Какие факты о русских шокируют европейцев. Иностранцы о жизни в России

Благодаря проживанию в Швейцарии и поездке в Америку мне удалось узнать, что думают американцы и европейцы о русских. А думают они часто вещи весьма неожиданные.Во первых, европейцы очень удивляются, когда встречаются с хорошо говорящим по английски русским. Начинают спрашивать, как и когда его учили. Начинают относиться уважительно и рассказывать истории, как встречали очень плохо говорящих по английски русских. Отсюда вывод - в старушке Европе считают, что с иностранными языками у русских беда.Американцы сами редко говорят на других языках. Оно и понятно - у них самих страна огромная, многие за всю жизнь из нее не выезжают, начинают путешествовать только к пенсии, когда уже язык учить лень. Д аи все рано куда не приедешь - везде говорят по английски. Поэтому изучение иностранного языка американцы считают делом тяжелым и трудозатратным. Поэтому, встречая хоть как то говорящего на английском человека, включая русского, они этому очень радуются, уважают его за выбор языка их любимой страны, рассматривают это как появления уважения лично к ним.Во-вторых, американцы просто уверены, что в России все и всегда пьют водку.Группа американских студентов, приехавшая в питер, была очень удивлена, что по улицам ходят люди с пивом, а не с водкой. Им кажется, что русские много пьют, не пьянея. Видимо, сказываются именно такое представление русских в американском кино.В-третьих, русские девушки.Американцы думают, что русские девушки изящны и женственны. Оно и понятно - женская часть нашей группы в Америке всегда одевалась со вкусом - платья, короткие шорты, рубашки на выпуск с поясом и тд. Если у нашей девушки красивая фигура - она ее подчеркивала, если лицо - красила, если шарм -очаровательно улыбалась и была в струящихся тканях. И так везде - на водопаде, в музее, на шашлыках в доме преподавателя, при походе в магазин распродаж. А наша гидесса всегда встречала нас в джинсах и футболке. На третий день она сказала нам «Вы всегда такие элегантные!».Евопейцы думают, чо русские девушки не только женственны, но и особенно красивы. В Швейцарии я считалась чуть ли не королевой факультетской красоты, потому что иногда одевала юбки, не носила с черным пальто зелую вязанную шапку с помпоном, и подчеркивала талию. Европейцы уже от этого приходили в восторг. В Швейцарии у меня был друг румын, который как то пожаловался мне «Я когда приехал, мне стало грустно - тут на улицах смотреть не на кого!». А моя подруга, проживающая в Германии подметила «Здесь со спины можно узнать русских. Если идет кто то, то ли он то ли она в мешковатой одежде - это немка, или немец. Если идет кто то на каблуках, в силуэтной одежде - точно русская девушка».В-четвертых. Американцы думают, что в России все спокойно и безопасно. Американцы вообще считают, что безопасно везде, а если что и произойдет - американские посольства и консульства их точно спасут. Ну вот только разве в соседней Мексике не спокойно, там лучше в машине окна закрывать и незнакомых не подвозить. А Россия - туда вполне можно съездить, только далеко лететь.Европейцы же уверенны, что в России опасно. Там есть мафия, и чуть что - тут же загремишь в КГБ, и пропадешь там, и никто потом тебя не найдет. Один немец сказал мне «Нет, в Россию я не поеду, меня там убьют. (Почему? - удивленно спрашиваю я). Вот пойду я по улице, они ко мне подойдут и спросят сколько время. А я то языка не знаю!!! И они меня убьют». И он был в этом совершенно уверен.Европейцы думают, что в России должно быть очень интересно, хотят посмотреть на культурное наследие наше великое. Но … не сей час, а когда нибудь потом обязательно … когда станет более безопасно.В-пятых. Никто не знает Гагарина, Пушкина, Попова и Менделеева. В глазах всего мира никаких прорывов в космосе, радио и химии Россия не делала, а стихи никого не интересуют. Вот Толстой или Достоевский - это пожалуйста, каждый второй американец или европеец что то вспомнит про этих людей. Хотя Калашников и Касперский - вот два самых популярных русских, что в Америке, что в Европе. И между ними где то Горбачев.Ну и в заключение - что американцы и европейцы думают про русское образование. В Европе уверены, что русских в школе всех поголовно учат грать в шахматы и … Один раз ко мне подошел нидерландец и спросил «Виктория, можно задать вам личный вопрос? - Да. - Мне так неловко, просто меня сын спросил, и мне самому интересно … - Ну? - Скажите, а в России в школе вас учат кататься на коньках? - На коньках? Нет. - А как же … - Что как же? - Как же ваши фигуристы?, я думал, они с детства … - Они да, а все мы остальные - нет. А на юге так вообще никто не катается. - Ну да, у вас же еще юг есть. Так сыну и передам. Спасибо. Извините за личный вопрос.»Про математику - на первой же лекции университете лектор сказал - «… и вот у нас получилось квадратное уравнение. Кто знает как его решить? .. Ну, сей час и проверим, правда ли, что русские сильные в математике. Виктория - вы знаете? Напишите не доске!». Я написала формулу решения квадратного уравнения почти без ошибок, и подтвердила данный стереотип.Американцы же думают, что их система образования самая лучшая. И поэтому все должны всеми силами пытаться попасть к ним учиться. А русское образование - ничего в нем нет особенного.В целом могу сказать, что образованные люди, как американцы, так и европейцы, нормально относятся к русским, если они не сидят в большом количестве на пособия по безработице в их стране. А не образованные до сих пор считают, что Россия - страна медведей, водки и КГБ. Ну а что с них возьмешь? Разве мы много знаем о Китае или Голландии - их писателях и истории?

Россия всегда была настолько дика и чудаковата для европейцев, что на Западе вошло в обиход выражение «сrazy Russians». Образ жизни, привычки, менталитет русских – все это не просто удивляло, но и шокировало иностранцев.

Безграничная любовь

Французский гуманист Луи Ле Руа (1510–1577) хоть и включал московитов в число «первых и самых славных народов мира» по признаку могущества и силы, однако отмечал их странную приверженность к деспотичному правлению, основанному на сакрализации личности монарха и бесправии подданных.

О том, что русские находятся под властью тиранов, писал другой француз – королевский историограф Андрэ Тевэ (1516-1592). Сравнивая «герцогов Московии», будь то Василий III или Иван IV, с тиранами Африки и Эфиопии, Тевэ отмечал, что они пользуются «абсолютной властью, как над епископами, так и над другими, распоряжаясь имуществом и жизнью каждого по своей прихоти».

Для европейцев было совершенно непонятно, почему русские столь любят и почитают своих правителей, веря, что воля государя есть воля Божья. Европейские дипломаты удивлялись, как даже самый выдающийся представитель московитов будет называть себя холопом своего царя в той мере, что и рабом Божьим.

Учение в тягость

С легкой руки европейских путешественников по Московскому государству XVI-XVII веков за русскими закрепилось обидное и во многом несправедливое прозвище «варвары». «То ли безграничная власть сделала народ варварским, толи варварство народа породило такую власть», – размышляли французские аристократы.

На писателя Франсуа де Бельфорэ (1530–1583) неизгладимое впечатление произвел моральный образ русских. «Воинственные дикари, пьяницы, развратники, обманщики, взяточники, дурно относящиеся к женщинам, плохо образованные, приверженцы рабского состояния, заблуждающиеся христиане», – такими видел парижский интеллектуал жителей Московии.

Исключительно удивляла иностранцев судебная система России. Они считали, что реальные законы здесь подменялись мнением судьи. Но больше всего их поражала продажность служителей фемиды, которые были способны пустить дело в любом направлении. Ужасали европейских посланников телесные наказания преступников. По их словам, четверти отведенных ударов бы хватило, чтобы они сами отправились на тот свет, в то время как русские проявляли к этому крайнее равнодушие.

На одну часу весов с «русским варварством» иностранцы, побывавшие в России XVI-XVII столетий, ставили невежество, утверждая, что оно здесь особо пестуется. «Они ненавидят учение и, в особенности, латинский язык. У них нет ни одной школы, ни университета. Только священники обучают молодежь читать и писать, что мало кого привлекает», – читаем мы в мемуарах французского дипломата.

На все руки

О русской армии европейцы писали охотно и практически всегда уважительно. Все авторы соглашались с неприхотливостью и стойкостью русских солдат. Иностранцев познакомившихся с обустройством русского войска поразило немалое количество подразделений, которые по своей боеспособности даже превосходили лучшие гвардейские части европейских армий.

Послов удивляло, что, будучи плохо подготовлена к очередной войне и необеспеченна должным образом провиантом и жильем, русская армия прекрасно выживала в экстремальных условиях, так как солдаты умели добывать пропитание и находить кров самостоятельно.

Датский посланник в России Юль Юст (1709-1712) с восторгом описывал, как русские драгуны умели ловить рыбу. Расположившись у небольшого озера и раздобыв сеть, они поплыли, действуя ногами и одной рукой, другой же влекли сеть. «Умение русских найтись в путешествии при всяких обстоятельствах возбуждает невольное удивление», – отмечал Юст.

Дело в пеленках

На русскую силу и удаль обращали внимание многие зарубежные авторы. Французский механик Клод Шапп (1763-1805) объяснял это тем, что в России не знают множества одежды и сковывающих движение бинтов, которыми во Франции пеленают детей. «Они, по словам Шаппа, не только вредят развитию мускулов, но и являются главной причиной того, что в других странах Европы встречается большое количество уродов, в то время как в России они редки». По этой причине жители России меньше подвержены недугам, – считает француз.

По мнению иностранцев, крепости организма способствует физическое воспитание, которое практикуется по всей России. Итальянский дворянин и этнограф Аллесандро Гванини (1538–1614) зафиксировал, как «московиты безо всякого оружия смело выходят на дикого медведя и, схватив его за уши, таскают до тех пор, пока тот в изнеможении не повалится на землю».

Французский писатель Астольф де Кюстин (1790–1857) восхищался ловкостью и умелостью русского крестьянина, «который не знает препятствий для выполнения порученного приказания. Вооруженный топором, он превращается в волшебника и вновь обретает для вас культурные блага в пустыне и лесной чаще».

Безо всякого стыда

С русской баней познакомились почти все приезжающие в Россию европейцы. На многих она произвела неизгладимое впечатление, некоторых ужаснула. Сначала в клубах раскаленного пара хлестать себя мокрыми прутьями, а затем еще и бросаться в ледяную купель. Для заезжего гостя это было слишком.

Немецкий ученый Адам Олеарий (1603-1671) с изумлением отмечал, как русские могут выносить нестерпимый жар, потом еще выбегать на улицу, обливаться ледяной водой или валяться в снегу, обтираясь им словно мылом.

Чешский путешественник второй полвины XVII века Бернгард Таннер, решившийся посетить московскую баню, испытал конфуз другого рода. «По принятому у нас обыкновению мы пришли покрытыми, думая, что здесь моются так же, как и в наших краях, но с первого же шага заметили разницу, – вспоминал Таннер. – Дверь, увидели мы, отворена, окна не заперты, но в бане было все-таки очень жарко. Как увидели московитяне нас покрытыми, а они безо всякого стыда были голы совершенно – так и разразились хохотом».

Иностранцев поражало, что мужчины и женщины в русской бане могут мыться сообща, а также без стеснения выбегать нагишом на улицу и погружаться в прорубь. Для них это была настоящая экзотика. Только в 1743 году российский Сенат специальным указом запретил в торговых банях совместную помывку мужчин с женщин.

Пить до победного

Сегодня миф о том, что русская нация самая пьющая в мире уже опровергнут. К примеру, статистика ВОЗ утверждает, что русские заметно уступают в этом компоненте прибалтам. Но в старину видимо было иначе: пристрастие русских к горячительным напиткам отмечалось чуть ли не в каждом втором очерке о России.

Английский дипломат при московском дворе Джайлс Флетчер (1548–1611) писал, что приступая к еде русские обыкновенно выпивают чарку водки, целуя друг друга при каждом глотке, потом ничего не пьют до конца стола, но тут уже напиваются вдоволь так, что после обеда с ними нельзя ни о чем говорить. «Напиваться допьяна каждый день в неделю у них дело весьма обыкновенное», – отмечал англичанин.

Иностранцев всегда удивляло, что повод для выпивки в России мог быть самый пустяковый, а процесс, начавшийся с «соточки за здоровье», часто перерастал в грандиозную попойку, затягивавшуюся до глубокой ночи. Однако наутро все были трезвы как стеклышко. Как им это удается? – не могли понять иностранцы.

Клин клином

Еще один поразительный факт – отменное здоровье русских. Яков Рейтенфельс, посол римского папы в Москве в 1670-73 годах, был озадачен, как жители России спокойно переносят суровость здешнего климата и нисколько не страшатся выходить с открытой головой под снег или дождь. «Дети трех-четырех лет от роду, зачастую, в жесточайшие морозы, ходят босые, еле прикрытые полотняною одеждою и играют на дворе, бегая взапуски. Последствием сего являются знаменитые закаленные тела», – полагал папский посланник.

Французский капитан Жак Маржерет, с 1600 года состоявший на московской службе, писал, что русские за исключением вельмож не знают что такое врач. Они неохотно принимают пилюли, ненавидят промывательные средства. «Если простолюдины заболевают, продолжает Маржерет, они берут обычно водки на хороший глоток и засыпают туда заряд аркебузного пороха или же головку толченого чеснока, размешивают это, выпивают и тотчас идут в парильню, столь жаркую, что почти невозможно вытерпеть, и остаются там, пока не попотеют час или два, и так поступают при всякой болезни».

Баня, водка и чеснок – трех главных русских докторов называл датский дипломат Юль Юст. Эти совершенно противоестественные для иностранца вещи могли поднять с постели практически любого больного в России.

Посланник римского императора при дворе царя Алексея Михайловича австриец Адольф Лизек был свидетелем того, как занемогшему лихорадкой посольскому приставу русский лекарь обложил голову, артерии, грудь и бока большими льдинами, хотя теплоты всего тела было недостаточно для того, чтобы их растопить. Какого было удивление дипломата, когда на третий день пристав встал, как ни в чем не бывало. «Вот что значит, клин клином выбивать», – заключил Лизек.

Поколение постарше еще не забыло, что в Советском Союзе, мягко говоря, не приветствовались поездки простых граждан за границу. С той стороны к нам тоже мало кто наведывался. Эти сложности стали причиной появления предвзятых и однобоких представлений о России, заключающихся в трех словах - водка,
медведи, матрешка. Не последнюю роль в укреплении нелицеприятного мнения о нашей стране играл и очень популярный среди всех слоев населения Голливуд. Кстати, в те годы мало кто отдельно выделял Украину, Казахстан или другую республику. Все мы были для иностранцев русскими. Сейчас уже нет железного занавеса. Россияне свободно путешествуют по всему миру, демонстрируя там, «за бугром», что наша нация собой представляет. К нам тоже приезжают миллионы туристов, собственными глазами смотрят, как мы живем, знакомятся с нашей культурой.

Что думают о России иностранцы сейчас? Насколько изменилось их мнение? Некоторые общественные организации и вездесущие журналисты время от времени проводят опросы, но ответы граждан из дружественных и недружественных стран очень разнятся. Это зависит прежде всего от цели их визита. Одно говорят о России туристы, приехавшие сюда на пару дней с экскурсионной группой и организованно посещающие только отмеченные в программе достопримечательности. Они видят только то, что им хотят показать туристические гиды. Совсем другое могут рассказать иностранцы, работающие в России, обучающиеся здесь, все, кто живет у нас длительное время, причем впечатления проживающих в столице и в глубинке кардинально отличаются. Да и сами иностранцы тоже разные. Мнения о нашей стране, например, американцев или немцев, во многом отличаются от мнений нигерийцев, китайцев или мексиканцев. Но в одном все зарубежные гости едины: Россия огромна, чтобы познать и понять ее, нужны годы.

Русские и алкоголь

В западном мире присутствует мнение, что наша нация - неимоверно пьющая. Об этом в той или иной интерпретации говорят почти все европейцы, американцы, азиаты. А ведь если обратиться к статистике ВОЗ, Россия по употреблению алкоголя на каждого ее жителя занимает не первое, не второе и даже не третье место. В этом вопросе нас обогнали даже сдержанные прибалты. И тем не менее иностранцы о жизни в России говорят, что здесь пьют очень много. Их особенно удивляет, почему у нас можно выпивать где угодно - в ресторане, на банкете, в парке на лавочке, просто на улице. Стражи порядка это не пресекают, прохожие остаются безучастными. Возможно, именно поэтому мы все кажемся им такими пьющими? А еще иностранцы не могут понять, почему у нас даже в магазине можно приобрести некачественное спиртное, ведь это опасно для здоровья. Также их удивляет, что в России повод для выпивки может быть самым пустяковым, а процесс, начавшийся с «по соточке за здоровье», часто перерастает в масштабную попойку и затягивается до глубокой ночи, причем почти всегда хорошо принявшие на грудь русские начинают вести интеллектуальные беседы о политике и смысле жизни, хотя, будучи трезвыми, они стараются этих тем избегать. У них там, «за бугром», на такие темы говорят только трезвые, а когда пьют, просто веселятся или рассказывают о своих реальных или вымышленных победах.

Многие иностранцы, глядя на наших выпивох, не могут понять: неужели русские настолько богаты, что находят средства на такое количество спиртного? А главное, как после обильной выпивки они на следующий день спокойно идут на работу?

Русские и порядок

Нашим людям, как говорится, законы не писаны. Мы к этому привыкли и уже не замечаем, как постоянно где-то что-то нарушаем. А вот они замечают. Иностранцы о жизни в России говорят, что здесь является нормой или даже обязанностью не следовать правилам, если за это нет наказания. У них же, наоборот, нормой считается соблюдать установленные правила, даже когда рядом нет никакого контроля. Русские люди без малейшего сомнения переходят дорогу на красный свет, если, по их расчетам, до движущегося автомобиля еще далеко, на платформах в метро постоянно заходят за ограничительную линию, хотя это опасно для жизни, оставляют свои машины в неудобных местах, лишь бы не платить за парковку. Иностранцы удивляются, зачем в супермаркетах установлены десятки касс, если работают одна-две, несмотря на собирающиеся в них очереди. Им не понять, почему у нас латают дороги в дождь, а теплосети начинают ремонтировать при морозе. А как изумляют автолюбителей из зарубежья гаишники, несущие службу в придорожных кустах!

По поводу безопасности иностранцы о жизни в России отзываются по-разному. Выходцы из опасных в криминогенном отношении Латинской Америки, Танзании, ЮАР, Судана считают, что на наших вечерних и ночных улицах райское спокойствие. Европейцы, наоборот, уверены, что в российских городах довольно неспокойно. Даже если ничто и никто не угрожает жизни, можно легко лишиться имущества либо быть втянутым в скандал. При этом на улицах всегда полно патрулирующих полицейских, поэтому, по логике вещей, порядок должен быть идеальным.

Русские и богатство

Раньше в СССР все были примерно равны. Теперь в нашем обществе произошло разделение на бедняков и богачей. Все, как у них, в их далеких Америке, Европе, только с российским колоритом. Что удивляет иностранцев в наших богачах? То, что большинство из них кичатся своим новым статусом, возводят дома в несколько этажей не для того, чтобы там жить, а просто для престижа, отовариваются только в самых дорогих магазинах, покупают дорогущие машины, чтобы казаться еще весомее и значительнее. Причем, если на дорогах возникают пробки (а в крупных мегаполисах они есть постоянно), наши богачи часами будут ждать, нервничать, опаздывать, но ни за что не спустятся в метро, потому что это ниже их новоявленного статуса. За границей такого нет. Там даже директора компаний без малейшего ущерба для своего имиджа могут сегодня приехать на работу на дорогом авто, завтра - на городском автобусе, а послезавтра - на велосипеде. Там богатые не видят ничего зазорного в посещении обычных супермаркетов, причем охотно покупают акционные товары.

Русские и феминизм

Не секрет, что заграничные женихи охотно выбирают в жены наших барышень. Мужчины-иностранцы о России говорят, что здесь не стоит так остро вопрос о равноправии, как, например, в Америке. Там большинство женщин стараются доказать свою самостоятельность, из-за чего страдает их женственность. Они сами за себя платят в ресторанах, болезненно реагируют, если им помогают открыть дверь или подают руку при выходе из транспорта. Там женщины, создавая семью, прежде всего руководствуются материальными соображениями и спешат составить брачный контракт. Большинство россиянок пока не такие.

Хотя их сила воли и духа ничуть не слабее, чем у тех же американок, им нравится казаться слабыми. чувствует себя больше мужчиной, чем у себя на родине, потому что наши женщины ничуть не мешают ему самоутверждаться. Они благодарны за любую помощь со стороны мужчин, даже если с проблемой могут отлично справиться без них. Соглашаясь стать женой, наши красавицы прежде всего интересуются, любит ли их избранник, а уже потом на второе место ставят вопрос о том, где и кем он работает, какие у него перспективы на службе. Некоторых иностранцев удивляет обилие цветочных магазинов на улицах российских городов. Они недоумевают, почему для наших женщин так важно, чтобы возлюбленный являлся на свидание с цветами, и почему цветов в букете должно быть непременно нечетное количество.

Русские и культура

Россия глазами иностранцев-туристов в этом плане просто прекрасна. В основном экскурсионные группы посещают Санкт-Петербург и Москву, а там - самые знаменитые достопримечательности. Неудивительно, что все опрошенные экскурсанты с восторгом говорили об Эрмитаже, Зимнем дворце, Третьяковке, Покровском соборе, Красной площади. Многих зарубежных граждан, даже продвинутых в области культуры французов, удивляет то, что у нас любят посещать музеи и галереи люди всех возрастов, причем часто там можно встретить влюбленные парочки. Итальянцам, испанцам, американцам трудно представить свое свидание с девушкой не в ресторане и даже не в кино, а, например, в художественной галерее.

Почти все иностранцы о России рассказывают, обязательно упоминая наш Большой театр и прекрасный балет. Многие девушки из дружественных стран мечтают учиться в русской балетной школе.

Очень удивляет зарубежных гостей любовь русских к чтению. У нас в метро и электричках, в парке на лавочках и в городском транспорте до сих пор читают обычные печатные книги и газеты, хотя молодежь можно чаще увидеть с планшетами и айфонами.

За границей среди тех, кто ни разу не бывал в России, еще живет мнение, что здесь мужики играют на балалайках, а бабы водят хороводы. Некоторых иностранцев, посетивших нашу страну, удивило, что они вообще не смогли увидеть русского фольклора, о котором им так много рассказывали.

Русские и еда

Иностранцы о жизни в России очень часто рассказывают, вспоминая наши пельмешки (или огромные равиоли), наш борщ (или красный суп), блины с мясом, самую вкусную в мире черную икру. Не нравится заграничным гурманам холодец. Многие не понимают, как такое блюдо можно есть. Еще больше нелестных слов - об окрошке. Как думают иностранцы, это все, что есть на столе, собранное и смешанное в одной кастрюле.

Наши соотечественники, кому довелось побывать заграницей в гостях, вспоминают о том, что изобилия яств на столе не было, хотя всем всего хватило. Россия глазами иностранцев выглядит, конечно, несколько иначе, нежели ее видят русские. Первые иногда считают ее достаточно богатой державой, потому что все застолья у нас проводятся с размахом, независимо от повода и материального достатка людей, их организующих. Русскому человеку зачем-то очень важно заставить стол блюдами со всевозможными салатами, огурчиками, помидорчиками, сырно-колбасными нарезками, жареными окорочками и прочей снедью. Половина всего этого не съедается и выбрасывается, к изумлению зарубежных гостей.

Те из иностранцев, кто путешествовал по России поездом, не могут понять, почему наши люди, лишь только тронется состав, начинают доставать из сумок кучу продуктов, словно они хотят наесться в дороге на всю оставшуюся жизнь.

Русские и дружелюбие

Практически все зарубежные гости вспоминают добрыми словами наше искреннее русское гостеприимство. Некоторые из опрошенных иностранцев путешествовали по России автостопом, просясь на постой к простым жителям, а не останавливаясь в гостиницах. Все они рассказывают, какой им оказывали замечательный прием, как выставляли на стол массу продуктов, укладывали спать в чистую постель, даже специально топили баньку. На следующее утро эти случайные люди становились для зарубежного гостя лучшими друзьями.

Однако в целом всех русских иностранцы называют угрюмыми и считают, что в этом повинен наш суровый климат. Они говорят, что у нас в метро, в магазине, просто на улице очень редко можно увидеть улыбающихся мужчин, женщин, молодежь, стариков. Ситуация кардинально меняется, когда к русским людям обращаешься, например, с вопросом, как найти дорогу. Угрюмость сразу исчезает, вместо нее появляется искреннее желание помочь.

Русские и бизнес

Какой видят нашу страну туристы, примерно ясно. А что думают о России иностранцы, которые здесь живут и работают? Китайцы считают, что у нас очень строгие порядки, приличные зарплаты, высокие цены и волевой президент. Путина они называют замечательным правителем, почти таким, как их Си Цзиньпин.

Европейцы и американцы, трудящиеся у нас руководителями или ведущими специалистами, считают, что в России зарплаты ниже среднего, а цены непомерно высокие, причем даже на такие товары, которые должны стоить дешево, например на бензин (ведь мы имеем много нефтяных скважин).

В августе этого года, во Львове и Киеве прошли презентации украинского перевода книги (кроме украинского эта книга переведена еще на 10 языков ) финской журналистки Анны-Лени Лаурен «У них что-то с головой, у этих русских». Её автор четыре года прожила в Москве и Санкт-Петербурге, работая специальным корреспондентом телеканала YLE, что позволило ей глубоко ознакомиться не только с официальной жизнью нашей страны, но и с культурой, отношениями людей и отчасти нашей историей.

Хотя у нас книга была издана ещё в декабре 2009 года, её презентация у наших соседей вызвала новую волну интереса и в России. Первоначально после своего издания работа получила довольно противоречивые отзывы и от критиков и от читателей: от мнения, что финская журналистка «как нельзя более точно подметила все национальные особенности русских», до «автор чем-то обижен на Россию». Так и сейчас в СМИ появились публикации , производящие впечатление, что книга представляет собой некое собрание русофобских мифов и представлений в глазах европейца.

Корреспондент «Свободной Прессы» решил лично выяснить, как признания автора в любви к России сочетаются с подобными взглядами. Какое же впечатление о нашей стране складывается у западного европейца — человека, с совершенно иным типом воспитания, культурой и историей после того, как он несколько лет проживёт в нашем обществе? Результат оказался совершенно неожиданным.

Книгу условно можно поделить на несколько блоков:

Об отношениях между мужчинами и женщинами

Значительная часть произведения посвящена русским мужчинам, женщинам и их взаимоотношениям. «Русским женщинам присуще то очарование, которое резко отличает их от других женщин, особенно скандинавских. Это качество может привести мужчин-иностранцев в совершенный восторг. Особенно скандинавских мужчин. Мои финские друзья-мужчины чуть шею себе не свернули, когда навещали меня в Москве: здесь слишком много стильно одетых девиц на выданье, их можно рассматривать постоянно».

«Мои русские приятельницы очень мало говорят о сексе. Постельные подвиги мужей и бойфрендов не являются у (русских) подруг темой для обсуждения в такой же степени, как, например, в Финляндии. Неразрешимая загадка: почему русские женщины тратят столько энергии на то, чтобы выглядеть сексуально, и при этом никогда не говорят о сексе?.. Некоторые утверждают, что русские женщины одеваются как проститутки. Это неправда. Тут бывает по-разному… Юбок короче, чем в Москве, я не видела никогда. Вполне естественно, что в стране крайностей должно проживать множество девушек, считающих, что юбке положено еле-еле прикрывать трусы. Даже при минусовой температуре».

В качестве едва ли не основной проблемы женского пола автор описывает трудности с нахождением себе такого мужчины, который бы: а) не пил, б) имел работу и в) был не женат. «В России избыток красивых, хорошо образованных, компетентных женщин — и недостаток непьющих работающих мужчин».

На этом фоне журналистку особенно возмущает неравенство между полами: «Русское общество демонстрирует мужской шовинизм весьма откровенно и устойчиво. Например, в порядке вещей писать объявления о приеме на работу следующим образом: «Требуется секретарь, женщина, до 25 лет, рост не ниже 175 см».

Но, несмотря на свой эгоизм, по её мнению, русские мужчины воспринимают женщину как существо более высокого порядка. «Женщины вообще считаются более культурными, образованными и утонченными, чем мужчины, — даже при том, что они в то же время эмоциональны и слабы, и поэтому им нельзя доверять ответственные дела». Русские мужчины настолько галантны, что автору пришлось привыкать к тому, что ей придерживают дверь, платят за чашку кофе или помогают положить тяжелые сумки на полку, совершенно не преследуя цели завести с ней интрижку. После такого обхождения в нашей стране иностранка невольно начинает воспринимать жителей Скандинавии как неотёсанных варваров.

Но считать, что мужчины в России доминируют всегда и во всём, является глубоким заблуждением. Слабый пол лишь притворяется таковым, а на самом деле нарочно даёт мужчинам почувствовать собственную значимость и важность, в то время как они уже давно достигли вершин манипулирования русскими мужчинами и добиваются своих целей хитростью. «Жизнь становится легче, если хотя бы поддерживаешь представление о себе как о слабой, беспомощной и нуждающейся в мужской опеке». И вообще, если бы не русские женщины, Россия бы уже давно пошла на дно".

В целом, заключает финская журналистка, и мужчины, и женщины довольны своим положением и ролью в обществе, так что почвы для феминизма в нашей стране нет никакой.

О русской культуре

В мировом кинематографе и СМИ русских нередко выставляют не в самом лучшем облике. В этом вопросе книга Анны-Лени Лаурен является редким исключением. Финская журналистка нередко с таким восторгом рассказывает о высоком культурном уровне русских людей, что невольно берёт гордость:

«В России культура, поэзия и литература встроены в жизнь. Никакой не стереотип, а совершеннейшая правда, что все читают Пушкина в школе и к тому же большинство в состоянии цитировать его. И не только Пушкина — Русская литература настолько важный предмет в школе, что большинство моих русских ровесников знают всех крупных классиков и вовсю цитируют Некрасова или Блока. Это относится не только к тем, кто интересуется культурой, но и к тем, кто не открывал книгу с тех пор, как закончил школу».

Автор пишет о том, какое изумление она испытала, когда на одном из телеканалов увидела, как в передаче идёт обсуждение образа Душечки из романа Чехова: «Меня поразило, что русские все еще настолько живут в своей классике, что обсуждение созданного Чеховым в XIX веке персонажа может пробудить такие страсти».

«Русская культура безгранично богата и животворна. Ее вклад в мировую литературу неоценим. Я уверена, что одна из причин этого именно в коллективизме. Он формирует общество, где одни и те же произведения читаются достаточно большим числом людей, благодаря чему вокруг литературы возникает живая дискуссия. Классики в России — это настоящие классики, а не нечто, существующее только в энциклопедии: люди действительно читают их произведения. Это придает им больший вес, чем многим западным классикам».

«В Москве полно киосков под названием „Театральная касса“… такая система работает только в стране вроде России, где интерес к культуре столь велик, что имеет смысл покрыть сетью театральных киосков весь город».

Поражается она также и искренности, с которой русские люди интересуются жизнью друг друга, глубине чувств и эмоциональности русского человека.

«Русские говорят о жизни, о любви и смерти, о друзьях и врагах, родных и близких, о войне, насилии и ужасах, о литературе, поэзии и призраках, о пожарах, катастрофах и китайской мифологии. Они никогда не говорят о приземленном. Они всегда увлечены и захвачены темой беседы.

«Прежде всего, они очень любопытны. Если ты — единственный финн за столом, приготовься к тому, что тебя забросают вопросами. В чем секрет линии Маннергейма? Почему ты говоришь по-шведски, ты же родилась в Финляндии? Почему в Финляндии все так тихо, спокойно и хорошо устроено? Почему у вас такие гладкие дороги? Как здорово, что Финляндия решила не вступать в НАТО! Мы, конечно, знаем, что это мы начали Зимнюю войну, но следующая война была вашей ошибкой!»

Большое внимание уделяется коллективизму, который, по мнению журналистки, присущ русским людям. Решили устроить пикник пожарить шашлык? Значит неважно, что льёт дождь и холодно — главное, что все вместе! Решили добраться из одного конца города в другой? Неважно, что в три раза дольше — главное дольше будем оставаться вместе! Решили посмотреть достопримечательности города? Неважно, что не можем решить, куда ехать и за день посещаем лишь одно место — главное, что все вместе и все довольны!

Но у нашей культуры, по мнению журналистки, есть и другая сторона.

«Россия — земля обетованная материализма. Большинство молодых русских почти не помнят социализма, но жажда обладать вещами, которых раньше было не достать, словно передалась по наследству».

Москва — город в высшей степени несентиментальный. Каждый занят только тем, как заработать больше денег. Люди здесь озабочены вопросом выживания, т.к. Россия благоволит только сильным, а слабых выбрасывает на самое дно жизни. В этой гонке «жители Нью-Йорка нервно курят в сторонке».

Не обходит автор и проблему алкоголизма в нашей стране. Её она называет главной причиной, по которой русские мужчины живут в среднем 59 лет (в то время как женщины — 73). Что удивительно, даже здесь при всех негативных социальных явлениях, которые в действительности вызывает этот порок, финская журналистка говорит о нём в положительном ключе:

«В конце недели в парках часто встречаются компании попивающих пиво подростков… В этих подростковых компаниях часто пьют пиво или водку с соком из пластиковых стаканчиков. Хотя русские подростки весьма охотно употребляют спиртное, я редко вижу, чтобы они, напившись, вели себя так же буйно, как, например, их ровесники из Хельсинки. Пьяные в стельку подростки, которые шатаются по центру и мочатся посреди улицы, — довольно частое зрелище вечером пятницы или субботы почти для любого среднего финского города. Русским же подросткам совсем не интересно агрессивно орать, разбрасывать бутылки или справлять естественные потребности на тротуаре. Вместо этого они часто сидят рядышком, играют на гитаре и поют. По мне, их благовоспитанность просто бросается в глаза.

Я полагаю, что причина этому одна: многовековая культура употребления водки в России. Речь идет именно о культуре, не больше и не меньше. Абсолютно каждый знает, как вести себя во время застолья и на лавочке в парке, потому что люди собираются, чтобы выпить и повеселиться вместе, с акцентом на «вместе». Коллективистская русская культура одерживает убедительную победу над индивидуалистической финской, равно как и над этой депрессивной манерой пить в одиночку".

О советском прошлом и Второй мировой войне

Одной из причин целиком является глава «День Победы». Госпожа Лаурен сама неоднократно подчёркивает, что этот праздник занимает в сознании русского человека огромное место, даже восхищается этим, но вместе с тем совершенно иначе оценивает значение подвига победы советских людей во Второй мировой войне:

«Часто мне бывает горько оттого, что в День Победы возникает ощущение какого-то массового психоза и единственной целью становится прославление военной мощи Советского Союза. Понимания того, чем обернулась для Восточной Европы победа Советского Союза, нет. Понимания того, что многие из тех двадцати семи миллионов, кто пожертвовал собой во время войны, погибли зря, так как руководству было наплевать на потери, — тоже нет. Есть только некое расплывчатое, но стойкое представление о принадлежности к народу, который избавил Европу от зла и страданий».

«День Победы окружен ложью, которая ощущается тем острее, чем напыщеннее мероприятия. Ведь именно Вторая мировая война продемонстрировала слабость советского руководства. Москва сумела выстоять только благодаря нескольким компетентным генералам и практически безграничным людским ресурсам: погибших на фронте солдат просто заменяли новыми. Советское руководство посылало на фронт миллионы солдат в качестве пушечного мяса — без подготовки, без достаточного количества оружия, боеприпасов и приличного обмундирования. Во время войны погибли от 20 до 30 миллионов советских граждан — это превосходит потери всех участвовавших в войне государств. Огромная часть этих потерь не была вызвана какой-либо естественной необходимостью — она была вызвана исключительно некомпетентностью.

Невозможно представить себе все те беды, которые коммунизм принес России; коротко же можно сказать так: коммунизм разрушил русское общество и русскую экономику. Это главная причина того, почему Финляндия сейчас живет гораздо лучше России, хотя в России коммунизм рухнул еще в 1991 году. Но русские так и не осознали этого до конца".

Вероятно, именно в этой главе становится очевиден тот водораздел, который проводит ясную границу между русским человеком и европейцем. Наверное, нет другой области мировой истории, о которую сломано больше копий, чем Вторая Мировая Война. Так буквально неделю назад Европарламент принял решение ежегодно отмечать 23 августа как День памяти жертв тоталитаризма. Вскоре и США опубликовали заявление, в котором ответственность за развязывание Второй Мировой возлагается на СССР. Именно в эту дату между СССР и Германией было заключено соглашение о ненападении «Пакт Молотова-Риббентропа». То, что за год до этого был подписан аналогичный документ между Великобританией и Германией — «Мюнхенское соглашение», в Европе во внимание не принимается. Идеологизация вопроса в ущерб действительным фактам истории мало у кого может вызвать сомнения.

Можно много писать о спорности утверждений и оценок автора по вопросу победы СССР во Второй Мировой войне и о его откровенных попытках представить коммунизм хуже фашизма, однако это отдельная тема для другой статьи.

Чиновники, власть, бюрократия

Рассуждая о системе государственной власти в России, финская журналистка указывает на её пороки, столь знакомые русскому человеку, а также поражается тому, насколько в нашей стране не уважают чиновников и сотрудников правопорядка.

«В сегодняшней России больше государственных и муниципальных служащих, чем когда-либо со времен падения Советского Союза. Треть всего трудоспособного населения — 25 миллионов человек — занята на государственной или муниципальной службе. Результатом могло стать и стало только одно: коррупция укоренилась как никогда, и самое простое дело, которое нужно решить с государственными или муниципальными властями, оборачивается бумажной волокитой, эффективнейшим образом пресекающей попытки русских соблюдать закон. Зачем подчиняться дурацким правилам, если они существуют лишь для того, чтобы канцелярским крысам было чем заняться?»

По мнению автора, наша власть (которую она иначе чем «путинский режим» не называет) создала армию чиновников исключительно с целью установления тотального контроля за населением, чтобы исключить любую угрозу себе с его стороны.

Этим же объясняется и чрезвычайно жестокая реакция власти на любое выступление оппозиции, которая, по словам журналистки, не пользуется в нашей стране почти никакой поддержкой со стороны широких масс. Но эти неуклюжие действия приводят лишь к обратному результату — увеличению внимания со стороны мировой общественности: «Вскоре можно было констатировать, что число журналистов на демонстрациях приближается к числу демонстрантов. Это выглядело несколько абсурдно. Если бы Кремль позволил демонстрантам митинговать спокойно, западные журналисты постепенно потеряли бы к ним интерес, но теперь присутствовать при любом выступлении диссидентов стало делом чести для всех верных своему долгу корреспондентов из Европы, США и Японии».

Из книги выходит, что русские живут при настолько авторитарном (если не сказать тоталитарном) режиме Путина, что любое неугодное власти действие может привести человека за решётку.

Вообще из описания власти в России складывается впечатление, что она занимается осуществлением всего нескольких функций: а) вымоганием как можно большего количества денег у простых людей; б) созданием ему как можно большего числа препятствий в осуществлении жизнедеятельности; в) осуществлением за ним тотального контроля. Но несмотря на это делается парадоксальное заявление: «Средний класс в России увеличивается постоянно, все больше людей приходит к благосостоянию благодаря нормальной работе».

Так как, по мнению финской журналистки, в России любой представитель власти чуть ли не враг простого народа, то «Любой русский знает, что правила существуют не ради всеобщего блага; они суть бессмысленные выдумки мелкотравчатых бюрократов. Обычного для скандинавов представления о моральном императиве, который заставляет следовать закону, в России не существует.

Нет никаких моральных императивов — есть только разные способы выжить в ненадежном, несправедливом и непредсказуемом обществе. Поэтому русские, прокладывая свой путь в бурном море общественной жизни, даже не помышляют о всеобщем благе. Они думают лишь о благе своем и своих близких".

Глядя на отношения представителей власти и обычных граждан, госпожа Лаурен пытается понять, как же так выходит, что он её в большинстве своём поддерживает:

«Русские обожают Путина, потому что он не осуждает советскую историю. Коммунистический режим погубил по меньшей мере 120 миллионов человек: во время массового голода на Волге и в Украине, раскулачивания и насильственной коллективизации 1920-х годов, Большого террора, развязанного Сталиным в 1930-е годы. Не говоря уже об ужасающем количестве совершенно ненужных жертв во время Второй мировой войны, к которым привела некомпетентность руководства. Но многие русские все равно не хотят осуждать советское наследие. Удивительно — но это так».

«И все-таки русские выбрали этот путь. Как журналист, я обязана быть критичной по отношению к тому, что я вижу. Но я и не могу работать в этой стране, постоянно задаваясь вопросом: почему они поступают не как мы? Почему они не такие, как мы?

Мы не хотим, чтобы русским нравился Путин. Но они упорствуют в своей любви. Мы считаем, что русским следовало бы устроить оранжевую революцию и свергнуть кремлевскую власть. Они же хотят сохранить нынешний режим ради спокойствия в обществе. Мы полагаем, что русским женщинам следовало бы побольше думать о равноправии и поменьше — о том, как угодить мужчинам. Но они держатся именно последнего".

Зато как настоящий журналист автор заключает: «Одно, по крайней мере, является фактом: Россия не такая, как мы. Россия никогда не станет такой, как мы. И наши попытки понять Россию исключительно с нашей западной точки зрения никуда нас не приведут».

О том, насколько стереотипно и идеологизировано представление о России и ее жителях на Западе, корреспондент «Свободной Прессы» поговорил с главным редактором портала ИноСМИ.ру Мариной Пустыльник :

— Естественно некие стереотипы присутствуют и пропагандируются. Очень распространено мнение о том, что русские «на лицо ужасные, добрые внутри»: на улицах все ходят мрачные, и никто тебе никогда не поможет, пока тебя не узнает. Но стоит познакомиться с ними поближе, и русские открывают всю широту своей души. Нельзя сказать, что это представление буквально популяризируется, но когда в западной прессе появляется материал о российском обществе или путевые заметки, такое представление присутствует практически всегда.

«СП» — Сегодня в западных СМИ и кино можно заметить два противоположных образа русского человека: один, что русские все поголовно пьют и, мягко говоря, не очень культурны, другой — представление о русском человеке как об интеллигенте — носителе культуры Чехова, Достоевского и т. д. Какой из них сегодня более популярен?

— Я не могу сказать, что образ русского как некультурного варвара сегодня востребован или популярен. В Штатах недавно на экраны вышло шоу «Матрешки», которое, с одной стороны, является собранием типовых представлений о русских людях: покупки в магазинах по 20 тысяч долларов за колечко, шубы, загары, бани, водка за обедом и т. д. Но с другой, во всех рецензиях критиков признается, что это глупые стереотипы о русских, которые не соответствуют действительности.

Если говорить о киноиндустрии, то следует учесть, что Россия становится для Голливуда одним из основных рынков — все большая часть его доходов приходится на Россию. И т.к. Голливуд «идет за деньгами», в ближайшее время мы вряд ли увидим Ивана в валенках на космической станции.

«СП» — Можно выделить какие-то наиболее идеологизированные области?

— Вероятно, нарушение русскими людьми интеллектуальных прав собственности. Хотя у китайских хакеров репутация гораздо хуже. Русские специалисты в Америке ценятся, и все понимают, что и Apple, и больше половины Кремниевой Долины состоят из выходцев из России. С другой стороны есть популярные городские легенды, что русские пьют водку на обед, совершенно не беспокоятся о безопасности, например, в части полетов.

Интересной иллюстрацией этого является недавняя статья из газеты «New-York Times» про российский самолет Сухой Super Jet. Интересной является даже не столько сама статья, сколько комментарии читателей, которые в каком-то смысле иллюстрируют то, как мыслит среднестатистический американец. Например: «Прежде чем Россия будет продавать свои самолеты и другую продукцию в другие страны, она должна сначала решить свои социальные проблемы. Никому не нравится покупать вещи у отсталых стран, у которых проблемы с коррупцией, националисты, неонацисты, мракобесы, расисты ».

И это действительно популярный подход. В западной прессе в основном пишут о том, насколько в России распространен расизм: негров избивают, а футболистов оскорбляют во время матчей. Постоянно пишут о том, что везде коррупция, проблемы с правами человека, а ситуация с безопасностью полетов вообще ужасная, поэтому с Россией либо вообще не надо иметь дел, либо делать это очень осторожно.

Для большинства американцев русские сродни инопланетянам. Они их никогда не видели и если и имеют какое-то представление, то оно сформировано СМИ, где зачастую каша полная.

«СП» — Представление о нас отличается в среде европейцев и американцев?

— Да. Для американцев Россия просто дальше, поэтому для среднестатистического американца она не так уж и интересна. Для европейцев мы более интересны, вероятно, потому что мы ближе и имеем связанную историю. В Великобритании подход похож на американский: «Пока вы не будете вести себя цивилизованно в нашем понимании, мы с вами делать бизнес не будем». В остальной Европе, в Германии и во Франции, к России гораздо более прагматичное отношение: давайте мы будем работать и постепенно прививать вам наши ценности.

Подводя итог всей книге, можно сделать вывод, что наибольшую ценность представляют наблюдения автора о жизни в России: о людях, нравах, культуре и наших проблемах. Многое из того, о чём пишет финская журналистка, приятно и даже льстит русскому человеку или представляет нас лучше, чем мы есть (например, рассуждения о высокой культуре потребления алкоголя), популяризует образ интеллигентного русского на Западе. С другой стороны, качество книги стремительно падает, когда автор начинает рассуждать о предметах явно идеологизированных, спорных или в которых очевидно не разбирается: значение победы СССР во Второй мировой войне, значение коммунистического строя, утверждения о необходимости установления в России демократии с указанием на примеры революций в Грузии и на Украине. В целом книга очень интересна с точки зрения того, как Россия и её жители выглядят в глазах европейца, прожившего среди нас несколько лет.

Закончить можно философским рассуждением автора:

«Мне не хочется признавать этого, но, может быть, русские, несмотря ни на что, правы? Может быть, «загадочная русская душа» существует на самом деле. Иначе как можно было пережить монгольское иго, царское самодержавие, советский террор, посткоммунистическое беззаконие и хаос?

Глубокая, теплая, сильная и живая русская культура прошла через бесчисленные круги ада. Ее мучили, ломали, избивали и подвергали бесконечному систематическому разрушению. Но не сломили ее.

Русские и сами этого не понимают. Они собираются провести следующие тысячу двести лет в попытках понять свое собственное существование.

Безуспешных, разумеется".