Сходство и различия Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой в "Грозе" и "Бесприданнице" Островского1.Значения имени. Лариса Огудалова и Катерина Кабанова: опыт сравнения

В лучших пьесах А.Н. Островского наиболее интересными предстают женские характеры, в которых, при всех индивидуальных различиях, ощущается сходство. Катерину Кабанову из драмы «Гроза» и Ларису Огудалову из «Бесприданницы» объединяет их обречённость в среде, из которой они вышли.

В атмосфере лжи и насилия, преобладающей в «Грозе», только Катерина выглядит естественной, но её искренность не нужна окружающим. Подлинная трагедия героини заключается в том, что она безысходно одинока в этом мире. Возвышенной и поэтической душе Катерины, душе-птице, нет места в городе Калинове.

Катерина — натура твёрдая, волевая, решительная и одновременно мягкая, трепетная — погибает не только из-за столкновения с «тёмным царством» самодуров, но и потому, что, дав волю чувству, она нарушила нравственный долг — не столько перед мужем, сколько перед собой. Её требовательность к себе безгранична и не терпит компромиссов. Трагедия Катерины — трагедия совести, драма женщины, которая полюбила, да не смогла жить во лжи, приносить людям и себе страдания.

Лгать и обманывать Катерина не умеет. «Жить на свете да мучиться» она не может. Куда идти? Некуда. Да и от себя не убежишь. Никто не осудил Катерину беспощаднее её самой. Покаяние героини привело её к смерти. А что ей ещё оставалось? Самоубийство стало избавлением от земных мук, которые представлялись для неё страшнее адовых...

«Бесприданница» была опубликована через девятнадцать лет после «Грозы», в 1879 году. Многое изменилось за это время в России. Казалось бы, город Бряхимов ни в чём не сравним с патриархальным Калиновом. Дремотную тишину приволжской провинции теперь нарушают не бурлацкие песни, а пронзительные гудки пароходов.

Невежественных лавочников сменили промышленники и негоцианты, управляющие фирмами и торговыми домами, ездящие в Париж на выставку. Но, увы, в цивилизованном, на первый взгляд, мире царят жестокость, ложь, расчёт, несправедливость. Высшей ценностью здесь являются деньги, а не личность человека.

В мире купли-продажи живёт, любит, страдает прекрасный человек с «горячим сердцем» — Лариса Огудалова. Незаурядность, возвышенный строй души роднят её с Катериной. Лариса не имеет приданого, поэтому Паратов, которого она доверчиво и беззаветно полюбила, не может жениться на ней. Но дело не только в приданом. Паратов в этой пьесе тоже предстаёт предметом торга: промотав своё состояние, он продаётся богатой невесте. Нести ответственность за судьбу другого человека (а именно это предполагает настоящая любовь) он неспособен. Всю жизнь искал Паратов чувств, приносящих ему удовольствие. Он обманывает Ларису, подчиняясь собственной прихоти, не задумываясь о дальнейшей судьбе этой девушки.

Для Карандышева брак с Ларисой необходим как средство самоутверждения, реванш уязвленного самолюбия. Кто он? Мелкий чиновник, обойдённый фортуной. «Я смешной человек», — говорит он сам о себе. Но зачем он, знающий боль оскорблённого достоинства, обижает и унижает Ларису? К ней Карандышева влечёт только желание доказать, что он не хуже Паратова, Кнурова, Вожеватова. И Лариса хорошо понимает это.

«Дружба» Вожеватова, «преданность» Кнурова, «любовь» Паратова и Карандышева — всё оказывается ненастоящим. Перед Ларисой, глубоко чувствующей, мыслящей, но низведённой до положения вещи, брезжит только один выход — смерть. Поэтому развязка «Бесприданницы» закономерна.

Итак, обеих героинь Островского убивают жестокость и пошлость окружающей жизни, отступничество сердечных избранников. И Катерина, и Лариса ищут в жизни любовь, но не находят её. Их уход — протест против общества, в котором нет места искренним чувствам.

Что сближает главных героинь пьес Островского «Гроза» и «Бесприданница»? Лариса Огудалова и Катерина Кабанова на первый взгляд кажутся очень похожими как внешне, так и внутренне, но если рассмотреть этот вопрос подробнее, то можно найти не только много общего между героинями, но и множество различий между ними.

У Ларисы с Катериной общая беда – неудачный брак, брак по расчёту. Но если Катерина была представлена нам уже замужней, Лариса же только готовилась стать женой Карандышева. У Ларисы был выбор в отличии от Кати. Главная героиня «Бесприданницы» сама согласилась на предложение Карандышева, несмотря даже на то, что её мать была против этого брака. Катерине же повезло куда меньше, её мнение о замужестве не спрашивали вообще и выдали её за Тихона Кабанова из-за денег.

По своему социальному положению героини Островского значительно отличались. Катерина – жена богатого купца, который всегда подчинялся воле своей матери. Лариса – бесприданница, которая по воле случая решается выйти замуж за нелюбимого человека, небогатого, да ещё и к тому же полного неудачника. У этих женщин могло быть счастливое будущее, но в их несчастии во многом виноваты мужья.

Огудалова и Кабанова хотели сбежать, хотели уйти от ненавистной им жизни, просили об этом они свои мужей, но, к сожалению, чувства своих жён их совсем не волновали.

И когда героини поймут, что не смогут найти спасения, они придут к единому решению - оборвать свою собственную жизнь. Это представляется им единственным возможным выходом избавить себя от страданий. Катя – девушка более решительная и смелая, она решится на самоубийство, а Лариса не сможет этого сделать. Огудалову убьёт Карандышев, но это не будет похоже на преступление. Она примет грех Карандышева на себя, она не будет винить его или бороться за свою жизнь. Лариса хотела, чтобы её убили. И это ничем не лучше суицида.

Я считаю, что больше всего сближает Катерину и Ларису именно их страдания, чувство беспомощности, у них не было возможности изменить свою жизнь.

Женские образы имеют центральную роль в драмах Островского. В произведениях «Гроза» и «Бесприданница» хорошо показана дискриминация женщин в то время. Несмотря на то, что эти пьесы были написаны в разное время (разница почти в двадцать лет), положение женщин не улучшилось, а в традиционной семье отношение было ещё хуже.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Сочинение на тему: « сходство между Ларисой Огудаловой и Катериной Кабановой».

А. Н. Островский знаменитый русский писатель и известный драматург. Его произведения многому учат нас. Каждый человек хочет быть свободным. И каждый понимают ее по-разному. Для кого-то свобода- это что- то физическая. Кто-то хочет освободиться из тюрьмы или влияния родителей, а для других- Свобода души. И именно это хорошо показывает нам Островский в своих пьесах. Лариса и Катерина – главные героины двух великих произведений Островского.

Лариса Огудалова в пьесе «Бесприданница». Лариса – молодая девушка, выросла в порядочной семье, хотя и в очень бедной семье. О ее внешности говорят мало, но мы можем узнать об этом исходя из реакции окружающих ее людей. Она очень горда, ей стыдно за себя и зи мать, она стыдиться своего нищенского происхождения. Их семья вынуждена прислуживать богачам, тем самым они посещают их семью, чтобы посмотреть на красивую, но в тот же момент и бедную девушку. Но героиня влюбляется в Паратова. Она любит его бесконечно. Верит ему и строит с ним планы на дальнейшую жизнь. С ним она очень счастлива и ей начинает казаться, что с ним вся жизнь как сказка. Но Паратов уезжает из городка. И выходит Лариса замуж за Карандышева, она чувствует себя униженной и оскорбленной, несправедливо приговоренной к той жизни, которую ей даст мелкий чиновник. Она не может ему простить личного оскорбления, и всегда сравнивает его с Паратовым и бросает в лицо своему мужу, что Паратов лучше, чем он. В ее душе происходит борьба между стремлением смириться с неизбежной участью и тоской по красивой жизни с Паратовым. И все же она решается на безрассудный поступок, она сама решает свою судьбу и бежит за Паратовым, хотя все ее мечты- были иллюзии, в итоге этот поступок ведет ее к гибели. Скорее всего, автор считает, что получить одним безрассудным поступком любовь и счастье невозможно. Ведь говорят: « На чужом несчастье, счастья не построишь». Нужно помнить, разбив сердце одному и украв его честь, с другим тебе счастья нет.

Катерина Кабанова, как мы знаем жена Тихона. Муж был пьяницей, а свекровь ужасная женщина. Катерина мечтает о свободе, сравнивая себя птицей, которая может улететь куда угодно. Мужа она не любила и была несчетна и об этом она рассказывает сестре мужа Варваре. Счастлива она была во сне, во сне она была свободна от всего и всех. Но в последние дни видела она дурной сон. Повсюду мерещится скорая гибель и сны ее были пророческими. Катя – нежная и мечтательная девушка, но вместе с тем и хрупкая, хотя в ее монологах видна ее сила и стойкость. Например, она решается выйти навстречу Борису, ее одолевали сомнения, но все же совершила этот важный шаг. Она хотела развестись с мужем и жить честно с Борисом. Катерина не подчиняется своей свекрови и не делает то, что она ей говорит. Для Катерины очень важна ее свобода, никому не подчиняться, жить, как ей хочется. Но такая свобода была достижима только путем самоубийства.

Кнуров неспроста говорил о том, что в Ларисе «ничего житейского», что она похожа на «эфир». Пожалуй, это лучшая характеристика Ларисы Огудаловой: девушка действительно постоянно отвлечена и остается удивительно равнодушной ко всему окружающему, и лишь иногда у нее срываются отдельные замечания, которые выдают ее неприязнь к мещанскому быту. Удивительно, что она нисколько не выражает своей любви, и привязанности к своей матери. В этом отношении Катерина более реалистична: она живет полнокровно, насыщенной жизнью. Однако образ Катерины отличается некоторой идеализированностью, несмотря на вполне узнаваемые черты. Каждая из героинь выражает протест против патриархального уклада: Лариса всеми способами пытается противиться матери, чтобы не выходить замуж. В тот момент, как Катерина прямо заявляет о неприятии образа жизни, который она ведет дома у Кабанихи. Также следует отметить, что Катерина более решительно и смело, выражает свою позицию, чем Лариса. А протест Ларисы проявился только тогда, когда она в серьез увлеклась Паратовым: она начинает проявлять такие черты характера, которые никак нельзя было заподозрить в этой воспитанной барышне. Она очень резка со своим мужем и оскорбила его, сравнив с Паратовым. Эти женщины не были счастливы, мечтали о свободе, и каждая из них ее получила, заплатив за это огромную цену.

Женский образ, его противоречивость и истинная красота всегда привлекали писателей-драматур- гов. Одной из основных черт русской литературы является внимание к женским образам, а зачастую и выведение женского образа как главного, ведущего в произведении. Несмотря на то что авторами произведений становились мужчины, они очень тонко чувствовали и крайне точно изображали силу и слабость женского характера. Исключением не явился и А. Н. Островский - создатель национального русского театра. В своих пьесах писатель показывал жизнь купеческого общества и то, как время меняло его. Две, пожалуй, наиболее популярные пьесы писателя - «Гроза» и «Бесприданница» - разделены промежутком в двадцать лет. «Гроза», написанная в 1859 году, явилась вершиной творчества А. Н. Островского. Эта пьеса стала жемчужиной русской драматургии второй половины XIX века, потому что в ней явилась сила, которая решительно противостояла странному мертвящему порядку, гнетущей атмосфере. Строки же «Бесприданницы» легли на бумагу в 1879 году. В данной пьесе купцы - это уже не невежественные представители «темного царства», а претендующие на образованность, читающие иностранные газеты, одетые на европейский лад люди. По своей идее пьесы очень похожи. На страницах обоих произведений находит отражение проблема женского бесправия, противостояния характера и внутреннего мира девушки порядкам и нравам того общества, в котором она живет. IСудьбы Катерины и Ларисы Огудаловой схожи. А. Н. Островский демонстрирует то, что, когда в отношения людей вмешиваются деньги, разрушается то, что когда-то называлось любовью и доверием. Но мне кажется, что дело не только в непреодолимой власти денег. Я считаю, что если между двумя людьми возникли действительно высокие отношения, то ни один человек, стоящий перед выбором «деньги или любимая», ни на минуту не остановится на варианте «деньги». Но в пьесах Островского ни Борис, ни Паратов не смогли предпочесть деньгам, безбедному существованию любимых женщин. По моему мнению, в данном случае нельзя говорить о любви Бориса к Катерине и каких-либо истинных чувствах Паратова к Ларисе. Характер Катерины формировался в атмосфере простой патриархальной купеческой семьи. Ее духовные потребности удовлетворялись рассказами странниц и богомолок наподобие Феклуши. Любовь в семье и предоставляемая ей свобода формировали характер Катерины, которая от природы наделена поэтической душой. Н. А. Добролюбов охарактеризовал Катерину как «луч света в темном царстве». Это действительно так. Она сияла неподдельной красотой души, искренностью и верой в то, что возможен иной образ жизни. Среди шаткой морали, которая стала последней каплей и толчком к измене, она была самой высоконравственной натурой. Ее измену мужу нельзя рассматривать как роковую ошибку и осуждать ее за это. Ведь героиня боролась со своими чувствами всеми способами, стараясь оградить себя от греха. В Борисе она видит своего защитника, ищет поддержки. Но и он уезжает и бросает Катерину, понимая, что самым лучшим выходом для нее является смерть. О том, сильна Катерина или слаба, нельзя говорить однозначно. С одной стороны, она сильный человек, потому что нашла в себе силы противостоять общественным устоям того времени, борется за счастье со своими чувствами.

Авг 05 2014

Раскрытие русского национального характера в женском типе - традиционное решение проблемы в русской . Галерея женских образов: пушкинские Татьяна Ларина и Маша Миронова, лермонтовские Вера и княжна Мери, Матрена Тимофеевна и Дарья из некрасовских поэм - все эти образы воплощают в себе лучшие черты русского национального характера и неизменно вызывают восхищение читателей. Не остался в стороне и А. Н. Островский, показавший в своих пьесах самые разные женские характеры: среди них и купеческая дочь Липочка («Свои люди - сочтемся»), и актриса Елена Ивановна Кручинина («Без вины виноватые»), и две сестры - Полина и Юленька, так по-разному вышедшие замуж и устроившие свою судьбу («Доходное место»). Но особенно яркие характеры героинь представлены в двух драмах. Это купеческая жена Кабанова в драме « » и дочь вдовы Хариты Игнатьевны Огудаловой - из драмы « ».

Конечно, обе героини во многом различны - и по своему происхождению, и по социальному положению, они получили разное воспитание и образование. Катерина родилась в купеческой семье, и ее образование типично для девушки ее круга - умение шить, вышивать золотом, преобладание религиозной литературы, вообще огромное влияние церкви и религии на ее мировоззрение. У как у представительницы другого социального круга образование носит светский характер - чтение романов, пение, игра на разных музыкальных инструментах. Да и положение героинь в обществе, и жизни у них весьма различны: если Катерина - жена купца Тихона Кабанова, из известной и уважаемой в городе семьи, то Лариса, хоть и «хорошей фамилии», но бедная девица на выданье, бесприданница.

Отсюда их образ жизни: Катерину в городе видят только в церкви, в сопровождении свекрови, ее замкнута и скучна, а для Ларисы мать приглашает в дом множество гостей, видя в них возможных женихов, поэтому там всегда музыка и веселье. Но в героинях много и общего: они чисты, искренни, правдивы. Катерина признается Варваре: «Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу». Так же не свойственна ложь и Ларисе.

Вожеватов говорит о ней: «Да ведь она простовата. Не глупа, а хитрости нет… вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо», то есть правду. Для героинь имеет огромное значение их внутренний мир, они ярки, талантливы как личности. Катерина уносится душой в мир своих возвышенных грез, в сказочные райские сады с невиданными цветами, где поют ангелы.

Лариса - талантливый музыкант, она чудесно . И конечно же, обе героини испытывают настоятельную потребность любить, это стало органическим, необходимым условием их существования. О том, какая Лариса «чувствительная», как она «чуть не умерла с горя» после отъезда Паратова, рассказывает Вожеватов.

Катерина делится своими мечтами о любви с Варварой, сестрой мужа. Но, как выяснилось, любить-то героиням и некого: мужчины, находящиеся рядом, не способны на глубокое, сильное чувство, достойное либо Ларисы. Тихон, безвольный и слабый, всецело находится под башмаком маменьки и по ее воле унижает Катерину.

Он готов ее пожалеть, но если для этого надо поступиться своими интересами, например взять ее с собой в деловую поездку, то Тихон не считает нужным скрыть свое раздражение: «…Ты еще навязываешься со мной!» Только от домашней обстановки, от враждебности свекрови, непонимания и равнодушия мужа стала искать Катерина любви в другом месте, полюбив Бориса Григорьича, по выражению А. Н. Добролюбова, «на безлюдье».

Борис Григорьич, конечно, тоже не герой, он думал о романе с замужней женщиной как об удовольствии: «погуляем», пока муж в отъезде, - и он вовсе не готов к ответственности за то, что произошло с Катериной, ему даже в голову не пришло, что она не сможет притвориться перед семьей и скрыть свой грех. Так же не герой и Паратов, избранник Ларисы. Внезапно уехав, он год не подает о себе вестей, пренебрегая чувствами Ларисы, для поправления своего материального положения решает выгодно жениться. Но, встретившись с Ларисой, он по-актерски разыгрывает негодование тем, что Лариса выходит замуж за Карандышева: «О женщины!

Ничтожество вам имя!» И добившись ее признания в том, что она еще любит его, Паратов предлагает ей поехать с ним за Волгу, что может скомпрометировать девушку. После этого поступка Лариса должна или совсем не являться домой, или вернуться с Паратовым вместе для благословения матери. Но после этого Паратов объявляет Ларисе, опять же высокопарно и напыщенно, о своей помолвке, о «золотых цепях», которыми он скован на всю жизнь. Таким образом, не видя взаимопонимания, не получив ответа на свою искреннюю, глубокую страсть, и Катерина после измены мужу, и Лариса после предательства Паратова оказываются в ситуации нравственного выбора.

Для Ларисы это либо замужество за нелюбимым Карандышевым, либо позор падшей женщины, содержанки кого-либо из богатых купцов. Для Катерины выбор еще более страшный - неволя в доме свекрови или смерть. Лариса сочинение с аллсоч. ру 2005 еще слишком молода, чтобы быть настолько решительной.

Она мечтала о тихом семейном рае, но мелочный, самовлюбленный Карандышев измучил ее своими придирками и упреками. Выбор Ларисы продиктован прежде всего ее духовным одиночеством: ее не понимают ни мать, ни Карандышев, ни друг детства Вожеватов, разыгрывающий в орлянку-с Кнуровым, кто теперь поедет с Ларисой в Париж. Слово «вещь», оброненное Карандышевым, кажется Ларисе страшным и точным определением своего положения: «Я любви искала и не нашла… А ведь так жить холодно… Я не нашла любви, так буду искать золота».

Ей, совсем еще молодой, неопытной в жизни девушке страшно это открытие, но недостает сил на самоубийство. Поэтому выстрел Карандышева она воспринимает как «благодеяние». Катерина сильнее, решительнее, она понимает, что ее будущее ничего хорошего ей не принесет и ждать ей уже нечего, что дома тяжелее, чем в могиле. И грех самоубийства уже не может ее остановить, потому что «жить нельзя».

И в том и в другом случае в смерти обеих героинь виновато общество, в котором они находились, окружающие их люди, ставящие власть денег и предрассудки общественной морали выше искренних человеческих взаимоотношений - любви, доброты, нежности, того, что искали и не сумели найти в жизни героини драм А. Н. Островского.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Катерина Кабанова и Лариса Огудалова в драмах А. Н. Островского . Литературные сочинения!