Что такое статичная композиция. Основы композиции Динамика и статика


4 тема:

Статика и динамика.
Сначала несколько слов о статике. Статика - это неподвижность. Иногда бывает нужно передать в композиции именно статичность, устойчивость, некое спокойствие и т.п.. Обычно в таких композициях используются только вертикали и горизонтали. Но, таких композиций, где полностью бы отсутствовало какое-либо движение встречается не так уж много. Поэтому на этом мы остановимся и перейдем к теме «Движение».
Движение или динамика.
Очень интересная и очень объемная тема. Что мы подразумеваем под словом «движение»?
Во-первых, самое просто и понятное - это изображение чего-то или кого-то движущегося, например: человека, животного, птицы, автомобиля и т.п.. Или изображение стихий природы: наклонившиеся под ветром деревья, волны на воде и т.п. .
И во-вторых, под «движением» в композиции мы понимаем движение глаз зрителя. Рассматривая картину (композицию) глаза движутся по определенным линиям (направлениям). Даже если в картине (композиции) нет изображения ни одного движущегося элемента, "движение" в ней все равно может присутствовать.
Если художник хорошо продумал свою композицию, то он как-бы руководит зрителем, направляет его взгляд от одного элемента, к другому. И глаза, рассматривая изображение, движутся в соответствии с замыслом автора композиции. Художник привлекает зрителя, приглашает его рассматривать свое произведение. Его задача: остановить (удивить), задержать внимание, привлечь к своей композиции (картине и т.п.). Взгляд движется по фигурам, линиям и пятнам, по ритмично выстроенным вертикалям, диагоналям и горизонталям.
Приемы и способы передачи «движения».
Обычно, передать движение помогает диагональная линия. Чаще всего эта линия как-бы направлена с правого верхнего угла в левый нижний. Либо по прямой, либо по «эс-образной» линии.
Вот, примерно так.

Почему таким образом? Некоторые отрицают эффект передачи движения именно в этом направлении. Движение можно передавать и в обратном направлении (в зависимости от замысла и многих других элементов, из которых и состоит композиция) и это правда. Мне думается, что именно такое направление используется чаще просто потому, что в этом направлении диагональ гораздо легче провести. Правда, возможно, это верно только для правшей(?). Попробуйте, провести диагональ в противоположном направлении. Вот так.

Если одну линию провести не составляет труда, то провести их много раз в таком направлении гораздо труднее, чем в противоположном (справа налево и сверху вниз).

Несколько примеров по организации движения в композиции.
Рис. 1.

Если изображение фигурки, которая движется, расположить очень близко к краю листа - как на рис. 1, то фигурка будет как-бы выходить из него. И глаз зрителя, двигаясь в этом направлении, будет стараться тоже пойти вслед за ней. И на этом рассматривание композиции закончится. Зритель перейдет к следующей работе.

Рис. 2.

Таким образом, если мы хотим задержать зрителя, то фигурку лучше развернуть в противоположную сторону. Направить как-бы вглубь листа (композиции).

Рис. 3.

Или, взгляд можно вернуть обратно каким-то другим элементом (фигурой, пятном)- таким же ярким по смыслу или просто изобразительно ярким цветом, тоном и т.п.. В любом случае, фигуру лучше не располагать у самого края, надо оставить достаточно места до конца листа. Вот примерно так. Взгляд теперь имеет возможность возвращаться и какое-то время рассматривать изображение, а не уходить вслед за фигуркой 

Движение в пейзаже.
Часто в пейзажах встречается изображение дороги в центральной перспективе, по диагонали или эс-образной линией. Такой элемент сразу придает пейзажу динамику и глубину пространства.
Движение в натюрморте.
Здесь можно говорить о диагонально расположенных предметах. Они помогают направлять взгляд зрителя от одного элемента к другому.
Движение в сюжетной композиции.
Вот здесь уже больше разнообразия в способах передачи движения. Здесь и фигуры, и окружая их среда подчиняются правилам динамики и статики.

Задание.

Опираясь на уже знакомые нам понятия: «цельность», «контраст» (нюанс) и «ритм» придумать композицию, где было бы какое-то «движение».
1). Абстрактная композиция из геометрических фигур. Движение можно организовать по любым направлениям (по кругу, к центру, или из центра, по диагонали и т.п.)
2). Пейзаж с дорогой, используя перспективу, диагональ или эс-образную линию.
3). Натюрморт из 3-4 х предметов.
4). Закомпоновать две - три фигуры взаимосвязанные между собой. На свободную тему (спорт, труд, отдых, работа, дети, семья и т.п.).

Итак, что важно запомнить, по этой теме, на мой взгляд? Это - использование диагоналей. Композиция становится более динамичной, в ней появляется движение тогда, когда появляются диагональные направления. Ритм диагональных направлений придает активность композиции.
*Использованные в тексте рисунки служат для иллюстрации к тексту и не являются примером для подражания:)

Фрагментарное или непрерывное восприятие времени.

Статики:

ИЛЭ, ЛИИ, ЛСИ, СЛЭ, СЭЭ, ЭСИ, ЭИИ, ИЭЭ

Динамики:

СЭИ, ЭСЭ, ЭИЭ, ИЭИ, ИЛИ, ЛИЭ, ЛСЭ, СЛИ

Что легче, что сложнее

  • Статикам легче, динамикам сложнее: Зафиксировать внимание на моменте времени, его возможностях и расположении объектов. Кратко выразить суть момента.
  • Динамикам легче, статикам сложнее: Физически чувствовать изменения ситуации в реальном времени. Делать прогнозы — как ситуация развивается и куда приведет. Описывать непрерывный ход событий и своих мыслей.

Смысл признака

Статики и динамики воспринимают время по-разному . У статиков восприятие времени фрагментарное, у динамиков — непрерывное .

Деление людей на статиков и динамиков — самое важное, что упустил из виду Юнг. Соцониками, начиная от А. Аугустинавичюте, этот пробел отчасти был восстановлен, но недооценка признака как наиболее заметного осталась. Его легко выявить в любом фрагменте устной и письменной речи достаточного объема, независимо от языка и содержания сказанного.

Хотите узнать больше? Оставьте Email и получите PDF «Соционика 2.0. Вы и ваш тип»!

Имя: Email:

Речь динамиков плавная. Речь статиков состоит из коротких фрагментов, отделенных друг от друга заметными барьерами. Иногда эти барьеры соответствуют знакам препинания, иногда нет.

Почти все проблемы соционической диагностики кажущиеся. Их можно выявить простым навыком анализа речи. Задача №1 при определении типа: есть ли в речи человека барьеры, или их нет?

Простое упражнение . По умолчанию считаем всех динамиками и плавно, от одной строки к другой, почти не вдаваясь в смысл, не обращая внимания на знаки препинания, вычитываем фрагмент речи. Если спустя 2-3 абзаца все читается плавно и никаких заметных препятствий не возникло, перед вами речь динамика. Если они есть — перед вами речь статика.

Изучение соционики стоит начинать с изучения разницы между статиками и динамиками . Общество отказывается изучать явления, которые лежат на поверхности. Даже опытные соционики либо недооценивают его вместе с остальными неюнговскими признаками, либо делают вопиющие ошибки — от простой невнимательности.

Какова природа этой разницы? Согласно принятой в современной соционике гипотезе, это связано с особенностями появления человека на свет . У статиков отложились в сознании средние фазы родов (2 и 3), на них плод ощущает схватки материнской утробы. У динамиков в сознании отложились крайние фазы родов (1 и 4), на них схватки утробы отстутствуют. В результате, время у статиков на всю жизнь оказывается фрагментированным, у динамиков — непрерывным .

Не стоит считать, что статики не воспринимают изменений и видят набор статичных картинок. В сознании статика время поделено на короткие видеофрагменты в несколько секунд . В письменной речи многие фрагменты спрессованы в статичные фразы без глаголов: «Поле ровное, мяч круглый». Но встречаются и фрагменты речи статиков, в которых глаголов немало, но плавного перетекания одного в другое нет. Часто меняются ракурсы, подлежащее в одном предложении одно, в следующем — уже другое.

Одни люди говорят быстрее, другие медленнее, но даже если статик говорит быстро, паузы найдутся. Лучший пример — видеовыступления Александра Невзорова (ИЛЭ). Его часто типируют в динамики, но это следствие быстрого темпа речи. Сравните с видеоблогом Сергея Доренко (ЛСЭ) — вот динамик, который говорит степенно и неторопливо, растягивая слова. В длинных радиоэфирах Доренко говорит в естественном ритме, — и здесь плавность речи налицо.

Статики не могут следить за объектом без периодических переключений кадра в их сознании. Если вы статик, понаблюдайте за собой и уловите это. Динамики способны непрерывно наблюдать объекты и явления, пространно описывать, что с ними происходит.

Иногда cтатику и динамику в обход речи пытаются определить визуально, по движениям человека. Это путь к ошибкам — наблюдать надо за речью, а не за телом.

Применение в диагностике

Определение статики или динамики — самая важная часть любого претендующего на достоверность типирования, технологический стандарт . Либо этот признак надежно определен, либо не стоит заниматься диагностикой.

Стандарты на основе модели А, которых придерживается большинство социоников, игнорируют эту разницу. При этом 8 аспектов, входящих в модель А, содержат этот признак — если вы нашли динамику, ваш дальнейший выбор — между белой интуицией и белой сенсорикой и черной логикой и черной этикой. Остальное исключено и встречается только у статиков. Такой метод намного надежнее, чем пытаться по аспектному словарю определить логику или этику, интуицию или сенсорику.

Примеры речи статиков

Время — это конечный срок. | Можно распределять время, это да. | Ускорять это наверно заняться чем то интересным. | Сжимать я понимаю как замедлять наверно, | заниматься чем то неинтересным. — СЭЭ

Время — это то, что никому не подвластно! | Оно стремительно летит вперед как луч в космическом пространстве. | Непосредственно самому временем управлять трудно, надо создать вокруг себя такую обстановку, чтобы замедлить ход времени, | т.е можно воздействовать опосредованно. — ЭИИ

Влюбляюсь я обычно так же стремительно и с тем же результатом, с каким потерявший управление танк въезжает в бетонную стену. | Грохот, пыль, стоны. | Крики «как ты могла?!» из-под обломков. | Покалечены все в радиусе десяти метров от эпицентра. | А я, невредимая, сижу в танковой башне и страстно предаюсь самоуничижению. — СЛЭ

Примеры речи динамиков

Дайте определение понятию «время» (как Вы это понимаете). Можно ли управлять временем — сжимать, ускорять?

Время для меня неразрывно связанно с движением, поэтому и воспринимается оно порой по разному, либо тянется либо ускоряется — СЛИ

Время расстояние поделенное на скорость. Время можно чувствовать, и поэтому ускорять или замедлять свои действия в промежутке времени — ИЛИ

Слушателей было немало, человек 15. В начале встречи мы по кругу передавали куклу Машеньку и придумывали ей способности и жизненный путь, в ходе которого она их развивала и реализовывала. Сказочка получилась грустной, т.к. большинство присутствующих были женщинами, и девочка Маша оказалась образованной, успешной, обеспеченной, независимой и страшно одинокой. Сконцентрировавшись на развитии своих способностей, она как-то незаметно задвинула на второй план детей, мужа, любовника (про родителей там вообще речи не шло)... — ЭИЭ

Что не следует принимать за статику

Наличие в тексте точек и других знаков препинания . Некоторые динамики ставят их, потому что их положено ставить с точки зрения языка, при этом текст словно проглатывается насквозь, не взирая на них.

Медленный, прерывистый темп речи . Если динамик говорит медленно, наблюдателю сложнее уловить плавность повествования, но, если расшифровать сказанное и прочитать в виде текста, она будет наглядно выявлена.

Речевые фрагменты, в которых мало смысловых глаголов . Обычно статики используют меньше смысловых глаголов, чем динамики, но и последним не всегда требуется использовать их все время. При этом плавная, динамичная манера сохраняется.

Что не следует принимать за динамику

Описание разворачивающегося во времени процесса . И статикам, и динамикам приходится описывать их доступными средствами; при этом статик описывает одно и то же событие через набор коротких фрагментов; динамик — путем сплошного повествования.

Длинные сложные предложения. Статики-деклатимы (ЛСИ, СЛЭ, ЭИИ, ИЭЭ) склонны использовать таковые, но внутри этих предложений можно усмотреть барьеры и границы между фрагментами.

Быстрый темп речи. Если статик говорит быстро, наблюдателю сложнее разбить его речь на смысловые фрагменты, но, если расшифровать ее и прочитать в виде текста, разрывы между ними будут выявлены.

На основе книги

МАОУ Гимназия №13 г. Томск

Основы композиции

Статика и динамика

Составил учитель ИЗО

Лукина И.Н.


Каждое из этих средств имеет самостоятельное значение; все они необходимы для передачи художественной выразительности картины

Средства композиции .


Передача ритма, движения и покоя Ритм всегда подразумевает движение. Ритм в жизни и в искусстве – это не одно и то же. В искусстве возможны перебои ритма, ритмические акценты, его неравномерность, не математическая точность, как в технике, а живое разнообразие, находящее соответствующее пластическое решение. В произведениях изобразительного искусства, как и в музыке, можно различать активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный, замедленный.


Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. В живописи, графике, скульптуре, декоративном искусстве ритм присутствует как одно из важнейших выразительных средств композиции, участвуя не только в построении изображения, но и зачастую придавая содержанию определенную эмоциональность

Древнегреческая живопись. Геракл и Тритон, окруженные танцующими нереидами


Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции, например фигур людей, их рук или ног. В результате ритм может строиться на контрастах объемов.

А. РЫЛОВ. В голубом просторе


Произведения искусства, в которых присутствует движение, характеризуют как динамичные. Почему же ритм передает движение? Это связано с особенностью нашего зрения. Взгляд, переходя от одного изобразительного элемента к другому, ему подобному, сам как бы участвует в движении. Например, когда мы смотрим на волны, переводя взгляд от одной волны к другой, создается иллюзия их движения.

а – мячик спокойно лежит на книге,

б – медленное движение мячика,

в – быстрое движение мячика,

г – мячик укатился


Правило передачи движения: – если на картине используются одна или несколько диагональных линий, то изображение будет казаться более динамичным; – эффект движения можно создать, если оставить свободное пространство перед движущимся объектом; – для передачи движения следует выбирать определенный его момент, который наиболее ярко отражает характер движения, является его кульминацией.

Н. РЕРИХ. Заморские гости

В. СЕРОВ. Похищение Европы


кажется, что конь остановился на полном ходу. Край листа не дает ему возможность продолжить движение

А. БЕНУА. Иллюстрация к поэме А. Пушкина «Медный всадник». Тушь, акварель


  • Ощущение движения можно достигнуть, если использовать размытый фон, неясные, нечеткие контуры объектов на заднем плане

Особенность нашего зрения состоит в том, что мы читаем текст слева направо, и легче воспринимается движение слева направо, оно кажется быстрее.

Правило передачи покоя:

– если на картине отсутствуют диагональные направления;

– если перед движущимся объектом нет свободного пространства

– если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия – если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник), то она считается статичной


Сравните рисунки и объясните, в каком из них вы ощущаете больше движения и почему.

Задание: Выполнить на альбомном листе 2 композиции – статика и динамика

Динамичная композиция - композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики.

Статичная композиция (статика в композиции) - создает впечатление неподвижности.

Изображение слева выглядит статичным. На картинке справа создается иллюзия движения. Почему? Потому что мы прекрасно знаем из своего опыта, что будет с круглым предметом, если наклонить поверхность, на которой он находится. И воспринимаем этот предмет даже на картинке движущимся.

Таким образом, для передачи движения в композиции можно использовать диагональные линии.

Так же можно передать движение, оставив свободное пространство перед движущимся объектом, чтобы наше воображение могло продолжить это движение.

Движение можно передать последовательным отображением некоторых моментов этого движения

Так же для передачи движения используют смазанный, размытый фон и направление линий композиции в сторону движения объекта.

Статика в композиции достигается отсутствием диагональных линий, свободного места перед объектом и наличием вертикальных линий.

Движение можно замедлить или ускорить:



Кажется, что движение на левом рисунке быстрее, чем на правом. Так устроен наш мозг. Мы читаем и пишем слева направо. И движение нами воспринимается проще слева направо.


Замедлить движение можно наличием в композиции вертикальных линий.

Ритм в композиции

Ритм - один из ключевых моментов в искусстве. Он может сделать композицию спокойной или нервной, агрессивной или умиротворяющей. Ритм обусловлен повторением. Мы живем в мире различных ритмов. Это смена времен года, дня и ночи, движение звезд, стук капель дождя по крыше, сердцебиение... В природе ритм, как правило, равномерен. В искусстве же можно выделять ритмические рисунки, делать акценты, менять размеры, тем самым придавая композиции особое настроение.

Ритм в изобразительном искусстве может создаваться повторением цвета, объектов, пятен света и тени.




Что же такое композиция? Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Имеется в виду продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое - завершенное и законченное по линейному, световому и тональному строю фотографическое изображение. Для того чтоб лучше передать в фотографии идею используют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительный и различные контрасты.

Можно выделить следующие композиционные правила: 1. Передачи движения (динамики) 2. Покоя (статики) 3. Золотого сечения (одной трети).

Мы рассмотрим только два типа композиции динамичную и статичную. 1. Статичные композиции в основном используются для передачи покоя, гармонии. Чтобы подчеркнуть красоту предметов. Может быть для передачи торжественности. Спокойной домашней обстановки. Предметы для статичной композиции выбираются близкие по форме, по массе, по фактуре. Характерна мягкость в тональном решении. Цветовое решение строиться на нюансах – сближенные цвете: сложные, земляные, коричневые. В основном задействован центр, симметричные композиции.

Рассмотрим пример: Устойчивые, неподвижные, часто симметрично уравновешенные, композиции этого типа спокойны, молчаливы, вызывают впечатление самоутверждения.

Теперь переходим к динамичной композиции. 2. Динамика, это полная противоположность статики во всем! Используя динамическое построение в своих работах, вы сможете более ярко передать настроение, взрыв эмоций, радость, подчеркнуть форму и цвет предметов! Предметы в динамике в основном выстраиваются по диагонали, приветствуется ассиметричное расположение. Все построено на контрастах - контраст форм и размеров, контраст цвета и силуэтов, контраст тона и фактуры. Цвета открытые, спектральные.