Сочинение на тему русский характер в рассказе судьба человека, шолохов читать бесплатно. Сила характера и особенности его воспитания

Что мы знаем о людях, прошедших войну? О людях принесших победу и освобождение всей Европе от жестоких лап фашизма? Что помогало им: голодным и раненым, с одним патроном в винтовке идти в бой против многочисленного врага? Ведь не только при помощи оружия смогли мы отстоять свою жизнь и свободу. Было что-то еще. Был и самоотверженный героизм, и самопожертвование ради жизни на земле, и смерть от перенапряжения за станком в тылу. Да, было. И именно это, именно особенность русского национального характера помогла одержать победу, вынести разруху послевоенных лет и продолжить жить. Что мы понимаем под словосочетанием "русский национальный характер"? Какой смысл вкладываем в эти слова? Так сразу и не ответить, это довольно объемный и сложный вопрос. И все же основные черты, присущие в той или иной мере каждому из нас, можно обозначить следующим образом: доброта, сострадание, отзывчивость на чужое горе, терпеливость, истинный героизм, способность к самопожертвованию ради общей цели.
Много кто из писателей затрагивал эту тему, и все сходились в одном: русский человек - явление самобытное, порой логически необъяснимое. Одним из писателей современности, кому наиболее точно удалось передать русский национальный характер является М. А. Шолохов. Большинство его произведений - эпические, посвящены гражданской войне, коллективизации и Великой Отечественной войне. Отображая в своих произведениях важнейшие исторические события из жизни страны, он раскрывает их влияние на судьбы героев, да и всего народа в целом. Рассказ "Судьба человека", вышедший в конце 1956 года, как раз и раскрывает всю самобытность, всю силу русского характера.
Этот рассказ о простом русском солдате, прошедшем через все ужасы войны и высокой ценой - ценой личных потерь - сумевшем остаться человеком. Как тяжело читать следующие строки: "Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: "За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказила?" Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке. Нету, и не дождусь!" Никогда не дождутся ответа и те, кто не вернулся живым с войны, и те, кто погиб в лагерях после великой победы. Только недавно у нас появилась возможность открыто говорить и о просчетах советского руководства, и о напрасных жертвах в первые годы войны, и о замученных в лагерях соотечественниках, помещенных туда собственным же государством. Но историю не повернуть вспять, не вернуть время назад...

О главном герое рассказа - Андрее Соколове мы узнаем с его же слов. Родился он в Воронежской губернии, "в гражданскую войну был в Красной Армии..." Голодные 20-е годы он смог пережить лишь потому, что "подался на Кубань, ишачить на кулаков..." За время проведенное на Кубани он потерял самых близких людей в своей жизни - отца и мать. Но судьба, отбирая одно, всегда дает взамен что-то другое. Так и здесь: герою за все страдания попадается замечательная жена: "Ласковая, тихая, не знает, где тебя усадить, бьется, чтобы и при малом достатке сладкий квасок тебе сготовить". Так и жили: он - скромный труженик, отец семейства; она - заботливая жена и мать. Тихо и скромно, но по-своему счастливо. И вдруг известие, которое всколыхнуло всю страну: "Война!" Она, жестокая и беспощадная, оторвала героя от родного дома, от любимой семьи. На фронте герой вел себя по-мужски и "терпеть не мог этаких слюнявых... Трудно, дескать, ему, тяжело, того и гляди, убьют... Жалуется, сочувствия ищет, слюнявится. а того не хочет понять, что разнесчастным бабенкам и детишкам не слаще нашего в тылу приходилось".

Чувство долга заставляет Соколова, забыв о себе, делать все ради спасения фронтовых товарищей. После двух ранений он попадает в плен к немцам. Но и здесь, в чудовищных условиях не перестает он быть человеком. Не каждый из нас бы отважился помочь незнакомому человеку. А Андрей Соколов, рискуя собственной жизнью, спасает от неминуемой смерти незнакомого командира. Не это ли благородство, самопожертвование и пресловутая смелость? Вырваться из плена, вернуться на фронт, чтобы там сражаться с врагом - вот мысли, которые не дают покоя Андрею Соколову. И он решается бежать. Очень смелый и героический поступок учитывая то, что могло ждать за малейшую оплошность. Он бежал, но его поймали, спустили на живого собак... "Выжил, не загнулся", - так вспоминает тот момент герой.

Очень показателен эпизод, произошедший в комендатуре концлагеря. Это, по сути, сцена противостояния русского солдата Соколова и начальника немецкого лагеря Мюллера. В игре, затеянной комендантом, побеждает Соколов. Так он описывает это позже: "Захотелось мне... показать, что хотя и с голоду подыхаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и, что в скотину они меня не превратили..." Такое поведение героя олицетворение непобедимости воли русского человека, силы его духа, смелости и отваги. Мюллер вынужден был признать: "Вот что, Соколов, ты - настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять тебя я не буду". В награду за свою храбрость герой получил от коменданта буханку хлеба и кусок сала. "Всем поровну", - так отвечает Андрей на вопрос о том, как будет делить столь шикарный подарок. И здесь, в этих словах мы видим сострадание к чужому горю, отзывчивость на боль других людей, мягкое и доброе сердце. Это делается не на показ, скромно и бескорыстно.

Вторая попытка побега удалась герою на славу: у него получилось прорваться к своим и, мало того, достать важнейшие сведения. Но радость омрачило известие о гибели семьи под бомбежкой в июне 1942 года. Казалось бы, мир рухнул, больше незачем жить... Но на то Соколов и русский солдат, чтобы жить дальше, не замыкаясь в своем горе, вести страну к победе.
Он не очерствел, не ожесточился, не сломался. Наоборот, всю сохранившуюся в сердце теплоту и любовь он отдает сироте Ванюше, который как и он остался один на белом свете. "Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди?" - задается вопросом автор в финале рассказа. Страдания Соколова - это не эпизод, связанный с судьбой одного человека. Такое пережили тысячи наших соотечественников. Кто-то сломался, а кто-то выдержал все. Это и есть судьба всего народа, всей страны. В этом-то и заключается смысл рассказа "Судьба человека".

Война… Это страшное для человека слово. От него веет холодом, бо­лью, страданием. Такая недавняя и такая далекая Великая Отечественная война никого не обошла стороной, проникла в каждую семью, повлияла на судьбу каждого человека. Многие писатели, поэты посвящали подвигу народа в Великой Отечественной войне свои произведения. Среди них такие имена, как А. Твардовский, К. Симонов, В. Гроссман, В. Некрасов, Б. Василь­ев, В. Быков, В. Астафьев и многие, многие другие.

С темой войны связано и произведение Михаила Александровича Шоло­хова «Судьба человека», в котором автор с новой силой поднял тему войны и мира, в подлинном величии и могуществе показал душу самого обыкно­венного русского человека, такого, каких были миллионы. Рассказ «Судьба человека» - рассказ эпический, воплотивший в судьбе рядового русского солдата судьбу народную.

«Русский характер» - так определил образ рядового советского сол­дата Андрея Соколова писатель Е. Пермитин, назвавший рассказ «Судьба человека» национальным русским произведением, в котором национальность проявляется «в самом сгибе ума русского, в русском образе взгляда на вещи» (В. Г. Белинский).

Скромный труженик Андрей Соколов жил в Воронеже, имел жену и троих детей, увлекался машинами и был счастлив. Но вот всему пришел ко­нец: началась война. Все рухнуло в один миг. Страшные трагические дни сорок первого…

В ружье!

В ружье!.. -

По градам шло, по весям,

В набатное «Вставай!» переходя…

И встал народ,

Их было миллионы… -

чтобы отстоять свободу и независимость, чтобы добыть великую Победу, оплаченную великой ценой.

После возвращения к своим Андрей получает еще одно страшное из­вестие: фашисты сбросили бомбу на его домик, он узнает, что его жена и дочери погибли. «Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг, остался я один». Но блеснула и Андрею радость: нашелся сын. «И начались у меня по ночам стариковские мечтания: как война кончится, как я сына женю и сам при молодых жить буду, плотни­чать и внучат нянчить». Но не отпускает судьба-злодейка солдата и наносит свой последний удар: в День Победы убивает Анатолия немецкий снай­пер. Казалось бы, как тут не опустить руки, не впасть в отчаяние, не про­клясть жизнь за свои несчастья. Однако Андрей не жалуется, не замыкается в себе. Откуда черпает силы Андрей Соколов? Что дает ему силы выжить и сохранить себя как человека? Соколов всю свою любовь и нежность отда­ет приемному сыну - сиротке Ванюшке. В привязанности к ребенку жизнь Андрея Соколова обретает новый смысл. Необыкновенная человечность и богатый нравственный мир шолоховского героя вызывают огромную сим­патию и уважение.

Рассказ «Судьба человека» взволновал меня до глубины души, многое помог понять, о многом заставил задуматься.

Так уж устроен человек - непременным условием его существова­ния являются обстоятельства, доля: иными словами - судьба.

Мне близка мысль о том, что судьба человечества - это судьба каж­дого человека.

Я могу с уверенностью сказать, что автор рассказа очень точно опре­делил его название, которое заставляет задуматься о проблеме смысла жиз­ни. «Покалеченного» войной Андрея ничто и никогда не утешит, не помо­жет забыть пережитое. Навеки в его сердце останется боль, а в его глазах - «смертная тоска».

Однако же Андрей Соколов - человек, который «глубоко сознает свои кровные связи с Отечеством», несгибаемый боец, способный на чу­деса героизма, это человек, которого не сломили кошмары войны, не опус­тошили утраты и лишения, перенесенные им. Он - поистине благородная личность. Именно поэтому и оптимистичен финал рассказа.

Читая рассказ М. Шолохова «Судьба человека», явственно ощущаешь протест против войны, звучащий в произведении.

Мне хочется сделать вывод о том, что как бы ни сложилась судьба ге­роев шолоховского произведения, за этой каждой отдельной судьбой мож­но увидеть судьбы многих, можно поразмышлять о будущем.

Историю делают люди - это мы не раз повторяем, но не всегда дума­ем о том, что эти люди живут вокруг нас.

Е. А. Маймин в своей книге для учащихся старших классов «Искус­ство мыслить образами» пишет: «Открытия, которые мы делаем… не только живые и впечатляющие, но и добрые открытия. Знание действительности есть знание, согретое человеческим чувством, сочувствием…»

Для меня «Судьба человека» Шолохова - это открытие. Я убеждена, что это произведение в самой основе своей нравственно именно потому, что вызывает во мне сопереживание и сочувствие к людям. Благодаря об­разной форме, рассказ Шолохова приобщает человека к человечеству: за­ставляет с большим вниманием относиться к чужой боли и чужой радости. Он делает эту чужую боль и радость в значительной мере своими. Рассказ в самом глубоком смысле этого слова человечен. Он идет от человека и ведет к человеку - к самому живому, доброму, к самому лучшему в нем.

Рассказ «Судьба человека» был написан М. А. Шо-лоховым в 1956 году. Это не просто интересная исто-рия, а действительно судьба реального человека, ис-пытавшего нечеловеческие муки, тяготы, терзания.

Весной 1946 года автор случайно встретил на реч-ной переправе мужчину, который вел за руку мальчи-ка. Усталые путники подошли к нему и сели рядом от-дохнуть. Тогда-то и поведал писателю случайный со-беседник историю своей жизни. Целых десять лет вынашивал М. А. Шолохов замысел этого произведе-ния. Размышляя о судьбах тех, кто прошел Великую Отечественную войну, он решил показать способность человека стойко преодолевать свои беды.

Андрей Соколов, обыкновенный человек, отец се-мейства, честный труженик. Как и тысячи других людей ушел на фронт защищать Родину. Война отры-вает его от родной семьи, от дома, от труда. Счастли-вая жизнь рушиться в один миг. В первые месяцы войны он был дважды ранен, контужен, и самое страшное — попал в плен. Два года Андрей Соколов переносил ужасы фашистского плена. Каждый день смерть смотрела ему в глаза, но он находил в себе му-жество оставаться человеком. В духовной борьбе с фа-шизмом раскрывается характер героя, его мужество, стойкость, терпение. Он пытался бежать, но это ему не удалось; он расправился с предателем, который хо-тел выдать командира. Огромная сила духа и выдерж-ка показаны в сцене встречи Андрея Соколова с ко-мендантом концлагеря. Обессиленный, замученный и истощенный он с таким мужеством готов встретить смерть, что это поражает даже фашиста, давно поте-рявшего человеческий облик. Он истинный патриот, чувствующий свою ответственность за судьбу Роди-ны. М. А. Шолохов впервые в советской литературе сделал своим героем человека, прошедшего фашист-ский плен, в то время это была запретная тема.

И вот все-таки Андрею Соколову удалось бежать из плена, и он снова становится солдатом. Герой расска-за прошел всю войну, он вышел из нее победителем, хотя не получил ни одной награды. Но тяжелые испы-тания ждали его еще впереди: разрушен дом, погибли жена и дочь от фашистской бомбы. У него осталась единственная надежда — встретиться с сыном. Но и этому не суждено сбыться, сын погиб в последние дни войны. Злая и беспощадная судьба не оставила солда-ту ни родных, ни даже пристанища на земле.

Андрей Соколов говорит своему случайному собе-седнику: «Иной раз спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке... Нет и не дождусь!».

После всего, что пережил наш герой, казалось бы, он должен был озлобиться, стать жестоким. Душа его, действительно, полна постоянным ощущением мучи-тельной боли. Но он стойко и мужественно преодоле-вает свое горе, одиночество. Жизнь изранила его, но не смогла убить в нем живую душу. Оставшись совсем один на белом свете, этот человек ведет непрерывную борьбу с самим собой и выходит из нее победителем. Он усыновляет такого же, как он, сироту — Ванюшу, мальчика со «светлыми, как небушко, глазами». Всю теплоту, сохранившуюся в его израненном сердце, он отдал сироте и именно потому сам стал понемногу воз-вращаться к жизни.

«И хотелось бы думать,— пишет М. А. Шолохов,— что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, кото-рый, повзрослев, сможет все выдержать, все преодо-леть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

Рассказ проникнут глубокой, светлой верой в чело-века. Герой, пройдя сквозь тяжелые испытания, со-хранил человеческое достоинство, любовь к жизни, качества, помогающие жить дальше, трудиться, бо-роться.

Заглавие рассказа символично, это не просто судь-ба отдельного солдата Андрея Соколова, а рассказ о судьбе русского человека, вынесшего на себе жесто-кие испытания войной.

Писатель считает себя обязанным поведать всему миру правду о том, какой огромной ценой была завое-вана победа над фашизмом в Великой Отечественной Войне, и кто был настоящим ее героем.

Героизм Андрея Соколова показан не плакатно, он незаметный, так как повествование ведется от лица самого героя. Но он и есть истинный герой, подлинно русский человек, Человек с большой буквы, лучший представитель нашего великого народа.

Когда возникает необходимость проанализировать и описать характер человека, то для этого используются его основные качества, особое место среди которых занимает сила и его полярность – слабость. Сила характера – это в первую очередь качество энергетическое, которое включает в себя не только энергию достижения человеком конкретных поставленных целей, но и наличие у него способностей развивать при этом определенное напряжение и преодолевать при необходимости различные препятствия. Сила характера является своеобразным индикатором способности человека сохранять и отстаивать себя как личность.

Сила характера как внутренняя энергия человека

Характер человека представляет собой сложнейшее образование, которое имеет множество оттенков и проявления, полярных особенностей и бесконечное количество черт. Все это многообразие находит свое выражение в поступках и поведении человека, и именно на их основании необходимо судить о сильном или слабом характере человека. Говоря о том, что человек наделен сильным характером, всегда подразумевается, что он проявляет волю и показательные для этого черты характера: самостоятельность, независимость, настойчивость, последовательность, целеустремленность и упорство. А если человека называют бесхарактерным, то это значит, что он и в общении, и в деятельности не проявляет этих качеств, а просто подстраивается под обстоятельства и плывет по течению.

Говоря о силе характера (вернее называя человека слабохарактерным или же с характером) люди обычно оценивают направленность человека и его волю. Так, еще Аристотель говорил, что характер человека – это то, в чем проявляется его решение. Действительно, когда говорят о сильном характере или слабохарактерности человека, то в первую очередь выделяют в психической деятельности волю и волевые усилия. Так никто не признает в слабовольном человеке наличие сильного характера, так как это просто невозможно.

Сила характера человека также связана с его направленностью и, чаще всего, считается позитивным качеством (хотя иногда характер может отличаться такой силой, что способствует подавлению личности и человек может стать зависимым от него – проявление , психопатий и невротических расстройств). Основными показателями силы характера являются глубина и сила направленности личности. Глубина рассматривается с точки зрения того, какое влияние на личность оказывают принципы, мотивы и жизненные цели. Так, если все эти показатели не проникают глубоко в личность, а остаются только поверхностными образованиями, говорят о поверхностности характера, которая указывает на ее слабость. Силу направленности определяют и уровнем притязаний (или достижений) человека, то есть то, к чему он стремиться. Сила человеческого характера также определяется устойчивостью этой направленности. Все перечисленные показатели (а именно устойчивость, сила и глубина направленности) не являются единственными, которые определяют силу человеческого характера, ведь для ее формирования и проявления необходимыми являются волевые черты, стойкость личности и ее активность, а также организованность самого человека.

Сила характера человека находит свое проявление в его энергичных и активных действиях, в борьбе и упорстве ведения дела (когда нужно довести его до конца, не взирая ни на трудности, ни на препятствия), настойчивости и целенаправленности. Человек, который обладает сильным характером, не боится никаких сложностей и преодолевает различные трудности, он отличаться энтузиазмом, инициативностью и новаторством. Такой человек всегда старается следовать своим убеждениям и принципам, проявляя настойчивость для достижения своей цели. А человек со слабым характером в основном демонстрирует расхождение слов и дела, непоследовательность в поведении и действиях, боязнь неудач и сложностей.

Как воспитать силу характера

Так как характер является хоть и устойчивым, но в тоже время, довольно динамическим образованием, формировать его можно на протяжении всего жизненного пути человека. А это также означает и то, что можно воспитать и силу характера.

Формирование характера человека зависит от множества факторов, среди которых выделяют:

  • врожденные особенности;
  • воспитание и самовоспитание;
  • различные виды деятельности (особенно труд, учение и игра);
  • социальное окружение (группы, коллектив, семья, друзья и т.д.);
  • личный пример;
  • личностную активность и жизненную позиция человека;
  • способы самовыражения человека (творчество, спорт);
  • , установки, ценности, привычки, и направленность человека;
  • СМИ, интернет, киноиндустрия и т.д.;
  • уровень культурно-образовательного развития конкретного общества.

Для того, что бы понять, как воспитать силу характера, необходимо знать, что этот процесс может происходить по нескольким сценариям:

  • с раннего детства (так воспитывали спартанцев, рыцарей, самураи и т.п.);
  • в течение жизни, когда определенные трудности могут закалить и перевоспитать человека;
  • ежедневная кропотливая работа над самим собой (как результат самовоспитания и самосовершенствования).

Основные пути воспитания силы характера:

  • работа над собой, своими убеждениями, принципами и развитие силы воли;
  • необходимо четко определить жизненные цели и ценности;
  • выбрать вид занятия, где необходимо приложить усилие и побороть свои слабости (для этого отлично подходят многие виды спорта, особенно единоборства);
  • формирование адекватной самооценки, а также наличие уверенности в собственных силах, а также чувства собственного достоинства;
  • личный пример (это очень действенный способ, когда есть реальная личность, характер которого является эталоном, причем этот человек может быть как исторической личностью, так и киногероем);
  • развивать умение управлять своей эмоциональной и мотивационной сферой (то есть, чувствами, желаниями и влечениями);
  • наличие позитивного настроя и бодрости духа.

В принципе, процесс воспитания силы характера сравним по своим особенностям со спортивной тренировкой или физическими упражнениями. Так же, как для того, что бы достичь результата в спорте, нужно прилагать усилия и постоянно повторять одни и те же упражнения пока мышцы и тело не запомнят все, так же необходимо закреплять черты, необходимые для развития силы характера.

Сила русского характера

Каждый человек обладает своим уникальным характером, который обуславливается своеобразным сочетанием черт и особенностями его проявления. Но есть некая схожесть в поведении и поступках людей, относящихся к одной этнической группе или наци. В этом случае говорят о проявлении национального характера, под которым в этнопсихологии понимают достаточно устойчивую совокупность психологических черт, которые сложились в ходе истории. Эти черты в последствие определяют типичные образы действий, привычную модель и манеру поведения представителей определенной нации.

Черты национального характера находят свое проявление в различных системах отношений (к своему этносу, к другим этническим группам, к миру, к трудовой деятельности, к социально-бытовому окружению) через устойчивые стереотипы мышления, формы эмоционального реагирования и особенности поведения этноса в целом. Итак, национальный характер находит свое проявление в наиболее типичных для данного этноса психологических особенностей и является детерминантой поведения его представителей.

Для того чтобы понять особенности русского характера и определить, в чем же проявляется его сила, необходимо проанализировать особенности процесса формирования русского национального характера. Он развивался и формировался на фоне многих событий и на него воздействовали различные условия и факторы, среди которых особое значение имели:

  • географическое положение территории государства (земли, на которых проживал русский народ);
  • языковая и культурная среда;
  • климат и природные особенности;
  • религия.

Русский характер, как и сам этнос, существует уже более 1 тыс. лет, но изучением его особенностей и присущих ему черт, ученые начали заниматься сравнительно недавно. Так, впервые интерес к изучению русского характера возник в 30-40 гг. 19 века. Именно в это время в свет вышел научный труд П.И. Ковалевского – монография «Психология русской нации», в которой он описывал основные качества русского характера. Анализу русского характера также посвящены работы Н.А. Бердяева и Н.О. Лосского, а изучением основных черт русского характера и описанием его сильных сторон занимался в прошлом столетии П. Сорокин.

Весомый вклад в изучении русского характера внес философ В.С. Соловьев, который считал, что понять все своеобразие характера русских можно лишь изучив их ценностную сферу и узнать их идеалы. При описании особенностей русского характера, многие ученые (как отечественные, так и зарубежные) отмечали, что он находить свое выражение не столько в принадлежности к самой нации, сколько в «особом состоянии души» русского народа.

Многие ученые, при изучении особенностей характера русских, сходились в общем мнении о том, что сила русского характера формировалась благодаря наличию у представителей данного этноса следующих противоположностей:

  • терпение-буйство:
  • послушание-бунт;
  • смирение-протест.

Анализируя русский характер, следует вспомнить слова Н. Бердяева, который говорил, что на строение русской души отразились необъятность русской земли, отсутствие ее границ и пределов. Также сильное влияние оказывали пейзаж русских земель, бесконечность, широта и их устремленность. Во всем этом и заключается глубина и сила русского характера.

То, что русский характер отличается силой, сказалось влияние достаточно сложных природных и климатических условий во многих регионах страны. Эти условия требовали от людей, проживавших на русских землях, значительных трудовых затрат на сельскохозяйственные работы, что сформировало такие черты характера как трудолюбие, выносливость и терпение.

Итак, сила русского характера проявляется в трудоспособности, обязательности, целенаправленности, ответственности и стойкости русской нации. Наравне с силой русского характера психологи также выделяют следующие характерные для данного этноса черты: человеколюбие, терпимость, общительность, старательность, храбрость, мужественность, доброжелательность, жертвенность, ответственность и милосердие. Но наряду с положительными чертами, выделяют также и отрицательные черты русского характера: несамостоятельность, доверчивость, болтливость, халатность.

С самых давних времен русский народ удивлял все народы мира силой своего духа и характера. Недаром среди многих народов ходили легенды о том, что победить русский народ практически невозможно, что русские воины бесстрашны и никогда не отступают перед лицом опасности.

Вспомним хотя бы героев памятника древнерусской письменности - «Слова о полку Игореве». Автор «Слова о полку Игореве» отходит от объективно-исторической последовательности событий и как художник разворачивает яркую панораму поэтических картин и образов. Он не столько рассказывает об отдельных фактах похода Игоря, сколько размышляет над судьбой родной земли, витая над прошлым и будущим - «от старого Владимира до нынешнего Игоря». Центральными образами «Слова» являются Русская земля и русский народ. О чем бы ни писал и о ком бы из князей ни вспоминал автор, он не забывает своего отечества. Идя за войском Игоря, он несколько раз провозглашает: «О Русская земля, уже за шеломянемь еси!» Таким образом автор пытается подчеркнуть, что именно родная земля является для русских воинов главной ценностью, именно за нее они готовы отдать свою жизнь, а она, в свою очередь, защищает их от беды. Может быть, именно в таком святом отношении к родной земле и состоит сила русского характера? Но попробуем последовать дальше за автором в поисках ответа на свой вопрос.

После трагической битвы на реке Каяле «черная земля под копытами была костьми усеяна, а кровью полита: тоской изошлася вся Русская земля!», а храбрые русичи «полегли за землю Русскую». После этого, по словам автора, «тоска розлилась по Русской земле, печаль неизбывная потекла средь земли Русской». Узнав о поражении, киевский князь Святослав в своем «золотом слове», смешанном со слезами, несколько раз заклинает соотечественников постоять «за землю Русскую, за раны Игоря». Таким образом, мы еще раз убеждаемся в ценности и значимости для русичей защиты Руси от напасти, в единстве в этой борьбе.

Одновременно в поэме проявляется образ русского народа: народа-ратая, народа-воина, народа - защитника родной земли. Князь Всеволод с гордостью говорит о своих дружинниках, что они под трубами были «спеленуты», под шлемами «взрощены», с кончика копья вскормлены. Они выходят в поход не как завоеватели. Для них половецкое богатство ничего не стоит, к трофеям они относятся пренебрежительно. Воины бесстрашно гибнут за Русскую землю. Автор с печалью говорит об этом, сетуя на княжеские раздоры, которые влекут за собой смерть и разорение.

В «Слове» ярко представлены образы древнерусских князей. Наиболее четко выписаны образы мужественных братьев-воинов Игоря и Всеволода. О них автор говорит с симпатией, восторгается их храбростью, но одновременно нарекает на их своеволие и славолюбие, на несогласованность их действий с политикой других князей, киевского князя.

Автор отступает от исторической правды, идеализируя и героизируя образ великого киевского князя Святослава, но делает это с определенной политической целью, поскольку рассматривает Киев как центр объединения русских княжеств в единое феодальное государство. Образ Святослава - мудрого, уравновешенного правителя и полководца, грозного для половцев, опечаленного «отца» разбитых русичей, - раскрывается в его символическом «темном» сне и «золотом слове», «со слезами смешанном», который является центральной частью поэмы. Этот традиционный художественный прием дает автору возможность оценить деятельность русских князей ХI-ХII веков.

Яркими являются и женские образы поэмы - Ярославна, оплакивающая на валу в Путивле поражение и пленение своего мужа, нежная Глебовна, жена Всеволода, которые являются воплощением верности и вечности жизни, ожидания, освященного любовью, непреложности добра на залитой кровью земле. И мы можем увидеть, что русские женщины так же сильны, как и воины, но сила их состоит в верности, преданности своим избранникам, что и придает тем уверенности в их борьбе. В русской классической литературе женские образы не раз становились воплощением лучших черт национального характера. Среди них Катерина А. Н. Островского, Дарья и Матрена Тимофеевна Н. А. Некрасова, княжна Марья Болконская и Наташа Ростова Л. Н. Толстого, Ольга Ильинская И. А. Гончарова, выразительные образы героинь многих произведений И. С. Тургенева, И. А. Бунина. Несмотря на безусловные различия в жизненных обстоятельствах, все героини произведений русских писателей обладают, несомненно, главной общей чертой. Их отличает способность любить глубоко и самозабвенно, раскрываясь как личность с глубоким внутренним миром. И первыми в этом ряду стоят героические женские образы «Слова о полку Игореве».

Автору древнерусского памятника удалось подняться выше эгоистичных интересов князей, их корыстолюбивой и честолюбивой политики и выразить интересы всего русского народа, его стремление к единству и миру, желание сохранить свою целостность и культуру.

Новым словом в науке стали филологические труды М. В. Ломоносова «Риторика», «Грамматика», трактат «О пользе книг церковных в российском языке». При этом его собственное литературное наследие достаточно разнообразно и охватывает все жанры и направления. Величественная, торжественная и глубоко проникновенная поэзия Ломоносова была полностью подчинена духовным и материальным нуждам народа.

Михаил Ломоносов стал основателем первого русского университета. Этот университет находится в Москве и носит его имя.

Таким образом, мы видим, как сын простого рыбака исключительно благодаря силе своего характера добился осуществления мечты. Воспитательную роль его жизни и личности отмечал в свое время известный критик В. Г. Белинский: «Юноши с особенным вниманием и особенной любовью должны изучать его жизнь, носить в душе своей его величавый образ», потому что всю свою энергию, знания и талант М. В. Ломоносов направил на борьбу за новую, просвещенную, могучую и величественную родину, прославляя в своих произведениях русских героев «от земледельца до царя». Вся его жизнь и деятельность - прекрасный пример преданного служения отечеству.

Биография еще одного человека может послужить примером исключительной силы русского характера.

Академик С. П. Королев - известный ученый и основатель практической космонавтики. Он был главным конструктором первых спутников Земли и космических кораблей. В 1923 году, еще мальчиком, Сергей Королев вступил в планерный клуб, где научился конструировать планеры. В 1925 году Королев поступил в политехнический институт, где изучал авиацию и математику, но по вечерам ему необходимо было зарабатывать деньги. Он был строителем, работал на почте, исполнял маленькие роли в фильмах. Переехав в Москву, Королев днем работал на авиазаводе, по вечерам учился в Московской высшей технической школе, а после лекций работал дома, проектируя новые летательные аппараты. Он прикладывал невероятные усилия, чтобы добиться своей цели, осуществить прекрасную детскую мечту и мечту всего человечества - летать. В Московской технической школе Королев познакомился с идеями космических полетов Циолковского и с его ракетой.

Во время Великой Отечественной войны Королев создал реактивный двигатель для самолетов и ракет, а 4 октября 1957 года был запущен первый искусственный спутник Земли. Этот спутник стал результатом тридцатилетнего упорного труда многих людей, а Королев был его главным конструктором. Потом в космос полетели собаки. И только после многих экспериментов в"космос полетел первый космонавт мира Ю. А. Гагарин - на космическом корабле «Восток». Это было 12 апреля 1961 года. Ю. А. Гагарин - также замечательный пример силы русского национального характера, стремления к достижению цели, служения своему отечеству. Люди всегда будут помнить имена тех, кто открыл новую эру в завоевании космоса.

Таким образом, сила и красота характера русского народа проявляется прежде всего в преданной любви к своей земле, в стремлении сделать ради нее все возможное, в вере в свои силы и желании постоянно двигаться вперед, а также в безграничной отваге и человеколюбии.