Обучение писательскому мастерству онлайн. Литературные курсы

Как я одновременно училась на трех литературных курсах и к чему это привело

Текст: Марина Безуглова
Рисунок Чарльза Д. Гибсона с сайта www.zazzle.com
Фото Марины Безугловой с ее странички в фейсбуке

Приближается новый учебный год, 2017/2018 . Который имеет шанс войти в историю русской литературы как год прорыва в области профессионального писательского образования - которого, по мнению редакторов издательств, порой нашим дарованиями катастрофически не хватает. Институт культуры открыл прием студентов по специальности «детский писатель». Высшая школа экономики впервые начала прием в магистерскую программу - причем, по уверениям причастных, конкурс на бюджетные места превышал десять человек на место.
И это, разумеется, не считая , который тихо и планомерно продолжает свою работу. И не поддающихся точному исчислению офлайновых и онлайновых литературных курсов, возникших за последние несколько лет.
О последних делится живыми впечатлениями непосредственная участница процесса.


…Отматываю время назад и думаю: зачем мне вообще были нужны литературные курсы? Филологического образования у меня нет. Я руководитель небольшой мастерской по производству зеркал. Интерес к писательскому мастерству вырос из любви к чтению. Но я не знала, как подступиться к собственному произведению. Мне нужно было испытать свои силы и дать себе право писать.
Я живу в Ростове-на-Дону, а литературное образование сконцентрировано в столице. Поэтому обучаться очно я не могла, только онлайн. Тогда я организовала для себя интенсив с полным погружением в тему: четыре месяца я параллельно обучалась в трех писательских школах и в итоге получила троекратное благословение от мэтров мира литературы.
Сразу скажу: с задачей воодушевить все курсы справляются замечательно.
Теперь подробнее об учебном процессе. Это не реклама, поэтому сами курсы называть не буду, но немного поясню. В мои школьные годы было такое замечательное понятие, как класс «с уклоном». По отношению к курсам это слово тоже уместно. Итак, я выбрала: курсы с уклоном в жанровую коммерческую литературу (это те книги, которые выходят сериями в издательствах), курсы для начинающих с уклоном в так называемую большую литературу (произведения из списков больших премий) и курсы с легким уклоном в западную литературу. Помимо этого существуют курсы поэзии, сценарного мастерства, курсы нон-фикшн и проч. Цены варьируются от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей. Многие школы предоставляют скидки, проводят розыгрыши бесплатных мест и конкурсы. (Благодаря этому у меня и была возможность попробовать сразу три варианта.)

Но если вы не такой экстремал от литературы, как я,

выбирая направление, задайте себе вопрос: «что для меня значит быть писателем? Быть автором бумажной книги? Публиковать посты в соцсетях и собирать лайки? Побеждать в конкурсах?» Честный ответ здорово поможет сориентироваться.

Кроме того, перед обучением очень важно почитать специальные учебники, а также воспользоваться бесплатными ресурсами - статей и видео в интернете масса. И если вы поймете, что созрели для профессиональных курсов, вот по каким параметрам я советую выбирать онлайн-школу.

1. Первый параметр - тот самый «уклон». Однако на деле «уклон» был весьма условным. Все мои курсы рассматривали литературное мастерство достаточно широко, при этом информация практически не дублировалась.
2. Количество и продолжительность занятий - рассчитывайте свои силы. Как правило, это еженедельные лекции длительностью от 30 мин до 1 часа. Но есть курсы, которые потребуют по 3 часа 3 раза в неделю.
3. Домашняя работа. Каждое занятие состоит из теоретической лекции и творческого задания. Курсы, подразумевающие рецензирование письменных работ, то есть отзывы преподавателей, многократно полезнее. Обсуждать свои тексты только с такими же, как вы, учениками не особенно эффективно.
4. Количество и объем творческих заданий , выполняемых в течение курса. Чем больший объем текста вы напишете, чем больше получите откликов, тем лучше.
5. Преподавательский состав. Пожалуй, самый важный пункт. Разумеется, приятно, когда наставники - популярные литераторы. Но уровень их известности не должен быть определяющим. Ведь писать и учить этому других - разные вещи. Для вас важнее их педагогический талант. Почитайте работы ваших будущих преподавателей, поищите в интернете видеозаписи с ними, просмотрите, наконец, профили в соцсетях. Если эти люди вас увлекли, значит, и обучение будет интересным.
6. Обратная связь. Каким образом вы сможете задавать вопросы преподавателям? В формате вебинара, в специальной группе в соцсетях, по электронной почте или такой возможности вообще нет?
7. Дальнейшая судьба. Каковы шансы, что работы учеников будут опубликованы? Пусть на конкурсной основе, пусть не в самых популярных изданиях, но само существование такой возможности - большой плюс.
8. Видео. При онлайн-обучении вы будете получать лекции в записи. Большинство из нас лучше всего воспринимает информацию визуально, поэтому наличие видеоряда помогает.
9. Очная/заочная форма . Если у вас есть возможность очного обучения, пользуйтесь. Такая форма, конечно, предпочтительнее заочной.

По этим пунктам можно сопоставлять . Теперь кратко расскажу, что из своего обучения вынесла лично я.

Во-первых , произошло маленькое чудо: у меня впервые получилось связное законченное произведение - рассказ. Потом еще один, и еще… Первые отзывы на тексты дарят незабываемые ощущения.
Во-вторых , курсы дали целостное представление о том, как должен быть выстроен сюжет и образы героев, чтобы удержать внимание читателя. Многие начинающие авторы сэкономили бы свое и чужое время, изучив эти нехитрые принципы. На самом деле произведения, написанные с опорой на эти законы, выгодно отличаются от написанных наобум.
В-третьих , обострилось мое читательское восприятие. Я вижу, как «сделан» текст. Но это вовсе не мешает наслаждаться хорошим произведением - напротив. Сильные тексты (оценка субъективна, конечно) дарят еще больше радости, слабые - еще больше раздражают.
Обучение потребовало от меня больше времени и отдачи, чем я рассчитывала. (Я даже не окончила одни из курсов, поскольку ситуация моя поменялась и стало не хватать времени.) Также мне следовало лучше подготовить своих домочадцев к своему новому увлечению. Вот вы не насторожились бы, если человек бормочет себе под нос, глядя в одну точку? А он, между прочим, подбирает слова для своего текста. Или сидит ночами за компьютером, а ему через час нужно сдать работу. Кстати, так я узнала великую силу дедлайна, когда с его приближением вдохновение просто накрывает волнами.
После окончания обучения наступил некоторый «синдром отмены». Теперь нет никаких дедлайнов, никто не хвалит, не критикует, не задает каверзных заданий. Дальше все зависит только от меня. Ведь литературные курсы - это не фабрика литературных звезд. Из тех, кто прошел обучение, лишь некоторые что-нибудь напишут, только часть из этого опубликуют, а успешными авторами станут единицы.
А как же остальные? Что ж,

выразительно и точно формулировать свои мысли еще никому не помешало, не только писателям или блогерам.

Неизвестно, как сложится моя творческая судьба. В моем понимании быть писателем - значит иметь в распоряжении некоторый объем текстов, которые не стыдно показывать профессионалам и обычным читателям. Назвать себя писателем пока не могу. Сейчас я пишу роман, есть несколько рассказов. Короткие творческие дистанции оказались мне ближе. Опубликованы мои рецензии на два довольно известных романа. Была победа в небольшом литературном конкурсе . Я стараюсь получать удовольствие от жизни, и литература - ее часть.

Просмотры: 0

Большинство авторов учится писать сами. Но самообразование занимает много времени, слишком много, а дороже времени в жизни человека ничего нет. Разумнее потратить немного денег и подучиться в специализированной на писательском мастерстве Школе, и обзавестись там собственным редактором (развивающим и стилистическим) и литературным наставником. У начинающих писателей-самоучек личного редактора, знающего творчество и способности автора, как правило, нет, и это плачевным образом сказывается на качестве творчества начинающего, погружает многих авторов в хроническое состояние неуверенности и пр.

Самая старая в России частная Школа писательского мастерства Лихачева, существующая с 2010 года, предлагает занятым людям дистанционное обучение писательскому мастерству. Тот, кому некогда самому годами рыться в интернете, кто не хочет покупать дорогие учебники и вариться в собственном соку вне писательско-редакторской среды, кто хочет обрести развивающего редактора и литературного наставника, тот может обратиться к редакторам из группы Лихачева. В нашей Школе учатся в основном взрослые занятые люди, предприниматели, администраторы, пенсионеры, есть также талантливые домохозяйки и студенты, и, конечно, русские иммигранты, проживающие ныне в США, Канаде, Германии, Дании, Китае, Австралии и других странах. Учатся в нашей школе и россияне, живущие на территории других государств, а также граждане стран СНГ, желающие совершенствовать свой русский литературный язык.

Записывайтесь на первый курс и начните учиться немедленно, с тем, чтобы за осень-зиму освоить писательский инструментарий и уже весной сесть за собственный большой проект, и под присмотром развивающего редактора написать его по всем правилам, используя оригинальную методику, разработанную в Школе писательского мастерства Лихачева. Без учёбы качество творчества начинающего писателя остаётся на одном ― весьма низком ― уровне, не меняясь десятилетиями, это пустая трата времени, сиречь жизни. А ведь есть занятия поинтересней, чем годами набивать миллионы знаков эпистолярного мусора.

Школа писательского мастерства Лихачева нацелена на практическое освоение начинающим приёмов писательского мастерства. В Школе учатся не 5 лет очно или 6 лет заочно, как в Литературном институте им. Горького в Москве (это удовольствие стоит немалых денег), и не 2 года, как на Высших литературных курсах, а 6 месяцев дистанционно и 6-12 месяцев занимаются индивидуально с наставником над проектом собственного нового произведения. За 1 год наставничества на выходе начинающий автор может написать, к примеру, роман на 500000 знаков или, по крайней мере, поэпизодный или посценный план романа, который останется только дописать и прислать нам на редактуру и корректуру.

Первые в России и за рубежом Курсы литературного мастерства Андрея Воронцова, успешно работающие на основе обучающей системе Moodle уже седьмой год, объявляют новый набор учащихся на апрель - сентябрь 2019 г. Мастерскую возглавляет секретарь Правления Союза писателей России, преподаватель литературного мастерства Московского государственного областного университета, много лет руководивший семинарами прозы в Литературном институте им. Горького..

Формы обучения - дистанционная (проходящая посредством сети Интернет в режиме on-line, с доступом 24 часа 7 дней в неделю) и очная (с аудиторными занятиями по субботам).

Начало занятий дистанционных Курсов - 3 апреля 2019 г. Набор продлен до 12 апреля. Срок обучения - 6 месяцев . Краткосрочные Ознакомительные занятия по работе в обучающей системе Moodle ДО-Курсов будут проходить с 22 марта.

Начало занятий на очных Курсах - 6 апреля 2019 . Срок обучения - 3 месяца .

На курсы принимаются пишущие на русском языке авторы (с 18 лет), независимо от их социального статуса, места жительства и гражданства. Вступительные экзамены не проводятся. Кандидаты на зачисление проходят творческий конкурс, для которого необходимо прислать на электронный адрес, указанный в анкете свои произведения в жанре прозы, поэзии, драматургии, критики, публицистики объемом не более 80 тыс. печатных знаков с пробелами, набранным 14 кеглем, с интервалом 1,5. Для лиц, не имеющих опыта создания литературных произведений, допускается после письменного собеседования прием в качестве вольнослушателей . Вольнослушатель может, в отличие от других слушателей, не представлять на обсуждение своих произведений, но выполняет наравне со всеми теоретические и практические задания и участвует в обсуждениях.

Для поступления на Курсы предоставляются также следующие документы:

1) заявление на имя руководителя (указать выбранную форму обучения) ;
2) копия (скан) документа об образовании (по желанию);
3) автобиография;
4) анкета абитуриента
(скачать) ;
5) фотография (любого формата).

Документы отправляются электронной почтой на адрес, который указан в анкете (скачать) .

После зачисления слушателей на дистанционные Курсы, до начала занятий , проводятся бесплатные Ознакомительные занятия по работе в обучающей системе Moodle.

Программа Курса литературного мастерства направлена на повышение художественного, теоретического и практического уровня начинающих писателей. Специфика литературного процесса требует от писателя постоянного творческого совершенствования, с чем начинающие литераторы далеко не всегда в состоянии справиться в одиночку. Интерактивные занятия разделяются на теоретические (лекции, ответы на вопросы мастера) и практические. Практические - это творческие семинары, представляющие собой общее обсуждение произведения автора с завершающим анализом мастера. Таким образом, обеспечивается творческая объемность, непрерывность и многосторонность процесса повышения литературного мастерства. Слушателям предстоит выполнять еще и творческие задания мастера, тоже выносимые на интерактивное обсуждение. На каждую теоретическую тему, практическое обсуждение или творческое задание отводится неделя.

В идейно-духовном отношении обучение призвано содействовать углубленному представлению о русской литературе как одной из главных мировых литературных школ, сама принадлежность, к которой является естественным преимуществом всякого начинающего русскоязычного писателя. При этом, естественно, не будет обойдено вниманием и наследие других мировых литературных школ.

У нас вы сможете учиться по самым низким ценам среди курсов подобного рода и в любое удобное для вас (на ДО-Курсах) время. Минимальный размер оплаты за обучение (с учетом предоставляемых скидок по предоплате) на дистанционных Курсах составляет 3500 руб. в месяц , на очных - 5400 руб. в месяц . Приглашаем всех желающих! Подробности и р/с для оплаты будет сообщен дополнительно. Прочие интересующие аспекты условий приема и обучения можно будет выяснить путем переписки по адресу, указанному в анкете.

Форма итогового контроля - аттестация. По окончании Курсов выдается соответствующий сертификат. Лучшие произведения слушателей будут опубликованы в альманахе на сайте и рекомендованы мастером в центральные литературные издания.

Выпускники ДО-Курсов имеют право участвовать в работе литературного объединения "Точки" при Совете по прозе Союза писателей России.