Винсент Ван Гог. "Звёздная ночь"

"Я по-прежнему страстно нуждаюсь, - позволю себе это слово, - в религии. Потому я вышел ночью из дома и начал рисовать звезды," - писал Ван Гог брату Тео.

В Нью-Йорк стоит поехать хотя бы ради встречи с ней, со "Звездной ночью" Ван Гога.

Тут хочу привести текст своей работы по анализу этой картины. Изначально хотела переработать текст, чтобы он больше соответствовал статье для блога, но из-за сбоев в ворде и нехватки времени, выставлю его в исходном виде, с трудом восстановленном после сбоя программы. Надеюсь, даже исходный текст будет хоть в какой-то степени интересен.

Винсент Ван Гог (1853-1890) – яркий представитель постимпрессионизма. Несмотря на сложный жизненный путь и довольно позднее становление Ван Гога как художника, он отличался упорством и трудолюбием, что помогло достичь больших успехов во владении техникой рисунка и живописи. За десять лет жизни, посвященных искусству, Ван Гог прошел путь от опытного зрителя (он начинал карьеру продавцом искусства, поэтому был знаком с многими работами) до мастера рисунка и живописи. Этот недолгий период стал наиболее ярким и эмоциональным в жизни художника.

Личность Ван Гога овеяна тайной в представлении современной культуры. Хотя Ван Гог оставил большое эпистолярное наследие (обширная переписка с братом Тео Ван Гогом), описания его жизни были составлены гораздо позже его смерти и часто содержали выдуманные истории и искаженное отношение к художнику. В связи с этим сложился образ Ван Гога как сумасшедшего художника, в припадке отрезавшего себе ухо, а позже и вовсе застрелившегося. Этот образ привлекает зрителя тайной творчества художника-сумасшедшего, балансированием на грани гениальности и сумасшествия и таинственностью. Но если исследовать факты биографии Ван Гога, его подробную переписку, то многие мифы, в том числе и о его сумасшествии, развенчиваются.

Творчество Ван Гога стало доступно широкому кругу только после его смерти. Первое время его работы относили к разным направлениям, но позже они были включены в постимпрессионизм. Почерк Ван Гога не похож ни на что другое, поэтому даже с другими представителями постимпрессионизма его нельзя сопоставить. Это особый способ нанесения мазка, использования разной техники мазка в одной работе, определенный колорит, экспрессия, композиционные особенности, средства выразительности. Именно эту характерную манеру Ван Гога мы и проанализируем на примере картины «Звездная ночь» в данной работе.

Формально-стилистический анализ

«Звездная ночь» - одна из самых известных работ Ван Гога. Картина написана в июне 1889 г. в Сен-Реми, с 1941 г. хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Картина написана маслом на холсте, размеры – 73х92 см, формат – вытянутый по горизонтали прямоугольник, это станковая живопись. Из-за особенности техники смотреть картину следует на достаточном расстоянии.

Рассматривая картину, мы видим ночной пейзаж. Большую часть полотна занимает небо – звезды, луна, крупно изображенная справа, и находящееся в движении ночное небо. Справа на первом плане возвышаются деревья, а слева внизу изображен городок или поселок, скрывающийся в деревьях. Задний план – темные холмы на линии горизонта, постепенно слева направо становящиеся выше. Картина, исходя из описанного сюжета, несомненно, относится к жанру пейзажа. Можно сказать, что художник на первый план вывод выразительность и некоторую условность изображаемого, так как в работе основную роль играет экспрессивное искажение (цветовое, в технике мазков и др.).

Композиция картины в целом уравновешена – справа темными деревьями внизу, а слева яркой желтой луной вверху. Из-за этого композиция тяготит к диагональности, в том числе и из-за увеличивающихся справа налево холмов. В ней небо преобладает над землей, так как занимает большую часть полотна, то есть верхняя часть преобладает над нижней. В то же время в композиции есть и спиральная структура, придающая начальный толчок движению, выраженная в движущемся по спирали потоке в небе в центре композиции. Эта спираль приводит в движение и часть деревьев, и звезды, и остальное небо, луну и даже нижней части композиции – поселку, деревьям, холмам. Таким образом, композиция из привычной для жанра пейзажа статики превращается в динамичный, захватывающий зрителя фантастический сюжет. Поэтому в работе нельзя выделить фон и четкую плановость. Традиционный задний план, фон, перестает быть фоном, так как включен в общую динамику картины, а первый план, если взять деревья и поселок, включаясь в движение по спирали перестает выделяться. Плановость картины расплывчата и зыбка из-за соединения спиральной и диагональной динамики. Исходя из композиционного решения, можно предположить, что угол зрения художника направлен снизу вверх, так как большую часть полотна занимает небо.

Несомненно, в процессе восприятия картины, зритель вовлекается во взаимодействие с изображением. Это очевидно из описанного композиционного решения и приемов, то есть динамики композиции и ее направленности. А также благодаря цветовому решению картины – цветовой гамме, ярким акцентам, палитре, технике нанесения мазков.

В картине создано глубокое пространство. Это достигается за счет цветового решения, композиции и движения мазков, разницы в размерах мазков. В том числе и за счет разницы в размерах изображаемого – большие деревья, маленький поселок и деревья возле него, меньшие холмы на горизонте, крупная луна и звезды. Цветовое решение выстраивает глубину за счет темного первого плана деревьев, приглушенности цветов поселка и деревьев вокруг него, ярких цветовых акцентов звезд и луны, темных холмов на горизонте, оттеняемых светлой полосой неба.

Картина не во многом отвечает критерию линейности , а наиболее выражает как раз живописность . Так как все формы выражены за счет цвета и мазков. Хотя в изображении нижнего плана – городка, деревьев и холмов, используется разграничение отдельными контурными темными линиями. Можно сказать, что художник намеренно соединяет некоторые линейные аспекты, чтобы подчеркнуть разницу между верхним и нижним планами картины. Поэтому верхний план, наиболее важный композиционно, по смыслу и по цветовому и техническому решениям наиболее выразителен и живописен. Эта часть картины буквально вылеплена цветом и мазками, в ней отсутствуют контурные или какие-либо линейные элементы.

Что касается плоскостности и глубины , то картина тяготеет к глубине. Это выражено в цветовом решении – контрасты, более темные или дымчатые оттенки, в технике – за счет разного направления мазков, их размеров, в композиции и динамике. В то же время объемность предметов ярко не выражается, так как скрадывается крупными мазками. Объемы только намечены отдельными контурными мазками или создаются за счет цветовых сочетаний мазков.

Роль света в картине не значительна в сравнении с ролью колорита. Но можно сказать, что источниками света в картине являются звезды и луна. Это можно проследить по высветленности поселения и деревьев в долине и более темной части долины слева, по темным деревьям на первом плане и темнеющим на горизонте холмам, особенно расположенным справа под луной.

Силуэты изображенного тесно связаны друг с другом. Они невыразительны из-за того, что прописаны крупными мазками, по этой же причине силуэты не самоценны. Их нельзя воспринимать отдельно от всего полотна. Поэтому можно говорить о стремлении к целостности внутри картины, достигаемой техникой. В связи с этим можно говорить и об обобщенности изображенного на полотне. Детализации нет из-за масштаба изображаемого (далеко расположенные, поэтому маленькие городок, деревья, холмы) и технического решения картины – прорисовка крупными мазками, деление изображаемого на отдельные цвета такими мазками. Поэтому нельзя сказать, что в картине передается разнообразие фактур изображаемого. Но обобщенный, грубый и утрированный за счет технического решения картины намек на разницу в формах, фактурах, объемах дается направлением мазков, их размером и собственно цветом.

Колорит в «Звездной ночи» играет главную роль. Колориту подчиняется композиция, динамика, объемы, силуэты, глубина, свет. Цвет в картине – не выражение объема, а смыслообразующий элемент. Так за счет цветового выражения гипертрофировано сияние звезд и луны. И это цветовое выражение создает не просто акцент на них, но придает им значимость в рамках картины, создает их смысловое наполнение. Цвет в картине не столько оптически достоверен, сколько экспрессивен. С помощью цветовых сочетаний создается художественный образ, экспрессивность полотна. В картине преобладают чистые цвета, сочетания которых создают оттенки, объемы и контрасты, влияющие на восприятие. Границы цветовых пятен различимы и выразительны, так как каждым мазком создается цветовое пятно, различимое в контрасте с соседними мазками. Ван Гог акцентирует внимание на мазках-пятнах, дробящих объемы изображаемого. Так он достигает большей экспрессии цвета и формы и добивается динамики в картине.

Ван Гог создает определенные цвета и их оттенки с помощью сочетания цветовых пятен-мазков, дополняющих друг друга. Самые темные места полотна не сводятся к черному, но только к сочетанию темных оттенков разных цветов, создающих в восприятии очень темный оттенок, близкий черному. То же происходит и с самыми светлыми местами – нет чисто белого, а есть сочетание мазков белого с оттенками других цветов, в соединении с которыми в восприятии белый перестает быть самым важным. Блики и рефлексы ярко не выражаются, так как сглажены цветовыми соединениями.

Можно сказать, что в картине присутствуют ритмические повторы сочетания цветов. Наличие таких сочетаний как в изображении долины и поселения, так и в небе создает целостность восприятия картины. Разные сочетания оттенков синего между собой и с другими цветами на всем полотне показывают, что он является основным цветом, развивающимся в картине. Интересно контрастное сочетание синего с оттенками желтого. Фактура поверхности не гладкая, а рельефная за счет объема мазков, кое-где даже с пробелами чистого холста. Мазки хорошо различимы, значимы для экспрессии картины, ее динамики. Мазки длинные, иногда крупнее или мельче. Нанесены по-разному, но довольно густой краской.

Возвращаясь к бинарным оппозициям, нужно сказать, что картина характеризуется открытостью формы . Так как пейзаж не зациклен на самом себе, наоборот открыт, его можно расширять за границы полотна, отчего целостность картины не нарушится. Картине присуще атектоническое начало . Потому что все элементы картины стремятся к единству, их нельзя вырвать из контекста композиции или полотна, они не обладают собственной целостностью. Все части картины подчинены единому замыслу и настроению и не обладают автономностью. Это выражено технически в композиции, в динамике, в цветовых паттернах, техническом решении мазков. Картина представляет неполную (относительную) ясность изображаемого. Так как видны только части изображенных предметов (домов поселения деревьев), многие перекрывают друг друга (деревья, дома поля), для достижения смысловых акцентов изменены масштабы (звезды и луна гипертрофированы).

Иконографический и иконологический анализ

Собственно сюжет «Звездной ночи» или тип изображенного пейзажа трудно сопоставить с картинами других художников, тем более поставить в ряд подобных произведений. Пейзажи с изображением ночных эффектов не использовались импрессионистами, так как для них как раз важными были световые эффекты в разное время светового дня и работа на пленере. Постимпрессионисты, если и обращались к пейзажам не с натуры (как Гоген, пишущий часто по памяти), то все равно выбирали светлое время суток и использовали новые способы изображения световых эффектов и индивидуальные техники. Поэтому изображение ночных пейзажей можно назвать особенностью творчества Ван Гога («Ночная терраса кафе», «Звездная ночь», «Звездная ночь над Роной», «Церковь в Овере», «Дорога с кипарисами и звездами»).

Характерным в ночных пейзажах Ван Гога можно назвать использование цветовых контрастов для акцентирования важных элементов картины. Наиболее часто использовался контраст оттенков синего и желтого. Ночные пейзажи в основном писались Ван Гогом по памяти. В связи с этим в них большее внимание уделялось не воспроизведению увиденного или интересующих художника реальных световых эффектов, но акцентировалась выразительность и необычность световых и цветовых эффектов. Поэтому световые и цветовые эффекты утрированы, что придает им дополнительную смысловую нагрузку в картинах.

Если обратиться к иконологическому методу, то в исследовании «Звездной ночи» можно проследить дополнительные смыслы в количестве звезд на полотне. Некоторые исследователи связывают одиннадцать звезд на картине Ван Гога с ветхозаветной историей об Иосифе и его одиннадцати братьях. «Послушай, мне снова снился сон, – сказал он. – В нем были солнце и луна, и одиннадцать звезд, и все кланялись мне» Книга Бытия 37:9. Беря во внимание познания Ван Гога в религии, изучение им Библии и попытки стать священников, включение этой истории как дополнительного смысла оправдывается. Хотя трудно считать эту отсылку к библии определяющей смысловое наполнение картины, потому как звезды составляют только часть полотна, а изображенные городок, холмы и деревья не связаны с библейским сюжетом.

Биографический метод

Рассматривая «Звездную ночь», трудно обойтись без биографического метода исследования. Ван Гог написал ее в 1889 г., когда находился в лечебнице Сен-Реми. Там по просьбе Тео Ван Гога Винсенту в периоды улучшения его состояния разрешалось писать маслом и делать рисунки. Периоды улучшения состояния сопровождались творческим подъемом. Все имеющееся время Ван Гог посвящал работе на пленере и написал довольно много.

Примечательно, что «Звездная ночь» написана по памяти, что несвойственно процессу творчества Ван Гога. Этим обстоятельством можно подчеркнуть и особенную экспрессивность, динамику и колорит картины. С другой стороны, эти особенности картины можно объяснить и психическим состоянием художника во время его нахождения в лечебнице. Круг его общения и возможности действий были ограничены, и приступы случались с разной степенью интенсивности. И только в периоды улучшения он имел возможность заниматься любимым делом. В тот период живопись стала особенно важным для Ван Гога способом самореализации. Поэтому полотна становятся более яркими, экспрессивными и динамичными. Художник вкладывает в них большую эмоциональность, так как это единственный возможный способ выразить ее.

Интересно, что Ван Гог, подробно описывающий свою жизнь, размышления и свои работы в письмах брату, упоминает о «Звездной ночи» только вскользь. И хотя к тому времени Винсент уже отошел от церкви и церковных догм, он пишет брату: «Я по-прежнему страстно нуждаюсь, – позволю себе это слово, – в религии. Потому я вышел ночью из дома и начал рисовать звезды".


Сравнивая «Звездную ночь» с более ранними работами, можно сказать, что она находится среди самых экспрессивных, эмоциональных и захватывающих. Прослеживая изменение манеры письма на протяжении творчества, заметно увеличение экспрессивности, цветовой нагрузки, динамики в произведениях Ван Гога. «Звездная ночь над Роной», написанная в 1888 г. - за год до «Звездной ночи», еще не наполнена той кульминацией эмоций, выразительности, цветовым богатством и техническими решениями. Также можно заметить, что последующие за «Звездной ночью» картины стали более экспрессивными, динамичными, эмоционально тяжелыми, более яркими по колориту. Наиболее яркие примеры - «Церковь в Овере», «Пшеничное поле с воронами». Так можно обозначить «Звездной ночью» последний и наиболее экспрессивный, динамичный, эмоциональный и яркий по колориту период творчества Ван Гога.

По картинам Винсента Ван Гога довольно легко проследить историю болезни художника: от серых, тяготеющих к реализму сюжетов - к ярким, плывущим мотивам, где смешались и галлюцинация, и модные в то время восточные образы.

«Звездная ночь» - одна из самых узнаваемых картин Ван Гога. Ночь - время художника. Напиваясь, он дебоширил и забывался в разгуле. Но мог и меланхолически уйти на пленэр. «Я по-прежнему нуждаюсь в религии. Потому я вышел ночью из дома и начал рисовать звёзды», - писал Винсент брату Тео. Что разглядел на ночном небе Ван Гог?

Сюжет

Ночь окутала воображаемый город. На переднем плане - кипарисы. Эти деревья, с их мрачной тёмно-зелёной листвой, в античной традиции символизировали печаль, смерть. (Не случайно кипарисы часто сажают на кладбищах.) В христианской же традиции кипарис - символ вечной жизни. (Это дерево росло в райском саду и, предположительно, из него был построен Ноев ковчег.) У Ван Гога кипарис исполняет обе роли: это и печаль художника, который вскоре покончит с собой, и вечность бега Вселенной.

Чтобы показать движение, придать динамику застывшей ночи, Ван Гог придумал специальную технику - рисуя луну, звезды, небо, он клал мазки по кругу. Это в сочетании с цветовыми переходами создает впечатление, что свет разливается.

Контекст

Винсент писал картину в 1889 году в больнице для душевнобольных Сен-Поль в Сен-Реми-де-Прованс. Это был период ремиссии, поэтому Ван Гог просился в свою мастерскую в Арле. Но жители города подписали петицию с требованием выгнать художника из города. «Уважаемый мэр, - говорится в документе, - мы нижеподписавшиеся, хотим обратить ваше внимание на то, что этот голландский художник (Винсент Ван Гог) потерял рассудок и пьет слишком много. А когда он напьется, то пристает к женщинам и детям». В Арль Ван Гог больше не вернется.

Рисование на пленэре ночью очаровывало художника. Изображение цвета имело первостепенную важность для Винсента: даже в письмах к своему брату Тео он часто описывает предметы при помощи различных цветов. Менее чем за год до «Звездной ночи» он написал «Звездную ночь над Роной», где экспериментировал с передачей оттенков ночного неба и искусственного освещения, бывшего в то время в новинку.

Судьба художника

37 неспокойных и трагичных лет прожил Ван Гог. Выросший недолюбленным ребенком, которого воспринимали как сына, родившегося вместо старшего брата, скончавшегося за год до рождения мальчика, строгость отца-пастора, бедность - все это сказалось на психике Ван Гога.

Не зная, чему посвятить себя, Винсент нигде не мог доучиться: либо сам бросал, либо его выгоняли за буйные выходки и неряшливый вид. Живопись была бегством от депрессии, с которой Ван Гог столкнулся после неудач с женщинами и провальных попыток построить карьеру дилера и миссионера.

На художника Ван Гог тоже отказывался учиться, полагая, что может самостоятельно освоить все. Однако это было не так легко - рисовать человека Винсент так и не научился. Картины его привлекали внимание, но спросом не пользовались.

Прогулка заключенных , 1890

Разочарованный и опечаленный, Винсент уехал в Арль с намерением создать «Мастерскую Юга» - некое братство художников-единомышленников, работающих для будущих поколений. Тогда-то и оформился стиль Ван Гога, который известен сегодня и самим художником описывался так: «Вместо того, чтобы пытаться точно изобразить то, что находится перед глазами, я использую цвет более произвольно, так, чтобы наиболее полно выразить себя».

В Арле художник жил запоем во всех смыслах. Он много писал и много пил. Пьяные дебоши пугали местных жителей, которые в итоге даже попросили изгнать художника из города.

В Арле же произошел и знаменитый инцидент с Гогеном, когда после очередной ссоры Ван Гог набросился на друга с бритвой в руках, а затем то ли в знак раскаяния, то ли в очередном приступе, отрезал себе мочку уха. Все обстоятельства до сих пор неизвестны. Однако на следующий день после этого происшествия Винсента отвезли в лечебницу, а Гоген уехал. Больше они не встречались.

Последние 2,5 месяца своей растерзанной жизни Ван Гог написал 80 картин. А врач и вовсе считал, что с Винсентом все в порядке. Но одним вечером он закрылся у себя и долго не выходил. Соседи, заподозрившие неладное, вскрыли дверь и обнаружили Ван Гога с простреленной грудью. Помочь ему не удалось - 37-летний художник умер.

Оригинал картины Винсента Ван Гога Звездная Ночь. Описание, фото, история, год написания, размеры, анализ, где находится.

«Звездная ночь» - картина голландского художника-импрессиониста Винсента ван Гога, выполненная маслом на холсте в 1889 году. Ее размер: 92 см. х 73 см. На сегодняшний день картина находится в Музее современного искусства, в Нью-Йорке, США. Однако, она часто «путешествует» и регулярно выставляется в различных музеях Европы.

Эта картина - один из самых известных и любимых шедевров Ван Гога. Картина сразу узнаваема, она вдохновляет поэтов, режиссеров, музыкантов, дизайнеров и художников. Стиль ее написания абсолютно уникален.

Винсент ван Гог создал «Звездную ночь» в июне 1889 года, когда он был госпитализирован в больницу при монастыре Saint-Paul-de-Mausole в Сен-Реми-де-Прованс, где он пребывал в течение достаточно длительного времени, для психиатрического лечения. В то время художник был спонтанным и непредсказуемым.

В своих письмах брату Ван Гог писал: «… мне нравится делать что-то сложное. Но и это не помогает мне не чувствовать моей огромной потребности в религии и проповеди, поэтому я выхожу на улицу ночью, чтобы рисовать звезды».



Художнику было тесно в рамках нашего мира. Картина являет собой идеализированный пейзаж, более яркий и нестандартный. Мощные небесные вихри, звезды и серповидная луна, на картине, движутся, в одном волнообразном движении, над маленьким городком. Справа оливковая роща и холмы, слева кипарис, стремящийся в небо, похожий на пламя. «... мы используем смерть, чтобы путешествовать к звездам» - писал художник. Несмотря на то, что картина вобрала в себя состояние безысходности, испытываемое художником на момент ее написания, композиция картины подбиралась не спонтанно, а, скорее, тщательно. Деревья обрамляют звездное небо и приносят баланс композиции.

Одиннадцать звезд на картине – отдельная тема обсуждений. Вероятно, что на композицию влияет библейская история Иосифа. «Послушайте, - сказал он, - у меня был другой сон, и на этот раз солнце, луна и одиннадцать звезд склонились предо мной» (Бытие 37: 9).

Через тринадцать месяцев после написания картины «Звездная ночь» Винсент Ван Гог покончил жизнь самоубийством.

Несмотря на (а, возможно, и благодаря) все интерпретации и скрытые смыслы, картина остается одним из самых важных произведений искусства 19-го века.

«Звездная ночь» Винсента Ван Гога является одним из самых известных произведений изобразительного искусства. Но в чем же смысл этого шедевра живописи?
Большинство людей могут сказать вам, что Винсент Ван Гог был известным импрессионистом, который нарисовал «Звездную ночь». Многие слышали о том, что Ван Гог был «сумасшедшим» и страдал психическими заболеваниями на протяжении всей своей жизни. История о том, что Ван Гог отрезал себе ухо после драки со своим другом, французским художником Полем Гогеном, является одной из самых популярных в истории искусства. После которой его поместили в психиатрическую больницу города Сен-Реми, где и была написана картина «Звездная ночь». Повлияло ли состояние здоровья Ван Гога на смысл и образность картины?

Религиозная интерпретация

В 1888 году Ван Гог написал личное письмо своему брату Тео: «Я по-прежнему нуждаюсь в религии. Потому я вышел ночью из дома и начал рисовать звёзды». Как известно, Ван Гог был религиозным, даже служил в качестве священника в молодости. Многие ученые считают, что в картине содержится религиозный смысл. Почему в картине «Звездная ночь» ровно 11 звезд?

«Вот, я видел еще сон: вот, солнце и луна и одиннадцать звезд поклоняются» [Бытие 37:9]

Возможно, рисуя ровно 11 звезд, Винсент Ван Гог ссылается на Бытие 37:9, где рассказывается о мечтательном Иосифе, изгнанном своими 11 братьями. Не трудно понять, почему Ван Гог мог сравнивать себя с Иосифом. Иосиф был продан рабство и лишен свободы, как и Ван Гог, сделавший Арль своим убежищем в последние годы жизни. Независимо от того, что бы Иосиф ни делал, он не мог заслужить уважение 11 старших братьев. Точно так же, Ван Гогу, как художнику, не удалось получить расположения общества, критиков своего времени.

Ван Гог – кипарис?

Кипарис, как и нарциссы, встречается во многих картинах Ван Гога. Было бы не удивительно, если Ван Гог в тот депрессивный период, когда писалась «Звездная ночь», ассоциировал себя пугающим, почти сверхъестественным кипарисом на переднем плане картины. Этот кипарис неоднозначен, он противопоставляется таким ярким звездам на небе. Возможно это и есть сам Ван Гог – странный и отталкивающий, он тянется к звездам, к признанию общества.

Звёздная ночь (Турбулентность SPF Darina), 1889, Музей современного искусства, Нью-Йорк

"Глядя на звезды, я всегда начинаю мечтать. Я спрашиваю себя: почему яркие точки на небосклоне должны быть менее доступны нам, чем черные точки на карте Франции?" - писал Ван Гог. "И как поезд нас везет в Тараскон или Руан, так смерть нас доставит на одну из звезд". Свою мечту художник поведал полотну, и теперь уже зритель удивляется и мечтает, глядя на звезды, написанные Ван Гогом.

Картину «Звездная ночь» Винсента Ван Гога многие называют вершиной экспрессионизма. Любопытно, что сам художник считал ее крайне неудачной работой, да и написана она была в момент душевного разлада мастера. Что же такого необычного в этом полотне – попробуем разобраться далее в обзоре.

«Звездную ночь» Ван Гог написал в психбольнице


Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой. Ван Гог, 1889 год. Моменту создания картины предшествовал тяжелый эмоциональный период в жизни художника. За несколько месяцев до этого к Ван Гогу в Арль приехал его друг Поль Гоген, чтобы обменяться картинами и опытом. Но плодотворного творческого тандема не получилось, и через пару месяцев художники окончательно рассорились. В пылу эмоционального расстройства Ван Гог отрезал себе мочку уха и отнес ее в бордель к проститутке Рашель, которая благоволила Гогену. Так делали с быком, поверженным на корриде. Матадору доставалось отрезанное ухо животного. Гоген вскоре после этого уехал, а брат Ван Гога Тео, видя его состояние, отправил несчастного в больницу для душевнобольных в Сен-Реми. Именно там экспрессионист создал свое знаменитое полотно.

«Звездная ночь» - это ненастоящий пейзаж


Звездная ночь. Ван Гог, 1889 год. Исследователи напрасно пытаются вычислить, какое же созвездие изображено на картине Ван Гога. Художник взял сюжет из своего воображения. Тео договорился в клинике, чтобы для брата выделили отдельное помещение, где он мог бы творить, но на улицу душевнобольного не выпускали.

На небе изображена турбулентность


Потоп. Леонардо да Винчи, 1517-1518 гг. То ли обостренное восприятие мира, то ли открывшее шестое чувство заставили художника изобразить турбулентность. В то время вихревые потоки нельзя было увидеть невооруженным взглядом. Хотя за 4 века до Ван Гога подобное явление изобразил еще один гениальный художник Леонардо да Винчи.

Художник считал свою картину крайне неудачной

Звездная ночь. Фрагмент. Винсент Ван Гог считал, что его «Звездная ночь» - не лучшее полотно, ведь оно было написано не с натуры, что было для него очень важным. Когда картина попала на выставку, художник довольно пренебрежительно сказал о ней: «Может быть, она покажет другим, как изображать ночные эффекты лучше, чем это получилось у меня». Однако для экспрессионистов, считавших, что самое главное – это проявление чувств, «Звездная ночь» стала почти иконой.

Ван Гог создал еще одну «Звездную ночь»


Звездная ночь над Роной. Ван Гог. В коллекции Ван Гога была еще одна «Звездная ночь». Потрясающий пейзаж никого не может оставить равнодушным. Сам художник после создания этой картины писал брату Тео: «Почему же яркие звезды на небе не могут быть важнее чёрных точек на карте Франции? Так же, как мы садимся на поезд, чтобы добраться в Тараскон или Руан, также мы умираем, чтобы добраться до звёзд».