Выставочный комплекс российской академии художеств. Российская академия художеств

Российская академия художеств (РАХ) - государственная академия наук Российской Федерации, государственное учреждение культуры - отраслевая академия наук в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна и художественного образования. Учредителем РАХ является Правительство Российской Федерации.

Российская академия художеств
(РАХ )
Международное название Russian Academy of Arts
Прежние названия Академия художеств СССР (1947-1991)
Год основания 1757
Тип государственная академия наук
Президент З. К. Церетели
Академики 215
Члены-корреспонденты 327
Расположение Россия Россия : Москва
Метро 01 «Кропоткинская»
Юридический адрес город Москва , улица Пречистенка , дом 21
Сайт www.rah.ru
Награды

Высшим органом РАХ является Сессия (Общее собрание действительных членов и членов-корреспондентов). В промежутках между сессиями деятельностью РАХ руководит Президиум во главе с Президентом.

Преемственность

Российская академия художеств является правопреемницей Академии художеств СССР , созданной в 1947 году на базе Все . Всё имущество Академии художеств СССР после распада СССР перешло Российской академии художеств, а членам Академии художеств СССР были присвоены звания действительных членов и членов-корреспондентов РАХ .

По своему юридическому статусу Российская академия художеств является федеральным государственным бюджетным учреждением .

«Стремясь к новому и утверждая достойное положение современного российского искусства в мире, Академия художеств сохраняет свои традиции и сложившуюся исторически структуру. Сейчас в неё входят, как и прежде, отделения Живописи, Скульптуры, Архитектуры. К ним добавились отделения Графики, Театрально-декорационного искусства, Декоративно-прикладного искусства, Дизайна, Искусствознания и художественной критики. Российская академия художеств на протяжении своей 250-летней истории осуществляла художественные связи между центром и регионами. Это касалось воспитания художников, создания местных очагов культуры, развития архитектурных и монументальных ансамблей. В наши дни её региональные отделения работают в Санкт-Петербурге, Поволжье, Урале, Сибири и на Дальнем Востоке. Иными словами, деятельность Академии сегодня охватывает все виды и жанры пространственных искусств на территории нашей страны.»

Основные направления деятельности РАХ

Академическая система художественного образования

Российская академия художеств является государственной творческо-научной организацией. Образование является одним из главных аспектов деятельности. Ведётся работа по сохранению и творческому развитию традиций отечественной академической школы, организации и совершенствованию системы художественного образования сохранены и развиваются важнейшие элементы отечественного художественного образования - величайшей ценности российской культуры, получившей мировое признание. В целях содействия творческому развитию системы академической художественной школы, Президиумом РАХ был создан Совет по художественному образованию, который в тесном сотрудничестве с Научно-методическим управлением Академии и руководством академических учебных заведений координирует вопросы академического художественного образования .

Учебные заведения РАХ:

  • Московский академический художественный лицей Российской академии художеств
  • Санкт-Петербургский академический художественный лицей им. Б. В. Иогансона Российской академии художеств

Научная деятельность

Особое внимание в рамках исследований уделяется актуальным процессам взаимодействия сферы изобразительного искусства, науки и образования по проблемам междисциплинарного характера и кросс-культурного диалога в мировом художественном пространстве .

Кафедра ЮНЕСКО Изобразительных искусств и архитектуры

Кафедра была создана в 1998 году и вошла в структуру Российской академии художеств. Совместно с секторами культуры и образования ЮНЕСКО кафедра ЮНЕСКО Российской академии художеств, стремится к всеобщему признанию значимости художественного образования как платформы для устойчивого развития, развития творчества, инноваций и культурного разнообразия. Кафедру возглавляет народный художник CCCP и России, президент Российской академии художеств, Посол Доброй Воли ЮНЕСКО Зураб Церетели .

Членство в Академии

Члены Академии избираются общим собранием Российской академии художеств.

Членство в Академии является пожизненным .

Численность членов Академии устанавливает Правительство Российской Федерации .

Выборы членов Академии проводятся не реже 1 раза в 3 года .

Отделения Академии

Руководство Академии

Высшим органом управления РАХ является общее собрание Академии. Членами общего собрания Академии являются действительные члены и член-корреспонденты . Общее собрание Академии созывается президиумом Академии по предложению президента Академии не реже 1 раза в год.

В промежутках между общими собраниями деятельностью РАХ руководит Президиум во главе с Президентом.

Президиум Академии состоит из президента и вице-президентов Академии, главного учёного секретаря президиума Академии, заместителя главного учёного секретаря президиума Академии, академиков-секретарей отделений Академии, председателей региональных отделений Академии и других членов Академии.

Число членов президиума Академии определяет общее собрание Академии. Президиум Академии избирается на 5-летний срок. Распределение обязанностей между вице-президентами и членами президиума Академии осуществляет президент Академии.

Президент Академии избирается общим собранием РАХ из числа её действительных членов сроком на 5 лет. Избранный президент Академии вступает в должность после его утверждения Правительством Российской Федерации.

Президент РАХ :

  • З. К. Церетели .

Вице-президенты РАХ :

  • Герой Социалистического Труда, народный художник СССР Т. Т. Салахов ,
  • народный художник РСФСР А. А. Бичуков
  • народный художник РФ А. А. Любавин
  • народный архитектор РФ М. М. Посохин (секретарь Отделения архитектуры)
  • А. А. Золотов
  • заслуженный деятель искусств РСФСР В. А. Леняшин
  • Заслуженный деятель искусств РФ Д. О. Швидковский (секретарь Отделения искусствознания).
  • заслуженный художник РФ А. Л. Бобыкин (секретарь Отделения дизайна)

Члены Президиума РАХ :

  • народный художник СССР В. И. Иванов
  • народный художник СССР В. М. Сидоров ,
  • народный художник СССР А. М. Шилов ,
  • народный художник РСФСР А. И. Алексеев ,
  • народный художник РСФСР А. Н. Бурганов ,
  • народный художник РСФСР А. П. Левитин ,
  • народный художник РСФСР Р. Ф. Фёдоров ,
  • народный художник РСФСР О. М. Савостюк ,
  • народный художник РФ Е. Н. Максимов (академик-секретарь Отделения живописи),
  • народный художник РФ Л. И. Савельева (академик-секретарь Отделения декоративно-прикладного искусства),
  • народный художник РФ А. Г. Акритас ,
  • народный художник РФ Н. И. Боровской,
  • народный художник РФ В. А. Глухов ,
  • народный художник РФ А. Н. Ковальчук ,
  • народный художник РФ Б. А. Мессерер (академик-секретарь театрально- и кинодекорационного искусства),
  • народный художник РФ Н. А. Мухин ,
  • народный художник РФ Т. Г. Назаренко ,
  • народный художник РФ В. И. Нестеренко ,
  • народный художник РФ П. Ф. Никонов ,
  • народный художник РФ С. Н. Олешня ,
  • народный художник РФ С. П. Оссовский,
  • народный художник РФ А. И. Теслик,
  • народный художник РФ А. В. Цигаль ,
  • народный художник РФ А. С. Чаркин ,
  • народный художник РФ А. Д. Шмаринов,
  • народный художник РФ Е. В. Ромашко,
  • народный художник РФ А. И. Рукавишников ,
  • заслуженный художник РФ Ф. А. Рукавишников ,
  • заслуженный художник РФ А. Д. Боровский ,
  • заслуженный художник РФ К. В. Худяков ,
  • заслуженный художник РФ В. Г. Калинин ,
  • заслуженный архитектор РФ Н. И. Шумаков ,
  • заслуженный деятель искусств РСФСР В. В. Ванслов ,
  • заслуженный деятель искусств РФ О. А. Кривцун,
  • М. А. Бусев,
  • С. П. Колов,
  • А. Н. Коротаева,
  • Т. А. Кочемасова,
  • К. В. Петров,
  • А. И. Рожин,
  • М. М. Фаткулин,
  • О. Р. Хромов,
  • Е. З. Церетели,
  • А. Г. Ястребенецкий.

Академические организации

Президенты

Печатные издания

В 2009 году Российская Академия Художеств при поддержке Министерства культуры РФ начала издавать собственный журнала «ACADEMIA». Журнал был создан с целью информирования общественности о деятельности Академии, а также с целью популяризации и повышения интереса к

: Москва

Метро 01 «Кропоткинская» Юридический адрес город Москва , улица Пречистенка , дом 21 Сайт www.rah.ru Награды

Российская академия художеств (РАХ) - государственная академия наук Российской Федерации, государственное учреждение культуры - отраслевая академия наук в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна и художественного образования. Учредителем РАХ является Правительство Российской Федерации.

Высшим органом РАХ является Сессия (Общее собрание действительных членов и членов-корреспондентов). В промежутках между сессиями деятельностью РАХ руководит Президиум во главе с Президентом.

Преемственность [ | ]

Российская академия художеств является правопреемницей Академии художеств СССР , созданной в 1947 году на базе Всероссийской академии художеств . Всё имущество Академии художеств СССР после распада СССР перешло Российской академии художеств, а членам Академии художеств СССР были присвоены звания действительных членов и членов-корреспондентов РАХ .

По своему юридическому статусу Российская академия художеств является федеральным государственным бюджетным учреждением .

«Стремясь к новому и утверждая достойное положение современного российского искусства в мире, Академия художеств сохраняет свои традиции и сложившуюся исторически структуру. Сейчас в неё входят, как и прежде, отделения Живописи, Скульптуры, Архитектуры. К ним добавились отделения Графики, Театрально-декорационного искусства, Декоративно-прикладного искусства, Дизайна, Искусствознания и художественной критики. Российская академия художеств на протяжении своей 250-летней истории осуществляла художественные связи между центром и регионами. Это касалось воспитания художников, создания местных очагов культуры, развития архитектурных и монументальных ансамблей. В наши дни её региональные отделения работают в Санкт-Петербурге, Поволжье, Урале, Сибири и на Дальнем Востоке. Иными словами, деятельность Академии сегодня охватывает все виды и жанры пространственных искусств на территории нашей страны.»

Основные направления деятельности РАХ [ | ]

История
Российской академии художеств
Императорская академия художеств
1757-1917
Академия художеств СССР
1947-1991
Российская академия художеств
с 1991

Академическая система художественного образования [ | ]

Российская академия художеств является государственной творческо-научной организацией. Образование является одним из главных аспектов деятельности. Ведётся работа по сохранению и творческому развитию традиций отечественной академической школы, организации и совершенствованию системы художественного образования сохранены и развиваются важнейшие элементы отечественного художественного образования - величайшей ценности российской культуры, получившей мировое признание. В целях содействия творческому развитию системы академической художественной школы, Президиумом РАХ был создан Совет по художественному образованию, который в тесном сотрудничестве с Научно-методическим управлением Академии и руководством академических учебных заведений координирует вопросы академического художественного образования .

Учебные заведения РАХ:

Научная деятельность [ | ]

Особое внимание в рамках исследований уделяется актуальным процессам взаимодействия сферы изобразительного искусства, науки и образования по проблемам междисциплинарного характера и кросс-культурного диалога в мировом художественном пространстве .

Кафедра ЮНЕСКО Изобразительных искусств и архитектуры [ | ]

Кафедра была создана в 1998 году и вошла в структуру Российской академии художеств. Совместно с секторами культуры и образования ЮНЕСКО кафедра ЮНЕСКО Российской академии художеств, стремится к всеобщему признанию значимости художественного образования как платформы для устойчивого развития, развития творчества, инноваций и культурного разнообразия. Кафедру возглавляет народный художник CCCP и России, президент Российской академии художеств, Посол Доброй Воли ЮНЕСКО Зураб Церетели .

Членство в Академии [ | ]

Зал заседаний Президиума РАХ

Члены Академии избираются общим собранием Российской академии художеств.

Членство в Академии является пожизненным .

Численность членов Академии устанавливает Правительство Российской Федерации .

Выборы членов Академии проводятся не реже 1 раза в 3 года .

Отделения Академии [ | ]

Академия строится по научно-отраслевому и территориальному принципам. В структуру Академии входят:

Руководство Академии [ | ]

Высшим органом управления РАХ является общее собрание Академии. Членами общего собрания Академии являются действительные члены и член-корреспонденты . Общее собрание Академии созывается президиумом Академии по предложению президента Академии не реже 1 раза в год.

В промежутках между общими собраниями деятельностью РАХ руководит Президиум во главе с Президентом.

Президиум Академии состоит из президента и вице-президентов Академии, главного учёного секретаря президиума Академии, заместителя главного учёного секретаря президиума Академии, академиков-секретарей отделений Академии, председателей региональных отделений Академии и других членов Академии.

Число членов президиума Академии определяет общее собрание Академии. Президиум Академии избирается на 5-летний срок. Распределение обязанностей между вице-президентами и членами президиума Академии осуществляет президент Академии.

Президент Академии избирается общим собранием РАХ из числа её действительных членов сроком на 5 лет. Избранный президент Академии вступает в должность после его утверждения Правительством Российской Федерации.

Президент РАХ :

Вице-президенты РАХ :

Члены Президиума РАХ :

  • народный художник СССР В. И. Иванов
  • народный художник СССР В. М. Сидоров ,
  • народный художник СССР А. М. Шилов ,
  • народный художник РСФСР А. И. Алексеев ,
  • народный художник РСФСР А. Н. Бурганов ,
  • народный художник РСФСР А. П. Левитин ,
  • народный художник РСФСР Р. Ф. Фёдоров ,
  • народный художник РСФСР О. М. Савостюк ,
  • народный художник РФ Е. Н. Максимов (академик-секретарь Отделения живописи),
  • народный художник РФ Л. И. Савельева (академик-секретарь Отделения декоративно-прикладного искусства),
  • народный художник РФ А. Г. Акритас ,
  • народный художник РФ Н. И. Боровской,
  • народный художник РФ В. А. Глухов ,
  • народный художник РФ А. Н. Ковальчук ,
  • народный художник РФ Б. А. Мессерер (академик-секретарь театрально- и кинодекорационного искусства),
  • народный художник РФ Н. А. Мухин ,
  • народный художник РФ Т. Г. Назаренко ,
  • народный художник РФ В. И. Нестеренко ,
  • народный художник РФ П. Ф. Никонов ,
  • народный художник РФ С. Н. Олешня ,
  • народный художник РФ С. П. Оссовский,
  • народный художник РФ А. И. Теслик,
  • народный художник РФ А. В. Цигаль ,
  • народный художник РФ А. С. Чаркин ,
  • народный художник РФ А. Д. Шмаринов,
  • народный художник РФ Е. В. Ромашко,
  • народный художник РФ А. И. Рукавишников ,
  • заслуженный художник РФ Ф. А. Рукавишников ,
  • заслуженный художник РФ А. Д. Боровский ,
  • заслуженный художник РФ К. В. Худяков ,
  • заслуженный художник РФ В. Г. Калинин ,
  • заслуженный архитектор РФ Н. И. Шумаков ,
  • заслуженный деятель искусств РСФСР В. В. Ванслов ,
  • заслуженный деятель искусств РФ О. А. Кривцун,
  • М. А. Бусев,
  • С. П. Колов,
  • А. Н. Коротаева,
  • Т. А. Кочемасова,
  • К. В. Петров,
  • А. И. Рожин,
  • М. М. Фаткулин,
  • О. Р. Хромов,
  • Е. З. Церетели,
  • А. Г. Ястребенецкий.

Академические организации [ | ]

На правах оперативного управления за РАХ закреплены являющиеся собственностью государства следующие организации:

  • Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей имени Б. В. Иогансона
  • Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств с филиалами:
  • Научная библиотека
  • Архивы
  • Творческие мастерские по различным видам искусства.

Президенты [ | ]

Печатные издания [ | ]

В 2009 году Российская Академия Художеств при поддержке Министерства культуры РФ начала издавать собственный журнала «ACADEMIA». Журнал был создан с целью информирования общественности о деятельности Академии, а также с целью популяризации и повышения интереса к

Академия художеств была учреждена в Петербурге решением Сената 17 (6 по старому стилю) ноября 1757 года в царствование императрицы Елизаветы Петровны по инициативе великого русского ученого Михаила Ломоносова и известного просветителя того времени графа Ивана Шувалова.

Именно Шувалов пригласил из-за границы педагогов, набрал первых учеников и в 1758 году подарил академии свою художественную коллекцию, положив этим начало библиотеке и будущему музею.

В 1764 году Академия художеств получила статус Императорской.

В этом же году при академии было открыто Воспитательное училище, в которое принимались дети пяти-шести лет. После девятилетнего обучения учащиеся завершали образование в одном из высших классов - историческом, портретном, гравюрном, скульптурном, архитектурном. С 1767 года выпускники академии, награжденные золотой медалью, направлялись совершенствоваться за границу. С 1770-х годов в Императорской академии художеств начали проводиться выставки произведений искусства.

Среди первых выпусков академии — художники-портретисты Антон Лосенко и Федор Рокотов, скульптор Федот Шубин, архитекторы Василий Баженов и Иван Старов.

В 1802 году устав академии был дополнен новыми статьями, повысившими ее статус в области общественно-художественной деятельности, утвердившими ее главенствующую роль во всех сферах художественной жизни. Академия получила право заниматься проектами городского строительства, проводить архитектурные и художественные конкурсы. Педагоги и ученики академии участвовали в возведении и оформлении Казанского и Исаакиевского соборов, храма Спаса на Крови в Санкт Петербурге, храма Христа Спасителя в Москве. Академия выступала инициатором основания провинциальных художественных школ и училищ, в которых преподавали ее выпускники, а также музеев при художественных учебных заведениях.

В 1840 году Воспитательное училище было закрыто, оставлены лишь учебные классы. С 1843 года президентами академии назначались только лица императорской фамилии. В 1847 году при академии было учреждено Мозаичное заведение в составе художественного и технического отделений. По уставу 1859 года академия утратила самоуправление и была подчинена Министерству императорского дворца.

В 1893 году был утвержден новый устав, который вернул академии самоуправление. Учебные классы были преобразованы в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры, при котором были открыты мастерские во главе с известными художниками Ильей Репиным, Владимиром Маковским, Иваном Шишкиным, Архипом Куинджи. Академии художеств было предоставлено право утверждать проекты монументальных сооружений.

Музей академии, основанный графом Иваном Шуваловым в 1758 году, за время своего существования собрал ценнейшую коллекцию западноевропейской и русской живописи, рисунка, скульптуры, архитектурных моделей и чертежей. На основе этой коллекции в 1895 году был создан Русский музей императора Александра III (ныне Государственный Русский музей).

Активно работают региональные отделения Российской академии художеств "Урал, Сибирь и Дальний Восток", Поволжское отделение, Южное отделение.

Ученики и члены академии принимали участие в осуществлении художественных проектов - воссоздании храма Христа Спасителя в Москве, сооружении мемориала Победы на Поклонной горе в Москве, архитектурном решении фасадов и интерьеров комплекса зданий филиала Государственного академического Большого театра России и других.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Несмотря на изящное имя, первая Академия художеств возникла как вполне практический проект. Задумана она была Петром I по образу европейских «академий наук и художеств» того времени и существовала при Академии наук. А это значит, что искусство в некотором смысле служило науке. Рисовальщики и граверы делали ботанические и этнографические зарисовки, готовили карты и лишь иногда выполняли портретные заказы. Вскоре назрел конфликт между научными и художественными нуждами, поскольку Академии наук требовались главным образом граверы. И тогда по инициативе Михаила Ломоносова и фаворита императрицы Елизаветы Петровны Ивана Шувалова в 1757 году открылась собственно Академия художеств, на этот раз при Московском университете. Впрочем, занятия шли и в Санкт-Петербурге, в особняке Шувалова, ставшего первым президентом Академии и предложившего для нее пышное название - Академия трех знатнейших искусств. Шесть лет спустя это учебное заведение наконец стало самостоятельным и получило статус императорского. Среди его первых учеников - Федор Рокотов , Василий Баженов и Антон Лосенко, первый русский исторический живописец.

Поначалу в Академии преподавали приглашенные иностранцы, исключением был лишь Александр Филиппович Кокоринов, который возглавил архитектурный класс, а со временем стал и ректором. Он не только многое сделал для развития учебного заведения, но и вместе с французским архитектором Жан-Батистом Валлен-Деламотом разработал проект здания Академии художеств в Санкт-Петербурге. Закладка фундамента состоялась в 1765 году, но строительство закончилось только в 1788-м. Со временем вид этого здания стал одной из визитных карточек Северной столицы.

Основание Академии совпало с расцветом классицизма в Европе. А потому в качестве образцов для обучения в первую очередь были выбраны античная скульптура и архитектура. Ученики часами копировали классические изображения, оттачивая мастерство.

Для лучших из них была создана система стипендий, а обладателей золотых медалей за конкурсную работу отправляли на учебу за границу. Первыми пенсионерами Академии стали Баженов и Лосенко, уехавшие учиться за границу еще в 1760 году. Отличникам Академия выделяла заказы на работу, чтобы материально поддержать талант художника. Например, знаменитую картину «Явление Христа народу» Александр Иванов в течение 20 лет писал в Италии по заказу Академии.

В ее стенах зародилась русская школа классической архитектуры, чей яркий представитель Матвей Казаков перестроил в конце XVIII века центр Москвы в классическом стиле. Ему принадлежат здание Сената в Кремле, Голицынская больница и многие другие сооружения.

Преподавание живописи и скульптуры отделили от архитектурного образования только в середине XIX века. Поэтому многие блестящие архитекторы получали и живописную специальность. К примеру, Андрей Воронихин, создатель Казанского собора в Санкт-Петербурге, удостоился звания академика «перспективной живописи».

Со временем слепое копирование классических образцов, которое сыграло свою роль при создании школы, стало тормозом для творчества. Это осознавали и власти, и сами художники. Попытки преобразовать систему делались с разных сторон.

В начале правления император Николай I издает указы о сохранении и изучении древнерусских памятников. Народность как мировоззренческая идея проникает во все виды искусств - от зодчества и живописи до музыки и литературы. Академик архитектуры Константин Тон , которому Николай покровительствовал, в конце 1820-х на основе рисунков и обмеров древнерусских храмов разрабатывает так называемый русско-византийский стиль. Однако классическая традиция тоже сохраняется. По проекту Тона перестраиваются парадные залы Академии художеств и оформляется набережная с гранитной пристанью. Тогда же здесь устанавливаются фигуры древнеегипетских сфинксов.

В начале XIX века недовольство академической системой проявлялось в своеобразной попытке эмиграции. Орест Кипренский , Сильвестр Щедрин, уже упомянутый Александр Иванов и многие другие талантливые художники годами жили и работали за границей и не спешили возвращаться на родину.

В середине столетия недовольство вылилось в протест. В ноябре 1863 года ученики Академии, допущенные к участию в конкурсе на золотую медаль, попросили заменить им задание: вместо исторического сюжета позволить писать на свободную тему. Получив отказ, все 14 человек покинули стены Академии. Несколько лет спустя они основали знаменитое Товарищество передвижных художественных выставок. В октябре 1893 года по указу императора Александра III, который велел «переменить все... передвижников позвать», в Академии провели реформу. Теперь здесь выставлялись работы молодой талантливой молодежи, например, художников из объединения «Мир искусства»;.

Академия в послереволюционное время

После революции Академию на время упразднили как «государственное учреждение, проводившее после свержения самодержавия, при Временном правительстве, политику в интересах эксплуататорских классов». На ее основе возникли Свободные художественные мастерские, а в 1932 году в Ленинграде открылась Всероссийская академия художеств, которую возглавил Исаак Бродский, автор официальных портретов Ленина, Сталина, Ворошилова и других большевиков.

В 1937 году в ее стенах начинают изучать теорию искусства. Преподают студентам и сотрудники Эрмитажа, и блестящий художественный критик Николай Пунин, муж Анны Ахматовой.

В 1947-м Всероссийская академия художеств преобразована в Академию художеств СССР, которая получает в Москве здание на Пречистенке. Когда-то этот особняк принадлежал последнему представителю рода Потемкиных - графу Сергею Павловичу, литератору и поклоннику искусств. В его доме нередко бывал Пушкин . В конце XIX века здание приобрел предприниматель и меценат Иван Морозов. До революции он хранил здесь свое уникальное собрание французской живописи (Сезанн, Ренуар, Дега, Ван Гог) и произведения русских художников XIX века. Для этой коллекции архитектор Лев Кекушев даже перестроил интерьеры здания. В 1918 году собрание Морозова было национализировано, в особняке открылся Музей нового западного искусства. В 1947 году музей расформировали, часть его коллекции передали в ГМИИ им. Пушкина , часть - в Русский музей . А здание досталось Академии художеств СССР. В том же году в составе Академии открылся научно-исследовательский институт истории и теории искусства.

Почти одновременно с Академией возник и ее музей. В его собрание входили как произведения классического европейского искусства, от Рубенса до Делакруа, так и работы русских художников и скульпторов, учившихся в стенах Академии. И хотя значительную часть своего богатого собрания музей на сегодня утратил (многие его экспонаты еще до революции были переданы в Русский музей и другие российские музеи), он и сегодня дает прекрасное представление об истории русского искусства. Здесь можно увидеть полотна Аргунова, Рокотова, Боровиковского, Брюллова , Поленова, Фешина, Салахова. Из скульптуры — работы на библейские, мифологические и исторические темы выдающихся российских скульпторов XVIII-XX веков Пименова, Гордеева, Козловского, Антокольского, Аникушина.

Академия художеств сегодня

С 1998 года в Академии художеств существует кафедра ЮНЕСКО изобразительных искусств и архитектуры. Одна из ее основных задач - привлечь внимание к значимости художественного образования для развития творчества и культурного разнообразия. Она активно участвует и в международной выставочной деятельности.

В 2007 году 250-летний юбилей Академии художеств был внесен в список памятных дат ЮНЕСКО.