палицу иногда получают от правящего архиерея и заслуженные протоиереи, носящие ее также с правой стороны, а набедренник в таком случае помещается на левой. У архимандритов же, как и у архиереев, палица служит необходимой принадлежностью их облачения. Палица, как и набедренник, означает духовный меч, то есть слово Божие, которым должны быть вооружены духовные лица для борьбы с неверием и нечестием.

На плечах, сверх саккоса епископы носят омофор (наплечник). Это длинный широкий лентообразный плат, украшенный крестами. Он возлагается на плечи епископа так, что, охватывая кругом шею, одним концом спускается спереди, а другим сзади. Омофор исключительно принадлежит епископам. Без него епископ, как священник без епитрахили, не может совершать никакой службы и напоминает епископу, что священнослужитель должен заботиться о спасении заблуждающихся подобно евангельскому доброму пастырю, который, отыскав пропавшую овцу, несет ее домой на своих плечах.

На груди, поверх саккоса, кроме креста, у епископа имеется еще и панагия , что значит «Всесвятая». Это – небольшой круглый образ Спасителя или Божией Матери, украшенный цветными камнями.

На голову епископу возлагается митра , украшенная небольшими образками и цветными камнями. Она знаменует собою терновый венец, который был возложен на голову страждущего Спасителя. Митру имеют также и архимандриты. В исключительных случаях правящий архиерей дает право наиболее заслуженным протоиереям при Богослужениях надевать митру вместо камилавки.

При Богослужении епископы употребляют жезл или посох , как знак высшей пастырской власти и напоминание на их священную обязанность – направлять свою паству на путь Спасения, не допускать ее до заблуждений и отражать нападения духовных врагов. Посох дается также архимандритам и игуменам, как начальникам монастырей.

Во время Богослужения под ноги епископу подкладываются орлецы – небольшие круглые коврики с изображением орла, летящего над городом. Орлецы означают, что епископ должен своими помыслами и делами, подобно орлу, стремиться от земного к небесному.

Домашнюю одежду епископа, так же как одежда диакона и священника, составляют подрясник и ряса, поверх которой на груди епископ носит крест и панагию.

Частью церковно-литургической символики являются разнообразие цветов священнических облачений. Их цветовую гамму составляют все цвета радуги: красный, жёлтый, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, а также белый.

Белый цвет является символом Божественного Света. В белых облачениях священники служат в великие праздники: Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Преображения, в них начинается Пасхальная утреня. При крещении и погребениии священник тоже одет в белое.

Красный цвет вслед за белым продолжает богослужение Пасхи и в красных ризах служат до праздника Вознесения. Этот цвет символ неизреченной, пламенной любви Божией к роду человеческому. Но красный также цвет крови, поэтому в красных облачениях проходят службы в честь мучеников.

Желтый ,или золотой оранжевые цвета являются символами славы, величия и достоинства. В таких облачениях служат в воскресные дни и в дни памяти Пророков, Апостолов и Святителей.

Зеленый цвет принят в дни памяти преподобных и свидетельствует о том, что их монашеских подвиг оживотворяет человека соединением с Христом и возводит его на небо. В зеленых цветах служат в день Святой Троицы, вербное воскресенье, понедельник Святого Духа.

Голубой или синий цвет – это цвет Богородичных праздников, цвет неба, и он соответствует учению о Богородице, носившей в своем чреве Христа-Небожителя.

Фиолетовый цвет принят в дни памяти Креста Господня.

В чёрный цвет облачаются священники в дни Великого поста. Это символ отречения от пышности, мирской суеты, цвет покаяния и плача.