Дункан корабль. Эсминец HMS «Duncan» (D37) Королевских ВМС Великобритании

31 год назад вышел на экран семи серийный приключенческий фильм Станислава Говорухина по мотивам романа Жюля Верна. В Крыму снимали зимние сцены (как ни странно!), а вот летние - в окрестностях болгарского городка Белогорчик.

Фильм состоит из двух сюжетных линий. Первая рассказывает о жизни писателя Жюля Верна и истории создания и публикации романа «Дети капитана Гранта». Вторая собственно повествует сюжет романа так, как он постепенно рождался в воображении писателя.
Лорд Гленарван и его жена Элен совершают свадебное путешествие в шотландских водах на яхте «Дункан». Экипаж корабля вылавливает акулу, во внутренностях которой находят бутылку из-под шампанского. Внутри неё лежат разъеденные водой бумаги на трёх языках с просьбой о помощи: английское судно потерпело крушение, спастись удалось двум матросам и капитану Гранту. Прослышав о находке, к лорду приезжают дети капитана.
После отказа английского правительства вести поиски лорд Гленарван сам решает отправиться на помощь герою Шотландии. Им точно известно, что крушение произошло на 37-й параллели, но долгота неизвестна. В поисках капитана отважные шотландцы совершают по 37-й параллели кругосветное путешествие.
В финале фильма обе сюжетные линии сливаются, корабль Жюля Верна и «Дункан» встречаются в море.

Патагонию «сыграла» Болгария

Говорухина за это долго критиковали: мол, зачем нужно было ехать за границу, если такую же натуру можно было отыскать под боком. Но факт есть факт: кадры, снятые в Болгарии, действительно впечатляют своей красотой и необычностью. Чего только стоят удивительные разноцветные каменные столбы, которые стали хорошими декорациями для приключений главных героев в Патагонии. Ну и наконец, главный аргумент в защиту решения режиссера: фильм задумывался как совместный проект СССР и Болгарии, бюджет был общий, следовательно, и снимать нужно было в обеих странах.

«Снежной рекой» управляли альпинисты

Картина была под завязку наполнена спецэффектами - по тем временам прорыв!
- На Ай-Петри снимали эпизод со сходом лавины, - рассказал «КП» крымский мастер спецэффектов Валерий Павлотос. - В горах много снега, но, чтобы заставить его сойти, на склоне установили большой деревянный щит. Он держался на веревках и исполнял роль забора, за который нагребли десятки кубометров снега. Когда веревки обрубили, «снежная река» понеслась вниз.
Снять, понятное дело, нужно было с первого дубля.
- Это было рискованное мероприятие, поэтому рядом дежурили горноспасатели, - говорит мастер спецэффектов. - Главная сложность состояла в том, чтобы не переборщить с количеством снега. Ведь актеры оказывались в реальных условиях схода лавины, могли погибнуть под завалами. Да только рассчитать ее силу наверняка не представлялось возможным, потому действовали, опираясь на собственный опыт. Помогло то, что и я, и многие из моей команды - альпинисты.
Любопытно, что актеры лавины ничуть не испугались. Наверное, просто не до конца понимали, на какой риск идут.

Механическую птицу не пустили на Ай-Петри

«Раздался вопль ужаса - в когтях у кондора висело и качалось безжизненное тело, то было тело Роберта Гранта. Хищник, вцепившись в одежду мальчика, парил в воздухе футах в ста пятидесяти над лагерем». Помните этот момент? Сняли его в павильонах киностудии с помощью комбинированных съемок. Хотя изначально хотели делать по-другому.
- Я должен был изготовить большой макет птицы с подвижными крыльями. Его планировали подвесить к кабинке канатной дороги на Ай-Петри, - продолжает Валерий Павлотос. - Таким образом мы хотели снять полет кондора. Даже каскадера небольшого роста нашли, который согласился брыкаться в лапах механической птицы. Но когда мы сообщили о своих планах руководству канатки, те испугались и запретили нам даже думать об этом.

Роберт сломал руку

Снимали, впрочем, не только в Крымских горах, но и на море.
- В качестве корабля «Дункан», на котором главные герои путешествовали, использовали трехмачтовое деревянное финское судно «Кодор», - говорит Валерий Павлотос. - Сорок таких плавсредств финны построили в СССР в качестве репарации после войны.
Ну, и как же в приключенческом фильме без приключений на самой съемочной площадке? Неизвестно, при каких обстоятельствах, но Руслан Курашов, игравший Роберта Гранта, во время работы сломал руку. Гипс даже можно рассмотреть в некоторых кадрах.

Музыка к фильму

В фильме использована увертюра Исаака Дунаевского из фильма «Дети капитана Гранта», первой советской экранизации романа 1936 года.

Всегда пользовались невероятной популярностью в самой читающей стране. В 1939 году на суд зрителей была представлена экранизация романа «Дети капитана Гранта», в 1941 сняли фильм по книге «Таинственный остров», через четыре года последовал «Пятнадцатилетний капитан». В семидесятых годах сняли фильмы «Сломанная подкова» и «Капитан Немо».

Секреты хорошего фильма

В начале восьмидесятых Станислав Говорухин решил снять еще один фильм по книге «Дети капитана Гранта», и чтобы новое произведение отличалось от старой экранизации был изменен сюжет. Плюс из фильма сделали мини-сериал. Отличительной чертой новой экранизации было присутствие в фильме автора книги с небольшой сюжетной линией.

По замыслу сценариста нужно было передать как автор писал свое знаменитое произведение. Зритель видит Жюля Верна за работой в кабинете, где собрана его , на яхте со слугой или с помощницей. Кстати, кабинет автора создали в павильоне Одесской киностудии. В конце сериала писатель заканчивает свой роман, его яхта проплывает рядом с «Дунканом» и автор воочию видит своих героев.

Изначально шхуной пользовались рыбаки, позже она работала на доставке провианта. В пятидесятых годах шхуна была перестроена, оснастку сменили на бермудскую, и отправили в Ленинградскую мореходку в качестве учебного пособия для курсантов. На шхуне осуществляли длительные трансатлантические переходы, были в ее жизни целых три десятилетия.

Чтобы стать звездой кинематографа «Кодор» был тщательно «загримирован». Шхуну оснастили пушкой, в кадре из нее производят выстрелы, и фальшивой дымовой трубой с дымогенераторм.

На палубе установили скамейки, переделали мостик, развешали таблички с названием «Дункан» и начертили имя на боку корабля. Новое имя украсило спасательные круги и штурвал. Немного обновили , и бермудская шхуна превратилась в элегантную шотландскую яхту.

Для участия в съемках «Кодору» нужно было попасть из Каспийского моря в Черное. Сперва его вели по Волге, но при входе в Волго-Донский канал оказалось, что он слишком мелкий для такой шхуны. Выходом стали понтоны, на которых судно добралось до Одессы.

Из Одессы «Кордор» отправился на съемки в Болгарию. После дебюта в кинематографе «Кодор» продолжил карьеру в качестве судна для съемок игровых . Позже он засветился в фильме «Остров сокровищ» (в эпизодах).

Однако в дальнейшем шхуна была отправлена в Баку и после развала СССР превратилась в плавучий ресторан. Окончательная судьба киношного «Дункана» не известна, на просторах Интернета поговаривают, что он сгорел или был передан то ли Украине, то ли Германии.

Речь о яхте "Дункан" из романа Жюля Верна "Дети капитана Гранта".
Искал картинку и заинтересовался - а на что он, собственно, был похож?

Что за судно было "Дункан"?

Тип парусного вооружения, размеры?

Посмотреть иллюстрации к роману? Там чего только нет, скоро Титаник нарисуют.

Можно ли вычислить тип судна по тексту Жюля Верна?

Попробуем..


Итак, что за судно было яхта "Дункан"?
Обратимся к первоисточнику.

"26 июля 1864 года при сильном северо-восточном ветре мчалась, на всех парах вдоль Северного пролива великолепная яхта. На верхушке ее бизань-мачты развевался английский флаг, а на голубом вымпеле грот-мачты виднелись расшитые золотом, увенчанные герцогской короной инициалы "Э.Г.".
Яхта носила название Дункан".

Итак - бизань-мачта ; как правило, это означает 3-мачтовое судно (фок, грот и бизань), но может быть и двухмачтовым (фок/грот и бизань) - если судно невелико и может быть названо "полуторамачтовым".

"Яхта "Дункан" была двухмачтовым бригом. Она имела фок-мачту с марселем и брам-стеньгой и грот-мачту с контр-бизанью и флагштоком; кроме того, треугольный парус - фор-стаксель, большой и малый кливера, а также штаговые паруса. Вообще оснастка "Дункана" была достаточна для того, чтобы он управлялся, как обыкновенный клипер."

Так.. Появились фок - и грот -мачты, (а выше была упомянута и бизань -мачта, так что всего три..) и это при том, что "была двухмачтовым бригом ".
Странное описание.

Бриг такой:

В тексте: "Она имела " - Брам-стеньга была, а брамсель не упомянут; значит ли это, что на фок-мачте был один лишь марсель (один прямой парус)? Так бывает крайне редко, только на очень малых судах.

Предполагаем, что судно было всё-таки двухмачтовым (уж считать до трех Жюль Верн должен был уметь:); но как попал контр-бизань (косой гафельный парус) на грот-мачту , если он контр-бизань ?

Более того, контр-бизань устанавливается только в том случае, если на бизань-мачте стоит прямой парус , а на Дункане его не было, ибо "грот-мачту с контр-бизанью и флагштоком " - т.е. нa грот-мачтe больше парусов не было.

Дальнейшие раскопки привели к фразе: "Жюль Верн в Детях капитана Гранта применил этот термин неправильно, к аналогичному по виду и выполняемым функциям грота-триселю брига"...

Теперь всё встает на свои места. Дункан имел грот-мачту , она же бизань-мачта , малых размеров (не так, как на картинке выше), и вообще был судном скромных размеров.
Был ли он двухмачтовым бригом ? Нет, если исходить из описания "имел грот-мачту с контр-бизанью и флагштоком ", т.е. на задней мачте (как ее ни называй - грот или бизань, всё равно) был только косой парус .

Следовательно, Дункан был бригантиной .

Примерно вот такой:

Насколько груба ошибка Жюля Верна? Не очень груба, так как бригантина - это шхуна-бри г; но всё-таки не бриг.

Итак, вот схема бригантины . На Дункане были установлены: 2 - марсель и 4 - контр-бизань , она же грота-трисель .

"Дункан под фоком, марселем, брамселем, кливерами, контр-бизанью и топселем плавно пошел вдоль австралийских берегов."

Был, оказывается, и фок (1), и брамсель (3), и топсель (5)...
Зачем было писать "Она имела фок-мачту с марселем и брам-стеньгой " - это вопрос к Жулю Верну. Ох уж эти поэты:).

Итак, Дункан был классической бригантиной.
История закончена? Не совсем.

Читаем в части второй, главе 2. ОСТРОВА ТРИСТАН-ДА-КУНЬЯ : "Дункан" распустил паруса и под фоком, контр-бизанью, марселем, брамселем, лиселями, верхними парусами и стакселями полетел вперед..

Так.. появились лисели , верхниe паруса и стаксели ...


Лисели - дополнительные боковые паруса, ставились на сравнительно крупных судах (теперь почти не и спользуются).
Вот лисели на клипере «Стад Амстердам » (по бокам от основных парусов):

Для справки: Стад Амстердам (Stad Amsterdam) - трехмачтовое судно постройки 1997 года (Амстердам), водоизмещение 1083 тонн.

Стаксели ставятся между мачтами ; на малой бригантине им и места нет.
Вот стаксели на Royal Clipper (Крупнейшее в мире парусное судно. Построен в Гданьске - молодцы поляки:), водоизмещение 5061 тонн, т.е. превосходит Дункан в 24(!) раза):

Итак, лисели и стаксели на малой бригантине? Сомнительно.
Но в принципе может быть.
Вот тут стаксели стоят:

Но ласели - это слишком.

" Водоизмещение ее было двести десять тонн" (лишь втрое больше, чем водоизмещение каравеллы Колумба) - это очень скромно; водоизмещение Индевора, корабля капитана Кука (1794 год ), составляло 386 тонн.
А ведь Дункану предстояло совершить кругосветное путешествие!

Вот он, Индевор :

А Дункан был чуть ли не вдвое меньше.
___

Итак, яхта Дункан была более чем скромной (даже по тем временам) бригантиной, которую Жюль Верн постепенно, увлекшись сюжетом (а может быть, и подзабыв несколько первоначальноe описаниe - известно ведь, что автор он был весьма плодущий:) "дооснастил" многим, что не по плечу бы пришлось бригантинке.

Но так ли это важно?

Пусть вечно шумят паруса Дункана в душах юных и старых романтиков.

Кем бы он, Дункан, ни был..

Яхта возвращалась сюда после пятимесячного плавания, во время которого, строго придерживаясь тридцать седьмой параллели, она совершила кругосветное плавание. Участники этой достопамятной, не имевшей прецедента экспедиции побывали в Чили, в пампе, в Аргентинской республике, в Атлантическом океане, на островах Тристан-да-Кунья, в Индийском океане, на Амстердамских островах, в Австралии, в Новой Зеландии, на острове Табор, в Тихом океане...

Это был один из моих любимых фильмов в детстве. Я думаю, что и у многих детей и даже подростков того времени этот фильм оставил свой след в душе. Помню, что я очень хотел оказаться на том корабле, на Дункане . Хотел покрутить штурвал и быть вместе с героями из фильма. Я мечтал, что когда-нибудь я окажусь на этом паруснике. Мечтал искренне, по-детски...

Но, со временем это все забылось, и остались лишь далекие воспоминания. И все-таки мечты сбываются!. Сегодня я побывал на этом корабле. Интересно то, что с 2004 года он постоянно был у меня "под носом", я видел его, но никогда бы не подумал, что это именно тот парусник, который был в фильме. Я узнал это совершенно случайно, только сейчас.
Итак, сегодня я взял камеру и двинулся на "Дункан".


Этот трехмачтовый барк был построен на Гамбургской верфи "Блом и Фосс" , в 1933 году. Начальная служба этого судна проходила под названием "Gorch Fock" в качестве военно-морской учебной базы в Германии.

Создание этого судна происходило на фоне потрясшей страну катастрофы в 1932 году, когда в шторм затонула учебная база "Ниобея" со всем экипажем и курсантами. "Gorch Fock" призвали вернуть доверие к учебным парусникам. Он был приписан к Штральзунду , пережил вторую мировую войну, а в мае 1945 года, направляясь к союзникам, на Запад, наскочил на мину и затонул у выхода из порта.


В 1948 году советские моряки подняли его со дна, три года ушло на ремонт, после чего он вошел в строй под названием "Товарищ". Он стал учебной базой торгового флота в Херсоне. "Товарищ" совершил кругосветное путешествие в 1974 году, обогнув мыс Горн. Два раза - в 1974 и в 1976 годах - он побеждал в атлантических регатах "Операция "Парус". Он является одним из самых быстроходных парусников современности и самым знаменитым в советском учебном парусном флоте.

На этом фото видно название "Товарищ", которое немцы закрасили, когда получили парусник назад и вернули ему первоначальное имя.

Я так и не нашел информацию о том, каким образом этот корабль попал в кино. И вообще очень мало информации о нем, как о "Дункане" из фильма. Даже фотографий нет. В сети есть только такой отрывок.

Из немецких источников я узнал, что в 2003 году корабль был возвращен Германии по ее просьбе. Спустя 54 года парусник снова обрел свое прежнее имя и порт приписки г. Штральзунд, как это и было раньше. Судно было отреставрировано только внешне и поставлено на прикол как достопремичательность для туристов.

Сегодня вход открыт. 3,50 ЕВРО и я на борту.


Первым делом иду к штурвалу. Вот и сбылась моя мечта. Хотя она уже давно перегорела. Но когда я покрутил его, много детских воспоминаний нахлынуло. Чувство необъяснимое.

Потом походил по палубе.




Верные спутники моряков.


По ним определяшь, что суша уже рядом.

Потом я пошел внутрь.

Комната офицеров.


Медицинский отсек.


Сохранилось все.

Немецкое командование.

Все паруса надежно хранятся в отдельной закрытой комнате. Посмотреть можно только через стекло.


Сохранилось много советского оборудования и разных инструкций на русском языке. Все это представлено теперь как музейные экспонаты, вошедшие в историю судна. Очень много морских карт, выпущенных на русском языке. Они единственные из экспонатов, которые продаются.

На этом мое свидание с мечтой детства завершилось. Интересно, какие эмоции были бы у меня тогда, если бы я попал ребенком на этот корабль? Мечты... они сбываются, некоторые быстро, а некоторые спустя время.

Эскадренный эсминец HMS «Duncan» (D37) является последним эскадренным миноносцем в серии из шести эсминцев ПВО «Тип-45» класса Daring, построенных для Королевских ВМС Великобритании. Головным эсминцем серии является , вторым - , третьим - , четвертым - , пятым - .

Эсминец HMS «Duncan» («Дункан») назван в честь Adam Duncan (Адама Дункана), виконта Дункан Кэмпердаун (01 июля 1731 - 04 августа 1804), который победил голландский флот в битве при Кэмпердаун на 11 октября 1797 года.

Эсминец «Типа 45» предназначен преимущественно для зенитной и противоракетной войны с возможной защитой от самолетов, беспилотников, а также от противокорабельных ракет.

Контракт на строительство серии из шести судов был подписан в декабре 2000 года. Строительство эсминца осуществляла компания BAE Systems Naval Ships на верфях в Гован (Govan) и Scotstoun на реке Клайд.

Строительство эсминца велось на верфях компании BAE Systems Naval Ships Govan (Гован) и Scotstoun на реке Клайд. Строительство было начато в 2006 году. Закладка киля состоялась 26 января 2007 года. Спущен на воду на верфи в Гован 11 октября 2010 года. 31 августа 2012 года начал ходовые испытания. Введен в эксплуатацию 26 сентября 2013 года. Принят на вооружение 30 декабря 2013 года, на 4 месяца раньше запланированного срока, после окончания испытаний и подготовки экипажа.

Основные характеристики: Водоизмещение стандартное 7500 тонн, полное 8100 тонн. Длина 152,4 метра, ширина 21,2 метра, осадка 7,4 метра. Скорость хода свыше 29 узлов. Дальность плавания 7000 морских миль на 18 узлах. Автономность 45 дней. Экипаж 190 человек.

Двигатели: 2×газовые турбины Rolls-Royce WR-21; 2×дизель-генератора Wärtsilä V12 VASA32; 2×электродвигателя Converteam.

Мощность: Турбины: 2×28 800 л.с. Дизель-генераторы: 2×2 700 л.с. Электродвигатели: 2×27 000 л.с.

Движитель 2 винта регулируемого шага.

Вооружение:

Навигационное вооружение: многофункциональная РЛС SAMPSON.

Радиолокационное вооружение: РЛС дальнего обнаружения воздушных и надводных целей S1850.

Радиоэлектронное вооружение: сонар MFS-7000.

Ракетное вооружение: ЗРК PAAMS (УВП SYLVER: 48 ЗУР «Астер-15» или «Астер-30»).

Минно-торпедное вооружение: система противоторпедной защиты

Авиационная группа: ангар, 1 вертолёт Westland Lynx HMA8 или Westland Merlin HM1.

02 марта 2015 года и отправился в свой первый дальний поход. Корабль будет развернут в Средиземноморье и на Ближнем Востоке. По сообщению от 22 марта турецкий порт Чанаккаде. По сообщению от 07 июля атомного авианосца ВМС США, который в настоящее время развернут в Персидском заливе. 07 ноября