Основные направления романтизма. Художественные особенности романтизма

  • 8. Особенности романтизма к.Н. Батюшкова. Его творческий путь.
  • 9. Общая характеристика декабристской поэзии (проблема героя, историзма, жанрово-стилевое своеобразие).
  • 10. Творческий путь к.Ф. Рылеева. «Думы» как идейно-художественное единство.
  • 11. Своеобразие поэтов пушкинского круга (на материале творчества одного из поэтов).
  • 13. Басенное творчество и.А. Крылова: феномен Крылова.
  • 14. Система образов и принципы их изображения в комедии а.С. Грибоедова «Горе от ума».
  • 15. Драматургическое новаторство а.С. Грибоедова в комедии «Горе от ума».
  • 17. Лирика а.С. Пушкина послелицейского петербургского периода (1817–1820 годы).
  • 18. Поэма а.С. Пушкина «Руслан и Людмила»: традиция и новаторство.
  • 19. Своеобразие романтизма а.С. Пушкина в лирике Южной ссылки.
  • 20. Проблема героя и жанра в южных поэмах а.С. Пушкина.
  • 21. Поэма «Цыганы» как этап творческой эволюции а.С. Пушкина.
  • 22. Особенности пушкинской лирики периода Северной ссылки. Путь к «поэзии действительности».
  • 23. Вопросы историзма в творчестве а.С. Пушкина 1820-х годов. Народ и личность в трагедии «Борис Годунов».
  • 24. Драматургическое новаторство Пушкина в трагедии «Борис Годунов».
  • 25. Место стихотворных повестей «Граф Нулин» и «Домик в Коломне» в творчестве а.С. Пушкина.
  • 26. Тема Петра I в творчестве а.С. Пушкина 1820-х годов.
  • 27. Пушкинская лирика периода скитаний (1826–1830).
  • 28. Проблема положительного героя и принципы его изображения в романе а.С. Пушкина «Евгений Онегин».
  • 29. Поэтика «романа в стихах»: своеобразие творческой истории, хронотопа, проблема автора, «онегинская строфа».
  • 30. Лирика а.С. Пушкина периода Болдинской осени 1830 года.
  • 31. «Маленькие трагедии» а.С. Пушкина как художественное единство.
  • 33. «Медный всадник» а.С. Пушкина: проблематика и поэтика.
  • 34. Проблема «героя века» и принципы его изображения в «Пиковой даме» а.С. Пушкина.
  • 35. Проблема искусства и художника в «Египетских ночах» а.С. Пушкина.
  • 36. Лирика а.С. Пушкина 1830-х годов.
  • 37. Проблематика и мир героев «Капитанской дочки» а.С. Пушкина.
  • 38. Жанровое своеобразие и формы повествования в «Капитанской дочке» а.С. Пушкина. Природа пушкинского диалогизма.
  • 39. Поэзия а.И. Полежаева: жизнь и судьба.
  • 40. Русский исторический роман 1830-х годов.
  • 41. Поэзия а.В. Кольцова и ее место в истории русской литературы.
  • 42. Лирика м.Ю. Лермонтова: основные мотивы, проблема эволюции.
  • 43. Ранние поэмы м.Ю. Лермонтова: от романтических поэм к сатирическим.
  • 44. Поэма «Демон» м.Ю. Лермонтова и ее общественно-философское содержание.
  • 45. Мцыри и Демон как выражение лермонтовской концепции личности.
  • 46. Проблематика и поэтика драмы м.Ю. Лермонтова «Маскарад».
  • 47. Общественно-философская проблематика романа м.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В.Г. Белинский о романе.
  • 48. Жанровое своеобразие и формы повествования в «Герое нашего времени». Своеобразие психологизма м.Ю. Лермонтова.
  • 49. «Вечера на хуторе близ Диканьки» н.В. Гоголя как художественное единство.
  • 50. Проблема идеала и действительности в сборнике н.В. Гоголя «Миргород».
  • 52. Проблема искусства в цикле «Петербургских повестей» и повесть «Портрет» как эстетический манифест н.В. Гоголя.
  • 53. Повесть н.В. Гоголя «Нос» и формы фантастического в «Петербургских повестях».
  • 54. Проблема маленького человека в повестях н.В. Гоголя (принципы изображения героя в «Записках сумасшедшего» и «Шинели»).
  • 55. Драматургическое новаторство н.В. Гоголя в комедии «Ревизор».
  • 56. Жанровое своеобразие поэмы н.В. Гоголя «Мертвые души». Особенности сюжета и композиции.
  • 57. Философия русского мира и проблема героя в поэме н.В. Гоголя «Мертвые души».
  • 58. Поздний Гоголь. Путь от второго тома «Мертвых душ» к «Выбранным местам из переписки с друзьями».
  • 3. Романтизм как литературное направление. Своеобразие русского романтизма.

    Споры о романтизме идут уже около 200 лет. Само определение «романтизм» вызывает различные толкования, хотя это слово глубоко вошло в культуру. В эпоху зарождения романтизма о нём шли бурные споры. Вяземский писал Пушкину: «Романтизм как домовой – не знаешь, как накинуть на него палец». Сложность определения романтизма связана и с тёмной этимологией слова. Согласно первой версии, слово происходит от понятия «роман» и связано со сказанием; согласно второй версии, слово происходит от понятия «романс» и связано с рыцарской культурой средневековья; согласно третьей версии, слово «романтизм» связано с романскими языками и культурой. Единства в определении романтизма не наблюдалось до начала XIX века. Романтизм всегда был связан с поэтической необоснованностью, мистикой. Было понятно, что у него нет определённых норм.

    Определённый сдвиг в сторону понимания романтизма произошёл в немецкой философии. Фридрих Шеллинг и братья Шлегели попытались дать определение романтизма. Романтизм – противопоставление между мечтой и действительностью, сущим и должным, тем, что есть, и тем, что должно быть. Романтизм – детище общественных потрясений, национально-общественных движений, философских революций. Хронологические границы эпохи романтизма: 1789 – 1848 гг. Эта эпоха – время формирования романтизма как мировоззрения и художественного направления.

    В Англии и Франции романтизм – явление более раннее, чем в России. В России становление романтизма приходится на 1810 – 1820 гг. В США романтизм приходит в 1830-е гг. Романтизм развивается и в науке: математике, медицине, биологии. В романтизм органично вошло общее брожение. Происходит пересмотр понятий классицизма. В романтизме признавался приоритет внутреннего состояния человека, его конфликт с государственной властью. Романтизм стремился постичь весь мир, всё в человеке. Романтиков волновала идея всеобъемлющего, синтеза. Романтизм лишался односторонних взглядов.

    Романтизм возник на волне революций как проявление свободолюбия (освобождение Греции, движение этеристов в Молдавии, карбонариев в Италии, освободительное движение, связанное с наполеоновскими войнами). Свобода становится лозунгом романтиков. В России росту свободолюбивых настроений способствовала

    Отечественная война 1812 г. Развивалось национальное самосознание, главным принципом которого становится интерес к национальной истории и народности.

    Философские основы романтизма сформировались в русле идеальной философии. В этой философии преобладающими становятся культы души и чувства. Идеализм становится основой романтизма. Пробуждается интерес к подсознательному, стремление выявить инстинкты. Мистика и религия приобретают особую ценность в эпоху романтизма. Параллельно с идеалистической философией формируется романтическая эстетика.

    Эстетика классицизма была достаточно догматичной, его поэтика опиралась на определённые правила. Романтизм был свободен в своих поэтических принципах. Нормальной формой эстетического выражения для него является фрагмент, отрывок. Отрывок – важнейший принцип романтического мироощущения. Он показывает фрагментарность огромного полотна жизни.

    Основные принципы романтизма:

    1. Романтическое отрицание, связанное с понятием времени, сущего мира. В нём романтики видели культ утилитарного, мещанского. Особо чужд романтикам буржуазный строй. Романтики создали особый мир – мир мечты. В основе романтического искусства лежит антиномичность – постоянное противоречие между материальным и историческим миром.

    2. Возникновение культа средневекового Возрождения, концепции романтической истории, противопоставление между «сегодня» и «вчера», рождение исторического романа. Увлечение Вальтером Скоттом, Виктором Гюго. В литературу внедряется историческое мышление, раздвигаются грани художественного.

    3. Двоемирие, антропологическим воплощением которого становится двойничество, способствует психологизации литературы. Усложняется представление о мире и о человеке. Появляется интерес к сказке. Сказка рассматривается как основа человеческого чувства (братья Гримм, Э.Т.А. Гофман, В. Гауф, Г.Х. Андерсен).

    4. Уход в фантастику во всех её формах, рождение нового представления о самом мироздании.

    5. Культ романтического героя. Само понятие героя этимологически связано с понятием героики. Романтический герой не похож на всех, он странный. Он меняет свой облик, в связи с чем рождается культ портрета. У романтиков всё нараспашку, в их внешности царит беспорядок, они обладают горящим взглядом. Культом становится домашний очаг. Но романтический герой – это ещё и герой странник. Понятие «странник» здесь связано с понятием «странный». Характерная особенность романтического сознания – образ дороги, движения.

    Манифестом романтизма становится произведение Байрона «Паломничество Чайльда Гарольда». Важен психологический образ героя. Герой изверился в этом мире и не нашёл себя в том. Возникает понятие «мировой скорби». Романтический герой – скорбник, герой-странник, энтузиаст, сомневающийся, мучающийся, не находящий себя, замкнутый в пространстве и на себе. Как следствие, возникает эгоизм героя как сложное романтическое сознание. Романтический герой одинок. В это время произошла антропологическая революция: романтики нашли нового человека. Это герой неумеренных страстей.

    Типы романтических героев:

    1. Герой-титан, происходящий от мифологических и библейских образов. Он становится выражением титанических страстей, максимализма, демонического сознания; Демон Лермонтова

    2. Герой-странник, паломник, открывающий новые пространства, находящийся в постоянном движении. Он сближает понятия дороги – реального пространства – и пути – жизненного мировоззрения. Этот герой странен и во внешности, и в поступках;

    3. Герой-художник. Романтизм показывает личность в сфере трагизма творчества, связанного с невозможностью выразить всё. Характерная особенность романтического героя-творца – импровизация. Среди подобных героев много музыкантов. Музыка и лирика глубоко взаимосвязаны.

    Появляются глубинные связи между автором и героем. Герой становится носителем и выразителем авторского сознания, его alter ego. Нераздельность авторского сознания и сознания героя не давала возможность развития искусства. Чтобы преодолеть субъективную позицию, необходимо было создать дистанцию между авторским сознанием и сознанием героя. Романтический герой взорвал само представление о мире. Романтическая литература – литература диалога о мире. В романтическом мире даже животные становятся творцами.

    Романтическая эстетика тяготеет к чудесам, тайнам, всему необычному. Виктор Гюго говорил: «Обыденность – смерть искусства». Первой формой выражения фантастики становится новый хронотоп. Важными становятся пространства дня и ночи. В ночи пропадает ощущение времени. Романтические герои действуют вечером и ночью. Важным является момент своеобразного бодрствования духа. Рождается новая лирика: ноктюрны, для которых важной становится загадка заката. Английский поэт Юнг создал первое произведение подобного рода – «Ночные размышления». Топос романтического искусства – психологическое отражение души. Культивируются горный и морской пейзажи. Море – страсть, бушующий пейзаж, фольклорный образ, обретающий сущее понятие. Горы – момент восхождения от земли к небу, отражающий мотив двоемирия. Устремлённость души к горним высотам иллюстрирует романтический пейзаж. Воплощением сближения горного и горнего является крест на горе.

    Важен и топос кладбища. Это философский топос, решающий вопросы бытия, существования, жизни и смерти. Вечернее и ночное кладбище – воплощение загадок бытия. Реальное пространство, по мысли романтиков, было населено духами. Романтики открыли учение средневекового мистика Парацельса, который говорил об особой роли стихий – огня, воды, воздуха и земли. Романтический хронотоп космогоничен. В этом отношении программным можно назвать роман Александра Гумбольдта «Космос», в котором он попытался определить место человека в Космосе.

    Мир, населённый разными существами, давал романтику возможность показать этот мир в динамике. Важнейший принцип романтического искусства – смена картин. Романтическое пространство извилистое и излучистое.

    Музыка определяла стиль романтизма, особую лирическую наполненность. Не менее важной была живопись. Романтики тяготели к пейзажному образу мышления. Возникает живая картина в слове. Для романтического искусства был важен культ архитектуры. Слово становится акустическим и визуальным. Для европейской литературы в этом плане было важно творчество Э.Т.А. Гофмана.

    Романтики раскрепостили возможности художников. Для романтиков был важен сам момент творчества. Фигура художника-страдальца становится определяющей для романтического искусства. Возникает феномен безумия, порождённый конфликтом мечты и действия.

    Особенности русского романтизма:

    1. Русский романтизм – хронологически более позднее явление, чем европейский. Он переживает становление в 1810 – 1820 гг. Это эпоха национально-освободительных движений, Отечественной войны 1812 г., эпоха надежд, веры в будущее возрождение России. Русский романтизм был более связан с идеями Просвещения. В это время европейский романтизм переживает кризис;

    2. Для русского романтизма неизменной остаётся сила разума;

    3. В европейском романтизме нравственная проблема противопоставлена эстетической. Развитие буржуазных отношений и культа расчёта не позволяет связать искусство с нравственностью. Взаимодействие эстетики и этики – главная черта русского романтизма. Можно говорить о своеобразном феномене калокагатии. В европейском романтизме эстетика становится самоцелью;

    4. В русском романтизме редуцирован индивидуальный момент. Европейский герой-индивидуалист бежит из общества. Русский герой в силу итогов войны 1812 г. тяготеет к народу. Идеи народности, национального искусства являются основополагающими для романтиков. Для романтиков особо острой является проблема «героя нашего времени»;

    5. Этический пафос противопоставлен плотским темам. Для русских романтиков любовь – особое таинство, наполненное целомудрием;

    6. В русском романтизме идея свободолюбия была связана с идеями отмены крепостного права, реформ в обществе. Кроме декабристов, пафос свободолюбия разделяли и другие романтики. А.М. Горький выделял прогрессивный или гражданский романтизм и реакционный или психологический романтизм. Эта концепция повредила изучению творчества романтиков. Но всё же романтизм – сложное и неоднородное явление.

    Романтизм, писал Белинский, был первым словом, огласившим «пушкинский период» русской литературы - двадцатые годы 19 века. И хотя первые романтические произведения, первые опыты в романтическом духе появились в России ранее, еще в самом начале 19 века, великий критик был прав: именно в 1820-е годы романтизм стал главным событием литературной жизни, литературной борьбы, центром оживленной и шумной журнально-критической полемики.

    Русский романтизм возник в иных условиях, нежели западноевропейский. На Западе он был явлением послереволюционным и выразил разочарование в результатах уже свершившихся перемен, в новом, капиталистическом обществе. В России же он сформировался в эпоху, когда стране еще только предстояло вступить в полосу буржуазных преобразований. В нем сказалось разочарование передовых русских людей в существующих самодержавно-крепостнических порядках, неясность их представлений о путях исторического развития страны. С другой же стороны, в русском романтизме выразилось начавшееся пробуждение общенациональных сил, стремительный рост общественного и личного самосознания. Вполне естественно, что русский романтизм во многом отличался от западноевропейского.

    Во-первых, романтические идеи, настроения и художественные формы представлены в русской литературе как бы в смягченном варианте. Для их полного развития еще не было ни подходящей общественно-исторической почвы, ни соответствующих культурных традиций, ни достаточного литературного опыта. Не прошло и ста лет, как отечественная словесность двинулась по общеевропейскому пути.

    Во-вторых, стремительность движения русской литературы, словно бы догонявшей ушедшие вперед западноевропейские страны, обусловила некоторую неотчетливость, размытость границ между возникавшими в ней художественными направлениями. Романтизм не был исключением: он тесно соприкасался, временами, как бы даже срастался сначала со своими предшественниками - классицизмом и сентиментализмом, а затем с идущим ему на смену критическим реализмом, был во многих случаях трудноотличим от них.

    В-третьих, в творчестве русских романтиков перекрещивались разнородные литературные традиции, постоянно возникали смешанные, переходные формы. Меньшая отчетливость, выраженность основных признаков и свойств романтизма, более тесная (по сравнению с Европой) связь с другими литературными направлениями - таковы важнейшие отличительные черты романтического искусства в России.

    Все сказанное не означает, конечно, что творческие достижения русских романтиков менее значительны, нежели достижения европейских художников. С романтизмом связаны в русской литературе имена величайших ее представителей - Пушкина, Лермонтова и Гоголя, выдающихся лириков Баратынского и Тютчева, таких ярких поэтических талантов, как Жуковский, Батюшков и Языков. Как и на Западе, эпоха романтизма стала блистательной страницей в истории всего русского искусства. Она выдвинула замечательных живописцев Кипренского и Брюллова, композиторов Алябьева и Верстовского, великого трагического актера Мочалова. Словом, в России художественное наследие романтизма было значительным, богатым, разнообразным.

    В развитии русского романтизма различают обычно три главных периода:

    • 1. 1801-1815 годы - период зарождения романтического направления в России, первых опытов в романтическом роде. В это время романтизм особенно тесно связан с классицизмом и - главное - с сентиментализмом, внутри которого он, по сути дела, развивается. Родоначальниками русского романтизма принято считать Жуковского и Батюшкова, оказавших огромное воздействие на последующую русскую литературу и во многом подготовивших появление величайшего поэта Пушкина.
    • 2. 1816-1825 годы - время интенсивного развития романтизма, все большего его отмежевания от классицизма и сентиментализма, время его решающих побед над ними. Романтизм выступает теперь как самостоятельное направление и становится центральным событием литературной жизни. Важнейшим явлением этого периода стала литературная деятельность писателей-декабристов, а также творчество ряда замечательных лириков: Д. Давыдова, Вяземского, Языкова, Баратынского. Но центральной фигурой русского романтизма в ту пору был, конечно, Пушкин - автор так называемых «южных» поэм и ряда романтических стихотворений. Трагические события 1825 года проводят резкую грань между вторым и третьим периодами развития романтизма в России.
    • 3. 1826-1840 годы - период широкого распространения романтизма в русской литературе. Он обретает новые черты, завоевывает новые жанры, захватывает в свою орбиту все новых писателей. Романтические построения в это время значительно углубляются, и русские романтики окончательно порывают с традициями классицизма и сентиментализма. Вершинные достижения романтизма 1830-х годов - творчество Лермонтова, ранние произведения Гоголя, лирика Тютчева.
    • 4. Сходства и различия между западноевропейским и русским романтизмами

    романтизм литературный искусство

    Итак, после ознакомления с общей характеристикой романтизма, с его характерными чертами и особенностями русского романтизма, мы сможем выявить различия между западноевропейским и русским романтизмами:

    • 1) представление в русской литературе романтических идей, настроений и художественных форм как бы в смягченном варианте;
    • 2) меньшая отчетливость, выраженность основных признаков и свойств романтизма, более тесная (по сравнению с Европой) связь с другими литературными направлениями;
    • 3) перекрещивание в творчестве русских романтиков разнородных литературных традиций, возникновение смешанных, переходных форм.

    И хотя между романтиками не было согласия по многим важным вопросам (роль искусства в обществе, значение для русской литературы отечественных и западноевропейских традиций, сравнительная ценность отдельных жанров), в ходе развернувшейся полемики была выработана творческая программа нового литературного направления. Главные ее положения заключались:

    • 1) в утверждении творческой свободы художника, не подвластного заранее установленным нормам и стеснительным правилам;
    • 2) в поэтизации страстного стремления к свободе - общественной, национальной, личной, в провозглашении независимости человеческой личности и ее права на протест против враждебных общественных условий;
    • 3) в защите «народности» искусства - его национального своеобразия, ибо национальная самобытность, считали романтики, свидетельствует о внутренней свободе порабощенного народа.

    Романтизм как литературное направление в произведениях А.С.Пушкина ПЛАН Что такое романтизм? Причины возникновения романтизма. Основной конфликт романтизма. Эпоха романтизма. Пушкин – пролагатель новых путей русской литературы. “Евгений Онегин” - изображение современной действительности. Заключение

    Романтизм (от франц. Romantisme) – идейное и художественное направление, которое возникает в конце XVIII века в европейской и американской культуре и продолжается до 40-х годов XIX века. Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и буржуазном прогрессе, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и “бесконечному”, жажду совершенства и обновления, пафос личности и гражданской независимости.

    Мучительный распад идеала и социальной действительности – основа романтического мировосприятия и искусства. Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей, одухотворенной и целительной природы, соседствует с мотивами “мировой скорби”, “мирового зла”, “ночной” стороны души. Интерес к национальному прошлому (нередко – его идеализация), традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление издать универсальную картину мира (прежде всего истории и литературы) нашли выражение в идеологии и практике Романтизма.

    Романтизм наблюдается в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, поведении, одежде и психологии людей.

    ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РОМАНТИЗМА.

    Непосредственной причиной, вызвавшей появление романтизма, была Великая французская буржуазная революция. Как это стало возможно?

    До революции мир был упорядочен, в нем существовала четкая иерархия, каждый человек занимал свое место. Революция перевернула “пирамиду” общества, новое еще не было создано, поэтому у отдельного человека возникло чувство одиночества. Жизнь - поток, жизнь - игра, в которой кому-то повезет, а кому-то нет. В литературе возникают образы игроков - людей, которые играют с судьбой. Можно вспомнить такие произведения европейских писателей, как “Игрок” Гофмана, “Красное и черное” Стендаля (а красное и черное - это цвета рулетки!), а в русской литературе это “Пиковая дама” Пушкина, “Игроки” Гоголя, “Маскарад” Лермонтова.

    ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ РОМАНТИЗМА

    Основным является конфликт человека с миром. Возникает психология бунтующей личности, которую наиболее глубоко отразил Лорд Байрон в произведении “Путешествие Чайльд-Гарольда”. Популярность этого произведения была так велика, что возникло целое явление - “байронизм”, и целые поколения молодых людей старались подражать ему (таков, например, Печорин в “Герое нашего времени” Лермонтова).

    Романтических героев объединяет чувство собственной исключительности. “Я” - осознается как высшая ценность, отсюда эгоцентризм романтического героя. Но сосредоточившись на себе, человек вступает в конфликт с действительностью.

    ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - мир странный, фантастический, необыкновенный, как в сказке Гофмана “Щелкунчик”, или уродливый, как в его сказке “Крошка Цахес”. В этих сказках происходят странные события, предметы оживают и вступают в пространные беседы, основной темой которых становится глубокий разрыв между идеалами и действительностью. И этот разрыв становится основной ТЕМОЙ лирики романтизма.

    ЭПОХА РОМАНТИЗМА

    Перед писателями начала XIX века, творчество которых складывалось после Великой французской революции, жизнь поставила иные задачи, чем перед их предшественниками. Им предстояло впервые открыть и художественно сформировать новый материк.

    Мыслящий и чувствующий человек нового века имел за плечами долгий и поучительный опыт предшествующих поколений, он был наделен глубоким и сложным внутренним миром, перед его взором витали образы героев французской революции, наполеоновских войн, национально-освободительных движений, образы поэзии Гете и Байрона. В России Отечественная война 1812 года сыграла в духовном и нравственном развитии общества роль важнейшего исторического рубежа, глубоко изменив культурно-исторический облик русского общества. По своему значению для национальной культуры он может быть сопоставлен с периодом революции XVIII века на Западе.

    И в эту эпоху революционных бурь, военных потрясений и национально-освободительных движений, возникает вопрос, может ли на почве новой исторической действительности возникнуть новая литература, не уступающая по своему художественному совершенству наиболее великим явлениям литературы древнего мира и эпохи Возрождения? И может ли в основе ее дальнейшего развития быть “современный человек”, человек из народа? Но человек из народа, который участвовал во французской революции или на плечи которого легла тяжесть борьбы с Наполеоном, не мог быть обрисован в литературе средствами романистов и поэтов предыдущего столетия, - он требовал для своего поэтического воплощения иных методов.

    ПУШКИН – ПРОЛАГАТЕЛЬ РОМАНТИЗМА

    Только Пушкин первый в русской литературе XIX века смог и в стихах и в прозе найти адекватные средства для воплощения разностороннего духовного мира, исторического облика и поведения того нового, глубоко мыслящего и чувствующего героя русской жизни, который занял в ней центральное место после 1812 года и в особенности после восстания декабристов.

    В лицейских стихотворениях Пушкин еще не мог, да и не решался сделать героем своей лирики реального человека нового поколения со всей присущей ему внутренней психологической сложностью. Пушкинское стихотворение представляло как бы равнодействующую двух сил: личного переживания поэта и условной, “готовой”, традиционной поэтической формулы-схемы, по внутренним законам которой оформлялось и развивалось это переживание.

    Однако постепенно поэт освобождается от власти канонов и в его стихотворениях перед нами предстает уже не юный “философ”-эпикуреец, обитатель условного “городка”, а человек нового века, с его богатой и напряженной интеллектуальной и эмоциональной внутренней жизнью.

    Аналогичный процесс происходит в творчестве Пушкина в любых жанрах, где условные образы персонажей, уже освященные традицией, уступают место фигурам живых людей с их сложными, разнообразными поступками и психологическими мотивами. Сначала это еще несколько отвлеченные Пленник или Алеко. Но вскоре их сменяет вполне реальные Онегин, Ленский, молодой Дубровский, Герман, Чарский. И, наконец, самым полным выражением нового типа личности станет лирическое “Я” Пушкина, сам поэт, духовный мир которого представляет собой наиболее глубокое, богатое и сложное выражение жгучих моральных и интеллектуальных вопросов времени.

    Одним из условий того исторического переворота, который Пушкин совершил в развитии русской поэзии, драматургии и повествовательной прозы, был осуществленный им принципиальный разрыв с просветительски-рационалестическим, внеисторическим представлением о “природе” человека, законах человеческого мышления и чувствования.

    Сложная и противоречивая душа “молодого человека” начала XIX века в “Кавказском пленнике”, “Цыганах”, “Евгении Онегине” стала для Пушкина объектом художественно-психологического наблюдения и изучения в ее особом, специфическом и неповторимом историческом качестве. Ставя своего героя каждый раз в определенные условия, изображая его в различных обстоятельствах, в новых отношениях с людьми, исследуя его психологию с разных сторон и пользуясь для этого всякий раз новой системой художественных “зеркал”, Пушкин в своей лирике, южных поэмах и “Онегине” стремится с различных сторон приблизиться к пониманию его души, а через нее – дальше к пониманию отраженных в этой душе закономерностей современной ему общественно-исторической жизни.

    Историческое понимание человека и человеческой психологии начало зарождаться у Пушкина в конце 1810 – начале 1820-ых годов. Первое отчетливое выражение его мы встречаем в исторических элегиях этой поры (“Погасло дневное светило…” (1820), “К Овидию” (1821) и др.) и в поэме “Кавказский пленник”, главный герой которой был задуман Пушкиным, по собственному признанию поэта, как носитель чувств и настроений, характерных для молодежи XIX века с ее “равнодушием к жизни” и “преждевременной старостью души” (из письма к В.П. Горчакову, октябрь-ноябрь 1822г.)

    “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” – изображение современной действительности

    Возникнувший впервые в период южных поэм, исторический подход Пушкина к пониманию “законов” души и сердца человека – прошлого и современного – получит вскоре последовательное выражение в “Евгении Онегине” и “Борисе Годунове”. Проводимое Пушкиным в “Евгении Онегине” сопоставление социально-бытового и нравственно-психологического облика двух поколений – Онегина с его отцом и дядей, Татьяны с ее родителями – свидетельство исключительного по своей глубине, тончайшего понимания зависимости человеческой психологии от бытовой и культурно-исторической атмосферы времени. В отличие от главных героев в произведениях его предшественников и старших современников, в том числе героев Карамзина и Жуковского, Онегин и Татьяна – люди, весь психологический и нравственный облик которых пронизан отражениями интеллектуальной и нравственной жизни из времени.

    Как прекрасно понимает Пушкин, отец Онегина и Ларина-мать, оказавшись в положении Евгения и Татьяны, вели себя иначе, так как их времени были свойственны другие идеалы и другие нравственные представления, а вместе с тем – и иной строй чувства, иной жизненный ритм. Молодой человек, выросший в Петербурге, воспитанный гувернером-французом и читавший Адама Смита, мыслит иначе, чем его недалекий, воспитанный еще во нравах прошлого века, “благородно” служивший и промотавшийся отец. Поколение, кумирами которого были ловеласы и грандисоны, чувствовало не так, как поколение, зачитывающееся Байроном, Бенжаменом Констаном и мадам де Сталь. Сопоставляя характеры Онегина и Татьяны с характерами людей прошлого поколения, Пушкин показывает, как в реальном процессе жизни складываются новые, исторически неповторимые свойства души людей XIX века. Свойства эти определяют особые черты всей жизни – внешней и внутренней – молодого поколения, принципиально, качественно отличной от жизни “отцов”, таящей в себе новые, не известные прежней литературе сложные нравственно-психологические проблемы.

    Татьяна встречает Онегина. В жанре сентиментальной повести такая встреча была бы описана как встреча двух возвышенных сердец, в романтической поэме – двух избранных, хотя и различных по своему складу, высоких, поэтических натур, противопоставленных поэтом окружающей действительности и превосходящих других, обыденных людей по силе своих чувств и стремлений. Другое мы видим у Пушкина. И Татьяна и Онегин представляются Пушкиным не как вариации готовых, повторяющихся типов, а как диалектически сложные человеческие характеры, каждый из которых несет на себе отпечаток условий его жизни, своего особого душевного опыта. Несходными обстоятельствами развития героев романа определен и характер того психологического преломления, которое образ каждого из них получает, отражаясь в сознании другого.

    Как показывает читателю Пушкин, любовь Татьяны составляет психологическое отражение (и выражение) всей ее предшествующей жизни (материальных и духовных факторов): русская природа, общение с няней, восприятие народной жизни. И, наконец, вся окраска любовного чувства Татьяны к Онегину была бы иной, если бы она не пропустила его образ сквозь призму героев и сюжетов своих любовных романов, не ассоциировала его с ними.

    Изображение Пушкиным детства и зрелого возраста Онегина и Татьяны, их отношение к природе, людям, окружающим их предметам быта – есть взаимосвязанные, переходящие друг в друга моменты единого процесса социально-бытового и психологического развития героев. А характеристика отца Онегина, его дяди, учителей, описание его образа жизни в Петербурге создают яркую картину русской дворянской жизни начала XIX века. Знакомство с воспитанием и образом жизни главного героя до встречи с Татьяной объясняет читателю его реакцию на встречу в героиней и не ее письмо. А описание этой реакции является новым дальнейшим этапом более углубленного знакомства читателя с героем, дает новый материал для проникновения в характер и психологию “молодого человека” XIX века.

    Таким образом, все отдельные эпизоды в романе оказываются не безразличными друг к другу, а внутренне связанные между собой. Причем не только окружающая обстановка и внешние факторы жизни помогают объяснить и понять внутренний мир персонажей, но и сам этот мир приобретает огромное, исключительное значение в изображении современной действительности того времени.

    Историческое понимание не только внешней среды и обстановки, в которой живут и действуют люди, но и самого строя их чувств и нравственной жизни, не менее отчетливо выражено в пушкинской прозе – от “Арапа Петра Великого” до “Пиковой дамы”, “Капитанской дочки” и “Египетских ночей”.

    В произведения Пушкина вместе с переменой “духа времени” меняются не только общественные нравы, характеры и моды, но также и отношения, складывающиеся между людьми: любовь средневекового паладина или “рыцаря бедного” принципиально, качественно отличается от любви молодых людей XIX века. Поэтому и в литературе XVIII века “рыцаря бедного” вытеснил кавалер Фоблас, а уже полвека спустя “Фобласов обветшала слава”, и их место заняли Онегин и Чайльд-Гарольд.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Особенность всякого произведения искусства и литературы состоит в том, что оно не умирает вместе со своим создателем и своей эпохой, но продолжает жить и позднее, причем в процессе этой позднейшей жизни исторически закономерно вступает в новые отношения с историей. И эти отношения могут осветить произведение для современников новым светом, могут обогатить его новыми, не замеченными прежде смысловыми гранями, извлечь из его глубины на поверхность такие важные, но еще не сознававшиеся прежними поколениями моменты психологического и нравственного содержания, значение которых впервые и могло быть по-настоящему оценено лишь в условиях доследующей, более зрелой эпохи. Так произошло и с творчеством Пушкина. Опыт исторической жизни XIX и XX веков и творчество наследников великого поэта раскрыли в его произведениях новые важные философские и художественные смыслы, часто еще недоступные ни современникам Пушкина, ни его первым ближайшим, не посредственным преемникам, в том числе Белинскому. Но так же как творчество учеников и наследников Пушкина помогает сегодня лучше понять произведения великого поэта и оценить по достоинству все скрытые в них семена, получившие развитие в будущем, так и анализ художественных открытий Пушкина позволяет литературной науке глубже проникнуть в последующие открытия русской литературы XIX и XX веков. Это подчеркивает глубокую, органическую связь между новыми путями, проложенными в искусстве Пушкиным, и всем позднейшим развитием русской литературы вплоть до наших дней.

    Литература “Литература в Движении Времени”, Фридлендер Г.М. “Жизнь и творчество А.С.Пушкина”, Кулешов В.И. “Проза Пушкина: Пути эволюции”, Томашевский Б.В.

    2.1 Романтизм в русской литературе

    Русский романтизм, в отличие от европейского с его ярко выраженным антибуржуазным характером, сохранял большую связь с идеями Просвещения и воспринял часть из них - осуждение крепостного права, пропаганду и защиту просвещения, отстаивание народных интересов. Огромное воздействие на развитие русского романтизма оказали военные события 1812 года. Отечественная война вызвала не только рост гражданского и национального самосознания передовых слоев русского общества, но и признание особой роли народа в жизни национального государства. Тема народа стала очень значительной для русских литераторов-романтиков. Им казалось, что, постигая дух народа, они приобщались к идеальным началам жизни. Стремлением к народности отмечено творчество всех русских романтиков, хотя понимание "народной души" у них было различным.

    Так, для Жуковского народность - это, прежде всего, гуманное отношение к крестьянству и вообще к бедным людям. Сущность ее он видел в поэзии народных обрядов, лирических песен, народных примет и суеверий.

    В творчестве романтиков-декабристов представление о народной душе связывалось с другими чертами. Для них народный характер - это характер героический, национально-самобытный. Он коренится в национальных традициях народа. Наиболее яркими выразителями народной души они считали таких деятелей, как князь Олег, Иван Сусанин, Ермак, Наливайко, Минин и Пожарский. Так, понятному народному идеалу посвящены поэмы Рылеева "Войнаровский", "Наливайко", его "Думы", повести А. Бестужева, южные поэмы Пушкина, позднее - "Песнь про купца Калашникова" и поэмы кавказского цикла Лермонтова. В историческом прошлом русского народа поэтов-романтиков 20-х годов особенно привлекали кризисные моменты - периоды борьбы с татаро-монгольским игом, вольного Новгорода и Пскова - с самодержавной Москвой, борьбы с польско-шведской интервенцией и т. п.

    Интерес к отечественной истории у поэтов-романтиков порождался чувством высокого патриотизма. Расцветший в период Отечественной войны 1812 года русский романтизм воспринял его как одну из своих идейных основ. В художественном плане романтизм, подобно сентиментализму, уделял большое внимание изображению внутреннего мира человека. Но в отличие от писателей-сентименталистов, которые воспевали "тихую чувствительность" как выражение "томно-горестного сердца", романтики предпочитали изображение необыкновенных приключений и бурных страстей. Вместе с тем безусловной заслугой романтизма, прежде всего его прогрессивного направления, стало выявление действенного, волевого начала в человеке, стремления к высоким целям и идеалам, которые поднимали людей над повседневностью. Такой характер носило, например, творчество английского поэта Дж. Байрона, влияние которого испытали многие русские писатели начала XIX века.

    Глубокий интерес к внутреннему миру человека вызывал у романтиков равнодушие к внешней красивости героев. В этом романтизм так же кардинально отличался от классицизма с его обязательной гармонией между внешностью и внутренним содержанием персонажей. Романтики же, наоборот, стремились обнаружить контрастность внешнего облика и духовного мира героя. В качестве примера можно вспомнить Квазимодо ("Собор Парижской богоматери" В. Гюго), урода с благородной, возвышенной душой.

    Одним из важных достижений романтизма является создание лирического пейзажа. Он служит у романтиков своего рода декорацией, которая подчеркивает эмоциональную напряженность действия. В описаниях природы отмечалась ее "духовность", ее соотношение с судьбой и участью человека. Ярким мастером лирического пейзажа являлся Александр Бестужев, уже в ранних повестях которого пейзаж выражает эмоциональный подтекст произведения. В повести "Ревельский турнир" он так изображал живописный вид Ревеля, соответствовавший настроению персонажей: "Это было в мае месяце; яркое солнце катилось к полудню в прозрачном эфире, и только вдали серебристой облачной бахромой касался воды полог небосклона. Светлые спицы колоколен ревельских горели по заливу, и серые бойницы Вышгорода, опершись на утес, казалось, росли в небо и, будто опрокинутые, вонзались в глубь зеркальных вод".

    Своеобразие тематики романтических произведений способствовало использованию специфического словарного выражения - обилию метафор, поэтических эпитетов и символов. Так, романтическим символом свободы представало море, ветер; счастья - солнце, любви - огонь или розы; вообще розовый цвет символизировал любовные чувства, черный - печаль. Ночь олицетворяла зло, преступления, вражду. Символ вечной изменчивости - волна морская, бесчувственности - камень; образы куклы или маскарада означали фальшь, лицемерие, двуличность.

    Родоначальником русского романтизма принято считать В. А. Жуковского (1783-1852). Уже в первые годы XIX века он приобретает известность как поэт, воспевающий светлые чувствования - любовь, дружбу, мечтательные душевные порывы. Большое место в его творчестве занимали лирические образы родной природы. Жуковский стал создателем в русской поэзии национального лирического пейзажа. В одном из ранних своих стихотворений элегии "Вечер" поэт так воспроизводил скромную картину родного края:

    Все тихо: рощи спят; в окрестности покой,

    Простершись на траве под ивой наклоненной,

    Внимаю, как журчит, сливался с рекой,

    Поток, кустами осененный.

    Чуть слышно над ручьем колышется тростник,

    Глас петела вдали уснувши будит селы.

    В траве коростыля я слышу дикий крик...

    Эта любовь к изображению русской жизни, национальных традиций и обрядов, легенд и сказаний выразится и в ряде последующих произведений Жуковского.

    В поздний период своего творчества Жуковский много занимался переводами и создал ряд поэм и баллад сказочного и фантастического содержания ("Ундина", "Сказка о царе Берендее", "Спящая царевна"). Баллады Жуковского исполнены глубокого философского смысла, в них отразились и его личные переживания, и раздумья и черты, присущие вообще романтизму.

    Жуковскому, как и другим русским романтикам, в высокой степени было присуще стремление к нравственному идеалу. Этим идеалом для него были человеколюбие и независимость личности. Их он утверждал и своим творчеством, и своей жизнью.

    В литературном творчестве конца 20-30-х годов романтизм сохранил прежние позиции. Однако развивающийся в иной общественной обстановке, он приобрел новые, своеобразные черты. На смену задумчивым элегиям Жуковского и революционному пафосу поэзии Рылеева приходит романтизм Гоголя и Лермонтова. Их творчество носит отпечаток того своеобразного идейного кризиса после разгрома восстания декабристов, который переживало общественное сознание этих лет, когда измена прежним прогрессивным убеждениям, тенденции своекорыстия, обывательской "умеренности" и осторожности обнаружились особенно явственно.

    Поэтому в романтизме 30-х годов возобладали мотивы разочарования в современной действительности, критическое начало, присущее этому направлению по его социальной природе, стремление ухода в некий идеальный мир. Наряду с этим - обращение к истории, попытка осмысления современности с позиций историзма.

    Романтический герой выступал часто как человек, утративший интерес к земным благам и обличающий сильных и богатых мира сего. Противостояние героя обществу рождало трагическое мироощущение, свойственное романтизму этого периода. Гибель нравственных и эстетических идеалов - красоты, любви, высокого искусства предопределяла личную трагедию человека, одаренного большими чувствами и мыслями, по выражению Гоголя, "полным ярости".

    Наиболее ярко и эмоционально умонастроения эпохи отразились в поэзии, и особенно в творчестве крупнейшего поэта XIX века - М. Ю. Лермонтова. Уже в ранние годы свободолюбивые мотивы занимают важное место в его поэзии. Поэт горячо сочувствует тем, кто активно борется с несправедливостью, кто восстает против рабства. В этом плане значительны стихотворения "Новгороду" и "Последний сын вольности", в которых Лермонтов обращался к излюбленному сюжету декабристов - новгородской истории, в которой они видели образцы республиканского вольнолюбия далеких предков.

    Характерное для романтизма обращение к национальным истокам, к фольклору проявляется и в последующих произведениях Лермонтова, например, в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". Тема борьбы за независимость Родины - одна из излюбленных тем лермонтовского творчества - особенно ярко освещается она в "кавказском цикле". Кавказ воспринимался поэтом в духе вольнолюбивых стихов Пушкина 20-х годов - дикая величественная природа его противопоставлялась "неволе душных городов", "жилище вольности святой" - "стране рабов, стране господ" николаевской России. Лермонтов горячо сочувствовал вольнолюбивым народам Кавказа. Так, герой повести "Измаил-бей" отказался от личного счастья во имя освобождения родной страны.

    Эти же чувства владеют героем поэмы "Мцыри". Образ его исполнен таинственности. Подобранный русским генералом мальчик томится пленником в монастыре и страстно тоскует по свободе и отчизне: "Я знал одной лишь думы власть, - признается он перед смертью, - Одну, но пламенную страсть: Она как червь во мне жила, Изгрызла душу и сожгла. Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв. Где в тучах прячутся скалы. Где люди вольны как орлы...". Тоска по воле сливается в сознании юноши с тоской по родине, по вольной и "мятежной жизни", к которой он так отчаянно стремился. Таким образом, любимых героев Лермонтова, как романтических героев декабристов, отличает активное волевое начало, ореол избранников и борцов. В то же время герои Лермонтова, в отличие от романтических персонажей 20-х годов, предчувствуют трагический исход их действий; стремление к гражданской деятельности не исключает у них личного, часто лирического плана. Обладая чертами романтических героев предшествующего десятилетия - повышенной эмоциональностью, "пылом страстей", высоким лирическим пафосом, любовью как "страстью сильнейшей" - они несут в себе приметы времени - скепсис, разочарование.

    Историческая тема стала особо популярной у писателей-романтиков, которые видели в истории не только способ познания национального духа, но и действенность использования опыта прошлых лет. Наиболее популярными авторами, писавшими в жанре исторического романа, были М. Загоскин и И. Лажечников.


    Людей, борющихся со стихией, морские сражения; А.О. Орловский. Теоретические основы Романтизма сформировали - Ф. и А. Шлегели и Ф. Шеллинг. Живопись эпохи «передвижников». Влияние общественной среды на работу и тенденции творчества русских художников второй половине XIX века. Осознанный поворот новой русской живописи к демократическому реализму, национальности, современности обозначился в...

    Его картины очень печальны («Анкор, еще анкор!», «Вдовушка»). Современники справедливо сравнивали П.А. Федотова в живописи с Н.В. Гоголем в литературе. Обличение язв крепостнической России - основная тема творчества Павла Андреевича Федотова. Русская живопись второй половины XIX века. Вторая половина XIXв. ознаменовалась расцветом русского изобразительного искусства. Оно стало подлинно великим...

    Литературы и отблеск трагичности в портретной живописи этого художественного направления. Критический настрой мышления русской интеллигенции не мог оставаться в рамках романтизма, и бурное развитие русского искусства в XIX веке привели его к реализму. Мастерство гениев, которыми насыщен этот период культуры, требовало устремления к реальности, более верного и тщательного ее воспроизведения, к...

    Время русская музыкальная культура поднялась на невиданную еще высоту. Литература. Именно рассвет литературы позволил определить первую половину 19 века как «золотой век» русской культуры. Писатели, отражавшие русскую действительность, занимали разные общественно-политические позиции. Существовали различные художественные стили (методы), сторонники которых придерживались противоположных убеждений...

    Романтизм – понятие, которому трудно дать точное определение. В разных европейских литературах оно трактуется по-своему и в творчестве различных писателей-«романтиков» выражено различно. И по времени, и по существу, это литературное направление очень близко к ; у многих писателей эпохи оба эта направления даже сливаются совершенно. Подобно сентиментализму, романтическое направление было со всех европейских литературах протестом против псевдоклассицизма .

    Романтизм как литературное направление

    Вместо идеала классической поэзии – гуманизма, олицетворения всего человеческого, в конце XVIII – начале XIX века явился идеализм христианский – стремление ко всему небесному и божественному, ко всему сверхъестественному и чудесному. При этом главной целью человеческой жизни поставлялось уже не наслаждение счастьем и радостями земной жизни, а чистота души и спокойствие совести, терпеливое перенесение всех бедствий и страданий земной жизни, надежда на жизнь будущую и приготовление к этой жизни.

    Псевдоклассицизм требовал от литературы рассудочности, подчинения чувства разуму; он заковывал творчество в те литературные формы, которые заимствованы были у древних; он обязывал писателей не выходить из пределов древней истории и древней поэтики . Псевдоклассики внесли в литературу строгий аристократизм содержания и формы, внесли исключительно-«придворные» настроения.

    Сентиментализм выставил против всех этих особенностей псевдоклассицизма поэзию свободного чувства, преклонение перед своим свободным чувствительным сердцем, перед своей «прекрасной душой», и природой, безыскусственной и простой. Но если сентименталисты подорвали значение ложного классицизма, то не они начали сознательную борьбу с этим направлением. Эта честь принадлежала «романтикам»; они выставили против ложных классиков большую энергию, более широкую литературную программу и, главное, попытку создать новую теорию поэтического творчества. Одним из первых пунктов этой теории было отрицание XVIII века, его рассудочной «просветительской » философии, форм его жизни. (См. Эстетика романтизма , Этапы развития романтизма .)

    Такой протест против правил устаревшей морали и социальных форм жизни отразился на увлечении произведениями, в которых главными героями были протестующие герои – Прометеи, Фаусты , затем «разбойники», как враги устаревших форм социальной жизни... С легкой руки Шиллера , возникла даже целая «разбойничья» литература. Писателей заинтересовали образы «идейных» преступников, людей падших, но сохраняющих высокие чувства человека (таков был, к примеру, романтизм Виктора Гюго). Конечно, эта литература уже не признавала дидактизма и аристократизма, – она была демократична, была далека от назидательности и, по манере письма, приближалась к натурализму , точному воспроизведению действительности, без выбора и идеализации.

    Таково одно течение романтизма, созданное группой протестующих романтиков. Но была другая группа – мирных индивидуалистов, которых свобода чувства не привела к борьбе социальной. Это мирные энтузиасты чувствительности, ограниченные стенками своего сердца, убаюкивающие себя до тихих восторгов и слез анализом своих ощущений. Они, пиетисты и мистики , могут пристроиться ко всякой церковно-религиозной реакции, ужиться и с политической, ибо отошли от общественности в мир своего крошечного «я», в уединение, в природу, вещающую о благости Творца. Они признают только «внутреннюю свободу», «воспитывают добродетель». У них «прекрасная душа» – schöne Seele немецких поэтов, belle âme Руссо , «душа» Карамзина ...

    Романтики этого второго типа почти ничем не отличаются от «сентименталистов». Они любят свое «чувствительное» сердце, знают только нежную, грустную «любовь», чистую, возвышенную «дружбу», – они охотно проливают слезы; «сладкая меланхолия» – их любимое настроение. Они любят грустную природу, туманные, или вечерние пейзажи, кроткое сияние луны. Они охотно мечтают на кладбищах и около могил; им по душе грустная музыка. Их интересует все «фантастическое» вплоть до «видений». Следя внимательно за прихотливыми оттенками различных настроений своего сердца, они берутся за изображение сложных и неясных, «смутных» чувств, – они пытаются на языке поэзии выразить «невыразимое», найти новый стиль для новых настроений, неизвестных псевдоклассикам.

    Вот это именно содержание их поэзии и выразилось в том неясном и одностороннем определении «романтизма», которое сделал Белинский : «это – желание, стремление, порыв, чувство, вздох, стон, жалоба на несвершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастье, которое Бог знает в чём состояло. Это мир, чуждый всякой действительности, населённый тенями и призраками. Это унылое, медленно текущее… настоящее, которое оплакивает прошедшее и не видит перед собой будущего; наконец, это любовь, которая питается грустью и которая без грусти не имела бы, чем поддержать своё существование».