Как живут и чем занимаются низшие касты в индии. Неизвестная Индия

Много сотен лет жители Индии хранят верность своей главной религии – индуизму. Он регулирует все стороны жизни, предписывая, что делать в той или иной ситуации. И в том числе, разделяет общество на своеобразные сословия, которые практически не смешиваются более тысячи лет. В нашем цикле статей об Индии мы не могли пропустить эту странную для современного мира вещь. Расскажем подробнее историю это явления.

Традиции

Согласно "Ведам" – сборнику древних священных текстов индуизма – бог Брахма сотворил людей и сразу разделил их на касты, или точнее – варны. Варна на санскрите означает "цвет". Всего таких цветов было четыре:

    Индуисты верят, что поведение в нынешней жизни влияет на то, в какой касте окажется человек после перерождения. Он может попасть как в брахманы, так и родиться шудрой.

    Сословиям запрещено смешиваться. Родившись, например, вайшьей человек может жениться и общаться только внутри своей общины. Неприкасаемым же запрещено осквернять прикосновением высшие касты.

    Согласно исследованиям ученых такое положение дел сохраняется не менее полутора тысяч лет. Генетики Национального института биомедицинской геномики в Западной Бенгалии, которые исследовали ДНК индийцев, выяснили, что большая часть членов варн уже 70 поколений сочетаются браками только внутри своих "цветов".

    Как же сложилась подобная система?

    История


    Историки утверждают, что возникновение такого разделения появилось в тот момент, когда арии – группа народов индоевропейской семьи, покинули долину Инда и обосновались возле другой реки – Ганга. Местное, неарийское население, обитавшее в тех местах, было порабощено и лишено всех прав. Часть из них – покорившаяся добровольно, стала шудрами. А остальные – неприкасаемыми.

    Джати – своего рода подгруппы. Они связаны с наследственной профессиональной деятельностью. Каждая из варн состоит из множества джати. В современной Индии (согласно последней переписи населения, в которой еще задавали вопрос о кастах) их насчитывают около 3 тысяч.

    Современность

    В 50-е годы XX века в Индии началось движение за равноправие каст и неприкасаемых. Конституция считает дискриминацию по кастовому признаку уголовным преступлением и запрещает интересоваться при приеме человека на работу принадлежностью к той или иной варне. Изгоям разрешили доступ в храмы. Образованное население поддерживает эту тенденцию.

    В 1997 году в Индии произошло важное событие: был избран первый президент, принадлежавший к касте неприкасаемых – Кочерил Раман Нараянан.

    Но традиции все еще сильны. Например, неприкасаемые, составляют около 20% общества. А Махатма Ганди, который одним из первых начал вести борьбу за права этих отверженных, был против того, что его сын женится на девушке из другой касты – это противоречило его религиозным взглядам.

    Иерархия варн продолжает сохраняться в религиозной сфере и частной жизни. Особенно в сельской местности.

    И все же индийские касты постепенно теряют влияние на общество. В крупных городах они начинают утрачивать значение. Возможно, все происходит не очень быстро – тысячелетняя традиция вряд ли сможет исчезнуть в один день. Но хочется думать, что однажды это произойдет.

С детства нас учили, что нет ничего хуже кастового общества. Но как ни странно, касты дожили до наших дней, чем свидетельествуеи, например, Индия. А что, собственно, мы знаем о том, как функционирует система каст?

Каждое общество состоит из неких базовых единиц, его образующих. Так, применительно в Античности - такой единицей можно считать полис, современный Западу - капитал (или владеющий им социальный индивид), для исламской цивилизации - племя, японской - клан и т.д. Для Индии с древнейших времён до наших дней таким базовым элементом были и остаётся каста.


Кастовая система для Индии вовсе не дремучая архаика или «пережиток Средневековья» как долгое время нас учили. Индийская система каст - часть сложной организации социума, исторически сложившееся разностороннее и многоплановое явление.

Касты можно попытаться описать через ряд признаков. Однако исключения все равно будут. Индийская кастовая дифференциация - система социальной стратификации обособленных общественных групп, связанных единых общим происхождением и правовым положением своих членов. Они строятся по принципам:

1) общей религии;
2) общей профессиональной специализации (как правило, наследственной);
3) браков только между «своими»;
4) особенностей питания.

В Индии существует вовсе не 4 (как многие из нас до сих пор думают), а около 3 тысяч каст и они могут называться в разных частях страны по-разному, а люди одной профессии могут в разных штатах относится к разным кастам. То, что по ошибке иногда считают индийскими «кастами» - это вовсе не касты, а варны («чатурварнья» на санскрите) - социальные страты древней общественной системы.

Варна брахманов (браминов) - это жрецы, врачи, учителя. Кшатрии (раджанья) - воины и гражданские руководители. Вайшья - это земледельцы и торговцы. Шудры - слуги и безземельные крестьяне-батраки.

Каждая варна имела свой цвет: брахманы - белый, кшатрии - красный, вайшаи - жёлтый, шудры - чёрный (когда-то каждый индус носил специальный шнур цвета своей варны).

Варны, в свою очередь, теоретически дробятся на касты. Но очень сложным и замысловатым образом. Явная прямая связь видна человеку с европейским менталитетом далеко не всегда. Само слово «каста» происходит от португальского casta: право рождения, род, сословие. На хинди этому термину тождественно «джати».

Печально известные «неприкасаемые» - это не какая-то одна отдельная каста. В Древней Индии всех, кто не входил в четыре варны, автоматически относили к «маргиналам», их всячески избегали, не давали селиться в деревнях и городах и т.п. Вследствие такого своего положения «неприкасаемым» пришлось брать на себя самую «непрестижную», грязную и низкооплачиваемую работу и они сформировали свои обособленные социальные и профессиональные группы - по существу, собственные касты.

Таких каст «неприкасаемых» несколько и, как правило, они связаны либо с грязной работой, либо с убийством живых существ или смертью (так что все мясники, охотники, рыболовы, кожевенники, мусорщики, ассенизаторы, прачки, рабочие кладбищ и моргов и пр. должны быть «неприкасаемыми»).

В то же время, было бы неверно полагать, что каждый «неприкасаемый» - это обязательно кто-то вроде бомжа или «опущенного». В Индии, даже ещё до обретения ей независимости и принятия ряда законодательных мер по защите низших каст от дискриминации, были «неприкасаемые», достигшие весьма высокого социального статуса и заслужившие всеобщее уважение. Как, например, выдающийся индийский политик, общественный деятель, борец за права человека и автор конституции Индии - доктор Бхимаро Рамджи Амбедкар, получивший юридическое образование в Англии.

Один из многочисленных памятников Бхимаро Амбедкару в Индии

У «неприкасаемых» есть несколько наименований: млеччха - «чужой», «чужестранец» (то есть формально к ним могут быть отнесены все неиндусы, включая иностранных туристов), хариджан - «дитя Бога» (термин, специально введенный Махатмой Ганди), парии - «отверженные», «изгнанные». А наиболее часто употребляемое современное название «неприкасаемых» - далиты.

Юридически касты в Индии была зафиксированы в Законах Ману, составленных в период со II века до нашей эры по II век нашей эры. Система варн традиционно сложилась в гораздо более древний период (точной датировки не существует).

Как уже было сказано выше, касты в современной Индии до сих пор отнюдь нельзя считать просто анахронизмом. Напротив, все они сейчас там тщательно пересчитаны и перечислены в специальном приложении к нынешней действующей Индийской конституции (Таблица каст).

Кроме того, после каждой переписи населения в эту таблицу вносятся изменения (как правило, дополнения). Дело не в том, что появляются какие-то новые касты, а в том, что они фиксируются в соответствии с данными, указанными о себе участниками переписи. Запрещена только дискриминация по признаку касты. Что прописано в статье № 15 индийской Конституции.

Индийской общество очень пёстрое и разнородное по своей структуре; кроме деления на касты в нём есть ещё несколько других дифференциаций. Существуют как кастовые, так и некастовые индийцы. Например, адиваси (потомки основного коренного темнокожего населения Индии до её завоевания арийцами) за редкими исключениями не имеют своих каст. Кроме того, за некоторые проступки и преступления человека могут изгнать из его касты. И некастовых индийцев довольно много - о чём свидетельствуют результаты переписи населения.

Касты существуют не только в Индии. Подобный общественный институт имеет место в Непале, Шри-Ланке, Бали и на Тибете. Кстати, тибетские касты с индийскими не соотносятся вообще - структуры этих обществ сформировалась совершенно обособленно друг от друга. Любопытно, что Северной Индии (штаты Химачал, Уттар-Прадеш и Кашмир) система каст имеет не индийское, а именно тибетское происхождение.

Исторически, когда подавляющая часть населения Индии исповедовала индуизм - все индусы принадлежали к какой-либо касте, исключение составляли только изгнанные из каст парии и коренные неарийские народы Индии. Потом в Индии стали распространяться другие религии (буддизм, джайнизм). По мере того, как страна подверглась нашествиям различных завоевателей, представители других религий и народов стали перенимать у индусов их систему варн и профессиональных каст-джати. Джайны, сикхи, буддисты и христиане в Индии также имеют свои собственные касты, но они так или иначе отличаются от индусских каст.

А как же индийские мусульмане? Ведь Коран изначально провозглашал равенство всех мусульман. Закономерный вопрос. Несмотря на то, что Британская Индия в 1947 году была разделена на две части: «исламскую» (Пакистан) и «индуистскую» (собственно Индия), на сегодняшний момент мусульман (примерно 14 % от всех индийских граждан) в абсолютном исчислении в Индии проживает больше, чем в Пакистане, где ислам - государственная религия.

Тем не менее, кастовая система присуща в Индии и мусульманскому обществу. Однако кастовые различия среди индийских мусульман не столь сильны, как у индусов. У них практически отсутствуют «неприкасаемые». Между мусульманскими кастами не существует таких непроницаемых барьеров, как у индусов - допускается переход из одной касты в другую или браки между их представителями.

Кастовая система утвердилась у индийских мусульман сравнительно поздно - во времена Делийского султаната в XIII-XVI веках. Мусульманская каста обычно именуется бирадари («братство») или бияхдари. Часто их возникновение приписывается мусульманскими богословами влиянию индуистов с их кастовой системой (сторонники «чистого ислама» видят в этом, разумеется, коварные происки язычников).

В Индии, как и во многих исламских странах, среди мусульман также есть свои знать и простонародье. Первые именуются шарифами или ашраф («благородные»), вторые - аджлаф («низкие»). К ашраф в настоящее время принадлежат около 10% мусульман, проживающих на территории Республики Индия. Они обычно возводят свои родословные к тем внешним завоевателям (арабам, тюркам, пуштунам, персам и пр.), которые вторгались в Индостан и селились на протяжении многих веков.

В большинстве же своем индийские мусульмане - это потомки всё тех же индусов, которые по тем или иным соображениям переходили в новую веру. Насильственное обращение в ислам в средневековой Индии было скорее исключением, чем правилом. Обычно местное население подверглось воздействию медленной исламизации, в ходе которой элементы чужой веры ненавязчиво включались в местную космологию и ритуальную практику, постепенно вытесняя и заменяя собой индуизм. Это был неявный и вялотекущий социальный процесс. Люди в ходе него сохраняли и оберегали замкнутость своих кругов. Это и объясняет сохранение кастовой психологии и обычаев среди широких слоев индийского мусульманского общества. Таким образом, даже после окончательного обращения в ислам браки продолжали заключаться лишь с представителями своих каст.

Ещё более любопытно, что в систему индийских каст оказались включены даже многие европейцы. Так, те христианские миссионеры-проповедники, которые проповедовали высокородным браминам, со временем оказались в «христианской браминской» касте, а те, кто, например, нёс Слово Божье «неприкасаемым»-рыбакам - стали христианским «неприкасаемыми».

Зачастую нельзя бывает точно определить, к какой именно касте относится тот или иной индиец только по его внешнему виду, поведению и роду занятий. Бывает, что кшатрий работает официантом, а брамин торгует и убирает мусор в лавке - и особо не комплексуют по этим поводам, а шудра ведёт себя как прирождённый аристократ. И даже если индиец точно скажет из какой он касты (хотя такой вопрос считается бестактным), иностранцу это мало что даст для понимания того, каким образом устроено общество в такой диковинной и своеобразной стране как Индия.

Республика Индия декларирует себя «демократическим» государством и помимо запрета кастовой дискриминации ввела определённые льготы для представителей низших каст. Например, там приняты специальные квоты для их поступления в высшие учебные заведения, а также на должности в государственных и муниципальных органах.

Проблема дискриминации людей из низших каст и далитов, тем не менее, стоит довольно серьезно. Кастовая структура до сих пор является фундаментальной основой жизни сотен миллионов индийцев. За пределами крупных городов в Индии прочно сохраняется кастовая психология и все вытекающие из неё условности и табу.


upd: По непонятной мне причине некоторые читатели устроили в комментариях к этой записи ругань и взаимные оскорбления. Мне это не нравится. Поэтому комментарии к этой записи решил заблокировать.

Разделил людей на четыре сословия, называемые варнами. Первую варну, брахманов, предназначенную просвещатъ человечество и управлять им, он сотворил из своей головы или рта; вторую, кшатрий (воинов), защитников общества, из руки; третью, вайшьи, питателей государства, — из живота; четвертую, шудр, из ног, уделив ей в вечный удел — служить высшим варнам. Со временем варны подразделились на множество подкаст и каст, называемых в Индии джати. Европейской название — каста.

Итак, четыре древние касты Индии, их права и обязанности согласно древнему закону Ману*, неукоснительно исполнявшемуся в .

(* Законы Ману - древнеиндийский сборник предписаний религиозного, морально-нравственного и общественного долга (дхармы), называемый сегодня также «закон ариев» или «кодекс чести ариев»).

Брахманы

Брахман «сын солнца, потомок Брахмы, бог между людьми» (обычные титулы этого сословия), по закону Мену, есть глава всех сотворенных созданий; вся вселенная ему подвластна; остальные смертные сохранением своей жизни обязаны его заступничеству и молитвам; его всемогущее проклятие может мгновенно уничтожить грозных полководцев с их многочисленными полчищами, колесницами и боевыми слонами. Брахман может сотворит новые миры; может даже дать жизнь новым богам. Брахману должно воздавать большие почести, чем королю.

Неприкосновенность брахмана и жизнь его охраняются кровавыми законами. Если шудра осмелится словесно оскорбить брахмана, то закон велит вбить ему в горло, на десять вершков, раскаленное железо; а если ему вздумается сделать брахману какое-нибудь наставление, несчастному заливают рот и уши кипящим маслом. С другой стороны, позволено всякому принимать ложную присягу или лжесвидетельствовать перед судом, если этими поступками можно спасти брахмана от осуждения.

Брахман не может быть, ни под каким условием, ни казнен, ни наказан, ни телесно, ни денежно, хотя был бы уличен в самых возмутительных преступлениях: единственное наказание, которому он подвержен, есть удаление из отечества, или исключение из касты.

Брахманы делятся на мирян и духовных, и подразделяются по своим занятиям, на различные классы. Примечательно, что между духовными брахманами, жрецы занимают нижнюю ступень, а высшую — те, которые посвятили себя только толкованию священных книг. Мирские брахманы — это советники короля, судьи и другие высшие чины.

Только брахману предоставлено право толковать священные книги, отправлять богослужение и предсказывать будущее; но он лишается этого последнего права, если три раза ошибется в предсказаниях. Брахман преимущественно может врачевать, ибо «болезнь есть кара богов»; только брахман может быть судьею, потому что гражданские и уголовные законы индусов включены в их священные книги.

Весь образ жизни брахмана построен на соблюдении целого свода строжайших правил. Например, всем брахманам запрещается принимать подарки от лиц недостойных (низших каст). Музыка, танцы, охота и азартная игра, запрещены также всем брахманам. А вот употребление вина и всяких горячительных вещей, как то: лук, чеснок, яйца, рыба, любое мясо, кроме от животных, заколотых на жертву богам — запрещены только нижним брахманам.

Брахман осквернит себя, если сядет за один стол даже с королем, не говоря уже о членах нижних каст или собственных женах. Он обязан не смотреть на солнце в определенные часы и выходить из дому во время дождя; он не может шагать через веревку, к которой привязана корова, и должен проходить мимо этого священного животного или идола, не иначе как оставляя их справа от себя.

В случае нужды брахману разрешается просить милостыню у людей трех высших каст и заниматься торговлей; но ни под каким видом, он не может служить кому-бы то ни было.

Брахман, желающий удостоиться почётного звания толкователя законов и верховного гуру, готовится к этому разными лишениями. Он отрекается от брака, предается основательному изучению вед в каком-нибудь монастыре, в продолжение 12-ти лет, удерживаясь в последние 5 даже от разговора и объясняясь лишь знаками; таким образом, достигает он наконец желанной цели, и делается духовным учителем.

Денежное обеспечение брахманской касты тоже предусмотрено законом. Щедрость к брахманам составляет религиозную добродетель для всех верующих, и есть прямая обязанность правителей. По смерти безродного брахмана имущество его обращается не в казну, а в касту. Брахман не платит никаких налогов. Гром убил бы короля, дерзнувшего посягнуть на лицо или имущество брахмана; бедного брахмана содержат за государственный счёт.

Жизнь брахмана поделена на 4 этапа .

Первый этап начинается еще до рождения, когда к беременной жене брахмана посылают учёных мужей для бесед, дабы «таким образом приготовить дитя к восприятию мудрости». В 12 дней младенцу дают имя, в три года — ему бреют голову, оставляя только клочок волос, называемый кудуми. Несколько лет спустя, ребенок отдается на руки духовному наставнику (гуру). Воспитание у этого гуру продолжается обыкновенно с 7-8 до 15 лет. В продолжение всего времени воспитания, состоящего преимущественно из изучения вед, ученик обязан слепо повиноваться своему наставнику и всем членам его семейства. Ему поручают часто самые чёрные домашние работы, и он должен исполнять их беспрекословно. Воля гуру заменяете ему закон и совесть; улыбка его служит лучшею наградою. На этом этапе ребенок считается однорожденным.

Второй этап начинается после ритуала посвящения или перерождения, который юноша проходит после окончания учения. С этой минуты он — дважды рожденный. В этот период он вступает в брак, воспитывает свою семью и исполняет обязанности брахмана.

Третий период жизни брахмана — ванапрастра . Достигнув 40-летняго возраста, брахман вступает в третий период своей жизни, называемый ванапрастра. Он должен удалиться в пустынные места и сделаться отшельником. Здесь он прикрывает наготу свою древесной корой или кожею чёрной антилопы; не стрижет ни ногтей, ни волос; спит на камне или на земле; должен проводить дни и ночи «без дома, без огня, в совершенном безмолвии, и питаясь одними кореньями и плодами.» Брахман проводит свои дни в молитвах и умерщвлении плоти.

Проведя таким образом 22 года в молитве и посте, брахман вступает в четвертый отдел жизни, называемый саньяса . Тут только он освобождается от всяких наружных обрядов. Старик-отшельник углубляется в совершенное созерцание. Душа брахмана, умершего в состоянии саньяса тотчас обретает слияние с божеством (нирвана); а тело его в сидячем положении опускается в яму и обсыпается кругом солью.

Цвет одежды брахмана зависел от того в каком духовном укладе они состояли. Саньяси, монахи, отрекшиеся от мира носили одежду оранжевого цвета, семейные - белого.

Кшатрии

Вторую касту составляют кшатрии, воины. По закону Мену члены этой касты могли приносить жертвы, и изучение вед вменялось в особенную обязанность князьям и героям; но впоследствии брамины оставили им одно позволение читать или слушать веды, не разбирая и не толкуя их, а право изъяснения текстов присвоили себе.

Кшатрии должны раздавать милостыню, но не принимать ее, избегать пороков и чувственных наслаждений, жить просто, «как подобает воину.» Закон гласит, что «каста священническая не может существовать без касты воинов, как и последняя без первой, и что спокойствие всего мира зависит от согласия обеих, — от союза знания и меча.»

С малыми исключениями, все короли, князья, полководцы и первые правители принадлежат ко второй касте; судебная-же часть и управление воспитанием находились издревле в руках браминов(брахманов). Кшатриям разрешено потребление всякого мяса, кроме говядины. Каста эта делилась прежде на три части: к высшему классу принадлежали все владетельные и невладетельные князья (райи) и их дети (райянутры).

Кшатрии носили одежду красного цвета.

Вайшьи

Третью касту составляют вайшьи. Прежде и они участвовали, как в жертвоприношениях, так и в праве читать веды, но впоследствии, стараниями брахманов, утратили эти преимущества. Хотя вайшьи стояли гораздо ниже кшатриев, но все-таки занимали почётное место в обществе. Они должны были заниматься торговлей, хлебопашеством и скотоводством. Права вайшьи на собственность уважались, и поля его считались неприкосновенными. Он имел освященное религией право пускать деньги в рост.

Высшие касты — браминов, кшатрий и вайшьи, пользовались все три шарфом, сенаром, всякая каста — своим, и назывались дважды рожденными, в противоположность однажды рожденным — шудрам.

Шудры

Обязанность шудры, говорит кратко Мену: служить трем высшим кастам. Всего лучше для шудры служить брамину, за иеимением его кшатрие, и наконец уж вайшьи. В таком единственно случае, если он не найдет возможности вступить в услужение, разрешается ему заняться полезным ремеслом. Душа шудры, с усердием и честно прослужившего всю жизнь брамину, при переселении, возрождается в человека высшей касты.

Шудре запрещается даже глядеть на веды. Брахман не имеет права не только толковать вед шудре, но обязан и читать их про себя в присутствии последнего. Брамин, который позволит себе истолковывать шудре закон, или объяснять ему способы покаяния, будет наказан в аду Асамарите.

Шудра должен питаться объедками своих господ и носить их обноски. Ему запрещается приобретать что-нибудь, «чтобы он не вздумал возгордиться к соблазну священных браминов.» Если шудра оскорбит словесно вейшью или кшатрию, то ему вырезывают язык; если он осмелится сесть подле брахмана, или занять его место, — то раскаленное железо прикладывается к более виновной части тела. Название шудры, говорит закон Мену: есть бранное слово, — и штраф за убиение его не превышает суммы, которая платится за смерть неважного домашнего животного, — например, собаки или кошки. Убиение же коровы считается гораздо более предосудительным делом: умерщвление шудры — проступок; убиение коровы грех!

Неволя есть естественное положение шудры, и господин не может освободить его, дав ему отпускную; «ибо, говорит закон: кто, кроме смерти, может освободить шудру от природного состояния?»

Нам, европейцам, довольно трудно понять столь чуждый мир и мы, поневоле, хотим подвести все под свои понятия, — а это-то и вводит нас в заблуждение. Так, например по понятиям индусов, шудры составляют класс людей, значенных природою для служения вообще, но, вместе с тем они не считаются рабами, не составляют собственности частных лиц.

Отношение господ к шудрам, несмотря на приведенные примеры бесчеловечного взгляда на них, с точки религиозной, было определено гражданским законом, — особенно мера и способ наказаний, которые во всем совпадали с патриархальными наказаниями, допускаемыми народным обычаем в отношениях отца к сыну или старшего брата к младшему, мужа к жене, и гуру к ученику.

Нечистые касты

Как практически везде женщина подвергалась дискриминации и всевозможным ограничениям, так и в Индии строгость разделения каст тяготеет гораздо более на женщине, чем на мужчине. Мужчине, при вступлении во второй брак позволяется выбрать жену из низшей касты, кроме шудры. Так, например, брамин может жениться на женщине второй и даже третьей касты; дети от этого смешаннаго брака займут среднюю степень между кастами отца и матери. Женщина же, выходя замуж за мужчину низшей касты, совершает преступление: она оскверняет и себя и все свое потомство. Шудры могут вступать в брак только между собою.

Смешение любой из каст с шудрами порождает нечистые касты, из которых самая презренная та, которая происходит от смешения шудры с браминкою. Члены этой касты называются чандалами, и должны быть палачами или живодерами; прикосновение чандала влечет за собою изгнание из касты.

Неприкасаемые

Ниже нечистых каст стоит еще жалкий род парий. Они занимаются вместе с чандалами самые низкие работы. Парии сдирают с падали кожу, выработывают ее, а мясо съедают; но от коровьяго мяса воздерживаются. Прикосновение их оскверняет не только человека, но и предметы. Они имеют свои особые колодцы; подле городов им отводится особый квартал, окруженный рвом и рогатками. В деревнях они тоже не имеют права показываться, но должны скрываться в лесах, пещерах и болотах.

Брамин, оскверненный тенью парии, должен омыться в священных водах Ганга, ибо только они в состоянии смыть такое пятно посрамления.

Еще ниже парии стоят пулаи, живущие на Малабарском берегу. Рабы Наиров, они принуждены укрываться в сырых подземельях, и не смеют поднять глаз на благороднаго индуса. Завидев издали брамина или Наира, пулаи испускают громкий рев, чтобы предостеречь господ о своей близости, и пока «господа» пережидают на дороге, они должны спрятаться в пещеру, в чащу леса, или взобраться на высокое дерево. Кто не успел спрятаться, того Наиры разрубают, как нечистаго гада. Пулаи живут в страшной неопрятности, едят падаль и всякое мясо, кроме коровьего.

Но и пулаи может отдохнуть на минуту от подавляющего его всеобщаго презрения; есть человеческия создания еще жалче, ниже его: это париары, — ниже потому, что, разделяя все унижение пулаи, они позволяют себе есть и коровье мясо!.. Можете представить себе, как содрогается душа правовернаго индуса при таком святотатстве, и поэтому европейцы и мусульмане, которые тоже не уважают неприкосновенности тучных индийских коров и знакомят их с местоположением своей кухни, все они в его мнении, нравственно, вполне совпадают с презренным париаром.

Здравствуйте дорогие читатели моего блога! В этой статье я решил рассказать о том, кто же это такие брахманы, об особенностях их жизни и обязанностях, а также о кастах и варнах Индии. Надеюсь это даст вам шанс окунуться в богатое прошлое и прекрасное будущее этой страны где я часто бываю и иногда пишу свои путевые заметки или отчеты. Один из последних — , если интересно увидеть Индию моими глазами, то посмотрите видео в указанной публикации.

они – брахманы ?

Несколько слов из истории

В Древней Индии существовало распределение на сословия общества . Ранее я об этом уже писал в статье — . Брахман служил храму , кшатрий посвящал всю жизнь армии и военному делу и чаще всего это были правители страны , а вайшья торговал и занимался разнообразными ремеслами . На последней ступеньке этой лестницы находился шудра – слуга или наемный работник , который служил высшим классам общества, а те в свою очередь заботились о нем.

Варна брахманов

Варна — социальное положение, определялась качествами человека, но чаще всего ее также определяли по рождению. Система варн существовала с самого начала творения и об этом можно прочитать в Бхагавад Гите как она есть:

Бг 4.13

чатур-варнйам майа срштам

гуна-карма-вибхагашах

тасйа картарам апи мам

виддхй акартарам авйайам

В соответствии с тремя гунами материальной природы и связанной с ними деятельностью, Я разделил человеческое общество на четыре сословия. Но знай, что, хотя Я создатель этой системы, Сам Я, будучи неизменным, непричастен к какой-либо деятельности .

Каста брахманов

В более позднее время зародилась специфическая система разделения общества на касты. Каста это переродившаяся система варн. И она определяла род занятия человека , объясняла , кто такой каждый ее член только исходя из рождения и не учитывала качества человека. Родившись в определенной касте человек вынужден был быть всю свою жизнь в этой социальной среде.

Отдельно от всех существовали неприкасаемые , в их число входили кожевники и собакоеды (чандалы), которые даже своим присутствием могли осквернить других .

Женщины занимались исключительно хозяйством и детьми . Стоит отметить , что корова также занимала особое место в обществе , ведь она была кормилицей семьи .

Постепенная революция понятия

В современном мире брахманами называют членов наивысшей варны индийской системы социальной сегрегации , что — то на подобии нашего духовенства , действующего при церквях и монастырях .

Но изначально брахманами были религиозные жрецы , отвечающие за проведение ритуалов в храмах . Они владели санскритом , изучали наизусть Веды и передавали эти бесценные знания из поколения в поколение совершенно без изменений . В Древней Индии они считались олицетворением наивысшей духовной силы в человеческом облике .

Какие главные обязанности брахмана

Высокое положение в обществе требовало соответствующего поведения и следования многим правилам . Брахманам или браминам, как иногда их называют, необходимо было строго придерживаться своего предназначения и исполнять 6 обязанностей , определить которые мы можем из священных писаний , где точно прописано , чем занимались эти мудрецы .

6 обязанностей брахманов

Санскрит:

Патхана-патхана, йаджана-йаджна дана-пратиграх

  1. Изучение Вед является основой занятости брахмана и первым правилом .
  2. Следующий вид деятельности – передача полученных и освоенных знаний последователям и всем , кто в них нуждался .
  3. Также брахман обязан поклоняться и проводить ягьи (ритуалы) от себя лично Богу.
  4. Обучать поклоняться и проводить ягьи (жертвоприношение) Богу от других , так как только он обучен всем таинствам и тонкостям этого ритуала .
  5. Более того , еще одно основное занятие заключалось в том , что ему необходимо принимать дары от других.
  6. И кончено же раздавать пожертвования всем нуждающимся вместе со своими благословением .

С самых ранних лет, мальчики из семей брахманов отправлялись в школу духовного учителя, гурукулу. Там они под руководством гуру изучали все тонкости Ведической философии и постигали духовную науку служения Богу, Бхагавата дхарму.

Уникальным термином , наилучшим образом определяющим смысл служения брахмана является дхарма . Она подразумевает совокупность всех правил , которые обеспечивают жизнь в служении Богу.

Индийская философия объясняет ее , как единственный путь к достижению высшего совершенства. Они строго — настрого исполняли свой религиозный долг , поддерживая нравственные и духовные устои на высоком уровне .

Завидные права и привилегии брахманов

Авторитетность брахманов была безграничной и беспрекословной . Например в Ведическом обществе за некоторые виды тяжких преступлений могли назначить смертную казнь. Но брахманам смертную казнь не назначали никогда, даже если они совершали такие поступки.

Их изгоняли из общества и страны и для них это было самое тяжелое наказание. Законы совсем по — другому действовали на них , в отличии от суровых наказаний , предназначенных для других варн . Члены этой варны имели множество привилегий , указанных в законодательных актах .

Брахманы имели непосредственное влияние на правителя, так как они обладали глубокой мудростью и непредвзятостью. При царе собирался отдельный брахманский суд , который давал советы царю, и царь следовал им беспрекословно .

Один из ярких примеров это брахман Чанакья пандит. Он был советником у царя и при этом не получал никакого жалованья. Аргументируя это тем, что если он будет получать деньги от царя то впадет в зависимость от него и не сможет давать справедливые советы.

Проверенные тысячелетиями бесценные знания

Индийцы с особой трепетностью относятся к Ведическим священным писаниям , пытаясь следовать их букве. Конечно, в настоящее время это все постепенно утрачивается и забывается.

Веды, в частности Упанишады — это источник , из которого берет начало учение брахманов . Именно из Вед они черпают знания о духовной сущности человека , которая называется , джива или атман .

Также словом Брахман называют безличный аспект Господа, Абсолют. Верховная личность Бога, Кришна источник этого безличного брахмана, п ервоначало всего сущего , вечного и неизменного , что было в начале и останется навсегда . Еще это безличный аспект абсолюта называют ниргуна , то есть не обладающий никакими качествами . Следует понимать, что ниргуна брахман не обладает материальными качествами, а не вообще. Так как Абсолютная истина — это Верховный Брахман, Бог, Кришна, и он источник всех качеств которые находятся в нем.

Единственным способом постичь Абсолютную истину является шабда – процесс познания , слушания из авторитетного источника .

Изучая Веды на протяжении всей своей жизни и исполняя все предписания этих священных книг , брахманы желают достигнуть Бога, осознать его и служить ему. Имперсоналисты же хотят безличного освобождения, мокши или нирваны.

Почему высшая варна столь почитаема

Приверженцы низших каст особенно почитали жрецов за мудрость , которую они распространяли по миру . Так как брахманам , согласно текстам шастр , запрещалось зарабатывать на жизнь наемным трудом , то люди приносили им все необходимое , полностью обеспечивая как провиантом , так и одеждой .

По определению брахманы вели достаточно простой и аскетичный образ жизни. Основная еда для них — это вегетарианская пища, зерно, бобы, фрукты, овощи и молочные продукты. Цвет одежды брахмана зависел от того в каком духовном укладе они состояли. Саньяси, монахи, отрекшиеся от мира носили одежду оранжевого цвета(шафран), семейные — белого.

Все люди посещали храм, чтобы получиь даршан – возможность обратится к божеству , благоговейно лицезреть его . Но только брахманы могли совершать ритуалы в храмах это было их исключительным правом .

Также обычные люди могли узнавать о текстах Вед и всех накопленных в них знаниях только от брахманов . Они рассказывали о духовном и материальном мире , умели трактовать процесс эволюции , показывали человеку путь , который приведет его к совершенству .

Возможно ли стать брахманомв наше время ?

В наш период в Индии раздел на касты запрещен конституцией , но сама система настолько сильно утвердилась в сознании населения , что ее невозможно искоренить . Сейчас же значение варнового распределения немного изменилось , исчезли строгие правила , остались лишь традиции .

Если изначально брахмана определяли по качествам, и им мог стать любой кто соответствует им, например который многие годы усердно придерживался священных предписаний , медитировал и занимался духовным развитием , то сейчас эти правила несколько изменились.

Система варн выродилась в кастовую систему, и брахманов определяли только по рождению, о чем писал выше.

Но в наше время также можно получить брахманский титул, если соответствовать всем канонам писаний, которые предписывают свод правил брахмана. Конечно, в Индии еще полным полно царят эти предрассудки, о кастовости и праву по рождению. Такие кастовые брахманы претендуют на свое исключительное превосходство и они никогда не признают выходцев из других сословий за равных себе. Но это всего лишь предрассудки, которые не находят отклик в священных писаниях.

Ничего не значит ни рождение, ни внешность , ни богатство . Главное – духовные достоинства человека и его качества .

Один из великих святых и реформаторов индийской духовности, Бхактисидханта Сарасвати Тхакур, очень рьяно сражался и одерживал победу в диспутах с так называемыми кастовыми брахманами, разбивая в пух и прах их доводы о том, что они имеют право претендовать на свое положение только по рождению.

Дорогие читатели ! Надеюсь , что эта статья немного приоткрыла завесу удивительной и мною любимой культуры Ведической Индии , и вы сможете извлечь что то ценное и интересное для себя. Подписывайтесь и не забывайте

Первоначально система четырех наследственных классов, на

которые делилась индийское население: брамины, кшатрии, вайшьи и

шудры (или потомки Брамы, воины, торговцы и низшая, или

земледельцы). Помимо этих начальных четырех, теперь в Индии

Отличное определение

Неполное определение ↓

КАСТЫ

португ. casta – род, происхождение, от лат. castus – чистый) – замкнутые, эндогамные группы людей, связанных единством наследств. профессии. Давая характеристику каст, Маркс писал: "...одна каста отделена от другой; между ними не допускается смешения путем браков; касты совершенно различны по своему значению; у каждой касты своя исключительная, неизменная профессия" ("Формы, предшествующие капиталистическому производству", 1940, с. 12–13). Появление К. было связано с возникновением обществ. разделения труда. "...Примитивная форма, в которой осуществляется разделение труда у индусов и египтян, порождает кастовый строй в государстве и в религии этих народов..." (Maркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 38). К. существовали в ряде древних и ср.-век. гос-в, однако нигде они не: приобрели столь строгой формы и не сохранились так долго, как в Индии, что объясняется крайне медленным (в прошлом) процессом социально-экономич. развития страны. В Древней Индии в период господства рабовладельч. отношений все население делилось на четыре сословные варны – брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр, к-рые уже обладали рядом осн. признаков К. В пределах варн, особенно вайшьев и шудр, постепенно возникают джати в значении каста. В ср.-век. Индии К. стали основой иерархич. структуры феод. общества, заменив прежнее деление общества на варны. В зависимости от места К. на ступенях феод. иерархич. лестницы определялись ее обществ. права. Высшие К. брахманов и кшатриев (раджпутов) вели свое происхождение от одноименных варн, ниже находились торгово-ростовщич. К. и еще ниже – огромное количество земледельч. и ремесленных К. Наиболее угнетенные слои полурабов-полукрепостных, как правило, относились к многочисл. К. "неприкасаемых". В число "неприкасаемых" включались иногда целые племена в процессе их подчинения более крупным и развитым в социально-экономич. отношении народностям. Большое количество "неприкасаемых" племен сохранилось до сер. 20 в. на юге Индии. Согласно индуизму, принадлежность человека к той или иной К. определяется степенью "греховности" его души в "прошлых существованиях"; эта "греховность" сохраняется якобы и в новой телесной оболочке и способна "осквернять" людей, стоящих выше в социальном отношении. Поведение членов каждой К. регламентировалось всевозможными правилами, особенно строгими в отношении браков и совместной еды с членами других К. В ремесленных К. регламентация распространялась также и на процесс труда. За соблюдением кастовых правил следили кастовые советы, к-рые накладывали на нарушителей взыскания вплоть до исключения из К. В период феодализма изгнание из К. ставило человека вне общества и было сильным орудием принуждения в руках феодалов и гос. аппарата. Протест нар. масс против кастовых ограничений выражался, с одной стороны, в форме сектантских движений, критиковавших существующие порядки, с другой – в переходе членов низших К. в ислам, формально признающий равенство людей перед богом. Экономич. и политич. раздробленность феод. Индии, неравномерность социально-экономич. развития различных частей страны привели к тому, что в различных областях Индии и у разных народов возникла своя более или менее специфич. кастовая структура, появились многочисл. К. и подкасты. По нек-рым данным, в Индии существует (сер. 20 в.) до 3 500 К. и подкаст; лишь немногие из них, напр. сословные К. брахманов и раджпутов, являются общими для всей Индии, но и внутри них имеются подразделения. Кастовый строй еще в период позднего средневековья встал в противоречие с социально-экономич. развитием страны. С ростом капиталистич. отношений К. как форма организации ремесла начинают утрачивать свое значение. В совр. Индии нет ни одной К., члены к-рой занимались бы исключительно своей кастовой профессией. Однако как пережиток феод. общества К. продолжают существовать. Кастовый строй, изолирующий людей друг от друга, мешающий объединению угнетенных классов в борьбе против эксплуататоров, всегда поддерживался господствующими классами Индии. Кастовый строй использовался англ. колонизаторами для осуществления в Индии политики "разделяй и властвуй". По конституции Индии (1950) признано равноправие: К., но фактически система кастовых различий: сохраняется. Лит.: Маркс К., Нищета философии. Соч., 2 изд., т. 4, с. 148, 150, 153–54; его же, Введение (Из экономических рукописей 1857–58 годов), там же, т. 12, с. 722; его же; Капитал, т. 1, там же, т. 23, с. 351–52, 522; Маркс К; и Энгельс Ф., Немецкая идеология, там же, т. 3, с. 38; Всемирная история, т. 1, М., 1955, с. 600–601; то же; т. 2, М., 1956, с. 567–69; Ильин Г. Ф., Шудры и рабы в древнеиндийских сборниках законов, "Вестн. древней истории", 1950, No 2, с. 94–107; Dutt N. К., Origin and growth of caste in India, L., 1931; Ghurye G. S., Caste and class in India, Bombay, 1957; Sharma R. S., S?dras in Ancient India, Delhi, 1958. А. Осипов. Москва.