Урок – размышление по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма

Наименование учреждения: ГУ «Средняя общеобразовательная школа №43 города Павлодара»

ФИО: Хасанова Гульнара Нуримановна

Должность: учитель русского языка и литературы

Стаж работы: 19 лет

Предмет: русская словесность

Тема: К.Г.Паустовский «Телеграмма»

Класс: 6

Урок русской литературы в 6 классе .

Тема урока : «Подробности текущей жизни» по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма».

Эпиграф к уроку : Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею. (В.Белинский)

Тип: уроквнеклассного чтения.

Оборудование : интерактивная доска, компьютер, элементы костюма для почтальона, почтовый ящик, «бланки» телеграмм, хрестоматии, тетради.

Оформление: выставка книг К.Г.Паустовского, портрет писателя, высказывания о писателе, песня «Мама» (в исп. С.Лазаревой).

Цели урока: Создание условий для формирования функциональной грамотности через осмысление текста рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма».

Задачи урока:

Образовательные:

Развивающие:

    развитие речи и творческого мышления обучающихся; умение обобщать информацию, формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать друг с другом в групповой работе).

Воспитательные:

    воспитывать чувство уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям, воспитание культуры работы в классе, привитие интереса к литературе.

ХОД УРОКА

      Организационный этап. 1 минута.

Здравствуйте, дорогие ребята, я очень рада видеть вас сегодня. Проверьте, пожалуйста, все ли лежит у вас на столах: учебники, тетради, ручка.

      Мотивационный этап. 5 минут.

Стук в дверь. (Заранее подготовленный ученик приносит «почту» и кладёт в почтовый ящик)

Ребята, нам доставили почту: это телеграмма. Текст телеграммы следующий: «Спешите делать добрые дела».

Обратите внимание на доску и прочитайте эпиграф к уроку: «Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею». (В.Белинский)

А как вы понимаете это высказывание В.Г.Белинского?

О чем и о ком пойдет речь на уроке? (О произведении К.Г.Паустовского «Телеграмма»)

Правильно, итак, тема нашего урока... Запишите тему в тетради.

Какие ассоциации у вас возникают при имени этого человека?

Действительно, К.Г.Паустовский много писал о средней полосе России, о скромной, неброской красоте её лесов, рек, озер. Именно о красоте природе, взаимоотношениях человека с природой в своих произведениях рассказывал Паустовский детям.

Мне хотелось бы познакомить вас со словами самого писателя, относительно того, как создавался этот рассказ.

Отрывок главы «Зарубки на сердце» из повести К.Г.Паустовского «Золотая роза»:

«…Читатели часто спрашивают людей пишущих, каким образом и долго ли они

собирают материал для своих книг. И обыкновенно очень удивляются, когда им

отвечают, что никакого нарочитого собирания материала нет и не бывает.

Сказанное выше не относится, конечно, к изучению материала научного и

познавательного, необходимого писателю для той или иной книги. Речь идет

только о наблюдениях живой жизни.

Жизненный материал - все то, что Достоевский называл "подробностями

текущей жизни", - не изучают.

Просто писатели живут, если можно так выразиться, внутри этого

материала - живут, страдают, думают, радуются, участвуют в больших и малых

событиях, и каждый день жизни оставляет, конечно, в их памяти и сердце свои

заметы и свои зарубки.

Необходимо, чтобы у читателей (а кстати, и у иных молодых писателей)

исчезло представление о писателе как о человеке, бродящем повсюду с

неизменной записной книжкой в руках, как о профессиональном "записывателе" и

соглядатае жизни.

Тот, кто будет заставлять себя накапливать наблюдения и носиться со

своими записями ("как бы чего не забыть"), конечно, наберет без разбору

груды наблюдений, но они будут мертвыми. Иначе говоря, если эти наблюдения

перенести из записной книжки в ткань живой прозы, то почти всегда они будут

терять свою выразительность и выглядеть чужеродными кусками…»

Давайте попробуем сами определить цель урока.

      Операционный этап. 15 минут.

Ребята, готовясь к сегодняшнему уроку, вы прочитали произведение К.Г.Паустовского «Телеграмма» и выписали слова, требующие комментария. Давайте раскроем смысл некоторых слов, понятий, имён.

1.Словарная работа . Комментарий.

«Вестник Европы» - ежемесячный литературно-политический журнал (1866-1918).

Гюго Виктор Мари(1802-1885)-французский писатель, автор
романов «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные», «Человек, который смеется» и др.

Стеклярус - разноцветные короткие трубочки из стекла, нанизываемые на нить для украшения, род бисера.

Утиль - отходы, вещи, негодные к употреблению, но пригодные для переработки, утилизации в качестве сырья.

Ридикюль (устар.) - женская сумочка.

Салоп - старинная верхняя женская теплая одежда в виде широкой длинной накидки с прорезями для рук или небольшими рукавами, часто на подкладке, вате (вышла из употребления в конце XIX в)

Керосинка - керосиновый прибор с фитилями, служащий для приготовления пищи.

Сольвейг - героиня оперы Э. Грига «Пер Гюнт» («Сольвейг» в переводе - означает «Солнечный путь»).

Пустельга - 1. хищная птица из семейства соколиных;

2. легкомысленный, пустой человек (разг., неодобрит.).

Ветла - вид ивы.

2.Групповая работа .

Работам мы сегодня в шести группах, применяя в своей работе шесть шляп мышления.

Переверните карточку, лежащую на середине стола, посмотрите, какой цвет вашей шляпы. Я напомню «функции» шляп:

Белая шляпа (1 группа - слабоуспевающие ученики) учит человека беспристрастно работать только с фактами, цифрами, событиями. Благодаря ей можно стать беспристрастным, освободиться от эмоций.

Желтая шляпа (2 группа) помогает раскрыть ресурсы, положительные стороны ситуации, явления, проблемы.

Черная шляпа(3 группа) помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы.

Красная шляпа(4 группа) дает возможность человеку увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках.

Зеленая шляпа(5 группа) актуализирует творческое мышление человека, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые спо­собы и приемы.

Синяя шляпа(6 группа – одарённые дети) помогает человеку находить смысл в том, что он делает, про­дуктивно управлять процессом мышления, обобщать накопленный опыт; философски осмыслять события и явления.

Задания для 1 группы (белая шляпа):

Расскажите о главной героине-Катерине Петровне, что вы узнали о ней?Из чего складывается жизнь Катерины Петровны? Как проходят её дни?

Задания для 2 группы (жёлтая шляпа):

Как живёт Настя? Почему её называют Сольвейг? Что в ее внешнем облике подчеркивает автор? Ко всем ли она бессердечна?Какие факты свидетельствуют о том, что совесть Насти все же пробудилась?

Задания для 3 группы (чёрная шляпа):

Как могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери?Вспоминала ли она о Катерине Петровне? Найдите в тексте Настины слова и мысли, которые приводит повествователь, избегая
всяких оценок.

Задания для 4 группы (красная шляпа):

Какую роль, по-вашему, играет в рассказе «Телеграмма» интерьер комнаты, пейзаж? В какое время года происходит действие? Обратите внимание на художественные детали, создающие пейзаж, на то, какие цвета преобладают? Почему? При помощи каких изобразительно-выразительных средств передаётся настроение в рассказе?

Задания для 5 группы (зелёная шляпа):

Представьте данный рассказ без таких героев, как Тихон, Манюшка, молодая учительница. В чём произведение претерпело бы изменение? Обозначьте роль в рассказе данных образов.

Задания для 6 группы (синяя шляпа):

Выслушав выступления групп, заполните обобщающую таблицу.

Тема этого рассказа.

Основная мысль произведения.

В чём трагизм Насти?

В чём заключается смысл названия рассказа?

3. Выступление спикеров от каждой группы. 15 минут.

Положите ручки в центр стола, чью ручку возьму, тот и будет представлять работу своей группы.

      Рефлексивно-оценочный этап. 2 минуты.

Оценивание работы участников группы.

Заполните оценочные листы.

      Подведение итога урока. 5 минут.

Ребята, вы знаете, что в нашем почтовом ящике есть ещё одно послание, адресованное нам. Это притча. Вспомните, что такое притча? (поучительный рассказ). Послушайте:

ПРИТЧА О МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ.
Умер человек и попал на небо. Подлетает к нему ангел и говорит:
- Вспомни всё хорошее, что ты сделал на Земле, тогда вырастут у тебя крылья, и ты полетишь со мной в рай.
- Я мечтал построить дом и посадить сад, - вспомнил человек. За его спиной появились маленькие крылышки.
- Но я не успел осуществить свою мечту, - со вздохом добавил человек. Крылышки исчезли.
- Я любил одну девушку, - сказал человек, и крылышки снова появились.
- Я рад, что никто не узнал о моём доносе, - вспомнил человек, и его крылышки исчезли. Так человек вспоминал и хорошее, и плохое, а его крылышки то появлялись, то исчезали. Наконец, он вспомнил и рассказал всё, а его крылья так и не выросли. Ангел хотел улететь прочь, но человек вдруг прошептал:
- Ещё я помню, как мама любила меня и молилась за меня. В то же мгновение за спиной человека выросли большие крылья.
- Неужели я смогу летать?- удивился человек.
- Материнская любовь делает сердце человека чистым и приближает его к ангелам, - с улыбкой ответил ангел.

Как эта притча связана с эпиграфом нашего урока?

Я предлагаю вам отправить телеграммы своей маме. Напишите ей добрые, тёплые слова любви. А я доставлю ваши телеграммы на ближайшем родительском собрании.

      Домашнее задание. 2 минуты.

1*.Подготовить проект «Тема блудного сына» в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма».

2. Составьте пятистишие к слову «Одиночество».

3. Эссе «Мои мысли после прочитанного».

Спасибо за урок! До свидания.

Использованная литература:

    К.Г.Паустовский «Телеграмма»

    Ожегов С.И. «Словарь русского языка» М.,-1984г.

    К.Г.Паустовский « Золотая роза».

Главная > Урок

Разработка урока по литературе:

"Анализ рассказа К.Г. Паустовского "Телеграмма".

Урок разработала: Н. А. Шалагинова,

учитель русского языка и литературы

МОУ Ставотинская основная общеобра-

зовательная школа Гаврилов-Ямского МР.

Цель: определение идейного звучания произведения.Задачи: Обучающая:
    уметь определять тему, идею рассказа, авторскую позицию;

    уметь давать характеристику персонажей;

    Уметь находить художественные приемы и средства.

Развивающая:
    развивать связную монологическую речь обучающихся;

    развивать память, мышление;

    Развивать навыки выразительного чтения.

Воспитательная: воспитывать чувство уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям и окружающим; воспитывать грамотного читателя.Оборудование:
    портрет К.Г. Паустовского,

    выставка книг,

    эпиграф-цитата из стихотворения А.Я.Яшина,

    Карточки-информаторы.

Спешите делать добрые дела.

А.Я. Яшин.

Ход урока 1.Вступительное слово учителя. " Настоящая доброта…Какая она?"Выскажите свою точку зрения(обмен мнениями).В понимании старшеклассников школы, в прессе звучит, что добротой могут гордиться только слабые люди,доброта- это, когда родители дают деньги на модные вещи, в нашем мире денег и бизнеса совершенно не осталось места доброте.- Согласны вы с этим? Свойственно сегодня людям такое качество, как доброта?В чем выражается доброта?-Паустовский в своей жизни тоже наблюдал неоднозначное проявление доброты.Перед вами портрет писателя, жившего с 1892 по 1968 гг., и несколько книг, к которым, может быть, вы уже обращались.Одна из книг называется "Золотая роза". В ней раздумья Паустовского о писательском труде. В книге есть глава, названная "Зарубки на сердце", в которой автор рассказывает, на основе чего он написал рассказ "Телеграмма".2. Рассказ. Рассказывает предварительно подготовленный ученик о жизненном материале, который оставил зарубки на сердце писателя, а впоследствии вылился в содержание рассказа "Телеграмма".Паустовский писал о людях простых и безвестных, о которых читаем мы с волнением, хотя в произведениях этих нет острого сюжета, захватывающих происшествий. В чем же дело? Может быть, в необыкновенной любви к людям? Может быть, в умении остановиться и внимательно всмотреться в то, что тебя окружает?3. Беседа по рассказу. Назовите действующих героев рассказа. Кто является главным среди них?Предлагаю определить основную идею рассказа, сделать определенные выводы и ответить на вопрос, поставленный в начале урока.Какова тема рассказа? (Жизнь и смерть одинокой старой женщины, покинутой дочерью Рассказ о взаимоотношениях матери и дочери.)

Найдите в тексте предложение, в котором определяется тема.

Как бы вы определили сюжет, какие основные картины, эпизоды выделили?

1Жизнь Катерины Петровны в старом доме. 2Жизнь Насти в Ленинграде. 3Похороны Катерины Петровны. 4Переживания Насти. (Выслушать варианты учеников для сравнения).
    I ч. Мать. "Эх, горе ее горькое, страданье неписанное".

    II ч. Дочь. "Эх, ты, сорока!"

    III ч. Развязка "…безмятежно уснувшая". (Смерть, похороны, приезд с опозданием).

Какой эпизод (событие, важный момент в судьбе героев), картина, строчки вас взволновали? Может, сердце защемило, слезы навернулись? (Учащиеся зачитывают отрывки).Итак, рассказ не оставил вас равнодушными. Паустовский затрагивает одну из важнейших проблем всех времен - проблему отношения детей и родителей. Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим далеко, всегда ли пишут им письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками?Поговорим об этом.- Как же создается эмоциональный фон рассказа уже в его начале?(Прочитать) - Все описываемое происходит холодной осенью. Вообще, слово холодный встречается несколько раз. Автор рисует мрачную картину:"Спутанная трава в саду полегла..." (Спутанная, потому что высокая, некошеная, мокрая от дождя.) "Над лугами тащились из-за реки (именно тащились, а не плыли), цепляяясь эа обветевшие ветлы, рыхлые тучи" (тучи идут низко; они как бы растворяются в пространстве, лишены строгих очертании). "Из них назойливо сыпался дождь" (не лил, а сыпался -" дождь мелкий, словно песок, и сыпался беспрерывно,надоедливо, назойливо).- Выделяется только маленький подсолнечник у забора, но и он доцветает, и он одинок среди серого, черного, и поэтому становится грустно.Образные оценочные эпитетыОлицетворения Художественные детали "Что еще дополняет картину пейзажа и как? (Детали интерьера: горький запах нетопленных печей; пыльный "Вестник Европы"; пожелтевшие чашки; давно не чищенный самовар; в комнатах слишком сумрачно). Ощущается неухоженность, запущенность."Обратите внимание на фразы: пространные или короткие? Для чего? (Короткие, кроме фразы о подсолнечнике. Они тоже усиливают общий колорит серости). "Для чего автор начинает рассказ с таких зарисовок? (Автор настраивает читателя на тональность повествования, создает фон, на котором будет разворачиваться действие. Такое начало помогает понять состояние Катерины Петровны). "Что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково ее душевное состояние? Чем она живет?" (Монологичный ответ: Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец ее - известный художник, дом "мемориальный", она "последняя обитательница" его. У нее нет никого родных, кроме дочери. Не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго - французского писателя. Добрая - страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра. "Попытаемся передать душевное состояниеДушевное состояние: одинока, разочарована, душевная боль, на переводах ощущает запах духов Насти, не теряет надежды на приезд дочери)."В каком эпизоде особенно чувствуется, что надежда Катерины Петровны на приезд дочери не совсем потеряна? Чтение со слов "Как-то в конце октября…" до "… побрела в дом".Метафора в предложении "Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю". автор употребляет слово позабытые, чтобы подчеркнуть одиночество Катерины Петровны, ведь и ее как бы "позабыли", и звезды понимают это и поэтому смотрят пронзительно."Какова роль эпизода встречи с кленом? (У них одинаковая судьба). - В судьбе клена, как он описан в рассказе, тоже видны неустроенность, одиночество: "Ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи". Метафора и олицетворение здесь помогают нам понять настроение героини, ее переживания, ведь ее тоже никто не ждет, ей тоже некуда идти, она просто доживает.Страдает человек,и природа у Паустовского "сочувствует" ему. Именно после встречи с кленом она решается написать письмо дочери. (читаю письмо) : "Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна. - Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень"._А что-то удивило в письме?- Удивило то, что она как-то просто пишет о приближении смерти ("зиму эту я не переживу", "смерть забыла ко мне дорогу") .- А еще удивительно, что в таком коротком письме она пишет об окружающей природе: обычно в письмах сообщают о знакомых или родственниках. А Катерина Петровна упоминает о саде, об осени.- Действительно, образ Катерины Петровны очень цельный.Она и окружающий ее мир - единое целое. Пейзаж - это действующее лицо рассказа. Может быть, именно природа и помогает ей жить. Ведь и сад, которым занимался еще ее отец, и замерзший клен, который она жалеет, так как его "посадила давно, еще девушкой-хохотушкой", - это все близкий ей мир, ее родная земля.- А обратили ли вы внимание, что на страницах, рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде, почти нет описаний природы. Почему?- Речь идет о большом городе, какая же там природа?- Не в этом дело, и в Ленинграде есть сады, парки, скверы. Я думаю, просто Насте некогда было увидеть все это, так как она постоянно была занята работой.- А я думаю, что она была недобрым, черствым человеком, такие обычно не видят природу, она им не нужна в жизниОбращаемся к образу Насти. Что мы узнаем о ее жизни и работе в Ленинграде?- Она секретарь в Союзе художников. Работы много. Устройство выставок-конкурсов - все это проходило через ее руки. Даже письмо матери некогда прочитать. Оно не вписывалось в канву ее жизни.Что позволяет нам думать о какой-то раздвоенности сознания Насти?- Она не видела мать три года, а письмо сразу не стала читать.- Я думаю, что письмо вызвало два чувства: облегчения, что мать жива, и в то же время проснулась совесть, которую она успокаивала тем, что у нее много работы.- Когда она прочитала письмо, то ^ вслух назвала одну причину, ненастоящую: "Куда там сейчас ехать. Разве отсюда вырвешься!" А на самом деле ей просто не хотелось ехать, потому что ее ждали переполненные поезда, пересадки, материнские слезы, скука.- С одной стороны, она смогла понять художника Тимофеева, его непростой характер, а с другой - не почувствовала вовремя, что очень нужна матери, которая, возможно, умирала в те часы, когда ее хвалили за внимание к человеку.- Как проявила себя Настя в организации выставки художника Тимофеева?Ребята отмечают настойчивость, решительность, упорство в достижении цели, горячую заинтересованность, внимание к судьбе художника. ("Ну что ж, будем драться вместе", - сказала Настя.)- Как оценили деятельность Насти художники?-"...Седой вспыльчивый художник подошел к Насте и похлопал ее по руке.- Благодарю... Слышал, что это вы извлекли Тимофеева на свет божий. Прекрасно сделали. А то у нас много болтающих о внимании к художнику, о заботе и чуткости, а как дойдет до дела, так натыкаешься на пустые глаза. Еще раз благодарю!Мысль, брошенная стариком художником о внимании к человеку, повторялась в каждой речи..."- А каково авторское отношение к Насте? (Авторская позиция.)- Прямых авторских оценок в тексте нет, но отношение Паустовского однозначно. Он подчеркивает самолюбование Насти. "...Настя нравилась сама себе. Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза".- Глаза - зеркало человеческой души. Здесь такой разоблачающий эпитет!- Пустые глаза говорят о равнодушии. Страшно, когда встречаешь человека с холодными глазами. Очевидно, у человека такое же холодное, жестокое сердце.-Учащиеся находят такой прием как олицетворение, с помощью которого тоже выражается авторская позиция.-Настя почувствовала на себе насмешливый взгляд скульптуры Гоголя".- Почему именно Гоголя, а не Пушкина или другого писателя?В поисках ответа на этот вопрос приходим к выводу: Гоголь - сатирик, который обладал, по мнению Пушкина, удивительной, способностью сразу угадывать человека. "А письмо-то в сумочке нераспечатанное, - казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. - Эх ты, сорока!"- И автор, и великий сатирик видят Настю изнутри; доброта Насти показная, ненастоящая.- Настя получает телеграмму: "Катя помирает. Тихон". Для нас важна реакция на телеграмму. Казалось, надо кричать, плакать, бежать, что-то делать. А Настя? Скомкала телеграмму и нахмурилась. "...А с кафедры неслось. - Забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать... Этой выставкой мы обязаны нашей милой Анастасии Семеновне..."- Она так далека от матери, что не поняла, о ком говорится в телеграмме. И " Паустовский подчеркивает ее недоброту, : фальшь, когда сразу после ее мыслей: ; "Какая Катя? Какой Тихон? Должно быть, это не мне", - читаешь слова художника Першина: "В наши дни забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать..."Противопоставление этих слов бессердечному отношению героини к матери помогает нам понять ненормальность таких взаимоотношений.- Да, такая жизнь, когда приходится лгать самому себе и другим (помните, чтоответила Настя старому художнику?), когда, заботясь о многих, не замечаешь, как плохо самому близкому тебе человеку, и оправдываешь слепоту своей души ложью, - такая жизнь ненормальна, она фальшива, неспокойна, когда-то приходит прозрение._ Какой художественный прием использует здесь автор и для чего?- Резкий контраст.- Он подчеркивает несоответствие, несовместимость поступков и похвалы.- Настя совершила предательство. Оценку ее поступку опять дает Гоголь, он выступает в роли судьи: "...Чей-то взгляд, тяжелый, пронзительный, Настя все время чувствовала на себе и боялась поднять голову. Она с усилием подняла глаза и отвела их: Гоголь смотрел на нее, нахмурясь. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: "Эх, ты!""Предлагаю учащимся раскрыть, что стоит за этим "Эх, ты!".- Восклицание сатирика горестно-укоризненное.- Гоголь словно видит Настю насквозь: ее фальшь, предательство.- Он, может, даже презирает ее за бессердечность, тщеславие и эгоизм."Пробудилась ли совесть Насти? Показать динамику пробуждения. (Быстро встала, торопливо оделась, выбежала на улицу, вспомнила "ненаглядная моя" - заплакала; поняла, что ее никто так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка; вскочила, побежала на железнодорожную станцию - лишь бы успеть; билетов не оказалось; чувствовала, что расплачется навзрыд. В тот же вечер Настя уехала) .Она теперь не думает о том, как сложно добираться до деревни, а сразу идет на вокзал, а потом ей кажется, что поезд едва тащится.- Она проплакала в комнате матери всю ночь, чувствуя, что "никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести".- Действительно, мать могла бы успокоить Настю, простить ее, но матери уже нет, и теперь до конца жизни ей придется испытывать это чувство вины.Так почему же она так поступила? (Нет чувства благодарности, нет ответственности, думала только о себе.)Кстати, в народе всегда отмечалась особая любовь матери к детям, в отличие от неблагодарности последних.Какие пословицы и поговорки записали вы в тетради?
    - Материнская молитва со дня моря вынимает.

    Материно сердце в детях, а детское - в камне,

    Материны глаза слепы.

    Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.

- Я вспомнила слова М.Горького: "Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать"."Прочитать конец рассказа. Какова роль этой концовки? Какую библейскую заповедь нарушила Настя?

Не забывай о том, что мать вспоила нас,

Отец же воспитал родное чадо,

Поэтому страшись в беспечности своей

В их старые сердца пролить хоть каплю яда,

К тому же - минёт час: ты старцем будешь сам,

Смотри же, не нарушай священного уклада.

(Из книги "В мире мудрых мыслей" Н. Хиероу).

    Не уделила должного внимания матери Настя. Но мир не без добрых людей. И такие рядом оказались. Кто это? (Монологичные ответы):

    Манюшка - дочь колхозного сапожника - прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь, спала на старом диване. По речи видно, что она не очень грамотная, простая девочка, но понимает, что человек в беде - надо помогать. Тихон, предостерегая ее, говорит: "Не будь пустельгой". Что значит "пустельгой"?

    Сторож Тихон - рубит, пилит, колет старые деревья на дрова. Тоже не умеет красиво говорить. Но, пожалев Катерину Петровну, дает телеграмму Насте. Не дождавшись ответа, совершает подлог: приносит умирающей женщине мнимую телеграмму от дочери.

    Почему он решился на обман? (чтобы поддержать ее, утешить, смягчить горечь одиночества и последние мгновения жизни).

    Две телеграммы: настоящая и мнимая, в обеих- большая душа простого человека, отнюдь не родного Катерине Петровне, но в какой-то мере более человечного, чем ее родная дочь.

Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.А для чего, по-вашему, вводится в рассказ образ молодой учительницы?- Я думаю, что этот образ противопоставлен образу Насти. Ведь учительница сразу вспомнила про мать, которая осталась в городе.- Мне кажется, что сердце у нее доброе, ведь она не знала Катерину Петровну, а пошла за гробом, потом, во время похорон, поцеловала "высохшую желтую руку" покойной.- А почему она сделала это?- Она, видимо, поняла весь ужас одиночества этой женщины, почувствовала какую-то вину перед ней, понимая, что все молодые, живя своей интересной жизнью, виноваты перед матерями, уделяя им мало внимания.Наверное, молоденькая учительница лучше Насти понимает это и, может быть, воспитает и своих учеников добрыми, отзывчивыми людьми.Писатель как бы предупреждает эту учительницу: будь внимательна к своей матери.Сцена похорон заканчивается предложением: "За оградой, в легком, перепархивающем снегу лежала любимая, чуть печальная, родная земля". Эта земля родная не для Насти, а для этих обыкновенных русских людей, не растерявших ни терпения, ни чуткости, ни доброты...4. Вывод. Тему рассказа определили в начале урока: жизнь и смерть Катерины Петровны, взаимоотношение родителей и детей.Какова основная мысль рассказа? (Помни о родителях, пиши, навещай - это обязанность перед теми, кто дал тебе жизнь. Спешите делать добрые дела! За добро надо платить добром.) Чему учит этот рассказ? Поделимся впечатлениями, которые оставил у вас рассказ Паустовского...Читает ученик:

Микола Лукив.

Приезжайте к родителям в гости,

Чтобы совесть не мучила после.

Не везите ни денег, ни славы –

Будьте ласковы с ними всегда вы.

Мать, отец…Их предел недалече,

Завтра может не быть уже встречи.

Чтобы совесть не мучила после,

Приезжайте к родителям в гости.

5. Дома. Письменная работа: Какие зарубки на вашем сердце оставил рассказ К.Г. Паустовского "Телеграмма"?

« Как важно вовремя успеть»

(урок нравственности по рассказу К. Паустовского «Телеграмма»)

Цель урока: обучая, развивать коммуникативную, социальную и информационную компетенции; создание условий для проявления познавательной активности учащихся.

Задачи:

Метапредметные:

Формировать представления о нравственности: добре, чуткости, отзывчивости, милосердии.

Раскрыть духовно-нравственные ценности, по которым живут герои;

Обучающие: формировать

Навыки самостоятельного анализа текста;

Умение высказывать свое отношение к прочитанному;

Умение выделять наиболее важные качества в человеке;

Способности раскрывать положительные и отрицательные черты характера героев.

Воспитательные:

Учить заботиться о тех, кто дорог;

Формировать способность быть заботливыми, внимательными и благодарными детьми.

Технология системно-деятельностного подхода

Форма: урок-размышление

Оборудование: компьютер, проектор, музыка (П.И.Чайковский «Времена года. Октябрь»)

Запись на доске:

    Словарная работа:

Сольвейг (норвеж. – солнечный путь) – олицетворение поэтичности, красоты.

Пустельга (простореч.) – пустой, легкомысленный человек.

Ветла – вид ивы.

Зарубка – отметка рубящим предметом на чем-нибудь.

    Эпиграф:

Есть на свете удивительное существо, перед которым мы в вечном долгу. М.Горький.

Будь человеком! За добро плати добром. Не будь пустельгой. К.Паустовский.

Предварительное домашнее задание: проанализировать систему образов произведения, работая в группах, составить схему (прием «Цветок лотоса») по образам.

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

Опаздывают поезда,

Опаздывают вёсны,

Опаздывают иногда

Зажечься в небе звёзды.

Усеять пашни серебром

Опаздывает замять,

И за добро платить добром

Опаздывает память.

Опаздывает почтальон

И даже – «неотложка».

А в чьём-то доме за столом

Осиротеет ложка…

Опаздывает иногда

Ко времени и гордость.

Но непростительно, когда

Опаздывает совесть.

Этот урок я начала со стихотворения Л. Татьяничевой «Опаздывают поезда». Соотносится ли оно с темой нашего урока?

У нас сегодня непростой урок. Непростой – по содержанию, по осмыслению, непростой эмоционально. Сегодня у нас урок-размышление и одновременно урок-открытие. Размышление потому, что мы будем говорить о писателе, чтение произведений которого требует большой работы мысли и сердца. А открытие потому, что рассказ, над которым мы сегодня будем работать, - это нравственная заповедь, вернее, заповеди, оставленные нам, потомкам Паустовского. Дома вы прочитали рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма». Поделитесь своими чувствами.

Я поняла, что этот рассказ растревожил ваши души, а лишь растревоженная душа способна в полной мере воспитать в каждом из нас человека.

    Беседа «Что же обозначает слово «нравственность»»?

Как вы думаете, какие же понятия включает в себя нравственность? (доброта, чуткость, милосердие, сострадание, совесть, отзывчивость, честность, справедливость)

Вспомните произведения, изучая которые мы обращались, к этим нравственным категориям? («Уроки французского» В.Распутина, «Юшка» А.Платонова, ...)

Что общего между этими рассказами? (они заставляют задуматься о доброте, о любви к близким, учат быть неравнодушными)

А какие проблемы затрагивает Паустовский в рассказе «Телеграмма»? (одинокой старости, материнской любви, взаимоотношений между родителями и детьми, человечности)

3. Определение проблемного вопроса.

Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Надеюсь, вы в будущем с удовольствием прочитаете повести, рассказы и очерки о Лермонтове и Гоголе, Чехове и Блоке, Грине и Горьком. Но всё-таки чаще всего Паустовский писал о людях простых и безвестных, о которых мы читаем с волнением и трепетом в душе, хотя в произведении нет осторого сюжета, захватывающих происшествий. В чем же дело? Может быть в необыкновенной любви к людям, в желании разобраться в истинности человеческих чувств? На это и другие вопросы мы попытаемся ответить, размышляя над рассказом «Телеграмма».

Скажите, а что такое «телеграмма»? (сообщение о чем-то важном)

Какое чувство рождает это слово? Что испытывает человек в момент получения телеграммы? (тревогу, беспокойство)

А как название рассказа отражено в содержании? (в рассказе было 2 телеграммы)

Выполнили ли они своё предназначение? (одна опоздала, а другой не поверили)

Тогда стоило ли их упоминать? Может, автор имеет ввиду что-то другое?

Итак, сегодня на уроке мы постараемся ответить на проблемный вопрос: кому адресована телеграмма Паустовского, что вы услышали в ней? прошли ли герои Паустовского испытание на истинную человечность?

Чтобы ответить на сформулированные вопросы предлагаю проанализировать систему образов (у каждой группы свой образ). Исследование текстового материала должно проходить примерно по следующим категориям: пейзаж, портрет, интерьер, характер, речь, поступки, детали.

4. Аналитическая беседа по образу Катерины Петровны.

Кто из героев рассказа нуждается в помощи, поддержке?

Что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково её душевное состояние? (Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец ее - известный художник, дом "мемориальный", она "последняя обитательница" его. У нее нет никого родных, кроме дочери. Не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго - французского писателя. Добрая - страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра.)

Попытаемся доказать, что Катерине Петровне действительно плохо. У Паустовского природа – живое существо, связанное незримой нитью с человеком. В какое время года происходят события, описанные в рассказе и почему? Какие детали в описании пейзажа выделяет автор, чтобы подчеркнуть одиночество доживающей свой век женщины? ( 1. «Позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю» – параллель: Катерину Петровну как бы тоже позабыли, и звёзды понимают это и поэтому смотрят пронзительно.

2. « Доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора» - «Доживала свой век в старом доме».

3. Озябший клён «Ему некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи» - К.П. тоже никто не ждёт, ей тоже некуда идти, она просто доживает. Клён – это её память, видя его, она вспоминает себя.)

Какова роль эпизода встречи с кленом? (Именно после встречи с кленом она решается написать письмо дочери.)

(Учащиеся читают письмо (слайд) : "Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна. - Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень".

А что-то удивило в письме? ( Никакой радости, только одиночество. Тоска прорывается в письме, всю силу материнской любви вложила она в письмо. Нет у неё никакого,у дивило то, что она как-то просто пишет о приближении смерти ("зиму эту я не переживу", "смерть забыла ко мне дорогу").

- А еще удивительно, что в таком коротком письме она пишет об окружающей природе: обычно в письмах сообщают о знакомых или родственниках. А Катерина Петровна упоминает о саде, об осени).

Действительно, образ Катерины Петровны очень цельный. Паустовский мастерски показывает тонкий склад души Катерины Петровны. Она и окружающий ее мир - единое целое. А что обозначает ее имя?

-Катерина (греч.)-чистая,непорочная. Именно такой представляем ее (слайд)

Спасибо. Вы очень подробно раскрыли образ Катерины Петровны.

Составление синквейна.

5. Аналитическая беседа по образу Насти.

Что мы узнаем о жизни и занятии Насти?( Настя – единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников; много работы, устраивает выставки. В почтовых переводах одни и те же слова: столько дел, что нет времени не то, что приехать, даже письмо написать настоящее. Один раз в два-три месяца шлет перевод на 200 рублей; последний раз приезжала три года назад.)

.

Настя получила письмо от матери. Как она отнеслась к нему? Почему? (Спрятала в сумочку; раз пишет – значит жива. - Настя беззаботна, равнодушна, бессердечна.)

Какой разоблачительный эпитет? (Холодные глаза – о жестоком сердце ).

Но ведь в тексте читаем: “После работы Насте надо было пойти в мастерскую молодого скульптора Тимофеева, посмотреть, как он живет, чтобы доложить об этом правлению Союза. Тимофеев жаловался, что его затирают, не дают развернуться”.

И она ему готова помочь? Докажите, что она не намерена отступать.(-Ну что ж, будем драться вместе. Она ушла с твердым намерением вырвать во что бы то ни стало этого талантливого человека из безызвестности. В Союзе художников долго говорила, доказывала, что необходимо устраивать выставку .)

Выставка удалась? Чья это заслуга?

Как вы думаете, почему Настя самоотверженно помогает скульптору Тимофееву? Бескорыстна ли она? (Карьеристка. Началось обсуждение, говорили о внимании к человеку , незаслуженно забытому художнику. Этой выставкой целиком обязаны Анастасии Семеновне, ей аплодировали).

Очень странно,что такая равнодушная к матери Настя сумела понять строптивого художника. Паустовский использует прием контраста в изображении характера Насти, показывает несоответствие ее поступков и похвалы.(зачитать)(Полученное письмо от матери Настя прочитала только вечером и сказала: “Куда там сейчас ехать! Две недели возилась с выставкой”. А в это время в Заборье умирала мать.)

Во время выставки получила телеграмму. Как ведет себя?(Какая Катя умирает? Должно быть не мне; узнала адрес, скомкала телеграмму, нахмурилась. На вопрос: “Что-то неприятное?”, ответ: “Нет, это так, от одной знакомой.)

Кто словно пробуждает ее сознание? (Чей-то взгляд тяжелый все время чувствовала; Гоголь смотрел на нее усмехаясь; Насте показалось, что Гоголь тихо сказал: “Эх, ты!”Он видит насквозь фальшь и предательство, презирает ее за тщеславие и эгоизм.)

Почувствовала ли Настя укор Гоголя?-Пробудилась ли совесть Насти? Показать динамику пробуждения.(Быстро встала, торопливо оделась, выбежала на улицу, вспомнила “ненаглядная моя” - заплакала; поняла, что ее никто так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка; вскочила, побежала на железнодорожную станцию – лишь бы успеть; билетов не оказалось; чувствовала, что расплачется навзрыд. В тот же вечер Настя уехала ).

Эта сцена кульминационная в центральной части рассказа. Настя прозрела, поняла, что неправильно относилась к матери, в ней проснулась совесть, понимание того, что она никогда уже не увидит мать.

Что означает слово «совесть»?(Чувство моральной ответственности за свое поведение)

- Имя «Настя»(греч.)-воскрешающая,поэтому хочется верить,что она изменится .

Действительно, мать могла бы успокоить, простить, но ее нет, и теперь до конца жизни она будет испытывать чувство вины.Оказывается, что к тому, кто был и, кажется, всегда будет, можно не успеть,не сказать самое главное.

Какую библейскую заповедь нарушила Настя? (пятую )

Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:

Любили тебя без особых причин

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Эту-то опору в жизни и потеряла Настя. Так какие же качества характера мы увидели у Насти?(приколоть на доску)(Черствость, равнодушие, бессердечность, эгоизм, показная доброта, тщеславие,фальшивость.)

Не уделила должного внимания матери Настя. Но мир не без добрых людей. И такие рядом оказались. Кто это?

Составление синквейна.

6. Аналитическая беседа по образу Тихона и Манюшки.

- Тихон в отличие от Насти проявил настоящую человечность, чуткость, заботу и преподнес урок нравственности Манюшке.»Не будь пустельгой! За добро плати добром.» ". Что значит "пустельгой?(на слайде)

Пустельга – 1. Хищная птица из семейства соколиных.

2. Легкомысленный, пустой человек (разг. неодобр.).

-Сторож Тихон помогает старой женщине:рубит, пилит, колет старые деревья на дрова. Тоже не умеет красиво говорить. Но, пожалев Катерину Петровну, дает телеграмму Насте. Не дождавшись ответа, совершает подлог: приносит умирающей женщине мнимую телеграмму от дочери.

Почему он решился на обман? (чтобы поддержать ее, утешить, смягчить горечь одиночества и последние мгновения жизни).

Две телеграммы: настоящая и мнимая, в обеих- большая душа простого человека, отнюдь не родного Катерине Петровне, но в какой-то мере более человечного, чем ее родная дочь. Сущность человека проявляется в его поступках. Как вы оцениваете Тихона?(на доске прикалывают лист с качествами характера Тихона)

Вместе с Тихоном рядом с Катериной Петровной находилась девочка Манюшка. Она занимала то место, которое должна занимать дочь Настя.

-Манюшка - дочь колхозного сапожника - прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь, спала на старом диване. По речи видно, что она не очень грамотная, простая девочка, но понимает, что человек в беде - надо помогать

-. Девочка окружает одинокую старушку теплом и заботой. Милосердие и сострадание проявляются у маленькой девочки в большей степени,чем у дочери.

- Меня до глубины души тронул эпизод,когда Манюшка относила письмо на почту(зачитывает) «Жестяная пустота» в почтовом ящике имеет многозначительный смысл: такая же пустота на душе у Катерины Петровны.Очень жаль девочке эту старую одинокую женщину,Она напугана смертью, трясется,но на похоронах несет крышку гроба,

Кто же из героев проявил гуманное отношение к Катерине Петровне?(Тихон и Манюшка ) (Читаем на доке слова-характеристики каждого из героев) .Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.А что же родная дочь?(Она забыла о матери )

7. Исследование проблемной темы.

А теперь приступим к исследованию проблемы человечности в рассказе «Телеграмма». Посмотрим, прошли ли герои испытание на истинную человечность?

Но сначала попрошу вас подобрать близкие по значению слова к слову «человечность».

Человечность – это (милосердие, доброта, забота, участие, сострадание, внимание,жалость, сочувствие, ненависть, предательство, злость, гуманность).

- Проблемный вопрос: прошла ли Настя испытание на человечность, милосердие?

Дополнительные вопросы:

Почему же добрая и внимательная к другим людям Настя оказалась такой чёрствой по отношению к матери? (Она неправильно определила жизненные приоритеты, поставила на первое место не самое главное. )

Можно ли назвать Настю эгоистичным человеком (равнодушным, безразличным, безучастным)?

- А «человечность» может быть ненастоящей? (Да, у Насти она именно такая. Она занимается делами пусть хорошего, но чужого человека, не найдя времени для последней встречи с мамой.)

Прошли ли Тихон с Манюшкой это жизненное испытание?

Дополнительные вопросы:

Почему Тихон решился на обман? (Чтобы поддержать Катерину Петровну, утешить, смягчить горечь одиночества)

Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.

О какой телеграмме говорится в названии рассказа и почему? (О второй телеграмме Тихона, он хотел ободрить Катерину Петровну, подарить ей надежду и продлить её жизнь. Первой же он хотел достучаться до Насти, но, увы, безрезультатно. Обе телеграммы были важны, но вторая из них наполнена милосердием, которое, по мнению автора, так необходимо всем людям)

Дополнительные вопросы:

А для чего вводится в рассказ образ молодой учительницы? (Этот образ противопоставлен образу Насти. Она сразу вспомнила про мать, которая осталась в городе. Сердце у нее доброе, ведь она не знала Катерину Петровну, а пошла за гробом, потом, во время похорон, поцеловала "высохшую желтую руку" покойной.)

А почему она сделала это? (Она, видимо, поняла весь ужас одиночества этой женщины, почувствовала какую-то вину перед ней, понимая, что все молодые, живя своей интересной жизнью, виноваты перед матерями, уделяя им мало внимания. Наверное, молоденькая учительница лучше Насти понимает это и, может быть, воспитает и своих учеников добрыми, отзывчивыми людьми.)

- Подведём итог нашему исследованию. Кто из героев прошёл испытание на истинную человечность? (Чужие для К.П. люди не прошли мимо горького одиночества брошенной дочерью старушки. А вот Настя это испытание не прошла, поэтому из него она вышла с чувством непоправимой вины, невыносимой тяжести.)

8. Заповеди Паустовского.

Я думаю, ребята, в названии «Телеграмма» скрыт глубокий подтекст. По сути, весь рассказ – это телеграмма, обращённая к нам с вами. К. Паустовский оставил нам бесценные нравственные заповеди.

Чтение заранее подготовленным учеником стих. Андрея Дементьева «Как важно вовремя успеть»

Как важно вовремя успеть
Сказать кому-то слово доброе,
Чтоб от волненья сердце дрогнуло! -
Ведь все порушить может смерть.

Как важно вовремя успеть
Похлопотать или поздравить,
Плечо надежное подставить!
И знать, что будет так и впредь.

Но забываем мы подчас
Исполнить чью-то просьбу вовремя,
Не замечая, как обида кровная
Незримо отчуждает нас.

И запоздалая вина
Потом терзает наши души.
Всего-то надо - научиться слушать
Того, чья жизнь обнажена

9. Заключительное слово учителя.

Помните, ребята, я когда-то вам читала слова Бернарда Шоу: «Мы научились плавать, как рыбы, летать, как птицы, нам осталось научиться жить по-человечески». Будьте Человеком! Не забывайте о самых близких и родных людях. Не гасите свет своей души.

Не забывай о том, что мать вспоила нас,

Отец же воспитал родное чадо,

Поэтому страшись в беспечности своей

В их старые сердца пролить хоть каплю яда,

К тому же – минёт час: ты старцем будешь сам,

Смотри же, не нарушай священного уклада.

Тема урока: Одиночество – вот проклятая вещь…" По рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма».

Цель урока:
Урок нравственности, человечности позволит подросткам пересмотреть свои отношения к родным и близким.
Тип урока: комбинированный
Форма проведения : урок - размышление
Технологии: ИКТ (презентация).
Методы: беседа, работа с текстом, выразительное чтение.
Оборудование: портрет писателя, мультимедийный проектор, экран.
Тема урока: Одиночество – вот проклятая вещь…
По рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма».
Нет! Человеку никак нельзя жить без родных, как нельзя жить без сердца. К.Г. Паустовский.
Цель урока: определение идейного содержания произведения, авторской позиции, формулирование личного отношения к поднятой писателем проблеме.
Задачи урока:
- прочитать рассказ К.Г. Паустовского; проанализировать содержание рассказа, действующих героев; уметь, опираясь на текст, понимать тему, определять основную мысль; помочь учащимся определить проблемы, поднятые автором;
- выявить роль замысла автора в создании характеров героев, их поступков; наблюдать, сравнивать, делать выводы; развивать монологическую речь; выделять значимые эпизоды из текста для анализа; выразительно читать;
- воспитывать чувство доброты, терпения, чуткости, уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.

- Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть. (Стук в дверь, почтальон: «Вам телеграммы»). Кому телеграммы? Вам, ребята! (раздать телеграммы учащимся) (Приложение 1).

- Прочитайте, пожалуйста. (чтение вслух текста телеграммы: «Нет! Человеку никак нельзя жить без родных, как нельзя жить без сердца») От кого телеграмма?
- Телеграмма, ребята, от Константина Георгиевича Паустовского. (Слайд № 3).


- Какой смысл вложен писателем в эти слова? (Ответы учащихся)
Вывод учителя: Родные люди – мать, отец, бабушка, дедушка, без которых, действительно, жить нельзя. Они всегда рядом. Выслушают, поймут, поддержат, помогут добрым словом.
III. Опрос по домашнему заданию. Цель: проверить усвоение содержания рассказа, умение кратко пересказывать художественный текст, определять тему художественного произведения.
- Сегодня на уроке мы поразмышляем, ребята, над рассказом К.Г. Паустовского «Телеграмма». Для начала вспомним содержание рассказа.

1. Краткий пересказ произведения.
2. Размышления над прочитанным рассказом.
- Я думаю, что рассказ не оставил вас равнодушными. Поделитесь мыслями, впечатлениями. (Ответы учащихся).
- Попробуйте определить тему произведения. О чём рассказ? (о матери и дочери, их взаимоотношениях)
Вывод учителя: Писатель говорит о взаимоотношениях близких людей, матери и дочери. Всегда ли дети, особенно повзрослевшие, спешат на помощь к своим родителям, живущим далеко, всегда ли пишут им письма, звонят, умеют ли проявить заботу о них, всегда ли добры к ним, отзывчивы, ласковы?
IV. Анализ рассказа. Осмысление. Цель: способствовать формированию умения анализировать текст, ИВС; давать оценку поступкам героев; формулировать свою точку зрения, делать выводы.
1) Тема урока.

Слово учителя: – Слова К.Г. Паустовского «Нет! Человеку никак нельзя жить без родных, как нельзя жить без сердца» мы возьмем в качестве эпиграфа к нашему уроку. Они помогут понять основную мысль рассказа, раскрыть авторский замысел. А тему урока обозначим так: «Одиночество – вот проклятая вещь! Вот что может погубить человека». (Александр Грин). (Слайд № 4)
2) «Главный герой». (Монологический рассказ. Чтение эпизодов).
- Кто является главным героем рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»? (Катерина Петровна). (Слайд № 5).


– Расскажите, что вы узнали о ней. (Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом – известным художником, «мемориальном», по словам самой хозяйки. Она сетовала на то, что не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни. Когда-то она жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго. Катерина Петровна очень страдала, что её «единственный родной человек» дочь Настя, живущая в Ленинграде, не приезжала к ней, не писала писем).
- Параллельно Паустовский изображает ещё один «живой образ». Что это? (Природа). Обратимся к пейзажным зарисовкам. (Чтение эпизодов) («Спутанная трава в саду полегла…» «Над лугами тащились из-за реки, цепляясь за облетевшие вётлы, рыхлые тучи» «Из них назойливо сыпался дождь».) (Слайд № 6)


- Мы видим картину поздней осени. Природа увядает, мертвеет, замирает. Какие средства языка использует автор для её изображения? (эпитеты, олицетворения)
- А теперь вернёмся в дом героини. Описание комнаты Катерины Петровны. Её жизнь – в далёком прошлом. Обратим внимание на детали интерьера: «пыльный дореволюционный журнал»Вестник Европы», «пожелтевшие чашки на столе», «давно нечищеный самовар», «потускневшие от времени картины».
- Какие чувства вызывает осенний пейзаж? Интерьер дома? Пейзаж и интерьер схожи. Чем? (Вызывают чувства грусти, тоски, одиночества, беспокойства от неухоженности, ненужности, забытья, заброшенности)
- Вспомним эпизод короткой прогулки Катерины Петровны: «Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клён…он облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи…» (Грусть, тоска на сердце у Катерины Петровны. Она вспомнила свою молодость и воспринявший клён как родное существо: он так же одинок и бесприютен, как она).
- Сравните два образа «живой» и «одушевлённый». Их состояние. Какая между ними взаимосвязь? (Писатель с помощью пейзажных зарисовок показывает состояние души главной героини. Они обречены. Сад «доцветал», Катерина Петровна «доживала»)
Вывод учителя: Катерина Петровна доживает свой век в забытьи и одиночестве. Одиночество вдвойне страшнее и ужаснее, если у страдающих есть родные, которые не проявляют внимания и заботы.
3) Родные. (Монологический рассказ. Выборочное чтение)
- Умирающая Катерина Петровна беспрерывно думает о дочери Насте, находящейся в далёком Ленинграде. (Слайд № 7)


- Что вы узнали о Насте, о её жизни, работе, делах? (Настя – единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников. У неё много работы: устройство выставок, конкурсов. Она проявляет настойчивость, решительность, горячую заинтересованность, внимание к судьбе художника, помогая ему организовать выставку. Ее здесь ценят, уважают, возлагают на неё большие надежды. Карьеристка. А вот о своей матери она совсем забыла «писем от Насти тоже не было, но раз в два-три месяца…почтарь Василий приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей»).
- Как характеризует Настю её отношение к матери? (Мы наталкиваемся на стену бессердечия, равнодушия, чёрствости, эгоизма)
- Ко всем ли, ко всему ли Настя бездушна? (Отнюдь. Она сочувствует скульптору Тимофееву, тратит много времени на организацию его выставки. «Забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать», «этой выставкой мы целиком обязаны одной из рядовых сотрудниц Союза, нашей милой Анастасии Семёновне» - эти слова в адрес Насти). (Слайд № 8)


- Вспомните, как называли Настю художники? (Сольвейг – солнечный путь или луч). Почему? (За её заботу, требовательность, за умение довести дело до конца)
- Как же могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери? (Одно дело – увлекаться работой, делать её от всего сердца, отдавать ей все силы, физические и душевные, а другое – помнить о близких своих, о матери – самом святом существе на свете, не ограничиваясь только денежными переводами. Испытания на истинную человечность Настя не выдерживает.)
- Осуждает ли Катерина Петровна свою дочь? (Катерина Петровна знала, что Насте не до неё, старухи, «у них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье». «Лучше не мешать», - думала.. Она не осуждала свою дочь).
Вывод учителя: Как бы там ни было, гармонии между заботами о «дальних» и любовью к самому близкому человеку Насте достичь не удалось. В этом трагизм её положения, в этом причина чувства непоправимой вины, невыносимой тяжести.
4) Чужие близкие.
- Вина Насти перед матерью выглядит особенно отчётливо в сравнении с поведением чужих для матери людей, проявляющих искреннюю заботу о ней – Манюшки и Тихона.
– Кто рядом с ней? Кто эти люди?
(Манюшка – дочь колхозного сапожника – прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь, спала на старом диване). (Слайд № 9).


(Тихон – сторож при пожарном сарае. Хлопотал часто по хозяйству, от жалости, но всё же помогал по хозяйству: рубил в саду засохшие деревья на дрова. Тихону невмоготу было смотреть на «сгорбленную, маленькую» женщину. От имени Насти он, пошептавшись с почтальоном Василием, взял телеграфный бланк и написал телеграмму и принёс Катерине Петровне). (Слайд № 10)


- Какие чувства они проявляли к Катерине Петровне? (заботу, уважение, привязанность)
- Вспомните, как воспитывал Тихон Манюшку, что он ей говорил? («За добро плати добром, не будь пустельгой, - говорит Тихон Манюшке.
- Как вы поняли смысл этой фразы? (ПУСТЕЛЬГА - 1. Хищная птица семейства соколиных. 2. Легкомысленный, пустой человек (разг. Неодобр.) (Такой пустельгой оказалась Настя).
Вывод учителя: Это односельчане Катерины Петровны. Простые люди. Они помогали ей, проявляя сочувствие, заботу. Люди с добрым сердцем. Но они не могли постоянно находиться с Катериной Петровной. У них свои дела, семейные заботы. В их отсутствие Катерина Петровна была одна.
4) Письмо. (Слайд № 11).
- Катерина Петровна пишет Насте письмо. («Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна. – Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень»)
- Настя получила письмо от матери. Как она отнеслась к нему? («спрятала его в сумочку, не читая, раз мать пишет – значит жива»).
- Какие слова должны были насторожить Настю? (Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу)
- Почему? (Мать одинока, больна, беспомощна, ей нужен уход. Она хочет умереть, она устала от одиночества).
Вывод учителя: Настя не ответила на письмо, просьбу матери. Не проявила сочувствия, уважения, сердечности, любви к своей матери, одновременно заботясь о благополучии чужих ей людей.
5) Совесть.
- Кто пробуждает её сознание? (Гоголь (скульптура): «насмешливо, зная её насквозь, смотрел на неё», «А письмо-то в сумочке нераспечатанное, - казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. – Эх, ты, сорока!») (Слайд № 12).


Вывод учителя: Гоголь взывает к совести. Великий сатирик Н.В. Гоголь, и автор рассказа К.Г. Паустовский показали, что истинной душевности, человечности Настя лишена. Она думает только о себе, о своей карьере.
6) Телеграмма.
- Настя получает телеграмму: «Катя помирает. Тихон». (Слайд № 13).
- Успела ли Настя на похороны матери? Что произошло? (Слайд № 14 + Звук-песня «Грустная песня про маму». Прослушать 1, 2 куплеты или 2 куплет). (Возможны другие варианты)


Вывод учителя. Настя потеряла родного, самого близкого человека – маму. Катерина Петровна умирает, так и не дождавшись свою дочь. Умирает от одиночества и тоски. Дочь не успевает на похороны своей матери. Уехала Настя из Заборья крадучись, чтобы никто её не увидел и ни о чём не расспрашивал. (Слайд № 15).
- Чего испугалась Настя? (человеческого суда)
- Кто смог бы простить Настю? (Простить её могла только мама: «…никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести»).
- Зачем писатель вводит образ молоденькой учительницы? (Есть на земле люди с добрым, чутким сердцем, которые мимо чужого горя не пройдут никогда. «Там, в областном городе, у нее осталась мать – вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая»).
Вывод учителя: Перечитаем эпизод «Похороны». Как меняется природа? (Морозно, но свежо и ясно. Закончились страдания Катерины Петровны. Она успокоилась навсегда).
IV. Итог урока.
(учащиеся рисуют по одному неодушевленный предмет в каждый квадрат)
Цель: подвести учащихся к определению идейного содержания произведения
- Печальная история... Ребята, тему произведения мы определили в начале урока. (рассказ о взаимоотношениях родителей и детей, матери и дочери). Вернёмся к эпиграфу: «Нет! Человеку нельзя жить без родных…». Как помогли слова К.Г. Паустовского понять идейное содержание рассказа? (Человеку нельзя жить без родных. Престарелые родители требуют особого внимания. Часто болеют. Они нуждаются в заботе, внимании, помощи, в любви. А если рядом нет близких, они беспомощны и одиноки. «Одиночество – вот проклятая вещь! Вот что может погубить человека». (Александр Грин).
- К чему призывает автор читателя? (Помните о родителях – это ваша святая обязанность перед теми, кто дал вам жизнь. Сейчас, когда вы рядом с родителями, окружите их заботой, теплом, вниманием. Помогайте им справляться с домашними делами. Хорошо учитесь, радуя их своими успехами. Любите своих родных, звоните им почаще, навещайте, не скупитесь на ласковые слова, рассказывайте им побольше о себе, им интересно знать о каждом шаге вашей жизни). (Слайд № 16).
V. Весточка родным. (Песня «Мама – первое слово»)
- Я предлагаю вам отправить телеграммы своим родителям. Напишите им добрые, тёплые слова любви. Подарите им радость. Я доставлю ваши телеграммы адресату. (все пишут телеграммы, собрать).
VI. Рефлексия. Слайд 17
«Плюс – минус – интересно»
ПЛЮС
(запиши всё, что понравилось на уроке, вызвало положительные эмоции)
МИНУС
(запиши всё, что не понравилось на уроке, вызвало неприязнь, показалось скучным)
ИНТЕРЕСНО
(запиши интересные факты, которые узнал(а) на уроке, что ещё хотелось бы узнать по данной теме, вопросы к учителю)
VII.Задание на дом. Слайд 18
1) Написать сочинение на тему «С чем осталась Настя?»
Всего доброго! Спасибо за урок!