Природа цвета. Три основных цвета

Мы уже разбирали, что такое "базовые" цвета . Это цвета, которые сочетаются со всеми остальными, создавая относительно спокойные комбинации . Для каждого типажа это могут быть свои цвета, подробнее их можно посмотреть в главе гардероб для колоритов по оглавлению.

Там есть базовые цвета по сезону , по 6 характеристикам: и дальше. У каждого из 12 колоритов тоже есть свои базовые цвета - в основном это нейтральные мягкие цвета и темные цвета + оттенки светло-серого и белого. (разные оттенки палитры можно посмотреть в той же главе - разбор палитр. вот, например, холодное лето )

В основном, к базовым цветам относят
1) ахроматические цвета (белый, черный, и всю градацию нейтрального серого),

3) Оттенки коричневого и бежевого (серо-коричневый taupe, серо-бежевый, нейтральный бежевый, золотисто-бежевый, цвет верблюжьей шерсти camel, телесный, розово-бежевый, коричневый, кофейный, шоколадный, розово-коричневый и тд.)

4) Темные оттенки холодной части спектра (это не значит, что обязательно с холодным подтоном) - зеленого, синего, фиолетового:
Синий: (navy, цвет джинсы, королевский синий)
Темный цвет морской волны
Зеленый: (вечнозеленый, лесной зеленый, темный оливковый, цвет мха
Темный фиолетовый


Их не так уж и мало. Их обычно используют в базовом гардеробе - это основа, с которой будет сочетаться более яркие и сочные цвета.

Однако, то, что цвет является базовым, не означает, что он пойдет всем . Есть базовые цвета, которые мало кому идут - например, чисто белый или чисто черный. Базовые цвета для каждого колорита свои (подробнее смотрите ссылки наверху сообщения).

А есть "универсальные" цвета , которые могут носить практически все . Конечно, каким-то типажам они идут больше, каким-то меньше, но никого не портят. Они иногда совпадают с нейтральными цветами, но не всегда.

Это, в первую очередь off-white и оff-black - цвет белка глаз, серовато - белый и серо-черный цвет или цвет мокрого асфальта (pewter) и цвет слоновой кости (ivory ), для большинства колоритов эти 4 цвета являются заменой белому и черному.

Из серо-коричневой гаммы это средний серый , нейтральный бежевый , серо-коричневый (taupe) и stone (светлый серовато-бежевый)

Из более ярких и интересных цветов это цвет морской волны (teal) , темный нейтральный розовый (blush pink ), слегка смягченный фиолетовый без перекосов в синий и красный, нефритовый (jade).

Как можно заметить, универсальные цвета похожи на палитру мягких сезонов, особенно на мягкое лето. Это очень хорошо объяснимо - мягкие сезоны, особенно мягкое лето, это смесь всего - темного и светлого, теплого и холодного. Поэтому некоторые их цвета, в принципе, подходят почти всем. Хотя другие цвета мягких сезонов будут давать серую тень на лицо остальным колоритам, особенно ярким.

Астроном, писатель, химик, физик, философ – Исаак Ньютон. И поставил он однажды опыт с призмой, через которую проходил обычный солнечный свет. Каково же было удивление естествоиспытателя, когда увидел он белого света – настоящую радугу. А затем в ходе дальнейших опытов уже другие ученые поняли, что в на самом деле существует всего – три основных цвета.

Каждый охотник желает знать…

Каждый - Красный

Охотник - Оранжевый

Желает - Желтый

Знать – Зеленый

Где - Голубой

Сидит - Синий

Фазан – Фиолетовый

В этой хорошо известной мнемонической зашифрованы все основные цвета спектра. Наблюдательные люди уже заметили, что здесь нет черного и белого. Но такие состояния в спектре обычно не рассматриваются, поэтому и в поговорку они не попали.

Однако из всего этого многообразия ученые выделили всего три основных цвета – синий, красный и желтый. А все остальные цвета, тона, полутона и оттенки получаются от смешения этих трех красок. Как это хорошо известно, к примеру, художникам, знакомым с палитрой и владеющим добиваться нужного оттенка .

Человек и цвета

Человеческий глаз способен воспринимать цвета, поскольку в сетчатке имеется три типа особых колбочек, работающих независимо. Они содержат различные пигменты, которые отвечают на определенные цвета, красный, зеленый и так далее.

На самом деле каждая колбочка реагирует на все световые волны (кроме ультрафиолета и инфракрасного), но «свой цвет» ощущается пигментом лучше. Дальше полученные сигналы передаются головному мозгу и уже он анализирует полученную информацию и выдает нам понимание того или иного оттенка.

Интересно, что основные цвета нельзя назвать свойством самого цвета, скорее они обусловлены способностью человеческого их различать. Кроме того, на это влияют различные технические , воспроизводящие цвет.

С точки зрения психофизиологии, ученые считают, что на самом деле «чистых» четыре – красный, зеленый, желтый и синий. Среди них желтый и синий образуют одну ось по контрасту цвета, а красный и зеленый – другую. Однако есть люди, которые не могут различать основные цвета или какие-то отдельные оттенки. Их называют дальтониками. Вопреки распространенному мнению, они не видят мир как черно-белую фотографию, а просто не могут хорошо воспринимать конкретные цвета.

Цель урока: познакомить студентов с основными и дополнительными цветами.

План урока:

1. Основные три цвета.

2. Дополнительные цвета.

Студент должен:

знать: основные и дополнительные цвета.

Ответы на вопросы плана урока:

1 . Практика художников наглядно показывала, что очень многие цвета и оттенки можно получить смешением небольшого количества красок. Стремление натурфилософов найти «первоосновы» всего на свете, анализируя явления природы, всё разложить «на элементы», привело к выделению «основных цветов» , в качестве которых не сразу выбрали красный, зелёный и синий. В Англии основными цветами долго считали красный, жёлтый и синий, лишь в 1860 г. Максвелл ввел аддитивную систему RGB (красный, зелёный, синий). Эта система в настоящее время доминирует в системах цветовоспроизведения для электронно-лучевых трубок (ЭЛТ) мониторов и телевизоров. Цветовой круг можно разделить на три широких сектора: красный, зеленый и синий. Эти цвета называются основными, смешивая их в разных пропорциях получают любой другой цвет. Между основными цветами расположены еще три сектора, образованные дополнительными цветами: пурпурным (сине-красным), желтым и голубым (зелено-синим). На цветовом круге основной и дополнительный цвета находятся друг против друга. К примеру, пурпурный расположен против зеленого и является его дополнительным цветом. Каждый дополнительный цвет представляет собой смесь двух основных, а когда соединяются два дополнительных цвета, они образуют общий основной цвет. Например, голубой (синий и зеленый) и пурпурный (синий и красный) дают синий. Эта взаимосвязь между основными и дополнительными цветами называется «субтрактивной» и положена в основу обработки и печати цветных фотоматериалов.

2. Понятие «дополнительный цвет» было введено по аналогии с «основным цветом». Было установлено, что оптическое смешение некоторых пар цветов может давать ощущение белого цвета. Так, к триаде основных цветов Красный-Зелёный-Синий дополнительными являются Голубой-Пурпурный-Жёлтый - цвета. На цветовом круге эти цвета располагают оппозиционно, так что цвета обеих триад чередуются. В полиграфической практике в качестве основных цветов используют разные наборы. Мы называем два цвета дополнительными, если их пигменты, будучи смешанными, дают нейтральный серо-чёрный цвет. В физике два хроматических света, которые при смешивании дают белый свет, также считаются дополнительными. Два дополнительных цвета образуют странную пару. Они противоположны друг другу, но нуждаются один в другом. Расположенные рядом, они возбуждают друг друга до максимальной яркости и взаимоуничтожаются при смешивании, образуя серо-чёрный тон, как огонь и вода. Каждый цвет имеет лишь один единственный цвет, который является по отношению к нему дополнительным. В цветовом круге дополнительные цвета расположены диаметрально один другому. Они образуют следующие пары дополнительных цветов:


жёлтый – фиолетовый; жёлто-оранжевый - сине-фиолетовый; оранжевый – синий; красно-оранжевый - сине-зелёный; красный – зелёный; красно-фиолетовый - жёлто-зелёный.

Если мы проанализируем эти пары дополнительных цветов, то найдём, что в них всегда присутствуют все три основных цвета: жёлтый, красный и синий:

жёлтый - фиолетовый = жёлтый, красный + синий;

синий - оранжевый = синий, жёлтый + красный;

красный - зелёный = красный, жёлтый + синий.

Подобно тому, как смесь жёлтого, красного и синего даёт серый, так и смесь двух дополнительных цветов также превращается в вариант серого цвета. Можно вспомнить также опыт из раздела «Физика цвета», когда при исключении одного из цветов спектра все остальные цвета, будучи смешанными, давали его дополнительный цвет. Для каждого из цветов спектра сумма всех остальных образует его дополнительный цвет. Физиологически доказано, что как и явление остаточного изображения, так и симультанный контраст иллюстрируют удивительный и до сих пор необъяснимый факт появления в наших глазах при восприятии того или иного цвета одновременно и другого, уравновешивающего его дополнительного цвета, который в случае его реального отсутствия спонтанно генерируется в нашем сознании. Это явление весьма важно для всех практически работающих с цветом. В разделе «цветовая гармония» было установлено, что закон дополнительных цветов является основой гармоничности композиции, потому что при его соблюдении в глазах создаётся ощущение полного равновесия.

Вопросы для повторения:

1. Назовите основные цвета?

2. Дайте понятие «дополнительные» цвета?

3. Как образуются дополнительные цвета?

Литература:

1. Ящухин А.П. Живопись. М.: Просвещение. 1979.

2. Виннер А. В. Как работают мастера живописи, М., 1965.

3. Гренберг Ю. И. Технология станковой живописи, М., 1982.

Тестовая работа 6 класс I четверть (вариант 1)

    Какой цвет не относится к составным цветам?

    Колорит это:

8. Каким бывает цвет?

9. Красный, синий, жёлтый – это цвета…

10. Линия, штрих, тон – основные средства художественной выразительности:

11. Предварительный рисунок к произведению, отражающий поиски наилучшей композиции:

.12. Быстрый рисунок с целью изучения натуры:

13.

15. Как иначе называются пространственные виды искусства ?

Тестовая работа 6 класс I четверть (вариант 2)

1. Линия, штрих, тон – основные средства художественной выразительности:

а) живописи; б) скульптуры; в) графики

2. Предварительный рисунок к произведению, отражающий поиски наилучшей композиции:

а) набросок; б) эскиз; в) этюд

.3. Быстрый рисунок с целью изучения натуры:

а) этюд; б) набросок; в) эскиз

4. Произведения которого вида искусства имеют трехмерный объём:

а)архитектура, б)графика, в)скульптура, г)живопис

а)архитектура, б)графика, в)скульптура, г)живопись

5..Что из перечисленного относится к временным видам искусства?

а) живопись б) литература в) скульптура г) дизайн

6. Как иначе называются пространственные виды искусства ?

а) конструктивные б) декоративные в) изобразительные г) пластические

7. К каким художественным материалам относят карандаши, мелки, тушь, уголь, сангину, пастель?

а) архитектурным б) графическим в) скульптурным г) живописным

    Какие виды пластических искусств относятся к изобразительным?

    Графика; б) архитектура; в) дизайн; г) живопись; д) скульптура

    Запишите последовательность цветов спектра.

    Какой цвет не относится к основным цветам?

а) красный; б) желтый; в) зелёный; г) синий

    Какой цвет не относится к составным цветам?

    Оранжевый; б) зеленый; в) фиолетовый; г) жёлтый

    Чтобы получить светлоту нужно добавить:

а) жёлтый цвет; б) белый цвет; в) серый цвет

    Колорит это:

а) световые волны определённой длины; б) полярное противопоставление

в) взаимосвязь всех цветовых элементов

    К ахроматическим цветам не относится:

    чёрный; б) белый; в) коричневый

15. Каким бывает цвет?

а) локальным, б) сытым, в) туманным, г) насыщенным, д) светлым,

16. Красный, синий, жёлтый – это цвета…

а) Холодные; б) тёплые; в) дополнительные цвета; г) основные цвета.