Караваджо. "положение во гроб"

Караваджо. Положение во гроб. 1602-1604 гг. Пинакотека Ватикана

Перед нами тело Христа и 5 фигур. Его тело со стороны головы держит святой Иоанн. Самый молодой ученик Христа. Со стороны же ног его удерживает Никодим. Житель Иудеи, тайный ученик Христа.

В темно-синем одеянии – святая Мария. Она протянула руку к лицу сына. Прощаясь с ним навек. Вытирает от слез лицо Мария Магдалина. А самая дальная фигура – это Мария Клеопова. Скорее всего, она является родственницей Христа.

Фигуры стоят очень тесно. Они словно единый монолит. Выступающий из темноты.

Конечно, это шедевр. Но что делает эту картину такой выдающейся?

Как мы видим, композиция интересна. Но не оригинальна. Мастер воспользовался уже существующей формулой. Примерно в таком же положении Христа изображали и в начале 16 века. И маньеристы* за полвека до Караваджо (1571-1610 гг.)

3. Реалистичность людей

Караваджо изобразил святую Марию лет 55. Кажется, что она выглядит старше своих лет из-за постигшего ее горя. Приглядитесь к ее лицу. Это не старуха, как часто ее обозначают на этой картине. Это женщина за 50, убитая горем.


Ее возраст реалистичен. Именно так и могла выглядеть женщина, сыну которой 33 года.

Дело в том, что до Караваджо святую Марию изображали молодой. Тем самым максимально идеализируя ее образ.


Аннибале Карраччи. Пьета. 1600 г. Музей Каподимонте, г. Неаполь, Италия

Например, Карраччи, немного-немало основатель первой художественной академии, следовал той же тенденции. Его святая Мария и Христос на картине “Пьета” – примерно одного возраста.

4. Ощущение динамики

Караваджо изображает момент, когда мужчины находятся в сильном напряжении. Святому Иоанну тяжело удерживать тело. Ему не легко. Он неловко прикоснулся пальцами к ране на груди Христа.

Никодим также на пределе своих сил. Вены на его ногах вздулись. Видно, что он держит свою ношу из последних сил.

Мы словно видим, как они медленно опускают тело Христа. Такая необычная динамика делает картину ещё более реалистичной.

Караваджо. Положение во гроб. Фрагмент. 1603-1605 гг. Пинакотека Ватикана

5. Знаменитое тенебросо Караваджо

Караваджо использует приём тенебросо. На заднем фоне – кромешная тьма. А фигуры словно вырисовываются направленным на них неярким светом.

Многие современники критиковали Караваджо за такую манеру. Называли ее “подвальной”. Но именно эта техника является одной из самых характерных черт творчества Караваджо. Он смог максимально раскрыть все ее преимущества.

Фигуры приобретают необычайную рельефность. Эмоции героев становятся предельно выражены. Композиция ещё более цельной.

Такая манера стала очень популярной благодаря Караваджо. Среди его последователей можно выделить испанского художника Сурбарана.

Посмотрите на его знаменитую картину “Агнец Божий”. Именно тенебросо создаёт иллюзию реальности. Ягненок словно живой лежит перед нами. Освещённый тусклым светом.


Франсиско де Сурбаран. Агнец Божий. 1635-1640 гг. Музей Прадо, Мадрид

Караваджо был реформатором живописи. Он основатель реализма. И “Положение во гроб” одно из величайших его творений.

Его копировали самые крупные мастера. Что также подтверждает его ценность для мирового искусства. Одна из самых известных копий принадлежит Рубенсу.


Питер Пауль Рубенс. Положение во гроб. 1612-1614 гг. Национальная галерея Канады, г. Оттава

“Положение во гроб” – сюжет очень печальный. Но именно за такие сюжеты Караваджо и брался чаще всего.

Думаю, это связано с детской психологической травмой. В 6 лет он наблюдал, как в муках умирал его отец и дед от бубонной чумы. После чего его мать сошла с ума от горя. С детства он усвоил, что жизнь полна страданий.

Но это не помешало ему стать величайшим художником. Правда прожил он всего 39 лет. Он погиб. Бесследно исчезло его тело. Предположительно его останки нашли лишь 400 лет спустя! В 2010 году. Об этом читайте в статье

* маньеристы – художники, работающие в стиле маньеризм (100-летняя эпоха между Ренессансом и Барокко, 16 век). Характерные черты: перенасыщенность композиции деталями, удлиненные, часто закрученные тела, аллегорические сюжеты, повышенный эротизм. Яркие представители:

Настоящее имя Сандро Боттичелли - Алессандро ди Мариано Филипепи. Трудно назвать художника эпохи Возрождения, имя которого было бы больше связано с историей Флоренции. Он родился в семье кожевника Мариано Ванни Филипепи. После смерти отца главой семьи становится старший брат, зажиточный биржевой делец, прозванный Боттичелли (бочонок), это прозвище пристало к нему то ли за чрезмерное пристрастие к вину, то ли из-за его полноты.

В пятнадцать-шестнадцать лет одаренный мальчик поступает в мастерскую знаменитого Филиппи Липпи. Усвоивший технику фресковой живописи, Алессандро Боттичелли (прозвище брата стало своего рода псевдонимом художника) поступает в самую знаменитую во Флоренции художественную мастерскую Андреа Вероккьо. В 1469 году Сандро Боттичелли был представлен видному государственному деятелю Флорентийской республики Томазо Содерини, который свел художника с семьей Медичи.

Отсутствие привилегий, предоставляемых богатством и знатностью, с юности приучило Сандро во всем полагаться только на собственную энергию и дарование. Настоящей школой для "взбалмошной головы" - юного Сандро стали улицы Флоренции с их дивной архитектурой и храмы со статуями и фресками родоначальников Возрождения Джотто и Мазаччо.

Ищущий свободы и творчества живописец обретает ее не в традиционных церковных сюжетах, а там, где его "обуревают любовь и страсть". Увлекающийся и умеющий нравиться, он очень скоро находит свой идеал в образе девушки-подростка, пытливо познающей мир. Боттичелли считали певцом утонченной женственности. Всем своим мадоннам художник дарит, как сестрам, одно и то же проникновенное, мыслящее, чарующе неправильное лицо.

Художник сплавляет воедино свои наблюдения жизни с впечатлениями античной и новой поэзии. Благодаря мифологическому жанру италянская живопись становится светской и, вырываясь за стены церквей, входит в жилища людей каждодневным источником наслаждения прекрасным.

Для семьи Медичи Боттичелли выполнил свои самые знаменитые и крупные заказы. Сандро никогда не покидал Флоренцию надолго. Исключение - его поездка в Рим к папскому двору в 1481-1482 годах для росписи в составе группы художников библиотеки Сикстинской капеллы. Возвратившись, он продолжает работать во Флоренции. В это время были написаны его самые знаменитые работы - Весна, Рождение Венеры.

Политический кризис во Флоренции, разразившийся после смерти Лоренцо Великолепного, и прихода к духовной власти в городе воинствующего проповедника Савонаролы, не мог не сказаться на творчестве художника. Потерявший нравственную опору в лице семьи Медичи, глубоко религиозный и мнительный человек, он попал в духовную зависимость от экзальтированно-религиозного и нетерпимого проповедника. Светские мотивы почти полностью исчезли из творчества мастера. Красота и гармония мира, столь волновавшие художника, больше не трогали его воображение.

Его работы на религиозные темы сухи и перегружены деталями, художественный язык стал более архаичным. Казнь Савонаролы в 1498 году вызвала у Боттичелли глубокий душевный кризис.

В последние годы своей жизни он вовсе перестал писать, посчитав это занятие грешным и суетным.

Симонетта была одной из самых красивых женщин Флоренции. Она была замужней, однако многие юноши из богатых семей мечтали о красавице, оказывали ей знаки особого внимания. Ее любил брат властителя Флоренции Лоренцо Медичи - Джулиано. По слухам, Симонетта отвечала взаимностью красивому, очень мягкому юноше. Муж, сеньор Веспуччи, учитывая знатность и влиятельность семьи Медичи, был вынужден терпеть подобное положение. Но народ Флоренции, благодаря красоте Симонетты, ее душевности, очень любил девушку.
Молодая женщина стоит, повернувшись к нам в профиль, на фоне стены отчетливо выступает ее лицо. Женщина держится прямо и строго, с полным ощущением собственного достоинства, а ее глаза решительно и чуть строго смотрят вдаль. Этой молодой, светлоглазой флорентийке невозможно отказать в красоте, обаянии, очаровании. Изгиб ее длинной шеи и мягкая линия покатых плеч пленяют своей женственностью
Судьба была к Симонетте сурова - она умирает от тяжелой болезни в расцвете лет, в 23 года.

Картина "Весна" вводит зрителя в заколдованный, волшебный сад, где грезят и танцуют герои античных мифов.
Здесь смещены все представления о временах года. На ветвях деревьев - крупные оранжевые плоды. И рядом с сочными дарами итальянского лета - первая зелень весны. В этом саду время остановилось, чтобы в одном мгновении запечатлеть вечную красоту поэзии, любви, гармонии.
Посреди цветущего луга стоит Венера - богиня любви и красоты; она представлена здесь в виде нарядной юной девушки. Ее тонкая грациозно изогнутая фигура светлым пятном выделяется на фоне темной массы куста, а склоненные над ней ветки образуют полукруглую линию - своего рода триумфальную арку, созданную в честь царицы этого весеннего праздника, который она осеняет благословляющим жестом руки. Над Венерой парит Амур - шаловливый маленький бог, на его глазах повязка и, не видя ничего перед собой, он наугад пускает в пространство горящую стрелу, призванную воспламенить любовью чье-то сердце. Справа от Венеры танцуют ее спутницы - три грации - белокурые создания в прозрачных белых одеждах, которые не скрывают форму тел, а чуть смягчают ее прихотливо клубящимися складками.
Около танцующих граций стоит вестник богов Меркурий; его легко узнать по традиционному жезлу-кадуцию, с помощью которого, согласно мифологии, он мог щедро одарять людей, и по крылатым сандалиям, дававшим ему возможность молниеносно переноситься из одного места в другое. На его темные кудри надет рыцарский шлем, через правое плечо перекинут красный плащ, поверх плаща на перевязи меч с остро загнутым клинком и великолепной рукоятью. Глядя ввысь, Меркурий поднимает над головой кадуций. Что означает его жест? Какой дар он принес в царство весны? Быть может, он разгоняет жезлом облака, чтобы ни одна капля не потревожила зачарованный в своем цветении сад.
Из глубины чащи, мимо клонящихся деревьев, летит бог ветра Зефир, воплощающий стихийное начало в природе. Это необычное существо с голубоватой кожей, голубыми крыльями и волосами, в плаще того же цвета. Он гонится за юной нимфой полей Хлоей. Оглядываясь на своего преследователя, она почти падает вперед, но руки буйного ветра успевают подхватить и удержать ее. От дыхания Зефира на губах нимфы появляются цветы, срываясь, они смешиваются с теми, которыми усыпана Флора.
На голове богини плодородия - венок, на шее - цветочная гирлянда, вместо пояса - ветка роз, и вся одежда заткана пестрыми цветами. Флора - единственная из всех персонажей идет прямо на зрителя, она как будто смотрит на нас, но она не видит нас, она погружена в себя.
В этой задумчивой мелодичной композиции, где хрупкое очарование нового боттичеллиевского типа по-разному зазвучало в изысканных до прозрачности обликах танцующих Граций, Венеры и Флоры, художник предлагает мыслителям и правителям собственный вариант мудрого и справедливого мироустройства, где правит красота и любовь.

Богиня плодородия - Флора.

Сама Весна!

Удивительная картина, создает атмосферу мечтательности, светлой грусти. Художник впервые изобразил нагую богиню любви и красоты Венеру из древнего мифа. Прекрасная богиня, рожденная из пены морской, под дуновением ветров, стоя в огромной раковине, скользит по поверхности моря к берегу. Навстречу ей спешит нимфа, готовясь накинуть на плечи богини украшенное цветами покрывало. Погруженная в задумчивость, Венера стоит, склонив голову и поддерживая рукой струящиеся вдоль тела волосы. Тонкое одухотворенное лицо ее полно той неземной затаенной печали. Сиренево-синий плащ Зефира, нежные розовые цветы, сыплющиеся под дуновением ветров, создают богатую, неповторимую цветовую гамму. Художник обыгрывает в картине неуловимые переливы чувств, он заставляет всю природу - море, деревья, ветры и воздух - вторить певучим очертаниям тела и заразительным ритмам движений своей золотоволосой богини.

Эгеем бурным, колыбель чрез лоно Фетиды поплыла средь пенных вод.

Создание иного небосклона, лицом с людьми несхожая, встает

В прелестной позе, глядя оживленно, в ней девственница юная. Влечет

Зефир влюбленный раковину к брегу, и небеса их радуются бегу.

Сказали б: море истинное тут, и раковина с пеной - как живые,

И видно - блеск глаза богини льют; пред ней с улыбкой небо и стихи.

Там в белом Оры берегом идут, им ветер треплет волосы златые.

Как вышла из воды, ты видеть мог, она, рукой придерживая правой

Свои власы, другой прикрыв сосок, у ног ее цветы и травы

Покрыли свежей зеленью песок.

(Из поэмы Анджело Полициано "Джостра")

Прекрасная Венера

Боттичелли трактует миф о грозном боге войны Марсе и его возлюбленной - богине красоты Венере - в духе элегантной идиллии, что должно было понравиться Лоренцо Великолепному, правителю Флоренции, и его окружению.
Обнаженный Марс, освобожденный от своих доспехов и оружия, спит, раскинувшись на розовом плаще и облокотившись на панцирь. Опираясь на алую подушку, приподнимается Венера, устремляя взгляд на своего возлюбленного. Кусты мирта замыкают сцену справа и слева, лишь небольшие просветы неба видны между фигурками маленьких сатиров, играющих оружием Марса. Эти козлоногие существа с острыми длинными ушами и крохотными рожками резвятся около любовников. Один влез в панцирь, другой надел на себя слишком большой шлем, в котором утонула его голова, и схватился за огромное копье Марса, помогая тащить его третьему сатиру; четвертый приложил к уху Марса золотую витую раковину, словно нашептывая ему сны любви и воспоминания о сражениях.
По-настоящему же богом войны владеет Венера, это ради нее оставлено оружие, ставшее ненужным Марсу и превратившееся в предмет веселой забавы для маленьких сатиров.
Венера здесь - любящая женщина, охраняющая сон возлюбленного. Поза богини спокойна, и в то же время в ее маленьком бледном лице и слишком тонких кистях рук есть что-то хрупкое, а взгляд исполнен почти неуловимой грусти и печали. Венера воплощает не столько радость любви, сколько ее тревогу. Свойственная Боттичелли лиричность помогла ему создать поэтический женский образ. Удивительной грацией веет от движения богини; она полулежит, вытянув босую ногу, выглядывающую из-под прозрачной одежды. Белое платье, отороченное золотым шитьем, подчеркивает изящные пропорции стройного, удлиненного тела и усиливает впечатление чистоты и сдержанности облика богини любви.
Поза Марса свидетельствует о беспокойстве, не покидающем его даже во сне. Голова сильно закинута назад. На энергичном лице игра света и тени выделяет полуоткрытый рот и глубокую резкую складку, пересекающую лоб.
Картина была написана на деревянной доске размером 69 Х 173,5 см, возможно, она служила украшением спинки кровати. Выполнена была в честь обручения одного из представителей семьи Веспуччи.

Картина написана в период наивысшего расцвета дарования художника. На небольшой картине анфас изображен юноша в скромной коричневой одежде и красной шапочке. Для итальянского портрета xv века это было почти революцией - до того момента всех, кто заказывал свой портрет, изображали в профиль или, со второй половины века, в три четверти. С картины смотрит приятное и открытое молодое лицо. У юноши большие карие глаза, хорошо очерченный нос, пухлые и мягкие губы. Из-под красной шапочки выпущены обрамляющие лицо прекрасные вьющиеся волосы.

Применение смешанной техники (художник использовал как темперные, так и масляные краски) позволило сделать контуры мягче, а светотеневые переходы более насыщенными по цвету.

Боттичелли, как и все художники эпохи Возрождения, много раз писал Мадонн с младенцем, в самых разных сюжетах, позах. Но все они отличаются особой женственностью, мягкостью. С нежностью приник к матери младенец. Следует сказать, что в отличие от православных икон, в которых образы выполнены плоско, как бы подчеркивая бестелесность Богоматери, в западноевропейских картинах мадонны выглядят живыми, очень земными.

"Декамерон" - от греческого "десять" и "день" . Это книга, состоящая из рассказов группы благородных юношей из Флоренции, которые уехали, спасаясь от чумы на загородную виллу. Расположившись в церкви, они в течение десяти дней рассказывают по десять историй, чтобы развлечь себя в вынужденном изгнании.
Сандро Боттичелли по заказу от Антонио Пакки к свадьбе сына написал серию картин по рассказу из "Декамерона" - "История Настаджио дельи Онести".
История рассказывает, как богатый и родовитый юноша Настаджио влюбился в еще более родовитую девушку, к несчастью наделенную вздорным характером и непомерной гордыней. Чтобы забыть гордячку, он покидает родную Равенну и уезжает в расположенное неподалеку местечко Кьясси. Как-то раз, прогуливаясь с другом по лесу, он услышал громкие вопли и женский плач. А затем с ужасом увидел, как по лесу бежит прекрасная обнаженная девушка, а за ней скачет всадник на коне со шпагой в руке, грозивший девушке смертью, а собаки рвут девушку с двух сторон...

Настаджио испугался, но, пожалев девушку, преодолел страх и кинулся помочь ей и, схватив в руки ветвь от дерева, пошел к всаднику. Всадник закричал:"Не мешай мне, Настаджио! Дай мне исполнить то, что заслужила эта женщина!" И он рассказал, что когда-то, очень давно, он очень любил эту девушку, но она причинила ему много горя, так что от ее жестокости и надменности он убил себя. Но она не раскаялась, а вскоре и сама умерла. И тогда те, кто свыше, на них наложили такое наказанье: он ее постоянно догоняет, убивает, и вынимает ее сердце, выбросив его собакам. Спустя немного времени, она уползает, как ни в чем не бывало и снова начинается погоня. И так каждый день,в одно и то же время. Вот сегодня, в пятницу, в этот час, он всегда ее догоняет здесь, в другие дни - в другом месте.

Задумался Настаджио и понял, как проучить его возлюбленную. Он позвал всех своих родных и друзей в этот лес,в этот час, в следующую пятницу, приказал расставить и накрыть богатые столы. Когда гости съехались, он посадил любимую гордячку лицом прямо туда, откуда должна показаться несчастная пара. И вскоре раздались возгласы, плач и все повторилось...Всадник гостям рассказал все, как и раньше рассказал Настаджио. Гости в изумлении и ужасе смотрели на экзекуцию. А девушка Настаджио задумалась и поняла, что такое же наказанье может ждать и ее. Страх породил вдруг любовь к юноше.
Вскоре после жестокого представления, устроенного Настаджио, девушка послала поверенную с согласием на свадьбу. И жили они счастливо, в любви и согласии.

Композиция двухфигурная. Благовещение - это самый фантастический сюжет из всех евангельских сюжетов. "Благовещение" - благая весть - неожиданна и сказочна для Марии, как и само появление перед ней крылатого ангела. Кажется, еще мгновение, и Мария рухнет к ногам архангела Гавриила, готового самого заплакать. Рисунок фигур изображает бурное напряжение. Все происходящее носит характер беспокойства, мрачного отчаяния. Картина создавалась в последний период творчества Боттичелли, когда его родной город Флоренция попала в немилость к монахам, когда всей Италии грозили гибелью - все это наложило мрачный оттенок на картину.

Через мифологический сюжет Боттичелли передает в этой картине суть нравственных качеств людей.
На троне сидит царь Мидас, в его ослиные уши нашептывают грязные наговоры две коварные фигуры - Невежество и Подозрение. Мидас слушает, закрыв глаза, а перед ним стоит уродливый человек в черном - это Злоба, которая всегда руководит действиями Мидаса. Рядом Клевета - красивая молодая девушка с обличием чистой невинности. А возле нее - две красивые неизменные спутницы Клеветы - Зависть и Ложь. Они вплетают в волосы девушки цветы и ленты, чтобы Клевета была всегда к ним благосклонна. Злоба тянет к Мидасу Клевету, которая была любимицей царя. Сама же она изо всех сил тянет на судилище Жертву - полуобнаженного несчастного юношу. Легко понять, каков будет суд.
Слева в одиночестве стоят еще две ненужные здесь фигуры - Раскаяние - старуха в темных "погребальных" одеждах и Истина - обнаженная, и все знающая. Она обратила к Богу взор и простерла вверх руку.

Волхвы - это мудрецы, которые, услышав благую весть о рождении младенца Христа, поспешили к Богоматери и ее великому сыну с подарками и пожеланиями добра и многотерпения. Все пространство заполнено мудрецами - в богатых одеждах, с дарами, - все они жаждут засвидетельствовать великое событие - рождение будущего Спасителя человечества.
Вот на коленях перед Богоматерью склонился мудрец и с благоговением целует край одежды маленького Иисуса.

Перед нами Джулиано Медичи - младший брат властителя Флоренции - Лоренцо Великолепного. Он был высок, строен, красив, ловок и силен. Он страстно увлекался охотой, рыбной ловлей, лошадьми, любил играть в шахматы. Конечно, он не мог затмить своего брата в области политики, дипломатии или поэзии. Но Джулиано очень любил Лоренцо. Семья мечтала сделать из Джулиано кардинала, но осуществить это намерение не удалось.
Джулиано вел образ жизни, соответствующий требованию времени и положению Медичи. Флорентийцы долго помнили его наряд из серебряной парчи, украшенный рубинами и жемчугом, когда он шестнадцатилетним юношей выступил на одном из таких праздников.
В него влюблялись самые красивые девушки Флоренции, однако Джулиано везде сопровождал только одну - Симонетту Веспуччи. Хотя девушка была замужем, это не помешало ей отвечать взаимностью обаятельному Джулиано. Любовь Джулиано к Симонетте была воспета в поэме Полициано, а ранняя смерть превратила их отношения в романтическую легенду.
Как и Симонетта, Джулиано рано ушел из жизни. Но не от болезни, а был убит во время нападения на Флоренцю приверженцев Папы - семьи Пацци. Прямо в соборе, в толпе, во время прохождения службы, коварные убийцы напали на патриотов Флоренции, создав давку. Они, конечно, хотели прежде всего убить Лоренцо, но тот сумел спастись, а вот Джулиано не повезло, он был убит злобной, коварной рукой.
На портрете художник создал одухотворенный образ Джулиано Медичи, отмеченный печалью и обреченностью. Голова юноши с темными волосами повернута в профиль и выделяется на фоне окна. Лицо юноши значительное и красивое: высокий чистый лоб, тонкий нос с горбинкой, чувственный рот, массивный подбородок. Глаза прикрыты тяжелым полукружьем век, в тени которых едва-едва мерцает взгляд. Художник подчеркивает бледность его лица, горькую складку губ, легкую морщинку, пересекающую переносицу, - это усиливает впечатление затаенной грусти. пронизывающей облик Джулиано. Простота цветовой гаммы, состоящей из красного, коричневого и серо-голубого, соответствует общей сдержанности композиции и самого образа.

(Продолжение - серия 1)


Са́ндро Боттиче́лли (итал. Sandro Botticelli, 1 марта 1445 — 17 мая 1510) — прозвание флорентийского художника Алесса́ндро ди Мариа́но ди Ва́нни Филипе́пи (итал. Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi), который привёл искусство кватроченто на порог Высокого Возрождения.

Автопортрет, не доведено

Глубоко религиозный человек, Боттичелли работал во всех крупных храмах Флоренции и в Сикстинской капелле Ватикана, однако в истории искусства остался в первую очередь как автор крупноформатных поэтичных полотен на сюжеты, вдохновлённые классической античностью, — «Весна» и «Рождение Венеры».

Долгое время Боттичелли находился в тени работавших после него гигантов Возрождения, пока не был в середине XIX века переоткрыт британскими прерафаэлитами, которые почитали хрупкую линеарность и весеннюю свежесть его зрелых полотен за высшую точку в развитии мирового искусства.

Родился в семье зажиточного горожанина Мариано ди Ванни Филипепи. Получил хорошее образование. Прозвище Botticelli («бочонок») перешло к Сандро от его брата-маклера, который был толстяком. Учился живописи у монаха Филиппо Липпи и перенял у него ту страстность в изображении трогательных мотивов, которой отличаются исторические картины Липпи. Потом работал у известного скульптора Верроккьо. В 1470 г. организует собственную мастерскую.

Тонкость и точность линий он перенял у второго своего брата, который был ювелиром. Некоторое время учился вместе с Леонардо да Винчи в мастерской Верроккьо. Оригинальная же черта собственного таланта Боттичелли состоит в наклонности к фантастическому. Он один из первых внес в искусство своего времени античный миф и аллегорию, и с особенной любовью работал над мифологическими сюжетами. Особенно эффектна его Венера, которая нагая плывет по морю в раковине, и боги ветров осыпают её дождем из роз, и гонят раковину к берегу.

Лучшим творением Боттичелли считают начатые им в 1474 году фрески в Сикстинской капелле Ватикана. Предположительно Боттичелли был приверженцем Савонаролы. Согласно преданию, уже в старческом возрасте он сжёг свою юношескую картину на костре тщеславия. «Рождение Венеры» стало последней такой картиной. Усердно изучал Данте; плодом этого изучения явились гравюры на меди, приложенные к вышедшему в свет во Флоренции в 1481 году изданию дантова «Ада» (издание Магны).

Выполнил множество картин по заказам Медичи. В частности, расписал знамя Джулиано Медичи, брата Лоренцо Великолепного. В 1470-1480-х гг портрет становится самостоятельным жанром в творчестве Боттичелли («Человек с медалью», ок. 1474; «Юноша», 1480-е гг). Боттичелли прославился своим тонким эстетическим вкусом и такими произведениями, как «Благовещение» (1489—1490), «Покинутая» (1495—1500) и т. д. В последние годы своей жизни Боттичелли, по всей видимости, оставил живопись.

В 1504 году художник участвовал в комиссии, определявшей место для установки статуи Давида работы Микеланджело, однако его предложение не было принято. Известно, что у семьи художника был дом в квартале Санта Мария Новелла и доход от виллы в Бельсгуардо. Сандро Боттичелли похоронен в фамильной гробнице в церкви Оньисанти (Chiesa di Ognissanti) во Флоренции. Согласно завещанию, его похоронили вблизи могилы Симонетты Веспуччи, вдохновившей самые прекрасные образы мастера.

1469 Sandro Botticelli Vierge a l"Enfant et deux anges Detrempe sur panneau 100x71 cm

1470 Sandro Botticelli Vierge a l"Enfant et le petit saint Jean Detrempe sur panneau 93x69 cm Paris, musee du Louvre

Весна, (между 1477 и 1478 гг.), Уффици, Флоренция

Рождение Венеры, (ок. 1484 г.), Уффици, Флоренция

1481 Sandro Botticelli Annonciation Fresque detachee 243x555 cm Florence, Galleria degli Uffizi

Detail

Detail

1482 Sandro Botticelli Pallas et le Centaure dst 207x148 cm Florence, Galleria degli Uffizi

1482 Sandro Botticelli Vierge en adoration devant l"Enfant avec le petit saint Jean Detrempe sur panneau 95 cm

1497 Sandro Botticelli La Calomnie Detrempe sur panneau 62x91 cm Florence, Galleria degli Uffizi

1498 Francesco Rosselli Supplice de Savonarole Detrempe sur panneau 101x117 cm Florence, Museo di San Marco

1500 Sandro Botticelli Episodes de la vie de Virginie Detrempe sur panneau 53x165 cm

1500 Sandro Botticelli Repos durant la fuite en Egypte Detrempe sur panneau 130x95 cm Paris, musee Jacquemart

Полностью

И Микеланджело узнал - это был Сандро! Великий, божественный Сандро Боттичелли, на которого Лоренцо ди Пьерфранческо возлагал столько надежд, которому, что там говорить, он сам некогда завидовал. Последний раз он видел его, когда решалась судьба его "Давида", но Боже, как он изменился за эти полтора года! Микеланджело улыбнулся, но Боттичелли вдруг отпрянул от него, словно опасаясь удара. Вдруг Сандро протянул ему руку, и Микеланджело машинально хотел протянуть свою, чтобы пожать ее. Но вдруг понял, что этот жест Сандро означает нечто иное: он просил подаяния. И Микеле сунул в эту протянутую руку несколько случайно сохранившихся от пирушки скуди. А потом, так ничего и не сказав, зашагал прочь. Он размышлял: толкнула ли Сандро на этот шаг беспросветная нужда, или же он, узнав молодого преуспевающего коллегу, просто юродствовал перед ним? Эта мысль не давала покоя, и он решил вернуться, расспросить, узнать истину. Если Сандро действительно испытывает горькую нужду, то нужно сказать об этом Содерини - пусть город поможет ему, ведь он немало сделал для него. Микеланджело оглянулся, но Сандро уже не было на улице; он исчез, растворившись в одном из бесчисленных флорентийских переулков.

Занятый хлопотами, связанными с переездом, Микеланджело забыл и об этой встрече, и о своем желании помочь Сандро. Он вспомнил о нем уже в Риме, когда увидел в Сикстине фрески Боттичелли. Всего несколько минут он стоял перед ними - конечно, в них присутствовали мастерство и фантазия, но все-таки они принадлежали прошлому. Это были рисунки ребенка, возомнившего себя способным тягаться с великими мастерами, а великим Микеланджело считал прежде всего себя. Свое отношение к работе предшественника он выразил только тем, что пожал плечами в наигранном недоумении и приказал ставить леса для своей великой работы. Она действительно была великой - в отличие от Сандро Микеланджело знал себе цену и никогда не испытывал чувства неуверенности. Он знал, чего хочет, и знал, что достигнет этого.

Спустя несколько лет ему передали однажды новость из родной Флоренции - Сандро Боттичелли умер 17 мая 1510 года и был похоронен в церкви Оньисанти. Он все-таки обрел свое последнее пристанище там, где хотел. Смерть его прошла совершенно незамеченной. На три с лишним столетия Боттичелли был почти забыт. Его произведения путали с работами так не похожих на него Гирландайо, Мазаччо, Андреа Мантеньи. Все они казались одинаково примитивными, плоскими и устаревшими на фоне великолепия Чинквеченто и буйной пышности барокко. Некий знаток искусства сетовал на папу Сикста IV, который "с присущим владыкам невежеством поручил надзор за всем (работами в Сикстинской капелле. - Ст. 3.) самому неквалифицированному из всех, чей варварский вкус и сухая мелочность парализовали его коллег".

Но даже тогда находились чудаки, готовые восхищаться картинами мастера и хранить их, спасая от уничтожения. В 1800 году англичанин Оттли приобрел на аукционе в Риме "Мистическое Рождество" - оно стало первым произведением Боттичелли, вывезенным за пределы Италии после смерти художника. В 1815 году чудом уцелевшее "Рождение Венеры" было перевезено из обветшавшей виллы Кастелло в музей Уффици, а "Весна" - во Флорентийскую академию живописи. В 1865 году англичанин Баркер приобрел "Венеру и Марса", а в 1873-м на вилле Лемми под слоем штукатурки были открыты замечательные росписи Сандро, попавшие вскоре в хранилище Лувра. Вскоре английские прерафаэлиты призвали вернуться к "духовной" дорафаэлевской живописи, объявив Боттичелли главным ее представителем. Это открыло новую эпоху интереса к художнику, в котором каждое поколение открывает новое. Если прерафаэлиты считали его прежде всего певцом женственной нежности и изысканной грусти, то искусствоведы середины XX века заговорили о его "мужественной манере", выдающей темперамент борца и пророка.

Сам Сандро, услышав все эти мудрствования, наверняка улыбнулся бы своей знаменитой нежно-рассеянной улыбкой. Ведь он был не титаном, ниспровергающим основы, а всего лишь самозабвенным певцом красоты и весны. Жаль, что ему не было дано той уверенности в своих силах и того мужества, которыми судьба щедро наделила его младшего современника Микеланджело. Но у каждого своя судьба и свое предназначение. Каждый совершает только свой собственный путь на этой земле. Хотел этого Сандро Боттичелли или нет, но он стал одним из первых, кто во весь голос пытался воспеть красоту человека и его великое предназначение.

Основные даты жизни и творчества Сандро Боттичелли

1445 - Сандро (Алессандро) Боттичелли родился в семье дубильщика Мариано ди Джованни Филипепи и его жены Смеральды в квартале Санта-Мария Новелла во Флоренции.

1452 - родился Леонардо да Винчи.

1458 - Мариано Филипепи делает запись в кадастре: "Сандро, мой тринадцатилетний сын, учится читать и слабого здоровья". Там же упоминается его старший сын Джованни по прозвищу "Боттичелли" (бочонок), которое затем перешло к художнику.

1462 - после двух лет, проведенных в учениках у золотых дел мастера Антонио, Сандро идет учиться в мастерскую фра Филиппо Липпи.

1464, август - после смерти Козимо Медичи правителем Флоренции становится его сын Пьеро по прозвищу Подагрик.

1467 - в связи с отъездом Липпи в Сполето Боттичелли переходит в мастерскую Андреа Верроккьо и пишет первые из сохранившихся картин.

Декабрь - смерть Пьеро Медичи, приход к власти во Флоренции его сына Лоренцо Великолепного.

1470 - Боттичелли открывает собственную мастерскую и пишет для Торгового суда аллегорию "Сила". 1471 - пишет диптих "История Юдифи".

1473 - на столбе центрального нефа церкви Санта-Мария Маджоре во Флоренции устанавливается картина Боттичелли "Святой Себастьян".

1474 - Боттичелли едет в Пизу для осмотра фресок кладбища Кампосанто и пишет фреску "Успение Богоматери" в Пизанском соборе (погибла в 1583 году).

1475 - по случаю турнира на площади Санта-Кроче во Флоренции Боттичелли расписывает знамя для Джулиано Медичи, изобразив на нем Афину Палладу. Написаны портреты Джулиано Медичи и его возлюбленной Симонетты Веспуччи.

1476 - пишет по заказу состоятельного горожанина Джованни Лами картину "Поклонение волхвов", где рядом с портретами членов семейства Медичи помещает собственное изображение.

1477 - пишет картину "Весна" ("Примавера").

1478, апрель - провал заговора Пацци, в ходе которого был убит Джулиано Медичи и ранен Лоренцо.

Июль - Боттичелли пишет для дворца Барджелло фрески с фигурами заговорщиков, повешенных на воротах таможни. Фрески уничтожены в 1494 году после бегства из Флоренции Пьеро Медичи.

1480 - соревнуясь с Гирландайо, написавшим в церкви Оньисанти (Всех святых) "Святого Иеронима", пишет там же фреску "Святой Августин".

1481, январь - отцом Боттичелли сделана запись в кадастре: "Сандро ди Мариано, 33 года, является художником и работает дома, когда ему вздумается".

Апрель - пишет фреску "Благовещение" для паперти монастыря Сан-Мартино делле Скале.

1481-1482 - работает в Риме над тремя фресками Сикстинской капеллы: "Искушение Христа", "Жизнь Моисея" и "Наказание непослушных". На последней помещен его автопортрет.

1483 - пишет на вилле Лемми фрески для Лоренцо Торнабуони и его невесты Джованны Альбицци. Вместе с учениками работает над росписью ларей на тему новелл Боккаччо по случаю брака Джаноццо Пуччи и Лукреции Бини. Вместе с Перуджино, Гирландайо и Филиппино Липпи расписывает фресками виллу Лоренцо Великолепного в Спедалето близ Вольтерры. Пишет картины "Венера и Марс" и "Портрет молодого человека".

1484 - пишет для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи свою самую знаменитую картину "Рождение Венеры". Пишет картину "Паллада и кентавр".

1485 - пишет "Мадонну с младенцем, Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом" для алтаря капеллы Барди в церкви Санто-Спирито. По заказу Лоренцо Медичи работает над тондо "Мадонна Маньификат" (Величание Марии). Написана картина "Мадонна с книгой".

1486 - пишет тондо "Мадонна с гранатом" для зала аудиенций палаццо Веккьо.

1487 - пишет картины для алтаря церкви Святого Варнавы.

1488 - пишет "Благовещение" для церкви Санта-Мария Маддалена деи Пацци. Умерли Андреа Верроккьо и Антонио Поллайоло.

1489 - пишет "Венчание Марии" для капеллы Сант-Элиджо церкви Сан-Марко.

1490 - по заказу Марко Веспуччи расписывает доски "Сцена из жизни римлянки Виргинии" и "Сцена из жизни римлянки Лукреции".

1491 - участвует в комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария дель Фьоре. Получает заказ на украшение мозаикой двух сводов капеллы Святого Зиновия в соборе. Работа осталась незавершенной, и ее передали братьям Гирландайо.

1493 - умирает брат Джованни, приезжает из Неаполя брат Симоне. Сандро и Симоне живут вместе с вдовой Джованни и двумя его сыновьями в доме, оставленном Мариано Филипепи. Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи заказывает Боттичелли иллюстрации к "Божественной комедии" Данте. Всего выполнено около ста рисунков серебряным карандашом (с обведенными пером контурами).

1494, апрель - Боттичелли вместе с братом Симоне покупают за 156 флоринов загородную виллу.

Сандро Ботичелли Сандро Боттичелли занимает особое место в искусстве итальянского Возрождения.Современник Леонардо и молодого Микеланджело, художник, работающий бок о бок с мастерами Великого Возрождения, он не принадлежал, однако, к этой славной эпохе итальянского искусства, эпохе, которая подводила итог всему, над чем трудились итальянские художники на протяжении предыдущих двухсот лет. В то же время Боттичелли трудно назвать и художником - кватрочентистом в том смысле, который принято связывать с этим понятием.

В нем нет здоровой непосредственности мастеров кватрочентистов, их жадного любопытства к жизни во всем, даже самых бытовых, ее проявлениях, их склонности к занимательному повествованию, склонности, переходящей порой в наивную болтливость, их постоянного экспериментаторства - словом, того радостного открытия мира и искусства как средства познания этого мира, которое придает обаяние даже самым неловким и самым неловким и самым прозаичным произведениям этого столетия. Так же как и великие мастера Высокого Возрождения, Боттичелли - художник конца эпохи; однако его искусство - это не итог пройденного пути; скорее это отрицание его и отчасти возврат к старому, доренессансному художественному языку, но в еще большей степени страстные, напряженные, а к концу жизни даже мучительные поиски новых возможностей художественной выразительности, нового, более эмоционального художественного языка. Величавый синтез спокойных, замкнутых в себе образов Леонардо и Рафаэля чужд Боттичелли; его пафос - не пафос объективного.

Во всех его картинах чувствуется такая степень индивидуализации художественных приемов, такая неповторимость манеры, такая нервная вибрация линий, иными словами, такая степень творческой субъективности, которая была чужда искусству Возрождения.

Если мастера Возрождения стремились выразить в своих произведениях красоту и закономерность окружающего мира, то Боттичелли, вольно или невольно, выражал в первую очередь свои собственные переживания, и поэтому его искусство приобретает лирический характер и ту своеобразную автобиографичность, которая чужда великим олимпийцам - Леонардо и Рафаэлю.

Как это ни парадоксально, но по своей внутренней сущности Боттичелли ближе к Микеланджело.Их объединяет и жадный интерес к политической жизни своего времени, и страстность религиозных исканий, и неразрывная внутренняя связь с судьбой родного города. должно быть, именно поэтому оба они, подобно Гамлету, с такой мучительной отчетливостью ощутили в своем сердце один подземные толчки надвигавшейся катастрофы, другой - страшную трещину, расколовшую мир. Микеланджело пережил трагическое крушение итальянской культуры Возрождения и отразил его в своих творениях.

Боттичелли не довелось быть свидетелем событий, оглушивших великого флорентинца: он сложился как художник значительно раньше, в 70-80-х гг. 15 века, в пору, которая казалась его современникам порой рассвета и благополучия Флоренции.Но он инстинктивно почувствовал и выразил неизбежность конца еще до того, как этот конец наступил.

Свою картину "Рождение Венеры" Боттичелли писал почти в то же время, когда Леонардо работал над " Мадонной в скалах" (1483) , а его душераздирающее "Оплакивание" ("Положение во гроб" Мюнхен) современно раннему "Оплакиванию" ("Пьета", 1498) Микеланджело - одному из самых спокойных и гармоничных творений скульптора.Грозный и непоколебимо уверенный в себе Давид Микеланджело - идеализированный образ защитника Флорентийской республики - создавался в тот же год (1500) и в той же Флоренции, когда и где Боттичелли писал свое "Рождество", проникнутое глубоким внутренним смятением и мучительными воспоминаниями о казни Савонаролы.

В произведениях Боттичелли последних двух десятилетий 15 века прозвучали те ноты, которые значительно позднее, во втором десятилетии 16 века, вылились во всеобъемлющий трагизм и гражданскую скорбь Микеланджело.Боттичелли не был титаном, подобно Микеланджело, и герои его картин не трагичны, они только задумчивы и грустны; да и мир Боттичелли, арена его деятельности неизмеримо уже, также как несравненно меньше и диапазон его дарования.

В годы наибольшей творческой продуктивности Боттичелли был довольно тесно связан с двором Лоренцо Медичи, и многие из наиболее известных произведений художника 70-80-х гг. написаны им по заказу членов этого семейства; другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного.

Однако было бы неправильно считать Боттичелли только придворным художником этого некоронованного герцога Флоренции и расценивать его творчество как выражение взглядов и вкусов его аристократического круга, как проявление феодальной реакции в искусстве. Творчество Боттичелли имеет гораздо более глубокий и общезначимый характер, да и связи его с кругом Медичи значительно сложнее и противоречивее, чем это кажется на первый взгляд.Неслучайны его увлечения произведениями Савонаролы, в которых наряду с религиозной исступленностью так сильны были антиаристократический пафос, ненависть к богатым и сочувствие к бедным, стремление вернуть Флоренцию к патриархальным и суровым временам демократической республики.

Это увлечение, которое разделял с Боттичелли и молодой Микеланджело обусловливалось, по-видимому, всем внутренним строем Боттичелли, его повышенной чуткостью к моральным проблемам, его страстными поисками внутренней чистоты и одухотворенности, особой целомудренностью, отличающей все образы в его картинах, целомудренностью, которая отнюдь не была свойственна "языческому кругу Лоренцо", с его очень далеко распространявшейся терпимостью к вопросам морали, общественной и личной.

Боттичелли учился у Филиппо Липпи, ранние "Мадонны" Боттичелли повторяют композиционное решение и типаж этого художника, одного из самых ярких и своеобразных мастеров флорентийского кватроченте.В других работах Боттичелли первого периода можно обнаружить влияние Антонио Поллайоло и Верроккио.

Но гораздо интереснее здесь те черточки нового, та индивидуальная манера, которые чувствуются в этих ранних, полуученических творениях мастера не только и не столько в характере изобразительных приемов, сколько в совершенно особой, почти неуловимой атмосфере духовости, своеобразной поэтической "овеянности" образов. "Мадонна" Боттичелли для Воспитательного дома во Флоренции представляет собой почти копию со знаменитой "Мадонны" Липпи в Уффици.Но в то же время как и в произведениях Липпи все обаяние заключается в непритязательности, с которой художник передает в картине черты своей возлюбленной - ее по-детски припухшие губы, и широкий, чуть вздернутый нос, благочестиво сложенные руки с пухлыми пальцами, плотное тельце ребенка и задорную, даже несколько развязную улыбку ангелочка с лицом уличного мальчишки в повторении Боттичелли все эти черты исчезают: его мадонна выше, стройнее, у нее маленькая головка, узкие, покатые плечи и красивые длинные руки. Мадонна Липпи одета в костюм флорентинки, и художник тщательно передает все подробности ее одежды, вплоть до застежки на плече; у мадонны Боттичелли платье необычного покроя и длинный плащ, край которого образует красивую, причудливо изогнутую линию.

Мадонна Липпи старательно благочестива, она опустила глаза, но ресницы ее дрожат, ей нужно сделать над собой усилие, чтобы не взглянуть на зрителя; Мадонна Боттичелли задумчива, она не замечает окружающего.

Эта атмосфера глубокой задумчивости и какой-то внутренней разобщенности персонажей еще сильнее чувствуется в другой, несколько более поздней "Мадонне" Боттичелли, в которой ангел подносит Марии вазу с виноградом и хлебными колосьями. Виноград и колосья - вино и хлеб символическое изображение причастия; по мысли художника, они должны составить смысловой и композиционный центр картины, объединяющей все три фигуры.

Аналогичную задачу ставил перед собой и Леонардо.В близкой по времени "Мадонне Бенуа". В ней Мария протягивает ребенку цветок крестоцвета - символ креста. Но Леонардо этот цветок нужен лишь для того, чтобы создать ясно ощутимую психологическую связь между матерью и ребенком; ему нужен предмет, на котором он может в одинаковой мере сосредоточить внимание обоих и предать целенаправленность их жестам.

У Боттичелли ваза с виноградом также всецело поглощает внимание персонажей. Однако она не объединяет, а скорее внутренне разобщает их; задумчиво глядя на нее, они забывают друг друга.В картине царит атмосфера раздумья и внутреннего одиночества. Этому в значительной степени способствует и характер освещения, ровного, рассеянного, почти не дающего теней.

Прозрачный свет Боттичелли не располагает к душевной близости, к интимному общению, в то время как Леонардо создает впечатление сумерек: они окутывают героев, оставляют их наедине друг с другом.То же впечатление оставляет и "Св. Себастьян" Боттичелли - самая поллайоловская из всех его картин. Действительно, фигура Себастьяна, его поза, и даже ствол дерева, к которому он привязан, почти точно повторяет картину Поллайоло; но у Поллайоло Себастьян окружен воинами, они расстреливают его - и он испытывает страдание: ноги его дрожат, спина судорожно выгнута, лицо поднято к небу. фигура боттичеллевского героя выражает полное безразличие к окружающему, и даже положение его связанных за спиной рук воспринимается скорее как жест, выражающий глубокое раздумье; такое же раздумье написано и на его лице, с чуть приподнятыми как будто в скорбном удивлении бровями. "Св. Себастьян" датируется 1474 годом.

Вторую половину 70-х и восьмидесятые годы следует расценивать как период творческой зрелости и наибольшего расцвета художника.

Он начинается знаменитым "Поклонением волхвов" (ок. 1475 года) , за которым следуют все самые значительные произведения Боттичелли.В датировке отдельных картин ученые до сих пор расходятся, и это в первую очередь касается двух наиболее известных картин: "Весна" и "Рождение Венеры", первую из них некоторые исследователи относят к концу 1470 годов, другие предпочитают более позднюю дату - 1480 годы. Как бы там ни было, "Весна" написана в период наивысшего расцвета творчества Боттичелли и предшествует несколько более поздней картине " Рождение Венеры". К этому же периоду, несомненно, относятся и не имеющие точной даты картины "Паллада и кентавр", "Марс и Венера", известное тондо, изображающее Мадонну, окруженную ангелами ("Величание Мадонны") , а так же фрески Сикстинской капеллы (1481-1482) и фрески виллы Лемми (1486) , написанные по случаю свадьбы Лоренцо Торнабуони (кузен Лоренцо Великолепного) и Джованны дельи Альбицци.

К этому же периоду относятся и знаменитые иллюстрации к "Божественной комедии" Данте. Что касается картины Боттичелли "Аллегория клеветы", то в этой связи высказываются самые различные предположения.

Некоторые исследователи относят эту картину ко времени "Весны" и "Венеры", то есть к годам наибольшего увлечения Боттичелли античностью; а другие, напротив, подчеркивают морализирующий характер произведения и его повышенную экспрессию и видят в нем работу 1490-х годов.

В картине "Поклонение волхвов" (Уфицци) еще много кватрочентистского, прежде всего та несколько наивная решительность, с которой Боттичелли, подобно Гоццоли и Липпи, превращает евангельскую сцену в сцену многолюдного празднества. Пожалуй, ни в одной картине Боттичелли, нет такого разнообразия поз, жестов, костюмов, украшений, нигде так не шумят и не разговаривают.

И все же неожиданно звучат совсем особые ноты: фигура Лоренцо Медичи, гордого и замкнутого, высокомерно молчащего в толпе своих оживленных друзей, или задумчивый Джулиано, затянутый в черный бархатный камзол.Невольно привлекает внимание и мужская фигура, изящно задрапированная в светло-голубой плащ, который кажется легким, почти прозрачным, и заставляет вспомнить о воздушных одеждах Граций в картине "Весна"; и общая гамма цветов с преобладающими в ней холодными тонами; и зеленовато-золотистые отблески неизвестно откуда падающего света, неожиданными бликами загорающегося то на шитой кайме плаща, то на золотой шапочке, то на обуви.

И этот беглый, блуждающий свет, падающий то сверху, то снизу, придает сцене необычный, фантастический, вневременной характер.Неопределенности освещения отвечает и неопределенность пространственного построения композиции: фигуры второго плана в некоторых случаях крупнее, чем фигуры, расположенные у переднего края картины; их пространственные соотношения друг с другом настолько неясны, что трудно сказать, где находятся фигуры - близко или далеко от зрителя.

Изображенная сцена превращена здесь в какую-то сказку, иногда вне времени и пространства. Боттичелли был современником Леонардо, с ним вместе он работает в мастерской Верроккио. Несомненно, ему были знакомы все тонкости перспективных построений и светотеневой моделировки, в чем уже около 50 лет изощрялись итальянские художники.Для них научная перспектива и моделировка объема служили мощным средством воссоздания в искусстве объективной реальности.

Среди этих художников были подлинные поэты перспективы, и в первую очередь Пьеро делла Франческа, в произведениях которого перспективное построение пространства и передача объема предметов превратились в магическое средство созидания прекрасного. Великими поэтами светотени и перспективы были и Леонардо и Рафаэль.Но для многих художников - кватрочентистов перспектива превратилась в фетиш, которому они приносили в жертву все, и прежде всего красоту.

Образное воссоздание действительности они зачастую подменяли правдоподобным воспроизведением ее, иллюзионистским фокусом, обманом зрения и наивно радовались, когда им удавалось изобразить фигуру в каком-нибудь неожиданном ракурсе, забывая о том, что такая фигура в большинстве случаев, производит впечатление неестественной и неэстетичной, то есть, в конечном счете, является ложью в искусстве.Таким скучным прозаиком был и современник Боттичелли - Доминико Гирландайо.

Картины Гирландайо и его многочисленные фрески производят впечатления подробных хроник; они имеют большое документальное значение, но художественная ценность их весьма невелика. Но среди художников-кватрочентистов были мастера, создавшие из своих полотен сказки; их картины, неловкие, чуть смешные, в то же время полны наивного обаяния.Таким художником был Паоло Учелло; в его творчестве сильны элементы живой народной фантазии, противополагавшиеся крайностям ренессансного рационализма.

Картины Боттичелли далеки от почти лубочной наивности полотен Учелло. Да этого и нельзя было ожидать от художника, приобщенного ко всем тонкостям ренессансного гуманизма, друга Полициано и Пико делла Мирандола, причастного к неоплатонизму, культивировавшемуся в кружке Медичи.Его картины "Весна" и "Рождение Венеры" вдохновлены изысканными стихами Полициано; может быть, они были навеяны празднествами при дворе Медичи, и, очевидно, Боттичелли вкладывал в них какой-то сложный философско-аллегорический смысл; может быть, он действительно пытался в образе Афродиты слить черты языческой, телесной, христианской и духовной красоты.

Обо всем этом до сих пор спорят ученые. Но есть в этих картинах и абсолютная, бесспорная красота, понятная всем, именно поэтому они до сих пор не утратили своего значения. Боттичелли обращается к извечным мотивам народной сказки, к образам, созданным народной фантазией и поэтому общезначимым.Разве может вызвать сомнение образный смысл высокой женской фигуры в белом платье, затканном цветами, с венком на золотых волосах, с гирляндой цветов на шее, с цветами в руках и с лицом юной девушки, почти подростка, чуть смущенным, робко улыбающимся? У всех народов, на всех языках этот образ всегда служил образом весны; в народных празднествах на Руси, посвященных встрече весны, когда молодые девушки выходили в поле "завивать венки", он столь же уместен, как и в картине Боттичелли.

И сколько бы не спорили ученые о том, кого изображает полуобнаженная женская фигура в прозрачной одежде, с длинными разметавшимися волосами и веткой зелени в зубах - Флору, Весну и Зефира образный смысл ее совершенно ясен: у древних греков она называлась дриадой или нимфой, в народных сказках Европы лесной феей, в русских сказках русалкой.

И конечно, с какими-то темными злыми силами природы ассоциируется летящая фигура справа, от взмаха крыльев которой стонут и клонятся деревья.А эти высокие, стройные деревья, вечно зеленые и вечно цветущие, увешанные золотыми плодами они в одинаковой мере могут изображать и античный сад Гесперид, и волшебную страну сказок, где вечно царит лето. Обращение Боттичелли к образам народной фантазии неслучайно.

Поэты круга Медичи, да и сам Лоренцо широко использовали в своем творчестве мотивы и формы итальянской народной поэзии, сочетая ее с "изящной" античной поэзией, латинской и греческой. Но каковы бы ни были политические мотивы этого интереса к народному искусству, особенно у самого Лоренцо, преследовавшего главным образом демагогические цели, значение его для развития итальянской литературы отрицать невозможно.

Боттичелли обращается не только к традиционным персонажам народных легенд и сказок; в его картинах "Весна" и "Рождение Венеры" отдельные предметы приобретают характер обобщенных поэтических символов. В отличие от Леонардо, страстного исследователя, с фантастической точностью, стремившегося воспроизводить все особенности строения растений, Боттичелли изображает "деревья вообще", песенный образ дерева, наделяя его как в сказке, самыми прекрасными качествами оно стройное, с гладким стволом, с пышной листвой, усыпанное одновременно и цветами и фруктами.

А какой ботаник взялся бы определить сорт цветов, рассыпанных на лугу под ногами Весны, или тех, которые она держит в складках своего платья: они пышны, свежи и ароматны, они похожи и на розы, и на гвоздики, и на пионы; это - "цветок вообще", самый чудесный из цветов.Да и в самом пейзаже Боттичелли не стремится воссоздать тот или иной ландшафт; он только обозначает природу, называя ее основные, и вечно повторяющиеся элементы: деревья, небо, земля в "Весне"; небо, море, деревья, земля в "Рождении Венеры". Это "природа вообще", прекрасная и неизменная.

Изображая этот земной рай, этот "золотой век", Боттичелли выключает из своих картин категории пространства и времени.За стройными стволами деревьев виднеется небо, но нет никакой дали, никаких перспективных линий, уводящих в глубину, за пределы изображенного.

Даже луг, по которому ступают фигуры, не создает впечатление глубины; он похож на ковер, повешенный на стену, идти по нему невозможно. Вероятно, именно поэтому все движения фигур имеют какой-то особый, вневременной характер: люди у Боттичелли скорее изображают движение, чем двигаются.Весна стремительно идет вперед, ее нога почти касается переднего края картины, но она никогда не переступит его, никогда не сделает следующего шага; ей некуда ступить, в картине нет горизонтальной плоскости, нет и сценической площадки, на которой фигуры могли бы свободно двигаться.

Так же неподвижна фигура идущей Венеры: слишком строго вписана она в арку склоненных деревьев и окружена ореолом зелени.Позы, движения фигур приобретают какой-то странно завороженный характер, они лишены конкретного значения, лишены определенной целенаправленности: Зефир протягивает руки, но не касается Флоры; Весна только трогает, но не берет цветы; Правая рука Венеры протянута вперед, как будто она хочет коснуться чего-то, но так и застывает в воздухе; жесты сплетенных рук Граций - это жесты танца; в них нет никакой мимической выразительности, они не отражают даже состояние их души. Есть какой-то разрыв между внутренней жизнью людей и внешним рисунком их поз и жестов.

И хотя в картине изображена определенная сцена, персонажи ее не общаются друг с другом, они погружены в себя, молчаливы, задумчивы, внутренне одиноки. Они даже не замечают друг друга.Единственно, что их объединяет это общий ритм, пронизывающий картину, как бы порыв ветра, ворвавшийся извне.

И все фигуры подчиняются этому ритму; безвольные и легкие, они похожи на сухие листья, которые гонит ветер. Самым ярким выражением этого может служить фигура Венеры, плывущей по морю. Она стоит на краю легкой раковины, едва касаясь ее ногами, и ветер несет ее к земле.В картинах эпохи Возрождения человек всегда составляет центр композиции; весь мир строится вокруг него и для него, и именно он является главным героем драматического повествования, активным выразителем содержания, заключенного в картине.

Однако в картинах Боттичелли человек утрачивает эту активную роль, он становится скорее страдательным элементом, он подвержен силам, действующим извне, он отдается порыву чувства или порыву ритма.Это ощущение внеличных сил, подчиняющих человека, переставшего владеть собой, прозвучало в картинах Боттичелли как предчувствие новой эпохи, когда на смену антропоцентризму Ренессанса, приходит сознание личной беспомощности, представление о том, что в мире существуют силы, независимые от человека, неподвластные его воле. Первыми симптомами этих изменений, наступивших в обществе, первыми раскатами грозы, которая несколько десятилетий спустя поразила Италию и положила конец эпохе Возрождения, были упадок Флоренции в конце 15 века и религиозный фанатизм, охвативший город под влиянием проповедей Савонаролы, фанатизм, которому до некоторой степени поддался и сам Боттичелли, и который заставлял флорентинцев, вопреки здравому смыслу и веками воспитывавшемуся уважению к прекрасному, бросать в костер произведения искусства.

Глубоко развитое чувство собственной значительности, спокойное и уверенное самоутверждение, покоряющее нас в "Джоконде" Леонардо, чуждо персонажам картин Боттичелли.

Чтобы почувствовать это, достаточно вглядеться в лица персонажей его Сикстинских фресок и особенно фресок виллы Лемми. В них чувствуется внутренняя неуверенность, способность отдаться порыву и ожидания этого порыва, готового налететь.

С особой силой выражено все это в иллюстрациях Боттичелли в " Божественно комедии" Данте. Здесь даже самый характер рисунка - одной тонкой линией, без теней и без нажима - создают ощущение полной невесомости фигур; хрупких и как будто прозрачных.Фигуры Данте и его спутника, по нескольку раз повторенные на каждом листе, появляются то в одной, то в другой части рисунка; не считаясь ни с физическим законом тяжести, ни с приемами построения изображения, принятыми в его эпоху, художник помещает их то снизу, то сверху, иногда боком и даже вниз головой. Порой создается ощущение, что сам художник вырвался из сферы земного притяжения, утратил ощущения верха и низа. Особенно сильное впечатление производит иллюстрация к "Раю". Трудно назвать другого художника, который с такой убедительностью и такими простыми средствами сумел бы передать ощущение безграничного простора и безграничного света.

В этих рисунках без конца повторяются фигуры Данте и Беатриче.

Поражает почти маниакальная настойчивость, с которой Боттичелли на 20 листах возвращается все к одной и той же композиции - Беатриче и Данте, заключенные в круг; варьируются слегка только их позы и жесты. Возникает ощущение лирической темы, будто преследующей художника, от которой никак не может и не хочет освободиться.И еще одна особенность появляется в последних рисунках серии: Беатриче, это воплощение красоты, некрасива и почти на две головы выше Данте! Нет сомнения в том, что этим масштабным различием Боттичелли стремился передать большую значимость образа Беатриче и, может быть, то ощущение ее превосходства и собственного ничтожества, которое испытывал в ее присутствии Данте. Проблема соотношения красоты физической и духовной постоянно вставала перед Боттичелли, и он пытался решить ее, дав язычески прекрасному телу своей Венеры лицо задумчивой Мадонны.

Лицо Беатриче не красиво, но у нее поразительно красивые, большие и трепетно одухотворенные руки и какая-то особая порывистая грация движений.

Кто знает, может быть, к этой переоценке категорий физической и духовной красоты сыграли роль проповеди Савонаролы, ненавидевшего всякую телесную красоту как воплощение языческого, греховного. Конец восьмидесятых годов можно считать периодом, с которого начинается перелом в творчестве Боттичелли.По-видимому, внутренне он порывает с кружком Медичи еще при жизни Лоренцо Великолепного, умершего в 1492 году. Античные, мифологические сюжеты исчезают из его творчества.

К этому, последнему периоду относятся картины " Благовещение" (Уффици) , "Венчание Богоматери" (Уффици, 1490 год) , "Рождество" - последнее из датированных произведений Боттичелли (1500) , посвященное памяти Савонаролы. Что касается мюнхенского "Положения во гроб", то некоторые исследователи относят его к концу 90-х годов; по мнению других, эта картина возникла позже, в первые годы 16 века, так же как и картины из жизни св. Зиновия.Если в картинах 1480-х годов чувствовалась чуткая настроенность, готовность отдаться порыву, то в этих поздних произведениях Боттичелли, персонажи уже утрачивают всякую власть над собой.

Сильное, почти экстатическое чувство захватывает их, глаза их полузакрыты, в движениях - преувеличенная экспрессия, порывистость, как будто они не управляют более своим телом и действуют в состоянии какого-то странного гипнотического сна. Уже в картине " Благовещение" художник вносит в сцену, обычно столь идиллическую, непривычную смятенность.

Ангел врывается в комнату и стремительно падает на колени, и за его спиной, как струи воздуха, рассекаемого при полете, вздымаются его прозрачные, как стекло, едва видимые покрывала.Его правая рука с большой кистью и длинными нервными пальцами протянута к Марии, а Мария, словно слепая, словно в забытьи, протягивает навстречу ему руку. И кажется, будто внутренние токи, невидимые, но ясно ощутимые, струятся от его руки к руке Марии и заставляют трепетать и сгибаться все ее тело. В картине "Венчание Богоматери" в лицах ангелов видна суровая, напряженная одержимость, а в стремительности их поз и жестов - почти вакхическая самозабвенность.

В этой картине отчетливо чувствуется не только полное пренебрежение законами перспективного построения, но и решительное нарушения принципа единства точки зрения на изображения.Это единство точки зрения, ориентированность изображения, на воспринимающего зрения - одно из достижений Ренессансной живописи, одно из проявлений антропоцентризма эпохи: картина пишется для человека, для зрителя, и все предметы изображаются с учетом его восприятия - либо сверху, либо снизу, либо на уровне глаз, в зависимости от того, где находится идеальный, воображаемый зритель. Своего наивысшего развития этот принцип достиг в "Тайной вечере" Леонардо и во фресках станци делла Сеньятура Рафаэля.

Картина Боттичелли "Венчание Богоматери", как и его иллюстрации к "Божественной комедии", построена без всякого учета точки зрения, воспринимающего субъекта, и в произвольности ее построения есть нечто иррациональное. Еще решительнее выражено это в знаменитом "Рождестве" 1500-го года, передние фигуры здесь вдвое меньше фигур второго плана, и для каждого пояса фигур, расположенных ярусами, а зачастую даже для каждой отдельной фигуры создается свой горизонт восприятия.

При это точка зрения на фигуры выражает не их объективное местоположение, а скорее их внутреннюю значимость; так, Мария, склонившаяся над ребенком, изображена внизу, а сидящий рядом с ней Иосиф сверху.

Сходный прием спустя 40 лет применил Микеланджело в своей фреске "Страшный суд". В мюнхенском "Положении во гроб" Боттичелли угловатость и некоторая деревянность фигур, заставляющие вспомнить об аналогичной картине нидерландского художника Рогира ван дер Вейдена, сочетаются с трагической патетикой барокко. Тело мертвого Христа с его тяжело упавшей рукой предвосхищает некоторые образы Караваджо, а голова потерявшей сознание Марии приводит на память образы Бернини.

Боттичелли был непосредственным свидетелем первых симптомов наступающей феодальной реакции. Он жил во Флоренции, в городе, который в течение нескольких столетии стоял во главе экономической, политической и культурной жизни Италии, в городе с вековыми республиканскими традициями, который по праву считают кузницей итальянской культуры Возрождения.Вероятно, именно поэтому, кризис Возрождения и обнаружился, прежде всего, здесь и именно здесь принял такой бурный и такой трагический характер.

Последние 25 лет 15 века для Флоренции это годы постепенной агонии и гибели республики и героических и безуспешных попыток спасти ее. В этой борьбе за демократическую Флоренцию, против возраставшей власти Медичи позиции самых страстных ее защитников странным образом совпадали с позициями сторонников Савонаролы, пытавшихся вернуть Италию ко временам средневековья, заставить ее отказаться от всех достижений ренессансного гуманизма, ренессансного искусства.

С другой стороны, именно Медичи, занимавшие реакционные позиции в политике, выступали защитниками гуманизма и всячески покровительствовали писателям, ученым, художникам. В такой ситуации положение художника было особенно трудным. Не случайно поэтому Леонардо да Винчи, которому были в одинаковой мере чужды как политические, так и религиозные увлечения, покидает Флоренцию и, стремясь обрести свободу творчества, переезжает в Милан. Боттичелли был человеком иного склада.Неразрывно связав свою судьбу с судьбой Флоренции, он мучительно метался между гуманизмом кружка Медичи и религиозно-моральным пафосом Савонаролы.

И когда в последние годы 15 века Боттичелли решает этот спор в пользу религии, он замолкает как художник. Вполне понятно поэтому, что от последнего десятилетия его жизни до нас не дошло почти не одного его произведения.Список литературы: И. Данилова "Сандро Боттичелли", "ИСКУССТВО" изд. "Просвещение" (с) 1969 Е. Ротенберг "Искусство Италии 15 века" изд. "Искусство" Москва (с) 1967 Jose Antonio de Urbina "The Prado", Scala publications ltd, London 1988-93.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях: