Что нарисовать в гравюре. Алгоритм и способы изготовления гравюр на картоне

Сегодня в специализированных магазинах можно найти массу разнообразных наборов для детского творчества: развивающие, обучающие, просто развлекательные. Такие товары-игрушки привлекают внимание детей, но ведь куда интересней создавать нечто подобное вместе с родителями, тем самым познавая все секреты творческого процесса.

И на самом деле, очень многие детские творческие наборы не представляют собой ничего сложного, чего бы нельзя было воспроизвести самостоятельно в домашних условиях. К примеру, знакомые многим гравюры можно сделать своими руками всего за каких-нибудь полчаса. Как? Давайте узнаем.

Для создания цветной гравюры понадобятся:

  • белый картон (не глянцевый);
  • восковые карандаши разных цветов (также можно использовать масляную пастель);
  • гуашь черного цвета (можно взять и другой темный цвет);
  • жидкое мыло;
  • кисточка;
  • апельсиновая палочка (или другой тонкий и острый предмет для гравировки).

Шаг 1. Создаем цветную основу-фон

Большинство гравюр, которые продаются в магазинах, сделаны с одноцветным фоном (золотистым или серебристым), а деткам будет интересней видеть картинку в разных цветах. Для этого разрисовываем одну сторону белого матового картона в произвольном порядке разноцветными восковыми мелками — чем насыщенней и контрастней цвета, тем эффектней они буду выглядеть при гравировке. Примечание: вместо восковых карандашей можно использовать обычные или фломастеры, но их нужно будет дополнительно зарисовать сверху парафиновой свечой, и лишь тогда приступать к следующему этапу.

Шаг 2. Делаем промежуточный слой гравюры

Чтобы сделать некий «защитный» невидимый слой, который не позволит стирать цветной фон при гравировки, понадобится жидкое мыло. Его нужно равномерно нанести на фоновую мозаику. Примечание: «втирать» мыло в пастель следует более аккуратно, потому что цвет может «размазываться», то есть переноситься на участок бумаги другого цвета.

Шаг 3. Наносим финишный слой для процарапывания

После того, как мыло впиталось в цветной фон картона, необходимо плотно закрасить его черной густой гуашью. Даже если в некоторых местах краска будет расходиться от воска, необходимо повторять закрашивание, пока фон не перестанет проступать. Закрасить можно, как весь лист, так и его часть.

Ждем, когда гуашь подсохнет, и наша гравюра готова. (хотя правильней будет сказать граттаж , который является лишь одной из разновидностей гравюры). Теперь можно брать в руки тонкий заостренный предмет (например, апельсиновую палочку, спицу, пустой стержень от ручки и т.д.) и приступать к процарапыванию нового шедевра.

Продолжаю рассказывать вам, дорогие мои читатели о различных методах, помогающих ребёнку развивать свои творческие способности.

Сегодня мой отзыв посвящён гравюре для детей.
Гравюра - это прекрасная возможность не только увлекательно, но и с пользой провести время за созданием красивой картинки.

Увлечение гравюрой началось у моей дочери около двух лет назад, когда ей было около 5 лет.
Начинали мы своё знакомство с гравюрами для детей с МАЛЫХ гравюр под торговым названием LORI.

Рисунки этой серии наиболее простые, т. к. изображение выполняется с помощью небольшого количества линий.
Штриховки в малой гравюре не много, она не сложная, её размер всего лишь 95*145 мм.

Для выполнения гравюры в наборе для детей есть всё для этого необходимое - основа с контуром рисунка, штихель и инструкция по выполнению работы.

Штихель - это специальное приспособление в форме ручки с заострённым металлическим кончиком.


С помощью штихеля, короткими несильными нажатиями, контур рисунка процарапывается, создавая красивые блестящие линии.


На фото ниже привожу вам пример начатой гравюры. Контур нанесён серым цветом.
Когда по контуру проводишь штихелем, верхний слой краски снимается, обнажая блестящую основу.
Данная гравюра из серии Silver, поэтому рисунок имеет серебристый цвет.


Инструкция написана понятным языком и сопровождается наглядными схемами процесса.


Для детей постарше возрастом (производитель рекомендует от 6 лет и старше), а также для тех, кто уже освоил технику гравюры, можно брать гравюры из серии Открытка.
Эта гравюра чуть крупнее, её размер 110*170 мм.


Она также "с металлическим эффектом", только из серии "золото".
Как видите, сложность выполнения рисунка уже повыше - больше штрихов, при их выполнении важно выдерживать правильное направление.


Изюминка этой гравюры в том, что на обратной стороне есть линеечки, на которых можно написать слова поздравления, и получится самая настоящая, изготовленная собственными руками открытка!


Самая сложная из гравюр, которую выполняла дочь самостоятельно была следующая.


Как видите, рисунок очень не простой, выполненный из тысяч мелких разнонаправленных штрихов.
Да и размер этой гравюры для детей кажется более солидным - 190*235 мм.


Самое главное для дочери было изобразить тигрицу с детёнышем, а доделывать фон ей уже наскучило, и она отложила работу.

Обратите внимание на обведённые мной места на гравюре на фото ниже. Для детей работа со штихелем, это непростая задача - нужно постоянно контролировать длину и направление штрихов и, что немаловажно, силу своего нажатия.
Если нажатие слишком сильное, металлическая основа может процарапаться вместе со слоем нанесенного контура рисунка до картонного основания.


За время увлечения гравюрой дочь выполнила примерно 5-6 работ. То, что я вам демонстрирую сегодня, это те, что совершили переезд в другой город вместе с нами.

Ассортимент гравюр в магазинах на сегодняшний день очень широк - представлены рисунки практически на любой вкус вкус, разной сложности и размеров, предназначенные для детей разных возрастных категорий.

Радует, что цена на гравюры не является заоблачной, а значит, этот вид творчества является доступным для детей.
У меня сохранились ценники на гравюры из серии Открытка и Гравюра Малая:


Мне нравится, что производитель на обороте упаковки показывает покупателям какие гравюры ещё выпускаются в этой серии.

Например, для самых маленьких детей можно приобрести гравюры трёх серий - Золото, Серебро и Голография.


Кроме вышеперечисленных серий (Серебро, Золото и Голография) гравюры Открытка также выпускаются на розовом, синем и красном металлике.


Самые сложные гравюры идут в трёх вариантах исполнения - Золото, Серебро и Классик.


Все эти наборы выпускает ООО "7-Я" в городе Ярославль, вы их легко узнаете в магазинах по торговой марке "LORI Гравюра".


Производитель акцентирует внимание на том, что гравюра для детей полезна - она развивает образное мышление, аккуратность и усидчивость. Но для меня, как для мамы, это было второе!...

Самое главное, с чем нам помогли занятия гравюрой, я считаю, это подготовка руки ребёнка к школе, к письму!
Правильно держать ручку (штихель в данном случае), проводить ровные, аккуратные линии необходимой длины и направленности, регулировать интенсивность нажатия, штриховать - масса полезных, необходимых навыков, которые моя дочь освоила с удовольствием и интересом.

Я уверена, что отчасти именно благодаря своевременным занятиям гравюрой, сегодня моя дочь имеет один из самых аккуратных почерков в классе, причём пишет она быстрее всех!

Если показать иллюстрацию, как вот эта, с мотоциклом, сделанная Марком Саммерсом, даже в кругу иллюстраторов, практически никто технику не узнает. Часть уверенно скажет, что это нарисовано на компьютере, они лично знают волшебный фильтр, который сам все нарисует. Часть скажет, что это все нарисовано вручную черной тушью, имитируя старые гравюры. А самая взрослая часть, еще проведшая молодость за ручными, а не цифровыми инструментами, снисходительно похлопает всех по виртуальному плечу: щенки, это гравюра на дереве, я узнаю ее.

И все они ошибутся:)

На первый взгляд она действительно выглядит как гравюра по дереву. Там, где белое - выбрано, там, где черный рисунок оставлено. Имитировать такое тушью во-первых, трудоемко, во-вторых, все равно выйдет плохо, тушью надо рисовать, как туши и полагается - черным по белому. Эти рисунки сделаны в технике аналогичной именно гравюре.

Гравюра по дереву, действительно самая старая и классическая техника книжной иллюстрации. У меня есть рассказ о технике иллюстрации в 19-м веке . Если коротко - брался торцовый срез дерева, чтобы волокна шли перпендикулярно поверхности рисования, шлифовался, покрывался белилами, поверх наносился рисунок иллюстрации и гравер вырезал рисунок. Все, что должно было быть черным, оставалось поверхностью дерева, все, что белым - углублялось. Если нужно было сделать тонкую черную линию, приходилось убирать дерево по обеим ее сторонам. Если вы хоть раз резали линогравюру или штамп, вы представляете в грубых чертах эту технику.

Деревянный кусок становился печатным штампом - на него наносилась краска и отпечатывалась на листы будущей книги. Так были сделаны иллюстрации Тенниэла к Алисе. И вот тут возникает интереснейшая вещь. "Подлинников" к Алисе не существует. Тенниэл приходил в мастерскую к граверу и рисовал на куске дерева. Гравер после этого вырезал все лишнее, чтобы оставался черный рисунок. Поняли? Гравер.

Гравер определял, как именно будет проходить линия, как определяться тень, насколько изящно или грубо будет вырезана деталь.

В наши времена самая близкая к этому профессия - инкер, человек обводящий тушью рисунок к комиксу. Не все художники рисуют комиксы от начала до конца сами. Обычно художник рисует подробнейший карандашный эскиз и отдает его инкеру. Инкер обводит все тушью. Он решает, как сделать черное пятно, где положить полутон, с каким нажимом будет линия у глаза. Если вы когда-нибудь в пионерском лагере ходили в кружок выжигания по дереву, вы можете представить себе разброс результатов. Если десяти пионерам дать рисунок умильного Бемби, копирку, кусок фанеры и прибор для выжигания, все они выжгут (обведут) окончательный рисунок по разному. Дисней может не узнать своего четвероногого.

Поэтому то, что мы видим в книгах с Алисой - это то, как пошла рука у пионера-выжигателя гравера. Может все эти лица взрослой дамы, с накрашенными тяжелыми глазами - просто выбор гравера?

На случай, если вам интересно, этого безвестного героя звали Thomas Dalziel, и он был из семьи очень популярных граверов викторианской эпохи, даже сам рисовал иллюстрации. Так что совсем уж испортить иллюстрации деревянной обводкой он не смог. Но это не отменяет того, что бумажных, рисованых оригиналов к Алисе нет. В музее Оксфорда, как оригиналы хранятся деревянные блоки с вырезанным рисунком, с которых был отпечатан первый тираж. (Точнее говоря, второй. Первый вышел грубо и грязно, процесс потребовал переделки и уточнений, только второй удовлетворил Тенниэла, а первый продали на рынке второго сорта - в Америке.

Гравюра по дереву давала отчетливый черно-белый рисунок (какой не давали гравюры по металлу) и эти качества, естественно до сих пор привлекают эстетически. Но резать по дереву - дело сложное и требует сноровки. Отдавать граверам свои иллюстрации вроде бы глупо, самому резать сложно - и главный вопрос - зачем? В докомпьютерную эпоху понятно, зачем - с этой доски и печатался рисунок технически. Сейчас, когда все печатается с цифровых форм, с дерева пришлось бы печатать на бумагу, бумагу сканировать - и рисунок переводить в печать. И резать только для того, чтобы сделать отпечаток?

Сегодня никто не режет дерево для иллюстраций. Того же эффекта можно добиться в технике, которая называется скратчборд (scratchboard). Она стопроцентно ручная, процесс в принципе тот же самый, что и в гравюре по дереву, но "гравюрная доска" одновременно является и отпечатком, конечной работой.

Видите? Прорезаны белые линии, черное остается нетронутым фоном, выглядит совершенно как гравюра по дереву.

На самом деле, это специально подготовленный картон ("доска для царапания" в переводе). Плотный лист бумаги покрывается белой глиной, субстанцией с меловой поверхностью, поверх белого слоя наносится тонкий слой черной краски, типа чернил или туши. Художник наносит на черную поверхность рисунок, берет острые инструменты - обычно один из ножей X-Acto и процарапывает поверхность, как гравер. Острием ножа легко проводить линии любой ширины, как пером, убирать все черное, там, где должно быть белое, штриховать параллельно и перекрестно и полностью создавать вид деревянной гравюры.

При этом, если вы ошиблись где-то, можно покрыть этот участок тушью и снова выгравировать неудавшееся место.

Теперь посмотрим, как выглядит типичный процесс такого рисования. Kent Barton - один из выдающихся американских иллюстраторов в этой технике. Разумеется. в этой технике заказывают работы с историческим флером или налетом старинности. Вот он получил заказ на иллюстрацию про ганфайтеров.

Сначала собирается масса справочного материала. На кальке отрисовываются отдельные детали и сцены:

Подробнейший рисунок, в котором нанесены все тоновые отношения, утверждается у заказчика, если нужно рисуются и подклеиваются новые варианты. После этого рисунок переводится на скратчборд. Кент работает на на черном, а на белом скратчборде. Почему? Не всегда удобно белый фон полностью вычищать из черного скрапборда.

Поэтому он работает локальным черным цветом. Справа - подготовленный для работы рисунок, фигура в нем залита тушью. Справа - уже "выгравированный" рисунок на том, что раньше тоже было черным пятном.

У него в руке не нож, а специальный скребок с деревянной ручкой и двумя остриями:

Часть за частью он продвигается по листу. Чтобы не смазывать рисунок черными "стружками", под руку подкладывается салфетка, салфеткой же время от времени смахивается "награвированная" пыль с рисунка.

Вот крупнее. На черном скратчборде черный цвет обычно ровный и глубокий, здесь видно, как Кент сам покрасил. все равно в конечном итоге это будет рисунок с линейной штриховкой.

А это его работы:

Крупнее пиджачок:

Для такой штриховки нужна твердая рука не хуже, чем у старинных граверов.

Вот тут видно какие разные виды штрихов применяются. на лице по форме, с расширением и сужением линии, чтобы создавать нужный тон, на шляпе отдельными белыми точками, на фоне беспорядочной перекрещивающейся штриховкой.

Ну не красавчик ли?


Техника выходит особенно хорошо в такой технике (неожиданный каламбур)

А вот прямо имитация старой иллюстрации из какого-нибудь каталога или проспекта.

теперь посмотрим еще на одного прекрасного художника, работающего в этой технике - Марка Саммерса (Mark Summers). Это его мотоцикл в начале поста, надеюсь, поразил вас своей скрупулезностью.

Быстрый набросок для иллюстрации.

Второй этап - более детальный рисунок с цветом. Некоторые иллюстраторы раскрашивают свои "гравюры". Марк как раз из тех, кто любит подцвеченные рисунки. Поэтому детальный эскиз он рисует маркером на кальке, наклеивает эту кальку сплошь на цветной лист нужного оттенка и поверх проходит белилами на светлых местах. Сам она называет эту технику эскиза "византийской", имея в виду ее странную сложность:)

Он работает как раз на черном скратчборде. Переводит на него рисунок и гравирует фигуру за фигурой. На каждого персонажа у него уходит не менее трех дней.

Если работа предполагалась цветной, он сканирует свой готовый скратчборд, распечатывает на фотобумаге, красит тонкие детали акварелью, затем заливает большие плоскости лессировками масляной краской. Так что в отличие от Тенниэля, у него выходит сразу два оригинала:)

Понятное дело, что для такой техники нужно блестяще рисовать в первую очередь. И очень хорошо разбираться в светотени - тона приходится набирать способом, противоположным к обычному рисунку - чем больше ты штрихуешь на одном месте - тем светлее там становится.

Вот еще подцвеченный Шляпник. Жаль, что во времена Кэролла не было скратчбордов:)

И еще один коммерческий иллюстратор: Michael Halbert
Оливковое дерево:

И деталь:

Марк Твен:

И его правая рука:

Не знаю, кто, в шляпе:

И деталь. Майкл специально имитирует самую классическую форму деревянной гравюры.

И деталь крупнее:

Ну и напоследок: хеллоуинская ведьма

И ее лицо крупно:

Теперь вы специалисты в этой редкой технике:)
_____

В жж у меня есть другие посты в серии "иллюстраторские техники", тут ссылку давать не буду.

Для знакомства со стилем “гравюра” и приобретением первого опыта можно воспользоваться набором для творчества, которое так и называется “Гравюра”. Такие наборы можно купить как в магазинах с художественными отделами, так и в интернет-магазинах. Модели для работ предлагаются различной сложности, есть простые небольшие картинки, но есть и достаточно сложные и тонкие по исполнению картины. Рекомендуемый возраст художника-гравировщика указан на упаковке. При этом такое занятие может увлечь как школьника, так и вполне взрослого человека. На картинке, представленной для примера, указан возраст от 3-х лет. Но детям в младшем возрасте нужно работать обязательно под присмотром взрослых.

2 шаг

Заготовка для гравюры выглядит как плотный лист металлизированной бумаги, покрытой тонированным слоем, на которую нанесены контуры будущего рисунка. Металлизированная бумага бывает разных цветов: серебро, золото или радуга (переливающиеся цвета).

3 шаг

В набор входит и инструмент для выполнения работ – штихель. Этим инструментом делают насечки на верхнем темном слое, через который в результате проявляется слой металлизированный. Штихель похож на ручку, только стержень у нее металлический. Для безопасности на острие надевается колпачок, когда штихелем не работают. Если работа выполняется детьми, то нужно обязательно контролировать обращение со штихилем, чтобы не было травм.

4 шаг

Для выполнения гравюры следует нанести все нарисованные штрихи, сняв в этих местах тонированный слой. Штихель может выполнять тонкие насечки или насечки пошире, в зависимости от того, какой стороной вы его повернете. Такая работа требует усидчивости и аккуратности.