Экологический паспорт организации образец. Экологический паспорт предприятия и паспортизация опасных отходов

ВВЕДЕНИЕ


Хорошее предприятие должно заботиться о состоянии окружающей среды на своей территории, так как если антропогенное воздействие превысит допустимую экологическую возможность этой территории, то могут возникнуть экологические проблемы. Это приведёт к нарушению функционирования предприятия и нанесёт ущерб как тем людям, которые на нём работают, так и жителям близлежащих территорий. Именно поэтому для того чтобы снизить ущерб окружающей среде, а также улучшить её состояние, нужно проводить экологическую паспортизацию объектов природопользования предприятия, то есть выполнять паспортизацию опасности, которая может возникнуть в результате работы предприятия.

Паспортизация - это составление документов с основными его сведениями и описанием, т.е. составление паспорта объекта. Значимыми объектами паспортизации являются предприятия и опасные отходы.

Паспортизация экологических объектов включает в себя информацию об экономических и технологических характеристиках предприятия и информацию о ресурсах, которые потребляет и использует предприятие для производства своей продукции, а также воздействие предприятия на окружающую среду. Основная цель составления экологического паспорта предприятия - получение информации, которая поможет решить задачи, направленные на рациональное природопользование объектов предприятия. Ещё одной целью является составление прогноза экологического состояния на предприятии и примыкающей к нему территории. Эти факторы помогают контролировать выполнение необходимых природоохранных мер. Экологический паспорт периодически должен корректироваться и обновляться.

В ходе деятельности предприятия образуются отходы с первого по четвертый класс опасности, то юридические лица и индивидуальные предприниматели должны документально подтверждать факт того, что отходы относятся к тому или иному классу опасности. Паспортизация отходов проводится в отношении каждого отхода, образующегося на предприятии.

Актуальность

Деятельность любого предприятия ведёт к тем или иным изменениям в окружающей среде. Любое производство имеет своё влияние на окружающую среду и на человека, как на непосредственную часть природы. Поэтому важно составление паспорта опасности, который поможет отследить то, как это влияние происходит и, исходя из этого, скорректировать деятельность предприятия.

Цель: доказать важность составления экологического паспорта предприятия и паспортизации опасных отходов.

Изучить научный материал и правовые акты по теме.

Охарактеризовать экологическую паспортизацию предприятий.

Охарактеризовать паспортизацию опасных отходов.

Сделать вывод о важности составления экологического паспорта предприятия и паспортизации опасных отходов.


1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПАСПОРТИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ


.1 Экологический паспорт


Для стабилизации и улучшения состояния окружающей природной среды важным является создание системы экологической паспортизации объектов природопользования, являющихся источниками загрязнения окружающей природной среды.

Экологическая паспортизация служит для документального описания эколого-экономических характеристик объектов природоохранной деятельности: территорий, территориально-производственных комплексов и хозяйственных объектов. Для этих целей разработаны формы экологического паспорта предприятия (производственного объединения), территории и методики проведения экологической паспортизации

Экологический паспорт предприятия разрабатывается для учета всех видов техногенных воздействий на окружающую среду и сравнительного анализа различных производственных процессов в общую природоемкость. Он содержит нормативно-справочную, фактографическую и отчетную информацию о природоемкости производства.

В экологический паспорт вносится, периодически корректируется и обновляется информация об исходных данных для расчета материально-энергетических балансов, нормативы ресурсопотребления, производственных циклов.

Важными разделами паспорта являются результаты инвентаризации отходов производства, где дается описание условий образования и характеристики всех источников газовых выбросов, сточных вод, твердых и жидких отходов, приводятся сведения о текущей экономике предприятия, о планируемых и фактических затратах на мероприятия по достижению нормативных ПДВ и ПДС, а также и о других природоохранных мерах.

Паспорт дает возможность осуществить экологическую аттестацию того или иного хозяйственного объекта по признакам его соответствия требованиям предельно допустимой техногенной нагрузки и экологической техноемкости территории.

Составление экологического паспорта является достаточно сложной процедурой, поэтому обычно он составляется не самим предприятием, а по его поручению коммерческой организацией, имеющей соответствующую лицензию. Затем паспорт представляется в районное отделение охраны окружающей среды и природных ресурсов для проверки расчетов и согласования, после чего он направляется в региональное отделение Госкомэкологии для получения разрешения на выбросы (сбросы) указанных в экологическим паспорте объемов загрязняющих веществ.

Все виды экологических паспортов разрабатываются предприятием и утверждаются руководителем по согласованию с территориальным органом Госкомэкологии России, где он регистрируется. При отсутствии экологического паспорта предприятие лишается права на природопользование и хозяйственную деятельность, либо подвергается крупному штрафу.


1.2 Экологическая паспортизация в России


Экологическая паспортизация в Российской Федерации проводится с 1990 г. в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 16 марта 1990 г. № 93 «О неотложных мерах по оздоровлению экологической обстановки в РСФСР в 1990-1995 гг. и основных направлениях охраны природы в XIII пятилетке и на период до 2005 года» .

Современная экологическая ситуация в стране требует ужесточения действующих и разработки новых экологических норм и правил с закреплением их в государственных стандартах и экологических паспортах предприятий. Все более настоятельной является необходимость экологической паспортизации не только отдельных предприятий, но и всей территории города. Это позволит давать интегральную оценку экологического состояния всего города, или любой территории, выявить экологически опасные участки, оценить степень их влияния на жизнедеятельность населения.

Методической основой проведения экологической паспортизации являются ГОСТ 17.0.04-90 «Паспорт промышленного предприятия» (Госкомприроды СССР. - М., 1990). Этот нормативно-технический документ ориентирован разработчиками на решение четырех главных задач, с точки зрения:

оценки экологичности производства (рационального использования природных ресурсов - расход сырья, энергии), и выброса загрязняющих веществ на единицу продукции;

оценки негативного воздействия предприятия на окружающую среду в части определения валового количества выбросов, сбросов и твердых отходов за учетный период времени и объема производства;

наличия и эффективности работы очистных сооружений и контроля над выполнением мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду;

управления взаимоотношениями «предприятие - окружающая природная среда» путем взимания с предприятия платежей за загрязнение.

Макет «Паспорта промышленного предприятия» (ГОСТ 17.0.0.04-90) разрабатывается на основе информации, содержащейся в двух блоках нормативных документов.

документы, лимитирующие загрязнение воздушной среды (ПДВ, разрешение на выброс загрязняющих веществ), водной среды (ПДС, разрешение на сброс в промканализацию), разрешение на вывоз и захоронение твердых отходов. Они служат основой для инспекций, контролирующих природоохранную деятельность предприятий.

документы по вопросам рационального использования природных ресурсов. Это разрешение на водопользование (определяется объем используемой воды различного качества), разрешение на землепользование и землеустройство, лесопользование и др. .

Система экологической паспортизации России необходима для получения объективной информации о действительном экологическом состоянии различных производственных объектов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных регионов и страны в целом, для регулирования сложившихся и прогнозируемых социально-экономических отношений в области природопользования и принятия решений по стимулированию усилий в области совершенствования среды обитания человека. Система экологической паспортизации должна строиться по территориально-иерархическому принципу применительно к административному делению, принятому в Российской Федерации. Принцип имеет в своей структуре четыре уровня иерархии по вертикали: локальный, районный, региональный и федеральный. При этом основные задачи сосредоточиваются на региональном уровне:

экологический паспорт России (национальный доклад);

экологический паспорт региона (республика в составе РФ, край, область);

экологический паспорт территории (административный район, в отдельных случаях может составляться паспорт промышленного района);

муниципальный экологический паспорт (город, поселок городского типа);

экологический паспорт производственного объекта (промышленного, сельскохозяйственного, транспортного, добывающего и др.).

Экологические паспорта различного территориально-иерархического уровня должны быть согласованы так, чтобы паспорта низшего ранга служили основанием для составления паспорта следующего, более высокого ранга.

Основу системы составляют экологические паспорта, разработанные на единой методической и организационной базе, являющиеся нормативными и юридическими документами, характеризующие современное (фактическое) экологическое состояние народнохозяйственных объектов и территорий.

На каждом территориальном уровне могут быть свои собственные особенности функционирования производства, сочетания социальных и природных особенностей. Они должны быть соответствующим образом отражены в паспорте. .


1.3 Основная цель и принципы экологической паспортизации


В подсистемном блоке экопаспортизации обобщаются данные предприятия по всем видам природопользования, в том числе:

сведения об оснащенности, техническом состоянии очистного оборудования предприятия; данных по выбросам, сбросам и размещению отходов по региону, о наличии разрешений о природопользовании;

по автоматизированному составлению отчетов предприятий по охране природы;

по обмену информации по вопросам природопользования на машинных носителях; внедрению компьютерных программ на предприятиях для обобщения данных, по автоматизации работ службы охраны природы.

Основная цель и назначение экологического паспорта - создание информационной базы данных рационального природопользования, сети регулярной отчетной информации, формирование и упорядочение первичных экологических данных предприятий, получение информации для определения экономичности используемых технологий с целью дальнейшей сертификации, обязательного экологического страхования, регулирования налогообложения и т. д.

Схематически подсистемный блок экопаспортизации организован четырьмя иерархическими уровнями связанными потоками информации:

банк первичных экологических данных предприятий (экопаспорт природопользователей);

банк городов,

административных районов, промышленных зон (экопаспорт производственных и административно-производственных конгломератов);

банк первичных экологических данных областей (экопаспорт области). Промежуточную и связующую роль выполняет банк первичных экологических данных паспортизации (сертификации) природопользования Облкомприроды.

Экологический паспорт как таковой построен на принципах, включая единый системный подход к проблеме охраны окружающей среды. Он является первичной базой данных по воздуху, воде, почве, отходам и т. д. и обязателен для всех природопользователей.

В форму экологического паспорта как нормативно-технического документа заложены технологические планировки природопользователя, операционные карты, технологические инструкции, ГОСТы, ТУ на основные и вспомогательные материалы.

При заполнении форм составляются балансовые схемы материальных потоков, рассчитываются расходы энерго- и материальных ресурсов на единицу выпускаемой продукции, эффективность производства.

Индивидуальный экологический паспорт природопользователя реализован по блочному принципу - обобщенные сведения, база данных по воде, воздуху, отходам, по состоянию окружающей среды. При этом стратегия экологического паспорта рассчитана на любого природопользователя, независимо от формы собственности, любую специфику производства - химическую, сельскохозяйственную, оборонную, лесоперерабатывающую и др. .

Использованные принципы объектно-ориентированного программирования позволили состыковать базы данных ресурсных природопользователей, периодически их обновлять, выявлять «узкие места», грязные производства, вводить экономические методы управления, связывать кадастры природных ресурсов с влиянием технологии переработки конкретного материала у природопользователя, создавать банк данных по природоохранным и ресурсосберегающим технологиям.

Заполненный экологический паспорт дает возможность разработать формы государственной отчетности для любого уровня управления, а также тома ПДВ, ПДС предприятия, города, территории, иметь информацию по полигонам, отходам производства и динамики их влияния на окружающую среду. Кроме того, предлагаемая схема построения экологического паспорта позволяет прогнозировать создание аварийных ситуаций, рассчитывать зоны поражения.

Итак, цель паспортизации - прогноз экологической ситуации, как на самом предприятии, так и вокруг него, а также контроль за выполнением природоохранных мероприятий.


2. ПАСПОРТИЗАЦИЯ ОПАСНЫХ ОТХОДОВ


Отходами производства и потребления (отходы) принято называть остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Опасными отходами называются отходы, содержащие вредные вещества, которые обладают опасными свойствами (токсичностью, пожаровзрывоопасностью, высокой радиационной активностью) или содержат возбудителей инфекционных болезней, а также представляющие потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.


2.1 Правовые основы паспортизации опасных отходов


Вопросы права, связанные с паспортизацией опасных отходов, в законодательстве РФ рассмотрены в Федеральном Законе №89. Помимо этого закона правовое регулирование в отношении отходов также может регулироваться другими нормативно правовыми актами федерального, субъектного и муниципального уровней (ст.2 п.1 в этой главе ссылки в скобках обозначают ссылки на соответствующую статью в ФЗ№89).

Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:

охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;

научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;

использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий;

комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;

использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;

доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами;

участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами (ст.3).

Собственник сырья, материалов, товаров…, в результате использования которых образовались рассматриваемые отходы по умолчанию становится собственником этих отходов, до тех пор, пока не будет заключена какая-либо сделка по отчуждению отходов (купля-продажа, мена, дарение…) в пользу другого лица (ст.4).

Для работы с отходами в юридическом пространстве для них вводится понятие «паспорта».

Согласно определению, данному в «основных понятиях» ФЗ№89, паспорт опасных отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе (ст.1).

По степени негативного влияния на окружающую среду отходы подразделяются на пять классов опасности (ст.4.1):класс - чрезвычайно опасные отходы;класс - высокоопасные отходы;класс - умеренно опасные отходы;класс - малоопасные отходы;класс - практически неопасные отходы.

Очевидно, что «опасными отходами» являются отходы классов I-IV из приведённых выше.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды (ст.14 п.2).

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации (ст.14 п.3).

Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I - IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I - IV класса опасности (ст.14 п.4).

Помимо того, что отсутствие паспорта опасных отходов для опасных отходов является нарушением действующего законодательства (ст.14 п.3), оно также делает невозможным транспорт отходов (ст.16 п.1).


2.2 Государственный кадастр отходов. Федеральный классификационный каталог отходов


Согласно статье 20 ФЗ№89, государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

Государственный кадастр отходов ведется по единой для Российской Федерации системе. Порядок ведения государственного кадастра отходов определяется Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе вести региональные кадастры отходов, включающие в себя данные, представляемые органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, осуществляющими деятельность по обращению с отходами. Порядок ведения региональных кадастров отходов определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Отходы, для которых проводится паспортизация, могут быть внесёнными или невнесёнными в федеральный классификационный каталог отходов, далее ФККО.

ФККО представляет собой перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду. ФККО включает в себя различные виды отходов, обобщённые по классифицирующим признакам, например, «отходы кожи», «отходы при добыче нефти и газа», «гальванические шламы», «отходы оксидов и гидроксидов», «отходы солей», «текстиль загрязненный», «отходы взрывчатых веществ» и т.д.

Каждый вид отходов характеризуется тринадцатизначным кодом, в котором первые восемь цифр используются для кодирования происхождения отхода; девятая и десятая цифры используется для кодирования агрегатного состояния и физической формы; одиннадцатая и двенадцатая цифры используются для кодирования опасных свойств и их комбинаций; тринадцатая цифра используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды. Например, код ФККО 97100000 12 11 3, который я сгенерировала с помощью таблицы случайных чисел в ходе написания этого реферата, будет обозначать медицинские отходы в виде волокна, взрывоопасные и содержащие возбудителей инфекционных болезней, третьего класса опасности.


2.3 Порядок паспортизации опасных отходов


В соответствии со статьей 14. Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны установить класс опасности отхода для окружающей среды и подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности. Документом, удостоверяющим класс опасности отходов для окружающей среды, является «Паспорт опасного отхода».

Паспортизация опасных отходов проводится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2000г. № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов».

Специально уполномоченные органы РФ на основании представленной индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с опасными отходами о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, организовывают работу по паспортизации опасных отходов и ведут государственный классификационный каталог отходов.

Таким образом, разработка паспортов опасных отходов входит в обязанность природопользователей.

Форма паспорта утверждена приказом МПР РФ от 02.12.2002г. № 785 и составляется отдельно на каждый вид отходов. Коды и наименования отходов указываются в соответствии с ФККО.

Класс опасности отходов для окружающей природной среды устанавливается в зависимости от степени вредного воздействия на окружающую природную среду в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 июня 2001 года N 511 (не нуждается в государственной регистрации согласно заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 24 июля 2001 года N 07/7483-ЮД).

Паспортизация опасных отходов осуществляется уполномоченными территориальными органами на основании информации, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы (далее - заявители) и включающей сведения о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды.

Деятельность по паспортизации опасных отходов включает:

подготовку заявителями сведений о происхождении, составе, свойствах отходов, конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания и материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды;

рассмотрение уполномоченными территориальными органами материалов, представляемых заявителями, о происхождении, составе и свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использовании и обезвреживания, отнесении отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, и подготовка документов о подтверждении (неподтверждении) отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды;

оформление и выдачу уполномоченными территориальными органами документов, подтверждающих отнесение опасного отхода к классу опасности отхода для окружающей природной среды (далее - свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды) согласно образцу (приложение N 2 к настоящему порядку);

согласование паспортов опасных отходов.

Информация, включающая сведения о происхождении, составе, свойствах, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, готовится заявителем, и заносится в "Исходные сведения об отходе" согласно образцу (приложение N 3 к настоящему Порядку) на каждый вид отхода:

сведения об агрегатном состоянии и физической форме указываются на основании визуального осмотра и/или результатов обследований, исследований и измерений, выполненных аккредитованной на проведение количественных химических анализов лабораторией;

Документом, подтверждающим отнесение отхода к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, является свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды, которое выдается для каждого конкретного вида отходов.

Паспорт опасного отхода оформляется на каждый конкретный вид опасного отхода по форме и в соответствии с инструкцией по ее заполнению, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов России от 2 декабря 2002 года N 785 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 января 2003 года, регистрационный N 4128).

Срок действия паспорта опасного отхода:

для отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО), утвержденный приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 2 декабря 2002 года N 786 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 января 2003 года, регистрационный N 4107), не устанавливается;

для отходов, не включенных в ФККО, - ограничивается на период регистрации данного отхода в ФККО.

В качестве примера паспорта опасного отхода приведен пример образца паспорта, предложенный Управлением по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области.


УТВЕРЖДАЮ Руководитель организации (индивидуальный предприниматель) ______________________ (подпись) «___»______200__г. М.П.СОГЛАСОВАНО Руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Оренбургской области ________________________ (подпись) «___»______200__г. М.П.ПАСПОРТ ОПАСНОГО ОТХОДА

Составлен на отход ____________________________________________________________

(код и наименование по федеральному классификационному каталогу отходов)

(агрегатное состояние и физическая форма отхода: твердый, жидкий, пастообразный, шлам, гель, эмульсия, суспензия, сыпучий, гранулят, порошкообразный, пылеобразный, волокно, готовое изделие, потерявшее свои потребительские свойства, иное)

состоящий из ________________________________________________

(компонентный состав отхода в процентах)

образованный в результате _____________________________________

(наименование технологического процесса, в результате которого

____________________________________________________________

образовался отход, или процесса, в результате которого товар (продукция) утратил свои потребительские свойства, с указанием наименования исходного товара) имеющий класс опасности для окружающей природной среды, обладающий опасными свойствами __________________

(токсичность, пожароопасность, взрывоопасность, высокая

_____________________________________________________________

реакционная способность, содержание возбудителей инфекционных болезней).

Дополнительные сведения ______________________________________

_____________________________________________________________

ФИО индивидуального предпринимателя или полное наименование юридического лица ___________________________________________

Сокращенное наименование юридического лица ___________________________________

ИНН _______________________ ОКАТО _________________________

ОКПО ___________________________

ОКВЭД __________________________

Адрес юридический __________________________________________

Адрес почтовый ______________________________________________

экологический паспортизация кадастр отходы

Ниже приведён готовый паспорт опасного отхода, составленный ЗАО «ЮНЭП» для отходов тары для ртутных ламп.

4 Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды и установление классов опасности для отходов


Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды разработаны в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 26, ст. 3009).

Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы для окружающей природной, и которые обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды. Класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее в соответствии с Критериями, приведенными в таблицах 1, 2, 3.


Таблица 1

N п/пСтепень вредного воздействия опасных отходов на ОПСКритерии отнесения опасных отходов к классу опасности для ОПСКласс опасности отхода для ОПС1.Очень высокаяЭкологическая система необратимо нарушена. Период восстановления отсутствуетI класс чрезвычайно опасные2.ВысокаяЭкологическая система сильно нарушена. Период восстановления не менее 30 лет после полного устранения источника вредного воздействияII класс высокоопасные3.СредняяЭкологическая система нарушена. Период восстановления не менее 10 лет после снижения вредного воздействия от существующего источникаIII класс умеренно опасные4.НизкаяЭкологическая система нарушена. Период самовосстановления не менее 3-х летIV класс малоопасные5.Очень низкаяЭкологическая система практически не нарушенаV класс практически неопасные

Таблица 2

Класс опасности отходаСтепень опасности отхода для ОПС (k)I1Е6 >= K > 1Е4II1Е4 >= K > 1Е3III1Е3 >= K > 1Е2IV1Е2 >= K > 10VK <= 10

Таблица 3

Класс опасности отходаКратность разведения водной вытяжки из опасного отхода, при которой вредное воздействие на гидробионтов отсутствуетI> 10000IIОт 10000 до 1001IIIОт 1000 до 101IV< 100V1

Для каждого вида отхода его производитель и/или собственник определяет класс опасности для окружающей природной среды. Класс опасности данного вида отхода определяется расчетным и/или экспериментальным методом на основе Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденных Приказом МПР России от 15 июня 2001 года N 511 (по заключению Минюста России от 24 июля 2001 года N 07/7483-ЮД не нуждается в государственной регистрации).

Собственник обязан предоставить соответствующему территориальному органу Ростехнадзора материалы, обосновывающие отнесение отхода к классу опасности для окружающей природны, вместе со следующей информацией:

сведения о производителе и (или) собственнике отхода, включая наименование организации, юридический адрес, фактический адрес, ИНН, коды ОКПО, ОКВЭД, ОКАТО, адрес электронной почты, номера телефонов и телефакса, фамилии и инициалы руководителя организации и ответственных исполнителей (с указанием должностей);

наименование технологического процесса и вид основной деятельности, в результате которой образовался данный отход, или процесса, в результате которого товар (продукция) утратил свои потребительские свойства, с указанием наименования исходного товара (продукции);

наименование отхода в соответствии с исходными сведениями и с федеральным классификационным каталогом отходов;

сведения о компонентном составе отхода, подписанные индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, установленным по составу исходного сырья и технологическим процессам его переработки или по результатам количественного химического анализа компонентного состава отхода с протоколами результатов анализов, выполненных лабораторией, аккредитованной на проведение количественных химических анализов компонентов отходов, с приложением копии аттестата ее аккредитации в области аккредитации определения составов компонентов отходов, а для отходов, представленных товарами (продукцией), утратившими свои потребительские свойства, - сведения о компонентном составе исходного товара (продукции) согласно техническим условиям и др.;

заключение и протоколы результатов биотестирования (при определении класса опасности отхода для окружающей природной среды экспериментальным методом), выполненных аналитической лабораторией, аккредитованной на данный вид деятельности, с приложением копии аттестата ее аккредитации в области аккредитации:

расчет класса опасности на основе Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденных Приказом МПР России от 15 июня 2001 года N 511 (по заключению Минюста России от 24 июля 2001 года N 07/7483-ЮД не нуждается в государственной регистрации).

В случае несоответствия обосновывающих материалов установленным требованиям территориальный орган Ростехнадзора в течение 10 дней возвращает их на доработку с указанием причин отказа. В случае соответствия обосновывающих материалов установленным требованиям территориальный орган Ростехнадзора в 2-недельный срок выдает Свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды по форме согласно приложению 3 настоящего Приказа.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Мы вынуждены сегодня признать, что тревожная экологическая ситуация сложилась во многих регионах нашей страны в результате некомпетентного хозяйствования, недостатка знаний и действий вслепую, потребительского отношения к природным богатствам.

С целью охраны окружающей природной среды разработана система контроля и надзора за ее состоянием. Она включает государственный, общественный и производственный контроль.

Паспортизация потенциально опасных объектов способствует выполнению основных стратегических целей экологической политики России, которыми являются:

последовательное решение проблем развития хозяйственного комплекса государства, при котором полностью учитываются экологические и природно-географические условия конкретных территорий для обеспечения благосостояния народов, населяющих эти территории;

последовательное достижение на каждой территории надлежащего качества среды обитания, отвечающего не только принятым сегодня санитарно-гигиеническим нормам, но и той системе его оценок, которая учитывала бы генетическое здоровье населения;

восстановление и сохранения биосферного равновесия генетического фонда животного и растительного мира;

рациональное использование всего природоресурсного потенциала России.

Система паспортизации дает не только объективную информацию о действительном экологическом состоянии различных производственных объектов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных регионов и страны в целом, но и в конечном итоге регулирует сложившиеся и прогнозируемые социально-экономические отношения в области природопользования и принятия решений по стимулированию усилий в области совершенствования среды обитания человека, кроме того, позволяет прогнозировать создание аварийных ситуаций, рассчитывать зоны поражения.

Важность проведения паспортизации предприятий и опасных отходов очевидна. Если бы не существовало системы паспортизации, любая деятельность предприятия наносила бы вред окружающей среде и людям, работающим на этом предприятии и проживающим вблизи него.

Паспортизация опасных отходов имеет не менее важный характер. На данный момент она не осуществляется на должном уровне. Вследствие этого проводится неправильная утилизация. Например, ежегодно только на санкционированные свалки и полигоны твердых бытовых отходов в нарушение действующих норм и правил направляются десятки миллионов тонн промышленных отходов. Особенно этим грешат мелкие и средние предприятия, не имеющие достаточных средств и технологической оснащенности, необходимых для переработки и утилизации отходов. К сожалению, в большинстве регионов и городов РФ имеет место вывоз промышленных отходов на несанкционированные свалки, причем основную часть этих отходов составляют опасные отходы (до 80%).

Значимость данной работы заключается в том, что на основе теоретического обоснования важности паспортизации предприятий и опасных отходов, она станет выполняться на должном уровне, что приведет к улучшению экологической обстановки не только в России, но и по всему миру.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.Авраменко И.М. Природопользование. Курс лекций для студентов вузов. - СПб: Издательство «Лань», 2003.-128с.

.Васильев С.А., Фомин С.А. Экологическая оценка и оценка воздействия на окружающую среду. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2003-226 с.

.Об охране окружающей среды: Закон РСФСР от 19.12.91 № 2060-1

.Об экологической паспортизации хозяйственных объектов: приказ Минприроды от 16.03.93 № 53.

.Постановление правительства РФ от 26.10.2000 №818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов»

.Приказ МПР РФ от 15 июня 2001 г. №511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды».

.Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "Об отходах производства и потребления".

.Экологический мониторинг: шаг за шагом / Е.В. Веницианов и др., Под ред. Е.А. Заика. - М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2003. - 252 с.

.Экология и экономика природопользования. Учебник для вузов. / Под ред. Э.В. Гирусова. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Вопрос охраны окружающей среды является особо актуальным, ведь практически каждое предприятие в процессе осуществления деятельности наносит ущерб природе. С целью контроля за экологической ситуацией в регионах Госкомитет по охране природы (далее – Госкомприроды) рекомендует организациям разрабатывать экологический паспорт. Порядок составления данного документа регулирует ГОСТ Р 17.0.0.06-2000.

Что такое «экологический паспорт»

Экологический паспорт предприятия (образец заполнения приведен далее) – это документ, в котором содержатся сведения об использовании компанией природных и вторичных ресурсов, а также информация о влиянии осуществляемой хоздеятельности на окружающую среду. Экопаспорт позволяет оценить количество, состав вредных выбросов и определить способы их уменьшения. Перед составлением экологического паспорта в обязательном порядке проводится инвентаризация (составляется перечень) загрязняющих факторов.

Разрабатывается экологический паспорт предприятия за счет собственных средств компании. Документ согласовывают с органом Госкомприроды, и только после этого он может быть утвержден руководителем организации. Основой для составления паспорта являются основные показатели производства, разрешение на природопользование, расчеты нормативов допустимого влияния на окружающую среду и другие нормативные документы.

Экологический паспорт составляют в трех экземплярах. Один экземпляр следует передать территориальному органу охраны природы, второй – уполномоченном органу по экологии, а третий должен храниться у природопользователя. В дальнейшем в паспорт могут вносится изменения и уточнения.

Для чего нужен экологический паспорт

На любом производственном предприятии имеется определенный объем экологической документации. И в каждом документе содержатся сведения только о каком-то одном способе техногенного воздействия на природу. Это не совсем удобно для сотрудников предприятия и контролирующих органов, ведь для получения конкретных сведений им проще изучить один комплексный документ, чем просматривать всю документацию.

Таким комплексным документом является экологический паспорт объекта. Из него можно получить информацию о:

    использовании природных ресурсов;

    природоохранной деятельности организации;

    полученных разрешительных документах (подтверждающих право пользования ресурсами);

    об установленных нормативах и данных, касающихся ведения экономической деятельности предприятия.

Экологический паспорт служит основой для подготовки данных при составлении отчетности по экологии. Также содержащиеся в нем сведения используются при расчете платы за загрязнение окружающей среды .

Обязательно ли надо составлять экологический паспорт

Обязателен или нет экологический паспорт предприятия? В письме Министерства природных ресурсов РФ от 06.09.2001 № 33-01-8/3047 указано, что каждое предприятие имеет право самостоятельно принимать решение о разработке и утверждении экологического паспорта. В законе от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» также отсутствует требование об обязательном составлении данного документа.

Можно сделать выводы о том, что отсутствие экопаспорта в организации не является нарушением и за это хозяйствующий субъект нельзя привлечь к административной ответственности. Но многие промышленные предприятия стараются разработать этот документ, рассчитывая на то, что это облегчит прохождение экологических проверок. Образец экологического паспорта, приведенный ниже, можно использовать в качестве основы при составлении аналогичного документа в своей организации.

Составление экологического паспорта

Составление данного документа – это сложная и ответственная процедура. Как правило, предприятия обращаются за помощью в специализированные организации, имеющие соответствующую лицензию. Готовый экологический паспорт подают на согласование в территориальное отделение природоохранного ведомства.

Документ состоит из двух частей. В первой части указана общая информация о юридическом или физическом лице, перечень используемого сырья, описание схем (технологических) производства продукции, сведения о видах отходов и др. Во второй части отображают перечень планируемых мероприятий, цель которых – снижение нагрузки на экологию. Указывают сроки, объемы затрат, объем выбросов вредных веществ до и после проведения каждого мероприятия. Пример экологического паспорта для заполнения - в конце статьи.

    Заполняется титульный лист. Здесь указывают данные о согласовании паспорта, наименование природопользователя, ведомственную принадлежность.

    На второй странице отображают сведения о разработчике экопаспорта.

    Следующий раздел посвящен показателям, характеризующим эколого-экономическую деятельность организации.

    После этого надо внести сведения о выпускаемой продукции (краткую характеристику производства).

    В разделе «Потребление энергоносителей» отображают данные об используемых энергоресурсах с указанием объема по конкретным подразделениям организации.

    В следующем разделе описывают производственные и экономические показатели деятельности организации с разбивкой по годам.

    В разделе «Сведения о землепользовании» указывают подробную информацию об объеме использования земельных ресурсов, проведении мероприятий по рекультивации и др.

    В специальную таблицу вносят сведения о разрешениях (лицензиях) на природопользование, природоохранную деятельность.

    Следующий этап – приведение перечня разработанных природоохранных мероприятий с указанием срока их выполнения и наименования подразделений, ответственных за их выполнение.

Содержание и объем экопаспорта во многом зависит от вида деятельности компании. Так, экологический паспорт школы будет содержать обобщенные сведения, полученные при выполнении мероприятий по экологической оценке учебного заведения, его помещений и пришкольной территории. В процессе составления паспорта можно выявить разные экологические проблемы и решить их силами учителей, учащихся, общественности, органов местной власти.

Паспорт отходов

Экологический паспорт отходов – это отдельный документ, удостоверяющий принадлежность отходов к соответствующему виду и классу. Также в нем отражается состав отходов. «Паспорт отходов» 1-4 классов опасности является основой для определения безопасного (с точки зрения охраны природы и здоровья человека) способа обращения с отходами.

В соответствии с законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», если в процессе деятельности предприятий образуются отходы 1-4 классов опасности – на них в обязательном порядке должен быть составлен паспорт.

Методической основой проведения экологической паспортизации являются ГОСТ 17.0.0.06-00 «Экологический паспорт природопользователя» - представляет собой документ, содержа­щий информацию об уровне использования природопользователем ресурсов (природных, вторичных и др.) и степени воздействия его производств на окружающую природную среду. Сведения о разрешениях на право природопользования, нормативах воздействий и размерах платежей за загрязнение окружающей природной среды и использование природных ресурсов.

Стандарт устанавливает основные положения по построению, из­ложению, оформлению и заполнению типовых форм экологического паспорта природопользователя и рекомендуется для разработки и ве­дения юридическими лицами, независимо от форм собственности осуществляющими хозяйственную или иные виды деятельности и оказывающими воздействие на окружающую природную среду на территории Российской Федерации.

Ответственность за заполнение экологического паспорта несет руководитель организации, контроль за правильностью его заполне­ния и ведения - территориальный орган Минприродресурсов. Дан­ные паспорта могут использоваться для разработки проектов ПДВ, ПДС, лимитов размещения отходов, а также для заполнения форм статистической отчетности.

Этот норма­тивно-технический документ ориентирован разработчиками на решение четырех главных задач:

Оценки экологичности производства с точки зрения рацио­нального использования природных ресурсов, а именно расхо­да сырья, энергии и природных ресурсов, и выброса загряз­няющих веществ на единицу продукции;

Оценки негативного воздействия предприятия на окружаю­щую среду в части определения валового количества выбросов, сбросов и твердых отходов за учетный период времени и объе­ма производства;

Наличия и эффективности работы очистных сооружений и контроля за выполнением мероприятий по снижению негатив­ного воздействия на окружающую среду;

Управления взаимоотношениями «предприятие - окру­жающая природная среда» путем взимания с предприятия платежей за загрязнение,

Общие положения.

1.Экологический паспорт промышленного предприятия (далее - предприятия) - нормативно-технический документ, включающий данные по использованию предприятием ресурсов (природных, вторичных и др.) и определению влияния его производства на окружающую среду.

2. Экологический паспорт предприятия представляет комплекс данных, выраженных через систему показателей, отражающих уровень использования предприятием природных ресурсов и степень его воздействия на окружающую среду.

3. В соответствии с действующим законодательством предприятие в своей деятельности по использованию природных ресурсов и воздействию на окружающую среду, планированию и проведению природоохранных мероприятий подконтрольно местной администрации и органам Минприроды РФ.

4. Экологический паспорт разрабатывает предприятие за счет своих средств и утверждает руководитель предприятия по согласованию с местными органами власти и территориальным органом Минприроды РФ, где он регистрируется.

5. Основой для разработки экологического паспорта являются основные показатели производства, проекты расчетов ПДВ, нормы ПДС, разрешение на природопользование, паспорта газо- и водоочистных сооружений и установок по утилизации и использованию отходов, формы государственной статистической отчетности и другие нормативные и нормативно-технические документы.

6 Экологический паспорт не заменяет и не отменяет действующие формы и виды государственной отчетности.

7. Для действующих и проектируемых предприятий экологический паспорт составляют по состоянию на момент оформления и дополняют (корректируют) его при изменении технологии производства, замене оборудования и т.п. в течение месяца со дня изменений, хранят на предприятии и в территориальном органе Минприроды РФ.

8. Заполнение всех форм экологического паспорта обязательно. Допускается включать дополнительную информацию по заполнению паспорта в соответствии с требованиями территориальных органов Минприроды РФ или по согласованию с ними.

9. Гриф экологического паспорта определяется руководством предприятия в установленном порядке.

В экологическом паспорте предприятия отражены его экономические, технологические характеристики, вопросы использования природных ресурсов и воздействия на окружающую среду.

Краткая природно-климатическая характеристика района расположения предприятия включает:

Характеристику климатических условий;

Характеристику состояния воздушного бассейна, включая фоновые концентрации в атмосфере;

Характеристику источников водозабора и приемников сточных вод, фоновый химический состав вод водных объектов.

Природно - климатическая характеристика составляется на основе данных Государственных кадастров и ежегодников качества атмосферного воздуха и поверхностных вод суши, а также базовой информации о соответствующей биогеохимической провинции.

Краткую характеристику производства , сведения о продукции иллюстрируют балансовой схемой материальных потоков, что позволяет оценить потенциальные источники потерь, неполного использования сырья и загрязнения окружающей среды.

В описание характера использования земельных ресурсов наряду с землями, отведенными под здания и сооружения, непременно включают земельный отвод под хранилища отходов, накопители сточных вод, а также размер санитарно-защитной зоны и озелененных участков.

Характеристика сырья , используемых материальных и энергетических ресурсов включает сведения о химическом составе сырья и энергоресурсов и их расходе - годовом и на единицу производимой продукции, что позволяет оценить энерго- и материалоемкость производства.

Характеристика выбросов в атмосферу отражает состав, качественное и количественное содержание загрязняющих атмосферу веществ, содержащихся в выбросах предприятия.

Отдельно в виде справки с указанием времени, объемов и состава приводят данные о залповых выбросах в атмосферу загрязняющих веществ.

Этот раздел представляет собой базу данных для расчета величины ущерба от загрязнения атмосферы и платежей за нормативные, сверхнормативные и залповые выбросы. Кроме того, информация раздела учитывается при разработке локальных программ оперативного мониторинга атмосферного воздуха.

Характеристика водопотребления , водоотведения, состояния водоочистных сооружений отражает объемы, удельные нормативы, состав, качественные и количественные характеристики содержания загрязняющих веществ в сточных водах предприятия. Отдельно в виде справки с указанием времени, объемов и состава приводят данные о залповых и аварийных сбросах (сливах) загрязняющих веществ, в том числе в почву, водные объекты, канализационные сети, на очистные сооружения, отстойники, отдельные емкости и т.п.

На основании данных этого раздела рассчитывают величины ущерба от загрязнения гидросферы и платежей за сбросы сточных вод.

Характеристику отходов , перечень полигонов и накопителей, предназначенных для захоронения (складирования), приводят с учетом данных о технологическом процессе, в котором образуются отходы, их физико-химических параметров, классе опасности, обезвреживании и использовании на предприятии.

Отдельно в виде справки с указанием времени, объема, состава и места приводятся данные о внеплановых и аварийных случаях сброса в почву, в водные объекты, вывоза, захоронения (складирования) загрязняющих веществ.

ГОСТ 17.0.0.04-90

УДК 500.3:006.354 Группа Т58

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Охрана природы

неофициальное издание

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ

промышленного предприятия

Основные положения

Nature protection. Industrial enterprise ecological certificate.

Fundamental regulations

Дата введения 15.10.90

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по охране природы

РАЗРАБОТЧИКИ

И.А. Алексеев, канд. техн. наук; А.М. Андреева; О.С. Балабеков, д-р техн. наук; Р.Л. Бисеров, канд. техн. наук; Е.В. Бондаренко; Т.Н. Бочкова, канд. геогр. наук; А.М. Виноградов; О.Г. Воробьев, д-р техн. наук; О.С. Воробьева; Г.А. Глазунова; В.Л. Грошев, канд. эконом. наук; С.Т. Евдокимова, канд. техн. наук; Э.Н. Иванов; Н.И. Игнатович; Н.А. Ионочкин, канд. техн. наук; В.М. Кириллов, канд. хим. наук; С.С. Кожанов, канд. эконом. наук; Л.В. Кочнова; Р.В. Лозанский, канд. техн. наук; Т.С. Мальцман, канд. техн. наук Е.С. Миронова; Н.А. Михайлов, канд. геол.-минер. наук; Л.К. Плетников; Е.Б. Соснина; В.А. Улицкий, канд. физ.-мат. наук; С.В. Чернова; А.А. Черноярский, канд. техн. наук; Б.С.Шакиров, канд. техн. наук; А.В. Шевчук, канд. эконом. наук; Ю.К. Шуйцев, канд. геогр. наук; А.Н. Ясенский, канд. техн. наук.

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по охране природы от 30.01.90 № 4-НТК

3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

5. ПЕРЕИЗДАНИЕ. Декабрь 1996 г.

Настоящий стандарт устанавливает основные требования к построению, изложению, оформлению и содержанию экологического паспорта промышленного предприятия с целью определения влияния предприятия на окружающую среду и контроля соблюдения им природоохранных норм и правил в процессе хозяйственной деятельности.

Термины, применяемые в стандарте, и пояснения к ним приведены в приложении 1.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Экологический паспорт промышленного предприятия (далее - предприятия) - нормативно-технический документ, включающий данные по использованию предприятием ресурсов (природных, вторичных и др.) и определению влияния его производства на окружающую среду.

1.2. Экологический паспорт предприятия представляет комплекс данных, выраженных через систему показателей, отражающих уровень использования предприятием природных ресурсов и степень его воздействия на окружающую среду.

1.3. В соответствии с действующим законодательством предприятие в своей деятельности по использованию природных ресурсов и воздействию на окружающую среду, планированию и проведению природоохранных мероприятий подконтрольно местному Совету народных депутатов и органам Государственного комитета СССР по охране природы.

1.4. Экологический паспорт разрабатывает предприятие за счет его средств и утверждает руководитель предприятия по согласованию с Советом народных депутатов и территориальным органом Государственного комитета СССР по охране природы, где он регистрируется.

1.5. Основой для разработки экологического паспорта являются основные показатели производства, проекты расчетов ПДВ, нормы ПДС, разрешение на природопользование, паспорта газо- и водоочистных сооружений и установок по утилизации и использованию отходов, формы государственной статистической отчетности и другие нормативные и нормативно-технические документы.

1.6. Экологический паспорт не заменяет и не отменяет действующие формы и виды государственной отчетности.

1.7. Для действующих и проектируемых предприятий составляют экологический паспорт по состоянию на 01.01.90 и дополняют (корректируют) его при изменении технологии производства, замене оборудования и т.п. в течение месяца со дня изменений, хранят на предприятии и территориальном органе Государственного комитета СССР по охране природы.

1.8. Заполнение всех форм экологического паспорта обязательно. Допускаете включать дополнительную информацию по заполнению паспорта в соответствии с требованиями территориальных органов Госкомприроды СССР или по согласованию с ними.

1.9. Гриф экологического паспорта определяется руководством предприятия в установленном порядке.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

ПАСПОРТА Предприятия

2.1. Экологический паспорт предприятия состоит из разделов, расположенных в следующей последовательности:

1) титульный лист;

2) общие сведения о предприятии и его реквизиты;

3) краткая природно-климатическая характеристика района расположения предприятия;

4) краткое описание технологии производства и сведения о продукции, балансовая схема материальных потоков;

5) сведения об использовании земельных ресурсов;

6) характеристика сырья, используемых материальных и энергетических ресурсов;

7) характеристика выбросов в атмосферу;

8) характеристика водопотребления и водоотведения;

9) характеристика отходов;

10) сведения о рекультивации нарушенных земель;

11) сведения о транспорте предприятия;

12) сведения об эколого-экономической деятельности предприятия.

2.2. Форма титульного листа экологического паспорта предприятия приведена в приложении 2.

2.3. Общие сведения о предприятии и его реквизиты приведены в приложении 3.

2.4. Краткая природно-климатическая характеристика района расположения предприятия включает:

характеристику климатических условий;

характеристику состояния, включая фоновые концентрации в атмосфере;

характеристику источников водозабора и приемников сточных вод, фоновый химический состав вод водных объектов.

2.5. Краткую характеристику производства, сведения о продукции приводят в соответствии с приложением 4 и должны иллюстрировать балансовой схемой материальных потоков.

2.6. Характер использования земельных ресурсов приводят в соответствии с приложением 5.

2.7. Характеристику сырья, используемых материальных и энергетических ресурсов приводят в соответствии с приложением 6.

2.8. Характеристика выбросов в атмосферу отражает состав, качественное и количественное содержание загрязняющих атмосферу веществ, содержащихся в выбросах предприятия (приложение 7).

Отдельно в виде справки с указанием времени, объемов и состава приводят данные о залповых и аварийных выбросах в атмосферу загрязняющих веществ.

2.9. Характеристика водопотребления, водоотведения, состояния водоочистных сооружений отражает объемы, удельные нормативы, состав, качественные и количественные значения содержания загрязняющих веществ в сточных водах предприятия (приложение 8). Отдельно в виде справки с указанием времени, объемов и состава приводят данные о залповых и аварийных сбросах (сливах) загрязняющих веществ, в том числе в почву, водные объекты, канализационные сети, на очистные сооружения, отстойники, отдельные емкости и т.п.

2.10. Характеристику отходов, перечень полигонов и накопителей, предназначенных для захоронения (складирования) приводят в соответствии с приложением 9. Отдельно в виде справки с указанием времени, объема, состава и места приводятся данные о внеплановых и аварийных случаях сброса в почву, в водные объекты, вывоза, захоронения (складирования) загрязняющих веществ.

2.11. Сведения о рекультивации нарушенных земель с указанием целей рекультивации приводятся в приложении 10.

2.12. Сведения о транспорте предприятия приводят, включая внутризаводской, в соответствии с приложением 11.

2.13. Оценка воздействия на окружающую среду осуществляется предприятием на основании действующих нормативно-технических документов.

2.14. Сведения об эколого-экономической деятельности предприятия включают данные о затратах на природоохранные мероприятия, их эффективности и основываются на действующих методах оценки. Данные о платежах предприятия за загрязнение окружающей среды, порядок определения и применения нормативов платы за выбросы (сбросы) приведены в приложении 12.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Справочное

ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СТАНДАРТЕ,

И ПОЯСНЕНИЯ К НИМ

Таблица 1

Термин Пояснение
1. Балансовая схема производства Структурное отображение последовательных стадий производства с приведенными качественными и количественными характеристиками потоков
2. Приведенные затраты Величина (в стоимостном выражении) полных затрат общественного труда (текущих и единовременных) на производство продукции в базовый момент времени
3. Отходы производства По ГОСТ 25916
4. Отходы потребления По ГОСТ 25916
5. Рекуперация отходов производства Получение вновь ранее использованного вещества, содержащегося в отходах производства, использование тепла химических реакций
6. Использование вторичного сырья По ГОСТ 25916
7. Фоновая концентрация загрязняющего вещества Количество загрязняющего вещества, содержащееся в единице объема природной среды, подверженной антропогенному воздействию (ГОСТ 27593)
8. Промышленное предприятие Государственная, смешанная, совместная, иностранная, кооперативная или.другая производственная единица (объединение нескольких единиц), созданная с целью получения товарной продукции и действующая на территории страны
9. Производство Технологический процесс получения продукции
10. Неиспользуемые отходы По ГОСТ 25916
11. Природные ресурсы Природные объекты и явления, используемые для прямого и косвенного потребления с целью создания материальных благ, поддержания условий существования человечества и повышения качества продукции
12. Природная среда Сочетание природных и природно-антропогенных тел и факторов, оказывающих воздействие на человека, и естественно-ресурсные экономические показатели хозяйственной деятельности

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Обязательное

ФОРМА ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

СОГЛАСОВАНО

Председатель территориального

органа Государственного

комитета СССР по охране природы

Место печати (на подписи)

“...”...............................19..г.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ

наименование предприятия, отрасли

Наименование населенного пункта, год

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Обязательное

Таблица 2

Общие сведения о предприятии

Наименование данных

На момент составления паспорта Изменения и дата внесения изменений
1. Наименование предприятия
2. Министерство, ведомство
3. Адрес предприятия:
почтовый
телеграфный
телетайп
4. Фамилия, инициалы и служебные телефоны:
директора
главного инженера
должностного лица, ответственного за охрану природы
5. Номер банковского счета и наименование банка
6. Наименование и адрес организации генпроектировщика
Фамилия, инициалы и служебные телефоны:
директора
главного инженера
главного инженера проекта
7. Наименование, адрес и телефоны контролирующих организаций:
местный Совет народных депутатов
орган Госкомприроды СССР
СЭС Минздрава СССР
другие органы государственного контроля и надзора

Коды статистической отчетности

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Обязательное

Таблица 3

Цеха и производственные объекты

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Обязательное

Таблица 4

Использование земельных ресурсов

Продолжение табл. 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Обязательное

ХАРАКТЕР СЫРЬЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

Таблица 5

Расход сырья я вспомогательных материальных ресурсов

Таблица 6

Расход энергоресурсов

Наименова Виды энергоносителей, тонны условного топлива (ТУТ)
ние производст Электроэнергия, кВт/ч Газ, ТУТ Мазут, ТУТ Уголь, ТУТ
ва и вида продукции всего на ед. продукции всего на ед. продукции всего на ед. продукции всего на ед. продукции
1 2 3 4 5 б 7 8 9

Продолжение табл. 6

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Обязательное

ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫБРОСОВ В АТМОСФЕРУ

Таблица 8

Характеристика источников выделения и выбросов вредных веществ

Продолжение табл. 8

Таблица 9

Характеристика выбросов вредных веществ (в целом по предприятию, т/год)

Продолжение табл. 9

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Обязательное

ХАРАКТЕРИСТИКА ВОДОПОТРЕБЛЕНИЯ И ВОДООТВЕРДЕНИЯ

Таблица 10

Количество воды, забранной из водных объектов (водопроводных систем других предприятий), использованной и переданной другим организациям* (заполняют по форме статотчетности 2-ТП)

Продолжение табл. 10

* Прилагают схему водопотребления и водоотведения по производствам: указывают наличие и техническую характеристику рыбозащитных устройств на водозаборах.

Таблица 11

Характеристика источников сточных вод

Наименование источника сточных вод, № выпуска, режим сброса, контрольно- Код Фактическая концентрация, мг/дм 3 Фактический сброс Лимит сброса Утвержденный пдс, г/ч Превышение сброса усл. т/год
измерительные приборы, перечень показателей состава и свойств сточной воды Средняя Максимальная г/ч усл. т/год г/ч усл. т/год
1 2 3 4 5 6* 7 8* 9 10*
Средний утвержденный расход сточных вод, тыс. м 3 /ч
Максимальный утвержденный расход сточных вод, м 3 /с
Показатели состава и свойств сточной воды:
1) БПК полн.
2) ХПК
3) водородный показатель -рН
4) взвешенные вещества
5) температура t, °С
6) токсичность
7) Специфические нормированные примеси**

* Заполняют для расчета платежей.

** Перечень нормированных веществ устанавливают, исходя из специфических особенностей производства.

Таблица 12

Характеристика очистных сооружений*

* Прилагают технологические схемы очистки сточных вод.

Таблица 13

Характеристика водооборотных систем (ВОС)

Продолжение табл. 13

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Обязательное

ХАРАКТЕРИСТИКА ОТХОДОВ

Таблица 14

Характеристика отходов, образующихся на предприятии

Продолжение табл. 14

Продолжение табл. 14

* Графы заполняются для расчета платежей.

Таблица 15

Характеристика полигонов и накопителей, предназначенных для захоронения (складирования) отходов

Продолжение табл. 15

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Обязательное

СВЕДЕНИЯ О РЕКУЛЬТИВАЦИИ НАРУШЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ И СНЯТИЕ НАРУШЕННОГО СЛОЯ ПОЧВ, га

Таблица 16

Продолжение табл. 16

Примечание. При отсутствии работ по рекультивации нарушенных земель об этом должна быть соответствующая запись, заверенная подписью и расшифровкой подписи ответственного лица с указанием его должности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Обязательное

СВЕДЕНИЯ о ТРАНСПОРТЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Таблица 17

Количество,

Средний годовой пробег

Общий пробег,

Коэффициенты влияния* среднего

Удельные выбросы, г/км

Годовой выброс,

Группа транспортных средств шт. на единицу транспорта, км/год млн. км/год возраста парка и технического состояния СО NО x Углеводороды СН Пары топлива** т/год
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Грузовые и специальные машины с двигателями:
бензиновыми
дизельными
газобаллонными
Автобусы с двигателями:
бензиновыми
дизельными
газобаллонными
Легковые служебные и специальные
Другие

* Заполняется автотранспортными цехами и предприятиями

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

Обязательное

СВЕДЕНИЯ ОБ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Таблица 18

Норматив платы за выбросы, сбросы, размещение отходов загрязняющих веществ в окружающую среду, тыс. руб.

Утвержденные Код Плата
лимиты на вещество за допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ за превышение допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ
Масса Платежи Масса
Норматив платы* Загрязняющих веществ, усл. т. план фактические Норматив платы* загрязняющих веществ, усл. т. Платежи
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1. Выброс в атмосферу
2. Сброс в водоемы
3. Размещение отходов

Таблица 19

Размер платежей за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов*, тыс. руб.

Показатели 1990 1991
1. Выброс в атмосферу загрязняющих веществ
1.1. В пределах установленных лимитов, план/факт.
1.2. .За превышение допустимых лимитов
1.3. Штрафы за аварийные выбросы
2. Сброс в водные объекты загрязняющих веществ
2.1. В пределах установленных лимитов, план/факт.
2.2. За превышение допустимых лимитов
2.3. Штрафы за аварийные сбросы
3. Размещение (захоронение) отходов
3.1. В пределах установленных лимитов, план/факт.
3.2. За превышение допустимых лимитов
3.3. Штрафы за аварийные выбросы
4. Общая сумма платы
4.1. В пределах установленных лимитов, план/факт.
4.2. За превышение допустимых лимитов
4.3. Штрафы за аварийные выбросы
5. Платежи за сверхнормативное и некомплексное использование (потери) природных ресурсов и получаемого из них сырья.
6. Средства, взыскиваемые в возмещение ущерба, причиненного государству нарушением природно-охранного законодательства в результате хозяйственной деятельности предприятия
7. Всего за год

* Нормативы платы доводятся до предприятий в установленном порядке.