Урок-презентация "Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Избранные страницы творческого наследия"
Русская культура конца XIX – начала XX вв. получила название серебряного века (термин Н. А. Бердяева). В этот период произошла встреча двух разных культурных потоков: с одной стороны, преобладали традиции, идущие от XIX в., с другой – появляется тенденция поиска нетрадиционных форм.
Характерным для этой эпохи было то, что школы, отходившие от социально-политической тематики в искусстве, часто рассматривались как представители оппозиции (А. Блок и А. Белый, М. Врубель, В. Мейерхольд). Те же, кто осознанно продолжал классические традиции, рассматривались как выразители общедемократических идей.
На рубеже веков в России возникло множество художественных объединений: «Мир искусства», Союз русских художников и др. Появились так называемые артистические колонии – Абрамцево и Талашкино, собравшие под одной крышей живописцев, архитекторов, музыкантов. В архитектуре выдвигается стиль модерн. Характерной чертой культуры начала XX столетия стало появление и быстрое распространение городской массовой культуры. Наиболее ярким примером этого феномена стал невиданный успех нового вида зрелища – кинематографа.
2. Образование и наука
Рост индустрии рождал спрос на образованных людей. Однако уровень образованности изменился незначительно: перепись 1897 г. зафиксировала 21 грамотного человека на 100 жителей империи, причем в Прибалтике и Средней Азии, среди женщин и в селе этот уровень был ниже. Государственные ассигнования на школу увеличились с 1902 по 1912 гг. более чем в 2 раза. Уже с начала века ставится вопрос об обязательном начальном образовании (на законодательном уровне он был принят в 1908 г.). После революции 1905–1907 гг. произошла определенная демократизация высшей школы: были разрешены выборы деканов и ректоров, начинают формироваться студенческие организации.
Быстро выросло число средних и высших учебных заведений: к 1914 г. их стало более 200. Был основан Саратовский университет (1909 г.). Всего в стране к 1914 г. было около 100 вузов со 130 тыс. студентов.
В целом система образования не соответствовала нуждам страны. Не было преемственности между различными ступенями образования.
В сфере гуманитарных наук в начале XX в. происходит важный перелом. Научные общества стали объединять не только научную элиту, но и любителей, всех желающих заниматься научно-исследовательской деятельностью. Наиболее известными были:
1) географическое;
2) историческое;
3) археологическое и другие общества.
Развитие естествознания проходило в тесном общении с мировой наукой.
Самым ярким явлением становится зарождение русской религиозно-философской мысли, атрибута русской философии.
Русская историческая школа в начале XX в. завоевала мировое признание. Широкую известность в мире приобрели исследования А. А. Шахматова по истории русского летописания, В. Ключевского (допетровский период русской истории). Достижения в исторической науке также связаны с именами:
1) П. Н. Милюкова;
2) Н. П. Павлова-Сильванского;
3) А. С. Лаппо-Данилевского и др.
Модернизация страны требовала и свежего притока сил в сферу естественнонаучных знаний. В России открывались новые технические институты. Учеными мирового уровня были физик П. Н. Лебедев, математики и механики Н. Е. Жуковский и С. А. Чаплыгин, химики Н. Д. Зелинский и И. А. Каблуков. Москва и Петербург стали признанными научными столицами мира.
В начале века все еще продолжалось географическое «открытие» России. Огромные неисследованные просторы побуждали ученых и путешественников совершать рискованные экспедиции. Широкую известность получили путешествия В. А. Обручева, Г. Я. Седова, А. В. Колчака.
В ряду известных ученых этого времени стоит В. И. Вернадский (1863–1945) – энциклопедист, один из основателей геохимии, учения о биосфере, которое впоследствии легло в основу его идеи о ноосфере, или сфере планетарного разума. В 1903 г. была опубликована работа создателя теории ракетного движения К. Э. Циолковского (1875–1935). Существенное значение имели работы Н. Е. Жуковского (1847–1921) и И. И. Сикорского (1889–1972) в самолетостроении, И. П. Павлова, И. М. Сеченова и др.
3. Литература. Театр. Кинематограф
Развитие литературы шло в русле традиций русской классической литературы XIX в., живым олицетворением которой был Л. Н. Толстой. Русская литература начала XX в. представлена именами А. П. Чехова, М. Горького, В. Г. Короленко, А. Н. Куприна, И. А. Бунина и т. д.
Начало XX в. было расцветом русской поэзии. Рождались новые течения: акмеизм (А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев), символизм (А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, А. Белый, В. Я. Брюсов), футуризм (В. В. Хлебников, В. В. Маяковский) и др.
Этот период характеризовался такими особенностями, как:
1) модернистское мышление творцов культуры;
2) сильное влияние абстракционизма;
3) меценатство.
Большое значение в жизни российского общества приобрела периодическая печать. Освобождение (1905 г.) печати от предварительной цензуры способствовало увеличению численности газет (конец XIX в. – 105 ежедневных газет, 1912 г. – 1131 газета на 24 языках), росту их тиражей. Крупнейшие издательства – И. Д. Сытина, А. С. Суворина, «Знание» – выпускали дешевые издания. Каждое политическое течение имело свои органы печати.
Насыщенной была и театральная жизнь, где лидирующие позиции занимали Большой (Москва) и Мариинский (Петербург) театры. В 1898 г. К. С. Станиславский и В. Н. Немирович-Данченко основали Московский художественный театр (первоначально – МХТ), на сцене которого ставились пьесы Чехова, Горького и др.
В начале XX в. внимание музыкальной общественности было обращено к творчеству таких талантливых русских композиторов, как:
1) А. Н. Скрябин;
2) Н. А. Римский-Корсаков;
3) С. В. Рахманинов;
4) И. Ф. Стравинский.
Особой популярностью среди различных слоев городского населения пользовался появившийся на рубеже XIX–XX вв. кинематограф; в 1908 г. была выпущена первая русская игровая картина «Стенька Разин». К 1914 г. в стране было выпущено свыше 300 картин.
4. Живопись
В изобразительном искусстве существовало реалистическое направление – И. Е. Репин, Товарищество передвижных выставок – и авангардные направления. Одной из тенденций было обращение к поискам национальной самобытной красоты – работы М. В. Нестерова, Н. К. Рериха и др. Русский импрессионизм представлен работами В. А. Серова, И. Э. Грабаря (Союз русских художников), К. А. Коровина, П. В. Кузнецова («Голубаяроза») идр.
В первые десятилетия XX в. художники объединялись для устроения совместных выставок: 1910 г. – выставка «Бубновый валет» – П. П. Кончаловский, И. И. Машков, Р. Р. Фальк, А. В. Лентулов, Д. Д. Бурлюк и др. Среди известных художников этого периода – К. С. Малевич, М. 3. Шагал, В. Е.Татлин. Большую роль в становлении художников имели контакты с западным искусством, своего рода «паломничество в Париж».
Заметную роль в развитии русского искусства сыграло художественное направление «Мир искусства», возникшее в конце XIX в. в Петербурге. В 1897–1898 гг. С. Дягилев организовал и провел в Москве три выставки и, обеспечив финансовую поддержку, создал в декабре 1899 г. журнал «Мир искусства», который и дал название направлению.
«Мир искусства» открыл для русской публики финскую и скандинавскую живопись, английских художников. Как цельное литературно-художественное объединение «Мир искусства» просуществовал до 1904 г. Возобновление в 1910 г. группы уже не могло вернуть ее былой роли. Вокруг журнала объединились художники А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере, М. В. Добужинский, Л. С. Бакст и др. Важной особенностью «мирискусников» был универсализм – они выступали как критики, искусствоведы, театральные режиссеры и декораторы, писатели.
Ранние произведения М. В. Нестерова (1862–1942), считавшего себя учеником В. Г. Перова и В. Е. Маковского, выполнены на исторические сюжеты в реалистической манере. Центральное произведение Нестерова – «Видение отроку Варфоломею» (1889–1890).
К. А. Коровина (1861–1939) часто называют «русским импрессионистом». Действительно, из всех русских художников рубежа XIX–XX вв. он наиболее полно усвоил некоторые принципы этого направления – радостное восприятие жизни, стремление к передаче мимолетных ощущений, тонкой игре света и цвета. Большое место в творчестве Коровина занимал пейзаж. Художник писал и парижские бульвары («Париж. Бульвар Капуцинок», 1906 г.), и эффектные морские виды, и среднерусскую природу. Коровин много работал для театра, оформлял спектакли.
Искусство В. А. Серова (1865–1911) трудно отнести к конкретному направлению. В его творчестве есть место и реализму, и импрессионизму. Больше всего Серов прославился как портретист, но был и превосходным пейзажистом. С 1899 г. Серов принимал участие в выставках объединения «Мир искусства». Под их влиянием Серов заинтересовался исторической темой (эпоха Петра I). В 1907 г. он отправился в путешествие по Греции (картины «Одиссей и Навзикая», «Похищение Европы», обе 1910 г.).
Широко известен великий русский художник М. А. Врубель (1856–1910). Своеобразие его живописной манеры заключалось в бесконечном дроблении формы на грани. М. А. Врубель является автором изразцовых каминов с русскими богатырями, скамей с русалками, скульптур («Садко», «Снегурочка», «Берендей» и др.).
Уроженец Саратова В. Э. Борисов-Мусатов (1870–1905) много работал на пленэре (на природе). В своих этюдах он пытался запечатлеть игру воздуха и цвета. В 1897 г. он написал этюд «Агава», через год появился «Автопортрет с сестрой». Его персонажи – не конкретные люди, автор сам придумал их и облачил в камзолы, белые парики, платья с кринолинами. В картинах открывается поэтический, идеализированный мир старых тихих «дворянских гнезд», далекий от всеобщего смятения современной переломной эпохи.
5. Архитектура и скульптура
В архитектуре получил распространение новый стиль – модерн со свойственным ему стремлением подчеркнуть назначение жилых и общественных зданий. Он широко использовал:
1) фрески;
2) мозаику;
3) витражи;
4) керамику;
5) скульптуру;
6) новые конструкции и материалы.
Архитектор Ф. О. Шехтель (1859–1926) стал певцом стиля модерн, с его именем связан расцвет архитектуры этого стиля в России. За свою творческую жизнь он построил необычайно много: городские особняки и дачи, многоэтажные жилые дома, торговые и промышленные здания, банки, типографии и даже бани. Кроме того, мастер оформлял театральные спектакли, иллюстрировал книги, писал иконы, проектировал мебель, создавал церковную утварь. В 1902–1904 гг. Ф. О. Шехтель перестроил Ярославский вокзал в Москве. Фасад был оформлен керамическими панно, выполненными в брамцевской мастерской, интерьер – картинами Константина Коровина.
В 1-е десятилетие XX столетия, в период расцвета модерна, в архитектуре начал возрождаться интерес к классике. Многие мастера использовали элементы классического ордера и декора. Так сложилось особое стилистическое направление – неоклассицизм.
На рубеже XIX–XX вв. сформировалось новое поколение скульпторов, которые противостояли реалистическому направлению. Теперь предпочтение отдавалось не тщательной детализации формы, а художественному обобщению. Изменилось даже отношение к поверхности скульптуры, на которой сохранялись следы пальцев или стеки мастера. Испытывая интерес к особенностям материала, они часто отдавали предпочтение дереву, природному камню, глине и даже пластилину. Особенно выделяются здесь А. С. Голубкина (1864–1927) и С. Т. Коненков, которые стали всемирно известными скульпторами.
Серебряный век русской культуры считается одной из самых утонченных эпох. По словам Н. Бердяева, после периода упадка это был этап подъема философии и поэзии. Духовная жизнь серебряного века воспринималась как исключительное явление, отражавшее завершение исторического цикла и знаменующее начало абсолютно новой эпохи.
В девяностые годы Х I Х века, после депрессии и безвременья, начался прилив энергии в творчестве. Поэтами-восьмидесятниками была подготовлена почва для декадентов девяностых. В конце Х I Х столетия о себе начали заявлять новые течения, определялись новые механизмы их развития. Одним из новых направлений стал авангард. Авангардистам сопутствовала некая невостребованность, «неосуществленность». Это усиливало их драматизм, исходную дисгармонию с окружающим миром, которую они несли в себе.
Серебряный век русской культуры характеризовался неким синтезом всех искусств. Д. Мережковский называл три основных элемента, характерных для рубежа веков. К ним он относил символы, мистическое содержание и развитие художественной впечатлительности. Серебряный век в литературе выразился в переходе от реализма к символизму.
В первом десятилетии ХХ столетия в стране появилось столько поэтов, что прошедший Х I Х век в сравнении с этим периодом кажется безлюдным. Серебряный век русской культуры считается временем сложным и бурным. характеризовалась сосуществованием различных направлений и течений. Многие из них были преходящими, эфемерными.
Второе десятилетие ХХ века началось с вхождения в литературу крупнейших поэтов и прозаиков: Б. Пастернака, В. Маяковского, А. Ахматовой, С. Есенина, М. Цветаевой, А. Толстого. Символизм сменяется другими течениями, однако его черты видны в таких направлениях, как акмеизм, футуризм, новокрестьянская поэзия.
Серебряный век русской культуры отмечается и появлением новых стилей новорусского стиля, модерна. Для зодчих того времени архитектурная идея состояла в органической связи между формой, конструкцией и материалом. Вместе с этим проявляется стремление к Так, в архитектуре заметны компоненты скульптуры, живописи.
Несмотря на то, что авангард в России, как, впрочем, и на Западе, стремился к абсолютизации «я» в творчестве, асоциальности, русская социальная культурная почва оказала существенное воздействие на творчество авангардистов. Перед авангардом стояла задача выразить духовные «абсолюты» в соответствующих глубине психики формах.
История культуры в этот период представляет собой результат достаточно сложного пути. Большая часть сформировавшихся направлений, кружков, течений оказалась нестойкой. Это, по мнению ряда авторов, подтверждало начинавшийся распад культуры, ее конец.
Потребность в принципиально новом художественном и научном истолковании реальности утвердилась в общественном сознании. Свое влияние оказали и религиозные, и философские искания, становление либеральной государственной традиции ориентирования на реформы и развитие, формирование культурной сферы нового типа.
Серебряный век в России стал эпохой выдающихся поэтов, писателей, живописцев, философов, актеров, композиторов. В ни одна национальная культура, кроме русской, не испытала такого стремительного взлета. Начало ХХ столетия характеризуется как сплав полета фантазии и науки, мечтаний и действительности, должного и сущего, настоящего и прошлого. Это своеобразный период. Это время по-разному воспринято различными деятелями культуры. По мнению ряда авторов, именно эта эпоха представляет собой время формирования нового менталитета, рождения религиозного философского Ренессанса, освобождения мышления от социальности и политики.
- Культура и цивилизация - страница 2
- Культура и цивилизация - страница 3
- Типология культур и цивилизаций - страница 2
- Типология культур и цивилизаций - страница 3
- Общая характеристика первобытности
- Периодизация первобытной истории
- Материальная культура и социальные отношения
- Духовная культура
- Возникновение мифологии, искусства и научных знаний
- Формирование религиозных представлений
- Восток как социокультурный и цивилизационный феномен
- Доосевые культуры Древнего Востока
- Раннее государство на Востоке
- Художественная культура
- Культура Древней Индии
- Мировосприятие и религиозные верования
- Художественная культура
- Культура Древнего Китая
- Уровень развития материальной цивилизации
- Государство и генезис социальных связей
- Мировосприятие и религиозные верования
- Художественная культура
- Общая характеристика и основные этапы развития
- Античный полис как уникальное явление
- Мировосприятие человека в античном обществе
- Художественная культура
- Общая характеристика европейского средневековья
- Материальная культура, экономика и условия жизни в средние века
- Общественная и политическая системы средневековья
- Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека
- Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека - страница 2
- Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека - страница 3
- Художественная культура и искусство средних веков
- Художественная культура и искусство средних веков - страница 2
- Общая характеристика арабо-мусульманской цивилизации
- Развитие экономики
- Социально-политические отношения
- Особенности ислама как мировой религии
- Художественная культура
- Художественная культура - страница 2
- Художественная культура - страница 3
- Византийская картина мира
- Общая характеристика византийской цивилизации
- Общественная и политическая системы Византии
- Византийская картина мира
- Византийская картина мира - страница 2
- Художественная культура и искусство Византии
- Художественная культура и искусство Византии - страница 2
- Общая характеристика средневековой Руси
- Экономика. Социально-классовая структура
- Экономика. Социально-классовая структура - страница 2
- Эволюция политической системы
- Эволюция политической системы - страница 2
- Эволюция политической системы - страница 3
- Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура
- Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 2
- Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 3
- Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 4
- Художественная культура и искусство
- Художественная культура и искусство - страница 2
- Художественная культура и искусство - страница 3
- Художественная культура и искусство - страница 4
- Содержание понятия и периодизация эпохи
- Экономические, социальные и политические предпосылки европейского Возрождения
- Изменения в мировоззрении горожан
- Содержание эпохи Возрождения
- Гуманизм – идеология Ренессанса
- Титанизм и его «обратная» сторона
- Искусство эпохи Возрождения
- Общая характеристика Нового времени
- Образ жизни и материальная цивилизация Нового времени
- Социальная и политическая системы Нового времени
- Картины мира Нового времени
- Художественные стили в искусстве Нового времени
- Общие сведения
- Характеристика основных этапов
- Экономика. Социальный состав. Эволюция политического строя
- Социальный состав российского общества
- Эволюция политического строя
- Система ценностей российского общества
- Система ценностей российского общества - страница 2
- Эволюция духовной культуры
- Соотношение провинциальной и столичной культуры
- Культура донского казачества
- Развитие общественно-политической мысли и пробуждение гражданского самосознания
- Возникновение охранительной, либеральной и социалистической традиций
- Две линии в истории русской культуры XIX в.
- Роль литературы в духовной жизни российского общества
- Художественная культура Нового времени
- Художественная культура Нового времени - страница 2
- Художественная культура Нового времени - страница 3
- Общая характеристика периода
- Выбор пути общественного развития. Программы политических партий и движений
- Либеральная альтернатива преобразования России
- Социал-демократическая альтернатива преобразования России
- Переоценка традиционной системы ценностей в общественном сознании
- Общая характеристика периода
- Общая характеристика периода - страница 2
- Эволюция системы ценностей в западной культуре XX в.
- Основные тенденции развития западного искусства
- Проблемы истории советского общества и культуры
- Становление советской системы (1917-й–1930-е годы)
- Экономика
- Социальная структура. Общественное сознание
- Культура
- Советское общество в годы войны и мира. Кризис и крах советской системы (40-80-е годы)
- Идеология. Политическая система
- Экономическое развитие советского общества
- Социальные отношения. Общественное сознание. Система ценностей
- Культурная жизнь
- Политическое и социально-экономическое развитие современной России
- Политическое и социально-экономическое развитие современной России - страница 2
- Общественное сознание в 90-е годы: основные тенденции развития
- Общественное сознание в 90-е годы: основные тенденции развития - страница 2
- Развитие культуры
Серебряный век – ренессанс русской культуры
«Одной из самых утонченных эпох в истории русской культуры», эпохой «творческого подъема поэзии и философии после периода упадка» называл Н.А. Бердяев период начала века. Культурный ренессанс, подъем поэзии и философии, грядущие зори, предчувствие катастроф – в этих ключевых словах (символах) запечатлены характерные черты духовной жизни России конца XIX – начала XX в. Рождение нового века воспринималось многими как явление исключительное, знаменующее конец исторического цикла и начало совершенно иной эпохи.
Повышенный и обостренный «идеологизм», несущий в себе обоснованно исторический опыт, или же, наоборот, мистифицированное представление о мире (от ницшеанских идей до обновленного религиозного «мессианства») – одно из важных отличительных свойств русской культуры 90-х годов. После безвременья, депрессии 80-х начался прилив творческой энергии во всех сферах жизни. 90-е годы XIX в. важны в плане не столько итогов, сколько начал.
Поэты-восьмидесятники (С. Надсон, К. Случевский и др.) подготовили почву для декадентов 90-х годов (или старшего поколения символистов). В 90-е годы заявляют о себе новые художественные течения, определяются механизмы их развития.
Одним из течений этого периода был авангард. Тень невостребованности, неосуществленности, часто сопутствуя авангардистам, усиливает присущий им драматизм, изначальную дисгармонию с миром, которую они носят в себе: одиночество – внутреннее и внешнее, трагедию как жанр всей жизни и ее финал.
В принятой хронологии начало авангарда относят к 1900-м, чаще к 1910-м годам, в результате чего вне его сферы оказывается символизм, бывший в России и на Западе если не первым словом, то предтечей авангарда.
Основной тенденцией, характерной для рубежа веков, был синтез всех искусств. В литературе, которая продолжала играть исключительно важную роль в культурной жизни страны, эта тенденция выразилась в переходе от реализма к символизму.
По мнению Д. Мережковского, три главных элемента нового искусства это – мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности. «В жизни символиста все – символ. Не символов – нет»,– писала М.Цветаева.
В 1900 г. младшие символисты – А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и другие, стали искать исцеления от недугов декадентства в духовно-религиозных, нравственно-эстетических и общечеловеческих идеалах, пытаясь совместить общественные интересы с личными. Уже в первом десятилетии XX в. в России было так много поэтов, что XIX в. по сравнению с XX столетием кажется безлюдным. И. Анненский в статье «О современном лиризме» называет 45 имен – от Бальмонта, Брюсова, Сологуба до Дм. Цензора и Поликсены Соловьевой.
Бурным и сложным было это время. В литературе и искусстве сосуществовали различные течения и направления. Некоторые из них были крайне эфемерными, преходящими. То провозглашался культ Диониса и оргийное стихийное дионисианство, торжество вакхического начала (Вяч. Иванов, С. Городецкий), то бушевал «мистический анархизм» и пелись молитвословия «свободной воле» и «раскрепощенной плоти» (Г. Чулков, М. Арцыбашев, Л. Андреев, А. Каменский).
К началу второго десятилетия XX в. в литературу начинали входить новые крупнейшие русские и будущие советские поэты и прозаики: В. Маяковский, Б. Пастернак, С. Есенин, А. Ахматова, М. Цветаева, А. Толстой и др. На смену символизму приходят другие литературные течения. Черты символизма заметны в таких разных, соперничающих между собой направлениях, как футуризм, акмеизм, новокрестьянская поэзия.
Особый тип миропонимания ренессансного человека XX в. проявился не только в литературе, но и в искусстве. Особенно тесно с символизмом оказались художники кружка «Мир искусства». В декоративно-прикладной области искания «Мира искусства» выражались в двух тенденциях. Одна из них шла из Абрамцева, имения С. Мамонтова, где в 80-е годы многие художники работали над возрождением русской старины. Аналогичные работы велись в имении княгини М. Тенишевой Талашкино (Смоленской губернии). Другая тенденция представляла собой поиски современного стиля – стиля модерн. В рамках этого стиля зарождался конструктивизм.
В 1906 г. кружок друзей сплачивается, чтобы провести в жизнь одну из своих старых идей: прославить русское искусство на Западе. Дягилев находит применение своему таланту организатора. Он устраивает в Париже выставку «Два века русской живописи и скульптуры», где наряду с художниками XVIII столетия были также широко представлены самые значительные мастера конца XIX–начала XX в.
Так начиналось покорение Парижа– сердца культурной жизни Европы – русским искусством. В 1907 г. парижан знакомят с русской музыкой. Успеху программы из пяти концертов современной русской музыки в немалой степени способствуют участие самих композиторов: С. Рахманинова, Н. Римского-Корсакова и др.
Сезоны 1909–1911 гг. становятся событиями в мировой художественной жизни. Русское искусство оказывает влияние на формирование мировой художественной культуры. Во втором десятилетии XX в. появились многие художественные группировки.
В 1910 г. в Москве, в помещении литературно-художественного кружка на Б. Дмитровке была открыта выставка «Бубновый валет», в которой приняли участие П. Кончаловский, М. Ларионов, Н. Гончарова, А. Лентулов, Р. Фальк – представители изобразительного искусства. К ним примкнули футуристы и кубисты.
М. Ларионов организовал специальные выставки – «Ослиный хвост», «Мишень». В 1913 г. он издал книгу «Лучизм» – манифест абстрактного искусства. В эти же годы работают зачинатели абстракционизма: В. Кандинский, К. Малевич, В. Татлин. Ими созданы направления, получившие широкое распространение в истории зарубежного искусства 20-30-х годов: абстракционизм (Кандинский), супрематизм (Малевич), конструктивизм (Татлин).
Конец XIX–начало XX в. отмечается появлением новых архитектурных стилей: модерна, новорусского стиля, неоклассицизма. Архитектурную истину зодчие видели в органической связи между строительным материалом, конструкцией и формой. Здесь также сказывается тенденция к синтезу искусств: в архитектуру вводятся элементы живописи, скульптуры (в архиве работают В.М. Васнецов, М.А. Врубель, А.Н. Бенуа, И.Э. Грабарь, С.В. Милютин, А.С. Голубкина и др).
Хотя в целом русский авангард, как и западный, тяготел к асоциальности, к абсолютизации творческого «я», однако русская социально-культурная почва серебряного века сказывалась на творчестве авангардистов. Это и трагизм «немоты» («Черный квадрат» К. Малевича), и метафизические поиски нового религиозного сознания.
Задачи авангарда – выражать духовные абсолюты в формах, соответствующих глубинам психики. Отсюда стремление к синтезу искусств будущего, к их новому сосуществованию. Именно этому замыслу служила вся знаковая система художественной культуры серебряного века.
Русская история культуры этого периода представляет собой итог сложного и огромного пути. В развитии общественного сознания, искусства и литературы той эпохи возникло и существовало множество направлений, течений, кружков, большая часть из которых оказалась очень нестойкой. Это, в частности, и подтверждало мысли о распаде культуры, ее конце.
Ощущение потребности в принципиально новом научном и художественном истолковании действительности стало всеобщим в общественном сознании. Здесь и религиозно-философские искания, и новый тип человека, и становление либерально-государственной традиции установок на эволюцию и реформы, и начало философии ненасилия, и создание культурной ауры нового типа.
Непревзойденный, блестящий интеллектуализм обобщений философии Ренессанса не был достойно оценен ни современниками, ни широкой западной общественностью того периода, хотя дал новое направление культуре, философии, этике России и Запада, предвосхищая экзистенциализм, философию истории, новейшее богословие.
Серебряный век – это эпоха выдающихся художников, писателей, поэтов, живописцев, композиторов, актеров, философов. Это время создания новых направлений и открытий. Ни в одной стране, ни в одной национальной культуре мира XX век не дал такого ее взлета, как в России. Это был синтез, сплав реализма и романтизма, науки и полета фантазии, действительности и мечты, сущего и должного, прошедшего и настоящего, озаряемых грядущим.
Серебряный век в русской культуре – это своеобразное время, которое по-разному воспринимается различными деятелями культуры. Это время отказа от «социального» человека, эпоха тотального индивидуализма, интереса к тайнам подсознательного, к примату иррационального, время господства мистического в культуре. Это время создания нового менталитета, освобождения мышления от политики и социальности, время, породившее религиозно-философский Ренессанс. Эпоха серебряного века – это культ творчества как интегрирующего элемента в разломе «времени и личности художника».
Богатейшее культурное наследие этого периода составляет золотой фонд не только нашей отечественной, но и мировой культуры.
Цель: Ознакомить учащихся с поэзией Серебряного века; определить основные принципы поэзии модернизма; раскрыть социальную сущность и художественную ценность новых направлений в искусстве конца XIX - начала XX вв.; совершенствовать навыки выразительного чтения; воспитывать нравственные идеалы, пробудить эстетические переживания и эмоции. Оборудование: Учебник, тексты стихотворений, портреты поэтов Серебряного века, опорные схемы, фото-презентация, литературоведческий (кроссвордный) диктант (ответы - на доске).
Прогнозируемые
Результаты: Учащиеся составляют тезисы лекции учителя; участвуют в беседе по ранее изученному материалу; определяют основные принципы модернизма; выразительно читают и комментируют стихотворения поэтов Серебряного века, раскрывая их художественное своеобразие; интерпретирует избранные стихотворения. Тип урока: Урок изучения нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный Этап
II. Актуализация Опорных Знаний
Чтение учителем стихотворения Б. а. Слуцкого
ЗатЕСаВШЕЕСЯ СтОлЕтьЕ
Не машинами - моторами звали те автомобили, запросто теперь с которыми - а тогда чудесны были.
Авиатором пилота, самолёт - аэропланом, даже светописью - фото звали в том столетье странном,
Что случайно затесалось
Меж двадцатым с девятнадцатым,
Девятьсотым начиналось
И окончилось семнадцатым.
♦ Какое «столетье» имеет в виду поэт ? Почему он называет столетьем неполных два десятилетия? С какими изобретениями и научными теориями, кроме упомянутых Б. Слуцким, связана эта эпоха?
♦ Серебряный век… Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов? (Серебряный век - блеск, яркость, хрупкость, мгновенность, туман, тайна, волшебство недолговечность, блики, отражение, прозрачность, свечение, сияние, дымка…)
III . Постановка Цели И Задач Урока .
Мотивация Учебной Деятельности
Учитель. литература - это зеркало мира. В ней всегда отражаются в той или иной степени процессы, происходящие в обществе. В начале ХХ в. вся духовная жизнь проникнута осмыслением и отражением мира «по-новому», поиском новых необычных форм в искусстве…
Столетие назад Серебряный век был в самой силе. Его морозная пыль серебрится в нашей поэзии, живописи, театре, музыке и поныне. Современникам это время могло казаться временем упадка и заката, мы же видим его из своего нынешнего времени как эпоху буйного роста, многообразия и богатства, которым щедро, в кредит с огромной рассрочкой, наделили нас художники рубежа веков. О Серебряном веке написано много - и чем больше о нём читаешь, тем больше понимаешь принципиальную невозможность узнать его до конца. множатся грани, слышатся новые голоса, проступают неожиданные краски.
И сегодня на уроке мы узнаем о феномене Серебряного века, раскроем художественную ценность новых направлений в искусстве конца XIX - начала XX вв.
IV . Работа Над Темой Урока
1. лекция учителя с подтверждением основных положений фото-презентацией (на доске)
(Учащиеся составляют тезисы.)
Чтение заранее подготовленным учеником стихотворения К. Бальмонта «»
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце
И выси гор.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре,
Я властелин.
Я победил холодное забвенье,
Создав мечту мою.
Я каждый миг исполнен откровенья,
Всегда пою.
Мою мечту страданья победили,
Но я любим за то.
Кто ровен мне в моей певучей силе?
Никто, никто.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце,
А если день погас,
Я буду петь, я буду петь о солнце
В предсмертный час!
Итак, мы встречаемся с целой вселенной, новым богатейшим и интереснейшим миром - Серебряным веком. Появляется много новых талантливых поэтов, много новых литературных направлений. часто их называют модернистскими или декадентскими.
Слово «модернизм» в переводе с французского означает «новейший», «современный». В русском модернизме были представлены разные течения: , акмеизм, футуризм и др. модернисты отрицали социальные ценности, выступали против реализма. Их целью было создание новой поэтической культуры, содействующей духовному совершенствованию человечества.
Название Серебряный век прочно закрепилось за периодом развития русского искусства конца XIX - начала XX вв. Это было время, даже для русской литературы удивительное обилием имён художников, открывавших в искусстве поистине новые пути: а. а. и О. Э. мандельштам, а. а. Блок и В. Я. Брюсов, Д. С. мережковский и м. Горький, В. В. маяковский и В. В. Хлебников. Этот перечень (разумеется, неполный) можно продолжить именами живописцев (м. а. Врубель, м. В. Нестеров, К. а. Коровин, В. а. Серов, К. а. Сомов и др.), композиторов (а. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, С. В. рахманинов), философов (Н. а. Бердяев, В. В. розанов, Г. П. Федотов, П. а. Флорен ский, л. И. Шестов).
Общим у художников и мыслителей было ощущение начала новой эпохи в развитии человечества и новой эпохи в развитии культуры, искусства. Этим обусловлены напряжённые поиски новых художественных форм, которыми отмечен в истории русской литературы Серебряный век, и прежде всего возникновение новых направлений (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм), претендовавших на наиболее полное, совершенное выражение требований, предъявляемых искусству временем. О том, как это время воспринимали и оценивали современники, позволяют судить уже названия чрезвычайно популярных тогда книг: О. Шпенглера «Закат Европы» (1918–1922), м. Нордау «Вырождение» (1896), внезапно вспыхнувший интерес к «философии пессимизма», у истоков которой стоит имя а. Шопенгауэра. Но характерно и другое: буквально носившееся в воздухе предчувствие неизбежности перемен, которые в конечном счёте окажутся благотворными для человечества. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют
Исторически непродолжительный период на рубеже веков, отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в поэзии, гуманитарных науках, живописи, музыке, театре. Впервые это название было предложено Н. а. Бердяевым. Ещё этот период называют «русским ренессансом». Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решён.
Символизм - первое и самое крупное из модернистских течений, возникшее в россии. Начало теоретическому самоопределению русского было положено Д. С. мережковским, по чьему мнению новому писательскому поколению предстояла «огромная переходная и подготовительная работа». Основными элементами этой работы Д. С. мережковский назвал «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Центральное место в этой триаде понятий было отведено символу.
В известной мере подобные черты были присущи и произведениям м. Горького - самого популярного в то время писателя-реалиста. Будучи чутким наблюдателем, он чрезвычайно выразительно воспроизводил в своих повестях, рассказах, очерках тёмные стороны русской жизни: крестьянскую дикость, мещанскую равнодушную сытость, неограниченный произвол власти ( «Фома Гордеев», пьесы «мещане», «На дне»).
Однако с самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением: в его недрах оформились несколько самостоятельных группировок. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции принято выделять в русском символизме две основные группы поэтов. Приверженцев первой группы, дебютировавших в 1890-е гг., называют «старшими символистами» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Д. С. мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е гг. в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (а. а. Блок, андрей Белый, В. И. и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма - «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества (Вяч. Иванов, например, старше В. Брюсова по возрасту, но проявил себя как символист второго поколения).
Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Символизм пытался создать новую философию культуры,
Стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре XX в. по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали поиск таких форм искусства, постижение которых могло бы вновь объединить людей.
§ 75. Серебряный век русской культуры
Понятие Серебряного века.
Переломный период жизни России в конце XIX - начале ХХ в., связанный с переходом к индустриальному обществу, привел к разрушению многих ценностей и вековых устоев жизни людей. Казалось, менялся не только окружающий мир, но и представления о добре и зле, прекрасном и безобразном и т. д.
Осмысление этих проблем затронуло сферу культуры. Расцвет культуры в этот период был беспрецедентным. Он охватил все виды творческой деятельности, породил плеяду блестящих имен. Этот феномен культуры конца XIX - начала ХХ в. получил название Серебряного века русской культуры. Для него также характерны величайшие достижения, вновь подтвердившие передовые позиции России в этой области. Но культура становится более сложной, результаты творческой деятельности более противоречивыми.
Наука и техника.
В начале ХХ в. главным штабом отечественной науки явилась Академия наук с развившейся системой институтов. Немалую роль в подготовке научных кадров играли университеты с их научными обществами, а также всероссийские съезды ученых.
Значительных успехов достигли исследования в области механики и математики, что позволило развить новые области науки воздухоплавание и электротехнику. Немалую роль в этом сыграли исследования Н.Е.Жуковского , создателя гидро- и аэродинамики, работ по теории авиации, которые послужили основой для авиационной науки.
В 1913 г. в Петербурге на Русско-Балтийском заводе были созданы первые отечественные самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец». В 1911 г. Г. Е. Котельников сконструировал первый ранцевый парашют.
Труды В. И. Вернадского легли в основу биохимии, биогеохимии и радиогеологии. Его отличали широта интересов, постановка глубоких научных проблем и предвидение открытий в самых разных областях.
Великий русский физиолог И. П. Павлов создал учение об условных рефлексах, в котором он дал материалистическое объяснение высшей нервной деятельности человека и животных. В 1904 г. за исследования в области физиологии пищеварения И. П. Павлову - первому из русских ученых - была присуждена Нобелевская премия. Через четыре года (1908) этой премии удостоился И. И. Мецников за исследование проблем иммунологии и инфекционных заболеваний.
«Вехи».
Вскоре после революции 1905 -1907гг. несколько известных публицистов (Н.А Бердяев, С. Н. Булгаков, П. Б. Струве, А С. Изгоев, С. Л. Франк, Б. А Кистяковский, М. О. Гершензон) выпустили книгу «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции».
Авторы «Вех» считали, что революция должна была закончиться после издания Манифеста 17 октября, в результате которого интеллигенция получила те политические свободы, о которых всегда мечтала. Интеллигенция обвинялась в игнорировании национальных и религиозных интересов России, подавлении инакомыслящих, в неуважении к праву, разжигании в массах самых темных инстинктов. Веховцы утверждали, что русская интеллигенция чужда своему народу, который ее ненавидит, и никогда не будет понимать.
Против веховцев выступило множество публицистов, прежде всего сторонников кадетов. Их труды публиковала популярная газета «Новое время».
Литература.
В русскую литературу вошло немало имен, снискавших мировую известность. В их числе И. А. Бунин, А. И. Куприн и М. Горький . Бунин продолжал традиции и проповедовал идеалы русской культуры XIX в. Долгое время проза Бунина оценивалась гораздо ниже его поэзии. И лишь «Деревню» (1910) и «Суходол» (1911), одна из тем которых социальный конфликт в деревне, заставили говорить о нем как о большом писателе. Рассказы и повести Бунина, такие, как «Антоновские яблоки», «Жизнь Арсеньева», принесли ему мировую известность, подтверждением чему стала Нобелевская премия.
Если прозу Бунина отличали строгость, отточенность и совершенность формы, внешняя бесстрастность автора, то в прозе Куприна проявилась стихийность и страстность, свойственные личности писателя. Любимыми его героями были люди душевно чистые, мечтательные и одновременно безвольные и непрактичные. Зачастую любовь в произведениях Куприна кончается гибелью героя («Гранатовый браслет», «Поединок»).
Иным было творчество Горького, который вошел в историю как «буревестник революции». У него был могучий темперамент борца. В его произведениях появились новые, революционные темы и новые, неизвестные до того, литературные герои («Мать», «Фома Гордеев», «Дело Артамоновых»). В ранних рассказах («Макар Чудра») Горький выступил как романтик.
Новые направления в литературе и искусстве.
Важнейшим и крупнейшим течением в литературе и искусстве 90-х годов XIXначала ХХ в. был символизм, признанным идейным вождем которого был поэт и философ В. С. Соловьев . Научному познанию мира
символисты противопоставляли конструирование мира в процессе творчества. Символисты считали, что высшие сферы жизни невозможно познать традиционными путями, они доступны лишь через познание тайных смыслов символов. Поэты-символисты не стремились быть понятыми всеми. В своих стихах они обращались к избранным читателям, делая их своими соавторами.
Символизм способствовал появлению новых течений, одним из которых был акмеизм (от греч. akme - цветущая сила). Признанным главой направления был Н. С. Гумилев . Акмеисты провозглашали возврат от многозначности образов, метафоричности к предметному миру и точному значению слова. Членами кружка акмеистов были А.А.Ахматова, О. Мандельштам . По мысли Гумилева, акмеизм должен был открыть ценность человеческой жизни. Мир должен быть принят во всем его многообразии. Акмеисты использовали в творчестве разные культурные традиции.
Футуризм также был своеобразным ответвлением символизма, но он принял самую крайнюю эстетическую форму. Впервые русский футуризм заявил о себе в 1910 г. выходом сборника «Садок судей» (Д.Д.Бурлюк, В.В.Хлебников и В.В.Каменский). Вскоре авторы сборника вместе с В. Маяковским и А.Крученых образовали группировку кубофутуристов. Футуристы были поэтами улицы - их поддерживали радикальное студенчество и люмпен-пролетариат. Большая часть футуристов, помимо поэзии занимаясь еще и живописью (братья Бурлюки, А Крученых, В. В. Маяковский). В свою очередь, художники-футуристы К.С.Малевич и В. В. Кандинский писали стихи.
Футуризм стал поэзией протеста, стремящегося к разрушению существующих порядков. Вместе с тем футуристы подобно символистам мечтали о создании искусства, способного преобразовать мир. Больше всего они страшились равнодушия к ним и потому пользовались любым поводом для публичного скандала.
Живопись.
В конце XIX - начале ХХ в. продолжали свою творческую деятельность такие видные русские живописцы второй половины минувшего века, как В. И. Суриков, братья Васнецовы, И. Е. Репин.
В конце столетия в русскую живопись пришли К. А Коровин и М. А Врубель. Пейзажи Коровина отличались яркими красками и романтической приподнятостью, ощущением воздуха на картине. Ярчайшим представителем символизма в живописи был М.А.Врубель. Его картины, словно мозаика, слеплены из искрящихся кусочков. Сочетания цветов в них имели собственные смысловые значения. Сюжеты Врубеля поражают фантастикой.
Значительную роль в русском искусстве начала ХХ в. играло движение «Мир искусства» , возникшее как своеобразная реакция на движение передвижников. Идейной основой работ «мирискусников» было изображение не грубых реалий современной жизни, а вечных тем мировой живописи. Одним из идейных вождей «Мира искусства» был А. Н. Бенуа, обладавший разносторонними дapованиями. Он был живописцем, графиком, театральным художником, историком искусства.
Деятельности «Мира искусства» было противопоставлено творчество молодых художников, группирующихся в организациях «Бубновый валет» и «Союз молодежи». Эти общества не имели своей программы, в них были и символисты, и футуристы, и кубисты, но каждый художник имел свое творческое лицо.
Такими художниками были П. Н. Филонов и В. В. Кандинский.
Филонов в своей живописной технике тяготел к футуризму. Кандинский - к новейшему искусству, нередко изображая лишь очертания предметов. Его можно назвать отцом русской абстрактной живописи.
Не такими были картины К. С. Петрова- Водкина, сохранившего в своих полотнах национальные традиции живописи, но придавшего им особую форму. Таковы его полотна «Купание красного коню>, напоминающее изображение Георгия Победоносца, и «Девушки на Волге», где отчетливо прослеживается связь с русской реалистической живописью XIX столетия.
Музыка.
Крупнейшими русскими композиторами начала ХХ столетия были А.И. Скрябин и С. В. Рахманинов, творчество которых, взволнованное, приподнятое по своему характеру, было особенно близко широким общественным кругам в период напряженного ожидания революции 1905-1907 п. При этом Скрябин от романтических традиций эволюционировал к символизму, предвидя многие новаторские течения революционной эпохи. Строй музыки Рахманинова был более традиционен. В нем отчетливо видна связь с музыкальным наследием минувшего столетия. В его произведениях душевное состояние обычно соединялось с картинами внешнего мира, поэзией русской природы или образами прошлого.