Картина боярский свадебный пир 17 века. Картина "боярский свадебный пир", маковский - описание

В творчестве Маковского очень много картин, которые описывают жизнь и быт Руси в патриархальные времена. Он один из наиболее известных живописцев 2-ой половины XIX века. Его творчество можно назвать разносторонним. Его еще называют вдохновенным певцом древнерусской старины, у него свой взгляд на колорит и быт того народа.

Эта картина относится к боярскому циклу и тесно связывает художника с историей. Сам Маковский занимался коллекционированием антикварных вещей, что не могло не оставить отпечаток на его творчестве. Очень много внимания он уделял изображению старинных вещей.

Эта картина одно из его известных произведений, она была написана 1883 году и имела колоссальный успех на выставке Антверпене. Мы видим сводчатые хоромы, которые заполнены разнообразной посудой и кубками всяких форм. Художник запечатлел момент празднования, когда свадебное застолье подходит к концу и выносят традиционное для того времени блюдо «Лебедь».

Критики обращали особое внимание на реалистичность изображенного события, и достоверность картины. В своей картине художник с особым стремлением старается как можно ближе к оригиналу изобразить быт древнерусского народа, со всеми традициями и особенностями. Уделяя внимание костюмам столовым приборам и обстановке. С удивительной красотой изобразил он драгоценности, золото, слоновую кость, бархат. В своей картине он рассказывает нам о традициях той эпохи, как бы проводит ознакомительную экскурсию. Меня заинтересовало его произведение, и мне более подробно захотелось узнать о том времени, как жили люди и во что верили. Спасибо Маковскому, что предоставил мне свободу в моих мыслях и рассуждениях на тему обрядов в древней Руси.

На Руси было множество обрядов и традиций, которые передавались из поколения в поколение. Множество из них дошли до наших дней. Но на Руси были и такие обряды, отношение к которым, по естественным причинам, было противоречивым. До наших дней они дошли исключительно в виде ознакомительных исторических справок, мол, вот так было на Руси…

Сегодня разберем один из таких «своеобразных» обрядов — поцелуйный обряд - старинный русский обряд чествования гостей. Появился в 15-17 вв. О нем свидетельствуют сразу несколько источников. Первый из них — откровения австрийского советника и дипломата Августина Мейерберга, которые вылились в книгу «Путешествие в Московию».

Он в 1661–1662 гг. посетил Россию с дипломатической миссией. О своей поездке барон написал официальный отчет, выступив в данном сочинении не как наблюдатель, а как исследователь.

По версии барона Мейерберга обряд состоял в следующем: «после окончания стола к гостям в сопровождении двух или трёх девок выходит в лучшей одежде жена хозяина дома. Прикоснувшись губами к кубку, она передаёт кубок с напитком гостю. Пока гость пьёт, хозяйка выходит в другую комнату и меняет там верхнюю одежду. В новой одежде она подносит кубок другому гостю. После того, как напиток был подан всем гостям, хозяйка, потупив глаза, встаёт к стене (или печи) и принимает поцелуй от всех гостей…»

Второй источник — отечественный «Домострой» — сборник правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Особо почитали эту книжку новгородские бояре и купечество.

Приведу несколько выдержек из книги Ивана Егоровича Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях», в которой он приравнивает поцелуйный обряд к языческому поклонению:

«В начале XVI века затворничество женщин было делом окончательно уже решенным и не подлежащим никакому сомнению и колебанию. Так например, известный Домострой не предполагает, чтобы жены, не говоря уже о дочерях, могли ходит в мужские беседы. Он дает только советы жене, как вести себя в гостях, у других жен, как вести себя с гостьями дома, причем строго наказывает, «коли гостьи случатся, то питие и еству и всякий обиход, приносит (в комнату) один человек сверстной, кому приказано…

В отношении дружеских бесед, Домострой замечает: «а в гости ходити, и к себе звати: ссылатца с кем велит муж…»

Только самые дружелюбные отношения хозяина дома к своим гостям растворяли иногда женский терем и вызывали оттуда на показ мужскому обществу его сокровище — хозяйку дома. Существовал обычай, по которому личность женщины и именно жены хозяина, а также жены его сына или замужней дочери, чествовалась с каким то особым, точно языческим поклонением.

«Боярышня с подносом» — Маковский Константин Егорович

Этот обычай, заключался в том, что, когда на празднике или в другое время собирались гости и начинался обед или честной пир, хозяин дома приказывал жене выйти поздороваться с гостями. Она приходила в столовую комнату и становилась в большом месте, т. е. в переднем углу; а гости стояли у дверей.

Хозяйка кланялась гостям малым обычаем, т. е. до пояса, а гости ей кланялись большим обычаем, т. е. в землю. Затем господин дома кланялся гостям большим же обычаем, в землю, с просьбою, чтоб гости изволили его жену целовать.

Гости просили хозяина, чтоб наперед он целовал свою жену. Тот уступал просьбе и целовал первый свою хозяйку; за ним все гости, один за одним, кланялись хозяйке в землю, подходили и целовали ее, а отошед, опять кланялись ей в землю. Хозяйка отвечала каждому поясным поклоном, т. е. кланялась малым обычаем. После того, хозяйка подносила гостям по чарке вина двойного или тройного с зельи, а хозяин кланялся каждому (сколько тех гостей ни будет, всякому по поклону), до земли, прося вино выкушать. Но гости просили, чтоб пили хозяева. Тогда хозяин приказывал пить наперед жене, потом пил сам и затем обносил с хозяйкой гостей, из которых каждый кланялся хозяйке до земли, пил вино и отдавши чарку, снова кланялся до земли.

После угощения, поклонившись гостям, хозяйка уходила на свою половину, в свою женскую беседу, к своим гостям, к женам гостей. В самый обед, когда додавали круглые пироги, к гостям выходили уже жены сыновей хозяина или замужние его дочери или жены родственников. И в этом случае обряд угощения вином происходил точно также. По просьбе и при поклонах мужей, гости выходили из за стола к дверям, кланялись женам, целовали их, пили вино, опять поклонялись и садились по местам; а жены удалялись на женскую половину.


Дочери-девицы никогда на подобные церемонии не выходили и никогда мужчинам не показывались.

Этот обряд, подтверждая самым делом все рассказы о затворничестве русских женщин, о раздельности древнерусского общества на особые половины, мужскую и женскую; вместе с тем показывает, что личность замужней женщины, хозяйки дома, приобретала для дружеского домашнего общества высокий смысл домодержицы и олицетворяла своим появлением и угощением самую высокую степень гостеприимства.

В этом обряде выразилась также чисто русская форма уважения к женской личности вообще, ибо земные поклоны, были первозданною формою наиболее высокого чествования личности.»

Третий источник обряда встречаетсяв историческом романе Алексея Константиновича Толстого «Князь Серебряный» (1863), посвященном эпохе Ивана Грозного (1547-1584). Писатель описывает «поцелуйный обряд» в доме опального боярина Дружины Морозова, согласно которому его молодая жена Елена обязана была выйти к гостям — посторонним мужчинам — в праздничном одеянии и поцеловать каждого, предварительно поднеся ему на подносе чарку вина:

«Когда Елена обошла всех без изъятия, Морозов, пристально за ней следивший, обратился к гостям:

Дорогие гости, — сказал он, — теперь, по старинной русской обыклости, прошу вас, уважили б вы дом мой, не наложили б охулы на мое хозяйство, прошу вас, дорогие гости, не побрезгали бы вы поцеловать жену мою!.. Дмитриевна, становись в большом месте и отдавай все поцелуи, каждому поочередно!


Гости благодарили хозяина. Елена с трепетом стала возле печи и опустила глаза.

Князь, подходи! — сказал Морозов Вяземскому.
- Нет, нет, по обычаю! — закричали гости, — пусть хозяин поцелует первой хозяйку! Пусть будет по обычаю, как от предков повелось!..»

На сюжет романа в 1895 г. русский художник К.Е. Маковский написал свою знаменитую картину «Поцелуйный обряд».


Вообще, художник Маковский посвятил боярской жизни десятки замечательных картин. Есть у него еще одна картина, которая также свидетельствует о существовании «поцелуйного обряда». Сегодня она находится в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга:


«Из повседневной жизни русского боярина конца семнадцатого века. 1868»

Как именно на Руси появился поцелуйный обряд, историки не дают точных ответов. Русский историк Гавриил Петрович Успенский считал, что что обряд мог быть заимствован у иностранцев, проживавших в России. Были версии, что обряд мы переняли от татар. Но тот же Иван Егорович Забелин, выдержками которого мы поделились выше, считает, что

«в этом обряде выразилась чисто русская форма уважения к женской личности! … Затворничество женской личности, ее удаление от мужского общества явилось жизненным выводом тех нравственных начал жизни, какие были положены в наш быт восточными, византийскими, но не татарскими идеями.

Не у татар мы заимствовали наш терем, а он сложился мало помалу сам собою, ходом самой жизни, как реальная форма тех представлений и учений о женской личности, с которыми мы познакомились еще в самом начале нашей истории и которые в течении веков управляли воспитанием, образованием, всем развитием русской женщины…»

Был ли он заимствован или сформировался сам по себе, об этом мы никогда уже не узнаем. Но впечатление о нем все же двоякое. Интересно услышать ваше мнение в комментариях: «Дикостью ли был поцелуйный обряд или чем-то красивым, естественным и приличным?»

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Описание картины Маковского «Боярский свадебный пир XVII века»

В творчестве Маковского очень много картин, которые описывают жизнь и быт Руси в патриархальные времена.
Он один из наиболее известных живописцев 2-ой половины XIX века.
Его творчество можно назвать разносторонним.
Его еще называют вдохновенным певцом древнерусской старины, у него свой взгляд на колорит и быт того народа.

Эта картина относится к боярскому циклу и тесно связывает художника с историей.
Сам Маковский занимался коллекционированием антикварных вещей, что не могло не оставить отпечаток на его творчестве.
Очень много внимания он уделял изображению старинных вещей.

Эта картина одно из его известных произведений, она была написана 1883 году и имела колоссальный успех на выставке Антверпене.
Мы видим сводчатые хоромы, которые заполнены разнообразной посудой и кубками всяких форм.
Художник запечатлел момент празднования, когда свадебное застолье подходит к концу и выносят традиционное для того времени блюдо «Лебедь».

Критики обращали особое внимание на реалистичность изображенного события, и достоверность картины.
В своей картине художник с особым стремлением старается как можно ближе к оригиналу изобразить быт древнерусского народа, со всеми традициями и особенностями.
Уделяя внимание костюмам столовым приборам и обстановке.
С удивительной красотой изобразил он драгоценности, золото, слоновую кость, бархат.
В своей картине он рассказывает нам о традициях той эпохи, как бы проводит ознакомительную экскурсию.
Меня заинтересовало его произведение, и мне более подробно захотелось узнать о том времени, как жили люди и во что верили.
Спасибо Маковскому, что предоставил мне свободу в моих мыслях и рассуждениях на тему обрядов в древней Руси.

Творчество К. Маковского, одного из самых знаменитых живописцев 2-ой половины XIX века, весьма многогранно. Пожалуй, больше всего художник известен своими яркими картинами, описывающими жизнь и быт патриархальной Руси. Маковского называют вдохновенным певцом древнерусской старины с ее своеобразным колоритом и самобытной прелестью.

К. Маковский стал создателем так называемого боярского цикла полотен, тесно связанного с русской историей. В его создании огромную роль сыграла страсть автора к коллекционированию антикварных вещей, Действительно, старинные вещи обретали вторую жизнь на полотнах художника.

Пожалуй, одним из самых известных произведений боярского цикла К. Маковского является большое полотно «Боярский свадебный пир XVII века». Картина была написана в 1883 году и имела огромный успех на Всемирной выставке в Антверпене.

Перед зрителем предстают сводчатые хоромы, заполненные причудливой заморской посудой, кубками разнообразных форм. Изображен момент праздника, когда свадебный пир близок к завершению – в это время вносится традиционное блюдо «лебедь».

Современники подчеркивали высочайшую степень исторической достоверности картины. В этом произведении художник стремится к правдивому изображению древнерусского быта, не пропуская особенностей и подробностей, касающихся костюмов персонажей, столового серебра, всей обстановки. С удивительным мастерством переданы физические качества драгоценных камней, золота, слоновой кости, бархата, парчи.

К.Маковский в своем произведении очень достоверно и убедительно сумел воскресить позабытую эпоху – XVII век. Стремление к исторической достоверности в изображении деталей в полотне соединяется с фантазией и воображением живописца, а это сообщает полотну необыкновенную поэтичность.

Помимо описания картины К. Е. Маковского «Боярский свадебный пир XVII века», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Боярский свадебный пир - Константин Егорович Маковский. 1883. Холст, масло. 236x391 см


Персидские ковры, клетки с удивительными певчими птицами, китайские вазы, из которых торчали перья страусов и павлинов, старинное оружие, самобытные африканские ритуальные маски, подушки из парчи и шкатулки из слоновой кости – всё это описание не музейного собрания, а домашняя обстановка Константина Маковского.

Будучи страстным собирателем редких предметов различных культур и исторических эпох, живописец частенько использовал их для создания нужного интерьера в своих работах. С помощью такого же метода, «живой картины», была создана и эта замечательная работа, воплощающая боярский свадебный пир.

Для правдивого воссоздания антуража автор использовал свою коллекцию старинных вещей, а также объездил немало коллекционеров, и пригласил аристократов в качестве статистов. Выстраивание композиции предварялось музыкальными вечерами, переодеванием, а после Маковский подробно «собирал» своих немых артистов в сцену и разъяснял каждому что они должны изображать. По настоящему новаторский метод того времени!

Данная работа была создана специально для экспонирования в Европе. Маковский искал признания за рубежом, и выбрал сюжет неслучайно – европейцы очень интересовались в то время самобытной русской историей, поэтому работу, так достоверно и красочно описывающую сцену из жизни XVII века, приняли хорошо. Впрочем, успех только усилили раскол между Маковским и многими его друзьями-художниками, в особенности с передвижниками, которые видели, прежде всего, социальную роль искусства и считали, что русскому художнику негоже искать славу у зарубежного зрителя.

В первую очередь, обращает на себя внимание роскошные наряды бояр – богатые кафтаны, расшитые узорами, высокие женские головные уборы, тяжёлые складки мужских одежд. Стены расписаны, на столах кубки, а слуги уже спешат с яствами – всё здесь пропитано русским духом с невероятно самобытной культурой.

Среди всего не сразу замечаешь молодых, ибо их личности не столь масштабны по сравнению с настоящим событием – объединяются два боярских рода. Тост произнесён, и под крики «Горько!» юноша пытается поцеловать девушку, а та стыдливо отводит лицо, смущаясь и робея. Опытная сваха по левую руку молодой как бы подталкивает нерешительную новоиспечённую супругу. Герои по-разному глядят на эту сцену – девушка на выданье смотрит на подругу с завистью, а вот няня выглядит печальной, так как отлично знает тяжёлый быт замужней женщины.

По иронии судьбы, одна из самых русских работ Маковского, поменяв несколько владельцев, сегодня принадлежит музею Вашингтона.