Сценарий развлечения по сказкам для детей подготовительной группы. Магическое значение чисел в сказках Сказки где в названии есть цифра

Число 3, наверно, самое популярное, сказочное число. В русских народных сказках и в сказках народов мира оно встречается довольно часто. Сколько сыновей у старика? Трое. Сколько медведей обитало в домике, в который попала Маша? Конечно же, три. Сколько девиц пряли под окном в сказке А.С.Пушкина? Все мы с детства знаем, что три.

Сказка «Три медведя»
Как всё по уму устроено в домике трёх медведей. У каждого всё своё: посуда, кровать, стул. Но вот в домике медведей появляется посторонний. Это человек – девочка Маша. Ох, как медведям не понравился незваный гость…

«В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иваныч. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка…»

Сказка «Медведь и три сестры»
Живут три сестрицы не в тереме и не в хоромах, не в домике и не в хате, а в логове у медведя. Думали они, думали, как бы им домой воротиться, к отцу-матери? И придумали…

«Жил-был старик. У него было три дочери. Поехал он в лес дрова рубить и говорит: «Вы, дочки, хлеба напеките, мне обед принесите…»

Сказка «Три маленьких лесовика» Братья Гримм
Братья Гримм – великие сказочники. Они не просто собирали сказки, но и обрабатывали их таким образом, что уже в течение нескольких веков они читаются и перечитываются, изучаются и запоминаются.

«…Отправилась девушка в лес и пошла прямо к той маленькой избушке. Три маленьких человечка, как и в тот раз выглянули из окошка, но она с ними не поздоровалась…»

«Три пряхи» Братья Гримм
«Жила-была девушка, ленивица да прясть не охотница, и что ей мать ни говорила, а заставить ее работать никак не могла».

«Три перышка» Братья Гримм
«Жил-был однажды король; было у него три сына. Из них двое умных да толковых, а третий и говорил-то мало…»

А ещё число три встречается в следующих сказках:

«Три царства - медное, серебряное и золотое»
«Три поросенка»
«Три толстяка»

Число 3 – одно из любимых сказочных чисел. Но оно присутствует не только в сказках. В стихотворениях число три – тоже не редкий гость.

«Тройка мчится, тройка скачет,
Вьется пыль из-под копыт.
Колокольчик звонко плачет,
То хохочет, то звенит…»

А как вы думаете, сколько мудрецов из английской потешки (в переводе С.Я.Маршака ) отправились путешествовать по морю, да не при ясной погоде, а в грозу? Ну, конечно же, трое. Если бы таз (в оригинальном варианте корыто) оказался бы прочнее, то рассказ о путешествии трёх простоватых людях, готэмских умниках, был бы длиннее.

«Три мудреца в одном тазу
Пустились по морю в грозу.
Будь попрочнее старый таз,
Длиннее был бы мой рассказ».

В каких баснях И.А.Крылова встречается число (цифра) 3?
«Три мужика»
Три мужика зашли в деревню ночевать.
Здесь, в Питере, они извозом промышляли…;
И путь теперь домой на родину держали…

«Старик и трое молодых»
Старик садить сбирался деревцо.
«Уж пусть бы строиться; да как садить в те лета, —
Три взрослых юноши соседних рассуждали…»

«Лебедь щука и рак»
Кто из нас не слышал о знаменитой троице, которая «везти с поклажей воз взялась», да так и не довела дело до логического конца. «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…»

А мы вернемся к сказкам, и вспомним, в каких сказках ещё встречается число 3.

«Емеля» Русская народная сказка
Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий — дурачок Емеля. Братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет…

«Сказка о царе Салтане…» А.С.Пушкин
«Три девицы под окном,
Пряли поздно вечером…»

Числами, которые называют магическими, сталкивались все. В сказках, легендах, пословицах и поговорках, в календарях и на циферблатах, в ритуалах и культах мы встречаем Святую Троицу, три желания, семь дней недели, семерых козлят, 12 месяцев.

Число «три» встречается во многих пословицах и поговорках: «в трех соснах», «в три ручья», «с три короба» и так далее.

Числа в русских народных сказках

Впервые с числами мы встречаемся в самом раннем детстве, когда читаем свои первые сказки.

Сказка «Царевна лягушка»

Было у царя 3 сына. 3 задания давал царь невестам: испечь хлеб, соткать ковёр и смотр невест. Лягушка 3 раза превращалась в царевну. На царевну было наложено заклятие: 3 года быть лягушкою.

Сказка «3 медведя»

Главных героев - 3 . Всех предметов по 3 (кровати, миски, стулья).

Сказка «Хаврошечка»

Было у хозяйки 3 дочери: Одно глазка, Двух глазка и Трёх глазка. 3 раза засыпала Хаврошечка.

Сказка «Илья Муромец»

Коня 3 месяца кормил пшеницей, через 3 зари выгуливал коня на шёлковом поле. В дремучем лесу был дуб в 3 обхвата, 30 богатырей и 30 коней. Святобогатырь спал 300 лет. Илья Муромец в Киеве прожил 200 лет.


Проанализировав только малую часть русских народных сказок, можно убедиться в том, что самым распространённым числительным является «3».

Число « 3» издревле считали магическим. В сказках всегда желания выполняются только в третий раз.

Цифра «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве.

СИВКА-БУРКА

«Жил-был старик, и было у него три сына. Младшего все Иванушкой-дурачком звали»....

Каждый сын по очереди в ночь выходил стеречь пшеницу, погубляемую вором. На третью ночь Иванушка поймал Сивку-бурку.

Сивка-бурка: «...свистни три раза молодецким посвистом... я тут и буду».

Три дня выезжали братья и Иванушка на Сивке-бурке в город посмотреть на Елену Прекрасную.

Иванушка в первой попытке на Сивке-бурке снять перстень с руки Елены Прекрасной, сидящей в тереме, не допрыгнул до царевны три бревна.

С третьей попытки Иванушка снял перстень с руки Елены Прекрасной.

«Через три дня царь клич кликнул»: чтобы весь народ в царстве явился к нему на пир.

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА

«В некотором царстве... жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич».

Три брата пускают по стреле из лука в поисках невесты.

Иван ищет свою стрелу три дня.

Сыграли три свадьбы.

Стилистический прием — три однородных члена: Василиса Премудрая изукрасила каравай узорами: «по бокам — города с дворцами, садами да башнями, сверху — птицы летучие, снизу — звери рыскучие...»

Трижды царь-отец дает задание своим невесткам: испечь каравай, соткать ковер, явиться на пир, чтобы посмотреть, которая из них лучше пляшет. В три этапа, соответственно, принимает задание.

Карета Василисы Премудрой запряжена тройкой гнедых лошадей.

Василиса Премудрая: «Ах, Иван-царевич... Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве , у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызешь — только тогда и разыщешь меня...»

Иван истер в пути три пары железных сапог, изгрыз три железных хлеба.

Встречный старик рассказал Ивану, что на Василису Премудрую наложено ее отцом Кощеем заклятье — быть лягушкой три года.

Во время пути Иван четыре раза пожалел и не убил: медведя, селезня, зайца и щуку.

И они в свою очередь помогли Ивану добыть Кощееву смерть: иглу в яйце, яйцо — в утке, утка — в зайце, заяц — в ларце, ларец — на вершине дуба, дуб — в дремучем лесу (6 позиций).

Вспомним сказку А.С.Пушкина «Сказку о царе Салтане»:

«Три девицы — под окном...»

Спасение Гвидоном лебеди от коршуна (инициация с перспективой награды)

Лебедь: «Ты царевич, мой спаситель, мой могучий избавитель, не тужи, что за меня есть не будешь ты три дня».

Три приезда купцов в город Гвидона.

Три провокации трех испытательниц — «ткачихи с поварихой с сватьей бабой Бабарихой». Провокации — задания идущие по восходящей — требование чуда с острова-Буяна.

Три чуда: белка с золотыми орешками, тридцать три (одиннадцать по три!) богатыря, Царевна-лебедь. Только третье чудо становится завершающим, венчающим, ключевым, открывающим перспективу, поскольку именно оно привело Салтана на остров Гвидона, что затем дало целое — все оказались со всеми, то есть добились Целого.

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Старик со старухой много лет прожили вместе:

«Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года…».

Три раза старик кидал в море свой невод.

« Раз он в море закинул невод, -

Пришел невод с одной тиной,

Он в другой раз закинул невод, -

Пришел невод с травой морской,

В третий раз закинул он невод, -

Пришел невод с одной рыбкой,

С непростою рыбкой - золотой…»

ОКАМЕНЕЛОЕ ЦАРСТВО

Солдат охраняет сад короля три года, на третий год половина деревьев в саду оказывается поломанной.

Солдат ранил в крыло птицу, губившую деревья, и из ее крыла выпали три пера.

Солдат выдержал все три ночи и женился на царевне.

Данная примета существует и для детей, которые должны уяснить себе одну маленькую истину. Не стоит опускать руки, если что-либо не получается с первого раза. Следует подумать и попробовать еще раз. Не зря говорят, что Бог Троицу любит. Тому, кто пытается «пробить стену головой» не всегда суждено ходить после этого с повязкой на голове. Данная примета является ссылкой на другую - «вода и камень точит». То есть, не получилось один раз, значит, обязательно получится в другой. А если не во второй, то в третий раз.

Проанализировав употребление в русских народных сказках и сказках Пушкина различных чисел, можно смело утверждать, что выбор чисел в сказках не случаен.

Выбор числительных в сказках основан на народном представлении о значении чисел.

Художественная литература

Сценарий развлечения для детей подготовительной группы. Сказочный КВН

Крючкова Светлана Николаевна, музыкальный руководитель МДОУ Детский сад № 127 "Северная сказка", город Петрозаводск
Описание работы: сценарий развлечения предназначен для музыкальных руководителей, воспитателей подготовительных групп. Развлечение проводится как итог театральной недели в детском саду. Можно провести КВН между командами двух дошкольных учреждений.

Цель: расширить и закрепить знания детей о сказках и сказочных героях
Материал для проведения: костюм Сказочника, книга сказок, 2 набор а сказочных пазлов, буквы, сундучок, 3 орешка, лапоток, лепесток, рукавичка, дудочка, банка с вареньем, колосок, ведёрко
Предварительная работа: придумать название команды и приветствие.
Дети входят в зал под музыку "Сказка, приходи", встают в полукруг.

Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами шагнем в мир сказки – мир фантазии, смекалки и находчивости, мир забавных и веселых игр.

Появляется Сказочник со сборником сказок.

Сказочник: Приветствую вас юные дарования и знатоки сказок. Любите ли вы сказки? Сможете ли справиться с моими заданиями?

Ведущий: Уважаемые Веселые и Находчивые!
С началом праздника вас поздравляем,
Удачи в конкурсах мы всем вам пожелаем,
Наш КВН по сказкам начинаем!
Прошу занять места!
Дети делятся на 2 команды

Ведущий: А сейчас представляем наше жюри, которое будет строго и беспристрастно оценивать каждый конкурс. (Представление жюри).

Итак, команды готовы, жюри во всеоружии – пора начинать!
Конкурс «Приветствие» или «Визитная карточка».
(для подготовки этого конкурса заранее дается домашнее задание)

Командам нужно представиться (название, девиз, пожелания жюри, соперникам).
Конкурс «Разминка».
В ходе этого конкурса команды по очереди должны Закончить имя сказочного героя:
1. Кощей … Бессмертный
2. Елена … Прекрасная
3. Василиса … Премудрая
4. Сестрица… Аленушка
5. Братец … Иванушка
6. Феникс…Ясный сокол
7. Крошечка … Хаврошечка
8. Змей … Горыныч
9. Сивка … Бурка
10. Старик…Хоттабыч

Жюри называет результаты после каждого конкурса.

Музыкальная пауза"Танец Бабка-Ежка"

Программу продолжает
Конкурс «Угадай-ка»

В ходе этого конкурса команды по очереди отвечают на вопросы сказочника:
1.Сколько братьев-месяцев встретила героиня сказки С.Маршака у новогоднего костра? (12)
2.Сколько братьев было у Элизы, героини сказки Г.Х.Андерсена "Дикие лебеди"?(11братьев)
3.Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)
4.Кто превратил Василису Премудрую в лягушку? (Кощей Бессмертный.)
5.Как звали трёх медведей из сказки Л.Толстого "Три медведя"? (Михаил Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка)
6.Кто из трёх поросят построил самый прочный домик? (Наф-Наф)
7.Что приговаривала царица, глядя в волшебное зеркальце?
("Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи.
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?")
8.Какой мальчик должен был выложить слово"вечность"?За это ему обещали подарить новые коньки и весь свет.(Кай)
9.Где находится смерть Кощея Бессмертного? (Дерево, сундук, заяц, утка, яйцо, игла.)
10.Как звали корову кота Матроскина? (Мурка)
11.Сколько раз старик бросал в море невод? (3)
12.Скольких разбойников перехитрил Али-Баба? (40)
13.Как звали джинна, которого освободил из бутылки Волька? (Хоттабыч)
14. Как зовут главных героев сказки Э.Успенского"Каникулы в Простоквашино"? (Дядя Фёдор, кот Матроскин, собака Шарик, почтальон Печкин.)

Конкурс «Сказочный портрет». Команды собирают из крупных пазлов по 2 картинки из сказок - "Кот Леопольд", "Красная шапочка", "Три поросенка","Царевна лягушка"
(В конкурсе оценивается скорость и сплочённость команды.)

Музыкальная пауза Танец "Красная шапочка"

Конкурс «Числа в названиях сказок».

Команды называют сказки, в названии которых встречаются числа. («Три медведя», «3 мушкетера», «Али-Баба и 40 разбойников», «1000 и одна ночь», «Три орешка», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка» и др.) Выигрывает команда назвавшая последнюю сказку.
Музыкальный конкурс "Угадай мелодию"
Участникам команд необходимо, прослушав музыкальные фрагменты, назвать фильм или мультфильм-сказку, имя сказочного героя.

1. "Красная шапочка"
2. "Приключения Буратино"
3. "Львенок и черепаха"
4. "Бременские музыканты"
5. "Улыбка"
6. "Чебурашка"
7. "Песенка Кота Леопольда"

Танцевальная разминка.(по выбору музыкального руководителя)

Конкурс «Читалочка».

Спит щенок на печке,
Кошка на крылечке,
Снятся им во сладком сне
Две сосиски на окне.

Бежит щенок по полю
Корову гонит к дому
Лает, заливается
Цапнуть собирается.

Конкурс капитанов «Угадай название сказки». Капитаны угадывают и составляют название сказки из мягких пазлов с буквами. («Теремок», «Колобок»). Капитаны могут выбрать по одному помощнику из своей команды.

Конкурс «Сказочные загадки»

1. На завтрак съел он только луковку,
Но никогда он не был плаксой.
Писать учился носом буковки
И посадил в тетрадке кляксу.
Не слушался совсем Мальвину
Сын папы Карло... (Буратино)

2. Лечит он мышей и крыс,
Крокодилов, зайцев, лис,
Перевязывает ранки
Африканской обезьянке.
И любой нам подтвердит:
Это - доктор... (Айболит)

3. Хоть он стоек был и смел,
Но в огне не уцелел.
Младший сын столовой ложки,
Он стоял на крепкой ножке.
Не железный, не стеклянный,
Был солдатик...(Оловянный)

4.Все девчонки и мальчишки
Полюбить его успели.
Он - герой веселой книжки,
За спиной его - пропеллер.
Над Стокгольмом он взлетает
Высоко, но не до Марса.
И малыш его узнает.
Кто же это? Хитрый...(Карлсон)

5. "Зеркальце, скажи, будь мило,
Кто на свете всех белее?" -
Как-то мачеха спросила,
Та, что всех хитрей и злее.
И ответило, сверкая,
Зеркальце, чуть-чуть помешкав:
"Всех прекрасней молодая
Падчерица..." (Белоснежка)

6. Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг - только грязь и зола.
А звали красавицу... (Золушка)

Музыкальная пауза "Песенка про Карлсона" И.Пономаревой

Конкурс «Сундучок».

Команды угадывают «Из какой сказки предмет?» (3 орешка, лапоток, лепесток, рукавичка, дудочка, банка с вареньем, колосок, ведёрко и др.)

Сказки:
1. Три орешка для Золушки
2. Лапоток
3. Цветик-семицветик
4. Рукавичка
5. Дудочка и кувшинчик
6. Карлсон,который живет на крыше
7. Колосок
8. Морозко

Подведение итогов конкурса - слово жюри.
Награждение команд грамотами и сладкими призами.

Сказочник: спасибо всем участникам, вы действительно знатоки сказок и я был рад побывать у вас на сказочном КВНе. До встречи, мои друзья!

Тема урока: «Волшебная сказка. Волшебная цифра

Цели:

  • раскрыть волшебную роль цифр в сказках;
  • выявить лучшего знатока сказок;
  • выявить лучшего математика.

Тип урока: интегрированный: литература + математика, урок в «чужом» классе.

Подготовительный этап.

ХОД УРОКА

Класс красиво и празднично оформлен рисунками к сказкам. На доске – яркие цветные цифры. У доски парта для занятий Мальвины с Буратино.

Первый вариант:

Детям до урока раздаются листы бумаги, на которых они пишут свою фамилию и имя, и заполняют ответы на вопросы во время урока: автор сказки, её название, число – ответ.

Второй вариант:

Вместо листов за каждый правильный ответ выдается открытка – жетон, с надписью «Победителю», которые считаются в конце урока.
Урок проводится на площадке «чужого» класса, поэтому рекомендуем пятиклассникам иметь бейджики.

Волшебные сказки, волшебные мысли,
Волшебные звуки, волшебные числа…

I. Вступительное слово Феи Сказки

– Ребята! Мы сегодня собрались с вами на очень необычный урок. Он будет посвящён сказке. На уроках литературы мы прочитали много волшебных сказок и узнали, что большую роль в сказках играют волшебные предметы. Какие? Назовите их (яблоко, зеркало, колечко, туфелька и т.д.) . Но кроме волшебных предметов в сказках встречается много … об этом загадка.

Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете.

– Что это за братья? Это – цифры.
– Наш сегодняшний урок посвящён роли волшебных цифр в сказках. А необычный он потому, что его проведут не учителя, а Феи. Фея Сказки и Фея Цифр (Чисел).

II. Творческие задания (проводит Фея Сказки)

– В названиях каких сказок встречаются цифры? («3 апельсина», «3 орешка для Золушки», «3 поросёнка», «3 медведя», Ю. Олеша «3 толстяка», С. Маршак «12 месяцев», Зденек Слабый «3 банана, или Петр на сказочной планете», В. Катаев «Цветик-семицветик», «Волк и семеро козлят», А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», братья Гримм «Белоснежка и семь гномов», Г. Андерсен «Пятеро из одного стручка», «Али – баба и сорок разбойников».)

– Как звучит цифровое начало сказки? («В тридевятом (тридесятом) царстве, в тридевятом (тридесятом) государстве…»)

III. Викторина по сказкам

Вопросы Феи Сказок сопровождаются иллюстрациями или рисунками учащихся к данной сказке.

  • А. С. Пушкин:
    • Сколько лет жили старик со старухой в своей землянке «у самого синего моря»? (33)
    • Сколько раз приплывала рыбка к старику? (6)
    • Сколько братьев – богатырей было у царевны – лебедь? (33)
    • Сколько раз князь Гвидон летал к отцу? (3)
    • Сколько раз приплывали заморские гости к острову князя Гвидона «в царство славного Салтана»? (3)
    • Сколько раз злая царица спрашивала зеркальце о своей красоте? (5)
  • А. Волков «Волшебник Изумрудного города»
  • Дж. Родари «Приключения Чиполлино»
    • Сколько братьев и сестёр было у Чиполлино? (7)
  • Ш. Перро. Сказки.
    • Сколько лет длился сон спящей красавицы? (100)
    • Сколько ударов пробили часы, когда Золушка была на балу? (12)
  • В. Гауф «Карлик Нос»
    • Сколько лет в услужении у старухи провёл Карлик Нос? (7)
  • Г. Х. Андерсен. Сказки.
    • Сколько пуховиков и тюфяков положила королева на горошину? (20+20)
    • Сколько оловянных солдатиков было в коробке? (25)
    • Сколько братьев было у Элизы? (11)
    • Сколько собак увидел солдат в подземелье? (3)

IV. Инсценированные отрывки «Занимательная арифметика»

а) А. Толстой. «Приключения Буратино»

Мальвина: Мы займёмся арифметикой. У вас в кармане два яблока.
Буратино: Врёте, ни одного.
Мальвина: Я говорю, предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
Буратино : Два.
Мальвина: Подумайте хорошенько.
Буратино: Два.
Мальвина: Почему?
Буратино: Я же не отдам некту яблоко, хоть он дерись!

б) В. Губарев «Королевство кривых зеркал»

Топсед: На 100 площадях по 100 зеркал. Сколько же это будет всего зеркал?
Оля: 10000.

в) Слабый «Три банана, или Пётр на сказочной планете»

Тау решал примеры.

3 + 2 = 6
6 + 5 =12
12 + 1 = 14
14 + 4 = 19
19 + 6 = 27
27 + 9 = 45

Исправьте ошибки Тау.

V. Шуточные вопросы

Задаёт Фея Цифр.

– Какую денежку в поле нашла Муха – Цокотуха? (1 копеечку, ребята могут назвать любую монету)
­– А теперь, решив данные примеры, вы узнаете, о каком персонаже мы поговорим дальше.

1) 364 +36;
2) 527 – 27;
3) 100 * 54;
4) 428: 2;
5) 12000: 30;
6) 700 – 40;
7) 20 * 25;
8) 7000: 100;
9) 350 + 420;
10) 430 – 5
11) 60 * 90
12) 15000: 30;
13) 10 * 40.

– Молодцы ребята! Правильно! Это – Конёк-Горбунок. А теперь ответьте на следующий вопрос: Конёк-Горбунок был ростом 3 вершка. Какого он был роста, если вершок 44 мм? (44 мм * 3 = 132 мм = 13 см 2 мм)

VI. Весёлая таблица умножения из сказки Дж. Родари «Как придумывают числа»

Читает Фея Цифр, а ответы по очереди дают дети.

Трижды один – Паолина и Мартин!
Трижды два – вкусная халва!
Трижды три – нос скорей утри!
Трижды четыре – шоколад, вкуснейший в мире!
Трижды пять – ошибся опять!
Трижды шесть – я хочу есть!
Трижды семь – никогда суп не ем!
Трижды восемь – милости просим!
Трижды девять – мир слезам не верит!
Трижды десять – ничего не весят!

VII. Многоногая загадка

Читает Фея Цифр.

Две ноги на трёх ногах,
А четвёртая в зубах.
Вдруг четыре прибежали
И с одною убежали.
Подскочили две ноги,
Ухватили три ноги,
Закричали на весь дом –
Да тремя по четырём!
Но четыре завизжали
И с одною убежали.

К. Чуковский

– Сколько было ног и у кого? (Две – у мальчика, три – у табуретки, четыре – у собаки, одна – куриная нога.)

VIII. Творческое задание: «Смешные названия сказок»

Проводит Фея Сказок.

Задание классу: вспомнить правильное название сказки.

Смешное название

Правильное название

а) Лампочка Ряба
б) Курочка шляпа

Курочка Ряба

а) Рябенький принц
б) Маленький шпиц

Маленький принц

Кладовая колодца

Кладовая солнца

Тёплый хлев

Тёплый хлеб

12 сорванцов

12 месяцев

Горячий пламень

Горячий камень

Златосказка

Златовласка

Серебряное корытце

Серебряное копытце

Мальчик Хоттабыч

Старик Хоттабыч

Золотой корешок

Золотой петушок

Синяя волчица

Синяя птица

Мальчик-маяк

Мальчик-звезда

Золотой замочек

Золотой ключик

Волк и семеро утят

Волк и семеро козлят

Спящая луковица

Спящая красавица

Красная кепочка

Красная шапочка

Руслан и Мальвина

Руслан и Людмила

Рыбак и батрачка

Рыбак и рыбачка

Крошечка-Терёшечка

Крошечка-Хаврошечка

Приключения Карантино

а) Приключения Буратино
б) Приключения Чиполлино

Али Бах-Бах и сорок разбойниц

Али-Баба и сорок разбойников

Свинопляс

Свинопас

Маленький Сук

Маленький Мук

Принцесса на бобах

Принцесса на горошине

Гадкий телёнок

Гадкий утёнок

Золотой груздь

Золотой гусь

Алёнушка и козлик Иванушка

Аленушка и братец Иванушка

Конёк-Прыгунок

Конёк-Горбунок

Цветик-лепесток

Цветик-семицветик

Пятеро из одного совка

Пятеро из одного стручка

Оловянный пузатик

Оловянный солдатик

Босоножка и семь хулиганов

Белоснежка и семь гномов

Бременские негритята

Бременские музыканты

Карлик хвост

Карлик Нос

Айкричит

Трое из Морковкино

Трое из Простоквашино

Аленький песочек

Аленький цветочек

Мальчик с мизинец

Мальчик с пальчик

Кот в ботфортах

Кот в сапогах

Волшебная папка Алладина

Волшебная лампа Алладина

Царевна-квакушка

Царевна-лягушка

Ёжик в капкане

Ёжик в тумане

Краденое оконце

Краденое солнце

Три косяка

Три толстяка

Золотая зыбка

Золотая рыбка

Дикие вредители

Дикие лебеди

Снежная мегера

Снежная королева

Подземное коварство

Подземное царство

Королевство косых зеркал

Королевство кривых зеркал

Волшебник изуродованного города

Волшебник изумрудного города

Крыса в стране чудес

Алиса в стране чудес

Огород мастеров

Город мастеров

Сугробочка

Снегурочка

Шпаргалочка

Русалочка

Волк и Краса

Волк и Лиса

Зубастик

Щелкунчик

Рикки с петушком

Рикки с хохолком

Поводок в табакерке

Городок в табакерке

Голый пароль

Голый король

Орлиная шкура

Ослиная шкура

Синяя сковорода

Синяя борода

Шмакодявочка

Дюймовочка

Приключения жёлтого вулканчика

Приключения жёлтого чемоданчика

Вини-Пух и те-те-те

Вини-Пух и вс-все-все

Хрустальный хомячок

Хрустальный башмачок

Иван-царевич и Серый Смог

Иван-царевич и Серый Волк

Скелет Бессмертный

Кощей Бессмертный

Храбрый дворняжка

Храбрый портняжка

Каменный свисток

Каменный цветок

Хозяйка вредной горы

Хозяйка медной горы

Малахитовая каталка

Малахитовая шкатулка

Сказка о затерянном времени

Сказка о потерянном времени

Баба-Нога

IX. Итог урока

Инсценировка (или выразительное чтение Феей Сказок) стихотворения С. Маршака «Про одного ученика и 6 единиц».
Фея Сказки задает итоговый вопрос классу: «Какова же роль волшебных цифр в сказках?»
Фея Цифр и ребята-консультанты из старших классов осуществляют проверку работ или подсчёт жетонов «Победителю» и объявляют победителя.

Число 7 поселилось в сказках давно, да и не собирается уходить из них. А сказок с числом (цифрой) 7 набирается немало. Дети такие сказки слушают с удовольствием, число 7 запоминают хорошенечко, не путают его с другими числами…

Сказка «Семь королей и одна королева» Е.Пермяк
Бывают королевы красивые и добрые, а бывают и страшные и злые. В сказке «Семь королей и одна королева» королева была на редкость не привлекательной и не доброй. Трудолюбивый народ, что жил в королевстве, страдал и мучился. Народ мечтал о том, чтобы нашлась какая-нибудь добрая волшебница, которая совершит волшебство. И чудо случилось…

Сказка «Волк и семеро козлят»
Коза – матушка богатая. Семерых козлят родила. Друг на друга похожих, пригожих. И послушных. А какую песенку матушка-коза пела – нежную, протяжную. Да только случилось так, что однажды козлята не распознали голос своей матушки, и попали в беду…

Сказка «Семьсот семьдесят семь мастеров» Е.Пермяк
Не слыл умником мальчишка Иван, что из сказки уральского писателя Е.Пермяка «Семьсот семьдесят семь мастеров». Как подоспело ему время мастерство по сердцу выбирать, так растерялся хлопец. И попал нежданно-негаданно на именины леса (а лес именины свои раз в сто лет справлял). Там всё и решилось…

Сказка «Семь Симеонов»
Семь Симеонов – семь работников. Шесть из них знатных, трудолюбивых. А седьмой – так себе. Но хитрым да умным оказался он. Братьям помог, и себя не обидел. Именно с помощью седьмого, меньшого брата удалось царевну к царю доставить.

Сказка «Мудрая девица и семь разбойников»
«Жил-был крестьянин, у него было два сына: меньшой был в дороге, старшой при доме. Стал отец помирать и оставил сыну при доме все наследство, а другому ничего не дал…»

По-разному в сказках бывает: кто в начале удачлив, а кто в конце начинает жить богато, да счастливо.

Сказка «Иван крестьянский сын и мужичок сам с пёрст, усы на семь вёрст»
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у этого царя на дворе был столб, а в этом столбе три кольца: одно золотое, другое серебряное, а третье медное. В одну ночь царю привиделся такой сон…»

Бывает, живёт себе крестьянский сын и о своих способностях и не догадывается. А как сказка поставит его в сложное положение, так он такие умения покажет…

Сказка «Цветик-семицветик» В.П.Катаев
Сказка повествует нам о девочке Жене, которая приобрела в магазине семь баранок для всей семьи. Но вот случилось неприятность… и Женя расстроилась. В руки Жени попал волшебный цветок, с помощью которого исполняются желания. Лепестков у цветка семь. Что же произошло дальше с девочкой Женей и волшебным цветком?..

«Семь подземных королей» – сказка, написанная Александром Волковым, из неё мы узнаем о необычных приключениях девочки Элли Смит.

…В Стране Подземных рудокопов владычествуют семь королей, семь правителей. И народ вынужден батрачить сразу на всех. Это, конечно же, сложно. Но ситуация могла быть ещё более напряженной: ведь в первоначальном варианте в сказочной повести было не семь, а двенадцать королей. Уменьшение количества царствующих особ произошло по предложению иллюстратора Леонида Владимирского.

Сказка «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм знакома всем и каждому. Она не раз экранизировалась, есть и театральные постановки этой замечательной сказки.