Особенности социальной сферы как объекта государственного регулирования. Социальная сфера как объект государственного управления

Туишева Марьям Равильевна , аспирант, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева, Россия

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Москва + 7 495 648 6241

Источники:

1. Андреев Ю.П. и др. Социальные институты: содержание, функции, структура. Изд-во Уральского университета, 1989.
2. Волков Ю.Е. Социальные отношения и социальная сфера // Социологические исследования. ‒ № 4. ‒ 2003. ‒ С. 40.
3. Гуляева Н.П. Лекции. Социальная сфера как объект управления и социальное развитие. ‒ Режим доступа: http://zhurnal.lib.ru/n/natalxja_p_g/.
4. Добрынин С.А. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. – СПб.,1999. – С. 295.
5. Иванченко В.В. и др. Общая экономика: учебное пособие. Барнаул, 2001. ‒ Режим доступа: http://www.econ.asu.ru/old/k7/economics/index.html.
6. Осадчая Г.И. Социальная сфера: теория и методология социологического анализа. М.,1996. С. 75.
7. Острая Т.Б. Институциональные преобразования в социальной сфере как условие экономического развития России, дис. к.э.н. С. 11.
8. Социальная политика. ‒ Режим доступа: http://orags.narod.ru/manuals/html/sopol/sopol31.htm.
9. Янин А.Н. Социальная сфера в экономике Тюменской области. ‒ Режим доступа: http://www.zakon72.info/noframe/nic?d&nd=466201249&prevDoc=466201243.
10. http://orags.narod.ru/manuals/html/sopol/sopol31.htm

Смысл управления социальной сферой региона заключается в координации, гармонизации взаимодействий подсистем, совершенствовании структуры этой чрезвычайно сложной социальной системы. Сложность структуры социальной сферы обуславливает необходимость создания достаточно развитой системы управления,

причём главным субъектом управления социальной сферой региона являются государственные органы власти и органы общественного самоуправления. Они осуществляют управление социальной сферой в целях достижения позитивных изменений, что обеспечивается путем формирования оптимальной структуры региональных и местных органов управления и применением на всех уровнях законов и реализацией принципов их функционирования и развития в социальной сфере.

На региональном уровне социальная сфера объект управления для всех государственных органов власти, функционирующих в регионе, прежде всего для министерств и ведомств, имеющих социальную направленность (министерств и государственных комитетов ведающих вопросами социальной защиты, образования, культуры и межнациональных отношений, здравоохранения, физической культуры и спорта, труда и др.), на местном - управления и отделы органов местного самоуправления. На каждом уровне управления социальной сферой выполняются свои функции в соответствии с предоставленными полномочиями.

Управление социальной сферой региона сопряжено с выполнением множества функций, решением конкретных аналитических и организационных задач, обработкой больших по объему и сложных по структуре потоков информации. Поскольку социальная сфера представляет собой специфическую область связей и отношений, складывающихся между субъектами общественной жизнедеятельности, управление ею должно осуществляться с учетом условий и факторов, обеспечивающих воспроизводство, развитие, совершенствование взаимодействующих общественных групп и индивидов.



Особенности социальной сферы региона как объекта социальной политики вызваны специфическим разнообразием развития культуры, природно-климатических, географических и экологических условий, так и трансформацией социальных и бытовых потребностей в получении образования, освоении культурных ценностей, организации труда и отдыха, сохранении здоровья в процессе социализации личности в характерных условиях функционирования конкретного региона. Достижение сбалансированности в социальной сфере, устранение возникающих социальных деформаций и в конечном счете достижение социальной стабильности является сутью социальной политики в регионе.

Главная роль в разработке и реализации программ развития социальной сферы отводится органам исполнительной власти региона. Основой для принятия решений является сопоставление показателей развития социальной инфраструктуры с нормативными или определение фактического показателя, принятого для характеристики определенной отрасли социальной сферы.

Зависимость социальной сферы от системы производства и потребления требует корректировки принимаемых решений исходя из существующих производственных и финансовых возможностей. Поэтому программа развития социальной сферы региона должна сочетать макроэкономическое управление с регулированием цен и доходов, целевым использованием бюджетных средств и кредитов, введением антимонопольного регулирования. При разработке социальных планов, рассчитанных на конкретные сроки появляется возможность применения социальных нормативов для определения соотношений между производственной и непроизводственной сферами, структурами капитальных вложений и занятости населения и др.

Согласованность концепции, принципов поведения и мер по достижению поставленных целей, ориентированных на оптимальное и устойчивое развитие социальной сферы в направлении существенного улучшения условий жизнедеятельности населения, быстрой социализации личности и формирования у нее желательных для общества социальных установок характеризует региональную политику как сильную. Сильная социальная политика предполагает не целенаправленное и интенсивное воздействие соответствующих субъектов на социальные процессы, а ориентирована на получение реальных результатов и придание намеченным мерам и протекающим процессам желательного содержания и направленности как на этапе разработки региональной социальной политики на федеральном, так и ее реализации, региональном и местном уровнях. Кроме того, сильная региональная социальная политика сопряжена с достаточно основательной и всесторонней реализацией практических мер (программ, проектов), направленных на защиту всех элементов социальной структуры региона, а также отдельных личностей, разрушающих или тормозящих развитие процессов. В итоге, региональная социальная политика становится сильной, когда меры, нацеленные на достижение социально значимых целей, согласуются с экономическим, культурным, экологическим и демографическим факторами общественного развития.

Социальные классы и слои - общности, выделяемые по отношению к собственности и общественному разделению труда. Чаще всего говоря о социальной структуре общества, под этим подразумевают социально-классовую структуру общества. Среди множества существующих концепций социальной структуры общества исторически одной из первых является марксистское учение, в котором ведущее место отводится социально-классовой структуре общества, так как она непосредственно связана с отношениями собственности и отражает общественное разделение труда. Согласно этому направлению, социально-классовая структура общества - это взаимодействие трех основных элементов: классов, общественных прослоек и социальных групп. При этом ядром социальной структуры выступают классы. Классовая структура общества в марксистской науке об обществе считается основной социальной структурой. Социальный класс. В классовом обществе основу социальной структуры составляет деление этого общества на классы. Выделяют основные и неосновные классы, а также различные слои. Основные классы - это такие классы, существование которых непосредственно вытекает из господствующих в данной общественно-экономической формации экономических отношений, прежде всего отношений собственности. По этой причине рабовладельческому обществу присущи два антагонистических класса - рабы и рабовладельцы; феодальному - крепостные крестьяне и феодалы; капиталистическому - пролетарии и буржуазия. В социалистическом обществе основными классами являлись рабочий класс и трудовое крестьянство. В качестве неосновных классов выступают остатки прежних классов в новой общественно- экономической формации или зарождающиеся классы, которые придут на смену основным и составят основу классового деления новой общественно-экономической формации. Понятие «социальный класс» разрабатывали ученые Англии и Франции еще до К.Маркса в ХVII-ХIХ вв. Ими рассматривались такие антагонистические социальные группы, как богатые-бедные, рабочие-капиталисты, собственники-несобственники. Французские историки Ф.Гизо и О.Тьери показали противоположность классовых интересов и неизбежность их столкновения. Английские и французские политэкономы А.Смит и Д.Рикардо раскрыли внутреннее строение классов, их «анатомию». Но впервые развернутую картину классового общества мы находим в работах К.Маркса. В своих работах К.Маркс и Ф.Энгельс обосновали экономические причины возникновения классов и сделали вывод, что деление общества на классы есть результат общественного разделения труда и формирования частнособственнических отношений. Несмотря на то, что многие положения классовой теории К.Маркса, с позиции современного общества, подлежат пересмотру, некоторые его идеи все еще остаются важными в отношении существующих в настоящее время социальных структур. В.ИЛенин, исходя из учения К.Маркса и Ф.Энгельса о классах, дал достаточно определенную научную формулировку классов, которая была хрестоматийной в марксизме на протяжение 70 лет. В своей работе «Великий почин» в 1919 году Ленин писал: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы - это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» . Главным признаком класса, по мнению В.И.Ленина, также было отношение к собственности на средства производства. Во всех ранее существующих обществах социальное положение подавляющего большинства индивидов довольно жестко регламентировалось от момента их рождения и до самой смерти. Конечно, в принципе не исключалось определенное перемещение некоторых индивидов из одного класса в другой, что, однако, не оказывало существенного влияния на социальную жизнь в целом. Принадлежность к тому или иному классу определяет социальное положение людей, условия труда и быта, общественную психологию и идеологию, а также объективные интересы. Благодаря своему социальному положению одни группы людей имели не только материальные, но и политические и иные привилегии, другие - напротив, лишались их. К.Маркс отмечал, что политическая власть детерминирована властью экономической, так как настройка общества (основные институты, ценности и идеалы) определяются экономическим базисом. По этой причине правящий класс, имеющий собственность на средства производства, одновременно с этим имеет и политическую власть в обществе. Поэтому класс это не только экономическая, но и более широкая социальная категория. Каждый класс имеет своих идеологов, которые вырабатывают соответствующую его коренным интересам идеологию и политику. Противоположность коренных интересов эксплуататорских и эксплуатируемых классов находит свое выражение в классовой борьбе, которая, по мнению классиков марксизма, служит движущей силой развития общества. Деление общества на классы оказывает огромное влияние на социальную структуру общества, так как в результате этого деления в антагонистических обществах закрепляются и углубляются противоречия между умственным и физическим трудом, управленческим и исполнительским трудом, между городом и деревней. В процессе возникновения и развития классов существует период, когда люди, входящие в него, еще не связаны внутренней связью сознательных отношений, а только узами объективных отношений и закономерностей, обусловленных господствующими производственными отношениями. Часто люди не осознают своих классовых интересов, в данном случае говорят о «классе в себе», так как, хотя люди данного класса связаны системой объективных отношений, они являются только множеством людей, которые имеют лишь одинаковое отношение к средствам производства, то есть у них еще не вполне развито сознание своих классовых, экономических и политических интересов. Социальная группа полностью становится классом в том случае, когда она из «класса в себе» превращается в «класс для себя», в котором члены группы осознают свое истинное социальное положение и потому стремятся к классовой солидарности и коллективным действиям в целях отстаивания своих интересов. Появление, развитие и основные общественные черты классов зависят от типа общественно-экономической формации. Людей можно дифференцировать по разным признакам, как уже было нами рассмотрено выше. К примеру, по биологическим особенностям (пол, возраст, раса), по умственным характеристикам (интеллект, способности), по социальным особенностям (образование, материальное положение, образ жизни), а также по исполняемым ими социальным ролям, то есть по тому, какие они выполняют функции в рамках общественного разделения труда в процессе производства. Социально-классовая структура состоит не только из классов, но и из так называемых социальных слоев. Социальные слои (прослойки) также являются структурным элементом общества. Социальный слой - это промежуточная или переходная общественная группа, не обладающая всеми признаками класса, нередко она называется прослойкой (к примеру, в нашей стране прослойкой считалась интеллигенция); часть класса, обладающая некоторыми характерными особенностями (к примеру, квалифицированные рабочие). Социальные слои бывают внутриклассовыми и межклассовыми. Внутри рабочего класса и крестьянства существуют различные социальные слои, которые объективно различаются по характеру и содержанию труда, образованию, уровню квалификации, материальной обеспеченности (промышленный и сельский пролетариат, определенные слои рабочего класса по уровню квалификации, профессиональным признакам, сферам деятельности и т.д.). К внутриклассовым слоям можно отнести также крупную, среднюю, мелкую, городскую, сельскую, монополистическую и немонополистическую буржуазию. В социалистическом обществе социальным слоем выступала интеллигенция, которая хотя и не являлась классом, занимала устойчивое положение в социально-классовой структуре. Межклассовыми являются такие маргинальные социальные слои, которые по своему классовому статусу неопределенны, к примеру, мастера, служащие-неспециалисты. Межклассовые социальные слои в свою очередь могут иметь внутреннюю вертикальную структуру. К примеру, внутри интеллигенции можно выделить такие слои, как научно-культурные, научно-технические, административно-управленческие работники. Другим примером деления по вертикали могут выступить «белые воротнички» - служащие административно-управленческого и государственного аппарата, одна часть которых может быть вполне объективно отнесена к рабочему классу (конторские и торговые служащие), а другая - к средним слоям, высшие служащие, входящие в класс буржуазии (крупные менеджеры и т.д.). Средние слои - это некая совокупность социально неоднородных слоев и групп, которая характерна для классово-антагонистического общества. Средние слои занимают промежуточное положение между основными классами, выступают источником их пополнения и образования новых классов при возникновении новых экономических формаций. К примеру, в рабовладельческом обществе ими были свободные мелкие собственники, в феодальном обществе - бюргерство и т.д. В современном капиталистическом обществе средними слоями являются: мелкие частные собственники города и деревни (мелкие торговцы, ремесленники, владельцы мелких предприятий, фермерство и др.), интеллигенция, служащие сферы производства, торговли, учреждений образования, медицины, обслуживания (учителя, врачи и т.д.). Социально-слоевая структура не совпадает полностью с классовой структурой общества, она обогащает и конкретизирует последнюю, позволяет проследить динамику тех или иных групп. Большинство социальных слоев образуются на основе пересечения различного типа структур - социально-демографической, социально-профессиональной, образовательной и т.д. Это позволяет выделять проблемные группы, которые требуют к себе особого внимания со стороны общества, к примеру, низкооплачиваемые рабочие, молодые рабочие и т.д. Социально-классовая группировка населения России (деления на рабочих, служащих и колхозников) радикально изменилась с середины 90-х годов. Поэтому при планировании проведения Всероссийской переписи населения в 1999 г. за основу группировки взят признак «положение в занятии», это позволяет выделить следующие группы: «1) работающие по найму (на предприятиях) в организациях, учреждениях, крестьянских - фермерских - хозяйствах, по обслуживанию домохозяйства, у отдельных граждан; 2) работающие не по найму (в собственном крестьянском - фермерском - хозяйстве, на собственном предприятии, на индивидуальной основе, на семейном предприятии, в крестьянском - фермерском - хозяйстве без оплаты, в личном подсобном хозяйстве); 3) получающие государственное обеспечение (стипендии; пенсии; пособия, кроме пособия по безработице; пособие по безработице и др.); 4) имеющие доход от собственности; 5) находящиеся на иждивении; 6) имеющие иные источники» . Данная группировка в большей степени соответствует международной практике и прежнему опыту российской статистики. К примеру, при проведении переписи населения в 1926 г. выделялись следующие группы: рабочие, служащие, хозяева с наемными рабочими, хозяева без наемных рабочих, лица свободных профессий, безработные, пенсионеры и т.д. [см.: 243. С.26]. В последнее время возрос общественный интерес к проблемам различных социальных слоев, особенностям их положения в социальной структуре. Во многом это связано с тем, что вопросы социальной защищенности малообеспеченных слоев населения становятся в настоящее время очень актуальными, а также по политическим причинам. При изучении социальной структуры в нашей стране долго придерживались концепции «двух дружественных классов и обслуживающей их интересы народной интеллигенции». Господствовала идея, что процесс развития социальной структуры нашего общества есть не что иное, как процесс становления социальной однородности. Поэтому социальная структура изображалась схематично, она была лишена противоречий и динамики многообразных интересов классов и различных слоев. Данная «трехчленная формула» долгое время была очень живучей, так как была выгодна правящим группам. Исходные положения марксистской теории классов принимались догматически. Теория классового строения общества противопоставлялась концепции его слоевой (стратификационной) структуры, последняя расценивалась в научной литературе как попытка «затушевать борьбу классов». В действительности же слоевой «срез» социальной структуры позволяет существенно дополнить и обогатить классовый. С помощью его можно получить более выверенную картину социальной дифференциации по разным признакам: профессиональной принадлежности, уровня доходов, образованию и т.п. Влиятельной альтернативой марксистской теории социальных классов являются работы М.Вебера, в которых были заложены основы современного подхода к изучению социальной стратификации. Хотя справедливости ради необходимо отметить, что идеи о социальной стратификации зародились в российской социальной мысли и были высказаны П.А.Сорокиным задолго до того, как они стали перерастать в некую теоретическую целостность. Еще в период своего пребывания в России (Система социологии: В 2 т., Пг., 1920) и в первые годы жизни за границей (после 1922 г.) П.А.Сорокин систематизировал и углубил ряд понятий, которые позднее заняли ключевую роль в концепции социальной стратификации («одномерная» и «многомерная стратификация», «социальная мобильность» и др.). Большой вклад в развитие данной теории, кроме М.Вебера, внесли такие ученые, как Т.Парсонс, Р.Дарен-дорф, Б.Барбер, КДевис, У.Мор, Р.Коллинз и др. Представители теории социальной стратификации считают, что понятие класса годится только для анализа социальной структуры прошлых обществ, в том числе и индустриального капиталистического общества, а в современном постиндустриальном обществе оно уже не работает. Это связано с тем, что проведение широкого акционирования и выключение основных держателей акций из сферы управления производством, замена их наемными менеджерами привели к тому, что отношения собственности потеряли свою определенность, оказались размыты. В связи с глобальными изменениями, происшедшими в современном обществе, по мнению западных социологов, понятие «класс» следует заменить понятием «страта» (лат. strata - настил, слой; совр.: геологический пласт) или слой, а общество рассматривать с позиции теории социальной стратификации, а не теории социально-классового строения общества. В мировой социологической литературе в последние годы оба понятия и «класс», и «страта» занимают прочное место и используются при проведении как национальных, так и международных сравнительных исследований. Как уже отмечалось выше, единственным и главным критерием расслоения общества, по мнению К.Маркса, было обладание собственностью. Поэтому стратификационная структура общества сводилась к двум уровням: классу собственников на средства производства (рабовладельцы, феодалы, буржуазия) и классу, лишенному собственности на средства производства (рабы, пролетарии) или имеющему очень ограниченные права на собственность (крестьяне). Интеллигенция и некоторые социальные группы рассматривались как промежуточные слои между классами. Но уже к концу XIX века становится очевидной узость данного подхода. По этой причине М.Вебер расширяет число критериев, которые определяли принадлежность к той или иной страте. Кроме экономического критерия (отношения к собственности и уровень доходов), он вводит такие, как социальный престиж и власть, имеющая политический характер. Под престижем понималось получение индивидом от рождения или благодаря своим личным качествам определенного социального статуса, позволяющего занять ему соответствующее место в социальной иерархии [см.: 189. С.287]. Основные единицы анализа, используемые при изучении социальной стратификации, - класс, социальный слой и социальная группа. Данные единицы указывают характерную для людей, включенных в определенную общность, форму социального взаимодействия, которая позволяет рассматривать их как единое целое, а также указывает на место и те социальные позиции, которые они занимают в социальном пространстве. В XX веке немарксистские теоретики неоднократно предпринимали попытку дать более конкретное понимание социального класса, в соответствии с реалиями и изменениями, которые претерпело капиталистическое общество. Хотя концепция стратификационной (слоевой) структуры общества жестко противопоставляется теории классового строения общества, стратификационные и классовые модели социальной структуры не исключают друг друга. Сопоставляя понятия «класс» и «слой» («страта»), можно представить дело следующим образом: если класс определяет формальное деление общества по экономическому признаку, то страта выделяет более «естественную» социальную дифференциацию по совокупности со-циокультурных, в том числе ценностных, признаков. Слоевой «срез» социальной структуры существенно дополняет и обогащает классовый «срез». Он дает возможность построить достаточно «объемную», а не однолинейную модель социальной структуры, Т.е. получать более выверенную картину социальной дифференциации по широкому кругу признаков. В этой связи важным основанием для выделения страты является социальный статус членов общества, который объективно в данном обществе придает им определенный ранг на шкале «выше-ниже», «лучше-хуже», «престижно-непрестижно». Статусная группа (страта) выделяется на основе особо значимых в представлении членов общества характеристик. Эти характеристики, проходя через личностное освоение (человек идентифицирует себя с этими качествами), детерминируются социальными нормами и поддерживаются социальным консенсусом. - Подробнее на Referatwork.ru: http://referatwork.ru/sociology-history/section-45.html


В обществоведческой отечественной литературе последних лет принято различать- четыре сферы жизни общества - экономическую, политическую, социальную и духовную. Такая стратификация общественной жизни правомерна и не вызывает возражений. Тем не менее, очевидна и ее относительная ценность для науки и практики, поскольку в реальной жизни людей все сферы общества взаимосвязаны, переплетены, взаимно проникают друг в друга настолько, что установить грань между ними не всегда удается. Экономическая деятельность и экономическое сознание ограниченно переплетены между собой и не может быть экономикивне связи с экономическим сознанием. Социальная сфера, в свою очередь, имеет условные границы, но на практике представить ее вне экономической реальности крайне трудно, так как экономические проблемы человека это его жизненные проблемы, т.е. проблемы социальные.
Стратификационный анализ общества не может быть сведен к проблеме дифференциации сфер жизни людей. Он предполагает и изучение характера зависимости между ними. Известно, что экономическая сфера самая важная и фундаментальная. Но экономическая деятельность это на самоцель, а средство для решения каждым человеком и обществом в целом своих жизненных интересов, для расширения свободы выбора. По мнению Б.А. Вороновича «... в этом плане социальная сфера является смыслообразующей субстанцией всего того, что делает общество. При таком подходе к проблеме социальная сфера уже не является простой производной от экономики. Она обретает статус фундамента общественной структуры, решающей детерминанты жизни людей...». ,
Идея решающей роли социальной сферы в жизни и развитии общества не должна содержать в себе недооценку экономики. В реальной жизни людей экономика также необходима, как и социальная сфера. «Концепцию социального детерминизма, как и концепцию экономизма, можно считать лишь идеальным типом определенного философско-социологического подхода, никогда не реализуемого в чистом виде, ибо в действительности экономика определяет социальную жизнь в такой же мере, в какой жизненные интересы человека определяют уровень экономического развития общества»."
Функционирование общества в рамках рыночных отношений предопределяет необходимость содержательного определения понятия социальная сфера. Это понятие широко употребляется как в научной литературе, представляющей различные отрасли знания (философия, социология, статистика, экономика), так и на практике всех уровней управления. Понятие трактуется либо слишком узко (в таких случаях обычно речь идет об отдельных отраслях социальной сферы - здравоохранении, образовании, науке, культуре и спорте), либо слишком широко, когда, например, в статистические сборники, специально посвященные развитию социальной сферы, без всякого объяснения включаются все показатели социально- экономического развития.

Е.А. Елисеев считает, что такой широкий диапазон и неясность в трактовке содержания социальной сферы существует потому, что до настоящего времени не предложены критерии, с помЛдью которых можно было бы зафиксировать не только содержание понятия «социальная сфера», но и определить его границы.
По некоторым оценкам аналитиков и ученых социальная сфера - это вся система жизнеобеспечения человека, начиная от родильных домов и заканчивая культурой погребения". Сутью общественных отношений в социальной сфере является процесс воспроизводства человека со всей совокупностью его способностей и потребностей. Иными словами, социальные отношения - это те же экономические отношения, но рассматриваемые по затратам и результатам с точки зрения производства и развития личности человека. Е.А. Елисеев выделяет три стадии данного процесса.
Стадия производства- это отношения по поводу рождения, охраны здоровья, воспитания, образования, социальной защиты, физического и духовного развития человека. Данная стадия образует часть социальной сферы, которая обеспечивает эти отношения - здравоохранение, все формы образования и воспитания, науку, культуру, социальную защиту, физическую культуру и спорт. Отношение общества к указанным сферам как к непроизводственным далеко небезобидно: оно подспудно стимулирует пренебрежение и так называемый остаточный принцип финансирования.
Стадия распреоеления - это отношения по поводу регулирования использования человеческого потенциала для производства как материальных благ, так и для производства и потребления «человеческого капитала». На этой стадии возникает отрасль социальной сферы, которая представлена службами, способствующими рациональному использованию накопленных людьми знаний, навыков, умения и способностей.
Стадия потребления - это область экономических и социальных отношений, где осуществляется многообразная трудовая деятельность людей. Важнейший результат потребления - вещное богатство страны в виде созданных материальных благ и услуг, что в свою очередь является единственным источником удовлетворения разнообразных потребностей общества. Кроме того, стадия потребления способностей людей не исчерпывается решением задачи достижения благосостояния, а представляет собой огромный потенциал для дальнейшего развития творческих способностей людей, заложенных на стадии производства.
Уместно заметить, что деление процесса воспроизводства человеческой личности на отдельные стадии в известной степени условно - они тесно взаимосвязаны, являются частью друг друга: стадия потребления способностей личности есть одновременно процесс подготовки необходимых материальных условий для решения ряда задач стадии производства. Более того, стадия потребления есть одновременно процесс производства и развития новых способностей человека, а именно тех, которые служат удовлетворению более высоких потребностей.

Социальная сфера - это сложный комплекс различных отраслей, который выполняет ряд задач по обеспечению жизни и деятельности человека.
Эти задачи группируются по признаку содержания (качества) удовлетворяемых индивидуальных потребностей.
¦ К первой-группе относятся задачи по обеспечению жизнедеятельности человека на уровне его простейших биологических и социальных потребностей. Международные организации связывают обязательное удовлетворение такого рода потребностей с соблюдением прав человека. Речь идет о таких аспектах, как жилищный фонд (его наличие и содержание), производство и потребление необходимых товаров и услуг, медицинское обеспечение и санитарное состояние, дошкольное воспитание и образование, социальное обеспечение, охрана общественного порядка, работа транспорта, организация торговли.
Ко второй группе относятся задачи по обеспечению условий жизнедеятельности того уровня, который соответствует социальному стандарту «нормальной жизни» и воспринимается большинством как состояние комфорта, как состояние «блага». Данный уровень способствует созданию предпосылок для развития творческой деятельности личности и общества, для политической и социальной стабильности. Речь идет о деятельности тех же отраслей социальной сферы, но на более качественном уровне их содержания. Создание возможности человеку самому выбрать жилище, место, уровень и качество необходимой ему медицинской помоши; доступность и реализация возможности для большинства членов общества приобретать товары и услуги, удовлетворяющие не низшие потребности, а в достаточной степени и утилитарные на социально сбалансированном (не отсекающем большинство населения) рынке - таковы основные критерии реализации данной группы задач. Сюда можно отнести и уровень потребления духовных услуг - развитие телевидения, сети культурных учреждений, обеспечивающее высокий уровень потребностей личности, развитие информационной инфраструктуры, помогающей населению определить свой выбор в потреблении материальных и духовных благ и услуг.
Третью группу составляют задачи отраслей социальной сферы, позволяющие перевести их деятельность на уровень воспроизводства человека как творческой личности. Человек, как субъект отношений, при реализации данной группы задач выступает уже не как потребитель, а как созидатель. Решение этого класса задач и есть та установка, которая выступает в качестве высшей цели социально ориентированной рыночной экономики, является стратегической целью реализации социальной политики.
Рассмотрение социальной сферы жизни общества в качестве объекта социальной политики дает основание считать, что социальная политика - это целенаправленная деятельность структур государственной и общественной власти по управлению социальной сферой. Деятельность отраслей социальной сферы, направлена на удовлетворение всех фундаментальных, жизненных, базовых потребностей человека, к которым в равной степепи относятся как биологические (материальные), так и духовные (социальные) потребности. В таком смысле социальную политику можно рассматривать как политику государственного воздействия на
всю сферу удовлетворения жизненных интересов людеП, целенаправленную деятельность органов государственной власти по регулированию социальных отношений в обществе, теорию, практику и искусство выдвижения человека с его жизненными интересами в центр внимания этой деятельности.
Главный императив социальной политики - забота об уровне и качестве жизни каждого человека. Практическая реализация данного императива должна основываться на некоторых положениях, которые можно определить как основополагающие. Без таковых социальная политика превращается в некую схоластическую деятельность, не приводящую к ожидаемым результатам.

Традиционно социальная сфера рассматривается как пространство социальной работы. И это имеет свои основания. В данной главе, не снимая вопроса о характеристике ее как указанного пространства, автор пытается рассмотреть социальную сферу в качестве объекта социальной работы. При этом сразу нужно оговориться, что аспекты социальной сферы тесно взаимосвязаны, пересекаются, хотя, на наш взгляд, не тождественны.

При разграничении (дифференциации) объектов социальной работы следует исходить из широкого толкования объекта. То есть объект берется во всем его объеме, он интерпретируется с общенаучной, философской и предметно-социологической точек зрения. В этом смысле объект рассматривается, во-первых, как философская категория, обозначающая объективную реальность, внешний мир, существующий вне нашего сознания и независимо от человека; во-вторых, как предмет, явление, на которые направлена человеческая деятельность; в-третьих, как предприятие, учреждение, место деятельности, нахождения .

Поскольку социальная работа - это такая отрасль знания, в которой значительное место занимает эмпирический, прикладной компонент, то важным является толкование объекта с точки зрения социологического исследования как носителя той или иной социальной проблемы, как конкретной области социальной реальности, сферы деятельности субъекта общественной жизни.

С учетом сказанного определяются группы объектов социальной работы.

К первой группе относятся группы населения, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Их характеристика с учетом возможной классификации (по состоянию здоровья, службы и труда в экстремальных социальных условиях, формам и видам девиантного поведения и т. д.) дается в ряде работ автора .

Ко второй группе объектов социальной работы относятся все население, все его группы и слои. Надо иметь в виду, что каждый человек в любое время, в любой период своей жизни нуждается в полном удовлетворении своих потребностей и интересов. При этом в каждой сфере его жизнедеятельности они могут удовлетворяться неравномерно. Богатый нуждается в сохранении и укреплении здоровья, в более спокойной обстановке, без стрессов. Здоровый может быть бедным и не иметь возможности реализовать свои многообразные здоровые установки. В любой семье могут обостриться межсупружеские или родительско-детские отношения. Всегда в защите нуждаются дети, подростки, старики. Особенно это характерно для условий кризисного состояния общества. Таким образом, каждый человек нуждается в той или иной степени в поддержке, помощи, защите.

Жизнедеятельность всех слоев и групп населения зависит от условий, которые в значительной мере предопределены уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями ее реализации. Поэтому с полным основанием можно (и нужно) к объекту социальной работы отнести сферы жизнедеятельности человека, группы, слоя, общности. Имея в виду первую группу объектов социальной работы, мы ее интерпретируем в узком смысле слова. Во втором и особенно в третьем случаях она понимается в широком смысле - как не только решение повседневных проблем, но и предотвращение острых социальных проблем в глобальном масштабе (безработица, нищета, различные социальные заболевания, наиболее острые формы девиантного поведения, проблемы социализации человека, групп, общностей).

При характеристике сфер жизнедеятельности как элементов общества важно учитывать понимание человеческого общества и в широком, и в узком смысле.

Естественно, все сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны между собой, пронизывают, проникают друг в друга. Их вычленение в определенном смысле является условным, в то же время оправданным и полезным, поскольку позволяет более наглядно, рельефно представить их сущность и особенности. В этом плане социальная сфера является уникальной, именно она представляет собой сплав, органическое соединение, сочетание, единство социальных аспектов всех сфер общественной жизни. Именно поэтому в контексте темы нас интересуют в первую очередь сущность, содержание и особенности социальной сферы как важнейшего объекта социальной работы.

Причины актуализации состояния и развития социальной сферы в современных условиях весьма разнообразны. В их числе можно выделить факторы как глобального, фундаментального, так и частного, можно сказать страноведческого, характера.

Прежде всего это уровень развития человеческого общества в целом. В XX в. и начавшемся XXI в. именно положение в обществе человека, удовлетворение его насущных потребностей и интересов выступают на первый план. Причинами этого являются достигнутый уровень общественного производства, развитие производительных сил, культуры, самого человека.

В то же время именно этот достигнутый уровень развития общества поставил чрезвычайно остро, как никогда ранее, вопросы взаимоотношения природы и общества, сохранения и оздоровления природной среды обитания человека; проблемы народонаселения в связи с исчерпаемостью природных ресурсов планеты, перераспределения (более справедливого) материальных и других ресурсов между континентами, группами стран, севером и югом, проблемы здоровья человека и другие проблемы выживания, безопасности людей.

Данная ситуация в каждой отдельной стране обусловливается, с одной стороны, теми проблемами, которые стоят перед человечеством в целом, а с другой - ситуацией, сложившейся в той или иной стране.

Социальная сфера - исключительно важная область жизнедеятельности человеческого общества, в которой реализуется социальная политика государства путем распределения материальных и духовных благ, обеспечения прогресса всех сторон общественной жизни, улучшения положения человека труда. Социальная сфера охватывает систему социальных, социально-экономических, социально-этнических отношений, связи общества и личности. В нее включается также совокупность социальных факторов жизнедеятельности общественных, социальных и других групп и личностей, условий их развития. Социальная сфера охватывает все пространство жизни человека - от условий его труда и быта, здоровья и досуга до социально-классовых и социально-этнических отношений. Содержанием социальной сферы являются отношения между социальными и другими группами, индивидами по поводу их положения, места и роли в обществе, образа и уклада жизни.

Структура социальной сферы включает следующие компоненты: а) социальная деятельность; б) социальная структура общества;

в) социальная инфраструктура; г) социальные отношения в собственном или узком смысле.

Поясним кратко содержание каждого из указанных компонентов.

В целом деятельность - это способ существования и развития социальной действительности, проявление социальной активности, целенаправленное отражение и преобразование окружающего мира. Основные черты деятельности - сознательность (целеполагание), продуктивность, общественный характер. С учетом этой характеристики социальная деятельность ориентирована на социальную сферу в целом, на реализацию социальных аспектов всех других видов деятельности. Частным проявлением ее выступает социальная работа, направленная на оказание помощи, социальной поддержки, на социальную защиту людей, создание нормальных условий для их жизнедеятельности.

Социальная структура общества как компонент социальной сферы (но не только ее) представляет собой совокупность устойчивых и упорядоченных связей между объективно существующими общественными классами, социальными и другими группами, слоями и общностями людей. Стоит подчеркнуть, что социальная структура отражает дифференциацию общества на группы, в той или иной мере социально отличающиеся друг от друга. В связи с этим и сущностью социальной работы важно вычленение тех групп и слоев населения, которые занимают особое положение в социальной структуре в силу той ситуации (инвалидность, пожилой возраст, болезнь, малообеспеченность и т. д.), в которой они оказались, той ситуации, которая требует применения самых разнообразных технологий социальной работы с ними.

Социальная инфраструктура как компонент социальной сферы представляет собой материально-вещественные элементы, обеспечивающие условия жизнедеятельности человека в обществе - в производственной, политической и духовной областях, в семье, быту. Это совокупность таких отраслей, как наука, образование, здравоохранение, торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, связь и т. д.

Социальные отношения в собственном смысле как компонент социальной сферы - это складывающиеся объективно отношения между людьми по поводу общественного положения, образа жизни людей, их групп и слоев, их равенства (социального) и неравенства в обществе, реализации принципов социальной справедливости, степени удовлетворения материальных, духовных и других потребностей людей, условий существования и развития личности, группы, класса. В конечном счете суть этого компонента социальной сферы можно конкретизировать как возможность (для каждого человека, группы, слоя) доступа к ценностям, благам и услугам, гарантии и права личности, условия труда человека, быта, досуга, здоровья, возможность определения выбора профессии и места жительства, участия в управлении, социального и профессионального продвижения и перемещения (мобильность).

Состояние и развитие социальной сферы на современном этапе человеческого общества связаны с процессом глобализации. Глобализация в нынешнем ее состоянии, с одной стороны, способствует развитию социальной сферы, а с другой - тормозит, препятствует ее развитию и функционированию, особенно в отдельных анклавах, представленных слаборазвитыми, развивающимися странами. Достаточно сказать, что в силу неэквивалентного обмена, «ножниц» цен и других причин соотношение разницы в доходах на душу населения в индустриальных и развивающихся странах составляет более 10. Три с лишним миллиарда человек живут ниже официально определенного ООН порога нищеты, имея ежедневный бюджет менее 2 долл. Жители России, к примеру, ныне в 40 раз беднее американцев. Порог нищеты в стране составляет 38 долл, в месяц, а в США - 1500.

Такое положение, естественно, бесконечно продолжаться не может. Именно стремление сохранить нынешнее положение в развитых странах за счет большинства населения мира и обусловливает неуемную агрессивность США и их союзников. События же сентября 2001 г. в США показывают, что примирения на существующей ныне экономической и социальной основе богатых и бедных стран не будет.

Вызывает тревогу состояние социальной сферы в современных условиях России. Состояние социальной сферы, жизненный уровень населения страны зависят от многих факторов, но прежде всего от степени развития экономики страны. А она в настоящее время социально (в интересах большинства населения) не сориентирована. Социальная сфера не имеет под собой должной экономической базы. Валовой внутренний продукт за 90-е гг. XX в. сократился почти вдвое. По объему годового производства ВВП в 1987 г. Россия занимала 5-е место среди ведущих стран (после США, Японии, Китая и Германии), в конце 90-х гг. - только 13-е место.

Резко снизилось потребление продуктов питания на душу населения. Подорвана продовольственная безопасность страны. По разным источникам, импорт продовольственных товаров составляет почти 40-50% (а в крупных городах еще выше) потребляемого продовольствия.

По разработанному экспертами ООН индексу, учитывающему не только уровень валового национального продукта на душу населения, но и продолжительность жизни, ее качество, уровень медицинского обслуживания и образования населения, Россия в середине 90-х гг. XX в. занимала в мировом сообществе 37-е место

(ниже Барбадоса, Уругвая, Тринидада и Тобаго, Багамских островов), а некоторые бывшие советские республики располагаются еще ниже. В начале XXI в. ситуация, к сожалению, коренным образом не изменилась.

Нынешнее российское государство не заботится о социальной инфраструктуре как важнейшей составяющей социальной сферы. Особенно это касается села. Не выделяются средства на строительство новых коммуникаций и зданий, на ремонт старых, закрываются школы и отделения связи в сельских районах, что противоречит закону (для этого необходимо согласие большинства жителей). Во многих селах закрыты магазины, людям негде покупать самое необходимое. Порой нет возможности вызвать «скорую помощь» из-за отсутствия телефонной связи (нет денег на ремонт). Фактически многие села и поселки вымирают.

На Севере, в отдаленных районах тысячи поселков и деревень остаются зимой без электричества, газа, медицинского обслуживания, автобусного сообщения.

По сравнению с бюджетом РСФСР в России в 1990-е гг. вкладывалось средств меньше: в медицину и физическую культуру - в 3,2 раза; в образование - в 3,5; культуру и искусство - в 4,1; в науку - в 6,2, в оборону - в 5,5 раза. Ситуация в корне не изменилась и в первом десятилетии XXI в.

  • покупательная способность национальной валюты (рубля). За 1975-1985 гг. инфляция составила 30%, за 1989-1999 гг. более 1 000 000% (абсолютный рекорд для мирного времени);
  • доступные цены на важнейшие товары и услуги: общественный транспорт в городе - 5 коп. (ныне 5-8 руб. и более); разговор из уличного таксофона - 2 коп. (сейчас 4 руб.); приличный обед в кафе - 1 руб. (ныне 50-70 руб.); баня - 20 коп. (50 руб.). По важнейшим товарам и услугам рост за последние 10 лет составил 20-50 раз;
  • элементарная социальная справедливость и стабильность. Максимальный разрыв в оплате труда составлял 5 раз (ныне - десятки и сотни раз);
  • социальные гарантии: покупательная способность зарплат, пенсий, пособий, стипендий (ныне она составляет, по официальным данным, 5-10%, фактически в 2-3 раза больше); защита детства и материнства; бесплатное жилье, возможность каждому лечиться и отды-хать, получать образование;
  • уверенность в завтрашнем дне: защита от безработицы, от произвола работодателя, безопасность на улице, дома, на транспорте, в лесу и т. д.; от банковских и других «пирамид» и т. д.; от социально опасных болезней . Названные показатели ухудшились и ухудшаются в связи с постигшими Россию летом 2010 г. природными катастрофами - пожарами. Кардинальное изменение положения, сложившегося в стране, зависит от многих факторов. Прежде всего необходимы меры по преодолению системного кризиса, развитию реальной экономики, изменению социальной политики в интересах большинства населения. На рубеже XX-XXI вв. особого внимания заслуживает вопрос о создании единого социального пространства в рамках СНГ, что могло бы в значительной мере способствовать развитию социальной сферы народов всех стран бывшего Советского Союза, упрочению социальной безопасности граждан стран СНГ. Создание единого социального пространства предполагает принятие ряда конкретных мер в социальной сфере. К этим мерам относятся: урегулирование проблем занятости работников на территории государств - членов Содружества; определение обоснованных пропорций между минимальной пенсией и заработной платой; определение основных параметров социального обеспечения; обеспечение гарантий компенсационных выплат наименее социально защищенным категориям населения, включая выплаты пенсий, заработанных гражданами одной страны СНГ в других странах Содружества; принятие согласованных мер по обеспечению адресной социальной помощи, пособий для малообеспеченных, источников их финансирования и благотворительности; выработка единого подхода к установлению на всей территории СНГ льгот и гарантий для инвалидов ВОВ, «афганцев» и т. п.; обеспечение социальных прав и гарантий военнослужащим (как находящимся на военной службе, так и закончившим ее) на всей территории бывшего Союза; координация и сближение систем национального хозяйственного и уголовного законодательства стран СНГ, унификация правовых норм и стандартов, что будет способствовать повышению эффективности борьбы за законность и правопорядок, обузданию преступности; ведение в действие единых норм и стандартов по защите окружающей среды, согласованных требований в сфере экологии (правовая помощь по гражданским и семейным правам, решение на паритетных началах правовых вопросов, затрагивающих интересы граждан различных государств бывшего СССР, решение проблем беженцев и др.) .

Реализация указанных мер, а также реализуемые правительством национальные проекты (по жилью, сельскому хозяйству, образованию и здравоохранению) могут позволить, будем надеяться, значительно улучшить состояние социальной сферы страны.

Единый объект социальной работы - социальную сферу - можно конкретизировать, выделяя его составные части. Это важно для понимания того, как, каким образом можно на них воздействовать, т. е. применять различные технологии.

Составные компоненты социальной сферы весьма разнообразны. Среди них важнейшими являются:

  • сфера производства, производственной и социальной инфраструктуры. Эта сфера включает среду, обстановку, процесс создания материальных и других благ; комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственное производство, а также население; материальновещественные элементы, обеспечивающие условия жизнедеятельности в обществе - в производственной, политической и духовной сферах, в семье и быту;
  • городские и сельские, а также промежуточные формы расселения. С точки зрения социальной политики и социальной работы в этой сфере жизнедеятельности людей важно учитывать размеры поселений, концентрацию в них населения, уровень развития производительных сил, виды производства (промышленное, сельскохозяйственное и др.), насыщенность объектами культурно-бытового назначения, благоустройство, развитие транспорта, средств связи и т. д.;
  • сфера здравоохранения - система государственных, частных и смешанных предприятий и учреждений, осуществляющих мероприятия по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продлению жизни человека;
  • сфера образования, включающая все виды и формы обучения, подготовки и переподготовки кадров - начиная с детских садов и кончая высшими учебными заведениями, а также соответствующую инфраструктуру;
  • сфера науки - область жизнедеятельности, осуществляемая научно-исследовательскими институтами и лабораториями, научными центрами, конструкторскими бюро и другими учреждениями, коллективами и отдельными учеными и направленная на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о явлениях и процессах, протекающих в природе и обществе;
  • сфера культуры - включает предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, произведения искусства и т. д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей);
  • культурно-досуговая сфера - часть нерабочего времени, используемая для отдыха и развлечения (посещение учреждений культуры и массовых зрелищ, игры, танцы, чтение и т. д.), творческой и любительской деятельности, занятий физкультурой и спортом, а также вся инфраструктура организации отдыха и развлечений, творческой и любительской деятельности;
  • силовые структуры общества - включают армию, военный флот, пограничные части, милицию (полицию), ОМОН и другие силовые подразделения, осуществляющие защиту государства от внешних враждебных сил и оппозиции внутри страны. Сюда же включается, естественно, вся инфраструктура силовых подразделений, призванная обеспечить выполнение соответствующих функций силовых структур;
  • пенитенциарная система - исправительно-трудовые учреждения, в которых отбывают наказание люди, совершившие правонарушение или преступление, а также деятельность по осуществлению наказаний и исправлению (позитивной социализации) наказуемых;
  • социально-этническая среда - в широком смысле это общественно-политическая система в целом, в которой функционирует (действует, развивается) социально-этническая общность: общественное разделение труда, способ (способы) производства, совокупность общественных отношений и институтов, общественное сознание, культура данного общества (сообщества). В узком смысле социальноэтническая среда означает непосредственное окружение социально-этнической общности, группы, слоя, отдельных их представителей (семья, семейно-бытовые отношения, трудовые и поселенческие коллективы, разнообразные группы людей социального и социально-этнического характера);

сфера бытового обслуживания населения - часть сферы обслуживания, оказание непроизводственных и производственных услуг (ремонт жилья, химчистка вещей, пошив и ремонт одежды, обуви, автотехобслуживание, прокат, услуги бань, парикмахерских, прачечных, фотоателье, ремонт бытовой техники и т. д.) соответствующими учреждениями и предприятиями.

В каждой из этих сфер как объектов социальной работы с учетом их специфики решаются вопросы по созданию нормальных условий для труда и отдыха, оказания медицинской и другой помощи, поддержки, социальной защиты работающих в этих сферах людей, а также всех групп, слоев населения, прямо или косвенно связанных с этими сферами. В конечном счете речь идет о создании путем осуществления социальных мероприятий оптимальных условий для жизнедеятельности, позитивной социализации людей, их различных групп и слоев.

Таким образом, из представленной выше характеристики социальной сферы можно сделать обоснованный вывод о том, что она действительно является тем пространством, причем социальным, в котором осуществляется социальная работа во всех ее аспектах и направлениях. При этом социальное пространство интерпретируется и в широком, и в узком смысле. В широком смысле - это социально освоенная часть природного богатства как среды обитания людей, пространственно-территориальный аспект жизнедеятельности общества и предметного мира человека, характеристика социальной структуры общества с точки зрения «расположения» социальных групп и слоев, условий и возможностей для их развития. Элементами социального пространства выступают непосредственно окружающая природа, гражданское общество, государство, регионы, национальные и другие социально-этнические субъекты управления, трудовые и бытовые ассоциации. К социальному пространству можно отнести все, что непосредственно обеспечивает защиту социальных интересов человека, реализацию социальных потребностей граждан, мотивирует или блокирует раскрытие сущностных сил человека, социума. Поэтому очень важно сохранить природное пространство, обеспечивающее необходимое воспроизводство человечества.

В узком смысле социальное пространство означает сущностную характеристику условий и возможностей социального развития индивидов, групп, организаций, определяемую их местом в системе производственных отношений и производными факторами (образование, свободное время и т. д.).

Естественно, что эти две составные части социального пространства органически связаны между собой. Их содержание предопределяется уровнем развития человеческого общества в целом, этапом, на котором оно находится, состоянием конкретного общества в той или иной стране. Такое понимание социального пространства, определяемое содержанием социальной сферы, обусловливает интерпретацию социальной работы в широком и узком смысле, возможность и необходимость применяемых технологий для решения социальных проблем людей.

Рассматривая социальную сферу как объект социальной работы, мы имеем в виду ее понимание в широком плане. Исходя из этого в условиях глобализации важное место должен занимать не только анализ социальной защиты, поддержки и помощи населения применительно к отдельным группам (особенно к социально уязвимым), но прежде всего внедрение технологий социальной работы в различные сферы жизнедеятельности людей (сферы производства, здравоохранения, образования, культуры, городские и сельские формы расселения и т. д.).

Глобализация - это объективный процесс интернационализации, связанный с возникновением и необходимостью (хотим мы этого или нет) решения глобальных проблем современности (обеспечение прочного мира, недопущение термоядерной войны, сохранение природной среды, гарантированное обеспечение жителей Земли продовольствием, энергетическими ресурсами и т. д.), т. е. проблем, связанных с социальной защитой людей в глобализованном масштабе.

Таким образом, в теории социальной работы акцент делается не только на закономерности внутреннего характера (в рамках национально-государственных образований), о которых преимущественно речь идет в учебных пособиях, но и на закономерности, выходящие за рамки отдельных стран и народов. К их числу, в частности, можно отнести согласованность действий международных и региональных организаций, отдельных государств и народов (больших и малых) и их групп, соблюдение интересов каждого из них в положительном разрешении глобальных проблем, указанных выше, не за счет других, а в интересах всех. Тем самым в условиях глобализации объективно расширяются как объекты, так и субъекты социальной работы, они выходят за рамки национально-государственных образований.

Представляется, что в будущем (уже сейчас формируется такая тенденция, особенно в «социальных» государствах) все большее внимание будет уделяться реализации социальной работы, понимаемой в широком смысле - как деятельность по предупреждению, недопущению (хотя бы массовых) «социальных болезней» (безработица, наркомания, другие формы девиантного поведения), по социальной защите всех людей путем обеспечения энергетическими, продовольственными ресурсами и т. д. Таким образом, социальная работа должна носить в большей степени опережающий, упреждающий, профилактический характер.

В связи с этим все большее внимание должно уделяться не только клиентам (индивиды, группы, слои), но и нормальному развитию тех или иных сфер общественной жизни как объектам социальной работы.

Однако соотношение этих двух сторон единого процесса - социальной работы в широком и узком смысле - будет зависеть от состояния мира на Земле, от нормализации, гуманизации отношений между странами и народами, преобладания тех или иных (положительных или отрицательных) элементов в процессе глобализации.

Что касается России, то теория и практика социальной работы в значительной мере будут развиваться или, наоборот, тормозиться в зависимости от общественно-политических и социально-экономических изменений в обществе.

Теория социальной работы в нашей стране будет обогащаться за счет развития научной, учебной и практической деятельности не только в России, но и за счет теоретических и практических достижений в области социальной работы за рубежом.

В условиях преобладания положительных сторон глобализации социальная работа приобретет более четкий социальный, гуманистический характер.

Вероятно, со временем междисциплинарный характер социальной работы потеряет свою значимость в связи с более четким определением своих объектов и предметов. В то же время не исключается процесс обогащения теории социальной работы на базе развития близких ей научных и учебных дисциплин.

Социальная работа как наука и учебный процесс может занять одно из центральных мест в системе социальных дисциплин и социального образования.

  • См.: Краткий словарь современных понятий и терминов. 2-е изд. - М.: Республика, 1995. С. 285.
  • См.: Социальная работа: теория и практика. Учеб, пособие. - М.: ИНФРА-М,2001. С. 14-15; Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы:Учеб, пособие. - М.: Дашков и К, 2003-2010 и др.
  • Можно согласиться с утверждением Г.И. Осадчей о том, что мерой развитостисоциальной сферы могут быть следующие социальные индикаторы: величинапрожиточного минимума; доля населения, находящаяся за порогом бедности;величина поляризации доходов (децильный коэффициент); число получающихобразование; перечень медицинских услуг, доступный всему населению; долябезработных в общей численности трудоспособного населения; средняя продолжительность жизни; детская смертность; рождаемость. (Осадчая Г.И. Социальная сфера общества: теория и методология социологического анализа. - М.,1996. С. 22).
  • См.: Москвин Л.Б. Роль социальной сферы в развитии СНГ // Социально-политический журнал. 1994. № 11-12. С. 12-13.

Социальная сфера – процесс функционирования человека и общества или социальное событие.

СП выступает инструментом управления социальной сферы, это инструмент регулирования социальных отношений с тем, чтобы политика приносила благо и личности, и обществу.

СП трактуют в 2 смыслах:

В широком смысле под СП понимают деятельность государства по созданию условий для реализации потребностей человека и обеспечения стабильности в системе. → в таком формате под СП имеют в виду совокупность мер по обеспечению жизнедеятельности населения.

В узком, собственном смысле под СП подразумевают инструментарий, который обеспечивает перераспределение ресурсов и благ между индивидами и социальными группами с тем, чтобы достичь компромисса в обществе, снизить противоречивость в системе.

Противоречия в социальной системе возникают, т.к. каждый социальный субъект (индивид, группа, общность) занимают в социальной системе определенное место, всегда отличное в большей или меньшей степени от положения других субъектов.

Интерес субъектов любого уровня, будь то индивид или социальная общность, всегда заключается в том, чтобы улучшить сове положение в системе или сохранить его. Социальный интерес, обусловленный положением субъекта в системе, выступает мощной побудительной силой для действия людей.

Место субъекта в системе фиксируется понятием социальная структура – совокупность групп и социальных институтов, а также систему взаимодействия между ними.

Соц. группа – совокупность людей, которая образована по социально значимым критериям: пол, возраст, национальность, профессия, место жительства, доход, власть, образование. Индивиды, входящие в соц. Группу занимают примерно одинаковое положение и выполняют одну и ту же роль в обществе. Социальные группы: общественные классы, социальные слои, общности, которые различаются по образу жизни, социальным нормам, потребностям, ценностям, интересам.

Социальные институты – исторически сложившиеся, устойчивые формы организации жизнедеятельности людей, регулирующиеся существующими в обществе нормами, традициями, обычаями. Функционирование институтов связано с удовлетворением определенных потребностей. Социальные институты: семья, школа, трудовой коллектив, и.т.д. Каждый из них вносит свои вклад в жизнедеятельность общества, выполняет свои специфические функции. Таким образом, институты упорядочивают жизнедеятельность людей. Соц. Институты образуют институциональный срез соц. сферы, а группы – социально-групповой.

Социальная структура обеспечивает упорядоченность в обществе, создает иерархию, она придает системе стабильность и накапливает происходящие в обществе изменения, связанные с различием положений субъектов. → соц. Структура еще и фиксирует существование соц. Различий, социально – демографического различия. Они связаны с:

1) различиями по возрасту и образуют половозрастную структуру;

2) этнические различия, на основе которых формируется национальная структура общества;

3) Территориально-поселенческие различия связаны с местом проживания людей.

Основа для формирования территориально-поселенчиской структуры;

4) профессия и уровень квалификации: профессионально-квалификационная структура;

5) Социально-класовая структура;

Совокупность всех этих видов различий определяет социальную структуру в широком смысле, когда фиксируются все различия.

В узком (опять в узком???) смысле под соц. Структурой имеют в виду только классовую структуру, как совокупность всех общественных классов.

Деление людей на общественные классы определяет все остальные различия в обществе. Это базовый критерий.

Соц. Структура отражает то социальное положение дел, которое занимает субъект в обществе. И это положение называется статусом. Статус определяет совокупность прав и обязанностей.

В отечественной науке социальная структура исследовалась в рамках идеи экономического детерминизма. Эта идея лежит в основе т.н. классового подхода, в соответствии с которым общественное развитие представляет собой смену различных формаций, каждая из которых соответствуют свои классы, своя социальная структура.

Значимость идеи экономического детерминизма, как способа анализа, состоит в том,что это эффективное средство анализа социальной сферы. Классовый подход позволяет на больших исторических интервалах выявлять основные социальные силы,которые действовали там в соответствии со своими интересами, мотивами.

Это очень важный аргумент классового подхода, как аналитического средства. →Западная наука до сегодняшнего дня в своем аналитическом арсенале в качестве обязательного используют экономический подход, хотя эта идея составляет базу марксизма.

Проблема в том, что отечественная социальная наука в силу идиализированности режима сделала классовый подход единственным инструментом исследования СП, создав монополию, которая ведет к деформации. СП советского государства лишилась своего научного обеспечения. Предоставляемая информация не была адекватной сложившейся ситуации, они скрывали социальные противоречия и проблемы. Обеспечивая реализацию главной идеологической идеи м-ма???, представленной в виде т.н. «трехчленной модели социальной структуры»: рабочий класс + колхозники и крестьянство+социальная интеллигенция. Развитие этой модели в соответствии с м-мом, должно идти чеерз стирание социальных различий к достижению полной социальной однородности. Эта идеологическая заданность и дискредитировала идею экономического детерминизма и сам классовый подход как инструмент исследования.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 2 Социальная сфера, как объект социальной политики:

  1. Социальная инфраструктура общества как объект социальной политики.
  2. Вопрос 104. Соц. сфера жизни общества как объект государственного регулирования. Социальная направленность модели развития РБ
  3. Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельно­сти.
  4. 38. Федеральные целевые социальные программы как механизм социальной политики в отношении пожилых людей и людей с ограниченными возможностями (ФЦП «Старшее поколение», ФЦП «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы)