Правовые основы создания и организационной деятельности.

Основным документом, устанавливающим правовой статус общества, является Устав (Приложение Б), который информирует контрагентов и иных лиц, вступающих в отношения с обществом о круге его деятельности, правах и обязанностях. В Уставе определяется организационно-правовая форма предприятия, его наименование, местонахождение, размер уставного капитала, состав и компетенция органов управления, порядок принятия или решений, а так же категории, номинальная стоимость и количество выпускаемых акций.

Общая долевая собственность, составляющая Уставный капитал, разделена на обыкновенные акции номинальной стоимостью 1000 рублей.

Общество работает на принципах полного самофинансирования. Вся деятельность осуществляется за счет заработанных им средств. Общество самостоятельно планирует свою деятельность.

2.1 Организационно-производственная структура и органы управления

Птицесовхоз включает в себя три отделения: первое, второе и третье. Первое отделение специализируется на выращивании овец, гусей. Кроме этого есть и растениеводство. Второе отделение занимается разведением гусей. Есть также и растениеводство. Третье отделение выполняет функции центрального. В него входят следующие цеха: животноводства, растениеводства, механизации, строительно-хозяйственный.

Цех животноводства занимается производством продукции птицеводства. Он состоит из двух бригад и инкубатора. Первая бригада, в свою очередь, подразделяется на две группы цехов. В одной находится основное стадо (куры-несушки в возрасте старше 150 дней), в другой занимаются выращиванием молодняка. Вторая бригада, также как и первая, подразделяется на две группы цехов. В одной содержат уток-несушек (родительское стадо). В другой группе выращивают молодняк уток. Основная задача инкубатора - получение максимального количества птенцов. Здесь они содержатся в течение суток, а затем отправляются в цеха и реализуются населению.

Высшим органом управления ЗАО является общее собрание акционеров, которое избирает Совет акционеров и генерального директора. Члены Совета избираются на два года. Все решения Совета принимаются простым большинством голосов. Исполнительным органом ЗАО является Правление, которое организовывает выполнение решений общего собрания. Руководство текущей деятельностью осуществляет генеральный директор. Он же является Председателем Совета акционеров. Контрольным органом ЗАО является ревизионная комиссия, которая осуществляет контроль за финансово - хозяйственной деятельностью.

В аппарат управления ЗАО «Птицесовхоз Родина» входят директор, главный агроном, главный зоотехник, главный инженер, заведующий МТМ, управляющие отделениями, бригадиры.

Главный инженер:

Руководит всеми техническими службами предприятия, систематически совершенствует технику и технологию производства;

Обеспечивает производство конкурентоспособной продукции; -обеспечивает повышение эффективности производства, повышение производительности труда, анализирует информацию о научно-технических достижениях

В пределах своей компетенции действует от имени предприятия; -проверяет и направляет деятельность всех структурных подразделений в области технической подготовки производства;

Несет ответственность за качество и своевременность выполнения возложенных на него обязанностей;

Руководит разработкой перспективных планов развития предприятия;

Руководит деятельностью технических служб предприятия, контролирует результаты их работы, состояние трудовой и производственной дисциплины в подчиненных подразделениях.

Главный бухгалтер:

Обеспечивает осуществление экономического анализа хозяйственно­финансовой деятельности предприятия;

Контролирует соблюдение установленных правил оформления приемки и отпуска товарно-материальных ценностей;

Контролирует правильность расхода фонда оплаты труда;

Контролирует соблюдение штатной финансовой и кассовой дисциплины.

Главный агроном контролирует выполнение планов и обязательств в отрасли растениеводства. Контролирует рациональное использование земли, семян, удобрений, гербицидов, трудовых ресурсов. Проводит работу по планированию и развитию отрасли. Агроном осуществляет технологическое и организационное руководство полеводством. Он обязан участвовать в разработке планов, технологических карт, хозрасчетных заданий, организовывать выполнение работ в соответствии с установленной технологией и оперативными планами, осуществлять контроль за их качеством.

Главный зоотехник осуществляет и обеспечивает разработку и внедрение зоотехнических мероприятий, направленных на повышение продуктивности, улучшению использования птицы, кормов. Главный зоотехник обеспечивает сохранность кормов, составляет распорядок дня, рационы кормления и балансы кормов, проверяет и подписывает документы по движению птицы, расходу кормов.

Бригадиры организуют выполнение работ в соответствии с рабочими пла­нами, технологией производства и нормативами расхода материальных ресурсов; обеспечивают соблюдение членами бригады трудовой и произ­водственной дисциплины.

  • 2. Структура, организация производства и экономический потенциал предприятия
  • 2.1. Производственная и организационная структура предприятия
  • 2.2. Организация производственного процесса
  • 2.3. Формы организации производства
  • 2.4. Инфраструктура и экономический потенциал предприятия
  • 3. Управление и планирование на предприятии
  • 3.1. Управление предприятием: принципы, функции и организационные структуры механизма управления
  • 3.2. Планирование на предприятии и разработка производственной программы
  • 3.3. Бизнес-план
  • 3.4. Принципы анализа и оценки хозяйственной деятельности предприятия
  • 4. Маркетинг и логистика на предприятии
  • Маркетинг в деятельности предприятия
  • 4.2. Сбытовая политика предприятия
  • 4.3. Основы логистики, материально-техническое снабжение и управление запасами
  • Модуль 2. Основные фонды и производственная мощность предприятия.
  • 5. Основные фонды и производственная мощность предприятия
  • 5.1. Основные фонды предприятия: понятие, состав, структура, оценка и учет
  • 5.2. Износ, амортизация и воспроизводство основных фондов
  • 5.3. Показатели и пути улучшения использования основных фондов
  • II. Организационно-технический уровень активной части опф
  • III. Использование основных фондов
  • 5.4. Производственная мощность и показатели ее использования
  • 6. Оборотные средства предприятия
  • 6.1. Состав и структура оборотных средств
  • 1. Полуфабрикаты собственного
  • 2. Незавершенное производство
  • 6.2. Нормирование оборотных средств
  • 6.3. Показатели и пути ускорения оборачиваемости оборотных средств
  • 7. Рынок труда и трудовые отношения на предприятии
  • 7.1. Занятость и рынок труда предприятия
  • 7.2. Персонал предприятия: категории, показатели, планирование и прогнозирование численности
  • 7.3. Кадровая политика и управление персоналом на предприятии
  • 7.4. Государственное регулирование трудовых отношений
  • 8. Организация, нормирование, производительность и оплата труда на предприятии
  • 8.1. Организация и нормирование труда на предприятии
  • 8.2. Производительность труда на предприятии
  • 8.3. Оплата труда на предприятии
  • Модуль 3. Научно-техническая, инновационная и инвестиционная политика на предприятии.
  • 9. Научно-техническАя, инновационная и инвестиционная политика на предприятии
  • 9.1. Сущность научно-технического прогресса: основные формы, направления и мероприятия
  • 9.2. Прогнозирование и планирование нтп, экономический эффект от проведения научно-технических мероприятий
  • 9.3. Инновационные процессы на предприятии
  • 9.4. Инвестиционная политика на предприятии
  • 10. Качество и конкурентоспособность продукции
  • 10.1. Качество и конкурентоспособность продукции: сущность, значение, показатели и методы определения
  • 10.2. Система управления качеством на предприятии
  • 10.3. Государственные и международные стандарты и системы качества
  • 11. Издержки производства и Себестоимость продукции
  • 11.1. Понятие, виды издержек и затрат предприятия. Этапы расчета себестоимости продукции
  • 11.2. Смета затрат на производство и калькуляция продукции
  • 11.3. Методы расчета снижения себестоимости продукции
  • 12. Финансовая деятельность и ценоОбразование на предприятии
  • 12.1. Прибыль, рентабельность и показатели финансового состояния предприятия
  • 12.2. Налоги и налогообложение на предприятии
  • 12.3. Цена и ценообразование на предприятии
  • 1.3. Организационно-правовые основы деятельности предприятия

    В соответствии с Гражданским кодексом РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

    К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относят государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения. К юр. лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

    Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

    Юридические лица

    Коммерческие организации

    Некоммерческие организации

    Хозяйственные товарищества и общества

    Производствен-ный кооператив (артель)

    Государственные и муниципальные унитарные предприятия

    Потребительский кооператив (союз, товарищество)

    Хозяйственные товарищества (ХТ)

    Хозяйствен-ные общества (ХО)

    На праве хозяйственного ведения

    Полное ХТ

    ХТ на вере (коммандитное)

    На праве оперативного управления (федеральное казенное предприятия)

    ХО с ограниченной ответственностью

    Акционерное общество

    ХО с дополнительной ответственностью

    Общественные и религиозные организации (объединения)

    Учреждения

    Объединения юридических лиц

    Открытое АО

    Закрытое АО

    Рис. 1.1. Организационно-правовые формы юридических лиц (Скляренко В.К., Прудников В.М., Акуленко Н.Б., Кучеренко А.И. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): Учеб. пособие. М., 2002. С.8.)

    По организационно-правовой форме юридические лица, являющиеся коммерческими организациями в соответствии с Гражданским кодексом РФ, могут быть классифицированы следующим образом:

      хозяйственные товарищества – полное товарищество, товарищество на вере (коммандитное товарищество);

      хозяйственные общества – общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества (открытого и закрытого типов);

      государственные и муниципальные унитарные предприятия – основанные на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;

      производственные кооперативы (артели).

    Классификация предприятий как юридических лиц в зависимости от целей экономической деятельности и организационно-правовой формы представлена на рис. 1.1 (подробнее см. гл. 4 Гражданского кодекса РФ).

    В мировом рыночном хозяйстве создаются и функционируют и другие объединения предпринимателей (организационно-экономические формы):

    1) ассоциации – объединения, союз лиц, организаций, учрежденных государством;

    2) корпорации – акционерные объединения в общество нескольких фирм для достижения их общей цели и защиты привилегий;

    3) тресты – объединения предприятий (форма монополии) без права юридического лица и финансовой самостоятельности, подчиненные единому управлению;

    4) синдикаты – объединения предпринимателей (одна из форм монополии) и всей коммерческой деятельности (цены, сбыт продукции) с сохранением юридической самостоятельности всех входящих в него предприятий;

    5) картели – объединения фирм, компаний для совместной деятельности с сохранением юридического лица и производственной самостоятельности;

    6) концерны – объединения промышленных и торговых предприятий, подчиненных централизованному финансовому контролю и руководству;

    7) консорциумы – объединения, действующие на основе временного соглашения между банками и промышленными предприятиями для размещения займов, финансовых, коммерческих операций, инвестиций и др.;

    8) конгломераты – объединения предприятий, принадлежащих различным отраслям экономики и не связанных с прямой производственной кооперацией;

    9) холдинговые компании – объединения, обладающие контролем над другими компаниями за счет владения их акциями и денежным капиталом либо правом назначать директоров подконтрольных компаний.

    Экономической основой рыночных отношений в России является собственность, формы которой в равной степени охраняются государственным законодательством.

    Создание предприятий базируется на определенных законодательством принципах (независимо от форм собственности) и проходит несколько этапов:

      возникновение идеи о создании нового предприятия;

      определение возможностей использования новых технологий, техники и связи;

      изучение рынка, объема спроса и т.д.;

      подбор поставщиков сырья и других факторов производства;

      проведение оргмероприятий по созданию предприятий в зависимости от форм собственности;

      государственная регистрация, изготовление печати, штампов, постановка на учет в государственной налоговой службе и др.

    В соответствии с Положением о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности регистрация осуществляется местными органами власти. Отказ в регистрации возможен лишь при обнаружении нарушений действующих законов.

    Составленный акт государственной регистрации действует в течение 30 дней с момента выдачи временного свидетельства.

    Для последующего оформления статуса юридического лица необходимо:

    1) получение кодов ОКПО (общероссийского классификатора предприятий и организаций) и ОКОНХ (общероссийского классификатора организаций по виду деятельности) в органах государственной статистики;

    2) постановка на учет в налоговой инспекции;

    3) справка Минфина РФ о внесении предприятия в госреестр;

    4) открытие текущего счета в банке и внесение на этот счет 50% уставного капитала;

      получение разрешения в органах милиции на изготовление печати, штампов;

      заказ печати.

    По исполнении этих требований и истечении 30 дней, сдав временное свидетельство, предприниматель, получив постоянное свидетельство как хозяйствующий субъект, приобретает юридическую самостоятельность и дееспособность.

    Таким образом, образование (учреждение) может происходить путем:

    – учреждения нового предприятия (соучреждения), т.е. самостоятельного формирования уставного капитала или взноса соучредителями определенных долей, взносов в уставный фонд учреждаемого предприятия;

    – вступления в сферу предпринимательства;

    – выкупа партнерской доли;

    – вступления в сферу предпринимательства через наследование.

    Все эти формы учредительства входят в предпринимательскую деятельность, предусмотренную законодательством РФ.

    Учредителями могут быть:

      государство и муниципальные органы местного самоуправления;

      дееспособные граждане, индивидуальные предприниматели;

      юридические лица;

      хозяйственные общества (государственные и муниципальные) при создании дочерних обществ;

      иностранные граждане;

      добровольные объединения граждан (на личном трудовом участии и паевых взносах);

      фонды хозяйственных обществ для осуществления предпринимательской деятельности.

    Количество учредителей законодательством не ограничивается, кроме закрытого акционерного общества.

    Размер уставного капитала (фонда) предприятия регулируется ГК РФ и законами об отдельных организационно-правовых формах в гражданском обороте.

    Учредительные документы включают:

    – устав предприятия (при любой форме собственности);

    – договор учредителей (при наличии двух и более учредителей);

    – заявление учредителя или лица, уполномоченного для осуществления государственной регистрации.

    На собрании учредителей рассматриваются вопросы:

    – об организации и фирменном наименовании предприятия;

    – о принятии устава;

    – о выборе директора.

    С переходом российской экономики на рыночные отношения и включением страны в мировую систему внешнеэкономических связей в Россию устремились иностранные инвесторы. Новые рынки, дешевая рабочая сила, наличие благоприятных природно-сырьевых ресурсов (особенно нефтегазовых, лесных, металлургических и др.) привлекают возможностью получения сверхприбылей.

    В Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, самостоятельные или совместные, создаются в виде:

    – предприятий с долевым участием иностранных инвестиций (совместных) дочерних фирм и филиалов;

      предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;

    – филиалов иностранно-юридических лиц.

    Объектами вложений инвестиций могут быть:

    – вновь созданные и модернизированные основные фонды в сферах экономики;

    – ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, права на интеллектуальные ценности, имущественные права.

    Порядок ликвидации предприятия определяется ст. 63 Гражданского кодекса РФ. Ликвидация (прекращение деятельности предприятия) осуществляется ликвидационной комиссией при следующих обстоятельствах:

    – решении его учредителей или истечении сроков действия юридического лица;

    – слиянии предприятий в более крупные с единой централизованной системой управления;

    – присоединении по линии производственно-технологической кооперации;

    – разделении на ряд самостоятельных экономических или юридических субъектов;

    – выделении из ряда объединенных в самостоятельное или головное предприятие;

    – преобразовании в иную организационно-правовую форму с согласия трудового коллектива.

    Ликвидация по решению суда возможна в случае:

    – неплатежеспособности предприятия;

    – занятия запрещенной законодательством деятельностью;

    – банкротства и предпринимательской несостоятельности, вытекающей из судебного решения, констатирующего этот крах, с возложением полной вины за ошибки или противоправные действия на несостоятельного должника.

    Ликвидация признается завершенной после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц, предприятие считается ликвидированным как юридическое лицо.

    КоАП наиболее полно регулирует нормами материального и процессуального права административно-юрисдикционную дея­тельность, осуществляемую как во внесудебном, так и в судебном порядке.

    Определены задачи производства: своевременное, всесторон­нее полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела; разрешение его в точном соответствии с законодательством, обес­печение исполнения вынесенного постановления; выяснение при­чин и условий, способствующих совершению административных правонарушений; предупреждение правонарушений; воспитание граждан в духе соблюдения законов, укрепления законности (ст.225).

    Также определены обстоятельства, которые исключают произ­водство по делам об административных правонарушениях. Произ­водство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при: отсутствии события и состава адми­нистративного правонарушения; издании акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания; отмене акта, устанавливающего административную ответственность; ис­течении к моменту рассмотрения дела об административном пра­вонарушении установленного законодательством срока наложе­ния административных взысканий (а оно может быть, как прави­ло наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правона­рушения). Названные обстоятельства относятся как к физичес­ким так и к юридическим лицам. Кроме того, установлены обсто­ятельства, исключающие производство в отношении только физи­ческих лиц. Это недостижение лицом на момент совершения адми­нистративного правонарушения 16-летнего возраста; невменяе­мость лица, совершившего противоправное действие или бездейст­вие действие лица в состоянии крайней необходимости или необ­ходимой обороны; наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, постановле­ния компетентного органа (должностного лица) о наложении административного взыскания, а также наличие по данному фактур уголовного дела; смерть лица, в отношении которого начато производство по делу.

    Если при рассмотрении дела обнаружится, что в администра­тивном правонарушении содержатся признаки преступления, ма­териалы передаются органом (должностным лицом), рассматрива­ющим дело, прокурору, органу предварительного следствия или дознания.

    Установлено также, что производство осуществляется на осно­вании законодательства, действовавшего во время совершения ад­министративного правонарушения и по месту его совершения (по делам о транспортных правонарушениях – по месту учета транс­портных средств).

    Производство ведется на государственном языке РФ либо на государственном языке субъекта РФ, на территории которого на­ходится орган (должностное лицо), уполномоченный рассматри­вать дело. Лицу, не владеющему языком, на котором ведется про­изводство, обеспечивается право выступать на родном (или дру­гом) языке, а также пользоваться услугами переводчика.

    Рассмотрение дел об административных правонарушениях осу­ществляется на началах равенства перед законом и органом, рассматривающим дело, всех граждан независимо от социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлеж­ности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и т.п.

    Дела об административных правонарушениях рассматривают­ся открыто. При необходимости они могут рассматриваться непо­средственно по месту работы, учебы или жительства нарушителя.

    Надзор за точным и единообразным исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях осуществляется органами прокуратуры.

    О месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также о правонарушении, влекущем применение административного арес­та, извещается прокурор.

    Дела об административных правонарушениях рассматривают­ся, как правило, в пятнадцатидневный срок со дня получения ор­ганом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, необходимых материалов (в частности, протокола о нарушении). Некоторые дела рассматриваются в более сжатые сроки. Так, дела о мелком хулиганстве должны быть рассмотрены в течение суток и т.д.

    Важное процессуальное значение имеют доказательства, т.е. любые фактические данные, на основе которых органы (должност­ные лица) устанавливают наличие либо отсутствие администра­тивного правонарушения, виновность данного лица и иные обсто­ятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лиц, привлекаемых к админи­стративной ответственности, показаниями потерпевших, свидете­лей, заключениями эксперта, иными документами, вещественны­ми доказательствами, протоколами об изъятии вещей и докумен­тов и т.д. При этом в качестве вещественных доказательств высту­пают предметы, явившиеся орудием или непосредственным объек­том административного правонарушения либо сохранившие на себе его следы.

    Оценка доказательств осуществляется органом (должностным лицом), ведущим административное производство, по своему внут­реннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объ­ективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупнос­ти. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленной силы.

    В целях обеспечения своевременного и правильного рассмотре­ния дел, а также исполнения принимаемых по ним постановлений законодательство предусматривает возможность применения мер процессуального обеспечения производства. По своему юридичес­кому характеру они представляют собой разновидность админи­стративно-предупредительных и административно-пресекательных мер. Это административное задержание лица, его доставление (принудительное препровождение) в целях составления протокола об административном правонарушении, личный досмотр вещей, транспортных средств, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортными средствами и медицинское освиде­тельствование на состояние опьянения, задержание транспортных средств.

    Все указанные меры оформляются соответствующими протоко­лами. КоАП определяет полномочия должностных лиц, применя­ющих эти меры (например, должностные лица милиции, кон­трольно-надзорных органов и т.д.). Личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств производятся с целью обнаружения орудий совершения административного правонарушения либо его непосредственного объекта. Эти меры, а также изъятие докумен­тов и вещей, принадлежащих физическим и юридическим лицам, производятся в присутствии понятых.

    Особо следует выделить такую меру обеспечения производства, как административное задержание физического лица, поскольку речь идет о кратковременном ограничении его свободы. Применя­ется эта мера в исключительных случаях органами внутренних дел, пограничной службы, должностными лицами военизирован­ной охраны и военной автомобильной инспекции. Ее применение осуществляется в целях пресечения административного правона­рушения, когда исчерпаны другие меры воздействия; установле­ния личности нарушителя; составления протокола об администра­тивном правонарушении, если оно обязательно.

    Административное задержание может длиться не более трех часов.

    При нарушении пограничного режима лица могут быть задер­жаны до трех суток с сообщением об этом прокурору или на срок до десяти суток с санкции прокурора.

    Меры обеспечения административного производства могут быть обжалованы заинтересованными лицами в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), прокурору или в суд. Жалоба подлежит рассмотрению в пятидневный срок.

    Органы (должностные лица), правомочные рассматривать дела об административной ответственности. Это органы адми­нистративной юрисдикции, не совпадающие с общей системой ис­полнительных органов. Их компетенция носит, следовательно, специальный характер. В их числе:

    а) народные суды (мировые судьи). К подведомственности судьи отнесено рассмотрение и разрешение дел о наиболее серьез­ных административных правонарушениях. Это, например, дела: о воспрепятствовании осуществлению гражданами избирательно­го права (ст. 40 1); незаконном приобретении или хранении нар­котических средств в небольших размерах либо потреблении их без назначения врача (ст. 44); мелком хищении (ст. 49); незакон­ной выдаче лицензии (ст. 56 1); изготовлении и использовании радиопередающих устройств без разрешения (ст. 137); нарушении правил торговли (ст. 146); мелком хулиганстве (ст. 158); злостном неповиновении законному распоряжению или требованию работ­ника милиции (ст. 165) и т.д. Дела рассматриваются, как прави­ло, единолично;

    б) административные комиссии районных, городских исполни­тельных органов системы местного самоуправления. Они в колле­гиальном порядке рассматривают все категории дел об админи­стративных правонарушениях, кроме отнесенных к подведомст­венности иных органов (должностных лиц);

    в) комиссии по защите прав несовершеннолетних рассматрива­ют дела о правонарушениях, совершенных лицами в возрасте от 16 до 18 лет;

    г) органы внутренних дел (милиция), а также иные исполни­тельные органы, реализующие контрольно-надзорные функции и полномочия в различных сферах деятельности (например, органы пожарного надзора, таможенные органы, транспортные инспек­ции, антимонопольные органы, органы санитарного и ветеринар­ного надзора, органы пограничной службы и т.д.). Их компетен­ция определена ст. 203–224 КоАП.

    Практически от имени названных органов действуют долж­ностные лица, которые рассматривают дела об административных правонарушениях и налагают административные взыскания (ин­спектора, контролеры-ревизоры и т.п.).

    Конец работы -

    Эта тема принадлежит разделу:

    Административное право

    К59 административное право: учебник. – м.: юристъ.

    Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Все темы данного раздела:

    Козлов Ю.М
    К59 Административное право: Учебник. – М.: Юристъ, 1999.–320с. ISBN 5-7975-0197-Х (в пер.) Учебник написан в соответствии с федеральным компонентом госуда

    Что регулирует административное право?
    Изложенные позиции подводят к чисто юридическому анализу правового регулирования в сфере практической реализации испол­нительной власти. Как уже отмечалось, существует особ

    Управленческие отношения
    Административное право регулирует, таким образом, достаточ­но разнообразные, но однотипные отношения, управленческие по своей природе. В их числе: а) отношения, в рамках ко

    Функции административного права
    В границах своего предмета административное право выполня­ет, как и иные отрасли российского права, регулятивную функ­цию. Ее содержание составляет создание определенного

    Административная правосубъектность
    Административная правосубъектность предполагает такие качества физических и юридических лиц, которые в соответствии с действующим законодательством дают им право быть участника­ми (сторон

    Административное право в правовой системе
    Административное право тесно взаимодействует с другими от­раслями российского права. Одной из особенностей его является то, что административное право, во-первых, в значительном объ

    Понятие и виды
    Как уже подчеркивалось, нередко отрасли действующего рос­сийского права совпадают в своих основных проявлениях, т.е. по предмету правового регулирования. Например, это наглядно видн

    Особенности метода административного права
    Административное право практически использует все методы правового регулирования. Вместе с тем определяющее влияние на выбор тех или иных средств правового воздействия на управлен­ч

    Понятие и особенности административно-правовых норм
    Нормы права по своему юридическому содержанию представ­ляют определенные правила поведения, устанавливаемые государ­ством. Их соблюдение гарантируется различными средствами т

    Виды административно-правовых норм
    Нормы административного права подразделяются на ряд групп в зависимости от своей регулятивной направленности и юридичес­кого содержания. Предлагается следующая их классификация.

    Реализация административно-правовых норм
    Под реализацией понимается практическое использование норм в соответствии с целями административно-правового регули­рования управленческих общественных отношений. Различают два осно


    Под ними понимаются внешние формы выражения админи­стративно-правовых норм. Это нормативные акты различной юридической силы. Наиболее значительна роль следующ

    Особенности административно-правовых отношений
    Любые общественные отношения преобразуются под регулиру­ющим воздействием соответствующих норм права, т.е. приобрета­ют правовую форму – становятся правовыми отношениями. Сто

    Виды административно-правовых отношений
    Конечно, регулируемые административно-правовыми нормами общественные отношения различны по своему характеру. Да и присущийим элемент юридической властности выражается по-разному. Пр

    Основы административно-правового статуса гражданина
    Анализ административной правосубъектности различных участников общественных отношений, складывающихся в сфере реализации исполнительной власти, с должной обоснованностью начинается

    Права и обязанности граждан в сфере реализации исполнительной власти
    Следует учитывать, что права и свободы граждан либо непо­средственно реализуются в сфере деятельности субъектов испол­нительной власти, либо органически связаны с практической дея­т

    Гарантии прав граждан в сфере реализации исполнительной власти
    Под гарантиями юридических прав, обязанностей и законных интересов граждан понимаются условия и средства, которые обес­печивают их фактическую реализацию и надежную охрану (за­щиту)

    Право жалобы
    Специального внимания заслуживает вопрос о средствах защи­ты своих прав и законных интересов, нарушаемых исполнитель­ными органами (должностными лицами), которые в соответствии с де

    Особенности административно-правового статуса иностранцев
    Иностранные граждане и лица без гражданства на территории РФ пользуются правами и несут обязанности наравне с граждана­ми РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или ме

    Понятие органа исполнительной власти
    Органы исполнительной власти – основной субъект реализа­ции данной ветви государственной власти. Без него невозможно практическое осуществление государственно-управленческой дея­тел

    Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти
    Принципы – это важнейшие политико-правовые и организа­ционно-правовые основы организации и деятельности органов ис­полнительной власти. 1. Федерализм являе

    Виды органов исполнительной власти
    Органы исполнительной власти различаются по содержанию и конкретной направленности своей деятельности. Возможно их подразделение на следующие видовые группы. 1. По терри

    Президент Российской Федерации и исполнительная власть
    По Конституции РФ 1993 г. Президент не является главой ис­полнительной власти, каковым он был по ранее действовавшей Конституции. Являясь главой государства, он наделен сущ

    Система федеральных органов исполнительной власти
    На федеральном уровне система органов исполнительной влас­ти в настоящее время представлена следующими звеньями: Пра­вительство РФ; федеральные министерства; государственные ко­мите

    Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    В соответствии с принципом федерализма федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъек­тов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ (ч. 2

    Территориальные органы
    Статья 78 Конституции РФ закрепляет право федеральных ор­ганов исполнительной власти создавать для осуществления своих полномочий территориальные органы и назначать соответствую­щих

    Понятие государственной службы и ее виды
    В Советском государстве за все время его существования практически отсутствовало законодательство, специально посвященное государственной службе. Широкое распространение получило сл

    Государственная должность
    Понятие государственной службы теснейшим образом связано с понятием «государственная должность». Она определяется законодателем как должность в государст­венных органах

    Принципы государственной службы
    Они производны от закрепленного Конституцией РФ равного доступа граждан РФ к государственной службе (ч. 4 ст. 32). В ст. 5 Федерального закона о государственной службе дает

    Государственный служащий; основы статуса
    Уже имеющаяся информация о государственной службе подво­дит нас к характеристике лиц, замещающих соответствующие го­сударственные должности государственной службы, т.е. собствен­но

    Виды государственных служащих. Должностные лица
    Прежде всего необходимо вспомнить исходные позиции, о ко­торых уже шла речь. Имеются в виду государственные служащие: а) федеральных государственных органов; б) го

    Государственно-служебные отношения
    Государственная служба воплощается в отношениях между го­сударством в лице его полномочных органов и гражданином РФ, желающим реализовать свое конституционное право на работу в госу

    Поступление на государственную службу
    Правом поступления на государственную службу обладают граждане РФ не моложе 18 лет, владеющие государственным язы­ком, имеющие профессиональное образование. Не допускаются какие-либ

    Прекращение государственно-служебных отношений
    Государственная служба прекращается при увольнении служа­щего, в том числе и в связи с его выходом на пенсию. Общие основания увольнения служащих предусматриваются трудовым

    Государственные организации
    В сфере государственного управления функционирует множе­ство различных по своему назначению и административно-право­вому статусу государственных и государственных организаций. Их пр

    Государственные организации
    Прежде всего необходимо подчеркнуть, что имеется в виду форма собственности, характерная для таких организаций. Уч­реждаются они государством, которому принадлежит право собст­венно

    Негосударственные организации
    Это достаточно разнообразная группа организаций, в числе которых прежде всего следует назвать общественные объединения, иного рода коммерческие и некоммерческие организации, частных

    Формы управления
    В общенаучном понимании форма означает внешнее выражение содержания определенного явления или определенных действий. Так, процесс обучения – содержание деятельности может выр

    Виды форм управления
    С учетом разнообразия форм управления можно выделить их конкретные виды. На практике выбор форм управления зависит от многих обсто­ятельств. Например, многое зависит от хар

    Понятие и юридическое значение актов управления
    Издание правовых актов – специфическая и основная форма для деятельности субъектов исполнительной власти. Такая их роль определяется тем, что с их помощью реализуются непосредственн

    Виды правовых актов управления
    По своим юридическим свойствам виды правовых актов управ­ления уже были обозначены. Это нормативные и индивидуальные акты. Такое их подразделение является основным. Норм

    Требования к правовым актам управления
    Важнейшим условием действия правовых актов управления является их соответствие установленным требованиям, предъяв­ляемым к их юридическому содержанию и к порядку их издания. В основ

    Действие правовых актов управления
    Правовые акты управления вызывают соответствующие юридические последствия тогда, когда они действуют. Что дает основания для признания данного акта действующим? Юридическая

    Методы управления
    Метод есть способ, прием практической деятельности. Посколь­ку речь идет о государственно-управленческой деятельности, зако­номерен вопрос о способах и приемах ее осуществления.

    Виды методов управления
    Методы, используемые в процессе реализации исполнительной власти, разнообразны. Но в их основе два универсальных метода любой государственной или общественной работы – убеждение

    Сущность и виды административного принуждения
    В числе административно-правовых методов назывались, в частности, и средства принудительного характера, с помощью ко­торых исполнительные органы (должностные лица) при необходи­мост

    Сущность административной ответственности
    Административная ответственность выражается в примене­нии полномочным государственным органом (должностным лицом) предусмотренных действующими нормами администра­тивного права ко

    Основание административной ответственности
    Главное в характеристике административной ответственнос­ти – ее юридическое основание, придающее ей совокупность спе­цифических качеств. Им является, как уже отмечалось, правона­руш

    Объект и объективная сторона правонарушения
    Объект административного правонарушения – это то, на что оно посягает, какие общественные отношения оно нарушает. Общий объект определен ст. 1 и 10 КоАП. Главный вывод из ее содержа

    Субъект и субъективная сторона правонарушения
    Субъект – это физическое или юридическое лицо, совершив­шее административное правонарушение. Кроме того, выделяются специальные субъекты – должностные лица, военнослужащие, иностран

    Цели административных взысканий
    Следующим элементом общей характеристики администра­тивной ответственности являются административные взыскания. Они являются мерой ответственности за совершенное администра­тивное п

    Виды административных взысканий
    Система административных взысканий определена в ст. 24 КоАП: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие предмета; конфискация предмета, явившегося орудием совершения

    Правила наложения административных взысканий
    Важное значение имеют средства, обеспечивающие законность при наложении таких взысканий. В этом смысле прежде всего следует характеризовать условия, исключающие административ­ную от

    Понятие и виды административного процесса
    Исполнительная власть практически реализуется в различного рода действиях исполнительных органов (должностных лиц), юри­дическим содержанием которых является применение норм мате­ри

    Административная юрисдикция
    Юрисдикционное производство – практическое проявление административной юрисдикции. Административная юрисдикция проявляется (как и судебная юрисдикция) в рассмотрении и разр

    Производство по подготовке правовых актов управления
    Это важнейший вид процессуальной деятельности организаци­онно-процедурного характера. Осуществляется она в интересах эффективной работы органов исполнительной власти по примене­нию

    Лицензионно-разрешительное производство
    Отдельные виды деятельности осуществляются физическими и юридическими лицами на основании специального разрешения – лицензии. Лицензия – разрешение (право) на осущес

    Регистрационное производство
    Регистрация – акт официального признания законности тех или иных действий. Так, органы юстиции осуществляют государ­ственную регистрацию нормативных актов органов исполнитель­ной вл

    Производство по жалобам
    Жалобы всегда связаны с представлением жалобщика о том, что его права или законные интересы нарушены или ущемлены действиями или правовыми актами должностных лиц органов ис­полнител

    Дисциплинарное производство
    Его суть заключена в применении к лицам, совершившим пра­вонарушение в виде дисциплинарного проступка, предусмотрен­ных нормами права дисциплинарных взысканий. В отношении государст

    Участники производства
    К их числу КоАП относит: лиц, в отношении которых ведется производство по делу; потерпевших (если таковые есть); законных представителей; адвоката; свидетелей; экспертов; переводчик

    Стадии производства
    Производство по делам об административных правонарушени­ях слагается из: возбуждения дела; его рассмотрения и разреше­ния; обжалования или опротестования постановления по делу; ис­п

    Исполнительное производство
    Исполнение принятого по делу об административном правона­рушении постановления – также одна из стадий юрисдикционного производства. Она выделяется своей специфической юридичес­кой з

    Значение законности для процесса реализации исполнительной власти
    Конституционный принцип законности (ст. 15) имеет особое значение для государственно-управленческой деятельности, в про­цессе которой реализуется исполнительная власть. Это определя

    Понятие способов обеспечения законности и их виды
    Действие принципа законности в сфере государственно-управ­ленческой деятельности обеспечивается системой организацион­но-правовых средств. Совокупность таких средств, различных по ю

    Контроль законодательных органов
    Парламентский контроль как правовой институт в РФ не преду­смотрен КонституциейРФ. Тем не менее в силу своей первичности законодательная власть имеет возможность существенн

    Контрольные полномочия Президента РФ
    Президент РФ, как глава государства, наделен Конституцией РФ значительными контрольными полномочиями в сфере реализации исполнительной власти. Их осуществление связывается с решение

    Контроль органов исполнительной власти
    Контроль, являясь одной из основных функций управленчес­кой деятельности, проявляется в различных формах в процессе реализации исполнительной власти ее субъектами. При этом осо­бенн

    Особенности административного надзора
    При характеристике системы федеральных органов исполни­тельной власти было выделено их специальное звено, действующее под обобщающим наименованием «федеральные надзоры». Одна­ко это

    Судебный и прокурорский надзор
    В настоящее время значительно возросла роль судебных орга­нов в обеспечении законности в сфере реализации исполнительной власти, что усиливает гарантии строгой исполнительской дисци

    Конституционный Суд РФ
    В его задачи входит: разрешение дел о соответствии Конститу­ции РФ нормативных актов Правительства, таких же актов орга­нов исполнительной власти субъектов РФ (по вопросам, отнесен­

    Суды общей юрисдикции
    В соответствии с Федеральным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. (СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1) ее составляют традиционно существующие суды общей юрис

    Арбитражные суды
    Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным ор­ганом по разрешению экономических споров (ст. 127 Конституции РФ). Правовые основы этого вида правосудия содержатся в Феде­раль

    Общий надзор органов прокуратуры
    В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Рос­сийской Федерации» от 17 ноября 1995 г. (СЗ РФ, 1995. № 47. Ст. 4472) органы прокуратуры осуществляют: а) надзор за

    Особенности и формы внеотраслевого управления
    Проиллюстрируем на конкретных примерах особенности ис­полнительных органов общеотраслевой компетенции. Заметим при этом, что чаще всего в учебной литературе они безоговорочно выделя

    Управление промышленным комплексом
    Органы управления промышленностью Главными направлениями государственно-управленческой деятельности в области промышленности являются: создание необходи


    Все органы исполнительной власти в различных формах реали­зуют принадлежащие им контрольные и надзорные функции и полномочия в области управления промышленным комплексом. Одновремен

    Управление агропромышленным комплексом
    Агропромышленный комплекс (АПК) призван обеспечивать потребительский рынок продовольствием и сырьем для промыш­ленного производства. Как отрасль экономики, он включает про­изводство

    Организация управления сельским хозяйством
    Наиболее полное представление о механизме государственного управления агропромышленным комплексом в современных усло­виях можно получить на основе анализа административно-право­вого

    Государственный контроль и надзор
    В агропромышленном комплексе действует ряд специализиро­ванных контрольно-надзорных органов. Государственная хлебная инспекция при Правительстве РФ (Росгосхлебинспекция) –

    Управление транспортно-дорожным комплексом и связью
    Транспорт, играющий важнейшую роль в обеспечении потреб­ностей страны в перевозке, отраслевой системы государственного управления, а также населения, в настоящее время включает: же­

    Организация управления железнодорожным транспортом
    Федеральный закон «О федеральном железнодорожном транс­порте» от 25 августа 1995 г. характеризует его в качестве основы транспортной системы РФ, одного из видов транспорта общего по

    Организация управления морским, речным и автомобильным транспортом
    В этой сфере действует Министерство транспорта РФ (Мин­транс России) – федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий госу­дарс

    Организация управления авиационным транспортом
    Исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирую­щие функции в гражданской авиации и по организации воздушно­го движения возложены на Федеральную авиационную службу Рос­сии

    Организация управления дорожным хозяйством
    Дорожное хозяйство тесно связано с функционированием мно­гих видов транспорта. В силу этого управление им ранее входило в компетенцию Минтранса России. В соответствии с Ука

    Организация управления связью
    Центральным звеном системы государственного управления в этой сфере является Государственный комитет РФ по связи и информатизации. Свою деятельность он строит, руководствуясь

    Государственный контроль и надзор
    В сфере транспорта и связи действуют специальные контроль­но-надзорные службы или подразделения. Так, в составе Минтранса России образован Департамент Рос­сийской транспорт

    Организация управления строительством и жилищным хозяйством
    Федеральным органом исполнительной власти в этой сфере яв­ляется Государственный комитет РФ по строительной, архи­тектурной и жилищной политике (Госстрой России). Ег

    Государственный контроль и надзор
    Специальным органом, осуществляющим государственный контроль в жилищно-коммунальном хозяйстве, является Государ­ственная жилищная инспекция. Она состоит из Главной государ­ственной

    Организация управления природоиспользованием
    Сейчас выделены управленческие функции в области исполь­зования природных ресурсов, т.е. их эксплуатации в целях до­стижения определенных хозяйственных результатов (добыча, перерабо

    Организация управления в области охраны природных ресурсов
    Специальным органом, призванным обеспечивать охрану при­родных ресурсов, является Государственный комитет РФ по ох ране окружающей среды (Госкомэкология России). Гос

    Государственный контроль и надзор
    Основные понятия, используемые в данном аспекте, следую­щие. Государственный экологический контроль – наблюдение за со­стоянием природной среды и ее изменениями под воздейс

    Организация управления финансами
    Министерство финансов РФ (Минфин России) является феде­ральным органом исполнительной власти, обеспечивающим про­ведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ,

    Организация кредитного дела
    Банки – кредитные учреждения, имеющие исключительное право осуществлять привлечение вкладов, открытие счетов физи­ческих и юридических лиц, размещение этих средств в различных сфера

    Организация налогового дела
    Налоги – основной источник формирования доходной части бюджета, в силу чего организации налогового дела уделяется существенное нормативно-правовое внимание. В этой сфере действуют:

    Государственный контроль и надзор
    В сфере государственного управления финансами и кредитом важнейшее значение имеет государственный финансовый кон­троль за формированием государственных доходов и их рацио­нальным ис

    Управление торговлей
    Торговля – основной товаропроводящий канал, в наибольшей степени подверженный воздействию перехода к рыночным отно­шениям. Государственный сектор практически вытеснен различ­ными ви

    Организация управления торговлей
    Министерство торговли РФ (Минторг России) – федераль­ный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику в сфере торговли и общественного питания, направлен­ную на удовле

    Государственный контроль и надзор
    Государственный контроль за соблюдением норм и правил тор­говли и общественного питания, порядка и дисциплины цен, за качеством и безопасностью товаров народного потребления в орга­

    Управление образованием
    Система образования – общего (начальные, средние школы, гимназии, лицеи), начального профессионального (училища и т.п.), среднего специального (техникумы, колледжи и т.п.) и высшего

    Образовательные учреждения
    Все они осуществляют образовательный процесс в его различ­ных формах (очное, вечернее, заочное, экстернат), руководствуясь утверждаемыми Правительством РФ типовыми положениями. Так,

    Управление в области науки
    Научная деятельность проявляется в различных организацион­ных формах: фундаментальная, ведомственная, вузовская. Ее го­сударственное регулирование осуществляется на основе Федераль­

    Научные организации
    Научная организация – юридическое лицо независимо от ор­ганизационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющее в каче

    Управление в области культуры
    Управление в области культуры предполагает государственное регулирование в сфере сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей, правовое обеспечение культур­

    Управление в области труда и социального развития
    Министерство труда и социального развития РФ (Минтруд России) – федеральный орган исполнительной власти, в задачи которого входит проведение государственной политики и осущес

    Управление здравоохранением
    Охрана здоровья людей – сфера государственно-управленчес­кой деятельности в этой области. Министерство здравоохранения РФ (Минздрав России) проводит государственную

    Санитарно-эпидемиологический надзор
    В сфере здравоохранения действует специальная надзорная служба, представленная Департаментом государственного сани­тарно-эпидемиологического надзора Минздрава России. Основ

    Управление в области обороны
    В этой области отношения, связанные с обеспечением прежде всего военных мер по защите государства, его территории и суве­ренитета, а также населения от возможного вооруженного напад

    Военная служба
    Защита Отечества – долг и обязанность гражданина Россий­ской Федерации (ст. 59 Конституции РФ). Граждане несут воен­ную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обяза

    Военная служба в запасе
    В запас зачисляются военнослужащие по окончании службы и достижения предельного возраста службы (для офицерского соста­ва). Если они будут признаны негодными к военной службе по сос

    Управление в области безопасности
    Обеспечение защищенности жизненно важных интересов лич­ности, ее прав и свобод, материальных и духовных ценностей об­щества, а также конституционного строя, суверенитета и террито­р

    Государственная граница РФ и ее защита
    Государственная граница – это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы госу­дарственной территории (суши, вод, недр, воздушного пространст­ва)

    Управление внутренними делами
    Внутренние дела в современном понимании представляют собой систему мер, направленную на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности с целью охраны прав и сво­бод г

    Управление в области юстиции
    Государственную политику в сфере юстиции обеспечивает Ми­нистерство юстиции РФ (Минюст России). Минюст призван юридически обеспечивать нормотворческую деятельность П

    Управление иностранными делами
    В этой сфере федеральным органом исполнительной власти яв­ляется Министерство иностранных дел РФ (МИД России). Оно подведомственно непосредственно Президенту РФ, определяет о

    Указ Президента РФ от 25 мая 1999 г
    «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (Российская газета. 1999. 29 мая; СЗ РФ. 1999. № 22. Ст. 2727) Изложение

    Правительство Российской Федерации
    II. Федеральные министерства: по атомной энергии; внутренних дел; государственного имущества; по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий

    Образование новых предприятий и расширение действующих предопределяются следующими факторами:

     наличие неудовлетворенного спроса на какую-то продукцию (работы, услуги);

     наличие ресурсов, необходимых для организации производства данной продукции;

     уровень развития науки, техники и технологий на соответствующем товарном рынке (в соответствующей отрасли производства).

    Определяющим фактором является наличие спроса на продукцию. Если продукция предприятия не будет пользоваться спросом, то она останется нереализованной, а затраты не её изготовление – неоплаченными, т. е. предприятие не получит прибыли и не сможет вернуть вложенные капиталы и разорится.

    Любая организация (предприятие) создаётся путём учреждения. Процесс учреждения как коммерческой, так и некоммерческой организации заключается в следующем:

    во-первых, собственник (собственники, учредители) принимает решение о создании организации (предприятия). Кроме того, предприятие может быть создано в результате принудительного разделения другого предприятия в соответствии с действующим антимонопольным законодательством РФ;

    во-вторых, разрабатываются учредительные документы, предусмотренные ГК РФ для соответствующей организационно-правовой формы юридического лица (устав, решение о создании или договор учредителей, общее положение об организации);

    в-третьих, осуществляется государственная регистрация.

    Предприятие (юридическое лицо) действует на основании устава, либо учредительного договора. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав – утверждается его учредителями (участниками)

    Учредительные документы разрабатываются самими собственниками (учредителями), которые для этих целей могут привлекать на договорной основе консультационные юридические фирмы или отдельных специалистов.

    В учредительных документах юридического лица должны содержаться обязательные сведения: наименование юридического лица (с отражением организационно-правовой формы); место его нахождения (юридический адрес, телефон и т.п.); порядок управления деятельностью организации; предмет и цели деятельности; другие сведения, предусмотренные законом для соответствующего вида и организационно-правовой формы юридического лица.

    Порядок государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности определён федеральным законом. Для регистрации предприятия его учредители лично или по почте представляют в орган, осуществляющий регистрацию (регистрационную палату) определённые документы.

    В соответствии с законодательством РФ юридическое лицо или физическое лицо, зарегистрированное как субъект предпринимательской деятельности (фирма), может осуществлять любые виды деятельности (один или несколько), предусмотренные его уставом и не запрещенные законом.

    Отдельные виды деятельности могут выполняться только государственными предприятиями (оговорено специальными законами – производство оружия, наркотиков, драгоценных металлов, орденов, медалей и др.) или (в том числе и строительная деятельность) только на основании специального разрешения – лицензии. Лицензия – разрешение, право на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. В соответствии с законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

    Организация (предприятие) самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на выпускаемую продукцию и на основе заключённых с потребителями (заказчиками), соисполнителями (субподрядчиками) и поставщиками материально-теxническиx ресурсов договоров, контрактов, соглашений.

    Цены и тарифы на продукцию и услуги организация устанавливает самостоятельно или на договорной основе. В отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, устанавливаются договорные цены, в частности, – на производство строительно-монтажных работ. Государство регулирует цены и тарифы на продукцию (услуги) предприятий-монополистов.

    Финансовые ресурсы организаций образуются за счёт:

     прибыли;

    амортизационных отчислений;

    средств от продажи ценных бумаг (акций, облигаций);

    паевых и иных взносов иx участников, членов трудового коллектива, граждан, других организаций и предприятий;

    кредитов и других законных поступлений.

    Организация как юридическое лицо имеет право открывать расчетные и другие счета в любом коммерческом банке . Она несёт ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины и, если не выполняет свои обязательства по расчётам, то может быть признана неплатежеспособной (банкротом) – в соответствии с законом о банкротстве.

    Предприятие имеет право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность . Все валютные взаимоотношения с государством регулируются законами. Валютная прибыль после уплаты налогов в бюджеты (федеральный и местный) используется организацией самостоятельно.

    Взаимоотношения фирмы с работниками регулируются трудовым кодексом РФ и строятся на основе коллективных и трудовых договоров. Формы, системы и размер оплаты труда работников и другие иx доходы фирма устанавливает самостоятельно, но при этом должна обеспечивать минимальный размер заработной платы, устанавливаемый федеральным законом.

    Любая организация обязана вести бухгалтерскую и статистическую отчётность и, в соответствии с ГК РФ, публиковать данные о своей деятельности. За искажение отчётности должностные лица организации несут административную, материальную и уголовную ответственность. Государственные органы (налоговые, антимонопольные, природоохранные и др.) могут периодически проверять деятельность предприятий.

    За нарушение своих обязательств и правил предпринимательской деятельности организации несут ответственность.

    Все о малом предпринимательстве. Полное практическое руководство Касьянов Антон Васильевич

    Глава 1 Организационно-правовые основы деятельности предприятий малого бизнеса

    Из книги Все о малом предпринимательстве. Полное практическое руководство автора Касьянов Антон Васильевич

    1.1.1. Правовые основы ведения предпринимательской деятельности без образования юридического лица (ПБОЮЛ) В соответствии со статьей 23 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента

    Из книги Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них автора Губанов Вячеслав Михайлович

    1.1.2. Правовые основы создания и осуществления деятельности юридического лица Также граждане могут создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами.Но и здесь есть свои хоть и небольшие, но ограничения в отношении

    Из книги Европа на рубеже XX-XXI веков: Проблемы экономики автора Черников Геннадий Петрович

    1.4.3. Критерии определения малого и среднего бизнеса за рубежом Несмотря на длительную историю развития рыночной экономики в мировой практике нет унифицированного определения малого бизнеса. Более того, в большинстве развитых стран, как правило, не существует общего

    Из книги Экономика недвижимости автора Бурханова Наталья

    1.6. Унификация понятий малого и среднего бизнеса Любая используемая терминология для успешной оценки ситуации, качественной и результативной работы должна отражать реальные факты, чего, к сожалению, не наблюдается в российском законодательстве.В российской

    Из книги Справочник риэлтора автора Батяев Андрей Андреевич

    Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    Из книги Основы социальной работы: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    6. Правовые основы рынка недвижимости Законодательство в сфере недвижимого имущества – это совокупность законов и других нормативных правовых актов, посредством которых государственные органы могут устанавливать, изменять или отменять соответствующие правовые

    Из книги Товароведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    Глава 1 Основы риэлторской деятельности

    Из книги Протокол и этикет дипломатического и делового общения автора Кузьмин Эдуард Леонидович

    Из книги Федеральный закон «О борьбе с терроризмом». Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» автора Автор неизвестен

    44. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ Общие права инвалидов сформулированы в Декларации ООН «О правах инвалидов». В Законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995 г.) сформулированы основные принципы социального обслуживания

    Из книги Психологическое консультирование автора Забродин Юрий Михайлович

    17. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В России при Фонде поддержки предпринимательства (ФПП) созданы Федеральный информационно-аналитический центр (ФИАЦ) и сеть региональных информационно-аналитических центров (РИАЦ)Развитие системы информационной

    Из книги Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ автора Шемаханова Ирина Альбертовна

    § 8. Правовые основы международных деловых связей Россия болезненно переживает процесс перехода от централизованной государственно-управляемой экономики к рыночному хозяйству. Тем не менее немалая часть населения пытается активно включиться в

    Из книги Как я Родиной торговал автора Каракулько Александр

    Из книги автора

    Введение Практическая психология – одна из самых «молодых» специальностей, активно вошедшая в нашу действительность на волне гуманизации общественной жизни в конце XX в. В сегодняшней России она стала неотъемлемым признаком современности. Если профессии

    Из книги автора

    5.7. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности Предпринимательское право – отрасль российского права, которая представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними

    Из книги автора

    Большой брат малого бизнеса Однажды, мой знакомый решил заработать денег. Что он только не делал для этого. Кидался в разные авантюры, пока не израсходовал весь свой денежный запас. После этого, он решил устроиться на работу. И где он только не проработал после этого.