Вопрос дня: как появились псевдонимы и как их придумывают. Кратчайшая энциклопедия псевдонимов

Иллюстрация:

О псевдонимах великих людей мы знаем еще со школы, но откуда они взялись и зачем их вообще брали – нам тогда не объясняли. Порой, даже сложно было понять, где настоящая фамилия, а где прозвище. А если понимали, то пытались догадаться, что именно означают псевдонимы революционеров. Значение некоторых из них угадывалось без труда, но многие оставались загадкой. С какой целью деятели революции брали себе псевдонимы и почему выбирали именно такие? Каковы источники их появления? Почему Ульянов взял псевдоним Ленин? Предлагаем вам узнать историю возникновения самых знаменитых из них.

Иосиф Виссарионович Сталин

Вождю народа было присуще логическое мышление, благодаря которому появилось его первое партийное прозвище: Коба. Иосиф Виссарионович взял его в честь персидского царя по имени Кобадес, личности достаточно сильной и неординарной. Немного урезав имя, Джугашвили стал называть себя Коба, что можно интерпретировать как "могучий царь". Происхождение псевдонима Сталин имеет сразу две истории появления. Первая: великий революционер обожал книгу "Витязь в тигровой шкуре" в переводе известного в те годы лирика Евгения Сталинского. Сократив фамилию, Иосиф Виссарионович стал Сталиным. Вторую причину взять псевдоним Сталин Джугашвили обнаружил в родном грузинском языке, с которого "джуга" переводится как "сталь". Очень удачное совпадение.

Владимир Ильич Ленин

Не менее интересны разнообразные версии, которыми окутан псевдоним Ленин. Самые известные две из них. Если верить первой, то, будучи еще Ульяновым, Владимир Ильич должен был срочно уехать за границу, но нелегально. И тогда один из его помощников предложил подделать документы на имя своего отца по фамилии Ленин, который на тот момент находился при смерти. Сказано – сделано. И Владимиру Ильичу так понравилась эта "обновка", что он решил оставить чужую фамилию себе навсегда. Вторая версия о происхождении псевдонима Ленин указывает на присутствие в жизни революционера некой Лены, даже трех. Это певица хора Мариинского театра Елена Зарицкая, некая красавица по имени Елена и личный секретарь Владимира Ильича Елена Стасова.

Лев Давидович Троцкий

У псевдонима этого революционного деятеля также существуют две версии. Настоящая его фамилия – Бронштейн, но мы все прекрасно знаем, как в те времена относились к евреям. Поэтому Лев Давидович был вынужден взять псевдоним и, недолго думая, выбрал фамилию Троцкий, в честь понравившегося ему литовского города Троки (ныне Тракай). Но есть и альтернативная версия, которая относится к юным годам революционера, когда Бронштейн угодил за решетку одесской тюрьмы. Фамилия старшего надзирателя была Троцкий, он был очень властной личностью и имел весомый авторитет у заключенных. Якобы молодой Лев Давидович настолько был впечатлен властью и сильным характером этого человека, что, выйдя на свободу, попрощался с родной фамилией и стал Троцким.

Мартын Иванович Лацис

Многие псевдонимы революционеров в России имеют достаточно простое объяснение. В пример можно привести одного из руководителей чрезвычайного комитета особого главного политического управления – Мартына Ивановича Лациса. На самом деле его звали Янис Фридрихович Судбрас, но ему пришлось сменить не только фамилию, но и имя с отчеством, чтобы не быть арестованным за революционную пропаганду. И поступил он весьма изобретательно: будучи латышом, взял слово "läti" ("латыш") и стал Латисом. То есть, особо не раздумывал, а просто использовал свою национальность для псевдонима.

Лев Борисович Каменев

Достаточно "опасной" для тех времен фамилией обладал и этот советский партийный деятель – Розенфельд. Выбирая себе псевдоним, Лев Борисович использовал изящный пассаж с девичьей фамилией своей жены, Ольги Бронштейн. Он перевел с немецкого языка вторую часть ее фамилии и стал Каменевым (stein – камень). И хотя Розенфельд буквально можно перевести как "поле роз", Лев Борисович предпочел взять псевдоним.

Симон Аршакович Тер-Петросян

Этот большевик и революционер имел весьма оригинальную партийную кличку – Камо. Причем, в отличие от других политических деятелей, Симон Аршакович ее не придумал, а получил еще в детстве. По его словам, в школьные годы это странное прозвище ему дали одноклассники после одного смешного случая. Однажды на уроке учитель задал вопрос о падежах, и маленький Симон должен был сказать "чему", но оговорился и ответил "каму". В классе разразился хохот, и с тех пор ребята называли не по имени, а прозвищем Камо.

Артур Христианович Артрузов

Очень изобретательно при выборе псевдонима поступил и этот советский деятель. Его мать была эстонкой и латышкой, а отец был итальянцем, поэтому родная фамилия Артура Христиановича была Фраучи. По одной версии, для своего псевдонима он использовал латинское выражение "sudor per artus iit", что можно перевести как "на теле выступил пот". И слово "artus" означает "тело". По второй версии, артос – это церковный термин, который используется для просфор. Обе версии указывают на то, что человек это был неглупый.

В те времена считалось хорошим тоном брать псевдонимы по топографической местности, на основе времен года и с использованием различных имен. Так Миней Михайлович Губельман стал Емельяном Ярославским, Михаил Павлович Ефремов стал Томским, а Гирш Яковлевич Бриллиант, несмотря на такую красивейшую фамилию, предпочел стать Сокольниковым. Времена года в своих псевдонимах решил использовать Юлий Осипович Цедербаум, став Мартовым, а также Ян Михайлович Ляховецкий, сменив фамилию на Майский. Заимствование разных имен в псевдонимах было самым распространенным явлением. Например, Евсею Ароновичу Радомыльскому почему-то понравилось имя Зиновий, и он стал Григорием Евсеевичем Зиновьевым. Александр Самойлович Пикер взял фамилию Мартынов, Владимир Александрович Овсеенко решил быть Антоновым, а Сергей Миронович Костриков перед тем, как стать Кировым, носил фамилию Миронов.

Дорофеева Дарья

В своей работе ученица пытается выяснить, для чего творческие люди(писатели и поэты) берут себе псевдоним. Поэтому объектом исследования являются поэтические псевдонимы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

4 Окружная научно-практическая конференция учащихся

«Кинельский вектор»

Секция: литература

Исследовательская работа

«Зачем нужны псевдонимы? или

Кто скрывается под маской?»

Дорофеева Дарья, ученица 8 «А» класса

ГБОУ СОШ пос. Комсомольский

Научный руководитель: Осянина О.Г., учитель русского языка и

Литературы

Кинель 2014 год

1. Введение. ………………………………………………………….. 1- 3 стр.

2. Основная часть. …………………………………………………….. 3-23 стр.

Что такое псевдоним? Из истории псевдонимов. ………….. 3-5 стр.

Зачем нужны псевдонимы? ……………………………………..6-12 стр.

Какие бывают псевдонимы? 12-15 стр.

3. Кто скрывается под маской? 16-22 стр.

А. С. Пушкин

А. П. Чехов.

Н.В. Гоголь

М. Горький

А. Гайдар

Даниил Хармс

4. Заключение. 23-24 стр.

5.Список литературы и источников, использованных 25 стр.

При подготовке материала.

1. Введение .

С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя. Когда мы знакомимся с кем-то, мы узнаем сначала его имя. Мы просим подписаться под своей работой, в каком-либо документе, чтобы знать к кому они имеют отношение. Но бывают ситуации, когда человек не хочет или не может называть свое имя. И тогда он прячется за вымышленное. Такое имя называют псевдонимом.

Псевдонимами пользуются писатели и поэты, политические деятели и преступники, актеры, режиссеры и другие люди, которым бы не хотелось, чтобы знали их настоящее имя.

В переводе с греческого «онима» значит «имя», а «псевдо» означает «ложь».

В словаре С.И. Ожегова слово «псевдоним» означает вымышленное имя писателя, артиста, политического деятеля.

В литературной энциклопедии дается следующее определение псевдонима - вымышленное имя, заменяющее собой настоящее, которое по тем или иным причинам надо скрыть.

Цель исследовательской работы :

Показать, что такое псевдоним? Выяснить, почему творческие люди берут себе псевдонимы? Проследить наиболее типичные случаи образования и функционирования псевдонима.

Исследовательские задачи:

Собрать материал по теме;

Найти определения слова «псевдоним»;

Проследить историю возникновения псевдонимов;

Исследовать способы и условия возникновения псевдонимов;

Привести примеры псевдонимов.

Сравнить и проанализировать собранные материалы;

И в результате исследования установить причины выбора псевдонимов.

Объектом моего исследования является поэтический псевдоним. Решила я

взять именно эту тему, потому что мне всегда было интересно, почему

творческие люди, то есть писатели, поэты, артисты, художники и певцы часто берут себе псевдонимы. Я решила попытаться выяснить, каковы причины, побудившие писателей и поэтов выдумывать себе псевдонимы, что скрывается под маской вымышленного имени? Актуальность исследования заключается в том, что современный человек не мыслит свою жизнь без компьютера. На работе, дома, во время отдыха – рядом находится друг-компьютер. Мы и общаемся через Интернет, используя «логины», пароли и «Ники» (так называемые псевдонимы).

Новизна исследования в том, что человек легко заменяет собственное имя, даже не задумываясь о положительном или отрицательном влиянии на судьбу вымышленного имени.

Почему я выбрала такую тему?

Во-первых, потому что она показалась мне достаточно интересной и реализуемой (дополнительный материал по данной теме доступен, его можно найти в литературоведческих пособиях, энциклопедиях, публикациях в журналах, словарных статьях и на интернет-сайтах).

Во-вторых, объект исследования – это термин известный в науке, но до конца не исследованный.

Для достижения цели я использовала следующие методы:

Изучение теоретического материала по теме;

Анализ, обобщение и систематизация полученных сведений;

Использование ресурсов сети Интернет и опубликованных источников по данной теме.

Данная работа относится к теоретическим исследованиям. Она помогает пополнить знания и развить кругозор, сформировать представление о

Гипотеза исследования : предположим, что причина использования псевдонима заключается в том, что при принятии ненастоящих имен формируется определенная личность, связанная с сочетанием фамилии, имени и отчества. То есть получается, выбирая себе псевдоним, человек сам выбирает себе судьбу. Кому-то изменение имени принесет успех и славу, для кого-то, наоборот, окажется роковым шагом в карьере.

Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

2. Что такое псевдоним? Из истории псевдонимов.

Псевдоним (pseudos -ложь, onyma - имя; греч.) – выдуманное имя или условный знак, которым автор подписывает своё произведение. Псевдоним заменяет настоящее имя или фамилию автора, иногда то и другое.

Законом раскрытие псевдонима без согласия автора не допускается, кроме случаев, когда псевдоним используется в целях фальсификации авторства. Науку о псевдонимах иногда называют псевдоономастикой.

Обычай заменять свое имя другим возник давно, еще до изобретения книгопечатания. Кто первым из литераторов воспользовался псевдонимом, доподлинно неизвестно . Но прозвища еще древнее, чем псевдонимы. Порой прозвища становились литературными именами независимо от воли их носителей.

Настоящие имена создателей многих замечательных эпических произведений до нас не дошли, но мы знаем прозвища их авторов. Так, один из первых индийских поэтов, написавший «Рамаяну» (V в. до н. э.), известен как Вальмики, т. е. «муравейник» (на санскрите). Откуда такое странное прозвище? Легенда гласит, что в юности он занимался разбоем, а в старости, покаявшись и став отшельником, долгие годы сидел так неподвижно, что муравьи построили на нем свое жилище…

Неизвестно нам настоящее имя древнеиндийского поэта, чья драма «Шакунтала» (о любви царя и простой девушки) обрела мировую славу. Знаем мы лишь прозвище автора – Калидаса, то есть раб Кали, богини, олицетворявшей рождение и смерть всего живого.

Некоторые прозвища были связаны с внешним обликом автора. Так, первый древнеримский поэт, чьи произведения дошли до нашего времени, известен не как Аппий Клавдий, а как Аппий Клавдий Слепой. Имя знаменитого римского оратора – Цицерон – прозвище, полученное за бородавку (cicero – горошинка), Древнеримские поэты Овидий и Гораций также имели третьи имена, отмечавшие особенности их внешности: первый – Назон (носатый); второй – Флакк

(лопоухий).

Порой прозвище подчеркивало какую-нибудь черту в характере автора, его жизни или творчестве. Так, римский баснописец, впервые введший в литературу жанр сатиры, где под видом животных изображались люди, был прозван Федром (по-гречески – веселый). Он жил в первом веке н. э.

В древности, когда фамилий еще не существовало, имена авторов могли совпадать, что вызывало путаницу. Так, в древнегреческой литературе – целых четыре Филострата, которых приходится различать по номерам: Филострат I, Филострат II и т. д.

Чтобы избежать путаницы, применялись различные способы. Один из них был основан

на использовании имени отца или деда. Знаменитый ученый ХI-ХII вв., живший в Бухаре, вошел в историю как Ибн-Сина, т. е. сын Сины (в латинизированной форме это имя превратилось в Авиценна). По существу, это был зародыш фамилии: ведь и у нас Ивановы и Петровы появились потому, что одного из более или менее далеких предков звали Иваном или Петром.

Первые словари псевдонимов появились в 17 веке. Тогда же французом

Андриеном Байе был написан трактат, в котором впервые описывались причины замены писателями своих имен другими, а также способы, с помощью которых этим замены производились.

В России изучением этого вопроса занялись несколько позже. В 1874 г. на свет появляется "Список русских анонимных книг с именами их авторов и переводчиков", составленный Н.Голицыным.

Наиболее же авторитетным русским источником по этой теме и по сегодняшний день считается словарь Масанова, последнее (четырехтомное) издание которого датируется 1956- 1960г.г. В нем собрано свыше 80 тысяч псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Сравнительно недавно написаны

работы другого русского исследователя В.Г.Дмитриева: «Скрывшие свое имя» (1977г.) и «Придуманные имена» (1986 г.) Основное внимание в них уделяется

как раз тем вопросам, которые поставлены и во главу угла нашего исследования.

Дмитриев предлагает наиболее универсальную схему классификации псевдонимов, положив в ее основу способ образования псевдонимов и разделив их на две большие группы: связанные с истинными именами и не связанные с ними. В первом случае имя автора поддается расшифровке, во втором - нет. Псевдонимы второго типа более разнообразны, именно они будут рассматриваться нами в первую очередь.

Зачем нужны псевдонимы?

Интересно рассмотреть причины, по которым люди берут псевдонимы. Существует три точки зрения на роль имени в судьбе человека. Известный философ П.Флоренский считал, что имя во многом определяет судьбу человека и даже тип его личности. По неокантианству считается, что имя, в силу своей произвольности и случайности, никак не влияет на человека. Другой исследователь имён Мартин Хайдеггер утверждал, что имя и его носитель неразрывно связаны, но при этом имя само по себе не имеет отношения к произведению.

Так что же такое псевдоним? Влияет ли смена имени на судьбу автора и его произведений? В ряде случаев мы смело можем ответить «да». С другой стороны, причины, по которым автор прибегает к замене своего имени другим, могут быть и вполне прозаическими. К тому же, их может быть сразу несколько, что будет видно из примеров. Но давайте по порядку.

Проба пера

Это один из самых распространенных случаев. Редкий начинающий автор уверен в своем успехе на все сто. Почему бы не воспользоваться псевдонимом или вовсе не подписаться?

Вот имена поэтов, попадающих в эту категорию и их псевдонимы, имеющие отношение к данному случаю.

С.Есенин - 1) Метеор 2) Аристон
Гоголь - В.Алов
И.Крылов - 1) без подписи 2) И.Кр. 3) Кр.
Лермонтов - L.
В.Маяковский - 1) -ъ 2) В. 3) М. 4) В.М.
Н.Некрасов - Н.Н.
А.Пушкин -1) Александр Н.к.ш.п. 2) П 3) 1…14-16
М.Е.Салтыков - С-в.
И.С. Тургенев - 1) ...въ 2) Т.Л.

А.Фет - А.Ф.
И.И.Хемницер - без подписи.

Цензура.

Цензура - один из инструментов борьбы с инакомыслием. Не всегда эффективный, но всегда болезненный. Тем не менее, обойти ее считается делом чести. И здесь на помощь приходит псевдоним: на неизвестного, анонимного автора обращают меньше внимания. Потом, правда, все равно обращают: нерадивого цензора увольняют, а автора находят и наказывают (случай с Радищевым, которого не спасла анонимность его "Путешествия из Петербурга в Москву").

В послеоктябрьско-доперестроечные времена принято было считать, что политическая цензура и преследования - пережиток царской России. На наших примерах можно убедиться, что это, мягко говоря, не совсем так.

И.Бродский - Борис Осипов
Н.Добролюбов - 1) Конрад Липиеншвагер 2)Яков Хам
Ю.Ким - Юлий Михайлов
В.Кюхельбекер - 1) без подписи 2) В. Гарпенко
С.Я. Маршак - Доктор Фрикен
Н.Минский - без подписи (революционная поэма "Последняя исповедь" в

"Народной воле", 1879)
В.Проташинский - Елистрат Фитюлькин
П.Якубовский - 1) без имени 2) П.Я. 3) П.Филиппович 4) Матвей Рамшев 5) О"Коннор 6) Чезаре Никколини

Сословные предрассудки.

Сочинительство, да еще и за деньги, считалось среди высшего сословия занятием недостойным. Приходилось маскироваться.

Князь А.М.Белосельский - Белозерский - Un prince etranger.- иностранный князь Под этим именем он выпустил в 1789г. свои французские стихи.
Князь П.И.Голенищев - Кутузов издал свои стихи как «Стихотворения одного русского»(1811).
Великий князь Константин Константинович Романов - К.Р.
Графиня Ростопчина - 1) без подписи 2) Д…а 3) Р-а 4) гр.Е.Р-на 5) Ясновидящая

Другая профессия .

В 1824г. в I Кадетском корпусе был издан приказ: давать по 25 розог каждому кадету, замеченному в сочинении прозы и по 50 розог - за стихи. Поэзия, как мы видим, считалась занятием более крамольным, нежели проза.

Представителей других профессий, правда, розгами не наказывали, но и они были не прочь воспользоваться псевдонимом, разграничивая таким образом свою литературную и профессиональную деятельности.

Р.Ф.Брандт - Орест Головнин. Под этим именем профессор филологии выпустил в 1910г. книгу своих басен.

Р.Якобсон - алЯгров

Наличие однофамильцев

Вполне объективная причина для смены имени.

А.К.Жуковский - Бернет. Поэт ХIХ века, не посмевший оставить себе прославленное имя автора "Светланы"
Л.В.Лифшиц - Лев Лосев
8

В.Набоков - Сирин
К.К.Случевский - Лейтенант С. Сын уже упоминавшегося нами поэта Случевского, унаследовавший не только одинаковую фамилию, но и имя с отчеством, служил во флоте и тоже писал стихи.

Встречались и так называемые литературные однофамильцы. В словаре Масанова, к примеру, упомянуто 10 Бывалых, 11 Оводов и 30 Обывателей (разумеется, в данном случае упомянуты не только поэты).

Неблагозвучность и обыденность .

Однажды Чехову предложили прочесть стихи лирического поэта Гусочкина. Он отказался: «Что это за фамилия для лирического поэта - Гусочкин?! Не буду его читать!».

фамилия, или он руководствовался другими соображениями. В конце концов, в определенные периоды времени (конец ХIХ - начало ХХ века) это было просто модно. И все же предлагаю свой перечень имен, в который, в первую очередь, попали так называемые вычурные псевдонимы.

Б.Гордеев - Божидар
Э.Г.Дзюбин - Эдуард Багрицкий
Лежанкин - Петр Незнамов
А.А.Никонова-Таршис - Ры Никонова
Е.А.Придворов - Демьян Бедный
Яков Сатуновский - Ян Сатуновский
В.Сидоров - Вадим Баян
П.С.Соловьева - Allegro
Ф.К.Тетерников - Федор Сологуб
Т.В.Толстая - Татьяна Вечорка

Определенные ассоциации.

Псевдонимы этого рода призваны подчеркнуть духовную близость поэта к чему-либо. Их еще можно назвать "говорящими псевдонимами". Эта группа весьма обширна. Разделим ее на подкатегории.

А) георгафические:

А.В.Абрамов - Ширяевец. Этот забавно по нынешним временам звучащий псевдоним происходит от названия села Ширяево, родины поэта.
В.Загорянский - настоящее имя неизвестно (от подмосковной станции Загорянка
В.Махнин - Саянов (родился у подножия Саян).

С.Г.Петровский-Ситнианович - Симеон Полоцкий. Знаменитый монах был уроженцем Полоцка и служил в тамошнем монастыре.

б) национальные:

Г.Н.Курилов - Улуро Адо (юкагирское имя)
Г.Лисин -Г.Айги (от чувашского "хайхи" - "вот тот")
П.Степанов - Ламутсий (эвенский поэт, ламуты - прежнее название эвенов)

в) идеологические:

Сюда попадают почти все пролетарские поэты.

Э.Г.Дзюбин - Эдуард Багрицкий
Е.А.Придворов - Демьян Бедный

Есть и противоположный пример - когда настоящее имя вызывает негативные ассоциации и его приходится зашифровывать:

Д.М.Цензор - Дмитрий Ц.

Комический эффект.

Псевдонимы, целью появления которых было создание комического эффекта, называют пайзонимы (от греч. paizein - шутить). Как правило, они были временными и возникали не столько для сокрытия подлинного имени, сколько шутки ради, либо для того, чтобы подчеркнуть сатирический характер произведения.

В.А.Жуковский - Маремьян Данилович Жуковятников, предсендатель комиссии о

4) Чурмень 5) Литературной биржи маклер Назар Вымочкин.
Д.Д.Минаев - 1) Федор Конюх 2) Повар Николай Кадов 3) Поручик Харитон Якобинцев. Мистификация .

Козьма Прутков – коллективный псевдоним братьев Жемчужниковых и А. Толстого.
А.С.Пушкин - 1) Я. 2) Белкин
К.М.Мазурин – Нирузам

Влияние интернета.

На этой причине, как на самой малоисследованной, остановимся подробней.

Хозяин ника Кристоф Линденберг («Internet. Бродилка») утверждает: «В скором времени имен не будет. Останутся имейлы и ники. Люди обретут настоящую свободу. В мире порталов и электронного шоппинга реальное имя не нужно». Свобода в выборе имени, характера, биографии в интернете действительно не ограничена, и мы с вами, и миллионы таких как мы к этой свободе привыкли и охотно ей пользуемся. Однако в случае с сетевыми поэтами (под таковыми будем подразумевать тех, кто получил первое признание в интернете) наблюдается, скорее, обратная тенденция - большинство из них не видит никакой необходимости в том, чтобы скрывать свое имя. Правда, для простоты и удобства при общении в гостевых книгах или на форумах, они часто используют ники:

Алексей Андреев – Lexa

Диана Эфендиева – Ди

Игорь Петров - Лабас
Михаил Бару – Миня

Галя Анни - Фита, Ежинька

Михаил Сазонов - Мишель
Сергей Бойченко - sergio
Ольга Родионова (Дашкевич) - Верочка, Волчица, Аннабель Ли
Евгения Чуприна - ФЕМЪ

Реальные имена поэтов второй группы широкой публике неизвестны, это псевдонимы чистой воды. Но считать причиной такого выбора исключительно искушение интернетом (создание своей виртуальной маски) было бы не совсем верно. Берусь предположить, что основные причины лежат вне сети: первая проба пера, нежелание "светиться" перед офф-лайн знакомыми и перед своим начальством, обыденность или кажущееся неблагозвучие собственного имени, то есть все то, о чем мы говорили выше.

Некоторые из примеров:

Шмубзик
Сап-Са-Дэ
Этер граф де Паньи
Хрюша
Скарамуш (Крейсер, Бред, Хлам, Гена)
Фцук
Тибул Камчатский

Какие бывают псевдонимы?

Выше мы проанализировали общие причины выбора псевдонима, т.е. пытались ответить на вопрос «зачем?» Теперь остановимся на другой стороне проблемы – «как? каким образом?», т.е. какой смысл несет тот или иной псевдоним и как он образован?

По способу образования можно выделить следующие группы псевдонимов:

1 . Эйдонимы - характеризуют авторов с физической стороны. Часто - прозвища, данные родными. Саша Черный

2. Энтонимы - подчеркивают национальность

Г.Н.Курилов - Улуро Адо (юкагирское имя)
3. Псевдоэнтонимы - выбирается мнимый энтоним

Державин - Татарский мурза, издавна поселившийся в Москве, а живущий по делам в Санкт-Петербурге.

4. Геонимы - указывают на место рождения или жительства

С.Г.Петровский-Ситнианович - Симеон Полоцкий
И.В.Лотарев - Игорь Северянин

5. Френонимы (phren - ум, греч.) - от той или иной черты характера или творчества

С.М.Архангельский - Сергей Грустный
Н.И.Белов - Никола Грусть
И.А.Белоусов - Горький (как видим, не Пешков был первым Горьким)
А.К.Гастев - Одинокий
Г.Н.Жулева - Скорбный поэт
М.В.Журавлева - Борицкая (революционерка, печаталась в "Звезде" и "Правде")
И.Кривенко - Иван Могила
Д.Минаев - 1) Обличительный поэт 2) Современный сатирик
И.И.Панаев - Новый поэт
В.В.Смиренский- Андрей Скорбный
А.Н.Соловьев - Нелюдимый (поэт-"правдист")

6. Титлонимы - указывают на род занятий, звание или общественное положение.

В.Т.Кириллов - 1) Поэт-солдат 2) Поэт-пролетарий
И.З.Сузиков - Крестьянин

7. Аллонимы или гетеронимы - в качестве подписи избирается имя реального лица (часто умершего).

А.Н Плещеев - Н.А.Добролюбов (так он подписывал свои ранние революционные

стихотворения)

М.Ш.Семевский - Д.В.Веневитинов (под именем умершего Веневитинова Семевский опубликовал стихотворение обличительного характера "Россия")
Вл.Сидоров - Вадим Баян (от древнерусского поэта Бояна)

В ряде случаев перед реальным именем ставилась начальная буква имени настоящего автора:

Вл.Гиппиус - 1) Вл.Бесстужев 2)Вл.Нелединский (обе фамилии встречались в русской литературе)
Н.В.Корнейчуков (Корней Чуковский) - Н.Радищев

8 .Геронимы - имена литературных и мифологических героев, подчеркивающие идейную близость данного персонажа автору.

В.Я.Абрамович - Владимир Ленский (под этим же псевдонимом собирался

публиковать свои юношеские стихи Н.А.Добролюбов)
Н.А.Рабинович - Адуев (главный персонаж романа Гончарова "Обыкновенная история")
Е.А.Придворов - Демьян Бедный (в данном случае прототипом послужил герой, созданный самим автором)

9. Латинизмы - образованы от латинских слов.

Б.Н.Бугаев (А.Белый) - пользовался также псевдонимами Alter Ego (второе я), Cunctator (медлительный), Spiritus (дух), Taciturno (молчаливый)

10. Хроматонимы - от названий красок

К.М.Фофанов (Олимпов) - Акакий Оранжевый (подписывал так юмористические стихи)

Н.Шор - Анатолий Фиолетов

11. Фитонимы - от названий растений и деревьев

Лотарев (И.Северянин) - Мимоза

12. Зоонимы - от названий животных

Г.Д.Деев - 1) Деев-Хомяковский (род. В пос. Хомяковский) 2) Хомяк

13. Анаграммы - перестановкой букв в настоящем имени

В.Я.Брюсов - Аврелий (анаграмма его имени Валерий)
А.Кантемир - Харитон Макетин (так подисано его "Письмо, содержащее правила русского стихосложения", 1743)

Разновидность анаграммы - анаграмма-перевертыш (палиноним):

И.Крылов - Нави Волырк (в "Приятном и полезном препровождении времени")
К.М. Мазурин - Нуризам (книга "Строфы Нуризама", 1901)

14. Женщина под мужским именем, мужчина - под женским

Э.Багрицкий - Нина Воскресенская В.Брюсов - Нелли
З.Гиппиус - А.Крайний
М.Л.Михайлов - Л.Шелгунова
Вл.Ходасевич - Елена Арбатская

15. Фактонимы - от биографических фактов

А.С.Пушкин - 1)Арз. 2) Ст.ар. (в молодости он был членом лит.кружка "Арзамасец") 3) Св…ч.к (от его лицейского прозвища "Сверчок") 4) Крс (сокращенный палиноним от "Сверчок")

16. Коллективные псевдонимы

Елизавета и Мария Москвины - Г-жи*** (под книгой стихов "Аония", 1802)
Братья Жемчужниковы и А.Толстой - Козьма Прутков
Группа поэтов "Литературной газеты" - Евгений Сазонов

Муж и жена Тхоржевские - Иван-да-Марья (под переводами песен Беранже и собственными стихами).

3. Кто скрывается под маской?

Александр Пушкин

Пушкин часто пользовался псевдонимами. В 1814г "Вестник Европы" помещает четыре произведения поэта. Он пользовался либо одной буквой «П.», либо цифронимом «1...14-16». Александр Сергеевич часто подписывался цифронимами. Например:

«1...14-16», расшифровываемое как - А...н-П – Александр н....П – Александр Пушкин;

«1...14-17» , т.е. - А...н-р – Александр...... – Александр Пушкин;

«1...16-14», т.е. - А...П-н – Александр П....н – Александр Пушкин;

«1...17-14», т.е. А...р-н – Александр.....н – Александр Пушкин.

Несколько псевдонимов Пушкина связаны с его лицеистским прошлым, когда в 1815-1818 гг. Пушкин был членом литературного кружка "Арзамас". Это псевдоним Арз. под эпиграммой в "Северных цветах на 1830г." и Ст.ар.под одной статьей в "Московском телеграфе" (1825), сокращенные от Арзамасец и Старый арзамасец. А также Св…ч.к под стихотворением "К мечтателю" в "Сыне Отечества"(1818) и Крс под стихотворениями "Калмычке" и "Ответ" в "Литературной газете" (1830). Первый расшифровывается как Сверчок (прозвище Пушкина в «Арзамасе»), второе - сокращенный палиноним.

Известен еще один шутливый и, кстати, любимый псевдоним Пушкина, которым он подписал два памфлета, направленные против Николая Греча и Фаддея Булгарина в "Телескопе": Феофилакт Косичкин.

Псевдонимы Антона Павловича Чехова.

Как и всякий писатель-юморист, Чехов пользовался десятками всевозможных псевдонимов. До сих пор они раскрыты далеко не полностью, поскольку и сам Чехов не мог припомнить принадлежности всех своих ранних рассказов. Функция псевдонима юмориста состояла не столько в сокрытии подлинного авторства, сколько в забавлении читателя, желании его

заинтриговать, отсюда вариативность, нарочитая запутанность - читатель

должен был попытаться сам угадать авторство рассказа. Зачастую псевдоним - необходимый элемент композиции конкретного рассказа, часть литературного фарса и не может быть правильно раскрыт вне его контекста. В редких случаях подоплёка того или иного псевдонима Чехова могла быть известна лишь узкому кругу его знакомых и требовала дополнительной расшифровки.
Первое место в ряду использованных им псевдонимов занимает, несомненно, подпись Антоша Чехонте (варианты: Антоша Ч***, А-н Ч-те, Анче, А.Чехонте, Чехонте, Дон Антонио Чехонте, Ч.Хонте и т.д.). Именно с этой подписью молодой студент-медик рассылал по юмористическим журналам свои первые произведения. История этой подписи достаточно известна: она происходит от “школьной” остроты отца-законоучителя Таганрогской гимназии Ф.П. Покровского, имевшего обыкновение шутливо переиначивать фамилии учеников.

Эта не очень остроумная гимназическая “дразнилка”, придуманная “на заре туманной юности”, стала основным псевдонимом Чехова-юмориста. Он не только употреблял её в журналах и газетах, но и поставил на обложке двух первых авторских сборников («Сказки Мельпомены», 1884, и «Пёстрые рассказы», 1886).
Происхождение псевдонима Брат моего брата связано с тем, что с 1883 года Чехов стал печататься в тех же юмористических журналах, в которых несколько раньше стал выступать его старший брат Александр. Желание уйти от “братской” путаницы заставляло Чехова на титульном листе своей книги «В сумерках» (1887) выставлять свою фамилию с уточнёнными инициалами: “Ан.П. Чехов”. Остальные псевдонимы Чехова были, как правило, недолговечны и применялись исключительно для комического эффекта: Макар Балдастов, Врач без пациентов, Гайка № 6, Гайка № 9, Крапива, Прозаический поэт, Рувер, Шампанский и т.п.

И лишь псевдоним Человек без селезёнки имел, помимо не вполне выявленного «комического» звучания, серьёзную семантическую составляющую «медицинского» характера. Этим псевдонимом Чехов пользовался более десяти лет: первое произведение, подписанное таким образом - статья «Гамлет» - было

опубликовано в январе 1882 года; последнее - рассказ «Рыбья любовь» - в июне 1892 года. Всего под этим псевдонимом (и его вариантами: Ч. без с., Ч.Б.С., С.Б.Ч.) вышло 119 рассказов и юморесок и 5 статей и фельетонов.

Известно всего 42 псевдонима писателя, ниже мы приводим список некоторых из них:

Псевдонимы А.П. Чехова

А.П,

А. П. Ч-в

Ан.Ч.

Антоша

Антоша Ч.

Антоша Чехонте

Г. Балдастов

Брат моего брата

Врач без пациентов

Вспыльчивый человек

Прозаический поэт

Гайка № 6

Грач

Дон Антонио Чехонте

Дяденька

Кисляев

М.Ковров

Крапива

Лаэрт

Рувер

Рувер и РевурУлисс

Человек без селезёнки

Ч.Хонте

Свои «серьёзные» произведения Чехов начинает публиковать за полной фамилией, продолжая одновременно традицию литературного псевдонима в юмористической журналистике.

Псевдонимы Николая Васильевича Гоголя .

У Н.В.Гоголя было несколько псевдонимов. Начинал он свою литературную деятельность как поэт. В 20-летнем возрасте за подписью В.Алов была опубликована поэма «Ганц Кюхельгартен», которая получила отрицательные отзывы критики. Раздосадованный автор скупил у книгопродавцев все оставшиеся у них экземпляры поэмы и уничтожил их.
Плетнев посоветовал Гоголю издать книгу под другим псевдонимом. Надо явиться публике новым автором, чтобы неверное впечатление о его таланте не помешало успеху рассказов. Сборник рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголь подписывает уже другим псевдонимом. Писатель водит читателя за нос, делая вид, что эти рассказы записаны пасечником Рудым Панько. Сам псевдоним возник не на пустом месте - Гоголь имел светло-рыжие волосы, а «рудый» - значит рыжий.

Максим Горький

Настоящее имя - Алексей Максимович Пешков. Родился 16 (28) марта 1868 в Нижнем Новгороде, умер 18 июня 1936 в Горках Московской области. Русский

советский писатель, литературный критик и публицист, родоначальник советской литературы, активный участник революционного движения, общественный деятель. Один из самых популярных авторов рубежа XIX и XX веков.

Псевдоним себе Алексей Максимович придумал сам. Впоследствии он говорил: «Не писать же мне в литературе - Пешков…».

Максим Горький - это псевдоним – френоним, то есть псевдоним,

указывающий на главную черту характера автора или главную особенность его творчества.

Псевдоним Алексея Максимовича характеризует не только его судьбу, но и направление его творчества. Так, жизнь молодого Алеши Пешкова «в людях» была горькой, и писал он про горькую участь обездоленных.

Своим литературным именем Алексей сделал имя отца, которого очень любил и рано потерял. Этим же именем он назвал своего сына, которого тоже потерял очень рано. Есть версия, что имя Максим заимствовано у преступника, убившего прадеда Горького, Максима Башлыка, про которого Алеша любил рассказывать в детстве. Стоит также отметить, что фамилию Максимов носил отчим А. Пешкова. Поэтому, как бы там ни было, с именем Максим у Горького в жизни было много связано, и выбор такого псевдонима не случаен.

Максим Горький - эта глубоко символичная подпись впервые появилась под рассказом «Макар Чудра» в Тифлисской газете «Кавказ» 12.09.1892 г. 24-летний автор служил тогда конторщиком в железнодорожных мастерских. Это был литературный дебют Алексея Пешкова. Впоследствии он пользовался еще целым рядом псевдонимов, но мировую славу принес самый первый из них.

М. Горький под заметками в «Самарской газете» и «Нижегородском листке» (1896 г.) ставил Pacatus (мирный), а в сборнике «Красной панорамы» (1928 г.) подписался Unicus (единственный). В «Самарской газете» фельетоны «Самара во всех отношениях» с подзаголовком «Письма одного странствующего рыцаря» подписывал Дон Кихот (1896 г.). Писатель в подписях к фельетонам нередко использовал инкогнитоним Н. Х., который следовало читать: «Некто икс».

Ряд заметок Алексея Максимовича в «Самарской газете» (1895-1896 г.г.), а также рассказ «Соловей» были подписаны Дваге, т.е. два «Г» - Горький и Гусев (журналист, дававший материалы для заметок).

Чтобы скрыть авторство, М. Горький, помимо вышеуказанных псевдонимов, пользовался нейтральными именами (нейтронимами - псевдонимами, не вызывающими никаких ассоциаций), так «Рассказ об одном романе» (1924 г.) он

подписал Василий Сизов.

Случалось, что Горький выступал под именем персонажа своего собственного произведения. Однажды он в качестве псевдонима использовал имя созданного им самим литературного героя. Один его фельетон в «Чудаке» (1928 г.) подписан Самокритик Словотеков. Эту фамилию носил персонаж сатирической пьески Горького «Работяга Словотеков», написанной им в 1920 г. для Театра народной комедии. По поводу этого псевдонима Горький сообщил редакции «Чудака» следующее: «Лично сотрудничать в журнале вашем вряд ли найду время, но разрешите рекомендовать вам знакомого моего, Самокритика Кирилловича Словотекова. Самокритик – подлинное имя его, данное родителями при рождении. Человек он довольно пожилой, но «начинающий». Беспартийный. Отношение к алкоголю – умеренное».

Чтобы рассмешить читателей Горький придумывал шуточные псевдонимы, выбирая старые,

давно вышедшие из употребления имена в сочетании с замысловатой фамилией. В молодости в самарских и саратовских газетах конца 90-х годов подписывался Иегудиил Хламида. Под одним из писем к 15-летнему сыну стоит: Отец твой Поликарп Унесибоженожкин. На страницах домашнего рукописного журнала «Соррентийская правда» (1924 г.) он подписывался Метранпаж Горячкин, Инвалид муз, Осип Тиховоев, Аристид Балык.

В литературной биографии Горького случались и случаи плагиата, а точнее плагиата «во благо», т.е. желание уже популярного писателя помочь своему начинающему коллеге, без каких бы то ни было корыстных мотивов. В 1918 г. в

«Новой жизни» опубликован подписанный именем М. Горького рассказ «Ланпочка». Но напрасно было бы искать этот рассказ в собрании сочинений Горького. В 1933 г. он сообщил редакции «Сибирских огней»: «Рассказ «Ланпочка», о котором вы спрашиваете, написан не мною, а моим сыном Максимом, который был в Сибири в 1918 году и увидел эту лампочку в

действии».

Однако А. Пешков не был первым русским литератором, придумавшим себе псевдоним Горький. По свидетельству русского писателя и поэта

Н.Д. Телешова, таким же был один из ранних псевдонимов поэта И.А. Белоусова.

Позднее стали появляться производные псевдонима Максим Горький. Максим Леонов, отец советского писателя Леонида Леонова, поэт и журналист, человек нелегкой судьбы, подписывался Максим Горемыка. В честь Горького назвался и выдающийся белорусский поэт Максим Танк (автоним – Евгений Скурко).

Интересно, что когда псевдоним Максим Горький должен был быть употреблен с отчеством, то использовали настоящие имя и отчество – Алексей Максимович.

Аркадий Гайдар

Сам Аркадий Петрович однозначно и чётко о происхождении псевдонима «Гайдар» не писал. Разгадать загадку псевдонима «Гайдар» удалось школьному товарищу Аркадия А.М. Гольдину:

«Г» - первая буква в фамилии «Голиков », «АЙ» -первая и последняя буква имени, «Д» - по-французски «из», «АР» - первые буквы названия родного города Арзамаса. Таким образом, имя «Гайдар» расшифровывается как «Голиков Аркадий из Арзамаса» .

Заключение.

Таким образом, в результате анализа материала мы узнали, как и откуда возникли псевдонимы, по каким причинам талантливые и творческие люди выбирают себе псевдонимы.

Я думаю, вам было интересно вместе со мной узнать, какой смысл несёт тот или иной псевдоним и как он образован.

Зная, почему писатель выбрал себе то или иное вымышленное имя, мы, как мне кажется, лучше поймём и его жизнь, и его судьбу, и его творчество. Поэтому псевдонимы заслуживают изучения, как один из важных факторов литературной жизни всех времён и народов. Я думаю, что знакомство с такой интересной темой расширит кругозор любителей литературы.

Имя имеет большее влияние на жизнь и характер его носителя. И при принятии ненастоящих имен формируется определенная личность, связанная с сочетанием фамилии, имени и отчества. То есть получается, выбирая себе псевдоним, писатель сам выбирает себе судьбу, прежде всего, в писательской деятельности. Кому-то изменение имени принесет успех и славу, для кого-то, наоборот, окажется роковым шагом в карьере.

Звучание любого имени несет большой поток информации. Оно может звучать благозвучно, приятно, возвышенно, ласково, но может и настораживать, устрашать, вызывать неприязнь. Псевдонимом можно воздействовать на человека психологически, вызывать те или иные ассоциации, создавая определенный образ.

Псевдонимы продолжают жить своей жизнью. Звучное и оригинальное имя для творческого человека, подчас, половина его успеха. Остальное зависит от самого автора. Кстати вспомнить интересный пример. Журналистка Татьяна Сосюра взяла себе псевдоним Тэсс. Дело было в том, что в литературе был известен поэт Сосюра. Как-то на открытии московского планетария молодая очеркистка познакомилась с М. Горьким. Писатель спросил смущенную журналистку:

«Почему у вас странный псевдоним?» Девушка пояснила сочетание букв в нем.

Но тут же сказала: «Это, наверное, плохо». На что Горький ответил: «Будете писать хорошо, ваш псевдоним будут все знать. А плохо – тут уж никто не поможет…»

Список литературы и источников, использованных при подготовке

Материала проекта.

1. И.Ф.Масанов «Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и

Общественных деятелей», М.1956

2. В.Г.Дмитриев, «Скрывшие свое имя», М, «Наука», 1977г.

3. В.Г.Дмитриев. «Придуманные имена», М. «Современник», 1986г.

4. psevdonim.hotsq.info/index.php

5. literus.narod.ru/Tables/Literatura/psevdonim.htm
6. www.uic.unn.ru/~zni/pages/people/psevdon.shtml

7. starybarin.ru/b/pseudonym_writers.html

8. asksite.ru/?question=41099918&ord=2&sourse=0



Имеет значение — «носящий ложное имя». Но, как считал известный ученый А. Реформатский, большинство псевдонимов трудно назвать вымышленными.

К примеру, такие псевдонимы, как А. Горький, Э. Багрицкий, А. Галич, Р. Гамзатов, М. Кольцов, А. Фет, не менее истинны, чем «паспортные» их эквиваленты: А. Пешков, Э. Дзюбин, А. Гинзбург, Р. Цадаса, М. Фридлянд, А. Шеншин. По сути, человек, носящий псевдоним, получал широкую известность. И псевдоним заменял его имя.

Надо сказать, что в 20-х годах ХХ века почти каждый молодой литератор придумывал псевдоним. В моду вошли псевдонимы-прилагательные. Всем хорошо известны А. Белый (Б. Бугаев), Д. Бедный (А. Придворов), А. Крайний (З. Гиппиус), П. Мирный (А. Рудченко) и другие.

В писательской среде было много однофамильцев. Чтобы выйти из затруднительного положения, литератор обзаводился псевдонимом. Так, автор книги «Детство Темы» стал Н. Гариным. Его настоящая фамилия Михайловский совпала с фамилией редактора, где издавался Н. Гарин. А родная сестра поэта С. Маршака взяла себе псевдоним Е. Ильина (автор книги «Четвертая высота»), чтобы не афишировать свое родство с известным писателем.

Брат писателя В. Катаева, Е. Катаев, один из авторов книг «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», взял псевдоним Е. Петров. Кстати, имя соавтора Е. Петрова, И. Ильфа — также псевдоним. Настоящая фамилия И. Ильфа — Файнзильберг. Немало случаев, когда мужчины выбирали для псевдонима женские имена, а женщины — мужские.

Многие писатели брали себе псевдонимы, чтобы избежать преследований в период сталинского режима. Так, писатель Б. Ширяев, сосланный в 1911 году в Сибирь, подписывал свои произведения псевдонимом А. Алымов. Поэт Матвеев взял фамилию И. Елагин, писатель и журналист Н. Марченко известен читателям под именем Н. Нарокова.

Встречаются групповые псевдонимы, за которыми стоят несколько человек. Так сложился дуэт драматургов Тубельского и Рыжего — братья Тур. Как не вспомнить Козьму Пруткова — псевдоним писателей братьев Жемчужниковых и А. Толстого. Всем известны Кукрыниксы — это художники М. Куприянов, П. Крылов и Н. Соколов.

Но любопытно, что А. Чехов остался для всех Чеховым, хотя имел тоже пристрастие к псевдонимам. Свои многочисленные рассказы он подписывал разными именами: Антоша Чехонте, Вспыльчивый человек, Брат моего брата, Человек без селезенки, Г. Балдастов и т. д. Но ни один из них не «прижился» в его творчестве.

Трудно перечислить все причины, по которым люди берут псевдонимы. Здесь встречаются не только цензурные соображения, требования издателя или редактора, наличие однофамильцев, неблагозвучность настоящей фамилии, но и возражения родителей, близких, страх перед неудачным выступлением. Особенно это характерно для людей из театральной среды.

До революции 17-го года не каждый дворянин открыто мог выйти на сцену. Чтобы не «опозорить» родителей, многие молодые люди полностью меняли фамилию или частично. Так, актер МХАТа В. Калужский выступал под именем Лужский, артист Александринского театра П. Оболенский выбрал себе псевдоним Ленский, а В. Горелов — Давыдов. Из двух братьев-актеров Москвиных один стал Тархановым. Старший брат известного певца Л. Собинова, тоже певец, взял театральное имя Волгин. Руководитель театра А. Суворин предложил молодому актеру из Белоруссии, сыну священника В. Шверубовича, поменять фамилию на более благозвучную — Качалов.

Несомненно, что залогом успеха молодого актера, а потом певца Л. Вайсбейна, стал удачно выбранный псевдоним — Леонид Утесов. Не все знают, что настоящая фамилия знаменитого актера И. Смоктуновского — Смоктунович. Судьба актера была непростой. Он прошел войну (1941−1945), был в плену, долгие годы был лишен возможности жить в крупных городах. Свою фамилию он изменил по просьбе режиссера, играя в театре г. Норильска. Артист Р. Плятт добавил к своей фамилии вторую букву «т». Актер С. Фердман поменял свою фамилию на псевдоним Фарада.

Меняют свои фамилии сатирики-пародисты. А. Арканов по паспорту Штейн. Настоящая фамилия Г. Горина — Офштейн. В качестве псевдонима он использовал фамилию матери — Горинская, но не целиком, а только первую ее часть.

Кто знаком с биографией знаменитой актрисы Ф. Раневской, тот наверняка знает, что ее отец, промышленник из Таганрога Г. Фельдман, был против решения дочери играть на сцене. Несмотря на ультиматум отца — дом или сцена, она выбрала последнее. А в честь чеховской героини Раневской взяла себе псевдоним.

Актер цирка М. Румянцев начинал работать на манеже как «Вася рыжий», пока однажды не увидел карикатуру французского художника Каран д ‘Аша. Эта яркая фамилия пришлась Румянцеву по душе, и он сделал ее своим псевдонимом. Иллюзионист Э. Ренард считал свою фамилию недостаточно звучной, запоминающейся. Как-то идя вместе с поклонницей цирка А. Станевской по улице, они обратили внимание на вывеску кинотеатра, где не «горели» некоторые буквы. Он прочел: «Ки…о!» Так родился псевдоним целой династии иллюзионистов.

Сегодня псевдонимы активно используют актеры шоу-бизнеса, ведь имя на эстраде должно «звучать». Так, Н. Порывай стала Н. Королевой, С. Гейман — Линдой. Алле Перфиловой сценическое имя Валерия придумал ее муж — продюсер Шульгин. Кстати, когда певица подала на развод, бывший супруг предъявил ей права на псевдоним. И певица официально поменяла имя. До работы на эстраде певец А. Малинин имел фамилию Выгузов. Влюбленные фанатки и не догадывались, что настоящее имя А. Губина — Клементьев, а Витаса — Виталий Грачев. Подлинное имя известного Андрея Разина, создателя когда-то популярного ансамбля «Ласковый май», — Вадим Криворотов. И этот перечень продолжает расти.

В 60-е годы ХХ века на страницах газеты «Комсомольская правда» разгорелись споры вокруг статьи писателя М. Бубеннова «Нужны ли сейчас псевдонимы?» Как считал ее автор, «социализм устранил причины, побуждавшие брать людей псевдонимы». В этой полемике известный писатель К. Симонов высказал мнение о том, что человек сам вправе решать, брать ему псевдоним или обходиться без него. Это личное дело каждого автора. Однако многие партийные деятели и их «подпевалы» пытались представить вопрос о псевдонимах обстоятельством общественной значимости, которое нетерпимо в нашем обществе.

Полемика вскоре утихла, а псевдонимы продолжают жить своей жизнью. Звучное и оригинальное имя для творческого человека, подчас, половина его успеха. Но только половина. Остальное зависит от самого автора.

Кстати вспомнить интересный пример. Журналистка Татьяна Сосюра взяла себе псевдоним Тэсс. Дело было в том, что в литературе был известен поэт Сосюра. Как-то на открытии московского планетария молодая очеркистка познакомилась с М. Горьким. Писатель спросил смущенную журналистку: «Почему у вас странный псевдоним?» Девушка пояснила сочетание букв в нем. Но тут же сказала: «Это, наверное, плохо». На что Горький ответил: «Будете писать хорошо, ваш псевдоним будут все знать. А плохо — тут уж никто не поможет…».

Тема сегодняшней статьи: «Как придумать себе псевдоним». Спешим предупредить, что существует огромное количество оригинальных способов, но мы попробуем рассказать о них все!

Каждый, кто связан с определенной субкультурой или творчеством, хотел бы взять себе псевдоним. Зачем? Причин на это много. Во-первых, если человек высокий деятель в своей сфере, то ему, разумеется, хочется прославить свое имя.

Но что делать, если ему не повезло с именем или оно звучит крайне неоригинально, допустим Иван Иванов.

Решение одно – выбрать себе псевдоним. Также его используют, если человек хочет скрыть свою настоящую личность (часто в различных социальных сетях). Дмитрий Ларин, известный блогер на YouTube, тоже имеет псевдоним. Имя его настоящее, а вот фамилия у него – Уткин. Согласитесь, «Ларин» звучит гораздо эстетичнее, чем «Уткин».

Как придумать себе псевдоним

Что такое псевдоним? Это изменение своего имени на вымышленное с целью представиться публике в другом обличии. Вы удивитесь, но имена священников тоже являются в какой-то мере псевдонимами.

Во-первых, для начала нужно разобрать главные ошибки при выборе второго «Альтер-эго». Заметьте, что они часто встречаются в жизни.

  • Никогда не выбирайте в качестве псевдонима свою кличку, которой называют вас лучшие друзья. «Пахан», «Санек», «Димыч» никуда не годятся! Тем более, вряд ли с таким псевдонимом вас оценят люди.
  • Во-вторых, выбирайте для себя имя, которое возможно выговорить без ошибок и затруднений. Желательно, чтобы оно было коротким. Допустим, амбициозная блогерша Диана Элиас часто обижается из-за того, что ее зрители неправильно произносят ее вымышленную фамилию. Что только не было написано в комментариях под ее видео! «Элис», «Элиес», «Элиз» — так обычно называют ее новые подписчики.
  • Также подбирайте для себя адекватный псевдоним, в рамках приличия! Ваши подписчики или читатели не воспримут вас серьезно, а возможно, даже не захотят посмотреть ваше творчество. Помните, старую поговорку: «Как корабль назовешь, так он и поплывет!»
  • Не рекомендуется использовать несколько слов для никнейма, предел — максимум 2 или 3 слова. Хотя, иногда встречаются длинные ники, один из них – «Хип-хоп одинокой старухи». Довольно непривычно читается, не правда ли?
  • Нельзя выбирать псевдоним, который не подходит вам. Если вы парень, то вряд ли вам подойдет женский псевдоним «Алевтина» или «Beautiful Chick». Хотя если это отражает вас, как личность, то можно поэкспериментировать. В пример можно привести исполнителя Соню Мармеладову, который является мужчиной.

Теперь разберем, как придумать творческое название. Возьмите листок бумаги и ручку и записывайте!


Какие личности использовали вымышленные имена

Не секрет, что многие творческие деятели использовали псевдонимы. Называются вымышленными именами и сейчас. Предлагаем, ознакомится с именами этих людей.


Заключение

Вот и подошла к концу наша статья. В ней вы узнали, как придумать себе псевдоним. Кроме того, в тексте были освещены примеры реальных псевдонимов различных людей из определённых культур.

Главный совет: выбирайте максимально уникальное и легко читаемое имя. Надеемся, что статья понравилась вам. Помните одно выражение: «Не имя красит человека, а его поступки и талант!» Какой бы псевдоним у вас не был, благодаря ему лучше вы не станете. Спасибо за прочтение и за ваше внимание!

Ник (сокр. от никнейм – псевдоним) – это вымышленное имя, которое, чаще всего, используется в Интернете, а также может использоваться в литературе, музыке, кино и прочих формах шоу бизнеса. «Как придумать ник? », «Как сделать никнейм по-настоящему оригинальным » – это первые вопросы, с которыми сталкивается каждый человек, терзаемый проблемой выбора своего псевдонима. Сегодня мы рассмотрим эту проблему от и до, а также познакомимся с советами и примерами, которые помогут Вам выбрать ник и сделать его по-настоящему эффектным.

Как придумать ник. Шаг первый. Цели и задачи

Прежде чем придумать ник, стоит определиться, для чего он Вам нужен. Поставленной целью, во многом, будет определяться способ создания псевдонима. Этот шаг пропускать не рекомендуется, поскольку ник должен соответствовать той среде, в которой Вы его будете использовать. Например, если Вы написали детективный роман, то Вам вряд ли в качестве псевдонима подойдут варианты «Кисуля», «Аццкий чорт» или «ArchDemon».

Побудить Вас придумать ник могут самые различные сферы:

  • Онлайновые игры
  • Сайты знакомств
  • Шоу-бизнес
  • Литература и др.

И в каждой из этих сфер для ника нужна своя изюминка, речь о которой пойдет чуть ниже. Общее пожелание ко всем псевдонимам, разумеется, это уникальность. Неуникальные ники забавны, когда их носителей пара-тройка, поскольку это приводит к курьезам (особенно если эти люди пересекаются между собой), однако когда носители исчисляются тысячами, чрезмерное обилие становится просто банальным и унылым.

Как придумать ник. Шаг второй. Изюминка

Изюминка – это отличительная черта никнейма, которая:

  • Привлекает внимание
  • Ассоциируется только с Вами
  • Вызывает любопытство

Изюминки псевдонима, во многом, определяются сферой использования никнейма, и могут быть различными, в зависимости от контекста.

Общее правило:

Изюминка должна вызывать любопытство, интерес или ставить перед собеседником (читателем) вопрос: что ник означает, и почему Вы выбрали именно его. Крайне желательно, чтобы псевдоним ассоциировался именно с Вами.

По поводу ассоциаций – это одна из самых сильных изюминок, которая «выжигает» Ваш ник в памяти окружающих. Например, в одном анимационном фильме, посвященном боевым искусствам, у каждого персонажа был свой псевдоним, характеризующий его, прямо или косвенно. У одного из героев было слабое зрение, он носил очки, однако когда он их снимал, его удары никогда не промахивались. Его называли Одином, поскольку по скандинавской легенде, Один был слеп на один глаз, однако обладал легендарным копьем, Гунгниром, которое всегда точно поражало цель.

Как придумать ник. Шаг третий. Способы

Способов придумать ник существует огромное множество. В зависимости от контекста, те или иные никнеймы могут подходить, а могут и нет. Автор данной статьи оставляет за читателем право выбора, предлагая лишь набор способов, как придумать ник.

Способ придумать ник №1 Одна буква

Всего одна буква вносит немалую долю таинственности в Ваш псевдоним. Такой никнейм легко запомнить и можно интерпретировать как угодно. Основная проблема заключается лишь в том, что букв в английском и русском алфавитах примерно по три десятка, а людей миллионы. Кроме того, если Вы планируете использовать такой ник в чате, то самой системой могут быть введены ограничения на длину псевдонима.

Для того чтобы эти ограничения обойти, можно дублировать один и тот же символ. Например, в одном японском анимационном фильме использовались псевдонимы C.C. и V.V. В остальном – все упирается только в Вашу фантазию.

Способ придумать ник №2 Перевертыши

Перевертыши – это слова, прочитанные наоборот. Например, Seldom-Modles, Dynamo-Omanyd и так далее. Чаще всего люди переписывают задом наперед свои имена. Если слово получается не шибко красивым, то можно его немного изменить, добавив одну или несколько букв. Например, в слове Modles из примера можно добавить в конец букву S, создав новое полноценное слово Modless, которое может иметь несколько значений.

Также можно добавлять артикли, частицы и прочие известные Вам элементы. Например, я в свое время, пользовался именно этим способом для создания своего ника, который Вы можете лицезреть в адресе моей почты. Я перевернул слово «Danyl» (свое имя), получив Lynad, а затем просто добавил немецкий артикль Der, чтобы ник звучал жестче.

Способ придумать ник №3 Отглагольные существительные

Еще один простой, но, тем не менее, эффективный способ придумать ник. Тут все просто: вы определяетесь, какое действие Вам больше всего нравится и добавляете к нему окончание –er (актуально для английского языка). В русском эквиваленте Вы просто создаете отглагольное существительное. Примеров тьма: Skater, Читатель, Traveller и т.д.

Таким образом, Вы сразу вызываете любопытство у людей со схожими интересами.

Способ придумать ник №4 Игра слов и спец. вставки

Этот способ пользуется особой популярностью в сети. Суть его заключается в том, что в словах заменяются элементы, одинаковые по произношению цифрами или другими словами. Например, я лично взял слово копирайтер (copywriter) и создал из него созвучный никнейм Copyrider. Это и есть игра слов. Что касается замены, то за примерами далеко ходить не нужно: Sk8ter, 4Fun, 2zik и т.д.

Способ придумать ник №5 мифология и литература

Этот способ придумать ник будет как нельзя кстати, если Вы планируете произвести впечатление начитанного и образованного человека. Мифология, неважно, древнеегипетская, античная или скандинавская, просто кишит звучными именами, которые Вы с успехом можете использовать в качестве псевдонима.

Способ придумать ник №6 Взывание к мужским инстинктам

Один из моих излюбленных методов введения в заблуждение представителей сильного пола (только тс-с-с-с… никому ни слова…=)), который будет весьма и весьма актуальным для девушек. Секрет этого способа заключается в том, что любой псевдоним, проходящий через сознание мужчины, вызывает в нем определенную ответную реакцию на основе инстинктов. Эта реакция может быть либо вообще никак не выражена, либо обусловлена рядом психофизиологических процессов.

Так, например, псевдонимы «Вкусненькая», «Кисленькая», «Кисуня» пропитаны женственностью и имеют окраску наивности, словом, всей той смеси качеств, которые присущи добыче для подсознания мужчины на инстинктивном уровне. Как результат, и это особенно актуально для онлайновых игр и чатов, такие ники будут иметь больший успех у мужчин, нежели «Леди поролон» или «Авгиева Чистильщица».

К слову, этот метод можно использовать и от обратного, вызывая негативную эмоциональную реакцию и чувство отвращения.

Способ придумать ник №7 Предметы, явления, звуки и т.д.

Псевдоним может быть получен от всего: как от предметов, так и от явлений и звуков: Buzz, Flash, Тесак, Рубанок, Транспортир – все, что угодно. Вы выбираете любой никнейм в зависимости от Ваших целей и задач.

О похожем способе уже шла речь в статье « ». Многие подходы, описанные в этой статье с успехом можно использовать и для создания ника.

Резюме: придумать ник можно, используя множество разных подходов. Одни работают лучше, другие – хуже. В любом случае, прежде чем придумывать себе псевдоним, определитесь, зачем он Вам, и какие задачи для Вас он должен решать.

Очевидно, что в этой статье приведены далеко не все способы, используя которые можно придумать хороший ник. Если у Вас есть собственные соображения на эту тему, Ваше мнение всегда приветствуется в комментариях ниже.