Конспект занятияТема: «Беседа о птицах. Конспект внеурочного занятия "день птиц"

в мире птиц

(Внеклассное занятие для начальной школы)

МБОУ «Васильевская сош»

учитель начальных классов

Оленцевич Галина Александровна

Занятие проводится в форме игры «Поле чудес»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: углублять знания о мире птиц, их роли в природе; развивать кругозор, внимание, память, воспитывать бережное отношение к птицам.

ОБРУДОВАНИЕ: игровой стол, шестигранный кубик, призы, табло со словами для игры, запись пения птиц.

Ведущий: Сегодня на нашем мероприятии речь пойдет о наших друзьях. О каких? Послушайте запись и поймете.

(Звучит фонограмма птичьего пения).

Конечно вы догадались, что речь пойдет о птицах.

Сегодня мы проведем «Поле чудес», посвященное Международному Дню птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов.

Птицы населяют все уголки нашей планеты. Их на земле около девяти тысяч видов. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте, и в безвыходных песках, и над безбрежными просторами океанов. Есть птицы очень большие, есть совсем крошечные. Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их.

Хорошо ли мы знаем птиц, обитающих с нами по соседству? Какие повадки у них? Я думаю, что на эти и многие другие вопросы затруднятся ответить не только большинство детей, но и взрослых.

К сожалению, человек долго жил с уверенностью, что может брать у природы всё, ничего не давая взамен. Многие растения, животные исчезли или на грани вымирания. Вот поэтому люди создали Красную книгу, куда были занесены исчезающие виды.

Сейчас предлагаю вам поиграть. В этой игре вы должны показать себя знатоками птиц, истинными друзьями пернатых.

Послушайте правила игры. Игра состоит из трёх туров по три человека. Участником игры может стать любой из вас, кто ответит на вопрос отборочного тура. В конце игры кто-то из вас выйдет в финал. Его ждёт приз.

Итак, игру начинаем с отборочного тура в первую тройку.

ВОПРОСЫ НА ПЕРВЫЙ ТУР

1. Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц? (Кукушка)

2. Какая птица самая большая в мире? (Страус)

3. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – 15 см)

Ответившие игроки пригашаются к игровому столу.

Вопрос первого тура

Какая птица живет среди вечных льдов и снегов, умеет хорошо плавать и нырять? (Пингвин.)

(Участники первой тройки по очереди кидают кубик, угадывая слово по буквам или называют слово сразу. Отгадавший слово игрок выходит в финал)

Аплодисменты и призы первой тройки игроков.

ВОПРОСЫ НА ВТОРОЙ ТУР

1. У какой птицы самый красивый хвост.? (У павлина)

2. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)

3. Любимое лакомство аиста, цапли. (Лягушка)

Ответившие на вопросы игроки приглашаются к игровому столу.

Вопрос второго тура.

Какая птица слаба на слух? (Глухарь.)

Аплодисменты и призы второй тройке игроков.

ВОПРОСЫ НА ТРЕТИЙ ТУР

2. Какая птица выше всех летает? (Орёл)

3. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел)

Игроки третьей тройки приглашаются к игровому столу.

Вопрос третьего тура.

Какая птица никогда не садится на землю? (Стриж.)

Отгадавший слово игрок выходит в финал.

Аплодисменты и призы третьей тройке игроков.

Игра со зрителями.

Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Она выделяет едкую жидкость, раз попробовав, птица запоминает яркого жучка).

Победителю игры со зрителями – приз.

А сейчас финальная игра . Победителями стали финалисты трёх туров. Их приглашаем к игровому столу. Для них вопрос.

Какая птица складывает свой улов в клюв? (Пеликан.)

Победителю предлагаю суперигру.

Вопрос на суперигру.

Какая птица бегает за кормом по дну реки? (Оляпка)

Победителю игры вручается приз.

Вот и подошла к концу наша игра «Поле чудес». Я надеюсь, что вы сегодня узнали что-то новое о наших пернатых друзьях.

В конце нашего занятия я хочу прочесть стихотворение «Птичьи песни»

Пусть птицы нам поют без нот,

Пускай поют без слов,

Я знаю всё, о чём поют

Щегол и реполов.

Поют на ветке соловей, малиновка и дрозд:

«Ты гнёзда разорять не смей,

Не трогай птичьих гнёзд».

Чтоб накормить своих птенцов,

Набить едою рот,

Найдут синицы червяков,

Ползущих в огород.

Повсюду птицы полетят –

Они и там и тут,

Всех гусениц, что портят сад,

На яблонях найдут.

Поют щегол и соловей,

Малиновка и дрозд:

«Ты гнёзда разорять не смей,

Не трогай птичьих гнёзд»

И мы не будем разорять! –

Вот слово всех ребят. –

Пусть птичьи песенки опять

В саду у нас звенят.

Цели занятия:

  • углубить и расширить знания детей о птицах нашего города;
  • объяснить причину перелетов птиц (перелетные, зимующие, кочующие);
  • учить отличать птиц от других животных;
  • познакомить детей со строением пера и их значением в жизни птиц;
  • обогащать и активизировать речь детей;
  • воспитывать заботливое отношение к птицам; желание помогать птицам в трудный для них период.

Предварительная работа:

  • наблюдение за птицами на прогулке;
  • рассматривание иллюстрации с птицами;
  • разучивание подвижной игры «Птицелов»;
  • чтение художественной литературы о птицах.

Оборудование:

  • демонстрационный материал «Птицы»;
  • модели – схемы для сравнения птиц с другими животными;
  • перья разной формы, цвета, размера;
  • ножницы, стаканчики с водой;
  • карточки для дидактической игры «Где зимуют птицы?»;
  • кормушки и различный корм для птиц.

Ход занятия.

Воспитатель: здравствуйте, ребята! Вот и наступила осень. Какие изменения произошли в природе?

Дети: (перечисляют признаки осени).

Воспитатель: почему стало мало птиц?

Дети: исчезли насекомые, а птицы, которые питаются насекомыми, улетели в теплые края.

Воспитатель: ребята, чем отличаются птицы от других животных?

Дети: (отвечают, опираясь на модели – схемы).

Воспитатель: каких птиц вы знаете?

Дети: (перечисляют птиц).

Воспитатель: куда улетают птицы осенью?

Дети: на юг.

Воспитатель: как называются птицы, которые улетели на юг?

Дети: перелетные птицы.

Воспитатель: каких вы знаете перелетных птиц?

Дети:

Воспитатель: с наступлением холодов осенью начинается перелет птиц, вот как об этом написано в стихотворении Е.Благининой:

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели, улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел,

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный,

В синей луже на воде.

Ходят грач с грачихой черные

В огороде, по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи,

Улетают, улетели, улетели и грачи.

Ребята, о каких птицах это стихотворение?

Дети: о перелетных.

Воспитатель: первыми улетают от нас быстрокрылые птицы. Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки. Они улетают в конце августа, т.к. пропадают многие насекомые. Эти птицы питаются насекомыми, они называются насекомоядными.

А сейчас вам задание, найдите насекомоядных птиц?

В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружились они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние теплые страны. Впереди летит самый сильный – вожак. Позднее всех улетают дикие гуси и утки – когда замерзают реки и озера. Эти птицы называются водоплавающие.

И опять вам задание, найдите водоплавающих птиц?

Высоко летят стаи птиц, с неба слышим мы их прощальные клики. Словно они кричат: «До свидания, до радостной встречи весной!»

А сейчас предлагаю поиграть в игру «Прилетели птицы!»

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи…

(дети хлопают)

Воспитатель: Что не правильно?

Дети: мухи.

Воспитатель: А мухи – это кто?

Дети: насекомые.

Воспитатель: вы правы. Ну что ж продолжим.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы.

Аисты, вороны,

Галки, макароны!..

(дети хлопают)

Воспитатель: начинаем снова…

Прилетели птицы:

Голуби, куницы!..

(если дети не обращают внимание на куниц, то воспитатель объявляет счет)

Воспитатель: один ноль в мою пользу. Куницы – вовсе не птицы. Продолжаем…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галочки, стрижи,

Аисты, кукушки…

Даже совки – сплюшки…

(дети хлопают)

Воспитатель: что такое? Не плюшки, а совки – сплюшки!

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи

Комары, кукушки…

(дети хлопают и говорят что комары это насекомые)

Воспитатель:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совки – сплюшки,

Лебеди, скворцы…

Все вы молодцы!

Воспитатель: ребята, перед вам на столах лежат перья, рассмотрите их внимательно.

Чем различаются перья?

Дети: цветом, размером, формой.

Воспитатель: каждое перо имеет стержень, догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его. А еще у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их. Обратите внимание, как прикреплены бородки к стержню. Положите перышки на стол.

Что случится, если сейчас подует ветерок?

Дети: перья полетят, они легкие.

Воспитатель: если стержень пера разрезать, то мы увидим, что внутри пусто, поэтому перья очень легкие.

Обмакните перо в стакан с водой, намокло ли перо, изменилось ли перо?

Дети: нет, вода скатилась капельками.

Воспитатель: перья защищают птицу от воды и сырости.

Подумайте, зачем нужны птицам большие перья?

Дети: чтобы летать.

Воспитатель: для чего им нужны маленькие перышки?

Дети: для тепла.

Воспитатель: теперь рассмотрите окраску перьев. Что можете сказать?

Дети: перья разные по цвету. Они украшают птиц.

Воспитатель: часто можно встретить очень красивых птиц. У большинства птиц ярко окрашены только самцы. Они используют свою окраску, чтобы привлекать самок. Самки тех же птиц имеют чаще всего однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца.

(воспитатель демонстрирует птиц с ярким оперением)

Воспитатель: вы наверно немножко устали, поэтому я предлагаю поиграть в подвижную игру «Птицелов» .

Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят:

В лесу, во лесочке,

На зеленом дубочке,

Птички весело поют.

Ой! Птицелов идет!

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока.

Играющий становится птицеловом. Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.

Воспитатель: не все птицы улетают, есть те, которые остаются с нами зимовать. Как они называются?

Дети: зимующие, оседлые.

Воспитатель: каких вы знаете зимующих птиц?

Дети: (перечислят зимующих птиц нашего края).

Воспитатель: предлагаю поиграть в игру «Где зимуют птицы?»

Перед вами карточки, на которых слева изображена снежинка, а справа – солнце. Ваша задача – из предложенных маленьких карточек выложить на левую сторону зимующих птиц, а где солнышко – перелетных.

(воспитатель вместе с детьми проверяет задание)

Воспитатель: молодцы, ребята, с заданием справились.

А почему говорят, что зима трудное время для птиц?

Дети: (высказываются).

Воспитатель: как можно проявить о них заботу зимой?

Дети:

Воспитатель: что можно использовать в качестве корма для птиц зимой?

Дети:

Воспитатель: действительно, зима – трудное время для птиц, особенно если она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.

Нужно поддержать птиц, сделать для них кормушки и не забывать приносить в них корм. Это очень полезное дело.

Некоторые ребята со своими родителями и мы с вами тоже изготовили кормушки. И сейчас мы вместе выйдем на улицу и повесим их на дерево перед вашими окнами, а вы пообещайте, что каждый день будете выносить пищу и наблюдать, какие птицы прилетают к вашим кормушкам.

Воспитатель: но прежде чем это сделать напомните мне кто же из птиц остается на зимовку в нашей республике?

Дети:

Воспитатель: каких вы запомнили перелетных птиц?

Дети:

Воспитатель: чем птицы отличаются от других животных?

Дети:

Воспитатель: для чего птицам нужны большие перья? А маленькие?

Дети:

Воспитатель: спасибо, вы сегодня хорошо поработали. Вот вам кормушка и корм, кормите и берегите птиц.

Конспект интегрированного занятия «День птиц» в начальных классах.


Бердник Галина Станиславовна, учитель начальных классов КОУ ХМАО-Югры "Ларьякской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Описание: данный материал может быть использован как учителями начальных классов, так и воспитателями дошкольного образования. Описание изготовления птички из полосок бумаги может пригодиться педагогам дополнительного образования. Само содержание материала направлено на детей в возрасте от 6 лет.
Назначение: работа может быть использована в качестве подарка, оформления интерьера к праздничному утреннику.
Цель: приобщение к празднику «День Птиц».
Изготовление птичек из бумаги.
Задачи:
1. Расширять представление детей о мире птиц. Познакомить учащихся с экологическим праздником День птиц.
2. Развивать любознательность, мышление, расширять кругозор.
3. Воспитывать стремление заботиться о пернатых друзьях, бережное отношение к птицам,
4. Воспитывать трудолюбие и усидчивость, желание доводить начатое дело до конца. Развивать и воспитывать аккуратность, эстетический вкус.
Оборудование : звуковое сопровождение с записью голосов птиц, изображение разных видов птиц, скворечник, образец изделия, ножницы, клей.
Ход занятия
1. Вводная часть.
Ведущий.

- Встаньте ровно и красиво. Скажите, какой месяц на дворе?
Если снег повсюду тает
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла… (Весна)


- Мы собрались не случайно. Послушайте, красивые звуки
(звучит пение птиц в лесу).
- Что это? (ответы детей)
- Как красиво поют птицы, как их много, и какое разнообразие их голосов.
И не случайно мы слушаем их пение, ведь 1 апреля особенный день - Международный День птиц. Этому празднику уже более ста лет.
Отмечается он с 1906 года. Впервые отметили его в Америке.
Оказалось, что многие люди готовы оказывать помощь птицам и стремиться сохранить исчезающие виды. В разных городах создаются организации, которые оказывают помощь птицам. Их подкармливают и защищают гнезда от разорения. Традиция эта сохраняется уже на протяжении многих лет. А чтобы о ней не забывали, 1 апреля добровольцы и все желающие привлекают внимание к проблеме сохранения и бережного отношения к пернатым друзьям.
2. Основная часть.
Ведущий:
Кто же такие птицы? (читают по очереди дети)
1 ученик: Птицы – это песнь и полёт! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь.
2 ученик: Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми цветами.
3 ученик: Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят к нам на крыльях весну.
4 ученик: Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных насекомых и грызунов.
5 ученик: Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.


Ведущий.
- Птиц на нашей планете великое множество. Они живут в самых разных местах обитания, от пустыни до льдов. У всех птиц беззубый клюв и тело покрыто перьями.
- Они откладывают яйца, покрытые твёрдой оболочкой. И всё же, у каждой птицы свои особенности. Отличаются они друг от друга и размером, и окраской, и питанием. Каждая птица по-своему приспособилась к изменениям в природе. А еще они по-разному издают звуки.

Игра "Птичьи разговоры".
- Каждая птица издает звук по своему.
Галдят, шумят, кричат с утра до вечера птицы. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Птицы разговаривают по разному. Определите как:
Сорока… стрекочет
Курица … кудахчет
Воробей… чирикает
Утка… крякает
Филин, сова… ухает
Гусь… гогочет
Ворона …. каркает
Кукушка…. кукует
Петух … кукарекает
Журавль …. курлычет
Голубь… воркует

Беседа о пользе птиц.
- Птицы не только издают красивые мелодичные звуки, но и приносят огромную пользу. Послушайте рассказы о том, как птицы защищают наши леса, поля, сады и огороды, о том, как надо беречь и привлекать наших веселых певцов.
1 ученик.
Каждой весной мы с радостью и нетерпением ожидаем прилета птиц. За лето они успевают поймать миллионы всяких мошек, комаров, тлей. Например, у рек, где гнездятся береговые ласточки, даже в самое “комариное время”, можно спокойно ловить рыбу и отдыхать, не отмахиваясь от комаров. Ласточки-береговушки питаются ими.
2 ученик.
Над полями и лесами днем парят хищные птицы, высматривая полевок и других грызунов, которые наносят большой вред нашим урожаям. Ночью их сменяют совы. Вот так все лето и работают птицы, помогая нам сохранить леса, поля и сады. Теперь вам понятно, почему говорят: “Птицы – наши помощники!”
3 ученик.
Птиц в природе становится все меньше и меньше. Вырубаются леса, кустарники, много шума от городов и заводов, растет загрязнение воздуха, рек. Очень печально, что растет и число птиц в “Красной книге. Очень жаль: птицы – в книге! Жить птицы должны не в книге, а в природе.

Правила общения с птицами .
Ведущий.
- Ребята, как же мы должны относиться к птицам?
- Что может сделать человек для птиц и чего он не должен делать?
- Я буду озвучивать предложения, если это нужно делать для птиц, вы хлопните в ладоши, а если нет, то будете сидеть тихо.
1. Вывешивать скворечники весной.
2. Стрелять из рогатки по птицам.
3. Помогать больной или раненой птице.
4. Разорять птичьи гнезда.
5. Подкармливать птиц ранней весной.
6. Уносить домой здоровых птенцов.
7. Подходить близко к гнездам птиц.
8. Изучать птиц.

- Изучением птиц занимаются орнитологи . Существует целая наука оринтология, которая изучает птиц, их разнообразие, их повадки, их поведение в природе, их перелетные маршруты.


3. Физкультминутка.
- Я буду озвучивать название птиц. Если назову что-то другое, вы должны хлопнуть в ладоши.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны
Прилетели птицы: голуби, куницы
Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки…
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы - сплюшки.
Лебеди и утки – и спасибо шутке!

4. Практическая работа по изготовлению птицы из полосок бумаги.
- Изучением птиц пусть занимаются ученые. А мы будем правильно вести себя по отношению к птицам, помогать им, подкармливая зимой и сооружая скворечники весной.
-А в честь международного дня изготовим маленькую птичку -невеличку, которая будет служить символом и напоминанием о том, что 1 апреля не только день смеха, но и день наших пернатых друзей, которых нужно любить, беречь и заботиться о них.


а) Анализ образца.
- Из чего изготовлена птица? (из бумаги )
- Какие материалы и инструменты необходимы для ее изготовления?
(бумага, линейка, карандаш, ножницы, клей )
- Какой инструмент из перечисленных требует соблюдения ТБ? (ножницы )
б) ТБ с ножницами.
в) Последовательное изготовление изделия.

Детям раздаются распечатанные шаблоны прямоугольников на офисной бумаге разных цветов. Ширина прямоугольников 2см, длина 6см, 9см,11см.
1. Необходимо, аккуратно вырезать каждую деталь птицы.


2. Полученные детали разложить в следующем порядке.


3. Соединить начало и конец каждой широкой полоски.


4. Как показано на фото, соедините "колеса" между собой капелькой клея.


5. Соедините основные детали: голову, туловище и хвост.


6. Приклейте дополнительные детали - клювик и крылья.


7. Нарисуйте глазки, можно добавить хохолок и… птичка-невеличка готова.


г) уборка рабочего места
д) художественное оформление коллективной поделки.

(размещение птиц на заранее подготовленном бумажном скворечнике)

5. Итог занятия.
-Ребята, посмотрите, какая красивая работа получилась. Это благодаря вашему кропотливому труду и старанию. Думаю наш труд положительно оценят и взрослые.
- Давайте вместе придумаем название нашей поделке.
- Молодцы, сегодня на занятии вы показали свои знания о птицах, вспомнили как нужно относиться к нашим пернатым друзьям. Узнали, что изучением птиц занимаются … (орнитологи) .
- Для наших товарищей и педагогов приготовлены вот такие маленькие открытки с добрыми пожеланиями в честь этого праздника. Я их отдаю вам, для того чтобы вы вручили их своим товарищам 1 апреля.

Можно изготовить птичек из хозяйственных салфеток.

Валентина Шомникова
Конспект занятия «Беседа о птицах»

ЦЕЛЬ :

Учить замечать красоту живущих рядом с нами птиц .

Образовательная :

Расширять знания о мире птиц , их внешнем виде, о роли птиц в природе и жизни человека; углублять представление о причинах перелета птиц ; находить отличительные особенности строения махового и пухового перьев.

Развивающая :

Упражнять в словообразовании, умении выделять существенные различия птиц , учить анализировать и делать выводы на основе опытно – исследовательской деятельности; развивать память, мышление, наблюдательность, любознательность.

Воспитательная :

Воспитывать интерес к жизни птиц , бережное отношение, желание помогать им.

Мир природы богат и разнообразен. Важное место занимают в нем птицы – единственные из живущих ныне животных, умеющих летать. Благодаря этому совершенному способу передвижения птицы смогли расселиться по всему земному шару. Разновидностей птиц очень много . Они делятся по среде обитания, по способу добывания пищи, на диких и домашних, перелетных и зимующих. Но всех их объединяет один общий признак – это то, что они имеют оперение. Зачем оно птицам ?

Материалы к занятию : картины с изображением осени, картины с изображением зимующих и перелетных птиц , математические карточки на каждого ребенка, схема строения пера,макет кормушки и макеты птиц на каждого ребенка для проведения игры «Мы кормушку смастерили» ,по два листа бумаги на каждого ребенка для проведения опыта, набор перьев для каждого ребенка (маховое и пуховое) и лупы для проведения исследовательской деятельности, две кормушки для вывешивания на площадке и корм для птиц (пшено, крошки хлеба) .

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :

Наблюдения : за сезонными изменениями в природе и установление причинно-следственных связей, проведение цикла наблюдений за птицами на участке ,рассматривание иллюстраций, ознакомление со схемой-моделью птицы .

Словарная работа : обогащение словаря прилагательными и новыми терминами (стержень – предмет удлиненной формы, являющийся основанием чего-либо, опахало – эластичная пластинчатая часть контурного пера, лежащая по обе стороны от его стержня, орнитолог – человек, изучающий птиц ).

Ход ЗАНЯТИЯ

Воспитатель. Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир проды. Он очень красив и разнообразен. А чтобы понять, о чем мы будем говорить,отгадайте загадки :

1. Кто на елке на суку счет ведет ку-ку,ку-ку?

2. В красной шапке расшитой, в черненьком кофтане,знаменит в семье лесной песенкой смешной. Что за песня-красота тук-тук-тук да тра-та-та?

3. Зимой на ветке яблоки,скорей их собери. И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это.. . (Ответы детей) .

О ком были загадки? Вы догадались, о ком мы будем говорить? Мы поговорим о птицах . На время нашего путешествия нам необходимо стать оргитологами. Вы знаете, кто такие орнитологи? (Ответы детей) . Правильно орнитолог – человек, изучающий птиц . Мы много говорили с вами о птицах , наблюдали за ними на прогулках. Давайте проверим, хорошо ли вы их знаете!

ИГРА «ПРИЛЕТЕЛИ ПТИЦЫ » .

Прилетели птицы :голуби,синицы,мухи и стрижи,

Комары,кукушки,чибисы,чижи,

Аисты,лягушки,совы и ватрушки.

Ой,как много в мире птиц :пеликанов и синиц,

Зимородков и клестов,попугаев и дроздов.

Есть фламинго,воробьи,есть колибри,соловьи.

Голуби,кукушки,пеночки-простушки,

Дятел,сокол и сова (днем в дупле сидит она) .

В поле перепел кричит.

Знаешь,их так много есть,что и всех не перечесть.

Нас сражают пением и буйным оперением!

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.

БЕСЕДА О ПЕРЕЛЕТНЫХ И ЗИМУЮЩИХ ПТИЦАХ .

Воспитатель. Каких птиц вы видели на нашем участке? Каких птиц еще вы знаете ?Чем птицы питаются в природе ?Почему улетают зимовать в теплые страны? (Ответы детей) . Правильно. Зимой замерзают водоемы, исчезают насекомые,и птицам нечем питаться . Они вынуждены улетать в теплые страны, где нет зимы и морозов,чтобы удовлетворять потребность в пище. Как называются птицы ,которые улетают в теплые страны?Как называются птицы ,которые остаются зимовать (Ответы детей) . Назовите перелетных птиц (Ответы детей) . Назовите зимующих птиц (Ответы детей) .

ИГРА «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ» .

Все иллюстрации птиц обозначены цифрами от 1 до 4.

Воспитатель. Я буду задавать вопросы,а вы с помощью математических карточек должны показать цифру,обозначающую правильный ответ.

1. Найдите лишнюю птицу по среде обитания (дятел,клест,глухарь,воробей) .

2. Каким номером обозначена птица ,не являющаяся водоплавающей?

(лебедь,пингвин,гусь,цапля) .

3. Назовите номер птицы ,которая не является домашней (курица,индюк,

утка,павлин).

4. Каким номером обозначена перелетная птица ? (воробей,ворона,сорока,

ласточка).

5. Каким номером обозначена зимующая птица ? (лебедь,синица,журавль,

Молодцы! А теперь давайте мы превратимся в птиц . Раз,два,три,повернись в птицу быстро превратись !

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

согласно тексту :

Птица крыльями взмахнула ,птица перья отряхнула ,

Крылья убрала назад,сделав очень важный взгляд.

Посмотрела вправо – влево,удивилась : «Что за дело?

Нет тут птицы ни одной ,полечу-ка я домой».

Полетела,полетела,в гнездышко свое присела.

НОВЫЙ МАТЕРИАЛ.

Воспитатель : В этом шутливом четверостишии говорится о возможностях птиц . Как вы думаете каких? (Ответы детей) . Правильно, птицы умеют летать . А человек может взлететь? Почему? (Ответы детей) .

Ребята,давайте проведем опыт. Перед вами два листа бумаги. Возьмите один из них и скомкайте его в шарик, а теперь осторожно выпустите его из рук. Что произошло? Возьмите другой лист и так же осторожно выпустите из рук. Что вы увидели?Почему так происходит : листы одинаковые, а падают по-разному? Какой вывод можно сделать? (Ответы детей) . Правильно, не скомканный лист – широкий. За счет своей поверхности он опирается на воздух и не падает, а летит. Почему же птицы летают ? (Дети высказывают свои предположения) . Птицы самые крупные , быстрые и выносливые из ныне живущих летающих животных. Их гладкое тело с легкостью преодолевает сопротивление воздуха,а сильные крылья поднимают ввысь и несут вперед. Крылья у птиц легкие ,сильные и гибкие.

Птицы – единственные животные на Земле, имеющие перья. Как вы думаете какую роль играют перья для птиц ? (Ответы детей) . Оперение птицы состоит из огромного количества перьев (рассматриваем картины) . Длинные перья крыльев называются маховые. Они предназначены для полета,поэтому прочны и расположены по краям крыльев. Именно эти перья поднимают птицу вверх . Хвостовые перья называются рулевыми. Они тоже прочные и длинные и предназначены для поворота в полете. Мелкие перья – пуховые – расположены под рулевыми и маховыми перьями. Они согревают птицу .

ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Воспитатель. Давайте рассмотрим, как устроены перья у птиц . (Рассматриваем схемы строения пера) . У пера есть проходящий посередине упругий стержень и плоское опахало. Стержень у пера внутри пустой. Как вы думаете почему? (Ответы детей) . Правильно, чтобы птица была легкой и могла лететь. Теперь сядьте на свои рабочие места, найдите из предложенных перьев маховое и рассмотрите его. Что можно сказать про него? (Ответы детей) . Правильно, оно плотное, жесткое, большое по размеру. Посмотрите внимательно на основание между волосками – это стержень. Какой стержень у махового пера? (Ответы детей) . Да, он плотный и пустой. Попробуйте выпустить перо из рук. Что вы видите? Оно падает медленно, плавно кружась. Почему? Перо легкое, так как внутри стержня пустота. Помашите пером, понаблюдайте, что с ним происходит? Когда птица машет крыльями , перо эластично пружинит, не расцепляя волосков, сохраняя поверхность. Рассмотрите опахало через лупу. Что вы видите? (Ответы детей) . На бороздках пера есть выступы и крючочки,которые прочно и легко соединяются,как бы «застегивая» поверхность пера. Если по какой-то причине крючочки расцепятся, птица в момент чистки перьев соединит их клювом. А теперь выберете и рассмотрите те, которые обогревают птицу . Какие они? (Ответы детей) . Мелкие, мягкие, пушистые, нежные, стержень тоненький, волоски между собой не сцеплены, меленькие по размеру. Сравните стержни махового и пухового перьев. Что можно сказать о них? (Ответы детей) . На каких местах растут пуховые перья? (Ответы детей) . Перья не только украшают птицу , помогают им взлетать и держаться в воздухе, но и спасают их от ушибов и царапин, холода и жары, намокания и пересыхания.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «СЕРЕНЬКИЕ ПЕРЫШКИ» .

Воробьи – воробышки - (хлопки руками по бокам)

Серенькие перышки - (махи вверх-вниз перед собой)

Клюйте, клюйте крошки - (стук кулачком об кулачок)

У меня с ладошки - (дуем на раскрытые ладошки)

Нет, с ладошки не клюют - (руки в стороны,пожали плеч.)

И погладить не дают - (руки на поясе,наклоны в стор)

Как же нам поладить - (хлопки в ладоши)

Чтоб дались погладить

УПРАЖНЕНИЕ НА СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

Дети стоят в кругу. Игра в мяч.

Воспитатель. Я буду каждому из вас бросать мяч и говорить приметы птицы ,а вы должны из двух слов образовать прилагательное :

Если у птицы красная грудка ,то она какая? –желтая грудка,-черная головка,-белый бок,-длинные крылья,-большие глаза,-тонкий клюв,-длинные ноги, -черные крылья,-длинный хвост и т. д.

БЕСЕДА ОБ ОХРАНЕ ПТИЦ .

Ребята! Птицы ,как и люди, -живые существа. Но они маленькие и не могут себя защитить. А маленьких и слабых обижать нельзя!Что вы можете предложить для охраны птиц ? (Ответы детей) . Не разорять гнезда. Не кричать в лесу. Не брать яйца и птенцов из гнезда,развешивать кормушки,скворечники и дуплянки.

ИГРА «МЫ КОРМУШКУ СМАСТЕРИЛИ» .

У каждого ребенка изображение определенной птицы .

Мы кормушку смастерили,мы столовую открыли.

В гости в первый день недели к нам синицы прилетели.

А во вторник,посмотри,прилетели снегири,

Три вороны были в среду,мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог прилетали семь сорок.

В воскресенье,в воскресенье было общее веселье!

Молодцы! Накормили всех птиц , никто не остался голодным. Но это была игра.

Ребята! У нас тоже есть настоящая кормушка. Сегодня на прогулке мы повесим ее и всю зиму будем подкармливать птиц . И может быть спасем от голода не одну птицу . А летом птицы помогут нам ,они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять парки,сады и скверы и радовать нас своим веселым щебетанием.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ .

Воспитатель. Сегодня мы с вами совершили путешествие в удивительный мир природы и узнали много нового о птицах . Что вам больше всего понравилось на занятии ? Какое задание было самым интересным? (Ответы детей) .