В каких странах есть православные церкви. Православие в Северной Америке

Православные страны составляют большой процент от общего количества государств на планете и территориально раскиданы по всему миру, но больше всего сконцентрированы они в Европе и на Востоке.

Не так много религий в современном мире, которые сумели сохранить свои правила и главные догмы, сторонников и верных служителей своей веры и церкви. Именно к таким вероисповеданиям относится православие.

Православие как ветвь христианства

Само слово «православие» толкуется как «правильное славление Бога» или "правильное служение".

Эта религия относится к одной из самых распространенных вероисповеданий мира - христианству, и возникла она после распада Римской империи и разделения церквей в 1054 году нашей эры.

Основы вероучения христианства

Эта религия основана на догмах, которые истолкованы в Священном писании и в Священном предании.

Первое включает в себя книгу Библию, состоящую из двух частей (Нового и Старого Заветов), и апокрифы, представляющие собой священные тексты, которые не вошли в Библию.

Второе состоит из семи и трудов отцов церкви, жившие во втором-четвертом столетиях нашей эры. К этим людям относятся Иоанн Златоуст, Афанасий Александровский, Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Дамаскин.

Отличительные черты православия

Во всех православных странах соблюдают главные догматы этой ветви христианства. К ним относятся следующие: триединство Бога (Отец, Сын и Святой Дух), спасение от страшного суда через исповедание веры, искупление грехов, боговоплощение, воскресение и вознесение Бога Сына - Иисуса Христа.

Все эти правила и догмы были утверждены в 325 и в 382 году на двух первых Вселенских соборах. провозгласила их вечными, непререкаемыми и сообщенными человечеству самим Господом Богом.

Православные страны мира

Религию православие исповедует примерно от 220 до 250 миллионов человек. Это количество верующих составляет десятую часть от всех христиан планеты. Православие распространено по всему миру, но наибольшее процентное содержание людей, которые исповедуют эту религию, в Греции, Молдавии и Румынии - 99,9%, 99,6% и 90,1% соответственно. Другие православные страны имеют немного меньший процент христиан, но он тоже высокий у Сербии, Болгарии, Грузии и Черногории.

Наибольшее количество людей, вероисповедание которых - православие, живут в странах Восточной Европы, Ближнего Востока, распространено большое количество религиозных диаспор по всему миру.

Список православных стран

Православной страной считается та, в которой признано православие как государственная религия.

Страной, в которой наибольшее количество православных, считается Российская Федерация. В процентном соотношении она, конечно же, уступает Греции, Молдавии и Румынии, но численностью верующих значительно превышает эти православные страны.

  • Греция - 99,9%.
  • Молдова - 99,9%.
  • Румыния - 90,1%.
  • Сербия - 87,6%.
  • Болгария - 85,7%.
  • Грузия - 78,1%.
  • Черногория - 75,6%.
  • Белоруссия - 74,6 %.
  • Россия - 72,5 %.
  • Македония - 64,7 %.
  • Кипр - 69,3 %.
  • Украина - 58,5 %.
  • Эфиопия - 51 %.
  • Албания - 45,2 %.
  • Эстония - 24,3 %.

Распространение православия по странам в зависимоти от количества верующих выглядит следующим образом: на первом месте Россия с количеством верующих 101 450 000 человек, Эфиопия имеет православных 36 060 000, Украина - 34 850 000, Румыния - 18 750 000, Греция - 10 030 000, Сербия - 6 730 000, Болгария - 6 220 000, Беларусь - 5 900 000, Египет - 3 860 000, и Грузия - 3 820 000 православных.

Народы, которые исповедуют православие

Рассмотрим распространение этого верования среди народов мира, а по статистике, больше всего православных среди восточных славян. К ним относятся такие народы, как русские, белорусы и украинцы. На втором месте по популярности православия как родной религии южные славяне. Это болгары, черногорцы, македонцы и сербы.

Молдаване, грузины, румыны, греки и абхазцы также в большей части православные.

Православие в Российской Федерации

Как обозначалось выше, страна Россия - православная, численность верующих самая огромная в мире и распространяется на всю ее большую территорию.

Православная Россия славится своей многонациональностью, в этой стране проживает большое количество народов с разным культурным и традиционным наследием. Но большинство этих людей объединяет их вера в Отца, Сына и Святого Духа.

К таким православным народам Российской Федерации относятся ненцы, якуты, чукчи, чуваши, осетины, удмурты, марийцы, ненцы, мордва, карелы, коряки, вепсы, народы республики Коми и Чувашии.

Православие в Северной Америке

Считается, что православие - вера, которая распространена на территории Восточной части Европы и небольшой части Азии, но и в Северной Америке эта религия также присутствует, благодаря огромным диаспорам из русских, украинцев, белорусов, молдаван, греков и прочих народов, переселенных из православных стран.

Большинство жителей Северной Америки - христиане, но они принадлежат к католической ветке этой религии.

В Канаде и США немного отличается.

Много канадцев считают себя христианами, но при этом крайне редко посещают церковь. Конечно, разница немного присутствует в зависимости от региона страны и городской или сельской местности. Известно, что городские жители менее религиозны, нежели деревенские люди. Религия Канады в основном христианская, большую часть верующих составляют католики, на втором месте другие христиане, значительную часть составляют мормоны.

Концентрация двух последних религиозных течений очень отличается от региона страны. К примеру, в приморских провинциях живет много лютеран, когда-то поселенных там британцами.

А в Манитобе и Саскачеване проживает много украинцев, которые исповедуют православие и являются приверженцами Украинской православной церкви.

В США менее ревностные христиане, но, по сравнению с европейскими, они чаще посещают церковь и совершают религиозные обряды.

Мормоны в основном сконцентрированы в Альберте, вследствие миграции американцев, которые являются представителями этого религиозного течения.

Основные таинства и обряды православия

Это христианское течение имеет в своей основе семь основных действий, каждое из которых что-то символизирует и укрепляет человеческую веру в Господа Бога.

Первое, которое совершают еще в младенчестве, - это крещение, осуществляется оно через погружение человека в воду три раза. Такое количество погружений делается в честь Отца, Сына и Святого Духа. Этот ритуал означает духовное рождение и принятие человеком православного вероисповедания.

Второе действие, которое совершается только после крещения, - это евхаристия или причащение. Осуществляется через поедание небольшого куска хлеба и глотка вина, символизирующих вкушение тела и крови Иисуса Христа.

Также православным доступна исповедь, или покаяние. Это таинство заключается в признании всех своих грехов перед Богом, которые человек говорит перед священником, а тот, в свою очередь, отпускает грехи от имени Бога.

Символом сохранения полученной чистоты души, которая была после крещения, является таинство миропомазания.

Ритуал, который совершается совместно двумя православными, - это венчание, действие, при котором от имени Иисуса Христа молодожены напутствуются на долгую семейную жизнь. Обряд проводит священник.

Соборование - таинство, во время которого больного человека смазывают елеем (деревянным маслом), считающимся священным. Это действие символизирует схождение на человека Божьей благодати.

Существует у православных еще одно таинство, которое доступно только священникам и епископам. Оно называется священство и состоит в передаче новому священнику от епископа особой благодати, срок действия которой пожизненный.

Православие (от "правильного славления Бога") - одно из крупнейших направлений христианства и мировой . После раскола христианской Церкви в 1054 году на две ветви - восточную (греческую) и западную (римскую или латинскую) - полностью унаследовало византийские религиозные традиции. Сформированное на востоке Римской империи в І тысячелетии нашей эры в XI веке оно обособилось от западно-христианской модели и организационно оформилось.

Вероисповедальная основа православной религии

Вероисповедальная основа православной религии включает в себя:
1. Священное писание - Библия (Ветхий Завет и Новый Завет), апокрифы (священные тексты, не вошедшие в Библию).
2. Священное предание - решения первых семи вселенских соборов (римо-католики признают и последующие) и труды отцов церкви II - VIII веков, таких как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст.

Главные догматы православия

Главные догматы православия:
- идея спасения через испове́дание веры,
- идея триединства бога (Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой),
- идея боговоплощения,
- идея искупления,
- идея воскресения и вознесения Иисуса Христа.
Все догматы были сформулированы в 12 параграфах и утверждены на первых двух Вселенских соборах 325 и 382 гг. Церковь объявила их абсолютно истинными, непререкаемыми, вечными, сообщенными человеку самим Богом.

Основа культа православия

В основе православного культа лежит семь главных обрядов-таинств:
- крещение. Символизирует принятие человека в лоно христианской церкви и означает духовное рождение. Осуществляется путем троекратного погружения человека в воду (в честь Бога-Отца и Сына и Святого Духа)
- причащение (евхаристия). Символизирует приобщение к Богу через обряд причащения - вкушения тела и крови Христовой, то есть хлеба и вина.
- покаяние (исповедь). Символизирует признание своих грехов перед Иисусом Христом, который устами священника отпускает их.
- миропомазание. Символизирует сохранение полученной при крещении душевной чистоты.
- брак. Совершается в храме при венчании, когда молодожены напутствуются на долгую и счастливую совместную жизнь от имени Иисуса Христа.
- елеосвящение (соборование). Символизирует схождение на больного благодати Божьей. Состоит в смазывании его тела деревянным маслом (елеем), которое считается священным.
- священство. Состоит в передаче епископом новому священнику особой благодати, которой тот будет обладать в течение всей жизни.

Главное богослужение в православии называется литургия (от греческого "богослужение"), на котором совершается таинство причащения (евхаристии). Богослужение в православии продолжительнее, чем в других христианских конфессий, поскольку включают в себя большое количество ритуалов. В большинстве православных Церквей служба ведется на национальном языке, в Русской Православной Церкви - на церковнославянском.

В православии придается большое значение праздникам и постам.

Наиболее почитаемый праздник - Пасха. 12 самых значительных праздников православия: Господне, Сретение, Благовещение, Преображение, Богородицы, Введение во храм Богородицы, Успение Богородицы, Троица (пятидесятница), Вход Господень в , Вознесение Господне, Воздвижение креста Господня и Рождество Христово.

Постов (многодневных) в русском православии насчитывается четыре: перед Пасхой, перед днем Петра и Павла, перед Успением Богородицы и перед Рождеством Христовым.

Церковная иерархия в правосславии

Церковная иерархия ведет свое начало от христианских апостолов, обеспечивая преемственность через чреду рукоположений. Рукополагают только мужчин. Священство имеет 3 степени: епископ, пресвитер и диакон. Существует и институт монашества - так называемое черное духовенство. Единого центра у мирового православия не существует. Сейчас действует 15 автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская, Чешских земель и Словакии, Американская и Канадская.

Православие в мире

Православие исповедуют примерно 220-250 миллионов человек, что составляет одну десятую часть от всего христианского населения планеты. Православные верующие составляют большинство либо значительную часть в таких странах, как:
- - 99,9 % - 11291,68 тыс. чел.
- - 99,6 %- 3545,4 тыс. чел.
- Румыния - 90,1 % - 19335,568 тыс. чел.
- Сербия - 87,6 % - 6371,584тыс. чел.
- - 85,7 % - 6310,805 тыс. чел.
- - 78,1 % - 3248 тыс. чел.
- - 75,6 % - 508,348 тыс. чел.
- Белоруссия - 74,6 % - 7063 тыс. чел.
- - 72,5 % - 103563,304 тыс. чел.
- Македония - 64,7 % - 1340 тыс. чел.
- - 69,3 % - 550 тыс. чел.
- - 58,5 % - 26726,663 тыс. чел.
- Эфиопия - 51 % - 44 000 тыс. чел.
- Албания - 45,2 % - 1440 тыс. чел.
- - 24,3 % - 320 тыс. чел.

Народы исповедующие православие

Среди народов, исповедующих православие, преобладают:
- Восточные славяне (русские, украинцы).
- Южные славяне (болгары, македонцы, сербы, черногорцы).
- Греки, румыны, молдаване, абхазцы.

Многие народы, проживающие в Российской Федерации: , ненцы, коми, удмурты, мордва, марийцы, карелы, вепсы, чуваши, якуты, коряки, чукчи.

Взаимоотношения православных Церквей и государства

Взаимоотношения православных Церквей и государства повсюду складываются по-разному. За свою долгую историю православная церковь существовала в разных странах при разных политических режимах. Она была господствующей как в Византийской или Российской империях, подвергалась гонениям, как в времен Речи Посполитой, на Балканах во времена турецкого господства. Сегодня православие является государственной религией только в (согласно Статье 3 Раздела II Конституции Греции). Каноны запрещают лицам священного сана "вдаватися в народныя управления", то есть занимать государственные посты. Православные священники могут давать советы политикам, но сами в структурах светской состоять не должны.

Отношение православных церквей к другим религиям

Отношение православных церквей к другим религиям также строилось достаточно непросто. Предстоятели Православных Церквей, собравшиеся ради торжественного совместного служения в Вифлееме 7 января 2000 года, распространили следующее заявление: "Мы обращены к другим великим религиям, в особенности к монотеистическим религиям - иудаизму и исламу, с готовностью создавать благоприятные условия для диалога с ними ради достижения мирного сосуществования всех народов... Православная Церковь отвергает религиозную нетерпимость и осуждает религиозный фанатизм, откуда бы он ни происходил".

Однако значительные сложности существуют в отношениях конкретных религиозных организаций. Так, например, до сих пор сохраняется некоторое напряжение в отношениях РПЦ Московского патриархата и Ватиканом. Также поместные православные Церкви не признают так называемые автокефальные Церкви, не признанные поместными церквами мирового православия. Речь идет, например, о таких организациях, как: Украинская православная церковь (Киевский патриархат); Украинская автокефальная православная церковь; Черногорская православная церковь; Белорусская автокефальная православная церковь; Македонская православная церковь.

Отношение православия к бизнесу

Отношение православия к бизнесу выражается довольно условно. Позиция Церкви к экономике вообще и к предпринимательству в частности выражена не так ясно, как, например, в исламе либо в протестантизме. Цель жизни православного человека это, прежде всего, спасение души, а не производство и продажа материальных ценностей. Но, в целом, православие не имеет ничего против обогащения, если:
1. Бизнес носит производственный характер и воспринимается самим предпринимателем как творческий процесс;
2. Бизнес сопровождается трудом, как созидательным и воспитательным процессом;
3.Бизнесмен щедро жертвует на благотворительность.

Само по себе богатство в православии не имеет благословления, оно возможно только в случае праведного использования.

Отношение православия к медицине и

Отношение православия к медицине и науке типично для большинства традиционных ортодоксальных церковных организация, то есть очень осторожное. Ранее преобладали откровенно мракобесные взгляды, основанные на тезисе, что "все - следствие греха, и излечиться возможно, лишь отчистившись". Со временем отношение православных к медицине менялось и в результате эволюционировало до признания врачебного подвига. Некоторые новаторские сферы, например клонирование или генная инженерия, воспринимаются православными резко негативно. Еще совсем недавно (в 30-40-е годы ХХ в.) РПЦ активно не одобряла исследования в области атомной энергетики и даже строительство метро.

Каково положение Православной Церкви в Западной Европе? Какие трудности она испытывает? И как принимают ее жители тех стран, где государственными религиями являются католичество и протестантизм, а большая часть населения вообще неверующие? Доктор философии Салфордского университета, а ныне преподаватель Барановичского государственного университета (Белоруссия) Сергей Александрович Мудров несколько лет жил и учился в Европе. В книге «Православие в Европе - свидетельства наших дней» он собрал интервью с православными священниками, которые были сделаны в этот период.

Сергей Александрович, думаю, вы своей книгой хотели помочь читателю составить представление о положении Православной Церкви в Западной Европе. Но ведь впечатление складывается не самое радужное: православие в Европе - Церковь меньшинства и мигрантов…

Не могу с вами согласиться. На мой взгляд, не все так однозначно плохо. Конечно, в странах, где господствуют протестантские и католические конфессии, православные верующие находятся в меньшинстве. Так сложилось исторически, что, скажем, в Португалии, Франции, Бельгии или Дании большинство местного населения не принадлежит Православной Церкви. И если смотреть поверхностно, то впечатление может действительно показаться не самым позитивным.

Но в исторической перспективе все видится несколько иначе. Да, православных в Европе пока еще не так много, но их значительно больше, чем, скажем, 20 лет назад. Большинство православных — иммигранты, но и местное население проявляет интерес, причем случаев обращения в истинную веру с каждым годом становится все больше.

Представители румынской епархии в Италии рассказывали мне, что еще в 2004 году в стране было всего 30 румынских приходов, а сейчас - более 200! Причем ежегодно в православие обращается более 100 итальянцев! Достаточно сильные общины, состоящие из местного населения, сформировались в Великобритании, Франции и Германии. Даже в далекой Исландии есть люди, которые смогли узнать о православии и обратились в истинную веру.

В то же время в таких странах, как Испания и Португалия, православные общины состоят практически из одних только иммигрантов. И это вполне объяснимо. Как рассказывал мне один священник из Сарагосы, испанцу, чтобы отказаться от католицизма и перейти в православие, нужно, по сути, перестать быть испанцем.

Кстати, нередко в тех странах, где православие не является государственной религией, люди собираются в храмах не столько для молитвы, сколько чтобы пообщаться с людьми своей национальности. Протопресвитер Александр Шмеман, который жил в Америке, не раз отмечал, что среди иммигрантов православие порой подменяется «национальными идеями».

- Да, такая проблема существует. Порой на Западе люди приходят в православный храм не столько ради молитвы, сколько ради общения с соотечественниками. Но я не считаю, что эту проблему стоит преувеличивать. На Западе немало различных общественных организаций и клубов по интересам: русские, украинские... Те, кто жаждет общения со своими, идут, как правило, туда. И реже - в церковь.

Тревожно другое: порой верующие пытаются «приватизировать» православие и с недоверием относятся к людям других национальностей, которые стремятся принять истинную веру. Помнится, в одном православном монастыре во Франции два монаха (англичанин и голландец) с большой настороженностью спрашивали меня, согласен ли я с идеей, что православие - это вера только для русских и для других «традиционных» православных (греков, румын и так далее). Как же они обрадовались, когда я сказал им, что, по моему мнению, православная вера для всех и не может быть ограничена рамками каких-то наций или стран.

На Западе некоторые батюшки по-разному, порой весьма странно, пытаются налаживать контакт с местными жителями. Так, настоятель одного из храмов в Голландии высказал мнение, что Церковь должна быть живой и «нужно сформировать комиссию о роли женщин в Церкви». Как Вам кажется, Сергей Александрович, подобный подход - это «вынужденная» миссионерская мера или следствие отхода от истины?

Думаю, все зависит от конкретной ситуации. Батюшка, о котором Вы говорите, показался мне очень хорошим священником, искренне радеющем о православии. Наверное, его снисходительный подход обусловлен средой, в которой ему приходится служить. Но он не выходит за рамки православной традиции. Этот священник хорошо понимает, что только церковная власть, Собор, может принять решение по вопросам, которые ему кажутся важными…

Гораздо хуже, если такого рода либерализм ведет к попранию заповедей, как, например, в голландском Девентере. Там, по словам священника Георгия (Тиммера), на православном приходе причащают лиц, которые официально состоят в однополом «браке». Конечно, по голландским законам такие «браки» ничем не отличаются от нормального супружества, но все же не стоит забывать, что для Церкви важнее голос Бога и Священного Писания, нежели установления, принимаемые земной властью.

Мой следующий вопрос может Вам показаться слишком абстрактным… И все же, давайте предположим на секунду, что Вы оказываетесь настоятелем прихода. Допустим, в Маастрихте с его населением в 120 тысяч человек. Как бы вы начали общаться с местными жителями, чтобы привлечь их в православный храм?

Маастрихт - замечательный город. До сих пор с теплотой вспоминаю время своей учебы в магистратуре тамошнего университета. Если бы мне вдруг пришлось стать настоятелем прихода в Маастрихте, моя миссионерская работа велась бы, пожалуй, в двух направлениях. Во-первых, я попытался бы «достучаться» до тех, кто приехал в Голландию из православных стран: русских, украинцев, белорусов… Там таких немало, и многие из них не были воцерковлены на родине.

Вот до коренных голландцев «достучаться», думаю, было бы сложнее, в силу их общей религиозной индифферентности. Наверное, я попытался бы провести несколько «презентационных» мероприятий о Православной Церкви, скажем, в университетской библиотеке. Поскольку дух экуменизма мне чужд, я мог бы попробовать провести диспут с католиками и протестантами, чтобы подчеркнуть, что различий между нашими конфессиями много и они принципиальны.

Во-вторых, я попробовал бы организовать крестные ходы и молебны в городе, причем на голландском. Я стремился бы к тому, чтобы активно использовать в богослужении голландский язык. Немногие местные жители захотят посещать службу, где молитвы читают на абсолютно незнакомом языке.

Сергей Александрович, Вам, наверное, часто приходилось бывать на богослужениях в самых разных странах. Мы обычно говорим, что у каждой страны и у каждой Церкви есть свои национальные особенности. К примеру, в Болгарии принято сидеть, а ход греческих богослужений несколько отличается от наших. Какие самые яркие особенности или традиции увидели Вы в приходской жизни?

У меня сложилось впечатление, что в целом на Западе приходская жизнь более активна, чем, скажем, в Беларуси, в стране, где я живу сейчас (сравнить с Россией, к сожалению, не могу). Я хочу подчеркнуть, что европейские приходы неплохо организованы: они проводят совместные мероприятия, совершают паломнические поездки. Люди хорошо друг друга знают и активно общаются… Как ни парадоксально, но в тех странах Европы, где я жил длительное время, я лучше знал прихожан церкви, которую посещал, чем прихожан церкви в Барановичах (в Беларуси), куда я хожу уже много лет.

Конечно, в Европе организовать общение легче, потому что приходы, как правило, не столь многочисленные…

Что же касается особенности богослужений, то на Западе, в первую очередь, заметно многоязычие. Служат, как правило, на церковнославянском и на языке той страны, где находится приход (английском, французском и т.п.). Иногда (хотя и редко) часть службы идет на русском языке.

Еще одна особенность, которую нельзя не отметить, - упоминание местных монархов на ектении во время Литургии. У меня такая практика вызывает некоторые вопросы. Например, Британская королева не только далека от православия, но и формально является главой Англиканской Церкви. И когда на Литургии слышишь слова молитвы священника или диакона о «королеве Елизавете», испытываешь противоречивые чувства. Мне кажется, что в странах, где монархи не принадлежат к Православной Церкви, все же лучше было бы за богослужением молиться «о властех и воинстве».

Вам приходилось беседовать со священниками из России и с Украины. Как Вам кажется, жизнь на Западе оказала на них влияние?

У каждого священника на Западе своя судьба. Некоторые служат как дипломаты: несколько лет в одной стране, потом в другой... Так, я недавно узнал, что игумена Арсения (Соколова) - очень искреннего и молитвенного настоятеля церкви в Лиссабоне - перевели из Португалии в Ливан. Конечно, при регулярных переводах из страны в страну сложно перенять местный способ мышления. С другой стороны, есть священники, которые эмигрировали по своей инициативе (порой они даже не были священниками во время переселения и рукополагались уже в стране эмиграции). Наверное, такие священники лучше интегрированы в местную среду, но я не думаю, что по образу мышления и системе ценностей они полностью становятся «местными».

Когда говоришь о православии и Западе, понимаешь, что это прежде всего две почти противоположные системы ценностей. Может ли сегодня православный миссионер быть услышанным и понятым на Западе?

Тут нужно учитывать, что западные страны очень неоднородны, в том числе и в плане ценностных ориентиров. Есть государства, в которых легализованы однополые «браки», эвтаназия и так далее. В других европейских странах общество консервативно, а законы ориентированы на христианскую мораль. Например, в Ирландии, Польше и на Мальте запрещены аборты. Согласитесь, в этом плане Мальта или Польша более христианские, чем Россия или Беларусь. Поэтому в консервативных европейских странах православие вполне может быть услышанным и понятым.

Но не стоит забывать, что далеко не все граждане разделяют либеральные воззрения своих элит и приветствуют антихристианское законодательство. Такие люди придут в православие именно потому, что наша Церковь не уступает духу этого мира и не пытается реформировать свою социальную концепцию, чтобы «соответствовать» очередному ультралиберальному закону, принятому парламентом Голландии или Швеции.

Я имел в виду несколько иное. Вот свежий пример: мне недавно пришлось говорить с одной семьей, которая живет в Великобритании. Сами они не православные и ходят в пресвитерианскую Церковь. И православия не принимают по разным причинам. Одна из них заключается в том, что православие, как сказала мне женщина из этой семьи, - это религия, которая заставляет пренебречь земным. А в условиях, в которых сейчас находится Англия, это шаг к тому, чтобы стать отщепенцем, отделиться от «системы».

На мой взгляд, эти слова можно смело отнести к любому современному обществу: британскому, российскому или белорусскому. Мы все живем в обществе потребления, в условиях, когда нередки насмешки над целомудрием и нестяжанием. Быть православным христианином везде непросто, не только в Англии. Как человек, проживший в Британии в общей сложности более четырех лет, скажу больше: система ценностей, которая веками существовала на «туманном Альбионе», разрушена. Многие люди стали равнодушны ко всему, иные находятся в поиске.

Впрочем, есть и ободряющие примеры. Скажем, я знаком с человеком, который практически всю свою сознательную жизнь был членом Англиканской Церкви. В 57 лет он перешел в Православие. Меня удивила та ревность (в хорошем смысле этого слова), с которой он стал стремиться к соблюдению устава Православной Церкви, в том числе и в плане соблюдения постов. Представьте себе: человек никогда в своей жизни не постился, но, став православным, не начал искать себе причин для послабления поста, а отказался, как и положено, от мясных, молочных и рыбных продуктов. Даже в командировках он старался соблюдать пост. Значит, есть англичане, которые готовы «пренебречь земным», чтобы стать не номинальными, а настоящими православными. Конечно, соблюдение постов - это лишь одна сторона нашей веры, но, как показывает практика, почему-то именно она вызывает среди верующих немало сложностей.

В своей книге Вы упоминали о чаепитиях, которые приняты после богослужений в православных приходах. О чем говорят за чаем?

О разном… Все зависит от прихода. Порой во время чаепития священник беседует на духовные темы. Но обычная практика - частные беседы прихожан. Люди пьют чай, едят, обмениваются новостями, знакомятся друг с другом. Беседы за чаем - хорошая возможность узнать своих братьев и сестер, особенно новичков. Для новопришедших, в свою очередь, это отличная возможность не остаться без попечения и внимания.

- Ощущают ли себя миссионерами настоятели храмов, с которыми вы беседовали?

Полагаю, не все настоятели православных приходов на Западе ощущают себя миссионерами. Для кого-то важнее забота о духовных нуждах эмигрантов. Или миссия в более узком смысле этого слова - среди соотечественников. Не думаю, что это правильный подход. Например, те же католики (униаты) не гнушаются активной миссии на Украине, традиционно православной стране. В условиях упадка католичества и протестантизма необходимость активной православной миссии в Европе очевидна. Католики и протестанты должны увидеть здравую альтернативу обмирщению религий, причем не в магических учениях Востока, а в Святой Православной Церкви. Но для этого православным на Западе нужно не смущаться говорить о глубоких различиях между православными и инославными и не допускать таких противоестественных вещей, как совместные «экуменические» богослужения и молитвы.

Много ли Вам приходилось видеть литературы в западноевропейских приходах? Что это за книги? На каких они языках?

Литературы немало. На русском и на языках тех стран, в которых находятся православные приходы. Речь идет о переводах трудов Отцов Церкви и более современных богословов. Наконец, на национальных языках пишут западные богословы нашего времени. Скажем, одна из известных книг о православии - «Православная Церковь» - написана митрополитом Каллистом (Уэр) на английском языке. Ведь владыка Каллист - англичанин, живет в Оксфорде.

- Вы планируете новые книги на тему Церкви в Западной Европе?

Да, такие планы есть. У меня уже собран материал о православии в Великобритании, Исландии, Эстонии, Литве и Италии. Есть новая информация о Франции и Бельгии. Если я найду издательство, которое согласится профинансировать мою новую книгу, то она, возможно, будет опубликована уже в начале следующего года.

Интерес россиян к тому, как живут православные страны мира, обоснован тем, что с этими странами нас связывает , и, следовательно, мировоззрение и культура. Однако, если спросить у среднестатистического российского гражданина, какие православные страны он знает, то в большинстве случаев будут названы Украина, Беларусь, Грузия, Греция и Сербия. А между тем, православных стран достаточно много, и иногда, глядя на карту, мы даже не догадываемся, что в Эфиопии или Египте, например, численность православных христиан очень велика. И все-таки, в связи с историческими и территориальными причинами, православие наиболее распространено в странах Восточной Европы. Во время соцопросов православными называют себя 80% россиян, такой же процент белорусов, 76% украинцев. Что касается южнославянских государств, то большая их часть в разные исторические периоды находилась поочередно под влиянием Византии и Османской империи, в связи с чем ведущими религиями в них являются православие и ислам. К таким странам можно отнести Турцию, Болгарию, Македонию, Сербию, Черногорию, Боснию и Герцеговину. Во всех этих странах количество православного населения колеблется в районе 50%.

Страны мира с православными общинами

Помимо православных стран, в мире существуют также государства, которые не исповедуют православие как основную религию, но в которых по объективным причинам сложились достаточно крупные и сплочённые православные общины. В основном это страны Западной Европы, которые были в составе Российской империи, а также те государства, которые ощутили на себе самый большой приток эмигрантов, бежавших от коммунистического режима в ХХ столетии. К первым можно отнести Финляндию, Польшу, Литву, Латвию, Эстонию, ко вторым – Канаду, США, Германию, Японию, Китай, Францию, Бразилию, Австралию, страны Южной Америки. Несмотря на то, что в этих странах православные общины составляют меньше 5% процентов от общего количества населения, они поражают своей организованностью, активностью, чувством единения. Деятельность общин не заканчивается соборной молитвой: здесь помогают найти работу новым эмигрантам, оказывают финансовую и психологическую помощь тем, кто решил начать новую жизнь в чужой стране, поддерживают активную связь с православными общинами России, Украины и Беларуси. Практически во всех этих странах мира православные церкви находятся в юрисдикции Московского патриархата.

Уровень жизни православных стран мира

Каждый, кто исследовал статистику православных стран мира, не мог не отметить для себя интересную тенденцию: в экономическом плане именно православные страны являются наиболее бедными. Для того, чтобы подтвердить этот факт, достаточно привести список государств, входящих в двадцатку по уровню ВВП: в них присутствуют Норвегия, Швейцария, США, Нидерланды, Австралия, Германия, Швеция и Канада – преимущественно протестантские страны.

Ни одной православной страны в двадцатке государств с развитой экономикой нет. С чем же связан такой экономический успех именно протестантских стран? Некоторые исследователи этого феномена считают, что одной из доктрин протестантизма является отношение к богатству, как к Божьему дару, и, исходя из этого, возведение труда в культ. В православной религии, наоборот,

ПРАВОСЛАВИЕ, одно из основных направлений христианства. Хотя православными, или ортодоксальными (от греч. ortodoxia - православие), называли себя в 1-м тысячелетии обе ветви христианства - восточная и западная, принявшие постановления Халкидонского собора, после происшедшего в 1054 раскола название «православная» закрепилось за Восточной церковью.

Считается, что православие возникло в 33 среди греков, живших в Иерусалиме. Основателем его был сам Иисус Христос. Из всех христианских направлений православие в наибольшей степени сохранило черты и традиции раннего христианства.

Главные положения православного вероучения содержатся в Никео-Константинопольском (Никео-Цареградском) символе веры, принятом на I и II Вселенских соборах, проходивших соответственно в 325 в Никее и в 381 в Константинополе (Царьграде). Два других христианских символа веры - Апостольский и Афанасьевский православием не отвергаются, однако считается, что они покрываются Никео-Цареградским символом. Этот символ состоит из 12 членов и особенно подробно отражает те вопросы, из-за которых возникали споры и образовывались ереси. Принятая на I и II Вселенских соборах формула у православных не изменялась и сохранилась в первоначальном виде. Она такова: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день, по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаювоскресения мертвых. И жизни будущаго века. Аминь».

Таким образом, православные верят в единого Бога, выступающего в трёх лицах - Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа - Божественную Троицу. Первый член символа веры посвящён Богу Отцу, который сотворил весь существующий мир. Со второго по седьмой члены символа веры посвящены Сыну Божьему - Иисусу Христу. По православному учению, Иисус Христос имеет двойную природу: божественную и человеческую. Он рождён (а не сотворён) Богом Отцом до сотворения мира. В своей земной жизни Иисус Христос был рождён в результате непорочного зачатия Девы Марии от Святого Духа. Православные верят в искупительную жертву Иисуса Христа. Ради спасения людей Он пришёл на Землю и принял мученическую смерть на кресте. Они верят также в воскресение Иисуса Христа и вознесение Его на небо. Они ждут второго пришествия Иисуса Христа (когда же оно будет, известно только Богу) и установления на Земле Царства Божьего. Восьмой член символа веры посвящён Святому Духу, который, согласно православному вероучению, исходит только от Бога Отца. В девятом члене символа веры говорится о Церкви, которая является единой, святой, соборной и апостольской. Она едина, потому что Бог един и потому что единый глава Церкви - Иисус Христос. Святость церкви исходит от Бога. Церковь считается соборной (или кафолической), поскольку она полная, законченная, не нуждающаяся в дополнениях. Церковь называется апостольской, так как она основана на Иисусе Христе и Святом Духе, посланных Богом Отцом, а также на апостолах, посланных Иисусом Христом распространять его веру. Приобщение к Церкви происходит через крещение - этому посвящён десятый член символа веры. Православные считают, что в этом члене подразумеваются также 6 других таинств. В одиннадцатом и двенадцатом членах символа веры говорится о вере в воскресение из мёртвых и в вечную жизнь.

На II Вселенском соборе было решено впредь не вносить в символ веры никаких изменений и дополнений, чтобы не исказить веру.

Православные верят в посмертное воздаяние - рай и ад.

Религиозным символом у православных является крест, причём признаётся и четырёх-, и шести-, и восьмиконечный крест.

В православии признаётся семь таинств (священнодействий, в которых под видимым знаком даётся невидимая Божественная благодать). Это крещение, миропомазание, причащение (евхаристия), исповедь (покаяние), брак, священство, елеосвящение (соборование). Особо выделяются так называемые евангельские таинства - крещение и причащение - как таинства, непосредственно установленные Иисусом Христом. Крещение рассматривается как духовное рождение, во время которого умирает природный человек с его первородным грехом и рождается новый. В православной церкви крещение обычно совершается путём троекратного погружения крещаемого в воду. Причащение - это приобщение Тела и Крови Христовых, в которые, как считается, во время таинства пресуществляются подаваемые для причащения хлеб и вино. Евхаристия имеет значение бескровной жертвы. Сразу же после крещения в православной церкви совершается таинство миропомазания. Оно означает всеобщее рукоположение в звание мирян, во время которого человек призван получить дар Святого Духа. Таинство исповеди (покаяния) имеет целью примирить человека с Богом. Если при крещении человек освобождается от первородного греха, то на исповеди человеку отпускаются личные грехи. Таинство елеосвящения имеет двоякую направленность: в результате его, считают православные, человек освобождается от частных нераскаянных грехов и ему даётся оздоровление и исцеление от болезни либо даются силы для христианской смерти. Таинства брака и священства совершаются не над всеми членами церкви. Таинство брака освящает супружеский союз мужчины и женщины. Считается, что христианский брак заключается силою Святого Духа и не прекращается со смертью, а продолжается в Царстве Божьем. Священство - это таинство передачи через епископское рукоположение даров Святого Духа священнослужителям: епископам, священникам и диаконам.

Наряду с 7 отмеченными таинствами в церкви совершаются и другие действия, сообщающие благодать, хотя и не считающиеся таинствами. Это освящение икон и крестов, освящение святой воды, хлебов, другой пищи и т. д., погребение, пострижение в монашество (два последних действия в раннем христианстве считались таинствами).

Православные признают как Священное Писание, так и Священное Предание. Священное Писание (Библия) состоит из Ветхого и Нового Заветов. Православная церковь считает подлинными не только канонические книги Ветхого Завета, но и книги, не вошедшие в канон, рассматривая их как добавление к Священному Писанию, как книги, хотя и не богодухновенные, но добрые, назидательные и священные. В Новый Завет входят четыре Евангелия, а также книги «Деяния святых Апостолов»,21 послание Апостолов и книга «Откровение Иоанна Богослова» (Апокалипсис). Священное Предание в широком смысле слова - это живая память Церкви, это сохранение Церковью своего учения разными способами. В этом смысле и Библия (Cвященное Писание) может рассматриваться как часть Священного Предания. В более же узком смысле Священное Предание понимается как постановления признаваемых церковью соборов и учения отцов Церкви II-VIII вв. Православная церковь признаёт лишь 7 первых Вселенских соборов, состоявшихся до отделения западной ветви: I Никейский (325), I Константинопольский (381), Эфесский (431), Халкидонский (451), II Константинопольский (553), III Константинопольский (680), II Никейский (787).

По православному вероучению, для спасения человеку необходима помощь духовенства. Начало православному духовенству было положено апостолами, которые через рукоположение передали верующим дары Святого Духа и таким образом создали церковную иерархию. Подчёркивается, что сила этой иерархии заключается в её непрерывной апостольской преемственности. В настоящее время у православного духовенства существует трёхстепенная иерархия: диаконы, иереи (священники) и архиереи (епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи), причём в харизматическом отношении все архиереи равны. Священный сан могут иметь только мужчины. У православных практикуется монашество (существуют мужские и женские монастыри). В зависимости от пострижения или непострижения в монашество православное духовенство делится на чёрное (монашествующее) и белое. Для белого духовенства доступны лишь две первые иерархические степени. В архиереи рукополагаются только монашествующие священники. Белые священники до принятия сана имеют право жениться, чёрное же духовенство даёт обет безбрачия. Большинство православных таинств могут совершать как архиереи, так и иереи. Таинство священства совершают только архиереи, причём по сложившейся традиции при поставлении епископов рукополагающих архиереев должно бытьне менее двух (хотя в истории православия были исключения из этого правила). Таинство крещения в исключительных случаях может совершить и мирянин (мужчина или женщина, исповедующие христианство).

В православии распространено почитание Богородицы, ангелов и святых, а также поклонение святым мощам и священным реликвиям, принято общение с Богом и святыми перед иконами.

У православных сложный, детально разработанный и чрезвычайно торжественный культ. Богослужения более длительные, чем в большинстве других христианских конфессий. Имеется богослужение для каждого дня седмичного и годичного циклов, а также для особых периодов: постов, праздников и т. д.

В православии кроме общественного богослужения существуют ещё и частные, совершающиеся для удовлетворения нужд конкретного лица (совершение таинств, молебны о болящих, путешествующих и др., богослужения об усопших, панихиды и т. д.). Главным из общественных богослужений является литургия. В настоящее время у православных совершаются литургия Иоанна Златоуста, литургия Василия Великого и литургия Преждеосвященных Даров. Чин литургии состоит из трёх частей: проскомидии (во время которой священник или архиерей готовит хлеб и вино для причастия), литургии оглашенных и литургии верных. Раньше на литургии оглашенных могли присутствовать все желающие, а на литургию верных допускались только крещёные. В настоящее время на литургии верных разрешили присутствовать даже нехристианам.

Во время богослужения возжигаются свечи, употребляется ладан, духовенство одето в нарядные облачения. Православное богослужение сопровождается хоровым пением (музыкальные инструменты в богослужении не используются, так как считается, что нельзя заменять человеческий голос неразумными, хотя и красивыми звуками).

У православных нет жёсткой церковной централизации. Крупные местные церкви полностью самостоятельны, или автокефальны. Все автокефальные церкви равноправны независимо от того, как именуется глава той или другой церкви: патриарх, митрополит или архиепископ. В настоящее время автокефальность имеют 15 церквей: Константинопольская (Вселенская), Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская, Чешских земель и Словакии , Американская. Кроме того, есть автономные православные церкви, которые находятся в подчинении от какой-то из автокефальных церквей: Синайская церковь зависима от Иерусалимской православной церкви, Финляндская - от Константинопольской, Японская - от Русской. В последнее время значительную автономию получила Украинская православная церковь Московского патриархата. Некоторые православные церкви (например, Македонская православная церковь, Украинская православная церковь Киевского патриархата) объявили себя независимыми, но их самостоятельность не была признана автокефальными церквами. Имеются также православные церковные организации, не признающие руководства ни одной автокефальной церкви, хотя и не претендующие на автокефальность. К таким церковным организациям относится, в частности, Русская православная церковь за границей, которая отделилась от Русской православной церкви.

У православных нет единого календаря. Большинство автокефальных православных церквей перешло на григорианский календарь. Юлианского календаря по-прежнему придерживаются Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская церкви. Однако почти во всех церквах, принявших григорианский календарь, есть группы духовенства и верующих, которые продолжают пользоваться в церковной жизни юлианским календарём. Наиболее многочисленны группы сторонников старого календаря в Греции . Юлианский календарь сохранён и в пользующихся автономией монастырях Афона (Греция), насельники которых особенно последовательно выступают против перехода на григорианский календарь.

Из-за того что в разных православных церквах приняты разные календари, отмечаемые в них праздники, хотя в своей основе идентичны, приходятся на разные дни.

Самым большим праздником у православных считается Пасха - «праздников праздник». Пасха отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния при условии, чтобы она не совпадала с иудаистской Пасхой. Ещё 12 праздников считаются главными, их называют двунадесятыми. К двунадесятым праздникам относятся Рождество Христово (отмечается 25 декабря в церквах, принявших григорианский календарь, и 7 января по новому стилю в церквах, сохранивших юлианский календарь), Крещение Господне, или Богоявление (6/19 января), Сретение Господне (2/15 февраля), Преображение Господне (6/19 августа), Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября), Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля), Введение во Храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря), Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа), Воздвижение Креста Господня (14/27 сентября), Вход Господен в Иерусалим (последнее воскресенье перед Пасхой), Вознесение Господне (сороковой день после Пасхи) и Пятидесятница, или День Святой Троицы (пятидесятый день после Пасхи).

Кроме двунадесятых праздников все православные отмечают Обрезание Господне, Покров Пресвятой Богородицы, Рождение Иоанна Предтечи и усекновение его главы, праздник апостолов Петра и Павла, дни памяти некоторых святых, например Николая Угодника, Великомученика Георгия, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова. В каждой поместной церкви имеются свои особо почитаемые святые. Многие большие праздники предшествуются у православных предпразднествами. Перед некоторыми праздниками (Пасхой, Рождеством, Успением, праздником апостолов Петра и Павла) соблюдаются многодневные посты. Особенно строгим считается Великий пост перед Пасхой. Существуют и однодневные посты.

Общая численность православных в 1996З - 182 млн. человек. Наибольшее число их имеется в России - по разным оценкам,70-80 млн. Православные живут также на Украине (около 30 млн.), в Румынии (20 млн.), Греции (9,5 млн.), Белоруссии (около 5 млн.), Югославии - Сербии и Черногории (около 7 млн.), Болгарии (6 млн.), Молдавии (около 3 млн.), Боснии и Герцеговине (1,2 млн.), Македонии (1,2 млн.), Германии (свыше 550 тыс.), Польше (800 тыс.), Хорватии (700 тыс.), Албании (свыше 350 тыс.), Великобритании (440 тыс.), Эстонии (300 тыс.), Франции (свыше 260 тыс.), Латвии (около 400 тыс.), Литве (150 тыс.), Швеции (около 75 тыс.), Австрии (70 тыс.), Швейцарии (70 тыс.), Финляндии (56 тыс.), Бельгии (53 тыс.), Италии (36 тыс.), Словакии (34 тыс.), Венгрии (30 тыс.), Чехии (около 75 тыс.). В России православие исповедует прежде всего подавляющее большинство русских верующих. Православия придерживается также основная часть карел, вепсов, ижорцев, саамов, коми, коми-пермяков, удмуртов, бесермян, марийцев, мордвы, чувашей, нагайбаков, осетин, цыган, кумандинцев, телеутов, чулымцев, хакасов, якутов, камчадалов. Православными считается большинство ненцев, манси, хантов, селькупов, кетов, тубаларов, шорцев, нанайцев, ульчей, ороков, орочей, алеутов, ительменов, юкагиров, чуванцев, хотя православие обычно сочетается у них с пережитками традиционных верований. Православную веру исповедует и Большая часть живущих в России украинцев, белорусов, молдаван, грузин, болгар, гагаузов, греков. Православными являются и многие западные буряты, часть калмыков, татар (кряшены), кабардинцев (моздокские), долган, чукчей, коряков, алюторцев, нивхов.

На Украине православия придерживаются кроме большинства украинцев живущие в стране русские, белорусы, молдаване, болгары, румыны, греки, цыгане. В