Как композиторы видят осень. "Золотая осень"

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

города Миасса Челябинской области

Конспект классного часа

« »

подготовила

классный руководитель 9 а класса

Дубровина Ырымгуль Жолдыбековна

Тема: Осень в произведениях русских композиторов, художников и поэтов

Цель: Воспитывать любовь к родной природе, развивать эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений искусства.

Ход классного часа

Учитель.

Осень. “Что в ней хорошего?” - спрашивают обычно. Она кажется многим скучной, тусклой, унылой…

Но нам кажется, что осень очень разнообразна и многогранна.

Сегодня мы попробуем выяснить, что же такое осень посредством произведений живописи, музыки и поэзии.

Угадайте, какое слово (признак осени) спряталось в пустых клетках (листопад). (Слайды 1,2)

У нас сегодня импровизированный листопад, листопад настроения, листопад эмоций, листопад открытий, листопад знаний.

Рефлексия.

Выберите осенние листья в зависимости от настроения, красные – вы любите осень, жёлтые - не любите. Напишите на листочке, что значит осень для вас.

Звучит песня ДДТ «Осень». (Слайд 3)

Учитель.

Осень, с её неповторимыми красками, благоприятнейшая пора для творчества и всегда вдохновляла и вдохновляет художников, композиторов, поэтов, писателей создавать прекрасные произведения.

Осень в произведениях русских поэтов, композиторов и художников многолика и многоцветна.

Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876г. написал музыкальный альбом «Времена года». В певучей мелодии Чайковского расставание с уходящим летом, сожаление об увядающей природе. (Слайд 4).

Осень – время года, которое не оставляет никого равнодушным. Поэтому такие замечательные строки посвящали осени поэты и писатели.

Чтение стихотворений об осени детьми.

А.С. Пушкин.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!....

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось...

Звучит романс «Отговорила роща золотая…».

Учитель. Одним из самых известных художников, который так любил писать осень является Исаак Ильич Левитан (1860-1900 г.г).
Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин.

Репродукции картин. (Слайды 8-19)

Картина «Золотая осень» - одно из лучший творений художника, яркие краски, торжественный покой создают ощущение величия природы. Глядя на картины, так и хочется воскликнуть: «Унылая пора! Очей очарованье!», «Пышное природы увяданье», «В багрец и в золото одетые леса». Как точно и метко Пушкин описывал своё любимое время года в знаменитых стихах, а художник изобразил осень, вложив в картины шквал чувств, переживаний.

Иван Иванович Шишкин написал много картин осеннего леса, которые являются шедеврами и не перестают радовать нас. (слайды 20-26)

Картины русских художников «Золотая осень» (слайды 27-39).

Звучит отрывок из композиции П. И. Чайковского «Времена года» «Осенняя песня».

Как вы думаете, почему так много картин с названием «Золотая осень»?

Учитель.

У каждого времени года есть свои приметы и особенности, и у осени тоже. Давайте вспомним их. У вас на столах лежат листочки с осенними приметами, пословицами и поговорками, вы должны собрать их и прочитать. Заключительное слово учителя. Стихи, живопись и музыка нам помогают открывать красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Мир искусства - великое чудо. Но откроется оно, как и чудо, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному. Постарайтесь же стать такими!

Рефлексия. Выберите осенние листья в зависимости от настроения после увиденного и услышанного, красные – вы любите осень, жёлтые - не любите. Напишите на листочке, что значит осень для вас.

(Ребят крепят листья на ватман «Осеннее настроение»).

Осень: поэт - художник - композитор

  1. Междисциплинарная тема.
  2. Произведения искусства и их создатели - поэты, художники, композиторы.
  3. Отражение в произведениях искусства темы осени.
  4. Сравнение настроений и характеров изучаемых произведений.

Художественный материал:

  1. П. Чайковский. Октябрь «Осенняя песнь» из цикла «Времена года» (2 вида исполнения) (слушание);
  2. С. Прокофьев. «Вариации Феи Осени» из балета «Золушка» (слушание);
  3. И. Левитан. «Осень», «Лето»;
  4. И. Грабарь. «Рябинка»;
  5. В. Поленов. «Золотая осень»;
  6. В. Нестеренко. «Последние листья»;
  7. Стихи поэтов: А. Пушкина, А. Плещеева, Е. Трутневой.

Песенный репертуар:

  1. Г. Попатенко, стихи Е. Авдиенко. «Листопад» (пение);
  2. Д. Васильев-Буглай, стихи А. Плещеева. «Осенняя песенка» (пение)

Характеристика видов деятельности:

  1. Иметь представления о роде деятельности представителей искусства - поэтов, художников, композиторов.
  2. Сравнивать образное содержание произведений музыки, поэзии, живописи на уровне темы, выявлять признаки сходства и отличия.

Жила-была хозяйка Осень
В волшебном замке золотом,
Бродила вдоль притихших просек
Дружила с ветром за окном.
Кроила сказки из тумана
И шила нитками дождя,
В мир удивительный и странный
Всех за собою уводя…

Ребята, тема нашего урока - Осень. Осень вдохновляла художников, композиторов, поэтов создавать прекрасные произведения, рассказывая об осени краской, музыкой, словами.

Вот и закончилось лето с длинными жаркими днями и короткими звёздными ночами, с грозами и ливнями, с разноцветной радугой и утренней росой, с ягодами, грибами, цветами. Неужели с уходом лета и настроение теперь будет грустное? Осенью погода бывает пасмурной, хмурой, дождливой. Ребята, вам хочется, чтобы наступила осень? (Ответы детей).

Верно, ребята. Нам грустно расставаться с летом. Но осень будет радовать нас своими чудесами. Послушайте стихотворение Е. Трутневой «Осень» и узнайте, какой настроение было у автора, когда она писала это стихотворение.

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах, -
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
Утром мы во двор идём, -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Всё летит! Должно быть это
Улетает наше лето…

Послушайте стихотворение А. Плещеева «Осень наступила» и попробуйте догадаться о настроении другого автора.

Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Тучи небо кроют, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Воды зашумели быстрого ручья,
Птички улетели в тёплые края…

Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин каждый год восхищался осенью. Осень была любимой порой поэта. Послушайте отрывок из его стихотворения «Осень».

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий луч, и первые морозы.
И отдалённые седой зимы угрозы.

  1. Какими словами поэт называет осень? Какие слова подбирает для её описания? (В багрец, золото одетые леса; редкий солнца луч; первые морозы…)
  2. А если бы вы были поэтами, какие бы слова вы подобрали, чтобы рассказать о волшебной поре – осени? (Рассказы детей.)
  3. Ребята, а если бы вы были композиторами, какую бы вы сочинили музыку об осени: грустную или весёлую? (Ответы детей.)

Ребята, как вы думаете, а по музыкальному произведению можно догадаться о настроении композитора? Давайте попробуем. Музыку написал русский композитор Пётр Ильич Чайковский.

Слушание произведения «Осенняя песнь» П. Чайковского из цикла «Времена года».

  1. Какая музыка прозвучала: весёлая или грустная?
  2. Какие чувства, настроение она у вас вызвала? (Грусть, печаль.)
  3. Какие явления природы передал композитор в «Осенней песне»? (Порывы ветра, опадание листвы.)
  4. Какой композитор сочинил эту музыку?

Эта пьеса из сборника Петра Ильича Чайковского «Времена года». Пьес там двенадцать, по числу месяцев в году, и каждая носит название месяца. Есть пьесы и про осень – «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь». Но у каждой пьесы есть свой подзаголовок, например, «Октябрь. Осенняя песня». В ней композитор рисует картину осенней природы, рисует, как шелестит ветерок, срывает листочки и они, кружась опускаются на землю.

  1. А если бы вы были художниками, какими бы красками вы рисовали осенние пейзажи? (Ответы детей.)
  2. Ребята, а с помощью рисунка можно выразить своё настроение? (Ответы детей.)

Правильно. По рисунку также можно догадаться о настроении художника, о его чувствах, мечтах.

Просмотр картины И. Левитана «Золотая осень».

Ребята, посмотрите внимательно на картину: на луг, на речку, на золотые листочки берёз, на пожелтевшую, почти высохшую траву, на одинокий полуувядший цветок, склонившийся прямо к воде и на яркое солнечное небо над ним.

  1. А вы бы хотели оказаться на этом лугу?
  2. Как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей.)

Исаак Левитан выбрал для своей картины название «Золотая осень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

Правильно. Всё на этой картине как будто золотое: пышное убранство берёз, яркий солнечный свет осеннего дня…

  1. Какие приметы осени вы видите на этой картине?
  2. Какое небо? (Яркое, солнечное, голубое, прохладное.)
  3. Какой день изображён на картине: ясный или пасмурный? (Ясный.)
  4. Есть ли на небе облака? Какие они? (Белое облачко.)
  5. Как вы думаете, какое настроение у берёз? (Весёлое, радостное, они гордятся своими золотыми платьями.)

А вы заметили одинокий цветок у ручья? Как вы думаете, какое настроение у цветка? (Он радуется яркому солнцу: радуется, что он такой красивый, но немного грустит, потому что остался совсем один и скоро будет холодно.)

А теперь отгадаем, с каким настроение художник рисовал эту картину. (С хорошим, весёлым. Радостным, светлым, восторженным и немного грустным.)

Ребята, давайте попробуем придумать по этой картине рассказ. Придумайте название своему рассказу. Расскажите об осеннем дне, небе, об облаках, о солнце, о берёзах, об одиноком цветке и о голубом ручейке. (Рассказы детей.)

Мы слушали стихи, музыку, рассматривали картины. Стихи, картины, музыкальные пьесы – всё это произведения искусства.

  • Поэт сочиняет стихи.
  • Художник пишет картины.
  • Композитор сочиняет музыку.

Замечательный русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев писал не только сложнейшие произведения для взрослых, но и детскую музыку, предназначенную для самых маленьких. Он очень любил сказки.

«Вариации Феи Осени» – отрывок из балета «Золушка», написанного на сюжет известной сказки Ш. Перро. Помните, когда после отъезда на бал мачехи с сестрами Золушка остается одна и мечтает? В сказке-балете Прокофьева к ней на помощь приходят не только волшебница крёстная, но и феи всех времён года, которые преподносят Золушке свои дары. А характер у фей такой разный, под стать временам года… Итак, знакомьтесь: Фея Осени!

Послушайте «Вариацию Феи Осени» С. Прокофьева.

Слушание: С. Прокофьев. «Вариация Феи Осени».

  1. Вы знаете эту сказку?
  2. Назовите главных героев этой сказки.
  3. Куда отправилась главная героиня этой сказки? (На бал.)
  4. Какой показана осень в музыкальном произведении?
  5. Отрывок из какого балета мы сейчас слушали?
  6. Какой композитор сочинил музыку к этому балету?

Запомни!

  • Художник
  • Композитор
  • Произведение искусства

На этом уроке мы увидели, услышали, как изображают осень поэты, художники, композиторы в своих произведениях искусства. Наш урок закончен, но осень продолжает дарить нам много удивительных сюжетов для новых творческих открытий.

Примерный рассказ
Наступила осень. Тоненькие берёзки с белыми стволами нарядились в ярко-жёлтые платья. Дует лёгкий ветерок, листики обрываются с веток и летят, кружась в медленном танце. Смотришь на берёзы и удивляешься, как это зелёные листочки превратились в золотые. По лугу протекает тёмно-синяя река. Вода уже стала холодная. На изгибе реки стоит одинокая красавица берёза, ярко-жёлтая и ровная, как свечка. Вдалеке виднеются зелёно-коричневые деревья, ярко-зелёное поле и несколько деревенских домиков.
Небо голубое-голубое с лёгким облачком. Солнца не видно, но его присутствие чувствуется во всём: словно горит и переливается золотом листва, играя в солнечных лучах. А от деревьев падает тень. По тени можно догадаться, в какой стороне находится солнце.
На берегу реки расцвёл осенний цветок. Он радуется сам яркому лучистому солнцу и радует всех своей красотой. Только жаль, что он остался один. Наверное, все цветы уже отцвели.

Описание картины Игоря Грабаря «Рябинка»
Красота русской природы всегда находила отклик в сердцах творческих людей. Много строк посвятили поэты и писатели бескрайним просторам русских равнин, много художников запечатлели красивейшие уголки России. Одним из таких художников является Игорь Грабарь - тонкий ценитель очарования красок природы. С большой любовь написана картина «Рябинка», изящно играют цвета на ней, мастерски художником создаётся ощущение присутствия в необычайно красивом месте.
На переднем плане картина художник изобразил главную героиню - рябинку. Стоит осень, дерево приготовилось сбросить листву. Наливаются соком красные ягоды, этот цвет олицетворяет приход времени подведения итогов, сбора урожая. На заднем плане виднеется небольшая деревня, где должна кипеть жизнь - время подготовки к зиме, делаются последние приготовления. Художник использует противопоставление суетливой человеческой деятельности и торжественного спокойствия леса и природы.
Рядом с главной героиней картины - рябинки, стоят две берёзки, которые неё уступают ей ни в красоте, ни в изяществе. Такую красоту трудно передать словами, и тогда на помощь приходят средства изобразительного искусства, которыми в совершенстве владел Игорь Грабарь.

Описание картины Исаака Ильича Левитана «Золотая осень»
Среди работ Исаака Ильича Левитана своим оптимизмом, мажорными нотами и светлостью восприятия выделяется картина «Золотая осень».
На картине изображена золотая осенняя пора. Солнце освещает приятный взгляду пейзаж: тихая, спокойная речка с поросшими высокой травой берегами, ещё зеленый травяной покров, желтый, красный, оранжевый лес. От слабого ветерка листва на деревьях трепещет, переливается солнечным блеском. Небо ясное, голубое, но на горизонте оно светлеет, появляются облака. Что характерно, на первом плане изображены тоненькие, стройные берёзки в драгоценном золотом уборе. Они представляют собой саму Русь: статную, легкую, красивую и задают тон всей картине.
На заднем плане можно разглядеть деревенские домики, широкое зелёное поле. На этой картине главенствующее место отведено природе, деревня не подавляет её, а наоборот, гармонично вписывается в окружающую действительность.
В целом, полотно производит самые приятные, радостные впечатления. Невозможно оторвать глаз от стройных красавиц-березок, и, кажется, слышишь, как колышется их листва, а в реке плещутся, живут своей незаметной жизнью её многочисленные обитатели.

Описание картины Василия Поленова «Золотая осень»
Картина написана художником неподалёку от его усадьбы на реке Оке в Тульской губернии и изображает солнечный осенний день. Взор зрителя сразу приковывает река, тёмной змеёй выделяющаяся на фоне золотых деревьев и холмов. Не сразу замечается, но надолго врезается в память сияние солнца на крышах монастыря у излучины реки.
Василий Поленов изобразил самое начало осени - жёлтый цвет ещё не полностью захватил пространство картины, пример тому - огромное дерево на переднем плане с ещё зелёной кроной. Но все внимание, конечно, забирает себе река. Чистая вода отражает солнечные блики, небо, солнце и деревья, на отмелях кружит жёлтая палая листва.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Прокофьев. Вариация Феи Осени из балета Золушка, mp3;
Чайковский. Времена года, Октябрь (2 варианта исполнения - симф. оркестр и фортепиано), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Как художник описывает природу красками, композитор и музыкант описывает природу музыкой. От Великих композиторов, нам достались целые сборники произведений из цикла "Времен года".

Времена года в музыке, такие же разные по цветам и звукам, как различны произведения в творчестве музыкантов разного времени, разных стран и разного стиля. Вместе они образуют музыку природы. Это цикл времена года итальянского композитора эпохи барокко А. Вивальди. Трогательное до глубины пьесы на фортепиано П. И. Чайковского. И ещё, обязательно попробуйте на вкус неожиданное танго времен года А. Пьяццоллы, грандиозную ораторию Й. Гайдна и нежное сопрано, мелодичный рояль в музыке советского композитора В. А. Гаврилина.

Описание музыкальных произведений известных композиторов из цикла "Времена года"

Времена года весна:

Времена года лето:

Времена года осень:

Времена года зима:

Каждое время года это небольшое произведение, где каждый месяц это маленькие пьесы, сочинения, вариации. Своей музыкой композитор пытается передать то настроение природы, которое характерно одному из четырех сезонов года. Все произведения вместе образуют музыкальный цикл, как и сама природа, проходя через все сезонные изменения в круглогодичном цикле года.

Литературно -музыкальная композиция

« »

Цел ь : систематизировать и расширить представления детей об удивительном времени года – осени на основе произведений поэтов, художников, композиторов.

Задачи: 1. П оказать взаимо связь поэзии, музыки, живописи как составных частей искусства.

2. Р азвить умение видеть в осени прекрасное время года, чувственное восприятие,

творческую фантазию и воображение.

3. В оспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

Оборудование:

    Мультимедийный проектор, экран;

    Презентации «Поэты об осени», «Осень глазами художников»,

3. Презентации песен «Осень постучалась к нам», «Про осень», «Песня про осень»;

4. Презентации произведений композиторов: музыкальный альбом П.И. Чайковского

«Времена года» «Сентябрь», «Осенняя песня», «Октябрь», А. Вивальди «Осень»,

«Времена года» «Осень», Бетховен «Аллегретто», Шуберт «Осень».

5. С тихи русских поэтов: Ф.Тютчева, С.Есенина, А.Н.Плещеева, А.Пушкина, И.Бунина и

других.

Форма проведения: литературно - музыкальная композиция.

Ход занятия:

Слайд 1.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас в этом зале. О чем пойдет речь, вы узнаете когда отгадаете загадку:

Вот художник так художник!
Все леса позолотил!
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим
Кто художник этот….???

Ответ: Осень:

Слайд 2.

Ведущий:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

М. Ходякова

Слайд 3.

Ведущий: Осень чудесная пора! Сегодня мы узнаем, как в произведениях поэтов, художников и композиторов представлено прекрасное время года – осень.

Наступила осень. Пора увядания природы, короткого солнца, пора прощальная, грустная. Но ведь в каждом времени года есть своя прелесть и неповторимое очарование.

Песня «Осень постучалась к нам». (И.Смирнова, Т.Прописнова)

Слайд 4.

Ведущий: Удивительное время года – осень! Е сть три поры осени: первая пора – это «Осень красок» . В это удивительную пору, которая наступает в сентябре, осень смешивает разные краски: листья деревьев становятся желтыми, зелеными, багряными, коричневыми. В эту пору осень дарит бабье лето, это время когда в природе наступают последние дни тепла.

Слайд 5.

Первую – золотую, любят за щедрость, с какой она отдает богатства своих полей и садов, за ясные дни, за красоту лесов расписанных золотой и багряной красками. Вся эта пестрая масса вместе с остатками зелени несется вихрем и будто кружится в танце.

Слайд 6.

Вторая пора осени: «Осень ветров». Она старается сорвать пышное убранство лесов, растрепать траву и подхватить на своих крыльях птиц, улетающих в теплые края. Когда в тишину осени врывается ветер, все приходит в движение: Эти ветры несут уже не прохладу, а резкую колкость холода.

Слайд 7.

Третья пора осени: «Осень дождей». Но ведь не всегда осенние дни полны нежным золотом последнего тепла, не всегда они ласковы и кротки», - скажете вы. Конечно, вместе с осенью приходят дожди. И вот, когда увяли последние цветы, становится по-настоящему грустно. Осень дождей пригнала столько туч, что дожди, кажется, затопят всю землю.

Песенка про осень.

Слайд 8.

Ведущий: Ходит художница осень с ведерком, а в ведерке у нее разноцветные краски. В руках осени кисточка, из паутины сплетенная. Макнет осень кисточку в ведерко и красит кусты и деревья. Елки, глупые не хотят золотиться, колют нежные руки осени, рвут её платье, из тучки сшитое. Вот почему обходит их осень, и стоят ели зелеными всю зиму.

Слайд 9.

Ведущий: Осень - знаменитый художник. Она смешивает разные краски: желтые, зеленые, багряные, коричневые. Прошла рыжая хозяйка, брызнула охрой на березу – загорелась она золотым огнем. А вот желто-красные листья кленов, багровые листочки - монетки осин, зеленовато - желтые лодочки ивы. Она превращает самые обычные предметы и явления в сказочные картины: листья становятся похожими на порхающих мотыльков, земля - на богато украшенный ковер, дождь - на тонкую паутинку.

Слайд 10.

Осень располагает к творчеству. Яркая, окрашенная многоцветьем листвы и легкой грустью природа наполнена лирикой и романтическими настроениями. Сколько стихов и музыки рождено в эти благодатные дни! Поэты и писатели рисуют картины осенней природы словами. Осень навевает самые различные оттенки настроения. Много стихов написано об этом прекрасном времени года.

Слайд 11.

Всем знакомы неповторимые пушкинские строки об осени, его любимом времени года. Сколько в них светлой печали и философской глубины! Поэт наделяет пору «очей очарованья» свойствами живого существа, которое может грустить, дышать. Осени поэт посвятил большую часть своего творчества, открыв нам, читателям, необыкновенную поэтичность этого времени года.

Слайд 12.

Чтец:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

А.С. Пушкин

Слайд 13.

Ведущий: Александр Сергеевич Пушкин не только радуется осенью, он любит и грустить. А сейчас мы послушаем следующее стихотворение Пушкина.

Чтец:

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

А.С. Пушкин

Слайд 14.

Ведущий: Осень пропитана нежностью, утонченностью и в каком-то смысле мудростью. Это время года русские поэты восхваляли, видели в нем некую изюминку. Изображение природы у Тютчева заслуживает самого пристального внимания. Невозможно представить себе жизнь человека, в которой нет места восхищению красотой окружающего мира. Восхищение красотой природы - одно из отличающих черт поэзии Тютчева. Именно поэтому каждое стихотворение, восхваляющее родную природу, заслуживает самого пристального внимания. Яркий пример – стихотворение Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Послушайте с какой нежностью Ф.И. Тютчев описывает осеннюю пору.

Слайд 15.

Чтец:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

Ф. Тютчев

Слайд 16.

Ведущий: . Великие русские поэты искренне восхищались осенью, придумывали ей различные образы, стремились выделить ее на фоне других времен года. Природа осенью, прежде всего, передает общее настроение человека и окружающей среды: чаще всего это грусть, некие воспоминания, осмысление сущности. Но нельзя однозначно сказать, что осень в русской поэзии – это только грустная пора, отнюдь. Послушайте стихотворение Б. Пастернака.

Слайд 17.

Чтец:

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой -
Как венец на новобрачной.
Лик березы - под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.

Б. Пастернак

Слайд 18.

Ведущий: Осень - особое время года, от которого веет нежной грустью и печалью. Осенью замирает все, деревья и цветы, улетают в теплые края птицы, а низкое и пасмурное небо оплакивает прошедшее лето слезами холодных дождей.

Слайд 19.

Чтец:

Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.

Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.

Алексей Плещеев

Слайд 20.

«Осень снимала с лесов, с полей, о всей природы густые цвета, омывала дождями зелень, рощи делались сквозными. Теплые краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Изменялся не только цвет земли, но и воздух. Он делался чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом.

К. Паустовский

Чтец:

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

Алексей Плещеев

Слайд 21.

Ведущий : Осенний пейзаж нашел свое отражение в поэзии С. Есенина. Сергей Есенин восхищался осенью, называя ее золотой звездой. Стихи Есенина простые, искренние и легко понимаемые. Какое множество разных чувств помещено в душе поэта.

Слайд 22.

Чтец:

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось...

Слайд 23.

Ведущий: Осень – это удивительно прозрачный воздух, солнечный свет, иногда ярче летного, но мягкий, ласкающий, не греющий; летающие, блестящие нити паутины, листопад, краснеющие гроздья рябины, стаи птиц, улетающих к югу…

Слайд 24.

«Осень»

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Константин Бальмонт

Слайд 25.

Ведущий: Осень. Разноцветная, разнообразная. Сначала она пышная, золотая и солнечная, а затем грустная, дождливая, холодная. Осенью красиво. Листва деревьев постоянно меняет цвет, а потом и вовсе опадает на землю. Листья, опадая, создавали мягкий, пушистый ковер. Хорошо идти по такому ковру, шурша листьями, вдыхая пряный воздух, вглядываясь в прозрачный дали.

Слайд 26.

Чтец:

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!

Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлек:
Сорван последний орех,
Свянул последний цветок;

Мох не приподнят, не взрыт
Грудой кудрявых груздей;
Около пня не висит
Пурпур брусничных кистей;

Долго на листьях лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес...

Листья шумят под ногой;
Смерть стелет жатву свою...
Только я весел душой
И, как безумный, пою!

Знаю, недаром средь мхов
Ранний подснежник я рвал;
Вплоть до осенних цветов
Каждый цветок я встречал.

Что им сказала душа,
Что ей сказали они -
Вспомню я, счастьем дыша,
В зимние ночи и дни!

Листья шумят под ногой...
Смерть стелет жатву свою!
Только я весел душой -
И, как безумный, пою!

Аполлон Майков

Слайд 27.

Ведущий: Как-то тревожно от этой последней красоты леса: черные стволы – и яркая, золотая, розовая листва, бурая трава – и ясное голубое небо. Оно так смело глядит сквозь поредевшую листву. Осенью земля уже не в силах удержать весь жар золотого лета, земля отдает тепло листьям, на них будто задержалось солнце.

Чтец:

Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
"Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!"

Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.

Аполлон Майков

Слайд 28.

Ведущий: Особенно красив и печален русский лес в осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных кленов, осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берез пожелтевшие легкие листья. От дерева к дереву протянуты тонкие серебристые нити липкой паутины. Тихо в осеннем лесу

Слайд 29.

Чтец:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбо

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани блестят,

Как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылек,

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом...

Слайд 30.

Ведущий: Осенью замирает все, деревья и цветы, улетают в теплые края птицы, а низкое и пасмурное небо оплакивает прошедшее лето слезами холодных дождей. Осень – такое время года, которое не оставляет никого равнодушным. А. Фет изображает природу как живое существо, которое живет и изменяется. Поэт показывает, насколько тесно связана природа с жизнью человека. Действительно, окружающий мир оказывает на человека огромное влияние. Вот какие строки посвятил осени поэт А. Фет.

Чтец:

Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.

Выйдешь - поневоле
Тяжело - хоть плачь!
Смотришь - через поле
Перекати-поле
Прыгает, как мяч.

Слайд 31.

Ведущий: Обычно осень - время увядания природы, это вызывает чувство печали и тоски. Потихоньку осень начинает передавать свою палитру зиме. Та уж поменяет там все краски. По утрам становится все холоднее и холоднее. Иногда на деревьях появляются серебряные одежки. Это уже зима рассыпает иней, давая понять, что скоро ее пора наступит. Солнышко со всеми силами пытается доказать, что еще может быть тепло, но с каждым днем все меньше и меньше ощущается его присутствие. Понемножку оно опускает руки, а дыхание зимы уже обжигает нас морозом. Всего за одну ночь вместо дождя из туч начали высыпаться белые пушинки снега. Под утро уже все города и села укутались в снежные одеяла. Вроде и радостно смотреть на эту красоту, но все же немножечко грустно, ведь становится ясно, что до весны морозы уже не отступят. Но поэт Николай Некрасов не печалится приходу поздней осени.

Чтец:

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Н.А. Некрасов

Слайд 32.

Ведущий: Каждый осенний пейзаж - живописный, поэтический или музыкальный - это, прежде всего, душа человека, его восприятие окружающего мира. Художник раскрывает свои ощущения и впечатления от осенней природы. Но, благодаря своему таланту, он умеет найти созвучие своим чувствам в сердцах зрителей. И обычная осень становится для нас явлением художественным.

Слайд 33.

Ведущий: Многие художники создавали картины об осени. Художники – искатели красоты. Они умеют увидеть прекрасное в том, к чему мы обычно равнодушны. Они помогают нам понять прелесть осени, используя краски. Обычно осень - время увядания природы, вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок устанавливается теплая и сухая погода, и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение. Ярким примером передачи настроения, красоты осеннего пейзажа с помощью цвета являются картины великих художников: Исаака Ильича Левитана, Василия Дмитриевича Поленова, Ильи Семеновича Остроухова, Станислава Юлиановича Жуковского, Ивана Ивановича Шишкина, Аполлинария Михайловича Васнецова, Игоря Юрьевича Михайлова, Клода Моне, Архипа Ивановича Куинджи и других. Осень на картинах этих художников - это скромная, неброская красота равнин, небольших рощ, парков. Наверное, это делает полотна еще более ценными, потому что увидеть красоту в привычном дано не всякому. Живая красота осени дала повод для творчества и великому русскому композитору-лирику – Чайковскому. Пётр Ильич Чайковский в своем произведении « Октябрь» передал тишину осени, задумчивость природы. Это не ранняя, пышно убранная и нарядная осень, а другая – с опадающей листвой, унылая, грустная с тихим плачем осеннего дождя. Давайте насладимся творением художников и композитора П. И. Чайковского.

Презентация «Осень глазами художников».

Слайд 34.

Ведущий: Что объединяет эти картины? (Они изображают осеннюю природу и названия почти у всех одинаковые).
А похожи ли они одна на другую? (Нет).
Верно, все картины разные, и чувства художники передали каждый по-своему. Художники очень тонко передавали разнообразие состояния природы, давали почувствовать всю прелесть окружающего мира. И мы, всматриваясь в картины, как бы вместе с художником переживаем ту безмерную красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров пейзажной живописи.

Слайд 35.

Ведущий:

Листья, как ноты, роняет кудесница – осень.
А музыка у осени проста...
Мелодия воздушна и легка.
В ней шорохи опавшего листа.

Слайд 36.

Ведущий: Свою любовь к природе композиторы выражают с помощью музыкальных звуков. Многие композиторы изображали настроение осени в своих произведениях: Чайковский и Антонио Вивальди в музыкальных циклах «Времена года», Шопен, Бетховен и другие.

Слайд 37.

Ведущий: Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание композитора Бетховена. Человек и природа, чарующая красота разноцветного леса, шум опадающих листьев и скорое неизбежное наступление холодов после сезона бабьего лета. Послушайте, как представил себе осень Бетховен.

Презентация «Бетховен «Аллегретто».

Слайд 38.

Ведущий: Чайковский - великий русский композитор. Очень любил родную природу. Он мог часами гулять по полям и лесам, и любоваться всем, что видел вокруг себя. В каждом времени года он находил свою прелесть. В певучей мелодии Чайковского расставание с уходящим летом, сожаление об увядающей природе. Осенью природа словно затихает, готовится к зимнему сну, поэтому нам кажется усталой, утомленной. Листья скидывают с себя листву, птицы улетают в теплые края. Становится немного грустно, когда смотришь на увядающую осеннюю природу. Первые дни осени приносят с собой возможность предаваться любимой забаве – охоте.

Презентация «П. И. Чайковский «Сентябрь. Охота».

Ведущий: Чайковский очень любил осень, когда подолгу моросил мелкий дождик. Одним из самых популярных произведений Чайковского является музыкальный цикл «Времена года». Его «Осенняя песня» из цикла «Времена года» полна очаровательной грусти и нежности. Медленно падающие звуки мелодии напоминают об осенних листьях, кружащихся над аллеями. А минорные аккорды передают печаль от созерцания засыпающей природы. Гармония звуков как нельзя лучше передает настроение осени – грустный листопад, ветер и кружащиеся листья деревьев, падающие на холодный тротуар. Осень, как период увядания, вводит нас в вечную пору обновления, погружает в мир грез и сновидений. И сейчас послушаем произведение из этого цикла «Осенняя песня».

Презентация «П.И. Чайковский «Осенняя песня».

Слайд 39.

Ведущий: Цикл « Времена года» есть и у итальянского композитора Антонио Вивальди. Музыка Вивальди узнается почти мгновенно. Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Сейчас вы услышите, как свои осенние впечатления выразил в своём произведении «Осень» Антонио Вив альди.

Презентация «А. Вивальди «Времена года. Осень».

Ведущий: Осень. Разноцветье кленов, стыдливый румянец дрожащих осин, нежная желтизна берез, коралловые слёзы рябин, угрюмая стойкость дубов. Какая она, осень? Что прячется за буйством её красок? Печаль, тоска, смятение или трепетное ожидание чуда преображения, перерождения.

Презентация «А. Вивальди «Осень».

Слайд 40.

Ведущий: Осень в произведениях поэтов, композиторов и художников многолика и многоцветна. Изображение природы в искусстве никогда не было простым её копированием. Как бы ни прекрасны были леса и луга, как бы ни очаровывала душу лунная ночь - все эти образы, будучи запечатлёнными на холсте, в стихах или звуках, вызывали сложные чувства, переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена, она печальна или радостна, задумчива или величава; она такова, какой видит её человек.

Музыкальные произведения, картины, стихи были написаны в разное время, но каждый из поэтов, художников и композиторов по-своему увидел и описал осеннюю природу. Стихи, живопись и музыка нам помогают открывать красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Мир искусства - великое чудо. Но откроется оно, как и чудо, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному. Постарайтесь же стать такими!

Этой грустной, лирической, музыкальной нотой мы завершаем нашу литературно-музыкальную композицию «Образ осени в творчестве поэтов, художников, композиторов ».

Рефлексия.

Оставьте свои впечатления в виде волшебного дерева. Прикрепите на дерево кленовые листочки. Оранжевый листок – прекрасное настроение, желтый лист - хорошее, зеленый лист - мне немного грустно.

Посмотрите, ребята, наше волшебное дерево оделось в осеннюю палитру.

Песня «Про осень».

Ведущий: Ребята, большое спасибо вам за участие. Вы – молодцы!

Слайд 41.

МКОУ «Горяйновская основная общеобразовательная школа»

Поныровского района Курской области.

Внеурочное воспитательное мероприятие по предмету «Искусство» (Музыка)

для учащихся 1-4 классов:

Подготовила и провела: учитель музыки

Леушина В.П.

Цель мероприятия: Воспитывать культуру слушания через восприятие классической музыки русских и зарубежных композиторов. Дать представление о многообразии и богатстве музыки, поэзии, живописи, их общей жизненной основе, взаимовлиянии и взаимодополнении на примере творчества П.И.Чайковского, Г.В.Свиридова, Антонио Вивальди.

Образовательные:
- расширять кругозор учащихся;
- формировать элементарный слушательский опыт на основе музыки;
- учить сопоставлять музыкальный и художественный образ, опираясь на средства музыкальной выразительности.
Развивающие:
- развивать творческое воображение;
- развивать вокально-хоровые навыки;
- развивать воображение.
Воспитывающие:
- воспитывать любовь к музыке;
- пробуждать интерес к музыке и изучаемому предмету;
- воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус;
- воспитывать образное мышление; эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведение искусства;
- формировать у школьников способность воспринимать красоту родной природы;
- совершенствовать выразительное чтение стихотворного произведения;
- обогащать духовный мир.

Георгий Васильевич Свиридов. Антонио Вивальди. П.И.Чайковский. 1915-1998 1678-1741 1840-1893

Ход занятия: Дети входят под музыку Е.Дога «Вальс»
Педагог: Здравствуйте, ребята! Ребята, отгадав загадку, вы узнаете тему мероприятия, которое я для вас подготовила. Слушайте внимательно!

Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года? - ...
(Осень) Слайд 1
Сегодня мы с вами поговорим о музыке осени. Вот и осень пришла к нам незаметно. Разная она бывает – веселая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождичком и мокрым снегом, с холодными ветрами и заморозками. А какие признаки осени вы можете назвать?
Дети: Становится холоднее, птицы улетают на юг, солнце светит не так ярко. Слайд 2
Педагог: Хорошо. Молодцы, скажите, а вы любите осень?
Дети: Да, нет.
Педагог: А за что вы любите осень?
Дети: За то что красиво становится вокруг.
Педагог: А вы можете назвать какие-нибудь пословицы или поговорки об осени?
Дети: Ответы детей
Педагог: давайте посмотрим на экран (на экране пословицы об осени). Прочтите их и дайте смысловое объяснение этим пословицам.

Дети: Читают по очереди и высказывают мнения. Слайд 3

1.Осень - перемен восемь.
2.Ты корми меня в весну, а осенью я и сам сыт буду.
3.Придет осень, да за всё спросит.
4.Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.
5.Осенью и у кошки пиры.

Педагог: Все эти пословицы об осени, о ее погоде и о том, что именно в это время года люди собирают урожай, делают запасы на зиму.

Слайд 4

Осень- эта прекрасная пора, не смотря на то, что погода часто бывает капризно. Это время года привлекало и привлекает внимание поэтов, художников, и конечно же композиторов. Так и наш русский композитор Петр Ильич Чайковский, который жил в 19 веке. Создал цикл фортепианных пьес «Времена года», этих пьес 12. Как вы думаете, почему именно 12?

Дети: По числу месяцев в году. Слайд 5

Педагог: Правильно. Чайковский долгое время жил в Петербурге, там издавался журнал под названием «Нувеллист» - от слова «новелла», что значит - небольшой рассказ. Журнал выходил каждый месяц, и в каждом его номере читателей ждал приятный сюрприз: ноты музыкальных пьес для рояля, сочиненных Петром Ильичём. Каждая имела название одного из месяцев года. 12 месяцев в году, 12 номеров журнала и 12 музыкальных пьес: январь, февраль, март... Все они потом были объединены в альбом красочных, музыкальных зарисовок, который получил название «Времена года».
Чайковский очень любил осень. Он много времени проводил на прогулках, наблюдая, как меняются краски природы, дышал запахом влажной земли. Он гулял даже в дождливую погоду, находя и в дожде красоту. И это не случайно, ведь осень такая удивительная пора!

Сейчас мы послушаем 3 осенних пьесы из фортепианного альбома «Времена года».

    Первая из них называется «Сентябрь». «Охота».

Первые дни осени приносят с собой возможность предаваться любимой забаве, как господ, так и простолюдинов - охоте. И эпиграфом к этому произведению стало четверостишие А.С. Пушкина, подчеркнувшего охотничий азарт, громкий гул рожков и лай своры борзых.

"Пора, пора! Рога трубят:

Псари в охотничьих уборах

Чем свет уж на конях сидят;

Борзые прыгают на сворах."

Словно вторя ему, Чайковский начинает пьесу с громких аккордов - зова охотничьих рожков. Быстрый темп (аллегро) в середине пьесы имитирует погоню и взмыленных лошадей, нетерпеливых всадников, наклонившихся в седле. Страсть сентябрьской охоты разгорается от радости поймать добычу и заготовить на зиму припасы. Небывалый азарт только успевает захватить слушателей, как лирическая мелодия рисует в воображении крадущихся по следу зайца гончих, веселую и шумную погоню и финал - ловлю беглеца и конец охоты.

Напоминаю, что музыку слушаем в тишине.

    Вторая пьеса носит название «Октябрь». «Осенняя песнь».

В качестве эпиграфа для поэтического описания октября Чайковский выбрал коротенькое двустишие А.Н. Толстого, в котором по ветру летят желтые листья, осыпающиеся с деревьев

«Осень, осыпается весь наш бедный сад,

Листья желтые по ветру летят..."

Слышится стук спелых яблок, падающих на крышу, грустный шелест листвы и печаль увядающей природы передают тихие аккорды, вот в середине пьесы легкие трели напоминают о теплых лучиках солнца, проскальзывающих в сад и освещающих золото убранства деревьев. Трепетное чувство, охватывающее душу, дарит последнюю надежду на тепло, а затем природа вздыхает, темп замирает и затихает. Лирическая зарисовка пьесы очень душевна, она дает насладиться запахом костра и прозрачным осенним воздухом со свежестью первых, вечерних заморозков.
(Слушание и просмотр видеофильма на экране)

    Третья осенняя пьеса из альбома «Времена года» называется «Ноябрь». «На тройке».

Поэтическим эпиграфом для этого произведения Чайковский взял стихотворение Н.А. Некрасова.

"Не гляди же с тоской на дорогу

И за тройкой вослед не спеши

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда затуши».

Некрасов писал о ноябре, преддверии русской зимы, как о первой пороше, на которой оставляет след тройка, звенящая издалека веселым колокольчиком, разгоняющим тревогу на душе. Чайковский тоже пьесу «ноября» посвятил исконно русскому сюжету - быстрой езде на тройке лошадей, радости первому снегу и пока ещё не колючему ветру, овевающему щеки. Морозы уже бодрят, но солнце светит ярко, и снег блестит по копытами мчащихся коней. Зимний пейзаж прекрасен, его подчеркивает аллюр - темп, взятый в середине произведения, а грустные отголоски высоких и тонких нот сменяются приближением звука колокольчика, протяжной песней ямщика - мелодией, затихающей вдали.
(Слушание и просмотр видеофильма на экране)

Педагог: А теперь немножко отдохнем, встаньте и выйдите из-за парт.
Гриша шел - шел - шел, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок, (Наклоны вперед.)
Два - грибок, (Наклоны вперед.)
Три - грибок, (Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок. - дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.

Педагог: Продолжаем нашу беседу о музыке Осени в произведениях русских и зарубежных композиторов.

Наверно, нигде в мире нет такой красивой осени, как у нас в России. Еще один русский композитор, который обратился к теме осени - это Георгий Васильевич Свиридов. Слайд 11

Родился он в маленьком городке Фатеже. Курской губернии. С девяти лет стал учиться играть на рояле, но гораздо больше, чем рояль, юного любителя музыки привлекала балалайка. Вскоре Свиридов по слуху научился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов. Чуть позже Георгий Васильевич получил музыкальное образование и стал прекрасным композитором. За свой талант он был удостоен многих государственных званий и наград. Давайте прослушаем фрагмент музыкального произведения Г.В.Свиридова,
который называется «Осень». И ответим на вопросы: Слайд 12 -13

Педагог: Какие музыкальные инструменты вы услышали? Ответы учащихся.
- Какая была музыка по характеру выбрать из предложенных ответов на экране.

(Радостная, напряженная, торжественная, загадочная,
ласковая, восторженная, поэтичная, стремительная, спокойная, таинственная, взволнованная, беспокойная, нежная, грустная, изящная)
Слайд 14.
- Что бы вы нарисовали, слушая эту музыку?
Дети: Осень.

Педагог : Многие творческие люди посвящали временам года свои произведения: поэты – стихи, художники – картины, композиторы – музыку. Одним из таких великих композиторов был Антонио Вивальди. Он первым создал концертный цикл, посвященный всем временам года. Антонио Вивальди родился в Италии. Он был аббатом (т.е. священником), получил музыкальное образование – как скрипач-исполнитель и композитор. Вивальди создал много музыкальных произведений, но самым известным из них является цикл «Времена года», состоящий из 4-х концертов для скрипки с оркестром. Мы послушаем фрагмент концерта «Осень». И ответим на вопросы. Каково настроение этой осени? Какие чувства у вас вызывает эта музыка? Слушание «Осень»

Педагог: Каково настроение этой осени? Какие чувства у вас вызывает эта музыка?
Дети: Ответы детей.
Педагог: А как вы думаете, если бы композитор рисовал иллюстрацию к этому произведению, какие бы он использовал краски?
Дети: Ответы детей.
Педагог:

Конечно, музыка итальянского композитора отличается от нашей музыки, и осень у нас разная, поэтому осенние произведения пронизаны настроениями и чувствами своего народа.
И в завершение нашего мероприятия мы тоже исполним осенние песенки, выученные на уроках. Подумайте, с каким настроением мы будем исполнять эти песни?

1-2 класс «Осень в золотой косынке» сл. и муз Н.Б.Бобковой Слайд 16.

3-4 класс «Падают, падают листья» сл. М.Ивенсен, муз. М.Красева. Слайд 17.

1-4 класс «Скворушка прощается» сл. М.Ивенсен муз. Т. Попатенко Слайд 18.

Педагог: Молодцы ребята. О каком времени года мы сегодня говорили?
Дети: Об осени.

Педагог: Посмотрите и ответьте на вопросы осенней викторины. Слайд 18.

    Когда в России день учителя?

    В каком месяце «День матери»?

    Какого числа последний день осени?

    Время года между летом и зимой?

    Чем укрыта земля осенью?

    Цвет – символ осени?

    Листья каких деревьев осенью краснею?

    Кто такие «Хмурень», «Грязник» и «Листогной»?

(Призы за правильные ответы)

Педагог: С творчеством, каких композиторов познакомились?
Дети: П. И. Чайковского, Г.В. Свиридова, А. Вивальди.
Педагог: Наше занятие окончено, я надеюсь, что много интересного и полезного вы узнали сегодня на нашем мероприятии. Спасибо, до свидания! (Выходят под музыку)