Для всех и обо всем. Кто заказал Моцарту Реквием

Черный человек Моцарта — понятие тоже из разряда мистических: никто его не видел, кроме самого музыканта. И потому в вопросе, кто это или что — мистика или болезненные фантазии воспалённого ума, можно сегодня лишь рассуждать, причём с одинаковой степени достоверности в любую сторону: у сторонников той и другой версии немало аргументов и доказательств. Одно вне сомнений — это светлая жизнерадостная музыка композитора….

Однажды вечером к Моцарту явился незнакомец, одетый в тёмные одежды, и сказал, что желает сделать музыкальный заказ. Состоятельные вельможи и даже короли часто обращались к известным музыкантам с предложением сочинить музыку для их собственного оркестра, капеллы, домашнего или придворного театра... Удивило Моцарта то, что неизвестный не назвал ни своё имя, ни имени заказчика, а также ещё в том, что заказ был не совсем обычный. Незнакомец заказал траурную музыку, в то время как Моцарт слыл на весь мир своими жизнелюбивыми, искрящимися светом и радостью сочинениями. "Чёрный человек" безмолвно отсчитал крупную сумму, которую растерянный Моцарт запросил в качестве задатка, и удалился.

Это событие взбудоражило музыканта. Вот как писал Моцарт в письме к своему другу:

«В моей голове хаос, лишь с трудом собираюсь с мыслями. Образ незнакомца не хочет исчезнуть с глаз моих. Я беспрерывно вижу его. Он просит, он настаивает, он требует работы. Чувствую — мое состояние подсказывает — мой час пробил. Конец придет прежде, чем я смогу полностью проявить свой талант. А как прекрасна была жизнь! Но никому не дано изменить предначертанного судьбой, измерить дни своей жизни»...

А между тем, тайна «черного человека», доставившего столько волнений великому композитору, раскрывалась просто. Оказывается, к Моцарту в тот злопамятный вечер приходил всего-навсего слуга графа Вальзегг Штуппах. Этот богатый господин был большим меломаном и буквально жаждал прославиться как сочинитель. Он и раньше покупал у разных композиторов небольшие произведения и, собственноручно переписывая их, выдавал за свои собственные. У графа случилось горе: умерла жена, и, потрясённый несчастьем, он решил увековечить её память реквиемом «собственного сочинения», для чего и заказал реквием втайне.

Заплатив деньги, граф полагал, что теперь сочинение Моцарта станет его собственностью. Однако смерть композитора испортила его планы. Моцарт задумал в "Реквиеме" 12 частей, но не закончил и седьмую часть "Лакримозу" — печальную, слезливую, как она звучит в переводе. Закончил "Реквием" после смерти своего учителя Зюсмайер, и несостоявшаяся мистификация потянула за собой другую — об отравлении Моцарта.

Слухи эти росли как снежный ком. Многие ссылались даже на признания самого Сальери. Вот как об этом факте писали газеты. «Антонио Сальери, первый капельмейстер Императорского двора, признался в том, что отравил Моцарта». Или другая газета: «После исповеди и признания священнику разум Сальери помутился, и он пытался перерезать себе горло»… Понятно, что письменного признания Сальери, которое, якобы, хранилась в венском церковном архиве, так и не нашлась. Но с другой стороны, свидетельство о смерти Моцарта не содержало диагноза заболевания, анатомическое вскрытие не производилось, смерть композитора была окружена странностями, и вопрос об отравлении надолго повис в воздухе — так было ли оно на самом деле или нет?

Вот рассказ Констанции, жены Моцарта о том ужине, на котором, якобы, и произошло отравление. «Сальери приготовил ужин сам, но почти ни к одному блюду не прикоснулся, а только уговаривал Моцарта всего отведать. Сразу по возвращению домой Вольфгангу стало плохо: закружилась голова, началась рвота, рези в желудке, продолжавшиеся всю ночь. За завтраком началась опять рвота с потерей сознания». Моцарт, по словам его жены, и сам был убеждён в том, что его отравили… В любом случае, через три недели после этого ужина, когда за окном была полночь, Моцарт (так рассказывают очевидцы) «приподнялся, оглядел последним взглядом комнату, будто кого-то искал, повернулся лицом к стене и затих. На его постели лежал незаконченный "Реквием"…

http://saturdayjam.livejournal.com/

Однажды вечером к Моцарту явился незнакомец, одетый в тёмные одежды, и сказал, что желает сделать музыкальный заказ. Состоятельные вельможи и даже короли часто обращались к известным музыкантам с предложением сочинить музыку для их собственного оркестра, капеллы, домашнего или придворного театра... Удивило Моцарта то, что неизвестный не назвал ни своё имя, ни имени заказчика, а также ещё в том, что заказ был не совсем обычный. Незнакомец заказал траурную музыку, в то время как Моцарт слыл на весь мир своими жизнелюбивыми, искрящимися светом и радостью сочинениями. "Чёрный человек" безмолвно отсчитал крупную сумму, которую растерянный Моцарт запросил в качестве задатка, и удалился.

Это событие взбудоражило музыканта. Вот как писал Моцарт в письме к своему другу:

«В моей голове хаос, лишь с трудом собираюсь с мыслями. Образ незнакомца не хочет исчезнуть с глаз моих. Я беспрерывно вижу его. Он просит, он настаивает, он требует работы. Чувствую — мое состояние подсказывает — мой час пробил. Конец придет прежде, чем я смогу полностью проявить свой талант. А как прекрасна была жизнь! Но никому не дано изменить предначертанного судьбой, измерить дни своей жизни»...

А между тем, тайна «черного человека», доставившего столько волнений великому композитору, раскрывалась просто. Оказывается, к Моцарту в тот злопамятный вечер приходил всего-навсего слуга графа Вальзегг Штуппах. Этот богатый господин был большим меломаном и буквально жаждал прославиться как сочинитель. Он и раньше покупал у разных композиторов небольшие произведения и, собственноручно переписывая их, выдавал за свои собственные. У графа случилось горе: умерла жена, и, потрясённый несчастьем, он решил увековечить её память реквиемом «собственного сочинения», для чего и заказал реквием втайне.

Заплатив деньги, граф полагал, что теперь сочинение Моцарта станет его собственностью. Однако смерть композитора испортила его планы. Моцарт задумал в "Реквиеме" 12 частей, но не закончил и седьмую часть "Лакримозу" — печальную, слезливую, как она звучит в переводе. Закончил "Реквием" после смерти своего учителя Зюсмайер, и несостоявшаяся мистификация потянула за собой другую — об отравлении Моцарта.

Слухи эти росли как снежный ком. Многие ссылались даже на признания самого Сальери. Вот как об этом факте писали газеты. «Антонио Сальери, первый капельмейстер Императорского двора, признался в том, что отравил Моцарта». Или другая газета: «После исповеди и признания священнику разум Сальери помутился, и он пытался перерезать себе горло»… Понятно, что письменного признания Сальери, которое, якобы, хранилась в венском церковном архиве, так и не нашлась. Но с другой стороны, свидетельство о смерти Моцарта не содержало диагноза заболевания, анатомическое вскрытие не производилось, смерть композитора была окружена странностями, и вопрос об отравлении надолго повис в воздухе — так было ли оно на самом деле или нет?

Вот рассказ Констанции, жены Моцарта о том ужине, на котором, якобы, и произошло отравление. «Сальери приготовил ужин сам, но почти ни к одному блюду не прикоснулся, а только уговаривал Моцарта всего отведать. Сразу по возвращению домой Вольфгангу стало плохо: закружилась голова, началась рвота, рези в желудке, продолжавшиеся всю ночь. За завтраком началась опять рвота с потерей сознания». Моцарт, по словам его жены, и сам был убеждён в том, что его отравили… В любом случае, через три недели после этого ужина, когда за окном была полночь, Моцарт (так рассказывают очевидцы) «приподнялся, оглядел последним взглядом комнату, будто кого-то искал, повернулся лицом к стене и затих. На его постели лежал незаконченный "Реквием"…
Так был ли мальчик?

Странный внешний вид тела покойного, распространенные массивные отеки, таинственность похорон композитора и явились одним из источников слухов об отравлении Моцарта. (Тезис «отравления» был положен в основу трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»). Уж слишком много вопросов оставалось, действительно, открытыми. К примеру, почему никто не провожал Моцарта в последний путь?

Сначала существовала версия, что была снежная буря, но ее опровергли — по данным венских архивов, было тепло и без осадков. На похоронах не присутствовала даже вдова Моцарта: говорили, ее не пустили на похороны (или она сама отказалась) из-за своего болезненного состояния. Хоронили Моцарта в общей могиле, затерянной во времени. Но и тут свое объяснение: поскольку предполагали, что мог умереть маэстро в том числе и от чумы, гулявшей по Европе, и в таком случае всякие предосторожности были вполне в духе времени.

В 1966 г. вышла книга Бэра «Моцарт. Болезнь — смерть — погребение», где автор считает причиной смерти Моцарта «острый ревматизм» с опуханием суставов и «сердечной слабостью». Однако тайна, связанная с кончиной Моцарта, продолжает оставаться вроде как нераскрытой. Хотя никаких доказательств как не было, так и нет: сколько врачей его осматривало — столько было и диагнозов. А слухи — знает их история немало, порой опережают они славу великого музыканта. Вот пример с погребением великого Паганини, а точнее — с его НЕ погребением.
Чёрная кошка Паганини

Никколо Паганини, которого при жизни преследовала молва о том, что он продал душу дьяволу в обмен на изумительный дар виртуоза, умер в Ницце в мае 1840 года без исповеди и соборования. Без отпевания погребение было невозможно. Тело повезли на родину Паганини, в Геную, но и здешний губернатор запретил похороны. Гроб перевозили с места на место, погребение всё затягивалось.

А уже рождались слухи, что по ночам вокруг гроба (набальзамированное тело Паганини поместили в морг госпиталя для прокаженных) великого скрипача пляшут черти, а скрипка его сама собой играет жуткую музыку. Как будто великий Паганини и после смерти продолжал оставаться бродячим музыкантом, и лишь в 1929 году он обрел покой на генуэзском кладбище.

Вспомним еще, что основатель космоплавания К. Циолковский до своих великих научных открытий жил в местечке под названием Байконур — том самом, откуда полетят потом первые космические корабли. А крупнейший пассажирский теплоход Коста Конкордиа — по величине второй Титаник, затонет спустя 100 лет после гибели этого самого Титаника, и случится это в пятницу 13 числа.

Кстати, Паганини, обвиненный в чертовщине, родился на улочке с названием Чёрная кошка. Сколько еще таких историй можно привести. Но вернемся к разговору о светлой музыке Моцарта. А точнее, о тех ее сторонах, которые невольно выходят в нашем сознании за рамки привычного и вклиниваются в такую область знания, которую принято называть таинственной и мистической.
«Партийная» музыка Моцарта

Время жизни Моцарта совпало с пробуждением в Европе огромного интереса к духовно-мистическим учениям. Интерес к эзотерическим учениям древности не обошел стороной и Моцарта. 14 декабря 1784 года он вступил в Масонский орден, а к 1785 году уже был инициирован в степень Мастера-Масона. Кстати, его вступление в данный союз не было из разряда чего-то неординарного. «Однопартийцем» Моцарта был Иозеф Гайдн и чуть позже вступит в братство отец композитора — Леопольд Моцарт.

Для Моцарта, возможно, это был путь к дополнительному заработку: став Мастером-Масоном, Моцарт создавал музыку, предназначенную для масонских обрядов. Хотя, по литературным источникам, Моцарт был вроде как даже «страстным, убеждённым масоном», совсем не таким как Гайдн, который им только числился, и ни разу не участвовал в деятельности ложи и не написал ни одной масонской вещи. Моцарт же оставил нам ряд значительных произведений, написанных им специально для масонских обрядов и торжеств.

Среди «масонских» работ Моцарта преобладают вокальные произведения: небольшие хоровые песни и кантаты. Среди них такие сочинения, как: «Погребальная масонская музыка» (Maurerische Trauer-musik, c-mol), Адажио ор.410 для ансамбля духовых инструментов — музыка для сопровождения ритуальных масонских процессий; Адажио ор.411 для 2-х кларнетов и 3-х валторн — для вступления в ложу братьев ложи. И это, конечно, далеко не полный список. Считается, что наиболее насыщенной идеями и символами масонства стала опера «Волшебная флейта» (1791), либретто к которой написал масон Эммануэль Шиканедер (который, кстати, и давал Моцарту рекомендацию для вступления в «братство каменщиков»).

Однако оставим в стороне «партийные» заботы композитора. С какой бы целью и по какому поводу не создавалась бы музыка, на ней — отпечаток великого таланта композитора. И в следующем выпуске продолжим разговор именно об этом.


Черный человек Моцарта — понятие из разряда мистических: никто его не видел, кроме самого музыканта. И потому в вопросе, кто это или что — мистика или болезненные фантазии воспалённого ума, можно сегодня лишь рассуждать, причём с одинаковой степени достоверности в любую сторону: у сторонников той и другой версии немало аргументов и доказательств. Одно вне сомнений — это светлая жизнерадостная музыка композитора….

Чёрный человек Моцарта

Однажды вечером к Моцарту явился незнакомец, одетый в тёмные одежды, и сказал, что желает сделать музыкальный заказ. Состоятельные вельможи и даже короли часто обращались к известным музыкантам с предложением сочинить музыку для их собственного оркестра, капеллы, домашнего или придворного театра...

Удивило Моцарта то, что неизвестный не назвал ни своё имя, ни имени заказчика, а также ещё в том, что заказ был не совсем обычный. Незнакомец заказал траурную музыку, в то время как Моцарт слыл на весь мир своими жизнелюбивыми, искрящимися светом и радостью сочинениями. "Чёрный человек" безмолвно отсчитал крупную сумму, которую растерянный Моцарт запросил в качестве задатка, и удалился.

Это событие взбудоражило музыканта. Вот как писал Моцарт в письме к своему другу:

«В моей голове хаос, лишь с трудом собираюсь с мыслями. Образ незнакомца не хочет исчезнуть с глаз моих. Я беспрерывно вижу его. Он просит, он настаивает, он требует работы.

Чувствую — мое состояние подсказывает — мой час пробил. Конец придет прежде, чем я смогу полностью проявить свой талант. А как прекрасна была жизнь! Но никому не дано изменить предначертанного судьбой, измерить дни своей жизни»...

А между тем, тайна «черного человека», доставившего столько волнений великому композитору, раскрывалась просто. Оказывается, к Моцарту в тот злопамятный вечер приходил всего-навсего слуга графа Вальзегг Штуппах. Этот богатый господин был большим меломаном и буквально жаждал прославиться как сочинитель. Он и раньше покупал у разных композиторов небольшие произведения и, собственноручно переписывая их, выдавал за свои собственные.

У графа случилось горе: умерла жена, и, потрясённый несчастьем, он решил увековечить её память реквиемом «собственного сочинения», для чего и заказал реквием втайне.

Заплатив деньги, граф полагал, что теперь сочинение Моцарта станет его собственностью. Однако смерть композитора испортила его планы. Моцарт задумал в "Реквиеме" 12 частей, но не закончил и седьмую часть "Лакримозу" — печальную, слезливую, как она звучит в переводе. Закончил "Реквием" после смерти своего учителя Зюсмайер, и несостоявшаяся мистификация потянула за собой другую — об отравлении Моцарта.

Слухи эти росли как снежный ком. Многие ссылались даже на признания самого Сальери. Вот как об этом факте писали газеты. «Антонио Сальери, первый капельмейстер Императорского двора, признался в том, что отравил Моцарта». Или другая газета: «После исповеди и признания священнику разум Сальери помутился, и он пытался перерезать себе горло»…

Понятно, что письменного признания Сальери, которое, якобы, хранилась в венском церковном архиве, так и не нашлось. Но с другой стороны, свидетельство о смерти Моцарта не содержало диагноза заболевания, анатомическое вскрытие не производилось, смерть композитора была окружена странностями, и вопрос об отравлении надолго повис в воздухе — так было ли оно на самом деле или нет?

Вот рассказ Констанции, жены Моцарта о том ужине, на котором, якобы, и произошло отравление. «Сальери приготовил ужин сам, но почти ни к одному блюду не прикоснулся, а только уговаривал Моцарта всего отведать. Сразу по возвращению домой Вольфгангу стало плохо: закружилась голова, началась рвота, рези в желудке, продолжавшиеся всю ночь. За завтраком началась опять рвота с потерей сознания». Моцарт, по словам его жены, и сам был убеждён в том, что его отравили…

В любом случае, через три недели после этого ужина, когда за окном была полночь, Моцарт (так рассказывают очевидцы) «приподнялся, оглядел последним взглядом комнату, будто кого-то искал, повернулся лицом к стене и затих. На его постели лежал незаконченный "Реквием"…

Так был ли мальчик?

Странный внешний вид тела покойного, распространенные массивные отеки, таинственность похорон композитора и явились одним из источников слухов об отравлении Моцарта. (Тезис «отравления» был положен в основу трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»). Уж слишком много вопросов оставалось, действительно, открытыми. К примеру, почему никто не провожал Моцарта в последний путь?

Сначала существовала версия, что была снежная буря, но ее опровергли — по данным венских архивов, было тепло и без осадков. На похоронах не присутствовала даже вдова Моцарта: говорили, ее не пустили на похороны (или она сама отказалась) из–за своего болезненного состояния.

Генри Нельсон О’Нил. «Последние часы Моцарта»

Хоронили Моцарта в общей могиле, затерянной во времени. Но и тут свое объяснение: поскольку предполагали, что мог умереть маэстро в том числе и от чумы, гулявшей по Европе, и в таком случае всякие предосторожности были вполне в духе времени.

В 1966 г. вышла книга Бэра «Моцарт. Болезнь — смерть — погребение», где автор считает причиной смерти Моцарта «острый ревматизм» с опуханием суставов и «сердечной слабостью». Однако тайна, связанная с кончиной Моцарта, продолжает оставаться вроде как нераскрытой. Хотя никаких доказательств как не было, так и нет: сколько врачей его осматривало — столько было и диагнозов.

А слухи — знает их история немало, порой опережают они славу великого музыканта.

«Партийная» музыка Моцарта

Время жизни Моцарта совпало с пробуждением в Европе огромного интереса к духовно-мистическим учениям. Интерес к эзотерическим учениям древности не обошел стороной и Моцарта.

14 декабря 1784 года он вступил в Масонский орден, а к 1785 году уже был инициирован в степень Мастера-Масона. Кстати, его вступление в данный союз не было из разряда чего-то неординарного. «Однопартийцем» Моцарта был Иозеф Гайдн и чуть позже вступит в братство отец композитора — Леопольд Моцарт.

Для Моцарта, возможно, это был путь к дополнительному заработку: став Мастером-Масоном, Моцарт создавал музыку, предназначенную для масонских обрядов. Хотя, по литературным источникам, Моцарт был вроде как даже «страстным, убеждённым масоном», совсем не таким как Гайдн, который им только числился, и ни разу не участвовал в деятельности ложи и не написал ни одной масонской вещи. Моцарт же оставил нам ряд значительных произведений, написанных им специально для масонских обрядов и торжеств.

Среди «масонских» работ Моцарта преобладают вокальные произведения: небольшие хоровые песни и кантаты. Среди них такие сочинения, как: «Погребальная масонская музыка» (Maurerische Trauer-musik, c-mol), Адажио ор.410 для ансамбля духовых инструментов — музыка для сопровождения ритуальных масонских процессий; Адажио ор.411 для 2-х кларнетов и 3-х валторн — для вступления в ложу братьев ложи. И это, конечно, далеко не полный список.

Считается, что наиболее насыщенной идеями и символами масонства стала опера «Волшебная флейта» (1791), либретто к которой написал масон Эммануэль Шиканедер (который, кстати, и давал Моцарту рекомендацию для вступления в «братство каменщиков»).

Однако с какой целью и по какому поводу не создавалась бы музыка, на ней — отпечаток великого таланта композитора.

Интересно было бы написать роман о Моцарте, – этакой "дудке Божией", у которого музыка есть как бы сам его организм, а в остальном он человек праздника и карнавала, человек полёта и некоего художественного безумия и свободы... Сальери же теоретик и ремесленник-виртуоз. Не просто ремесленник, а именно ремесленник-виртуоз... Знающий теорию, постигший теорию глубоко логически. И никак не могущий ухватить тайну Моцарта. Он за ней и охотится – за тайной музыки, и, занимаясь до безконечности алгеброй гармонии, т.е. материализацией духа, иначе – каббалистикой, или расчленением трупа, – невольно встречается с дьяволом, который ему в этом помогает с большим энтузиазмом. Но надо заметить, что этот персонаж в образах различных своих помощников – постоянно крутится и вокруг Моцарта. Ведьмы, типа различных Маргарит – тут как тут, друзья, ненавидящие его на самом деле, и главное – тайное общество,

которое должно принести его в жертву, – все тут как тут...

Неожиданно на РИА-Новости прочитал очень интересный текст, не ругающий, а оправдывающий Михаила Афанасьевича Булгакова. Вот он: ………………………….

………………………….

Мне иногда кажется, что Булгаков всегда писал одну и ту же книгу: Белая Гвардия – Дни Турбинных – Бег – Театральный роман – Мастер и Маргарита – конечно же, это одно и то же автобиографическое произведение о терзаниях достаточно молодого, а затем уже и совсем не молодого… Фауста. И весь фантастический мир театра и ещё более фантастический мир самой загадочной страны в мире – России, – тот самый, где

В январе, в той стране снег до дьявола чист,

И метели прядут свои белые прялки,

Был тот человек поэт и авантюрист,

Но самой высокой и чистой марки!

Да, только закончился один сериал из жизни одного великого художника России, как начался сразу сериал из жизни другого её великого художника. И у обоих трудная и страшная трагическая судьба… А разве может у художника в России судьба не быть страшной и трагической? Ведь и сама страна наша – заснеженная, под сверкающим белым покровом лежащая, – разве сама она не страшная и трагическая? И всё в ней – все настоящие вещи – написаны кровью. Мне иногда даже кажется, что не отдельные авторы всё это пишут, а как бы сама русская снежная стихия всё это создаёт, и так и идут, одна за другой, её белоснежные, фантастические главы: "Двенадцать" Блока, "Пугачёв", "Страна негодяев", "Чёрный человек" Есенина, "Белая Гвардия", "Театральный роман", "Мастер и Маргарита" Булгакова. Одна великая и страшная Русская Поэма – навсегда уже ушедшего, и вдруг в ноябре-декабре сего года сериалами "Есенин" и "Мастер и Маргарита" вернувшегося к нам – великого и страшного Русского по Рождестве Христове XX-го века…

Маргарита убивает и себя, и Мастера. Точнее, через неё приходит к нему смерть. Недаром мне кажется, что сериал "Мастер и Маргарита" является продолжением сериала «Есенин»: там тоже смерть как бы постоянно исходит от женщин: Галина Бениславская, Зинаида Райх, Айседора Дункан. Все они были или чекистками, или служительницами тайных эзотерических организаций, или жрицами тайных восточных культов, и все до единой – еврейками.

Собственно, Булгаков описывал то же, что и я. Все эти Варенухи, Римские, Берлиозы, Латунские, Сикорские – все они ведут постоянную борьбу с нами, так же как и вели с Есениным, Булгаковым и многими другими…

Вот сегодня позвонила какая-то неизвестная молодая женщина и от имени директора музея Есенина Светланы Николаевны сообщила, что список выступающих уже согласован в Правительстве, и меня внести не удалось, слишком поздно… То есть я что-то не пойму: Лужков, что ли, там будет выступать,

или, может быть, сам Фрадков? Кто это, интересно, заведует всей этой панихидой на могиле Есенина в день его мученической кончины?! Хотя, может, это мои «старые друзья»: есениновед Мушкин, приставленный в бывшей "Литературной газете" следить за почитателями Есенина, или маленький незаметненький, на серую мышку похожий человек – ответственный секретарь некоей творческой организации? Только никакой такой организации давно уже нет! Ибо эта организация была прямым наследником того самого "Массолита", которым руководил небезызвестный Михаил Берлиоз, которому "трамвай" отрезал голову. Кстати, голову кот-Бегемот оторвал и знаменитому конферансье Бенгальскому… Так, на тамплиерский, саббатический, денмический, оборотнический манер, затравленный русский писатель в воображении своём мстил своим врагам из Грибоедова и Массолита.

…………………………….

Моцарт. Черный Человек.

Вот пример. Вчера пришел из нашего подземелья под древним московским храмом не очень поздно. Таня, жена моя, говорит: смотри, "Моцарта" показывают. Последняя, шестая серия. Вторая часть. Как раз о Черном Человеке. "Надо же, как повезло!" – воскликнул я. И действительно. Хозяин театра, некто Шиконедер, заказывает Моцарту масонскую оперу. – Вы масон? – спрашивает он у Моцарта, – Я тоже масон. Мне надо, чтоб вы сделали грандиозный спектакль, весь построенный на тайных масонских символах. И Моцарт пишет "Волшебную флейту".

Но на репетиции, сидя рядом с этим Шиконедером, который, слушая певицу, держит палец у рта в тайном масонском знаке, Моцарт вдруг плачет. Этот плач Моцарта отобразится потом в страшной музыке его "Реквиема". Ничего более потрясающего, чем этот отчаянный плач гибнущей души художника, в музыке создано не было. Идут как бы две темы: поет сама ангельская душа художника, а ей отвечает сама Смерть, и Смерти вторит Ад. Душа струится несказанным светом, а Ад и демоны грохочут ударными и духовыми… Перед этим же показывают сцену, в которой Моцарт говорит своей жене: "Я как бы умер, я ничего не чувствую, я не могу сочинять! В душе у меня холод, здесь, внутри – он показывает на грудь – дьявол. Я даже плакать не могу!.."

Я вам скажу, за что Черный Человек убил Моцарта. Именно за то, что он мог вот так страдать. Ибо такое страдание души человеческой говорит о внутреннем огне, о присутствии в душе Бога. Совершенно то же мы видим и у Есенина:

Если раньше мне били в морду,

То теперь вся в крови душа!..

Или у Шекспира, помните, что Гамлет говорит Розенкранцу и Гильденстерну:

Гамлет: – Вот флейта. Сыграйте что-нибудь.

Гильденстерн: – Принц, я не умею.

Гамлет: – Не умеете? Так что же Вы играете на моей душе,

которая бесконечно тоньше этой флейты?!

Везде мы слышим одно и то же слово – ДУША, и везде, во всех трех случаях, мы знаем: готовится убийство. И везде есть вестник этого убийства – Чёрный Человек.

"Чёрный человек!

Ты не смеешь этого!

Ты ведь не на службе

Живешь водолазовой.

Что мне до жизни

Скандального поэта.

Пожалуйста, другим

Читай и рассказывай ".

Но нет. Он уже смотрит в упор. От него уже нельзя уйти…

"Чёрный человек", Сергей Есенин". В.Катарсин

И Моцарт, и Шекспир, и Есенин, несмотря на все свои грехи, были христианами, ибо у всех у них душа была жива, тонкая, страдающая душа-христианка! А у коллективного Чёрного Человека, у всех этих Блюмкиных, Шляфманов, Розенкранцов, Гильденстернов, – душу живу заменяет злой и холодный ритуал и тайное каббалистическое, розенкрейцеровское (имя Розенкранц и переводится как розенкрейцер) учение. И будучи адептами черного и злого учения, они ненавидят все живое, в конечном итоге – Христа и всех тех, кто возвестил Его пришествие. Именно поэтому в порядке поругания каббалистка Мадонна и стоящий за ней Чёрный Человек устраивают концерт 11 сентября – в день, когда Церковь чтит Пророка и Крестителя Господня Иоанна-Предтечу !

09:03 8.06.2007

ВКонтакте Facebook Одноклассники

А был ли «черный человек»? Однажды Моцарт будто бы сказал жене, что его отравили, и он может точно вычислить момент своей смерти. Суд синьора

А был ли «черный человек»?

Однажды Моцарт будто бы сказал жене, что его отравили,
и он может точно вычислить момент своей смерти.

Суд синьора Бонбоньери

В 1823 году, спустя 32 года после кончины Моцарта, Антонио Сальери пытался перерезать себе горло.

Совесть замучила, - скажут у нас многие, читавшие Пушкина. Да, так, по мнению австрийского композитора Йозефа Маркса, думали и старые венцы, современники Моцарта и Сальери.

Когда же в 1825 году смерть, наконец, приняла в объятия Сальери, по Европе побежал слух, будто, исповедуясь в последний раз, он признался в отравлении Моцарта… Тогда же об этом узнал и Пушкин. Он мог слышать и что-то, не обсуждавшееся шумно, поскольку приятельствовал с Долли Фикельмон, женой австрийского посла.

И вот еще какой был случай: в Вене во время исполнения симфонии Бетховена в зал полетели с галерки какие-то листы. Подняв их, публика прочла стихи некоего итальянского художника Басси. В них Моцарт выпивал вино, отравленное его соперником и завистником Сальери. Автор был в зале. Он эти листы и разбрасывал.

В зале был и Бетховен. Однако, неистовый в гневе, он на сей раз не вскипел.

Реакция Бетховена на версию о Сальери – отравителе вообще загадочна. Бетховен был его учеником, но, годы спустя, называл Сальери одним из первых своих врагов. И все же в «разговорных тетрадях» Бетховена (так потерявший слух композитор «беседовал» с гостями) есть новости насчет предполагаемого преступления Сальери, но почему-то нет его собственного мнения на этот счет…

Почему Сальери отравил Моцарта? Из зависти. Да, говорят сторонники этой версии, Сальери был лучше Моцарта устроен в жизни и обеспечен, и в музыкальном мире являл собой заметную фигуру. Но Моцарт создал шедевр – оперу «Волшебная флейта», в последний год своей жизни он был на творческом подъеме. Сальери же – творчески бесплоден. Вот и подмешал яд в вино или угостил Моцарта отравленной конфеткой… Он был большим сластеной, этот Сальери. Ему даже прозвище дали – синьор Бонбоньери, то есть любитель конфет…

…Когда Моцарт написал «Волшебную флейту», Сальери был 41 год. С чего бы ему томиться мыслью, что это уже финал творчества и не будет у него больше музыки, которую публика вновь встретила бы с восторгом? Мне приходилось интервьюировать писателей и музыкантов, перешагнувших 80-летний рубеж, но и они были убеждены, что в смысле творческой потенции еще о-го-го, есть порох в пороховницах, и могут потягаться с молодыми. Думаю, что в этом со времен Моцарта и Сальери мир не переменился.

Другое дело, что у Пушкина Сальери не банальный завистник. У него – философия, и, согласно ей, отправляя Моцарта на небеса, Сальери восстанавливает божественную справедливость:

«Что пользы, если Моцарт будет жив

И новой высоты еще достигнет?

Подымет ли он тем искусство? Нет:

Оно падет опять, как он исчезнет:

Наследника нам не оставит он.

Что пользы в нем? Как некий херувим,

Он несколько занес нам песен райских,

Чтоб, возмутив бескрылое желанье

В нас, чадах праха, после улететь!

Так улетай же! Чем скорей, тем лучше».

Но сознавал ли реальный Сальери такое превосходство Моцарта? Способен ли был мыслить так страшно, но глубоко? Большой вопрос.

В школьной хрестоматии по литературе, выпущенной недавно одним из ведущих российских издательств, трагедия «Моцарт и Сальери» сопровождается такой справкой: «…в последнее время появляются все новые материалы, подтверждающие версию отравления Моцарта Сальери».

Между тем со времени Пушкина найдено лишь одно доказательство, которое бросало бы тень на Сальери. Но и оно не указывает на Сальери как на отравителя, а лишь подтверждает, что в смерти Моцарта и его похоронах была какая-то тайна. Сальери объяснял невозможность проводить усопшего до его последнего приюта (за гробом Моцарта никто не шел!) ужасной погодой. Но потом один из исследователей додумался заглянуть в метеорологический дневник, и оказалось, что в день похорон Моцарта была нормальная погода. Ну разве что – небольшой туман…

Другое дело, что ряд исследователей, среди которых есть и врачи, давно склоняются к мысли, что Моцарт умер от отравления ртутью. Но виновен ли в том Сальери? Вопрос ставится и так: а единственный ли виновник Сальери? И кто он в этом деле: пешка или король?

Ищите женщин?

Врач, лечивший Моцарта, говорил, что у больного - просовидная лихорадка. Просовидная лихорадка (так в 18-м веке называли несколько болезней, порой – даже тиф) была смертельно опасна. Констанца Моцарт, вдова композитора, бросилась в горе на его еще теплую постель, чтобы просянка увела туда, куда забрала Моцарта.

Какая актриса! Она наверняка знала, что не рискует ничем, потому что сама его и погубила!

Да, есть и такая версия. Ее, в частности, считает вполне вероятной немецкий исследователь Вольфганг Риттер.

Констанце от поклонников Моцарта достается больше, чем Наталье Гончаровой от тех, кто считает, что Пушкину она была не пара и сгубила поэта любовью к балам и кокетством с Дантесом.

А что Констанца? Она-де тоже гения не понимала, была никудышней хозяйкой. Еще при жизни Моцарта закрутила роман с его учеником Зюсмайром, и будто маленький Франц Ксавер Моцарт – это не сын Вольфганга Амадея, а плод любви Констанцы и Зюсмайра. Когда же Моцарта не стало, Констанца вообще ужас что натворила: крест на могиле мужа не поставила (и могила затерялась), посмертную маску Моцарта нечаянно разбила, а осколки - это уж ненечаянно – выбросила в мусорное ведро; часть писем Моцарта вымарала или уничтожила, опасаясь, что что-то личное, семейное будет предано огласке и неверно истолковано. Но и тут не все верят Констанце.

Что же до Риттера, то его воображение рисует несколько картин участия Констанцы в убийстве мужа.

Картина первая: убийство организует Сальери или выполняет чей-то заказ. Причем убийство – поэтапное, порциями яда. Сам Сальери свой план осуществить не может, поскольку в дом Моцарта не вхож. Но ведь есть Зюсмайр, ученик обоих - и его, и Моцарта, который в доме Моцарта безо всяких подозрений может появиться в любое время. И Сальери искушает Зюсмайра славой: «Если уж говорить прямо, то вы подходящий человек на его место…»

Зюсмайр клюет на эту удочку, а поскольку у него с Констанцей роман, то рано или поздно в эту тайну посвящают и ее, чтобы не распространялась о том, что не надо, и говорила только то, что нужно.

Картина вторая: Констанце надоело жить в бедности, к тому же она не смогла простить Моцарту, что сначала он бы влюблен в ее сестру – Алоизию, а за ней начал ухаживать лишь после того, как Алоизия ему отказала.

И вот – Зюсмайр. Он и талантлив (Моцарт взял его в соавторы, работая над оперой «Тит»), и, в отличие от Моцарта, способен себя подать. Она делает ставку на Зюсмайра, тем более что ее второй сын – это ребенок не Моцарта, а Зюсмайра… Констанца с Зюсмайром убирают Моцарта со своего пути…

Эта версия удобна тем, что позволяет не верить свидетельствам Констанцы и другой ее сестры – Софии (в те дни она тоже была подле умирающего Моцарта). Свидетельством, которые, по мнению некоторых исследователей этой тайны, просто придуманы, чтобы замести следы, исказить приметы смертельной болезни Вольфганга Амадея и то, как… сочинялся «Реквием» (но об этом позже).

Зюсмайр после смерти Моцарта написал в стиле «Волшебной флейты» оперу «Зеркало для Аркадии» - он хорошо научился подражать почерку Моцарта и в переносном, и в самом прямом смысле. «Зеркало» принесло ему успех: Зюсмайра назначили придворным капельмейстером. Но разве живой Моцарт был бы всему этому помехой?

А с Констанцей они вроде еще до смерти Моцарта поссорились - оба были легкомысленны и взбалмошны.

Впрочем, даже те, кто не симпатизирует Констанце, мало верят в ее способность быть убийцей или пособницей убийц Моцарта.

Да и потом: Констанца пережила Моцарта на пятьдесят лет. И все эти годы многочисленные интервьюеры и почитатели Моцарта расспрашивали ее о гениальном супруге. О его последних днях наверняка не раз просили рассказать ее сыновья. Наконец она вышла замуж за датского дипломата, который будто бы до того полюбил музыку Моцарта и так увлекся его личностью, что даже написал о нем книгу! Возможно ли бесконечно говорить и слышать о Моцарте и не замучиться угрызениями совести, когда она так нечиста? Нет, если Констанца и способствовала гибели Моцарта, то разве что по глупости. Совсем уж невольно. В связи с чем – картина третья.

В день похорон Моцарта (или, по другим данным, чуть позже) в одном из домов Вены разыгралась кровавая семейная драма: Франц Хофдемель зарезал бритвой жену Магдалену (что у этих старых венцев за привычка – решать проблемы бритвой), а потом тем же способом покончил с собой. По другим данным, Магдалена выжила, но умерла для моцартоведения, поскольку избегала каких бы то ни было откровений.

Франц Хофдемель был приятелем Моцарта, его братом по масонской ложе. Магдалена брала у Моцарта уроки музыки.

Есть версия, что Моцарт влюбился в Магдалену, и она ответила взаимностью. Г-н Риттер предположил: не Констанца ли в отместку за измену мужа сообщила Хофдемелю об этом романе? Не она ли зародила сомнения: чье дитя Магдалена носит под сердцем?

Не одному Риттеру видится такая картина. Но каждый, кто рисует ее в своем воображении, приходит к выводу: если Констанца и сделала так, то уже после, а не до смерти Моцарта. Иначе Моцарт явно умер бы иной смертью: слишком импульсивен, как видно, был Хофдемель, чтобы ждать, когда подействует яд.

Но ведь Моцарт будто бы подозревал, что момент его смерти точно рассчитан… Что он имел в виду? И связано ли это с заказавшим «Реквием» «черным человеком», который, если по Пушкину, не давал Моцарту покоя? Об этом – читайте в следующую пятницу.

Марина КАМИНСКАЯ