Лютня — музыкальный инструмент Востока. Лютня — музыкальный инструмент — история, фото, видео

Лютня (итал. liuto, франц. luth, нем. Laute) — старинный щипковый струнный музыкальный инструмент с ладами на грифе и овальным корпусом. Лютня - весьма распространённый в старину, теперь забытый струнный инструмент персидского происхождения, бывший в употреблении у арабов и перешедший в Европу через Испанию.

Слово «лютня» вероятно, происходит от араб. al‘ud‎‎, «дерево», хотя недавние исследования Экхарда Нойбауэра доказывают что ‘ud просто является арабизированным вариантом персидского слова rud, имеющего значения струны, струнного инструмента, или лютни.
В то же время Джанфранко Лотти считает, что в раннем исламе «дерево» было термином с пренебрежительной коннотацией, обусловленной существовавшим в нём запретом на любую инструментальную музыку. Исполнитель на лютне называется лютнистом, а мастер-изготовитель — лютье.

Мелоццо да Форли. Ангел-музыкант фреска 1480 г. Музей Ватикана

Происхождение лютни доподлинно неизвестно. Различные варианты инструмента использовались с древнейших времён в культурах Египта, Хеттского царства, Греции, Рима, Болгарии, Турции, Китая, Киликии.

Пьеро делла Франческа. Рождество. 1470-05 г.г.

Джованни Кариани Концерт 1485-90 г.г.

Джорджоне Сельский концерт. 1508-09 г.г. Лувр

Каллисто Пиацца Концерт 1528-30 г.г.

В начале VII века схожие по форме варианты лютни появились в Персии, Армении, Византии и Арабском халифате. В VI веке, благодаря болгарам, лютня с короткой шейкой распространилась по всему балканскому полуострову, а в VIII веке была привнесена маврами в культуры Испании и Каталонии, таким образом, вытеснив доминировавшие до этого в средиземноморье лютни с длинной шейкой, пандуру и цитру. История последних на этом, однако, не закончилась: на их основе возникли итальянская гитара, колашоне и китарроне.

Караваджо Лютнист 1595 г.

Караваджо Лютнист 1600 г.

На стыке XV и XVI веков многие испанские, каталонские и португальские лютнисты наряду с лютней стали использовать виуэлу де мано («ручную виуэлу»), инструмент, который по форме близок к виоле да гамба и чей строй соответствует строю лютни. Виуэла под названием «виола да мано» в дальнейшем распространилась в находившихся под властью Испании регионах Италии, особенно в Сицилии, Неаполитанском королевстве и папском государстве при Папе Александре VI.

Неизвестный нидерландский художник Концерт

Хендрик Гольциус Весна 1597 г.

Ян Стен Женщина с лютней 17 в. Королевская коллекция, Гаага

Ян ван Скорел Мужчина, играющий на лютне

Ян Даре Женщина, играющая на лютне

Возможно, важнейшим «перевалочным пунктом» между мусульманской и европейской христианской культурами в данном случае следует считать именно Сицилию, куда лютня была привнесена византийскими или, позднее, сарацинскими музыкантами. В связи с тем, что эти певцы-лютнисты служили придворными музыкантами в период, последовавший за возрождением на острове христианства, лютня чаще, чем какие-либо другие музыкальные инструменты, изображена на росписях потолков построенной в 1140 году церкви Каппелла Палатина (Палермо, Италия), основаннной норманским королем Роджером II.

Аннибале Каррачи Портрет Джованни Габриелле с лютней 1600 г.

Бартоломео Манфреди Молодой лютнист 1610 г.

Орацио Джентилески Девушка с лютней 1610 г.

Геррит ван Хонтхорст Вечеринка с менестрелем, играющим на лютне 1620 г.

Геррит ван Хонтхорст Девушка, играющая на лютне 1624 г.

К XIV веку лютня распространилась уже по всей территории Италии и смогла из Палермо проникнуть в немецкоязычные страны, вероятно, благодаря влиянию, оказываемому на культуры соседних государств династией Гогенштауфенов.
Средневековые лютни имели четыре или пять парных струн. Звукоизвлечение осуществлялось с помощью плектра.

Франц Халс Шут, играющий на лютне 1623 г.

Дирк Халс Музыканты (деталь) 1623 г.

Размер лютней варьировался: существует документальное подтверждение того, что к концу эпохи ренессанса насчитывалось до семи размеров (включаю басовую лютню).
Басовая лютня, саженной величины, называлась теорбой.

По-видимому, в средние века лютня в основном использовалась для аккомпанемента. Количество сохранившихся до наших дней партитур музыки, написанной до начала XVI века, которую с большой долей уверенности можно отнести к сочинённой специально для лютни, — чрезвычайно мало. Скорее всего, это объясняется тем, что в средние века и в начале эпохи ренессанса лютневый аккомпанемент носил не требующий нотной записи импровизационный характер.

Хендрик Тербрюгген Девушка играющая на лютне 1624-26 г.г.

Хендрик Тербрюгген Дуэт 1628 г.

В последние десятилетия XV века, лютнисты постепенно отказались от использования плектра в пользу пальцевого способа игры более пригодного для исполнения полифонической музыки. Количество парных струн увеличилось до шести и более. В XVI веке лютня стала главным сольным инструментом своего времени, однако продолжала использоваться и для аккомпанемента певцам. Человеческая ладонь неспособна охватить четырнадцать струн для зажима, и поэтому басовые струны были навешаны вне грифа и никогда не зажимались левой рукой.

К концу Возрождения количество парных струн выросло до десяти, а в эпоху барокко достигло четырнадцати (иногда доходя до девятнадцати). Инструменты, насчитывавшие до 26-35 струн, потребовали изменения самой структуры лютни. На момент завершения история развития инструмента архилютня, теорбо и торбан были оснащены удлинителями, встроенными в основную колковую головку, что создавало добавочную резонируюшую длину басовых струн. Музыка для лютни нотировалась буквами на 6 линейках. Длительность каждого звука, изображавшегося буквой, обозначалась нотой, поставленной против этой буквы над шестой линейкой.

Ян Мейтенс Девушка играющая на лютне 1648 г. Национальная галерея Ирландии, Дублин

Андреа Солари Дама, играющая на лютне

На лютнях играли миннезингеры. Знаменитые виртуозы на лютне - Конрад Пауман (XV ст.), Ганс Герле, Мельхиор Нейзидлер в Нюрнберге (XVI ст.).
Школы игры на лютне появились в начале XVI столетия в Венеции и в XVIII столетии в Нюрнберге. Литература о лютне в свое время разрослась до громадных размеров, так как этот инструмент играл такую же роль, как в настоящее время фортепиано. Для лютни перекладывалось все, что появлялось в области музыкальной литературы.

Корнелис Бега Девушка, играющая на лютне 1662 г.

Корнелис Бега Дуэт 1663 г.

В эпоху барокко функции лютни были в значительной степени низведены до аккомпанемента бассо континуо, и постепенно она оказалась вытесненной в этой ипостасти клавишными инструментами. Начиная с XIX века, лютня практически вышла из употребления, но несколько её разновидностей продолжали существовать в Германии, Швеции и на Украине. Малороссийские бандура и торбан имеют сходство с лютней.

Ян Вермеер Женщина с лютней у окна 1663 г.

Ян Вермеер Любовное письмо 1667-68 г.г.

Лютня имеет приблизительно вид современной мандолины, но гораздо больших размеров. Первоначально на нем было от 4 до 5 струн, позднее 24 струны, из которых 14 шли по грифу, а 10 натягивались сбоку грифа. Строй первых струн менялся вследствие укорачивания их пальцами, строй вторых не менялся во время игры.

Герард Терборх Урок музыки 1675 г.

Жан-Франсуа де Трой Шарль Монте Лютнист 1690 г.

Антуан Пеше Девушка с лютней

Лютни изготавливаются почти целиком из дерева. Дека, сделанная из тонкого листа древесины (как правило, ели) имеет овальную форму. Во всех типах лютни дека содержит одинарную или иногда тройную розетку вместо звукового отверстия. Розетки, как правило, богато декорированы.
Корпус лютни собирается из отдельных рёбер твёрдого дерева (клён, вишня, чёрное дерево, палисандр и др.). В отличие от большинства современных струнных инструментов гриф лютни монтируется на одном уровне с декой и не нависает над ней. Шейка лютни изготавливается из лёгкого дерева с покрытием из чёрного дерева.

Материалы из ВИКИПЕДИИ и интернетных энциклопедий

Многие считают ее предком гитары, это отчасти не так, ведь лютня сама является полноценным музыкальным инструментом и не теряет своей актуальности уже больше 2 тысяч лет.

На первых инструментах использовались кишковые струны. Их натягивали попарно. Назывались они "хорами". Таких парных струн было четыре, позже появился пятый хор. Играли на лютне с помощью медиатора, только спустя некоторое время была освоена пальцевая техника.

Раньше, как и сейчас, ее изготавливали из тонких деревянный пластин, которые в склеенном виде создавали полусферу, а иногда из цельного куска дерева. Но самым трудоемким процессом можно считать изготовление струн. Их делали из жил молодых быков. Обязательным критерием была их одинаковая плотность и толщина по всей длине.

Кто делал лютни?

Лучшими лютье были Л.Малер и Г. Фрей. Лютье - это мастера-изготовители лютни. Позже этим словом стали называть всех специалистов, которые трудились над созданием любого струнного музыкального инструмента.

В годы своего расцвета лютня была доступна только для знати и королей. Научиться играть на ней было не так уж и сложно, а вот на настройку тратилось много времени. Даже современные струнные инструменты тоже теряют правильность звучания после изменения влажности, температуры и сквозняков. А натуальные жыльные струны были еще более нежными, поэтому большую часть времени приходилось играть на расстроенном инструменте.

Разновидности лютен

Наверное ни один инструмент не имеет такого количества себе подобных. Лютню пытались совершенствовать на протяжении всего периода ее существования. Кто-то из мастеров добавлял басы, кто-то лады, кто-то изменял строй. Одни делали плоским корпус, другие увеличивали в размере. Лютня претерпела множество метаморфоз, и каждый этап ее развития зафиксирован в различных видах этого инструмента, которые через века дошли до наших дней.

  • Индийская лютня - это ситар. Он имеет 7 основных струн и несколько дополнительных, которые резонируют и создают непередаваемое звучание. Играют на ситаре не пальцами, а мизрабом (специальный медиатор). Индийская лютня еще отличительна тем, что у нее есть две резонирующие полости: большая у основания и маленькая на конце грифа.
  • Кобза - это лютня украинского народа. Она имеет 4 парных струны и 8 ладов. Ее воспевал в своих произведениях украинский поэт и художник Тарас Шевченко.
  • Испанская лютня - это виуэла. Сначала на ней играли смычком. В XV-XVI веках она была популярна среди знати и даже имела свой репертуар. До нашего времени сохранились имена знаменитых виуэлистов, которые творили музыку на этом инструменте, среди них: Луис де Милан, Энрике де Вальдеррабано и другие.
  • Мандолина - это одна из разновидностей лютни, который отличается меньшим количеством струн и более коротким грифом. Звук этого инструмента быстро гаснет, поэтому, чтобы продлить звучание, нужно использовать технику тремоло. Мандолина сама имеет много разновидностей: мандора, октавная мандолина, мандочелло, мандо-бас, ирландский бузуки, банджо и другие.

Домра - россиян, украинцев и белорусов. Ее корпус имеет полусферическую форму. Для игры используют медиатор. Домра - это родственный инструмент балалайкам и мандолинам, а мандолина - это лютня.

В 70-х годах прошлого века Владимир Вавилов выпустил сборник лютневых произведений, якобы датированных XVI-XVII веками. Он приписал авторство многим музыкантам того периода, только после смерти оказалось, что Владимир сам сочинил все мелодии. Одна из них стала саундтреком к фильму "Асса", но автора в титрах указано не было. Какое-то время считали, что ее сочинителем был рок-музыкант Борис Гребенщиков. В сборнике лютневой музыки авторство этой композиции Вавилов приписал Франческо Канова де Милано. Песня "Город золотой" стала невероятно популярной после выхода фильма. Автор текста - Анри Волохонский. Изначально песня называлась "Над небом голубым".

Лютня в наши дни

Как уже говорилось, этот инструмент не утратил своей популярности до сегодня, однако претерпел апгрейд. Если раньше использовали жильные струны, то сейчас нейлоновые, а для басов - нейлоновые с медной обмоткой. Однако те, кому довелось услышать звучание старинных струн, говорят, что оно очень отличается.

В наши дни создаются коллективы, которые изучают аутентичное звучание инструментов и вокальных произведений. Это совершенно иная музыкальная культура, которая для нашего избалованного слуха звучит как монофония. Но есть в ней что-то непередаваемое. Эта тенденция распространена и на Западе, и в России. Для аутентичных концертов используют старинные инструменты: лютню, гитару и виолу.

Коллекционные музыкальные инструменты №4: Лютня в миниатюре.

Коллекционные музыкальные инструменты №4 : ЛЮТНЯ в миниатюре, размер миниатюры - 12 см, номер в России выходит 20 февраля 2014 .

Номер ВЫШЕЛ .

Скан номера - от Дакота Ли.

На противоположном краю рейки приклеиваются к деревянному блоку, к которому крепится изготавливаемый отдельно гриф. Колковая коробка тоже производится отдельно из деревянной заготовки, в которой выполняется полость, а затем проделываются боковые отверстия для колков.

Следующий этап - изготовление овальной верхней деки из ели.

Чаще всего она является цельной. Резьба розетки, которую часто украшают сложнейшим ажурным узором, является одним из отличительных знаков каждого мастера. На внутренней стороне верхней деки лютье наклеивает ряд поперечных планок из той же древесины, которые укрепляют конструкцию и в значительной мере определяют звучность инструмента. Основная функция этих планок - препятствовать деформации верхней деки под воздействием натянутых струн. Последний этап изготовления лютни - это вырезание и установка подставки, присоединение грифовой накладки к корпусу, размещение ладов, колков и натягивание струн.

Приветствую всех читателей блога! Сегодня я написал познавательную для вас статью, к которой вы познакомитесь с еще одним струнным музыкальным инструментом под названием лютня, являющимся прародителем современной гитары. Этот старинный инструмент популярен и по сей день. Давайте теперь узнаем, чем же он был так популярен в средние века.

Лютня – это струнный щипковый инструмент, достигший своего расцвета в эпоху Возрождения. Происхождение лютни обычно связывают с шумерской цивилизацией. Первое изображение подобного инструмента найдено на глиняной табличке, датированной серединой II тысячелетия до нашей эры. А первые упоминания о лютнистах относятся к позднему Средневековью. Из Вавилона струнный музыкальный инструмент с короткой шейкой, бывший предшественником лютни, распространился на север и на юг, достигнув северной части Индии и Египта.

В XIV веке черты европейской лютни вполне определились. Однако еще до XVI века к ней добавляли хоры, пока число их не достигло шести. В XVI веке лютня стала играть важнейшую роль в европейской музыке, превратившись в один из самых популярных инструментов всех времен. В эпоху растущей популярности лютни, исполнители обнаружили, что медиатор можно заменить подушечками пальцев, это привело к появлению новых техник игры и соответствующего репертуара.

Постепенный отказ от плектра уже с конца XV века имел огромное значение для дальнейшего процесса эволюции этого инструмента. В первой половине этого века количество произведений для лютни умножилось. По оценкам исследователей, в Европе было написано свыше 400 пьес для лютни, первая из которых приписывается Франческо Спиначино . Его произведения были включены в первый из четырех сборников для лютни итальянского нотоиздателя Оттавиано Петру ччи. А Джон Дауленд был одним из композиторов, произведения которого значительно расширили экспрессивные возможности лютни.

Влияние итальянского Возрождения распространилось по всей Европе, и проникшая в Европу с юга лютня также завоевала большую популярность, многие живописцы стали изображать ее на своих картинах.

В конце XVI века многие лютье предпринимали попытки усовершенствовать лютни, создав новый вид музыкальных инструментов. Появились так называемые барочные лютни. На свет рождались целые семейства инструментов с разными тонами, которые имитировали разные регистры человеческого голоса.

В XVIII веке в Германии появилась мандора , совершенно новая разновидность инструмента, возникшая в ходе эволюции классической немецкой лютни. К концу XVII века популярность лютни заметно спала, вплоть до XIX века, когда началась ее вторая жизнь. Ряд английских музыкантов, одним из которых был Арнольд Долмеч , взялись за восстановление музыки для этого инструмента.

В 1970 годы стали появляться музыкальные коллективы и отдельные исполнители, освоившие репертуар XVII — XVIII веков и достигшие новых высот исполнительского мастерства. Такие музыканты, как Лукас Хэррис , Иштван Шабо , Маргарит Тиндманс и Венди Гиллеспи также вносят значительный вклад в восстановление оригинального лютневого репертуара от Средневековья до барокко. До нас также дошли имена Берната Бардинеса и Жакме , имеющие отношение к лютневой музыке. Первый из них пришелся на эпоху Возрождения и считался лучшим виртуозом своего времени.

Среди щипкового музыкального инструмента встречаются разные: арфы, балалайки, гитары, гусли, домры.Но самый известный и прекрасный по звучанию, конечно лютня музыкальный инструмент востока.

Немного об истории лютни

Впервые мы услышали её голос ещё в стародавние времена. Название же лютня, с арабского «al‘ud», что на языке бедуинов означает (дерево). В прочем, более позднее расследование показало, что ‘ud не что иное, как арабский вариант персидской rud-струна какого-либо инструмента, лютни. В тот же период датирован и труд Джанифранко Лотти, который считал, что для ранней эпохи ислама слово «дерево» имело негативную окраску. Так как по законам того времен под запретом была любые инструментальные произведения.

Игрок на таком инструменте получил название лютниста, а мастер-изготовитель - лютье.

Звучание лютни

Современная тенденция способствовала переходу на нейлоновые струны из цельного нейлонового волокна или басовую с медным элементом. Музыканты же прошлых лет отдавали предпочтение струнам с натуральных жил животного. Такие отличия в выборе поколений весьма ощутимо при звучании. Любой игрок, или просто слушатель должен узнать, как должен звучать инструмент при настоящих струнах.

В этом случае приходит понимание того, как прекрасна лютня музыкальный инструмент, слушать который можно бесконечно. Но такое решение и стало основной сложностью в изготовлении струнного инструмента.

Каждая из жил требовалась одинаковой плотности со своими соседками, и ровным диаметром в длину, а процесс создания струн из кишок или жил был не самым лёгким. Чаще всего это были жилы самых молодых животных, преимущественно бычков, выращенных в провинциях Испании. И лишь с наступлением шестнадцатого века, технология создания позволила точно подобрать и осуществить калибровку струн.

Из чего она состоит

За последнее время форма лютни почти не изменилась. Сама она создавалась из древесины, а её дека, состоящая преимущественно из ели, имела овальную форму. Для любой из них этот элемент должен обладать единой, реже тройственной розеткой за место звуковой ниши. Розетки, принято изысканно декорировать.

Само же её основание составляется из разных пластин твёрдых пород дерева. Их разница среди большинства современного музыкального инструмента выражается в дизайне грифа, расположенного параллельно деки.

Для шейки этого инструмента используются исключительно лёгкие сорта дерева, которые покрывают пластинами тёмной древесины. К шейке навязывались различные лады, а в неё саму врезали фигурные орнаменты. Вес такой конструкции был очень мал и не был больше трёхсот-четырёхсот грамм.

В эпоху ренессанса лютня музыкальный инструмент была сконструирована и настроена в соответствии с регистрами человеческого голоса. Известно, что в немецких летописях их упоминают как семи регистровые, это были:

  • малый октавный,
  • малый дискантный,
  • дискантный,
  • альт,
  • тенор,
  • октавный бас,

В Италии, Англии и Франций употребляли всего три тембра:

  • малый,
  • средний,
  • большой.

Их главная отличительная черта заключалась в подъеме кварты, на один тон.

Как настроить лютню

Из исторических сведений мы помним, что музыкальным инструментам той эпохи находилось применение лишь у людей знатного происхождения. А лютня и вовсе служила для придворных музыкантов, наряду с органом «королевским инструментом», получила название «инструмент всех королей». Музицированию на нём научится было совсем нетрудно, в то время как её настройка требовала специального навыка и утончённого слуха.

Среднюю лютню, как и альт настраивалась так: G-c-f-a-d-g; A-D-g-b-e-a. По отношению к номинальным величинам нотного письма, такая грамота не всегда являлись символами, подходящими для современной нотной постановки. Лютня - музыкальный инструмент, слушать который можно было в основных репертуарах сольной пьесы или в качестве сопровождения вокальных партиях.

Через некоторое время лютня стала совмещать в себе и шестую-седьмую хору. Вот только с разрешением басов произошла загвоздка, в звучании инструмента и так выделялась вялостью 1-ой гармонии. В разрез ей голос толстых струн, даже с точным настроем был весьма расплывчатым, это не позволяло воспринимать линию басов в полифоническом звучании. Тем самым став причиной того, что в каждой басовой хоре за место 2-го унисона включалась тонкая октавная струна.

Достижения в технике струнной индустрии открыли новые возможности для увеличения басовой составляющей. Появились седьмая, восьмая, девятая и десятая имеющие возможность для настройки и перестройки согласно с общей тональностью.

Создатели лютни

Только в начале шестнадцатого веска появились первые упоминания о мастерах-создателях лютен. Ряд германских семей близ Аугсбурга, стали основателями двух Итальянских школ по изготовлению щипковых инструментов. Главная из них находилась в Болонье, именно тут появились произведения Малера, Фрея пр.

Поздние сведения говорят о семействах из Венеции, Падуи. Инструмент их мастерских семнадцатых-восемнадцатых вв. остаются неповторимыми впредь до сегодняшнего дня.

Видео: Игра на лютне