Комеди франсез в париже. Театр «Комеди Франсез» в Париже

Старейший не только во Франции, но и во всей Европе французский театр « » (Comédie-Française), работает уже больше 330 лет. Он является ведущим драматическим в Париже, а также одной из самых известных достопримечательностей города, особенно любимой русскими туристами. Театр «Комеди Франсез» был создан указом короля Людовика XIV спустя семь лет после смерти знаменитого Жана-Батиста Мольера.

По сути, в этом театре указом короля было объединено два парижских театра, имевшихся тогда в столице Франции. А именно театр Мольера, ранее слившийся с театром «Маре», и театр «Бургундский отель». В труппу вновь созданного театра вошли известные в то время актеры М. Шанмеле, Л. Бежар, Ш. Лагранж, М. Барон и др. В Доме Мольера, как ещё иногда называют «Комеди Франсез», были показаны практически все пьесы великого драматурга. Здесь ставились постановки Бомарше, Дидро, Вольтера и Расина.

Благодаря объединению в 1680 году театр стал получать ежегодную королевскую дотацию в 12000 ливров, а также иметь возможность ставить пьесы на французском языке. Обладая монополией на исполнение литературной драмы, и получая дотацию, позволяющую приглашать лучших актёров, «Комеди Франсез» завоевал славу крупнейшего театра Франции.

В настоящее время Дом Мольера является одним из немногих репертуарных театров в Европе, где ставятся постановки, начиная с античности и до наших дней. Причем приглашаются современные авторы из различных стран. Так, например, Петр Фоменко поставил здесь пьесу А. Островского «Лес», которая была показана на международном чеховском фестивале в 2005 году. Кроме Мольера ставят здесь и зарубежных, в том числе и русских, классиков. «Комеди Франскз» в различные сезоны представлял и «Трамвай "Желание"», и «Вишневый сад», и «Женитьбу». Однако, абсолютное большинство постановок идут на французском. Причем на очень хорошем французском.

Как доехать до «Комеди Франсез»?

Находится « » в самом центре французской столицы, на правом берегу . Расположился он в нескольких шагах от Лувра, в Парижа, на углу площади Пале-Рояль и улицы Ришелье. Добраться до него можно любым автобусом маршрутов №№ 21, 27, 39, 48, 67, 68, 69, 81, 95, или на до станции Palais Royal – Musée du Louvre.

Как попасть на спектакль в «Комеди Франсез»?

Самый дорогой билет на спектакль в этом театре стоит 41 евро, а самый дешевый всего 6 евро.

Билеты можно приобрести на официальном сайте «Комеди Франсез» или в кассе театра. Но об этом нужно позаботиться заранее, так как билеты раскупаются в миг.

Если вы не успели купить билет, то можете прийти за несколько часов до спектакля и попробовать приобрести билет, который вернули в кассу или попасть на галерку за 6 евро.

Каждый первый понедельник для молодежи (младше 28 лет) выделяются бесплатные места.

Приятного посещения «Комеди Франсез»!

КОМЕДИ ФРАНСЕЗ (La Comédie Française)

Официальное название «Театр Франсе» (Théâtre Français) - французский национальный театр, один из старейших театров Парижа, единственный репертуарный театр во Франции. Основан в 1680 году по указу Людовика XIV, объединившему Театр Мольера, ранее слившийся с театром Маре, и Театром «Бургундский отель». Знаменитые актеры труппы в то время: М. Шанмеле, М. Барон, Ш. Лагранж, К. Розимон, А. Бежар. Театр получал королевскую дотацию, руководили им назначаемые королем суперинтенданты, определявшие репертуар, состав труппы и т.д.

«Комеди Франсез» представлял собой актерское товарищество (société), доходы делились на паи, члены товарищества, сосьетеры, имели право на целый пай или его часть. В труппу театра входили также пансионеры, актеры, приглашавшиеся на отдельные роли.

Такая организационная структура театра практически не менялась. Серьезные временные изменения привносились лишь в революционные периоды истории. Особое положение театра позволяло привлекать в труппу лучших актеров Франции. Почти все крупнейшие французские актеры так или иначе связаны с «Комеди Франсез»: М. Дюкло, А. Лекуврер, А. Лекен, М. Дюмениль, И. Клерон, Тальма, Ж.Б. Бризар, Марс, К. Дюшенуа, Жорж, Э. Рашель, С. Бернар, Ж. Муне-Сюлли, К. Коклен и др. Это относится и к французским драматургам. Среди них Ж.Б. Мольер, П. Корнель, Ж. Расин, Ж.Ф.Реньяр, А.Р.Лесаж, П.Мариво, Ф.Вольтер, Д.Дидро, П.Бомарше, В.Гюго, Э.Скриб, А.Дюма-сын, В.Сарду и др.

Определенные сложности пережил театр «Комеди Франсез» на рубеже XIX - XX веков, когда наступило время становления режиссерского театра, что оказало влияние и на жизнь главного театра Франции. Заметным событием стало приглашение в театр в 1930-е годы режиссеров Жака Копо, Луи Жуве, Шарля Дюллена, Гастона Бати, которые попытались отойти от архаического стиля и превратить труппу звезд в творческий ансамбль. В 1940-е годы в театре работает Жан-Луи Барро, который ставит «Атласный башмачок» П.Клоделя.

Радикальная реформа театра связана с именем Ж. Мейера, ученика Жуве, выпускника Парижской Консерватории драматического искусства - учебного заведения, находившегося под эгидой «Комеди Франсез». Свои первые спектакли он ставит в 1944, а в 1946, после ухода Ж.-Л. Барро он назначается руководителем классических постановок. Мейер проработал в театре около 20 лет, постепенно внедряя новую эстетику, воспитывая молодых актеров в театре на основе живой сценической практики. Ему сопутствовал успех у зрителей и критики, но стремление к единоначалию в творческом руководстве привело к конфликту с сосьетерами, в результате чего он вынужден был покинуть театр. Но период его руководства не прошел бесследно для будущего театра.
Сегодня «Комеди Франсез» - театр, не чурающийся эксперимента. В 1970-е годы здесь шли пьесы Э. Ионеско и С. Беккета. Театр пошел еще дальше. Он стал приглашать на постановки зарубежных режиссеров: Р. Уилсона, («Басни Лафонтена»), А. Васильева («Маскарад», 1992, «Амфитрион», 2002), П. Фоменко («Лес», 2003). Спектакли, созданные этими режиссерами, были отмечены узнаваемым режиссерским почерком каждого из них и актерским исполнением, отличающим всемирно известную школу «Комеди Франсез».
В настоящее время «Комеди Франсез» сохраняет свою организационную структуру. Им управляет Генеральный директор (сейчас это Мюриэль Майетт), работу которого контролируют сосьетеры (их сейчас 40 чел. Кроме того, 20 пансионеров. Каждый пансионер хотел бы стать сосьетером, но решение о статусе актера принимается на ежегодном собрании сосьетеров. За это должны проголосовать не менее 21 сосьетера.
В нашей стране театр гастролировал в 1954 году (Москва, Ленинград, Киев), 1969 (Москва, Ленинград, Рига), 1973 (Москва, Ленинград, Вильнюс), 1985 (Москва, Ленинград, Киев). В 2005 году спектакль «Комеди Франсез» «Лес» А. Островского в постановке П.Н. Фоменко был показан на Шестом Международном театральном фестивале им. А.П. Чехова.

В 2010 году "Комеди Франсез" представил на Пятом международном театральном фестивале "Александринский" спектакль Бомарше в постановке режиссёра Кристофа Рока. (17 и 18 октября 2010).

Ярким театральным экспериментом можно назвать постановку «Квартета» Х.Мюллера, которая была представлена на Александринском фестивале в 2007 году при участии "Комеди Франсез". В спектакле сыграла актриса Мюриэль Майет - генеральный директор "Комеди Франсез".

В 1981 году известный постановщик экспериментальных спектаклей и драматург Хайнер Мюллер написал пьесу по мотивам романа Шодерло де Лакло «Опасные связи». Мюллер поселил образцовых героев «галантного века» в абсурдном пространстве «бункера после третьей мировой войны» и «салона перед французской революцией», и столкнул их в жестоком «смертельном поединке». Вальмон и Маркиза Мертей из соблазнителей и интриганов превратились волей драматурга в последних людей на свете, стали осколками культуры. Спустя 25 лет земляк Мюллера, режиссер Маттиас Лангхофф, поставил «Квартет» с актерами главного театра Франции, Комедии Франсез: Франсуа Шатто и Мюриэль Майетт, только что ставшей директором Комеди Франсез.

Уникальность спектакля Маттиаса Лангхоффа в том, что и актеры, и режиссер и даже автор пьесы оказались «единомышленниками», они говорят на одном языке – языке сцены, сочетающем в себе абсурд и трагедию, «галантный век» и антиутопию.

Маттиас Лангхофф и Хайнер Мюллер некоторое время работали вместе в театре Берлинер Ансамбль, и судьба их во многом схожа: живя в ГДР, на родине, они так и не смогли реализовать свои таланты. Лангхофф ставит спектакли по всей Европе: в Париже, Руане, Риме, Мадриде, и всюду приносит свой неповторимый почерк и склонность к экспериментам. Сочетание не сочетаемого, абсурда и гиперреализма, красоты и грязи – вот излюбленные приемы Лангхоффа. Своими учителями (для российского зрителя это особенно лестно) Лангхофф называет Мейерхольда и Станиславского, которых он называет не иначе, как «величайшими мастерами на свете».

Ранее Лангхофф уже ставил другую пьесу Х. Мюллера - «Миссию» - в театре де ла Виль. И Мюриэль Майетт, и Франсуа Шатто уже работали с Лангхоффом: Майетт играла в его «Пляске смерти» по Стриндбергу и «Леонсе и Лене» по Г.Бюхнеру; Шатто – в «Принце Гомбургском» по тому же Г. Бюхнеру и «Макбете». Сочетание режиссерского почерка Лангхоффа и игры актеров прославленной французской школы само по себе уникально, сочетание немецкого авангарда и векового французского актерского мастерства уникально вдвойне. «Квартет» сравнивают одновременно с «Фрекен Жюли» А. Стриндберга и «В ожидании Годо» С.Беккета, в пьесе сочетается страстность и чувственность героев и абсурдность «предлагаемых обстоятельств».

Со временем уже сложился тандем Лангхофф-Майетт-Шатто, режиссер и актеры понимают друг друга с полуслова, и на сцене это чувствуется – критики отмечают, что сочетание «актеров высшей пробы» и «режиссера-экспериментатора» невероятно гармонично, и совместная их работа вызвала очень шумный успех.

Театр «Комеди Франсэз» в Париже - репертуар, стоимость билетов, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры во Францию

Париж - культурная столица мира, это знают даже дети. И названия его театров для многих из нас с тех же детских, или, по крайней мере, подростковых времен, звучат как музыка. Ведь изучали же мы в школе Мольера и нам рассказывали, что его пьесы ставились на подмостках Комеди Франсез. Читали и Гюго, и Дюма-сына, и всякий раз, знакомясь с биографией, встречали это волшебное слово - Комеди Франсэз.

Так что же это за театр, какова его история, и чем он радует зрителя сегодня? Для начала - немного об истории. Комеди Франсэз - старейший театр не только во Франции, но и во всей Европе. Посудите сами, он работает уже более трехсот тридцати лет! И до сих пор он - ведущий драматический театр Парижа, одна из его основных достопримечательностей. Следует отметить, что особенно театр любим русскими туристами, и это понятно, принимая во внимание тот факт, что мы - нация истинных театралов.

Театр Комеди Франсез был создан не абы как, а указом самого короля-Солнце, решившего соединить два парижских театра той поры - театр недавно умершего Мольера и театр «Бургундский отель». В труппу вошли самые известные на тот период французские актеры. Гений Мольера навсегда остался незримо присутствовать во французском театре, так что иногда Комеди Франсэз даже называют «Домом Мольера». И действительно, здесь были поставлены практически все пьесы великого драматурга. Впоследствии эстафету приняли Бомарше, Дидро, Расин и Вольтер.

Театр Комеди Франсэз был создан не абы как, а указом самого короля-Солнце, решившего соединить два парижских театра той поры – театр недавно умершего Мольера и театр «Бургундский отель».

Поскольку театр получал ежегодную королевскую дотацию, что давало ему возможность приглашать самых известных актеров, а также имел право ставить пьесы на французском языке, он довольно скоро получил колоссальную популярность во Франции и стал ее крупнейшим театром.

Как известно, европейские театры работают, в основном, по принципу антерпризы, однако Комеди Франсэз - исключение, это один из немногих репертуарных театров Европы, где ставятся самые разные постановки, начиная с античных комедий и трагедий до самых современных пьес. Приглашаются режиссеры из различных стран, например, знаменитый Петр Фоменко поставил на сцене Комеди Франсэз пьесу Островского «Лес», которая была показана на проходившем здесь чеховском фестивале 2005 г. Руководство театра ставит многих зарубежных авторов, но все-таки большинство пьес идет на французском.

Как попасть на спектакль

Билеты в театр, естественно, бывают разных ценовых категорий, в зависимости от места в зале, которое вы хотите приобрести. Самые дорогие билеты стоят около 43 EUR, а самые дешевые - не удивляйтесь - всего 9 EUR.

Между прочим, стремясь приобщить молодежь к искусству Мельпомены, каждый первый понедельник лицам моложе 28 лет выделяются бесплатные места.

Комеди Франсез


„Комеди Франсез" - название театра „Театр Франсе", французский театр, театр французской комедии. Один из древнейших западноевропейских профессиональных театров, он был создан в 1680 году по указу короля Людовика XIV, объединившему Театр Мольера (еще ранее слившийся с театром „Маре") с театром „Бургундский отель". В труппу театра вошли 27 актеров, в том числе М. Шанмеле, М. Барон, П. Пуассон, Ш. Лагранж, А. Бежар и другие.

Театр получил королевскую дотацию в 12 000 ливров, а руководили им назначаемые королем суперинтенданты, определявшие репертуар, состав труппы и т. д. „Комеди Франсез" представлял собой актерское товарищество (societe). Доходы делились на 24 пая, основные участники товарищества - „сосьетеры" - имели право на целый пай или его часть. В труппу театра также входили „пенсионеры" - актеры, получавшие жалованье. Со дня основания театра до 1715 года король также имел в своем распоряжении половину пая, которую отдавал по собственному усмотрению актерам, приглашаемым им лично, без согласования с труппой. Актеры-пайщики были не заинтересованы в увеличении количества паев, так как уменьшалась цифра дохода на каждого из них. Пенсионеры же как бы состояли на службе и получали жалованье независимо от суммы доходов театра. Их набирали из провинциальных или частных театров Парижа. Пенсионер мог быть переведен в сосьетеры в результате голосования на общем собрании сосьетеров, проводимом один раз в году. Тогда ему назначался или полный пай, или часть пая, в зависимости от участия в жизни театра.

„Комеди Франсез" начал работать в здании отеля Генего на ул. Мазарини, а в 1687 году перешел на ул. Фоссе-Сен-Жермен-де-Пре (ныне ул. Старой Комедии), где оставался до 1770 года. В 1771 году труппа играла в Тюильри, в зале, в котором в годы революции заседал Конвент. В 1782 году „Комеди Франсез" переехал в помещение, где позднее был основан театр Одеон. С 1802 года до настоящего времени театр работает на ул. Ришелье в районе Пале-Рояля.

В XVIII веке театр был тесно связан с двором и аристократией - актеры именовались „ординарными актерами короля" и были подчинены четырем придворным сановникам, которые по очереди управляли театром. Камер-юнкеры (так они назывались) имели полное право на предварительный просмотр всех пьес, намеченных к постановке, могли вмешиваться в распределение ролей и принимать в труппу новых членов.

В театре этого времени было принято также отводить места для знатных зрителей прямо по бокам авансцены. Естественно, актеры могли слышать любой шум или разговоры во время спектакля. Эти особые „почетные места" постепенно вытеснялись со сцены, так как зрители часто мешали актерам.

Вскоре после создания „Комеди Франсез" театр завоевал славу крупнейшего во Франции. Положение „королевского театра", то есть имеющего устойчивую материальную базу, позволило приглашать в группу театра наиболее талантливых актеров. Театр обладал монополией на исполнение лучших национальных драматических произведений, что привлекало к нему таких известных драматургов, как Ж. Ф. Реньяр, Ф. К. Данкур, А. Р. Лесаж, Ф. Детуш, П. К. Нивель де Лашосс, П. Мариво. С самого начала возникновения театра в нем были представлены две актерские школы, которые получили название „расиновской" и „мольеровской". Первую представляли актеры трагедийного классицистского репертуара. Наиболее крупная представительница расиновской школы - это любимая ученица Расина и лучшая исполнительница его трагедий, „сладкозвучная" Мари Шанмеле, проработавшая в театре до 1697 года. Именно под руководством Расина она сохраняла в своем исполнении высокую культуру поэтической речи, величавое благородство и изящество. После ухода Расина из театра, Шанмеле, лишенная надежного руководства, часто возвращалась к той грубоватой театральной декламации, против которой боролся и сам Расин. Шанмеле была главным противником Барона. Крупнейшим актером мольеровской школы был Барон, последний по времени из учеников великого комедиографа. Барон был единственным из учеников Мольера, посвятившим себя главным образом трагедии. Однако он иначе понимал свои задачи, особенно в области театральной декламации. На первое место в читке стихов он выдвигал не мелодическую сторону стиха, а заключенную в нем мысль. Ради естественности игры он затушевывал рифму, ломал ритм александрийского стиха, коим писались трагедии, приближал ее к прозе, выдерживал в середине тирады большие паузы и прибегал к таким недопустимым с точки зрения классицистской декламации приемам, как шепот, рыдание, всхлипывание и т. д. Он нарушал чинность и церемонность поведения трагического героя. Он первым ввел невиданный во французском театре принцип общения с партнером. Между Шанмеле и Бароном одиннадцать лет шла борьба, до тех пор, пока Барон покинул неожиданно сцену в полном расцвете своей славы.

С первой четверти XVIII века в театре „Комеди Франсез" ставились произведения французских просветителей, видевших в театральном искусстве средство просвещения и воспитания народа. В 1718–1778 годах основу трагедийного репертуара составляли драматические произведения Вольтера, пьесы Дидро, П. Бомарше. Как театр „королевский" „Комеди Франсез", безусловно, был в определенной степени консервативен: в нем удерживались традиции аристократического классицизма с характерной для него сценической условностью, преувеличенной аффектацией, декоративной пластикой актерских поз, напевной, „завывающей" декламацией, получивших наиболее яркое выражение в актерском искусстве следующего поколения - Бобура, Дюкло. В 1717 году в труппу театра вступила новая актриса, составившая себе прочную репутацию в провинции - Андриенна Лекуврер. Она с огромным успехом дебютировала в роли Монимы в „Митридате" Расина. Она играла просто, искренне, правдиво и была, по словам Вольтера, „так трогательна, что заставляла проливать слезы".

Если Дюкло была актрисой силы, то Лекуврер преуспевала там, где требовалось тонкое исполнение. Она, подобно Барону, ценила партнера, умела его слушать. И когда в 1729 году старый актер Барон вновь вернулся на сцену, он именно в Лекуврер увидел свою преемницу, радостно с ней общался, но смерть в том же году оборвала его попечение о молодой актрисе, которая тоже трагически рано умерла - через год, будучи 38-ми лет от роду. Весь Париж упорно говорил о том, что была она отравлена великосветской дамой-соперницей - именно так изображена причина ее смерти в мелодраме Скриба „Андриенна Лекуврер". С именем этой актрисы связана еще одна из первых попыток изменения образа трагической героини - в одной из трагедий Корнеля она выходила на сцену в черном платье, лишенном модных вышивок и украшений (как это было принято) и без парика, с распущенными волосами. Трагические актрисы в это время выступали всегда в пышных придворных платьях.

Вся история развития драматического театра, история борьбы различных театральных и литературных направлений отразилась в его репертуаре, в его актерской школе. В течение всего XVIII века театральный классицизм отступал и преображался. Актеры нового поколения М. Барон, А. Лекуврер, М. Дюмениль, А. Лекен, сохраняя старые черты актерской школы, стремились вместе с тем и к ее обновлению - к большей психологической оправданности декламации, к большей естественности сценического поведения. Однако благородному величию и монументальности театрального классицизма пришлось уступить свое место галантной эротике, изысканной декоративности и орнаментальности. В этом стиле играли на театре Гранваль, м-ль Госсен и м-ль Данжевиль. Гранваль был изыскан - он в совершенстве владел секретом „мариводажа" - галантного великосветского жаргона XVIII века. Он перенес на сцену атмосферу аристократических салонов. Но реалистическая манера исполнения все активнее вытесняет классическую манеру актеров старого поколения: актриса Дюмениль, с которой никто не мог сравниться по силе воздействия на зрительный зал, играя в трагедиях классицистов, в трагедиях Вольтера, умела заставить зрительный зал плакать, создавая образы „трагических матерей". Она, играя царственных особ, не ходила чинно и размеренно, но, защищая сына от руки убийцы, вмиг, одним прыжком, оказывалась рядом с ним, восклицая со слезами на глазах: „Остановись, варвар, это мой сын!" Зал трепетал. Она могла нарушить все правила придворного этикета и, например, ползти вниз по ступеням гробницы, опять-таки играя царицу. Ползти царице! И это в придворном театре! Эта актриса играла инстинктом и потому была превосходна во всех ситуациях и во всех драмах, где царила страсть. Она умела повергнуть публику в страх и ужас, в скорбь и восхищение. Клерон - еще одно блистательное имя театра, за ней Последовал Анри-Луи Лекен - любимый актер и ученик Вольтера, проделавший над собой громадную работу, постоянно совершенствующий свое мастерство, он стал одним из ведущих „первых актеров" театра, хотя его внешность не располагала, казалось бы, к главным ролям. Искусство Лекена отрицало галантную красивость и изнеженную грацию. Его стихией была суровая мощь, энергия, динамика страстей. Он был первым актером, который жил чужими мыслями (т. е. героев) как своими. Он переиграл все вольтеровские роли. В 1759 году Лекен начинает и режиссерскую работу в „Комеди Франсез". Получив в свое полное распоряжение обширную сцену, Лекен, прежде всего, отбросил стандартную декорацию „дворца вообще", в которой исполнялись все трагедии, независимо от их содержания. Он ввел обыкновение ставить всякую новую трагедию в особой декорации, и даже менять их, если того требовала пьеса. Он обращал большое внимание и на мизансцены трагедии. Обыкновенно актеры выходили на первый план (авансцену) и там произносили свои монологи. Лекен начал располагать актеров на разных планах сценической площадки живописными группами, стал вводить переходы. Его смерть 8 февраля 1778 года была исключительно трагической утратой для французского театра. Она произошла незадолго до кончины его учителя Вольтера. Последний приехал в Париж после многолетнего отсутствия в самый день похорон Лекена и лишился чувств при вести о его кончине. Но у него были продолжатели и ученики.

В годы французской революции (1789–1794) „Комеди Франсез" был переименован - и стал называться „Театром Нации". Политическая борьба во время революции привела к расколу труппы (в 1792 году). Уже к концу 1789 года в театре наметились две противоположные политические группировки. Сторонники революции и патриотического репертуара сгруппировались вокруг молодого актера Тальма. В группу „черных", то есть актеров-роялистов, не выносящих того, что партер их театра заполняется чернью, входили многие ведущие актеры театра. Формальным поводом для окончательного раскола послужила история вокруг спектакля „Карл IX". Эта пьеса 33 раза успешно шла на сцене. Ее трактовка была революционной, то есть антимонархической. Актеры-роялисты добились того, чтобы ее сняли из репертуара. Но зрители, среди которых были Дантон, Мирабо, депутаты департаментов, масса революционного народа, бурно вмешались в дела театра. Две тысячи человек перед спектаклем кричали: „Карла IX!" Спектакль пришлось возобновить, но дирекция театра воспользовалась болезнью актрисы Вестрис и отъездом актера, игравшего кардинала. Тогда перед зрителями выступил Тальма. Он заявил, что спектакль состоится во что бы то ни стало - актриса Вестрис из патриотических чувств будет играть, несмотря на болезнь, а роль кардинала он сам. Тальма, попросту прочтет по тетрадке. Овации зрителей были бурными. Спектакль состоялся. Конфликт Тальма с труппой принимал зловещие масштабы. Разъяренный ведущий актер дал ему пощечину, после чего последовала дуэль. Актеры-роялисты приняли решение об исключении Тальма из труппы театра, что вызвало грандиозный скандал в зрительном зале вплоть до вмешательства городских властей. В такой ситуации, естественно, совместное существование было невозможно. Революция прошла и через главный театр Франции. Актер Ф. Ж. Тальма (1763–1826), величайший французский актер, увлеченный гражданскими тенденциями в искусстве, воплотивший героико-революционную направленность в своем творчестве, вместе с Ж. Б. Дюгазоном, Ф. Вестрис оставили „Комеди Франсез" и организовали „Театр Республики". В этом театре шел „якобинский репертуар". Тальма играл роли тирана Генриха VIII в пьесе Шенье, а также роли справедливого судьи, борца против аристократии, народного героя, патриота. Его герои боролись за справедливость. Но он не был настолько революционером, чтобы забыть об устойчивых, охранительных тенденциях своего искусства. После контрреволюционного переворота 1794 года на сцене „Театра Республики" появились антиякобинские пьесы.

В январе 1793 года актеры „Театра Нации", то есть „Комеди Франсез", незадолго до казни Людовика XVI показали пьесу „Друг законов". Ее центральные образы были карикатурой на Робеспьера и Марата. Спектакль, естественно, столь же пылко принимался сторонниками монархии. Но якобинский „Листок общественного спасения" гневно требовал закрытия этого театра как „нечистого притона", в котором господствует „прусское и австрийское прихвостье". В результате Комитет общественной безопасности вынес решение о закрытии „Театра Нации" и об аресте его актеров. Актеры, оставшиеся в „Театре Нации", были в 1793 году арестованы якобинскими властями за постановку „реакционных пьес" и освобождены лишь после свержения Робеспьера в 1794 году.

В 1799 году обе части труппы вновь объединились, и театр получил свое прежнее историческое название. „Московский декрет" Наполеона 1812 года еще раз утвердил внутреннюю структуру театра „Комеди Франсез", что впоследствии было подтверждено постановлениями 1850, 1859, 1901, 1910 годов, а также укрепил положение театра как привилегированного и подчиненного органам государственной власти.

В начале XIX века „Комеди Франсез" по-прежнему представлял образцовую национальную драматургию и занимал охранительно-консервативные позиции в искусстве. В трагедиях национальных Драматургов Лемерсье и Ренуара играли ведущие актеры театра:

Тальма, Дюшенуа, Жорж, Лафон, Марс. Тальма - по-прежнему, один из крупнейших актеров французского театра. В это время он играет преимущественно героев шекспировских трагедий. В последние годы жизни Тальма активно занимается педагогической практикой. В канун революции 1830 года на сцене театра ставились романтические драмы Виктора Гюго. Героическая тема перед революцией 1848 года звучала в творчестве знаменитой актрисы Рашель. Затем наступил в театре период „затишья", когда на сцене игрались пьесы мещанского толка драматургов Э. Скриба, Э. Ожье, легкие и развлекательные пьесы А. Дюма-сына, В. Сарду. Выдающаяся актриса Агар за сочувствие Парижской коммуне была вынуждена после 1871 года оставить театр. В искусстве других трагедийных актеров конца XIX века - Сары Бернар, Ж. Муне-Сюлли усилились черты академизма и стилизации. В это же время активно ставилась комедия, в которой играли много талантливых актеров - наиболее блистательные из них Го и Коклен. Их роли отличались чеканностью отделки, строгой логичностью, умением раскрыть особенный характер героя.

В конце XIX века на сцене прославленного театра идут произведения драматургов-реалистов - Бека, Франса, Ренара, позднее - Фабра. Расширяется и классический репертуар - в него включаются произведения П. Мериме, О. Бальзака, А. Мюссе, Шекспира. Конец XIX - начало XX века, как и в других европейских культурах, ознаменовался формированием режиссерского театра - фигура режиссера как создателя спектакля приобретает огромный вес и значение. Значительным событием для „Комеди Франсез" в 30-х годах XX века было приглашение на постановку таких крупных режиссеров, как Ж. Копо, Л. Жуве, Ш. Дюллен, Г. Бати. С именем этого театра связано творчество и других выдающихся актеров и режиссеров современного театра - Ж. Л. Барро, М. Бель, Ж. Йонелля, Б.-М. Бови, Б. Бретти и др.

Старейший национальный театр Франции называют еще и „Домом Мольера" - ведущие французские актеры и режиссеры всегда работали в нем. Это - честь и ответственность. На его сцене всегда присутствует французская и европейская классика. Театр „Комеди Франсез", пожалуй, можно сравнить с нашим Малым театром - „Домом Островского". Такие театры всегда остаются в сознании соотечественников образцовыми, эталонными, хранящими лучшие театральные традиции своей культуры.

На улице Ришелье расположился национальный Театр Комеди Франсез — один из самых старых театров Парижа и излюбленное место русских туристов. Возможно, выходцы из России так любят Комеди Франсез потому, что он представляет собой репертуарный театр, а это ведь — традиция изначально русского театра, который довольно сложно постоянно содержать, но при этом и гораздо интереснее.

В 17 веке Франция переживала бурный всплеск развития драматургии, однако национальный французский театр как профессиональный жанр находился в периоде становления и не был сформирован окончательно. Он испытывал сильное влияние как светской, так и клерикальной власти, а все виды искусства, так или иначе, были подвержены регламентации. К тому же король Франции Людовик XIV был известным любителем театра, и зачастую его покровительство превращалось в чрезмерный жесткий контроль. Ярким свидетельством борьбы настоящего искусства с навязываемыми рамками «покровительства» является трагическая история жизни Мольера, который грамотно лавировал между амбициями труппы и требованиями короля, удерживая при этом свой театр на очень высоком профессиональном уровне.

После смерти Жана Батиста Мольера в 1673 году интерес к французскому театру стал угасать. Это было связано, в первую очередь, с тем, что труппа Мольера объединилась с труппой театра Маре и постоянно конкурировала с театром «Бургундский отель». Их главной задачей было добиться благосклонности короля. Наполненная интригами и разбирательствами жизнь этих двух театров становилась для зрителей все мене и менее интересной.


Летом 1680 года Людовик XIV своим указом объединил обе труппы, оставив в новом национальном театре лучших актеров. «Театр Французских Комедиантов», как изначально назывался Театр Комеди Франсез, теперь имел монопольное право показывать спектакли в Париже.

В девяностых годах 18 века в результате политической борьбы, возникшей внутри театра, произошел раскол труппы на два лагеря: республиканцев, которые вышли из основного состава и организовали так называемый Театр Республики, и роялистов, которые числились в труппе Театра Комеди Франсез, переименованного теперь в Театр Нации. Актеры Театра Нации, участвовавшие в постановке реакционной драматургии, были в итоге арестованы и приговорены к гильотине. Однако все они вскоре получили свободу после того, как был свергнут Робеспьер. Так, объединившись снова в 1799 году, обе части труппы стали работать в театре с прежним названием. «Московский декрет» Бонапарта, подписанный им в 1812 году во время антироссийской кампании, подтвердил вновь образованную структуру и статус Комеди Франсез. Этот документ подчеркивает большую значимость театрального искусства для укрепления и становления французского государства.

Второе, практически официальное, имя театра – «Дом Мольера», или, как иначе его называют, Театр слова. Этот факт явно подчеркивает тенденции, которым следует творческий коллектив, опираясь в своей работе на высокую драматургию, повышенное внимание к речи и языку, которые почитаются французами как истинное национальное достояние.
Поэтому, если вы хотите приобщиться к настоящей французской культуре, при этом, получая великое удовольствие от виртуозной игры актеров-профессионалов, то Театр Комеди Франсез станет лучшей площадкой для претворения в жизнь этих желаний.