Что влияет на культуру. Тульский государственный университет

У Юнга сознательное и бессознательное дополняют друг друга. Оба они являются источниками культуры.

Для Юнга бессознательная основа человеческой личности, хотя и имеет архаическое происхождение, все же может жить в мире с культурой. Он считал, что проявления бессознательного можно сделать относительно безопасными и даже поставить их на службу культуре.

Для этого нужно не игнорировать бессознательные силы, а найти для них адекватное культурно-символическое выражение. Ведь именно бессознательное дает нам ощущение полноты жизни, в архетипах берет начало творчество и вдохновение.

(См: Грушевицкая Т.Г. Культурология./Электронная библиотека. – с. 26)

Юнг исходит из следующих представлений о соотношении человека и культуры.

Для него основа души (бессознательное), хотя и имеет архаическое происхождение, но все же может жить в мире с культу­рой. Конечно, нельзя укротить«демонов души», но их можно приру­чить, сделать их проявление относительно безопасным и даже по­ставить их на службу культуре.

Человек призван не игнорировать бессознательные силы, а найти для них адекватное культурно-символическое выражение. Ведь бессознательное - это «податель всего», подлинный источник жизненных сил, без которых нет ощущения красочности жизни, пол­ноты жизни. Именно архетипы дарят человеку вдохновение и явля­ются источником творческой энергии.

Вместе с тем, символическое выражение бессознательного необходимо для того, чтобы оградить человека от опасностей непосредственной встречи с «демонами ду­ши» (например, от переживания всемогущества и притягательного ужаса смерти («священное») или от беспомощности перед темной стороной собственного Я, т. е. перед собственной «тенью».

Использование культурных символов позволяет контролировать «психических де­монов», противопоставив темной силе одного светлое могущество другого. Особая роль здесь принадлежит религии. Например, веру­ющий, обуреваемый греховным желанием («искушаемый бесами»), может помолиться и призвать на помощь Бога.

По Юнгу, и «Бог» и «бесы» есть психические силы (архетипы) самого человека, симво­лически выраженные в соответствующих культурных образах. Но от своего собственного имени человеку было бы очень трудно (а мо­жет быть и вовсе невозможно) справиться с ситуацией.

Таким образом, культура , по Юнгу, призвана вести не борь­бу, а диалог с бессознательным , стремясь обеспечить целостность человеческой души.

Однако этот диалог постепенно утрачивается с развитием цивилизации и тотальной рационализацией жизни. Жизнь рационализируется, но человек не становится более рацио­нальным по своему психическому устройству. Рушится прежний символический мир, и вместе с ним уходит в прошлое культурное выражение и осуществление архетипов; наступает «ужасающая символическая нищета», в которой жизнь человека обесцвечивает­ся и обессмысливается. Крушение символов означает также утра­ту символического управление могучими «демонами души», оста­ющимися теперь без присмотра . «Современный человек не пони­мает, насколько его «рационализм» (расстроивший его способность отвечать божественным символам и идеям) отдал его на милость психической «преисподней». «Демоны» вырываются из-под кон­троля слабеющей культуры, и XX век становится веком неслыхан­ных психических эпидемий, распространяющихся под маскирую­щей их подлинную природу идеологической окраской.

Стремясь спастись от царствующей ныне ужасающей сим­волической нищеты, человек обращает свой взор к восточным ре­лигиям, однако они соответствуют иной культуре и не способны в полной мере выразить архетипы, таящиеся в психике западного человека.

Поэтому европейская культура должны измениться, чтобы восстановить утраченное единство человеческой души, что, однако, вовсе не означает погружение в бессознательное и полное подчинение его архаическим мотивам. «Задача... человека, - де­лает вывод Юнг, - состоит в том, чтобы проникнуть в бессозна­тельное и сделать его достоянием сознания, ни в коем случае не ос­таваясь в нем, не отождествляя себя с ним. И то и другое неверно.

Юнг произвел подлинный переворот в культурологии. Он раскрыл органическую связь культуры и человеческого бессозна­тельного: история культуры и ее символического мира предстала как осуществление бессознательных основ души. И в то же время многое осталось за пределами юнговской концепции. Юнг и не пре­тендовал на создание «единственно верного учения» о человеке, но без его идей просто невозможно представить себе современную культурологию.

Жизнедеятельность общества - многосферна (труд, политика, экономика, этика, эстетика, право, семья, религия и др.) Каждой из сфер жизни общества соответствует определенный достигнутый им уровень культуры как качественной характеристики его жизнедеятельности. Культура играет важную роль в жизни человека и общества, которая состоит, прежде всего, в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Именно культура делает человека личностью. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т.е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью - приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т.д. Все это достигается в процессе воспитания и образования.

Культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Но сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию. В ходе социализации ценности,

идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т.д., выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

Культура, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаются, прежде всего, по этому признаку. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их действия, и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.

Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают собственными знаковыми системами. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Таким образом, система культуры не только сложна и многообразна, но и весьма подвижна. Она является живым процессом, живой судьбой народов, постоянно движется, развивается, видоизменяется. Культура - непреложная составляющая часть жизнедеятельности как общества в целом, так и его тесно взаимосвязанных субъектов: личностей, социальных общностей, социальных институтов.

Список литературы

  1. Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. - М., 1998.
  2. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. - М., 1993.
  3. Маркова А.Н. Культурология.-М., 1995.
  4. Ревская Н.Е. Культурология. Конспект лекций. - М., 2001.
  5. Соколов Э.В. Культурология. - М.: Интерпракс, 1994.

Введение

2. Этно-культурный компонент

7. Гены – носители информации

Заключение

Социальное развитие человечества хорошо изучено, и его закономерности сформулированы историческим материализмом. Спонтанное развитие социальных форм через общественно-экономические формации присущи только человеку, находящемуся в коллективе, и никак не связано с его биологической структурой. Вне этноса нет ни одного человека на Земле. Этническая принадлежность в сознании человека – явление всеобщее.

Нормы и ценности отдельных групп или микрокультур называются этническими моделями, которые воздействуют на многие сферы жизни, включая сферу воспитания, в том числе творческого.

Определение этнической принадлежности – это процесс отождествления себя и других людей с помощью этнических ярлыков. Например, субъективные атрибуты отражают этническую самоидентификацию человека. Объективное определение этнической принадлежности основывается на социокультурных критериях.

Цель, стоящая перед нами в данной работе, - рассмотреть этно-культурный компонент – как возможность реализации творческих способностей ребенка в музыкальном воспитании.

Задачи работы – изучить проблему влияния общественной среды на человека; рассмотреть, что представляет собой этно-культурный компонент и как он влияет на развитие творческих способностей ребенка.

1. Проблема влияния на человека общественной культуры

Одним из первых исследователей, обративших внимание на влияние культуры и подчеркнувших ее значение, был Б. Саймон в 1958 году. Б.Саймон особенно резко подчеркнул, что оценки испытуемых, которые получает исследователь, прежде всего отражают не их подлинные возможности, а те социальные условия, в которых они родились и выросли. В качестве примера приводится ряд вербальных тестов с использованием слов, значение которых должен знать ребенок, чтобы хорошо ответить на вопросы теста. Используемые в тестах слова лучше известны одним детям, хуже другим, а иным они совсем на известны. Таким образом, дети, которые не имели возможности много читать или развивать разговорную речь, оказывались в невыгодном положении.

Исследование Б. Саймона относится только к английским детям, то есть детям, воспитывавшимся в одной национальной культуре, несмотря на все ее разнообразие. Естественно, что эти свойства тестов становятся ярче, когда объектами диагностики становятся представители различных этнических групп, разных национальных культур, а также лица иной общественной среды. В последние годы расширяются диагностические исследования, охватывающие детей и взрослых, которые воспитывались и формировались в условиях, отличающихся от тех, которые в целом называют европейской культурой, например, представителей некоторых африканских этнических групп.

На формирование индивидуально-психологических различий между людьми влияют социально-экономические и культурные факторы. Не исключается также роль наследственности. Выявленные особенности людей рассматриваются как продукт совместного действия среды и наследственности.

Теперь рассмотрим более подробно то, как общественная культура влияет на человека и его развитие.

Надо сказать, что в культуру входят как абстрактные, так и материальные элементы. Рассмотрим их различия. Под абстрактными элементами понимаются ценности, убеждения, идеи, типы индивидуальности, религиозные представления. Под материальными компонентами подразумеваются книги, компьютеры, инструменты, здания и т.п.

Культура дает человеку осознание себя как личности и уяснение приемлемых моделей поведения. Важнейшими мировоззренческими и поведенческими аспектами, формирующимися под воздействием культуры, являются:

Осознание себя и мира;

Общение и язык;

Одежда и внешность;

Культура питания;

Представления о времени;

Взаимоотношения;

Ценности и нормы;

Вера и убеждения;

Мыслительные процессы и обучение;

Привычки в работе.

Ценности – это объединяющие индивидуумов убеждения или социальные нормы. Нормы – это правила поведения, выработанные группой на основе согласия всех ее участников.

Культура передается из поколения в поколение, прежде всего такими общественными институтами, как семья, школа, религия. Предшествующий опыт и общение со сверстниками также являются источниками культурных ценностей. Итак, три института – семья, религия и школа – вносят огромный вклад в передачу и усвоение традиционных ценностей и готовят почву для гармоничного восприятия новых реалий.

2. Этно-культурный компонент

Люди составляют отдельную этническую группу в зависимости от того, насколько общими для членов этнической группы являются особенности мировосприятия и миропознания, отличные от взглядов других этнических групп. Аналогично тому, как поведение человека обусловлено культурой, социальной средой, оно определяется также и ощущением собственной этнической принадлежности.

В понятии этно-культурный компонент различают такие культуры, как, например, культура коренных жителей какой-либо страны; культура национальных групп; культура религиозно-этнических групп. А также существуют поликультурные общества, такие как США, Россия и Сингапур, где ценятся высоко культурное разнообразие и равенство.

Микрокультуры формируются вокруг национальности, религии, географического местоположения. Вклад одних этнических групп в культурное разнообразие какой-либо страны больше, чем других, но те переменные, которые важны для достижения успеха, как правило, одинаковы для всех независимо от национальности.

Огромно влияние этно-культурного компонента на развитие творческих способностей людей. Для каждой этнической группы характерны свои культурные особенности и творческие достижения в искусстве, литературе, музыке.

Так как целью данной работы является рассмотрение этно-культурного компонента как возможность реализации творческих способностей в музыкальном воспитании ребенка, то следует рассмотреть взаимосвязь этно-культурного компонента и психологии творческого воспитания ребенка.

3. Творческие способности детей

Иногда творческие способности детей граничат с гениальностью, особенно если они дают возможность опередить свое время и постигнуть новые области познания и опыта.

Если встать на точку зрения, имеющую ярко выраженную социальную окраску, и согласиться с тем, что талант – не счастливый дар, данный от природы, а результат особых оптимальных условий обучения, трудолюбия и любознательности, то утверждение, что отдельный индивидуум, не получивший образования, не может считаться талантливым, далеко не соответствует действительности. Уже давно и неоднократно доказано, что даже в самом демократическом обществе люди не рождаются с одинаковыми способностями.

Главный вопрос, который нас интересует в данной работе – это вопрос о том, может ли окружающая среда оказывать серьезное влияние на развитие творческих способностей ребенка? Сегодня в психологии ведутся споры по этому поводу. Многие ученые считают, что окружение и внешняя среда имеют важное значение только для раскрытия и применения природного дарования.

Другие, наоборот, убеждены, что каждый ребенок находится под воздействием своего окружения и, соответственно, является продуктом своей среды. Следовательно, творческие способности формируются под влиянием психодинамических воздействий, то есть под влиянием среды, которая может быть доброжелательной или враждебной к нему.

Следует сказать, что практическая реализация наших врожденных задатков повышает функциональные возможности организма, а благотворное влияние окружающей среды делает этот процесс более продуктивным.

Развитие врожденных способностей возможно только при наличии среды, способствующей их развитию, а среда помогает развитию способностей только при наличии хорошей наследственной основы. Если нет такой основы, то бессильна и среда. Если же среда не окажет своего благотворного воздействия, то самые лучшие задатки могут оказаться невостребованными.

При взаимодействии хорошего наследственного материала и благоприятного влияния окружающей среды создаются оптимальные условия для развития творческих способностей.

Что касается влияния этно-культурного компонента на развитие творческих способностей детей, то многочисленные исследования показали, что в отношении развития и таланта все люди разных этнических групп равны.

Приведем пример такого равенства. Юная скрипачка выходит на авансцену. За ее спиной – один из знаменитейших симфонических оркестров в мире. В свои 12 лет она уже пользуется заслуженным авторитетом среди музыкантов и критиков, которые высоко ценят ее исполнительское мастерство. Когда знаменитый американский дирижер впервые услышал игру юного дарования, она так поразила его, что он пригласил девочку солировать в концерте Нью-Йоркского филармонического оркестра. Своим исполнением Концерта №1 Паганини она привела слушателей в восторг. Имя этой скрипачки – Сара Чанг, она родилась в Америке в семье корейских эмигрантов. Публика, узнав об азиатско-американском происхождении Сары Чанг, была сильно удивлена. Так как многими учеными-психологами доказывалось, что уровень интеллекта и творческих способностей ниже, чем у белых.

Еще раз скажем о том, что люди испытывают слабое или, наоборот, серьезное влияние этнических моделей микрокультуры, в которой они были воспитаны. Каждый человек в разной степени подвержен этим влияниям. Кроме того, индивид может принадлежать одновременно к нескольким этническим группам, уровень воздействия которых неодинаков.

4. Музыкальное воспитание детей

Ни в одной области творческой деятельности природа не одарила человека так щедро талантами, как в музыке, что объясняется свойствами самой музыки, передающей самые глубинные эмоциональные состояния человека. Способность превращать ноты в ритмически организованные звуки свойственна многим из нас. Иначе не было бы столько прекрасных оркестров и инструментальных ансамблей, не было бы ярких солистов-музыкантов, играющих на различных инструментах.

Вследствие сложности музыкального искусства способности музыкально одаренных детей начинают развиваться и проявляться под руководством опытных педагогов. Первыми учителями обычно бывают родители.

Что же является главным в музыкальном воспитании ребенка и развитии его творческих способностей в этой области. Приведем некоторые примеры в музыкальном развитии знаменитых музыкантов разных эпох и влияния на их способности среды и этно-культурного компонента.

Надо сказать, что предками многих одаренных музыкантов были крестьяне, ремесленники, мелкие кустари, что было характерно для тех времен.

Будучи сыном французского эмигранта, Ф. Шопен очень любил Польшу и считал ее своей родиной. В детстве он особенно интересовался историей борьбы Польши за независимость. Свободолюбивое настроение польского народа Шопен пытался выразить в музыке.

Ф. Мендельсон родился в Берлине в семье еврейского банкира. Его отец, приняв христианство, «обеспечил себе доступ к европейской культуре». Ф. Мендельсон начал учиться музыке в 7 лет, музыка была страстным увлечением мальчика.

Музыкально одаренные дети должны в течение всей своей жизни подтверждать свои способности, демонстрируя умение чувствовать и понимать исполняемое произведение.

Нельзя сказать. Что реализация творческих способностей в музыке есть нечто непознаваемое. Творческий процесс в музыке реализуется сложными извилистыми путями. Процесс воспитания юных музыкантов настолько различен у разных педагогов, в нем велика роль превходящих вещей.

Музыка, как принято было говорить, искусство времени. Данное выражение подразумевает тот факт, что при исполнении и восприятии музыки ее интерпритатор, равно как и слушатель, переживает процесс возведения музыкального произведения. В последнее время проблемы творческого воспитания личности в науке все активнее выдвигаются на авансцену психологии. Процесс музыкального воспитания – область исключительно сложная и многогранная. Однако именно в музыковедении воспитание отличается особой остротой.

Однако о каких бы аспектах музыкального воспитания не заходила речь, основным является главное условие: любая, даже самая частная и узкая проблема должна решаться, исходя из возможно более полной реализации творческого процесса данного преподавателя.

5. Реализация музыкальных способностей в различных культурах

Историческая несомненность существования не единой и общей для всех наций и народов, классов и социальных групп культуры, а множества своеобразных культур с их субкультурами лишает какого бы то ни было научного значения положения о том, что представители разнообразных культур якобы имеют равные возможности, когда они реализуют свои способности в творчестве. Понадобилось немало экономических, идеологических и политических потрясений, чтобы роль национальных культур стала осознаваться и учитываться. Особенности культуры проникают не только в психологическое содержание методик творческого воспитания, культура сказывается и на самой процедуре реализации творческого потенциала человека.

Ценности и нормы этнической микрокультуры находятся в противоречии с ценностями макрокультуры.

Рассмотрим особенности национальной культуры Франции. Так как нас в рамках данной работы интересует музыкальная культура, то будем исходить из того, что французские песни очень разнообразны. Они повествовательны, лиричны, печальны, шуточны, описательны, галантны. Характерно многообразие проявлений французской «шансон». Эти мелодии отличаются яркостью, свежестью, запоминаемостью. Они, как правило, в большей ил меньшей степени родственны народным песням. Музыкальная основа народопесенных жанров Франции в высшей степени разнородна. В качестве развития творческого потенциала французов служит национальное самосознание, глубокие чувства патриотизма к родной стране.

Испания выдвинула большое количество музыкальных деятелей. Творчество выдающихся композиторов Испании основывалось на народной песне и танце. Именно потому, что музыкальное искусство Испании было создано народом, оно получило большую силу и смогло благодаря этому выйти за пределы страны и распространиться по другим странам.

Что касается реализации творческих способностей в музыкальном воспитании детей, то в Испании развита вокальная полифония. Но больше всего ценно народное творчество и реализм.

Культура Америки. В определенном смысле, подлинная американская культура – это культура коренных американцев, хотя многие специалисты по этнографии и психологии видят в них одно из этнических меньшинств, являющихся частью культуры большинства.

Термин афро-американская, или «черная», культура относится не к цвету кожи, а к общему культурному наследию. Его корни – в истории Америки, которая начиналась с рабства, дискриминации и страданий, ограничениях во многих правах, исключения из многих сфер культурной жизни. Бедность школ и, соответственно, низкий уровень образования препятствует раскрытию творческого потенциала. Поскольку школа не дает достаточных навыков для развития творческих способностей афро-американских детей, то они получают их на улице. На сегодняшний день нам известна музыка «черных» - рэп, или уличная музыка.

Для азиатской культуры традиционны трудолюбие, сильные семейные узы, глубокое почтение к образованию, а также другие ценности, которые становятся залогом успеха в любой области науки и искусства.

Что касается немцев, то немецкий народ – один из музыкальнейших народов мира. На протяжении XVIII – XIX веков Германия выдвинула целую плеяду классиков, чье искусство сыграло громадную роль в последующем развитии немецкой и мировой культуры. Немало напевов, звучавших в походе, в битве, на отдыхе было заимствовано из народного творчества, закрепилось в музыкальном быту широких слоев населения деревни и города и влило свежие интонации в немецкий музыкальный быт.

6. Выявление, развитие и совершенствование юных талантов

В последние годы задача выявления и развития талантливых детей определена как приоритетная, хотя об успехах говорить рано. В Германии, например, это объясняется особыми причинами. Еще в недавнем прошлом, при нацизме, в Германии усиленно пропогандировалась теория о неравенстве рас, об «элитарности», особой исторической миссии германской расы, призванной повелевать другими, «низшими» расами.

В этих условиях воспитание «сильной личности», истинного арийца было основной целью всех учебных заведений.

Если исходить из марксистского учения, согласно которому «человека создал труд», то личность молодого человека соответственно должна формироваться в процессе учебы. При Сталине были строго запрещены все тесты на проверку уровня интеллекта. Георг Люкач, один из наиболее образованных и здравомыслящих философов-марксистов, критически относился ко всем попыткам сталинистов доказать разумность и справедливость уравнительного подхода. Он, не скрывая иронии, говорил, что «талант уже есть отклонение от нормы». Изменения, происшедшие в жизни общества после смерти Сталина, не могли не сказаться на системе народного образования. В Советстком Союзе и других социалистических странах стали открываться школы для особо одаренных детей.

Каждый талант уникален и поэтому требует особенно бережного и деликатного обращения. Талантливая личность более склонна к самоанализу и самооценке.

Проследив жизненный путь очень многих известных людей, американский ученый Бенджамин Блюм пришел к выводу, что их талант развивался и совершенствовался при заботливом участии родителей и учителей. Однако ни родителям, ни учителям никогда не следует забывать, что талантливый ребенок – это всего лишь ребенок, который особенно уязвим и подвержен влиянию взрослого мира. Стоит несколько слов сказать об общих способностях детей, не только музыкальных. Способности по далеко не полной классификации, без учета некоторых переходных форм, могут быть поделены на четыре типа:

Художественные способности состоят в том, что блестящий музыкант, например, может быть, однако, и блестящим математиком;

Психомоторные способности, то есть умение владеть своим телом, дети с такими способностями становятся спортсменами и танцорами;

Способности социального характера – имеется в виду умение быстро находить контакт с людьми различных типов, характеров, склонностей; дети с такими способностями становятся психологами, продавцами, менеджерами, дирижерами;

Интеллектуальные способности общего характера, которые реализуются в различных сферах человеческой деятельности.

Надо сказать, что при недооценке способностей ребенка резко меняется его модель поведения. Он становится требовательным, агрессивным, раздражительным, может неожиданно перестать общаться со всеми или бурно реагировать даже на самое безобидное замечание.

Для работы с одаренными детьми, кроме специальных знаний необходимы такт, терпение, особая деликатность. В помощь родителям и учителям разрабатываются специальные тесты. Точность оценки способностей ребенка в значительной степени зависит от того, насколько внимательны и наблюдательны родители и учителя.

Каким же способом семья и школа могут способствовать творческому развитию ребенка? В семье, где читают книги и газеты, обсуждают политические и другие проблемы, ребенок развивается быстрее, чем по специально разработанным программам.

Что касается музыкального развития ребенка в семье, то для развития необходимо создать соответствующий микроклимат. Ребенок должен расти в спокойной, доброжелательной обстановке, ощущать свою защищенность. Музыкальные занятия способствуют развитию органов чувств ребенка.

После родительского дома важное место в развитии и воспитании ребенка занимает школа. Мудрый, опытный, внимательный учитель обязательно поможет талантливому ребенку в его развитии. Развитие способностей ребенка возможно и в рамках общеобразовательной школы, при условии организации внеклассных дополнительных занятий. Одаренные дети, собранные в специальные классы и школы, могут оказаться в изоляции от остальных детей. Если же способному ребенку по каким-либо причинам приходится расстаться со специальной школой и перейти в общеобразовательную, то это обычно вызывает у него тяжелые душевные страдания, что может привести к депрессии и даже к психическому заболеванию.

Интеллект – это та сила, которая помогает проникнуть в глубь вещей. Основная задача общества любого типа культуры состоит не только формирование высоконравственной личности, но и выявить творческие способности каждого ребенка.

7. Гены – носители информации

Прежде выдающиеся способности одаренных детей вызывали лишь всеобщее удивление и восхищение, о них писали, но не пытались изучать, научно объяснить этот феномен.

Одаренный ребенок, по мнению ученых, есть прямое «попадание генов в цель». В некоторых семьях талант в определенной области передается из поколения в поколение. В частности, в семьях актеров у детей рано проявляются лицедейские способности, и они идут по стопам родителей. Музыкальный талант в семье Бахов, немецких музыкантов из Тюрингии, наследовался несколькими поколениями в течение более 200 лет. У прадеда Иоганна Баха, известного музыканта, было три сына, которые были одарены блестящими музыкальными способностями, и несколько внуков, прекрасно игравших на органе, клавесине, виолончели. Правнук Иоганн Себастьян Бах, талант которого особенно ярко раскрылся в зрелые годы, уже в 6 лет сочинял музыкальные пьесы.

Наследование музыкальных способностей свидетельствует о генетической природе таланта. Ученый-исследователь Ревеж отмечал, что у 85% музыкально одаренных детей родители также имели музыкальные способности. Музыкальный талант обычно наследовался от отца. Бах, Бетховен, Беллини, Бизе, Вивальди, Вебер, Лист, Моцарт унаследовали талант от отца. И только Гуно, Григ, Мендельсон и Рубинштейн – от матери.

Ученые не располагают пока достаточным количеством научных данных, позволяющих объяснить, почему музыкальный талант чаще наследуется по отцовской линии и почему часто после музыкального наследуется математический талант.

Под наследственностью понимается способность организма воспроизводить определенные родительские признаки в следующих поколениях. Наследуются, однако, не готовые качества и свойства, а только предпосылки, задатки к ним. Как разовьются эти задатки, в значительной степени будет зависеть от окружающей среды, от того, будет ли она способствовать их развитию или тормозить его.

С точки зрения генетики секрет ранней одаренности уже не кажется столь загадочным. Очень важное значение имеет та информация, которая заложена в генах, или, лучше сказать, генные команды, управляющие развитием головного мозга.

Так обеспечивается умственная деятельность человека, повышается уровень его интеллекта, что в свою очередь позволяет судить о степени его дарования.

Приведем примеры музыкальных дарований. Одним из наиболее ярких примеров раннего – в детском возрасте – проявления музыкальной гениальности был Вольфганг Амадей Моцарт. Он был музыкантом универсального дарования. В жизни и творчестве этого великого композитора во всей полноте отразились блеск и нищета музыкального гения. Многое из того, что пришлось испытать Моцарту, выпало на долю и других великих композиторов, может быть, в более мягкой или несколько иной форме.

Что касается этно-культурного компонента как истока музыкального таланта Моцарта, то его предки жили в баварской части Швабии. Отец Моцарта, строгий и замкнутый человек, обладал большим чувством ответственности и крестьянской смекалкой. У маленького Моцарта был феноменальный музыкальный слух и редкая музыкальная память. В четыре года мальчик мог подсказать музыканту-профессионалу, что его скрипка расстроена на четверть тона. Музыка Моцарта на века пережила создателя. Его музыка стала частью божественного мира, первозданной природы. Строгость и точность построения удивительно сочетаются в ней с певучестью и мелодичностью. Творчество Моцарта гениально в истинном значении этого слова.

8. Диагностика творческих способностей детей

В современных условиях особое значение приобретает создание психодиагностических методик, позволяющих выявлять и оценивать различные стороны психики ребенка. В самых разных видах творческой деятельности среди важных качеств называют такие особенности психики, как избирательность восприятия, наблюдательность, оперативная память, гибкость мышления, быстрота обобщения и оценки ситуации, принятия решения.

Очевидно, что творческие способности ребенка должны проявляться и развиваться в игровой и учебной деятельности. Важная роль в творческом развитии ребенка принадлежит школе. В процессе усвоения знаний, умений, навыков и осуществляется развитие детей. В настоящее время школа выдвигает одну из основных задач: развитие таких качеств личности ребенка, которые обеспечивают ему возможность самостоятельно приобретать новые знания, гибко, оперативно их использовать в ситуациях, не заданных непосредственно обучением. Реализация этой задачи предполагает не только специальное построение и организацию процесса усвоения знаний, умений и навыков, но и целенаправленное формирование различных сторон личности ребенка. А это связано с необходимостью определить содержание и структуру творческого развития, разработать научно обоснованные методы выявления и оценки различных его сторон для более эффективного формирования в процессе обучения.

Сложность природы творческих образований, многообразие факторов, влияющих на их становление и развитие, определяют многие трудности в создании и использовании методик. Основное ядро творческого развития, как уже говорилось, - развитие интеллекта ребенка.

Подчеркивая особую роль интеллекта в целостной системе психического и творческого развития человека, некоторые исследователи относили его, наряду с социальной адаптацией и работоспособностью, к основным ресурсам личности. В общей совокупности творческого потенциала человека интеллектуальное развитие занимает ведущее место, поскольку непосредственно определяет степень готовности к усвоению и переработке знаний и умений, обеспечивает возможность приспосабливаться к новым условиям, активно их преобразовывать, планировать и оценивать свои действия, целеполагать и прогнозировать их промежуточные и конечные результаты, организовывать в системы прошлый опыт.

Существует множество разнообразных определений интеллекта, среди которых наиболее известны следующие три:

Способность к обучению;

Способность оперировать абстрактными отношениями;

Приспособление к новой ситуации.

В психологии весьма интенсивно разрабатываются проблемы творческого развития ребенка. В исследовании этой проблемы психологи исходят из общих теоретических положений, относящихся к развитию ребенка в целом. Разные исследовательские школы и направления пытаются определить содержание данного понятия, исследовать формирование творческих особенностей и интеллекта под влиянием культурного компонента, проявления его на различных этапах возрастного и индивидуального развития. Широкий размах приобрели исследования, показывающие огромную роль обучения в творческом и интеллектуальном развитии детей, выявлены различные системы воспитывающих воздействий; обнаружена тесная связь между уровнем развития интеллекта и содержанием обучения, обеспечивающим формирование теоретических обобщений подлинно научного характера.

9. Культурологический анализ современного образования

Сфера педагогики, психологии и образования – это, с одной стороны, специализированная область культуры, обеспечивающая трансляцию накопленного в обществе социально значимого опыта, с другой – особая, относительно самостоятельная субкультура.

Реализация идеи образования в организационном и других аспектах и приводит к формированию социального института образования и соответствующей образовательной субкультуры. Их функционирование и развитие поддерживаются системой норм, органами управления, системой воспроизводства функциональных ролей, средствами коммуникации. В передовых в культурном отношении странах Германии, России, Англии, Франции, США социальный институт образования складывается во второй половине XIX столетия. В рамках этого института идея образования не только была полностью реализована, но и получила дальнейшее развитие.

Исследования, идущие в рамках психологии образования, а также инновационная педагогическая практика приводят к новому образу человека. Именно на представления и идеалы человека в конечном счете опираются концепции образования. Содержание и цель педагогической деятельности состоят в том, чтобы ввести молодого человека в жизнь, вооружив его всеми необходимыми знаниями, навыками, способностями.

Цель обучения и воспитания в любой этно-культурной формации – формирование у ребенка творческой активности, которая откроет специалисту возможность самому порождать новые способы и виды деятельности, входить в новые для него профессиональные сферы, позволит в короткий срок переориентировать направленность его труда. Сегодня этот тезис переосмыслен, как требование не просто транслировать информацию, а учить обобщенным способам деятельности, самому мышлению.

Культура – это совокупность существующих материальных и духовных условий жизни людей, сложившихся способов их деятельности, обычаев, социальных институтов, включая и саму систему образования, совокупность, образующая своего рода живой организм, равновесную и одновременно динамичную систему. Наконец, культура это также и сознательная, целеустремленная, творческая активность индивидов и сообществ, стремление поддержать традиции, улучшить и упорядочить жизнь, осуществить какие-либо изменения, противостоять разрушительным, антигуманным тенденциям.

Новая идея образования должна исходить не столько из идеи подготовки подрастающего человека к зрелости, подготовки, предполагающей усвоение знаний, сколько из идеи вовлечения человека в активный процесс открытия, освоения мира. Педагог должен приоткрывать для ученика новые реальности, помогать ему войти в них, делиться собственным опытом погружения в эти миры их освоения. Не столько преподавать, сколько заряжать интересом, увлекать, помогать, делиться опытом. В свою очередь, ученик, открывая для себя новые миры, входя в них, осваивая их, должен рассматривать образование как процесс принципиально двусторонний. Не только направленный в мир, но и обращенный на самого ученика. Образование предполагает работу, направленную на самого себя, на собственное изменение. В новой идее образования открытие и освоение мира неотделимо от открытия и освоения себя, путь в мир есть одновременно путь к себе, открытия себя, «выслушивание» своей природы и духовности, выращивание в себе новых сил, способностей, ощущений и переживаний.

Необходимым требованием современного образования является и этическая ориентация развития человека. Образованный человек – это человек культуры, человек воспитанный, способствующий сохранению культуры, укрепляющий ее. Образованный человек – это именно человек, а не специалист или личность, причем человек культурный, подготовленный к жизни. Подготовленный не только к нормальной жизни и отлаженному производству, но и к испытаниям, к смене образа жизни, к изменениям. Нельзя предполагать, что в эпоху всеобщего кризиса культуры, мучительного образования элементов новой культуры, глобальных преобразований и сдвигов дети избегут изменений, проблем, болезненных метаморфоз. Подобно тому как стало естественным образовательное требование, связанное с умением обучаться и переучиваться, должно стать естественным требование для образованного человека быть готовым к испытаниям, к неоднократной смене своих представлений, мировоззрения, мироощущения. В частности, поэтому содержание современного образования не может быть сведено к знаниям и предметам, а технология образования -–к обучению знаниям и пассивному их усвоению.

Не менее важно учесть требование, вытекающее из самого духа нашего времени, а именно: образовательные воздействия должны быть с определенного периода индивидуальными, т.е. обеспечивать для личности свободу выбора образовательного пути. Начиная с подросткового возраста складывается личность человека, для которой характерны стремление к самостоятельному поведению, формированию Я-концепции, индивидуального мироощущения, программы жизненного пути, определенной работы над собой. С этого периода человек уже не может воспринимать образование просто как нечто данное ему от рождения, подобно пище, воздуху или условиям жизни, он вырабатывает к нему собственное отношение. Более того, он может начать сам образовывать себя. Подобный шаг, происходящий у кого раньше, у кого позже, знаменует смыкание образования с самообразованием.

Не менее существенно, что переход к самообразованию связан с иным типом психологического изменения: образование через самообразование подчиняется в этом случае целям личностного роста и совершенствования, становится моментом психической активности человека, формой его культурного бытия.

10. Реформы творческого образования детей в различных этно-культурных формациях

Пожалуй, наиболее впечаляющим в сфере образования в настоящее время являются перманентные реформы образования. Можно даже сказать, что мы живем в эпоху перманентного педагогического эксперимента. Например, известно, что на смену русской классической школе и гимназии конца XIX – начала XX столетия пришли сначала пролетарская школа 20-30-х годов, затем советская классическая школа с единой программой и стабильным составом учебных предметов. Но начиная с 70-х годов в школе осуществляются разнообразные эксперименты и набирает силу движение педагогов-новаторов, предлагаются как новые программы обучения, так и новые организационные формы школы. Сегодня мы наблюдаем и отдельные попытки на новой основе возродить дореволюционную школу.

Западная педагогика и школа естественно развивались несколько иначе, чем советские, но и здесь прослеживается сходная закономерность: педагогические реформы и эксперименты практически идут с начала века. Развивается и альтернативная педагогика.

В большинстве замыслов развития детей встает проблема реализуемости задуманного и рассчитанного. Известно, что многие реформы творческого образования в нашей стране, и в Европе не достигли своих целей, хотя и оказали определенное влияние на развитие образования.

Отмечается такой фактор, препятствующий осуществлению реформ, как несогласованность или противоречивость целей реформы. Если свести воедино все требования к творческому образованию, предъявляемые философией образования, то приходится признать, что многие из них не согласованы между собой. Действительно, ряд этих требований представляет собой сформулированные в нормативном виде идеалы, причем их реализуемость не обсуждалась, другие требования к образованию – это установки на модернизацию, но программа и ресурсы такой модернизации, как правило, не задаются. К тому же нужно учесть, что различные требования к образованию выдвигаются разными субъектами, выступающими от лица разных групп населения, разных сфер культуры и экономики.

Сегодня существует плюрализм культур и неоднородность культуры. Как следствие – множество субъектов и разнородных требований к творческому образованию. В настоящее время мы не имеем дело с единой практикой творческого развития ребенка, напротив, как ответ на поликультурную цивилизацию и свободу образовательного выбора формируются разные, существенно различающиеся виды педагогических практик.

Этно-культурный подход к инновационной творческой деятельности педагогов прошел значительный путь во многих странах и этнических группах.

Например, полем для этнографических исследований американских ученых стала большая часть культурных регионов Земли. Первые исследования проводились в целях изучения культур коренного населения Северной Америки, затем в сферу интересов американских исследователей вошли Латинская Америка, Африка, Океания и Азия. Был собран и систематизирован объемный и уникальный материал по истории культуры, который послужил источником для социокультурного анализа.

Особенностью американской школы культурного и творческого развития детей, помимо мирного сосуществования и взаимного обогащения различных методологических подходов является использования творческого наследия предшественников, что позволяет говорить о непрерывности традиций в американской школе развития.

Позже в американской школе произошли изменения в ориентации на изучение незападных, дописьменных культур к изучению культур всех типов, включая постиндустриальное общество. Одним из объектов тщательного изучения становится культура США. Изменились внешние привычные условия работы – резко сузилось поле этнографических исследований с исчезновением многих локальных культур с лица Земли.

Следует сказать о возникновении расово-культурной школы творческих исследований. Основная идея заключается в решающем воздействии расового фактора на развитие творческих способностей ребенка. Эта школа сформировалась в условиях борьбы за существование и естественном отборе, господства биологического подхода в социологии, широкого распространения всевозможных антропометрических измерений и попыток биологической классификации рас. Разумеется, что все это не могло не сказаться на особенностях развития расовой культуры и развития творческих способностей детей данной этнической группы.

Особое место занимает духовная школа творческого развития детей. Основой этой школы служило рассмотрение историй «переживания» в музыкальных произведениях многими великими композиторами. Типы «жизни» рассматривались как ценностно равноправные.

Еще раз скажем, что в психологии культура – это социологическое обозначение для наученного поведения, то есть поведения, которое не дано человеку от рождения, не предопределено в его врожденном виде, а должно усваиваться каждым новым поколением заново, путем обучения у взрослых людей.

Этно-культурный компонент – это формы привычного поведения, общие для группы, общности или общества. Он состоит из материальных и нематериальных элементов.

Заключение

В заключение работы сделаем выводы о том, что культура в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других особенностей, способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества.

Следует сказать, что все исследования творческого развития детей с раннего возраста связаны с общим прогрессом научных знаний, развивающихся на стыке наук о человеке, его духовной деятельности и творчестве. В данной работе мы рассмотрели такие вопросы, как одаренные или гениальные дети, а также природу таланта.

В данной работе перед нами стояла цель – рассмотреть этно-культурный компонент – как возможность реализации творческих способностей в музыкальном воспитании ребенка. Мы рассмотрели на различных примерах как реализуются способности детей определенного этно-культурного компонента. На примерах различных, известных деятелей музыкального искусства прошлого и современности. А также рассмотрели истоки гениальности детей в музыке. Изучили методы работы различных школ, работающих на развитие творческого потенциала детей. Таким образом, цель, поставленная перед нами, достигнута.

В процессе работы мы рассмотрели такие понятий как культура, этно-культурный компонент и его влияние на творческие способности детей, изучили влияние окружающей среды на развитие ребенка. Тем самым, мы достигли, поставленные перед нами в начале работы, задачи.

Список литературы

1. Акимова М.К. Психология. Учебное пособие. – Москва: «Педагогика», 2000г. – 489с.

2. Кедров Б.М. Психология. Учебное пособие. – Москва: «Наука», 2001г. – 113с.

3. Козлова В.Т. Психология и культура. Учебное пособие. – Москва: «Наука», 2001г. – 612с.

4. Мейснер Т. Реализованные и нереализованные способности. – Москва: «Крон-пресс», 2000г. – 289с.

5. Психологическая диагностика. Проблемы и исследования. Под редакцией Гуревича К.М. – Москва: «Педагогика», 2000г. – 345с.

6. Психология процессов художественного творчества. Учебное пособие. Под редакцией Егорова А.А. – Москва: «Наука», 2000г. – 531с.

Рыбакова Г.И. Воспитание ребенка. Учебное пособие. – Москва: «Педагогика», 2001г. – с.100

Психология процессов художественного творчества. Учебное пособие. Под редакцией Егорова А.А. – Москва: «Наука», 2000г. – с.131

Кедров Б.М. Психология. Учебное пособие. – Москва: «Наука», 2001г. – с.12

Сухарева А.И. Воспитать гения. – Москва: «Наука», 2000г. – с.335

Ревеж Г. Талант и гений. – Москва: «Наука», 2000г. – с.242

Введение

Человек существо социальное. Наше поведение диктуется генетической предрасположенностью, средой или неким, единственным в своем роде, сочетанием множества факторов.

Культура относится к набору ценностей, идей, артефактов и других значащих символов, которые помогают индивидуумам общаться, а также интерпретировать и оценивать друг друга как членов общества. Акимова М.К. Психология. Учебное пособие. - Москва: «Педагогика», 2000г. - с. 95

Социальное развитие человечества хорошо изучено, и его закономерности сформулированы историческим материализмом. Спонтанное развитие социальных форм через общественно-экономические формации присущи только человеку, находящемуся в коллективе, и никак не связано с его биологической структурой. Вне этноса нет ни одного человека на Земле. Этническая принадлежность в сознании человека - явление всеобщее.

Нормы и ценности отдельных групп или микрокультур называются этническими моделями, которые воздействуют на многие сферы жизни, включая сферу воспитания, в том числе творческого.

Определение этнической принадлежности - это процесс отождествления себя и других людей с помощью этнических ярлыков. Например, субъективные атрибуты отражают этническую самоидентификацию человека. Объективное определение этнической принадлежности основывается на социокультурных критериях.

Цель, стоящая перед нами в данной работе, - рассмотреть этно-культурный компонент - как возможность реализации творческих способностей ребенка в музыкальном воспитании.

Задачи работы - изучить проблему влияния общественной среды на человека; рассмотреть, что представляет собой этно-культурный компонент и как он влияет на развитие творческих способностей ребенка.

Проблема влияния на человека общественной культуры

Одним из первых исследователей, обративших внимание на влияние культуры и подчеркнувших ее значение, был Б. Саймон в 1958 году. Б.Саймон особенно резко подчеркнул, что оценки испытуемых, которые получает исследователь, прежде всего отражают не их подлинные возможности, а те социальные условия, в которых они родились и выросли. В качестве примера приводится ряд вербальных тестов с использованием слов, значение которых должен знать ребенок, чтобы хорошо ответить на вопросы теста. Используемые в тестах слова лучше известны одним детям, хуже другим, а иным они совсем на известны. Таким образом, дети, которые не имели возможности много читать или развивать разговорную речь, оказывались в невыгодном положении. Психологическая диагностика. Проблемы и исследования. Под редакцией Гуревича К.М. - Москва: «Педагогика», 2000г. - с.11

Исследование Б. Саймона относится только к английским детям, то есть детям, воспитывавшимся в одной национальной культуре, несмотря на все ее разнообразие. Естественно, что эти свойства тестов становятся ярче, когда объектами диагностики становятся представители различных этнических групп, разных национальных культур, а также лица иной общественной среды. В последние годы расширяются диагностические исследования, охватывающие детей и взрослых, которые воспитывались и формировались в условиях, отличающихся от тех, которые в целом называют европейской культурой, например, представителей некоторых африканских этнических групп.

На формирование индивидуально-психологических различий между людьми влияют социально-экономические и культурные факторы. Не исключается также роль наследственности. Выявленные особенности людей рассматриваются как продукт совместного действия среды и наследственности.

Теперь рассмотрим более подробно то, как общественная культура влияет на человека и его развитие.

Надо сказать, что в культуру входят как абстрактные, так и материальные элементы. Рассмотрим их различия. Под абстрактными элементами понимаются ценности, убеждения, идеи, типы индивидуальности, религиозные представления. Под материальными компонентами подразумеваются книги, компьютеры, инструменты, здания и т.п.

Культура дает человеку осознание себя как личности и уяснение приемлемых моделей поведения. Важнейшими мировоззренческими и поведенческими аспектами, формирующимися под воздействием культуры, являются:

осознание себя и мира;

общение и язык;

одежда и внешность;

культура питания;

представления о времени;

взаимоотношения;

ценности и нормы;

вера и убеждения;

мыслительные процессы и обучение;

привычки в работе.

Ценности - это объединяющие индивидуумов убеждения или социальные нормы. Нормы - это правила поведения, выработанные группой на основе согласия всех ее участников. Козлова В.Т. Психология и культура. Учебное пособие. - Москва: «Наука», 2001г. - с. 411

Культура передается из поколения в поколение, прежде всего такими общественными институтами, как семья, школа, религия. Предшествующий опыт и общение со сверстниками также являются источниками культурных ценностей. Итак, три института - семья, религия и школа - вносят огромный вклад в передачу и усвоение традиционных ценностей и готовят почву для гармоничного восприятия новых реалий.

С помощью культуры можно анализировать поведение людей, особенно в группах, так как культура дает структуру для анализа человеческого поведения. Но следует заметить, что поскольку люди очень сложны и разнообразны, а наши знания о влиянии культуры на поведение относительны и предварительны, обобщения нужно делать очень осторожно и помнить о возможности многих исключений. Кроме того, нужно помнить, что, рассматривая поведение других, каждый из нас имеет тенденцию опираться на собственный опыт и уровень подготовки и что действия, которые кажутся нам причудливыми или предосудительными, могут быть приемлемыми и нормальными для других людей.

Культура проявляется группой, организацией или нацией в обычаях и традициях, в групповых убеждениях, обрядах, мифах, символах, морали, способах мышления, языке, стандартах, законах, искусстве, архитектуре, технологии и т. д. Эти проявления культуры, ее принципы могут быть рациональными или иррациональными, явными или неявными.

Принципы культуры, т. е. ее «истины», выражены в поведении или в табу на то, что члены группы не должны делать. Обычно члены группы отказываются подвергать сомнению или изменять убеждения, поддерживаемые в их сообществе. Ежедневная жизнь в результате соблюдения этих правил упрощается и становится предсказуемой. Однако, к сожалению, культура может также быть средством поддержания невежества, дезинформации, предубеждений и фанатизма.



Рис. 5.1. Влияние культуры на поведение

Каждая группа может быть охарактеризована с точки зрения ее культурной ориентации. Культурная ориентация общества и группы отражает сложное взаимодействие ценностей, отношений и поведения членов общества и группы. Как показано на рис. 5.1, индивиды выражают культуру и ее нормативные свойства через ценности, которых они придерживаются относительно сущности жизни и мира вокруг них. Эти ценности в свою очередь влияют на их отношения и на форму поведения, соответствующего любой данной ситуации. Непрерывное изменение паттернов индивидуального и группового поведения в конечном счете влияет на культуру общества и группы, и цикл начинается снова.

В чем же различие между ценностями, отношениями и поведением? Ценности – это то, что является желательным (явно или неявно) человеку или группе и влияет на выбор способов, средств и на выполнение действия. Ценности могут быть как осознаваемыми, так и находиться на уровне подсознания. Таким образом, ценности – это относительно общие убеждения, которые определяют, что правильно и что неправильно, и устанавливают общие предпочтения людей. Исследования показали, что персональные ценности влияют на корпоративную стратегию, а ценности руководителей – на все формы организационного поведения, включая выбор системы мотивации, взаимоотношения начальник/подчиненный, поведение группы, коммуникации, лидерство и уровни конфликтов.

Например, латиноамериканские менеджеры полагают, что семья - очень важная ценность, и это побуждает их нанимать членов собственной семьи всякий раз, когда только предоставляется возможность. Американские менеджеры верят в ценность индивидуального достижения, поэтому при приеме на работу они скорее ориентируются на выполнение кандидатом квалификационных экзаменов, чем на членство семьи. Эти примеры иллюстрируют поведение, на которое влияют ценности.

Отношение – это позиция, которая проявляет ценности и склоняет человека действовать или реагировать определенным способом. Отношения характерны как для межличностных и межгрупповых взаимодействий, так и для взаимодействия между лицом и некоторым объектом.

Поведение – любая форма человеческого действия. Например, дистанции межличностного взаимодействия зависят от культуры. Представители южной Европы при разговоре стоят ближе друг к другу, чем скандинавы и японцы. Латиноамериканцы касаются друг друга в течение деловых переговоров чаще, чем североамериканцы, и те и другие касаются друг друга более часто, чем это делают японцы.

Таким образом, поведение людей определено их культурой. Культура характеризуется как разнообразием, так и единством. Хотя все мы принадлежим к определенной культуре, ее проявления отличаются в зависимости от места и обстоятельств. Знание того, что все мы – члены различных культурных групп, может помочь нам понять поведение других, стать более терпимыми в наших суждениях и отношениях, более эффективными в разрешении культурных противоречий. Оценивая воздействие культуры на людей, мы можем быть менее склонны к обвинению, наказанию, враждебности к тем, кто отличается от нас. Чем больше мы постигаем концепцию культуры, тем более способны развить культурные навыки и управлять собственным изменением. Сегодня менеджеры могут применять стратегию управления культурными различиями в целях повышения эффективности организации.

Организационная культура

В дополнение к нормам, принятым в обществе, каждая группа людей, в том числе и организация, вырабатывает собственные культурные образцы, которые получили название деловой, или организационной, культуры. Организационная культура не существует сама по себе. Она всегда включена в культурный контекст данного географического региона и общества в целом и испытывает воздействие со стороны национальной культуры. В свою очередь организационная или корпоративная культура влияет на формирование культуры подразделений, рабочих и управленческих групп и команд.

Рис. 5.2. Соотношение и взаимовлияние культур различных уровней

На рисунке показано соотношение и взаимовлияние культур различных уровней. При этом отметим, что:

Национальная культура – это культура страны или меньшинства в стране;

Организационная культура – культура корпорации, предприятия или ассоциации;

Рабочая культура – культура доминирующего вида деятельности общества;

Культура команды – культура рабочей или управленческой команды.

Организационная культура – это сложное явление, не всегда лежащее на поверхности, ее трудно «пощупать». Если можно говорить о том, что организация имеет душу, то этой душой является организационная культура.

К. Шольтс отмечал, что корпоративная культура представляет собой неявное, невидимое и неформальное сознание организации, которое управляет поведением людей и в свою очередь само формируется под воздействием их поведения.

По мнению О.С. Виханского и А.И.Наумова, организационная культура – это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения. Эти ценностные ориентации передаются индивидам через символические средства духовного и материального внутриорганизационного окружения.

Э. Шайн считал, что формы организационной культуры отвечают на два основных вызова, с которыми сталкивается организация: агрессивность внешней среды и внутренняя дезинтеграция. Соответственно, чтобы организация функционировала как единое целое, ей необходимо выполнять две основные функции – адаптация и выживание в среде и внутренняя интеграция. Интеграция рассматривается как создание эффективных деловых отношений среди подразделений, групп и сотрудников организации, как увеличение меры участия всех сотрудников в решении проблем организации и поиске эффективных способов ее работы. По мнению Э.Шайна, организационная культура – это комплекс базовых предположений, изобретенный, обнаруженный или разработанный группой для того, чтобы научиться справляться с проблемами внешней адаптации и внутренней интеграции. Необходимо, чтобы этот комплекс функционировал достаточно долго, подтвердил свою состоятельность, и потому он должен передаваться новым членам организации как «правильный» образ мышления и чувств в отношении упомянутых проблем.

Организационная культура включает следующие компоненты:

1) убеждения представление работника о том, что является правильным в организации;

2) ценности , доминирующие в организации, определяют, что нужно считать важным в организации. Сферы, в которых могут выражаться ценности, включают: заботу о людях и уважение к ним, заботу о потребителях, предприимчивость, справедливость при обращении со служащими и др. Т. Питерс и Р. Уотерман, исследуя связь между культурой и успехом организации, сформулировали ряд ценностей и верований организационной культуры, которые обеспечили компаниям успех (рис. 5.3).

Рис. 5.3. Ценности организационной культуры преуспевающих компаний

3) нормы это неписаные правила поведения, подсказывающие людям, как им себя вести и что от них ожидается. Они никогда не выражаются в письменной форме и передаются либо устно, либо отношением окружающих к поведению. Нормы поведения отражают такие моменты в деятельности организации, как: отношения руководитель - подчиненный, честность и соблюдение законодательства, поведение при конфликтах интересов, получение и использование информации о других организациях, политическая деятельность внутри организации, использование ресурсов организации и т. д.;

4) поведение ежедневные действия, которые люди совершают в процессе работы и в связи со своей работой при взаимодействии с другими (ритуалы и церемонии, а также язык, используемый при общении);

5) психологический климат это устойчивая система внутренних связей группы, проявляющаяся в эмоциональном настрое, общественном мнении и результатах деятельности. Климат в организации – это то, как люди воспринимают культуру, существующую в их организации или подразделении, что они думают и чувствуют в связи с ней. Его можно оценить, изучая отношения.

Ни один из этих компонентов поодиночке не представляет культуру организации. Однако все вместе они могут дать представление об организационной культуре.

Таким образом, организационная культура – это совокупность ценностей, убеждений, отношений, общих для всех сотрудников данной организации, предопределяющих нормы их поведения. Они могут не быть четко выражены, но при отсутствии прямых инструкций определяют способ действия и взаимодействия людей и в значительной мере влияют на ход выполнения работы и на характер жизнедеятельности организации.

Корпоративная культура - это основной компонент в достижении организационных целей, повышении эффективности организации и управлении инновациями. Главная цель корпоративной культуры – обеспечение внешней адаптации и внутренней интеграции организации за счет совершенствования управления персоналом.

Корпоративная культура может как помогать организации, создавая обстановку, способствующую повышению производительности и внедрению нового, так и работать против организации, создавая барьеры, препятствующие выработке и реализации корпоративной стратегии. Эти барьеры включают сопротивление новому и неэффективные коммуникации.