Медуза горгона - кто она, мифы и легенды. Происхождение медузы горгоны Кто убил медузу горгону

Считается, что мифы о горгоне Медузе имеют связь с культом скифской змееногой богини - прародительницы Табити, свидетельством существования которой являются упоминания в античных источниках и археологические находки изображений. В эллинизированной версии эта «горгона Медуза» от связи с Гераклом породила скифский народ.

Голова Медузы

И в отрубленном состоянии взгляд головы горгоны сохранял способность превращать людей в камень. Персей воспользовался головой Медузы в бою с Кето (Китом) - драконоподобным морским чудовищем (и матерью горгон), которое было послано Посейдоном опустошать Эфиопию . Показав лик Медузы Кето, Персей превратил её в камень и спас Андромеду , царскую дочь, которую предназначили в жертву Кето. Перед этим он превратил в камень титана Атланта , поддерживающего небесный свод неподалеку от острова горгон, и тот превратился в гору Атлас в современном Марокко .

Позднее Персей таким же образом обратил в камень царя Полидекта и его прислужников, преследовавших Данаю , мать Персея. Затем голова Медузы была помещена на эгиду Афины («на грудь Афины» ) - в искусстве эту голову было принято изображать на доспехах на плече богини или под ключицами на её груди.

Интерпретации

Согласно рационалистическому истолкованию, она была дочерью царя Форка и царствовала над народом у озера Тритониды, водила ливийцев на войну, но ночью была изменнически убита. Карфагенский писатель Прокл называет её дикой женщиной из Ливийской пустыни . По другому истолкованию, была гетерой, влюбилась в Персея и истратила свою молодость и состояние .

Животное горгона из Ливии описал Александр Миндский .

Античные источники

В искусстве

Изображалась в виде женщины со змеями вместо волос и кабаньими клыками вместо зубов. В эллинских изображениях иногда встречается прекрасная умирающая девушка-горгона.

Отдельная иконография - изображений отрубленной головы Медузы, либо в руках у Персея, на щите или эгиде Афины и Зевса. На прочих щитах превращалась в декоративный мотив - горгонейон .

В скифском искусстве - заклинательная чаша-омфалос IV в. до н. э. из Куль-Обы (Керчь) с 24 головами.

Верования и амулеты

Горгонейон - маска-талисман с изображением головы Медузы, которую изображали на одежде, предметах обихода, оружия, инструментах, украшениях, монетах и фасадах зданий. Традиция встречается и в Древней Руси.

В русской средневековой культуре

В славянских средневековых книжных легендах она превратилась в деву с волосами в виде змей - девицу Горгонию . Волхв, которому удаётся с помощью обмана обезглавить Горгонию и овладеть её головой, получает чудесное средство, дающее ему победу над любыми врагами. Также в славянских апокрифах - «зверь Горгоний», охраняющий рай от людей после грехопадения . В романе «Александрия » головой овладевает Александр Македонский .

Голова горгоны Медузы как эмблема

В западноевропейской живописи и скульптуре

В западноевропейской литературе

В культуре

  • Das Medusenhaupt - работа Зигмунда Фрейда , анализ мифа с точки зрения психоанализа.
  • Медуза Горгона является знаковым символом для современных феминисток. В частности, они возражают против использования образа невинно убиенной героической женщины в качестве логотипа модного дома Версаче .
  • В честь Медузы Горгоны назван астероид 149 Медуза , открытый в 1875 году.
  • В репертуаре группы Княzz есть песня с одноимённым названием.
  • Истории Медузы посвящена песня Stare из одноимённого альбома группы Gorky Park
  • В современной литературе Медуза Горгона представлена в книжной серии «Таня Гроттер » в роли Медузии Горгоновой - доцента, заместителя главы Тибидохса, преподавателя нежитеведения.
  • В визуальной новелле Fate/stay night Медуза участвует как Слуга класса Райдер (всадник). Её образ немного отличается от оригинального тем, что у неё нет волос-змей, но её способность обращать все живое в камень своим взглядом оказывается реальной. В битвах, она сражается верхом на белом пегасе по имени Беллерофонт.

Горгона в кино и мультипликации

Перси Джексон и похититель молний

Также эта получеловек-полузмея, на голове у которой вместо волос извивающиеся змеи , встречается в фильме «Перси Джексон и похититель молний » (), роль исполнила актриса Ума Турман .

Битва титанов

Злобное существо наполовину человек - наполовину змея, у которой на голове вместо волос кишат змеи , появляется в фильме «Битва титанов » (), роль играла топ-модель Наталья Водянова . В оригинальном фильме использовалась кукла.

Персей (мультфильм)

В советском мультфильме 1973 года Горгона предстаёт обольстительной крылатой нимфой с огромными сверкающими и непрерывно меняющимися глазами, коллекционирующей у себя на острове каменные памятники своих жертв.

Доктор Кто

В британском научно-фантастическом сериале Медуза Горгона появилась как вымышленное создание, ожившее в Земле Фантастики. Её появление произошло во 2 серии 6 сезона «Вор разума » (1969), где её сыграла Сью Палфорд.

Школа Монстров (мультфильм)

Упоминается, как мать Дьюса Горгона.

Напишите отзыв о статье "Горгона Медуза"

Примечания

Литература

  • // Киньяр П. Секс и страх: Эссе: Пер. с фр. - М.: Текст, 2000, с. 51-58.

См. также

  • Горгоны - древнегреческие чудовища, сестры Медузы
  • Медузы - обитатели моря получили своё название в честь горгоны с шевелящимися щупальцами.
  • Василиск - другое чудовище с волшебным взглядом
  • Остров Горгона - колумбийский остров, названный так в честь большого количества ядовитых змей.

Ссылки

  • на сайте «Энциклопедия вымышленных существ». Галерея

Отрывок, характеризующий Горгона Медуза

Князь Андрей провел Пьера на свою половину, всегда в полной исправности ожидавшую его в доме его отца, и сам пошел в детскую.
– Пойдем к сестре, – сказал князь Андрей, возвратившись к Пьеру; – я еще не видал ее, она теперь прячется и сидит с своими божьими людьми. Поделом ей, она сконфузится, а ты увидишь божьих людей. C"est curieux, ma parole. [Это любопытно, честное слово.]
– Qu"est ce que c"est que [Что такое] божьи люди? – спросил Пьер
– А вот увидишь.
Княжна Марья действительно сконфузилась и покраснела пятнами, когда вошли к ней. В ее уютной комнате с лампадами перед киотами, на диване, за самоваром сидел рядом с ней молодой мальчик с длинным носом и длинными волосами, и в монашеской рясе.
На кресле, подле, сидела сморщенная, худая старушка с кротким выражением детского лица.
– Andre, pourquoi ne pas m"avoir prevenu? [Андрей, почему не предупредили меня?] – сказала она с кротким упреком, становясь перед своими странниками, как наседка перед цыплятами.
– Charmee de vous voir. Je suis tres contente de vous voir, [Очень рада вас видеть. Я так довольна, что вижу вас,] – сказала она Пьеру, в то время, как он целовал ее руку. Она знала его ребенком, и теперь дружба его с Андреем, его несчастие с женой, а главное, его доброе, простое лицо расположили ее к нему. Она смотрела на него своими прекрасными, лучистыми глазами и, казалось, говорила: «я вас очень люблю, но пожалуйста не смейтесь над моими ». Обменявшись первыми фразами приветствия, они сели.
– А, и Иванушка тут, – сказал князь Андрей, указывая улыбкой на молодого странника.
– Andre! – умоляюще сказала княжна Марья.
– Il faut que vous sachiez que c"est une femme, [Знай, что это женщина,] – сказал Андрей Пьеру.
– Andre, au nom de Dieu! [Андрей, ради Бога!] – повторила княжна Марья.
Видно было, что насмешливое отношение князя Андрея к странникам и бесполезное заступничество за них княжны Марьи были привычные, установившиеся между ними отношения.
– Mais, ma bonne amie, – сказал князь Андрей, – vous devriez au contraire m"etre reconaissante de ce que j"explique a Pierre votre intimite avec ce jeune homme… [Но, мой друг, ты должна бы быть мне благодарна, что я объясняю Пьеру твою близость к этому молодому человеку.]
– Vraiment? [Правда?] – сказал Пьер любопытно и серьезно (за что особенно ему благодарна была княжна Марья) вглядываясь через очки в лицо Иванушки, который, поняв, что речь шла о нем, хитрыми глазами оглядывал всех.
Княжна Марья совершенно напрасно смутилась за своих. Они нисколько не робели. Старушка, опустив глаза, но искоса поглядывая на вошедших, опрокинув чашку вверх дном на блюдечко и положив подле обкусанный кусочек сахара, спокойно и неподвижно сидела на своем кресле, ожидая, чтобы ей предложили еще чаю. Иванушка, попивая из блюдечка, исподлобья лукавыми, женскими глазами смотрел на молодых людей.
– Где, в Киеве была? – спросил старуху князь Андрей.
– Была, отец, – отвечала словоохотливо старуха, – на самое Рожество удостоилась у угодников сообщиться святых, небесных тайн. А теперь из Колязина, отец, благодать великая открылась…
– Что ж, Иванушка с тобой?
– Я сам по себе иду, кормилец, – стараясь говорить басом, сказал Иванушка. – Только в Юхнове с Пелагеюшкой сошлись…
Пелагеюшка перебила своего товарища; ей видно хотелось рассказать то, что она видела.
– В Колязине, отец, великая благодать открылась.
– Что ж, мощи новые? – спросил князь Андрей.
– Полно, Андрей, – сказала княжна Марья. – Не рассказывай, Пелагеюшка.
– Ни… что ты, мать, отчего не рассказывать? Я его люблю. Он добрый, Богом взысканный, он мне, благодетель, рублей дал, я помню. Как была я в Киеве и говорит мне Кирюша юродивый – истинно Божий человек, зиму и лето босой ходит. Что ходишь, говорит, не по своему месту, в Колязин иди, там икона чудотворная, матушка пресвятая Богородица открылась. Я с тех слов простилась с угодниками и пошла…
Все молчали, одна странница говорила мерным голосом, втягивая в себя воздух.
– Пришла, отец мой, мне народ и говорит: благодать великая открылась, у матушки пресвятой Богородицы миро из щечки каплет…
– Ну хорошо, хорошо, после расскажешь, – краснея сказала княжна Марья.
– Позвольте у нее спросить, – сказал Пьер. – Ты сама видела? – спросил он.
– Как же, отец, сама удостоилась. Сияние такое на лике то, как свет небесный, а из щечки у матушки так и каплет, так и каплет…
– Да ведь это обман, – наивно сказал Пьер, внимательно слушавший странницу.
– Ах, отец, что говоришь! – с ужасом сказала Пелагеюшка, за защитой обращаясь к княжне Марье.
– Это обманывают народ, – повторил он.
– Господи Иисусе Христе! – крестясь сказала странница. – Ох, не говори, отец. Так то один анарал не верил, сказал: «монахи обманывают», да как сказал, так и ослеп. И приснилось ему, что приходит к нему матушка Печерская и говорит: «уверуй мне, я тебя исцелю». Вот и стал проситься: повези да повези меня к ней. Это я тебе истинную правду говорю, сама видела. Привезли его слепого прямо к ней, подошел, упал, говорит: «исцели! отдам тебе, говорит, в чем царь жаловал». Сама видела, отец, звезда в ней так и вделана. Что ж, – прозрел! Грех говорить так. Бог накажет, – поучительно обратилась она к Пьеру.
– Как же звезда то в образе очутилась? – спросил Пьер.
– В генералы и матушку произвели? – сказал князь Aндрей улыбаясь.
Пелагеюшка вдруг побледнела и всплеснула руками.
– Отец, отец, грех тебе, у тебя сын! – заговорила она, из бледности вдруг переходя в яркую краску.
– Отец, что ты сказал такое, Бог тебя прости. – Она перекрестилась. – Господи, прости его. Матушка, что ж это?… – обратилась она к княжне Марье. Она встала и чуть не плача стала собирать свою сумочку. Ей, видно, было и страшно, и стыдно, что она пользовалась благодеяниями в доме, где могли говорить это, и жалко, что надо было теперь лишиться благодеяний этого дома.
– Ну что вам за охота? – сказала княжна Марья. – Зачем вы пришли ко мне?…
– Нет, ведь я шучу, Пелагеюшка, – сказал Пьер. – Princesse, ma parole, je n"ai pas voulu l"offenser, [Княжна, я право, не хотел обидеть ее,] я так только. Ты не думай, я пошутил, – говорил он, робко улыбаясь и желая загладить свою вину. – Ведь это я, а он так, пошутил только.
Пелагеюшка остановилась недоверчиво, но в лице Пьера была такая искренность раскаяния, и князь Андрей так кротко смотрел то на Пелагеюшку, то на Пьера, что она понемногу успокоилась.

Странница успокоилась и, наведенная опять на разговор, долго потом рассказывала про отца Амфилохия, который был такой святой жизни, что от ручки его ладоном пахло, и о том, как знакомые ей монахи в последнее ее странствие в Киев дали ей ключи от пещер, и как она, взяв с собой сухарики, двое суток провела в пещерах с угодниками. «Помолюсь одному, почитаю, пойду к другому. Сосну, опять пойду приложусь; и такая, матушка, тишина, благодать такая, что и на свет Божий выходить не хочется».
Пьер внимательно и серьезно слушал ее. Князь Андрей вышел из комнаты. И вслед за ним, оставив божьих людей допивать чай, княжна Марья повела Пьера в гостиную.
– Вы очень добры, – сказала она ему.
– Ах, я право не думал оскорбить ее, я так понимаю и высоко ценю эти чувства!
Княжна Марья молча посмотрела на него и нежно улыбнулась. – Ведь я вас давно знаю и люблю как брата, – сказала она. – Как вы нашли Андрея? – спросила она поспешно, не давая ему времени сказать что нибудь в ответ на ее ласковые слова. – Он очень беспокоит меня. Здоровье его зимой лучше, но прошлой весной рана открылась, и доктор сказал, что он должен ехать лечиться. И нравственно я очень боюсь за него. Он не такой характер как мы, женщины, чтобы выстрадать и выплакать свое горе. Он внутри себя носит его. Нынче он весел и оживлен; но это ваш приезд так подействовал на него: он редко бывает таким. Ежели бы вы могли уговорить его поехать за границу! Ему нужна деятельность, а эта ровная, тихая жизнь губит его. Другие не замечают, а я вижу.
В 10 м часу официанты бросились к крыльцу, заслышав бубенчики подъезжавшего экипажа старого князя. Князь Андрей с Пьером тоже вышли на крыльцо.
– Это кто? – спросил старый князь, вылезая из кареты и угадав Пьера.
– AI очень рад! целуй, – сказал он, узнав, кто был незнакомый молодой человек.
Старый князь был в хорошем духе и обласкал Пьера.
Перед ужином князь Андрей, вернувшись назад в кабинет отца, застал старого князя в горячем споре с Пьером.
Пьер доказывал, что придет время, когда не будет больше войны. Старый князь, подтрунивая, но не сердясь, оспаривал его.
– Кровь из жил выпусти, воды налей, тогда войны не будет. Бабьи бредни, бабьи бредни, – проговорил он, но всё таки ласково потрепал Пьера по плечу, и подошел к столу, у которого князь Андрей, видимо не желая вступать в разговор, перебирал бумаги, привезенные князем из города. Старый князь подошел к нему и стал говорить о делах.
– Предводитель, Ростов граф, половины людей не доставил. Приехал в город, вздумал на обед звать, – я ему такой обед задал… А вот просмотри эту… Ну, брат, – обратился князь Николай Андреич к сыну, хлопая по плечу Пьера, – молодец твой приятель, я его полюбил! Разжигает меня. Другой и умные речи говорит, а слушать не хочется, а он и врет да разжигает меня старика. Ну идите, идите, – сказал он, – может быть приду, за ужином вашим посижу. Опять поспорю. Мою дуру, княжну Марью полюби, – прокричал он Пьеру из двери.
Пьер теперь только, в свой приезд в Лысые Горы, оценил всю силу и прелесть своей дружбы с князем Андреем. Эта прелесть выразилась не столько в его отношениях с ним самим, сколько в отношениях со всеми родными и домашними. Пьер с старым, суровым князем и с кроткой и робкой княжной Марьей, несмотря на то, что он их почти не знал, чувствовал себя сразу старым другом. Они все уже любили его. Не только княжна Марья, подкупленная его кроткими отношениями к странницам, самым лучистым взглядом смотрела на него; но маленький, годовой князь Николай, как звал дед, улыбнулся Пьеру и пошел к нему на руки. Михаил Иваныч, m lle Bourienne с радостными улыбками смотрели на него, когда он разговаривал с старым князем.
Старый князь вышел ужинать: это было очевидно для Пьера. Он был с ним оба дня его пребывания в Лысых Горах чрезвычайно ласков, и велел ему приезжать к себе.
Когда Пьер уехал и сошлись вместе все члены семьи, его стали судить, как это всегда бывает после отъезда нового человека и, как это редко бывает, все говорили про него одно хорошее.

Возвратившись в этот раз из отпуска, Ростов в первый раз почувствовал и узнал, до какой степени сильна была его связь с Денисовым и со всем полком.
Когда Ростов подъезжал к полку, он испытывал чувство подобное тому, которое он испытывал, подъезжая к Поварскому дому. Когда он увидал первого гусара в расстегнутом мундире своего полка, когда он узнал рыжего Дементьева, увидал коновязи рыжих лошадей, когда Лаврушка радостно закричал своему барину: «Граф приехал!» и лохматый Денисов, спавший на постели, выбежал из землянки, обнял его, и офицеры сошлись к приезжему, – Ростов испытывал такое же чувство, как когда его обнимала мать, отец и сестры, и слезы радости, подступившие ему к горлу, помешали ему говорить. Полк был тоже дом, и дом неизменно милый и дорогой, как и дом родительский.
Явившись к полковому командиру, получив назначение в прежний эскадрон, сходивши на дежурство и на фуражировку, войдя во все маленькие интересы полка и почувствовав себя лишенным свободы и закованным в одну узкую неизменную рамку, Ростов испытал то же успокоение, ту же опору и то же сознание того, что он здесь дома, на своем месте, которые он чувствовал и под родительским кровом. Не было этой всей безурядицы вольного света, в котором он не находил себе места и ошибался в выборах; не было Сони, с которой надо было или не надо было объясняться. Не было возможности ехать туда или не ехать туда; не было этих 24 часов суток, которые столькими различными способами можно было употребить; не было этого бесчисленного множества людей, из которых никто не был ближе, никто не был дальше; не было этих неясных и неопределенных денежных отношений с отцом, не было напоминания об ужасном проигрыше Долохову! Тут в полку всё было ясно и просто. Весь мир был разделен на два неровные отдела. Один – наш Павлоградский полк, и другой – всё остальное. И до этого остального не было никакого дела. В полку всё было известно: кто был поручик, кто ротмистр, кто хороший, кто дурной человек, и главное, – товарищ. Маркитант верит в долг, жалованье получается в треть; выдумывать и выбирать нечего, только не делай ничего такого, что считается дурным в Павлоградском полку; а пошлют, делай то, что ясно и отчетливо, определено и приказано: и всё будет хорошо.
Вступив снова в эти определенные условия полковой жизни, Ростов испытал радость и успокоение, подобные тем, которые чувствует усталый человек, ложась на отдых. Тем отраднее была в эту кампанию эта полковая жизнь Ростову, что он, после проигрыша Долохову (поступка, которого он, несмотря на все утешения родных, не мог простить себе), решился служить не как прежде, а чтобы загладить свою вину, служить хорошо и быть вполне отличным товарищем и офицером, т. е. прекрасным человеком, что представлялось столь трудным в миру, а в полку столь возможным.
Ростов, со времени своего проигрыша, решил, что он в пять лет заплатит этот долг родителям. Ему посылалось по 10 ти тысяч в год, теперь же он решился брать только две, а остальные предоставлять родителям для уплаты долга.

Армия наша после неоднократных отступлений, наступлений и сражений при Пултуске, при Прейсиш Эйлау, сосредоточивалась около Бартенштейна. Ожидали приезда государя к армии и начала новой кампании.

Горгона Медуза – мифологическое чудовище с женским лицом и живыми ядовитыми змеями вместо волос. Взгляд этой жуткой женщины обращал человека в камень. В общем понимании горгона в древнегреческой мифологии означала змееволосую женщину, обладавшую магической силой. Всего горгон было три: Эвриала, Сфено и Медуза. Все они являлись дочерями бога бурного моря Форкия и его жены – богини морской пучины – Кето.

Из трёх горгон Сфено и Эвриала считались бессмертными, а вот младшая сестра Медуза была смертной. Согласно версии древнеримского поэта Овидия, вначале младшая сестра была обыкновенной красивой девушкой. В неё влюбился Посейдон, но предмет его страсти отверг все ухаживания.

Тогда коварный сластолюбец превратился в птицу. В этом образе он начал везде преследовать Медузу. Та, спасаясь от навязчивого влюблённого, попыталась спрятаться в храме Афины. Но Посейдон только этого и ждал. Он настиг бедную девушку и овладел ею прямо возле священного алтаря. Афина никак не помогла бедняжке. Наоборот, она посчитала, что та осквернила божественные стены её храма и превратила волосы обесчещенной девушки в ядовитых змей. С тех пор Медуза стала горгоной и присоединилась к своим старшим сёстрам.

Столь неприглядные факты могут вызвать чувство глубокого возмущения у читателей, но таковы были нравы той далёкой эпохи, и не нам их осуждать. Но вернёмся к горгонам. Тела этих дам покрывала блестящая чешуя. Она была крепче стали, и ни одни меч не мог её разрубить. Руки были из меди, а пальцы венчали острые стальные когти. Во рту находились острые, как кинжалы, клыки. Красные глаза источали ярость и злобу. Имелись также крылья из золотых перьев. С их помощью жуткие женщины стремительно передвигались по воздуху. Встретив человека, они разрывали его своими медными руками и жадно пили тёплую кровь.

Сёстры горгоны, всего их было трое

Не только люди превращались в камень, посмотрев на горгон, но даже вода трансформировалась в лёд. Они периодически появлялись на севере Древней Греции, неся с собой снежные бури и холодные зимы. Но главная функция женщин-чудовищ заключалась в охране Омфала. Представлял он собой монолитную глыбу и считался пупом Земли. Хранился он в Дельфах, в храме, посвящённом Аполлону.

Смерть горгоны Медузы

Мы знаем, что ничто не вечно под Луной. Не вечной оказалась и горгона Медуза. В конце концов, её настигла смерть, но это должно было случиться в любом случае, так как женщина-чудовище относилась к когорте смертных. Виновником же столь печального конца стал Персей. Это сын Зевса и Данаи. Он прославился тем, что убивал монстров, а горгоны как раз относились к этой категории. Его покровителями считались Афина и Гермес. Именно они поручили Персею убить Медузу.

Но сын Зевса и Данаи понимал, что это чрезвычайно сложное задание, и выполнить его без специальной подготовки не представлялось возможным. Поэтому вначале он отравился к сёстрам Грай, которые приходились сёстрами горгонам. Три сестры Дейно, Пемфредо и Энио олицетворяли старость. Они были такими древними, что имели один глаз и один зуб на троих. Пользовались они этими необходимыми биологическими атрибутами по очереди. Персей воспользовался моментом и выкрал глаз и зуб у беспомощных старух.

После этого он пообещал вернуть украденное, но за выкуп. Он попросил крылатые сандалии, шапку-невидимку и волшебный мешок. Что оставалось делать несчастным старушкам, попавшим под безжалостный прессинг вымогателя. Они снабдили Персея всем необходимым и показали путь к горгонам. Тут же появился Гермес, который подарил решительно настроенному герою острый и кривой нож.

Персей, одев крылатые сандалии, помчался указанной дорогой и вскоре увидел горгону Медузу, спящую в пещере. Та, почувствовав чужака, проснулась и бросилась на пришельца, сверля его взглядом. Но отважный воин не смотрел на горгону: он смотрел на свой отполированный до зеркального блеска медный щит. В нём прекрасно отображалась Медуза, но её отражение не могло превратить Персея в камень. Тот взмахнул своим острым кривым ножом и отрубил горгоне голову.

Персей смотрит на щит, в котором отражается горгона Медуза

Женщина-чудовище погибла, но остались две её сестры. Они бросились на убийцу, но тот спрятал отрубленную голову в волшебный мешок, натянул на голову шапку-невидимку, взмыл высоко в воздух с помощью крылатых сандалий и был таков.

Следует заметить, что во время поединка с Персеем у горгоны Медузы в чреве находилась двойня, зачатая от Посейдона. Когда тело оказалось обезглавленным, то из него хлынула кровь. Вместе с кровью вышли и дети: великан Хрисаор и крылатый конь Пегас. А те капли крови, которые упали на землю, превратились в ядовитых змей.

У мёртвой головы осталось свойство превращать людей в камень. И Персей начал использовать голову в своих сражениях с монстрами и великанами. Он превратил в камень могучего Атланта, поддерживающего небесный свод. Атлант трансформировался в гору, которую впоследствии назвали Атлас. После этого греческий герой появился перед морским драконом Кето и тоже превратил его в камень. Он спас свою мать Данаю от преследования царя Полидекта и его слуг. Все они превратились в каменные статуи.

После совершённых подвигов Персей передал голову горгоны Медузы богине Афине. Та закрепила её у себя на доспехах, над правой ключицей. В таком виде Афину часто изображали древние мастера. Впоследствии голову закопали в землю, а циклопы изготовили мраморную копию и установили её в Аргосе. В настоящее время горгона Медуза является символом феминисток, борющихся за равноправие женщин. Она олицетворяет гнев слабого пола, томящегося под властью мужчин .

Все знают такое существо из древнегреческой мифологии, как Горгона Медуза . Наиболее известна эта Горгона по истории с Персеем, который отправляется за её головой в царство мёртвых. Медуза известна тем, что является чудовищем, охраняющим подземное царство, на её голове вместо волос кишат змеи, а взгляд обращает любого в камень.

В дев-горгон было три: Эврила (далеко прыгающая), Сфено (могучая) и Медуза (стражница). Однако именно Медуза является самой известной из трёх сестёр. Согласно мифологии, Медуза некогда была прекрасной девушкой, однако после того, как бог Посейдон овладел Медузой в храме Афины, богиня Афина превратила девушку и её сестёр в чудовищ. Впоследствии появились и другие интерпретации и версии появления горгон и, в частности, самой главной из них — Медузы, и всё же, исследователи древних верований считают, что данный миф является позднейшим древнегреческим мифотворчеством. Поздние мифы, которые сегодня знает каждый школьник, немного отличаются от древнейших поверий, но именно более древние поверья в Медузу Горгону, со змеями вместо волос и взглядом, превращающим в камень, могут рассказать про общность древнегреческих мифов и мифологии других языческих стран, в частности мифологии древних славян.

Может показаться, что такого существа, как Горгона Медуза в нашей мифологии не наблюдается, однако если «копнуть» глубже, то становится понятно, что Медуза Горгона соответствует богиням подземного мира. На это указывает сразу несколько факторов:

1. Миф о путешествии Персея в подземный мир и битва с хозяйкой подземного царства Медузой. Данный сюжет, который имеет своё собственное название — « », наблюдается практически во всех языческих верованиях, что говорит об их общности. Данный сюжет повествует о том, как некий герой отправляется в подземное царство мёртвых, где встречается с хозяйкой или хозяином этого царства, в результате чего зачастую дело заканчивается битвой и победой героя. Впоследствии, в некоторых верованиях, претерпевших испытание временем и эпоху двоеверия, путешествие в мир мёртвых из подземелья было перенесено в тёмный лес. В славянских сказках, которые являются видоизменёнными мифами, герой отправляется в тёмный лес, чтобы сразиться с Бабой Ягой () или Бессмертным, то есть с хозяйкой или хозяином мира мёртвых.

2. Змеи на голове. Практически во всех языческих верованиях земли, змеи и ящерицы являются олицетворением подземного царства мёртвых, поэтому не удивительно, что царицу мира мёртвых Медузу наделили таким экзотическим атрибутом. В славянских мифах и сказках мы можем найти информацию о некой старой змеихе, которая охраняет подземный мир или о хозяйке медной горы в виде ящерицы, или о боге Ящере — властителе подводного и подземного миров. Волосы-змеи не просто так появились на голове у Медузы. По всей вероятности, это некое остаточное явление от изначальных поверий древних греков или их более ранних предков, в которых хозяйка подземного мира представлялась в виде огромной змеихи, существа со змеиными чертами или вовсе клубком змей. Таким же образом в скифской языческой культуре появилась змееногая богиня Табити.

3. Самый главный фактор, который указывает на то, что Горгона Медуза является той самой властительницей мира мёртвых и сравнима со славянской Мораной или даже со славянским Кощеем, — взгляд. Как известно, у Медузы взгляд мертвящий, превращающий всё живое в камень. Интересно, что именно мертвящий и насылающий беды взгляд приписывают богам подземного мира и в других традициях. У славян Кощею, а затем и его христианскому соответствию — святому Касьяну, приписывались беды, которые он может насылать, просто взглянув на человека или на животное. От взгляда бога мёртвых человек может умереть или заболеть. Вспомним того же , который также соответствует подземному богу Кощею, и который известен своим особенным взглядом.

Исследователи древних традиций считают, что такое поверие прошло сквозь тысячелетия со времён праиндоевропейцев и относится к зимнему времени года. Как известно, боги подземного мира покровительствуют не только смерти и мёртвым, но также зиме и холодам. В древности считали, что от взгляда подземного бога или богини вода превращается в лёд (каменеет), деревья и вся природа умирает, на землю опускается «белая смерть». Именно с этими поверьями и сравнивают взгляд Горгоны Медузы — царицы мира мёртвых, которая под воздействием времени, мифотворчества древнегреческих авторов и неверного истолкования древних мифов новыми поколениями греков, превратилась из могучей богини мира мёртвых в обычное чудовище.

Советский мультфильм «Персей»:

Климатическая техника для создания в своём доме комфортной обстановки. Качественный кондиционер для квартиры можно приобрести уже сейчас в интернет-магазине http://www.kievkomfort.com.ua/ . Большой ассортимент продукции, а также необходимые услуги по установке и обслуживанию.

Медуза Горгона – существо из греческих мифов, о происхождении которого сохранилось несколько сказаний. Гомер называет ее хранителем царства Аида, а Гесиод упоминает сразу трех сестер-горгон. Легенда гласит, что красавицу настигла месть богини Афины, превратив в чудовище. Есть и предположения, якобы Медуза Горгона и Геракл породили скифский народ.

Горгона - кто это?

Мифы древних греков донесли до нас описания многих удивительных существ, самыми яркими из которых считаются горгоны. По одной из гипотез, горгона это драконоподобное существо, по другой – представитель доолимпийских богов, которых вытеснил Зевс. Самым популярным остается миф о победе Персея, существует 2 версии, объясняющие происхождение Медузы Горгоны:

  1. Титаническая . Матерью Медузы была прародительница титанов, богиня Гея.
  2. Посейдоническая . У бога бурного моря Форкиса и его сестры Кето родились три красавицы, которых позднее изуродовало заклятие.

Как выглядит Медуза Горгона?

Одни мифы описывают Горгону, как женщину удивительной красоты, которая очаровывала каждого, кто на нее посмотрит. В зависимости от настроения Медузы, человек мог потерять речь или превратиться в камень. Тело ее было покрыто чешуей, разрубить которую мог лишь меч богов. голова горгоны обладала особой силой даже после смерти. По другим сказаниям, Медуза уже родилась уродливым чудовищем, а не стала таким после проклятия.


Горгона Медуза - символ

Легенда о Медузе Горгоне настолько очаровала людей из разных стран, что ее изображения сохранились в искусстве Греции, Рима, Востока, Византии и Скифии. Древние греки были уверены, что голова Медузы Горгоны оберегает от зла, и стали изготовлять амулеты-горгонейоны – символ защиты от сглаза. Лицо и волосы горгоны чеканили на щитах и монетах, фасадах зданий, в средние века даже появились охранники замков – горгульи – женщины-драконы. Люди верили, что в случае опасности они оживают и помогают одолеть врагов.

Образ Горгоны использовали многие писатели, художники и скульпторы разных стран. Это существо исследователи называют олицетворением ужаса и очарования, символом хаоса и порядка в самом человеке, борьбы сознания и подсознания. С древних времен сохранилось два варианта ликов Медузы Горгоны:

  1. Красивая женщина с ужасным взглядом и змеями на голове.
  2. Уродливая женщина-полудракон, в обрамлении волос-гадюк.

Медуза Горгона - мифология

По одной версии, дочери богов моря Сфено, Эвриада и Медуза родились красавицами, и только позже превратились в уродин, со змеями вместо волос. По другой версии, волосы-змеи были только у младшей, Медузы, чье имя переводилось, как «стражница». И она одна из сестер была смертной и умела превращать людей в камень. В изложении других сказателей Эллады выходило, якобы такой дар имели все три сестры. Овидий же рассказывал, что две старшие сестры родились старыми и уродливыми, с одним глазом и одним зубом на двоих, а младшая горгона - красавицей, за что и вызвала гнев богини Паллады.

Афина и Медуза Горгона

По одной из легенд Медуза Горгона до превращения была очень красивой морской девой, которую возжелал бог моря Посейдон. Он заманил ее в храм Афины и обесчестил, за что страшно разгневалась на них богиня Паллада. За осквернение своего храма она превратила красавицу в жуткое существо, с телом-чешуей и гидрами вместо волос. От пережитых страданий взгляд Медузы окаменел и стал превращать других в камень. Сестры морской девы решили разделить судьбу сестры и тоже превратились в чудовищ.

Персей и Горгона

Мифы Древней Греции сохранили имя того, кто победил Медузу Горгону. После проклятия Афины бывшая морская дева стала мстить людям и уничтожать взглядом все живое. Тогда Паллада поручила молодому герою Персею убить чудовище и дала в помощь свой щит. Благодаря тому, что поверхность была отполирована до зеркального блеска, Персей смог сражаться, глядя на Медузу в отражении и не попадая под влияние смертельного взгляда.

Спрятав голову чудовища в сумку Афины, победитель Медузы Горгоны благополучно донес ее до места, где была прикована к скале красавица Андромеда. Даже после смерти тела голова Горгоны сохранила силу взгляда, с ее помощью Персей прошел пустыню, и смог отомстить царю Ливии Атласу, который не поверил его рассказу. Превратив в камень морское чудовище, которое посягало на Андромеду, герой опустил страшную голову в море, и взгляд Медузы стал превращать водоросли в кораллы.


Геракл и Медуза Горгона

Миф про взгляд горгоны является одним из самых распространенных, его связывают еще с именем богини Табити, которую скифы чтили больше, чем прочих богов. В легендах эллинов исследователи еще отыскали сказание о том, как с Горгона, встретившись с другим героем мифов Гераклом, породила скифский народ. Современные режиссеры выдали свою версию в фильме «Геракл и Медуза Горгона», в котором герой древности сражается с Горгоной и другими сторонниками Зла.

Медуза Горгона - легенда

Миф о Медузе Горгоне сохранил не только версию об ее уничтожающем взгляде, который стал символическим на века. Согласно легенде, после смерти Горгоны из ее тела вышел волшебный конь Пегас, крылатое создание, которого стали связывать с Музой творческие личности. Головой Медузы украсила свой щит воительница Паллада, что еще больше устрашило ее врагов. О волшебных свойствах крови жестокой Горгоны сохранилось 2 версии:

  1. Когда Персей отрубил голову Медузе, кровь, падая на землю, превращалась в ядовитых змей и была губительна для всего живого.
  2. Кровь Горгоны сказатели наделили особыми свойствами: взятая из правой части тела оживляла людей, из левой – убивала. Поэтому Афина собрала кровь в два сосуда и подарила врачу Асклепию, что сделало его великим целителем. Асклепия даже изображают с посохом, который обвивает змея – порождение крови Горгоны. Сегодня этого святого почитают, как основателя медицины.

Греческая мифология очень богата на разных чудовищ. Горгона Медуза - образ, который и по сей день часто упоминается в рассказах и известных кинофильмах. Легенда о Медузе является одной из самых интересных и популярных.

Медуза Горгона — персонаж греческой мифологии

Образ Медузы

Из всех Горгон самой популярной стала Медуза - младшая дочь и единственная, кто мог погибнуть от рук человека.

Она выглядит как чудовище с женской головой. Тело Медузы покрыто плотными чешуйками. Эта броня настолько сильна, что ни один меч, кроме Гермесового, не смог бы навредить ей. Лицо Горгоны искажено в яростной и ужасной гримасе, а глаза пылают гневом и красным пламенем. Взгляд её настолько страшен, что превращал в камень любого, кто хоть раз решился посмотреть на неё.

Афина и Медуза Горгона

Стало известно, что Медуза не всегда была такой ужасной. В юности её красоте завидовали все, а длинные волосы были предметом зависти среди простого народа. Образ юной красавицы не укрылся и от взгляда богов.

Посейдон преследовал девушку, пока она не спряталась в храме богини Афины. Там он, приняв образ птицы, обесчестил её. После того как это случилось, богиня мудрости разгневалась на девушку за осквернение священного храма, и в порыве ярости превратила её роскошные волосы в ужасных змей, а тело и лицо изуродовала чешуей. С тех пор Горгона вынуждена прятаться в своей пещере, она проклята на всю жизнь быть чудовищем, превращающим всё живое в камень.

По одной из версий, Эвриала и Сфено попросили богов сделать их такими же, как их сестра, добровольно. По другой - Афина превратила их в чудовищ после связи Медузы и Посейдона.

Богиня Афина превратила Медузу в страшное чудовище

Персей и Горгона

Существует легенда, в которой полубогу Персею было дано задание убить Медузу. Помочь в этом ему согласились Афина и Гермес. Богиня подарила герою зеркальный щит из меди, а Гермес - меч, способный пробить прочную чешую.

О логове, где прячется Медуза, знали только грайи - сестры горгон и гесперид. Богини хаоса имели один глаз на троих, пока одна держала его в руках, две остальные были слепы.

В момент передачи глаза старухи были беззащитны, чем и воспользовался Персей, выхватив его. Грайи были так напуганы утратой, что проговорились о месте обитания Горгоны, после этого полубог сжалился и вернул их глаз.

Смерть чудовища

После того как Персей узнал о логове Горгоны, он немедленно отправился туда. Благодаря зеркальному щиту герой мог видеть всё происходящее, не опасаясь, что Медуза превратит его в камень. Уличив момент, Персей смог обезглавить чудовище острым мечом Гермеса. Из обезглавленного тела вышли дети Посейдона - и Хрисаор, а из её крови появились шипящие змеи, уничтожающие всё, что увидят. Кровь, вытекшая из левой части головы чудовища, была способна убивать своим ядом, а из правой - даровала жизнь и выздоровление.

Герой спрятал голову Медузы в мешке, а сам скрылся от Эвриалы и Сфено с помощью шапки-невидимки.

Голова Медузы

Отрубленная голова Медузы даже после смерти сохраняла способность превращать в камень одним лишь взглядом. Когда Посейдон послал Кето, мать горгон, уничтожить Эфиопию, то с помощью головы Персей смог победить её.

Позже герой использовал её против Полидекта и его приспешников, которые преследовали мать Персея.

В современном варианте голову чудовища изображают на броне и доспехах, в центре щита. Есть фрески, где воины используют орудия с головой Горгоны для устрашения врагов. Статуи Афины часто украшают таким образом, рисуя Горгону на плече или груди богини.

Персонаж в кино

Образ Горгоны можно встретить в большом количестве современных фильмов и сериалов.

  1. Оригинальный образ Медузы появляется в фильме «Перси Джексон и похититель молний». Цикл фильмов о Перси Джексоне основан на мифах Греции, поэтому появление чудовища неудивительно.
  2. «Битва титанов». Фильм, рассказывающий о судьбе и приключениях Персея, сына Зевса, на земле. Горгона имеет классическую версию себя из легенд. Герой побеждает её, а затем использует голову в борьбе с морским монстром.
  3. «Доктор Кто». Во второй серии шестого сезона появляется чудовище, из древнегреческих мифов, существующее в Земле Фантастов.
  4. «Путешествие ». Сначала Горгона изображается как антагонист главных героев, но вскоре меняет свое мнение и присоединяется к команде.
  5. В сериале «Атлантида» Медуза показана как красивая девушка, объект внимания Геркулеса, но в одной из серий она предстает в классическом образе из мифов.

Заключение

Образ Медузы, самой известной из всех Горгон, является очень популярным и по сей день. Персонажа можно увидеть не только в фильмах и сериалах, но и на картинах, в произведениях писателей. Голова чудовища изображена на логотипе известной во всём мире компании Versace.