Особенности наскальной живописи первобытных людей. Виды и особенности искусства первобытного общества

Не осознавал себя чело-веком, но вместе с тем, указывает, что сознание его было занято со-всем другими образами — образами охоты. Анималистическая тема в живописи первобытных охотников вполне закономерна. Практиче-ская значимость объекта нашла эмоциональное закрепление в ис-кусстве и мифологии тотемизма , объясняющего происхождение лю-дей данного племени рождением (или превращением) от зверя .

Материалы изобразительного искусства позволяют пред-положить, что первый импульс осмысления подлинно человече-ского в себе возникает как осознание женской природы, интуи-тивно ощущается в соотношении с женщиной-родительницей.

Палеолитиче-ские Венеры

Первые изображения человека — это так называемые Палеолитические «Венеры», созданные в период XXV-XVIII тыс. до н.э. Глиняные статуэтки, найденные во многих об-ластях Европы (Чехословакия, Италия, Франция), на Дальнем Вос-токе, в Азии — все они стилистически весьма схожи со знаменитой Венерой из Виллендорфа (Нижняя Австрия). Искусствоведы отме-чали характерные для скульптуры преувеличенные признаки пола (большая грудь, громоздкий живот, возможно, указывающий на бе-ременность, тяжелые широкие бедра). Отсутствие индивидуальных черт (идентичность пропорций, схематично показанные конечности, сходство в изображении прически, не обработанные лица, иногда голова лишь намечена) указывает, что в образах этих подчеркива-лись материнские качества, обобщенные черты женщины в ее детопроизводительной функции. Женское тело воспринималось как источник жизни. Подчеркнутые материнские черты Палеолитиче-ских Венер — магическая гарантия продолжения рода. Кроме того, в этих небольших статуэтках впервые отчетливо и натуралистично воспроизводятся человеческие черты. В филогенетическом процессе самопознания , в противопоставлении зооморфной ипостаси человек впервые воспринимает себя именно в женском облике.

С образом женщины-жизнедательницы в первобытном искус-стве связан паттерн представлений о плодородии не только в мире людей, но также о размножении животных, об удачном промысле и календарном воспроизводстве циклов жизни. Эпизодическое появ-ление мужских персонажей в живописи палеолита включено в этот же тематический цикл: сезонного плодородия в мире природы, кру-говорота жизни и смерти. Постоянными героями искусства мужские персонажи становятся лишь к эпохе среднего камня (VIII-V тыс. до н.э.).

В мезолитических композициях наблюдается постоянная за-кономерность, определяющая общую стилистику изображений:

  • Как правило, это очень динамичные сцены охоты. Отметим, что женские палеолитические образы символизируют какие-то идеи, но не воспроизводят никакого сюжета. Подчеркнутая динамика движущихся фигур, акцент на событийном плане подталкивает к убеждению, что человек теперь осознает себя как деятельное существо. К тому же у героя мезолитического искусства по-являются атрибуты, характеризующие осмысленную трудовую деятельность: луки со стрелами, лодки, колесницы.
  • В отличие от натуралистичных образов «венер» фигурки охот-ников переданы весьма условно. Движения утрированы, тела непропорциональны. Женские образы не исчезают в эпоху ме-золита, но, кажется, утрачивают сакральную значимость. Они появляются в бытовых сценах, связанных с добычей пропитания: наскальная живопись из Тассилин-Аджер и Феццана в афри-канской Сахаре изображает женщин, собирающих мед, женщин с коровами возле хижин. Их фигуры также условны и непро-порциональны, персонажи изображаются в действии. Гендерные различия оказываются не существенными.
  • Изображения животных сохраняют реалистическую стилистику палеолита. Схематизм антропоморфных изображений в контра-сте с реалистическими профильными изображениями животных сохраняется не только в эпоху неолита . Подобные черты мож-но наблюдать в искусстве зарождающихся цивилизаций Египта, Крита. Стилистическое своеобразие может объясняться доми-нантными семантическими образами сознания . Реалистичность и детальность изображения животных свидетельствует об осо-бом пристальном внимании к объекту охоты.

Различная стилистика в изображении животного (реализм) и человека (условность) может быть показателем того, что антропос эпохи среднего камня выделил себя из мира природы и противопо-ставил ему. Он понял, что является иным, он преодолел свой зоо-морфизм как нечто, свойственное ему изначально. Материал с сайта

Тенденция к схе-матизации образа человека наблюдается в древнем искусстве вплоть до рождения стилей больших цивилизаций. Данный процесс, возможно, отображает характерную закономерность: чем большим ко-личеством предметов культуры окружает себя человек, тем меньше потребность изображать его физический облик. Это предположение подтверждается многочисленными изображениями бронзового века : петроглифы Центральной и Средней Азии, Алтая, Карелии, изобра-жающие человека на колеснице, напоминают орнаментальный узор, в котором глаз не сразу обнаруживает сюжет. Это может означать, что человек определяет себя не через физические качества и внеш-ние свойства, а через созданные и произведенные им предметы и атрибуты деятельности, культуры.

Условность и схематизм изображений свидетельствуют еще и о том, что человек в древнюю эпоху представляет собой существо ро-довое, коллективное. В изобразительном искусстве начала цивилиза-ций повсеместно мы сталкиваемся с весьма обобщенным образом человека. Достаточно вспомнить геометризованные фигуры в росписях керамических сосудов гомеровской Греции, додинастического Егип-та и т.д. Нарастание реалистических тенденций наблюдается лишь с усилением индивидуальных проявлений в

Выполнила Ученица 11 класса МОУ «Кувакинская СОШ» Сергеева Ольга Древнейшие сохранившиеся художественные произведения были созданы в первобытную эпоху, примерно шестьдесят тысяч лет тому назад. Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени - всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в удалённых уголках планеты, до наших дней. Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности - искусству - одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности. Что натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы? Как знать, стала ли раскраска тела первым шагом к созданию изображений, или человек угадал знакомый силуэт животного в случайном очертании камня и, обтесав его, придал большее сходство? А может быть, тень животного или человека послужила основой рисунка, а отпечаток руки или ступени предшествует скульптуре? Определённого ответа на эти вопросы нет. Древние люди могли прийти к идее изображать предметы не одним, а многими путями. До недавнего времени учёные придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие - схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки. Каменный век - древнейший период в истории человечества (начался свыше 2 млн. лет назад, продолжался до VI тысячелетия до н. э.), когда орудия труда и оружие изготовлялись из камня (отсюда и название эпохи - каменный век) делится на; ОБОБЩЕННЫЙ ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ – МАТЕРИ,СИМВОЛ ПЛОДОРОДИЯ И ХРАНИТЕЛЬНИЦЫ ОЧАГА. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. В то время люди ещё не знали металла и почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости. РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРВОБЫТНЫЕ РИТУЛЫ.. Первобытный ритуал плодородия Ритуал магии благословение в занятие магией ПЕРВОБЫТНЫЙ РИТУАЛ… Загадочный ритуал у первобытного человека.. Тайны ритуала Занятие магией…. Коллективное совершение ритуала Ритуал погребения…… Искусство эпохи Мезолита В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII-VIII тысячелетия до н. э.), изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приручили собаку. Все эти перемены, безусловно, оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось и в искусстве. В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII-VIII тысячелетия до н. э.), изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приручили собаку. Все эти перемены, безусловно, оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось и в искусстве. Об этом свидетельствуют, например, наскальные рисунки в прибрежных горный районах Восточной Испании, между городами Барселона и Валенсия. Центральное место в наскальной живописи занимали сцены охоты, в которых охотники и животные связаны энергично разворачивающимся действием Здесь обнаружили очаги цивилизаций В Свердловской области найдено поселение эпохи мезолита. Поселение эпохи мезолита Искусство эпохи неолита Таяние ледников в неолите, или новом каменном веке (5000-3000 гг. до н. э.), привело в движение народы, начавшие заселять новые пространства. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями, за захват новых земель. В эпоху неолита человеку угрожала худшая из опасностей - другой человек. Новые поселения возникали на островах в излучинах рек, на небольших холмах, т. е. В местах, защищённых от внезапного нападения. Орудия труда Сосуд с арнаментом

Первобытное искусство выделяют в особый вид искусства не только по хронологическому принципу, из-за его древности. Конечно, тот факт, что люди уже десятки тысяч лет назад активно занимались творчеством и мало чем уступали в этом отношении своим цивилизованным потомкам, имеет огромное значение. Однако не менее важно и содержание первобытного искусства, которое отражает духовный мир наших предков. И в этом решающую роль играют те образы, которыми наполнено первобытное искусство.

Кто меньшие братья – ещё вопрос

Многие считают, что первобытное искусство, прежде всего изобразительное как дошедшее до нас в наилучшей сохранности, едва ли не целиком состоит из одних лишь образов животных – что в наскальных рисунках, что в вырезанных из костей фигурах. Это, конечно, преувеличение, были и другие важные образы первобытного искусства – но «звериный стиль», без сомнения, являлся наиболее ярким и на протяжении долгого времени наиболее важным. Животные имели для первобытного человека, обеспечивающего своё существование в первую очередь охотой и собирательством, огромное значение. Эти взаимоотношения были весьма запутанными, содержали религиозные элементы и элементы «родства». Тогда люди действительно воспринимали животных как братьев, причём разделения на «меньших» и «старших» не было или это разделение было не в пользу человека.

Визуальный образ животных в первобытном искусстве мог быть представлен как схематичным, практически условным изображением, обозначавшим лишь контур и основные отличительные черты существа, так и весьма подробным, красочным, достоверно показывающим все детали внешнего вида и нюансы поведения животных. Учёные полагают, что это, скорее всего, связано не с уровнем художественного мастерства древних художников, а с различными задачами первобытного искусства. Вероятно, когда встречаются схематичные, условно примитивные рисунки или вырезанные фигурки животных, они создавались для узкоспециализированных магических целей – использование в ритуалах, например, обеспечивающих удачную охоту на данное животное или заставляющее его кочевать именно там, где живут люди. А подробные, красочные, точные и высокохудожественные образы животных относятся к тем случаям, когда животные были объектом почитания, когда люди подчёркивали мистическую связь между собой и ними.

Первое «зеркало» человечества

Не секрет, что для европейского искусства начиная с эпохи Возрождения образ женщины является центральным. Оказывается, особое внимание женщине искусство уделяло едва ли не с первых своих шагов – во всяком случае, среди образов антропоморфных, человекоподобных существ первобытное искусство первым выделило именно женский образ. Это так называемые палеолитические Венеры, из наиболее древних точно идентифицированных как искусственного происхождения относятся к периоду 45-40 тысяч лет назад (существуют объекты возрастом за 70 тысяч лет, но специалисты не уверены, что это плоды человеческого творчества, а не причудливые образования природного происхождения).

Это небольшие вытесанные из камня фигурки, по мнению большинства учёных, имели культовый характер: это не был портрет какой-то конкретной женщины, это было посвящение женскому началу природы, возможно, первому зарождающемуся понятию о Богине-Матери, синонимом жизни и плодородия. На эту мысль наводят особенности этого женского образа – лицо фигуры либо вообще отсутствует, либо совершенно условно, без индивидуальных черт; зато присутствуют ярко выраженные признаки женщины как существа, дающего жизнь – широкие бёдра, большая грудь. В общем, это скорее символ женского начала, чем сама женщина – однако это и есть первый настоящий образ человека в первобытном искусстве. Мужской образ здесь появляется позже и он в большей степени имеет прикладное значение: поначалу это всего лишь схематичные рисунки, изображающие охотников в сценах охоты. То есть мужчины на этом этапе первобытного искусства не самоценный образ, а лишь необходимое средство для выполнения магических ритуалов. Гораздо позднее появляются антропоморфные костяные фигуры и рисунки, которые принято истолковывать как изображение духов, сверхъестественных существ и первых божеств.

Как прекрасен этот мир…

Учёные справедливо отмечают, что первобытное искусство практически не знает такого жанра, как пейзаж. Но это не означает, что в нём отсутствует представление об окружающей действительности. Другой вопрос, что представление это было не только символическим, но и в значительной мере абстрактным, поэтому и проявлялось в абстрактных образах. Например, разнообразные геометрические фигуры и иные символы, которые сначала появились в наскальных рисунках и на миниатюрных скульптурах в качестве отдельных знаков, а затем начали составлять орнаменты.

Сочетания простых точек, волнистые линии, круги, треугольники (обычные и перевёрнутые), спирали, шахматный узор, параллельные полосы, зигзаги и многое другое – у первобытного человека была хорошая фантазия. Эти знаки имели магическое значение, которое усилилось после появления керамики. Керамика - это отдельный вид первобытного искусства благодаря в первую очередь тому, что она была покрыта разнообразными орнаментами. Именно здесь эти орнаменты, по мнению экспертов, впервые чётко создают образ разделения мира на три части – нижнюю, подземную; среднюю, земную, водную; верхнюю, небесную, воздушную, сверхъестественную. Кроме того, с помощью этих символов обозначались явления реального мира – движение солнца и луны, звёзды, течение рек, даже те ли иные важные для человека растения.


Первобытное искусство, несмотря на свою внешнюю простоту и незатейливость, имеет огромное значение в истории человечества в целом. Развитие различных его видов продолжалось тысячелетиями, а в некоторых регионах планеты - к примеру, в Австралии, Океании, некоторых и Америки - оно существовало и в ХХ веке, сменив своё название на «традиционное искусство».

Изобразительное искусство

Самые древние памятники искусства первобытного мира относятся к древнекаменному веку - палеолиту (приблизительно 40 тыс. лет до н. э.). В основном это были наскальные росписи на потолках и стенах пещер, в подземных гротах и галереях Европы, Северной Африки и Ранние рисунки были крайне примитивными и отображали только то, что человек видел в своей повседневной жизни: животных, отпечатки человеческих рук, вымазанных в краске, и т. д. Для живописи применяли земляные краски, охру, черный марганец, белую известь. По мере развития искусства первобытного периода рисунки становились многоцветными, усложнялись и сюжеты.

Резьба

Кроме того, интенсивно развивалась дереву и кости, люди учились изготовлять полноценные статуэтки. Чаще всего изображались опять-таки животные: медведи, львы, мамонты, змеи и птицы. Изготовляя такие фигурки, люди старались как можно точнее воссоздать силуэт, фактуру шерсти и т. д. Считается, что статуэтки служили нашим предкам в качестве амулетов, оберегали их от злых духов.

Архитектура

После ледникового периода произошла так называемая неолитическая революция. Всё большее количество племён избирали оседлый образ жизни и нуждались в постоянном надежном жилище. В зависимости от места обитания того или иного народа, появлялось множество новых типов домов - на сваях, из высушенного кирпича и т. д.

Керамика

Важнейшее место в истории искусства занимают керамические изделия. Впервые их также начали изготовлять в эпоху неолита. Использовать доступный и простой в обработке материал - глину - люди научились ещё задолго до того, в палеолите, однако по-настоящему красиво выделывать посуду и другие изделия из него они стали несколько позже. Постепенно появлялось всё больше новых форм (кувшины, чаши, миски и другие), почти каждый предмет украшали с помощью нарисованных или высеченных орнаментов. Ярким примером искусства можно считать Трипольскую керамику. Роспись на различных изделиях этого народа отображала реальность во всём её разнообразии.

Эпоха бронзы

Рассматривая формы первобытного искусства, следует обратить внимание и на которое ознаменовало собой начало совершенно новой эпохи в истории развития человечества. Именно в этот период появляются (менгиры, дольмены, кромлехи), которые, по мнению историков, несли в себе религиозный подтекст. Как правило, мегалиты располагались поблизости от мест захоронения.

Украшения

На протяжении всех этапов первобытные люди стремились украшать себя и свою одежду. Украшения изготовлялись из всех подручных материалов: ракушек, костей добычи, камня, глины. Со временем, научившись обрабатывать бронзу, железо и другие металлы, в том числе и драгоценные, люди обзавелись искусно сделанными ювелирными изделиями, которые и по сей день потрясают нас своей красотой и изящностью.

Искусство имеет важнейшее значение, ведь именно с его появлением часто сопоставляют сильнейший скачок в эволюции, навсегда отделивший человека от зверя.

Живопись первобытной эпохи. «Звериный» стиль.

Первобытная культура охватывает преимущественно искусство каменного века, это до - и бесписьменная культура. Первобытное искусство - искусство эпохи первобытного общества. Оно возникло в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н.э., отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента. В эпохи неолита, энеолита, бронзового века у племен Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-Восточной Европы сложилось искусство, связанное с земледельческой мифологией (орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль.

Звериный стиль - условное название распространенных в искусстве древности стилизованных изображений животных (либо их частей). Звериный стиль возник в бронзовом веке, получил развитие в железном веке и в искусстве раннеклассических государств; традиции его сохранились в средневековом искусстве, в народном творчестве. Первоначально связанные с тотемизмом изображения священного зверя со временем превращались в условный мотив орнамента.

Первобытная живопись представляла собой двухмерное изображение объекта, а скульптура - трехмерное или объемное. Таким образом, первобытные творцы освоили все измерения, существующие в современном искусстве, но не владели его главным достижением - техникой передачи объема на плоскости (кстати сказать, ею не владели древние египтяне и греки, средневековые европейцы, китайцы, арабы и многие другие народы, поскольку открытие обратной перспективы произошло только в эпоху Возрождения). В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта. Главным персонажем палеолитического искусства является бизон. Кроме них, найдено множество изображений диких туров, мамонтов и носорогов.

Наскальные рисунки и живопись разнообразны по манере исполнения. Взаимные пропорции изображаемых животных (горный козел, лев, мамонты и бизоны) обычно не соблюдались - огромный тур мог быть изображен рядом с крошечной лошадью. Несоблюдение пропорций не позволяло первобытному художнику подчинить композицию законам перспективы (последняя, кстати сказать, была открыта очень поздно - в XVI в). Движение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещивающиеся ноги, оказывается, изображали животное набегу), наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет.

Мегалитическая архитектура.

Мегалиты (греч. μέγας - большой, λίθος - камень) - доисторические сооружения из больших блоков. В предельном случае это один модуль (менгир). Термин не является строго научным, поэтому под определение мегалитов и мегалитических сооружений попадает достаточно расплывчатая группа строений. Как правило, они относятся к дописьменной эпохе данной местности. Мегалиты распространены во всём мире, преимущественно в приморских областях. В Европе они в основном датируются эпохой энеолита и бронзового века (3-2 тыс. до н. э.), за исключением Англии, где мегалиты относятся к эпохе неолита. Мегалитические памятники особенно многочисленны и разнообразны в Бретани. Большое число мегалитов встречается на средиземноморском побережье Испании, в Португалии, части Франции, на западном побережье Англии, в Ирландии, Дании, на южном побережье Швеции и в Израиле. В начале XX века было распространено мнение, что все мегалиты принадлежали к одной глобальной мегалитической культуре, но современные исследования и методы датировки опровергают это предположение. Типы мегалитических сооружений: менгир - одиночный вертикально стоящий камень. Кромлех - группа менгиров, образующая круг или полукруг. Дольмен - сооружение из огромного камня, поставленного на несколько других камней. таула - каменное сооружение в форме буквы «Т». трилит - сооружение из каменной глыбы, установленной на два вертикально стоящих камня. сейд - в том числе сооружение из камня. каирн - каменный курган с одним или несколькими помещениями. крытая галерея. лодкообразная могила. Назначение мегалитов не всегда можно установить. Большей частью они, по мнению некоторых ученых, служили для погребений или были связаны с погребальным культом. Есть и другие мнения. По-видимому, мегалиты - общинные сооружения с социализирующей функцией. Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей. Некоторые мегалитические сооружения, как, например, комплекс из более 3000 камней в Карнаке (Бретань) Франция, представляли собой важные церемониальные центры, связанные с культом мёртвых. Другие комплексы мегалитов использовались для определения времени астрономических событий, таких как солнцестояние и равноденствие. В районе Набта-Плайя в нубийской пустыне было найдено мегалитическое сооружение, служившее для астрономических целей. Это сооружение на 1000 лет старше Стоунхенджа, который также считается своеобразной доисторической обсерваторией.

В 3 - 2 тыс. до н.э. появились своеобразные, огромного размера сооружения из каменных глыб. Эта древнейшая архитектура получила название мегалитической. Термин «мегалит» произошел от греческих слов «мегас» – «большой»; и «литос» – «камень».

Своим появлением мегалитическая архитектура обязана первобытным верованиям. Мегалитическую архитектуру принято разделять на несколько типов: 1. Менгир – одиночный вертикально стоящий камень, высотой более двух метров.

На полуострове Бретань во Франции на целые километры растянулись поля т.н. менгиров. На языке кельтов, позднейщих обитателей полуострова, название этих каменных столбов высотою в несколько метров означает "длинный камень". 2. Трилит - сооружение, состоящее из двух вертикально поставленных камней и перекрытых третьим. 3. Дольмен - сооружение, стены которого составлены из огромных каменных плит и перекрыты крышей из такого же монолитного каменного блока. Первоначально дольмены служили для погребений. Трилит можно назвать простейшим дольменом.

Многочисленные менгиры, трилиты и дольмены располагались в местах, которые почитались священными. 4. Кромлех – это группа менгиров и трилитов.

Палеолитическое искусство.

Первые образцы палеолитического искусства были найдены пещерах Франции в 40-х годах XIX в., когда многие, под влиянием библейских взглядов на прошлое человека, не верили в самое существование людей каменного века - современников мамонта.

В 1864 г. в пещере Ля-Мадлен (Франция) было обнаружено изображение мамонта на костяной пластинке, показавшее, что люди этого отдалённого времени не только жили вместе с мамонтом, но и воспроизводили это животное в своих рисунках. Спустя 11 лет, в 1875 г., были неожиданно открыты поразившие исследователей пещерные росписи Альтамиры (Испания), а за ними и многие другие. В верхнем палеолите усложняется техника охотничьего хозяйства. Зарождается домостроительство, складывается новый уклад быта. В ходе вызревания родового строя крепнет и усложняется по своей структуре первобытная община. Развиваются мышление и речь. Неизмеримо расширяется умственный кругозор человека и обогащается его духовный мир. Наряду с этими общими достижениями в развитии культуры большое значение для возникновения и дальнейшего роста искусства имело и то специфически важное обстоятельство, что человек верхнего палеолита теперь стал широко использовать яркие цвета природных минеральных красок. Он овладел также новыми способами обработки мягкого камня и кости, открывшими перед ним ранее не известные возможности передачи явлений окружающей действительности в пластической форме - в скульптуре и резьбе. Жизненный, реалистический характер искусства палеолита не ограничивается мастерством в статической обрисовке формы тела животных. Наиболее полное своё выражение он нашёл в передаче их динамики, в умении схватывать движения, передавать мгновенно меняющиеся специфические позы и положения.

Даже в тех случаях, где наблюдаются большие скопления рисунков, в них не обнаруживается никакой логической последовательности, никакой определённой смысловой связи. Такова, например, масса быков в росписи Альтамиры. Скопление этих быков - результат многократной прорисовки фигур, простого их накопления в течение длительного времени. Случайный характер таких сочетаний фигур подчёркивается нагромождением рисунков друг на друга. Быки, мамонты, олени и лошади беспорядочно налегают друг на друга. Более ранние рисунки перекрываются последующими, еле просвечивая под ними. Это не результат единого творческого усилия мысли одного художника, а плоды несогласованной стихийной работы ряда поколений, связанных только традицией. Тем не менее в отдельных исключительных случаях, особенно в миниатюрных работах, в гравюрах по кости, а иногда также и в росписях пещер обнаруживаются зачатки повествовательного искусства и вместе с тем своеобразной смысловой композиции фигур. Это прежде всего групповые изображения животных, означающие стадо или табун. Возникновение подобных групповых рисунков понятно. Древний охотник постоянно имел дело со стадами быков, табунами диких лошадей, с группами мамонтов, являвшихся для него объектом коллективной охоты - загона. Именно так, в виде стада, они в ряде случаев и изображались. Такой характер имеют, например, замечательный фриз из скачущих друг за другом мохнатых горбоносых лошадок в пещере Ляско (Франция) или схематический рисунок на кости, изображающий группу диких ослов или лошадей в виде шеренги, обращённой головами к зрителю. Сюда же относится изображение группы оленей, у которых видны одни только ветвистые рога; оно живо передаёт непосредственное впечатление «леса рогов», возникающее и в наше время при первом взгляде на табун оленей в голой чукотской тундре. Ещё интереснее красочный рисунок из пещеры Фон-де-Гом (Франция). Слева на нём видна группа лошадей, обращённых головами в одну сторону, туда, где на одном с ними уровне стоит лев с изогнутой спиной и выгнутым хвостом, готовый к прыжку на лошадей.

Палеолитическое искусство доставляло людям того времени удовлетворение соответствием изображений при роде, чёткостью и симметричным рас положением линий, силой цветовой гаммы этих изображений.

Обильные и тщательно выполненные украшения радовали глаз человека. Возник обычай покрывать орнаментом самые простые бытовые вещи и придавать им нередко скульптурные формы. Таковы, например, кинжалы, рукоять которых превращена в фигурку оленя или козла, копьеметалка с изображением куропатки. Эстетический характер этих украшений нельзя отрицать даже и в тех случаях, когда такие украшения приобретали определённый религиозный смысл и магический характер.

Искусство палеолита имело огромное положительное значение в истории древнейшего человечества. Закрепляя в живых образах искусства свой трудовой жизненный опыт, первобытный человек углублял и расширял представления о действительности и глубже, всестороннее познавал её, а вместе с тем обогащал свой духовный мир. Возникновение искусства, означавшее огромный шаг вперёд в познавательной активности человека, вместе с тем во многом способствовало укреплению социальных связей.

Первые дошедшие до нас произведения первобытного изобразительного искусства относятся к зрелой стадии ориньякской эпохи (приблизительно 33 – 18-е тыс. до н. э.). Это женские статуэтки из камня и кости с гипертрофированными формами тела, схематизированными головами - так называемые "Венеры", по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы и символизирующие плодородие. Подобные "Венеры" найдены также в Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других странах.

В это же время появляются обобщенно выразительные изображения животных, воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя.

Древнейшие памятники искусства были найдены в Западной Европе. Первоначально первобытное искусство, необособленное в специальный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом, отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире.

Некоторые искусствоведы выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется созданием качественно новой изобразительной формы:

натуральное творчество - композиция из туш, костей, натуральный макет;

искусственная изобразительная форма - крупная глиняная скульптура, барельеф, профильный контур;

верхнепалеолитическое изобразительное творчество - роспись пещер, гравировка на кости.

Аналогичные этапы можно проследить и при изучении музыкального пласта первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено от движения, жестов, возгласов, мимики.

Простейшие флейты, похожие на свистульки, с тремя – семью отверстиями для пальцев были найдены при раскопках во Франции, в Восточной Европе и России. Французские образцы этих инструментов сделаны из полых птичьих костей, а образцы из Восточной Европы и России - из оленьих и медвежьих. Древнейшими музыкальными инструментами были также трещотки и барабаны.

В первобытную эпоху зародились все виды изобразительного искусства: графика (рисунки и силуэты), живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины), архитектура (палеолитические жилища).

Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся к мезолиту, неолиту и ко времени распространения первых металлических орудий. От использования готовых продуктов природы первобытный человек постепенно переходит к более сложным формам труда, наряду с охотой и рыболовством начинает заниматься скотоводством и земледелием.

Пирамиды.

Когда речь заходит о пирамидах, читатель или турист вспоминает обычно пирамиду Хеопса. Действительно, эта пирамида наиболее грандиозна и монументальна, а совершенство её пропорций является результатом сложных математических расчетов. Её высота достигала 146,59 м, длина каждой из четырёх сторон основания - 230,35 м. На сооружение этой пирамиды понадобилось 2 590 000 кв. м. глыб камня (или как считают многие ученые египетские строители использовали раствор похожий по своим свойствам на современный раствор цемента), нагроможденных на поверхности около 54000 кв.метров. Облицовка её наружных стен была, по-видимому, покрыта плотным слоем штукатурки и именно с этим связано арабское название «раскрашенная пирамида». Множество недоразумений возникло в связи с планировкой её внутренних коридоров и так называемой главной царской камеры с пустым саркофагом. Как известно, от этого помещения наружу ведет под углом узкий проход - вентиляционный канал, а над камерой находится несколько пустых разгрузочных помещений, сооруженных для того, чтобы уменьшить огромное давление каменной массы. Основание пирамиды, расположенное на 30-й параллели, было ориентировано на 4 стороны света, но в связи с перемещением в течение веков точек весеннего и летнего равноденствия эта ориентировка уже не так точна, как прежде.

Сама пирамида представляет собой лишь часть, а вернее главный элемент целого ряда построек, образующих единый погребальный ансамбль, расположение которых было тесно связано с царским погребальным ритуалом. Похоронная процессия с останками фараона, покинув дворец, направлялась к Нилу и на ладьях переправлялась на западный берег реки. Вблизи некрополя по узкому каналу процессия подплывала к пристани, где начиналась первая часть церемонии, происходившая в так называемом нижнем заупокойном храме. От него вел крытый коридор либо открытый пандус, по которому участники церемонии проходили в верхний храм, состоящий из главного коридора, центрального двора и - со времени Микерина - 5-и ниш, где устанавливали статуи пяти фараонов. В глубине помещалась молельня с ложными воротами и жертвенником. Рядом с верхним заупокойным храмом, с его западной стороны, находилась собственно пирамида, вход в которую в период Древнего царства располагался в северной стене; после помещения тела фараона в подземной погребальной камере он старательно замуровывался. С четырёх сторон пирамиды в углублениях скалы помещались четыре деревянные ладьи, предназначенные для путешествий фараона - живого Гора - по потустороннему миру. Недавно открытая ладья, находившаяся у пирамиды Хеопса, имеет 40 м длины. Вблизи каждой пирамиды находился огромный могильник с мастабами, служившими усыпальницами для египетской знати.

Архитектурный ансамбль, окружавший пирамиду, будучи тесно связан с давно уже сложившимся царским погребальным ритуалом, отражает одновременно господствовавшие тогда в Египте общественные отношения. В этом городе мертвых, как и в городе живых, наивысшее место занимал фараон, прославление и обожествление которого было по существу главной идеей пирамиды. У подножия усыпальницы фараона хоронились царские приближенные, влиятельные сановники и высокие должностные лица, с которыми царь сталкивался в своей земной жизни и близость которых могла быть ему приятна в загробном мире. Для важных государственных сановников, являвшихся исполнителями царской власти, возможность сооружения себе гробницы рядом с пирамидой фараона была, несомненно, наивысшей честью. Ибо, таким образом, и по смерти они находились вблизи бога, каким считался фараон при жизни и после смерти. Преемники Хеопса Хефрен и Микерин тоже выстроили себе великолепные пирамиды, хотя уже меньшие по размерам.

Храмы Луксора и Карнака.

На восточном берегу Нила в окрестностях Фив постепенно формируется целый комплекс культовых сооружений, который складывается на протяжении 1500 лет. Это комплекс храмов в Карнаке. Самой значительной постройкой здесь был храм главного бога Фив – Амона. На его примере можно понять все основные особенности храмовой архитектуры Египта того периода. Храм осмысливался, прежде всего, как земное жилище бога. Он, как каждый жилой дом в Египте, делился на три основные части: открытый двор, приемный зал и внутренние жилые покои, только место приемного зала занял так называемый гипостильный зал – зал со множеством колонн, а место внутренних покоев заняло святилище. Храм, как и жилой дом, обносился глухой стеной и имел парадный вход, оформленный монументальными воротами-пилоном. Боковые входы вели в хозяйственные помещения. Но храм существенно отличается от жилого дома. В основу композиции храма положен принцип строгой симметрии, и все в нем рассчитано на создание особого впечатления у зрителя. От пристани у реки к храму вела мощеная дорога, вдоль которой стояли сфинксы (аллея сфинксов). Этот длинный ряд одинаковых фигур настраивает на торжественный лад и подготавливает зрителя к восприятию храма. Аллея завершается у ворот, представляющих собой две массивные башни. Далее следовал открытый внутренний двор, окруженный колоннадой, за ним – гипостильный зал, который в храме Амона в Карнаке имеет ширину 103 м., глубину – 52 м. Огромные размеры зала и колонн производили подавляющее впечатление на человека, как бы затерявшегося в этом фантастическом каменном “лесу”. Третья часть храма – святилище бога – была доступна лишь фараону или жрецам. По мере приближения к святилищу пространство храма становится все ниже и уже. Храм Амона в Карнаке начал строиться в ХVI в. до н.э., а завершен был 332 г. до н.э.. Каждый фараон стремился добавить к нему что-то своё. В композицию включены три малых храма: храм Тутмоса III, храм Рамзеса III, храм Сети II. В ХII в. до н.э. фараон Рамзес III построил храм Хонсу, который аллеей сфинксов был связан с дорогой в Луксор. Храм Амона в Луксоре был построен Аменхотепом III в ХV в. до н.э. Храм строился по традиционной схеме, но не был завершен в части гипостильного зала: была построена только его центральная часть с двумя рядами колонн высотой 20 м. Этот незаконченный зал превратился в галерею с двором Рамзеса II, построенным позже. В результате храм приобрел удлиненный и искривленный план. Главное внимание переключается на интерьер, фасад имеет упрощенный монументальный характер. На западном берегу Нила в окрестностях Фив постепенно формируется целый комплекс царских скальных гробниц, получивший название «Долина Царей» (современное арабское название – Дейр-эль-Бахри). Здесь было обнаружено около 60 погребений фараонов и членов их семей. Некоторые из них представляют собой целые подземные дворцы. Стены гробниц покрыты росписями и рельефами, которые дают представление о жизни, быте, верованиях и обычаях египтян эпохи Нового царства. Заупокойные храмы здесь уже отделены от захоронений: они строились в долине реки. Время Хатшепсут ознаменовалось появлением талантливого архитектора – Сенмута, который занимал высокое положение при дворе. Сенмут руководил строительными работами в храмах Амона (в Карнаке и Луксоре), в храме Мут в Карнаке, высечением обелисков для храма Амона в Карнаке. Главным его произведением стал заупокойный храм Хатшепсут в Долине царей. Это выдающееся произведение архитектуры Египта открывает новый этап в развитии древнеегипетского зодчества.

Храм Карнака – уникальный храм, самое крупное древнее религиозное сооружение в мире. В отличие от многих египетских храмов, Карнакский был построен не одним фараоном и даже не одной династией. Строительство началось в XVI веке до н.э. и продолжалось более 1300 лет. Около 30 фараонов внесли свой вклад в создание комплекса, добавив храмы, пилоны, часовни и обелиски, посвященные богам Фив. Карнакский храм состоит из трех крупных сооружений, нескольких храмов меньшего размера, находящихся в пределах главной территории, и нескольких храмов за ее стенами.

Фаюмский портрет.

Фаюмские портреты - созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I-III веков н. э. Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри. Являются элементом видоизмененной под греко-римским влиянием местной погребальной традиции: портрет заменяет традиционную погребальную маску на мумии. На сегодняшний день известно около 900 погребальных портретов. Большинство из них были найдены в некрополе Фаюма. Благодаря сухому египетскому климату многие портреты очень хорошо сохранились, даже краски выглядят в большинстве случаев ещё свежими. Впервые погребальные портреты были описаны в 1615 году итальянским исследователем Пьетро делла Валле во время его пребывания в оазисе Саккара-Мемфис. Ранние фаюмские портреты выполнены в технике энкаустики (от греческого слова ἐγκαίω - выжигаю), очень распространённой в то время. Это восковая живопись расплавленными красками, которую отличает объёмистость (пастозность) мазка. Направление мазков обычно следует формам лица - на носу, щеках, подбородке и в контурах глаз краски накладывались плотным слоем, а контуры лица и волос писались более жидкими красками. Картины, выполненные этим способом, отличает редкая свежесть цвета и они удивительно долговечны. Надо отметить, что хорошей сохранности этих произведений способствовал и засушливый климат Египта. Важная особенность фаюмских портретов - использование тончайшего сусального золота. На некоторых портретах был позолочен весь фон, на других золотом выполнены только венки или головные повязки, иногда подчеркнуты драгоценности и детали одежды. Основа портретов - древесина различных пород: местных (платан, липа, смоква, тис) и импортированных (кедр, сосна, ель, кипарис, дуб). Некоторые портреты выполнены на загрунтованном клеем полотне. Примерно со второй половины II века в портретах начинает преобладает восковая темпера. А поздние портреты III-IV веков написаны исключительно темперой - техникой, при которой красочные пигменты смешиваются с растворимыми в воде связующими, часто для этого используется животный клей или желток куриного яйца. Темперные портреты выполнены на светлых или тёмных фонах смелыми ударами кисти и тончайшей штриховкой. Их поверхность матовая, в отличие от глянцевой поверхности картин, выполненных энкаустикой. Лица на темперных портретах обычно показаны фронтально и проработка светотени менее контрастна, чем в энкаустических панелях.

На погребальных портретах можно увидеть различные причёски. Они оказывают неоценимую помощь при датировке. В большинстве своём все умершие были изображены с причёсками, отвечающими моде своего времени. Многочисленные аналогии существуют в причёсках скульптурных портретов. Фаюмские портреты - лучшие сохранившиеся образцы античной живописи. Они изображают лица жителей древнего Египта в Эллинистический и Римский периоды в I-III веках нашей эры. После завоевания Египта Александром Македонским время правления фараонов завершилось. В период правления династии Птолемеев - наследников империи Александра, произошли значительные изменения в искусстве и архитектуре. Погребальный портрет - уникальная художественная форма своего времени - процветал в эллинистическом Египте. Стилистически связанные с традициями греко-римской живописи, но созданные для типично египетских нужд, заменившие погребальные маски мумий, фаюмские портреты - это поразительно реалистические изображения мужчин и женщин всех возрастов.

Искусство Шумера и Аккада.

Шумеры и аккадцы - два древних народа, которые создали неповторимый исторический и культурный обликМеждуречья IV-III тысячелетий до н. э. О происхождении шумеров нет точных данных. Известно, что они появились в Южной Месопотамии не позднее IV тыс. до н. э. Проложив сеть каналов от реки Евфрат, они оросили бесплодные земли и построили на них города Ур, Урук, Ниппур, Лагаш и др. Каждый из них был самостоятельным государством, имевшим своего правителя и армию.

Шумеры создали уникальную форму письма - клинопись. Клиновидные знаки выдавливали острыми палочками на сырых глиняных табличках, которые затем высушивали или обжигали. Благодаря этим табличкам мы получили массу сведений о шумерских законах, религии, мифах и т.д. Природные материалы, пригодные для строительства (камень, дерево), в Междуречье отсутствовали, большинство шумерских зданий возводились из необожженного кирпича - в силу этого архитектурных памятников этого периода сохранилось крайне мало. Из построек, доживших до наших дней (частично), наиболее значительными считаются Белый храм и Красное здание в Уруке (3200-3000 гг. до н. э.). Храмы в Шумере обычно строили на утрамбованной глиняной платформе, защищавшей здание от наводнений. Храм имел внутренний дворик, на одной стороне которого стояла статуя божества, на другой - стол для жертвоприношений. Освещался храм посредством проемов под крышей, а также через высокие входы, оформленные в виде арок. До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры, созданные в начале III тысячелетия до н. э. Весьма распространенным типом скульптуры был так называемый адорант - статуя молящегося человека со сложенными на груди руками, сидящего или стоящего. Адорантов обычно дарили храму. Особенно выразительны огромные глаза адорантов, зачастую скульпторы их инкрустировали. Характерная особенность шумерской скульптуры - в условности изображения. В предметах, найденных в храме Тиль Барсиба (совр. Телль Асмар, Ирак) и хранящихся в Иракском музее и Чикагском университете, подчеркиваются объемы, вписанные в цилиндры и треугольники, как, например, в юбках, которые представляют собой плоские конусы, или в торсах, подобных треугольникам, с предплечьями, тоже имеющими коническую форму. Даже детали головы (нос, рот, уши и волосы) сводятся к треугольным формам. Стены шумерских храмов украшались рельефами, повествовавшими как об исторических событиях, происходивших в жизни города (таких как военные походы, закладка храмов и т.п.), так и о повседневных делах (хозяйственные работы и проч.). Рельеф делился на несколько ярусов, последовательно отражавших череду событий. Все персонажи были одинакового роста, однако правителей обычно изображали крупнее других. Особое место в шумерском культурном наследии принадлежит глиптике - резьбе по драгоценному или полудрагоценному камню. Сохранилось множество шумерских резных печатей в форме цилиндра. Печать прокатывали по глиняной поверхности и получали оттиск - миниатюрный рельеф с большим числом персонажей и ясной, тщательно выстроенной композицией. Для жителей Междуречья печать была не просто знаком собственности, а предметом, обладавшим магической силой. Печати хранили, как талисманы, дарили храмам, помещали в захоронения. На шумерских гравюрах наиболее частыми мотивами были ритуальные пиршества с сидящими за едой и питьем фигурами. Другие мотивы составляли легендарные герои Гильгамеш и его друг Энкиду, борющиеся с чудовищами, а также антропоморфные фигуры человекобыка. В древнейшие времена это сказочное существо с головой и туловищем человека, бычьими ногами и хвостом почиталось скотоводами в качестве защитника стад от болезней и нападения хищников. Вероятно, поэтому его часто изображали держащим пару перевернутых вниз головами леопардов или львов. Позднее ему стали приписывать роль стража владений различных богов. Не исключено также, что под видом человекобыка изображали Энкиду, который, имея человеческий облик, прожил часть своей жизни в лесу, привычками и поведением не отличаясь от животного. С течением времени этот стиль уступил место непрерывному фризу с изображением дерущихся животных, растений или цветов.

В конце XXIV в. до н. э. территорию Южной Месопотамии завоевали аккадцы. Их предками считаются семитские племена, поселившиеся в глубокой древности в Центральной и Северной Месопотамии. Царь аккадцев Саргон Древний (Великий) легко подчинил себе ослабленные междоусобными войнами шумерские города и создал первое в этом регионе централизованное государство - царство Шумера и Аккада, которое просуществовало до конца III тысячелетия до н. э. Завоеватели бережно отнеслись к исконной шумерской культуре. Они освоили и приспособили шумерскую клинопись для своего языка, не стали подвергать уничтожению древние тексты и произведения искусства. Даже религия Шумера была воспринята аккадцами, только боги получили новые имена.

В аккадский период возникает новая форма храма - зиккурат. Зиккурат представляет собой ступенчатую пирамиду, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Нижние ярусы зиккурата, как правило, окрашивали в черный цвет, средние - в красный, верхние - в белый. Форма зиккурата очевидным образом символизирует лестницу в Небо. Во время III династии в Уре был построен первый зиккурат колоссальных размеров, состоявший из трех ярусов (с основанием 56 х 52 м и высотой 21 м). Возвышаясь над прямоугольным фундаментом, он был направлен на все четыре стороны света. В настоящее время сохранились лишь два этажа из трех его террас. Стены платформ наклонены. От основания этого строения на достаточном расстоянии от стен начинается монументальная лестница с двумя боковыми ответвлениями на уровне первой террасы. На вершине платформ находился храм, посвященный богу луны Сину. Лестница доходила до самой верхней части храма, соединяя этажи между собой. Эта монументальная лестница выражала стремление шумеров и аккадцев к тому, чтобы боги принимали активное участие в мирской жизни. Она была одним из лучших конструкторских решений в месопотамской архитектуре. Позднее зиккурат в Уре перестроили, увеличив число ярусов до семи. Символически вселенная состояла из семи уровней; семь ярусов зиккурата отождествлялись с уровнями вселенной. В последующие годы зиккурат испытал лишь незначительные изменения, несмотря на разнообразие культур и народов, населявших Месопотамию. В период правления царя Нарамсина (2254-2218 гг. до н. э.) аккадская империя достигла своего расцвета. Нарамсин был внуком Саргона, основателя империи, и четвертым правителем династии. Блестящее правление Нарамсина отражено в изобразительном искусстве, примером чего может служить стела царя Нарамсина, созданная с целью увековечить военный триумф Нарамсина над горным племенем луллубеев. Впервые художник отказался от деления изображения на регистры, объединив всю композицию вокруг фигуры прославленного правителя. Солдаты аккадской армии карабкаются на крутые горные склоны, сметая на своем пути всякое сопротивление врагов. Справа от деревьев, растущих на склоне горы, изображены побежденные луллубеи, всем своим видом выражающие покорность. Центром композиции является массивная фигура царя, ведущего свою армию в атаку. Царь попирает ногой тело врага. Рядом другой противник, пронзенный стрелой, тщетно пытается вырвать ее из своего горла. Традиционно, фигура царя превосходит по размерам фигуры остальных персонажей. Следом за ним, впереди строя солдат, идут носильщики с луками и топорами. Сам Нарамсин держит в руках большой лук и топор, на голове у него конический рогатый шлем - символ принадлежности богам. Мастеру удалось передать пространство и движение, объем фигур и показать не только воинов, но и горный пейзаж. На рельефе представлены также знаки Солнца и Луны, символизирующие божеств - покровителей царской власти. После смерти царя Нарамсина пришедшее в упадок царство Шумера и Аккада захватили кочевые племена гутиев. Однако некоторые города на юге Шумера сумели сохранить независимость. Одним из таких городов был Лагаш, которым правил Гудеа (2080-2060 гг. до н. э.). Гудеа прославился строительством и восстановлением храмов. Сохранилось порядка 30 статуй Гудеа, многие из которых хранятся в Лувре. Это портреты, выполненные в основном из диорита и тщательнейшим образом отполированные. В шумерский и аккадский периоды в Месопотамии и других областях Передней Азии определились основные направления архитектуры и скульптуры, с течением времени они получили дальнейшее развитие.

Искусство Ассирии.

Ассирия - мощное, агрессивное государство, чьи границы в период расцвета простирались от Средиземного моря до Персидского залива. Ассирийцы жестоко расправлялись с врагами: разрушали города, устраивали массовые казни, продавали в рабство десятки тысяч людей, депортировали целые народы. В то же время завоеватели с огромным вниманием относились к культурному наследию покоренных стран, изучая художественные принципы чужеземного мастерства. Соединив в себе традиции многих культур, ассирийское искусство приобрело неповторимый облик. На первый взгляд, ассирийцы не стремились создавать новые формы, в их архитектуре встречаются все известные ранее типы построек, например, зиккурат. Новизна заключалась в отношении к архитектурному ансамблю. Центром дворцово-храмовых комплексов стал не храм, а дворец. Появился новый тип города - город-крепость с единой строгой планировкой. Примером такого города может служить Дур-Шаррукин (совр. Хорсабад, Ирак) - резиденция царя Саргона II (722-705 гг. до н. э.). Больше половины общей площади города занимал дворец, возведенный на высокой платформе. Его окружали мощные стены высотой в 14 метров. В системе дворцовых перекрытий применялись своды и арки. В стене были семь проходов (ворот). В каждом проходе, по обеим сторонам ворот, стояли гигантские фигуры фантастических стражей шеду - крылатых быков с человеческими головами. Шеду являлись символами, совмещавшими в себе свойства человека, животного и птицы и, следовательно, были мощным средством защиты от врагов.