Авторская позиция в повести портрет гоголя. «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение

И краткое содержание); над нею он много трудился и ее не раз переделывал. «Портрет» разрабатывает две темы 1) о гибели художника Чарткова и 2) о страшном ростовщике. В первой теме развита мысль о том, что нельзя служить одновременно корысти и чистому искусству , практическим выгодам и идеалу. Злой гений убедил талантливого художника, что «все делается на свете для пользы», что глупо голодать, уйдя от людей в мир чистых грез. И герой «Портрета», художник Чартков, послушался этого голоса, прельстился благами мира, стал смотреть на искусство, как средство наживы, и сделался ремесленником, но разбогател, потому что научился подлаживаться под вкусы «черни». Когда ему однажды удалось увидеть произведение, написанное художником-идеалистом, он понял, какому великому божеству изменил, но вернуться к нему уже не мог.

Иллюстрация Кукрыниксов к повести Гоголя «Портрет»

Кроме этого возвышенного взгляда на искусство, которое должно быть чисто и свято, Гоголь высказал в «Портрете» еще интересную мысль о том, что «реализм», как художественный прием, должен знать границы, что не все в окружающей нас действительности может быть предметом художественного изображения. Отвратительное лицо ростовщика, особенно его ужасные глаза, были так художественно написаны на портрете, что ужас овладевал всеми, кто только его видел. Гоголь спрашивает: «Или для человека есть такая черта, до которой доводит высшее познание искусства и, через которую шагнув, он уже похищает не создаваемое трудом человека, он вырывает что-то живое из жизни, одушевляющей оригинал. Отчего же этот переход за черту, положенную границею для воображения, так ужасен? Или за воображением, за порывом следует, наконец, действительность, та ужасная действительность, на которую соскакивает воображение с своей оси каким-то посторонним толчком, та ужасная действительность, которая представляется жаждущему ее тогда, когда он, желая постигнуть прекрасного человека, вооружается анатомическим ножом, раскрывает его внутренность и видит отвратительного человека?»

Эти мысли художника Чарткова были, на самом деле, мыслями самого Гоголя в период написания «Портрета» – тот период его творчества , когда он от романтизма переходил к реализму в старался сам для себя определить сущность этого художественного направления.

Наконец, мы встречаем в «Портрете» идею о религиозном значении искусства. Художник, изобразивший ростовщика, изобразил, сам того не подозревая, дьявола. Когда он это узнал, он ушел в монастырь, постом и молитвой искупал свой грех, грех артиста, изображавшего воплощение греха и зла сатану. С тех пор свое искусство он посвятил иконописанию, но долго не мог отделаться от влияния сатаны. Наконец, он был прощен.

Таким образом, в «Портрете» Гоголь (словно предчувствуя возникновение в литературе «натуралистической школы» Золя , Мопассана и других) осудил то искусство, которое слишком близко подходит к жизни, не разбирается в явлениях действительности. Конечную цель искусства Гоголь видит в религиозно-нравственной миссии.

«Портрет» послужил ответом на вопросы и сомнения, волновавшие самого Гоголя. Кроме того, эта повесть опиралась на целый ряд русских произведений, трактовавших подобные темы, которые были популярны и в немецкой романтической литературе (ср. «Эликсир дьявола» Гофмана). Фантастический элемент повести история ростовщика-дьявола тоже обычен в немецкой романтической литературе. В сравнении с неудержимой фантастикой Гофмана , Гоголь еще является писателем очень умеренным: чутье художника-реалиста помогло ему удержаться в границах.

содержимое:

В 1834 году русское общество восторженно обсуждало «Пиковую даму» Александра Пушкина. Это мистическое произведение подтолкнуло Николая Гоголя к написанию повести «Портрет» . в которой важную роль также играет элемент мистики. Писатель опубликовал свой труд в сборнике «Арабески».

Многим критикам произведение не понравилось. Белинский считал, что «Портрет» был неудачной попыткой, где талант автора начал падать.

После скандала с премьерой «Ревизора» Гоголь выехал в Италию. Под южным солнцем и под влиянием художника Иванова Николай Васильевич переработал повесть, а затем вновь опубликовал ее в 1841 году.

Писатель внес коррективы в диалоги, сцены, изменил фамилию главного героя. Теперь он звался Чартков, а не Чертков, что вызывало у читателей ассоциации с чертом. Стал другим и финал произведения: фигура ростовщика не исчезает с картины, а пропадает сам портрет.

Повесть состоит из двух частей. Центральное место в каждой из них занимает образ художника. Гоголь показывает две судьбы, два таланта с различным мировоззрением, с противоположным пониманием задач живописи. Герой первой части — молодой художник Чартков. Он подает большие надежды, но не имеет средств на покупку холста, красок и даже на еду. Однако Чартков на последние деньги решился купить портрет старика-азиата, потрясенный его «живыми» глазами.

Во второй части произведения мы узнаем историю возникновения роковой картины. Однажды к иконописцу (он известен нам как отец художника Б.) пришел ростовщик и попросил нарисовать портрет. Художник согласился на необычный заказ, поскольку внешность старика произвела на него большое впечатление.

Каждого мастера портрет искушает. Чартков, найдя спрятанные в раме деньги, сначала хочет потратить их на новую студию, кисти и краски, чтобы совершенствовать свой талант. Но вместо этого приобретает ненужные вещи, модную одежду, посещает рестораны. Подсознательно Чартков и раньше завидовал жизни модных художников, хотел богатства, известности. И это желание теперь одержало победу над стремлением к творческому росту. Именно жажда славы заставила Чарткова заказать о себе хвалебную статью.

Поначалу молодой живописец стремится следовать правде жизни, ищет не просто портретное сходство, а старается... перенести на полотно душу человека, его характер. Но постепенно он превращается в ремесленника, потакающего вкусам толпы, теряет божественную искру.

Чартков стал знаменит и богат. Его восхваляет публика, известные люди предлагают преподавать в художественной Академии. Он уже свысока поглядывает на молодых живописцев, поучает их. Только увидев новую, по-настоящему талантливую картину, Чартков понимает, что свой талант погубил.

Искушение отца художника Б. было другого рода. В демоническом образе ростовщика его привлекла возможность создать портрет нечистой силы. Это был вызов таланту. Художник чувствовал, что поступает неправильно, но профессиональный интерес заставил его продолжать работу. К счастью, в отличие от Чарткова, иконописец смог вовремя остановиться. Огромным усилием воли ему удалось избавиться от влияния портрета, очистить свою душу. Он завещает сыну найти и уничтожить роковую картину.

Финальная часть повести не добавляет оптимизма. Сошел с ума и погиб Чартков, уничтожив перед этим большое количество своих хороших работ. Но страшный портрет сжечь не удалось. Он был похищен и, возможно, стал искушать новую жертву.

Противопоставление двух судеб талантливых художников закономерно. Гоголь хотел показать, что только путем отказа от мирских благ, от суеты светской жизни художник может создавать настоящие картины, а не ремесленные полотна. Не зря иконописец находит спасение от влияния портрета в монастырских стенах.

В период работы над повестью Гоголь находился на творческом распутье. От романтизма ранних произведений он подошел к реализму, но еще не до конца осмыслил возможности нового для себя направления. В повести «Портрет» писатель ищет ответ на вопрос: может ли искусство быть предельно точным, зеркально отражать жизнь? Или оно должно изображать действительность художественными средствами, воздействуя на мысли и чувства людей, воспитывать их? Ведь художник во второй части повести слишком приблизился к реальности, сделал глаза ростовщика живыми и впустил зло в этот мир.

Автор несет ответственность за свое творение. Гоголь подчеркивает: только с чистыми помыслами, с добрым сердцем можно создать настоящий шедевр, который способен возвысить душу, озарить ее светом и радостью.

Повесть «Портрет» рассказывает о художнике, продавшем свой дар за деньги, - он продал дьяволу душу. Здесь, если иметь в виду художественные произведения, Гоголь наиболее полно высказал свои взгляды на искусство. Проникновение злых сил в душу художника искажает и его искусство, - ведь оно должно быть не просто способностью создавать прекрасное, но подвигом трудного постижения духовной глубины жизни. Важно, что соблазнил Чарткова предмет искусства - необычный портрет с живыми глазами. Тайна портрета тревожит автора и побуждает к размышлению о природе искусства, о различии в нем создания и копии. Живость изображения у художника-копииста, написавшего портрет ростовщика, для Гоголя - не просто поверхностное искусство, а демонический отблеск мирового зла. Такое искусство часто обольщает душу зрителя, заражает греховными чувствами. Недаром с портрета глядят живые недобрые глаза старика.

Автор рассказывает, что у благочестивого живописца, написавшего странный портрет с живыми глазами вдруг без всякой причины переменился характер: он стал тщеславен и завистлив. Но такие же необъяснимые на первый взгляд факты случаются в жизни повседневно. «Там честный, трезвый человек делался пьяницей, там купеческий приказчик обворовал своего хозяина; там извозчик, возивший несколько лет честно, за грош зарезал седока».

В книге «Выбранные места из переписки с друзьями» Гоголь сказал, чем должно быть, по его мнению, искусство. Назначение его - служить «незримой ступенью к христианству». По Гоголю, литература должна выполнять ту же задачу, что и сочинения духовных писателей, - просвещать душу, вести ее к совершенству. В этом для него - единственное оправдание искусства. И чем выше становился его взгляд на искусство, тем требовательнее он относился к себе как к писателю.

Одной шуткой переданы уровень и интересы светского общества. Художник с большим интересом и еще не утраченным талантом начал писать портрет. Он передавал холсту все оттенки юного лица, не пропустил и некоторую желтизну и едва заметную голубую тень под глазами. Но матери это не понравилось. Она возразила, что это может быть только сегодня, а обычно лицо поражает особой свежестью. Исправив недостатки, художник с огорчением заметил, что пропала и индивидуальность натуры. Желая все же выразить то, что он подметил в девушке, Чартков переносит все это на свой старый эскиз Психеи. Дамы же приходят в восторг от "сюрприза", что художник придумал изобразить ее "в виде Психеи". Не сумев переубедить дам, Чартков отдает портрет Психеи. Общество восхищалось новым талантом, Чарткову посыпались заказы. Но это было далеко не то, что дает возможность развиваться живописцу. И вот со временем Чартков становится модным, но, увы, пустым живописцем. Причиной тому, конечно, был купленный портрет с его дьявольскими чарами. Но через фантастический сюжет автор показывает, что могут сотворить с человеком слава и богатство. Не обязательно покупать волшебный портрет, чтобы стать рабом.

На пьедестал, который раньше занимала живопись, взгромоздилась страсть к золоту. Золото стало для Чарткова всем. Оно заполонило бы его жизнь полностью, если б не одно событие. Академия художеств пригласила знаменитого Чарткова оценить привезенную из Италии картину русского художника. Увиденная картина так поразила знаменитость, что он даже не смог выразить заготовленное пренебрежительное суждение. Живопись была так прекрасна, что всколыхнула в нем зачерствевшее прошлое. Слезы задушили его, и, не сказав ни слова, он выбежал из залы. Внезапное озарение погубленной жизни ослепило его. Осознав, что никогда не вернуть убитый талант, ушедшую молодость, Чартков становится страшным чудовищем. Со зловещей алчностью начинает он скупать все достойные произведения искусства и уничтожать их. Это становится главной стра тью и единственным его занятием. В итоге безумный и больной художник умирает в жуткой горячке, где везде ему чудится портрет старика. Отовсюду смотрят на него страшные глаза с портрета...

Но еще один герой, о котором говорится только во второй части повести, поступает иначе. Этот молодой художник встречает очень необычного человека, ростовщика, который просит написать его портрет. Слухи о ростовщике ходят очень таинственные. Все;" кто связывался с ним, обязательно попадали в беду. Но художник все же берется писать портрет. Сходство с оригиналом выходит поразительное, глаза словно смотрят с портрета. И вот, написав ростовщика, художник осознает, что не сможет больше писать чистые образы. Он понимает, что изобразил дьявола. После этого он навсегда уходит в монастырь, чтобы очиститься. Седым старцем он достигает просветления и, берясь за кисть, уже способен писать святых. Но тем не менее повесть не заканчивается оптимистично. Гоголь дает портрету продолжить свое роковое путешествие, предупреждая, что никто не застрахован от зла.

В «Портрете» можно найти отражение духовной жизни Гоголя. Художник, создавший портрет ростовщика, решает уйти из мира и становится монахом. Приготовив себя в монастыре подвижнической жизнью отшельника, он возвращается к творчеству и создает картину, которая поражала всех видевших ее как бы исходящей из нее высокой духовностью. В конце повести монах-художник наставляет сына: «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится».

Здесь Гоголь как бы наметил программу своей жизни. В середине 1840-х годов у него появилось намерение оставить литературное поприще и уйти в монастырь. Но эти монашеские устремления (которые не были секретом для школьных приятелей Гоголя), по всей видимости, не предполагали окончательного отказа от творчества, но как бы подразумевали возвращение к нему в новом качестве. Путь к большому искусству, полагал Гоголь, лежит через духовный подвиг художника. Нужно умереть для мира, чтобы пересоздаться внутренне, а затем вернуться к творчеству.

Гоголь вложил весь замысел произведения в его название. Не случайно, он называет его «Портрет». Именно это слово является краеугольным камнем в теме произведения. Благодаря такому названию жанр повести перерастает в настоящий детектив, это сказывается также на жизнь ключевого персонажа.

При этом изображение портрета несет в себе еще и смысловую нагрузку, он является изображением алчности, порочности и большого эгоизма. Также поднимается вопрос о подлинности искусства, его настоящей цели и направления в обществе. Способно ли оно стать спасительно силой? Или же способно погубить любого человека, особенно имеющего к нему непосредственное отношение?

Также автор побуждает читателя задуматься о том, как идею раскроет писатель. Он мог бы использовать и другие названия, которые не позволили бы показать весь мистицизм произведения и отношение Гоголя к существующей проблеме. Название заставляет читателя сфокусировать все свое внимание по ходу развития произведения на одной единственной вещи: портрете, который является ключевым в развитии сюжетной линии.

Трудно назвать произведение фантастическим реализмом, который обычно присущ Гоголю. Он явно подчеркивает его в других своих произведениях. Здесь читатель чувствует достаточное количество мистики и напряжения, но она никак не связана с действием потусторонних сил, духов или нечистой силы, скорее всего она сосредоточена на мистификации существующего портрета и миссии человека, который запечатлен на полотне, за которым начинается настоящая охота.

При этом история приобретает детективный оттенок, читателю становится интересно, откуда появились деньги на то, чтобы изображение появилось. Автор даст объяснение и ответ на этот вопрос. Да и сам портрет исчезнет при неизвестных обстоятельствах, пропадет прямо во время аукциона. Больше никто его не увидит, а никто из проводивших аукцион не увидят его и не узнают при каких обстоятельствах он пропал. Очередная детективная загадка, ответ на которую читатель получить не сможет. Только если самостоятельно догадается о происходящем, даст самостоятельно развитие истории, которую он уже узнал.

Вариант 2

Первые наброски произведения «Портрет» были сделаны в 1832 году. В свет работа вышла в 1835 году, люди смогли увидеть её в сборнике «Арабески». Но, в 1841 году, Гоголь решает совершить изменения в книге. Итак, в сборнике «Современник» появилась обновленная версия произведения. Автор изменил немного стиль написания, а так же главный герой, получил новую фамилию. Чертков, как не крути, имел ассоциацию с чертом из-за фамилии, поэтому герой стал Чартковым.

Гоголь был сторонником, так называемого реализма, причем фантастического, но в данном произведении это никак не проявляется. В повести нельзя встретить призраков и другую нечеловеческую силу, но встречается другое. В произведении существует ростовщик, чья темная сила творит с людьми беду. Но, все что происходит с Чартковым, автор очень просто объясняет. Автор дает понять, что все это сон, поэтому вопрос фантастики отпадает сам. Вторая половина произведения становится похожей на детектив. Гоголь немного объясняет происхождение денег, ведь изначально их происхождение не было раскрыто. Потом пропадает портрет, причем мистически прям в аукцион.

В повести раскрываются довольно интересные темы. Например, творчество , автор дает читателю двух художников. Один из них постигает труды лучших, но в принципе и готов стать известны используя самую легкую дорогу. Второй же самоотверженно работает только над собой. То, чем он занимается это часть его жизни, которая для него и смысл жизни и религия. Так же всегда актуальная тема добро и зло. Данные по теме мысли автора проходят сквозь богатство и искусство. На образе Чарткова, Гоголь показал, что стремление совершенствоваться может привести к гибели, а именно самого важного – души. Гоголь так же дает понять, что для человека нет преград, главное сила духа, которой у главного персонажа не хватило. Главной темой является богатство. Гоголь раскрывает пагубное влияние денег на человека. У людей рождается жадность, корысть, предательство, малодушие.

В плане проблем так же довольно богато. Искусство в произведении расходится на два пути. Художник имеет два пути развиваться и тратить много времени, не получая достаточно денег и славы или сократить путь к славе и тем самым и к большим деньгам. Проблема тщеславия так же раскрыта. Чартков стал богат и зазнается, он уже не узнает учителя. К тому же ради славы и денег приходилось подстраиваться под людей. Но, в конце концов, он просто стал сумасшедшим. Многих волнующая проблема бедности не осталась за кулисами. Гоголь показал, что бедность может быть не только денежной, но и душевной. Автор считает, что человек, без души получив большие деньги, просто уничтожит себя, его душа разрушится.

Данная повесть Гоголя предостерегает людей о том, что деньги могут принести кроме положительных результатов так же и большие беды. Можно уверенно сказать, что автор донес до читателя главное. Нельзя ставить цель обогащения выше всего, такой путь приведет к беде или гибели души человека.

Анализ произведения Портрет

Главный герой произведения Гоголя «Портрет» - художник Чартков, «преданный своему труду». Денег у него очень мало, но это его нисколько не тяготит: и одежда плоха, и на еду практически ничего нет, и за убогую квартиру платить нечем. Но он не унывает и работает, чтобы приблизиться к великим - Тициану и Микеланджело. И на развал на Щукином дворе он идет, чтобы порыться в картинах и присмотреть среди хлама что-нибудь нужное – ищет «в сору картины великих мастеров».

Великих картин он не находит, а находит удивительный портрет старика с бронзовым лицом, который не просто обращает на себя внимание Чарткова, а поражает его настолько, что он сторговывается и отдает последний двугривенный – больше денег у него нет. Зачем купил портрет, не совсем понятно, но не мог не купить. Портрет этот не был закончен, но глаза были выписаны тщательно и поражали своей живостью. Позже, во второй части, читатель узнает, что на этом портрете был изображен один ростовщик. Что у всех, кто обращался к нему за помощью, в жизни начинали происходить странные и нехорошие вещи. И у автора этого портрета тоже. А позже этих нехороших вещей не избежали и владельцы странного портрета. И среди них – Чартков, главный герой повести.

Да, жизнь Чарткова после покупки портрета резко меняется и, сначала кажется, что в лучшую сторону: его ночной кошмар оказывается «сном в руку». А ночью ему снится, что жуткий старик с портрета оставляет пачку денег – сверток в бумаге с надписью «1000 червонных». И утром в раме портрета Чартков действительно находит сверток с деньгами – такой же, как во сне. Да, теперь есть деньги на дальнейшее совершенствование таланта, можно не думать о хлебе насущном, а ежедневно оттачивать свое мастерство. Но с этого момента почему-то жизнь его начинает идти совершенно в другом направлении: первым делом он нанимает великолепную квартиру на Невском, одевается у лучшего портного, «нечаянно» покупает ненужный лорнет и ненужную кучу галстуков. Несколько раз зачем-то проезжает по городу в карете. А увидев своего учителя, профессора живописи, к которому относился всегда с уважением, на этот раз даже не здоровается с ним, так как, видимо, в дальнейшей своей жизни не планирует продолжать оттачивать свое мастерство.

И он действительно прекращает занятия живописью, а дав объявление в газете, начинает писать портреты на заказ. Вначале это было трудновато, хотелось писать не выдуманных персонажей, а реальных людей, но деньги перевешивают, и Чартков начинает воплощать «любые капризы за деньги». Кисть его «хладеет и тупеет», он перестает «копаться над картиной». Среди многочисленных портретов гусаров, дам и статских советников, в ежедневной суете среди «беспощадно – неблагодарного труда» постепенно гибнет талант Чарткова. Единственное, что его продолжает интересовать, это – золото. А единственный всплеск чувств овладевает им, когда Чарткова, уже в годах, приглашают для оценки картины его товарища. И жизнь Чарткова, длительно спящая, была «разбужена за мгновение». Но чувство, которое выказывает Чартков, это – только огромная зависть, которая съедает его изнутри. Чартков впадает в безумие и гибнет.

У настоящего художника должна быть одна святыня – искусство, он не должен гнаться за вкусами толпы и менять блаженство настоящего творчества на сиюминутную выгоду. Это и хотел сказать в своем произведении Гоголь, это – главная идея и мысль произведения. Но что же подтолкнуло Чарткова к такой жизни, отличной от идеала? Почему за одну ночь человек изменился до неузнаваемости? Что тому виной – жуткий портрет «нечистой силы», которую признает автор, или деньги, главное зло? И в наше такое непростое время по этому вопросу могут существовать совершенно противоположные мнения.

  • Сочинение Что лучше - истина или сострадание в драме Горького На дне?

    Дать однозначный ответ очень сложно и, наверное, даже невозможно. Произведение На дне написанное Максимом Горьким затрагивает многочисленные проблемы. В обществе присутствует много лжи

  • Симеонов-Пищик в пьесе Вишневый сад Чехова образ и характеристика сочинение

    Симеонов-Пищик - это один из второстепенных героев пьесы Чехова «Вишнёвый сад».

  • Сочинение Доброта и жестокость

    Посмотрев на эти слова можно подумать, что это совершенно разные вещи. Но в жизни очень часто бывает так, что совершенно несовместимые вещи бывают вместе. А доброта и жестокость – это не исключение. Так почему же такие разные вещи встречаются вместе?