Патриотизм – как важнейший компонент процесса объединения белорусского общества.

Свобода в самом широком смысле есть возможность осуществления субъектом -

индивидом, социальной группой или об­щностью активной деятельности в соответствии со своими на­мерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он доби­вается поставленных целей. Свободолюбие-это отношение к сво­боде как социальной ценности во всех аспектах ее проявления.

Патриотизм (от греч. - родина, отечество) есть нрав­ственный и политический принцип, социальное чувство, содер­жанием которого является любовь к своему отечеству, предан­ность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление за­щищать интересы родины. Как и свобода, патриотизм есть на­иважнейшая социальная ценность, один из самых значимых факторов обеспечения жизнедеятельности сообщества людей.

Свободолюбие и патриотизм - взаимопредполагающие и взаимодополняющие чувства. Во все времена они вдохновляли людей на подвиги, на самопожертвования, которые воспеты в лучших произведениях мировой художественной культуры.

Свободолюбие принадлежит к самым сокровенным нацио­нальным чувствам белорусов, корни которых уходят в недра их истории. Будучи потомками древних или, иначе, летописных славян, белорусы, равно как и другие славянские общности, унаследовали от своих предков те черты, которыми славяне из­начально отличались от других этнических общностей. Среди таких черт, безусловно, их свободолюбие. Именно это свойство славян бросалось в глаза представителям тех народов, с которы­ми славяне каким-то образом взаимодействовали. Приведем свидетельство на сей счет греческого историка Маврикия Стра­тега (конец VI в.): «Племена славян и антов, - пишет Маврикий, - сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению; они храбры, преимущественно в своей земле, и выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, на­готу, недостаток в пище... находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени» .



Патриотизм как одно из наиболее глубоких национальных чувств белорусов также формировался на протяжении многих ве­ков их истории. С образованием Древнерусского государства восточные славяне стали осознавать его пространства как край своих отцов, как родную землю, которую живущие на ней поколения должны беречь, защищать и приумножать. Напомним еще раз о том, как глубоко переживали за судьбу своей родины - Руси - такие наши соотечественники, как Ефросиния Полоцкая и Кирилл Туровский. В этой связи можно упомянуть также неизвестного автора «Слово о полку Игореве», который много говорит о Полоцкой земле и ее князьях. Видимо, на этом основании белорусско-польский поэт и краевед В. Сырокомля (1823-1862) считал «Слово» стародавней белорусской песней . Общеизвестна оценка данного произведения как призыва к русским князьям о прекращении усобиц, об объединении перед лицом нависшей над русской землей страшной внешней опасностью. «Слово» представляет собой страстную и взволнованную речь патриота, речь то гневную, то печальную и скорбную, то неизменно полную веры в родину, полную гордости ею и уверенности в ее будущем.

На протяжении всех последующих этапов своего исторического развития белорусы неизменно проявляли эти чувства- свободолюбие и патриотизм. С ними связана также и гамма других чувств - отважность, упорство, мужество, героизм, готовность к самопожертвованию ради свободы, которые неотъемлемы от национального характера. Особенно мужественными и решительными белорусы делаются в периоды войн, когда они вынуждены вставать на защиту своего отечества. Это наво­дит на мысль о том, что опасные ситуации в жизни белорусов пробуждают скрытые в их социогенетическом «коде» способ­ности к борьбе, упорству, сопротивлению, к проявлению дру­гих лучших качеств их предков.

Формой проявления не только демократизма, но и свобо­долюбия ближайших предков белорусов был полоцкий вече­вой строй. В этой связи интересен фрагмент из «Хроники Ве­ликого княжества Литовского и Жемойтского» с характер­ным названием: «О полоцкой свободности, или Венеции». Суть «полоцкой свободности», по мысли летописца, - в представительной системе управления, контроле городско­го вече над княжеской властью. Летописец отмечает, что «держали на той час землю русскую сами мещане полоцкие», которые «о справах своих и потребах речи посполитое и дер­жав своих радили». Причем, считает он, полоцкое «свободность», или практика решать общие дела демократическим путем происходит от «оных славных справ грецких афинеев и лацедемов». В этом же летописе Полоцк сравнивается с Ве­нецией, богатым средневековым торговым городом-респуб­ликой .

Здесь следует добавить, что с Полоцком связан еще один пример свободолюбия наших предков, уже на индивидуальном уровне проявления. Мы имеем в виду трагическую судьбу по­лоцкой княжны, красавицы Рогнеды, которая по собственной воле избрала себе мужа-князя, но была с помощью насилия уве­дена и взята в жены другим князем. Она не смогла забыть сво­ей, как теперь бы сказали, малой родины и не смогла простить мужа, киевского князя Владимира, совершившего насилие над ее княжеским родом. Образ гордой и свободолюбивой поло­чанки прошел сквозь толщу столетий и засиял новым немерк­нущим светом в поэзии, художественных полотнах и в музы­кальных произведениях.

Мы уже отмечали значение творчества отечественных мыс­лителей в формировании гуманистического и демократическо­го идеалов белорусского народа. Их интеллектуальная деятель­ность составляла необходимую морально-психологическую предпосылку и для проявления свободолюбия и патриотизма белорусов в практической жизни, для становления у поддан­ных ВКЛ высоких гражданских качеств.

Можно со всей определенностью утверждать, что Фран­циск (Георгий) Скорина явился основателем национально­патриотической традиции в истории отечественной культу­ры, что поистине было новаторским для того времени явле­нием. Если большинство европейских средневековых мыс­лителей ориентировались на универсальные, общечеловечес­кие ценности, то для Скорины приоритетное значение име­ли интересы своего отечества, ответственность перед роди­ной, ее народом или, как он сам пишет, перед «братьями русью, людьми посполитыми». Патриотическое начало в его мировоззрении наиболее выразительно сформулировано в следующих словах: «Понеже от прирожения звери, ходящие в пустыни, знають ямы своя; птици, летающие по возъдуху, ведаюць гнезда своя; рибы, плавающие по морю и в реках, чують виры своя; пчелы и тым подобная боронять ульев своих, - тако ж и люди, игде зродилися и ускормлены суть по бозе, к тому месту великую ласку имеють» . Во всех своих произведениях он призывал соотечественников, в том числе государственных деятелей, не жалеть «всякого тружания и скарбов для посполитого доброго и для отчины своея» .

Усилия интеллектуальной элиты общества не могли не при­нести желаемых результатов. Установка на свободу, чувство патриотизма становились элементами культуры различных сло­ев народа, эти ценности решительно утверждались в социаль­ной, политической, правовой, экономической, религиозной, культурной областях жизни. Даже в период, когда идея свобо­ды подвергалась решительному давлению со стороны папства (Контреформации), король и великий князь Владислав IV, учитывая жизненные ценности белорусов и обращаясь к одному из шляхтичей Новогородского повета, писал: «Все жители на­шего государства не представляют себе большего счастья, чем свобода, за которую они готовы не только отдать свое имущество, но и рисковать жизнью» .

Свободолюбие белорусов во времена Великого княжества Литовского своего наибольшего проявления достигает в со-циально-экономической и политической жизни городов, особенно таких крупных, как Полоцк, Вильно, Витебск, Могилев, Минск, Брест, Гродно и др. Еще раз напомним, что традиция городского самоуправления возникла в эпоху Киевской Руси. В период ВКЛ общественная жизнь городов поднимается на новый уровень, с предоставлением им так называемого магдебургского права она получает свое юри­дическое закрепление.

Магдебургское право

Феодальное городское право. Сложилось в немецком городе Магдебург в ХII-ХVII вв. Являлось юридическим закреплением результатов борьбы го­рожан с феодалами за свои права и свободы, за право самоуправления. Имело универсальный характер, т.е. трактовало различные виды правоотно­шений: деятельность городской власти, суда, его компетенцию и порядок су­допроизводства, вопросы земельной собственности «в пределах города», нарушения владения, захвата недвижимости, устанавливало наказания за различные виды правонарушений. Особое место занимали нормы, которые регулировали торговлю и ремесленничество, деятельность цехов и купече­ских гильдий, порядок налогообложения. Воспринято многими городами Восточной Германии, Восточной пруссии, Силезии, Чехии, Венгрии, Поль­ши. Магдебургское право имели около 60 городов и местечек Беларуси.

«патриотизм». Исторические типы патриотизма. Патриотическое поведение: единство и многообразие

Слово «патриотизм» означает «родина, отечество». Патриотизм - это особое состояние сознания, связанное с любовью к родине, отечеству.

Исторически патриотизм зарождается во время формирования полисной организации общества. В античной Греции понятие «политейя» означало принадлежность к полису, сообщество граждан полиса, т. е. гражданство. Формирование самого понятия «гражданин» было достижением греческой политической мысли и полисного мировоззрения. Полисное устройство предполагало высокий уровень требований к его гражданину. Гражданин полиса обладал всей полнотой прав и обязанностей. Только гражданин полиса имел право на ношение оружия и службу в полисном войске и был обязан защищать полис от врагов с оружием в руках. Полисное воспитание формировало этику гражданственности. Это была этика ответственности за состояние своего полиса, его процветание и безопасность. Полисная организация порождала особые патриотические чувства граждан к своему полису-отечеству, к своей земле. Выть гражданином - значило быть патриотом.

Античный Рим придал полисному патриотизму особый пафос. Рим и римское гражданство являлись для римлян самыми главными ценностями. Достоинство гражданина было связано с коллективизмом и подчинением своих интересов интересам Рима. Римляне высоко ценили воинские доблести, мужество, выносливость, дисциплинированность, верность традициям. Все свои подвиги римский гражданин совершал во славу и величие Рима.

В период Средневековья, когда существует феодальная раздробленность, чувство патриотизма сохраняет свой смысл в контексте любви к родной земле. В условиях господства религиозного мировоззрения патриотические чувства углублялись необходимостью защищать свою веру. Патриотизм проявлялся и в понимании отечества как наследуемой родовой чести, дающей право на защиту родового наследия.

В Новое время, когда начинают формироваться современные централизованные государства, патриотическое сознание наполняется новым содержанием. В период буржуазных революций понятия «отечество» и «патриотизм» оказались проникнуты духом конституционализма, гражданственности, защиты прав человека.

В СССР под воздействием Октябрьской революции, гражданской войны, успехов в строительстве социалистического общества сформировался советский патриотизм. Несмотря на глубокую классовость и идеологизированность, советский патриотизм был патриотизмом в самом высоком смысле этого слова. Советский патриотизм в наибольшей мере показал свою жизненную силу в годы Великой Отечественной войны, именно в этот тяжелейший период испытаний вся страна поднялась на защиту Родины. Партизанское движение в Беларуси - один из величайших примеров героизма, стойкости и мужества, проявленных народом во имя Победы.

Патриотизм занимает особое место в системе общественного сознания, он составляет духовно-нравственную основу личности. Человек, лишенный патриотических чувств, становится чужаком в своем Отечестве. Различают патриотизм как эмоционалъно-психологическое состояние и как активную деятельность. Как эмоционально-психологическое состояние, патриотизм - глубокое, возвышенное чувство любви к Отечеству, к родному краю, осознание нераздельности, единства с Родиной. Активно-деятельностная форма проявления патриотизма - это конкретная деятельность на благо Отечества, служение интересам народа. Патриотическая деятельность многообразна в своих проявлениях: защита Отечества; умение ставить интересы Отечества выше частных интересов; готовность прийти стране на помощь в сложных условиях исторического развития; добросовестный труд; самоотверженное, вплоть до самопожертвования, служение Родине.

Следует различать понятия «патриотизм» и «национализм». Патриотизм - глубокое чувство любви к Отечеству - исторически возник намного раньше национализма. Национализм как идеология формируется в конце XVIII в. В националистическом сознании чаще всего происходит фетишизация собственной национальной исключительности, которая соединяется с недоверием к другим этническим сообществам. Национализм приводит к росту межэтнической напряженности внутри государства, осложняет функционирование государства на международной арене. В отличие от национализма патриотизм не разрушает внутреннего единства государства, а консолидирует общество.

Политико-идеологические и духовно-нравственные основания патриотизма

Роль и значение патриотизма возрастают в кри-тических ситуациях исторического развития: война, резкое обострение социальных конфликтов, револю-ционные потрясения, борьба за власть , стихийные бедствия. Такие исторические переломы требуют от граждан повышенного напряжения сил и особых ду-ховных качеств, чтобы ответить на «вызов» среды, выстоять и сохраниться как социуму.

На этапе возникновения и развития Республики Беларусь как суверенного государства остро встает вопрос о патриотическом воспитании. Патриотизм се-годня выступает в качестве духовной основы возрож-дения Беларуси. Без развитого патриотического чув-ства невозможно сохранить суверенитет Республики Беларусь, защитить национально-государственные интересы, добиться процветания общества.

К духовно-нравственным основаниям патриотиз-ма относятся:

Любовь к Отечеству;

Гордость за свою страну, свой народ;

Бережное отношение к истории, историческим памятникам и культурному наследию;

Ответственность за судьбу страны, ее будущее;

Приумножение чести и славы своей страны;

Уважение к государственной символике, гор-дость за государственные символы;

Готовность защищать Отечество от внешних врагов.

Все эти ценности находят свое выражение в патриотических лозунгах: «Слава народу-победителю!», «За Беларусь!», «За сильную и процветающую Беларусь!», «Квггней, Беларусь!» и др.

Патриотическое чувство отличается эмоциональной сложностью. Это не только любовь, уважение, гордость по отношению к своей Родине. В нем может присутствовать чувство боли и страдания, глубокой тревоги за судьбу Отечества.

В патриотическом сознании объектом патриотического чувства может выступать государство. Появление государственного (этатистского) патприотизма было востребовано конкретными историческими условиями, когда от создания и укрепления государства, утверждения определенных форм государственной власти зависело дальнейшее существование и развитие общества. В этатистской разновидности патриотизма государство выступает как высшая и особая ценность, интересы и цели государства становятся приоритетными по отношению к любым другим, будь-то интересы личности или общества. Гордость за Державу, за силу и мощь государства, особенно военную, становится доминирующей в патриотическом чувстве, а укрепление государства рассматривается как основное условие эффективного функционирования общества. Государственный, державный патриотизм характерен, например, для значительной части населения России, что обусловлено российской историей, в которой государство выступало как важ-нейший фактор развития общества, а также возник-новением Российской империи и статусом великой державы.

В патриотическом чувстве белорусов доминирует любовь к Родине, Отечеству, родному краю, отчему дому, родной природе. Такой патриотизм называют возвышенно-эмоционалъным.

В переходных обществах, к которым относится и Республика Беларусь, формирование патриотическо-го сознания, особенно у подрастающего поколения, является важнейшим условием, без которого невоз-можно возрождение Отечества. Решение этой задачи представляет особую сложность, так как старая си-стема патриотических ценностей разрушена, а новая еще формируется

Термин «белорусская идея» используется по аналогии с философским термином «русская идея», введенным Вл.С. Соловьевым в 1887-88 г.г. для обозначения русского самосознания, культуры, национальной и мировой судьбы России, ее христианского наследия и будущности, путей соединения народов и преображения человечества . Для русской идеи, подчеркивал Вл. Соловьев в своем докладе в Париже (1888) под названием «Русская идея», вышедшем вскоре в виде брошюры “L’ idée russe”, отмечал, что сущность русской идеи совпадает с христианским преображением жизни, построением ее на началах истины, добра и красоты. Соловьевская формулировка русской идеи призывала к единству Востока и Запада, соответствовала его философии всеединства и наряду с идеей Ф.М.Достоевского о «вселенской отзывчивости» русской души рассматривалась как религиозно-общественный идеал, обращенный в будущее, способствовала подъему русского духа в России начала 20 в. Основатель евразийства Н.С. Трубецкой и его сторонники конкретизировали русскую идею в отношении «субъекта русской культуры и государственности», выступили инициаторами полидисциплинарного направления «россиеведения», соединяющего усилия философов, обществоведов, естествоиспытателей и подчеркивали плодотворность для России «экономического западничества», т.е. следования западной экономической модели, отрицая одновременно «космополитизм» и «интернационализм» как неприемлемые для России формы логичного «стремления к общечеловеческой культуре». И.А. Ильин, как крупнейший теоретик линии государственников, также высказался против «христианского интернационализма», понимающего русских как «какой-то особый «вселенский» народ, который призван не к созданию своей творчески-особливой, содержательно-самобытной культуры, а к претворению и ассимилиляции всех чужих, иноземных культур» 4 . Главной целью Ильина была реабилитация ценностей консерватизма и обоснование русского национализма и патриотизма как духовно-культурных, а не политико-идеологических феноменов. Не отказываясь от христианских перспектив и измерений русской идеи, Н. Бердяев в книге «Русская идея. Основные проблемы русской мысли 19 века и начала 20 века» (Париж, 1946) отчетливо заявил о существовании собственных национальных интересов России с ее интеллектуальной историей как целостности, без изъятий и искусственных перерывов, ее органического развития, в соответствии с чем в его 10 главе равноправно присутствуют Петр I, декабристы с Радищевым, Белинский и Пушкин, Достоевский и Гоголь, славянофилы и Тютчев, Соловьев, Толстой, Герцен, Розанов, Чернышевский, Писарев, Ленин, Кропоткин, Бакунин, Михайловский, Леонтьев, Федоров, культурное возрождение начало 20 века.

В национальной белорусской идее воплощается историческое стремление белорусского народа к свободе, самостоятельности и благосостоянию, сохранению и развитию белорусской науки, белорусского языка и белорусского государства, гуманистических перспектив и гражданской ответственности за будущее страны.

Формирование белорусской идеи как систематизированного обобщения национального самосознания, имеет глубинные корни и представлено, как в рационализированной, социально-философской и общественно-политической форме, так и в образно-типизационном, художественно-литературном выражении. Суть ее заключается в осмыслении бытия белорусского этноса, исторического наследия и борьбы белорусского народа, его национальной идентичности и самости, генетических истоках исторического предназначения, идей сосуществования, основаниях уникальности, особенностях национального характера, геополитического положения и роли в глобализационных процессах современности. Становлению белорусской идеи способствовали ассимиляция духовного опыта западноевропейской и русской традиций в культуре Беларуси, социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии (Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий), развитие философско-белорусского самосознания в ХХ в. (А. Гарун, Н. Абдиралович-Канчевский и др.), философско-публицистические выступления и произведения (К. Калиновский, Я. Колас, М. Богданович, Ф. Богушевич, Я. Купала, В. Ластовский). Мощная волна национального возрождения взламывает старые формы, раскрывает тайны о начале белорусской государственности, исторических событиях и личностях, «белых» пятнах национального самоутверждения и самоидентификации, утверждает величие нашего прошлого и обосновывает веру в будущее белорусского народа, как уникального субъекта истории и органического компонента европейской и мировой цивилизации. Национальная идея является источником духовного обогащения, формирования гуманистического мировоззрения, высоких гражданских качеств, возрождения исторической памяти и национального самосознания, чувства гражданской гордости и патриотизма, национально-культурного возрождения Беларуси.

Национальная идея формируется лишь в контексте традиций национальной культуры, ибо традиция (от лат. - передача, предание) – это способ бытия и воспроизводства элементов социального и культурного наследия, норм поведения, мировоззренческих установок, форм сознания и человеческого общения. Традиция характеризует связь настоящего и прошлого, выступая своего рода посредником между современностью и прошлым, механизмом хранения и передачи образцов, приемов и навыков деятельности. Противоречивость традиции проявляется в том, что она, с одной стороны выглядит как консервация прошлого, символ «отставания», «отсталости» и неизменности, с другой стороны - выступает как необходимое условие сохранения, преемственности и устойчивости человеческого бытия. В то же время развитие культуры невозможно представить без создания новых культурных продуктов и образцов, или так называемой культурной инновации, благодаря чему формируется национальная культура.

Национальная культура - культура определенной нации, сложившаяся на протяжении ее исторического развития на основе этнической культуры. Белорусская национальная культура сложилась на основе культуры белорусского этноса во взаимодействии с культурами других этнических групп -украинцев, русских, литовцев,и др. Своеобразие белорусской культуры определили ее тесные взаимоотношения с другими народами, «пограничный» характер. Белорусская культура на протяжении всего своего развития всегда чувствовала влияние других культур и сама значительно повлияла на соседние культуры. Тесные взаимоотношения были обусловлены географическим положением Беларуси (расположение между Востоком и Западом), прохождением через страну двух больших культурных регионов (влиянием двух миров) - православно-византийского и римско-католического.

Особенности самоидентификации белорусов как соотнесенности человека с определенной культурой, его принадлежности к этой культуре и осознании этого факта, определяет пограничный характер их культуры, постоянный тесный контакт с другими цивилизациями, особое положение белорусских земель, которые находились на перекрестке торговых путей, водоразделов Черного и Балтийского морей, в географическом центре Европы, наличие воинственных соседей и мощных военных государств, размещавшихся по всему периметру белорусских границ.

Белорусские земли и в прямом, и в переносном смысле всегда находились на перекрестке международных дорог, влияний, интересов, культур. Это пограничье выполняло двойную функцию. С одной стороны, белорусская культура восприняла лучшие достижения восточной и западной культур, создав оригинальную и самобытную культуру. С другой стороны, именно пограничье и постоянное нахождение в сфере различных культурно-цивилизационных влияний не дали белорусской культуре возможности до конца самоопределиться, выбрать свой «путь». Белорусы не могут, в отличие от своих соседей, идентифицироваться только с одной культурной традицией. Проблема поиска своего пути развития была характерна для белорусской культуры на протяжении всей ее истории. Одним из первых сформулировал идею белорусского пути И. Абдзиралович (Кончевский).

В последние десятилетия вопрос культурной самоидентификации белорусов приобрел наибольшую остроту. Это связано с теми глобальными изменениями, которые сейчас происходят в мире: расширением средств массовой коммуникации и информации, современными глобализационными процессами, особенностями культурной ситуации, изменением геополитического пространства, нарушением привычных культурных связей, проблемой интеграции и сохранения собственной культурной идентичности (самобытности).

В силу особого географического положения Беларуси, находящейся на стыке двух центров - западного римско-католического и восточного православно-византийского, ее территория часто подвергалась постоянному переделу. Возможно, этим объясняется то, что самоидентификация белорусов носила в основном локальный характер и основывалась больше на принадлежности к определенной территории, местности, региону («тутэйшыя»), социальной группе (православные, католики и т.д.), клану, роду, семье, возвышаясь иногда до уровня нации и государства. Отсутствие непрерывной традиции, воздействие различных культур и цивилизаций затрудняли процессы идентификации белорусов, не давали четких критериев определения культурной принадлежности.

Белорусам сегодня необходимо самоопределиться, «найти самих себя», иметь довольно сил, что гарантировало бы равноправное участие в свободном обмене передовыми идеями и течениями мысли в духовной жизни восточного и западного регионов, помогло процессу самоидентификации и формированию чувства патриотизма. Чувство патриотизма играет особую роль в формировании современных мировоззренческих приоритетов белорусской государственности. Патриотизм (от греч. – patris – родина, отечество) – идея, чувство и действия, выражающие любовь и преданность Родине, способствующие ее успехам во всех сферах внутренней жизни, повышению ее могущества и укреплению авторитета на международной арене. Патриотизм – это осознание общности интересов людей, веками живущих в обособленных отечествах, уважение к историческому прошлому своего народа, гордость за его достижения и горечь за неудачи, беды и ошибки предков и современников, активная деятельность по созданию нового, прогрессивного. Обязательной стороной подлинного патриотизма является уважение к другим народам, их языку, культуре, истории.

Патриотизм исключает как национальный нигилизм, так и «квазипатриотизм» - гипертрофированное представление о своей нации, противопоставляющее национальное общечеловеческому, отечественное – интернациональному. С патриотизмом несовместимы сепаратизм, национализм, шовинизм. За этими аномалиями стоят общественные силы, интересы которых противоречат тенденциям исторического прогресса, преследующие корыстные, узкоклассовые цели. Патриотичной может быть лишь политика, идущая из глубин народного бытия, вырабатываемая и осуществляемая для блага конкретных, реально действующих людей, образующих данную историческую общность, и не в ущерб другим народам.

На современном этапе развития Республики Беларусь патриотизм приобрел особую значимость и приоритетность. Жизнь неумолимо требует объединения всех патриотических сил в народное движение по решению задач демократического реформирования общества и государства, возрождению и обогащению национальных традиций, упрочению многообразных отношений и связей с другими странами и народами.

Формирование патриотизма, развитие белорусской культуры, следование ее традициям и становление национальной идеи несовместимы с национализмом . Сущность национализма как соответствующей идеологии состоит в абсолютизации собственной национальной выделенности и исключительности с одновременным недоверием к чужим этническим общностям, а в крайних проявлениях - отказом им в праве на существование. Исторически национализм как политический принцип формировался в процессе образования национальных государств, распада империй и отделения колоний от метрополий. В экстремальных вариантах проявления национализма происходит фетишизация собственно этнического начала, которое начинает рассматриваться как предельное основание бытия данной общности людей. Идеология национализма постулирует также приоритет национальных ценностей перед личностными, приоритет национального прошлого и желаемого будущего перед настоящим. Национализм абсолютизирует этническую замкнутость, ведущую к упрощению, застою и упадку данной национальной культуры.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Основы идеологии белорусского государства

Предисловие.. понятие идеология неразрывно связано с системным анализом политических правовых нравственных и эстетических..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основы идеологии белорусского государства
Под общей редакцией профессора С.Н. Князева и профессора С.В. Решетникова МИНСК УДК ББК

Корни и генезис идеологии как формы мировоззренческого опыта людей
Политическое сознание – это совокупность общезначимых для данного социума знаний, ценностей, норм, убеждений, верований, в которых отражается политика как особая сфера социальности. Но политическое

Власть идеологии. Функции политической идеологии
Власть идеологии – это особая власть. Это власть над сознанием людей и возможностью управлять и манипулировать сознанием как на массовом, так и индивидуальном уровне. Идеологии являются наиболее ва

Идеология государства – специфический тип идеологии
Идеологическое пространство всегда плюралистично. В обществе одновременно существуют самые разнообразные идеологические теории. Функционируя, они взаимно дополняют друг друга, создавая единую идеол

Структура идеологии белорусского государства и ее основные компоненты
Без духовной энергии невозможно созидание эффективной экономики и процветающего общества. Важной проблемой идеологии белорусского государства является соотношение инноваций и традиции как

Формирование иделогии белорусской государственности
Дискуссии по проблеме формирования идеологии национальной государственности ведутся во всех государствах СНГ. Во всех этих дискуссиях проводится мысль о том, что поскольку народ выступает одним из

Перспективы развития идеологии белорусской государственности
Конституционное закрепление новых форм государственной и общественной жизни знаменует и новый этап национально-государственного самоопределения Беларуси. Обычно принято рассматривать право наций на

Распад советской государственности
Конец 80-х и начало 90-х годов ознаменовались бурным развитием политического процесса на всем пространстве союзного государства. В результате политическая система общества претерпел

Выбор идеологии белорусской государственности в постсоветский период
Второй этап преобразований властных отношений начался в Беларуси со второй половины 1991 года и завершился избранием Президента в июле 1994 года. Он вошел в историю страны как период борьбы за влас

Укрепление белорусской государственности
Третий период реформирования системы власти и управления начался со второй половины 1994 года и продолжался до ноября 1996 года. В этот период были приняты законы о президенте, Верх

На пути к союзному государству
Ушел в историю XX век - век величайших научных открытий и выхода человека за пределы Земли, серьезных испытаний нашей цивилизации, трагических ошибок и заблуждений. В новое тысяче­л

Определение идеологии
Идеология – это система концептуально оформленных представлений и идей, которая выражает интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики – классов, наций, общества, по

Основные типы идеологии
Либерализм (от лат. liberalis – свободный) своими корнями либерализм уходит в рационалистические и просветительские учения XVII–XVIII веков, сыгравших прогрессивную роль в деле критики западноевроп

Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь
Понятие и сущность конституции Слово “конституция” происходит от латинского constitutio – установление, строение. В настоящее время в юридической литературе приводится мног

Понятие и политико-правовое значение суверенитета
Суверенитет государства, народа, нации. Их взаимосвязь Осoбеннoсти гoсударственнoгo стрoительства в сoвременных услoвиях oбусловливаются oбретением республикoй гoсуд

Характеристика основ конституционного строя
Человек, его права и свободы как высшая ценность Отличие конституционного строя демократического государства от тоталитарного заключается в принципиа

Демократическое государство
В соответствии с Конституцией Республика Беларусь – демократическое государство. Демократическим считается такое государство, в котором обеспечивается народовластие, политический пл

Правовое государство
Одной из насущных проблем организации общества является установление такого соотношения интересов личности и государства, при котором, с одной стороны, обеспечиваются свобода и достоинство человека

Социальное государство
В литературе отмечаются следующие признаки социального государства: 1) оно ответственно за существование общества; 2) в нем индивид несет обязанности перед иными лицами и обществом

Светское государство
Светским можно считать такое государство, в котором никакая религия не устанавливается в качестве обязательной и где обеспечивается свобода вероисповедания. Для светского г

Политическая культура как сфера духовной культуры
В современную историческую эпоху в социальных процессах все более заметную роль играет политическая культура. Политическая культура – это «система исторически сложившихся пол

Проблемы формирования политической культуры
В Республике Беларусь в настоящее время в целом стабильная политическая ситуация – в нашем государстве нет противостояния между гражданами и властью, отсутствуют какая-либо межэтническая конфронтац

Сущность идеологии и ее роль в общественно-политической жизни Беларуси
Формирование и функционирование политической культуры органично связано с идеологией и идеологическими процессами. Термин «идеология» ввел в научный оборот французский мыслитель Дестют де Траси в н

Идеологические процессы в Беларуси и их особенности
Если до сих пор в большей мере решались теоретические вопросы, связанные с моделированием концептуальных основ идеологии белорусского государства, то в настоящее время акцент смещен в практически-п

Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение политической культуры. 2. Перечислите основные качественные характеристики политической культуры. 3. Назовите основные типы политической культуры. 4.

Роль средств массовой информации в условиях современного политического развития
Место и значение СМИ в нашей жизни трудно оценить однозначно. С одной стороны, они получают все большую власть в современном обществе, становясь, в частности, важнейшим фактором политической борьбы

Идеологическая функция средств массовой информации
Основным связующим звеном между журналистикой и идеологическими процессами является государственная политика в сфере СМИ, регулирующая: - внутрижурналистские отношения (учредитель, издател

Политико-правовые основы деятельности профсоюзов
За последнее время существенно изменилась роль профсоюзов в обществе. Современный правовой статус профсоюзов позволяет им сосредоточиться на представительстве и защите социально-эко

Роль, функции и механизм деятельности профсоюзов в переходный период
Историческое значение профсоюзов состоит в том, что они, защищая интересы и права рабочих, стали основой развития рабочего движения. Именно профсоюзам принадлежит инициирующая роль

Реформирование деятельности профсоюзов на современном этапе
Действительная сила профсоюзов как неотъемлемой стороны в системе трипартизма в странах с переходной экономикой в значительной степени зависит от их собственных действий, гибкости и

Идеологическое обеспечение развития профсоюзного движения в Республике Беларусь
Идеология как система взглядов и идей способна фиксировать и отражать основные тенденции развития белорусской государственности. С развалом Советского Союза, в период становления не

Профсоюзы и социально-экономические аспекты переходного периода
Переходный период в развитии экономических отношений в Беларуси явился для профсоюзов этапом проверки способности исполнять их истинную роль как массовой общественной организации, г

Тенденции развития профсоюзного движения в белорусском обществе
Профсоюзное движение в Беларуси прошло большой и трудный путь развития. Будучи неоднородным на разных этапах по направленности, стратегическим и тактическим целям, меняя формы и мет

Социальное партнерство
Статья 14 Конституции Республики Беларусь определяет, что отношения в социально-трудовой сфере между органами государственного управления, объединениями нанимателей и профессиональн

Понятие и функции выборов в политической системе общества
Свободные и честные выборы – обязательное условие и элемент демократии в любой стране. Выборы представляют собой процедуру, регламентируемую правилами, в соответствии с которыми люд

Виды избирательных систем
Большое влияние на результаты голосования оказывают правила, по которым проводятся выборы, – избирательная система. Эти правила закрепляются в избирательном праве каждой страны. Изб

Стадии избирательного процесса
Проведение выборов в органы государственной власти связано с разнообразными событиями: собраниями, митингами, встречами кандидатов с избирателями, публикациями в средствах массовой информации и т.д

Вопросы для самопроверки
1. Что такое выборы, и какие функции они выполняют в обществе? 2. Каковы права и обязанности избирательных комиссий? 3. Каковы основные отличия мажоритарной и проп


Значение института президентства Термин «президент» происходит от лат. Prаesidens, что буквально означает «сидящий впереди». Видимо, в античные времена президентом называли председа

Политико-правовой статус Президента Республики Беларусь
Как считает белорусский конституционалист А.Г. Тиковенко: «Новая редакция Конституции 1996 года существенно обогатила теорию и практику разделения властей, значительно укрепила их с

Специфика президентской власти при «смешанной» системе правления
Наделение президента Республики Беларусь рядом полномочий во всех сферах государственного управления привело к формированию в республике особого института президентской власти. Президент Республики

Вопросы для самоконтроля
Каково значение института президентства в политической системе современного общества? Назовите основные этапы становления института президентства в Республике Беларус

Этапы становления парламентаризма в Республике Беларусь
Одними из важнейших субъектов идеологической деятельности в современных обществах являются парламенты. Именно от работы парламентов, их эффективности и целенаправленной деятельности во многом завис

Структура и функции Парламента
В Беларуси парламент также состоит из двух палат. Парламент Великобритании состоит из Палаты общин и Палаты лордов, Франции - Национального собрания и Сената, конгресс США - Палаты представителей и

Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики Парламентом – Национальным собранием Республики Беларусь
Реальной возможностью влияния парламентов на формирование и становление идеологии является законодательное содействие созданию необходимых объективных и субъективных условий, способствующих формиро

Идеология деятельности исполнительной власти
Исполнительная власть – органичная и эффективная часть политической организации общества. А эту власть «...в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – ц

Идеология экономической политики Правительства
Важнейшая функция Правительства – целенаправленное воздействие на экономику. Ее государственное регулирование предполагает организационно-практическую деятельность Совета Министров Республики Белар

Основные приоритеты в работе Правительства
При формировании целевой функции государство вырабатывает стратегические направления социально-экономического развития, берет на себя то, что неподвластно рыночной системе. Важнейши

Аграрная политика
В годы стабильного состояния экономики на долю агропромышленного комплекса республики (АПК) приходилось около 44 % валовой продукции, 40 % стоимости основных производственных фондов

Жилищное строительство
На начало 2001 года в Республике Беларусь 568, 8 тыс. семей и одиноких граждан состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий против 609 тыс. семей и одиноких граждан на

Социальная сфера как объект идеологической деятельности
Президент и Правительство, местные органы исполнительной власти уделяют пристальное внимание укреплению интеллектуальной основы общества – социальной сферы. Без развития всех компонентов этой сферы

Организационно-практические меры по повышению роли Правительства в формировании идеологической политики
Решение усложняющихся социально-экономических задач, обеспечение устойчивого и безопасного развития Республики Беларусь обусловливают необходимость повышения эффективности работы всех органов госуд

Идеологическая составляющая реформы местного самоуправления
Процесс выработки идеологии государства в нынешних условиях, прежде всего, ориентируется на тот пласт общества, где решаются главнейшие созидательные проблемы, касающиеся трудовых коллективов и каж

Система и главные направления идеологической работы на местном уровне
Реформирование местного самоуправления – процесс сложный, вторгающийся в основы политической системы общества, в функционирование всех без исключения ее составляющих частей. Оно требует существенно

Социальные технологии идеологической работы в системе местного самоуправления
Особенно важно, чтобы на местном уровне была создана ярко выраженная социальная технология идеологической работы. Ее слагаемые компоненты были в основном сформулированы на республиканском семинаре-

Экономика в единстве с обществом и государством, во взаимодействии с политикой и идеологией
Основой развития любого государства, гарантией его независимости, условием стабильности и эффективности жизнедеятельности общества выступает экономика страны. Экономика - это особая

Концептуальные основы формирования национальных моделей рыночных экономик и белорусской экономической модели
Выработка теоретических основ формирования белорусской модели социально-экономического развития потребовала изучения и обобщения зарубежного опыта функционирования рыночной экономики, сложившихся в

Условия формирования белорусской экономической модели
Находясь в составе бывшего Советского Союза, Беларусь была одной из наиболее благополучных его республик. На конец 80-х годов ХХ века приходился наивысший уровень ее социально-эконо

Экономическая политика Республики Беларусь
Государство играет центральную роль в экономической жизни общества. Его деятельность, как правило, связана с производством общественных благ, экономическим и социальным регулированием, развитием ко

Интегративная идея и национальные интересы государства
Весьма важным моментом понимания сущности политической системы общества является уяснение двух базовых понятий – национальная (объединительная, интегративная) идея и национальные ин

Нормативно-ценностные предпосылки функционирования политической системы
Политические системы большинства современных стран имеют сходную структуру (включая законодательную, исполнительную и судебную ветви власти), однако при этом каждая имеет специфичес

Вопросы для самопроверки
Какое понимание нации принято Организацией объединенных наций? Какие есть подходы к пониманию общенациональной государственной объединительной идеи? Что та

Духовные славянские традиции и ценности в становлении белорусской государственности
Исторический опыт показывает, что государства, достигавшие высоких вершин экономического, политического и культурного развития на определенных исторических этапах, всегда обращались

Стратегические приоритеты и консолидирующие идеи белорусского общества: рациональный выбор исторического пути развития
Принятие государственных и политических решений на международном (глобальном) и внутреннем (страновом) уровнях требует от современных политиков, экономистов, субъектов различных вет

Вопросы для самопроверки
1. Почему на современном этапе актуализируется поиск философской мысли по обоснованию новых мировоззренческих и идеологических приоритетов и ценностей? 2. Какое содержание

Приоритеты в сфере образования
В современном мире признано, что система образования в значительной мере определяет социально-экономический прогресс общества. Образование является определяющим фактором не только р

Приоритеты в сфере здравоохранения
Необходимым условием трудового потенциала, главным критерием эффективности государственного управления является здоровье общества. Поэтому главной целью государственной политики в о

Приоритеты в сфере социальной защиты населения
Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать свое и семейное благосостояние, а для не

Приоритеты в сфере культуры спорта и туризма
Культура – это важнейший компонент жизни государства, признак его цивилизованности. Культура оказывает особое влияние на становление государственности. Ее высокий уровень – залог фо

Религия в современной Беларуси
В периоды социально-политических неурядиц и потрясений, когда люди волею исторических судеб выталкиваются из привычной, устоявшейся колеи жизни, оказываются отчужденными от существующей системы, он

Конфессиональная политика в контексте идеологии белорусского государства
Под “ конфессиональной политикой” понимается: 1. во-первых, комплекс стратегий и шагов светского государства по отношению к различным конфессиям, находящимся в равном полож

Современное законодательство о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях
Появление законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “О свободе вероисповеданий и религиозных организаций» (новая редакция) вызвало острую полемику среди специалис

Молодежь как социальная группа общества, политическая социализация молодежи
Особую актуальность для каждого государства в современных условиях приобретает проблема формирования молодежной политики, ведь молодое поколение воспроизводит общество не только биологически, но и

Организационно-правовые и концептуальные основы государственной молодежной политики. Принципы молодежной политики
Многие страны еще с начала 60-х годов начали проводить целенаправленную социальную, экономическую, культурную политику в отношении подрастающего поколения. В начале 60-х годов западное общ

Основные направления молодежной политики на современном этапе
В современных условиях неизмеримо возросла потребность в новых подходах, в новой стратегии и тактике социального и политического развития молодежи. Решение этой сложной проблемы невозможно

Внешняя политика и идеология государства
Под внешней политикой государства понимается деятельность той или иной страны на международной арене, направленная на осуществление взаимодействия с другими субъектами международных

Национальные интересы Республики Беларусь. Принципы, цели и задачи белорусской внешней политики
Республика Беларусь как суверенное государство появилась на политической карте мира 19 сентября 1991 года, когда Верховный Совет БССР принял закон о переименовании Белорусской ССР в

Система информационно-идеологического обеспечения внешней политики белорусской государства
История человеческой цивилизации свидетельствует, что с появлением института государства и присущей ему внешней политики и дипломатии одновременно появилась и публичная форма ее обо

Основы идеологии белорусского государства
Раздел I. Теория и методология идеологических процессов Тема 1.1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства


1. Лукашенко А.Г. Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент // Народная газета. 2003. 29 марта. 2. Лукашенко А.Г. Послание Президента Ре

С древнейших времен, на протяжении столетий у белорусского, русского и украинского народов зарождались, сберегались и воспевались святые патриотические чувства защиты своего очага, родной земли, Отечества. Поэтому войны, которые получали название «Отечественных» имели под собой глубочайший смысл – единения всего народа, всех сфер общества, независимо от их классовой принадлежности и гражданской позиции в едином порыве как одно целое заслонить, защитить свою Родину от внешних врагов.

Сегодня в Республике Беларусь патриотизм правомерно отнесен к важнейшей духовно-нравственной ценности, которая формирует у широких слоев молодежи готовность к исполнению гражданского долга во всех сферах общественной и государственной деятельности. Поэтому одним из приоритетных направлений в работе с подрастающим поколением является именно патриотическое воспитание. В этой области огромный воспитательный потенциал имеют героические примеры прошлого, яркой страницей среди которых является Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков.
На белорусской земле около 8,5 тысяч памятных мест, братских могил, обелисков и памятников. Из них более 6,6 тысяч воинских захоронений, из которых почти 6 тысяч относятся к периоду Великой Отечественной войны. Под ними упокоились вечным сном сыны Отечества – воины, партизаны, подпольщики, мирные жители, расстрелянные и замученные германскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. У подножья многих из них горит Вечный огонь, а благодарные люди возлагают цветы.
Великая Отечественная война – великая не только по названию, но и по своему характеру и содержанию. Таких войн, когда бы на поле брани сталкивались многомиллионные армии, когда бы на борьбу с захватчиками поднимался весь народ, когда патриотизм тех, кто бился с врагом на фронте и в тылу, достигал такого накала, перед которым меркло все, что было до этого, мировая военная история еще не знала.
Война вошла в каждый дом, в каждую семью. Она поглотила в своем пламени миллионы людей, принесла советскому народу колоссальные разрушения, страдания и горечь, которые и поныне остро и скорбно тревожат народную память. Но вместе с тем она оставила и глубокое чувство национальной гордости за свою Родину, за ее могущество и несокрушимость.
Великая Отечественная война – это особый период в истории. В ней решался вопрос всемирно-исторического значения. Речь шла о судьбе мировой цивилизации. К середине 1941 г. германский вермахт оккупировал Бельгию, Данию, Голландию, Грецию, Люксембург, Норвегию, Польшу, Францию, Чехословакию и Югославию. С нападением Германии на СССР изменился масштаб уже шедшей в Европе войны. Она действительно стала мировой, а ее основные события переместились на советско-германский фронт, который стал главной ареной вооруженной борьбы. Именно на него направлялись основные силы и средства противника, здесь проходил тот барьер, о который разбились захватчики, замыслившие покорить мир. В этом и состоит важнейшая заслуга советского народа и его армии, что они вместе остановили врага и преградили ему путь для дальнейшего распространения агрессии в другие страны и на другие континенты.
До нападения на СССР «непобедимая» германская армия не встречала на своем пути силы, способной противостоять ее захватническим устремлениям. Под ударами вермахта пали одна за другой несколько европейских стран, и казалось, в мире нет такой силы, способной остановить движение фашистских орд.
На советско-германском фронте уже в первый, наиболее трудный период войны потерпела крах доктрина «блицкрига» – молниеносной войны. Военные события 1941 г., особенно провал операции «Тайфун», главной целью которой было разбить войска Красной Армии на Московском направлении и овладеть Москвой, развеяли миф о непобедимости немецко-фашистского вермахта. Гитлеровские стратеги не рассчитывали на такой крутой поворот событий, не предполагали, что им придется отказаться от молниеносной войны на востоке и в ходе борьбы перестраиваться на затяжную войну. А факт этот имел решающее значение. Он привел к резкому изменению дальнейшего хода событий, оказал серьезное влияние на другие театры военных действий, способствовал подъему освободительной борьбы в странах Европы и укреплению антигитлеровской коалиции.
Советские Вооруженные Силы в грандиозных битвах под Сталинградом, на Курской Дуге, на Днепре и в Белоруссии добились коренного перелома не только в ходе Великой Отечественной, но и всей Второй мировой войны. Достижение коренного перелома в вооруженной борьбе – важное событие, потребовавшее исключительно больших усилий советского народа и его Вооруженных Сил, высокого военного искусства советского командования. Его важное значение, состоит и в том, что военные события стали быстро перемещаться на запад, и это укрепляло уверенность в неизбежности разгрома немецко-фашистских захватчиков, в полном освобождении советской территории от оккупантов.
Красная Армия не только освобождала территорию своего государства, но своей героической борьбой оказала помощь народам других стран Европы в избавлении от ненавистной оккупации. Вместе с патриотическими силами зарубежных государств она полностью или частично освободила территорию одиннадцати стран Центральной и Юго-Восточной Европы и двух стран Азии.
Сегодня, в наше время, когда мир также политически нестабилен как и 70 лет назад влиятельные круги на Западе стремятся фальсифицировать историю нашей Победы над фашизмом, чтобы скрыть прежде всего от молодого поколения ответственность международного сообщества за развязывание Второй мировой войны в 1939 г. Молодежь западных государств получает искаженное представление о военной истории, в том числе о Второй мировой войне и ее главном стержне – Великой Отечественной войне. Популярной на Западе является концепция решающих битв Второй мировой войны. Согласно которой ее исход решили 11 основных битв. Это сражение в Польше в 1939 г., битва за Британию, десант на острове Крит, Коррехиодор, Сталинград, Тараву, десанты в Сицилии и Нормандии, морское сражение в заливе Лейте, Арденны и Окинаву. Такие величайшие битвы как битва под Москвой, Курская битва, Белорусская наступательная операция Багратион, Берлинская операция и другие даже не упоминаются и не являются значительными.
Более того, часть западных историков (А.Тэрни, Л.Купер) сводя свои доводы к воспоминаниям немецких генералов (Г.Гудериана и Типпельскирха) считает, что источником победы советского народа в Великой Отечественной войне был не самопожертвенный патриотизм, а природно-климатические факторы – «страшные морозы» и «огромные пространства». Заметим только, что Красная Армия находилась в таких же климатических условиях, как и немецкий вермахт.
Западные, особенно американские историки, считают важным фактором победы над гитлеровской коалицией поставки товаров, продовольствия и вооружения по ленд-лизу СССР. «Без ленд-лиза Советский Союз не смог бы выдержать нашествия фашистов», – утверждает американский историк Г.Ингфильд. Сегодня достоверно известно, что поставки союзников СССР были минимальны по сравнению с их возможностями и составили всего 4% от советского промышленного производства. Кроме того, бытует мнение, что союзники делали поставки безвозмездно, под беспроцентный займ. Сделаем только оговорку – взамен на советское золото и сырье.
Всенародный подвиг советских граждан в годы Великой Отечественной войны и его решающий вклад в Победу над агрессорам бесспорен. Именно он – советский народ, вынес на своих плечах основную тяжесть испытаний и понес в этой страшной войне наибольшие жертвы. Это вынужден был признать и премьер-министр Великобритании У.Черчилль. 27 сентября 1944 г. в своем послании к И.Сталину он писал: «Я воспользуюсь случаем, чтобы повторить в Палате общин то, что я сказал раньше, что именно русская армия (Красная Армия) выпустила кишки из германской военной машины и в настоящий момент сдерживает на своем фронте несравненно большую часть сил противника». Эти слова английского премьера подтверждает и известный английский журналист А.Верт, в годы войны находившийся в СССР в качестве военного корреспондента. В 1964 г. он написал книгу «Россия в войне 1941–1945 гг.», в которой делает вывод, что «…именно русским (советским) народом, его мужеством и понесенными им жертвами была спасена жизнь миллионов американцев и англичан».
Многие зарубежные историки отмечают массовый героизм советских граждан в партизанском движении и подпольной борьбе, отвлекавшей значительные силы противника. Учитывая, что под контролем оккупационных властей оказалась территория Советского Союза, на которой в довоенное время проживало 45% населения СССР, промышленность производила 33%, а сельское хозяйство 54% валовой продукции. Тем не менее, размах партизанского движения и подполья в годы Второй мировой войны превосходил весь прежний опыт ведения партизанской войны.
Наша молодежь должна знать, что спасение мировой цивилизации происходило именно на линии советско-германского фронта. Здесь вермахт потерял свыше 70% личного состава, до 70% танков, орудий, самолетов и другой боевой техники и военных материалов. В результате ожесточенности сражений на советско-германском фронте за годы Великой Отечественной войны Красной Армией было уничтожено, расформировано и взято в плен 607 дивизий противника. Союзники по коалиции уничтожили и взяли в плен 176 вражеских дивизий.
В борьбе с германскими захватчиками принимали активное участие не только воинские соединения, но и труженики тыла. Они обеспечивали фронт всем необходимым: вооружением, военной техникой, боеприпасами, топливом, продовольствием и др. Несмотря на трудности, советские люди сумели создать мощную экономическую базу, которая обеспечила Победу. Труженики советского тыла чувствовали себя участниками великой битвы за независимость Отечества. Для большинства рабочих и служащих законом жизни стали призывы «Все для фронта, все для Победы над врагом!»
Важный вклад в Победу внесла советская культура. В 1941–1945 гг. тема мужества, патриотизма, борьба за свободу Родины заняла главное место в советской литературе, музыке, театре, кино, изобразительном искусстве.
Заметное место в духовной культуре военного времени занимала православная церковь. В час смертельной опасности она отбросила обиду на советскую власть и была вместе со своим народом. В послании митрополита Московского и Коломенского Сергия «К пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви» от 22 июня 1941 г. говорилось: «… фашиствующие разбойники напали на нашу Родину… Предки наши не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге пред Родиной и верой и выходили победителями… Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг…».
Церковь много сделала для укрепления морального состояния людей – воспитывая у них патриотизм на примерах героического прошлого России. Православные священнослужители воевали на фронтах Великой Отечественной войны, участвовали в партизанском и подпольном движении, отдавая свои жизни ради общей Победы.
Общенациональная идея – спасения Родины – объединила всех. На ее оборону поднялись не только миллионы рабочих, которые считали советскую власть своей, но и те, кто был ею когда-то обижен, у кого она все отобрала – белоэмигранты, бывшие помещики, кулаки, священнослужители и др. Большая их часть считала своим долгом во время смертельной опасности быть не на стороне гитлеровской Германии, а вместе со своим народом.
Героизм и самопожертвование советских солдат и офицеров на фронтах, беспримерное мужество партизан и подпольщиков, сражавшихся на территории захваченной врагом, необъятная любовь к своей Родине тех, кто ковал Победу в тылу, предопределил судьбу агрессора.
Более 450 раз (в том числе 16 уроженцев Беларуси) в годы Великой Отечественной войны был повторен подвиг девятнадцатилетнего русского парня Александра Матвеевича Матросова, который в бою за д.Чернушки Псковской области закрыл своим телом амбразуру вражеского пулеметного дзота, препятствовавшего продвижению подразделения.
Свыше 470 раз был повторен подвиг летчика Николая Францевича Гастелло, направившего свой подбитый самолет в скопление машин и танков противника.
Бессмертными останутся в народной памяти подвиги белорусских Сусаниных – Тихона Барана, Михаила Пасманова, Стефана Петкуна, Иосифа Филидовича, братьев Ивана и Михаила Цубов и многих других.
Золотыми буквами в историю вписаны имена героев Брестской крепости и Севастополя, защитников Москвы, Ленинграда и Сталинграда, героев-панфиловцев и героев-десантников. 174 воина Красной Армии за беспримерные подвиги навечно зачислены в списки своих частей.
В нашей стране многое делается для изучения и популяризации героических подвигов, увековечивания священной памяти бесстрашных защитников Родины. Книги, мемуары, воспоминания участников Великой Отечественной войны, кинокартины, пьесы, телевизионные передачи, произведения искусства, благотворительные акции – все это дает возможность миллионам людей, в том числе и молодежи, соприкоснуться с подлинной историей прошлого.
Напомним, что на фронтах Великой Отечественной войны сражалось более 1,3 млн. белорусов и уроженцев Беларуси, из них 446 удостоены звания Героя Советского Союза. Четверо из них – летчик Павел Яковлевич Головачев, танкисты Иосиф Ираклиевич Гусаковский, Степан Федорович Шутов и Иван Игнатьевич Якубовский – удостоены этого звания дважды, 67 – стали кавалерами ордена Славы трех степеней. Около 400 тыс. воинов-белорусов награждены боевыми орденами и
медалями.
Непомерную цену заплатили народы Советского Союза за Победу над агрессором. До сегодняшнего дня цифры погибших граждан СССР в годы Великой Отечественной войны меняются. В 50-х гг. приводилась цифра 7 млн. человек, в 60-х гг. была названа цифра 20 млн., в конце 80-х гг. сказано – более 27 млн. Но никто и, никогда не считал, сколько не родилось в те страшные годы великих писателей и поэтов, гениальных конструкторов и инженеров, талантливых врачей и учителей, а также просто любящих и любимых отцов и матерей, братьев и сестер, сыновей и дочерей.
Материальный ущерб Советского Союза также трудно поддается подсчету. Общие военные расходы СССР и потери от разрушений и оккупации советских территорий оцениваются суммой около 2600 млрд. рублей в ценах того времени. Гитлеровцы разрушили 1710 советских городов и поселков городского типа и более 70 тыс. сел и деревень, 32 тыс. промышленных предприятий, 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов, подорвали 65 тыс. км. железных дорог и т.д.
Огромные жертвы понесла и Беларусь, убитыми и покалеченными свыше 4 млн. человек, уничтожено 209 городов, 9200 деревень – из них 628 сел сожжены вместе со своими жителями, разрушено более 8 тыс. школ, 10 тыс. промышленных предприятий и т.д. Захватчики нанесли материальный урон Беларуси на невероятную сумму в 75 млрд. рублей, что равняется 35 государственным бюджетам БССР на 1941 г.
Несмотря на такие страшные людские и материальные потери, всенародного горя советский народ не только выстоял, он заново отстроил, поднял из руин свою страну, в чем еще раз проявился патриотизм советского народа. Народа – победителя! Народа – созидателя! (выделено мной М.Ж.).
Безусловно, главным источником Победы в Великой Отечественной войне был, несомненно, самопожертвенный патриотизм советского народа, трудовой и боевой героизм масс. Советские люди считали эту войну справедливой, отечественной, священной (выделено мной М.Ж.). Даже министр пропаганды Германии Й.Геббельс признавал у себя в дневнике тот факт, что «… Сталину удалось сделать войну священным патриотическим делом».
Победа советского народа в Великой Отечественной войне предопределила весь ход дальнейшего мирового развития. Победа Советского Союза над нацистской Германией и ее союзниками стала тем рубежом, от которого начался отсчет нового периода в истории нашей планеты. И чем дальше мы отдаляемся от этого события, тем глубже и масштабнее осознаем величие подвига, совершенного в годы войны советским народом. Время не властно ни ослабить, ни приуменьшить исторической значимости ратного и трудового подвига, проявленного советскими людьми во имя свободы и Независимости своего Отечества и мы, ныне живущие должны чтить и помнить память тех, кто добывал для нас эту
Великую Победу.

Главная угроза для независимости Беларуси - не «зеленые человечки», а то, что не сформирована гражданская нация.

В декабре 2014 года институт Гэллапа (США) провел межстрановое исследование, в котором, в частности, изучалась готовность граждан воевать за свою страну. Самый высокий уровень патриотизма (разумеется, речь идет о декларациях) был зафиксирован в арабских странах Ближнего Востока и Северной Африки - 77%. Общемировой показатель оказался заметно ниже - 60%.

Что касается Европы, то она оскандалилась. Посудите сами: Франция - 29%, Великобритания - 27%, Германия - 18% (среднеевропейский уровень - 25%).

А как на этом фоне выглядит Беларусь? Согласно официальной доктрине - и это не раз проговаривал Александр Лукашенко - «наша идеология - это глубочайший патриотизм». К сожалению, все мои попытки отыскать на сайтах государственных социологических служб результаты исследований, которые могли бы подтвердить официальную доктрину, закончились безрезультатно. Поэтому в очередной раз пришлось воспользоваться данными НИСЭПИ.

Как следует из таблицы 1 , доля белорусов, декларирующих свою готовность с оружием в руках защищать территориальную целостность страны, не дотянула до четверти. При этом желающих защищаться от полчищ агрессоров с Запада оказалось на 4 пункта больше, чем с Востока.

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: «Если бы Россия (страны НАТО) вооруженным путем попыталась присоединить к себе всю территорию Беларуси или ее часть, как бы Вы действовали? » , %

вариант ответа

Россия

НАТО

сопротивлялся бы с оружием в руках

стремился бы приспособиться к новой ситуации

приветствовал бы эти изменения

затруднились ответить

(март 2015 года)

Таблица позволяет нам оценить и долю потенциальных коллаборационистов («пятой колонны») в белорусском обществе. Она колеблется в пределе от 10% до 15%. Но это открытые коллаборационисты. Обратите внимание на последнюю строку. Каждый пятый респондент даже на уровне декларации не способен определиться: ему приветствовать агрессоров или оказывать им сопротивление?

Но самым популярным оказался ответ: «Стремился бы приспособиться к новой ситуации». Как тут не вспомнить многочисленные анекдоты о толерантности белорусов.

На языке социологии подобное поведение принято называть «понижающей адаптацией». Вот как описывает его классик российской социологии Юрий Левада : «Простейший и самый очевидный вариант поведения «человека обыкновенного» - приспособительный (понижающая адаптация, снижение запросов, устойчивая тревожность «как бы хуже не было», сочетаемые, впрочем, с надеждами на «чудо твердой руки»)» .

У каждого агрессора своя «пятая колонна»

При такой социологии обеспокоенность национально сознательных граждан по поводу сохранения государственной независимости Беларуси выглядит более чем обоснованной.

В этой связи приведу цитату из интервью , которое бывший руководитель кампании «Говори правду» поэт Владимир Некляев дал 15 мая белорусской службе радио «Свобода» в связи с намерением создать общенациональное движение «За государственность и независимость Беларуси»:

«Все-таки мы имеем очевидную угрозу нашей государственной независимости. То, что заявляет Лукашенко, что у него какие-то есть силы для того, чтобы справиться с любым врагом, «который посмеет посягнуть хоть на кусок белорусской земли», это все - пустой ветер. Потому что нет таких сил, так как не созданы национальные силы, которые бы отстаивали Беларусь» .

Таблица 2 позволяет нам сравнить социально-демографические и политические портреты противников/сторонников агрессии со стороны России и НАТО.

Различия между портретами оказались вполне ожидаемыми. Готовность сопротивляться с оружием в руках против российской агрессии декларируют преимущественно люди молодые и образованные, при этом противники Лукашенко - в два раза чаще, чем его сторонники.

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос: «Если бы Россия (страны НАТО) вооруженным путем попыталась присоединить к себе всю территорию Беларуси или ее часть, как бы Вы действовали?» в зависимости от возраста, образования и отношения к Лукашенко, %

Россия

НАТО

возраст:

18-29

30-39

40-49

50-59

от 60 и старше

образование:

начальное

неполное среднее

среднее общее

среднее специальное

отношение к Лукашенко:

доверяют

не доверяют

(1 - «сопротивлялся бы с оружием в руках»; 2 - «стремился бы приспособиться к новой ситуации»; 3 - « приветствовал бы эти изменения»)

Нет смысла пересказывать словами всю таблицу, но рекомендую обратить внимание на две ее последние строки. В случае прихода «зеленых человечков» из России «пятая колонна» на два трети будет состоять из сторонников Лукашенко, а в случае агрессии со стороны Запада - на четыре пятых из его противников.

Гражданская нация у нас пока не сформирована

По мнению Лукашенко, «для нашего народа главными национальными ценностями являются мир, независимость, общественное согласие и стабильность» . Мир, общественное согласие и стабильность - ценности универсальные. Их ценят не только нации (до этого уровня еще надо дорасти), но любые сообщества людей - от семейных до этнических.

Однако там, где нет зрелой нации, нет и не может быть представления о ценности независимости. А как же Европа? Это непростой вопрос, развернуто ответить на который не позволяет формат этой статьи.

Я попытаюсь, но предельно кратко. Для этого необходимо вернуться к результатам опроса института Гэллапа: уровень патриотизма в Европе - 25%, в арабских странах - 77%.

В исламских обществах многие представляют мир как бинарную (двухполюсную) конструкцию. Один полюс - погрязшая в грехе окружающая реальность, другой - рай небесный. Мощное «силовое поле», возникающее между полюсами, и порождает социальную энергию, которую принято называть пассионарностью.

В Европе жесткий дуализм остался в прошлом. Мир европейца стал антропоцентричным. Европеец поклоняется общечеловеческим ценностям. И когда на них покушаются (вспомним расстрел редакции французского еженедельника Charlie Hebdo ), миллионы людей выходят на акции протеста.

Что касается типичного белоруса, то веру в рай он, как правило, потерял, а веру в самоценность человека так и не приобрел. Поэтому, если сравнивать с Европой, то за схожими показателями патриотизма скрываются принципиально отличные культурные основания.