Все о музыкальном инструменте Фортепиано. История фортепиано

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Уроки пианино (фортепиано) для начинающих. Лучшие уроки пианино. Piano

    ✪ 8} КАК ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ РУКУ ПРИ ИГРЕ НА ПИАНИНО 🎹 урок фортепиано

    ✪ КАК СОЕДИНИТЬ РУКИ ПРИ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО. Как играть двумя руками? КООРДИНАЦИЯ РУК.

    ✪ Что такое октавы на фортепиано | Музыкальная академия Глория

    Субтитры

История

Предшественниками фортепиано являлись клавесины и изобретённые позднее клавикорды . Их недостатками были быстро затухающий звук, что мешало игре легато , и постоянный уровень громкости (что относится только к клавесину), что исключало одно из важных выразительных средств музыки - динамику (изменение громкости).

Фортепиано - клавишный струнный инструмент с горизонтальным (рояль) или вертикальным (пианино) расположением струн. На звучание фортепиано большое влияние оказывает его конструкция, с XVIII в. претерпевшая значительные изменения. Фортепиано состоит из акустического аппарата (резонансная дека, струнная одежда), клавишного механизма, опорных конструкций (футор, металлическая рама, вирбельбанк). Сложная система рычагов механизма позволяет передать усилие от играющего через клавишу к молоточку, удар которого по струне производит звук. Современный диапазон фортепиано - 7 ⅓ октав (88 клавиш).

Изобрёл фортепиано итальянский клавесинный мастер Бартоломео Кристофори (1655-1731), с 1698 г. работавший над созданием молоточкового механизма для клавесина (официальная дата - около г.). В 1711 г. механизм был подробно описан Сципионом Маффеи в венецианском журнале «Giornale dei letterati d’Italia». Инструмент был назван «gravicembalo col piano e forte» (клавесин с тихим и громким звуком), - пианофорте - а впоследствии закрепилось название фортепиано . В изобретении Б. Кристофори были заложены основные детали современного механизма фортепиано - молоточек, шпиллер, шультеp, фенгер, демпфеp. Изобретение Кристофори положило начало развитию механики английской системы . Другие виды механики были разработаны Мариусом во Франции () и Шрётером в Германии ( -).

В последующие годы улучшение конструкции фортепиано было связано с эволюцией клавишного механизма, введением чугунной рамы, педалей, увеличением диапазона, изменением расположения струн. Над клавишным механизмом в разное время работали К. Г. Шрётер, И. А. Зильберманн, И. А. Штейн, И. А. Штрейхер , И. К. Цумпе, А. Беккерс, С. Эрар, Ю. Блютнер, Дж. Бринсмид.

Первое музыкальное произведение, написанное специально для фортепиано, появилось в г. (соната Лодовико Джустини). Однако в массовом порядке композиторы начали ориентироваться на фортепиано, а не на клавесин, сорока-пятьюдесятью годами позже, во времена Гайдна и Моцарта .

Датировка фортепиано

С начала изобретения фортепиано и по сегодняшний день во всём мире работали более 20 000 фортепианных мастеров и фирм, выпускавших рояли и пианино. Каждый инструмент маркируется собственным серийным номером, по которому можно определить год выпуска фортепиано.

Как правило, номера ставятся на чугунную раму вверху, в районе её крепления к вирбельбанку. У фортепиано производства ГДР номера ставились на молоточках в крайнем правом регистре.

У фортепиано XIX - начала XX веков номера часто ставились на внутренней боковой стенке или на резонансной деке.

Дополнительным фактором, позволяющим датировать год выпуска фортепиано, может быть номер механики.

Разновидности

Педали

В современных фортепиано присутствует две или три (реже ― четыре ) педали . В более ранних инструментах для тех же целей использовались выдвижные рычаги, которые пианист должен был нажимать коленями.

Правая педаль (её называют иногда просто «педалью», так как используется она наиболее часто) поднимает сразу все демпферы, так что после отпускания клавиши соответствующие струны продолжают звучать. Кроме того, все остальные струны инструмента также начинают вибрировать, становясь вторичным источником звука. Правая педаль используется в двух целях: сделать последовательность извлекаемых звуков неразрывной (игра legato) там, где это невозможно сделать пальцами в силу технических сложностей, и обогатить звук новыми обертонами . Существует два способа использования педали: прямая педаль - нажатие педали перед нажатием клавиш, которые нужно задержать, и запаздывающая, когда педаль нажимается сразу после нажатия клавиши и до того, как её отпустили. В нотах эта педаль обозначается буквой P (или сокращением Ped. ), а её снятие - звёздочкой. В музыке композиторов эпох романтизма и импрессионизма часто встречаются эти обозначения, обычно для придания звуку особого колорита.

Левая педаль используется для ослабления звучания. В роялях это достигается сдвигом молоточков вправо, так что вместо трёх струн хора они ударяют только по двум (в прошлом иногда только по одной). В пианино молоточки приближаются к струнам. Эта педаль используется значительно реже. В нотах она обозначается пометкой una corda , её снятие - пометкой tre corde или tutte le corde . Кроме ослабления звучания, использование левой педали при игре на рояле позволяет смягчить звук, сделать его более тёплым и приглушённым за счёт вибрации освободившихся струн хора.

Средняя (или третья, так как исторически она была добавлена последней) педаль у рояля служит для задержки избранных демпферов в поднятом состоянии. Демпферы, находящиеся в момент нажатия средней педали в поднятом состоянии, блокируются и остаются поднятыми до снятия педали. Остальные демпферы при этом продолжают вести себя как обычно, в том числе, в отношении основной правой педали. Сегодня эта педаль присутствует у большинства роялей и отсутствует у большинства пианино.

Из необычных педалей:

Игра на инструменте

Фортепиано может использоваться и как сольный инструмент, и вместе с оркестром (например, в концертах для фортепиано с оркестром). Игра на фортепиано - занятие, требующее хорошей техники, внимания и отдачи.

Выдающиеся пианисты XX века - Сергей Рахманинов , Иосиф Гофман , Эмиль Гилельс , Святослав Рихтер , Владимир Горовиц , Артур Рубинштейн , Гленн Гульд и другие.

Техническое обслуживание, настройка и условия содержания

Фортепиано требует правильных условий содержания, а также регулярной настройки , так как с течением времени натяжение струн инструмента ослабляется. Периодичность настройки зависит от класса инструмента, качества его изготовления, его возраста, условий содержания и эксплуатации. Настройка, как правило, производится не самим исполнителем, а специалистом - мастером-настройщиком фортепиано.

Клавишные музыкальные инструменты (фортепиано) оснащены сложным механизмом и тщательно отделанным полированным корпусом. В связи с этим они нуждаются в бережном и умелом обращении при транспортировании, содержании их в определённых условиях и в постоянном уходе. Основными причинами, вызывающими различные дефекты и неисправности непроизводственного характера в инструменте являются:

  • толчки и сотрясения в ходе перевозки,
  • негативное влияние высоких температур,
  • чрезмерная влажность или сухость воздуха,
  • неумелое обращение с инструментом в процессе настройки, регулировки и/или ремонта.

Соблюдение правил содержания и ухода за фортепиано обеспечит сохранение акустических характеристик (звучания), его игровых качеств и внешней отделки инструмента на длительный срок. После доставки на квартиру потребителя новый или подержанный инструмент следует проверить, при необходимости отрегулировать его механизм и настроить. В связи с тем, что сила натяжения струн пианино или рояля достигает 20 тонн, возникают значительные напряжения в чугунной раме и деревянных деталях корпуса. По мере постепенного выравнивания этих напряжений инструмент по истечении значительного времени приходит в устойчивое состояние. Вдобавок ко всему, игра на новом инструменте ведёт к постепенному уплотнению сукна механизма и сопровождается вытягиванием струн. Именно поэтому новое пианино в течение первого года использования необходимо не менее двух раз повторно настроить и отрегулировать. Древесина и сукно, применяемые для изготовления пианино и роялей - гигроскопичны: они могут разбухать или усыхать в зависимости от перепадов влажности воздуха. В целях предохранения фортепиано от неисправностей рекомендуют хранить его в нормальных условиях, которыми являются температура воздуха от +12 С до +25 С и влажность воздуха 42 %. В зимнее время года пианино, попадая с улицы в жилое помещение, подвергается воздействию резкой перемены температуры и влажности. В этом случае не следует открывать клавиатурную и верхнюю крышки в течение суток, чтобы механизм и другие внутренние части фортепиано прогревались постепенно до комнатной температуры. Наружные поверхности инструмента могут при этом «отпотеть», то есть покрыться влагой. Влажные поверхности не следует вытирать, необходимо подождать пока они подсохнут. После просушки инструмента его необходимо тщательно протереть сухой мягкой шерстяной или фланелевой тряпкой, особенно все металлические части.

Для сохранения инструмента в исправном состоянии необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Не ставить инструмент у холодных и сырых стен, возле печей и отопительных приборов.
  2. Регулярно, не менее раза в год, настраивать инструмент и чистить его механизм от пыли, для чего следует приглашать мастера-настройщика. Неумелая настройка и регулировка могут вызвать серьёзные дефекты в инструменте!
  3. При обтирании пыли с полированных частей инструмента пользоваться только сухой мягкой ветошью.
  4. Следить за чистотой клавиатуры; загрязнившиеся клавиши надо протирать слегка влажной тканью, следя, чтобы вода не протекала между клавишами, а затем вытирать клавиши насухо.
  5. После окончания игры обязательно закрывать клап (крышку) клавиатуры.

В настоящее время в Европе для обеспечения сохранности фортепиано повсеместно - в концертных залах, учебных заведениях и частных домах, - используют приборы контроля влажности, увлажнители и регуляторы влажности. Система климат-контроля поддерживает постоянную температуру и влажность внутри инструмента и хорошо оправдывает себя, продлевая срок его эксплуатации в 2-3 раза. Утверждения некоторых фирм о «лицензированной установке» - исключительном праве на продажу - не подтверждаются европейской практикой.

Конвейерное производство клавишных в СССР

Транспортировка фортепиано

Вибрация судовых корпусов при работе судовых машин негативно сказывается на настройке фортепиано, так что фрахт на их перевозку безальтернативно получали парусные суда , вплоть до самого конца их существования.

Галерея

Диапазон: Родственные инструменты

Фускле́ц - опорный брус для крепления ножки рояля.

Капода́стр - металлическая фигурная планка, прижимающая поперёк струны к струнному штапику в дискантовом регистре; привинчивается к вирбельбанку и является одной из границ для вибрирующих участков струн.

Па́нцирь - сплошная плита чугунной рамы рояля, закрывающая вирбельбанк. Эта деталь характерна для панцирной рамы, она принимает на себя значительную часть силы натяжения струн (около 2,5 тонн ), так как в плите для каждого вирбеля предусмотрено отверстие с втулкой, которое разгружает деревянный массив вирбельбанка. Такая конструкция рамы характерна для всех современных роялей. Также есть ещё два типа рамы - беспанцирная, плита которой несплошная (в ней вместо отверстий сделаны окна, а сплошной массив образует вирбельбанк, прикрученный снизу) и полурама, у которой плита отсутствует как чугунное завершение, а его функцию несёт вирбельбанк, прикрученный к раме шурупами и вклееный в корпус рояля с двух сторон, а также придерживаемый в заданном положении рёбрами самой рамы. (Нетрудно подметить, что две последние разновидности рамы менее прочны, особенно полурама, хотя некоторые качественно сделанные старинные рояли с такой рамой возрастом до ста лет вполне работоспособны). Кроме того, на старинных прямострунных роялях рамы как самостоятельного компонента не было - её функцию выполняли корпус и футор рояля, а поддерживали всё это чугунные балки-распорки, прообраз теперешнего рамного шпрейца (см. ниже-шпрейц ).

Штульра́ма - массивная рама, которая привинчивается к бачкам корпуса и служит базой для клавишно-молоточкового механизма фортепьяно.

Шпрейц - брус футора или чугунной рамы, несущий нагрузки от натяжения струн.

Стру́нный шта́пик - литой порожек на вирбельном панцире чугунной рамы, на котором каждая струна разделяется на задействованную и неработающую части; служит для отсечки звучащей рабочей части струн. Раньше вместо него применялись аграфы -винты, напоминающие винты-барашки. В их головках имеются отверстия, через которые проходят струны, и выполняют эти отверстия ту же функцию, что и порожек. Аграфы вытесняются штапиком потому, что трудоёмки в производстве и установке, в том числе и при замене струн, тогда как штапик отливается вместе с рамой.

Педали

Большинство роялей оснащены тремя педалями. Посредством педалей можно:

  • удерживать звук, не нажимая клавиши в этот момент (правая);
  • ослаблять звук (левая; следует заметить, что левая педаль используется не столько для ослабления, сколько для изменения окраски звука во время игры, создавая тем самым дополнительные нюансы);
  • удерживать звук части клавиш, эффект создания так называемой «расщеплённой клавиатуры». Разумеется, это также придает красочность (средняя).

История

Впервые фортепиано крыловидной формы представил в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори - придворный клавесинный мастер герцога Фердинандо Медичи на приеме в Палаццо Питти во Флоренции. Наблюдая за игрой уличных цимбалистов, Кристофори заметил, что, ударяя мягкими колотушками по струнам, эти музыканты добиваются особой выразительности звука. Кристофори переделал конструкцию клавесина, создав принципиально новый механизм звукоизвлечения посредством ударов мягких молоточков по струнам. Таким образом, стало возможным изменять силу звучания при игре. Первое фортепиано Кристофори назвал Gravicembalo con piano e forte - Большой клавесин с тихим и громким звучанием . До конца XVIII века фортепиано подвергались постоянным усовершенствованиям, что к началу XIX века поставило их вне конкуренции с клавесином и клавикордом. В начале XIX века были изобретены цельнолитая чугунная рама и перекрёстное расположение струн, что привело к более совершенному качеству и появлению рояля. С 1850-х годов начинается фабричное производство в Европе (особенно бурно в Германии), Америке и России. Рояль становится «королём» музыкальных инструментов. К началу XX века рояль приобретает современную форму: деревянный корпус, цельнолитая панцирная чугунная рама, механизм двойной репетиции.

Классификация

По размеру рояли классифицируются следующим образом:

  • Большие концертные длиной свыше 270 cм - максимальный диапазон тембра, длительности и выразительности звучания. Назначение: концертное исполнение музыки в больших и средних залах, ансамбли с большим симфоническим оркестром, студийная звукозапись
  • Малые концертные длиной 225-250 cм - большой диапазон тембра, длительности и выразительности звучания. Назначение: концертное исполнение музыки в средних залах, ансамбли малых составов, студийная звукозапись
  • Салонные (универсальные) длиной 200-220 cм - большой диапазон тембра, длительности и выразительности звучания. Назначение: концертное и любительское исполнение в музыкальных гостиных (салонах) и в малых залах, обучение фортепианному искусству
  • Кабинетные длиной 180-195 cм - средний диапазон тембра, длительности и выразительности звучания. Назначение: любительское музицирование, обучение фортепианному искусству
  • Малые кабинетные длиной 160-175 cм - малый диапазон тембра, длительности и выразительности звучания. Назначение: любительское музицирование, обучение фортепианному искусству
  • Миниатюрные миньон (мини) длиной 140-155 cм - минимальный диапазон тембра, длительности и выразительности звучания. Назначение: удовлетворение рыночного спроса на инструменты малых размеров.

Примечание: В большинстве случаев номер модели рояля - это его длина в сантиметрах или дюймах.

По своему предназначению рояли классифицируются следующим образом:

  • Совершенные - для занятий чистым искусством
  • Профессиональные - для работы музыканта-профессионала
  • Любительские - для любительского музицирования
  • Обучающие - для обучения фортепианному искусству
  • Интерьерные - для украшения интерьера
  • Статусные - для создания имиджа владельца
  • Антуражные - для создания шоу, представления, инсталляции и пр.
  • Самоиграющие - для развлечения
  • Аутентичные - для аутентичного исполнения музыки определенного исторического периода
  • Универсальные - рояли, сочетающие в себе несколько предназначений

Рейтинг роялей

По качеству, совершенству конструкции, красоте звука, игровым свойствам и надёжности рояли подразделяются на следующие классы (современные производители):

1. Премиум-класс (элита), длина корпуса более 160 см:

C. Bechstein (с 1853 года, Зайфхеннерсдорф, Германия), Steinway & Sons (с 1853 года, Нью-Йорк, США; с 1880 года, Гамбург, Германия), Mason & Hamlin (с 1854 года, Гэверхилл, Массачусетс, США), Bösendorfer (с 1828 года, Нойштадт, Австрия), Steingraeber & Söhne (с 1854 года, Байройт, Германия), Fazioli (с 1981 года, Сачиле, Италия)

Рояли премиум-класса являются совершенными по конструкции и изготавливаются штучно в соответствии с технологией, эволюционировавшей несколько столетий. Также определяющим критерием является достаточно солидный объем производства на протяжении более века. Рояли других классов имеют упрощения конструкций и производятся по более быстрым и упрощенным технологиям - в целях удешевления и удовлетворения спроса в различных сегментах рынка. Рояли Mason & Hamlin занимают особое место благодаря наличию принципиально нового игрового механизма и так называемой Короны Натяжения Crown Retention, сохраняющей в неизменном состоянии купол резонансной деки. Рояли Fazioli позиционируются изготовителем как инструменты премиум, однако, нестабильный и маломощный характер производства позволяет их включить в данную группу лишь с определенной долей вероятности

2. Высокий класс:

August Förster (Лёбау, Германия), Bechstein (линия Academy, Зайфхеннерсдорф, Германия), Seiler (Китцинген, Германия), Steinway & Sons (некоторые модели, США и Германия), Grotrian Steinweg (Брауншвейг, Германия), Bösendorfer (линия Conservatory, Нойштадт, Австрия), Blüthner (концертные рояли, Лейпциг, Германия), Pleyel (Париж, Франция), Shigeru Kawai (концертные рояли, Япония)

3. Средний германский класс:

Schimmel (Германия), Sauter (Германия), Rönisch (Германия), W. Hoffmann (C.Bechstein Europe s.r.o., Германия-Чехия)

3a. Средний класс:

Boston Yamaha (некоторые модели, Япония), Shigeru Kawai (Kawai Musical Instrument Mfg. Co., Ltd., Япония), K. Kawai (некоторые модели, Kawai Musical Instrument Mfg. Co., Ltd., Япония), Samick (концертные - Samick Music Corp., Южная Корея), Wm. Knabe & Co. (Теннесси, США), Pramberger (Теннесси, США), Beltmann (Gilan Pianos, Нидерланды-Азербайджан), Galaxy (Galaxy Pianos, ОАЭ, Дубаи), Schulze & Pollmann (Сан-Марино, Италия)

4. Потребительский класс:

Petrof (Чехия), Vogel (Польша), Samick (Южная Корея), Kohler & Campbell (США), Boston (некоторые модели, Karawan, Индонезия), Sohmer & Co. (США), Bohemia (Чехия), Haessler (Германия-Индонезия), Yamaha (некоторые модели, Индонезия), Kawai (Kawai Indonesia PT, Индонезия), Brodmann (модели VE, Австрия-Китай), Euterpe (Индонезия), Young Chang (Южная Корея), Bergman (Южная Корея)

5. Низкобюджетный класс:

Essex (Steinway Musical Instruments Inc., фабрика Pearl River, Китай), Blüthner (некоторые модели, Китай), Feurich (Ningbo, Китай), Pearl River (Китай), Kayserburg (Pearl River Piano Co.Ltd., Китай), Ritmuller (Pearl River Piano Co. Ltd., Китай), Irmler (Китай), May Berlin (Китай), Roesler (Чехия-Китай), Weinbach (Чехия-Китай), Wendl & Lung (Ningbo, Китай), Yamaha (некоторые модели, Китай), Kawai (Beijing Xinghai Musical Instruments Co. Ltd., Китай; Kawai Musical Instruments Ningbo Co. Ltd., Китай), Goodway (Ханчжоу, Китай), S. Ritter (Goodway Piano Co. Ltd., Китай), Brodmann (модели PE и CE, Китай), Falcone (Китай), Lietuva (Китай), Niemeyer (Китай), Otto Meister (Китай), Carl Ebel (Китай), Weber (Китай), Schumann (Moutrie Piano Co. Ltd., Китай), Moutrie (Китай), Baldwin (Китай), Astor (Китай), Sorbonne (Китай)

Источники:

Журнал Pianoforum - Всё о мире фортепиано: http://www.pianoforum.ru/

- The Piano Book ®, Buying & Owning a New or Used Piano by Larry Fine, Foreword by Keith Jarrett, ISBN 978-1929145010

Обслуживание рояля

Для обеспечения длительной работы рояля важно поддерживать постоянную температуру и определённый уровень влажности в помещении, где он установлен. Для этого используют приборы контроля влажности, увлажнители и регуляторы влажности. Система климат-контроля поддерживает постоянную температуру и влажность в инструменте и хорошо оправдывает себя, продлевая срок его жизни в 2-3 раза.

Рояль нуждается в регулярном техническом обслуживании, включающем также настройку , регулировку клавишно-молоточкового механизма, интонировку звука (изменение тембра), замену изношенных частей и т.д.

См. также

Литература

  • Блейк Нили Клавишные инструменты для «чайников» = Piano For Dummies. - М .: Диалектика, 2007. - 288 с. - ISBN 0-7645-5105-1

Примечания

Мы все привыкли к тому, что устройство рояля хоть и замысловато, но стандартно. Ведь рояль – это большой черный (белый) ящик, который всегда черный (белый), всегда одной и той же формы, и звучит везде одинаково на всем земном шаре.

Однако, подобная ситуация сложилась относительно недавно, приблизительно к середине ХХ века. А вся предыдущая история развития этого инструмента была наполнена многочисленными поисками, смелыми экспериментами и творческими новаторскими идеями, которые оставляли свой отпечаток на всех компонентах инструмента, меняя в итоге не только его игровые и акустические характеристики, но и его форму и вид .

Составные элементы рояля

При этом, идет ли речь о строении современного фортепиано или о его предшественниках, всегда можно выделить пять-шесть основных компонентов, которые непременно будут присутствовать в том или ином инструменте. А именно: Резонансная дека, Клавишный механизм, Деревянный корпус, Стальные струны, Чугунная рама, Педали .

Изображение рояля «в разрезе» с описанием его составляющих дано в конце этой статьи. Если слова «штег», «штульрама» или «рипки» для вас ничего не значат – сначала прочитайте нижеследующий текст, а лишь потом обращайтесь к этой схеме.

Итак, устройство рояля в деталях.

Клавишный механизм

Какой бы привычной и справедливой ни была бы фраза: дека – сердце рояля (поскольку именно она рождает и проецирует звук), все-таки, именно особенности клавишного механизма, а не что-либо другое, дали фортепиано новое исключительное свойство: способность передавать широкую гамму динамических оттенков, плавно переходить от forte к piano и обратно. Прежде всего, именно это нововведение дало возможность фортепиано превзойти всех своих тогдашних конкурентов, и в дальнейшем играть ведущую роль в истории мировой музыкальной культуры.

Клавишный механизм состоит из собственно клавиш (обычно их 88), молоточков, демпферов и системы передаточных рычагов – так называемой фортепианной механики.

Механика рояля включает в себя множество узлов и деталей (в общей сложности порядка 6000 деталей из дерева, металла, кожи и войлока), этой теме посвящены специальные книги, здесь же мы ограничимся рассмотрением только основных компонентов современной рояльной механики.

Как это ни странно, но уже в первом фортепиано итальянского мастера Кристофори (1655, Падуя –1731, Флоренция), в так называемом Gravecembalo col piano e forte (т.е. «клавесин с тихим и громким [звучанием]»), были придуманы все главные конструктивные элементы и принципы действия механики, которые, претерпев неизбежные изменения и усовершенствования в последующие столетия, применяются и по сей день.

Это чертеж первого ударного механизма фортепиано Кристофори (1711-й год).

Главнейшие части механики :
1) Молоточек, головка которого обтянута упругим материалом (первоначально использовалась лосиная кожа), при подскакивании кверху производящий удар по струне, сами молоточки при этом размещались в горизонтальном положении под струнами;
2) Выступ в основании молотка (шультер), за счет которого молоточек приводится в движение;
3) Подталкивающий рычаг особой формы (шпиллер), устроенный таким образом, что после удара молоточка по струне он отводится в сторону, освобождая место для беспрепятственного падения молоточка, тем самым обеспечивая свободное колебание струне;
4) мягкая подложка для молоточков, в состоянии покоя (рулейстик);
5) глушитель (демпфер), освобождающий струну в момент нажатия клавиши и заглушающий ее в остальное время.

Позже (что можно наблюдать по чертежам 1720 г.) Кристофори усовершенствует свою механику, в частности введя в нее устройство, расположенное на конце клавиши для подхвата молоточка после удара, чтобы после возможного подскакивания молоточек не коснулся струны вторично, это устройство стало прототипом современного рояльного фенгера.

Чуть ниже приводится схема и описание действия современного молоточкового механизма рояля.

Тут нужно отметить, что принцип действия и компоненты механизма Кристофори, распознаваемые даже в «навороченной» современной механике, были совсем не единственными. Наряду с подобной системой, основанной на принципе подталкивания молоточка (нем. Stoßzungenmechanik) именовавшейся «английской», существовала также система получившая название «венской» (или «немецкой»), в основе которой лежал принцип подбрасывания молоточка (нем. Prellmechanik).

Этот вид механики применялся у производителей фортепиано вплоть до начала XX века, а частично и позже, составляя серьезную конкуренцию английской механике. О многом говорит тот факт, что такие величайшие композиторы и исполнители как Людвиг ван Бетховен, Иоганн Гуммель, Иоганнес Брамс, Роберт и Клара Шуман, Ференц Лист и многие другие предпочитали именно венские фортепиано. Было, правда, одно исключение – Шопен, чьи симпатии были на стороне английских и французских инструментов.

Английская механика, современный рояль:

Данный тип механики можно назвать «английским» с двойной репетицией, поскольку изобретение механизма двойной репетиции было создано как раз на базе английской механики в 1821 году французским мастером Себастьеном Эраром. В последующие годы это изобретение было взято на вооружение многими ведущими производителями, и получило ряд усовершенствований. В наше же время такой тип механики является мировым стандартом. Правда, при сохранении общего принципа механики, у разных производителей она в деталях может варьироваться.

В данном примере использована фигура (1) (сложная деталь, состоящая из нескольких отдельных частей) с пружиной Герца.

Как всё это работает : при нажатии клавиши фигура молоточкового механизма (1) поднимается. Подвижно закрепленный на ней шпиллер (2) передает усилие клавиши на ролик шультера (3), из-за чего молоточек (4) движется вверх. Еще до момента удара молоточка по струне короткое плечо шпиллера (5) надавливает на освобождающую кнопку (6), это заставляет верхушку шпиллера отклониться от своего положения и выйти из-под шультера. Таким образом, непосредственная передача силы удара через шпиллер на шультер прерывается.

В то время как клавиша достигает своего самого нижнего положения, молоточек по инерции преодолевает оставшееся до струны расстояние, отскакивает от нее и останавливается фенгером (7) на середине пути. После того как фенгер отпускает молоточек, репетиционный рычаг (8) поднимает молоточек на столько, чтобы шпиллер (2) мог вернуться в свое начальное положение под роликом шультера молоточка (3). Таким образом, система рычагов клавиши снова готова к новому удару, еще до того как сама клавиша вернулась в свое верхнее положение.

Здесь следует сказать, что подобный механизм двойной репетиции, во-первых, способствует более быстрому повторению звука, что само по себе существенно обогащает технические возможности инструмента, и во-вторых, дает возможность исполнителю связанно извлекать звуки при непрерывно поднятом демпфере, что дает эффект схожий с игрой на грифе струнного инструмента.

Демпферы (глушители струн, в виде оклеенных войлоком колодочек) (14) располагаются над струнами. При движении вверх заднего конца клавиши поднимается и относящийся к ней демпфер, что позволяет свободно резонировать соответствующей струне. Фигура демпферного механизма (12) оснащена грузиком, призванным обеспечить надлежащее давление демпфера для предотвращения колебания струны. Как только клавиша возвращается в верхнее положение, демпфер полностью опускается на струны.

В наше время используется так называемая «ирландская» система демпферов, наряду с ней какое-то время существовали две других: «венская консольная» и «французская», уступающие первой по эффективности и удобству в эксплуатации.

Видео об устройстве клавишного механизма:

Резонансная дека

Пожалуй, ни к какому другому компоненту фортепиано с момента создания этого инструмента и до сего дня не прикладывалось бы больше стараний для его усовершенствования, чем к резонансной деке. И понятно почему – ведь именно она рождает и проецирует звук, отражая и усиливая колебания струн, обеспечивая богатство звучания рояля.

Представляет она собой деревянный щит, который располагается снизу струн, закрепленный внутри корпуса инструмента.

Дека в рояле традиционно изготавливается из самых ценных пород ели. После тщательного отбора древесина очень медленно и осторожно обрабатывается в климатических камерах. Необходимый размер деки получается за счет склеивания дощечек ели толщиной 9-11 мм.

Интересно, что в начале XIX века толщина деки составляла всего 5-6 мм. Возросшее за это время примерно в четыре раза натяжение струн потребовало соответствующих изменения и в деке. Для этой же цели, чтобы обеспечить сопротивляемость натяжению струн, а также для распределения энергии колебаний по всей площади резонансной деки, последней придают куполообразность с обращением в сторону струн, за счет приклеивания специальных ребер жесткости «рипок», расположенных поперек волокон деки. Рипки застругиваются по приклеиваемым поверхностям дугообразно, чтобы предать деке необходимую форму, и сужаются к концам, чтобы предать ей эластичность.

Еще к деке приклеивается так называемый «штег» – подставка для струн, посредством которой колебание от последних передается непосредственно уже самой деке. Штег может быть изготовлен как из массивной древесины, так и из многослойной. Дискантовые и басовые штеги фрезеруются, в них сверлятся отверстия для штифтов, делаются специальные фаски, после чего устанавливаются штифты.

Нужно отметить, что каждая фортепианная фирма имеет собственную технологию изготовления резонансных дек, отличия при этом могут касаться всех основных параметров деки.

Стальные струны

Источником звука в фортепиано являются стальные струны. Совокупность струн каждого отдельного тона принято называть «струнным хором». При этом в верхнем диапазоне, как правило от нот F (в концертных) или H-B, хор состоит из трех струн, в нижнем регистре – по две, а самые низкие ноты имеют в хоре всего лишь по одной струне.

Материалом для струн служит специальная стальная проволока высокой прочности, чему исторически способствовало то, что с 1812 года немецкий фабрикант Крупп стал выпускать струны холодной протяжки из тигельной стали.

К струнной проволоке предъявляются очень высокие требования в плане прочности, чистоты поверхности, упругости и однородности. Ее диаметр варьируется, как правило, от 0.775 до 1.6 мм, при этом точность составляет плюс-минус 0.005мм. Чтобы не делать струны для низких звуков чрезмерно длинными, используют так называемые витые струны – на тонкую основную струну (керн) навивают мягкую медную проволоку, в один или два слоя (трехслойная навивка встречается крайне редко). В результате чего достигается толщина, необходимая для получения низких звуков, при этом сохраняется необходимая эластичность струн.

Струны, проходя через штег, одним концом закрепляются на рамном штифте, другим – на настроечном колке (вирбеле).

Многим известно, что суммарное натяжение струн в современных больших концертных роялях может зашкаливать за 20 тонн. Интересно, что в начале XIX века это значение было куда скромнее: всего лишь 5-6 тонн. К середине века возросло до 14 тонн, а к концу столетия составило уже все 18 тонн.

Сила натяжения отдельно взятой струны в верхнем регистре, как правило, составляет 75 кгс, а в басах уже будет зашкаливать за 100 кгс (к сравнению, эти показатели соответствуют максимально допустимому суммарному натяжению всех струн у акустической гитары). При этом общее давление струн на деку рояля может достигать 550 кгс и более!

С середины XIX века, для более рационального использования пространства внутри инструмента, а также для равномерного распределения натяжения по поверхности рамы струны стали протягивать крест-накрест друг над другом.

Чугунная рама

Чугунная рама одна из важных составных частей рояля. Ее основная функция заключается в том, чтобы принимать на себя суммарное натяжения струн инструмента, которое в рояле, как мы уже поняли, может превышать 20 тонн.

Потребность в подобном остове фортепиано назрела к концу XVIII века, но к цельнолитой массивной чугунной раме пришли лишь в середине XIX века. Первое же время вводились разного рода металлические элементы в виде распорок и пластин, причем пока только для усиления футора, который еще с первых молоточковых фортепиано нес на себе всю нагрузку от натяжения струн.

Со временем эти усиливающие элементы переросли в цельнолитую металлическую раму, а в 1825 году Алфеус Бэбкок из Бостона запатентовал цельнолитую чугунную раму, позволившую дополнительно повысить натяжение струн, увеличив их толщину, и тем самым добиться более сильного и полного тона, а также повысить стабильность строя инструмента.

Чугунная рама все больше и больше стала принимать на себя силу натяжения струн, так что деревянная конструкция футора взяла на себя роль главным образом опоры резонансной деки. Нужно сказать, что были также попытки делать рамы и из других металлов: например, алюминия, за счет чего удавалось заметно уменьшить вес инструмента. Эти эксперименты были вполне оправданы: ведь вес чугунной рамы большого концертного рояля может достигать порядка 180 кг.

Деревянный корпус

Деревянный корпус рояля вмещает в себя все перечисленные до этого компоненты.

Состоит он из двух частей: футора и наружной стенки (обечайки). Футор представляет собой стабильную деревянную основу инструмента, состоящую из опорной рамы, шпрейцев футора (массивные распорки), горизонтальных и вертикальных брусков. Служит опорой для деки и поддерживает чугунную раму.

Футор рояля изготавливается из целой кипы тонких слоёв, полученных из прочных сортов отборной древесины, которые покрываются клеем и перемещаются в специальный пресс, где им в течение нескольких часов придается необходимая форма, так называемая крыловидная форма – конечная форма рояля.

По такому же принципу изготовляется наружная стенка корпуса рояля (обечайка), которая в дальнейшем приклеивается поверх футора.

Помимо прочих важных компонентов рояля расположенных в его корпусе, здесь же размещается и так называемая колковая доска, или вирбельбанк, с просверленными в нем отверстиями и вбитыми в них настроечными колками (вирбелями), поворачиванием которых производят настройку инструмента. Современный вирбельбанк склеен минимум из трех или пяти слоев твердой древесины.

Поскольку фортепиано является в некотором смысле и предметом интерьера, наружная отделка корпуса рояля и его форма часто несут на себе элементы дизайна, воплощение смелых художественных замыслов и полета фантазии. Такой подход существовал всегда, хотя с середины XIX века и особенно в XX веке инструменты стали приобретать более скромную и строгую внешность.

На сегодняшний день у многих ведущих производителей роялей имеется линейка продукции отвечающая запросам самых взыскательных в этом плане клиентов. От стилизации под старину до футуристических изысков.

Педали

Если эпитет «сердце рояля» по отношению к механике или же деке инструмента чаще всего звучат из уст фортепианных мастеров-фабрикантов, то эпитет «душа рояля» принадлежит уже мастерам исполнителям (Антон Рубинштейн) и слова эти относятся именно к педалям инструмента, умение пользоваться которыми относится к важнейшим элементам пианистического искусства.

Сами педали представляют собой устройства рычажного типа, которые управляются ногами. Сейчас это воспринимается вполне очевидным, хотя раньше управление осуществлялось, как ни странно, коленями, а рычаги находились непосредственно под клавиатурой.

Первым, кто был упомянут в связи с изобретением педалей фортепиано, был Адам Бейер из Лондона, которому в 1781 году был выдан патент на педаль «форте» (правая педаль).

Современный рояль может иметь две или три педали.

В рояле с двумя педалями они выполняют следующие функции :
– левая педаль («пиано») сдвигает клавиатуру с механикой вправо, чем достигается тихое звучание (молоточек ударяет по струне уже в другом месте, чем обычно, в результате чего вместо трёх струн хора он ударяет только по двум или по одной струне в басовом регистре).
– с помощью правой педали все демпферы поднимаются, так что после отпускания клавиш соответствующие струны продолжают звучать. Кроме того, все остальные неприглушённые струны начинают резонировать, что делает звучание более полным.

У рояля с тремя педалями крайние выполняют те же функции, которые были описаны выше, а средняя может иметь различные назначения:
– в больших роялях это чаще всего педаль «состенуто». При ее нажатии поднятые над нажатыми клавишами демпферы замирают в своем положении и остаются поднятыми и после того, как соответствующие клавиши будут отпущены. То есть эти ноты, независимо от дальнейшей игры, «повисают» продолжая звучать.
– в малых роялях это может быть как педаль «состенуто» так и педаль модератора.
– в некоторых американских роялях средняя педаль поднимает демпферы только в басовом регистре.

В последнее время некоторые фирмы стали использовать в своих роялях четвертую педаль , так называемую harmonic pedal. Которая была изобретена в 80-е годы прошлого столетия во Франции Денисом де ля Рошфодье (Denis de la Rochefordière).

При ее использовании незадействованные во время игры струны (струны не нажатых клавиш) оказываются открытыми (не заглушаются демпферами), в результате чего они приходят в колебание от игровых струн под действием резонанса, тем самым создавая характерный фон, ни как не влияющий при этом на звукопередачу самой музыки.

Для удобства использования педаль совмещает в себе сразу функции и правой педали «форте» и harmonic педали. При этом эффект резонанса обертонов достигается за счет частичного нажатия педали. При полном нажатии она функционирует как педаль «форте».

1. Механика
2. Резонансная дека
3. Стальные струны
4. Чугунная рама
5. Наружная стенка
6. Футор
7. Педали
8. Шпрейцы футора
9. Штег
10. Рамные штифты
11. Рипки
12. Постель деки
13. Вирбельбанк
14. Штульрама
15. Клавиатурный клап
16. Ножка рояля
17. Крышка
18. Клавиатура
19. Вирбели

Если статья не показалась вам достаточно наглядным пособием по внутреннему устройству рояля, то данное видео поможет разобраться в предмете раз и навсегда (18+):

Футор — остов корпуса — прочная изогнутая по форме рояля деревянная рама с системой внутренних распорок — шпрейцев. Назначение футора — придать корпусу необходимую механическую прочность и жёсткость.

Вирбельбанк (колковая доска) — толстая доска из многих склеенных слоев твёрдых и вязких пород дерева (бук, клён), в которую вбиты стальные колки (вирбели), натягивающие струны до получения звуков необходимых высот (частот колебаний).

Резонансная дека — основная часть рояля, издающая звук. Дека — это щит-мембрана, склеенная из нескольких досок отборного прямослойного елового дерева. В роялях высоких классов используются ели возрастом более 100 лет, выросшие в холодном горном климате. Такая древесина обладает оптимальной плотностью и упругостью для максимального резонансного эффекта.
Назначение деки — усиливать звук струн рояля, которые сами по себе звучат очень тихо и слабо из-за малой массы и поверхности колебаний. Дека, воспринимая энергию колебания струн, распространяет их на свою площадь и передаёт их затем значительным массам воздуха, окружающим деку.
Звуковые свойства рояля в значительной степени зависят от размеров, объема и качества деки.
В нижней части деки установлены рипки — деревянные планки, назначение которых — выгибать деку вверх, придавая ей куполообразную форму. Струны же, в свою очередь, давят на деку вниз; таким образом, система «дека-струны» находится в напряжённом состоянии, чувствительном к малейшим звуковым нюансам.

Штег — деревянный мостик, посредством которого колебания струн передаются деке. В роялях высоких классов штег состоит из чередующихся слоев твердых пород дерева (бук, клен) для более утончённого резонанса и предотвращения трещин. Различают басовый и дискантовый штеги.
Чем меньше рояль, тем ближе к краям деки располагаются штеги и тем хуже резонанс и звуковая выразительность инструмента. Сильное ухудшение резонанса происходит при длине рояля меньше 160 см (миниатюрные).

Чугунная рама — цельная металлическая отливка сложного решётчатого строения с продольными и поперечными связями. Назначение рамы — удерживать всю совокупность сил натяжения струн, которая доходит у современных роялей до 20—21 тонны. Рама современной конструкции имеет «панцирь»: вирбели установлены в отверстиях через чугунную броню. Чугунная рама покрыта блестящим лаком бронзового цвета.

Аграфы — особые винты с просверленными головками, служащие для ограничения длины звучащих участков струн. Каподастр — ребро (порог) рамы, необходимое для отсечения звучащих участков струн в дискантовой части регистра.

Струны — в дискантовом и среднем регистрах состоят из гладкой стальной проволоки, а в басовом регистре — из стальной проволочной основы (керна), обвитой проволокой из мягкой красной меди, увеличивающей их массу и инерцию. В некоторых роялях старинных конструкций в качестве обмотки басовых струн применялась мягкая сталь (такие струны ошибочно иногда называют «серебряными»).

Механизм (механика) двойной репетиции рояля

— сложная конструкция, необходимая для передачи струнам энергии пальцев пианиста. Между клавишами и молоточками находится сложная система рычагов, передающая все нюансы звукоизвлечения. Современный стандарт — механизм с двойной репетицией — обеспечивает тонкую чувствительность клавиш и возможность виртуозного быстрого повтора срабатывания рычагов.

«Двойная репетиция» — старинный русский перевод французского выражения double escapement, что означает «двойная беглость [игры на фортепиано]». Этот термин применил французский фортепианный мастер-фабрикант Себастьян Эрар для описания изобретённой им новой конструкции механизма (английский патент 1821 года). В XIX веке рояли с такой механикой выпускались как исключение в особых «заказных» случаях; широкая публика из-за господствовавшей тогда «лёгкой» романтической манеры игры предпочитала рояли более дешёвых и упрощённых конструкций. Лишь примерно с 1900—1910-х гг., в период расцвета мирового фортепианного пианизма, «двойная репетиция» стала всеобщим стандартом.

Рояль — инструмент с уникальной историей создания, прародителями, композиторами и исполнителями.

Прародители современного рояля

В Средние века музыканты играли на клавишных, в их числе был орган, у которого вместо струн много труб. Клавикорд – первый инструмент, где на каждую клавишу приходилось по струне. У современного фортепиано их бывает до трех. Рождение звука происходит так: музыкант нажимает на клавишу, небольшой медный квадрат ударяет струну. Звучание мягкое и тихое, предназначено для небольшого количества людей.
Другой прародитель фортепиано – клавесин. Струны расположены горизонтально, как у современного рояля. Звук образуется при касании птичьего перышка или небольшого кусочка кожи по струне. И у этого инструмента звук слабый. Старинные инструменты – клавесины и клавикорды были дорого декорированы и подходили для украшения дома, как красивая мебель.

Кто изобрел фортепиано

Итальянец Бартоломео Кристофори был придворным мастером. Он давно пытался решить задачу: как клавесину изменить уровень громкости. Музыканты того времени ощущали необходимость появления нового инструмента, с хорошим звучанием со сцены. Однажды прогуливаясь по городу, Бартоломео увидел уличных цимбалистов и обратил внимание, что выразительный звук получается, если по струнам ударять мягкими колотушками. Вот оно решение задачи. Кристофори изменил клавесин, создав новый аналогичный механизм. В результате в процессе игры удалось менять силу звука. Так появился инструмент, который мастер называл – Большой клавесин с тихим и громким звучанием, первое фортепиано. Благодаря Бартоломео Кристофори в механизме инструмента появились – шпиллер, фенгер, молоточек, шультер, демпфер. Это произошло в 1709 году во Флоренции. Инструмент имел крыловидную форму, был прост, у него отсутствовали педали и демпферы.

Король родился

На протяжении многих десятилетий мастера продолжали усовершенствовать инструмент. Начало XIX века ознаменовано изобретением цельнолитой чугунной рамы и перекрестным расположением струн. Вследствие этого звук стал совершенного качества, родился рояль, от французского слова – королевский. С 1850 года фабрики Германии, Америки и России начинают производство инструмента. Рояль приобретает современную форму: цельнолитую панцирную чугунную раму, деревянный корпус, механизм двойной репетиции. Усовершенствовали рояль в разное время И.А. Зильберманн, И.А. Штрейхер, К.Г. Шретер, Ю. Блютнер, С. Эрар и многие другие. Самыми лучшими производителями роялей называют – Ямаху, Кавай, Стейнвей, Бехштейн, Безендорфер.

Клавишный струнный инструмент – фортепиано изготавливается в двух видах: рояль с горизонтальным, пианино с вертикальным расположением струн.

Роль рояля в мире музыки

Значение рояля в мире музыки невозможно переоценить. Широта диапазона звучания позволила ему играть сольные роли множества произведений. За триста лет, прошедших с рождения инструмента, знаменитые композиторы и музыканты, такие как Ф. Шопен, Э. Григ, Ф.А. Моцарт, Сергей Рахманинов стали известны благодаря именно роялю и его необыкновенной конструкции и механизмам.
И сейчас фортепиано самый распространенный музыкальный инструмент. В ХХ веке на базе фортепиано появились современные музыкальные инструменты: синтезаторы и электронные пианино.