Программная симфония бетховена посвященная образам природы. История симфонии

Вена. Императорский королевский привилегированный Венский театр. Здесь 22 декабря 1808 года состоялась «музыкальная академия», то есть авторский концерт из произведений Л. ван Бетховена —-«совершенно новых и ранее не исполнявшихся публично». Среди них были две симфонии, завершенные почти одновременно, — Пятая, до-минорная, и Шестая, фа-мажорная. Обе симфонии запечатлели разные состояния духа великого немецкого композитора. Пятая — высшее напряжение борьбы, приводящей к трудному завоеванию победы. Шестая — полную гармонию человека и природы. Это как бы два лика бетховенского творчества, его эпохи. Пятая симфония — живое свидетельство близости Бетховена идеям и свершениям французской революции 1789 года. В ее поначалу мрачном пламени выковываются интонации, родственные гимнам и песням революции. Финал симфонии словно воспроизводит картину празднества в честь победы. В Шестой симфонии можно услышать отголоски идей Ж. Руссо, призывавшего вернуться к «естественной жизни». Истинную радость дарит человеку общение с природой и деревенскими жителями. Единственное бедствие — гроза — оборачивается еще большей благодатью: обновленная природа дает человеку особую полноту ощущения жизни.

Обе симфонии характеризуются исключительной конкретностью выражения вложенных в^ них идей. В Пятой симфонии Бетховен нашел гениальное музыкальное обобщение темы рока, судьбы — всего, что препятствует человеку в его стремлении к свободе. Предельно сжатый, лаконичный мотив («так судьба стучится в дверь», — сказал о нем Бетховен) пронизывает музыку всей симфонии. Но он же может обернуться и призывом к действию, и победным кличем, и выражением душевного трепета. Мотив судьбы формирует всю первую часть симфонии, изредка возникает во второй, главенствует в третьей, напоминание о нем в четвертой части оттеняет общую картину ликования. Через борьбу к победе — этот основной тезис бетховенского симфонизма — воплощен здесь с особенной рельефностью. Все ее части: полная драматизма — первая, спокойная вторая, где постепенно вырисовывается героическая тема, близкая «Марсельезе», скерцо, возвращающее в новом ракурсе драматизм и сильные контрасты, торжественный, победный финал — суть последовательные этапы становления героической идеи, ступени к завоеванию и утверждению могущества Человека в единении с человечеством.
Совсем по-другому решает Бетховен Шестую симфонию. Здесь царит покой той высшей гармонии, какую обретает человек в природе. Композитор не строит целое ступень за ступенью, а поворачивает его разными гранями. Части симфонии — это картины или сцены. Конкретность образов выступает через ассоциации с журчанием ручья, пением птиц, раскатами грома, наигрышем пастушьего рожка, звучанием деревенского оркестра. Она подчеркивается программными названиями, которые Бетховен предпослал всей симфонии и отдельным ее частям. «Пасторальная симфония, или Воспоминание о сельской жизни» включает в себя «Радостные чувства по прибытии п до ревню», «Сцену у ручьи», «Веселое сборище поселян», «Гром, грозу» и «Пастушью песнь». В конце «Сцены у ручья» Бетховен даже пометил в партитуре, каким птицам принадлежат реплики, имитирующие их голоса (перепел, кукушка, соловей); главная тема этой части выросла, по его словам, из напева иволги.

Однако Бетховен в своем заголовке симфонии предупреждает и о том, что здесь «больше выражения чувств, чем живописи». Картинность отнюдь не исключает глубоко поэтичного лиризма второй части или характернейшего для Бетховена динамического «натиска» в третьей. Это целостный мир, в покое которого есть свое движение, развитие, приводящее к величественному гимну природе.
Пятая и Шестая симфонии проложили свои пути в будущее. Именно с представлением о Пятой симфонии связывается. у нас само понятие драматической симфонии, симфонии о самом главном в жизни человека — борьбе за утверждение своих идеалов. Пятую симфонию Бетховена считал П. И. Чайковский прообразом своей Четвертой симфонии — первой симфонии-драмы в его творчестве. Первая симфония Брамса и симфония до минор Танеева, Второй фортепианный концерт Рахманинова и Третья симфония Скрябина, Пятая симфония Шостаковича — все эти произведения совершенно разных композиторов, разных эпох сходятся в глубокой опоре на гениальное сочинение великого классика.
Шестая симфония оказалась особенно созвучной композиторам-романтикам: Шуберту, Шуману, Берлиозу. Программность симфонии, новый мир ее красочных звучаний, тонких светотеней, песенных интонаций, свобода в трактовке цикла (пять частей вместо обычных для классической симфонии четырех) — все это нашло свое продолжение в романтическом симфонизме. Тема природы получила новое развитие и воплощение в симфониях Шуберта и Шумана, Брамса, Брукнера, Малера. В творчестве самого Бетховена две симфонии 1808 года явились важнейшими этапами на пути к кульминации его симфонизма — Девятой симфонии, достигли своего наивысшего выражения и напряженность борьбы, и всепоглощающая радость единения человечества, его слияния со всем мирозданием.

Премьеры Пятой и Шестой симфоний не принесли успеха их автору главным образом из-за неудачного исполнения. Однако вскоре эти сочинения завоевали огромную популярность. Нам известны прекрасные записи симфоний в трактовках крупнейших дирижеров мира — А. Тосканини и В. Фуртвенглера, Б. Вальтера и Г. Караяна. В репертуаре многих советских дирижеров постоянно присутствуют Пятая и Шестая симфонии Бетховена — спутники нашей жизни, в которой сосуществуют драматизм и героика «вечного боя» и стремление к красоте и мудрости природы.
Е. Царева

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, 2 тромбона, литавры, струнные.

История создания

Рождение Пасторальной симфонии приходится на центральный период творчества Бетховена . Почти одновременно из-под его пера вышли три симфонии, совершенно разные по характеру: в 1805 году он начал писать героическую по складу симфонию до минор , известную теперь под № 5, в середине ноября следующего года закончил лирическую Четвертую, си-бемоль-мажорную , а в 1807 году принялся за сочинение Пасторальной. Законченная одновременно с до-минорной в 1808 году, она резко от нее отличается. Бетховен, смирившийся с неизлечимым недугом - глухотой, - здесь не борется с враждебной судьбой, а прославляет великую силу природы, простые радости жизни.

Как и до-минорная, Пасторальная симфония посвящена покровителю Бетховена, венскому меценату князю Ф. И. Лобковицу и русскому посланнику в Вене графу А. К. Разумовскому. Обе они впервые прозвучали в большой «академии» (то есть концерте, в котором исполнялись произведения только одного автора им самим как инструменталистом-виртуозом или оркестром под его управлением) 22 декабря 1808 года в Венском театре. Первым номером программы значилась «Симфония под названием «Воспоминание о сельской жизни», фа мажор, № 5». Лишь некоторое время спустя она стала Шестой. Концерт, проходивший в холодном зале, где публика сидела в шубах, успеха не имел. Оркестр был сборным, невысокого уровня. Бетховен на репетиции рассорился с музыкантами, работал с ними дирижер И. Зейфрид, а автор лишь руководил премьерой.

Пасторальная симфония занимает особое место в его творчестве. Она программна, причем, единственная из девяти, имеет не только общее название, но и заголовки к каждой части. Частей этих не четыре, как давно утвердилось в симфоническом цикле, а пять, что связано именно с программой: между простодушным деревенским танцем и умиротворенным финалом помещена драматическая картина грозы.

Бетховен любил проводить лето в тихих деревушках в окрестностях Вены, бродить по лесам и лугам от зари до зари, в дождь и солнце, и в этом общении с природой возникали замыслы его сочинений. «Ни один человек не может любить сельскую жизнь так, как я, ибо дубравы, деревья, скалистые горы откликаются на мысли и переживания человека». Пасторальная, которая, по словам самого композитора, рисует чувства, рождающиеся от соприкосновения с миром природы и сельской жизни, стала одним из наиболее романтических сочинений Бетховена. Недаром в ней видели источник своего вдохновения многие романтики. Об этом свидетельствуют Фантастическая симфония Берлиоза, Рейнская симфония Шумана, Шотландская и Итальянская симфонии Мендельсона, симфоническая поэма «Прелюды» и многие фортепианные пьесы Листа.

Музыка

Первая часть названа композитором «Радостные чувства по прибытии в деревню». Незамысловатая, многократно повторяющаяся главная тема, звучащая у скрипок, близка народным хороводным мелодиям, а сопровождение у альтов и виолончелей напоминает гудение деревенской волынки. Несколько побочных тем мало контрастируют главной. Разработка также идиллична, лишена резких контрастов. Длительное пребывание в одном эмоциональном состоянии разнообразится красочными сопоставлениями тональностей, сменой оркестровых тембров, нарастаниями и спадами звучности, что предвосхищает принципы разработки у романтиков.

Вторая часть - «Сцена у ручья» - проникнута теми же безмятежными чувствами. Певучая скрипичная мелодия медленно разворачивается на журчащем фоне других струнных, который сохраняется на протяжении всей части. Лишь в самом конце смолкает ручей, и становится слышна перекличка птиц: трели соловья (флейта), крик перепела (гобой), кукование кукушки (кларнет). Слушая эту музыку, невозможно представить, что она написана глухим композитором, уже давно не слышавшим пения птиц!

Третья часть - «Веселое сборище поселян» - наиболее жизнерадостна и беззаботна. В ней сочетаются лукавое простодушие крестьянских танцев, введенных в симфонию еще учителем Бетховена Гайдном, и острый юмор типично бетховенских скерцо. Начальный раздел строится на неоднократном сопоставлении двух тем - отрывистой, с настойчивыми упрямыми повторами, и лирической певучей, однако не без юмора: аккомпанемент фаготов звучит не в такт, словно у неопытных деревенских музыкантов. Следующая тема, гибкая и грациозная, в прозрачном тембре гобоя в сопровождении скрипок, также не лишена комического оттенка, который придают ей синкопированный ритм и внезапно вступающие басы фагота. В более быстром трио упорно повторяется грубоватая попевка с резкими акцентами, в очень громком звучании - словно деревенские музыканты разыгрались вовсю, не жалея сил. В повторении начального раздела Бетховен нарушает классическую традицию: вместо полного проведения всех тем звучит лишь краткое напоминание о первых двух.

Четвертая часть - «Гроза. Буря» - начинается сразу, без перерыва. Она составляет резкий контраст всему предшествовавшему и является единственным драматическим эпизодом симфонии. Рисуя величественную картину разбушевавшейся стихии, композитор прибегает к изобразительным приемам, расширяет состав оркестра, включая, как и в финале Пятой, не применявшиеся ранее в симфонической музыке флейту-пикколо и тромбоны. Контраст особенно резко подчеркнут тем, что эта часть не отделена паузой от соседних: начинаясь внезапно, она так же без паузы переходит в финал, где возвращаются настроения первых частей.

Финал - «Пастушеская песня. Радостные и благодарные чувства после бури». Спокойный напев кларнета, которому отвечает валторна, напоминает перекличку пастушьих рожков на фоне волынок - им подражают выдержанные звуки альтов и виолончелей. Переклички инстру­ ментов постепенно замирают вдали - последней проводит мелодию валторна с сурдиной на фоне легких пассажей струнных. Так необычно завершается эта единственная в своем роде бетховенская симфония.

А. Кенигсберг

Природа и слияние с ней человека, чувство душевного покоя, простые радости, внушаемые благодатной прелестью мира природы - таковы тематика, круг образов этого произведения.

Среди девяти симфоний Бетховена Шестая - единственная программная в прямом понимании этого термина, то есть она имеет общее название, которое очерчивает направление поэтической мысли; помимо того, озаглавлена каждая из частей симфонического цикла: первая часть - «Радостные чувства по прибытии в деревню», вторая - «Сцена у ручья», третья - «Веселое сборище поселян», четвертая - «Гроза» и пятая - «Пастушеская песня» («Радостные и благодарные чувства после бури»).

В своем отношении к проблеме «природа и человек » Бетховен, как мы уже об этом упоминали, близок идеям Ж.-Ж. Руссо. Он воспринимает природу любовно, идиллически, напоминая Гайдна , воспевшего идиллию природы и сельского труда в оратории «Времена года ».

Вместе с тем, Бетховен выступает и как художник нового времени. Это сказывается и в большей поэтической одухотворенности образов природы, и в картинности симфонии.

Сохраняя в неприкосновенности основную закономерность циклических форм - контрастность сопоставляемых частей, - Бетховен формирует симфонию как ряд относительно самостоятельных картин, которые изображают разные явления и состояния природы или жанрово-бытовые сценки из сельской жизни.

Программность, картинность Пасторальной симфонии отразились на особенностях ее композиции, музыкального языка. Это единственный случай, когда Бетховен в своих симфонических сочинениях отступает от четырехчастной композиции.

Шестую симфонию можно рассматривать как пятичастный цикл; если же принять во внимание, что последние три части идут без перерыва и в некотором смысле продолжают одна другую, то образуются всего три части.

Такая «вольная» трактовка цикла, так же, как и тип программности, характеристичность заголовков предвосхищают будущие произведения Берлиоза, Листа и других композиторов-романтиков. Сам образный строй, включающий новые, более тонкие психологические реакции, вызываемые общением с природой, делает Пасторальную симфонию предвестницей романтического направления в музыке.

В первой части симфонии Бетховен в заголовке сам подчеркивает, что это не описание сельского пейзажа, а чувства , им вызываемые. Эта часть лишена иллюстративности, звукоподражания, которые встречаются в других частях симфонии.

Используя в качестве главной темы попевку народного склада, Бетховен усиливает ее характеристичность своеобразием гармонизации: тема звучит на фоне выдержанной квинты в басах (типичный интервал народных инструментов):

Свободно и легко «выводят» скрипки раскидистый рисунок мелодии побочной партии; ей «важно» вторит бас. Контрапунктическое развитие как бы наполняет тему все новыми соками:

Безмятежный покой, прозрачность воздуха чувствуются в теме заключительной партии с ее наивно-бесхитростным инструментальным наигрышем (новый вариант первичной попевки) и перекличкой на фоне смолкающих шорохов басов, опирающихся на тонический органный звук C-dur (тональность побочной и заключительной партий):

Новизной приемов развития интересна разработка, особенно ее первый раздел. Взятая в качестве объекта для развития, характерная попевка главной партии повторяется многократно без каких-либо изменений, зато она расцвечивается игрой регистров, инструментальных тембров, движением тональностей по терциям: B-dur - D-dur, G-dur - E-dur.

Подобного рода приемы красочных сопоставлений тональностей, которые получат широкое распространение у романтиков, направлены на то, чтобы вызвать определенное настроение, ощущение данного ландшафта, пейзажа, картины природы.

Зато во второй части , в «Сцене у ручья», так же как в четвертой - «Грозе» - изобилие изобразительных и звукоподражательных приемов. Во второй части в ткань сопровождения, передающего спокойное течение ручья, вплетаются коротенькие трели, форшлаги, небольшие и более протяженные мелодические обороты. Мягкие краски всей звуковой палитры рисуют идиллическую картину природы, ее трепетные зовы, легчайшее порхание, шепот листьев и т. п. Остроумным изображением разноголосного гомона птичек Бетховен завершает всю «сцену»:

Последующие три части, связанные в одну серию, - сценки крестьянской жизни.

Третья часть симфонии - «Веселое сборище крестьян» - сочная и живая жанровая зарисовка. В ней много юмора и искреннего веселья. Большое очарование придают ей тонко подмеченные и остро воспроизведенные детали, вроде вступающего невпопад фаготиста из незатейливого деревенского оркестра или нарочитого подражания грузному крестьянскому плясу:

Бесхитростный деревенский праздник внезапно прерывает гроза. Музыкальное изображение грозы - разбушевавшейся стихии - часто встречается в самых различных музыкальных жанрах XVIII и XIX веков. Бетховенская трактовка этого явления наиболее близка гайдновской: гроза - не бедствие, не опустошение, а благодать, она наполняет влагой землю и воздух, необходима для произрастания всего живого.

Тем не менее изображение грозы в Шестой симфонии - исключение среди произведений этого рода. Оно поражает истинной стихийностью, безграничной силой воспроизведения самого явления. Хотя Бетховен и использует характерные звукоподражательные приемы, главное здесь - драматическая мощь.

Последняя часть - «Пастушеская песня» - логическое, вытекающее из всей концепции завершение симфонии. В ней Бетховен славит животворящую красоту природы. Самое существенное, что отмечает слух в последней части симфонии - ее песенность, народность самого склада музыки. Господствующая на всем протяжении неторопливо льющаяся пасторальная мелодия насыщена тончайшей поэзией, которая одухотворяет все звучание этого необычного финала:

Одновременно с Пятой Бетховен закончил Шестую, «Пасто­ральную симфонию» F-dur (op. 68, 1808). Это единственное симфоническое произведение Бетховена, вышедшее в свет с авторской программой. На титульном листе рукописи стояла следующая над­пись:

«Пасторальная симфония,
или
Воспоминания о сельской жизни.
Более выражение настроения, чем звуковая живопись».

И затем следуют краткие заглавия к каждой части симфонии.

Если в Третьей и Пятой симфониях отразились трагизм и геро­ика жизненной борьбы, в Четвертой - лирическое ощущение радости бытия, то Шестая симфония Бетховена воплощает рус­соистскую тему - «человек и природа». Тема эта была широко распространена в музыке XVIII века начиная с «Деревенского кол­дуна» самого Руссо; ее воплотил и Гайдн в оратории «Времена года». Природа и быт неиспорченных городской цивилизацией поселян, опоэтизированное воспроизведение картин деревенского труда - подобные образы часто встречались в искусстве, рожденном пере­довой просветительской идеологией. Сцена грозы Шестой симфо­нии Бетховена также имеет множество прототипов в опере XVIII века (у Глюка, Монсиньи, Рамо, Марё, Кампра), во «Временах года» Гайдна и даже в балете самого Бетховена «Творения Проме­тея». «Веселое сборище поселян» знакомо нам по многочисленным хороводным сценам из опер и опять-таки по оратории Гайдна. Изображение щебета птиц в «Сцене у ручья» связано с типичным для XVIII века культом подражания природе. Традиционная пасторальность воплощена и в безмятежно идиллической пастуше­ской картине. Она ощутима даже в инструментовке симфонии, с ее нежными пастельными красками.

Не следует думать, что Бетховен вернулся к музыкальному сти­лю прошлого. Как и все его зрелые произведения, Шестая симфо­ния, при известных интонационных связях с музыкой века Просве­щения, от начала до конца глубоко оригинальна.

Первая часть - «Пробуждение бодрых чувств по прибытии в деревню» - вся проникнута элементами народной музыки. С само­го же начала квинтовый фон воспроизводит звучание волынки. Главная тема представляет собой сплетение типичнейших для XVIII века пасторальных интонаций:

Все темы первой части выражают настроение радостной уми­ротворенности.

Бетховен прибегает здесь не к своему излюбленному приему мотивного развития, а к равномерной, подчеркнутой ясными кадансами повторности. Даже в разработке преобладает спокойная созерцательность: развитие основано по преимуществу на темброво-колористическом варьировании и повторности. Вместо обычных для Бетховена острых тональных тяготений дается красочное со­поставление тональностей, отстоящих друг от друга на терцию (B-Dur – D-Dur в первый раз, C-Dur – E-Dur при повторе). В пер­вой части симфонии композитор создает картину полной гармони человека с окружающим миром.

Во второй части - «Сцена у ручья» – господствует настроение мечтательности. Здесь большую роль играют моменты музыкаль­ной изобразительности. Выдержанный фон создают две солирую­щие виолончели с сурдинами и педаль валторн. Это сопровожде­ние напоминает журчание ручейка:

В заключительных тактах оно сменяется подражанием птичье­му щебету (соловья, перепелки и кукушки).

Три последующие части симфонии исполняются без перерыва. Нарастание событий, острая кульминация и разрядка - так складывается их внутренняя структура.

Третья часть - «Веселое сборище поселян» - жанровая сцен­ка. Она отличается большой образно-изобразительной конкретностью. Бетховен передает в ней особенности народной деревенской музыки. Мы слышим, как перекликаются запевала и хор, деревен­ский оркестр и певцы, как невпопад играет фаготист, как притоп­тывают танцоры. Близость к народной музыке проявляется и в использовании переменных ладов (в первой теме F-Dur – D-Dur, в теме трио F-Dur – B-Dur), и в метрике, воспроизводящей ритмы австрийских крестьянских танцев (смена трех- и двудольного раз­меров).

«Сцена грозы» (четвертая часть) написана с большой драмати­ческой силой. Нарастающий звук грома, стук дождевых, капель, вспышки молнии, вихри ветра ощущаются почти со зримой реаль­ностью. Но эти яркие изобразительные приемы призваны оттенить настроения страха, ужаса, смятения.

Гроза затихает, и последний слабый раскат грома растворяет­ся в звуках пастушьей свирели, которой начинается пятая часть - «Песнь пастухов. Проявление радостных, благодарных чувств после бури». Интонации свирели пронизывают тематизм финала. Темы свободно развиты и варьированы. Спокойствие, сол­нечный свет разлиты в музыке этой части. Симфония заканчивает­ся гимном умиротворения.

«Пасторальная симфония» оказала большое влияние на компо­зиторов последующего поколения. Отзвуки ее находим и в «Фанта­стической симфонии» Берлиоза, и в увертюре к «Вильгельму Теллю» Россини, и в симфониях Мендельсона, Шумана и других. Сам Бетховен, однако, к подобному типу программной симфонии более не возвращался.

Приветствие детей и педагога.

6 минут

Сообщение новой темы.

Актуализация имеющихся знаний о вБетховене

Учитель: На прошдлм занятии мы с вами познакомимся с произведением венского классика, объединившего в своём творчестве две эпохи. Назовите его имя.-

Ученики: Л. в ан Бетховеным.

Учитель: Какое произведение мы слушали?

Что такое симфония?

Какое название?

Основная мысль, идея?

Ученики: борьба

На доске презентация с темой урока и портретом Бетховена -

Беседа, метод опроса, наглядный метод.

5

минут

Рассказ об и истории создания симфонии 5

Учитель: Мы знаем, что тема борьбы пронизывает все творчество Бетховена и его жизнь.

Сегодня мы познакомимся с еще одной симфонией №5.

20 минут

Слушание музыки

Учитель: Итак, давайте послушаем самое начало 1 части симфонии. Симфония начинается с мотива-эпиграфа. (Эпиграф – краткое изречение, передающее основную мысль.) Услышав мотив, который вы наверняка уже знаете, какую же мысль он нам передает.

//Звучит мотив судьбы//

Учитель: Как звучит мотив? Какие возникли у вас ассоциации, прослушав этот мотив?

Ученики: Начальный мотив звучит коротко, решительно и сильно. Как будто кто-то стучится в дверь.

Учитель: Этот мотив называется - Мотив судьбы человека. И вы правильно отметили, что этот мотив похож на стук в дверь. «Так судьба стучится в дверь». На этом мотиве-эпиграфе построена вся 1 часть симфонии.

И здесь опять тема борьбы человека и судьбы.

Давайте запишем тему урока. Напишем ГП, ПП, разраб, реприза, драматургия.

Давайте послушаем 1 часть 5 симфонии и подумайте кто в 1 части все таки побеждает человек или судьба ?

//Звучит 1 часть Allegro con brio - 7 мин. 15 сек. //

(Дети записывают название произведения, слушают музыку и выясняют, что мотив судьбы звучит грозно и сильно, поэтому в этом поединке человек проигрывает.)

Учитель: - Действительно, в 1 части победа пока остаётся за злой судьбой, но композитор в каждой части показывает нам неустанную борьбу человеческой воли и духа с ударами с судьбы. По-разному звучит мотив-эпиграф: то грозно и близко, то глухо и далеко, как бы напоминая о себе. Но с каждой частью борьба становится всё напряженнее.

Послушайте, как звучит финал, последняя 4 часть. Что мы услышим победу человеческого духа или поражение?

//Звучит 4 часть Allegro – 3 мин. 38 сек.//

(Дети слушают финал и отвечают, что человеческий дух и воля побеждают.)

Учитель: Совершенно верно, композитор от части к части раскрывает свой замысел: «от мрака к свету, через героическую борьбу к победе». И четвёртая часть – финал - звучит уже как победное шествие, воспевающее радость жизни и веру в светлые идеалы.

Аудиозапись произведения.

Словесно-индуктивный(беседа, диалог)

Наглядно - дедуктивный(сравнение)

3 минуты

Обобщение. Итог

Дав айте подведем итог:

Охарактеризуйте 5 симфонию Бетховена, чему она посвящена?

(5 симфония – это своеобразный вызов композитора судьбе, это битва человеческого духа со злым роком.)

10 минут

Разучивание песни.

Разучивание произведения

Выразительный показ педагога

Бетховен, смирившийся с неизлечимым недугом, не борется здесь с враждебной судьбой, а прославляет великую силу природы, простые радости сельской жизни. Эта тема уже не раз получала воплощение в музыке («Времена года » Вивальди, Гайдна). Бетховен, восторженно, пантеистически относившийся к природе, раскрыл ее по-своему. Его трактовка близка взглядам Руссо. Для Бетховена природа - не только объект для создания живописных картин, не только источник чистой радости, но и символ свободной, вольной жизни, духовного раскрепощения. Как и в "Авроре", в 6-й симфонии велика роль народного начала , поскольку близость к природе для Бетховена была равнозначна близости народу. Вот почему многие темы симфонии обнаруживают родство с народными мелодиями.

6-я симфония относится к лирико-жанровому типу симфонизма (как и 2, 4, 8 симфонии и большинство сонат). Ее драматургия сильно отличается от драматургии героических симфоний(3, 5, 9):

  • вместо конфликтных столкновений, борьбы противоположных начал - длительное пребывание в одном эмоциональном состоянии, что разнообразится уси-лением колористического начала;
  • сглажены контрасты и грани между разделами, характерны плавные переходы от одной мысли к другой (особенно ярко это проявляется во II части, где побочная тема продолжает главную, вступая на том же фоне);
  • господствует мелодическое начало и вариационность, как основной метод тематического развития, в том числе в сонатных разработках (яркий пример - II ч);
  • темы однородны по структуре;
  • в оркестровке - обилие соло духовых инструментов, использование новых приемов исполнения, ставших впоследствии характерными для романтиков (divizi и сурдины в партии виолончелей, имитирующих журчание ручья);
  • в тональных планах - господство красочных терцовых тональных сопоставлений;
  • широкое использование орнаментики; обилие органных пунктов;
  • широкое претворение жанров народной музыки - лендлера (в крайних разделах скерцо), песни (в финале).

Шестая симфония программна, причем, единственная из девяти, она имеет не только общее название, но и заголовки к каждой части. Частей этих не 4, как это прочно утвердилось в классическом симфоническом цикле, а 5, что связано именно с программой: между простодушным деревенским танцем и умиротворенным финалом по-мещена драматическая картина грозы. Эти три части (3,4,5) исполняются без перерыва.

1 часть - «Радостные чувства по прибытию в деревню» (F-dur)

Название подчеркивает, что музыка не является «описанием» сельского пейзажа, а раскрывает вызываемые им чувства. Всё сонатное allegro проникнуто элементами народной музыки. С самого начала квинтовый фон альтов и виолончелей воспроизводит гудение деревенской волынки. На этом фоне скрипки выводят незамысловатую, многократно повторяю-щуюся мелодию, основанную на пасторальных интонациях. Это - главная тема сонат-ной формы. Побочная и заключительная не контрастируют ей, они также выража-ют настроение радостной умиротворенности, звучат в C - dur. Все темы раз-вернуты, но не за счет мотивного развития, как это было, например, в « Героической» симфонии, а благодаря обилию тематич еских повторов, подчеркнутых ясными каданса-ми. То же самое наблюдается в разработке: взятая в качестве объекта для раз-вития характерная попевка главной партии повторяется многократно без каких - либо изменений, однако при этом она расцвечивается игрой регистров, инструментальных тембров, красочным терцовым сопоставлением тональностей (B - D, C - E).

2 часть - «Сцена у ручья» (B-dur)

Проникнута теми же безмятежными чувствами, правда, здесь больше мечтательности, а кроме того - изобилие изобрази-тельных и звукоподражательных моментов. На протяжении всей части сохраняется «журчащий» фон двух солирующих виолончелей с сурдинами и педаль валторн (лишь в самом конце « ручей» смолкает, уступая место перекличке птиц: трелям соловья в исполнении флейты, крику перепела у гобоя и кукованию кукушки у кларнета). Эта часть, как и I-я, тоже написана в сонатной форме, которая трактуется аналогичным образом: опора на песенный тематизм, отсутствие контрастов, тембровое варьиро-вание.

3 часть - «Веселое сборище поселян» (F-dur)

3-я часть - сочная жанровая зарисовка. Ее музыка наиболее жизнерадостна и беззаботна. В ней сочетаются лукавое простодушие крестьянских танцев (гайдновская традиция) и острый юмор бетховенских скерцо. Здесь тоже много изобразительной конкретности.

I раздел Зх-частной формы строится на неоднократном сопоставлении двух тем - отрывистой, с настойчивыми упрямыми повторами, и лирически певучей, однако не без юмора: аккомпанемент фаготов звучит не в такт, словно у неопытных деревенских музыкантов. Еще одна тема звучит в прозрачном тембре гобоя в сопровождении скрипок. Она грациозна и изящна, но, вместе с тем, синкопирован-ный ритм и внезапно вступающие басы фагота тоже вносят в нее комический от-тенок.

В более оживленном трио упорно повторяется грубоватая попевка с резкими акцентами, в очень громком звучании, словно деревенские музыканты разыгрались вовсю, и, не жалея сил, сопровождают грузный крестьянский танец.

В репризе полное проведение всех тем заменено кратким напоминанием о первых двух.

Близость к народной музыке проявляется в 3 части симфонии и в использо-вании переменных ладов, и в переменности трех - и двудольных размеров, характерной для австрийских крестьянских танцев.

4 часть - «Гроза. Буря» (d-moll)

<Бесхитростный деревенский праздник внезапно прерывает гроза - так начинается 4 часть симфонии. Она составляет резкий контраст всему предшествовавшему и является единственным драматическим эпизодом всей симфонии. Рисуя величественную картину разбушевавшейся стихии, композитор прибегает к изобразительным приемам, расширяет состав оркестра, включая, как и финале 5-й симфонии, флейту - пикколо и тромбоны.

Музыкальные грозы « бушуют» во многих сочинениях XVIII - XIX веков самых разных жанров (Вивальди, Гайдн, Россини, Верди, Лист и т. д.). Бетховенская трактов-ка образа бури близка гайдновской: гроза воспринимается не как опустошающее бедствие, а как благодать, необходимая для всего живого.

5 часть - «Пастушьи напевы. Радостные и благодарные чувства после бури» (F-dur)

Свободная форма 4-й части имеет своим прототипом реальный жизненный про-цесс - грозу, которая от первых робких капель постепенно усиливается, дости-гает кульминации, а затем стихает. Последний слабый раскат грома растворя-ется в звуках пастушеской свирели, которой начинается последняя, 5 часть. Вся музыка финала пронизана народно-песенной стихией. Неторопливо льющийся напев кларнета, которому отвечает валторна, звучит как подлинная народная мелодия. Она подобна гимну, прославляющему красоту природы.