Большой драматический театр. Большой драматический театр им

О сенью 1918 года в Петрограде по инициативе писателя Максима Горького, поэта Александра Блока и актрисы МХТ Марии Андреевой был основан Большой драматический театр. Репертуарную политику театра определил его первый художественный руководитель, Александр Блок: «Большой драматический театр есть, по замыслу своему, театр высокой драмы: высокой трагедии и высокой комедии». Особая эстетика и стиль БДТ сформировались под влиянием архитектора Владимира Щуко и художников из объединения «Мир искусства»: Александра Бенуа, Мстислава Добужинского, Бориса Кустодиева – первых сценографов театра.

15 февраля 1919 года состоялась премьера: трагедию Ф. Шиллера «Дон Карлос» поставил режиссер Андрей Лаврентьев. Среди режиссеров БДТ следующих лет: ученик Мейерхольда Константин Тверской, ученик Немировича-Данченко Николай Петров, художник-мирискусник Александр Бенуа, знаменитый Чапаев из одноименного фильма – актер Борис Бабочкин. С 1932 по 1992 год БДТ носил имя своего основателя, Максима Горького.

В 1956 главным режиссером и художественным руководителем театра был назначен Георгий Товстоногов. При нем БДТ стал авторским режиссерским театром, известным на весь мир, лучшей драматической сценой СССР. В спектаклях Товстоногова играли Татьяна Доронина и Сергей Юрский, Иннокентий Смоктуновский и Зинаида Шарко, Евгений Лебедев и Валентина Ковель, Олег Басилашвили и Светлана Крючкова, Владислав Стржельчик, Павел Луспекаев, Олег Борисов, Николай Трофимов, Ефим Копелян, Кирилл Лавров и многие другие замечательные актеры. В те годы театр очень много гастролировал. В ситуации противостояния двух политических систем, режима «железного занавеса», БДТ был культурным связующим звеном между Востоком и Западом. После смерти Товстоногова в 1989 году художественное руководство принял народный артист СССР Кирилл Лавров, после него – режиссер Темур Чхеидзе. С 1992 года театр стал носить имя Георгия Александровича Товстоногова.

В 2013 году художественным руководителем БДТ стал режиссер Андрей Могучий, один из лидеров театрального авангарда. Под руководством Могучего БДТ вновь обрел признание публики и критиков, стал одним из главных театральных ньюсмейкеров страны. В декабре 2015 года театр отмечен экспертами российской Ассоциации театральных критиков «За выстраивание новой художественной стратегии Большого драматического театра».

Творческое кредо БДТ – открытый диалог на темы, актуальные для современного общества. Каждый спектакль, каждый проект нового БДТ обращается к проблемам человека своего времени.

В постановках Большого драматического театра задействованы артисты всех поколений труппы – от совсем молодых актеров стажерской группы до ведущих мастеров сцены, таких как народная артистка СССР Алиса Фрейндлих, народный артист России и Украины Валерий Ивченко, народные артистки России Светлана Крючкова, Ируте Венгалите, Марина Игнатова, Елена Попова, народные артисты России Геннадий Богачев, Валерий Дегтярь, заслуженные артисты России Анатолий Петров, Василий Реутов, Андрей Шарков, заслуженная артистка России Мария Лаврова и другие. Каждый сезон спектакли БДТ становятся лауреатами главных театральных премий страны, в том числе и национальной театральной премии «Золотая Маска».

С 2013 года в БДТ имени Г. А. Товстоногова существует масштабная образовательная программа «Эпоха просвещения». Это лекции, концерты, выставки, круглые столы, посвященные актуальным творческим вопросам, встречи с людьми, которые создают современный театр, а также экскурсии по музею и за кулисы театра, авторские программы, посвященные истории БДТ. Важным направлением «Эпохи просвещения» является «Педагогическая лаборатория БДТ» – режиссеры, актеры, театральные критики и педагоги обучают преподавателей средних школ и детских садов Санкт-Петербурга внедрению современного театрального языка и сценических приемов в школьную образовательную программу. В 2015 году БДТ стал первым русским репертуарным драматическим театром, в афишу которого на постоянной основе включен инклюзивный спектакль «Язык птиц», созданный совместно с Центром творчества, обучения и социальной абилитации для взрослых людей с аутизмом «Антон тут рядом». Наряду с профессиональными актерами в этом спектакле играют люди с расстройством аутического спектра.

У Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова три сцены. Основная (750 мест) и Малая сцены (120 мест) находятся в историческом здании на набережной Фонтанки, 65, возведенном в 1878 году архитектором Людвигом Фонтана по заказу графа Антона Апраксина. Вторая сцена БДТ (300 мест) располагается на площади Старого театра, 13, в здании Каменноостровского театра, старейшего сохранившегося деревянного театра России, построенного архитектором Смарагдом Шустовым по распоряжению императора Николая I в 1827 году. Каждый сезон на этих трех площадках выходит не менее пяти премьер и более 350 спектаклей.

Большой драматический театр был организован по инициативе писателя Максима Горького, актрисы и комиссара театров и зрелищ Марии Андреевой и поэта Александра Блока в 1918 году. Особая эстетика и стиль БДТ сформировались под влиянием архитектора Владимира Щуко и художников из объединения «Мир искусства» Александра Бенуа, Мстислава Добужинского, Бориса Кустодиева - первых сценографов театра. Репертуарную политику определил первый художественный руководитель, Александр Блок: «Большой драматический театр есть, по замыслу своему, театр высокой драмы: высокой трагедии и высокой комедии». Идеи основателей БДТ воплотились в работах Андрея Лаврентьева, Бориса Бабочкина, Григория Козинцева, Георгия Товстоногова - выдающихся режиссеров, работавших в театре в разные годы. Самой знаменитой сценой СССР БДТ стал под руководством Георгия Товстоногова, который был главным режиссером театра с 1956 по 1989 год.
В 2013 году режиссер Андрей Могучий, один из лидеров современного театрального авангарда стал художественным руководителем БДТ. Для театра началась новейшая история, наполненная не только спектаклями, но и социально значимыми проектами. Сохраняя свое кредо на протяжении столетия, Большой драматический театр ведет открытый диалог на темы, волнующие современное общество, поднимающие проблемы человека своего времени. Каждый сезон спектакли БДТ становятся лауреатами главных театральных премий страны, в том числе и национальной театральной премии «Золотая Маска».
У Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова три сцены. Основная (750 мест) и Малая сцены (120 мест) находятся в историческом здании на набережной Фонтанки, 65. Вторая сцена БДТ (300 мест) располагается на площади Старого театра, 13, в здании Каменноостровского театра. Каждый сезон на этих трех площадках выходит не менее 5 премьер и более 350 спектаклей, реализуются социально-просветительские проекты, проходят выставки, круглые столы, концерты лекции ведущих деятелей современного искусства.

Современному петербуржцу БДТ кажется неотъемлемой частью города, зданием - сверстником Александринского театра. Однако зданию немногим больше ста лет, а история именно Большого Драматического театра и вовсе не насчитывает века: столетие будут отмечать в 2019 году. Именно Георгию Товстоногову принадлежит заслуга встраивания БДТ в систему культурных ценностей города наравне с Эрмитажем. Мы проведем краткий ликбез по истории театра - от начала и до эпохи Мастера.

Театр Суворина

В 1862 году хаотичный самодельный Апраксин рынок, объединенный из Щукина и Апраксина дворов, погорел. Огонь уничтожил все временные и часть постоянных построек. Граф Антон Апраксин, чьи убытки исчислялись миллионами рублей, взялся за обживание своих территорий заново. Антон Степанович был человеком многих талантов и интересов: летал на аэростатах, музицировал и подавлял восстания, богатством не кичился, на благотворительность и искусство денег не жалел. По его заказу архитектор Людвиг Францевич Фонтона спроектировал заново не только корпуса Апраксина двора, но и здание известного нам театра.

Апраксин театр технически считался одним из лучших частных подмостков Петербурга, но своей труппы долгое время не имел: граф Апраксин сдавал помещение в аренду Дирекции Императорских театров, а те использовали здание в качестве малой сцены Александринки.

В 1895 году постоянный арендатор сменился и Апраксин театр стал театром Литературно-художественного общества или, как они также себя называли, литературно-артистического кружка, где главными соучредителями являлись собственно, Алексей Суворин, Петр Гнедич и князь Павел Оболенский.

Суворин был журналистом, писателем и театральным критиком, родился в Воронеже, а в столицу попал в 1863 году, где, уже в статусе подающего надежды писателя, устроился на работу в «Санкт-Петербургские ведомости». Там он работал едким фельетонистом под псевдонимом «Незнакомец». Когда в 1874 году вся редакция была разом уволена, ходили слухи, что главной причиной тому был Незнакомец. К тому времени у Суворина уже было новое увлечение - издательство, как книжное, так и газетное: первые «Желтые страницы» города - адресный справочник «Весь Петербург» - выпускал именно он. Считается, что и успеху Чехова поспособствовал Суворин, публикуя великого драматурга на страницах своего издания «Новое время».

Петр Гнедич, несмотря на активную литературно-журналистскую деятельность до «Театра Суворина», признание получил позже, став в 1900 году управляющим труппой Александринского театра. Что касается Павла Оболенского, то князь не стремился в драматурги - его манила сцена. Одной Александринки, где он играл с 1890 года, ему, очевидно, было недостаточно.

Театр на Фонтанке, 65 в просторечие звали Суворинским, после смерти самого Суворина это название стало официальным, а также Малым - относительно Александринки. В Малом-Большом театре того времени успешно ставили свежие пьесы, радовали аристократическую публику. В целом Суворинский театр был заведением модным и посещаемым. На рубеже веков Суворин стал единовластным руководителем Малого театра. После кончины журналиста в 1912 его сын еще несколько лет поддерживал театр литературно-художественного общества, а в 1917 году театр у семьи Сувориных отобрали революционеры. Сначала - просто, чтобы не было. Через три года на Фонтанку переселили на тот момент бездомную труппу Большого Драматического театра.

Театр Горького

Строго говоря, столетний юбилей БДТ Петербургу придется отмечать посреди чемпионата мира по футболу в России - в августе 2018: именно в августе 1918 года актриса МХТ и комиссар театров и зрелищ Союза коммун Северной области Мария Федоровна Андреева подписала декрет о создании в Петрограде «театра трагедии, романтической драмы и высокой комедии». Должность Андреевой и формулировка декрета звучат в наше время довольно забавно, но за дело большевики взялись всерьез.

Театр создавали по инициативе и при строгом контроле Максима Горького. Оформлением спектаклей занялся художник Александр Бенуа, впрочем, творил он на полставки, совмещая работу над декорациями и костюмами с руководством картинной галереей Эрмитажа. В 1926 году Бенуа и вовсе уехал из России в командировку, из которой резонно решил не возвращаться. Труппу собирал известный артист оперетты Николай Монахов - до самой своей смерти в 1936 году он числился в ее составе и выходил на сцену. Вместе с ним на почетные первые роли были назначены актер Александринки Юрий Юрьев и Владимир Максимов, кстати, служивший до того в Малом театре. Юрьев также привел в БДТ команду своего Театра трагедии.

Определились и с главным режиссером: им стал Андрей Лаврентьев, ученик Немировича-Данченко. Именно его спектакль «Дон Карлос» по пьесе Шиллера 15 февраля 1919 года стал первым выходом труппы БДТ на сцену - правда, не на свою, а в помещении Большого зала Консерватории. В апреле того же года председателем худсовета БДТ стал Александр Блок. На следующий год Большой театр уже обосновался на месте Малого - там, где находится по сей день. В противоположность Суворинскому театру - утонченному, аристократичному и авангардному, Большой Драматический театр стремился к пафосу революции и героическим сюжетам, которых, впрочем, не находилось в отсутствие советских драматургов. Поэтому первые годы в БДТ с героическим надрывом ставили «Макбета» и «Слугу двух господ».

Театр многих

Два сезона в театре прошли на ура, а затем наступило время спустить пар: Горький и Андреева покинули СССР, Блок покинул этот мир, Лаврентьев ушел в творческий отпуск на два года. За это время в роли худрука попробовали себя сперва Николай Петров, а затем Константин Хохлов, которому еще предстояло вернуться в БДТ много лет спустя, чтобы, проработав год, уступить кресло Георгию Товтоногову. Но это были уже кризисные времена, а в двадцатые годы БДТ был на слуху и на коне: вернувшийся Лаврентьев принес стабильность, тогда же литературной частью театра стал заведовать Адриан Пиотровский, филолог и переводчик древних авторов. Именно благодаря последнему в БДТ начали ставить пьесы молодых советских (и не только) драматургов. В 1928 году Пиотровский покинул театр ради должности художественного руководителя фабрики «Совкино» - нынешнего «Ленфильма».

Через год Лаврентьев уступил место главного режиссера ученику Мейерхольда Константину Тверскому, оставшись при этом в театре в качестве актера. Тверской с удовольствием взялся за современную драматургию, базу которой подготовил Пиотровский. Следующие шесть лет в БДТ, если и ставили классику, то делали это, стремясь к оригинальному прочтению. Бок о бок с Тверским работал еще один ученик Мейерхольда - Владимир Люце. В театре Апраксина снова заговорили молодые голоса, появился стиль и вкус: Люце и Тверской строили на остывающем пепелище революции современный театр. Но в 1935 году Константина Тверского выселили из Петербурга в связи с убийством Кирова, а двумя годами позже он был расстрелян в Саратове.

Ярким главным режиссером мог бы стать Алексей Дикий, но он проработал в БДТ всего лишь сезон (1936-1937 гг.), после чего был арестован и приговорен к пяти годам лишения свободы за контрреволюционную деятельность. После освобождения в Ленинград Дикий не вернулся. Следом за ним главными режиссерами были Борис Бабочкин, Лев Рудник, Наталья Рашевская, Иван Ефремов и, наконец, Константин Хохлов. Театр погибал в собственных внутренних склоках, был должен всем и вся, а зрители и вовсе обходили Большой стороной. БДТ требовался не режиссер, а руководитель.

В 1956 году делегатам XX съезда КПСС представили спектакль «Оптимистическая трагедия» Ленинградского театра имени Пушкина. Через несколько месяцев режиссеру постановки, немолодому человеку, главному режиссеру театра Ленинского Комсомола, сыну врага народа Товстоногову было предложено буквально «спасти первый пролетарский театр» любыми средствами. 13 февраля 1956 года вступил в должность. А спустя некоторое время БДТ стал таким, каким мы его знаем. По крайней мере, каким знали до 2013 года.

Им. Г. А. Товстоногова в 2019 году будет отмечать свой столетний юбилей. В его сегодняшнем репертуаре классические пьесы и произведения современных авторов. Театр входит в число знаменитейших и популярнейших в России.

О театре

БДТ Товстоногова существует с 1919 года. Изначально он назывался Особой драматической труппой. Первые спектакли демонстрировались в зале Консерватории. Через некоторое время театр обрёл свое здание. Набережная реки Фонтанки стала местом расположения легендарного БДТ. Художественное руководство новым храмом искусства было поручено знаменитому поэту А. А. Блоку. Идейным вдохновителем стал Максим Горький. В репертуар того времени входили произведения Ф. Шиллера, У. Шекспира, В. Гюго. Главной своей задачей БДТ считал противопоставление благородства, достоинства и чести царившим в мире жестокости и хаосу.

Двадцатые годы XX века стали для нового театра непростыми. Сначала М. Горький уехал в другую страну, затем скончался А. Блок. Покинул БДТ художник А. Бенуа. Ушёл из театра главный режиссёр А. Лаврентьев. В труппу приходили новые постановщики. Но надолго никто не задерживался. Так продолжалось вплоть до 1956 года. Основу репертуара в то нелёгкое время составляли произведения советских драматургов.

В 1956 г. у театра началась новая жизнь. Произошло это благодаря приходу на должность главного режиссёра и художественного руководителя Г. А. Товстоногова. Он прослужил в БДТ тридцать лет. Георгий Александрович создавал спектакли, которые становились настоящими событиями. Постановки его отличались оригинальностью, свежестью, новизной и собственным взглядом на произведения. Этот человек превратил театр, находившийся в числе аутсайдеров, в одного из лидеров страны. Георгий Александрович пригласил в труппу таких выдающихся актёров, как Т. Доронина, И. Смоктуновский, В. Стржельчик, С. Юрский, К. Лавров и т.д. Это был лучший коллектив в СССР. В 1964 году театр был удостоен почётного звания "Академический". В 1970 г. открылась ещё одна сцена БДТ - Малая.

В мае 1989 г. Георгий Александрович возвращался домой с репетиции нового спектакля на своём автомобиле. С ним случился сердечный приступ. Великий режиссёр умер прямо за рулём. Кончина гения стала большой утратой для театра. Труппа не могла оправиться от шока. Вскоре артисты выбрали нового худрука. Им стал К. Ю. Лавров. Актёр старался продолжать традиции, заложенные Георгием Александровичем. В 1992 г. театру было присвоено имя Г. А. Товстоногова. Кирилл Юрьевич Лавров занимал пост худрука до 2007 года. Затем его сменил Т. Чхеидзе. С 2013 года художественным руководителем БДТ является А. А. Могучий.

Репертуар

БДТ Товстоногова предлагает своим зрителям драмы, комедии, классические произведения и пьесы современных авторов.

В 2017 году на его сцене можно увидеть следующие спектакли:

  • "Гроза".
  • "Лето одного года".
  • "Алиса".
  • "Солдат и чёрт".
  • "Язык птиц".
  • "Губернатор".
  • "Человек".
  • "Видимая сторона жизни".
  • "Дом Бернарды Альбы".
  • "Война и мир Толстого".
  • "Мария Стюарт" и другие.

Труппа

Своими артистами издавна славится БДТ Товстоногова. Актёры здесь служат талантливые и профессиональные. Многие из них имеют звания и награды. Коллектив состоит из подающей надежды молодёжи и прославленных знаменитостей, имеющих большой опыт и известных широкой аудитории по многочисленным работам в кино.

Труппа театра:

  • Максим Бравцов.
  • Виктор Княжев.
  • Леонид Неведомский.
  • Светлана Крючкова.
  • Елена Шварёва.
  • Олег Басилашвили.
  • Нина Усатова.
  • Сергей Стукалов.
  • Алиса Фрейндлих.
  • Георгий Штиль.
  • Ируте Венгалите и многие другие артисты.

Режиссёры

В БДТ работает несколько постановщиков спектаклей.

Режиссёрская группа:

  • Людмила Шувалова.
  • Андрей Максимов.
  • Александр Никаноров.
  • Полина Неведомская.
  • Александр Артёмов.

Л. Шувалова и А. Максимов работают в БДТ дольше других.

Андрей Николаевич родился в 1955 году. В 30 лет окончил ЛГИТМиК. Карьеру он начал в городе Кемерово. Затем были Новосибирск, Красноярск, Омск, Вильнюс. С 1993 года А. Максимов служит в БДТ Товстоногова. За годы творческой деятельности он поставил более тридцати спектаклей.

Л. П. Шувалова окончила театральное училище в Нижнем Новгороде. В БДТ пришла работать в 1951 году. Свой творческий путь Людмила Павловна начинала как актриса. Через 20 лет артистической деятельности стала ассистентом режиссёра. А в 1980 году - постановщиком. Л. П. Шувалова за большой вклад в театральное искусство награждена орденами II и I степеней «За заслуги перед Отечеством».

Г. А. Товстоногов

Г. А. Товстоногов родился в 1915 году. С детских лет Георгий Александрович очень любил театр. Но после окончания школы он по настоянию отца поступил в железнодорожный институт. Проучившись там недолгое время, юноша понял, что у него другое призвание, и бросил этот вуз. В 1931 году Г. А. Товстоногов начал работать в русском ТЮЗе города Тбилиси в качестве актёра. Через два года поступил учиться в ГИТИС на режиссёрский факультет. В 1946 году переехал в Москву, а в 1949-м - в Санкт-Петербург.

С 1956 года Георгий Александрович - режиссёр БДТ. Товстоногов возглавил этот театр в период, когда он находился на грани закрытия. Коллектив был ужасный. Худруки постоянно менялись. Посещаемость - низкая, а финансовые долги - высокие. Благодаря Георгию Александровичу БДТ в кратчайшие сроки поднялся на ноги. Г. Товстоногов возглавлял театр тридцать лет - до самой смерти. Кроме того, этот гениальный режиссёр вёл преподавательскую деятельность, был профессором, написал две книги, работал на телевидении и радио.

Покупка билетов

БДТ Товстоногова, как и многие другие театры, предлагает два способа покупки билетов. Первый - в кассе, второй - через интернет. На официальном сайте театра в разделе "Афиша" необходимо выбрать интересующий вас спектакль и удобную дату. Затем нужно определиться с рядом и местом, в этом вам поможет схема зрительного зала, которая представлена в данном разделе статьи.

При помощи банковской карты или электронного кошелька производится оплата заказа. Приобретённые билеты отправляются на имейл покупателя. Их необходимо будет самостоятельно распечатать и в бумажном варианте предъявить при входе в зал. Если вы желаете приобрести билеты в одной из касс, то запомните их режимы работы: с 10:00 до 21:00 - Главная сцена, и с 10:00 до 19:00 часов - Малая. Перерыв - с 15:00 до 16:00. Студенты творческих вузов могут приобрести билеты со скидкой за один час до начала спектакля и при предъявлении документа, подтверждающего право на льготу.

Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова (Санкт-Петербург, Россия) - репертуар, стоимость билетов, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Тридцать шагов в длину. Двадцать в глубину. Вверх - на высоту занавеса. Пространство сцены не такое уж большое. В этом пространстве могла бы разместиться современная квартира - она получится не такой уж ненатурально просторной. Здесь можно разместить сад. Пожалуй, уголок сада, не больше. Здесь можно сотворить мир.

Г. А. Товстоногов

Большой драматический театр основан в 1918 году - он один из первых театров, созданных после Октябрьской революции. Нынешнее название получил в 1956 году в честь своего одиннадцатого режиссёра и художественного руководителя Г. А. Товстоногова.

Это один из немногих отечественных театров, судьба и репертуарная политика которого сыграли важную роль в становлении качественной российской драматургии. Благодаря стараниям теперешних режиссеров и актеров труппы в театре по сей день чтут традиции, заявленные в качестве кредо при самом его открытии.

Театр был организован при непосредственном участии писателя Максима Горького, поэта Александра Блока и комиссара театров и зрелищ союза коммун Северной области Марии Андреевой.

Театр, расположенный в здании, построенном по проекту швейцарского архитектора Фонтана в 1876-1878 годах, и перестроенном после пожара в 1900-1901 годах. Интерьеры театра восхищают богатством и изяществом отделки: потолки украшены живописными плафонами, элементы декора вызолочены, ажурная мраморная лестница освещается фонарями в стиле модерн.

Сегодня Академический театр им. Г. А. Товстоногова - это две площадки: богато оформленный большой зал на 1119 мест и маленькая уютная сцена, рассчитанная на 209 зрителей.

Каждая площадка предлагает богатый репертуар спектаклей. На обеих сценах ставятся инсценировки произведений мировой и отечественной классики. Любителям современной драматургии рекомендуется обратить внимание на репертуар малой сцены, на которой можно увидеть авторские постановки по мотивам поэзии Фредерико Гарсия Лорки или опер Стравинского.

Информация

Режим работы кассы: пн-вс 11:00-15:00, 16:00-18:00.