Тема урока: Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина
Образ защитника родины в поэме Твардовского Василий Теркин
Образ защитника родины в поэме Твардовского Василий Теркин
А. Т. Твардовский всю Великую Отечественную войну работал во фронтовой печати, и на протяжении всего военного периода создавалась его наиболее выдающаяся и всенародно любимая поэма «Василий Теркин» (1941 – 1945).
Сначала отважный солдат Вася Теркин появился как герой стихотворных фельетонов Твардовского периода белофинской кампании (1939 – 1940). В годы войны с фашистами этот образ приобретает более глубокое содержание и масштабы художественного обобщения. По собственному признанию автора, Теркин был для него «лирикой, публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой. Разговором по душам и репликой к случаю».
Основной подход к обрисовке событий и участников войны, который прямо декларируется поэтом во вступлении к поэме, – предельная искренность и достоверность повествования:
А всего иного пуще
Не прожить наверняка
Без чего? Без правды сущей,
Во время отступления, от разлуки с близкими; с другой стороны, радость от победы в бою, от письма из дома, от веселой шутки командира.
Во второй главе «Перед боем», описывающей период отступления русской армии, раскрываются такие качества героя Твардовского, как бодрость, сила духа, непоколебимая уверенность в победе:
Шли бойцы за нами следом,
Покидая пленный край.
Я одну политбеседу
Повторял:
– Не унывай.
Не зарвемся, так прорвемся,
Будем живы – не помрем,
Срок придет, назад вернемся,
Что отдали – все вернем.
Третья глава поэмы «Переправа» демонстрирует мужество и героизм Теркина, переплывающего реку, чтобы передать командиру важное донесение. Мы видим героя достойно преодолевающим трудности, не теряющим присутствия духа в минуту опасности, философски воспринимающим возможность гибели:
Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый.
Снег шершавый, кромка льда…
Кому память, кому слава,
Кому темная вода.
Ни приметы, ни следа.
Так в простых по форме, но наполненных внутренним напряжением, глубоким драматизмом картинах военной жизни последовательно и полно раскрывается характер Василия Теркина.
Последующие главы добавляют к образу отдельные штрихи. Мы отмечаем стойкость, героя, любовь к жизни («Теркин ранен», «Смерть и воин»), видим сдержанность, скромность («О награде»), находчивость («Кто стрелял?»), умение веселиться и радоваться («Гармонь»).
Особая черта характера Теркина – сильно развитое чувство национального самосознания: ощущение своей сопричастности с народом, близости его мировоззрению, традициям. Это отчетливо проявляется в главе «Два солдата», в которой герой быстро находит общий язык со старым солдатом-участником Первой мировой войны, особо отмечая свое продолжение ратного дела отцов:
На войне живут бойцы.
Их товарищи – отцы.
В развернутых лирических отступлениях Твардовский подчеркивает особую личную значимость образа Теркина, свою духовную близость герою поэмы, неразрывную общность взглядов, переживаний, оценок:
И скажу тебе, не скрою. –
В этой книге там ли, сям,
То, что молвить бы герою,
Говорю я лично сам.
И заметь, коль не заметил,
Что и Теркин, мой герой,
Пусть читатель вероятный
– Вот стихи, а все понятно,
Все на русском языке.
Полноту и достоверность образу Теркина придает также его колоритный и, одновременно, простой язык, изобилующий разговорными выражениями, народными присказками, прибаутками, веселыми шутками.
Итак, мы видим, что главный герой поэмы – простой русский человек, рядовой солдат, настоящий защитник своей Родины, чьи смелость, сила духа, живость ума и искрометное чувство юмора не могут не вызвать симпатии у читателя. Этим и объясняется огромная популярность в народе образа Василия Теркина. Многие даже узнавали в нем реальных конкретных людей – своих друзей, боевых товарищей. «Читая «Василия Теркина» с начала до конца, я видел прежде всего самого себя, своих близких боевых товарищей, всю нашу семью во всем своем поистине правдивом облике», – писал Твардовскому один из рядовых бойцов.
Таким образом, в поэме Твардовского отразились наиболее яркие черты русского национального характера в годы Великой Отечественной войны. Именно поэтому произведение А. Т. Твардовского не утрачивает с годами своей художественной силы и глубины воздействия на читателя.
А.Т. Твардовский всю Великую Отечественную войну работал во фронтовой печати, и на протяжении всего военного периода создавалась его наиболее выдающаяся и всенародно любимая поэма «Василий Теркин» (1941 – 1945).
Сначала отважный солдат Вася Теркин появился как герой стихотворных фельетонов Твардовского периода белофинской кампании (1939 – 1940). В годы войны с фашистами этот образ приобретает более глубокое содержание и масштабы художественного обобщения. По собственному признанию автора, Теркин был для него «лирикой, публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой. Разговором по душам и репликой к случаю».
Основной подход к обрисовке событий и участников войны, который прямо декларируется поэтом во вступлении к поэме, – предельная искренность и достоверность повествования:
А всего иного пуще
Не прожить наверняка
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.
Подобный принцип художественного изображения позволил Твардовскому удивительно ярко и, одновременно, емко воссоздать всю гамму чувств, переживаний человека на войне: с одной стороны, боль от ран, от отчаяния во время отступления, от разлуки с близкими; с другой стороны, радость от победы в бою, от письма из дома, от веселой шутки командира.
Первое знакомство читателя с героем происходит в главе «На привале». Уже здесь мы видим Теркина общительным человеком, интересным рассказчиком, опытным, «своим» в полку «воякой».
Во второй главе «Перед боем», описывающей период отступления русской армии, раскрываются такие качества героя Твардовского, как бодрость, сила духа, непоколебимая уверенность в победе:
Шли бойцы за нами следом,
Покидая пленный край.
Я одну политбеседу
Повторял:
– Не унывай.
Не зарвемся, так прорвемся,
Будем живы – не помрем,
Срок придет, назад вернемся,
Что отдали – все вернем.
Третья глава поэмы «Переправа» демонстрирует мужество и героизм Теркина, переплывающего реку, чтобы передать командиру важное донесение. Мы видим героя достойно преодолевающим трудности, не теряющим присутствия духа в минуту опасности, философски воспринимающим возможность гибели:
Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый.
Снег шершавый, кромка льда…
Кому память, кому слава,
Кому темная вода.
Ни приметы, ни следа.
Так в простых по форме, но наполненных внутренним напряжением, глубоким драматизмом картинах военной жизни последовательно и полно раскрывается характер Василия Теркина.
Последующие главы добавляют к образу отдельные штрихи. Мы отмечаем стойкость, героя, любовь к жизни («Теркин ранен», «Смерть и воин»), видим сдержанность, скромность («О награде»), находчивость («Кто стрелял?»), умение веселиться и радоваться («Гармонь»).
Особая черта характера Теркина – сильно развитое чувство национального самосознания: ощущение своей сопричастности с народом, близости его мировоззрению, традициям. Это отчетливо проявляется в главе «Два солдата», в которой герой быстро находит общий язык со старым солдатом-участником Первой мировой войны, особо отмечая свое продолжение ратного дела отцов:
Но уже идут ребята,
На войне живут бойцы.
Как когда-нибудь в двадцатом
Их товарищи – отцы.
В развернутых лирических отступлениях Твардовский подчеркивает особую личную значимость образа Теркина, свою духовную близость герою поэмы, неразрывную общность взглядов, переживаний, оценок:
И скажу тебе, не скрою. –
В этой книге там ли, сям,
То, что молвить бы герою,
Говорю я лично сам.
Я за все кругом в ответе,
И заметь, коль не заметил,
Что и Теркин, мой герой,
За меня гласит порой.
Пусть читатель вероятный
Скажет с книжкою в руке:
– Вот стихи, а все понятно,
Все на русском языке.
Полноту и достоверность образу Теркина придает также его колоритный и, одновременно, простой язык, изобилующий разговорными выражениями, народными присказками, прибаутками, веселыми шутками.
Итак, мы видим, что главный герой поэмы – простой русский человек, рядовой солдат, настоящий защитник своей Родины, чьи смелость, сила духа, живость ума и искрометное чувство юмора не могут не вызвать симпатии у читателя. Этим и объясняется огромная популярность в народе образа Василия Теркина. Многие даже узнавали в нем реальных конкретных людей – своих друзей, боевых товарищей. «Читая «Василия Теркина» с начала до конца, я видел прежде всего самого себя, своих близких боевых товарищей, всю нашу семью во всем своем поистине правдивом облике», – писал Твардовскому один из рядовых бойцов.
Таким образом, в поэме Твардовского отразились наиболее яркие черты русского национального характера в годы Великой Отечественной войны. Именно поэтому произведение А.Т. Твардовского не утрачивает с годами своей художественной силы и глубины воздействия на читателя.
А.Т. Твардовский всю Великую Отечественную войну работал во фронтовой печати, и на протяжении всего военного периода создавалась его наиболее выдающаяся и всенародно любимая поэма «Василий Теркин» (1941 – 1945).
Сначала отважный солдат Вася Теркин появился как герой стихотворных фельетонов Твардовского периода белофинской кампании (1939 – 1940). В годы войны с фашистами этот образ приобретает более глубокое содержание и масштабы художественного обобщения. По собственному признанию автора, Теркин был для него «лирикой, публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой. Разговором по душам и репликой к случаю».
Основной подход к обрисовке событий и участников войны, который прямо декларируется поэтом во вступлении к поэме, – предельная искренность и достоверность повествования:
А всего иного пуще
Не прожить наверняка
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.
Подобный принцип художественного изображения позволил Твардовскому удивительно ярко и, одновременно, емко воссоздать всю гамму чувств, переживаний человека на войне: с одной стороны, боль от ран, от отчаяния во время отступления, от разлуки с близкими; с другой стороны, радость от победы в бою, от письма из дома, от веселой шутки командира.
Первое знакомство читателя с героем происходит в главе «На привале». Уже здесь мы видим Теркина общительным человеком, интересным рассказчиком, опытным, «своим» в полку «воякой».
Во второй главе «Перед боем», описывающей период отступления русской армии, раскрываются такие качества героя Твардовского, как бодрость, сила духа, непоколебимая уверенность в победе:
Шли бойцы за нами следом,
Покидая пленный край.
Я одну политбеседу
Повторял:
– Не унывай.
Не зарвемся, так прорвемся,
Будем живы – не помрем,
Срок придет, назад вернемся,
Что отдали – все вернем.
Третья глава поэмы «Переправа» демонстрирует мужество и героизм Теркина, переплывающего реку, чтобы передать командиру важное донесение. Мы видим героя достойно преодолевающим трудности, не теряющим присутствия духа в минуту опасности, философски воспринимающим возможность гибели:
Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый.
Снег шершавый, кромка льда…
Кому память, кому слава,
Кому темная вода.
Ни приметы, ни следа.
Так в простых по форме, но наполненных внутренним напряжением, глубоким драматизмом картинах военной жизни последовательно и полно раскрывается характер Василия Теркина.
Последующие главы добавляют к образу отдельные штрихи. Мы отмечаем стойкость, героя, любовь к жизни («Теркин ранен», «Смерть и воин»), видим сдержанность, скромность («О награде»), находчивость («Кто стрелял?»), умение веселиться и радоваться («Гармонь»).
Особая черта характера Теркина – сильно развитое чувство национального самосознания: ощущение своей сопричастности с народом, близости его мировоззрению, традициям. Это отчетливо проявляется в главе «Два солдата», в которой герой быстро находит общий язык со старым солдатом-участником Первой мировой войны, особо отмечая свое продолжение ратного дела отцов:
Но уже идут ребята,
На войне живут бойцы.
Как когда-нибудь в двадцатом
Их товарищи – отцы.
В развернутых лирических отступлениях Твардовский подчеркивает особую личную значимость образа Теркина, свою духовную близость герою поэмы, неразрывную общность взглядов, переживаний, оценок:
И скажу тебе, не скрою. –
В этой книге там ли, сям,
То, что молвить бы герою,
Говорю я лично сам.
Я за все кругом в ответе,
И заметь, коль не заметил,
Что и Теркин, мой герой,
За меня гласит порой.
Пусть читатель вероятный
Скажет с книжкою в руке:
– Вот стихи, а все понятно,
Все на русском языке.
Полноту и достоверность образу Теркина придает также его колоритный и, одновременно, простой язык, изобилующий разговорными выражениями, народными присказками, прибаутками, веселыми шутками.
Итак, мы видим, что главный герой поэмы – простой русский человек, рядовой солдат, настоящий защитник своей Родины, чьи смелость, сила духа, живость ума и искрометное чувство юмора не могут не вызвать симпатии у читателя. Этим и объясняется огромная популярность в народе образа Василия Теркина. Многие даже узнавали в нем реальных конкретных людей – своих друзей, боевых товарищей. «Читая «Василия Теркина» с начала до конца, я видел прежде всего самого себя, своих близких боевых товарищей, всю нашу семью во всем своем поистине правдивом облике», – писал Твардовскому один из рядовых бойцов.
Таким образом, в поэме Твардовского отразились наиболее яркие черты русского национального характера в годы Великой Отечественной войны. Именно поэтому произведение А.Т. Твардовского не утрачивает с годами своей художественной силы и глубины воздействия на читателя.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
г. о. Рошаль Московской области
Урок литературы в 8 классе по теме:
«Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина»
Учитель русского языка и литературы
Минаева Елена Владимировна
г. о. Рошаль
2015 год
Урок-исследование
Тема: Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина.
Цели урока:
Образовательные:
Продолжить работу над главами из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин» (чтение фрагментов и комментарий)
Понимание идейно-художественного замысла поэмы
Систематизация литературоведческих понятий
Развивающие:
Развитие ассоциативного и логического мышления
Развитие умения проводить мини-исследование поэтического текста
Развитие умения высказывать и доказывать свою точку зрения
Воспитательные:
Учиться понимать чувства и переживания человека
Проникнуться гордостью за русский народ-победитель
Воспитывать интерес к истории родной страны
Оборудование урока: слайдовые презентации учителя и обучающихся; схема анализа исследования лирического героя; план исследования; маршрутные листы.
ХОД УРОКА
Самоопределение деятельности. Организационный момент.
Постановка учебной цели.
2.1) Актуализация знаний
1 СЛАЙД – портрет А. Твардовского
Учитель: Кто изображен на портрете? (А.Т. Твардовскеий, автор поэмы «Василий Теркин»)
2 СЛАЙД – портрет В. Теркина
Учитель: Кто герой этой картины? (В. Теркин – главный герой одноименной поэмы, или «Книги про бойца»)
В класс входит обучающийся Гелос Х. в одежде солдата и читает строки из поэмы:
– С первых дней годины горькой,
В тяжкий час Земли родной
Не шутя, Василий Теркин,
Подружились мы с тобой.
– Так писал о своем герое А. Твардовский. (Обучающийся занимает свое место)
Учитель: - Каким представлен герой в поэме? (Настоящим русским воином, солдатом, защитником родной страны.
Определите тему урока?
3 СЛАЙД – тема урока
2.2) Тема урока: Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа В. Текрина.
2.3) Постановка учебной задачи (проблемы)
Учитель:
Что непонятно в теме урока?
Что значит новаторский?
(На доске запись: новаторский – новый, созданный вновь)
2.4) Активизация знаний учащихся
4 СЛАЙД – задачи урока
Учитель:
Исходя из темы, определите учебную задачу нашего урока?
1. Проанализировать образ В. Теркина и определить черты народного характера.
2. Выявить новаторский характер образа В. Теркина
ЦЕЛИ УРОКА.
2.5) 5 СЛАЙД
Учитель: определим цели урока.
Продолжить работу над главами из поэмы А. Твардовского "Василий Теркин" (чтение фрагментов текста и комментарий).
Понимание идейно-художественного богатства поэмы.
Развитие умения высказывать и доказывать свою точку зрения.
Учиться понимать чувства и переживания человека.
Проникнуться гордостью за русский народ-победитель.
Воспитывать в себе интерес к истории родной страны.
6 СЛАЙД – план урока
Учитель:
Давайте вместе составим план урока.
ПЛАН УРОКА.
Определить черты защитника родной страны
Определить новаторство образа Василия Теркина
Открытие нового знания.
Получение заданий на исследование.
3.1) Учитель:
Чтобы выполнить все пункты плана нашего урока, вам нудно будет провести исследования в группах.
Исследуйте материал, который у вас на столах, привлекая к работе план исследования.
1 группа – глава «На привале».
2 группа – глава «Переправа».
3 группа – глава «О награде».
Вы также используете содержание всей поэмы для своих ответов. На данную практическую работу отводится 8-10 минут.
Первичное закрепление.
Работа в группах.
Совместная работа участников группы должна воплотиться в «продукт» деятельности – выступление представителей группы с сообщением и презентацией. (4-5 слайдов)
Самостоятельная работа с проверкой по эталону
5.1) Включение нового материала в систему знаний.
5.2) Представление учащимися своих результатов деятельности. (Сопровождение ответов учащихся слайдами)
1 группа – Гривина О.
2 группа – Гелос Х.
3 группа – Осипова К.
5.3) Первичное обобщение.
Учитель:
Обратимся к пунктам плана.
На какие вопросы ответа не нашли?
В чем же новаторство это образа В. Теркина?
(В этом образе собраны все лучшие черты народного героя. Можно сказать, что этот образ собирательный. Теркин – это народный герой). На доске буквы Вася Теркин – расшифруем каждую букву.
Вывод учителя:
Образ В. Теркина – собирательный образ, многогранный, емкий, яркий, запоминающийся, а рифма «Василий – Россия», несколько раз повторяется в тексте, подчеркивает тем самым, что этот герой является воплощением богатырства русского народа. Он является народным защитником родной страны. В этом и заключается новаторство образа Василия Теркина.
Рефлексия деятельности.
Вопросы для рефлексии
На уроке мне было…
Я узнал, что…
Я хотел бы…
Минута памяти
Учитель:
70 лет прошло со дня Великой Победы. Но раны не заживают, а душа скорбит о погибших. О тех, кто не дожил до Великой Победы. Их имена здесь, в книге Памяти. Скорбным напутствием сквозь года звучат слова Р. Рождественского:
Помните – через века, через года – помните,
О тех, кто, уже не придет никогда –
Помните! Не плачьте в горле сдержите слезы, горькие слезы.
Памяти павших – будьте достойны, вечно достойны.
Почтим память павших минутой молчания.
8 СЛАЙД – Вечный огонь
(Обучающиеся встают. Учитель зажигает свечу).
Урок окончен.
Домашнее задание: продолжить анализ глав поэмы.
Спасибо всем за работу.
В самый разгар Великой Отечественной войны, когда вся наша страна защищала родину, в печати появляются первые главы поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин», где в образе главного героя выведен простой русский солдат, «парень обыкновенный».
Сам писатель вспоминал, что начало работы над «Василием Теркиным» сопровождалось трудностями: нелегко оказалось найти требуемую художественную форму, определить композицию и особенно сложно выбрать главного героя, который был бы понятен не только читателю военного времени, но и оставался бы современным на долгие годы. Александр Трифонович Твардовский нашел своего героя - Василия Теркина, образ которого помогал и бойцам на фронте, и их женам и детям в тылу, и интересен также современному читателю. Что же сделало литературный образ Теркина таким популярным на протяжении стольких лет?
Любой художественный образ обладает не только индивидуалистическими, личными чертами, но и несет в себе нечто собирательное, общее, является выразителем, характерным героем своего времени. С одной стороны, Василий Теркин не похож на остальных солдат в роте: он весельчак, его отличает своеобразное чувство юмора, он не боится опасности, но в то же время Твардовский, создавая своего героя, не брал какого-то конкретного человека за образец, поэтому у писателя получился собирательный образ солдата, защитника русской земли, готового в любой момент отразить нападения врага:
Впрочем, что там думать, братцы,
Надо немца бить спешить.
Вот и все, что Теркин вкратце Вам имеет доложить.
Теркин смел, отважен, он не боится ни пуль, ни вражеских бомбежек, ни ледяной воды. В любой ситуации герой умеет постоять за себя и не подвести других. Бойцу на привале Теркин друг, старику и старухе в полуразрушенной избе - сын, молодой женщине, отправившей на фронт всех своих близких, - брат. Характер героя соткан из десятков и сотен характеров простых русских солдат, наделен общечеловеческими чертами: добротой, уважением к людям, порядочностью.
А.Т. Твардовский наделяет своего героя говорящей фамилией Теркин, недаром самая расхожая фраза поэмы: «Перетерпим. Перетрем». Сила русского духа такова, что человек все может перетерпеть, многое может пережить, но от этого он не становится злее, нетерпимее, а, наоборот, стремится помочь людям, пытается заставить их поверить в собственные силы:
Он вздохнул у самой двери
И сказал:
Побьем, отец...
Смекалист и находчив Теркин не только на войне, во время боя, но и в обычной жизни. Таким образом, мирная и военная жизнь сливаются воедино. Герой как бы живет на войне, постоянно мечтая о победе, о простой деревенской работе.
По-разному называет писатель Василия Теркина в поэме, то он - «парень обыкновенный», с присущими любому человеку слабостями, то богатырь.
Постепенно из индивидуальной личности образ героя вырастает до уровня литературного обобщения:
То серьезный, то потешный,
Нипочем, что дождь, что снег, -
В бой, вперед, в огонь кромешный
Он идет, святой и грешный,
Русский чудо-человек...
Важен и тот факт, что писатель не отделяет Теркина от себя. В главе «О себе» он пишет:
Я за все кругом в ответе,
И заметь, коль не заметил,
Что и Теркин, мой герой,
За меня гласит порой.
Приближая героя к себе, делая Василия Теркина своим земляком, А.Т. Твардовский говорит о прямой связи между людьми в годы войны, о том, что каждый стремится к мирной жизни, к возвращению в родной дом. Поэтому поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин» так популярна до сих пор, ведь ее главный герой похож на самого обыкновенного человека.