Конспект рисования в детском саду. Изображение овечки, щенка

Из опыта работы. Нетрадиционные способы рисования в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста.

Данный материал познакомит педагогов с разнообразными способами и приемами работы гуашью, акварельными красками, углем, сангиной, пастелью и другими материалами, также с их сочетанием.
Опыт работы с детьми в детском саду показал, что рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей положительные эмоции. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. Рисуя нетрадиционными способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес и желание рисовать. Рисовать можно чем угодно, где угодно, и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что-нибудь придумывать!

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

способствует снятию детских страхов;
развивает уверенность в своих силах;
развивает пространственное мышление;
учит детей свободно выражать свой замысел;
побуждает детей к творческим поискам и решениям;
учит детей работать с разнообразным материалом;
развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
чувство фактурности и объемности;
развивает мелкую моторику рук;
развивает творческие способности, воображение и полет фантазии.
во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Развивающие:
формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними;
закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, творческую самореализацию.

«Монотипия»

Тема: «Бабочка»
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материал: краска, кисточка, бумага
Ход работы:
Сложите лист бумаги пополам. На одну сторону, поближе к центру, нанесите кисточкой несколько ярких цветных пятен. Теперь быстро сложите лист по тому же сгибу и хорошенько прогладьте его ладошкой. Откройте и всмотритесь: что же получилось? Сказочные цветы? Нет, это красавица-бабочка!

«Монотипия»+ «Набрызг»

Тема: «Зимние пейзажи», «Дворец для Снежной королевы»
Средства выразительности: точка, фактура.
Материал: старые зубные щетки, гуашь, бумага, гербарий, силуэты.
Ход работы:
На кончик щетки набирается немного краски. Наклоните щетку над листом бумаги, а картонкой или расческой проведите по ворсу. Брызги разлетятся по чистому листу. Так можно изобразить звездное небо, салют. А еще можно вырезать любой силуэт и разместить на листе бумаги и разбрызгать краску. Затем убрать силуэт и у вас останется след, его можно дополнить, подрисовываю недостающие линии кисточкой.

«Монотипия»+ «Аппликация»

Тема: «Морское дно»


«Рисование по сырому»

Тема: «Времена года»
Средства выразительности: цвет, линия, пятно.
Материал: влажная салфетка, емкость с водой, краски, кисти, акварельные мелки.
Ход работы:
Первый способ:
Намочите бумагу и положите ее на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала). Возьмите акварельный мелок и нарисуйте все, что угодно.
Второй способ:
Если нет акварельных карандашей, можно рисовать красками и кисточкой.

"Рисование по сырому" с дальнейшим прорисовыванием деталей.

«Рисование по сырому»+сангина

Тема: «Времена года»

«Рисование по сырому»+пастель

Тема: «Золотая рыбка»

«Мятая бумага»

Тема: «Осенние листья»
Эффект состаривания поверхности.
Материал: бумага, краски, кисти, тарелочки.
Ход работы:
Первый способ:
Чистый лист бумаги смять руками и разгладить. Нарисовать задуманный рисунок. Эта техника интересна тем, что на местах сгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивнее, темной – это называется эффект мозаики.
Второй способ:
Смять кусочек бумаги, примакнуть в сырую краску, затем примакиванием нанести рисунок. Этот способ можно использовать для фона, или для завершения работы – цветы, крона дерева, сугробы и так далее.

«Граттаж»

Тема: «Ночь», «Космос», «Зима», «Морское дно»
Материал: Свечка, черная гуашь, шампунь, заостренная палочка.
Ход работы.
Нанесем цветной фон акварелью или возьмем цветной картон или простую белую бумагу. Весь фон полностью натрем воском, парафином. Нальем в розетку черной, или цветной гуаши, добавим немного шампуня и тщательно перемешаем. Затем покроем этой смесью парафиновый лист, заготовка готова. А теперь возьмем заостренную палочку и начнем процарапывать рисунок.

«Тычок жесткой полусухой кистью»

Тема: «Животные, облака, цветы, деревья, пейзажи»
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
На сухую жесткую кисточку набираем совсем немного гуаши нужного цвета и, держа кисть вертикально (кисточка стучит "каблуком"), делаем сверху "тычки", располагая их внутри и по краям силуэта животного. Когда краска подсохнет, нарисуем животному кончиком мягкой кисточки глаза, нос, рот, усы и другие характерные детали.

«Графика»

Материал: Бумага черного цвета, листы белой бумаги, гуашь белого и черного цвета.
Ход работы.
Первый способ:
Монохромная техника. На черный фон нанести изображение белой гуашью (заметим: необходимо проявить чувство меры). Таким способом выразительно смотрятся замки, пейзажи, роспись миниатюр. Предварительные наброски можно сделать карандашом. Ошибку можно смело ретушировать гуашью, или черной тушью, подобрав нужный оттенок.
Второй способ:
Полихромная техника. На черном фоне работают белой гуашью. Белый тон придаст свежесть, яркость. В исключительных случаях, например при росписи пасхальных яиц, прялок, допустим цветной фон.

Рисование гуашью с добавлением белил

Тема: «Натюрморт», «Пейзаж», «Абстракция».
Добавление белил к разным цветам красок позволяет получить светлые оттенки исходного цвета. Цветовые ощущения в результате, нежность, легкость, воздушность.

Рисование - одно из любимых занятий дошкольников, которое переносит их в мир ярких и удивительных образов. А если воспитатель еще и предлагает для этого необычные способы, то малыши бывают просто в восторге. Большие положительные эмоции у детей самого разного возраста вызывает рисование ладошками. Эта техника развивает мелкую моторику, цветовосприятие, стимулирует сенсорные ощущения.

Особенности организации занятий по рисованию ладошками в детском саду. Специфика работы в разных группах, уровень сложности композиций

Рисование ладошками - очень простая техника: ребенок опускает свои ручки в краску либо раскрашивает их с помощью кисти, а затем оставляет на бумажном листе отпечаток. Этот увлекательный процесс похож на веселую игру - дети раскрепощаются и раскрывают свои творческие возможности.

Кроме того, при рисовании ладошками задействуется большое число нервных окончаний, которые находятся на этих частях тела. Это приводит к активизации коры головного мозга, и, как следствие, развитие психических процессов. Эта техника рисования - еще и хороший рефлекторный массаж: ведь, на ладонях находятся точки, связанные с различными органами.

При организации занятий по «ладошковой» живописи педагог должен следовать принципу «от простого к сложному». Начинать такие эксперименты с краской можно уже в первой младшей группе. Двухлетние малыши еще не умеют обращаться с кисточкой, и рисование ладошкой для них - оптимальный способ изображения. Эта техника дает детям возможность непосредственного контакта с краской, развивая одновременно мелкую моторику и, как следствие, речь и интеллект.

Дошкольники ясельного возраста получают с помощью отпечатка ладошкой абстрактные изображения. В этом возрасте не ставится цель создать какой-то конкретный образ - малышей увлекает сам процесс, они наслаждаются ярким цветом, взаимодействием с краской.

Двухлетние малыши с удовольствием рисуют ладошками

Кроме того, «ладошковая» живопись успокаивает маленького ребенка, дарит ему позитивные эмоции. Это особенно важно в период адаптации - малыш отвлекается, успокаивается, забывает о маме. Кроме того, такие занятия полезны тем, что дают детям возможность почувствовать свою значимость и самостоятельность.

Рисование ладошками продолжается и во второй младшей группе, тем более что некоторые дети начинают посещать детский сад только с трехлетнего возраста. Занятия здесь уже переходят на более сложный уровень: ребенок с помощью воспитателя дорисовывает простыми деталями отпечаток ладошки, создавая образ какого-то несложного предмета - солнышка, рыбки, цветочка. В этом возрасте дошкольникам уже можно предлагать коллективные работы в данной нетрадиционной технике: каждый ребенок оставляет отпечаток - в итоге получается какой-то образ (солнышко или дерево с листьями).

Рисунок воспитанника второй младшей группы

В средней группе рисование на основе «ладошковой» живописи еще более усложняется, образы становятся более детальными. Ребенок, например, уже может изобразить таким способом динозавра или дракона, дополнив отпечаток характерными элементами: гребнем, лапами, затейливым хвостом.

Рисунок воспитанника средней группы

К старшему дошкольному возрасту ребята, как правило, свободно владеют техникой рисования ладошками и могут создавать замечательные работы. Пятилетние дети самостоятельно могут придумать тему для рисунка, умело используя приобретенные умения и навыки. Композиции все чаще носят сюжетный характер, например, это лошадка, которая пасется на лугу или дикие животные, разгуливающие по африканской саванне. Отметим, что все образы тщательно прорисованы, передают характерные особенности предметов или объектов.

Коллективная работа воспитанников старшей группы

Рисунок воспитанника подготовительной группы

В старшей и подготовительной группе дошкольники уже могут не опускать ручки в краску, а самостоятельно наносить ее кисточкой. Этот способ позволяет сделать отпечаток не монохромным, а разноцветным: ведь, пальчики можно окрашивать в разные цвета.

Дети старшего дошкольного возраста кисточкой наносят краску на ладони

Используемые материалы и основа, гигиенический момент

В младшей и средней группе для «ладошковой» живописи используется гуашевая краска она слегка разбавляется водой и наливается в плоское блюдце, чтобы малышу было легко опустить туда свою ладошку.

Отметим, что хорошей альтернативой гуаши являются пальчиковые краски на водной основе: они хорошо смываются с тела и одежды, а кроме того, не принесут вреда, если ребенок решится попробовать их на вкус. Пальчиковые краски не растекаются, поэтому малыш без труда нанесет их на свою ладошку.

Замечательная альтернатива гуаши

В старшем дошкольном возрасте для рисования ладошками детям можно предлагать и акварель, поскольку они сами наносят краску на ладонь с помощью кисти.

Оригинальные работы получаются при сочетании материалов. Например, ключевой образ ребенок изображает краской, а фон дорисовывается карандашом.

Рисунок акварелью и карандашами

Также в композицию можно успешно включать аппликативные и пластилиновые элементы. Например, нанесенные на синий фон разноцветные отпечатки легко превращаются в медуз. Изображение останется только дополнить глазками и причудливыми водорослями. Композицию можно сделать более оригинальной, наклеив объемные глаза, а водоросли сделать рельефными также с помощью аппликативных элементов (колечки сухого завтрака).

Рисование с элементами аппликации

Еще один пример - с помощью ладошек изображается колючая спинка ежика, а остальные части его тела оформляются с помощью аппликации из комочков салфеток.

Сочетание рисования и аппликации

С помощью пластилина можно красиво оформить глазки и лапки птичек.

В акварельный рисунок органично включены пластилиновые элементы

Что касается основы для изображения, то, как правило, педагог предлагает ребятам бумагу традиционного формата А4. Однако изредка можно использовать для этой цели и нестандартные материалы, например, ткань. Это может быть пестрый разноцветный материал, но котором ребенок оставляет отпечаток каким-либо насыщенным цветом (например, черным, коричневым или темно-синим). Еще один непривычный вариант - рисование на пластике (для этой цели следует предложить дошкольникам пальчиковые краски).

Во время занятие по рисованию ладошками воспитатель уделяет особое внимание гигиеническому моменту: на рабочем месте у детей обязательно должны лежать салфетки (можно влажные), которыми ребенок вытирает руки перед тем, как пойти их помыть.

Используемые приемы рисования в разных группах: основная техника и дорисовывание деталей

Рисование ладошками не требует от дошкольников освоения какой-либо сложной техники. В младшей и средней группе малыши просто окунают кисть в краску и оставляют отпечаток на бумаге. При дополнении же образа деталями уже совершенствуется техника работы с кистью: элементы, как правило, прорисовываются кончиком, при этом инструмент располагается по отношению к бумаге почти вертикально.

Отметим, что дети рисуют и правой, и левой руками (например, бабочку можно изобразить только отпечатками сразу двух ладоней).

При дополнении основного образа деталями в младшей группе часто используется и пальчиковое рисование (например, таким способом можно обозначить глазик у рыбки или же камушки рядом с ней на морском дне). В более старшем возрасте для подобных целей можно предлагать ватные палочки. Кроме того, «ладошковую» живопись можно сочетать с оттиском.

В рисунке успешно сочетаются разные нетрадиционные техники - рисование ладошками, пальчиками и оттиск

Воспитанники средней группы уже учатся располагать изображение в центре листа, например, это будет птичка, сидящая на ветке дерева. Кроме того, они понимают, что если прижать ладонь к бумаге крепче, то рисунок получится более ярким.

В зависимости от задуманного образа дети должны изменять расположение пальцев на руке. Например, чтобы изобразить рыбку, большой пальчик нужно прижать к ладони. Если рисуется дерево, солнышко, бабочка, то все пальцы, наоборот, растопырены. Реалистичный слон получится, если большой палец максимально оттопырить от остальных.

Помимо этого, педагог объясняет воспитанникам средней группы, что ладошку при отпечатывании нужно поворачивать определенным образом. Например, при рисовании животных пальцы должны смотреть вниз, так как они будут изображать лапы зверя.

При создании образа животного ладошка обычно располагается пальцами вниз

С пятилетнего возраста (старшая группа) дошкольники уже самостоятельно раскрашивают ладошку с помощью кисти. При этом педагог обращает внимание детей, что краску следует наносить ровным слоем, не слишком густо, но и не оставляя пустых мест - от этого зависит качество рисунка. Каждый пальчик можно окрасить в свой цвет, при этом следует помнить о своевременном промывании кисти.

Отметим, что выбор цвета вместе с грамотно прорисованными деталями имеет ключевое значение при рисовании ладошками. Приведем некоторые примеры. Отпечаток красно-желтой ладошки легко превратится в костер, нужно только дополнить изображение двумя полосками коричневого цвета (с помощью широких мазков всем ворсом кисти).

Рисунок акварелью

А черный отпечаток может стать оригинальной маской Бэтмена - стоит лишь кончиком кисти дорисовать узнаваемые детали.

Рисунок акварелью

Из нескольких двухцветных контуров ладошек получится забавная сороконожка. А чтобы изобразить ее голову с рожками, нужно при печатании приподнять средний и безымянный пальцы.

Рисунок акварелью

Нанеся краску на ладошки неравномерно, бледно-зелеными пятнами, мы получим очаровательных черепашек с их характерным неоднородным окрасом.

Рисунок акварелью

Белый отпечаток на зеленом фоне - почти готовый образ зебры, остается только раскрасить ее белыми полоскам кончиком кисти и дорисовать изящный хвостик.

Рисунок гуашью

Картотека тем для разных групп, в том числе коллективные композиции

Представим примерный список тем для каждой возрастной группы, который можно использовать при обучении дошкольников рисованию ладошками:

Младшая группа:

  • «Цветные ладошки» (дети учатся делать отпечатки ладошкой на бумаге).
  • «Осьминожки»
  • «Золотое солнышко» (коллективная работа).
  • «Листопад» (коллективная работа).
  • «Цветочек для мамы».
  • «Мои рукавички».
  • «Жили у бабуси два веселых гуся».
  • «Травка».

Средняя группа:

  • «Бабочка-красавица».
  • «Синичка» (как вариант – «Снегирь», «Воробушек», «Лебеди»).
  • «Змей Горыныч» (как вариант - «Дракон», «Динозаврик»).
  • «Весна» (с помощью ладошек изображается травка с цветочками).

Старшая группа:

  • «Подводный мир» (как вариант – «Аквариум»).
  • «Красивый букет».
  • «Бабочка на лугу»
  • «Разноцветный петушок».
  • «Слон».
  • «Сказочный лес» (как вариант – «Старый пенек в лесу»).
  • «Лес - наше богатство» (как вариант – «Волшебный лес») (коллективная работа).

Подготовительная группа:

  • «Ворона».
  • «Ежик».
  • «Кактус».
  • «Лошадь на лугу».
  • «Загадочный подводный мир».
  • «Собака».
  • «Цветы в вазе».
  • «Павлин».
  • «Ворона».
  • «Пусть всегда будет мир» (плакат с изображением птиц на фоне природы) (коллективная работа)

Отметим, что многие темы предлагаются детям разного возраста, например рисование бабочки, рыбки, птицы, цветочка. Однако в каждой группе им соответствует свой уровень сложности.

К примеру, если дети раннего дошкольного звена просто дополняют бабочку необходимыми деталями (глазки, усики), то в более старшем возрасте изображение становится более детальным: отпечатанное с помощью ладошек изображение насекомого украшается замысловатыми узорами, подбираются интересные контрастные цвета. Аналогично, рыбка во второй младшей группе будет просто дополнена глазками, а позднее ребята рисуют уже на основе такого изображения целый подводный мир, морские обитатели будут отличаться друг от друга окраской, рисунком чешуи.

Конспекты занятий

ФИО автора Название конспекта
Кокунова С.Н. «Весёлая зебра»
(вторая младшая группа)
Образовательные задачи : учить дошкольников рисовать нетрадиционным способом - ладошками, комбинировать в рисунке разные приемы рисования, закрепить знания по теме «Животные».
Развивающие задачи : развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание.
Воспитательные задачи : воспитывать усидчивость, аккуратность.
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: игрушечная зебра.
Раздаточный материал: зеленые листы цветной бумаги, гуашь белого и черного цвета, кисти, баночки-непроливайки, подставки под кисти, салфетки.
Ход занятия:
Занятие начинается с загадки:
  • Не слыша волны океанской,
  • Морского простора не зная,
  • В далёкой степи африканской
  • Резвится тельняшка морская.
  • Вот так лошадка! – воскликнул Андрейка,
  • Словно большая тетрадка в линейку!

Появляется игрушечная зебра, которая пришла в гости к ребятам из далёкой Африки. Дети рассматривают ее вместе с педагогом - она имеет красивую окраскуя, как у лошадки есть грива и хвостик.
Проводится физкультминутка:

  • У жирафа пятна, пятна, пятна пятнышки везде
  • (показываем части тела)
  • А у зебры есть полоски, есть полосочки везде
  • (показываем пятнышки руками по всему телу)
  • На лбу, в ушах, на шее, на локтях
  • Есть на носу, на животе, коленях и носках.
  • (показываем части тела, убыстряя темп)

Затем воспитатель рассказывает малышам удивительную историю: однажды в африканской пустыни родилась зебра. И ей стало очень одиноко, совсем не с кем было играть. И вот зебра проделала огромный путь, чтобы найти друзей. Педагог предлагает детям помочь зебре - нарисовать ей много друзей, похожих на нее.
Воспитатель приглашает ребят сесть за столы и объясняет им приемы рисования в необычной технике - с помощью ладошек. Ручки нужно опустить в белую краску и оставить отпечаток на зеленой бумаге. Недостающие детали дорисовываются кисточкой - черные полоски, глазки, грива.
Самостоятельная работа дошкольников. Зебра благодарит малышей и уходит довольная - теперь ей есть, с кем играть.

Шишова Л.В.
(средняя группа)

Воспитатель просит ребят показать свои ладошки, погладить их, похлопать, потереть о свои щечки. Оказывается, ладошки умеют делать очень много дел, в том числе и рисовать птичек.
Педагог выясняет у малышей, что птички улетели в теплые края, так как им нечего стало кушать. Однако некоторые пернатые остались зимовать - на эту тему предлагаются загадки:

  • Окраской - сероватая,
  • Повадкой - вороватая,
  • Крикунья хрипловатая.
  • Известная персона
  • По имени. (ворона)
  • Маленький мальчишка,
  • В сером армячишке
  • По дворам шныряет,
  • Крохи собирает.
  • В поле ночует,
  • Коноплю ворует. (воробей)
  • Синяя косынка, темненькая спинка.
  • Маленькая птичка, звать её. (синичка)

Педагог сообщает детям, что сегодня они будут рисовать синичку.

  • На ладонь посадим птичку,
  • Кормим милую синичку,
  • Птичка зёрнышки клюёт,
  • Деткам песенки поёт:
  • «Тень, тень, тень,
  • Я летаю целый день.

Педагог показывает дошкольникам свою ладошку и спрашивает, не напоминает ли она им птицу. Обозначает пальцем воображаемый клювик, шею, туловище, пушистый хвостик.
Но эта птичка совсем не яркая, поэтому нужно раскрасить ее (наносит краску на ладонь, дети повторяют действия за воспитателем).
Птичку нужно посадить в середину листа - для этого пальчики широко раскрываются и ладонь прижимается к бумаге.
С помощью кисти птичке дорисовываются лапки и глазик.
В конце занятия все птицы вывешиваются на доску - сказочную полянку.

Алексеенко Г. «Слон »
(старшая группа)

Воспитатель просит детей встать в круг, проводится небольшая разминка:

  • «Мы руками хлоп-хлоп,
  • Мы ногами топ-топ.
  • Плечиками чик-чик,
  • Глазками миг-миг.
  • За руки возьмёмся
  • И друг другу улыбнёмся»

Дети берутся за руки. Педагог сообщает им, что они превратились в одно большое и доброе животное. Проводится игра:

  • У нашего доброго животного очень большое, доброе сердце, давайте послушаем как оно бьётся (руку положить на сердце, оно бьётся тук-тук-тук.
  • А ещё наше доброе животное дышит ровно, глубоко. (руку положить на крудную клетку)
  • А когда наступает ночь наше доброе животное ложится, закрывает глазки и засыпает.
  • Но вот солнышко встало и наше животное просыпается, открывает глазки, встаёт, потягивается и улыбается.

Ребятам загадывается загадка про слона:

  • У него большие уши,
  • как гора огромен он.
  • Равных нет ему на суше:
  • он по весу - чемпион.

Рассматривание изображения слона, обсуждаются его части тела, форма и размер головы, ушей, хобота, бивней, туловища, ног, хвоста. Особо выделяются огромные уши, закрывающие частично голову, длинный гибкий хобот и маленькие глазки.
Воспитатель сообщает ребятам, что уши защищают животное от перегрева, а также от назойливых насекомых. А подвижный хобот легко поднимает различные предметы, срывает листья с деревьев и набирает воду из водоема. Острые бивни служат слону защитой от хищников, а также вскапывают землю в поисках воды во время засухи.
Бивни и хобот - это инструменты для выживания слона.
Кроме того, педагог сообщает и другие интересные факты из жизни этих животных. Например, что все слоны имеют серый цвет. Они очень вежливые - умеют приветствовать и обнимать друг друга. Живут слоны около 60 лет.
Дошкольникам предлагается изобразить слона нестандартным способам - с помощью ладошки. Воспитатель демонстрирует процесс изображения: ладонь раскрашивается серой краской, но только до первой фаланги, поскольку ноги у слона толстые и короткие. Кроме того, при нанесении отпечатка большой палец нужно отвести в сторону - это будет хобот.
Проводится пальчиковая гимнастика:

  • Вот все пальчики мои
  • Их как хочешь поверни.
  • И вот этак и вот так,
  • Не обидятся никак
  • (потирание кистями рук)
  • 1,2,3,4,5 (хлопки ладонями)
  • Не сидится им опять
  • (встряхивание кистями)
  • Постучали, повертели.
  • Рисовать мы захотели.

Самостоятельная деятельность дошкольников. Анализ рисунков: педагог предлагает нескольким ребятам рассказать о своем слоне (какой у него характер, чем он любит заниматься).

Патрикеева И.Н. «Золотая пора»
(подготовительная группа)

Звучит аудиозапись пения птиц под шум осенней листвы. На доске висят картинки с изображением осеннего пейзажа.
Воспитатель загадывает загадку про осень:

  • Утром мы во двор идём -
  • Листья сыплются дождём,
  • Под ногами шелестят
  • И летят, летят, летят.

Педагог предлагает рассмотреть репродукции известных русских пейзажистов на осеннюю тему - И. Левитана «В лесу осенью», «Дубовая роща. Осень», «Золотая осень, И. Шишкина «Золотая осень», «Лесная заводь. Осень», Куинджи «Осень».
Обсуждение увиденного: как изображена природа, какого цвета небо, деревья, облака, трава, настроение, которое хотели выразить художники.
Затем для рассматривания предлагаются фотографии: дети выделяют признаки золотой осени.
Дошкольникам предлагается дидактическая игра «Угадай дерево по листочкам».
Чтение стихотворения Л. Фадеевой «Осень-бабушка»:

  • В сером выцветшем платке
  • Ходит осень - бабушка
  • У реки, в пустом леске,
  • Где повяла травушка.
  • И стучит её клюка
  • О коряги, пёнышки,
  • И глядят из кузовка
  • Хилые опёнышки.
  • Снимет варежки потом -
  • Вязаны, не куплены -
  • И звенят в её бидон
  • Розовые клюквины.
  • Гладит высохшей рукой
  • Зайца полинявшего.
  • Ходит-бродит за рекой
  • Осень настоящая.

Воспитатель сообщает ребятам, что они сегодня превратятся в художников-пейзажистов и изобразят осень во всей ее красоте, а затем устроят выставку своих картин. Пейзаж детям предлагается нарисовать с помощью ладошек.
Педагог показывает последовательность выполнения работы: ладошки нужно намазать красной, желтой и оранжевой краской и изобразить отпечатком крону дерева в верхней части вертикально расположенного листа бумаги. Остальная часть работы выполняется кисточкой - дорисовывается коричневый ствол, разноцветные листочки. Образ дерева дополняется травкой, цветами, солнцем, облаками.
Проводится физкульминутка на осеннюю тему:

  • Мы в лесу осеннем целый день гуляли
  • (дети шагают в разных направлениях)
  • Любовались травкой
  • (наклоняются, делая движение руками в стороны)
  • Воздухом дышали
  • (машут на себя руками)
  • Под ногами листьями, выстлана земля
  • (идут на носочках, руки на поясе)
  • Давайте соберем их, скорее все друзья
  • (собирают листья и складывают воспитателю в корзину).

Самостоятельная деятельность детей. Оформление стенда «Золотая выставка».

Примеры рисунков дошкольников в нетрадиционной технике рисования ладошками с комментариями по выполнению работы

Фотогалерея «Работы воспитанников первой младшей группы»

В первой младшей группе малыши просто упражняются в «ладошковой» живописи, создавая абстрактные изображения. Чтобы получился какой-либо определенный образ, воспитатель направляет ручки ребенка и сам дополняет изображение необходимыми деталями - в этом плане показательна композиция «Паучок». В этом возрасте детям часто предлагаются коллективные работы, где ведущую роль опять-таки играет педагог. Он, например, рисует центральную часть солнышка с глазками, улыбкой и веночком, а малыши с помощью ладошек изображают его лучики («Золотое солнышко»). Другой вариант - педагог обозначает ствол дерева, а дети дополняют его листьями из ладошек либо снежными хлопьями. Также в этом возрасте детям предлагаются интерпретации на цветочную тему: им предлагается дополнить нарисованный стебель бутонами из разноцветных ладошек («Букет для мамочки», «Цветок для любимой мамочки»).

Коллективная работа Коллективная работа Коллективная работа Коллективная работа Рисунок гуашью Коллективная работа

Фотогалерея «Работы воспитанников второй младшей группы»

Во второй младшей группе дошкольники уже сами создают законченные образы, например, самостоятельно рисуют стебель с листьями и дополняют его красочными бутонами с помощью «ладошковой» живописи. Малыши способны нарисовать петушка, прорисовав его характерные черты - красный гребешок, лапки и разноцветный хвост. Часто в этом возрасте дети рисуют рыбку, дополняя ее глазками и характерным фоном (голубой цвет воды, водоросли, камушки).

Воспитанники второй младшей группы уже сами, без помощи воспитателя, рисуют дерево, передавая его крону с помощью ладошки («Осеннее дерево» и коллективная композиция «Лес - наше богатство»).

Представляет интерес рисунок «Розовый слон»: в животном, хотя и нарисованном не очень пропорционально, все же просматриваются характерные черты: хобот, большие уши, маленький хвостик.

Рисунок гуашью Коллективная работа Рисунок гуашью Рисунок гуашью Рисунок гуашью Рисунок гуашью Рисунок гуашью

Фотогалерея «Работы воспитанников средней группы»

В средней группе мы видим работы уже более сложного уровня. Рыбки уже имеют свой характер, затейливый узор чешуи. Рисунок имеет более сложную композицию: рыбки, например, плывут навстречу друг другу («Веселые рыбки»).

Интересно изображаются деревья: ветви не просто обоначаются пальцами рук: от них отходят более мелкие элементы, в результате образ получается изящным. В этом плане показательна работа «Волшебный лес». Загадочные деревья здесь еще дополнены аппликативными деталями - белочками, сидящими в дупле. Позитивное настроение исходит от рисунка «Весна»: с помощью ладошек здесь нарисованы стебельки цветов, каждый из которых украшен красивым ярко-желтым бутоном с красной сердцевинкой. Интересные кактусы замысловатой формы изображены с помощью «ладошковой» живописи в композиции «Жираф в Африке».

Воспитанники средней группы уже довольно хорошо изображают животных и птиц, придавая образу характерные детали. Это «Жираф» с его красивой пятнистой окраской, рожками и копытцами, синичка с желтой грудкой и взъерошенными перышками. Дети успешно рисуют даже сказочного Змея Горыныча («Змей Горыныч», «Моя любимая сказка»).

Также в этом возрасте практикуются коллективные работы, например, фантазийная композиция «Листопад и звездопад», где желтые ладошки символизируют падающие звезды.

Рисунок гуашью Рисунок гуашью (с элементами аппликации) Рисунок гуашью Рисунок гуашью Рисунок гуашью Рисунок гуашью Рисунок гуашью Коллективная работа Рисунок гуашью Рисунок гуашью Рисунок гуашью

Фотогалерея «Работы воспитанников старшей группы»

Более детальные предметные компзиции и усложненные сюжеты создают воспитанники старшей группы. Так, у жирафа, созданного с помощью ладошек, тщательно прорисована мордочка и хвостик с кисточкой на конце («Жираф»). Забавная птичка получилась на рисунке «Вороненок»: он забавно расправил крылышки, взъерошив перья, ярко и контрастно смотрятся красные лапки и такого же цвета клювик.

Изображения все чаще носят сюжетный характер. Так, ребята не просто рисуют с помощью ладошек красивые желтые цветы, но и дополняют композицию летающими вокруг них пчелками («Пчелки опыляют цветы»). Ладошками нарисована кроны южных пальм, между которыми отдыхает крокодил на фоне ярко-оранжевого солнца. В нежных пастельных оттенках выполнена композиция «Лебеди - чудесные птицы», где море и небо чуть-чуть отличаются по тону, тонкими мазками передано колебание морских волн. Сами лебеди плывут на фоне чаек, парящих в небе. Эффектно смотрится здесь и огромное желтое солнце.

С помощью разноцветных ладошек оригинально нарисована яркая «Сказочная птица» на фоне яркой радуги и крупных капель дождя.

Очень интересна работа «Мир подводного царства и неба, нарисованная акварелью и цветными карандашами и дполненная волнами из скрученных кусочков салфеток. Солнце и медузы наделены здесь антропоморфными чертами - имеют глаза и широко улыбаются. В небе парит огромная разноцветная бабочка.

Красивый лесной пейзаж изображен на рисунке «У пенечка - грибочки». Черный пенек на полянке, нарисованный ладошкой, окружен ярко-желтыми грибочками, травкой и разноцветными цветами.

Милые птички, петушок и цыпленок, гуляют на полянке («Петушки на прогулке»). Образ петуха создан с помощью ладошки, окрашенной в разные цвета.

Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью и карандашами с элементами аппликации Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Художественно-эстетическое развитие» (рисование, музыка, чтение художественной литературы), «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цели : развивать самостоятельность и творчество, учить отражать впечатления от окружающей жизни ; формировать представления о сотрудниках детского сада, о трудовых процессах, выполняемых каждым из них; воспитывать уважение к труду взрослых; совершенствовать умение ориентироваться в помещениях детского сада.

Материалы и оборудование: картинки с изображением дворника, повара, няни, прачки, музыканта и представителей других профессий в детском саду; предметные картинки с изображением предметов, необходимых людям этих профессий; цветные карандаши, листы бумаги.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель . Ребята давайте проведем экскурсию по нашему детскому саду. Вы узнаете много нового и интересного, побываете в тех уголках здания, которые ещё ни разу не видели. Поймете, что

наш детский сад, как и другие строения, является важной частью большого города.

2. Экскурсия по детскому саду. Беседа.

Воспитатель показывает все группы и кабинеты, кухню, прачечную, музыкальный и спортивный залы, музей «Русская изба» и другие интересные помещения.

Воспитатель . В детском саду работают люди разных профессий:

воспитатель, психолог, медсестра, преподаватель физкультуры, музыкальный руководитель, повар, заведующая. А еще есть няня, прачка, дворник, сторож. Какую работу они выполняют? (Воспитатель называет профессию, а дети говорят, какую работу выполняет человек этой профессии. Например, няня – убирает в группе, накрывает на стол; прачка – стирает и т. д.) Как вы думаете, почему в детском саду нужна медсестра? А повар? А дворник? Все сотрудники нужны. Их работа важна. Мы должны уважать их труд и помогать им. Как мы можем помочь дворнику? (Не оставлять мусор на улице.) А прачке, няне? (Не пачкать постельное белье; накрывать на стол.)

3. Игра «Чьи предметы?».

Воспитатель . А какие предметы находятся в том или ином помещении детского сада? (Воспитатель показывает картинки на которых изображены гантели, мячи, пианино, русская печка, стиральная машина, варочная плита. Дети стараются дать правильные ответы.)

4.Физкультминутка.

На окне в горшочках

Поднялись цветочки,

К солнцу потянулись,

Солнцу улыбнулись .

5. Чтение стихотворения.

Воспитатель. Предлагаю вам послушать стихотворение про сад:

Детки в садики живут, Вы его любите, дети,

Здесь играют и поют, Самый добрый дом на свете!

Здесь друзей себе находят, Г. Шалаева.

На прогулку с ними ходят.

Детский сад-второй ваш дом.

Педагог просит детей рассказать, что представляет собой детский сад. План рассказа:

    Как называется наш детский сад?

    Сколько у него этажей?

    Как называется группа?

    На каком этаже она находится?

    Какие помещения есть в группе?

5. Прослушивание песни.

«Наш любимый детский сад» (исполнитель\автор Г. Азаматова).

6. Рисование.

Воспитатель . Какое у вас сейчас настроение? Хорошее? Тогда в

хорошем настроение нарисуйте цветными карандашами рисунок на тему «Наш любимый детский сад». Для этого мы разделимся на три подгруппы: первая подгруппа будет рисовать здание нашего детского сада покрытое снегом, в окружении деревьев; вторая-нарисует спортзал и все соответствующие атрибуты лестницу, мячи, батут, беговые дорожки; третья-изобразит наш музей «Русская изба» постарайтесь передать основные черты русского дома такие как деревянные стены, колыбель, народные музыкальные инструменты, русская печь, матрёшки. Дети старательно рисует по заданным темам. Воспитатель помогает ребятам, учит правильно держать карандаш, заштриховывать в одном направлении, советует использовать больше цветов, чтобы рисунок получился более насыщенным.

6.Вывод.

Воспитатель. Молодцы ребята! Здорово нарисовали, все очень старались. А теперь давайте посмотрим на все рисунки и постараемся их оценить, определить, у кого из вас получилось наиболее достоверно изобразить наш детский сад. Дети обсуждают рисунки, стараются объективно оценить своё творчество. Педагог с ребятами организуют выставку рисунков на стенде детского сада.

Мастер-класс по рисованию «Радуга-дуга»

Рисовать любят все дети. Особенно - рисовать гуашью. Данная техника позволяет ребятам почувствовать себя настоящими художниками. Особенности данной техники в том, что рисуем «всухую», не намочив кисточку в воде, а сразу в гуашь. Очень важно здесь, чтобы гуашь была не засохшая, иначе творчество невозможно! Так же следует отметить, что рисовать будем «тычком», а не мазками. Работы получаются яркие, насыщенные цветом! Ребятишкам старшего дошкольного возраста такая работа очень даже понравиться! А воспитателям детского сада пригодиться!

Для работы потребуются: лист плотной белой бумаги, кисточка «щетина» №5, стакан с водой, салфетки, гуашь.

Цель : развивать творческие способности через обучение нетрадиционным видам рисования.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с новыми видами рисования;

Развить интерес к творческой деятельности;

Воспитывать аккуратность в работе.

Ход занятия:

«…..Я на радугу-дугу

Полюбуюсь побегу —

Семицветную-цветную

На лугу подстерегу.

Я на красную дугу

Наглядеться не могу,

За оранжевой, за жёлтой

Вижу новую дугу.

Эта новая дуга

Зеленее, чем луга.

А за нею голубая,

Точно мамина серьга.

Я на синюю дугу

Насмотреться не могу,

А за этой фиолетовой

Возьму да побегу…» Елена Благинина.

Воспитатель : ребята, вы послушали замечательное стихотворение о радуге. Его я прочитала сегодня не зря. Каждый из вас сегодня нарисует радугу.

Тема нашего занятия: «Радуга-дуга».

Посмотрите, перед вами лежит гуашь. Откройте, пожалуйста, выставьте на стол именно те цвета, которые есть у радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Это именно те цвета, которые нам понадобятся для работы.

Перед началом работы давайте вспомним основные правила рисования способом «тычка» (набивка жёсткой полусухой кистью):

· Вода используется только при смене цвета, кисть вытирается насухо с помощью салфетки перед обмакиванием в краску.

· Во время рисования кисточка стоит строго вертикально по отношению к листу бумаги. Гуашь наносится на лист путём одного касания, проще говоря «тычком».

· Во время рисования оставляем белый край у листа, делая рамку, не заполненную цветом.

Начинаем рисовать!

1. Берём зелёную гуашь и рисуем полянку на нижней части листа. Не забывайте оставлять белую рамочку, не заполняя цветом край бумаги.

Должна получиться вот такая поляна, с местом для небольшого озерка.

2. Теперь будем рисовать саму радугу. Возьмите красную гуашь и нарисуйте первую дугу.

3. Сейчас вам понадобиться оранжевая гуашь. Рисуем вторую дугу, рядом с красной, не оставляя зазора.

4. Сейчас возьмите жёлтую гуашь и продолжите рисовать радугу. Не забывайте, что никаких мазков мы не делаем. Только «тычком».

5. Теперь берём зелёную гуашь. Рисуем ещё одну дугу.

6. Сейчас возьмите голубую гуашь и нарисуйте ровно под зелёной новую дугу.

7. Ребята, а вы все знаете цвета радуги?

Дети отвечают.

Воспитатель: Предлагаю вам немного отвлечься от рисования и выучить небольшую фразу, которая поможет вам выучить цвета радуги раз и навсегда.

Каждый красный

Охотник оранжевый

Желает жёлтый

Знать зелёный

Где голубой

Сидит синий

Фазан фиолетовый

Первая буква каждого слова является первой буквой цвета в радуге.

Давайте все вместе повторим.

Дети повторяют.

Запомнили?

Дети отвечают.

Воспитатель: Молодцы. Так какой цвет нам сейчас понадобиться?

Дети отвечают.

Воспитатель : Правильно, синий цвет.

8. Берём синюю гуашь и рисуем дугу.

9. И вот самая последняя дуга - фиолетовая. Не торопитесь, прорисовывайте аккуратно.

Марина Щевелькова

«Как плохой инструмент не стимулирует к определенным достижениям

в музыке, так и бедный изоматериал не дает ребенку соответствующих импульсов в работе»

Художник-педагог Я. Башилов

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Техники для младших дошкольников

Тычок жесткой полусухой кистью

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Щетинной сухой кистью – тычком можно нарисовать шерсть животных, полянку, крону дерева. Разнообразие изображения зависит от выбранного материала для тычка.

Рисование пальчиками

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

“Радужная рыбка”.

Обмакнем подушечку большого пальца в приготовленную на палитре краску разных цветов. Сделаем отпечаток. Кончиком пальчика изобразим хвостик. Глаз отпечатаем тупым концом карандаша, обмакнув его черную краску.

“Цветок”.

Указательным пальчиком отпечатываем лепестки, мизинцем серединку.

Рисование ладошкой

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

Наши ладошки умеют превращаться в солнышко. Раскройте ладонь, а выпрямленные пальцы раздвиньте в стороны. Теперь соедините пальцы вместе. Вот какой получился заборчик! А если чуть отодвинуть большой палец в сторону, а остальные раздвинуть, рука превратится в симпатичного ежика. Остается дорисовать грибок, который заботливый папа тащит в норку, да еще не забыть про лапки, глаз и носик зверька. И бабочка полетит, и цветочек будет радовать своими лепестками, и слон, и рыбка.

Техники для средних дошкольников

Оттиск поролоном

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск смятой бумагой

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Техника фроттаж

Ещё одна интересная техника для создания маленьких шедевров. Слово «фроттаж» происходит от французского frotter - «тереть, протирать». Все мы в детстве переводили монеты на бумагу, положив ее под тетрадный листок и закрашивая сверху карандашом! Это, оказывается, и есть фротаж.

Рисование ластиком

Простым карандашом заштриховать весь лист. Затем берем ластик, намечаем серединку цветка и стираем лепестки ластиком и так рисуем целый букет, когда закончили "рисовать" ластиком можно красками дорисовать желтую серединку и зеленые листочки ромашке.

Пальчиковое рисование с использованием песка

Занятие проходит в два этапа:

На первом этапе мы подготавливаем лист бумаги (желательно большого формата) к дальнейшему рисованию -наносим на всю поверхность клей и посыпаем равномерно песком (заранее подготовленным и хорошо просеянным) После этого даем клею подсохнуть! После высыхания клея необходимо удалить лишний песок -просто аккуратно его сдуваем) .

Техника рисования манной крупой.

На лист бумаги карандашом наносится рисунок (или берутся готовые раскраски). Затем поочерёдно элементы рисунка промазываются клеем и засыпаются манной крупой. Даём подсохнуть, лишнюю крупу стряхиваем. Когда рисунок высохнет – раскрашиваем гуашью.


Монотипия предметная

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Сказочные цветы? Жук? Да нет, это красавица-бабочка!

Тканевые изображения.

В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Приведем несколько примеров. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим хорошим клеем, а затем подрисовывают стол или вазу. Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.

Техники для старших дошкольников.

Восковые мелки + акварель

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Ход работы.

1. Переведение – под тонкий альбомный лист положите нарисованный контурный рисунок. Сверху обведите по контуру свечой, затем нанесите краску.

2. Трение – под тонкую бумагу положите, какой либо четко выраженный рельефный рисунок, верхний лист бумаги натрите свечой и нанесите краску.

Свеча + акварель

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Рисунок невидимку можно изобразить белым восковым мелком или свечой.

Примерные темы для использования техники: «Кто там?», «Волшебники».



Набрызг

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).

Технология рисования. На одном листе бумаги нарисовать контур предмета и аккуратно вырезать его. Силуэт предмета отложить в сторону. Наложить лист бумаги, из которого был вырезан контур, на другой цельный лист, скрепить их. Зубную щетку с краской держат на небольшом расстоянии от листа бумаги. Взять палочку и проводить ею по ворсу движением на себя. Краска напыляется на бумагу мелкими капельками. Когда она высохнет, снять верхний лист.

Так можно изобразить звездное небо, салют.

Отпечатки листьев

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.


Примерные темы для использования техники: «Осень», «Аквариум», «Любимые животные», «Открытка маме», «Мои игрушки», «Фантазии», «Дорога», «Букет цветов» и т. п.

Рисование на мокрой бумаге.

Техника рисования для подготовительных групп

Кляксография

Способ рисования: На сухой, можно тонированный фон внизу нанести каплю тёмной краски (чёрную, коричневую или зелёную). Подуйте из трубочки на каплю, как будто толкая её вперёд. Чтобы получились мелкие ответвления, трубочкой во время выдувания нужно покачать из стороны в сторону. Можно дорисовать некоторые элементы кистью или оформить аппликацией из природного материала.

Примерные темы для использования техники: «Травка на полянке», «Осенний пейзаж», «Закат», «Дно океана», «Аквариум», «Котёнок с нитками» и т. Д

Материал: трубочка для коктейлей, краска кисти, вода.


Метод ниткографии.

Технология рисования. Разрезать нить на отрезки длиной 7 –10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.

Рисование мыльной пеной.

Материал: акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть.

В баночку с жидкой краской добавляем шампунь, хорошо размешиваем. Опускаем трубочку в банку и дуем до тех пор, пока верхом не поднимутся пузыри. Затем опускаем лист бумаги, затем слегка надавить и поднять вверх.

Граттаж

Технику «граттаж» еще называют «цап-царапки»!



1) Плотный картон, зарисовать цветными восковыми мелками – можно одним цветом, можно разноцветными пятнами-полосками (толстым слоем). Не оставляя белых пятен.

2) Сверху с помощью широкой кисти или даже небольшой губки - покрыть слоем густой (консистенции сметаны) черной гуаши, дать подсохнуть.

3) Возьмите не пишущую шариковую ручку, и при процарапывании проступают четкие контрастные разноцветные линии. Рисовать можно что угодно: подводный мир, яркий осенний лес, космос…

Разрисовка маленьких камешков.

Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок.

Техника выполнения витражей – клеевые картинки

Контур будущего рисунка делается клеем ПВА из флакона с дозированным носиком. После этого пространство между контурами раскрашивается яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться.