Московская сретенская духовная семинария. Православная исландия - мир православия - исландия - европа - россия в красках

Исла́ндия (исл. Ísland [ˈislant] - «страна льдов» или «ледяная страна») - островное государство, расположенное в северной части Атлантического океана (к северо-западу от Великобритании). Территория государства состоит из острова Исландия площадью 103 тыс. км² и небольших островков около него.

Крупнейшие города

  • Рейкьявик
  • Коупавогюр
  • Хабнарфьордюр
  • Акюрейри

Православие в Исландии

Правосла́вие в Исла́ндии (исл. Rétttrúnaðarkirkjan á Íslandi ) - динамично развивающаяся на территории Исландии христианская деноминация. Представлена в стране двумя православными патриархатами: Московским и Сербским.

Численность православных на конец 2013г. составила более 900 человек, что составляет 0,28% от численности населения страны.

История

Исландия официально приняла христианство в 999 году, ещё до раскола 1054 года.

Первая православная служба в Исландии была совершена только в 1986 году. В Рейкьявике проходило одно из совещаний православно-лютеранского диалога; именно его участники (с православной стороны) отслужили вечерню.

Московский патриархат

В 1995 году митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) совершил в Рейкьявике первую Божественную литургию и Таинство Крещения.

В 2001 году по ходатайству представителя Русской Православной Церкви в Германии архиепископа Клинского Лонгина (Талыпина) решением Священного Синода Русской православной церкви был открыт Ставропигиальный Приход во имя святителя Николая Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) в Рейкьявике (Исландия). Настоятелем назначен сотрудник ОВЦС МП священник Тимофей Золотуский. Начиная с 2005 года в домовом храме стали совершаться регулярные богослужения. За это время численность прихожан выросла с 97 до более 600 человек.

При поддержке Посольства Российской Федерации и решению Городского совета Рейкьявика приходской общине был выделен участок под строительство культурно-духовного центра для русскоязычных граждан, центром которого должен стать первый в Исландии православный храм. 29 апреля 2011 года был подписан документ об аренде участка, а 12 мая архиепископ Егорьевский Марк (Головков) в присутсткии президента Исландии Олафура Рагнара Гримссона, вице-спикера Государственно Думы Л. К. Слиски и Чрезвычайного и Полномочного Посла России в Исландии А. В. Цыганова совершил чин закладки первого камня. В настоящее время идет работа над архитектурным проектом и поиск благотворителей для начала строительства центра.

В 2013 году, после принятия в России закона о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, православный приход подвергся серии актов вандализма.

Сербский патриархат

Действующая в Исландии православная община Сербской Православной Церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы проводит богослужения раз в 1 - 2 месяца с приезжающим из Норвегии священнослужителем.

2 августа 2013 года епископ Британский и Скандинавский Досифей (Мотика) рукоположил для общины первого диакона Небойшу Чолича, бывшего регента православного миссионерского хора «Манассия».

Румынский патриархат

В 2013 году для окормления румынской диаспоры в Рейкьявике был основан румынский приход.

Количество храмов 2 (1 домовая церковь и 1 строящийся) Кафедральный храм Свято-Никольский Сайт www.orthodox.is/

Правосла́вие в Исла́ндии (исл. Rétttrúnaðarkirkjan á Íslandi ) - динамично развивающаяся на территории Исландии христианская деноминация . Представлена в стране четырьмя православными патриархатами: Константинопольским , Московским , Сербским и Румынским .

Численность православных на конец 2013 г. составила более 900 человек, что составляет 0,28 % от численности населения страны.

История

Исландия официально приняла христианство в 999 году, ещё до раскола 1054 года .

Первая православная служба в Исландии была совершена только в 1986 году. В Рейкьявике проходило одно из совещаний православно-лютеранского диалога; именно его участники (с православной стороны) отслужили вечерню .

Московский патриархат

В 1995 году митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) совершил в Рейкьявике первую Божественную литургию и Таинство Крещения.

В 2001 году по ходатайству представителя Русской Православной Церкви в Германии архиепископа Клинского Лонгина (Талыпина) решением Священного Синода Русской православной церкви был открыт Ставропигиальный Приход во имя святителя Николая Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) в Рейкьявике (Исландия). Настоятелем назначен сотрудник ОВЦС МП священник Тимофей Золотуский. Начиная с 2005 года в домовом храме стали совершаться регулярные богослужения. За это время численность прихожан выросла с 97 до более 600 человек.

При поддержке Посольства Российской Федерации и решению Городского совета Рейкьявика приходской общине был выделен участок под строительство культурно-духовного центра для русскоязычных граждан, центром которого должен стать первый в Исландии православный храм. 29 апреля 2011 года был подписан документ об аренде участка, а 12 мая архиепископ Егорьевский Марк (Головков) в присутсткии президента Исландии Олафура Рагнара Гримссона , вице-спикера Государственно Думы Л. К. Слиски и Чрезвычайного и Полномочного Посла России в Исландии А. В. Цыганова совершил чин закладки первого камня. В настоящее время идет работа над архитектурным проектом и поиск благотворителей для начала строительства центра.

В 2013 году, после принятия в России закона о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних , православный приход подвергся серии актов вандализма .

В 2016 году группа российских дизайнеров - Даниил Макаров, Иван Земляков и Филипп Якубчук представили проект храма и приходского дома .

Сербский патриархат

Действующая в Исландии православная община Сербской православной церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы проводит богослужения раз в 1 - 2 месяца с приезжающим из Норвегии священнослужителем.

Константинопольский патриархат

В 2016 году, с целью учреждения в Исландии греческого прихода и попечения о греческой православной диаспоре, страну посетил митрополит Шведский и Скандинавский Клеопа (Стронгилис) .

Напишите отзыв о статье "Православие в Исландии"

Примечания

Ссылки

  • Сергей Мудров. Православие в Исландии. ,

Отрывок, характеризующий Православие в Исландии

Наполеон начал войну с Россией потому, что он не мог не приехать в Дрезден, не мог не отуманиться почестями, не мог не надеть польского мундира, не поддаться предприимчивому впечатлению июньского утра, не мог воздержаться от вспышки гнева в присутствии Куракина и потом Балашева.
Александр отказывался от всех переговоров потому, что он лично чувствовал себя оскорбленным. Барклай де Толли старался наилучшим образом управлять армией для того, чтобы исполнить свой долг и заслужить славу великого полководца. Ростов поскакал в атаку на французов потому, что он не мог удержаться от желания проскакаться по ровному полю. И так точно, вследствие своих личных свойств, привычек, условий и целей, действовали все те неперечислимые лица, участники этой войны. Они боялись, тщеславились, радовались, негодовали, рассуждали, полагая, что они знают то, что они делают, и что делают для себя, а все были непроизвольными орудиями истории и производили скрытую от них, но понятную для нас работу. Такова неизменная судьба всех практических деятелей, и тем не свободнее, чем выше они стоят в людской иерархии.
Теперь деятели 1812 го года давно сошли с своих мест, их личные интересы исчезли бесследно, и одни исторические результаты того времени перед нами.
Но допустим, что должны были люди Европы, под предводительством Наполеона, зайти в глубь России и там погибнуть, и вся противуречащая сама себе, бессмысленная, жестокая деятельность людей – участников этой войны, становится для нас понятною.
Провидение заставляло всех этих людей, стремясь к достижению своих личных целей, содействовать исполнению одного огромного результата, о котором ни один человек (ни Наполеон, ни Александр, ни еще менее кто либо из участников войны) не имел ни малейшего чаяния.
Теперь нам ясно, что было в 1812 м году причиной погибели французской армии. Никто не станет спорить, что причиной погибели французских войск Наполеона было, с одной стороны, вступление их в позднее время без приготовления к зимнему походу в глубь России, а с другой стороны, характер, который приняла война от сожжения русских городов и возбуждения ненависти к врагу в русском народе. Но тогда не только никто не предвидел того (что теперь кажется очевидным), что только этим путем могла погибнуть восьмисоттысячная, лучшая в мире и предводимая лучшим полководцем армия в столкновении с вдвое слабейшей, неопытной и предводимой неопытными полководцами – русской армией; не только никто не предвидел этого, но все усилия со стороны русских были постоянно устремляемы на то, чтобы помешать тому, что одно могло спасти Россию, и со стороны французов, несмотря на опытность и так называемый военный гений Наполеона, были устремлены все усилия к тому, чтобы растянуться в конце лета до Москвы, то есть сделать то самое, что должно было погубить их.
В исторических сочинениях о 1812 м годе авторы французы очень любят говорить о том, как Наполеон чувствовал опасность растяжения своей линии, как он искал сражения, как маршалы его советовали ему остановиться в Смоленске, и приводить другие подобные доводы, доказывающие, что тогда уже будто понята была опасность кампании; а авторы русские еще более любят говорить о том, как с начала кампании существовал план скифской войны заманивания Наполеона в глубь России, и приписывают этот план кто Пфулю, кто какому то французу, кто Толю, кто самому императору Александру, указывая на записки, проекты и письма, в которых действительно находятся намеки на этот образ действий. Но все эти намеки на предвидение того, что случилось, как со стороны французов так и со стороны русских выставляются теперь только потому, что событие оправдало их. Ежели бы событие не совершилось, то намеки эти были бы забыты, как забыты теперь тысячи и миллионы противоположных намеков и предположений, бывших в ходу тогда, но оказавшихся несправедливыми и потому забытых. Об исходе каждого совершающегося события всегда бывает так много предположений, что, чем бы оно ни кончилось, всегда найдутся люди, которые скажут: «Я тогда еще сказал, что это так будет», забывая совсем, что в числе бесчисленных предположений были делаемы и совершенно противоположные.
Предположения о сознании Наполеоном опасности растяжения линии и со стороны русских – о завлечении неприятеля в глубь России – принадлежат, очевидно, к этому разряду, и историки только с большой натяжкой могут приписывать такие соображения Наполеону и его маршалам и такие планы русским военачальникам. Все факты совершенно противоречат таким предположениям. Не только во все время войны со стороны русских не было желания заманить французов в глубь России, но все было делаемо для того, чтобы остановить их с первого вступления их в Россию, и не только Наполеон не боялся растяжения своей линии, но он радовался, как торжеству, каждому своему шагу вперед и очень лениво, не так, как в прежние свои кампании, искал сражения.
При самом начале кампании армии наши разрезаны, и единственная цель, к которой мы стремимся, состоит в том, чтобы соединить их, хотя для того, чтобы отступать и завлекать неприятеля в глубь страны, в соединении армий не представляется выгод. Император находится при армии для воодушевления ее в отстаивании каждого шага русской земли, а не для отступления. Устроивается громадный Дрисский лагерь по плану Пфуля и не предполагается отступать далее. Государь делает упреки главнокомандующим за каждый шаг отступления. Не только сожжение Москвы, но допущение неприятеля до Смоленска не может даже представиться воображению императора, и когда армии соединяются, то государь негодует за то, что Смоленск взят и сожжен и не дано пред стенами его генерального сражения.

Первые жители острова были язычниками. Но уже совсем скоро в Исландии произошли уникальные события, приведшие к тому, что все население острова приняло абсолютно чуждую для своего мировоззрения и образа жизни веру – православное христианство.
Средневековая карта Исландии

Сегодня Исландия признается страной с одним из самых высоких в мире уровней жизни. Казалось бы, откуда на острове у Северного полярного круга условия для комфорта? Однако именно скандинавские государства возглавляют рейтинги самых богатых и благополучных стран на планете. Это заставляет смотреть на Скандинавию с неким трепетом – ведь там практически нет преступности, высокие зарплаты, отсутствует коррупция, а власть реально работает для комфорта и благополучия граждан.

Самым дальним островом, о котором нам известно, является Туле, где вообще нет ночей в середине лета и нет дней в середине зимы

Однако не все так гладко. Скандинавские страны намного активнее остальных государств поддерживают современные «моральные» нормы, противоречащие православному мировосприятию, – к примеру, узаконивание и пропаганда однополых «семей» и «браков».

Интересно и то, что уже более тысячи лет Исландия является христианской страной, и подавляющее число исландцев и сегодня признает себя лютеранами.
Власти Исландии благосклонно относятся к развитию православия в своей стране – власти Рейкьявика поддерживают православный приход святителя Николая Чудотворца, насчитывающий сегодня более шестисот прихожан, а на чине закладки первого православного храма в Исландии присутствовал сам президент страны.
Первые ирландские православные монахи, заселившие остров

Заселение Исландии

Не многие знают, что Исландия – по сути, единственный в мире остров, изначально населенный только православными монахами. Но обо всем по порядку.
Первые поселенцы-викинги Исландия – крупный вулканический остров в северной части Атлантического океана, – стал обитаемым очень поздно: в Средние века, в отличие от других европейских стран, на территории которых к моменту заселения Исландии люди жили уже несколько тысячелетий. Таким образом, спецификой истории Исландии стало отсутствие развития доисторической цивилизации.

Считается, что первыми поселенцами стали немногочисленные ирландские монахи

Однако, исходя из древних источников, можно предположить, что открыта Исландия была гораздо раньше, чем произошло ее заселение: в древних римских и греческих текстах можно найти многочисленные упоминания о некоем острове Туле, находящемся к северу от Британии.
Птолемей Клавдий в своем труде «Руководство по географии» пишет: «Самым дальним островом, о котором нам известно, является Туле, где вообще нет ночей в середине лета, а именно когда Солнце проходит через созвездие Рака, и наоборот, вообще нет дней в середине зимы – оба эти периода, как полагают, длятся по шесть месяцев».

Из всех древних ирландских текстов больше всего связана с Исландией легенда о путешествиях святого Брендана

Нет никаких доказательств того, что таинственный Туле, о котором идет речь, и есть Исландия, однако именно под этим, самым древним своим названием, она была известна в Средние века. Интересно также и то, что не так давно в Исландии нашли римские монеты, датируемые III веком после Рождества Христова.Считается, что первыми поселенцами стали немногочисленные ирландские монахи, – из всех известных сегодня это самая распространенная версия. Ирландцы приняли христианство раньше многих других североевропейских народов, и скоро монахи из Ирландии стали искать уединенные места для пустынной жизни. Одним из них вполне могла оказаться и Исландия.
Из всех древних ирландских текстов больше всего связана с Исландией легенда о путешествиях святого Брендана. Однажды во время плавания святой Брендан со спутниками увидели к северу от себя высокую гору, вершина которой была окутана густым дымом. Когда они подплыли к горе, они едва могли рассмотреть ее, – как стена гора нависала над ними и вся пылала, как горячий уголь. Когда они попытались высадиться на берег, один из спутников святого погиб, как сказано, по воле злых духов, обитавших там.

Когда путешественники смогли отплыть от горы, то увидели, что дым над ней рассеялся, гора выплевывала огонь, и вся ее поверхность, от вершины и до самого моря, была подобна пытающей стене огня.

Ирландские монахи побывали в Исландии более чем за столетие до начала норвежской колонизации

В работе исследователя истории Исландии Йоуна Хьяльмарсона можно найти свидетельства о том, что ирландский монах Дикуил, преподававший в школе во Франции, оставил запись о неких ирландских священниках, проведших некоторое время в далекой земле, которую они называли Туле, – по их словам, совершенно необитаемой.
Так выглядели дома исландцев 1000 лет назад Из этих сообщений понятно, что ирландские монахи побывали в Исландии более чем за столетие до начала норвежской колонизации. Скорее всего, ирландцы жили в Исландии непостоянно, однако несомненно, что в момент появления первых скандинавских викингов они уже были на острове.

В «Книге об исландцах» Ари Мудрый описывает древнейшую историю Исландии и упоминает неких ирландцев, которых викинги называют «папар», то есть «отцы»

В «Книге об исландцах» Ари Мудрый описывает древнейшую историю Исландии и упоминает неких ирландцев, которых викинги называют «папар», то есть «отцы».Однако православное монашество продержалось на острове недолго – вскоре на острове появились первые норвежские поселенцы.

Проект строящегося православного храма в Рейкьявике После открытия Исландии люди прибывали на остров целыми семьями. Создавались общины. С собой переселенцы они привозили предметы домашнего быта, семена растений и домашний скот. Дошедшие до нас саги, – произведения литературы древних викингов, – рассказывают нам об их жизни, быте и занятиях, главными из которых были земледелие, скотоводство и рыбная ловля. Каждая община управлялась вождями, а все спорные вопросы, как и в дружинах викингов, решались собранием старейшин. На тот момент исландцы были язычниками. Но уже совсем скоро в Исландии произошли уникальные для мировой истории события, приведшие к тому, что все население далекого и холодного острова приняло абсолютно чуждую для их мировоззрения и образа жизни веру – православное христианство.

Исла́ндия (исл. Ísland [ˈislant] - «страна льдов» или «ледяная страна») - островное государство, расположенное в северной части Атлантического океана (к северо-западу от Великобритании). Территория государства состоит из острова Исландия площадью 103 тыс. км² и небольших островков около него.

Крупнейшие города

  • Рейкьявик
  • Коупавогюр
  • Хабнарфьордюр
  • Акюрейри

Православие в Исландии

Правосла́вие в Исла́ндии (исл. Rétttrúnaðarkirkjan á Íslandi ) - динамично развивающаяся на территории Исландии христианская деноминация. Представлена в стране двумя православными патриархатами: Московским и Сербским.

Численность православных на конец 2013г. составила более 900 человек, что составляет 0,28% от численности населения страны.

История

Исландия официально приняла христианство в 999 году, ещё до раскола 1054 года.

Первая православная служба в Исландии была совершена только в 1986 году. В Рейкьявике проходило одно из совещаний православно-лютеранского диалога; именно его участники (с православной стороны) отслужили вечерню.

Московский патриархат

В 1995 году митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) совершил в Рейкьявике первую Божественную литургию и Таинство Крещения.

В 2001 году по ходатайству представителя Русской Православной Церкви в Германии архиепископа Клинского Лонгина (Талыпина) решением Священного Синода Русской православной церкви был открыт Ставропигиальный Приход во имя святителя Николая Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) в Рейкьявике (Исландия). Настоятелем назначен сотрудник ОВЦС МП священник Тимофей Золотуский. Начиная с 2005 года в домовом храме стали совершаться регулярные богослужения. За это время численность прихожан выросла с 97 до более 600 человек.

При поддержке Посольства Российской Федерации и решению Городского совета Рейкьявика приходской общине был выделен участок под строительство культурно-духовного центра для русскоязычных граждан, центром которого должен стать первый в Исландии православный храм. 29 апреля 2011 года был подписан документ об аренде участка, а 12 мая архиепископ Егорьевский Марк (Головков) в присутсткии президента Исландии Олафура Рагнара Гримссона, вице-спикера Государственно Думы Л. К. Слиски и Чрезвычайного и Полномочного Посла России в Исландии А. В. Цыганова совершил чин закладки первого камня. В настоящее время идет работа над архитектурным проектом и поиск благотворителей для начала строительства центра.

В 2013 году, после принятия в России закона о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, православный приход подвергся серии актов вандализма.

Сербский патриархат

Действующая в Исландии православная община Сербской Православной Церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы проводит богослужения раз в 1 - 2 месяца с приезжающим из Норвегии священнослужителем.

2 августа 2013 года епископ Британский и Скандинавский Досифей (Мотика) рукоположил для общины первого диакона Небойшу Чолича, бывшего регента православного миссионерского хора «Манассия».

Румынский патриархат

В 2013 году для окормления румынской диаспоры в Рейкьявике был основан румынский приход.

Православная Исландия

Мало кому известен тот факт, что Исландия - единственная в мире страна, которая была необитаемой, пока ее не открыли православные монахи и не обосновались там. Ибо первыми обитателями Исландии были ирландские отшельники, впервые прибывшие туда где-то во второй половине восьмого века. Как это происходило?

Впервые Православие было принесено в Ирландию из монастырей южного Уэльса. Валлийское монастырское движение, в свою очередь, уходит корнями в Галлию, а туда было принесено из Египта и Палестины. Однако, у ирландского монастырского движения были свои особенности, поскольку в его основе лежало не только удаление от мира, но также и покаянное скитание.

Таким образом, ирландские монахи путешествовали по всем известным и неизвестным уголкам мира. Они жили на недоступных скалах у ирландского побережья и совершали длительные путешествия к одиноким островам Северной Атлантики, плывя на простых лодках, сделанных из кожи, натянутой на деревянный каркас, так называемых кураках или кораклах. Самый знаменитый пример - это, конечно, св. Брендан, прозванный «Путешественник». На примитивных, но пригодных для мореплавания суднах они совершали путешествия к Гебридским и к Оркнейским островам, затем плыли в Шетландским островам, к Фарерам, в Исландию, и, в конце концов, возможно, даже дальше, к Гренландии и Винландии (Северной Америке). Ареал их путешествий можно представить, обратив внимание на то, что на этих атлантических островах встречаются топонимы со словом «Пап», и что, в отдельных случаях, они оставили после себя следы проживания в пещерах и жилищах-кельях.

В Скандинавии отшельника такого типа называли «papi», по-ирландски «pap», «pupa», от греческого «papas», что значит «отец». От Гебридов на юге, до Исландии на севере, можно найти целый ряд топонимов, которые включают в себя это слово. Очень часто такие имена принадлежат маленьким островкам, недоступным местам, удаленным от постоянных маршрутов: Паббей на Внешних Гебридах, Папа Вестрей, один из самых отдаленных и одиноких Оркнейских островов, Папа Стур в Шетландии и Папей у Альтафьёрдра, на восточном побережье Исландии, остров с обрывистыми утесами, к которому сложно пристать. Этот последний как раз представляет собой типичный пример места, куда направлялись ирландские монахи. Другие имена в Исландии также носят свидетельства о наличии их изолированных жилищ, обычно в пещерах или расщелинах скал.

Упоминания об этих анахоретах встречаются в исландских хрониках Ислендингабок и Ланднамабок. В них говорится, что когда скандинавы впервые высадились в Исландии, они обнаружили христиан, «которых скандинавы называли «papar», но они ушли, потому что не хотели оставаться среди язычников». Далее говорится, что они «оставили после себя ирландские книги и колокольчики; из чего можно заключить, что это были ирландцы».

Но самое раннее упоминание о них относится приблизительно к 825 году, когда ирландский монах Дикуил, живший в то время во Франции, написал книгу «De mensura orbis terrae». В ней, упоминая об островах к северу от Шотландии и местоположении страны Туле, он сообщает о присутствия ирландских монахов в Исландии. За тридцать лет назад до того, в 795 году, когда Дикуил, вероятно, был еще в Ирландии, монахи поведали ему о своих путешествиях на дальний север. Отшельники рассказали об острове на севере Атлантики. Они сказали ему, что жили на острове, начиная с конца января до конца июля, и что летние ночи там - замечательно светлые; солнце заходит, но как будто лишь прячется за холм - остается так светло, что можно видеть и работать как при ясном дне. Можно предположить, продолжает Дикуил, что если на этом острове подняться на самую высокую гору, то можно будет увидеть, что солнце совсем не исчезает. Монахи также рассказывали, что вокруг этой страны - открытое море, но к северу от острова, на расстоянии дневного плавания, они встретили море замерзшее. Это самое раннее упоминание об Исландии, и оно подтверждает то, что сообщают нам позднейшие исландские письменные источники о поселившихся там ирландских пустынниках.

Встречаются также другие довольно ранние свидетельства присутствия христиан в Исландии. Ряд первых скандинавских колонистов прибыли туда из скандинавских областей Ирландии и Гебридских островов, и некоторые из них были наставлены в христианской вере, которую исповедовало кельтское население. Одним из них был Хельги Худой, прародитель всех наиболее выдающихся фамилий в Эйафьёрдре и окресностях, который назвал свою усадьбу Христианской - «Eyjafjordr Kristnes».

Еще один - человек по имени Орлигр Храппссон. Согласно рассказу в Ланднамабок, он был норвежецем, которого воспитал ирландский епископ на Гебридах. Когда он решил отправиться в Исландию, епископ дал ему освященную землю, железный колокольчик, молитвенник и другие вещи, и описал ему место, на котором ему следовало построить свое хозяйство и церковь, посвященную святому Колумбе. Орлигр сбился с пути и сначала пристал в Вестфирбире. Оттуда он поплыл на юг, и в Кьяларнесе, у горы Эсйа, он нашел место, которое искал. Там он построил себе дом и церковь, посвященную св. Колумбе в соответствии с данными ему указаниями. В тексте говорится, что Орлигр и его родня особенно почитали св. Колумбу, а в более поздней традиции добавлялось, что сокровища из его первой церкви, колокольчик и книга, все еще существовали в XIII столетии.

Еще один современник эпохи отшельников, Асольфр Альскик, кажется, пытался ввести в Исландии ирландское христианство. К сожалению, рассказ о нем в Ланднамабоке не вполне отчетлив. Судя по всему, это был тихий, миролюбивый человек, из тех, кто скорее уступит, чем будет бороться. В конце концов, он обосновался в Акранесе и закончил свои дни отшельником, окруженный заботой своего друга христианина.

Больше деталей касательно этих первых христиан в Исландии можно найти в литературных источниках. В заключении можно сказать, что эти отшельники, должно быть, пользовались влиянием в некоторых областях страны, особенно на юге страны и к северу от Рейкьявика. Однако, их веры было недостаточно, чтобы противостоять организованным языческим культам и связанному с ними общественному порядку. Только в 999 году под влиянием норвежского короля Олафа Триггвасона, в Исландии официально было принято христианство. Король Олаф, воспитанный в России, был крещен на островах Силли у побережья Корнуолла и конфирмирован в 994 или 995 г. в Андовере, в южной Англии, будущим святым Альфеге, настаивавшем, чтобы все его люди приняли христианство. И вот, в июне 999 г. «через сто тридцать лет после убийства Эдмунда», Алтинг - исландское всенародное собрание - рассмотрело и официально приняло требование скандинавского короля.

Так что, к славе Исландии, это - единственная в мире страна, первыми обитателями которой были православные монахи. Но трагедия Исландии состояла в том, что она официально пришла к православной вере только в начале второго тысячелетия, как раз тогда, когда вера в Западной Европе стала менять направление и иссякать. Однако, сегодня, в начале третьего тысячелетия, Русская Православная Церковь появилась на Рейкьявике. Еще предстоит увидеть, смогут ли исландцы приглядеться к Православию русских эмигрантов и найти в нем тот же дух, который приводил в восторг первых поселенцев Исландии первого тысячелетия - ирландских монахов. Дух св. Колумбана и св. Серафима - это, в действительности, один дух. Если исландцы все-таки придут к пониманию этого, тогда они найдут свои православные корни и, тем самым, найдут путь к духовному обновлению.