Измерение размеров малых тел лабораторная работа 3. «Измерение размеров малых тел

Урок в ПДУ

Тема: «Определение размеров малых тел»

Цель урока:

Познакомить учащихся с принципом экспериментального определения размеров малых тел. Составить алгоритм действий.

Задачи урока: (планируемые образовательные результаты)

1 Предметные – определить способ измерения размеров малых тел, строить логически обоснованные рассуждения, создавать модели и использовать их в решении задач

2 Метапредметные - представлять информацию в разных формах, определять цель, проблему, выдвигать версии, планировать деятельность, действовать по плану и уметь оценивать степень и способ достижения цели.

3 Личностные – уметь излагать своё мнение и принимать позицию другого, осознавать целостность мира и многообразие взглядов.

Ход урока

Создание проблемной ситуации и формулировка учебной проблемы ученикам

Учитель: Мы знаем ребята, что можно измерить размер (длину или диаметр) любого тела с помощью обычного физического прибора – линейки. А скажите, ребята, можно ли с помощью линейки измерить размер, например, пшена или диаметр человеческого волоса?

Выдвижение версий

Ученики: Если взять линейку с миллиметровым деление, то можно попробовать

Пара учеников, взяв линейки, пробует измерить диаметр пшена.

Актуализация имеющихся знаний

Учитель: Чем лучше шкала деления прибора, тем точнее будут измерения, для определения диаметра тела, необходимо чтобы тело имело идеальную геометрическую форму – форму шара.

Составим план решения проблемы (совместно учитель-ученик)

Возьмём линейку с миллиметровым делением, положим крупинку пшена на отметку ноль и определим размер крупинки. Диаметр получился приблизительным.

Поиск решения проблемы открытие нового знания

Учитель: А, знаете, ребята, существует такой способ измерения размеров малых тел: «Способ рядов». Он заключается в следующем: необходимо взять маленькие тела (частицы) и выстроить их в ряд. Измерить длину ряда и разделить её на количество частиц в ряду. Получится размер частицы.

Учитель: Давайте подумаем, ребята, что в этом способе вам знакомо?

Ученики: Мы измеряем размер с помощью линейки.

Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике

Учитель: Значит ли это что способ «Измерение с помощью способа рядов» модернизированный способ измерения?

Ученики: Да

Учитель: Может кто-нибудь из вас ребята предложит свой, усовершенствованный способ решения этой же проблемы, применив дополнительные знания?

Ученики: Можно с помощью фотоаппарата, сделать увеличенную фотографию, измерить размер на фотографии с помощью линейки. Затем разделить этот размер на известное увеличение.

Примечание: если у учеников не возникнет такая идея, то учитель может наводящими комментариями подвести к этому.

Учитель: Верно. А какие тела можно измерить с помощью фотографий?

Ученики: Пылинки, молекулы, бактерии и т.д.

Учитель: Вот для последних, применяют электронные микроскопы, которые дают увеличение в 70 000раз. Размеры таких частиц порядка м.

Учитель: Как на практике можно применить полученные знания, давайте рассуждать: мне необходимо измерить толщину волос на голове, с тем, чтобы знать их состояние, волосы истончённые и ослабленные или же вполне сильные, пышные. Что делаю: я не только определяю себе цель, но и зная теперь уже способ, набрасываю план моих действий, алгоритм действий:

1 накручиваю волос на карандаш, делая витки

2 определяю количество витков

3 измеряю длину полученного ряда

4 делю эту длину на количество витков

У меня получается диаметр одного витка или толщина волоса.

Учитель: Итак, ребята, мы с вами подошли к тому, что необходимо знать, различные способы измерения размеров тел и уметь их использовать, тема нашего урока: (все вместе) «Определение размеров малых тел с помощью способа рядов».

Сейчас, в тетради, мы напишем алгоритм наших действий и формулу для расчёта диаметра тела. Для формулы введём обозначения: пусть длина ряда обозначается буквой l число частиц в ряду или число витков N, а диаметр одной частицы d. Запишем формулу:

А если мы используем увеличенное фото, то получаем сначала увеличенный размер частицы D, а затем переводим его в истинный размер

Учитель: А теперь задание на уроке: в учебнике есть фотография молекул на станице. Вам необходимо выбрать ряд с молекулами и измерить размер молекулы способом рядов сначала по фотографии, а потом определить истинный размер. Работаем самостоятельно в течении 5 мин.

Учитель: А теперь на экране есть картинки с изображением стопки монет, витки проволоки на карандаше и ряда горошин/

Определите размеры этих тел также способом рядов и запишите себе в тетрадь

Учитель: Подведём итоги урока:

1Вопрос на уроке был один? А сколько мнений?

2 Задание было одно? А способов решения?

3 Как думаете, почему так получилось? Чего мы не знали?

4 Вы сначала как думали? А как на самом деле вышло?

Рефлексия

Учитель: Ребята, вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Чем это задание было непохоже на предыдущие?

Домашнее задание и оценки за урок

Выполнить дома Лабораторную работу № 2 на станице учебника 160. Оформить её и заполнить таблицу значений. Сделать вывод в лабораторной работе: с помощью какого способа вы сделали эти вычисления.

Оценки за урок:

Приложение 1: Презентация «Микроминиатюры»

    Ваш материал успешно отправлен на сайт, добавлен в график публикации и будет размещен в открытом доступе на сайте ровно через один день, т.е. послезавтра .

Обратите внимание – Ваш материал считается опубликованным УСЛОВНО, пока Вы не убедитесь в его правильности публикации и возможности скачивания файлов работы!

Материал считается ПРИНЯТЫМ, если он появился на сайте в выбранной номинации, к нему нет замечаний (красной таблички или иных сообщений) и приложенный файл успешно скачивается. Некоторые файлы могут не отображаться на сайте, в этом нет повода для беспокойства, главное чтобы их можно было скачать.

После его публикации Вам необходимо убедиться, что он прислан правильно. Если с материалом что-то не в порядке, то отредактируйте его, нажав кнопку-карандаш напротив названия. Также Вы можете обратиться в оргкомитет по электронной почте.

Найти свою работу можно в выбранной номинации по дате и названию, или путем поиска ее названия в верхнем правом углу сайте.

Распечатайте это уведомление (скопируйте этот текст в файл), чтобы потом иметь инструкцию, как проверить правильность публикации своей работы.

Благодарим за участие. Удачного дня!

Если вам необходимо определить размеры очень маленького тела (хотя бы макового зернышка), и осуществить это с помощью измерительных приборов (например, линейки) невозможно, следует прибегнуть к "методу рядов".

Расположите некоторое количество тел вплотную друг к другу в ряд, измерьте длину ряда и рассчитайте по формуле размер "l" одного тела.

N - количество тел в ряду
L - длина ряда

Проверьте, не поленитесь, это очень удобно!

Выполнить работу на 3 варианта(см рисунок) в тетрадях для лабораторных и проверочных работ. Время выполнения работы 20 минут.

Оформить работу в соответствии со школьным стандартом:

Лабораторная работа №

Цели работы:

Приборы и материалы:

Выполнение работы:

На контрольный вопрос ответить письменно.

Контрольные вопросы:

Предложите способ определения размеров молекул данным способом.

Основные положения МКТ

Молекулярно-кинетической теорией называют учение о строении и свойствах вещества на основе представления о существовании атомов и молекул как наименьших частиц химических веществ.

В основе молекулярно-кинетической теории лежат три основных положения:

1. Все вещества – жидкие, твердые и газообразные – образованы из мельчайших частиц – молекул, которые сами состоят из атомов («элементарных молекул»). Молекулы химического вещества могут быть простыми и сложными, т.е. состоять из одного или нескольких атомов. Молекулы и атомы представляют собой электрически нейтральные частицы. При определенных условиях молекулы и атомы могут приобретать дополнительный электрический заряд и превращаться в положительные или отрицательные ионы(растворение крупинки соли в воде, распределение частиц капельки краски по всему объему жидкости, …)

2. Атомы и молекулы находятся в непрерывном хаотическом движении(броуновское движение,…)

3. Частицы взаимодействуют друг с другом силами, имеющими электрическую природу. Гравитационное взаимодействие между частицами пренебрежимо мало()

Рис. Траектория броуновской частицы

Скорость движения молекул газа. В газах царит полный хаос, молекулы движутся по всем направлениям с самыми разными скоростями.

Посчитаем, например, среднюю скорость молекул газа в классной комнате:

T=300K, mo=M/Na, М=0,029 г/моль. С учетом этого имеем:

Д.З.: 1. Приведите по 2 примера в доказательство каждого положения МКТ (письменно).

2. Письменно ответить на вопрос 2,4 в тексте. Ответ на вопрос 4 проиллюстрируйте рисунком.

3. Составьте и решите задачу по аналогии с приведенной выше.

Ó Сивченко Е.И., учитель физики МБОУ СОШ № 5 г. Светлого

7 класс. Раздел 2. Урок 2. Л. р. № 2 «Измерение размеров малых тел»

7 класс

Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества.

Урок 2. Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел».

- научить выполнять измерения способом рядов;

Продолжить формирование представлений о методах научного познания;

Воспитание культуры умственного труда: работа в парах, ведение записей при выполнении измерений.

Оборудование:

1. Презентация «7кл Л.р. № 2. « Измерение размеров малых тел».

2. Лабораторное оборудование: линейка, горох, пшено, иголка учебник.

Ход урока

I . Повторение.

Что вы знаете о строении вещества?

Какие наблюдения, явления, факты говорят о том, что все вещества состоят из мельчайших частиц, между которыми есть промежутки? (Привести примеры с объяснением)

Почему тела нам кажутся сплошными?

Можно ли увидеть молекулы?

II . Постановка учебной задачи.

При проведении опытов ученые проводят измерения.

Например, получив фото молекул с помощью электронного микроскопа, они измеряют размер одной молекулы.

Задача урока: научиться определять размеры малых тел, в том числе и молекул.

III . Новый материал.

Слайд 2.

Измерительным инструментом в нашей работе будет линейка. Цену ее деления вы легко можете определить. Обычно цена деления линейки - 1 мм.

Определим простым измерением с помощью линейки точный размер какого-либо маленького предмета, например, зернышка риса.

Если просто приложить линейку к зерну (см. рисунок), то и можно сказать, что диаметр его больше 1 мм и меньше 2 мм. Это измерение очень не точное.

Наша же задача получить более точное измерение при помощи той же самой линейки. Для этого можно поступить следующим образом. Положим некоторое количество зернышек вряд вдоль линейки, чтобы между ними не оставалось промежутков. Посчитать количество зерен в ряду, измерим длину ряда в мм. Зерна имеют примерно одинаковый размер. Следовательно, чтобы получить размер одного зерна нужно разделить длину ряда на количество зерен. Этот способ называется способ рядов.

Слайд 3.

Аналогичным способом определим размер молекулы на фотографии.

Так как фотография сделана с увеличением в 70000 раз истинный размер молекулы будет в 70000 раз меньше, чем на фотографии

IV . Выполнение лабораторной работы «Определение размеров малых тел способом рядов».

1. Работа с учебником стр. 160-161 и подготовка записей для отчета.

Цель работы: научиться выполнять измерение способом рядов.

Приборы и материалы:

Таблица измерений.

Вывод.

2. Выполнение работы

V . Подведение итогов.

Вопросы:

Являются ли размеры малых частиц, измеренные таким способом, абсолютно точными? Почему?

2. От чего зависит точность измерения размеров малых тел способом рядов?

3. Для измерения размеров каких тел используют метод микрофотографии?

VI . Домашнее задание:

§§ 7, 8 – повторить.