История семьи бирюка. Образ Бирюка в одноименном рассказе И

Просто, поэтично и с любовью показана Россия в «Записках охотника» И. С. Тургенева. Автор любует-ся нехитрыми народными характерами, полями, ле-сами, лугами России. Как бы ни относились к расска-зам, это в первую очередь поэзия, а не политика. С большой любовью и наблюдательностью написан са-мый короткий рассказ цикла «Бирюк». Глубина со-держания сочетается с совершенством формы, что го-ворит об умении писателя подчинять все компоненты произведения, все свои художественные приемы еди-ной творческой задаче.

Бирюком в Орловской губернии называли угрюмого и одинокого человека. Лесник Фома одиноко жил в за-коптелой и низкой избушке с двумя малолетними деть-ми, жена его бросила, семейное горе и тяжелая жизнь сделали его еще более угрюмым и необщительным.

Главным и единственным событием рассказа явля-ется поимка лесником бедняка-крестьянина, срубив-шего в барском лесу дерево. Конфликт произведения состоит в столкновении лесника с мужиком.

Образ Бирюка сложный и противоречивый, и что-бы разобраться в нем, обратим внимание на художест-венные средства, которыми воспользовался автор.

Описание обстановки, говорит о том, насколько бе-ден герой. Печальное зрелище представляло собой это жилище: «Я посмотрел кругом — сердце во мне заны-ло: не весело войти ночью в мужицкую избу».

Психологический портрет лесника свидетельству-ет об исключительной силе Бирюка, становится по-нятно, почему все окрестные мужики боялись его. «Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. ...Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза». С виду этот человек грубый и грозный, а на самом деле — хороший и добрый. И рассказчик явно любует-ся своим героем.

Ключ к пониманию характера Фомы — прозвище, которым его наделяют крестьяне. От них мы получа-ем косвенную характеристику лесника: «мастер сво-его дела»; «вязанки хворосту не даст утащить»; «си-лен... и ловок, как бес... И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет».

Сюжет, состоящий из двух эпизодов (лесник встре-тил охотника во время грозы и помог ему; он же пой-мал крестьянина на месте преступления, а потом от-пустил его на свободу), раскрывает лучшие черты ха-рактера героя. Фоме трудно сделать выбор: поступить по велению долга или пожалеть мужика. Отчаяние пойманного крестьянина пробуждает у лесника луч-шие чувства.

Природа в рассказе служит не просто фоном, она неотъемлемая часть содержания, помогающая рас-крыть характер Бирюка. Сочетания слов, рисующих быстрое наступление ненастья, унылые картины при-роды подчеркивают драматизм положения крестьян: «гроза надвигалась», «туча медленно поднималась», «неслись облака».

Тургенев помог не просто увидеть быт крестьян, по-сочувствовать их бедам и нуждам, он обратил нас к ду-ховному миру русского мужика, заметил много непо-вторимых, интересных индивидуальностей. «Мне все-таки моя Русь дороже всего на свете...»,— напи-шет позже И. С. Тургенев. «Записки охотника» — это дань писателя России, своеобразный памятник рус-скому крестьянству.

Детство И. С. Тургенева прошло на Орловщине. Дворянин по происхождению, получивший прекрасное светское воспитание и образование, он рано стал свидетелем несправедливого отношения к простому народу. Всю жизнь писателя отличали интерес к русскому укладу жизни и сочувствие к крестьянам.

В 1846 году Тургенев несколько летних и осенних месяцев провел в родном имении Спасское-Лутовиново. Он часто отправлялся на охоту, а длительных походах по окрестностям судьба сводила его с людьми разных сословий и благосостояния. Итогом наблюдений за жизнью местного населения стали рассказы, появившиеся в 1847-1851 годах в журнале «Современник». Год спустя автор объединил их в одну книгу, получившую название «Записки охотника». В их число вошел и написанный в 1848 году рассказ с необычным названием «Бирюк».

Повествование ведется от лица Петра Петровича - охотника, объединяющего все рассказы цикла. На первый взгляд, сюжет довольно прост. Рассказчик, возвращаясь как-то с охоты, попадает под дождь. Он встречает лесника, который предлагает переждать непогоду в его избе. Так Петр Петрович становится свидетелем непростой жизни нового знакомого и его детей. Фома Кузьмич ведет замкнутый образ жизни. Крестьяне, живущие в округе, не любят и даже побаиваются грозного лесника, а за нелюдимость дали ему прозвище Бирюк.

Краткое содержание рассказа можно продолжить неожиданным для охотника происшествием. Когда дождь немного поутих, в лесу послышался стук топора. Бирюк с рассказчиком отправляются на звук, где застают крестьянина, решившегося на воровство, еще и в такое ненастье, явно не от хорошей жизни. Он пытается разжалобить лесника уговорами, рассказывает о тяжелой жизни и безысходности, однако тот остается непреклонен. Их беседа продолжается в избе, где отчаявшийся мужик вдруг повышает голос и начинает обвинять хозяина во всех крестьянских бедах. В конце концов последний не выдерживает и отпускает нарушителя. Постепенно, в ходе развернувшейся сцены, раскрывается перед рассказчиком и читателем Бирюк.

Внешность и поведение лесника

Бирюк был ладно сложен, высок и плечист. Его лицо с черной бородой выглядело одновременно суровым и мужественным; карие глаза глядели из-под широких бровей смело.

Все поступки и поведение выражали решительность и неприступность. Не случайным было и его прозвище. Этим словом в южных районах России называют волка-одиночку, о чем хорошо знал Тургенев. Бирюк в рассказе - нелюдимый, суровый человек. Именно так его воспринимали крестьяне, на которых он всегда навевал страх. Сам же Бирюк объяснял свою непоколебимость добросовестным отношением к работе: «даром господский хлеб есть не приходится». Он находился в таком же тяжелом положении, как и большая часть народа, вот только жаловаться и надеяться на кого-то не привык.

Изба и семья Фомы Кузьмича

Тягостное впечатление производит знакомство с его жильем. Это была одна комната, низкая, пустая и закоптелая. В ней не чувствовалось женской руки: хозяйка сбежала с мещанином, оставив мужу двух детей. На стене висел изорванный тулуп, на полу лежала куча тряпья. В избе пахло остывшим дымом, мешавшим дышать. Даже лучина горела печально и то гасла, то вновь вспыхивала. Единственное, что мог предложить гостю хозяин, - это хлеб, ничего другого у него не было. Так невесело и по-нищенски жил наводящий на всех страх Бирюк.

Рассказ продолжается описанием его детей, которое дополняет нерадостную картину. Посреди избы висела люлька с грудным ребенком, ее качала девочка лет двенадцати с робкими движениями и печальным личиком - мать оставила их на попечение отца. У рассказчика «сердце заныло» от увиденного: нелегко войти в мужицкую избу!

Герои рассказа «Бирюк» в сцене воровства леса

По-новому раскрывается Фома во время разговора с отчаявшимся мужиком. Внешность последнего красноречиво говорит о безысходности и полной нищете, в которой он жил: одет в лохмотья, борода растрепана, лицо испитое, во всем теле невероятная худоба. Нарушитель рубил дерево осторожно, очевидно, надеясь, что в непогоду вероятность быть пойманным не так велика.

Попавшись на воровстве господского леса, он сначала умоляет лесника отпустить его, называет Фомой Кузьмичом. Однако чем больше тает надежда на то, что его отпустят, тем гневнее и резче начинают звучать слова. Крестьянин видит перед собой душегубца и зверя, намеренно унижающего мужика.

Совершенно непредсказуемую развязку вводит в рассказ И.Тургенев. Бирюк вдруг хватает нарушителя за кушак и выталкивает за дверь. Можно предположить, что происходило в его душе во время всей сцены: сострадание и жалость вступают в противоборство с чувством долга и ответственности за порученное дело. Ситуация усугублялась тем, что Фома на собственном опыте знал, как тяжела жизнь мужицкая. На удивление Петра Петровича он лишь машет рукой.

Описание природы в рассказе

Тургенев всегда славился как мастер пейзажных зарисовок. Присутствуют они и в произведении «Бирюк».

Рассказ начинается с описания все усиливающейся и разрастающейся грозы. И вот совершенно неожиданно для Петра Петровича из лесу, темного и мокрого, появляется Фома Кузьмич, который чувствует себя здесь как дома. Он легко дергает с места испуганную лошадь и, сохраняя спокойствие, ведет ее к избе. Пейзаж является у Тургенева отражением сущности главного героя: такую же хмурую и мрачную, как этот лес в непогоду, жизнь ведет Бирюк.

Краткое содержание произведения нужно дополнить еще одним моментом. Когда небо начинает чуть-чуть проясняться, появляется надежда на то, что дождь скоро закончится. Подобно этой сцене, читатель вдруг обнаруживает, что неприступный Бирюк способен на добрые поступки и простое человеческое сочувствие. Однако остается это «чуть-чуть» - невыносимая жизнь сделала героя таким, каким видят его местные крестьяне. И это нельзя изменить в одночасье и по желанию нескольких человек. К таким невеселым раздумьям приходят и рассказчик, и читатели.

Значение рассказа

В цикл «Записки охотника» входят произведения, по-разному раскрывающие образ простых крестьян. В одних рассказах автор обращает внимание на их душевную широту и богатство, в других показывает, насколько они могут быть талантливы, в третьих описывает их скудный быт… Таким образом раскрываются разные стороны характера мужика.

Бесправие и нищенское существование русского народа в эпоху крепостничества - вот основная тема рассказа «Бирюк». И в этом главная заслуга Тургенева-писателя - привлечь внимание общественности к трагическому положению главного кормильца всей земли русской.

«Записки охотника» появились в печати отдельными рассказами и очерками на рубеже 40-50-х годов XIX века. Толчком для начала работы над циклом была обращённая Тургеневу осенью 1846 года просьба дать материал для первого номера обновлённого журнала «Современник».

Так появился первый очерк «Хорь и Калиныч». Практически все последующие рассказы и очерки «Записок охотника» И.С.Тургенев написал за границей: он уехал в 1847 году и пробыл там три с половиной года.

Давайте вспомним, что такое рассказ.

Рассказ — это небольшое по объёму эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях из жизни человека.

Докажите, что «Бирюк» — рассказ.

Это произведение небольшого объёма. Здесь говорится о Бирюке, о его жизни, встрече с мужиком. В произведении мало действующих лиц…

Рассказ «Бирюк» создавался в 1847 году, а напечатан был в 1848 году.

Создавая это произведение, как и весь цикл «Записки охотника», Тургенев опирался на собственные впечатления от жизни крестьян в Орловской губернии. Один из бывших крепостных И.С.Тургенева, а впоследствии сельский учитель А.И.Замятин вспоминал: «Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упомянутые в «Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых людей, даже имена их настоящие: был Ермолай … был Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне … »

— Ребята, а сколько рассказов включил писатель в цикл «Записки охотника»? (Дети вспоминают, что их 25.)

— «Записки охотника» — это своеобразная летопись русской крепостной деревни. Рассказы близки по тематике и идейному содержанию. Они разоблачают уродливые явления крепостничества.

Создавая картину русской действительности, Тургенев в «Записках охотника» применил своеобразный приём: ввёл в действие рассказчика-охотника. А как вы думаете, зачем?

Читатель благодаря этому может вместе с охотником, наблюдательным, умным и знающим человеком, пройти по родным полям писателя, посетить с ним деревни и сёла. Он ценит красоту и правду. Его присутствие никого не стесняет и часто остаётся даже незамеченным. Образ охотника помогает нам глубже понять действительность, разобраться в происходящем, оценить увиденное им, понять душу народа. Картины природы подготавливают знакомство читателя с главным героем рассказа — Бирюком.

Бирюк появляется неожиданно, автор сразу отмечает его высокую фигуру и звучный голос. Несмотря на то что первое появление Бирюка сопровождает некий романтический ореол (белая молния озарила лесника с головы до ног», «я поднял голову и при свете молнии увидел небольшую избушку…»). В жизни героя, о которой мы узнаём, нет ничего
романтического, напротив, она обыденна и даже трагична.

Найдите описание избы лесника.

«Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружьё, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. Девочка погасила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, левой поправлять лучину. Я посмотрел кругом — сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу».

— О чём говорит вам это описание? (Описание обстановки избы, «закоптелой, низкой и пустой» говорит о бедности. Но среди этого бедности теплится жизнь маленьких детей героя. Безрадостная картина вызывает у читателей искреннее сочувствие Бирюку.)

— А как выглядит Бирюк? Что подчёркивает писатель в его портрете? (Высокий рост, могучие мышцы, чёрную курчавую бороду, суровое мужественное лицо, широкие брови и небольшие карие глаза.)

— Обратимся к портрету Бирюка. «Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложён на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза … »

Как в этом портрете выразилось отношение рассказчика к Бирюку? (Видно, что ему нравится Бирюк своим сложением, силой, красивым, мужественным лицом, смелым взглядом, твёрдым характером, о чём говорят сросшиеся брови. Он называет его молодцом.)

— А как о нём говорят мужики? Дети приводят примеры из текста: «вязанки хворосту не даст утащить», « … нагрянет как снег на голову», -силён.. и ловок как бес … И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет».

— Почему героя зовут Бирюком? Почему он так себя ведёт с мужиками? Его зовут Бирюком, потому что он одинокий и угрюмый.
— Тургенев подчёркивает, что лесник грозный и непреклонный не потому, что чужой своему брату — мужику, он человек долга и считает себя обязанным беречь доверенное ему хозяйство: «Должность свою справляю … даром господский хлеб есть не приходится».

— Ему доверили охрану леса, и он охраняет лес хозяина, как солдат на посту.

Найдите и прочитайте описание столкновения Бирюка с мужиком. В чём причина конфликта мужика с Бирюком? На фоне какого пейзажа разворачиваются события? Как меняются крестьянин и Бирюк в кульминационной сцене? Какие чувства вызывают у автора и у нас, читателей, лесник?

Картина грозы подготавливает центральный эпизод рассказа: столкновение между Бирюком и пойманным им мужиком-вором. Читаем описание столкновения Бирюка с мужиками и выясняем причины конфликта мужика с Бирюком.

— Между какими героями происходит конфликт? Между Бирюком и мужиком, воровавшим лес.

Дети должны понять, что сцена борьбы- сначала физической, потом моральной – не только выявляет взгляды, чувства, стремления героев, но и углубляет их образы. Автор
подчёркивает, что физически мужик явно проигрывает Бирюку во время их схватки в лесу, но в дальнейшем по силе характера, внутреннему достоинству они становятся
равными друг другу. Тургенев, создавая образ мужика, запечатлел черты обнищавшего крестьянина, измождённого полуголодным существованием.

Зачитаем описание мужика: «При свете фонаря я мог разглядеть его испитое, морщинистое лицо, нависшие жёлтые брови, беспокойные глаза … » Но именно такой мужик от мольбы переходит к угрозам.

Чтение по ролям разговора мужика с Бирюком.

— Как Тургенев показывает, что внешний облик и внутреннее состояние крестьянина меняется? Вновь обращаемся к тексту.

Сначала мужик молчит, затем «голосом глухим и разбитым», обращаясь к леснику по имени-отчеству — Фома Кузьмич, просит отпустить, но, когда чаша его терпения переполнена, «мужик внезапно выпрямился. Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска». Голос мужика стал «свирепым». Речь стала иной: вместо обрывистых фраз: «Отпусти … приказчик … разорены, во как … отпусти!» — зазвучали ясные и грозные слова: «А мне что? Всё едино — пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиби — один конец; что с голоду, что так — всё едино. Пропадай всё».

Рассказ «Бирюк» является одним из немногих рассказов «Записок охотника», в котором затронут вопрос о крестьянском протесте. Но из-за цензурных ограничений Тургенев не мог прямо изобразить протест крестьян против крепостного права. Поэтому гнев доведённого до отчаяния крестьянина обращён не на помещика, на которого он работает, а на его слугу-крепостного, охраняющего добро хозяина. Однако гнев этот, ставший выражением протеста, не теряет от этого силы и смысла.

Олицетворением власти крепостничества является для мужика не помещик, а Бирюк, наделённый помещиком правом охранять лес от грабежа. Образ Бирюка в кульминационной сцене психологически углубляется, он выступает перед нами как образ трагический: в душе его идёт борьба между чувствами и принципами. Честный человек, он при всей своей правоте чувствует и правоту крестьянина, которого в барский лес привела нищета: «Ей-богу, с голодухи … детки пищат, сам знаешь. Круто, во как приходится».

Сочинение

И. С. Тургенев был одним из передовых людей своего времени. Он осознавал, что для того, чтобы завоевать право называться народным писателем, мало одного таланта, нужно «сочувствие к народу, родственное к нему расположение» и «способность проникаться сущностью своего народа, его языком и бытом». В сборнике рассказов «Записки охотника» описывается крестьянский мир очень ярко и многогранно.

Во всех рассказах присутствует один и тот же герой - дворянин Петр Петрович. Он очень любит охоту, много путешествует и рассказывает о случаях, которые с ним произошли. Встречаемся мы с Петром Петровичем и в «Бирюке», где описывается его знакомство с загадочным и мрачным лесником по прозвищу Бирюк, «которого все окрестные мужики боялись как огня». Встреча происходит в лесу во время грозы, и лесник приглашает барина к себе в дом укрыться от непогоды. Петр Петрович принимает приглашение и оказывается в старой избе «из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой». Он замечает мелочи невеселого существования семьи лесника. Его жена «с прохожим мещанином сбежала». И остался Фома Кузьмич один с двумя маленькими детьми. Старшая дочь Улита, сама еще ребенок, нянчит малыша, баюкая его в люльке. Бедность и семейное горе уже наложили отпечаток на девочку. У нее понурое «печальное личико», робкие движения. Описание избы производит гнетущее впечатление. Все здесь дышит печалью и убогостью: «изорванный тулуп висел на стене», «лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая», «в углу валялась груда тряпок», «горький запах остывшего дыма» витал повсюду и мешал дышать. Сердце в груди Петра Петровича «заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу». Когда дождь прошел, лесник услышал звук топора и решил поймать нарушителя. Барин пошел вместе с ним.

Вором оказался «мужик мокрый, в лохмотьях, с длинной растрепанной бородой», который, по-видимому, не от хорошей жизни пошел на воровство. У него «испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза, худые члены». Он умоляет Бирюка отпустить его с лошадью, оправдываясь, что «с голодухи… детки пищат». Трагичность голодной крестьянской жизни, тяжелого быта предстает перед нами в образе этого жалкого отчаявшегося человека, который восклицает: «Пришиби - один конец; что с голоду, что так - все едино».

Реализм изображения бытовых картин жизни крестьян в рассказе И. С. Тургенева впечатляет до глубины души. И вместе с этим перед нами встают социальные проблемы того времени: бедность крестьян, голод, холод, вынуждающие людей идти на воровство.

Другие сочинения по этому произведению

Анализ очерка И.С. Тургенева "Бирюк" Сочинение-миниатюра по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»

Рассказ «Бирюк», анализ которого мы проведем, начинается с описания грозы, которая застала охотника вечером в лесу. Уточняющие место и время действия детали создают тревожную атмосферу. Пока она только едва ощущается. Но мрачные краски («лиловая туча», «серые облака») и начавшееся в природе движение («гроза надвигалась», «деревья забушевали», «капли...застучали», «сверкнула молния») усиливают её.

Человек появляется «при блеске молнии». Его «фигура словно выросла из земли». И это не просто расхожее выражение - оно говорит о слитности данного человека с природой.

С появлением человека тревога не уходит. Более того, она ещё и подпитывается, но уже не природой, а самим человеком. Мы воспринимаем людей, события и природу глазами охотника-рассказчика, то есть отстраненно.

Образ Бирюка в рассказе

Охотник из произведения «Бирюк» Тургенева увидел и самого лесника, и его дом. Это «небольшая избушка», в которой «тускло светил огонёк». В «закоптелой» избе не было ни одного светлого пятна - «изорваный тулуп», «груда тряпок» и лучина, не способная рассеять мрак. Кажется, что здесь остались только следы прошлой жизни, а сама она куда-то ушла. Даже присутствие детей это ощущение не снимает.

Появление в избе хозяина на какое-то время просветляет атмосферу. Рассказчик увидел человека «высокого роста», у которого «могучие мышцы», «мужественное лицо», «смело глядели небольшие карие глаза». Вполне узнаваемый образ. Откуда он? В рассказе «Бирюк» Тургенева есть подсказка: «Редко мне случалось видеть такого молодца». «Молодец» — это былинно-сказочный богатырь. Но тогда почему же он здесь, в этой убогой избе с несчастными детьми? Явное несоответствие между внешним обликом героя и образом его жизни. Оно вызвало у рассказчика не только удивление, но и интерес: «Я... спросил его имя».

Сведения о леснике мы узнаём постепенно. Сначала о нем говорят люди. Об их мнении известно от самого лесника: «Меня зовут Фомой... а по прозвищу Бирюк». Рассказчик тоже кое-что слышал о Бирюке от людей. Его «боялись как огня», считали неподкупным и уже не один раз «сжить со свету собирались».

Справедлива ли эта характеристика Бирюка? Рассказчику предстоит проверить ее. И что же? Из скупого разговора он понял, что видит человека правильного, честно исполняющего свой долг. «Должность свою справляю», — говорит о себе Бирюк. А еще он одинок — жена «сбежала с прохожим мещанином», оставив на него детей. В характеристике героя его одинокость — очень существенный компонент. Одинокий — значит, лишённый поддержки родных и близких людей и, скорее всего, несчастный человек. Обычная история, но не совсем обычен сам Бирюк, что вскоре и подтвердится.

Бирюк и мужик

Поздно вечером в лесу объявился вор. Прямая обязанность лесника поймать его, что он и делает.

Мужик мокрый, «в лохмотьях», у него «испитое, морщинистое лицо... беспокойные глаза». Его портрет прямая - противоположность портрету Бирюка. Лесник вызывает восхищение, им хочется любоваться, а мужик - только жалость.

В образах Бирюка и мужика столкнулись не только физические сила и немощь, но и две противоположные жизненные позиции. Бирюк «исполняет долг», чтит закон, а мужик, воруя, закон нарушает. И это не всё — он ещё и оправдывает свои действия — «с голодухи», «разорены», «дети...» У него виноваты и приказчик, и Бирюк, который «зверь», «кровопийца». Только сам он ни в чём не виноват. А то, что пьёт, так — «не на твои ли деньги, душегубец...»

Положение Бирюка не лучше: он «тоже человек подневольный» у него тоже дети, а из еды «окромя хлеба...» ничего нет, даже чая он не пьёт, но и не ворует.

Итак, конфликт раскрыл внутреннюю сущность двух мужиков. Будучи социально равными, они в нравственном отношении абсолютные антиподы. Следовательно, не стоит и рассчитывать на объективность той оценки, что получил Бирюк от односельчан вора.

Развязывается ситуация неожиданно — Бирюк, вопреки собственным убеждениям и профессиональному долгу, отпускает вора, ещё раз подтверждая неоднозначность своей личности. Но исчерпан ли конфликт его решением отпустить вора? Конечно, нет. Этот мужик не единственный, кто нарушает закон. «Знаю я вас... вор на воре», — говорит Бирюк. Поэтому и его столкновения с ними неизбежны: «До тебя, погоди, доберёмся», — грозит вор.

Ненастье человеческих отношений

Весь рассказ идёт на фоне дождя. С него он начинается — даже с грозы, и им заканчивается. «Дождика-то вам, не переждать...», - говорит Бирюк охотнику и провожает в дорогу.

Дождь то усиливающийся, то затихающий, создает в рассказе настроение какой-то неизъяснимой печали, которая пронизывает всю историю Бирюка. Но слова «дождь», «гроза» употребляются в рассказе не только в буквальном, но ещё и в символическом смысле. Непрерывный дождь - это ненастье в людских отношениях. Из них надолго, если не навсегда, ушло солнце.

Рассказ называется по прозвищу главного героя. Оно точно указывает на его характер и место среди людей. Но оказывается, что места-то у Бирюка и нет. Он везде один. «Свои» мужики называют его «зверем» и обещают расправиться. У барина он «подневольный». Одиночество Бирюка подчёркивается деталями: его изба одна среди леса, да и в избе он один (без жены) с детьми. Драма Бирюка в том, что, будучи сильным и красивым, мужественным и честным, будучи правильным, он должен был бы жить хорошо, как того заслуживает, а он живёт плохо. И никакого просвета в его жизни не предвидится.

Основные особенности рассказа «Бирюк» :

  • жанр — рассказ;
  • повествование от лица рассказчика;
  • главный герой: крепостной лесник;
  • сюжет: один эпизод из жизни героя;
  • образ природы;
  • отражение жизни русского подневольного человека.

​ ​