Описание картины Ивана Айвазовского «Буря на черном море. Сочинение по картине Айвазовского «Буря на Черном море

За последнюю четверть века волновая активность Чёрного моря выросла на 15 процентов, а максимально возможная высота волн увеличилась с 15 до 20 метров. Впрочем, волны и куда более скромного размаха в прошлом не раз приносили серьёзные беды.

Созданная в 1850 году картина Айвазовского «Девятый вал» сразу же стала самой знаменитой из всех его марин и была приобретена Николаем I

Унесённые волной

В крымских газетах столетней давности, пожалуй, можно было бы завести отдельную рубрику, посвящённую штормам, ведь сообщения такого рода появлялись там регулярно. Вот, к примеру, лишь несколько подобных новостей 1913 года:
В Балаклаве сильным порывом ветра была оторвана от берега и унесена в море лодка с шестью рыбаками. Все считали несчастных рыбаков погибшими. Однако на днях шедший в Ялту пароход «Гурзуф» заметил близ «Профессорского уголка» лодку со злополучными рыбаками. Несчастные, пробывшие несколько суток в море, находились в ужасном состоянии.
В Евпатории греческий пароход Amphitrita всё ещё продолжает стоять на мели у маяка. Несмотря на выгрузку значительного количества зерна, снятого на несколько парусных судов, и помощь двух буксирных пароходов, гигантское судно не удаётся никак стянуть с косы. Последним непродолжительным штормом его занесло песком фута на три.

В Алуште более чем двухнедельное спокойствие моря нарушилось сильным штормом. С утра уже волны начали заливать Набережную. В вечеру же, вследствие довольно сильного юго-восточного ветра, волнение ещё больше усилилось, и седые гребни громадных морских валов начали перекатываться через казённую пристань.
Жуткие штормы бушевали и в 1907, и в 1909, и в 1912 годах. Особенно свирепым море было зимой 1911 года. Тогда пресса сообщала, что «кроме пароходов «Штурман» и «Эльфтонис», на Чёрном море во время последних штормов погибли ещё 2 греческих парохода, 15 судов потерпели аварию».

К слову

Ударная сила

Даже небольшие черноморские волны могут обладать огромной ударной силой: во время шторма 19 января 1931 года на Южном берегу Крыма, близ Симеиза, скала Монах была разбита волнами на три куска.

Нечеловеческие жертвы

Жертвами штормов становились не только люди. Так, зимой 1907 года свирепствовавшим несколько дней штормом были «уничтожены сивашские сооружения, где добывается и выволакивается соль; работы приостановлены, образовался большой контингент безработных, солепромышленники терпят убытки».

Зимой 1914-го в Евпатории «пристань получила серьёзные повреждения вследствие наскочившей на неё во время шторма с необыкновенной силой баржи, на которой обычно выгружаются с пароходов грузы. Ремонт пристани обойдётся в 600 руб.».


В Севастополе зимой 1911-го из-за сильного шторма в окнах аквариума были полностью выбиты стёкла, и некоторые его обитатели замерзли, хотя их и отогревали буржуйками. Ещё один мощный шторм обрушился на аквариум уже в 2007-м. Тогда набережная оказалась разбита вплоть до стен аквариума, и под одной из них образовалась промоина глубиной почти метр. Камнями выбило одно из окон в помещении для сотрудников аквариума, всё было обесточено, компрессоры для подачи воздуха не работали, один из залов аквариума залило морской водой. К счастью, большинство обитателей аквариума не пострадало, хотя две тропические рыбы всё же погибли.

Жертвой шторма (и человеческой глупости) в 1967-м стала коктебельская набережная. После того как в начале 1960-х с восточной части коктебельского пляжа для строительных нужд было вывезено около полутора миллионов тонн песка, баланс между морем и сушей нарушился – море начало разрушать берег, бетонную набережную, валить стоящие на ней фонари. Ну а после зимнего шторма в 1967-м произошёл полный размыв пляжа (чтобы укрепить берег, его пришлось засыпать завезённым строительным щебнем).

Как в кино

Обледеневший пароход

Газетное сообщение о пароходе, попавшем в шторм в декабре 1902 года, сегодня читается, как сценарий остросюжетного зрелищного фильма: «Вышедший из Ялты пароход русского общества пароходства и торговли «Великий Князь Алексей», застигнутый в море сильным штормом, два дня находился в неизвестности; лишь после отчаянной борьбы с яростной стихией пароход достиг Севастополя, превратившись в сплошную глыбу льда. Пассажиры переживали крайне тревожное состояние и, входя в Севастополь, со слезами на глазах крестились и благодарили Бога, отвратившего явную для жизни опасность».

Татьяна Шевченко, «

Сочинение по картине И. К. Айвазовского «Буря на Чёрном море»

Выдающийся русский художник-маринист Иван (Ованес) Константинович Айвазовский создал мно­жество картин, на которых изображено море. Все произведения великого художника завораживают, за­ставляют забыть обо всём, проникнуться величием и силой грозной морской стихии.

Картина «Буря на Чёрном море» была создана в 1873 году. Мы видим страшный шторм. Огромные волны, грозовое небо, затянутое тучами. Морская стихия не на шутку разыгралась. И от этого становится страшно. Невольно задумываешься, насколько безза­щитен человек перед силой грозной стихии. Главной темой картины является разыгравшаяся стихия.

Мы видим корабль, который гибнет в волнах. И это только усиливает впечатление от ярости стихии, её натиска. Каждая деталь картины подчинена основному замыслу художника. Человек бессилен перед неисто­вой стихией. Люди совершенно беспомощны в море, у них практически нет шансов, чтобы спастись. Вот-вот корабль скроется в пучине волн. При взгляде на картину создаётся впечатление, будто отчётливо слы­шен гул ветра. Айвазовский был очень убедителен, когда показывал столь драматическую сцену.

Трагизм художнику удалось подчеркнуть мрачны­ми тонами - серыми, чёрными, синими, зелёными. Такие цвета как нельзя лучше символизируют бурю. На фоне огромных волн корабль кажется таким ма­леньким, хрупким. Творение человеческих рук никак не может соперничать с силой природы. Где-то далеко виднеется город. Он стал бы спасением для людей. Но добраться до города нет никакой возможности.

Мрачное небо кажется продолжением моря. Море и небо словно слились воедино. И от этого карти­на кажется ещё более страшной и величественной одновременно.

Картина «Буря на Чёрном море» не может оста­вить зрителя равнодушным. Айвазовскому было свой­ственно создавать удивительно реалистичные и од­новременно романтичные произведения. Необъятные морские просторы на его полотнах приобретают осо­бый характер. Море может быть спокойным, мирным и безмятежным или, наоборот, грозным, суровым, безжалостным.

Картина «Буря на чёрном море» поистине гран­диозна. Сила и мощь природы противопоставляется слабости и уязвимости человеческой жизни. На мой взгляд, в картине есть мистическая составляющая. Море кажется разумным существом, которое по какой- то причине возненавидело людей на корабле, хочет их уничтожить. Силы людей и моря неравны. Поэтому люди обречены на неминуемую гибель.

«Буря на Чёрном море»- шедевр Ивана Константиновича Айвазовского считается настоящим подтверждением его таланта. В работе мастер изображает разгульную стихию, которая нещадно уносит жизни людей. Творец показал небольшой корабль, который тонет в бездне волны.

Работа выполнена в чёрных тонах: голубом, сероватом, зеленоватом. Живописец не напрасно выбрал именно такую палитру. Цветовая палитра передаёт безнадёжное состояние экипажа корабля. Богатство сероватых и голубых тонов демонстрируют, что ураган ещё небыстро закончится. Корабль вследствие тяжести сероватых облаков изображён абсолютно не большим и незащищенным, он уже не может преодолевать могучую стихию. В правой стороне картины нарисованы пластичные горы, на месте которых совершил крушение корабль. Возле большущих камней люди, которые не могут выплыть. Дальнейшая их судьба не известна, так как ураган может продолжаться длительное время.

Вдали, видимы очертания большущего мегаполиса. Это огромный город, как спасательный круг в этой пучине бед. Ураган не стихает, и вокруг лишь только безграничный морской и небесный простор. Творение поражает собственными образами. Сероватые небеса становятся продолжателем бездонного морского залива. Творение художника, вызывает неизменные эмоции у всех людей, которые её видели.

Момент волнения и трепета при виде картины, останутся у людей в памяти на долгие века. Живописец, мастак своей деятельности, показывает ценителям искусства, что природные силы очень сильны. На сегодня, от бурных стихий нельзя устоять технологическому прогрессу, дамбы, которые строили при использовании отличных технических инструментов.

В обстановке, где человек встречается с ураганом, надеждой для него остаётся ожидание выручки и времени. Краски реализма чётко запечатлены на этом шедевре, и временем эти следы не изменить.

Черное море является постоянным и наиболее частым объектом изображения Ивана Айвазовского. Уроженец Феодосии, великий маринист почти наизусть знал родные берега, поэтому воды Черного моря в его творчестве настолько разнообразны. «Черное море» — картина Айвазовского, которая привлекает простотой и внутренней силой. На ней не изображено ничего, кроме моря, и именно это делает ее тонкой и прекрасной.

Художник-маринист Иван Айвазовский

Настоящее имя признанного мастера морского пейзажа - Ованес Айвазян, он происходит из семьи обедневшего армянского купца. В силу тяжелого финансового положения юный Айвазовский не мог позволить себе достойного обучения искусству рисования и живописи, пока не привлек своим природным талантом внимание главного архитектора Феодосии.

После начальной помощи со стороны своего благодетеля Айвазовский сумел быстро добиться признания и популярности. Большую роль в достижении статуса академика художеств сыграла его уникальная манера изображать воду в целом и морские пейзажи в частности.

Талант живописца не ограничивался изображениями моря, о чем свидетельствуют его многочисленные портреты, редкие жанровые композиции и сюжеты на религиозную тематику. Однако единственной и неугасаемой страстью Айвазовского было море.

Черное море в творчестве Айвазовского

Несмотря на то что «Черное море» (картина Айвазовского, написанная в 1881 году) — единственное полотно с таким названием, великий маринист часто изображал воды Черного моря на своих холстах. Художник родился в Феодосии и там же прожил большую часть своей жизни. Айвазовский считал, что воду невозможно рисовать с натуры, поскольку это самая непостоянная и изменчивая из стихий. Однако берега и волны родного Черного моря были знакомы ему настолько, что он мог по памяти изображать различные их состояния.

Среди огромного художественного наследия автора наибольшее количество картин посвящено Черному морю, которое было постоянной темой художника. Айвазовский изображал Черное море во всех его ипостасях - в штиль и в бурю, днем и ночью, в лучах утреннего солнца или в огне заката. Творчество великого мариниста не оставляет сомнений в его любви и привязанности к родным берегам.

Описание картины Айвазовского «Черное море»

Несмотря на частое изображение родных берегов, в творческом наследии Айвазовского есть только одна картина, которая называется просто «Черное море». Это полотно было создано художником в 1881 году и открывает зрителям вид на бескрайний морской простор, застывший на холсте перед самым началом бури. Второе название картины - «На Черном море начинает разыгрываться буря».

«Черное море» — картина Айвазовского, характеризующаяся простотой сюжета и практически идеальными пропорциями композиции. Полотно изображает потемневшее море с частыми, неспокойными, но еще не высокими волнами, украшенными небольшими пенными гребнями. Такие волны, пронизанные лучами света и словно светящиеся изнутри, современники художника называли «волнами Айвазовского».

Линия горизонта делит картину почти идеально на две равные части - снизу бурное море, сверху потемневшее небо, а между ними едва проглядывает сквозь завесу тумана тонкая полоса суши и стремящийся к ней одинокий парус.

Анализ картины

«Черное море» — картина Айвазовского, которая привлекает взгляды непринужденной гармонией и необычайно реалистичной цветовой палитрой. Кроме того что картина композиционно разделена пополам на море и небо, элементы этих двух частей словно отражаются друг в друге.

Темные облака справа сливаются и образуют равносторонний клин с темными волнами бушующего моря. Игра света и тени в картине создает живую композицию, динамичность которой подчеркивается слегка накрененной влево линией горизонта.

Симметричность форм в картине противоположна асимметрии в нанесении цветов: в то время как небо пестрит богатой палитрой оттенков, среди которых лиловый, голубой, лазурный, серый и цвет слоновой кости, раскинувшееся под небом море не может похвастать таким хроматическим разнообразием. Море на картине Айвазовского «Черное море» выполнено в иссиня-зелёных, приглушенных тонах. Картина «Черное море» (Айвазовский мастерски изобразил состояние водной стихии) должна покорять не изобилием деталей и буйством цветов, а реалистичностью, естественной красотой и силой бушующего моря.

Черное море на других полотнах Айвазовского

Черное море было вечной темой Айвазовского и никогда надолго не покидало холсты, над которыми работал великий маринист. Работы художника воспевают красоту, изменчивость и природную силу водной стихии, поэтому не удивительно, что близкое Айвазовскому Черное море показано на его картинах во всем своем разнообразии и непостоянстве.

Спокойное и безмятежное Черное море можно увидеть на картинах «Вход в Севастопольскую бухту» и «Гурзуф», а его воды, пронизанные лучами закатного солнца, запечатлены на полотнах «Вид моря с гор Крыма» и «Закат солнца у крымских берегов». Описание картины Айвазовского «Буря на Черном море» усложняется тем, что в наследии мариниста есть три картины с таким названием.

Айвазовский изображал Черное море в первых лучах восходящего солнца («Восход солнца в Феодосии») и в штормовой ветер («Вид Одессы с моря»). На картинах художника поглощены туманом («Туманное утро») или освещены яркой луной («Феодосия. Лунная ночь»). Каждое изображение Черного моря говорит о том, что художник-маринист Иван Айвазовский бережно хранил его в памяти всю свою жизнь и даже в Италии не переставал писать виды родных берегов.

Ответ оставил Гость

Полотно “Буря на Черном море” является истинным доказательством таланта Ивана Константиновича Айвазовского. На картине художник изобразил разгул стихии, уносящей жизни людей, стихии тревожной и пугающей для ее зрителя. Айвазовский написал маленький кораблик, тонущий в пучине волн.“Буря на Черном море” написана в темных тонах: синем, сером, зеленом. Художник не зря выбрал именно такую гамму. Эти цвета передают трагичное, безысходное положение матросов. Обилие серых и синих красок показывают, что буря ещё не скоро кончится.Кораблик под тяжестью серых туч представляется совсем маленьким и беззащитным, ему уже не справиться с бушующими волнами. Справа на картине написаны скалы, о которые потерпел крушение корабль. На больших камнях люди, которые успели выплыть. Их судьба неизвестна, так как буря может продлиться ещё долго.Возвышаясь над тем, что осталось от некогда большого корабля, кружит стая чаек. Утопающие люди привлекают их своими криками. Чайки летают над ними в предвкушении легкой добычи. Вдалеке виднеется слабый силуэт другого корабля. Ему также не повезло попасть в бурю, но корабль держится из последних сил, пытаясь остаться на плаву.На заднем плане, совсем далеко, видны очертания большого города. Он может стать спасением для несчастных людей, но матросам нужно добраться до него, а бушующая буря отрезала им путь к городу. Кругом только бесконечное небо и море. Картина впечатляет своим простором. Серые небеса становятся продолжением бездонного моря.Картина “Буря на Черном море” безусловно, производит неизгладимое впечатление на каждого, увидевшего её впервые. Чувства и переживания, испытанные при взгляде на картину, остаются с человеком на всю его жизнь.Художник, мастер своего дела, показал зрителям, что стихия всегда сильнее человека. К несчастью, от бушующих сил природы не могут защитить ни новые технологии, ни самые крепкие стены, выстроенные с помощью лучшей техники. В ситуациях, когда человека настигает буря, его единственной надеждой остается время, ожидание спасения. Всем нам нужно помнить о силе стихии.