Личная драма актёра Юрия Богатырева. Юрий Богатырев: биография, личная жизнь, нетрадиционная Юрий богатырев биография личная жизнь нетрадиционная ориентация

Фильмография:

1970 Спокойный день в конце войны
1974 Свой среди чужих, чужой среди своих
1974 Таня
1975 Раба любви
1975 Там, за горизонтом
1976 Два капитана
1976 Мартин Иден
1976 Неоконченная пьеса для механического пианино
1977 Объяснение в любви
1978 Двенадцатая ночь
1979 Несколько дней из жизни И. И. Обломова
1979 Отпуск в сентябре
1979 Последняя охота
1980 Глубокие родственники
1980 Мой папа - идеалист
1981 Две строчки мелким шрифтом
1981 И с вами снова я...
1981 Родня
1982 Время для размышлений
1982 Нежданно-негаданно
1983 Где-то в губернском саду ("Кое-что из губернской жизни")
1983 Карантин
1983 Уникум
1984 Злой мальчик
1984 Мертвые души
1984 Чужая жена и муж под кроватью
1987 Доченька
1987 Кувырок через голову
1987 Очи черные
1987 Первая встреча, последняя встреча
1988 Полет птицы
1988 Презумпция невиновности
1989 Дон Сезар де Базан

02.03.1947, Рига - 02.02.1989, Москва

Народный артист России (1988)

Детство

Родился Юрий Богатырев в Риге, в семье военного моряка. Затем семья Богатыревых перебралась в Ленинград, а чуть позже в Москву. С детства Юру дразнили «девчоночником», и это не случайно. Мальчик был не по-мальчишески изящен и нежен. Да и дружил белобрысый мальчик исключительно с соседскими девочками. Вместе играли в куклы – в импровизированном «кукольном театре» во дворе дома на Левобережной. Маленький режиссер сам мастерил кукол из старых маминых халатов, шил занавес, распределял роли, ставил и играл.

Учась в средней школе, Юра всерьез увлекся рисованием. После восьмого класса он поступил в художественно-промышленное училище имени М. И. Калинина. Студенты училища выезжали в подмосковные леса на этюды. Там то Юра и познакомился с ребятами из кукольного театра-студии «Глобус» Владимира Штейна. Общение с ними пробудило в юноше страсть к сцене, и в 1966 году он подал документы в театральное училище имени Б.В.Щукина

"Современник"

По окончании в 1971 году Щукинского училища Юрий Богатырев был принят в Московский театр «Современник», где проработал до 1977 года.

Вспоминает Виталий Вульф: «Я помню Юру, когда он пришел в «Современник», это был 1971 год. Тогда же пришел Фокин и Райкин. В «Современнике» его встретили очень хорошо. Всем было понятно, что пришел талантливый мальчик. Очень нервный, очень добрый, очень открытый. Я всегда поражался степенью его открытости. Его педагог Катин-Ярцев как-то позвонил мне и сказал, что больше всего беспокоится за Богатырева, потому что он так не похож на других, так беззащитен перед миром.

Юра был очень теплый, приятный, в театре его любили. Всегда у него были какие-то грустные глаза. При этом у Юры была поразительная ирония по отношению ко всему - очень редкое актерское качество. Он понимал, что нельзя все принимать всерьез. …Он был очень гармоничным человеком, но жил очень негармонично».

Кино

В кино Юрий Богатырев дебютировал в 1970 году в короткометражном фильме Никиты Михалкова «Спокойный день в конце войны». А известность к актеру пришла четырьмя годами позже, когда Богатырев снялся в знаменитом «вестерне» Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Действие фильма происходит в 20-е годы в маленьком губернском городке на юге России. Богатырев сыграл одну из главных ролей - красноармейца Егора Шилова, на которого падает подозрение в предательстве. Он сбежав от товарищей, один должен вернуть золото, похищенное бандитами, чтобы доказать свою невиновность.

Кстати, лучшие свои драматические роли Юрий Богатырев исполнил в фильмах именно Никиты Михалкова. Это - Серж Войницев в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино» (по мотивам Чеховских рассказов, 1976), Штольц в драме «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (по произведению Гончарова, 1979), Стасик в семейной драме «Родня» (1981).

К началу 80-х Юрий Богатырев был уже признанным мастером отечественного кино. Помимо уже упомянутых фильмов стоит отметить работу актера в телесериале Е.Карелова «Два капитана» (1976), снятом по одноименному роману Вениамина Каверина. Богатырев великолепно исполнил роль негодяя Ромашова, одержимого страстью к дочери капитана Татаринова Кате (Елена Прудникова).

Наиболее значительной в творчестве актера стала роль Филиппка в картине «Объяснение в любви», вышедшей на экраны в 1978 году. В этом эпическом полотне охвачена жизнь страны почти за полвека: на экране появляется и пустынная, словно умирающая Москва 1919 года, и коллективизация на селе, и стройки 1930-х гг., и трагические перипетии войны, и светлый день победы. И сквозь весь фильм проходит любовная драма журналиста по имени Филипп, соприкасающегося по долгу службы с эпохальными событиями, а в междучасье пылающего страстью к своей Зиночке - примерной хозяйке, вечно хлопочущей по дому, но всегда готовой - для разнообразия - изменять мужу.

Оригинальный художник-портретист, талантливый прозаик Богатырев обладал способностью к внутреннему и внешнему перевоплощениям. В нем органически сочетались парадоксальная острота творческого мышления, богатство выразительных средств и простота исполнительского мастерства. Актеру были подвластны комедийность и драматизм, фарс и трагедия.

Одна из последних работ Юрия Богатырева - костюмная лента «Дон Сезар де Базан», в которой также снялся великолепный актерский ансамбль - Михаил Боярский , Анна Самохина, Игорь Дмитриев , Михаил Светин.

Трагедия жизни

Без преувеличений можно сказать, что Богатырева любила вся страна. Тогда, в 80-е, трудно было представить, что жизнь известного человека может быть тяжелой и трагичной.

Вспоминает Нелли Игнатьева: «Грустно, но у него было достаточно завистников. Ему безумно завидовали менее успешные коллеги. Завидовали и тому, что у него столько ролей, и тому, что он был один из самых богатых актеров того времени, - ведь Юра много снимался и имел деньги, завидовали тому, что не могли отдать ему долги. Завидовали его внешне железному здоровью. Завидовали даже тому, что одинок, а они связаны женами и детьми, которые постоянно что-то требуют. А Юра как бы никому ничего не должен».

С 1976 года Юрий Богатырев работал во МХАТе. То, с чем он там столкнулся – зависть, интриги, подлость и лицемерие - приводило его в ужас. Он даже иногда рыдал: «Я не могу, я не вынесу!».

Среди мхатовцев пьянство считалось нормой. Доходило до того, что считалось, что не пить нельзя: «Кто не пьет - тот продаст». Юрий в таких количествах пить не мог, но… Пользуясь тем, что Юрий не мог отказать, спившиеся актеры по ночам приезжали к нему на квартиру. Такси и водку Богатыреву приходилось оплачивать из своих денег, которых ему и самому на жизнь не хватало.

Личная жизнь

Не лучше его дела обстояли и в личной жизни. Юрий так и не нашел свою настоящую любовь. Партнершами по экрану и театру он увлекался постоянно – пылко, страстно. Елена Соловей , Ольга Яковлева, Анастасия Вертинская , Светлана Крючкова … На каждой из них он хотел жениться. В мечтах. Но это были платонические чувства – светлые и чистые.

Объяснение в любви 1977 г

...Мелодрама 1977 Производительность: "Ленфильм", СССР Режиссёр: Илья Авербах Фильм поставлен по мотивам прозы Е.Габриловича Актёры: Юрий Гончаров, Юрий Богатырев, Эва Шикульска, Светлана Крючкова, Николай Ферапонтов, Никита Сергеев, Кирилл Лавров, Иван Бортник, Елена Санько, Денис Кучер, Даша Михайлова, Бруно Фрейндлих, Ангелина Степанова, Анатолий Коваленко Сценарий: Павел Финн Оператор: Дмитрий Долинин Художник: Владимир Светозаров Филиппок, так прозвали героя картины друзья, был наделен от природы самой неромантической внешностью. Он носил очки, лицо было округло, наивно, чуть ли не глуповато. От него так и веяло добротой и светом, и был он крайне неприспособлен к практической жизни, но порядочен, скромен, честен. Он писал, и не потому, что мечтал о славе и богатстве, а потому что не мог, наверное, не писать. Филиппку повезло, он встретил женщину и полюбил ее, одну-единственную, на всю жизнь - Зиночку, вдову комиссара, воспитывающую сына Ваську. Зиночка взяла Филиппка к себе, надеясь "сделать из него человека". Чего только она ни предпринимала, чтобы помочь его карьере. Филиппок стал журналистом, но не об этом фильм. Картина о большой, редкой любви, без которой не было бы книги и не нужен был бы фильм.

Юрий Георгиевич Богатырев – актер советского кинематографа и театра, Народный артист РСФСР.

Юрий родился 2 марта 1947 года в столице Латвии в семье офицера военно-морского флота Георгия Андриановича Богатырева и домохозяйки Татьяны Васильевны. Помимо Юрия в семье воспитывалась еще дочь Маргарита.

Мальчик с детства рос необычным ребенком: любил шить одежду для кукол, был ранимым и чутким. В ранние годы страдал лунатизмом. В 1953 году семья переехала в Москву, где Юрий стал посещать художественную школу. По выходным мальчик устраивал представления самодеятельного театра кукол для соседей и родных.


Когда подошла пора выбора профессии, Богатырев решил связать жизнь с изобразительным искусством. В 1962 году юноша становится студентом Художественно-промышленного училища им. М. Калинина по специальности «Художник по коврам». В каникулы Богатырев подрабатывал зарисовками археологических находок на раскопках. Вместе с сокурсниками выезжал на пленэр для оттачивания мастерства.


Во время одного из таких занятий на природе в 1965 году Богатырев подружился со студийцами детского кукольного театра «Глобус», руководителем которого был педагог Владимир Михайлович Штейн. Богатырев начал репетировать с коллективом, выступать в постановках, одна из которых даже была показана по советскому телевидению. В 1967 году Юрий поступает в Щукинское училище в мастерскую Юрия Васильевича Катина-Ярцева на один курс с , и .

Театр

Работая в начале 70-х в «Современнике», Юрий Богатырев долго оставался на второстепенных ролях. Артист сыграл более чем в 15 постановках режиссеров , В. Фокина, Г. Товстоногова, А.А. Алова, . Наиболее известными работами Богатырева стали роли в спектаклях «Вечно живые» по пьесе В. Розова, «Вишневый сад» и «Двенадцатая ночь» . В 1977 году Юрий Георгиевич переводится во МХАТ по приглашению Олега Ефремова.


Юрий Богатырев в спектакле "Двенадцатая ночь"

Здесь Богатырев попадает в актерский состав спектаклей «Дни Турбиных» , «Живой труп» , «Тартюф» , «Чайка» А. Чехова. Долгое время Юрий Богатырев не мог получить в Москве собственного жилья. Актеру приходилось жить то в общежитии, то у друзей: К. Райкина или . В 1981 году, после получения звания Заслуженного артиста РСФСР, Юрию Георгиевичу наконец дали однокомнатную квартиру на улице Гиляровского.

Фильмы

Знакомство в конце 60-х годов с начинающим кинорежиссером имело большое значение для творческой биографии Богатырева. Сотрудничество с режиссером обернулось для Юрия Георгиевича большим количеством разноплановых ролей. В 1970 году артист дебютировал в дипломной работе Никиты Сергеевича «Спокойный день в конце войны» и сразу приобрел популярность среди кинематографистов.


Через четыре года Богатырев перевоплотился в главного персонажа - чекиста Егора Шилова - в картине начинающего мастера «Свой среди чужих, чужой среди своих», которая снималась на Кавказе. За несколько месяцев до съемок Юрий сел на диету, чтобы в кадре выглядеть спортивным и подтянутым. Для фильма актеру пришлось научиться сидеть в седле, что у него получилось легко и быстро.


Джигитовки Богатырева производили впечатление даже на видавших виды местных жителей, чеченцев. Юрий Богатырев всего себя отдавал игре. Не побоялся артист вместе с другом Константином Райкиным прыгнуть с обрыва в горную реку, что едва не закончилось трагедией для обоих.


Для Никиты Михалкова Богатырев стал одним из основных актеров. Юрий Георгиевич появился в картине режиссера «Неоконченная пьеса для механического пианино», в которой специально для артиста была написана роль Войницева, в экранизации «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», где сыграл полную противоположность собственному характеру Андрея Штольца.


В 1981 году Юрий Богатырев исполнил роль Стасика в комедии «Родня», где сыграли также и . В 1986 году Михалков пригласил Богатырева в проект «Очи черные», где партнерами артиста по рабочей площадке стали , Ирина Сафонова, .


Среди других значимых работ Юрия Богатырева числятся приключенческий фильм Евгения Карелова «Два капитана», драма «Объяснение в любви», экранизация пьесы А. Вампилова «Отпуск в сентябре», картина Игоря Шешукова «Последняя охота», мелодрама «Мой папа – идеалист», семейная драма Сергея Ашкенази «Время для размышлений».


В сериале 1984 года «Мертвые души» режиссер Михаил Швейцер собрал звездный актерский состав. Помимо Богатырева в бессмертной трагикомедии сыграли , Иннокентий Смоктуновский, .


Последними работами в кинематографе для Юрия Богатырева стали драма «Полет птицы», где актер появился в ансамбле с и , приключенческая комедия «Презумпция невиновности», в которой вместе с Богатыревым сыграли и , и музыкальный фильм «Дон Сезар де Базан» с и в главных ролях.


Юрий Богатырев в фильме "Дон Сезар де Базан"

Большое место в фильмографии артиста заняли его работы в телеспектаклях «Таня», «Когда-то в Калифорнии», «Мартин Иден», в телеверсиях спектаклей театра «Современник» и МХАТ «Вечно живые», «Двенадцатая ночь», «Мятеж», «Возчик Геншель». Будучи сам большим ребенком, Юрий Богатырев охотно участвовал в съемках передач и экранизаций для детей, которые выходили по центральному телевидению: «Человек из страны Грин», «Этот фантастический мир», «Стихи », «Путь».

Личная жизнь

Актеру Юрию Богатыреву в кино и на сцене часто приходилось преображаться в добропорядочного семьянина. Среди его экранных жен можно вспомнить , Наталью Назарову, Светлану Крючкову. Но в личной жизни Юрия Георгиевича все складывалось совсем непросто. Актеру не удалось создать счастливой семьи, хотя Юрий любил детей. С женщинами артист поддерживал нежные дружеские отношения. Подругами Юрия были , Наталья Гундарева, Наталья Варлей. Но все чаще в жизни актера появлялись мужчины.


Юрий Богатырев осознал собственную нетрадиционную ориентацию достаточно поздно. Актер стыдился, что он гей, и от этого начал уходить в запои, которыми глушил приступы депрессии. Перебороть тягу к запретным связям Богатыреву удалось лишь однажды, когда Юрий проникся нежным чувством к малоизвестной актрисе Надежде Серой.


Женщина после развода с первым мужем оказалась с ребенком практически на улице. Юрий Богатырев протянул Надежде руку помощи: молодые люди расписались в московском ЗАГСе, и девушке удалось остаться в Москве. Пара планировала съехаться после устранения жилищных проблем. Но Юрий тянул время и даже не сообщил собственной матери о свадьбе.

Смерть

В последние месяцы жизни Юрий Богатырев начал принимать по назначению врача антидепрессанты. Артиста угнетали психологические проблемы, с которыми он не мог самостоятельно справиться. В ночь на 2 февраля Юрий Георгиевич принял лекарства и лег спать. Ночью у актера случился сердечный приступ. «Скорая помощь» по инструкции вколола Богатыреву клофелин, доза которого оказалась смертельной в сочетании с медицинскими препаратами для лечения депрессии. В результате развилось шоковое состояние, которое и стало причиной смерти актера.


Накануне Богатырев готовил выставку собственных художественных работ, так как увлечение молодости – живопись – не бросал до конца жизни. Но во время похорон, которые состоялись 6 февраля, многие из картин Юрия Георгиевича бесследно исчезли, так же как и гонорар от итальянского продюсера. Могила Богатырева находится на Ваганьковском кладбище.

Память

В память о Юрии Богатыреве было создано несколько передач и документальных фильмов. посвятил другу выпуск программы «Чтобы помнили», на канале «Культура» вышел фильм «Острова», на телеканале «Россия-1» – лента «Большой-большой ребенок. Юрий Богатырев».

25 февраля 2017 на канале ТВЦ состоялась премьера документального фильма «Юрий Богатырев. Украденная жизнь», в котором использовались редкие фото и документы из семейного архива Богатыревых, а также свидетельства друзей актера.

Фильмография

  • «Спокойный день в конце войны» – 1970
  • «Свой среди чужих, чужой среди своих» – 1974
  • «Раба любви» – 1975
  • «Неоконченная пьеса для механического пианино» – 1976
  • «Несколько дней из жизни И.И.Обломова» – 1979
  • «Отпуск в сентябре» – 1979
  • «Последняя охота» – 1979
  • «Мой папа – идеалист» – 1980
  • «Родня» – 1981
  • «Мертвые души» – 1984
  • «Очи черные» – 1987
  • «Презумпция невиновности» – 1988
  • «Дон Сезар де Базан» – 1989

У Юры было мало друзей. Но как только он получал деньги, их становилось невероятное количество.

Станислав Садальский

В кино Юрий мог сыграть кого угодно: красногвардейского мачо («Свой среди чужих, чужой среди своих»), мерзавца («Два капитана»), рохлю («Неоконченная пьеса для механического пианино»), железного прагматика Штольца. В жизни Богатырев тянул скорее на Обломова: роль взрослого мужчины была единственной, которая давалась ему с большим трудом.

Он напоминал обиженного ребенка, послушного воле взрослых, и даже пить начал за компанию. «В Юре было необычное переплетение, - говорил Никита Михалков. - С одной стороны, мощный, выше всех на голову, шире всех в плечах, а с другой - доверчивый, трогательно ранимый. Он мог играть супермена, но однажды на репетиции я заметил, что он складывает кулак по-женски».

Всю сознательную жизнь Богатырева мучили три вещи, которые он сам считал дурными напастями: алкоголизм, лишний вес и собственная сексуальная ориентация. В детстве он играл в куклы с девочками и по ночам любил одеваться в мамин шелковый халат; в зрелые годы его окружали поклонницы, которые могли рассчитывать максимум на дружбу. Его оголтелое пьянство и вызванная им ранняя смерть напрямую связаны с гомосексуальностью: актер был не в восторге от своей инаковости и предпочитал топить неприятные мысли в вине.

Он несколько раз пытался завязать и не только переставал пить, но и ударялся в вегетарианство (от этого Богатырева отвадила гурманка Ия Саввина, про их застолья по Москве ходили легенды). К концу жизни Богатырев располнел и горстями глотал несовместимые с алкоголем антидепрессанты.

Александр Адабашьян вспоминал: «Свою «непохожесть» Юра переживал очень болезненно. Пил, совершал в пьяном виде глупости, от которых потом безумно страдал и которых стыдился». Друзья пытались спасти Богатырева от алкоголизма, но в итоге уходили в запой вместе с ним. Нередко на съемки актера привозили из больницы.

Михалков планировал снять Богатырева в роли алкоголика генерала Радлова в «Сибирском цирюльнике», но не получилось: сердце 42-летнего актера отказалось поддерживать его творческие и алкогольные амбиции. Капля никотина убивает лошадь, капля водки - богатыря.

Гений против употребления

1971-1973 После театрального училища Богатырева принимают в «Современник». Дебютирует в фильме «Спокойный день в конце вой­ны». Пьет шумно, но умеренно. Подруга Нелли Игнатьева: «Юра в два часа ночи отправился ночевать к своему сопернику. А тот жил в коммунальной квартире. Оба были навеселе. Стали раздеваться, свалили огромную старинную вешалку, выскочили соседи, начался шум... Потом они полночи просидели на кухне, решая, кому я все-таки достанусь» (из книги Н. Бобровой «Юрий Богатырев: не такой, как все», М., 2001).

1974-1975 Первая звездная роль в дебюте Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» приносит Богатыреву известность и гонорары. Начинает крепко пить. Спившиеся актеры ночами ловили таксистов с водкой, на этом же такси приезжали к нему с бутылкой, и Богатырев шел расплачиваться - и за такси, и за водку.

1976-1977 Снимается в «Двух капитанах», «Неоконченной пьесе для механического пианино», играет Филиппка в фильме «Объяснение в любви». Переходит во МХАТ, где начинает пить по-черному. «Среди мхатовцев, увы, пьянство доходило до того, что не пить было нельзя. Поэтому он первое время приходил в ужас и иногда рыдал: «Я не могу, я не вынесу!» - вспоминает Зинаида Попова. Фиктивно женится на соседке, сделав ей предложение по пьяни.

1978-1981 Пик карьеры и пьянства. Великие роли у Михалкова в «Обломове» и «Родне». Журналистка Кларисса Столярова: «Как-то он пришел на спектакль в очень плохом состоянии. Помогли компрессы, душ... он вышел играть. Но в следующий раз не смог. На следующий день я уложила его в больницу».

1988-1989 Получает звание народного артиста, феерически играет в своем последнем фильме - телефарсе «Дон Сезар де Базан». В очередной раз выписывается из больницы. Получив гонорар от итальянского продюсера за «Очи черные», устраивает дружеское застолье - несколько приятелей и сосед-милиционер Аркадий, сумевший достать вино в сложный период борьбы с алкоголизмом. 2 февраля 1989 года, забыв о том, что принимает антидепрессанты, Богатырев пьет шампанское и умирает.

Собутыльники

МИХАИЛ СВЕТИН
«Дон Сезар» мне запомнился тем, что Юра на съемках страшно пил. Он пил лак, не брезговал лось­онами на спирту. Играл совершенно пьяным. Гениальный актер! Как ему удавалось выглядеть трезвым на экране?»

БРОНИСЛАВ БРОНДУКОВ
«Я тоже выпивал в компаниях. Но запоев не было. Очень сочувствую алкоголикам. Встретил Юру Богатырева незадолго до его смерти: «Ну пойдем, Борь, выпьем! Мне надо!» Он очень сильно пил, мог с утра побежать за водкой».

МИХАЛКОВ И АДАБАШЬЯН
Кончаловский: «У нас стояло несколько бутылей под лестницей. К бутыли прикладывались все: Никита, Адабашьян, Богатырев. Если водка была заперта в шкафу, то двигали шкаф, отвинчивали стенку и доставали бутылку».

Заслуженный артист РСФСР (16.01.1981).
Народный артист РСФСР (17.03.1988).

Отец – Георгий Андрианович Богатырёв, офицер ВМФ. В 1953 году его, как одного из лучших офицеров, перевели из Ленинграда в Москву, в распоряжение штаба МВФ.
В детстве любимым занятием будущего актёра был кукольный театр, другим увлечением – рисование.
В 1964 году, закончив восемь классов, поступил в Художественно-промышленное училище имени Михаила Калинина, чтобы стать художником по коврам.
В 1965 году стал участником детского кукольного театра «Глобус», юные актёры посещали театры, кино, музеи, вечера в Доме актёра, выступали в Домах культуры.
В 1967 году поступил в Московское Театральное училище имени Б.В. Щукина, на курс Юрия Васильевича Катина-Ярцева.

В 1971 году, после окончания Щукинского училища, был принят в труппу театра «Современник», где долго не получал серьёзных ролей. Со временем стал много играть, лучшими ролями стали герцог Орсино в «Двенадцатой ночи» по Шекспиру и Марк в пьесе Виктора Розова «Вечно живые».
В ноябре 1974 года на экраны страны вышел фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих», в котором актёр сыграл Егора Шилова – человека, несправедливо заподозренного в предательстве и доказывающего свою невиновность. Съёмки проходили в Чечне, в горных и предгорных станицах и аулах. Местные жители, знавшие толк в лошадях и джигитовке, не раз восхищались тем, как актёр ездил верхом. В седле он держался так, как будто занимался верховой ездой всю жизнь, и с лошадью управлялся как опытный наездник.

В 1977 году Олег Ефремов пригласил Юрия Богатырёва во МХАТ. Некоторое время актёр играл в двух театрах.
В 1980 году снялся в картине «Родня», ещё одном фильме Никиты Михалкова. Сыграл роль Стасика – мешковатого растяпы, которого обманывает жена, бьёт тёща, не ставит ни в грош дочь. Но Михалков хотел, чтобы этот персонаж не был столь однозначным, чтобы это был трогательный человек, который никому не приносит зла, большой ребёнок. Богатырёв сыграл его великолепно, этот образ был внутренне ему очень близок.

После присвоения звания Богатырёв наконец-то получил свою первую однокомнатную квартиру на улице Гиляровского в Москве. Однако прожил он в ней совсем недолго.
Юрий Богатырёв много рисовал, писал портреты друзей, композиции на темы любимых фильмов или пьес.
В конце января он готовил первую в своей жизни персональную выставку живописи в филиале Бахрушинского музея на Тверском бульваре – отобрал работы, придумал название. Она должна была открыться в Москве 6 февраля 1989 года. Но судьба распорядилась иначе. Присутствовать на её открытии ему не довелось. В этот день состоялись его похороны.

Накануне гибели актёр получил гонорар от итальянского продюсера за фильм "Очи чёрные" и вечером 1 февраля 1989 года он собрал по этому поводу компанию в своей квартире по улице Гиляровского. Ближе к полуночи Богатырёву стало плохо с сердцем. После очередного сердечного приступа ему вызвали «скорую помощь», и фельдшер, пытаясь его спасти, ввёл ему в сердце препарат не совместимый с алкоголем. Смерть актёра наступила мгновенно.
Так, в ночь с 1 на 2 февраля 1989 года не дожив месяца до собственного сорокадвухлетия в своей крохотной московской квартире ушёл из жизни Юрий Георгиевич Богатырёв.

Похоронен актёр на Писательской аллее Ваганьковского кладбища Москвы (участок № 24).

Жизни и творчеству актера посвящена глава 16 цикла "Чтобы помнили" Леонида Филатова.

Работы на радио
1977 - Двенадцатая ночь (У. Шекспир; режиссёр: П. Джеймс) - герцог Орсино
1982 - Моцарт и Сальери (А. Пушкин; режиссёр: А. В. Эфрос) - Сальери
1985 - Жди меня (К. Симонов; режиссёр: Э. Верник) - Панов
1986 - Открытая книга (В. Каверин; режиссёр: Э. Верник) - Раевский
1986 - Наука расставания (В. Каверин; режиссёр: Э. Верник) - военкор Незлобин
1988 - В тумане. Страницы повести (В. Быков)
Курьерский поезд. Рассказ (Д. Буццати)
Завтра была война (Б. Васильев; режиссёр: Л. Веледницкая) - отец Вики
Прекрасная нивернезка. Рассказ (А. Додэ)
Двенадцать стульев. Главы из романа (И. Ильф, Е. Петров)
Простая вещь (по «Рассказу о простой вещи» Б. Лавренева; режиссёр: В. Хлестов) - капитан Туманович
Тобольский летописец (Л. Мартынов; режиссёр: А. Горовацкий) - Карт
Выстрел (А. Пушкин; режиссёр: Б. Щедрин) - граф
Тюльпан, камень, меч (Серд Карлос, Сантис Омар Сааведра; режиссёр: Э. Кольбус) - Сальседа
Дым отечества. Страницы повести (К. Симонов)
Утро помещика. Главы из повести (Л. Н. Толстой)
Мятеж (по роману Д. Фурманова; режиссёр: В. Шиловский) - Фурманов
Банкет в честь Тиллотсона. Новелла (О. Хаксли)
Стихи С. Есенина, С. Надсона, Л. Мартынова, К. Мумина, Т. Табидзе, Г. Тукая

театральные работы

Московский театр «Современник»
1971 - «Свой остров» Р. Каугвера; постановка: Г.Б. Волчек - Янус
1971 - «Тоот, другие и майор» И. Эркеня; постановка: А.А. Алов, В.Н. Наумов - Священник
1971 - «Валентин и Валентина» М.М. Рощина; постановка: В.В. Фокин - Карандашов
1971 - «Большевики» М.Ф. Шатрова; постановка: О.Н. Ефремов, Г.Б. Волчек - Курский
1972 - «Всегда в продаже» В.П. Аксёнова; постановка: О.Н. Ефремов - Треугольников
1972 - «Вечно живые» В.С. Розова; постановка: О.Н. Ефремов - Марк
1973 - «Как брат брату» Д. Рейба; постановка: А. Вайда - Сержант
1973 - «Белоснежка и семь гномов» Л.Н. Устинова, О.П. Табакова; постановка: О.П. Табаков, Г.Б. Волчек) - Гном Суббота
1973 - «Погода на завтра» М.Ф. Шатрова; постановка: Г.Б. Волчек, И.Л. Райхельгауз, В.В. Фокин - Работник отдела кадров
1974 - «Принцесса и дровосек» Г. Б. Волчек, М. Микаэлян; постановка: Г.Б. Волчек, О.И. Даль - Водяной
1974 - «С любимыми не расставайтесь» А.М. Володина; постановка: В. В. Фокин - Алфёров
1974 - «Балалайкин и Ко» по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия»; постановка: Г. А. Товстоногов - Кшепшицюльский
1974 - «Четыре капли» В.С. Розова; постановка: В.В. Фокин - Сёмин
1975 - «Двенадцатая ночь» У. Шекспира; постановка: П. Джеймс - Герцог Орсино
1975 - «Эшелон» М.М. Рощина; постановка: Г. Волчек, И. Райхельгауз - Автор, ведущий рассказ
1976 - Вишнёвый сад А.П. Чехова; постановка: Г.Б. Волчек - Лопахин

МХАТ (после раздела театра - МХТ имени А. П. Чехова)
1977 - «Мятеж» по роману Д.А. Фурманова; постановка: В.Н. Шиловский - Фурманов
1978 - «Дни Турбиных» М.А. Булгакова; постановка: Л.В. Варпаховский - Алексей Турбин
1978 - «Эльдорадо» А. Соколовой; постановка: О.Н. Ефремов - Евгений
1981 - «Возчик Геншель» Г. Гауптмана; постановка: В.П. Салюк - Зибенгар
1981 - «Путь» А.О. Ремеза; режиссёр: В. Саркисов, постановка: А. Васильев - Илья Николаевич Ульянов
1981 - «Тартюф» Мольера; постановка: А.В. Эфрос - Клеант
1981 - «Так победим!» М.Ф. Шатрова; постановка: О. Н. Ефремов, Р. А. Сирота - Член ЦК РКП(б)
1982 - «Живой труп» Л.Н. Толстого; постановка: А.В. Эфрос - Каренин
1983 - «Старый Новый год» М.М. Рощина; постановка: О.Н. Ефремов - Полуорлов
1983 - «Чайка» А.П. Чехова; постановка: О.Н. Ефремов - Тригорин
1984 - «Попытка полёта» Й. Радичкова; постановка: М. Киселов - Учитель Киро
1985 - «Юристы» Р. Хоххута; постановка: Г. Флеккенштайн - Хеммерлинг
1986 - «Чокнутая» («Зинуля») А И. Гельмана; режиссёр: Н. Скорик, постановка: О.Н. Ефремов - Фёдор Иванович
1987 - «Перламутровая Зинаида» М.М. Рощина; постановка: О.Н. Ефремов, Н. Скорик - Юрик (1987), Табак (1988)

// Фото: Шерстенников / РИА Новости

Сегодня исполняется 70 лет со дня рождения народного артиста РСФСР Юрия Богатырева. Мужчина скончался 2 февраля 1989 года в Москве. Той роковой ночью у Богатырева случился сердечный приступ. Приехавшая на место происшествия бригада «скорой помощи» ввела актеру клофелин, оказавшийся несовместимым с антидепрессантами, к которым пристрастился мужчина. Как итог – у знаменитости мгновенно остановилось сердце.

НЕДООЦЕНЕННЫЙ ХУДОЖНИК

Спустя 28 лет после смерти звезды кино и театра его друзья продолжают делиться воспоминаниями о близком человеке. Так, Станислав Садальский рассказал об одном из увлечений Юрия Богатырева. Артист поведал, что его приятель любил рисовать и был талантливым, но не признанным художником. К слову, первая выставка произведений Юрия Богатырева открылась 6 февраля 1989 года в Доме-музее Ермоловой. Он не дожил до этого долгожданного события буквально несколько дней.

«Юра был знатоком живописи, настоящим ценителем. Это теперь говорят, что он – гений, настоящий недооцененный художник, устраиваются его выставки, издаются альбомы. А тогда... Он нарисовал мой портрет за несколько минут… А я чуть не потерял его...» – поделился Садальский в своем блоге.

// Фото: ЖЖ Станислава Садальского

Друзья Богатырева считали, что увлечение живописью стало продолжением его актерской карьеры. Сам Юрий Богатырев был согласен с мнением близких людей и охотно признавал, что не конкурирует с известными художниками. Мужчина и подумать не мог, что со временем искусствоведы начнут ценить его творчество. «Я рисую людей, с которыми учился, работал, встречался, а также композиции на темы любимых литературных и драматических произведений. Ни в коей мере я не смею претендовать на профессионализм, и мои рисунки могут служить, пожалуй, лишь штрихами к портрету артиста. Вглядываясь в лица людей или размышляя над страницами литературных произведений с помощью бумаги и красок, я как бы «продолжаю» актерскую профессию», – говорил мужчина.

«Он как будто обладал способностью «вытягивать» какое-то внутреннее свойство человека, недоступное взглядам окружающих», – рассказала в эфире телеканала «Культура» Ирина Гамула, главный хранитель государственного театрального музея имени Бахрушина.

// Фото: кадр программы «Раскрывая тайны звезд»

Вместе с тем Богатырев отличался какой-то бытовой неустроенностью. Близкие актера поведали о том, что он не нагружал себя работой по хозяйству. Все свое свободное время артист предпочитал посвящать искусству.

«Он всегда был занят не бытом и либо рисовал, либо читал или разговаривал. Он выходил в каком-то полурваном халате, и возникало ощущение, что это персонаж Островского. Он делал яичницу так, что она походила на картину», – рассказал режиссер Иосиф Райхельгауз.

Интересно, что Юрий Богатырев долгое время предпочитал жить в театральном общежитии. Именно туда он возвращался после светских вечеринок и торжественных приемов. Артист переехал оттуда лишь в 1981 году, когда ему вручили звание заслуженного артиста РСФСР. Тогда актеру подарили однокомнатную квартиру на улице Гиляровского.

РАБОТА С НИКИТОЙ МИХАЛКОВЫМ

Никита Михалков стал режиссером, открывшим Юрия Богатырева для кинематографа. Молодой актер сыграл немца в его дипломной картине «Спокойный день в конце войны», вышедшей на экраны в 1970 году. «Юра Богатырев – замечательный, потрясающий, великий русский артист. Остается только сожалеть, что он многого не сделал и слишком рано ушел», – отметил Михалков в сюжете телеканала «Культура».

В дальнейшем сотрудничество с Никитой Сергеевичем продолжилось. В 1974 году советские зрители увидели фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих», в котором Юрий Богатырев сыграл знаковую для себя роль чекиста Егора Шилова. Для миллионов поклонников кинематографа этот мужественный и «горячий» персонаж стал настоящим супергероем, не уступающим современным «Людям Икс»: он уверенно держался в седле и с легкостью выполнял различные трюки.

// Фото: кадр фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»

ТОНКИЙ И ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ

По воспоминаниям друзей Богатырева, знаменитый артист не имел ничего общего с прославившим его Шиловым.

«Поначалу он был как ребенок. У него был пушок, щетину ему «нарастили». По характеру он был мягкий, трепетный, сердечный, пульсирующий как перо на ветру. Дунешь, и он взлетает на воздух», – рассказал журналистам актер Сергей Шакуров.

// Фото: кадр фильма «Объяснение в любви» (1977)

Друзья артиста также сообщили журналистам, что он как будто предчувствовал свою смерть. Но тогда окружение звезды кино и театра не воспринимало его слова серьезно. В программе «Раскрывая тайны звезд» близкие Богатырева поведали о том, что его мучило.

«Я пришел к нему, поднялся. Нашел номер квартиры, звоню, никто не отвечает. Смотрю: дверь не заперта. Вижу, что он сидит на ковре посреди комнаты, выпивший, весь в слезах. Говорит: «Я скоро умру», – поделился друг звезды Евгений Стеблов.

// Фото: кадр фильма «Юрий Богатырев. Украденная жизнь»

Слова актера подтверждает режиссер и однокурсник Юрия Богатырева Константин Райкин. «Он всегда говорил, что рано умрет. Я считал, что он «интересничает» и говорит ради красного словца. Юре было свойственно делать такие «залипухи», – поделился звезда кино и театра.

Друзья знали о ранимости Юрия Богатырева, страдавшего всю жизнь от того, что он был не таким, как все. Окружение мужчины старалось поддерживать его в трудную минуту и помнило, что артист требовал очень бережного обращения к себе. «Он нуждался в комплиментах, аплодисментах, восторгах. Тогда он скромно опускал глаза и говорил: «Вы преувеличиваете», – рассказал коллега актера Виктор Мережко.

«Мало, всего мало. Рисунков, ролей, репетиций, друзей, общения. Мало тебя хвалят, мало тобой восторгаются, мало тебя смотрят», – поделился, в свою очередь, друг Юрия Богатырева Иосиф Райхельгауз.

// Фото: Кадр фильма «Двенадцатая ночь» (1978)

Некоторые близкие Богатырева считали его большим ребенком. Этой точки зрения придерживался, к примеру, юрист Андрей Попов, который общался с актером в последние четыре года его жизни. По мнению друга знаменитости, Юрий Богатырев был очень спокойным и старался не ввязываться в скандалы, так как это шло против его природы. «Я не слышал, чтобы он вообще с кем-нибудь когда-то дрался, на моей памяти таких эпизодов не было. Он умел идти на компромисс, договариваться и был абсолютно бесконфликтным человеком», – рассказал пожилой мужчина.

По словам Андрея Михайловича, его приятель очень долго работал над каждой ролью. Богатырев словно вживался во всех своих персонажей. Мужчина называет труд известного актера «титаническим». Его слова подтверждает Никита Михалков. «Он схватывал все на ветру», – говорит режиссер. К слову, ради одной из ролей убежденный вегетарианец попробовал мясо, и с той поры забыл о диете.

БОГАТЫРЕВ И ЖЕНЩИНЫ

Стоит отметить, что звезде кино и театра посчастливилось работать со многими красивейшими актрисами своего времени, в том числе с Анастасией Вертинской, Еленой Соловей и Светланой Крючковой. Чувства Юрия Богатырева к его партнершам были платоническими: предложить им нечто большее, чем дружбу, он не мог. Артист уподоблял женщин богиням. При этом природная деликатность и чувствительность не давали ему раскрыться полностью.

Лишь с годами Богатырев понял, что он не такой, как все. Это осознание в буквальном смысле давило на мужчину, предпочитавшего «лечить» проблемы алкоголем.

«Юра это «открытие» в себе сделал очень поздно, врастал в него как-то очень болезненно… Он очень страдал по этому поводу… Пил, совершал в пьяном виде всякие глупости, от которых потом безумно страдал и которых стыдился. Это добавляло ему еще как бы дополнительный комплекс вины. Нынешние звезды этим даже бравируют. Сейчас ведь даже люди нормальной ориентации с удовольствием прикидываются гомосексуалами – это модно, практично – они ведь дружны между собой…» – говорил в одном из интервью режиссер Александр Адабашьян.

// Фото: Кадр фильма «Мертвые души» (1984)

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

В последние годы Юрий Богатырев перестал бороться с лишним весом и страдал гипертонией. Артист часто звонил друзьям и жаловался на жизнь. Некоторые из них считали, что мужчину довела работа в театре, которая оказалась слишком тяжелой для чувствительного артиста. «Он был очень израненный», – отметил Александр Калягин.

Некоторые считали, что Богатырев словно уставал от самого себя. Каждый день он играл чужие страсти, а после выхода на сцену страдал от своих. Актеру всюду мерещились насмешки и осуждение со стороны незнакомых людей. Близкие артиста говорят, что его можно было унизить даже «неправильным» взглядом или поворотом головы.

«Он мне звонил и говорил: «Светотуля, я сижу тут один. Старый, толстый, никому не нужный». И это были не бравада и кокетство. Он так себя ощущал», – рассказала актриса Светлана Крючкова.

// Фото: Кадр фильма «Дон Сезар де Базан» (1989)

В числе навязчивых ночных кошмаров Богатырева был сон о том, что зрители его высмеивают. У актера случались дни, когда он презирал себя. Артист страдал из-за того, что не был похож на окружавших его людей.

«Наташа Гундарева говорила, что он мог выпить и прийти к ней в слезах. Он говорил: «Меня все презирают, я ничего не могу с собой сделать». Она говорила: «Ты сам все выдумал, никому ты ничего плохого не делал». В нем все нарастало постепенно. Со временем у него исчезла внутренняя гармония. Он был в постоянном конфликте с собой, и ему казалось, что его недолюбливают, относятся к нему с предубеждением или отрицательно. Сам построил вокруг себя стену и вообразил, что она построена снаружи», – поделился Александр Адабашьян.

Для подготовки статьи использовались материалы «Собеседника» и «Независимой Газеты» .