Проблемы современной молодежи: специфика и особенности. Роль воспитания молодёжи в современном мире Молодежь в современном обществе

Молодежь является большой социально- демографической группой, которая объединяет в себе индивидов на основе социально- психологических, возрастных, экономических характеристик.

Молодежь в современном обществе

С психологической точки зрения молодость является периодом формирования самосознания, устойчивой системы ценностей, а также социального статуса. Молодежь представляет самую ценную, и одновременно самую проблематичную часть общества.

Ценность молодого поколения заключается в том, что как правило, его представители обладают повышенной целеустремленностью, способностью усваивать большие объемы информации, оригинальностью и критичностью мышления.

Однако эти достоинства порождают определенную проблематику реализации и существования молодежи в обществе. Так критичность мышления зачастую направлено не на поиск истины, а на безапелляционное отторжение уже существующих норм и догматов, которыми руководствуются другие члены общества.

Для современной молодежи также характерны новые негативные качества, которые отсутствовали у их предшественников, в частности, отрешенность от окружающего мира, нежелание работать, повышенный негативизм.

Молодежь как социальная группа

Зачастую под понятием «молодежь» подразумевают большую социальную группы, которая состоит из лиц от 16 до 25 лет. Границы молодежного возраста могут быть подвижными: так в развитых странах в молодежную группу входят люди в возрасте 14-30 лет.

На эту социальную группу оказывают влияние такие социальные институты как школа, ВУЗ, семья, трудовой коллектив, стихийные группы и средства массовой информации.

Развитие социальных ролей в юношеском возрасте

В юношеском возрасте каждый человек сталкивается с необходимостью смены социальной роли. Зачастую первая семена социальной роли происходит в момент окончания школы: школьник приобретает статус студента.

Следует отметить, что до этого времени школьник уже занимает определенные социальные позиции (дочь, сын сестра, брат). В дальнейшим при их сохранений, в юношеском возрасте приобретается статус работник.

Как показывает статистика, на сегодняшний день многие подростки приобретают статус работника раньше, нежели статус студента. Это является причиной нестабильной экономической ситуации.

Молодежная субкультура

Молодежная субкультура – часть культуры общества, члены которой отличаются своим поведением от подавляющего большинства, и как правило являются представителями молодежи.

Молодежная субкультура – широкое понятие, которое включает в себя множество культур, имеющих собственную систему ценностей манеры поведения. Молодежные субкультуры формируются под воздействием социально-экономических изменений.

В России сформировалось поколение молодежи, которое сильно отличается от своих предшественников. Образ молодого карьериста, наглядно отображенный в рекламе «Мегафона» - «Будущее зависит от тебя», - остался в 90х. Поколение 2000х равнодушно к карьере, отвергает массовую культуру и безудержное потребительство. Для части современной молодежи более актуален слоган «Будущее от тебя не зависит»

Слово «молодежь» следует писать с двумя буквами «ж». Интернетовский «Живой журнал» (ЖЖ) стал средой обитания для тысяч молодых людей. Там спорят об устройстве мира и жалуются на вчерашнее похмелье. Там готовятся революции и разрушаются браки… Виртуальные дневники - настоящее сокровище для социологов. Где еще можно найти такой массив текстов, созданных «простым человеком»?!

Я решила воспользоваться этим уникальным материалом. Предлагаю вашему вниманию сделанные мной выводы. Кое в чем их можно считать спорными. Но как минимум это исследование заставляет задуматься о том, что собой представляет «поколение ЖЖ». И уж точно такой метод изучения гораздо более продуктивен, чем бесконечные опросы на тему «Что для вас важнее - высокие заработки или душевная гармония?».

Сама я определяла предмет своего исследования так: « Ставила задачу изучить наиболее продвинутую часть молодежи. Но не “золотую” и не “богемную”. Такие группы были, есть и будут вне зависимости от блогосферы. Их можно назвать трендсетерами, то есть людьми, которые транслируют культурные инновации в более широкие массы. Я исходила из того, что именно блогосфера стала главным каналом распространения трендов. В Москве, Питере и городах-миллионниках трендсетеры так или иначе связаны с блогосферой».

Тенденция 1

От карьеризма к пофигизму

Поколение 90х чрезвычайно много работало. Планы построения карьеры вынашивались в совсем юном возрасте - об этом думали уже в десятом классе и уж тем более на первом курсе института. Любая работа оценивалась, прежде всего, с точки зрения ее перспективности для будущей карьеры, а переход с одной работы на другую - с точки зрения того, как будет выглядеть новая строчка в резюме.

Конечно, существовала масса исключений, но общий настрой был именно такой. Многие молодые люди были готовы работать по 20 часов в сутки. Впереди маячили позиции топменеджеров в ведущих корпорациях или вожделенный собственный бизнес.

Сегодняшняя молодежь к карьере равнодушна. Она не приемлет работу, которая мотивирована исключительно зарабатыванием денег и не дает возможности для самовыражения, не хочет работать в офисе, по четкому графику и вообще не готова отдавать работе большую часть своего времени.



«Люди, которые озабочены деньгами, - в основном старые поколения, пережившие нищету. Мне нравятся люди, которые зарабатывают сами в пределах доступного. Есть деньги - хорошо, нет денег - плохо, будем стараться заработать. Я из них»

Молодые люди 90х мечтали стать банкирами, юристами, коммерческими и финансовыми директорами. Профессиональный идеал молодежи 2000х - журналист, дизайнер, программист, PR-менеджер. Фрилансерство стало яркой приметой времени.

Создание собственного бизнеса - это, пожалуй, единственное, чего современные молодые люди хотят так же сильно, как их сверстники 10 лет назад. Однако если молодежь 90х стремилась всячески развивать собственное дело, чтобы в перспективе превратить его в крупное предприятие и войти в бизнес-элиту, то нынешние молодые люди не хотят тратить на это силы и время. Их вполне устраивает мелкий бизнес, который дает им финансовую независимость и возможность заниматься любимым делом по свободному графику.

Молодежь 90х бралась за любой бизнес - от торговли подгузниками до частного извоза. Современные молодые люди не готовы резко менять образ жизни и круг общения, даже если это сулит немалую прибыль. Как правило, они создают собственные небольшие предприятия в тех областях, которые им хорошо знакомы, и где не надо тратить время на налаживание соответствующих связей.

«Свободное время я посвящаю тому же, чему посвящаю и время рабочее, только это уже не заказные проекты, а для души, так сказать. То есть при его появлении, времени то есть, я либо фотографирую, либо обрабатываю уже сфотографированное, либо рисую, благо мольберт всегда под рукой, либо хожу рисовать гипсы в студию, либо читаю, либо клею что-то…; Мне крайне тяжело сидеть долго на месте…»



Основной причиной того, что «карьерный» вариант начал терять для молодежи свою привлекательность, стало осознание «границ роста». В 90е небеса казались открытыми. Десять лет спустя большинство молодых людей прекрасно понимают, что есть вполне определенный «потолок», выше которого подняться практически невозможно. «Социальный лифт», обеспечивавший быстрое вертикальное перемещение в 90х, в 2000х остановился.

Снижению привлекательности «карьерного» варианта способствовала и экономическая стабилизация. Современные молодые люди не боятся остаться без средств к существованию. Они понимают, что какую-нибудь работу смогут найти всегда. Поколение 90х стояло перед альтернативой: работа или прозябание и нищета. Для поколения 2000х характерна другая альтернатива: изнуряющая и отнимающая все силы работа для построения карьеры или спокойная, «ненапряжная» творческая работа в свое удовольствие.

Девальвация ценности карьеры в сознании молодежи косвенно связана с ростом ценности свободы. Для молодежи 90х свобода тоже имела определенную ценность, но трактовалась она очень узко - как возможность ни от кого не зависеть материально, покупать различные товары и услуги и т. д.

Молодежь 2000х понимает свободу как независимость от любых обстоятельств и как спонтанность - возможность поменять работу, место жительства, образ жизни. Для современных молодых людей свобода - одна из ключевых ценностей, а свободный стиль жизни - прямая противоположность «корпоративному рабству».

Тенденция 2

Побег из массовой культуры

С одной стороны, современные молодые люди - дети массовой культуры, и они прекрасно это осознают. С другой стороны, они всеми силами стремятся дистанцироваться от этой культуры.

Современные молодые люди четко осознают свою культурную «продвинутость», это предмет их гордости. С их точки зрения, все остальные «средние» обыватели отличаются низким уровнем образования и культуры, отсутствием интересов и увлечений, за исключением примитивного потребительства. Отношение к ним достаточно высокомерное.

Для молодежи 90х объектом постоянной иронии был так называемый совок, то есть человек очень ограниченный, консервативный, непредприимчивый. Для молодых людей 2000х объектами насмешек являются «гопники», «гламурные кисы» (девушки, смыслом жизни которых являются развлечения и потребление) и «офисный планктон» (менеджеры всех мастей, которые большую часть жизни проводят в офисе, занимаясь рутинной и неинтересной работой).

Негативное отношение к этим трем социально-культурным группам вызвано не только неприятием их образа жизни и ценностей, но и их абсолютной шаблонностью, отсутствием какой бы то ни было индивидуальности.

Образцом «серости», массовости и шаблонности считается телевидение (особенно юмористические программы, сериалы и реалитишоу). Подавляющее большинство современных молодых людей смотрит телевизор достаточно редко, да и то исключительно с целью посмеяться над «звездами» эфира.

«Современная культура. Ну, во-первых, культура конформизма и поглощения личности массой. Доступность музыки, искусства и т.д. делает ее не достоянием единиц, а уделом многих. Оттуда же идет опустошение искусства»

Жанр пародии на телепрограммы и их героев чрезвычайно популярен в молодежной среде. Например, одним из самых многочисленных блогерских сообществ является сообщество foto_zaba, участники которого с помощью графического редактора Photoshop переделывают картинки из популярных телепередач и кинофильмов. Особой «любовью» «жаберов» пользуются Евгений Петросян, Ксения Собчак и Владимир Путин.

Еще одной темой для глумления является также реклама. Переделываются логотипы, рекламные ролики, слоганы. Примером такой трансформации стал новый фирменный стиль «МТС». Количество переделок, пародий и анекдотов на тему «красных яиц» превысило тысячу.

Пародии на массовую культуру отличаются иногда крайней циничностью, но это реакция на фальшивость самой массовой культуры. В молодежной среде формируется некое смутное чувство, которое можно назвать тоской по романтизму и истинным ценностям.

Будучи часто напоказ циничными, молодые люди всеми силами стараются избегать неискренности в отношениях с близкими и друзьями. Отсюда крайне негативное отношение к «светскому» стилю общения а-ля «Дом-2», а также к рекламе, которая возвышенными словами прикрывает банальное желание продать товар или услугу.

«Сейчас в нашем мире, к сожалению, много неискренности, и очень часто люди за понятием “дружба” скрывают какие-то корыстные цели и интересы. Плюс, мне кажется, люди настолько озабочены своими проблемами, коих у всех великое множество, что порой не остается времени просто спросить друга, как у него дела»

Еще одним свидетельством «тоски по романтике» является мифологический образ советского прошлого, который сформировался у нынешних молодых людей. СССР предстает в идеализированном виде, как общество, где не было национальных конфликтов, терроризма и наркомании, где чувства были искренними, а люди - наивными и бескорыстными.

«Если вы были ребенком в 60е, 70е или 80е, оглядываясь назад, трудно поверить, что нам удалось дожить до сегодняшнего дня… Наши кроватки были раскрашены яркими красками с высоким содержанием свинца. Не было секретных крышек на пузырьках с лекарствами, двери часто не запирались, а шкафы не запирались никогда. Мы пили воду из колонки на углу, а не из пластиковых бутылок. Никому не могло прийти в голову кататься на велике в шлеме. Ужас»

Тема доперестроечного периода также тесно связана с поиском собственной идентичности, поскольку ответ на вопрос «кто я?» волнует современных блогеров достаточно сильно.

Тенденция 3

Политика без политики

Отношение к политике также отражает стремление дистанцироваться от «массовости». Молодые люди просто игнорируют любые формы политической активности. Они не участвуют в выборах, поскольку, по их мнению, результат выборов ни в коей мере не зависит от их участия.

«Меня волнуют только те мировые проблемы, которые имеют непосредственное отношение ко мне, а вообще, выражение “после нас хоть потоп” довольно практично»

Любые формы политической активности - и правой, и левой - становятся объектом сатиры не менее острой, чем в случае с телевидением и эстрадой. Например, проправительственное молодежное объединение «Наши» высмеивается за приверженность к пафосным лозунгам.

Левые политические активисты национал-большевистского толка вызывают чуть больше симпатии. Готовность к самопожертвованию, реальные, а не показные страдания нацболов за идею вызывают у молодых людей уважение. Над «леваками», как правило, не глумятся, но их убежденности не разделяют. Ведь левые активисты также находятся в плену массовой культуры. Националистические движения достаточно резко отвергаются. Подавляющее большинство членов блогерского сообщества - интернационалисты. Их идеал - «граждане мира», дети разных национальных культур, которые свободно передвигаются по миру и общаются друг с другом. Националисты, и в особенности их агрессивное крыло, ассоциируются с дикостью и варварством.

Некоторые блогеры посещают различные политические мероприятия, но ходят туда главным образом для того, чтобы «получить fun», проще говоря, поразвлечься, а вовсе не для того, чтобы отстоять свою точку зрения.

Молодые люди предпочитают наблюдать за политической жизнью, отпускать едкие критические замечания, но при этом ни во что не вмешиваться. В отличие от традиционной российской и советской интеллигенции, которая наблюдала за политической жизнью с чувством трагичности, современная молодежь шутит и веселится. Выражением такого легкого отношения стали абсурдистские флэшмобы.

Флэшмоб - это коллективное действие, которое носит, как правило, нелепый, с точки зрения большинства граждан, характер. Например, может собраться несколько десятков или сотен молодых людей и начать одновременно приседать или повторять одно и то же слово.

Однажды в Новосибирске 1 мая представители различных политических партий собрались на главной площади города для проведения митингов. Туда же пришло около сотни флэшмоберов. Молодые люди стали водить огромный хоровод вокруг митингующих, держа в руках плакаты типа «Нет колонизации Марса», «Нет эксплуатации темы сибирской дикости в современном искусстве», и др. Часть плакатов была написана древнеегипетскими иероглифами.

Ни митингующие, ни милиция не знали, что делать. Организаторы первомайской демонстрации никак не могли понять - что это такое? Если движение - то, какие у него цели? Если протест - то против кого и чего?

На самом деле никаких конкретных целей у флэшмоберов не было. В целом это характерно для всего молодого поколения 2000х - отсутствие долгосрочных целей и «исследовательский» подход к собственной судьбе («жизнь сама подскажет, к каким целям надо стремиться»). Тем не менее, помимо просто желания поэпатировать публику, определенный, пусть и не всегда осознанный, протест во флэшмобах присутствует. Это протест против шаблонности, «правильности», засоренности политической и общественной жизни. Но протест именно в той неактивной ироничной форме, которая чрезвычайно характерна для «беглецов» из общества массовой культуры.

Тенденция 4

Путешественник, но не турист

Развлечения и досуг также демонстрируют горячее желание молодых людей выделиться, «не быть как все». Например, среди молодежи становятся все более популярными путешествия особого рода.

Это длительные поездки, часто с остановками на несколько месяцев в понравившемся месте. Путешественники этого типа стремятся жить так же, как живет местное население: есть ту же пищу, одеваться в ту же одежду, разговаривать на том же языке и вообще - не выглядеть в глазах местных туристами. Они находят какую-нибудь работу (или дистанционно, по интернету, продолжают заниматься тем же, чем занимались в России, например, компьютерным дизайном), снимают квартиру или комнату, заводят местных друзей.

В последние годы началось «движение к югу» - в Индию, Таиланд, Вьетнам. Поскольку жизнь в этих странах чрезвычайно дешева, молодым людям из Москвы или Петербурга не составляет особого труда скопить сумму, на которую они потом год живут в тропиках, наслаждаясь теплым климатом и беззаботным существованием. Появились такие русские путешественники и в Америке, и в Африке и даже в Австралии и Новой Зеландии.

«Мы принадлежим к последнему поколению путешественников. Мир стремительно становится одинаковым; асфальт, демократия и доллары быстро распространяются по всей поверхности планеты»

Увлечения современных молодых людей разнообразны. Важен сам факт того, что человек имеет какое-то хобби. Если в 90е считалось нормальным, когда у молодых людей не оставалось времени ни на что, кроме сна, то для сегодняшней молодежи такой образ жизни совершенно неприемлем. Считается, что люди, которые не имеют увлечений помимо работы, живут неполноценной жизнью. Представители «офисного планктона», у которых после тяжелейшего и полного стрессов дня едва хватает сил доползти до дивана и, попивая пиво, посмотреть пустыми глазами в телевизор, вызывают у современного молодого поколения резко негативные чувства.

«Хочется интересных событий. Сейчас очень хочется, например, посталкерствовать где-нибудь, полазить по вертикали, сходить в водный поход»

Современные молодые люди занимаются спортом (как правило, экстремальным), ищут заброшенные места в «городских джунглях», забираются на крыши высотных домов в поисках красивых видов (руферы), совершают прыжки с одной крыши на другую (паркур), спускаются в подземные коммуникации (диггеры), участвуют в исторической реконструкции различных эпох и культур (ролевики) -- перечень увлечений бесконечен.

Основные критерии при выборе хобби - его небанальность и «нераскрученность». Начало «коммерческой эксплуатации» того или иного увлечения (появление рекламы, проведение PR-акций) снижает его привлекательность в глазах молодых людей. Так произошло, например, со сноубордингом и скалолазанием. Из «продвинутых» видов спорта они достаточно быстро превратились в массовые и, выражаясь молодежным языком, «опопсели».

Тенденция 5

Отказ от престижного потребления

Для современных молодых людей не характерно престижное потребление. Молодежь 90х была помешана на статусности. Существовал четкий императив - если ты преуспеваешь, то должен одеваться от Gucci или Armani, ездить на «Мерседесе» или BMW, пить коньяк Hennessey и курить сигареты Davidoff или Parliament.

Для молодежи 2000х ценность статуса уже не является абсолютной. По крайней мере, современные молодые люди не готовы покупать товары только потому, что в глазах других они являются престижными и свидетельствуют о материальном достатке. Нельзя сказать, что современная молодежь совершенно не обращает внимания на общественное мнение. Однако если десять лет назад молодые люди стремились продемонстрировать свою финансовую успешность, то сейчас - подчеркнуть индивидуальность. Костюм представителя поколения 2000х может включать в себя как дорогие марки, так и совсем дешевые, и даже небрендовые вещи - главное, чтобы получившееся сочетание было характерно для тебя.

Приход «индивидуального» потребления на смену «статусному» основательно смешал карты маркетологам. Десять лет назад молодых потребителей можно было более или менее четко структурировать в зависимости от дохода. Сегодня мы очень часто можем встретить молодых людей, которые покупают одежду одной и той же недорогой марки, курят одни и те же элитные сигареты и при этом их доход отличается в разы.

Повышенный интерес к шопингу считается в молодежной среде признаком ограниченности. Есть, правда, исключения. Например, внимание уделяется покупке компьютера и компьютерного оборудования. Тщательно выбирают вещи, связанные с хобби, например спортивное снаряжение или фотоаппараты.

Тенденция 6

Поколение скептиков

Поколение 2000х можно по праву назвать поколением скептиков. Молодые люди не верят рекламе, не доверяют средствам массовой информации, крайне скептически относятся к различным PR-кампаниям. Они прекрасно понимают, что за всеми рекламными акциями стоит сугубо прагматичное желание продать товар.

«“Битва за сознание потребителя” воспринимается как своеобразная игра: компании стремятся заполучить наше расположение и бомбардируют нас рекламой и PR-акциями - ОК, мы с интересом понаблюдаем за этими попытками»

Некоторым уважением пользуются изящные рекламные кампании, в которых при минимуме средств удается добиться максимального результата. Массированные кампании с миллионными бюджетами воспринимаются более скептически. А реклама, которая пытается открыто и примитивно обмануть потребителя (например, «банковские кредиты под 0%»), вызывает резкое отторжение. Причем «экспертное» отношение к рекламе характерно не только для профессионалов, но и для тех молодых людей, которые не имеют к рекламе и PR никакого отношения.

И все-таки, несмотря на горячее желание дистанцироваться от массовой культуры, современные молодые люди во многом остаются «детьми общества потребления». Они физически не могут обходиться без дюжины-другой предметов личной гигиены, без качественных продуктов, без суши, одноразовой посуды и массы других прелестей цивилизации.

Что будет с нашим поколением дальше? Наверное, после 30 лет подавляющее большинство блогеров интегрируются в различные профессиональные сообщества, вступят в брак, заведут детей. Высокий уровень образования и наличие разнообразных социальных связей обеспечат им достаточно высокое положение в обществе. Впрочем, о будущем большинство обитателей пространства ЖЖ предпочитают не думать. Это слишком скучно.

Заключение

«О будущем стараюсь не думать, т.е. о таком глобальном будущем… Как-то приятней жить сегодня. Для меня будущее - это сегодня среда, завтра четверг, и это уже будущее. Я живу сегодняшним днем, часом, минутой. Поэтому почти все, что чуть дальше, - это будущее для меня, не гонюсь за ним, ну т. е. нет у меня никакого желания “перемотать” время вперед. В будущем находится старость, а я молода, здорова, энергична (как говорят, недурна собой), я боюсь стареть»

Исполнитель: студентка 5курса

заочного Ф. Т. Ж. 03-21з

Руководитель: Александрова Н.А.

Источники

1. Пирсоне Т. Система современных обществ. М., 1997.

2. Фохт--Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни людей. СП. 2001.

Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1995.

4. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 19999 плюсов сетевого маркетинга (МЛМ бизнеса) для современной молодежи

В сетевой маркетинг приходят разные люди, особенно много молодежи. Это связано с желанием улучшить свое материальное состояние и получить хоть какой-то заработок в условиях, когда никто не берет на работу. Интересен такой бизнес студентам, т.к. они общаются с большой аудиторией сверстников и имеют возможность подзаработать, а денег нет.

Придя в сетевой бизнес, молодые люди не имеют четких представлений о жизни, о заработке, да и о бизнесе вообще. Кое-что слышали о возможностях, кто-то из друзей или родственников занимался чем-то. В голове большое количество стереотипов, навязанных кругом общения сверстников и отсутствие финансовой грамотности. Но есть и много хорошего – в этом возрасте есть возможность легко изменить себя, развить свои личностные качества, быстро научиться новому. Этим и занимается сетевой маркетинг – обучением и развитием личности.

К большому сожалению, молодежь приходит в МЛМ-компании, чтобы заработать небольшие карманные деньги. Поэтому основная работа сводится к продаже продукции. Некоторые даже не понимают, да и не хотят вникнуть в суть серьезного заработка, который можно получить в бизнесе. А жаль. Кто-то пытается создавать командный товарооборот. Но отсутствие настойчивости, целеустремленности и веры в себя быстро сводят на нет попытки создать счастливую жизнь.

Но среди юношей и девушек есть много амбициозных и мыслящих, которые осознают, что наемный труд не приведет их к богатству. Огромное желание жить лучше, чем сверстники приводит к созданию высокого дохода. Но для этого нужно поработать для себя и над собой.

Что дает сетевой маркетинг молодежи:

1. Дополнительный доход, который можно получить оп продажи продукции компании. Если девушки или юноши не хотят вникать в сложности сетевого маркетинга, они просто занимаются продажами. Имея много родственников и знакомых, можно создать неплохой дополнительный доход, который может доходить до 10000 рублей в месяц. Разумеется, нужно этому посвящать часть своего личного времени: найти клиентов, ездить к ним, привозить каталог товаров и продукцию.

Через некоторое время такая однообразная работа начинает надоедать, т.к. человек не видит перед собой жизненной цели. Ради чего он это делает? Ради лишней тысячи? По прошествии нескольких месяцев молодежь оставляет продажи, разве что совершает покупки для себя. Остается негативное отношение: обещали большие деньги, а пришлось много трудиться за «копейки».

2.Доход от товарооборота команды. Сетевой маркетинг и молодежь

Суть бизнеса сетевого маркетинга заключается не в больших индивидуальных продажах, а создании структуры потребителей и продавцов, которая дает большой товарооборот. Вот от него-то компания и платит проценты, которые составляют существенный доход МЛМ-предпринимателей. Юноши и девушки, которые серьезно решили сделать карьеру в этом бизнесе, начинают создавать такие команды, приглашают в МЛМ-компанию своих друзей, родственников, знакомых и незнакомых.

Всем известно, что в сетевом маркетинге не бывает быстрых денег от товарооборота команды, т.к. его нужно еще создать. Но зато этот доход становится достаточно высоким и стабильным, если приложить к этому правильные усилия. Только обучение позволяет сформировать мышление богатого человека, которое является непременным условием успеха в любом бизнесе. Посещение обучающих мероприятий формирует необходимые для работы умения и навыки, которые дают возможность добиться серьезных результатов. Ведь сейчас созданы целые школы по обучению новичков. Тот. Кто пользуется этой возможностью – успешен.

3. Пассивный доход в МЛМ бизнесе

Почему сетевой маркетинг называют бизнесом инвестиций? Однажды сделанная работа будет приносить постоянный доход многие лета. В чем она заключается? Воспитание лидеров в своей команде Ведение их к результату и дает этот пассивный доход. Компания выплачивает дополнительные премии за успехи ваших лидеров. А ведь таких лидеров можно воспитать бесчисленное множество. Отсюда и баснословные прибыли, которые кажутся недосягаемым современной молодежи. Просто нужно правильно работать.

4. Развитие личности в МЛМ бизнесе

Общение с успешными и опытными людьми, чтение книг по психологии успеха изменяет сознание молодого поколения. Человек развивает в себе качества личности, которые позволяют ему быть успешным: целеустремленность, ответственность, решительность, дееспособность, творческая активность. Как этого сейчас не хватает современной молодежи! Сколько ленивых, пассивных молодых людей слоняются по улицам с банкой пива! Они живут одним днем, без мечты и цели.

5. Финансовая грамотность.

Экономические знания нашего населения очень слабы. Даже, если кто-то заканчивал экономический факультет, не факт, что он будет уметь зарабатывать деньги. В наших институтах не учат быть богатыми и успешными. Я уже писала об этом в статье «Чему не учат в школе». Наше население воспитывается для работы по найму. Стать богатым здесь невозможно. Здесь нужно изменить свое мышление и понять некоторые постулаты: ты работаешь не ради денег, а деньги работают ради тебя. Чтобы это было так, нужно предпринять определенные усилия (См. статью Мышление богатого человека).

6. Признание.

Думаю, каждому приятно получать цветы и подарки, слышать аплодисменты и возгласы восхищения. Осознание своего успеха наполняет сердце счастьем; появляются крылья, хочется делать еще больше… Ты чувствуешь себя значимым человеком, а не маленьким винтиком в огромной государственной машине.

7. Обеспеченное будущее

У молодежи есть все шансы создать для себя полноценную счастливую жизнь, в которой нет места нужде и бедности. Ведь вся жизнь впереди, столько можно сделать! Можно не зависеть от пенсии и не трудиться с утра до вечера, а получать удовольствие от жизни. Нужно совершать правильные действия навстречу своим мечтам. Можно смело смотреть в свое будущее, дать хорошее образование детям, оставить наследство внукам, подарить самые желанные игрушки и развлечения, не испытывать трудности с жильем и не ютиться молодой семье с родителями в двухкомнатной квартире.

8. Путешествия.

Кто не любит путешествовать? Да еще за счет компании? Сетевой маркетинг может предоставить вам эту возможность. С хорошим доходом сам поедешь, куда захочешь.

9. Настоящий доходный бизнес

Деньги, как сказал К. Бальмонт, - это звенящие возможности. С настоящим бизнесом можно иметь много возможностей, ни в чем не нуждаться. Бизнес, который можно передать по наследству своему ребенку – это ли не самая главная возможность? Ради чего все это делать? Ради своего будущего! Тем более, что сейчас можно создать бизнес в интернете. Для этого существуют специальные технологии и инструменты бизнеса.

Некоторые МЛМ-компании очень ценят молодежь и прилагают все усилия для ее обучения и развития. Создаются даже молодежные движения, где юноши и девушки образуют сообщества с такими же, как они, желающими изменить свою жизнь вместе с сетевым маркетингом. Обучающие мероприятия, конкурсы, молодежные тусовки, семинары и тренинги помогают обрести успех, уверенность в себе, научиться правильно работать и получать отличные деньги.

Немало известно в России, да и за рубежом очень успешных молодых предпринимателей МЛМ-бизнеса. Есть среди них студенты, и даже школьники. Дети могут, а вам слабо?

«Роль воспитания молодёжи в современном мире»

«Мы понимаем под воспитанием то, что с детства ведет к добродетели, заставляя человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или же справедливо властвовать»

Платон

Сегодняшняя молодежь – это будущее страны и воспитание подрастающего поколения – один из важнейших вопросов, который стоит перед государством, и от того, на каком уровне будет проводиться воспитание молодежи, зависит будущее нашей страны. Надо задействовать все имеющиеся ресурсы для того, чтобы в обществе на первом месте стояли истинные ценности. Чтобы молодежь знала и ценила наши многовековые традиции, уважала и любила своих родных и близких.

В течение последних пятнадцати лет мы наблюдаем влияние множества различных факторов, заведомо вредных для душевного и психического здоровья наших сограждан, особенно детей. В настоящее время молодежь другая по сравнению с прошлыми поколениями. У них уже другие ценности, нравы, интересы, увлечения, все другое. Но она не должна забывать никогда о вечных общечеловеческих духовно-нравственных ценностях, без которых невозможно формирование полноценной личности. Факторов, влияющих на сознание человека, на становление его личности очень много, начиная от того, какие у него родители и в какой среде он живет и развивается.

Молодежная проблематика является одной из наиболее дискурсивных и стратегически значимых для успешного развития современного общества.

Современная ситуация в российском обществе характеризуется состоянием определенного идейно-мировоззренческою вакуума, когда одни социальные идеалы и ценности уже ушли в прошлое, а другие еще не сформировались.

Отсутствие идеалов и целей в жизни отрицательно сказывается на становлении молодежи, которая всегда критически относится к различного рода идеалам, даже в стабильной социальной ситуации, а с другой стороны - для нее обязательно должны быть определенные идеалы и цели с тем, чтобы осуществлять свое личностное развитие, особенно в сфере профессионального становления и гражданственности.

Актуальность изучения ценностных ориентаций молодежи обусловлена, прежде всего, проблемами формирования и развития общества, необходимостью сохранения традиций и воспроизводства нормативных правил поведения.

Стала предаваться забвению проверенная практикой идея о том, что составляющими гражданского становления человека являются трудовое, патриотическое и нравственное воспитание. Но очень скоро выяснилось, что эти направления в работе с молодежью не могут игнорироваться. Что же происходит с нашей молодежью в начале XXI века? Какие жизненные ценности, социальные установки предпочитают молодые люди, на какие образцы они ориентируются?

Исследования показали, что главными жизненными ценностями молодежи являются семья, друзья и здоровье, затем следуют: интересная работа, деньги и справедливость (значение последней ценности в настоящее время возрастает). Замыкает семерку главных жизненных ценностей религиозная вера.

Следует отметить, что ценностные ориентации молодежи в последние 30-40 лет претерпели заметные изменения; особенно это касается значимости труда.

В средствах массовой информации исчез образ честного труженика, передовика производства, вообще всякого трудящегося человека. Быть рабочим, техником, инженером стало непрестижно. Произошла замена «героев труда» «идолами потребления» (поп-звезды, юмористы, пародисты, астрологи, модные журналисты, сексологи и т.п.).

Неблагоприятным фактором в современной ценностной структуре молодежи является отсутствие четкой связи между работой и деньгами. Если в советское время эта связь была ослаблена из-за проявления «уравниловки», то ныне она вовсе отсутствует. Ибо одни получают «бешеные» деньги путем авантюр и манипуляций, а другие, буквально каторжно трудясь (иногда на нескольких работах), имеют неадекватно маленькую зарплату. Подростки и молодежь это прекрасно фиксируют.

Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценности - это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ.

Академик Д.С.Лихачев в интервью, данном им незадолго до смерти говорил об ожесточении людей и падении культуры во всем мире и о том, что выход из положения, в котором оказалась наша страна, он видит «в образовании с воспитательным уклоном. Надо сделать все, чтобы спасти молодое поколение от бездуховности и морального падения». Речь идет о создании единого воспитательно-педагогического социокультурного пространства. Понятно, что в подобной деятельности не обойтись без значительного числа специалистов по работе с молодежью.

Из сказанного выше можно заключить, что в русле молодежной политики и воспитания подрастающего поколения предстоит большая духовно-нравственная работа по воспитанию и социализации подрастающего поколения, консолидации и сплочению молодежи, всех ее групп, всего общества на основе патриотизма и гражданственности, утверждения принципов социальной справедливости и нравственности.

Многие ценностные ориентации формируются именно в юношеском возрасте, так как молодежь наиболее восприимчива к социальным и культурным изменениям в обществе. Ценностные ориентации молодежи во многом изменись за последние годы из-за обострения проблемы её социализации.

Молодёжь - так называемая середина между людьми. Молодёжь занимает весьма главную роль в современном мире. Ведь это новое поколение, от которого зависит будущее всего человечества. Молодёжь нужно многому обучить, и если правильно воспитать молодёжь(а это проявляется в патриотическом воспитании, в учёбе и в проведении общественных мероприятий и т.д.)то она станет надёжным будующим. На сегодняшний день во многих странах воспитание молодёжи является основной задачей.

Одно, несомненно, что именно молодежь сегодня занимает передовую позицию среди других групп, так как оно является самым образованным. И именно оно в скором будущем будет составлять интеллектуальный ресурс нашей страны.

Исследования по этой проблематике являются важными для российского общества, так как показывают социальные, культурные изменения, которые происходят среди молодежи, и, следовательно, в стране.

Список используемой литературы:

1.Никандров Н.Д. «Духовные ценности и воспитание в современной России.»- Педагогика.-2008.

4. Введенский, В.Н. Непрерывное профессиональное образование / В.Н.Введенский // Социально-гуманитарные знания.

3. Вильданова, Ф.З. Образовательное пространство как источник саморазвития личности студентов / Ф.З.Вильданова // Прикладная психология. – 2002.

4. Семёнов, В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи / В.Е.Семёнов // Социологические исследования. – 2007.

5. Сорокина Н.Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов / Н.Д.Сорокина// Социс. – 2003.

6. Тюкульмина, О.И. Проблемы социальной работы с молодежью: Учебное пособие / О.И.Тюкульмина. – Томск: ТПУ, 2006.

7. Щеглова, С.Н. Особенности адаптации школьных учителей к ценностям информатизации / С.Н.Щеглова // Социс. - 2006.

8. Ващилин, Э.П. Творческая молодежь современной России: особенности социализации / Э.П.Ващилин //Социально-гуманитарные знания. – 2003.

Приложение

Практическое исследование

Мною был проведено анкетирование небольшой группы одноклассников. В анкете было задано 6 вопросов. Содержание вопроса и ответы приведены ниже в виде диаграмм. Цель вопросов – современное отношение молодёжи к вопросам воспитания, а так же выявить их ценностные ориентиры.

1. Кто оказывает большее влияние на воспитание молодёжи: семья, общество, и то и другое?

2. Нуждается ли современное общество в воспитании молодёжи: да, нет?

3. Хорошо ли воспитана современная молодежь: да, нет?

4. Зависит ли успешное будущее нашей страны от воспитания молодёжи: да, нет?

5. С помощью каких методов можно улучшить воспитание молодёжи: создание молодёжных организаций, привлечение государства к воспитанию, привлечение образовательных учреждений?

6. В какой последовательности вы бы расставили следующие жизненные ценности: семья, друзья, здоровье, работа, деньги, справедливость?

Молодежь в современном мире

О ФОРМИРОВАНИИ ЕЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

Становление современного подрастающего поколения проходит в сложных условиях ломки многих исторически устоявшихся ценностей и формирования новых социальных отношений. Как показала жизнь, образование уже не может выступать в роли монополиста в области распространения знаний, но, обладая существенной самостоятельностью, оно призвано выполнять функции формирования устойчивых ценностных ориентаций гуманистического мировоззрения, воспитания гражданских качеств личности. Важно поднять уровень социальной, духовно-нравственной и субъектно-деятельностной зрелости студенческой молодежи вопреки ложным ценностям. Актуальность такой воспитательной направленности очевидна, поскольку именно в молодежной среде зарождаются новые формы бытия, вырабатываются нормы и ценности, которые со временем становятся нормами и ценностями всего общества, а в дальнейшем транслируются последующим поколениям.
Происходящие в настоящее время либерально-демократические преобразования, к сожалению, наряду с позитивными сторонами имеют и отрицательные последствия, выражающиеся в девальвации нравственных идеалов. Идеализация образа молодого человека, свободного от социальных запретов и требований общественной морали, пропаганда свободной любви, насаждающийся культ индивидуализма и потребительского отношения к жизни наносят непоправимый вред духовному и физическому здоровью подрастающего поколения.
В настоящее время на первый план выходит задача создания в воспитательно-образовательном процессе таких ситуаций, в которых студент сам для себя взрастил бы вышеназванные ценностные ориентации, не допуская их «выдавливания» на периферию своей жизнедеятельности. Необходимо отойти от стиля назидательности, поучительности и навязчивости в обсуждении со студентами этических проблем, поскольку мерами директивного воздействия, проведением краткосрочных или даже разовых акций невозможно преодолеть социально-негативные тенденции в молодежной среде. Свобода выбора ценностей выступает важным фактором, определяющим развитие гражданского общества.
Рассматривая аксиологические императивы воспитания и образования в социально-философском аспекте, следует подчеркнуть, что они ориентируются прежде всего на личностные качества студенческой молодежи, ее духовно-нравственный мир. В основе их методологического подхода лежит хорошо прослеживаемая связь ценностных ориентаций прошлого и настоящего. Нравственные приоритеты, выдвинутые педагогической практикой прошлого, могут быть применимы в совершенно иных общественно-исторических условиях и при этом не только вступать во взаимодействие с ценностями нового времени, но и оказывать на них значительное влияние. Практические результаты убеждают в необходимости отказаться от мысли о консервативности ценностей предшествовавших поколений, указывают на чрезвычайную подвижность самого социокультурного процесса, позволяют увидеть перспективность в разумной преемственности ценностных ориентаций.
Радикальные демократические преобразования социальной жизни, построение рыночных отношений привнесли в жизнедеятельность российского общества мировоззренческие ценностные ориентиры западной цивилизации.
Процесс формирования социальной зрелости молодежи, выбор ею индивидуальной жизненной траектории происходит во всех основных сферах деятельности личности, преимущественно посредством воспитания и обучения, усвоения и преобразования опыта старших поколений. Основными социально-психологическими регуляторами этого процесса и одновременно показателями положения молодежи в обществе и в структуре исторического процесса развития выступают ценностные ориентации, социальные нормы и установки. Они определяют тип сознания, характер деятельности, специфику проблем, потребностей, интересов, ожиданий молодежи, типичные образцы поведения.
В период становления личности, обретения ею своего социального статуса в обществе наиболее интенсивно развиваются такие качества личности, как критичность мышления, стремление дать собственную оценку самым разнообразным явлениям общественной жизни, поиск аргументации, оригинального решения. Вместе с тем в этом возрасте еще сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему возрасту. Это связано с тем, что период активной ценностно-созидательной деятельности вступает у молодого человека в некоторое противоречие с ограниченной возможностью практической созидательной деятельности, неполной включенностью его в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодежи наблюдается удивительное сочетание противоречивых черт и качеств - стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход от него, а нередко и отрешенность от внешнего мира.
Характеристика ценностей, присущих молодежи, отражает многообразие жизненных условий и судеб молодых людей. Система ценностных ориентаций является важнейшим компонентом структуры личности, отражающим избирательное отношение студенческой молодежи к социальным ценностям и определяющим линию поведения (социальную активность), направленную на их достижение.
В исследованиях 80-х гг. прошлого столетия, посвященных молодежи, обычно утверждалось, что большинство молодых людей правильно воспринимает истинные жизненные ценности. На вопрос «Какие ценности являются для вас главными?» студенты обычно давали следующие ответы. На первом месте - интересная, любимая работа; затем - дружба; порядочность; любовь; семья; уважение окружающих; независимость от других; здоровье; физическое совершенство; верность идеалам, принципам и убеждениям. Эти данные свидетельствуют о том, что студенты еще в относительно недавнем прошлом имели четкие ценностные ориентации, отличавшиеся в целом положительной направленностью. Сегодня же, напротив, очевиден кризис молодежного мировоззрения, проявляющийся в потребительском отношении к жизни, стремлении к моментальному обогащению, гражданском нигилизме, завышенных притязаниях на успех без личного вклада в достижение поставленной цели.
Многие исследователи справедливо считают, что современная молодежь отдает предпочтение ценностям западного общества с его отличительными признаками (индивидуализм, прагматизм, инициативность, самостоятельность в решении проблем), постоянно тиражируемыми в средствах массовой информации. Молодежь подвергается массированной атаке мировых референтных групп - брендов, исходящих от наиболее развитых стран мира (Coca Cola, Levis, American Eхpress, Microsoft, Ford, Du Pont, General Motors). Сложившиеся молодежные субкультуры не отличаются особой устойчивостью, поскольку их появление - это во многом продукт заказной рекламы целых отраслей индустрии, существование которых напрямую зависит от удовлетворения спроса населения от 16 до 30 лет. Мнимая свобода выбора оборачивается своеобразным рабством, зависимостью от конъюнктуры рынка.
Безусловно, современный молодой человек обладает гораздо большей свободой выбора профессии, образцов поведения, стиля мышления, чем его сверстник 15-20 лет назад. Однако уровень его запросов, притязаний характеризуется максимализмом и не всегда соотносится с его способностями, что приводит к нереализованности планов и состоянию неудовлетворенности.
Средствам массовой информации принадлежит лидерство в формировании сознания и мировоззрения, идеалов для подражания в современной молодежной среде. Пропаганда культа жестокости и насилия оказывает мощный прессинг на психологическое состояние молодежи, формирует соответствующие модели поведения и стереотипы восприятия жизни. Огромным потенциалом для культивирования потребительских ценностей по сравнению с традиционными СМИ обладают электронные ресурсы киберпространства, особенно если учесть повышенный интерес молодежи к всемирной паутине. Эта среда в очень незначительной степени подвержена цензуре, кроме того, доступ к ресурсам неограничен географически. Создание в Башкортостане регионального информационно-образовательного молодежного портала, на котором будут аккумулированы версии молодежных и детских изданий, аудиовизуальных программ с интерактивным обсуждением жизненно важных для молодежи проблем, может нейтрализовать опасное влияние электронных ресурсов.
К сожалению, приходится констатировать, что продолжающаяся дезинтеграция общественного сознания обусловила принятие многими молодыми людьми неадекватных ценностей как стратегии выживания в условиях стихийных рыночных отношений, в то же время такие истинные ценности, как благородство, великодушие, справедливость, признание прав и уважение достоинства, перешли в разряд второстепенных. Более того, молодежь не всегда связывает свой жизненный успех с будущим страны. Складываются собственные индивидуалистические ценности, которые начинают доминировать над общечеловеческими, девальвируются моральные нормы и нравственные принципы жизнедеятельности человека. Для некоторой части молодых людей эти пути достаточно привлекательны, хотя они не только не приводят к истинному успеху, а наоборот, усиливают ощущение духовного вакуума и бессмысленности бытия, сиюминутности всего происходящего. Последствия подмены истинных ценностей ложными чрезвычайно опасны, поскольку могут привести к глобальной духовной опустошенности, дефициту нравственной культуры и даже антропологической катастрофе.
В период стихийной демократизации общества наша страна во многом утратила позитивный опыт прошлого, в том числе и воспитательный, признанный во всем мире. Сегодня Россия, драматично переживающая смену ценностных ориентиров, обусловленную развитием массовой потребительской лжекультуры, должна серьезно и безотлагательно заняться сохранением своего политического, экономического и духовного суверенитета, поскольку преобладающей чертой духовно-нравственного сознания учащейся молодежи в настоящее время становится рационализм в самой категоричной форме.
Все чаще для принятия решений студенчество руководствуется не столько моральными постулатами, сколько конкретной рациональной выгодой и эмпирическим рассудком. К сожалению, наша страна подошла к тому состоянию, характеризуя которое Э. Фромм справедливо утверждал, что человек, обладающий рыночным характером, воспринимает все как товар, - не только вещи, но и саму личность, включая ее физическую энергию, навыки, знания, мнения, чувства, даже улыбку... и его главная цель - в любой ситуации совершить выгодную сделку. Так, например, небезызвестной прозападной правозащитницей В. Наводворской были сформулированы четкие ориентиры «нормальной» человеческой жизни: «Фирма. Деньги. Банк. Знание. Интеллект. Информация. Автомобиль. Компьютер. Умные книги. Ирония. Скепсис. Одиночество. Индивидуализм».
Однако какими бы тяжелыми ни оказались последствия рыночных реформ, в целом события начала ХХI века свидетельствуют, что период бурных перемен в России завершен. Это знак того, что на первый план выходит духовное возрождение общества.
Нравственная культура студенческой молодежи представляет собой своеобразный срез состояния нравственной культуры всего общества, имеет свою специфику, которая обусловлена возрастными особенностями и особым положением студенчества в социальной структуре общества. Поэтому логично было бы прежде всего выявить саму специфику, а также социальный статус данной социальной группы.
Традиционно принято делить молодежь на несколько возрастных категорий: 15-17-летние; 18-19-летние; 20-24-летние; 25-29-летние. На наш взгляд, основным критерием молодости является возраст, поскольку к этой категории можно отнести человека, у которого есть перспективы в жизни и для которого все они являются абсолютно новыми. Таким образом, молодежь относится к социально-демографической группе, переживающей период становления социальной зрелости, адаптации и интеграции в мир взрослых. Нынешнее молодое поколение, родившееся в эпоху политических и социально-экономических преобразований, выросло свободным и независимым, носителем нового экономического и политического мышления.
Большинство исследователей проблем учащейся молодежи подчеркивает, что студенческий возраст выступает в качестве важнейшего фактора в становлении человека как личности и активного члена общества. Фразеологическим штампом стало выражение: «…молодость - это недостаток, который быстро проходит».
Доктор философских наук З. Я. Рахматуллина, рассуждая о месте и роли молодежи в духовном возрождении общества, считает, что именно в этот кратковременный период духовного «разброда» и мировоззренческих «шатаний» закладываются в индивиде жизненные ориентиры, очерчивающие его отношение к собственной жизни, бытию общества, к судьбе своей нации, которые определяют и все его последующее мироотношение. Духовное формирование, осознание своей сопричастности к жизненно важным, судьбоносным проблемам своего народа - итог не только собственных усилий. Важное звено здесь - правильно поставленная и организованная работа с молодежью, опирающаяся не только и не столько на пропаганду и просвещение, сколько на соответствующую экономическую, социальную и культурную политику, направленную на удовлетворение реальных духовных и материальных потребностей молодого поколения. Что может здесь сделать образование? Перед системой образования стоит важнейшая задача создания необходимых условий для активной самореализации учащихся, что определит развитие социально успешной личности, устойчивой к отрицательному влиянию окружающей социальной среды.
В условиях социальных катаклизмов, когда связь времен и поколений нарушается, опыт и духовные ценности старших зачастую невостребованны молодежью. Сегодня, когда общество в моральном смятении и налицо дисгармония социальных отношений и ценностных приоритетов, важно найти побудительную основу восстановления нравственных сил общества и приложить усилия к этически выверенным ориентирам воспитания молодого поколения. В такие периоды, особенно на стыке эпох, актуализируется задача сохранения гуманистических нравственных императивов, ценностного вектора бытия, социокультурных традиций.
Противопоставление образов «мы» и «они» традиционно - достаточно обратиться к хрестоматийному произведению И. С. Тургенева «Отцы и дети». Однако сегодня у молодежи отношение к старшему поколению нередко проявляется в полном отрицании устоявшихся традиционных ценностей, включая историю собственного государства. Противостояние нередко доходит до открытого конфликта. Занимаемая молодыми людьми позиция уязвима, если иметь в виду их собственную аполитичность, гражданскую инфантильность и устраненность от участия в решении социальных проблем современного общества.
Подобная «размытость» социальных и духовно-нравственных ориентиров молодежи не может не тревожить педагогическую общественность и широкие круги общества. Опасность ценностного конфликта поколений не вызывает сомнений. Тем более что молодой человек не всегда способен оценить ценности, которые исповедовались старшими в течение десятилетий, а поиски эквивалентов часто аморальны. Формирующаяся, еще не окрепшая духовно личность теряет цель и надежду в жизни.
При помощи анкетирования мы предприняли попытку выяснить, что для студентов означает понятие «ценность» и какой смысл они в него вкладывают. Считают ли они, что существуют вечные общечеловеческие и национальные ценности? Если да, то какие? Несмотря на то, что пилотажный опрос охватывал только студентов Уфимского техникума экономики, управления и сервиса, глубина и масштабность проведенной работы позволили выявить весьма четкие тенденции и показатели, позволяющие перенести их на всю студенческую молодежь Республики Башкортостан.
Следует признать, что сохраняется угроза развития иждивенческой психологии, которая никак не вписывается в содержание понятия «духовная культура». В условиях кризиса духовных идеалов все большее распространение получает допустимость достижения материального благосостояния любой ценой. Подобного мнения придерживаются до 24 % молодых людей.
Ряд исследований девиантного поведения молодежи, проведенных в Республике Башкортостан, выявил отсутствие резкой границы в ценностях и интересах «благополучной» и девиантной молодежи. Наблюдается своего рода диффузия девиантности. Характеристики девиантной среды (с некоторыми ограничениями) становятся действительными для молодежи в целом, по меньшей мере, ее некоторых групп. Так, например, в г. Уфе функционируют около 40 развлекательных комплексов, ориентированных преимущественно на молодежь от 17 до 30 лет. Регулярное посещение таких ночных клубов, как «Огни Уфы», «Пилот», «Веселый Роджер», «Че», «Латино», «Гагарин» и других, предполагает принадлежность к «золотой молодежи». Подобное времяпровождение как часть социокультурного пространства миллионного города становится нормой ее жизнедеятельности.
Другая часть молодежи, в том числе и студенческая, не имеющая материальных возможностей для проведения досуга, реализует себя через неформальную «уличную» социализацию личности, что может привести к негативным последствиям. Один из парадоксов современной молодежной среды - то, что девиацией в глазах сверстников (особенно молодежи 17-20 лет) является не потребление алкоголя, а скорее отказ от него. Системная реализация Указа Президента Республики Башкортостан М.Г. Рахимова «Об объявлении 2005 года Годом профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения» позволила поставить мощный заслон этим недопустимым асоциальным проявлениям в молодежной среде.
Реальностью нашего времени стали неформальные молодежные объединения с непривычными для нашего слуха названиями: «байкеры», «хиппи», «металлисты», «панки», «рэпперы», «роллеры», «фанаты», представляющие в своем большинстве безобидные формы личной и коллективной самореализации в социальном пространстве мегаполиса. Эти возрастные увлечения, как правило, в процессе становления личности остаются у молодых людей в прошлом. Однако время, потраченное впустую, являет собой самое убедительное доказательство упущений в воспитании наших молодых современников.
Многие причины нравственной деградации, усматриваемые сегодня в молодежной среде, лежат в плоскости семейного воспитания, тех социально-ориентирующих и педагогических проекций, которые закладываются еще в глубоком детстве. Нередко родители рассуждают так: мы натерпелись в детстве, пусть наши дети растут счастливыми. Отстаивая свою заведомо ложную воспитательную позицию, они всячески стараются избавить своих детей от забот и ограничений, благодаря чему утвердился иллюзорный миф: смысл жизни - ходить в магазины и покупать вещи, а для родителей нет ничего более радостного и полезного, чем приобретать для своих детей очередной подарок. Порочность практики этих незадачливых родителей не замедлила сказаться. Они получили социальных иждивенцев, не готовых к активной трудовой жизни и поддержке своих родителей в старости. Сознание 17-20-летней молодежи сориентировано на концепцию потребительского поведения. Товары и услуги перестали быть просто полезными вещами, превратившись в маркеры определенных жизненных стилей.
Вызывает обеспокоенность, что определенная часть студентов наиболее важными считает успехи в личной жизни, материальную обеспеченность, пренебрегая духовными ценностями, во многом обусловливающими подлинное счастье и благополучие.
Обобщая все вышесказанное, можно представить в более развернутом виде процесс формирования ценностных ориентаций студенчества, его последующего становления и сделать следующие выводы:
в настоящее время в студенческой среде происходит смена нравственных ориентиров; ценности и нормы социалистической морали, согласно которым коллективистские установки были доминирующими, замещаются иными ценностями и нормами;
наличие разнонаправленных векторов в нравственном сознании и поведении студентов - свидетельство одновременного существования в массовом студенческом сознании различных систем нравственной регуляции;
на наших глазах формируется новый тип морали. Условно его можно назвать «тип морали рыночного человека»;
достаточно интенсивно идет процесс «размывания» в сознании студенческой молодежи таких норм нравственности, как доброта, милосердие, порядочность, честность, отзывчивость и др.;
углубляется дифференциация студенчества по ценностным ориентациям;
наиболее распространенное явление в студенческой среде - индивидуализм прагматического типа;
налицо кризис нравственности, а также поляризация типов личности студентов, являющаяся объективным основанием для создания конфликтных ситуаций.
Не вызывает сомнения, что эффективная воспитательно-образовательная молодежная политика, прежде всего государственная, даст возможность обществу подняться на новый виток экономического и социального прогресса. Без кардинальных изменений в сфере воспитания ставится под сомнение не только эффективность подготовки специалиста-профессионала, становится практически невозможным формирование социальной сплоченности гражданского общества, реализация национальной идеи духовной консолидации.
В последние годы выявилась позитивная тенденция: стремление к объединению преимущественно учащейся (студенческой) молодежи и молодой интеллигенции. Молодежные союзы уходят от политики в сторону профессиональных интересов. Среди наиболее крупных - Союз демократической молодежи Башкортостана (преемник республиканской комсомольской организации), объединяющий старшеклассников общеобразовательных учреждений, студентов 12 государственных вузов, 75 ссузов, а также студентов других учреждений.
Свою нишу в молодежном социокультурном пространстве занимают Союз башкирской молодежи и Союз татарской молодежи, играющие серьезную роль в мобилизации духовных ресурсов студенчества. Необходимо системное научное осмысление и обобщение опыта одной из крупнейших в России детско-подростковой общественной организации «Пионеры Башкортостана», в рядах которой более 300 тыс. человек. Это следует сделать, хотя бы потому, что в целом молодежным общественным объединениям не удалось до сих пор мобилизовать молодежную инициативу в общественных интересах и интересах развития государства. В настоящее время востребованной является консолидация студенческой молодежи, ориентированной на созидание материальных и духовных ценностей.
Трудности и полифоничное многообразие задач, стоящих перед современным образованием, многовекторный характер воспитательной деятельности, а также региональные особенности функционирования конкретного учебного заведения предполагают поиск оптимальных вариантов решения социально значимых задач.
В целом успешное функционирование системы профессионального образования г. Уфы во многом связано с наличием четкой перспективы развития миллионного города, всех его инфраструктур. Поскольку структура промышленного производства Уфы связана с высокими технологиями в различных отраслях экономики и социальной сферы, насыщенной духовной, культурной жизнью, то система образования должна ориентироваться на воспитание уфимца - патриота родного города, характеризующегося следующими позициями его «Я-концепции»:
- Я - житель города, находящегося на стыке Европы и Азии, на пересечении двух глобальных культурных традиций - Запада и Востока, знающий их духовные ценности и реализующий в жизни их позитивные, взаимодополняющие, гуманистические составляющие;
- Я - житель города, которому более чем 400 лет, тесно связанного с одухотворенной традициями и памятью великих предков Россией и родным Башкортостаном, знающий и уважающий уроки истории, чтящий и соблюдающий гуманистические традиции и заветы предков, желающий оставить свой след в славной истории родного города, республики и страны;
- Я - житель города, в котором в мире и согласии живут представители многих национальностей, искренне уважающий их уникальную культуру, ценности и обычаи, принимающий открытый взаимообогащающий диалог в качестве единственно возможной стратегии общения между людьми, культурами и народами;
- Я - житель города - сердца моей республики, в котором пересекаются все экономические, торговые, социальные, транспортные «артерии», и потому всю свою созидательную жизнь стремящийся стать высоким профессионалом и принести максимальную пользу на своем рабочем месте землякам;
- Я - житель города-полуострова, расположенного между двумя полноводными реками Агиделью и Караиделью, одного из самых зеленых городов России с неповторимым природным ландшафтом, ценящий красоту его природы, парков и аллей, украшающий его природный облик и оберегающий хрупкое экологическое равновесие;
- Я - житель города, в архитектурном облике которого переплелись разные эпохи, знающий его историю, оберегающий «деревянную и каменную» плоть, уважающий труд древних зодчих и современных архитекторов, чтящий его старость и молодость, не допускающий растворения его неповторимости.
Данные характеристики гражданина Уфы, жителя столицы как носителя и субъекта городской культуры выступают ориентиром для моделирования целевых, содержательно-процессуальных и оценочных компонентов воспитания студенческой молодежи мегаполиса.
В разные общественно-исторические периоды российская молодежь в своих духовных исканиях стремилась следовать благородным идеалам. Общим для молодежи всех времен было ее желание создать свой мир, отличный от мира старшего поколения. И не всегда у взрослых хватало мудрости и смелости принять ее мир, признать ее историческую правоту. Стремительно меняются молодежная мода, лидеры, но сама молодежь по-прежнему упорно ищет свои пути в лучшее будущее. Это историческая закономерность.

  • Сформировать представление о молодежи как социальной группе, определить социальные роли молодых людей. Показать, как изменяется жизнь в период гражданского совершеннолетия, роль образования в получении профессии, проанализировать сложности трудоустройства молодых специалистов. Показать роль молодежной культуры в становлении личности.
  • Формировать навыки анализа информации по заданным вопросам. Умение обсуждать проблему и общаться в группах по заданной теме. Интерактивное обучение при решении проблемных задач и ситуаций.
  • Создание психологических предпосылок для ответственного отношения к формированию личности, успешной в современной жизни. На основе технологии сотрудничества – формирование коммуникативных компетенций, повышение уровня социализации. Создание ситуации успеха для всех учащихся группы с целью повышения познавательного интереса к предмету.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Форма урока: Урок-мастерская.

Методы обучения: Технология интерактивного обучения, создание мини-проектов (кластеров), технология сотрудничества, метод решения проблемных задач, эвристическая беседа, элементы коллективной дискуссии.

Оборудование:

  • Источники права – тексты Конституции РФ, Трудовой кодекс РФ.
  • Тетради с лекционным материалом.
  • Материалы сочинений учащихся на тему “Что значит быть молодым”.
  • Для работы в малых группах и создания кластеров – листы ватмана, фломастеры, цветные карандаши, магниты для презентации работ.
  • Для работы в малых группах – кейсы с заданиями по каждому пункту плана урока.
  • Доска: тема урока, афоризмы знаменитых людей, портреты И. Канта, Ж-Ж. Руссо.
  • Фотогалерея “Я-молодой”.
  • Учебник Л.Н. Боголюбова “Обществознание”, 11 класс.
  • Материалы для рефлексии.

План урока:

  1. Организационный момент. Мотивация на успех.
  2. Определение целей и задач урока.
  3. Нацеливание на результат. Алгоритм деятельности. Формирование рабочих групп.
  4. Изучение нового материала. Самостоятельная работа в группах
  5. Выполнение проектов, презентация.
  6. Подведение итогов, оценивание.
  7. Домашнее задание.
  8. Рефлексия.

Ход урока

Этапы урока Деятельность преподавателя Деятельность учащихся
1. Орг. момент. Мотивация на успех. Здоровается, предлагает сесть. Приветствуют.
Это стихотворение о главной ценности человечества – о жизни. А в чем смысл стихотворения?

Выслушивает ответы, подводит итог.

Действительно, жизнь – коротка. Состоит она из маленьких мгновений. И нужно многое успеть. Сегодня я предлагаю вам успеть проявить себя, многое узнать и многое рассказать, ведь у каждого из вас за плечами свой собственный, личный опыт. Успехов и отличных оценок!

Думают, совещаются, отвечают.
2. Определение целей и задач урока. Предлагает открыть тетради, записать число и тему урока.

Предлагает учащимся определить цели урока. Для этого зачитывает текст задачи:

Открывают тетради, записывают число, тему урока.
"Годы юности – самые трудные годы", – еще в XVIII веке писал немецкий философ И. Кант.

Как вы думаете, почему он так сказал? Что волнует современного юношу или девушку, какие вопросы ставят перед собой молодые люди сегодня – ответы на эти вопросы мы будем с вами вместе находить на уроке. Но нам важно конкретно понимать, что мы хотим узнать.

Думают, высказывают свое мнение.
Попытайтесь сформулировать вопросы, которые волнуют именно вас сегодня.

Задание: в течение 2-х минут определить вопросы, которые мы будем обсуждать. Задание выполнять в интерактивном режиме: обсуди с соседом.

Обсуждают, озвучивают.
На доске записать формулировки основных вопросов.
  1. Молодежь как социальная группа.
  2. Социализация. Социальные роли.
  3. Гражданское совершеннолетие.
  4. Образование, профессиональная подготовка. Трудовая деятельность.
Записывают план в тетради.
Молодежная культура.

Каждый вопрос требует ответа. Сегодня мы будем искать и находить ответы на эти вопросы: рассказывать и слушать, решать задачи и просить совета друг у друга.

Слушают. Определяют рабочие “двойки”, получают материал для создания кластера.
3. Нацеливание на результат.

Алгоритм деятельности. Формирование рабочих групп.

Алгоритм деятельности:

На каждом этапе урока вы будете получать задания и выполнять их. Работать будете в парах, но если что-то вызовет затруднения, то вы можете обратиться с вопросом к любому человеку в аудитории. В результате деятельности вы создадите свой собственный образ современного молодого человека.

Смотрят, слушают.
4. Изучение нового материала. Самостоятельная работа в группах. 1.

Вызывается учащаяся, которая перед зеркаломпроизносит с разной интонацией “Ах, какая я красивая?.”

Высказывают предположения.
Преподаватель: Как вы думаете, о чем хотела сказать нам Катя? Слушают.
Преподаватель : Чтобы понять, послушайте притчу. Приложение № 6.3. Конечно, во многом боги оказались правы. Но молодость-это пора, когда человек осознанно начинает познавать себя. Выполняют задания, возможно – начинают заполнять кластер.

Отвечают.

Первый вопрос: Молодежь как социальная группа.

(Приложение 1).

Обсуждение.

Слушают, вспоминают сказку, отвечают на вопрос.
2.

Преподаватель: Все вы помните сказку, в которой есть такие строки:

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Кабы я была царица, –
Говорит одна девица,

“То на весь крещенный мир
Приготовила б я пир”.
“Кабы я была царица, –
Говорит ее сестрица, –
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна”.
“Кабы я была царица, –
Третья молвила сестрица, –
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря”.

? Кого выбрал царь? Почему? Возможно, две первые сестры не совсем верно определили свои социальные роли?

Отвечают.

Участвуют в обсуждении.

Второй вопрос: Социализация. Социальные роли.

Преподаватель раздает материалы рабочим группам, учащиеся приступают к выполнению заданий (Приложение 2).

Регламент – 5 минут. После окончания регламентного времени отвечают на предложенные вопросы.

Обсуждение.

Слушают. Смотрят на портрет И. Канта.

Отвечают.

3.

Преподаватель: Иммануил Кант писал: “Две вещи волнуют и поражают меня больше всего на свете: звездное небо над головой и нравственный закон в человеке, делающий его свободным”.

Почему можно найти оправдания за свои поступки перед другими людьми, но не перед собой?

В жизни молодого человека наступает очень важный период, когда ему исполняется 18 лет. Он называется: гражданское совершеннолетие.

Выполняют задания, возможно – заполняют кластер.

Отвечают.

Третий вопрос: гражданское совершеннолетие.

Преподаватель раздает материалы рабочим группам, учащиеся приступают к выполнению заданий (Приложение 3).

Регламент – 5 минут. После окончания регламентного времени отвечают на предложенные вопросы.

Обсуждение.

Участвуют в обсуждении.
4.

Преподаватель: Христианская традиция донесла до наших дней притчу о подвижнике 3-4 вв., основателе монашества Антонии Великом. Он вопросил: “Господи! Почему одни живут немного, а другие до глубокой старости? Почему одни бедны, а другие богаты?” Ответ был прост: “Антоний! Себе внимай!”

Слушают.
Преподаватель: Возможно, ответ на эти вопросы вы найдете, анализируя материалы по теме: образование, профессиональная подготовка, трудовая деятельность. Выполняют задания, возможно – заполняют кластер.

Отвечают.

Четвертый вопрос: образование, профессиональная подготовка, трудовая деятельность.

(Приложение 4).

Регламент – 5 минут. После окончания регламентного времени отвечают на предложенные вопросы.

Обсуждение.

Участвуют в обсуждении.
5.

Преподаватель: В 1750 году Дижонская академия объявила конкурс на лучшее сочинение на тему “Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов”. Премию получил никому ещё тогда неизвестный служащий Жан-Жак Руссо. Он писал: “Детей учат словами, а надо учить делами, поступками: быть терпимым, любящим, бескорыстным и счастливым от того, что твои потребности не превосходят твои возможности.

От рождения до 12 лет предлагал заботиться о развитии тела и органов чувств, больше тренировать чувства, потому что, став взрослыми, люди забывают о них и начинают жить только разумом, становятся поверхностными и книжными. Надо учить видеть, учить слышать окружающую природу.

С 12 до 15 лет надо развивать у детей интеллект, учить физику, геометрию, астрономию, но только на примере непосредственных явлений природы. Например, наблюдая звездное небо. С 15 до 20 – развивать нравственные чувства: любовь к ближнему, необходимость разделять их страдания и т.д.

Слушают.
Поскольку природа всегда честна, и в человеческом сердце от рождения нет испорченности, то естественное воспитание детей способно, считал Руссо, решить все социальные проблемы. Свобода и самодеятельность ребенка, уважение его личности и изучение его интересов – вот, с его точки зрения, основа настоящего воспитания”. Выполняют задания, возможно – заполняют кластер.
Преподаватель : В современном мире в воспитании человека важную роль играет культура. Отвечают.

Участвуют в обсуждении.

Пятый вопрос: Молодежная культура.

Преподаватель раздает материалы рабочим группам, учащиеся приступают к выполнению заданий (Приложение 5).

Регламент – 5 минут. После окончания регламентного времени отвечают на предложенные вопросы.

Обсуждение.

Начинают выполнять задание. Работают в группах.
5.Выполнение проектов, презентация Вывешивают свои кластеры, представление проектов.
6.Подведение итогов. Оценивание. Преподаватель : Сейчас, после того, как мы ответили на все поставленные вопросы, ваша задача – в рабочих группах создать свой проект “Современный образ молодого человека”. Регламент – 5-7 минут.

Преподаватель: прошу представить результаты. Преподаватель: Расскажите, что вы сегодня узнали, о чем задумались?

Каждый сегодня на уроке не был зрителем, все вы принимали участие в нем. Предлагаю цветными жетонами: выставить себе оценку, показать свое настроение, высказать пожелание. Жетоны прикрепить на свои проекты.

Выбирают жетоны, прикрепляют к своим проектам.
7. Домашнее задание. Записывают домашнее задание.
8. Рефлексия. Оценивание:

“5” – красный жетон;
“4” – желтый жетон;
“3” – синий жетон.

Рефлексия учащихся.
Преподаватель :

Домашнее задание: Напишите эссе на тему “Что значит быть молодым”. Преподаватель :

Твори добро –
Нет большей радости,
И жизнью жертвуй,
И спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь, судьбой униженный,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой,
Остынь.
Поверь – действительно,
Все встанет на свои места.
Ты сильный.
Сильные не мстительны.
Оружье сильных – доброта.

– На этом урок окончен. Спасибо за урок!

Список использованной литературы

  1. Блохина Е.В., Уколова А.М.
Методические рекомендации. Активизация познавательной деятельности учащихся: от понятия до способов реализации. – Изд. 2-е, испр. и доп. / ИПКи ПРО Курганской области. – Курган, 2004. – 78 с.
  • Введенский В.Н.
  • Профессиональная компетентность педагога: Пособие для учителя.: СПб: филиал изд-ва “Просвещение” , 2004. – 159 с.
  • Гостев А.Г., Киприянова Е.В.
  • Инновационная образовательно-профессиональная среда как фактор внедрения современных технологий обучения. – Екатеринбург, 2008. – 290 с.
  • Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Практико-ориентированная монография. – Москва – Тюмень, 1994. – 287 с.
  • Селевко Г.К.
  • Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  • Современные технологии обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Серия “Библиотека Федеральной программы развития образования”. – М.: Издательский дом “Новый учебник”, 2004. – 128 с.